Контрольная работа: Экзистенциалистские идеи в русской философии. Проблема человеческого существования в экзистенциализме

Проблема человеческого существования

в экзистенциализме

Экзистенциализм

  • (от лат. existentia – существование)
  • философия существования;
  • философское течение, утверждающее
  • уникальность человеческого бытия,
  • и его невыразимость на языке понятий

экзистенциализм

  • «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр)
  • интерес к антропологической проблематики
  • попытка философствовать не с позиции наблюдателя, а с позиции деятеля
  • попытка философствовать в состоянии отчуждения
  • «что такое человек и что такое подлинная экзистенция?»

Направления:

  • Религиозный, теистический, христианский
  • Атеистический, светский

Религиозный экзистенциализм

Представители религиозного экзистенциализма

  • Серен Кьеркегор (1813-1855)
  • Карл Ясперс (1883-1969)
  • Николай Бердяев (1874-1948)
  • Габриэль Марсель (1889-1973)

Кьеркегор (Kierkegaard) Серен (1813-1855)

  • датский теолог, философ
  • взгляды развивались в полемики с философией Гегеля и романтической теологией
  • работы:
  • «Или-или»,
  • «Страх и трепет»,
  • «Болезнь к смерти»,
  • «Философские крохи»,
  • «Стадии жизненного пути» и др.

Суть позиции

  • предмет философии – человеческая индивидуальность («Единичный»)
  • существование «Единичного» - реализация индивидуального бытия через свободный выбор

экзистенция

  • нечто внутреннее, постоянно переходящее во внешнее предметное бытие, которое есть неподлинное выражение внутреннего
  • Обретение подлинного существование предполагает путь «экзистенциальной диалектики»

стадии восхождения к подлинному существованию - «экзистенциальная диалектика»:

  • эстетическая
  • этическая («рыцарь разума»)
  • религиозная («рыцарь веры»)
  • условием перехода является отчаяние

проблемы

  • грехопадения
  • «что такое страх?»
  • «что такое подлинное христианство и, что значит, быть христианином?»

Ясперс (Jaspers) Карл(1883-1969)

  • немецкий философ
  • работы:
  • «Всеобщая психопатология»
  • «Психология мировоззрения»
  • «Истоки истории и ее цель»,
  • «Духовная ситуация времени»,
  • «Современная техника» и др.

Основные темы, проблемы и понятия

  • философия - искусство мышления
  • цель философии – осветить экзистенцию и приблизить человека к трансценденции (указать этапы трасцендирования)
  • человек и его история
  • проблема «коммуникации»
  • понятия
  • «философская вера»
  • «осевое время»
  • критика пантрагизма

В истории выделяет четыре «среза»:

  • возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;
  • возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в 3-5 тыс. до н.э.
  • «духовное основоположение» человечества, произошедшее в 7-2 вв. до н.э. одновременно и независимо в Китае, Индии, Палестине, Персии, Греции – «ось мирового времени»
  • рождение научно-технической эры, подготовленное в Европе с конца средневековья, … получает быстрое развитие в 20в.

«ось мировой истории»

  • становление истории человечества как мировой истории (до «осевого времени» существовали локальные истории)
  • возникновение современного человека со своими представлениями об ответственности, возможностях и границах
  • идея возможности движения к новому «осевому времени», условие которого – правовое государство и отказ от любых форм тоталитаризма

«тоталитаризма»

  • впервые введен в политический лексикон в 20-е гг. идеологами итальянского фашизма (Б. Муссолини)
  • стремление в централизации власти и этатизме
  • к причинам относят опережающий процесс формирования массового общества по сравнению со становлением гражданского общества
  • классическими аналитическими работами являются:
  • Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951)
  • Friedrich C., Brzezinski Z.K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy.

Николай Бердяев (1874-1948)

  • русский философ, публицист
  • в 1922г. за антиреволюционную деятельность выслан за границу
  • в 1947 присуждено звание доктора теологии Кембриджского ун-та
  • работы:
  • «Философия свободы»,
  • «Смысл творчества»,
  • «Философия неравенства»,
  • «Философия свободного духа»,
  • «О назначении человека» и др.

Суть позиции

  • философия не сводится к системе понятий («знание-дискурс»), а представляет собой «знание-созерцание», т.е. предполагает язык символов и мифов
  • основные символы философии – свобода и творчество

Н. Бердяев:

«Нужно выбирать между двумя философиями – философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием… Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности»

Марсель (Marcel)Габриэль (1889-1973)

  • франц. философ, драматург, критик, основоположник католического экзистенциализма
  • работы:
  • «К трагической мудрости и за ее пределы»

Суть позиции:

  • противопоставлял два радикально отличных способа существования:
  • «обладание» - форма деградации личности, погоня за мирскими благами
  • «бытие» - озарение «божественной истиной»
  • человеческое бытие немыслимо вне общения
  • «неподлинность» межличностных отношений не продукт социальных обстоятельств, а результат забвения религиозно-нравственного измерения существования личности

Светский экзистенциализм

позиция человека, для которого по словам Ницше «Бог умер»

попытка показать последствия атеизма

Представители светского экзистенциализма

  • Мартин Хайдеггер (1889-1976)
  • Жан Поль Сартр (1905-1980)
  • Альберт Камю (1913-1960)

Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889-1976)

  • немецкий философ
  • Профессор ун-та в Марбурге и ректор ун-та во Фрайбурге
  • работы:
  • «Бытие и время»
  • «Что такое метафизика»,
  • «Вопрос о техники»,
  • «Учение Платона об истине»,
  • «Техника и поворот» и др.

