Месяца на калмыцком. Калмыцкий астрологический календарь

Заяц - символ наступающего года

Любой календарь составляется из основной единицы измерения времени по движению планет: сутки, неделя, месяц, год. Движение планеты Луна вокруг Земли происходит за 29,5 дня, которые составляют месяц. Земля движется вокруг Солнца в течение 365 дней, или 12 месяцев, которые образуют год. Планета Юпитер делает оборот вокруг Солнца в течение 12лет,т.е.кругЮпитера вокруг Солнца разделен на 12 равных частей, на 12 лет. По восточному календарю каждый из 12 лет (частей) круга Юпитера имеет название определенного животного, что составляет животный цикл календаря. Калмыцкий календарь начинается с года Барса.

1. Барс - лев.

2.Туула - заяц.

3. Лу - дракон.

4. Moha - змея.

5.М ө рн - лошадь

6. Х ө н - овца.

7. М ө чн - обезьяна.

8. Така - курица.

9 . Ноха - собака.

10 . Гаха - свинья.

11. Хул h на - мышь.

1 2. Y кр - корова.

12 месяцев имеют те же названия животных: декабрь - барс, январь - туула, февраль - лу, март - Moha , апрель - м ө рн, май-х ө н, июнь - м ө чн, июль - така, август - ноха, сентябрь - гаха, октябрь - хул h на, ноябрь - ү кр.

В числе животных, названиями которых обозначены года, нет верблюда, такого важного животного в хозяйстве кочевников. Он служил транспортом. До изобретения телеги кочевники с места на место перевозили имущество на верблюдах. Животное кормило кочевника мясом, молохом. Верблюжье молоко очень густое, жирное, полезное питание, в жару долго не прокисает. Из него готовили напиток, напоминающий кумыс. Верблюд спасал кочевника от холода, из шерсти изготовляли очень теплую одежду.

Верблюд обязательно должен был войти в название годов. Но верблюду помешала мышь. Существует легенда, как мышь вошла в название года. Когда были названы животными 11 годов, оставался один год для верблюда. Мышь заспорила, стала добиваться, чтобы ее тоже включили в число названия годов. Спор должен был решиться на следующей день таким образом: кто первый увидит лучи восходящего солнца, именем того и будет назван год.

Верблюд, самое высокое животное, был уверен, что он первый увидит лучи солнца. Но мышь перехитрила. Она по ноге верблюда взобралась ему на макушку и первая закричала, что увидела лучи солнца.

По восточному календарю животного цикла 12 лет разделены по пяти стихиям природы: огонь, земля, железо, вода, дерево. Это повторяется пять раз, образует 60 лет, век по восточному календарю.

В годовом цикле через равные промежутки времени происходит смена времени года.

У народов мира с древних времен сложилась традиция отмечать смену времени года, возникли календарные праздники зимы, весны, лета, осени. У разных народов по времени они почти совпадают, но носят разные названия, отмечаются по-разному. Праздник весны у славянских народов - Масленица, у калмыков - Ца h ан cap ; праздник лета - Троица, у калмыков - Yp cap , Поклонение природе, праздник осени у славянских народов - Спас, Покров и другие праздники, у калмыков-Усн аршани т ə кл h н - поклонение живительной влаге-воде. Зимние праздники у славянских народов - святки, сочельник, религиозные - Рождество Христово, крещение Христа, у калмыков - Зул.

Калмыцкий праздник Зул тоже имеет два значения: по буддийской религии Зул отмечается как день рождения Зункавы или Зонкавы (Дзонкавы), реформатора буддизма в Тибете, основателя буддийской секты желтошапочников, в отличие от древней религии шаманства, которые носили красные шапки. Зункава родился в 1357 г., умер в 1419 г.

Зункава ввел некоторые обязательные правила для всех, которые должны были соблюдать все буддисты, а восемь из них - обязательны для всех людей: жить чисто, не воровать, никого из живых существ не лишать жизни, т.е. не убивать, не лгать, не пить вина, не объедаться, особенно на ночь… Этих норм поведения и запретов для священнослужителей-буддистов еще больше - 253.

