Хорошие манеры у детей, как обучить ребенка манерам. Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме Когда детей надо учить хорошим манерам

Чтобы воспитать своего ребенка вежливым к другим, нужно самому уважительно относиться к нему

Едва ли не каждая мама хочет видеть своего ребенка вежливым и внимательным к другим. Поэтому хорошие манеры у своего ребенка нужно воспитывать с детства. Наиболее подходящий возраст для науки — 3,5-4 года. Ведь именно в этот период развития ребенок больше интересуется всем новым.

Начинаем с себя

Чтобы приучить своего малыша к хорошим манерам, нужно самим их соблюдать. И не только в отношении взрослых, но и к детям. Ведь мальчики и девочки, с которым всегда обращаются уважительно, вырастают с чувством уверенности и уважения к себе, которое позволяет им быть доброжелательными и вежливыми к окружающим.

Чтобы воспитать у своего ребенка вежливое отношение к окружающим, нужно самому быть приветливыми к своему сыночку или дочке. Например, когда ребенок протягивает любимую игрушку, следует обязательно поблагодарить за нее и улыбнуться. А если мама или папа сделали удовольствие ребенку, и он пытается выразить свою признательность, обязательно зафиксируйте этот момент улыбкой, жестом или словом. Скажите ему: «пожалуйста», «на здоровье», — советует детский психолог.

Дети копируют поведение взрослых, не умея отличить плохое от хорошего. Часто они, несмотря на поучения и запрещения, повторяют за взрослыми их плохие манеры. Поэтому стоит хотя бы при ребенке научиться контролировать свои действия и слова.

Учимся держать вилку

Начать обучение можно с правил пользования столовыми предметами. Но не стоит пытаться за один день научить всему.

Для начала, покажите ребенку, как правильно держать вилку и как ею нужно есть. Следующей пусть будет ложка, объясните, что ею можно есть только жидкие блюда. После объясните, как правильно пользоваться столовым ножом. Сделайте акцент на том, что при пользовании ножом и вилкой, нож нужно держать в правой руке, а вилку — в левой.

По ее словам, следует показать ребенку, как лучше столовым ножом резать мясо, а как овощи. При этом следует объяснить, что не нужно все блюдо сразу резать на куски, ведь таким образом оно быстрее остывает. Нельзя брать нож в рот, есть из него, а тем более облизывать его, ведь можно порезать губы и язык.

Едим правильно!

Когда урок пользования столовыми предметами уже усвоеный, можно переходить к правилам порядка за столом.

Прежде всего нужно выработать привычку у ребенка есть только за столом. Это же касается и других членов семьи. Объясните дочери или сыну, что во время совместной трапезы нужно сидеть спокойно и ровно, нельзя играть столовыми предметами и посудой, напхать полный рот еды, одновременно разговаривая, а нужно тщательно прожевывать, — советует детский психолог.

Чтобы наставления не были сухими, можно вместе с ребенком поиграть в игры, которые бы помогали заучить хорошие манеры. Поместите любимые игрушки за столом и на их примере в форме забавы расскажите, как нужно правильно обедать.

Кроме этого, нужно с детства приучать ребенка уважительно относиться к результатам человеческого труда, воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, приучать не бросать его недоеденным.

Сдерживаем чувства

Очень важно, чтобы еще с ранних лет у ребенка сформировалась культура чувств. Поэтому, как советует детский психолог, при каждой возможности следует учить их сдерживать гнев, проявлять сострадание, стремиться оказать помощь, иметь собственное чувство достоинства и уметь свободно вступать в контакт с другими детьми и взрослыми.

Дети чутко реагируют на нравственную атмосферу в семье, воспринимают стиль эмоциональных реакций взрослых, оттенки их поведения. Сознательное управление своими чувствами у них начинается с подражания родителям. Поэтому мамочкам и папам никогда не следует забывать, что их поступки, действия, высказывания, интонации отражаются на эмоциональном воспитании детей и именно их дети воспроизводить в своей жизни.