М. Хайдеггер:

«Человек не философствующий – это человек спящий»

Периоды творчества: основные темы и проблемы

  • Ранний (до 1930г.)
  • феноменология Э. Гуссерля
  • задача - построения «фундаментальной онтологии»
  • Поздний (1930-1960гг.), проблемы:
  • истина
  • события бытие
  • техника

Суть позиции

  • цель – стать «Аристотелем наших дней», т.к. рассматривает проблему бытия
  • первый шаг к поиску значения бытия – вопрос о бытие вопрошающего, т.к. проблема бытия есть модус бытия человека
  • человек есть экзистенция
  • человеческая экзистенция не может быть определенна, т.к. есть потенциальное сущее
  • модусы экзистенции:
  • человек есть бытие-в-мире
  • человек есть бытие занятое и заинтересованное «другим»
  • человек есть бытие-в-мире, заинтересованное вещами как подручными средствами для реализации его собственных возможностей

Анализ человека как сущего, которое открыто бытию (экзистенциальная аналитика)

  • «неподлинная» экзистенция
  • - покорно соглашаться со своим членством в «другом» до степени растворения в сознании толпы
  • «подлинная» экзистенция
  • приходить к открытию самого себя как индивидуального субъекта

Экзистенциализм. Философской реакцией на позитивизм явилась философия существования – экзистенциализм. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире.

Экзистенциализм возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?»

Экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос, для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, культуры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира.

Многие исследователи экзистенциализма считают началом возникновения этого течения «философию жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер). Сегодня мы имеем возможность читать интереснейшие произведения Ф. Ницше, которые свидетельствуют о нем, как о философе и поэте, исследовавшем человека и его бытие посредством мифов и философских афоризмов, метафор, художественных образов и философских обобщений. Жизнь как поток интуитивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни были восприняты в 20-е годы из философии Ницше немецким экзистенциализмом.

Экзистенциализм привлекает своей озабоченностью, глубокой искренностью чувств и выстраданных оценок того мира, в котором оказывается индивид, а также анализом самочувствия человека, помещенного в различные социальные ситуации, в том числе в «пограничные» между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, обретением близких и их потерей, свободой и несвободой и т. п.

Среди экзистенциалистов имеются не только философы-профессионалы, но также и писатели, художники, кинорежиссеры, представители творческой интеллигенции; увлекается экзистенциализмом и гуманитарная студенческая молодежь.

В философии экзистенциализма различают две основные школы – немецкую, положившую начало данному течению в 20-е гг. и представленную Карлом Ясперсом (1883-1969) и Мартином Хайдеггером (1889-1976), и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны и связанную прежде всего с именами Жана Поля Сартра (1905-1980), Альбера Камю (1913-1960), Габриеля Оноре Марселя (1889-1973).

Экзистенциализм возникает в период мировых войн (немецкий – в Первую мировую войну, французский – во Вторую мировую войну) не случайно: это философское отражение драматизма эпохи XX в., самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная его проблема – отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т. п.

Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку и т. п. Согласно Хайдеггеру, страх, тревога, забота и т. д. составляют субъективное бытие человека или «бытие-в-мире», которое он считает «первичным». Эта первичность «бытия-в-мире» обусловлена, по мнению Хайдеггера, самим «настроением» индивида, его сознанием.

Таким образом. Хайдеггер считает, что бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностного. Творит внешнее бытие, по Хайдеггеру, время. В работе «Бытие и время» Хайдеггер вводит термин «экзистенциал», обозначающий различные выражения состояний бытия. Он выстраивает целую систему экзистенциалов: «бытие-в-мире», «бытие-с-другими», «бытие-здесь» и др. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться ото всех практических целевых установок, осознать свою смертность, «бренность». Обретение смысла личностного бытия возможно лишь потому, что обретение бытия идет от человека, через поиски его собственного Я.

У Ясперса это личностное бытие связывается с обостренными поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. К человеку, по Ясперсу, надо относиться как к экзистенции, под которой понимается самый глубокий уровень личности человека, то, что не может стать объектом не только изучения, но и философского созерцания.

По Ясперсу, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с трансценденцией, т. е. такой сферой, которая находится за границами сознания и познания человека и где поведение человека диктуется Богом, бессмертной душой и свободой воли. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение же человеком сущности, свободы, познания вещей внешнего мира возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т. е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Оказавшись в «пограничной ситуации», человек освобождается от господствующих ценностей, норм, установок. И это освобождение, «очищение Я дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает человеку понять иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом.

Экзистенциализм оправданно исходит из того, что «пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

Проблемы личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме. Среди французских экзистенциалистов оказались писатели, драматурги, деятели искусства, которые в художественной форме рассмотрели экзистенциальные проблемы. Например, Ж. П. Сартр написал не только собственно философские произведения, такие как «Воображение», «Воображаемое», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм», «Ситуации» – в 6 томах, но и литературные сочинения – «Мухи», «Слова», «Тошнота», «Мертвые без погребения» и другие.

А. Камю в своих художественных произведениях: «Чума», «Праведные», «Осадное положение», «Миф о Сизифе», «Изгнание и царство», «Падение» – ставит вопрос, стоит ли жизнь того, чтобы жить? И писатель приходит к выводу, что человеческая жизнь абсурдна. Единственная же правда в жизни – это непокорство. Так, Сизиф, хорошо осознавая всю абсурдность своего труда, превращает свой тяжкий труд в обвинение богам: в бессмыслицу внес смысл своим вызовом.