В народе Зул отмечается как окончание одного года и начало другого, нового года. В этот денькаждыйчеловек получает один год возраста, становится старше на один год.

Рисунок созвездия Зайца

Зул отмечается 2 5 - го числа ү кр сара, т.е. ноября месяца по калмыцкому календарю. Это число каждый год не совпадает, - Зул может отмечаться раньше или позже. Так как по европейскому календарю месяц имеет 30, 31, 28 дней, а по калмыцкому календарю все 12 месяцев имеют 30 дней. На самом деле, мы уже говорили, что Луна совершает круг вокруг Земли за 29,5 дня. Из-за этого возникает разница в. количестве дней года. Чтобы урегулировать эту разницу, по калмыцкому календарю набираются лишние дни месяца, “давхр ө др” (двойные дни), или же, чтобы не обозначать неблагополучные дни календаря, их вообще не указывают, их отмечают как “тасрха ө др” (прерванные дни). Таким образом, по калмыцкому календарю могут быть двойные числа, например, подряд два дня обозначаться одним числом или же некоторые числа совсем не обозначаться, например, после 6-го числа сразу может быть 8-е. Из этих лишних дней собирается через определенное” время лишний месяц. Так случилось в 1992 году, оказалось в году 13 месяцев, поэтому празднование Зула с конца ноября отодвинулось на конец декабря. С наступлением “Зула” заканчивается 1992 год, год обезьяны (”м ө чн җ ил”), наступает 1993 год, год курицы, “така җ ил”.

Как проводился этот празднике Зул?

В каждой семье заранее готовили из сухих чистых полых ветвей ковыля определенное количество палочек-свечек, размером 7 - 8 см. Каждую оборачивали ватой или чистой шерстью. Готовили свечей столько, сколько всем членам семьи вместе лет, с добавлением 1 палочки сверх каждому члену семьи. Из крутого теста лепили корытце-чашку, втыкали готовые палочки, обливали, пропитывали их топленым маслом. Поздно вечером чашку кто-либо из членов семьи нес в хурул. Около хурула сооружалось специальное возвышение, куда каждый ставил свое корытце, зажигал свечи. При торжественном богослужении в хуруле, пока горели приготовленные палочки, прихожане совершали молебны, обходили хурул по часовой стрелке, ждали, когда окончательно каждый забирал свое, уносил домой, дома делили их между членами семьи, употребляли как аршан, как священное, целебное снадобье.

Кпраздникуготовились заранее: чистили, убирали в доме, готовилиугощения для гостей, навещали своих родственников, все друг друга поздравляли, произносили благопожелания.

Нужно отметить, что в день Зула получали новый возраст не все. Мужчины получали новый возраст неделю спустя, 1-го числа следующего месяца барс, когда хозяин нового года, “шин җ илин эзн” вступал в свои права.

В связи с праздником нового года Зул, у калмыков очень интересна система подсчёта лет. Только что родившийся ребенок уже имеет один год возраста. Если он родился накануне Зула, в день Зула получает еще год. Может так случиться, что ребенку всего несколько дней или же несколько месяцев, а по калмыцкому исчислению возраста ему будет уже два года. Через год, в день Зула получает еще год, и хотя ребенку только год, он будет считаться уже трехлетним. В таких случаях говорят “ки наста”, т.е. он имеет пустые, дутые лета. И очень трудно определить такому ребенку свой животный знак. Допустим, 1992 год - год обезьяны “м ө чн”, а родившийся после Зула, в конце декабря 1992 г. будет считаться, что родился в год курицы, “така җ илт ә “.

Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» выпустил в свет лунный календарь на новый 2017 год. Это красочный плакатный календарь. В нем отмечены и указаны даты буддийских праздников, а также важных буддийских постов, где каждый из этих лунных дней связан с активностью Будд и Бодхисаттв, в частности, Будды Шакьямуни, Будды медицины, Зеленой Тары, защитников (сякюсн) . Календарь составил священнослужитель хурула Анджа-гелюнг .

