В России был учреждён Совет Министров. Последний председатель совета министров российской империи

СОВЕТ МИНИСТРОВ, высший правительственный орган Российской Империи. Первоначально (окт. 1857) Совет министров был учрежден неофициально. С 12 нояб. 1861 он существовал официально, наряду с Государственным Советом и Комитетом министров. В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного Совета и председатель Комитета министров, а также - по особому назначению царя - другие высшие чиновники. Председателем Совета министров был царь, ему же принадлежала инициатива вынесения на рассмотрение Совета министров всех вопросов. Совет министров обсуждал дела общегосударственного характера, материалы и годовые отчеты о деятельности ведомств, доклады министров с предложением преобразований и реформ и др.

Большинство заседаний Совета министров проходило в 1858-64. В 1870-х его заседания проводились редко, а с 11 дек. 1882 прекратились вообще. На предпоследнем заседании Совета министров (8 марта 1881) были отвергнуты проекты М. Т. Лорис-Меликова. Работа Совета министров возобновилась только в янв. 1905. В июне-июле 1905 Совет министров обсуждал подготовленные комиссией А. Г. Булыгина проекты нового законосовещательного учреждения, которое именно в совете получило название Государственной думы.

19 окт. 1905 Советом министров был утвержден подготовленный председателем Комитета министров С. Ю. Витте проект закона «О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений». По этому закону Совет министров был преобразован, и на него было возложено «направление и объединение действий Главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Совет Министров, кроме того, рассматривал предварительные предложения начальников ведомств, совещаний и комиссий по вопросам законодательства перед внесением их в Государственную думу и Государственный Совет; «всеподданнейшие» доклады министров; обсуждал распоряжения начальников ведомств, имевшие общегосударственное значение, предложения начальников ведомств по общему устройству министерств и замене главных должностных лиц; утверждал уставы акционерных обществ.

В состав Совета министров входили министры, главноуправляющие, государственный контролер, обер-прокурор Синода, а также председатель Государственного Совета и наместник Кавказа. Председатель Совета министров назначался царем из высших чиновников, пользующихся особым его доверием. Делопроизводство Совета министров велось постоянной канцелярией Совета министров (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета министров. Председатель Совета министров получил огромные права первого чиновника в государстве, ближайшего сотрудника царя. Относительно самостоятельными были в Совете министров министры: военный, морской, двора и государственный контролер, имевшие право выносить на рассмотрение Совета министров лишь те меры, которые находили нужными обсудить совместно. Заседания Совета министров проводились регулярно 2-3 раза в неделю и фиксировались в специальных журналах. С 1906 компетенция Совета министров расширилась. По ст. 87 Основных законов Российской Империи от 23 апр. 1906 в случае прекращения заседаний Государственного Совета и Государственной думы Совет министров обсуждал законопроекты и через председателя передавал их на утверждение царя как «высочайшие указы», которые вступали в действие без рассмотрения их в законодательном порядке. Это обеспечивало принятие любого закона без обсуждения в Государственной думе и Государственном Совете. Только между 1-й и 2-й Государственными думами (июль 1906 - февр. 1907) через Совет министров было проведено 59 чрезвычайных «указов» по ст. 87. После упразднения Комитета министров 24 апр. 1906 большая часть его административных функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др. - всего 42 категории дел в 1909) была передана в Совет министров.

19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления.

Создание Совета министров в 1857-1861гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении.

В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы, Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления».

В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров.

Председателями Совета министров с 1905 по 1917 гг. были: С.Ю.Витте (1905-1906); И.Л.Горемыкин (апрель-июль 1906); П.А.Столыпин (1906-1911); В.Н.Коковцов (1911-1914); И. Л. Горемыкин (1914-1916); Б. В. Штюрмер (январь-ноябрь 1916); А. Ф. Трепов (ноябрь-декабрь 1916); Н. Д. Голицын (1916-1917).

Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах.

К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет ; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов . Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита.

Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.

В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров.

Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству.

Лит.: Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2-3, М., 1960; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1. СПб., 1998; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Законодательные акты переходного времени... . СПб., 1909; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905 г.: Государственно-правовые проблемы // Правоведение. 1996. № 1; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977.