Позже Камю придет к выводу, что из абсурда есть и другой выход – самоубийство. В годы Второй мировой войны, когда Камю принимал участие во французском Сопротивлении, он считал, что в мире «кое в чем» все же смысл есть. Например, в спасении человека. Однако обстановка удушья в обществе не перестает его волновать все другие годы. Это он и выразил в произведении «Чума». В нем Камю предостерегает против грозящих человеку опасностей: ведь чума-беда до поры до времени дремлет, но никогда не исчезает совсем. «И возможно, придет день, когда на горе и в поучение людям чума опять разбудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города». Камю постоянно проводит мысль: жизнь – тюрьма, а смерть – надзиратель при ней: «Зачем искать заменитель утраченного смысла жизни, единственно способный осветить все другие ценности – семейные, религиозные, гражданские?» – недоумевает Камю в «Постороннем». «Зачем тешить себя сказками о победах Разума, в то время как, находясь рядом с вулканом Истории, он готов ввергнуть Землю в трагедию» – бьет он тревогу в «Чуме». «Зачем добиваться добра, люди идут по пути обмана, убийств». «Зачем, барахтаясь в грязи и лжи, они выдают это за пребывание в истине?» – укоряет писатель в «Падении». Мы видим, что Камю пишет об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Камю, Сартр, Марсель экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: все человечество находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Задача философии экзистенциализма – помочь человеку, который неотделим от человечества. Пересматривая ценностные ориентации, в том числе и свое мышление (о чем писали Рассел и Эйнштейн в своем «Манифесте»), человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем.

Латинское слово «экзистенция» означает существование, поэтому экзистенциализм переводится как «Философия существования». Центром этой философии является человек. Экзистенциалисты за основание бытия принимают переживания человека, его противоречивое отношение к объективному бытию. Смысл жизни они видят или в бунтарском противостоянии действительности, или в уходе от нее (самоубийство, пассивность). Экзистенциализм находит себе почву среди молодежи, студенчества, художественной интеллигенции.

Основоположником этого философского течения является СёренКьеркегор (1811-1855). Он родился в Копенгагене, в семье состоятельных родителей; его воспитание осуществлялось в духе суровых христианских канонов протестантского толка. Хилый и болезненный мальчик, Сёрен в школьные годы подвергался многочисленным насмешкам со стороны обидчиков. По окончании школы семнадцатилетний Кьеркегор был зачислен студентом теологического факультета Копенгагенского университета, однако теология не увлекала его. Он больше интересовался эстетикой, и в конечном итоге учеба его затянулась на целых десять лет.

В этом возрасте Кьеркегор был склонен вести неупорядоченный, богемный образ жизни. Серьезным эпизодом в его биографии стала неожиданно расстроившаяся помолвка с юной девушкой, к которой он питал нежные чувства. Вскоре последовали смерть отца, матери, всех сестер и двух братьев. В результате этих жизненных невзгод он замкнулся в себе, вел сугубо одинокий образ жизни, хотя и был обеспечен, получив наследство. Все это говорит за то, что Серен Кьеркегор имел личный опыт душевного дискомфорта, глубоких переживаний, что возможно и предопределило его обостренное чувство одиночества и неуверенности, выразившееся в философии экзистенциализма.

С. Кьеркегор обращает внимание на духовную сторону нашего существования.

Работы Кьеркегора: “Страх и трепет”, “Понятие страха”, “Болезнь к смерти”, “Или- или” и др. основаны на идеях протестантской догматики и имеют антигегелевскую направленность, хотя в них многое заимствовано у Гегеля, например диалектическое видение духовного мира.

Отправным пунктом в рассуждениях Кьеркегора является Библейская история первородного греха. Адам и Ева, как известно, нарушили запрет Бога и вкусили плод от древа познания. Кьеркегор видит в этом некий качественный скачок, переход от незнания к знанию.

Адам и Ева, как наши далекие прародители, обрели свободу и независимость от Бога.

Этот скачек должен рассматриваться как поворотный пункт в судьбе человечества (и человека), как начало всемирной истории.

В основе перехода от незнания к знанию лежит эротическое начало: первородный грех есть нарушение этического запрета и добровольное подчинение гносеологическому запрету. Теперь, после изгнания Адама и Евы из Рая, все, что не поддается разуму, считается неистинным и должно быть отброшено как таковое. Вместо “старого” Бога появился “новый” Бог - рациональная истина.

Итак, первородный грех ознаменовал собой переход от древа жизни (его символом считается Иерусалим) к древу познания (его символ- столица Древней Греции Афины, родина рациональной философии).

Но Адам и Ева обманулись. Избегнув одних рамок необходимости- подчинения воле Бога, они попали “в капкан” других рамок еще более жесткой необходимости, ибо разум все сводит к поискам законов и конечных причин. Человек оказывается игрушкой в рукахприроды и общества, где над ним господствуют эти законы и причины. Иначе говоря, обретенная свобода оборачивается несвободой нового толка.

В этом заложен трагизм человеческого бытия. Началом философии (экзистенциализма) Кьеркегор полагает не удивление, как это было у Сократа , а отчаяние. Оно возникает тогда, когда человек осознает отсутствие возможностей. Первородный грех, порожденный желанием свободы, оборачивается страхом перед “Ничто”, т. к. Бог уже не с человеком, а далеко от него. Вот почему страх Кьеркегор называет “обмороком свободы”. Именно в этой точке духовного одиночества и незащищенности человека возникает отчаяние как осознание своей обреченности. Поиски спасения и рождают философию.

Отчаяние может отступить только в том случае, если блеснет вдалеке луч надежды. Но это произойдет только тогда, когда через бесконечное самоотречение и осознание своей вины человек возвращается к Вере. Безверие обрекает человека на гибель. Таким образом, чтобы преодолеть отчаяние, мы должны отвергнуть Разум и принять Веру, от древа познания вернуться к древу жизни.