Новогодние лунные календари в форме плаката калмыцкий хурул выпускает уже много лет. С 2009 года бессменным составителем календаря является Анджа-гелюнг (Анджа Харцхаев), который несколько лет был настоятелем главного буддийского храма Калмыкии. До него календарь готовил священнослужитель Ген Лодой, бывший администратор Центрального хурула. Таким образом, данный календарь имеет свою историю, традиции .

Нынешний календарь – уже девятый по счету, подготовленный Анджой-гелюнгом. Все его календари издаются по единому образцу: на плакате преобладают желтый и красный цвета, в верхней части в середине помещается изображение какого-нибудь божества (бодхисаттвы), справа и слева от него – столбцы текста со сведениями о данном образе, в нижней части плаката – собственно сам календарь (здесь для удобства восприятия совмещены лунный и общепринятый григорианский календари) .

Следует отметить, что изображения святых образов на календаре заимствуются с росписи молельного зала Центрального хурула.

На новом календаре 2017 года изображен гневный бодхисаттва Ваджрапани (по-калмыцки: Очирвани Гегян), воплощение силы, мощи и могущества Будд трех времен (прошлого, настоящего, будущего). У Ваджрапани гневный облик, но он олицетворяет просветленный ум, а поэтому совершенно свободен от злобы. Под его изображением приведена краткая мантра:

ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ ПАД.

В сопроводительном тексте говорится: «Начитывание мантры бодхисаттвы Ваджрапани с искренними благими намерениями способствует преодолению различных недомоганий, заблуждений, приносит уверенность в своих силах, твердую поддержку в любых начинаниях, решительность, целеустремленность, увеличивает силы и возможности человека».

На календаре 2016 года был изображен Авалокитешвара (по-калмыцки: Арьябала Бурхн) – бодхисаттва бесконечной любви ко всем живым существам, воплощение сострадания Будд трех времен. Под образом приведена самая известная мантра:

ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ.

Напомним, что воплощением Авалокитешвары в нашем мире является Его Святейшество Далай-лама Х IV .

На календаре 2015 года был изображен Манджушри (по-калмыцки: Манджушри Гегян) – бодхисаттва запредельной мудрости, с помощью которой постигается истинная природа вещей. Под его изображением помещена короткая мантра:

ОМ АРА ПАЦА НА ДИ.

Надо отметить, что лунные календари, выпускаемые Центральным хурулом, пользуется спросом не только у жителей Калмыкии, их охотно приобретают гости республики, туристы, жители соседних регионов, так как эти плакатные календари удобны для практического пользования. В нашем календаре указаны лунные дни (с указанием соответствующих дней в григорианском календаре), имеющие важное значение для буддистов, садоводов и всех тех, кто планирует свои дела в соответствии с лунными днями. Здесь указаны благоприятные, частично благоприятные и неблагоприятные дни, выделены подходящие для стрижки волос сутки. Согласно астрологии, считается, что стрижка волос должна проводиться в определенные дни, иначе человек вместе с волосами лишает себя удачи. Так длится до тех пор, пока он снова не пострижется, но именно в подходящий для этого день.

Многие часто звонят в хурул, чтобы спросить какого числа будут отмечаться национальные праздники Зул, Цаган Сар, когда начнется священный месяц Урс Сар, поинтересоваться о других датах и днях. Имея же под рукой календарь, изданный Центральным хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни», вы будете знать все нужные даты, знаковые дни.


Калмыцкий национальный праздник Цаган Сар, согласно лунному исчислению, в наступающем 2017 году приходится на 27 февраля по григорианскому календарю. Другой народный (и религиозный) праздник Зул в 2017-м мы будем отмечать 12 декабря (а в этом году, напомним, совсем скоро – 23 декабря). Благословенный месяц Урс Сар начнется 26 мая и продлится до 24 июня. В этот месяц люди по традиции посещают места, где жили их предки, чтобы совершить божествам, защитникам, духам местности, своим предкам подношения, провести ритуалы.

