Содержание интересов личности общества и государства. Интересы - это важная составляющая личности

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности. Как правило, они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики российского государства.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с, действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, общественными организациями. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Соответственно интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики всей страны в целом. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Так, переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике в нашей стране должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации общественного производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина российского государства. На первый план здесь выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с обязательной поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства страны, с обеспечением занятости населения.

Также существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Важнейшими задачами в целях реализации национальных интересов в области экономики являются - опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, а также расширение рынка наукоемкой продукции. Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри Российской Федерации и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Российское государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей и т.д.

Приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов. Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства РФ в указанной области и обеспечения его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность, а комплексный подход к решению этих задач должен составить основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие России, как многонационального демократического федеративного государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальных интересов России.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами РФ в рамках их конституционного статуса. Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

Обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;

Разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

Выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

Совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Следует отметить, что Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы преступности и коррупции, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Здесь приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

Выявление, устранение и предупреждение причин, порождающих преступность; усиление роли государства, как гаранта безопасности общества, создание необходимой правовой базы и механизма ее применения;

Укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

Привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

Расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами СНГ.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, они должны носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, а также опираться на поддержку общества.

Для профилактики преступности и борьбы с нею, в первую очередь необходимо развитие правовой базы, как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости терроризма и других аналогичных явлений.

Так, основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.

Национальные интересы России в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала нашей страны. Обеспечение национальных интересов Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления человеческой натуры, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка, как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти РФ к развитию медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Так, к числу важнейших направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

Рациональное использование природных ресурсов и воспитание экологической культуры населения;

Предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

Предотвращение радиоактивного загрязнения среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

Экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов и т.п.);

Безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

Создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.

Внешняя политика Российской Федерации в целях защиты и обеспечения национальных интересов должна быть направлена на:

Проведение активного внешнеполитического курса;

Упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами;

Обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения региональной стабильности;

Защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в т.ч. с применением мер политического, экономического и иного характера;

Развитие отношений с государствами-участниками СНГ согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;

Содействие урегулированию конфликтов;

Достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

Выполнение обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, оказанием услуг военного назначения;

Содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения, а также развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом и т.п.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы РФ играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Также важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности России является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками СНГ. Интересы обеспечения национальных интересов России предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации. Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:

Создание необходимой нормативной правовой базы;

Развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;

Противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

Пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

Осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств-участников СНГ.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Так, важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

Реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;

Совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

Противодействие противоборству в информационной сфере.

Система обеспечения национальных интересов России создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области.

Итак, важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2.1 Интересы личности, общества и государства

Большинство исследователей вопроса относительно понятия «национальный интерес» соглашаются, что национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства, причем эти интересы неразрывно связаны, они не противопоставляются, но дополняют друг друга. В связи с этим понятия «национальный интерес» и «национально-государственный интерес» употребляются в современной юридической литературе как синонимы. Хижняк, В.С. Классификация национальных интересов современной России. // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 10-11 Концепция же национальной безопасности РФ говорит о соотношении интересов несколько иначе: один участник - государство - сохраняет свои позиции, в то время как гражданское общество трансформируется в отдельные понятия «общество» и «личность». В результате структура национальных интересов России включает в себя интересы личности, общества и государства:

«Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества» «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) .

