Жены фараонов Древнего Египта. Эхнатон и Нефертити

Каждый, кто хоть раз видел ее изображение, уже никогда не забудет прекрасную египетскую царицу. Ее лицо, изысканное и одухотворенное, до сих пор считается эталоном красоты, вдохновляя многих на сочинения легенд о его обладательнице. Прошло три с половиной тысячелетия, пески времени давно поглотили страну, которой она правила, превратив в прах все, что ее окружало, но, извлеченная из небытия, Нефертити снова властвует над миром.


В декабре 1912 года сотрудники археологической экспедиции Германского Восточного общества под руководством профессора Людвига Борхарда, уже несколько лет раскапывавшей окрестности египетской деревушки Эль-Амарна, разбирали древний мусор, найденный в одном из домов. Неожиданно среди песка и черепков они увидели лицо - великолепно сохранившийся (лишь было разбито одно ухо и отсутствовал левый зрачок) бюст женщины, совершенной в своей красоте, изящности линий и живости черт. На прекрасную незнакомку сбежались посмотреть все члены экспедиции - многие потом признавались, что позже красавица не раз являлась им во сне.
В тот день профессор Борхард записал в своем дневнике: «Она дышит жизнью... Это невозможно описать словами, это надо видеть». Как оказалось, это было изображение Нефертити, прекрасной царицы XVIII династии. Позже в том же доме - как считается, мастерской скульптора Тутме-са - были найдены еще несколько изображений Нефертити, а также ее дочерей и мужа - фараона Эхнатона.

Лишь левый глаз статуи так и не был найден: позже установили, что его никогда не было. Считается, это свидетельствует о том, что портрет прижизненный: по обычаю второй глаз статуе должны были вставить лишь после смерти, вселив в нее таким образом душу умершей.
В то время - да и сейчас - Египет позволял иностранным делегациям проводить раскопки на своей территории лишь с условием, что половина всех найденных сокровищ, причем на усмотрение египетской стороны, останется в стране. Но профессор Борхард так не хотел расставаться с бюстом царицы, что прибег к хитрости: он показал инспектору из службы охраны древностей Гюставу Лефевру снимок бюста, сделанный при плохом свете и с невыгодного ракурса, да к тому же указал в документах, что тот выполнен из гипса, а не из известняка. Невыразительная, судя по фотографии, работа не заинтересовала Лефевра, и бюст был беспрепятственно вывезен в Берлин.
В 1920 году он был подарен Берлинскому музею, и с тех пор началась всемирная слава Нефертити, не угасающая до сих пор.
Возможно, свою роль в ее известности сыграл стиль арт-деко, зарождающийся в то время: лаконичные чистые линии и яркие цвета как нельзя лучше отвечали требованиям времени.
С тех самых пор бюст Нефертити, наряду с маской Тутанхамона, силуэтами пирамид и обликом Сфинкса, символизирует для нас высокую культуру Древнего Египта.


Интерес к статуе закономерно вызвал и интерес к судьбе изображенной женщины - царицы Нефертити. Однако долгое время археологам удавалось найти о ней лишь отдельные упоминания, да и сейчас о Нефертити известно слишком мало, чтобы можно было однозначно судить о ее биографии. Между тем неослабевающее желание публики знать о древней красавице как можно больше побуждало историков сочинять одну версию ее жизни за другой - и теперь из имеющихся десятков вариантов каждый может выбрать версию себе по вкусу.
Ее имя традиционно переводят как «красота пришла». О ее происхождении мало что известно точно. Одни исследователи считают, что ее настоящее имя - Таду-хиппа, и она была дочерью царя государства Митанни - Тушратты, которую выдали замуж за Аменхотепа III В Египте девушка, по традиции, приняла новое имя, которое достаточно ясно говорит о том, что его носительница иноземного происхождения. После смерти мужа молодая вдова, согласно обычаю, стала супругой его сына Аменхотепа IV, со временем добившись положения главной жены.
Другие считают, что Нефертити - чистокровная египтянка и ее родителями были Эйе, один из ближайших сподвижников фараона Аменхотепа III, и его жена Тии - кормилица Аменхотепа IV. По крайней мере, царевна Мутнеджмет, младшая сестра Нефертити, открыто называет Тии матерью. Они происходили из города Коптоса, и их предки были жрецами. Существует также предположение, что Эйе был братом Тийи - главной и любимой жены Аменхотепа III. Тий (Тия или Тейе) имела огромное влияние на своего супруга: она играла при его дворе очень заметную роль, вместе с мужем принимая участие во всех дворцовых церемониях и праздниках, а также сопровождая его в поездках по стране. Сторонники египетской версии происхождения Нефертити считают, что именно Тий избрала ее в жены для своего сына: девушка происходила из приближенной ко двору семьи и к тому же отличалась необыкновенной красотой.