Мыслить в рамках экзистенции, по Кьеркегору, означает столкнуться с ситуацией личного выбора . В реальной жизни каждый из нас находится в этой ситуации. Выбор осуществляется при наличии альтернативных возможностей. Кьеркегор призывал отличать в человеке “зрителя” (согласно Гегелю человек есть лишь игрушка в руках мировой необходимости) от “актера”, который, играя свою роль, тем самым творит спектакль (реальную жизнь).Только “актер” вовлечен в экзистенцию.

Выбор всегда связан с принятием решения. Эта процедура может опираться на научные, математические знания, на этические и эстетические представления. Но всегда за ней стоит конкретная человеческая жизнь, и поэтому отвлеченные рассуждения при выборе мало помогают.

Причиной экзистенциальной ситуации в конечном итоге Кьеркегору видится отчуждение человека от Бога. Чем дальше это происходит, тем больше в человеке растет чувство отчаяния.

Каждый человек, считает Кьеркегор, наделен сущностью, которую он должен в себе привести в действие. И это может быть сделано им только через приход к Богу.

С. Кьеркегор первый привлек внимание к сложному духовному миру человека. Идеи С. Кьеркегора получили развитие в философии экзистенциализма 20 века.

Представители экзистенциализма 20 века: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю. Общие идеи: различается подлинное и неподлинное бытие человека. Подлинное бытие – это состоявшаяся жизнь человека, в которой была развита и проявлена его индивидуальность. Неподлинное бытие – жизнь, прожитая по стандартам в соответствии с общепринятыми нормами. Подлинное бытие не дано изначально. Человек должен найти к нему путь. Состояние, которое выводит человека к поиску подлинного бытия – пограничная ситуация, страх утраты своего Я. Больше всего мешает достичь подлинного бытия неприятие всего необычного, отрицательная реакция на любые нетипичные оценки поступки.

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) утверждал, что мир, в котором живет человек, заново возникает в его человеческой деятельности. Жизнь и деятельность человека предполагает выход из себя, что может обернуться трагедией, изменой самому себе. М. Хайдеггер предлагает осуществить «поворот» - обращение человека к самому себе, создающее новую духовную атмосферу для всего мира. Он полагает, что такой поворот предотвратит человечество от катастрофы, освободит его от власти техники и тем самым приблизит человека к состоянию естественного поведения.

Экзистенциалисты утверждают, что, делая выбор, человек обретает себя и одновременно обретает свободу. Его свобода состоит в том, что он не выступает как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирает» самого себя своими действиями. Свободный человек несет ответственность за свои поступки, за свою жизнь, а не оправдывает их внешними обстоятельствами.

Жан Поль Сартр (1905 – 1980) француз утверждал, что фактическое бытие человека случайно. Человек может свободно выбирать себя в любой эпохе. Свобода является основанием истории. Сознание – это синоним свободы.

Альбер Камю (1913 – 1960), француз, Лауреат Нобелевской премии. Он утверждал, что в этом мире человек всегда посторонний, земное бытие абсурдно и удел каждого человека бесконечно печален. Этот мир не имеет высшего смысла. Призывом к бытию является бунт. Это форма осознания себя человеком. Есть несколько видов бунта: исторический (или метафизический) и художественный. Восстание человека против всего мироздания – это исторический бунт. Исторический бунтарь отвергает Бога, изменяет историю, восстает против властей. Художественный бунт вносит поправки в реальный мир. Камю считал, что нужно помочь человеку стать сознательным, свободным от идеологических и прочих доктрин. Мир спасет красота. Красота и общение выведут людей из изоляции и приведут к социальной справедливости.

Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969); французские философы и писатели Жан-Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889-1973), Альбер Камю (1913- I960).

Мартин Хайдеггер , придаваясь анализу смысла категории бытия, определяет бытие как существование вещей во времени. Таким образом, он положил начало экзистенциальной философии.

Бытие человека мыслитель обозначает термином “dasein”, означающее бытие сознания. Только человек знает о своей смертности и только ему известна временность своего существования. Благодаря этому он способен осознать свое бытие.

Человек, попадая в мир и присутствуя в нем, испытывает состояние заботы. Она выступает в виде единства трех моментов: “бытия-в-мире”, “забегания вперед” и “бытия-при-внутримировом-сущем”. Быть экзистенциальным существом, полагал Хайдеггер, значит быть открытым для познания сущего.

Структура заботы как бы объединяет прошлое, будущее и настоящее. Причем прошлое у Хайдеггера выступает как заброшенность, настоящее как обреченность на порабощение вещами и будущее как воздействующий на нас “проект”. В зависимости от приоритета одного из этих элементов бытие может быть подлинным или неподлинным.

«Неподлинное бытие – это мир «манн». Это мир обыденного человеческого существования. Это мир молвы и двусмысленности, мир сует, мир прозаической борьбы за существование, мышиной возни и «тараканьих» бегов. Это мир, где человек занимается осуществлением карьеры, любовью, дружбой, всевозможными хобби. И всё это призвано замаскировать подлинное бытие человека, которое открывается ему только в экстремальных ситуациях, называемых «ясперсом». Только перед лицом необратимой смерти человек обнаруживает подлинное собственное бытие, каковым является экзистенция. Содержанием экзистенции является абсолютная свобода человека. Но с точки зрения здравого смысла абсолютная свобода выглядит полным абсурдом. Свобода от природных законов оказывается ничем иным, как свободой самоубийства. Именно так понимает этот вопрос Хайдеггер. Смерть по Хайдеггеру – иероглиф свободы. Самоубийство – высшее проявление человеческой свободы, отсюда знаменитая хайдеггерская «свобода для смерти» » (2).