Такой подход в целом, возможно и целесообразен: он дает представление о содержании интересов различных элементов организации, только вот организация это несколько иная. Личность, общество, государство - элементы социальной организации в масштабах всего человечества. Такая терминология не совсем правомерна в условиях формирования национального государства и его национальных интересов. Конечно, можно сослаться на многонациональность Российской Федерации, которая вызывала и продолжает вызывать большое количество внутригосударственных конфликтов. Но в рамках единого государства абсолютно все национальности приобретают один общий статус - гражданский, и носитель этого статуса - гражданское общество Российской Федерации. Не углубляясь в правовую сущность этих понятий, укажу, что гражданский статус устанавливает полную взаимозависимость государства и населяющего его общества с точки зрения обоюдной защиты имеющихся у них интересов. Так государство защищает интересы своих граждан с той целью, чтобы они, в свою очередь, удовлетворяли интересы такого крупного общественного образования, как государство. В процессе такой обоюдной защиты интересов и вырастает понятие «нация», которое имеет более высокое положение, нежели понятия «личность» и «общество». Нация - понятие не просто государственного уровня, а мирового: оно представляет государство на мировой арене. Так во все времена выходцев из любого конца нашей страны именовали не иначе, как русскими, что имеет место и до сих пор.

Тогда, действительно, можно отметить, что, как отмечалось в первой главе, понятие «национальных интересов» имеет внешний вектор - оно направлено на обеспечение безопасного существования, эффективного функционирования и развития страны, а вопросы соотношения интересов личности и общества лежат в плоскости внутренней политики государства. Именно это, как мне кажется, имеют в виду мировые политологи, используя понятие «национальный интерес». Ведь если вернуться к истокам термина и представить фундаментальные национальные интересы, выделяемые английским политологом А. Бэттлером:

1. территориальная целостность,

2. независимость или политический суверенитет,

3. экономическое развитие и процветание,

4. сохранение существующего политико-экономического режима,

5. поддержание национально-культурной самобытности страны - образ жизни,

То можно отметить, что все они направлены на то, чтобы определить и защитить место нации, а точнее, государства, на мировой карте, с тем, чтобы дать возможность населению страны и каждому ее гражданину спокойно существовать и развиваться. Если переиначить это определение с точки зрения самой нации, то можно получить формулировку, приводимую специалистами в области права: «Концепция национальных интересов представляет собой общее видение гражданами того или иного государства его места и роли в мировом сообществе». Саидов, А.Х., Кашинская, Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. - 2005. - № 12.

Такой подход используется отечественными учеными в области геополитики, но в нормативных актах страны не отражается. Так Е.А. Олейников в учебнике «Экономическая и национальная безопасность» к числу коренных, основополагающих национальных интересов относит: территориальная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп. А в учебно-методическом комплексе по курсу «Геополитика» под редакцией Тургаева А.С. можно найти определение: «Национальные интересы государства - это жизненно важные потребности в его выживании и сохранении политической независимости, территориальной целостности, неприкосновенности границ и обеспечении безопасности. Национальные интересы государства также заключаются в усилении его геополитического влияния на международной арене, экономическом и культурном развитии общества».

Возникновение государства и права

Государство представляет собой конкретно - историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле...

Государство и личность

Понятие общества, личности и государства Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности...

Государство, личность, общество

Общий ретроспективный взгляд на историю предыдущих «перемен центров жизни» и соответствующих изменений в развитии национального духа позволяет выделить их одну общую черту, касающуюся взаимодействия с западноевропейской традицией...

Государство, право и личность

Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения. К первому поколению относятся гражданские и политические права...

Законные интересы как элемент правового статуса личности

Реализация основных прав личности (и, соответственно, связанных с ними законных интересов) - это процесс их материализации, в ходе которого происходит получение каждым того блага, которое составляет содержание права (или законного интереса)...

Основные признаки правового государства

Основы конституционного строя Российской Федерации

Человек, его права и свободы - высшая ценность. Гуманизм - своеобразный принцип всего конституционного строя. Его закрепление ст...

Ответственность государства перед гражданином в случае нарушения его прав. Право служебной тайны как гарантия неприкосновенности частной жизни

Право на поиск, получение и использование информации

Один из основных вопросов в реализации права на информацию - возможность доступа к ней...

Правовое государство

Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, то есть, личность и государство вступают в правоотношения, то есть, отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности...

Правовое государство: от теоретической модели к практическому воплощению

Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности...

Правовое государство: сущность и основные черты

Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности...