Юный Аменхотеп IV, восшедший на трон приблизительно в 1351 году до нашей эры, души не чаял в красавице-жене: их любви посвящены многочисленные фрески и рельефы, а также письменные тексты. Фараон называл жену «Услада моего сердца». В обращении к ней он писал: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно...»
На одном из рельефов даже изображен поцелуй Аменхотепа и Нефертити - считается, что это первое изображение любовной сцены в истории искусства. Портреты и статуи Нефертити встречаются гораздо чаще изображений ее супруга - по-видимому, почитание прекрасной царицы было распространено по всей стране. Она завоевала любовь народа не только редкостной красотой, но и умом, обаянием, самоотверженностью и, конечно же, той глубокой любовью, которую она питала к своему А супругу, - в царских семьях, где браки заключались исключительно по политическим соображениям, явление редчайшее во все времена.


Три сцены любви. Слева статуэтка «Эхнатон целует одну из дочерей» (такой сюжет воспроизведен на Берлинском алтаре, см. выше). Но здесь он выглядит двусмысленно. Фигура Эхнатона слишком мала для дочки. Кажется, что целуются два ребенка. Статуэтка, скорее всего, поддельная, поскольку стиль ее исполнения противоречит амарнскому. Рельефные фрагменты подлинные. На правом рельефе видны коленки Эхнатона, на которых сидит Нефертити. Поскольку перед ними фрукты, можно предположить, что муж угощает жену, например, виноградом. На центральном фрагменте Нефертити застегивает ожерелье на шее Эхнатона. Возможно, они собираются поцеловаться. Однако сам этот акт художника не хочет показывать зрителям.

Едва взойдя на престол, молодой Ж фараон Аменхотеп предпринял реформу, не имеющую себе рав-ных по смелости замысла и размаху: в противовес многочисленным египетским богам, особенно Амону, возглавлявшему прежде египетский пантеон, он создал культ бога Атона, чьим олицетворением объявил солнечный диск.
Как полагают исследователи, целью этой реформы было ослабить египетское жречество, захватившее слишком много власти, а также обеспечить с помощью единого культа единство довольно разрозненного египетского населения. Поначалу Атон мирно соседствовал с культами прежних богов - он лишь был провозглашен верховным божеством, так же, как солнце стоит выше всего мира. Но со временем Атон был объявлен единственным богом: храмы прежних богов были закрыты, их статуи разрушены, жрецы разогнаны. Себя же фараон объявил воплощением Атона, бессмертным абсолютным божеством, ведающим жизнями подданных и судьбой всего мира.



В религиозных церемониях, которыми сопровождался культ фараона, Нефертити принимала самое непосредственное участие: она была первой жрицей бога-фараона, его верной спутницей и соратницей. Вместе с мужем она насаждала новую веру, искренне и страстно служила и новому культу, и собственному мужу. Нефертити стала живым воплощением солнечной силы, дарующей жизнь всему сущему: ей и ее статуям возносились молитвы и приносились жертвы. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - написано о ней на стене гробницы одного из вельмож ее супруга, - при звуке голоса ее ликуют». Другой текст называет ее «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений... преисполненной красотами».
По версии иноземного происхождения Нефертити, культ солнца-Атона в Египет принесла именно она: митаннийцы издревле поклонялись солнцу, и будто бы прекрасная царица смогла обратить в свою веру и супруга.


Михаил Потапов. "Эхнатон и Нефертити возносят молитву Атону (Богу Солнца)"

В честь бога Атона были изменены имена фараонской четы, их детей и приближенных: Аменхотеп берет себе имя Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»), а Нефертити отныне именуется Нефер-Неферу-Атон - «Прекрасная красотой Атона», то есть «красотой подобная солнцу».
В трехстах километрах к северу от прежней столицы, прекрасных и пышных Фив, Эхнатон приказал построить новую - Ахет-Атон (Ах-Йати, «Заря Атона»), где были возведены роскошные храмы и дворцы. Самым распространенным сюжетом росписей и барельефов, украсивших стены новой столицы, были удивительно реалистичные для жестко регламентированного египетского искусства изображения фараона, его супруги и их детей: вот Нефертити сидит на коленях у мужа, вот они играют с детьми, вот она с дочерьми молится богу Атону - диску со множеством рук. Любовь фараона и его жены стала символом нового правления и залогом благоденствия для всей страны.



Однако годы шли, а Нефертити так и не смогла подарить мужу сына и наследника: одна за другой у нее родились шесть дочерей. Как полагают, это стало причиной охлаждения фараона к прежде обожаемой супруге. Все чаще рядом с именем фараона упоминается не Нефертити, а Кийа - прежде второстепенная царица, теперь же полноправная правительница, владычица сердца Эхнатона. До нас дошли даже стихи, которые фараон посвятил своей новой любви. Имя же Нефертити постепенно исчезло из обихода - скорее всего, опальная царица жила в одном из загородных дворцов, проводя дни в сожалениях о прошлом.
Однако есть и другая версия разлада между Нефертити и ее мужем: в последние годы Эхнатон, под влиянием матери и под давлением обстоятельств, уже не так ревностно служил новому культу, вернув жрецам прежних богов многие права.