У ребенка надо воспитывать уважение к старшим, ведь это является главным постулатом этикета. Ее нужно воспитывать везде — на улице, в магазине, в транспорте. И если он с детства овладеет основные азы этикета, то в дальнейшем не будет задумываться над тем, нужно ли давать место пожилым людям в транспорте, стоит ли помочь своему другу или изливать гнев на окружающих.

Чтобы научить ребенка хорошим манерам нужно время и большое терпение родителей. Также забудьте про частицу «нет», которая при постоянных наставлениях может привести к противоположному эффекту.

Главное помнить, что в будущем за такие простые на первый взгляд учение ваш ребенок будет вам благодарен.

Ребенок, который умело пользуется ножом и вилкой, благодарит за оказанную ему помощь или услугу, уступает место в автобусе старшим, - мечта большинства мам. Ее легко воплотить, нужно лишь последовательно учить сына или дочь правилам хорошего тона!

19:26 13.02.2013

Представим себе семейное торжество, к примеру, день рождения бабушки или дедушки. Внук какое-то время сидит со скучающей миной у накрытого стола, а потом, не сказав «простите» и даже не поблагодарив, встает и уходит в свою комнату. Участники трапезы слышат лишь стук закрывающейся двери. Настроение у именинника испорчено, родители подавлены и пытаются вразумить отпрыска через закрытую дверь, а тот лишь делает погромче звук магнитофона... Ситуация не из приятных. Однако ничего подобного не случится в семье, в которой ребенка с самого нежного возраста учили правилам хорошего тона. Только привитые в детстве благородные манеры будут совершенно естественными. Научить 18-летнюю Золушку поведению принцессы можно только в сказках. Так же малореально объяснить сыну-подростку, которого родители всегда норовили усадить в транспорте, что теперь он должен уступать место в троллейбусе старшим - с какой это стати? Поэтому не теряй времени и приучай свое чадо к хорошим манерам как можно раньше. Но прежде чем штудировать нормы этикета, прими к сведению: правила на все случаи жизни придумать нельзя. Можно научить пониманию вежливости. А это - внимание, уважение, такт и чуткость к тем, кто рядом.

Яблоко от яблони

Очень важно понять, что нормы поведения закладываются в семье. Малыши копируют манеры родителей - это доказанный психологами факт. Ты никогда не научишь кроху быть опрятным, если привыкла ходить дома одетой кое-как (это касается и мужа). Не приучишь сына или дочь к порядку, если у вас в квартире - вечный хаос. Не докажешь, что к бабушке и дедушке нужно относиться с почтением, если за глаза обсуждаешь их. Дети «зеркалят» родителей - прими этот факт за основу своей системы воспитания. То, как ты обращаешься к малышу, что говоришь в его присутствии, как себя ведешь потом, проявится в нем.

Даже если кроха пока плохо разговаривает, его нужно учить вежливым оборотам речи. Делать это следует ежедневно. «Солнышко, передай, пожалуйста, соль. Большое спасибо», «Милый, будь добр, выключи свет! Благодарю». Малыш быстрее запомнит, в каких ситуациях какие слова необходимо употреблять, как себя вести... Не забывай, что хорошие манеры - это не только правильное обращение. Общая картина состоит из незначительных, на первый взгляд, мелочей! Твои усилия по формированию «вежливого» словарного запаса сойдут на нет, если ребенок, к примеру, привык горбиться и раскачиваться на стуле.

Кстати, именно осанке следует уделять особое внимание. Во-первых, это один из тех факторов, которые формируют первое впечатление о человеке. А во-вторых, правильная осанка - залог здоровья. Юных леди и джентльменов с младых ногтей учили держать спину! Очень полезное правило, вырабатывающее осанку уверенного в себе, воспитанного человека!