В лунном календаре указаны дни буддийских постов - Но h ан Дяркин одр (день Белой Тары), Отч Манлан одр (день Будды медицины), Сякюсня одр (день защитника-покровителя), Бурхн Багшин одр (день Будды Шакьямуни). Не надо путать Бурхн Багшин одр с днем рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни, который в новом году будет отмечаться 9 июня. Названные выше четыре буддийских поста справляются каждый месяц, по лунному календарю у них практически твердая дата, по григорианскому – блуждающая. По лунному календарю Но h ан Дяркин одр приходится на 8-е число (изредка на 9-е), Отч Манлан одр – только на 15-е число, Сякюсня одр – только на 29-е число, Бурхн Багшин одр – только на 30-е число каждого лунного месяца. В эти знаковые дни верующие посещают хурул, читают-повторяют соответствующие мантры и молитвы, держат определенный пост.

Ниже приводим тексты мантр (в русской транскрипции), которые нужно читать в соответствующие буддийские дни: мантру Зеленой Тары – в Но h ан Дяркин одр, мантру Будды медицины – в Отч Манлан одр, мантру Окон-Тенгр – в Сякюсня одр (богиня Окон-Тенгр – один из защитников-покровителей), мантру Будды Шакьямуни – в Бурхн Багшин одр. Чтение мантр весьма полезно для всех.

Мантра Зеленой Тары:

ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СООХА

Мантра Будды Медицины:

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕЩАДЗЕ (ГУРУ) БЕДУРЬЯ ПРАБХА РАДЗАЯ ТАТХАГАТАЯ АРАХАТЕ САМЬЯК САМ БУДДХАЯ ТАДЬЯТХА ОМ БЕЩАДЗЕ БЕЩАДЗЕ МАХА БЕЩАДЗЕ БЕЩАДЗЕ РАДЗА САМУНГ ГАТЭ СВАХА

Мантра Окон-Тенгр:

ДЖО РАКМО ДЖО РАКМО

ДЖО ДЖО РАКМО ТУН ДЖО КАЛА РАК ЧЕНМО

РАКМО АДЖА ТА ДЖА ТУН ДЖО

РУЛУ РУЛУ ХУМ ДЖО ХУМ

Мантра Будды Шакьямуни:

ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СООХА

Возвращаясь к изображению на новом календаре бодхисаттвы Ваджрапани (Очирвани Гегян), необходимо сказать, что он является хранителем тайного Учения Будды, а также считается покровителем монголоязычных народов, в том числе, понятно, калмыков. Будда Шакьямуни передал ему все тексты и наставления традиции Тантры.

В традиции сутр Ваджрапани считается одним из «восьми сердечных сыновей» (ближайших учеников) Будды Шакьямуни и изображается в мирной форме. В традиции Ваджраяны (Тайной колесницы) он изображается в мощной гневной форме .

Любой календарь, в том числе и калмыцкий, составляется из основной единицы измерения времени по движению планет: сутки, неделя, месяц, год. Движение планеты Луна вокруг Земли происходит за 29,5 дня, которые составляют месяц. Земля движется вокруг Солнца в течение 365 дней, или 12 месяцев, которые образуют год. Планета Юпитер делает оборот вокруг Солнца в течение 12 лет, т.е. круг Юпитера вокруг Солнца разделен на 12 равных частей, на 12 лет. По восточному календарю каждый из 12 лет (частей) круга Юпитера имеет название определенного животного, что составляет животный цикл календаря. Калмыцкий календарь начинается с года Барса.

1. Барс - лев. 2.Туула - заяц. 3. Лу - дракон. 4.Moha - змея

5.Мөрн - лошадь. 6. Хөн - овца. 7. Мөчн - обезьяна. 8. Така - курица.

9. Ноха - собака. 10. Гаха - свинья.11. Хулhна - мышь.