Две дочери Нефертити и Эхнатона

Дочь Нефертити и Эхнатона Меритатон

Есть и третья, самая фантастическая версия: будто бы Эхнатон, отчаявшись дождаться от супруги наследника, но по-прежнему любя ее, взял себе новую жену - собственную дочь Меритатон, - а Нефертити сделал своим соправителем под мужским именем Сменхкара. Когда же Эхнатон скончался, Сменхкара правил Египтом единолично. Эта версия основывается на том, что у Нефертити и Сменх-кары одинаковые личные и тронные имена. Однако большинство ученых полагают, что Сменхкара был младшим братом Эхнатона или сыном от Кийи: он был женат на Меритатон и коронован еще при жизни Эхнатона, дабы избежать возможных споров о наследовании. Сменх-каре наследовал Тутанха-тон, сын Эхнатона и Кийи, женатый на его дочери от Нефертити по имени Анхесенпаатон. Он окончательно отошел от культа Атона и даже сменил свое имя, назвавшись Тутанхамоном, - при нем все великие преобразования Эхнатона были преданы забвению.
Новая столица Ахет-Атон пришла в упадок, и через некоторое время пески погребли ее под собой. Благодаря счастливой случайности, не позволившей грабителям обчистить его гробницу, ныне Тутанхамон - один из самых из вестных фараонов, хотя ничего великого он за свою жизнь не совершил.
Как считает большинство историков, Нефертити скончалась в Фивах незадолго до своего сорокалетия. Место ее захоронения неизвестно. В 2003 году английский археолог Джоан Флетчер высказала предположение, что мумия, известная под номером 61072, принадлежит Нефертити. С помощью компьютерных технологий экспертам удалось на основе рентгеновских снимков мумии воссоздать ее облик - и, к изумлению самих ученых, полученное лицо было удивительно похоже на бюст, найденный когда-то профессором Борхардом в мастерской Тутмеса. Хотя исследование Флетчер было подвергнуто суровой и местами справедливой критике, все равно хочется верить, что тело прекрасной царицы наконец было найдено.

При рождении ее назвали Нефертити, что означало «пришедшая красавица». Согласитесь, довольно рискованно называть девочку таким именем, а вдруг она вырастет уродиной? Но египетские жрецы по извечному ходу звезд угадывали судьбу новорожденного и в соответствии с этим давали имя. Отец девочки был жрецом, и с именем он не ошибся. В 15 лет Нефертити стала женой Аменхотепа, сына и наследника фараона.

В 1364 году до нашей эры Аменхотеп взошел на трон. И Нефертити вместе со своим мужем правила Египтом почти 20 лет. Годы эти потрясли весь общественный и религиозный уклад страны.

Аменхотеп IV, как и многие фараоны до него, считал, что каста жрецов, опиравшаяся на культы древних богов во главе с Амоном, богом-покровителем Фив, захватила слишком много власти в стране. Но он был первым, кто решился изменить порядок вещей. Одним ударом, совершив «переворот на небесах», фараон выбил опору у фиванских узурпаторов. Отныне не просто верховным, а единственным богом стал Атон, божество животворящего солнечного диска. Бог, который не где-то в Фивах, а вот здесь, прямо над твоей головой.

Это было первое единобожие в истории человечества. И рядом с фараоном, учредившим его, была она, Нефертити. Впрочем, теперь у нее было и второе имя. Его она взяла в честь единого бога. Если Аменхотеп IV стал Эхнатоном – то есть «угодным Атону», то она – Нефернефруатон, что означает «прекрасны красоты солнечного диска».

Чудо в стране чудес

Эхнатон приказал закрыть храмы старых богов, уничтожить все их изображения и конфисковать храмовое имущество. В Среднем Египте он заложил новую столицу. Это было удивительно даже для этой страны чудес: среди безжизненных скал и песка, подобно прекрасному миражу, словно в одночасье, вырос город с величественными дворцами, садами, голубыми водоемами, в которых качались огромные лотосы. Город назвали Ахетатон - «небосклон Атона». «Великое очарование, приятное красотой для глаз» - так называли его современники. И среди всего этого великолепия высились, поднимаясь к солнечному диску, стены царского дворца, в котором жила она – «госпожа Верхнего и Нижнего Египта», «супруга бога» и «украшение царя».

Нежная и могущественная

Каждое утро с первыми лучами солнца она в сопровождении многочисленных жрецов и жриц выходила в сад и, обратившись лицом на восток, подняв руки к восходящему диску, пела гимны великому Атону, которые слагала сама.