Обращай внимание дочки на то, как она выглядит сидя. Ноги следует держать вместе, прижав колени друг к другу, можно наклонить голени в одну сторону. И мальчику, и девочке непозволительно разваливаться на стуле или в кресле. Можно сидеть, лишь слегка прикасаясь спиной к спинке. Скрещивать ноги и качать ими разрешается только дома! Вставать нужно, не держась за поручни кресла - легко и грациозно. А стоя не покачиваться, не держать руки в карманах и не упирать их в бока. Куда же их деть? Девочка может сомкнуть их в замок или держать сумочку, мальчику сложнее: придется привыкать держать их непринужденно.

Чем старше становится ребенок, тем пристальнее он вглядывается в то, как мы себя ведем, и повторяет - и хорошее, и плохое. Даже если ты будешь десять раз на дню говорить, что следует здороваться со знакомыми людьми, а сама при этом игнорировать соседку, с которой когда-то случился конфликт, твой урок вряд ли усвоится. А если папа за столом не сдерживает отрыжку, объяснить ребенку, что так делать не надо, еще сложнее. Поэтому, возможно, воспитательные мероприятия придется вести на всех фронтах.

NB! Ограничения воспитываются. Ковыряние в носу, почесывание затылка и даже пуканье в общественном месте для ребенка простительны. Малыш еще не знает, что так делают только невоспитанные люди. Значит, его необходимо об этом проинформировать. Для начала расскажи, что все взрослые договорились: такие действия - некрасивые. И если хочешь быть настоящим джентльменом или дамой, так делать не нужно.

Магия на каждый день

Дети принимают правила, если они кажутся им полезными. Ребенок быстро поймет, что слова «прости», «извини», «пожалуйста» облегчают жизнь. Сосед по песочнице не дал поиграть машинкой, несмотря на громогласный рев? «Он правильно сделал. Попробуй завтра подойти к нему и сказать: «Извини». А потом - попросить игрушку». Чадо поймет, что чары волшебных слов действуют. Будь терпеливой! Малыш не с первого и не со второго раза усвоит, к примеру, что, выходя из-за стола, необходимо говорить спасибо. Закрепляй навыки ежедневно! Спокойно напоминай, а при успехе - хвали. Помни также, что некоторым вещам учатся долго. Например, красиво есть ножом и вилкой. Поправляй, помогай, но не ругай, если что-то не получается. И не одергивай слишком резко, если ребенок вмешался в разговор. Делать так - неуважение к сыну или дочери. Останавливай мягко: «Дорогой(ая), я хочу закончить разговор, после этого мы выслушаем тебя». И еще: как бы ребенок себя ни вел, не навешивай негативных ярлыков: «хам, невоспитанный, грубиян». Такие слова воспринимаются на подсознательном уровне как руководство к действию. Используй более спокойные формулировки: «Мне кажется, что…», «Я думаю, что…»

NB! Плохое поведение и привычки не должны оставаться незамеченными. Истерику в магазине, демонстративное швыряние игрушек или попытку побить маму нужно немедленно пресекать. Наказывать, отвлекать или игнорировать? Поступай так, как подсказывает тебе интуиция в конкретном случае. Постарайся выработать оптимальную стратегию. И настаивай на своем. Ведь только убежденность в своей правоте позволит тебе быть услышанной и понятой.

Ролевая игра

Игры помогут выработать необходимые схемы поведения и пополнить словарный запас. Сын или дочь отправляется на день рождения к однокласснице? Отрепетируйте эту ситуацию. Пусть ребенок будет гостем на празднике, а ты - именинницей, которая принимает поздравления. Малыш говорит: «Здравствуй, Маша! Я поздравляю тебя с днем рождения! А это тебе от меня». А Маша должна сказать: «Спасибо большое, мне очень приятно тебя видеть, а твой подарок мне очень нравится!» Ей ответят: «Пожалуйста». Отрепетируйте и разговор по телефону. «Здравствуйте. Это Саша, одноклассник Маши. Я могу с ней поговорить? Пригласите ее, пожалуйста, к телефону». Точно так же обыграйте ситуации в магазине, на почте, в кафе. И приступайте к тренировкам в реальной жизни!