12. Yкр - корова.

12 месяцев имеют те же названия животных: декабрь - барс, январь - туула, февраль - лу, март - Moha, апрель - мөрн, май-хөн, июнь - мөчн, июль - така, август - ноха, сентябрь - гаха, октябрь - хулhна, ноябрь - үкр.

По восточному календарю животного цикла 12 лет разделены по пяти стихиям природы: огонь, земля, железо, вода, дерево. Это повторяется пять раз, образует 60 лет, век по восточному календарю.

В народе Зул отмечается как окончание одного года и начало другого, нового года. В этот день каждый человек получает один год возраста, становится старше на один год.

Зул — подношение огнем

Калмыцкий новый год ЗУЛ

Зул отмечается 25 — го числа үкр сара, т.е. ноября месяца по калмыцкому календарю. Это число каждый год не совпадает, — Зул может отмечаться раньше или позже. Так как по европейскому календарю месяц имеет 30, 31, 28 дней, а по калмыцкому календарю все 12 месяцев имеют 30 дней. На самом деле, мы уже говорили, что Луна совершает круг вокруг Земли за 29,5 дня. Из-за этого возникает разница в. количестве дней года. Чтобы урегулировать эту разницу, по калмыцкому календарю набираются лишние дни месяца, “давхр өдр” (двойные дни), или же, чтобы не обозначать неблагополучные дни календаря, их вообще не указывают, их отмечают как “тасрха өдр” (прерванные дни).

Праздник Зул

К празднику готовились заранее: чистили, убирали в доме, готовили угощения для гостей, навещали своих родственников, все друг друга поздравляли, произносили благопожелания.

Нужно отметить, что в день Зула получали новый возраст не все. Мужчины получали новый возраст неделю спустя, 1-го числа следующего месяца барс, когда хозяин нового года, “шин җилин эзн” вступал в свои права.

В связи с праздником нового года Зул, у калмыков очень интересна система подсчёта лет. Только что родившийся ребенок уже имеет один год возраста. Если он родился накануне Зула, в день Зула получает еще год. Может так случиться, что ребенку всего несколько дней или же несколько месяцев, а по калмыцкому исчислению возраста ему будет уже два года. Через год, в день Зула получает еще год, и хотя ребенку только год, он будет считаться уже трехлетним. В таких случаях говорят “ки наста”, т.е. он имеет пустые, дутые лета. И очень трудно определить такому ребенку свой животный знак. Допустим, 1992 год - год обезьяны “мөчн”, а родившийся после Зула, в конце декабря 1992 г. будет считаться, что родился в год курицы, “така җилтә“.

Как всегда, во время праздников все друг друга поздравляли, желали счастья, здоровья, благополучной зимовки скота, ходили в гости друг к другу, навещали родственников, особенно старших по возрасту, оказывали знаки внимания им.