Но в то же время она, слагавшая умилительные стихи о слабой, только еще зарождающейся жизни, считалась земным воплощением грозной львиноголвой богини Тефнут, дочери солнца, карающей преступивших закон. Не только с прекрасными воздетыми к солнцу руками изображали ее, но и сжимающей грозную палицу. Действительно, эта нежная женщина была непреклонна, когда речь шла о делах государственных, сам фараон не прекословил ей.

Любимая и счастливая

Никогда прежде на стелах, стенах, обелисках не изображали частной жизни фараонов. Однако новая религия сбила с искусства оковы тяжелых многовековых канонов. И даже теперь, через три с лишним тысячи лет, мы можем увидеть не только сцены официальных церемоний, но и частную жизнь царей в их семейных покоях. Вот они сидят дома с детьми, царица еще молода, но у нее уже шесть дочек. А вот - неслыханное дело – царица взобралась царю на колени и болтает ногами, придерживая рукой маленькую дочку. А вот барельеф, на котором запечатлен долгий и страстный (это чувствуется!) поцелуй Нефертити и Эхнатона.

И все-таки она не была счастливой. Такое случалось тысячи раз до Нефертити и тысячи раз после нее. Каждое утро она пела Атону, который «оживляет сына в чреве его матери…», и каждую ночь молила его о сыне. Но шестерых дочек родила царица, и ни разу Атон не «оживил» в ее чреве мальчика.

Эхнатону же был нужен наследник, который обеспечил бы преемственность власти и завершил дело его жизни - укрепил единобожие. Годы шли, и фараон, охваченный манией иметь наследника, похоже, потихоньку сходил с ума. Надеясь, что родится сын, он женился на одной своей дочери, потом на другой. И что же? Обе дочери родили собственному отцу еще по дочери.

А вскоре у царицы появилась соперница, звали ее Кэйе. Она-то и стала второй женой фараона, принесла ему двух мальчиков - Сменхкара и Тутанхамона.

Опальная Нефертити жила одиноко в маленьком дворце. Сохранилась ее статуя в полный рост, сделанная в конце жизни. Все те же прекрасные черты лица, но неужели это та, которую называли «владычицей радости»? Усталость, разочарование на лице и в то же время упорство в гордо вскинутой голове, величие во всем облике, столько тихого упорства и достоинства…

Автор - XP0H0METP . Это цитата этого сообщения

Мифы и Легенды * Нефертити

Нефертити

Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей

Википедия

Нефертити (Нефер-Неферу-Атон Нефертити, др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty , «Прекраснейшая красавиц Атона, Красавица Пришла») — «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351—1334 до н. э.), время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.

Происхождение

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. В современной египтологии есть несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: одни считают Нефертити египтянкой, другие — иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Нефертити — иноземная принцесса

У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити — это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона — фараона Аменхотепа III. У тогдашнего царя Митанни Тушратты (ок. 1370 — ок. 1350 гг. до н. э.) было 2 дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (англ.) (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

    Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.

    Младшая сестра Тадухепа (англ.) прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона. В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити — «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому изначально считалось, что царица — одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити — принцессы Мут-Ноджемет (Бенре-Мут).

Возможно дочь вельможи Эйе, одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии — фараона, и вероятно двоюродная сестра Эхнатона.

Дочери

От Эхнатона она родила шесть дочерей.

Дочери Нефертити

    Меритатон ("возлюбленная Атоном"): до свадьбы или сразу после.(1356 до н. э.). После отстранения от власти Нефертити стала главной женой Эхнатона.

    Макетатон: год 1-3 (1349 до н. э.).

    Анхесенпаатон (позже сменила имя на Анхесенамон), вышла замуж за Тутанхамона, позже стала женой Эйе.

    Нефернефруатон-ташерит (англ.) русск.: год 6 (1344 до н. э.)

    Нефернефрура (англ.) русск.: год 9 (1341 до н. э.).

    Сетепенра (англ.) русск.: год 11 (1339 до н. э.).

Царствование и искусство её эпохи

Отсутствие у царицы сына — наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи. Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона — столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами » с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии — поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон — солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене — больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без неё, залога плодородия и процветания всей страны. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами , — говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, — при звуке голоса её ликуют ». Стены зала возведенного Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут — богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, стоящей на поддержании мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающей врагов Египта палицей.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе — высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем, который символически подчеркивал её связь с грозными богинями, дочерьми Солнца.

На 12-ом году правления Эхнатона умирает средняя дочь царственной четы — принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно, попав в опалу; её место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона — Кийа, а позже — старшая дочь Нефертити — Меритатон.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В 1912 году германским археологом Людвигом Борхардтом в мастерской скульптора Тутмоса в эль-Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры.