В целом идеи мыслителя представляют собой попытку преодолеть недостатки старой философии и найти пути к решению проблем выживания людей.

Помимо Хайдеггера, оказал решающее влияние на экзистенциализм К. Ясперс . Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая однако ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного мышления» университетских профессоров.

Специфика экзистенциализма Ясперса проступает в его учении о "пограничных ситуациях", которое послужило в последующем основой для защиты "культурно-психологической ценности". Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается в человеке лишь в моменты глубочайших жизненных потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина и т.д.). Именно в эти периоды происходит "крушение шифра": человек освобождается от груза своих повседневных забот (от "наличного бытия-в-мире") и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от "трансцендентального бытия-в-себе"). Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования ("озарение экзистенции") и его подлинные переживания Бога (трансцендентного).

Основной темой учений Ясперса являются человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В отличие от естественных наук история изучает человека, а потому отличны и методы изучения. Чтобы понять историю, необходимо дать себе отчет в том, что же такое человек; в свою очередь, человеческое существование раскрывается через время, через историчность. Она обосновывается идеей "осевого времени" времени расцвета античной и восточной культур. По мнению Ясперса, в истории действует идея единства, однако полное объединение человечества никогда не будет завершено.

Жан-Поль Сартр был писателем. Его литературные и философские работы, начиная с романа «Тошнота» (1938), пронизаны идеями экзистенциализма.Гуманность экзистенциализма по Сартру, прежде всего, заключается в том, что это учение не рассматривает человека как объект, следовательно, не ставит его в один ряд с неодушевленными предметами. По убеждению Сартра, человек не поддается определению по той простой причине, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком же он становится, проходя жизненную дистанцию и набивая шишки на тернистом пути. При этом «творит себя сам» с помощью таких инструментов, как желание и воля. Это Сартр называл субъективностью, благодаря которой, человек и возвышается над остальной природой. Французский мыслитель был атеистом, поэтому лозунг «Человек – царь природы» нисколько ему не чужд.

Свою сущность человек разумный приобретает только в процессе жизни, а потому и несет полную ответственность за «бесцельно прожитые годы».

Очень ярко и образно эту идею Сартр доносит нам как писатель. Только в отличие от философских работ, в его литературных произведениях опытными полигонами являются мораль и политика. Уже в «Тошноте» писатель стремится убедительно доказать, что мир не наполнен смыслом, а наше «Я» просто бесцельно. Лишь через акт сознания и выбора, «Я» способно придать миру значение и ценность: «Жизнь приобретает смысл, если мы сами придаем его ей» (6, с. 71).

Что касается морали, то здесь французский мыслитель также не смог преодолеть свой индивидуализм. Превознося свободу человека, Сартр так и не дал четкого ответа на вопрос: что же с этой свободой делать?

Габриэль Марсель написал большое число сочинений на данную тему. По мысли Марселя, человек - это "воплощенное бытие", который, осознавая свою воплощенность, ощущает мистическую связь духа с телом.

«Экзистенциальное философствование неизбежно предполагает осознание себя как воплощенного, телесного субъекта "в плену" пространства и времени. Для человека, считал Марсель, характерна онтологическая потребность - потребность быть. Это экзистенциальное бытие достижимо через сосредоточенность, главная цель которой заключается в мистическом постижении Присутствия Бога. По Марселю, единственный выход из замкнутого экзистенциального состояния состоит в познании Бога, ощущении своей связи с Ним. Это познание происходит не рационально, а путем личной мистической встречи с Богом. В постижении Тайны бытия и обретении Присутствия Бога заключается для человека возможность победить время и смерть. О Присутствии Бога говорят не рациональные теории, а свидетельство самой жизни человека, обретающего веру и отказывающегося от внешнего мира и его ценностей» (4, с. 116).

Его принципиальная установка на личный религиозный опыт делала ненужными догматические принципы, что и привело к осуждению экзистенциализма в Католической Церкви.

Альбер Камю не ставит вопроса о бытии вообще, в отличие от Хайдеггера и Ясперса. Камю оставляет бытие в стороне и сосредоточивает внимание на проблеме смысла. Смысла чего? Человеческой жизни, истории, индивидуального существования.

Его взгляды развиваются в условиях, когда вера в Бога утрачена, и стало ясно, что человеческое существование конечно в абсолютном смысле, т.е., что индивидуума ждет полное уничтожение, абсолютное ничто.

В этой ситуации сам собой напрашивается вывод о том, что никакого объективного смысла человеческой жизни нет, так как дать ей этот смысл некому. Ведь для Камю, как и для экзистенциализма вообще, исходным пунктом является индивидум. Это - философия, как мы знаем, проникнута глубочайшим индивидуализмом и субъективизмом.

По Камю, человек первоначально выступает в своем абсолютном одиночестве и конечности. Но если человек одинок и идет к своему неизбежному и абсолютному концу, то о каком смысле его существования вообще можно говорить?

Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие.

Принцип абсурда – исходный постулат концепции Камю. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни: соприкосновение со смертью – при нём многое, ранее казавшееся важным для человека теряет свою актуальность и кажется бессмысленным; соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

Камю видит только 2 выхода из отчужденного состояния абсурда: Бунт Камю – это фактически бунт против разума, борьба за его развенчание, поскольку разум не способен постичь мир. Это, прежде всего, борьба человека за свое человеческое достоинство. Указав на суицид, он сразу его отвергает, т.к. это крик отчаяния, который не в силах пробить стену абсурда. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, называется …

Мировоззрением

К объектам, являющимся мысленной конструкцией, относится …

Физический вакуум

К методологическим функциям философии относится _______ функция.