NB! Хвали ребенка за достижения в области усвоения хороших манер. Например, за то, что он терпеливо дожидался, пока ты вела по телефону важную беседу, за послушание, за предупредительность и за то, что он старается соблюдать правила, которым ты его научила.

Остаться естественным

Воспитывая в ребенке хорошие манеры, не перегни палку. Чтобы вежливость не перешла в наигранность, а искренняя улыбка не превратилась в лицемерную. Помню, в нашем классе была такая «маленькая дама». Родители научили ее безупречным манерам! Но одноклассники не хотели брать «принцессу» в игру: она казалась всем надменной и слишком похожей на учительницу. Не думаю, что она была счастлива...

Другая сторона жесткого «прививания» правил хорошего тона - чрезмерная скромность и стеснительность. Ребенок боится показаться невежливым и задать вопрос учителю, переспросить чье-то имя, высказать свое мнение. И этого тоже нельзя допустить! Как же сделать так, чтобы сын или дочь чувствовали границу между вежливостью и жеманностью, допустимым и некрасивым? Наверное, и маме, и папе нужно быть максимально искренними с малышом и не стесняться объяснять все аспекты поведения - своего, его, окружающих. Вот типичный пример. В гости неожиданно приезжают знакомые из другого города - с ночевкой. Их никто не ждет, да и отношения у вас не слишком близкие... Не стоит обсуждать их при ребенке, а потом встречать гостей с распростертыми объятиями! Можно объяснить все, как есть: «Вообще-то мы с папой не ждали никого. Но эти люди рассчитывают на нас - невежливо им отказать».

NB! Разбирайте все проблемные ситуации, которые случаются с ребенком, в семье. Ссора в школе, конфликт с другом, чья-то обида на сына или дочь: почему произошло так? Можно либыло этого избежать? Как поступить в следующий раз?

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был воспитан и умел вести себя в обществе других людей. Конечно, необходимо уделять много времени тому, чтобы научить свое чадо хорошим манерам и не краснеть за его поведение перед воспитателями в детском саду. Привить малышу правильное поведение помогут следующие советы.

Во-первых, нужно научить ребенка вежливости. Старших надо уважать, нельзя перебивать их и вмешиваться в разговор, повышать голос или обращаться только по имени. Следует словам благодарности «спасибо» и «пожалуйста», словам прощания и приветствия. Постепенно используя эти выражения, ребенок привыкнет к ним, и вежливость станет его натурой.

Уважение к окружающим — еще один важный пункт воспитания. Детям нужно говорить о том, как важно уступать место старшему, пропускать вперед девочек, не обзываться и не давать обидных кличек. Также хорошо рассказать, что существуют различные культуры и религии, но к каждой нужно иметь одинаковое почтение.

С детства малыша надо приучать к чистоте и порядку. Неплохо будет научить ребенка убирать после себя посуду, помочь родителям вынести мусор или аккуратно сложить игрушки.

Ребенок должен понимать, что если взрослый разговаривает по телефону, не следует мешать и отвлекать его. Можно попросить малыша в такие моменты высказывать свои просьбы не словесно, а подавая родителю знаки руками, жестикулируя. После этого можно извиниться перед собеседником и выслушать просьбу ребенка. Если родитель говорит с кем-то лично, малыш должен ожидать молча.

Правила поведения за столом обязательно знать каждому ребенку. Правильно держать столовые приборы, есть аккуратно, не пачкая все вокруг, не вставать из-за стола во время трапезы, задвигать за собой стул — всему этому родители должны учить с ранних лет.

Если малыш сделал что-то не так, не следует ругать его, особенно в присутствии посторонних. Не нужно поддаваться негативным эмоциям, выплескивать их на ребенка с криком. Вместо этого лучше запастись терпением и дружелюбным тоном объяснить правило поведения еще раз. При этом не стоит говорить малышу не делать что-то, а попросить сделать противоположное действие. Например, не указывать не баловаться, а попросить вести себя прилично.