Первоначально её бюст обнаружила команда египтолога Л.Борхарда и увезла в Германию (где ныне и хранится); чтобы скрыть её от египетской таможни его специально вымазали гипсом. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, — надо смотреть». Вывезенный в 1913 году в Германию, уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине. Позже в 1933 году министерство культуры Египта затребовала его обратно в Египет, но Германия отказались его возвращать, тогда египтологам Германии были запрещены археологические раскопки. Вторая мировая война и преследование жены Борхарда из-за еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Египет официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока не известно — было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующая доделка улучшала неточности первоначальной работы… Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Гробница

Мумия Нефертити не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух мумий женщин, найденных в гробнице KV35, например мумия KV35YL. Однако в свете новой информации эта гипотеза отвергнута.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Бюсты и фигуры Нефертити, Берлин, Египетский музей

Царствование Нефертити

начало XIV века до н.э

До наших дней через все века прошла легенда о красивейшей и счастливейшей египетской царице, любимой и единственной жене фараона Эхнатона. Но раскопки XX века привели к тому, что легенды вокруг имени Нефертити и ее царственных супругов разрослись. Однако есть и достоверные сведения о ее жизни, любви и смерти.

Нефертити не египтянка, как принято считать. Она происходила из Месопотамского государства Митанни, страны ариев. Можно сказать, что она явилась в Египет от самого Солнца. Арии - народ Нефертити - поклонялись солнцу. И с появлением на египетской земле 15-летней принцессы по имени Тадучепа пришел и новый бог - Атон. Брак Нефертити с фараоном Аменхотепом III был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там назвали ее новым именем Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. После смерти отца юный Аменхотеп IV получил иноземную красавицу по наследству. Любовь фараона вспыхнула не сразу, но она вспыхнула. В результате молодой фараон распустил огромный гарем отца и объявил жену своей соправительницей. Принимая иноземных послов и заключая важные договоры, он клялся духом бога Солнца и любовью к жене.

Храм Нефертити (Египет)

В историю Египта супруг Нефертити вошел как один из самых гуманных правителей. Иногда Аменхотепа изображают слабым, странным, болезненным юношей, одержимым идеями общего равенства, мира и дружбы между людьми и разными народами. Однако именно Аменхотеп IV провел смелую религиозную реформу. На это не решался до него ни один из 350 правителей, занимавших египетский престол.

Из белого камня был построен огромный храм Атона. Началось строительство новой столицы Египта - города Ахетатон («Горизонт Атона»). Он был заложен в живописной долине между Фивами и Мемфисом. Вдохновительницей новых планов была супруга фараона. Теперь самого фараона называли Эхнатоном, что значит «Угодный Атону», а Нефертити - «Нефер-Нефер-Атон». Это имя переводится очень поэтично и символично - прекрасная красотой Атона, или, другими словами, ликом подобная солнцу.

Нефертити

Французские археологи восстановили облик египетской царицы: черные брови, волевой подбородок, полные, изящно изогнутые губы. Ее фигура - хрупкая, миниатюрная, но прекрасно сложенная - сравнивается с выточенной статуэткой. Царица носила дорогие одежды, чаще всего это были белые прозрачные платья из тонкого полотна. По легенде и по многим расшифрованным иероглифам, солнечная красота Нефертити распространялась и на ее душу. Она воспевалась как нежная красавица, любимица Солнца, умиротворявшая всех своим милосердием. Иероглифические надписи восхваляют не только красоту царицы, но и ее божественную способность внушать к себе уважение. Нефертити называли «владычицей приятностей», «умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой».

Нефертити

Сам Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца» и желал ей жить «вечно-вековечно». В папирусе, где записано поучение о семье мудрого фараона, повествуется об идеальном семейном счастье царственной четы до самой смерти. Этот миф кочевал во времени от античных греков к римлянам и стал всемирным. Сердечные отношения царя и царицы были запечатлены в десятках и сотнях рисунков и барельефов. На одной из фресок есть даже одна чрезвычайно смелая и откровенная картина, которую мы вполне можем назвать эротичной. Эхнатон нежно обнимает и целует Нефертити в уста. Это первое изображение любви в истории искусства.

Нефертити и Эхнатон

Но дотошные археологи докопались до трагедии, без которой не обошлась, оказывается, жизнь солнцеподобной и счастливой Нефертити. И у нее в Древнем Египте при любящем и мудром муже была соперница.

Узнать эту тайну археологам помогли все те же иероглифы и изображения на каменных плитах. Царь и царица обычно изображались как неразлучная пара. Они были символами взаимного уважения и государственных забот. Супруги вместе встречали знатных гостей, вместе молились диску Солнца, раздавали подарки своим подданным.