Эвристическая

Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторяемость, цикличность, что отражается в диалектическом законе …

Отрицания отрицания

Способность сложной системы видоизменять свою структуру называется …

Самоорганизацией

Форма бытия общественного сознания, воплощенного в различных формах духовной культуры, называется …

Объективной идеальной

Раздел философии, рассматривающий бытие, существование, называется …

О. Шпенглер

Философом, считающим, что либерально-демократические идеи одержали победу в глобальном масштабе, является …

Ф. Фукуяма

Продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации называется …

Обществом

Особенностью индустриального общества является …

Механизация производства

Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется …

Экспериментом

Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется

Научной революцией

Основными формами и уровнями научного познания являются …

эмпирический

теоретический

Сторонники антитехницизма считают, что …

Техническое развитие становится самоцелью

Элементарными формами отражения действительности, являются …

механическое

физическое

химическое

Истинное знание, согласно прагматизму, …

Ведет к успешному действию

Взаимосвязаны

Не связаны друг с другом

Способность человека отражать мир в идеальных образах называется …

Сознанием

С точки зрения аксиологического подхода культура представляет собой …

Систему ценностей

Нравственный центр личности есть …

К представителям философского неореализма относится …

Б. Рассел

Центральным мировоззренческим принципом античной философии является

Космоцентризм

С точки зрения средневекового ревеляционизма, Истина открывается человеку посредством

Откровения

Критическая философия И. Канта направлена на обоснование первичности …

Субъекта

Создателем первой философской системы в истории русской философии является …

В. С. Соловьев

Зенон Элейский в своих апориях поставил проблему …

Логических противоречий

Философское учение, отождествляющее Бога и мир, называется …

Пантеизмом

Характерной чертой немецкой классической философии является …

Антропосоциоцентризм

Виднейшим представителем русского религиозного экзистенциализма является философ …

Н.А. Бердяев

Философско-мировоззренческий рационализм исходит из идеи …

Благой закономерности

Русским мыслителем, считавшим, что без философии «наука – сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм», был …

П. Л. Лавров

В настоящее время наиболее разработанной является ___________ картина мира.

физическая

Направление в философии, согласно которому вещи существуют только потому, что люди их ощущают, называется …

солипсизмом

Единица мысли, содержащая систему существенных признаков предмета, называется

понятием

Носителем познавательной активности является …

Основными формами сознания являются …

индивидуальное

общественное

корреспонденции

Главным признаком развития общества, с точки зрения сторонников теории циклического развития, является …

волнообразные ритмы

Структурными элементами материально-производственной сферы является(-ются) …

производительные силы и производственные отношения

Подход к проблеме развития научного знания, согласно которому наука есть процесс постепенного накопления фактов, теорий, истин, называется …

кумулятивизмом

Логический путь от общего к частному называется …

дедукцией

К ненаучным формам познания относятся …

паранаука

лженаука

Периодом зарождения технических наук является …

вторая половина XV века – 70-х гг. XIX века

Двойственность человека проявляется в том, что он …

существует в сфере материального и идеального

Линейная концепция причинности характерна для …

метафизики

Общей чертой, присущей как философскому, так и научному знанию, является

теоретический тип знания

Родиной термина «философия» является …

Древняя Греция

Учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия называется

диалектикой

Одномерность, асимметричность и необратимость характеризуют такой атрибут материи, как …

Коренной технологический переворот в развитии производительных сил общества в XX в. называется …

научно-технической революцией

Основными факторами, влияющими на развитие науки, представители интернализма считают …

внутренние идеи, присущие научному познанию

научной теорией

Предел совершенства обозначается в философии термином « ______ ».

Согласно философскому иррационализму, сущностью человека является …

Нормативно одобренный образ поведения человека выражается понятием «социальная (-ый)_____ ».

Культура личности – это прежде всего …

система нравственных норм

В центре внимания древнегреческой натурфилософии стоит вопрос о(об) …

первоначале

По И. Канту, сознанию доступны только …

феномены

«Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах», утверждают сторонники

сенсуализма

Центральной проблемой средневековой философии является доказательство

бытия Бога

Понятие «интенциональность» является характерным для философского направления

феноменология

Этическая позиция Л. Н. Толстого может быть охарактеризована как этика …

П. Сорокин

Согласно классической концепции, истина – это …

адекватное отражение объекта субъектом

С позиции агностицизма, сущность и явление …

Не связаны друг с другом

Чувственное и рациональное познание …

взаимосвязаны

Философско-мировоззренческий подход, который преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки, ее роль в жизни общества, называется

сциентизмом

Сущностью социальной функции философии является …

формулировка коллективных целей развития

Принципы творения и удвоения характерны для ___________ картины мира.

религиозной

Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «осевое время», был …

К. Ясперс

Большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям их общественного сознания, называется …

О. Тоффлер

К явлениям международного сотрудничества в правовой сфере относится …

выработка и ужесточение законов против торговли наркотиками

В процессе социализации человек формируется как …

личность

В философии Древнего Востока и Античности человек мыслился как …

микрокосм

В широком смысле ценность представляет собой …

Положительную значимость

Представителем современной философии науки, считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является …

П. Фейерабенд

Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является …

Заблуждения человеческого ума Ф. Бэкон назвал …

Основоположником позитивизма в философии является …

Оппозиция материализма и идеализма в древнегреческой философии представлена учениями

Демокрита и Платона

Реализм и номинализм – направления в средневековой схоластике, решающие проблему …

универсалий

Положительное содержание метафизических идей И. Кант усматривает в том, что они являются …

предметами практического разума

Одной из специфических черт русской философской традиции является …

панморализм

Существование «врожденных идей» признают представители …

рационализма

Гносеологический релятивизм отрицает существование _______ истины.