Вероятно, что ребенку понадобится время, чтобы приучиться к красивым манерам и совершенствовать поведение. Но, научившись с детства правилам этикета, человек на протяжении всей жизни сможет быть воспитанным и интеллигентным.

Воспитывая, малышей не стоит сравнивать, приводить в пример друг другу. Такие методы скорее вызовут у ребенка негодование и ревность, чем послушание. Не стоит требовать красивых манер от совсем маленьких, ведь психика ребенка развивается постепенно, и только к 5-6 годам дети начинают контролировать свое поведение.

Самое важное, что следует помнить, воспитывая свое чадо — это то, что его манеры закладываются в первую очередь в семье. И сколько бы ни рассказывали малышу о красивых манерах, модель его поведения будет копией того, что он ежедневно видит в своей семье. Поэтому, объясняя что-либо, нужно вести себя соответственно. С самого раннего возраста малыши впитывают все, что творится вокруг них, поэтому нет ничего удивительного в том, что в семье вежливых родителей и дети будут вести себя подобающе.

Сегодня мы разберемся в вопросе как научить ребенка хорошим манерам что бы он вел себя на людях подобающе, сделаем его более самостоятельным и ответственным И дети, и взрослые учатся постепенно, шаг за шагом. Этот процесс можно разделить на три этапа (три уровня ответственности).

Ребенок в качестве помощника

На этом этапе ребенок помогает вам сделать какую-то работу. При этом он учится тому, как ее нужно выполнять. Впервые принимаясь за ка-кое-то дело, многие дети (не важно, шесть ли им лет или шестнадцать) нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого.

Я помню, как учила Пола накрывать на стол. Он стоял рядом и наблюдал за всеми моими действиями. Когда я клала нож на стол, он тоже клал нож; я раскладывала вилки, тарелки, салфетки, а он повторял за мной. После того как сын усвоил порядок расположения предметов, он все же хотел, чтобы я была рядом до тех пор, пока он полностью не убедится в том, что знает, как все нужно делать.

Однажды, когда Пол уже был подростком, он захотел заказать что-то по телефону. Но попросил меня сделать это. Я же чувствовала, что он все может сам, просто пока боится. Мы вышли из этой ситуации следующим образом: звонил Пол, а я в это время держала трубку параллельного аппарата, чтобы в случае необходимости ответить на вопросы и поддержать сына.

Учим ребенка хорошим манерам

И так, как научить ребенка хорошим манерам в домашних условиях. На этом уровне у детей есть большая часть информации, необходимой для выполнения задания. Тем не менее они могут забыть что-нибудь или им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать.

Мария всегда была хорошей помощницей. Однако поначалу у нее никогда не получалось сделать что-то так, как нужно. Например, когда она накрывала на стол, она часто забывала положить или поставить что-нибудь - салфетки, ложки, стаканы. Тогда я подходила и помогала дочери решить, чего же не хватает. Только после того, как мы с ней сделали одно и то же много раз, я могла быть уверена, что у Марии все получится.

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Третий уровень ответственности в ребенке это - самостоятельность. Ребенок не только выполняет сам всю работу, с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень - цель наших усилий.

Когда Молли было два года, ее очень интересовала одежда. Дочка тратила много времени на попытки одеться самостоятельно, и хотя на самом деле она пока не могла делать это сама, но упорно отказывалась от моей помощи. Тогда я связала ей брючки без застежек и свободные кофточки, чтобы она могла без труда их натягивать. С тех пор - вы можете не поверить, но это так - Молли начала самостоятельно одеваться. Она даже ухитрялась довольно удачно комбинировать различные предметы своего гардероба.

Чего обычно хотят родители

Уровень ответственности ребенка зависит от уровня его и возраста, а также от того, чего от Него ожидают родители. Некоторые родители не хотят перекладывать ответственность на ребенка. А иногда им просто не приходит в голову позволить ребенку самому нести ответственность.