Материал подготовлен по архивным источникам

Калмыцкий календарь У калмыков, как у народов Восточной и Центральной Азии, бытовал лунно-солнечный календарь двенадцатилетнего животного цикла. Впервые среди монголоязычных народов, в том числе ойратов, календарь был введен в 13 веке императором Хубилаем. Как и любой календарь, он исходит из основной единицы измерения времени – суток, потом идут неделя, месяц, год, век. Астрономической основой лунно-солнечного календаря служили наблюдения за движениями Луны вокруг Земли (месяц), Земли вокруг Солнца (земной год), Юпитера вокруг Солнца (обращение, равное 12 земным годам). Основу календаря составляет 12-летний цикл, включающий 12 лет по названиям животных: январь – туула (заяц), февраль – лу (дракон), март- моhа (змея), апрель - мөрн (лошадь), май - хөн (овца), июнь- мөчн (обезьяна), июль- така (курица), август- ноха (курица), сентябрь-гаха (свинья), октябрь - хулhн (мышь), ноябрь - үкр (корова), декабрь – бар (тигр). В календаре годового цикла было 4 сезона по 3 месяца: зимние – месяцы коровы, барса, зайца; весенние – дракона, змеи, лошади; летние – овцы, обезьяны, курицы; осенние – собаки, свиньи, мыши. Каждый месяц делится на 4 недели, неделя - на 7 дней: понедельник – Сар – Луна; вторник – Мигмр – Марс; среда – Үлмҗ – Меркурий; четверг – Пүрвә – Юпитер; пятница – Басң – Венера; суббота – Бембә– Сатурн; воскресенье – Нарн – Солнце. Сутки хонг являются наименьшей единицей календаря. Они делились на части: рассвет - өр цәәлhн, өрүнә герл; середину утра - өрүнә үд; полдень - үд; середину вечера - асхан үд; закат солнца - нарн орх цаг, полночь - сөөни өрәл. Кроме 12-летнего малого цикла, пользование лунно-солнечным календарем предполагало и существование большого цикла – 60-летнего. Он составлялся из пяти малых циклов, что соответствовало пяти стихиям: дерево-модн, огонь-hал, земля-шора, железо-төмр, вода-усн, и пяти цветам – синий, красный, желтый, белый, черный. Стихия и соответствующий ей цвет царили два года подряд. Каждый год обладал также характеристикой рода, был мужским (твердым), или женским (мягким). К твердым, или мужским, причислялись годы мыши, тигра, дракона, лошади, обезьяны, собаки. К женским, или мягким годам – годы коровы, зайца, змеи, овцы, курицы, свиньи. В числе животных, названиями которых обозначены года, нет верблюда, такого важного животного в хозяйстве кочевников. Он служил транспортом. До изобретения телеги кочевники с места на место перевозили имущество на верблюдах. Животное кормило кочевника мясом, молохом. Верблюжье молоко очень густое, жирное, полезное питание, в жару долго не прокисает. Из него готовили напиток, напоминающий кумыс. Верблюд спасал кочевника от холода, из шерсти изготовляли очень теплую одежду. Верблюд обязательно должен был войти в название годов. Но верблюду помешала мышь. Существует легенда, как мышь вошла в название года. Когда были названы животными 11 годов, оставался один год для верблюда. Мышь заспорила, стала добиваться, чтобы ее тоже включили в число названия годов. Спор должен был решиться на следующей день таким образом: кто первый увидит лучи восходящего солнца, именем того и будет назван год. Верблюд, самое высокое животное, был уверен, что он первый увидит лучи солнца. Но мышь перехитрила. Она по ноге верблюда взобралась ему на макушку и первая закричала, что увидела лучи солнца.

Любой календарь составляется из основной единицы измерения времени по движению планет: сутки, неделя, месяц, год. Движение планеты Луна вокруг Земли происходит за 29,5 дня, которые составляют месяц. Земля движется вокруг Солнца в течение 365 дней, или 12 месяцев, которые образуют год.

Планета Юпитер делает оборот вокруг Солнца в течение 12 лет, т.е. круг Юпитера вокруг Солнца разделен на 12 равных частей, на 12 лет. По восточному календарю каждый из 12 лет (частей) круга Юпитера имеет название определенного животного, что составляет животный цикл календаря. Калмыцкий календарь начинается с года Барса.

1. Барс - лев.
2.Туула - заяц.
3. Лу - дракон.
4.Moha - змея.
5.М?рн - лошадь
6. Х?н - овца.
7. М?чн - обезьяна.
8. Така - курица.
9. Ноха - собака.
10. Гаха - свинья.
11. Хулhна - мышь.
12. Yкр - корова.

12 месяцев имеют те же названия животных: декабрь - барс, январь - туула, февраль - лу, март - Moha, апрель - м?рн, май-х?н, июнь - м?чн, июль - така, август - ноха, сентябрь - гаха, октябрь - хулhна, ноябрь - ?кр.

В числе животных, названиями которых обозначены года, нет верблюда, такого важного животного в хозяйстве кочевников. Он служил транспортом. До изобретения телеги кочевники с места на место перевозили имущество на верблюдах. Животное кормило кочевника мясом, молоком.