объективной

Учение, сторонники которого полагают, что субъект познания пассивно воспринимает и отражает свойства воздействующего на него объекта, называется …

созерцательным материализмом

Древнегреческие философы досократики отождествляли бытие с …

Космосом

Дифференцированное, но вместе с тем целостное единство называется …

системой

Сократ понимал под диалектикой …

искусство спора

Классическая концепция истины основана на принципе …

корреспонденции

Гносеологический оптимизм утверждает, что …

объективный мир принципиально познаваем

Рациональное познание, в отличие от чувственного, отражает действительность

в существенных связях и закономерностях

Представителями гилозоизма, признававшими одушевленность всей материи, были …

Дж. Бруно

Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внешних по отношению к науке факторах (исторический контекст, социально-экономические условия и т.д.), называется …

экстернализмом

Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется …

научной теорией

Философом, который ввел понятие «парадигма» в философию науки, является

Философская школа, считающая глобализацию завершающей стадией капитализма, называется …

неомарксизмом

Исходным принципом философии Г. Гегеля является …

тождество бытия и мышления

С точки зрения Й. Хейзинги, главным внутренним принципом культуры является …

игровое поведение человека

В качестве подлинно научного метода познания Ф. Бэкон утверждает …

индукцию

Воплощением идеи русской самобытности, объединившим в себе жизненный уклад и комплекс морально-нравственных норм, выстроенных на принципах православия, самодержавия и общинности, является, по мнению славянофилов, понятие …

соборности

Для диалектического материализма характерно следующее представление о материи:

Свойства пространства и времени зависят от материальных объектов.

Объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, в диалектическом материализме называется …

материей

Субъективный идеализм отождествляет реальность с …

И. Кант очертил сферу философии следующими вопросами: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?» и «_________»

Что такое человек?

Процесс превращения результатов деятельности человека в нечто, не зависящее от него и господствующее над ним, называется …

отчуждением

Человек как творец культуры находится в центре внимания философии …

Возрождения

В просветительском мировоззрении ценность понимается как …

регулятивная идея

Философы эпохи Нового времени считали, что определяющей функцией философии является …

гносеологическая

Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли

метафизическим материализмом

Предметом философии является …

(1821 - 1881) - писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религиозные, психологические идеи разрабатывал главным образом в своих художественных произведениях. Оказал значительное влияние на развитие русской религиозной философии конца XIX - начала XX века, а в более позднее время и на западную философ-скую мысль — особенно экзистенциализм.

Как мыслителя экзистенциального склада его волновала тема взаимоотношений Бога и человека, Бога и мира. По Достоевскому человек не может быть нравственным вне идеи Бога, вне религиозного сознания. Человек, согласно ему, есть великая тайна: нет ничего значительнее человека, но нет и ничего страшнее. Ибо: человек есть существо иррациональное, стремящееся к самоутверждению, то есть к свободе.

Но что есть свобода для человека? Это - свобода выбора между добром (жизнью «по Богу») и злом (жизнью «по дьяволу»). Вопрос в том, может ли человек сам, руководствуясь чисто человеческими устоями, определить, что есть добро и что есть зло. По Достоевскому, вступив на путь отрицания Бога, человек лишает себя нравственного ориентира, и совесть его «может заблудиться до самого безнравственного»: нет Бога, нет греха, нет бессмертия, нет смысла жизни. Кто теряет веру в Бога, неизбежно становится на путь саморазрушения личности, как герои его романов — Раскольников, Свидригайлов, Иван Карамазов, Кириллов, Ставрогин.

Но в рассуждениях Великого Инквизитора («Братья Карамазовы») проводится мысль: свобода, проповедуемая Христом и счастье человеческое несовместимы, ибо свободу выбора могут вынести только немногие сильные духом личности. Все остальные свободе предпочтут хлеб, материальные блага. Оказавшись свободными, люди тут же будут искать, перед кем прекло-ниться, кому предоставить право выбора и на кого возложить ответственность за него, поскольку «спокойствие... человеку дороже свободы выбора в познании добра и зла». Поэтому свобода возможна только для избранных, которые, взяв на себя ответственность, будут управлять огромной массой слабых духом людей.

Да, реальная история действительно не совпадает с высоким христианским идеалом, но взгляд на человечество, предлагаемый Великим Инквизитором, является по сути, антихристианским, содержащим «замаскированное презрение к нему». На самом деле, выбирая зло, каждый человек поступает вполне свободно и сознательно, он знает, кому он служит - Богу или сатане. Это часто приводит героев Достоевского на грань психических расстройств, к появлению «двойников», олицетворяющих их больную совесть.


По существу, образ Великого Инквизитора олицетворяет у Достоевского замысел безбожного социалистического устройства общества («дьяволова идея»), для которого главный ориентир - насильственное единение человечества на основе и во имя всеобщего материального благополучия, не принимая во внимание духовное происхождение человека. Атеистическому западному социализму Достоевский противопоставляет идею все объединяющего русского социализма, в основе которого лежит жажда русского народа всеобщего, всенародного, всебратского объединения.

Одну из первых версий экзистенциальной философии разработал в России Н.А. Бердяев (1871-1948), которого называют "философом свободы"; Экзистенциализм - философское учение, которое анализирует переживание человеком своего существования (экзистенции) в мире.

Развивая свое учение, Бердяев воспринял философию немецкой классики, а также религиозно-нравственные искания В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.Ф. Федорова. Его основные работы: "Философия свободы", "Смысл творчества", "Философия неравенства", "Смысл истории", "Философия свободного духа", «Русская идея», "Судьба России", " Истоки и смысл русского коммунизма", "Самопознание" и др.