См. также в Президентской библиотеке:

Об упразднении Комитета министров, передаче его функций в ведение Совета министров и установлении порядка ведения дел по Канцелярии Совета министров за период с 10 октября 1905 года по 7 января 1917 года. РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 29 ;

Полное собрание законов Российской империи: Собрание 3-е. СПб., 1908. Т. 25. № 26820. С. 759 .

90 лет назад, 2 июля 1925 года, был расстрелян князь Николай Дмитриевич Голицын. Николай Голицын был последним председателем Совета министров Российской империи. В условиях нарастания политического и экономического кризисов в России это была откровенно слабая фигура, не готовая на роль премьера. Голицын, по отзывам современников, был хорошим человеком, но не имел способностей большого государственного деятеля.

Николай Голицын родился 31 марта (12 апреля) 1850 г. в селе Поречье Можайского уезда Московской губернии. Происходил он из древнего рода князей Голицыных, которые вели своё начало от великого князя литовского и русского Гедимина. Род Голицыных дал России много известных военных, политиков и государственных деятелей.


Детство и юность князя прошли в имении его родителей Дмитрия Борисовича Голицына и Софьи Николаевны (Пущиной), в селах Владимирском и Лыткине Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Николай получил образование в Императорском Александровском (Царскосельском) лицее. Лицей он закончил в 1871 г. и с чином коллежского секретаря поступил на службу в МВД. Служил в Царстве Польском.

Голицын постепенно поднимался по карьерной лестнице. С 1873 года Николай Голицын находился на должности комиссара по Крестьянским делам Кольненского уезда Ломжинской губернии (губерния Царства Польского). В 1874 году получил чин титулярного советника, в 1876 году - коллежского асессора. В январе 1879 году произведен в надворные советники, в ноябре 1879 года стал архангельским вице-губернатором. В 1881 году получил чин коллежского советника. С июня 1884 года вице-директор Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. Входил в различные комиссии министерства. С 1885 года получил чин статского советника и стал исполнять должность архангельского губернатора. В августе 1887 года утвержден в должности губернатора и произведён в чин действительного статского советника. С 1893 году управлял Калужской губернией. В 1896 году Николай Голицын пожалован чином тайного советника. С ноября 1897 года руководитель Тверской губернии.

В 1903 году Голицын назначен сенатором. В 1912 году назначен присутствующим членом Государственного Совета. По своим политическим взглядам Николай Голицын принадлежал к деятелям правого толка. В 1914 году получил чин действительного тайного советника - гражданский чин II класса в Табели о рангах, который соответствовал чинам генерал-аншефа (полного генерала) и адмирала. Действительные тайные советники входили в круг высшей элиты империи и занимали высшие государственные должности. С мая 1915 года Голицын назначен председателем Комитета по оказанию помощи русским пленным. Этот комитет находился под покровительством императрицы Александры Фёдоровны. Николай Голицын вошёл в ближний круг императрицы. 17 декабря 1916 года (9 января 1917 года) по предложению императрицы назначен главой правительства, сменив Александра Трепова.

Голицыну выпала тяжелая доля. Война привела к тяжелому внутреннему кризису России. Решающей чертой положения российского общества была усталость от войны, стихийно разлившаяся в народных массах. Люди были раздражены властью, которая вела непонятную широким массам войну. Армия, где старые кадры были выбиты, а на смену ним пришли офицеры военного времени - молодые люди из интеллигенции и полуинтеллигенции, наскоро окончившие военные училища, равнодушные или оппозиционно настроенные к монархии, ещё держалась старой традицией. Дух старой царской армии был крепок, чтобы удержать дисциплину в многомиллионной массе солдат. Случаи дезертирства и неповиновения на фронте были ещё редчайшим исключением. Но в столичной среде престиж власти был полностью разрушен. Среди рабочих были популярны социалисты. Но главной угрозой были либерально настроенные высшие слои, которые с самоубийственным рвением работали над разрушением царской власти. Представители высших классов распускали слухи, раздували недочёты, повторяли сплетни и наветы, подавали пример неуважения власти.