Я одевала Рики каждый день до четырехлетнего возраста. Однажды мы с сыном отправились в гости к его другу Мартину. Когда мы вошли в дом, то увидели, как одевалась двухлетняя сестра Мартина, причем совершенно самостоятельно. Я очень удивилась и захотела выяснить, сможет ли Рики делать так же. На следующий день я предоставила его самому себе и увидела, что он и хочет, и может одеваться самостоятельно. Я просто никогда не давала ему такой возможности. Интересно, сколько бы я продолжала одевать его, прежде чем задумалась, может ли он уже одеваться сам, быть самостоятельным?

Родители сообщают о своих ожиданиях как на словах, так и без слов. В нашем примере сообщение шло не в словесной форме. Родители никогда не предлагали Рики одеться самостоятельно. В других случаях родители говорят своим детям, чего они ожидают и чего опасаются. Например: «Когда ты немного подрастешь, ты сможешь сам убираться в ванной». Или: «Не балуйся! Сейчас лампу разобьешь». Теперь мы думаем вам все стало ясно и понятно как научить ребенка хорошим манерам и воспитать в них самостоятельность и ответственность.

Научите своего ребенка ждать своей очереди в разговоре и не прерывать человека. Не забывайте, что когда вы завершите свою речь, вы должны отдать ребенку все свое внимание. Дети учатся в процессе наблюдения, поэтому покажите им, как нужно уважать других, демонстрируя уважительное отношение к своему ребенку.

Когда вы накрываете стол для семейного обеда, используйте красивую посуду и серебряные приборы. Положите вилки по левую сторону от тарелки, а ложки и ножи – по правую. Поставьте стакан и положите салфетку. Используйте нужные приборы и столовые салфетки. Дети будут подражать вашему примеру, и вы будете гордиться ими во время посещения престижного ресторана.

Расскажите детям о самых важных правилах поведения за столом. Расскажите, что на колени нужно класть салфетку (дети до 10 лет должны использовать салфетку, дети до 14 МОГУТ использовать ее). Подчеркните, что локти нельзя класть на стол, и не стоит разговаривать с набитым ртом.

Научите ребенка говорить спасибо . Ребенок должен услышать, что вы тоже употребляете это слово в своей речи. Не забывайте говорить своему ребенку спасибо каждый раз, когда он что-то вам дает. Это правило касается и маленьких детей. Благодарите ребенка, даже если он подал вам свою бутылочку .

Каждый раз говорите пожалуйста , когда вы просите ребенка об услуге. Дети учатся на примере того, что они слышат от своих родителей. Если вы поблагодарите ребенка и при этом обнимите и поцелуете его, он точно запомнит это слово.

Научите ребенка не прикасаться к предметам на столах. Не имеет значения, находитесь ли вы дома или в гостях. Объясните, что на эти предметы можно смотреть, но трогать их запрещается!

Научите своего ребенка элегантно принимать комплименты в свой адрес. Научите малыша говорить спасибо, когда это действительно нужно. Дети копируют увиденное и услышанное, поэтому постарайтесь использовать слова вежливости как можно чаще.

Научите ребенка постарше придерживать дверь перед другими людьми, особенно когда вы заходите в магазин. Покажите, как вы придерживаете двери для других людей и пропускаете их вперед. Никогда не хлопайте дверями перед лицом человека. Ребенок последует вашему примеру.

Превратите Воскресенье в праздничный день. Пусть в этот день ребенок носит парадную одежду. Для мальчиков подойдет рубашка (ее нужно заправить в брюки), свитер или курточка, брюки и кожаные ботинки. Если вы ходите в церковь всей семьей, не забывайте приветствовать каждого встречного. Следите за тем, чтобы ваши дети следовали вашему примеру. Если пожилой человек стоит в том время, когда вы сидите, встаньте и уступите место. Ребенок заметит ваш поступок и научится хорошим манерам на вашем примере.

Научите своего ребенка быть вежливым. Расскажите ему, что согласно правилам этикета нельзя пялиться на других людей, которые принадлежат к отличной расе или исповедуют другую религию. Укажите на то, что вам будет интересно познакомиться с традициями и обычаями других семей.