Но в 1931 году в Амарне французы нашли таблички с иероглифами, на которых имя Нефер-Нефер-Атон кто-то тщательно соскреб, оставив лишь имя фараона. Затем появились и более удивительные находки. Известковая фигура дочери Нефертити с уничтоженным именем матери, профиль самой царицы с залепленным краской царским головным убором. Это могло быть совершено только по указу фараона. Египтологи пришли к выводу, что в счастливом доме фараонов произошла драма. За несколько лет до смерти Эхнатона семья распалась. Нефертити изгнали из дворца, она жила теперь в загородном доме и воспитывала мальчика, предназначенного в мужья ее дочери - будущего фараона Тутанхамона.

Киа. Так звали соперницу Нефертити

Под изображениями царственной четы появилось другое женское имя, вписанное вместо Нефертити. Это имя Кийа. Так звали соперницу Нефертити. Подтвердил догадку и керамический сосуд с именами Эхнатона и его новой жены Кийа. Нефертити там уже не значилась. Позднее, в 1957 году, нашли изображение новой царицы - юное лицо, широкие скулы, правильные дуги бровей, невозмутимость взгляда. Черты, привлекательные лишь обаянием молодости... Эта женщина не могла стать легендой, хотя сменила женщину-легенду и любящую супругу в объятиях Эхнатона. Она не просто покорила сердце фараона. В последние годы правления он сделал Кийа вторым (младшим) фараоном. Для нее был даже изготовлен золотой, роскошно инкрустированный гроб. Но за год до смерти Эхнатон отдалил и вторую свою жену.

Нефертити прожила в опале до восшествия на престол Тутанхамона. Умерла она в Фивах. После смерти Эхнатона жрецы Египта вернулись к старому богу. Вместе с богом Солнца - Атоном было предано проклятьям имя солнцеподобной Нефер-Нефер-Атон. Поэтому его и не внесли в летописи. Захоронение Нефертити остается тайной, видимо, оно было скромным. Но образ царицы остался жить в сказках и легендах ее народа. Народ оставил в них только красоту, согласие и счастье.

Нефертити (Артур Брагинский)

Существует и другая, не менее правдоподобная версия истории жизни Нефертити, где царица предстает перед нами совершенно в другом образе. Это опытная в любви, сластолюбивая и жестокосердная устроительница оргий, постоянно ищущая все новые и новые жертвы. Эта Нефертити рассказывала влюбленному в нее, несчастному юноше басню о женщине, которая не хотела быть «презренной». Поэтому за свою любовь она потребовала, чтобы возлюбленный ее отдал ей все, что имеет, прогнал жену, убил детей и бросил их тела собакам. Он должен был отдать даже могилу престарелых своих родителей и право на бальзамирование их тел после смерти и погребальные ритуалы. Царица не только рассказывала, она сама воплощала сюжет басни и, в конце концов, прогнала несчастного, вознаградив его холодным соитием, а не пламенным жаром своего прекрасного тела.

Эта Нефертити уже была не жертвой дворцовых интриг, а сама раздувала огонь вражды в супруге Эхнатоне, ненавидела его, желала ему смерти. Эта Нефертити - царственная гетера Египта, в украшенных драгоценными каменьями маленьких сандалиях. Каждый год она дарила фараону дочерей, обвиняя его в том, что это он не может иметь сына. Она обладала телом девственно юным и прекрасным, ненасытным и порочным.

Эти две Нефертити до сих пор спорят друг с другом. Однако Долина Царей еще пока надежно хранит свои прекрасные и страшные тайны.

Оригинал записи и комментарии на

Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити , др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty , «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370-1330 до н. э.) - «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династииНового царства Эхнатона (Аменхотепа IV, ок. 1351-1334 до н. э.). Время правления Эхнатона и Нефертити, известное как «Амарнский период», ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой - переходом к монотеистическому культу Атона. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.

Происхождение

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. Выдвигалось несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение. Версии менялись с течением времени в зависимости от интерпретации обнаруживаемых археологических находок.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: большинство считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Иноземная принцесса

Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», поэтому, согласно одной из версий, супруга Эхнатона не была египтянкой. У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити - это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III. У тогдашнего хурритского царя Митанни Тушратты (ок. 1370 - ок. 1350 гг. до н. э.) было две дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

  • Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
  • Младшая сестра Тадухепа прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона. В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити - «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица - одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити - принцессы Мутнеджмет (Бенре-Мут).

В современной египтологии распространено предположение, что Нефертити - дочь вельможи Эйе (одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии - фараона), вероятного брата царицы Тии, и его первой супруги, а значит, также была родом из Ахмима. Соответственно, Нефертити могла приходиться двоюродной сестрой Эхнатону. Тия, вторая супруга Эйе, упоминается как кормилица будущей царицы и поэтому не может быть её биологической матерью, а кроме того она стала впоследствии свекровью Нефертити. В пользу египетского происхождения Нефертити свидетельствуют упоминания о её сестре Мутнеджмет, занимавшей высокое положение при дворе фараона и ставшей впоследствии супругой фараона Хоремхеба.