Эта среда, в целом зажиточных и устроенных в обществе людей, была охвачена страстным желанием добиться перемены строя. Грань между патриотами, «оборонцами» и «пораженцами» зимой 1916-1917 гг. стерлась. Все желали перемен. С одной стороны, в обществе витали слухи о «тёмных силах» (Распутин, императрица и их сторонники), которые окружили царя и мешают победе над Германией. Хотя это была неправда. «Темных сил» не было. «Темные силы» были плодом клеветы или больного воображения. Легенда о «всесильном» Распутине, слухи о «предательнице-императрице», клевета в отношении отдельных министров - все это были только маски, за которыми скрывалась истинная цель - ликвидация русского самодержавия, которое мешало врагам России.

С другой стороны, многие верили в успех правительства «народного доверия». Хотя будущее покажет, что Временное правительство в кратчайшие сроки приведёт Россию к полной катастрофе. Только священная царская власть ещё сдерживала силы разложения. Ограничение самодержавия в опасные годы войны было опасной авантюрой, которая вела к дальнейшей радикализации ситуации и катастрофе, что в итоге и произошло.

Верховная власть понимала необходимость централизации, ограничения деятельности буржуазных общественных учреждений и партий. Однако власть не решалась на жесткие действия, ограничиваясь полумерами. За годы войны сменилось несколько правительств. Престарелого Ивана Горемыкина в январе 1916 года сменил Борис Штюрмер. Штюрмер одновременно с постом председателя Совета министров возглавил МВД и МИД. Он активно боролся против революционного движения и думской оппозиции, а во внешней политике настойчиво и решительно отстаивал русские интересы. За это его крайне невзлюбили союзные представители и думские деятели, ведшие против Штюрмера настоящую травлю. Слабая верховная власть поддалась этому давлению. В ноябре 1916 года Штюрмер был отправлен в отставку.

Председателем Совета министров был назначен Александр Трепов. Однако позиция продолжала наступление. После отставки Штюрмера многим показалось, что власть уже переходит в другие руки. 22 ноября Госдума приняла резолюцию о том, что «влияние темных безответственных сил должно быть устранено» и что «всеми средствами надо добиваться, чтобы был образован кабинет, готовый опереться на Государственную думу и провести в жизнь программу ее большинства». В светских и придворных кругах, вплоть до членов императорской семьи, говорили «о темных силах» и о «министерстве доверия». Дело дошло до того, что некоторые члены императорской фамилии открыто говорили с французским послом о желательности дворцового переворота. А великому князю Николаю Николаевичу (бывшему Верховному главнокомандующему) предлагали совершить военный переворот и занять трон.

В декабре ситуация накалилась. Дума провела заседание по вопросу о запрещении московских съездов общественных организаций. Вопрос о съездах был принят, хотя правые сопротивлялись. В ночь после закрытия думской сессии - с 16 на 17 декабря, был зверски убит Григорий Распутин. Появились слухи о заговорах среди высших представителей общества, среди офицеров гвардии. Царь немедленно выехал в Царское Село. Было решено составить новое правительство из преданных людей, чтобы исключить возможность дворцового переворота. Трепов в новых условиях попросил отставку, его просьбу удовлетворили. Новое правительство возглавил Николай Голицын. Учитывая колебания, обнаружившиеся в среде Государственного совета, император перевёл в разряд неприсутствующих 16 старых членов. Все новые назначенные были правые. В результате в Госсовете получили преобладание правые деятели.

В условиях нарастания кризиса Голицын выступал за диалог с Госдумой, ходатайствовал перед императором Николаем II об отставке министра внутренних дел Александра Протопопова. 27 февраля 1917 года вместе с Родзянко, великим князем Михаилом Александровичем и другими деятелями принимал участие в обсуждении телеграммы императору, в которой сообщалось о серьёзности положения в Петрограде. Предлагалось назначить главой правительства авторитетного общественного деятеля.

Во время Февральской революции князь Голицын не проявил качеств лидера. Когда глава Министерства внутренних дел Протопопов и министр юстиции Добровольский предложили распустить Думу из-за резких выступлений, как предлагал ещё Трепов, другие министры стояли за уступки, вели переговоры с думским большинством. В результате сошлись на том, что следует объявить перерыв думской сессии на несколько недель. Князь Голицын сообщил об этом царю. Когда государь только 25 февраля получил известия о волнениях в столице, он телеграфировал командующему войсками генералу Хабалову: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны против Германии и Австрии». Однако в Совете министров высказали сомнения о серьёзности волнений и необходимости жестких действий.