Соотношение законных интересов в сфере публичного и частного права

Пpaвa чeлoвeкa - этo oпpeдeлeнныe нopмaтивнo cтpyктypиpoвaнныe cвoйcтвa и ocoбeннocти бытия личнocти, кoтopые выpaжaют ee cвоoбoдy и являются нeoтъeмлeмыми и нeoбxoдимыми спocoбaми и ycлoвиями ee жизни, ee взaимooтнoшeний с oбщecтвoм, гocyдapcтвoм, дpyгими индивидaми...

Сущность государства и его роль в обществе

Взаимоотношения государства и человека являются главными показателями состояния общества в целом, а так же перспективы его развития. При этом личностью признается индивидуальная совокупность значимых свойств человека...

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уникального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри страны и в целом ущемить национальные интересы России.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных производителей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой области является переход экономики к модели устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разнообразного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в установлении для российских производителей таких экономических связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятельности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной политики - важнейшие задачи, решение которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально-политической основы этих противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на формирование системы мер действенной социальной профилактики и на воспитание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным является утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требует такой государственной политики, при проведении которой исключается возможность нанесения ущерба российской культуре, обеспечиваются сохранение и приумножение ее национальных ценностей и национального достояния, дальнейшее духовное и интеллектуальное развитие общества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются: формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств - участников Содружества Независимых Государств; развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;

Развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом;

Упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность по обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства, по защите его конституционного строя от возможных посягательств других государств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноправных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Федерации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить глобальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Национальным интересам России отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловливают необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие современных телекоммуникационных технологий. Планомерная деятельность государства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уникального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри страны и в целом ущемить национальные интересы России.

Национальные интересы России- это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном дос­тоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обес­печиваются возможностями экономики, политической и военной организа­ции государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокуп­ностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обес­печении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повы­шении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллекту­альном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, дости­жение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии междуна­родного сотрудничества на основе партнерства.



Совокупность основных интересов личности, общества и государс­тва определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сфе­рах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы России в области экономики являются клю­чевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией нацио­нальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспо­собными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, воз­можность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, меди­цинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наи­более актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных произ­водителей, повышения инновационной и инвестиционной активности, пос­тоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой об­ласти является переход экономики к модели устойчивого развития с оп­ределенным уровнем государственного регулирования экономических про­цессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие много­укладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение соци­ально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в це­лях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разно­образного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоя­нием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России зак­лючаются в установлении для российских производителей таких экономи­ческих связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечест­венной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятель­ности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состо­ят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, террито­риальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрали­зации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратиз­ма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешен­ной государственной национальной политики - важнейшие задачи, реше­ние которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федера­тивного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социальнополитичес­кой основы этих противоправных явлений, выработки комплексной систе­мы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на форми­рование системы мер действенной социальной профилактики и на воспи­тание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресече­ние противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопас­ность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповеда­ния, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и нау­ки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрож­дение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным яв­ляется утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гума­низма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требует такой государственной политики, при проведении которой исключается возможность нанесения ущерба российс­кой культуре, обеспечиваются сохранение и приумножение ее националь­ных ценностей и национального достояния, дальнейшее духовное и ин­теллектуальное развитие общества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфе­ре требуют проведения активного внешнеполитического курса, направ­ленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются:

формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств - участников Содружества Независимых Государств;

развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;

развитие международного сотрудничества в борьбе с транснацио­нальной преступностью и терроризмом;

упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми по­литическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность по обеспечению неруши­мости границ и территориальной целостности государства, по защите его конституционного строя от возможных посягательств других госу­дарств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноп­равных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Фе­дерации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить гло­бальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Национальным интересам России отвечает развитие диалога и всес­тороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихооке­анского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно приз­нанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших сооте­чественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в обеспечении безопасности личности, общества и госу­дарства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспече­ние безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий об­щества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловли­вают необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, защита нацио­нальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие совре­менных телекоммуникационных технологий. Планомерная деятельность го­сударства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресур­са от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и оп­ределяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратеги­ческие и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и об­щественно-политическую стабильность в стране.