Основная особенность философского учения Бердяева - его дуализм , т.е. мысль о внутренней раздвоенности, расколотости мира и человека. В основе всего лежат, согласно ему, два начала: дух, находящий выражение в свободе, субъекте, творчестве, и природа, находящая выражение в необходимости, вещественности, объекте.

Изначально существует только одно нераздельное бытие, в котором сливается субъект и объект - иррациональная, безосновная свобода, которая постигается как факт мистического опыта и в которой совершается Богорождение (Бердяев: "Свобода первичнее бытия").

Человек, получив творческую свободу от Бога, "отпал" от него через грехопадение, через стремление утвердить свой мир, как единственный. В результате он (человек), идя по пути "злого" творчества, погрузился в царство несвободы - социальное царство механических коллективов (государство, нация, класс и т.д.), где он теряет свою индивидуальность, способность к свободному творческому самоутверждению. Вследствие этого сознание человека объективируется, т.е. детерминируется и подавляется массивностью, тяжестью мира, подчиняется обстоятельствам.

Поэтому, говорит Бердяев, наша жизнь несет на себе печать несвободы, которая открывается человеку его страданиями ("Я страдаю, следовательно, существую"). Человек оказывается внутренне раздвоен в своем существовании: в нем есть «Я» подлинное (духовное, божественное - порыв к свободе; определяемой «изнутри») и «Я» неподлинное (социальное, безличное, объективное).

Однако у человека есть надежда - на Бога, который «нисходит» в социальную историю Христом. Явление Христа, говорит Бердяев, преобразовы-вает отрицательную (творчество против Бога) свободу в положительную (творчество во имя Бога и вместе с Богом) свободу. Но исход борьбы этих двух устремлений (свобод) зависит от человека.

Утверждение "положительной свободы" будет означать, по Бердяеву, наступление экзистенционального (творческого) времени, когда в истории утверждается диалектическое единство божественного и человеческого, а человек в своем свободном творчестве уподобится Богу. В результате социальный мир преобразуется на началах "соборности" или "коммюнитарности". Под этим Бердяев понимал религиозную разновидность коллективизма, выработанную русской передовой жизнью и философской культурой России, идущей от славянофилов. Именно здесь человек перестанет быть только средством ("навозом") для будущего прогресса (будущих поколений) и превратится в нечто самоценное (перед Богом все равны), в свободную творческую индивидуальность.

Такое идеальное общество философ противопоставлял как русскому социализму, так и западной бездушной индивидуалистической цивилизации ("Социализм и капитализм есть две формы рабства человеческого духа у экономики").

"Русская идея" в творчестве Бердяева также несет печать дуализма.Согласно ему, через русскую историю, проходит раскол, дуализм. Русская история прерывна и катастрофична. Через социальные катастрофы (бунты, войны, революции - "судьбу и крест России"), каждый раз рождается как бы новая Россия (Русь Киевская. Русь времен татаро-монгольского ига, Русь Московская, Русь Петровская, Советская Россия, которая уйдет в прошлое, когда русский парод осознает религиозную сущность своего характера). Здесь каждый период противостоит другому.

Этому соответствует и раскол внутри России: между обществом (народом) и государством, внутри церкви, между интеллигенцией и народом, внутри интеллигенции ("славянофилы - западники"). Двойственна также русская культура и природа русского народа, в котором женское (смирение, отречение, сострадание, жалость, склонность к рабству) и мужское (буйство, бунтарство, жестокость, любовь к вольнодумству) начала составляют основу русской души, ни в чем не знающей меры: природная, языческая стихия и православное смирение.

Эти противоречия, согласно Н. Бердяеву , связаны с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории: Восток и Запад. Но в целом русский народ не был народом той культуры, которая основана на рациональных, упорядоченных, усредненных западноевропейских началах. Он - народ крайностей, вдохновений и откровений. И, тем не менее, считает Бердяев, Россия преодолеет свойдуализм, влившись в Космическое время, царство Божие, которое утверждается на Земле в виде "соборности" ("коммюнитарности ").

Близкий к Бердяеву по экзистенциально-персоналистическому умонастроению Л. И. Шестов (1866 - 1938) в своих работах «Апофеоз беспочвенности», «Афины и Иерусалим» и др. обосновывает мысль о трагической абсурдности человеческого существования; выдвигает образ обреченного человека - субъекта, погруженного в мир хаоса, господства стихии, случайности.

Философствование, по его мнению, должно идти от субъекта, ориентируясь не на мышление, разум (рацио), а на переживание существования с его миром глубоко личностных истин.

Философскому умозрению, т.е. рационалистическому «духу Афин» он противопоставляет откровение, доверие к основам жизни, имеющим Божественный источник («дух Иерусалима»). В целом Шестов делает главный для своей системы вывод - истинная философия вытекает из того, что есть Бог.

Творчество другого философа-идеалиста В. В. Розанова (1856 - 1919), условно сопоставимое с экзистенциализмом, отличается большой оригинальностью и литературным блеском (работы: «Люди лунного света», «Опавшие листья», «Уединенное» и др.). Критикуя ортодоксальное христианство за его аскетизм и «бесполость», но веря в Бога на уровне интуиции, он утверждал религию пола, любви, семьи как перводвижущих стихий жизни, источника творческой энергии человека и духовного здоровья нации.

Поднимая тему России, Розанов выступал против темных, саморазрушительных начал в русской натуре, в том числе против нигилизма, создающего почву для революционных потрясений. В революции он видел лишь разрушение национальной жизни. Глубоко любя Россию, он, вместе с тем, не принял не только революцию 1917 г., но и идею социалистического государства российского общества.