27 февраля Госдума прекратила существование как законный орган. Был образован «Временный комитет», который рассылал по всей стране телеграммы, искажающие реальное положение дел. Вечером в Мариинском дворце собрался Совет министров. Министры, ещё не понимая, что происходит, решили «умилостивить» толпу тем, что Протопопов «по болезни» сдал полномочия старшему товарищу министра (так тогда называли заместителей). Император в ответ на сообщение об этом телеграфировал князю Голицыну: «Перемены в личном составе при данных обстоятельствах считаю недопустимыми». Увольнение министра внутренних дел Протопопова на фоне начавшееся в столице смуты было для власти только совершенно бесполезным и бессмысленным самоунижением, которое ничего не могло изменить. С этого момента Совет министров утратил своё значение. Восстание в Петрограде перекинулось на окрестности, его можно было подавить только извне.

После победы революции Голицын отошёл от политической жизни. Князь давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. В апреле, когда следствие было завершено, освобожден с разрешением выезда при обязательстве с его стороны не участвовать в политической деятельности. Остался с семьей в столице, занимался сапожным ремеслом.

После Октябрьской революции дважды арестовывался органами ВЧК-ОГПУ по подозрению в связи с контрреволюционной деятельности. 12 февраля 1925 арестован в третий раз в связи с «Делом лицеистов». Группа выпускников Александровского лицея, а также выпускники Училища правоведения и бывшие офицеры лейб-гвардии Семеновского полка собралась, чтобы оформить ликвидацию несуществующих больше фондов лицеистов. Собрание совпало с годовщиной убийства семьи Романовых (17 июля 1918 г.). Некоторые старые лицеисты решили отметить память бывшего правителя. Их обвинили в «монархическом заговоре».

Князь Николай Дмитриевич Голицын в заключении болел. Из-за паралича в тюрьме его вывели на расстрел из камеры, поддерживая под руки. Последними словами князя в камере были: «Я устал от жизни. Слава Богу!» 2 июля 1925 года его расстреляли.

1 ноября 1905 года граф Сергей Витте был назначен первым председателем Совета Министров России. До этого председателем Совета министров был лично царь.

Николай II пошел на назначение Витте на эту должность вопреки воле своей жены Александры Федоровны дворцового окружения. «Не так страшны конституция и парламент, как граф Витте на посту председателя Совета министров. Он затмит тебя!» - говорила императрица мужу.

Тем не менее страх перед революцией и западными кредиторами (Витте имел хорошую репутацию у европейских банкиров) заставил Николая II все же назначить графа председателем Совета министров.

Первым шагом Витте на этом посту стало приглашение к себе на дачу на Каменном острове редакторов всех крупных петербургских газет, чтобы через СМИ объявить о создании коалиционного кабинета. Однако из этой затеи у него ничего не вышло. Редакторы заявили господину Витте, что «не верят правительству», и потребовали вывести из Петербурга войска.

В результате Витте не получил любви и признания ни у либеральной части российского общества, ни у окружения царя. После пяти месяцев на посту председателя Совета министров Витте попросил у царя выход в отставку. Николай II с легкостью принял ее.

Пост председателя Совета министров просуществовал до февральской революции 1917 года, его занимали семь человек.

7 председателей Совета министров Российской империи

Сергей Юльевич Витте(1849-1915)

Витте начал служебную деятельность в управлении Одесской железной дороги. Участвовал в работе Комиссии по исследованию железнодорожного дела в России. В 1889 году был назначен директором Департамента железных дорог при Министерстве финансов, а в конце 1892 - министром финансов. Витте активно содействовал железнодорожному строительству, в том числе Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги. В 1897 году провел денежную реформу, введя золотой стандарт рубля, что способствовало притоку иностранных инвестиций.

Летом 1905 году Витте был направлен в Портсмут для заключения мирного договора с Японией, где он смог добиться минимальных потерь для России. За это он был возведен в звание графа.

Под руководством Витте был составлен манифест 17 октября 1905 года, провозглашавший «свободы совести, слова, собраний и союзов», и вводивший представительный орган — Государственную думу. Одновременно с обнародованием манифеста Витте был назначен первым председателем Совета министров. Он был сторонником жестких мер по подавлению революционных настроений, но в то же время пытался сотрудничать с либералами.