Дети

От Эхнатона родила шесть дочерей:

  • Меритатон («возлюбленная Атона»): до свадьбы или сразу после (1356 до н. э.). После отстранения от власти Нефертити стала главной женой Эхнатона.
  • Макетатон («хранимая Атоном»): год 1-3 (1349 до н. э.).
  • Анхесенпаатон (1345 до н. э.) (позже сменила имя на Анхесенамон), вышла замуж за Тутанхамона, позже стала женой Эйе.
  • Нефернефруатон-ташерит: год 6 (1344 до н. э.).
  • Нефернефрура: год 9 (1341 до н. э.).
  • Сетепенра: год 11 (1339 до н. э.).

Царствование

Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. Невесте было 12-15 лет, жених был её старше на несколько лет. Нефертити полностью поддерживала религиозные преобразования, начатые мужем, и была не менее убеждённой сторонницей новой религии, чем Эхнатон. Некоторые авторы даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации, движущей силы и верховного жреца божества Атона и даже соправительницы Эхнатона. В гробнице фараона Эйе одна из надписей посвящена Нефертити: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют». На так называемых «талататах», песчаниковых блоках из храма Атона в Карнаке, супруга Эхнатона изображена чаще самого фараона. Эхнатон всегда появлялся на публике в сопровождении супруги, Нефертити принимала участие во всех значимых религиозных церемониях, о чём свидетельствуют их многочисленные совместные изображения.

На 12-м году правления Эхнатона умирает средняя дочь царственной четы - принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно, попав в опалу; её место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона - Кийа, а позже - старшая дочь Нефертити - Меритатон.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В одной из скульптурных мастерских (O.47.16) была найдена маска, снятая с Нефертити уже на склоне лет. Так как маска подверглась скульптурной обработке, невозможно установить, была ли она снята с мёртвой или живой женщины. Об обстоятельствах смерти царицы Нефертити сведения отсутствуют. Отсутствие у царицы сына - наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.

Доказано, что матерью Тутанхамона является сестра Эхнатона. Но все же воспитывался фараон в семье Нефертити. Для продолжения родословной был заключен брак между Тутанхамоном и дочерью Нефертити.

В искусстве её эпохи

Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона - столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами » с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии - поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без неё, залога плодородия и процветания всей страны. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами , - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса её ликуют ». Стены зала, возведенного Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут - богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, стоящей на поддержании мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающей врагов Египта палицей.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе - высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем, который символически подчеркивал её связь с грозными богинями, дочерьми Солнца.

Бюст

6 декабря 1912 года германским археологом Людвигом Борхардтом и его ассистентом Германом Ранке в мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своём археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть».

Обнаруженный командой египтолога Борхардта и вывезенный в 1913 году в Германию уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине, хотя с 1924 года звучат требования и ведутся споры насчет необходимости его возвращения. Когда позднее в 1933 году министерство культуры Египта затребовало его обратно, а Германия отказалась его возвращать, египтологам Германии было запрещено вести археологические раскопки в Египте. Вторая мировая война и преследование жены Борхардта из-за её еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Бюст Нефертити, высотой 50 см и весом около 20 кг, изготовлен из цельного известняка, отделан гипсо-ангидритовой смесью и полностью окрашен. На нём нет никаких иероглифических надписей. Однако характерная корона, которую Людвиг Борхардт назвал «париком» (на самом деле восходящая к хепрешу или же атеф), помогла исследователям идентифицировать модель, сравнивая скульптуру с другими изображениями Нефертити. Почти идеальная сохранность, яркость красок и живость правого глаза производят поразительное впечатление на зрителя. В то же время левый глаз отсутствует; некоторые египтологи предполагают, что вкладка в него так никогда и не была установлена, хотя портрет Нефертити до настоящего времени является единственным образцом древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока остаётся неизвестным, было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующее вмешательство устранило неточности первоначальной работы. Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Гробница

Нефертити не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35, например мумия KV35YL. Эту гипотезу выдвинули в 2001-2003 годах египтологи Сьюзен Джеймс и Джоан Флетчер, указавшие на ряд косвенных признаков, подтверждающих царское происхождение мумии, и объявившие в СМИ, что нашли Нефертити. В 2003 году была сделана реконструкция прижизненного облика мумии; заявлялось, что она очень похожа на бюст Нефертити. Однако другие египтологи, включая доктора Захи Хавасса, подвергли самой резкой критике версию Флетчер, запретили работать британской экспедиции, и объявили найденный возле мумии парик «подброшенной фальшивкой».

Результат экспертизы опроверг эту гипотезу: мумия была идентифицирована как дочь царицы Тии (покоящейся рядом) и Аменхотепа III (из этой же гробницы), жена и сестра Эхнатона, мать Тутанхамона.