Понятие национального интереса

Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство.

Основу международной политики составляет национальный государственный интерес любой страны.

Из философии известно, что интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п. Применительно к государству национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.

Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Различают интересы:

Личности, общества, государства и национальные;

Внутриполитические и внешнеполитические;

Краткосрочные и долгосрочные;

Общие и региональные;

Главные и второстепенные;

Постоянные и переменные;

Политические, экономические, военные, экологические, гуманитарные, культурные и др.

Национальные интересы России включают:

интересы личности;

интересы общества;

интересы государства.

Интересы личности состоят в:

реализации конституционных прав и свобод;

обеспечении личной безопасности;

повышении качества и уровня жизни;

физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в:

♦ упрочении демократии:

♦ в создании правового, социального государства;

♦ достижении и поддержании общественного согласия;

♦ духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в:

незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

политической, экономической и социальной стабильности;

безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка;

развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Условием реализации национальных интересов России является устойчивое развитие экономики.

Национальные интересы России состоят из интересов в различных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в:

- сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;

- обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка;

- завершении процесса становления демократического общества;

- нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в:

~ обеспечении суверенитета;

~ упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;

~ развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (прежде всего СНГ);

~ повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данному признаку они подразделяются наглавные (или жизненно важные) и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные .

Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.

Второстепенные и переменные интересы, нося производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.

Концепция национального интереса

Внешняя политика государства определяется уровнем социально-экономического и общественно-политического развития, географическим положением страны, её национально-историческими традициями, целями и потребностями обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все это во внешней политике фокусируется в концепции национального интереса. Представители политического реализма рассматривают национальный интерес в качестве главной составляющей внешней политики любого государства.

Термин «национальный интерес» в 1935 г. был включен в Окфордскую энциклопедию социальных наук и тем самым получил официальный политический статус. Приоритет в разработке понятия «национальный интерес», принадлежит американским ученым - теологу Р.Нибуру и историку Ч.Бирду.

После второй мировой войны споры, развернувшиеся вокруг концепции национального интереса, Г.Моргентау назвал «новыми великими дебатами». В наиболее развернутой форме эта концепция была сформулирована в книге Моргентау «В защиту национального интереса» (1948 г.). Г. Моргентау определил понятие интереса с помощью категорий власти. Понятие национального интереса в его концепции состоит из трех элементов:

природы интереса, который должен быть защищен;

политического окружения, в котором действует интерес;

рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Вклад в разработку концепции национального интереса внесли американские ученые Дж.Кеннан, У.Липпман, К.Уолтц, Э.Фернисс, Дж.Розенау и др. Специфическую оценку проблема национального интереса получила у французских исследователей Р.Арона, П.Ренувена, Ж.-Б.Дюрозеля, Ф.Брайра, Р.Дебре и др.

Национальные интересы - интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности.

Гомогенность - однородность, однотипность, внутренняя неразличимость, степень сходства членов некоторой совокупности между собой.

Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении, а также в одежде и украшениях.

Национальные интересы служат сохранению национальной общности как целого и проявляются в чувствах симпатии по отношению к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим национальностям.

Национальные интересы - одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства; они присутствуют во многих формах борьбы и сотрудничества между людьми. Попытка ущемления национальных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои национальной группы или общности, а также государства.

Национальные интересы редко выступали в истории в чистом виде. Они облекались в те или иные этико-религиозные (идеологические) формы, реализовались в ходе религиозных войн и национально-освободительных движений. Идеология поднимала частный национальный интерес до уровня «общего».

Социальная общность с развитым национальным самосознанием, как правило, не поступается своими национальными интересами добровольно, на основе нравственных соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны - других национальных групп и общностей. Конфликт национальных интересов часто выливается в вооруженные столкновения и военные конфронтации. В этих условиях важнейшей задачей политиков является умение сочетать национальные интересы с перспективой сохранения мира на земле.