Верблюжье молоко очень густое, жирное, полезное питание, в жару долго не прокисает. Из него готовили напиток, напоминающий кумыс. Верблюд спасал кочевника от холода, из шерсти изготовляли очень теплую одежду.

Верблюд обязательно должен был войти в название годов. Но верблюду помешала мышь. Существует легенда, как мышь вошла в название года . Когда были названы животными 11 годов, оставался один год для верблюда. Мышь заспорила, стала добиваться, чтобы ее тоже включили в число названия годов. Спор должен был решиться на следующей день таким образом: кто первый увидит лучи восходящего солнца, именем того и будет назван год.

Верблюд, самое высокое животное, был уверен, что он первый увидит лучи солнца. Но мышь перехитрила. Она по ноге верблюда взобралась ему на макушку и первая закричала, что увидела лучи солнца.

По восточному календарю животного цикла 12 лет разделены по пяти стихиям природы: огонь, земля, железо, вода, дерево. Это повторяется пять раз, образует 60 лет, век по восточному календарю.

В годовом цикле через равные промежутки времени происходит смена времени года.

У народов мира с древних времен сложилась традиция отмечать смену времени года, возникли календарные праздники зимы, весны, лета, осени. У разных народов по времени они почти совпадают, но носят разные названия, отмечаются по-разному. Праздник весны у славянских народов - Масленица, у калмыков - Цаhан cap; праздник лета - Троица, у калмыков - Yp cap, Поклонение природе, праздник осени у славянских народов - Спас, Покров и другие праздники, у калмыков-Усн аршани т?клhн - поклонение живительной влаге-воде. Зимние праздники у славянских народов - святки, сочельник, религиозные - Рождество Христово, крещение Христа, у калмыков - Зул.

Калмыцкий праздник Зул тоже имеет два значения: по буддийской религии Зул отмечается как день рождения Зункавы или Зонкавы (Дзонкавы), реформатора буддизма в Тибете, основателя буддийской секты желтошапочников, в отличие от древней религии шаманства, которые носили красные шапки. Зункава родился в 1357 г., умер в 1419 г.

Зункава ввел некоторые обязательные правила для всех, которые должны были соблюдать все буддисты, а восемь из них - обязательны для всех людей: жить чисто, не воровать, никого из живых существ не лишать жизни, т.е. не убивать, не лгать, не пить вина, не объедаться, особенно на ночь… Этих норм поведения и запретов для священнослужителей-буддистов еще больше — 253.

В народе Зул отмечается как окончание одного года и начало другого, нового года. В этот день каждый человек получает один год возраста, становится старше на один год.

Зул отмечается 25-го числа Yкр сара, т.е. ноября месяца по калмыцкому календарю. Это число каждый год не совпадает, — Зул может отмечаться раньше или позже. Так как по европейскому календарю месяц имеет 30, 31, 28 дней, а по калмыцкому календарю все 12 месяцев имеют 30 дней. На самом деле, мы уже говорили, что Луна совершает круг вокруг Земли за 29,5 дня. Из-за этого возникает разница в. количестве дней года. Чтобы урегулировать эту разницу, по калмыцкому календарю набираются лишние дни месяца, “давхр?др” (двойные дни), или же, чтобы не обозначать неблагополучные дни календаря, их вообще не указывают, их отмечают как “тасрха?др” (прерванные дни). Таким образом, по калмыцкому календарю могут быть двойные числа, например, подряд два дня обозначаться одним числом или же некоторые числа совсем не обозначаться, например, после 6-го числа сразу может быть 8-е. Из этих лишних дней собирается через определенное” время лишний месяц. Так случилось в 1992 году, оказалось в году 13 месяцев, поэтому празднование Зула с конца ноября отодвинулось на конец декабря. С наступлением “Зула” заканчивается 1992 год, год обезьяны (”м?чн?ил”), наступает 1993 год, год курицы, “така?ил”.

П. Алексеева, библиотекарь КИГИ РАН
«Известия Калмыкии», 1992 год
Библиотека хурула