Иван Логгинович Горемыкин (1839-1917)

В 1895 году Горемыкин был назначен министром внутренних дел. При нем в 1897 году прошла первая всеобщая перепись населения. Горемыкин выступал против политики правительства Витте, полагая, что она подрывает устои государства.

За пять дней до начала сессии Первой Государственной думы Горемыкин был назначен председателем Совета министров, после чего боролся с парламентом все 72 дня его существования. После роспуска первого созыва Думы 8 июля 1906 года Горемыкин был заменен Петром Столыпиным.

В январе 1914 года Горемыкин возвратился на должность председателя Совета министров, которую занимал еще два года. В феврале 1917 он был арестован, давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Погиб во время нападения на свое имение летом 1917 года.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)

С 1884 года служил в Министерстве внутренних дел. В феврале 1903-го Столыпин был назначен предводителем Саратовской губернии, где руководил подавлением крестьянских волнений. В апреле 1906 года Столыпина назначили министром внутренних дел, а в июле он занял должность председателя Совета министров. Столыпин провозгласил курс социально-политических реформ, начал проведение аграрной реформы. Под его руководством был разработан ряд других законопроектов: по реформе местного самоуправления, о всеобщем начальном образовании, о веротерпимости и др.

На жизнь Столыпина было предпринято 11 покушений. После первого из них в августе 1906 года Советом министров был принят указ о военно-полевых судах. В течение девяти месяцев было вынесено больше тысячи смертных приговоров.

3 июня 1907 года 3 Николай II подписал указ о роспуске II Государственной думы. Процедура выборов в Госдуму была изменена в пользу правых партий. Третьеиюньский переворот считается концом революции 1905-1907 годов.

1 сентября 1911 года Столыпин был смертельно ранен агентом киевского охранного отделения Дмитрием Богровым. Конечных целей его реформы так и не достигли.

Владимир Николаевич Коковцев (1853-1943)

После убийства Столыпина председателем Совета министров был назначен Владимир Коковцев, который с 1904 года занимал должность министра финансов. Он считал, что до окончания столыпинской аграрной реформы в приоритете должна быть промышленность. За 11 лет управления Коковцева финансами значительно возросли государственные доходы.

В конце января 1914 года он был вынужден уйти в отставку из-за разногласий с правыми партиями и Распутиным. В качестве компенсации он получил титул графа. В июне 1918 года Коковцев несколько дней находился под арестом, а после освобождения вместе с женой эмигрировал во Францию.

Борис Владимирович Штюрмер (1848-1917)

Штюрмер был назначен председателем Совета министров 20 января 1916 года. С марта по июль он также был и министром внутренних дел, а с июля - министром иностранных дел. Штюрмер поддерживал монархистов, состоял в «Русском собрании» и «Русском окраинном обществе». В 1915 году был избран почетным членом «Отечественного патриотического союза». Боролся против революционного движения и оппозиции в Госдуме. При отставке 10 ноября 1915 года получил чин обер-камергера. Во время Февральской революции был арестован, скончался в тюремной больнице.

Александр Федорович Трепов (1862-1928)

В 1915 году Трепов стал главой Министерства путей сообщения. При нем строилась Мурманская железная дорога, на широкую колею была переведена ветка Вологда-Архангельск. Трепов учредил Управление шоссейных дорог в составе министерства. Пытался бороться с влиянием Распутина, добиться отставки министра внутренних дел А. Протопопова. Сам был отправлен в отставку 27 декабря 1916 года. После Октябрьской революции эмигрировал, стал одним из лидеров белого движения. Умер в Ницце.

Николай Дмитриевич Голицын (1850-1925)

С 1871 года занимал различные должности в Министерстве внутренних дел. С 1914 года - действительный тайный советник. В 1915-м Голицын был назначен председателем Комитета по оказанию помощи русским военнопленным, которому покровительствовала императрица. По ее требованию 27 декабря 1916 года Голицын был назначен председателем Совета министров. Он также пытался добиться отставки Протопопова, зато был против роспуска Государственной думы.

Во время Февральской революции Голицын был арестован вместе с другими министрами, давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. После этих событий он остался в России, но перестал заниматься политической деятельностью, работая сапожником и охранником общественных огородов. В начале 1920-х Голицына трижды арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности, на третий раз по постановлению Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) он был расстрелян.