28 ноября 2015 года министр по делам древностей Египта объявил, что «с вероятностью в 90 % » за стенами гробницы фараона Тутанхамона находится по крайней мере одно ранее не исследованное помещение. Предположение основано на гипотезе британского египтолога Николаса Ривса, что после внезапной и ранней кончины Тутанхамона жрецам пришлось экстренно перестраивать чужую усыпальницу для похорон молодого царя.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гробик; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Бюсты и фигуры (Египетский музей Берлина)

Фигура стоящей Нефертити. Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.

  • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. - М., 1968.
  • Уэллс Эвелин. Нефертити. Повелительница двух земель. - М., 2002.
  • Флетчер Д. В поисках Нефертити. - М.: АСТ, 2008
  • Aldred C. Akhenaten: king of Egypt. - London, 1988
  • Anthes R. Die Büste der Königin Nofretete. - Berlin, 1968
  • Arnold D. The royal woman of Amarna. - New York, 1996
  • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, pp. 189-193
  • Müller M. Die Kunst Amenophis’III. und Echnatons. - Basel, 1988
  • Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. - Boston, 1999
  • Samson J. Nefertiti and Cleopatra: queen-monarchs of Ancient Egypt. - London, 1985
  • Tyldesley J. Nefertiti: Egypt’s sun queen. - London, 1998
  • Солкин В. В. Нефертити // Древний Египет. Энциклопедия. - М., 2005.
  • Солкин В. В. Нефертити: странствие через пески вечности // Новый Акрополь. - 2000. - № 3. - С. 12-18.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001
  • Вульф В., Чеботарь С. Женщины-легенды. Они покорили мир - М.: Эксмо, 2011
  • Художественная:

    • Мишель Моран. Нефертити: Роман. - М., 2008
    • Наталья Павлищева. Нефертити и фараон. Красавица и чудовище. - М.: Эксмо, 2011
    • Алина Реник. Нефертити. Красота грядёт. М.: Фолио, 2005
    %0A %0A %0A %0A %0A %0A %0A %0A %0A

    %D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BB%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B.%20%D0%95%D1%91%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%C2%AB%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%C2%BB;%20%D0%B5%D1%91%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%20%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20 .

    С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. В современной египтологии есть несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение.

    В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: одни считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

    Нефертити - иноземная принцесса

    У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити - это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III . У тогдашнего царя Митанни Тушратты (ок. 1370 - ок. 1350 гг. до н. э.) было 2 дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (англ.) (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

    • Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
    • Младшая сестра Тадухепа (англ.) прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона . В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

    Версия о египетском происхождении

    Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити - «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому изначально считалось, что царица - одна из дочерей Аменхотепа III . Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити - принцессы Мут-Ноджемет (Бенре-Мут).

    К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

    Бюст Нефертити

    Бюст Нефертити, одна из самых известных находок Людвига Борхардта

    В 1912 году германским археологом Людвигом Борхардтом в мастерской скульптора в эль-Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры.

    Первоначально её бюст обнаружила команда египтолога Л.Борхарда и увезла в Германию (где ныне и хранится); чтобы скрыть её от египетской таможни его специально вымазали гипсом. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть». Вывезенный в 1913 году в Германию, уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине . Позже в 1933 году министерство культуры Египта затребовала его обратно в Египет, но Германия отказались его возвращать, тогда египтологам Германии были запрещены археологические раскопки. Вторая мировая война и преследование жены Борхарда из-за еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Египет официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

    Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока не известно - было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующая доделка улучшала неточности первоначальной работы… Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

    Гробница

    Нефертити, не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

    До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35 , например мумия KV35YL . Однако в свете новой информации эта гипотеза отвергнута.

    Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гробик; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

    Бюсты и фигуры Нефертити, Берлин, Египетский музей

    Литература

    • Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М ., 1965.
    • Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. - М ., 1968.
    • Aldred C. Akhenaten: king of Egypt. - London, 1988.
    • Anthes R. Die Büste der Königin Nofretete. - Berlin, 1968.
    • Arnold D. The royal woman of Amarna. - New York, 1996.
    • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, pp. 189-193.
    • Müller M. Die Kunst Amenophis’III. und Echnatons. - Basel, 1988.
    • Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. - Boston, 1999.
    • Samson J. Nefertiti and Cleopatra: queen-monarchs of Ancient Egypt. - London, 1985.
    • Tyldesley J. Nefertiti: Egypt’s sun queen. - London, 1998.
    • Солкин В. В. Нефертити // Древний Египет. Энциклопедия . - М ., 2005.
    • Солкин В. В. Нефертити: странствие через пески вечности // Новый Акрополь . - 2000. - № 3. - С. 12-18.
    • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001.

    Ссылки

    • Царица Нефертити - "Прекрасная пришла. Программа «Эха Москвы» из цикла «Всё так»

    Фильмография

    • «Загадки истории. Нефертити: Мумия возвращается» (англ. Mysteries of History. Nefertiti: The Mummy Returns ) - научно-популярный фильм, снятый в 2010 г.