Национальный интерес - категория абстрактная и субъективная, поскольку её параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Политику можно рассматривать как средство реализации национальных интересов.

Нередко государственные интересы противопоставляют национальным и общественным (интересам гражданского общества), признавая их взаимосвязь, все же считают целесообразным определять их в рамках дихотомии «национальный интерес - государственный интерес».

Дихотоми́я (греч. «надвое» + «деление») — раздвоенность, деление на две части, не связанные между собой.

В лексиконе международной политики, говоря о национальном интересе, как правило, имеют в виду государственный интерес и, наоборот, под государственным интересом подразумевают национальный интерес.

Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями, национально-культурными традициями и т.д. государства.

Формирование национальных интересов представляет собой постепенный и длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа или страны.

Главная составляющая национального интереса - это императивсамосохранения государства .

Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересах (война США во Вьетнаме, СССР в Авганистане и др.).

Внешнюю политику любого государства можно считать реалистичной в той мере, в какой она построена с учетом интересов других сторон, вовлеченных в систему международных отношений. Этот момент приобретает особую значимость в современном мире, где определение национальных интересов любого отдельно взятого государства предполагает обязательный учет интересов других государств, а в чем-то и интересов всего мирового сообщества.

Концепция национальной безопасности

Успех внешней политики государства зависит от четкости формулирования национальных интересов и от понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей государства на международной арене, на первом месте стоит обеспечение безопасности страны или национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.

Различают безопасность общественную и государственную ,экономическую, социальную, политическую, экологическую, военную и т.д.

В широком смысле безопасность - это обеспечение гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства.

Безопасность - это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне. С этих позиций безопасность рассматривают неделимо в различных масштабах:

национальная безопасность - в границах одного государства;

региональная безопасность - в рамках того или иного района мира;

международная, всеобщая безопасность - в глобальных, мировых рамках.

Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 г. в послании президента Т.Рузвельта Конгрессу США, где он обосновал присоединенные зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности». В последующие годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.

Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен социологом У.Липпманом. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, то есть преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, то есть создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений.

В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 г. предпринималось в рамках Комитета ВС СССР по обороне и госбезопасности; были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.

Национальная безопасность Российской Федерации - это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В России разработана Концепция национальн ой безопасности , утвержденная Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 года, № 24.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью подразумевается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.

Национальная безопасность тесно связана с безопасностью общественно-политической системы страны. Национальная безопасность как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, то есть с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях.

Национальная безопасность характеризует состояние нации как целостной системы, включающей общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, способствующие и препятствующие реализации национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке. Суть национальных интересов состоит, в первую очередь, в противодействии и компенсации любых деструктивных возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и общества.

Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности:личности, общества и государства , значимость которых определяется характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критические условия выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократических обществ наиболее ценна свобода и безопасность личности. Для демократического общества безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности.

Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координацией деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых норм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.

Структурными элементами системы национальной безопасности являются: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.

Политическая безопасность состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества на позициях устойчивого политического суверенитета.

Экономическая безопасность характеризуется независимостью и неподчиненностью внешним силам, уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы и системы её подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Военная безопасность характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия.Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Внутренний аспект связан с деструктивным проявлением гонки вооружения, милитаризации общественного сознания, усилением политической роли армии внутри страны.

Важное место в концепции национальной безопасности занимают проблемы безопасности культурного развития нации, экологической, информационной безопасности, поскольку связаны с потребностями общества и личности. На основе концепции формируется система национальной безопасности, представляющая совокупность законодательных и исполнительных органов, правовых норм, обеспечивающих оптимальные и стабильные условия для жизнедеятельности и развития личности и общества.

Концепция национальной безопасности, так же как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом как внешних угроз, исходящих извне и связанных с попытками поработить или подчинить государство, так ивнутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе.

Различают угрозы реальные и потенциальные ; глобальные, региональные и локальные .

Понятие безопасности включает следующие аспекты :

♦ обеспечение физического существования, территориальной неприкосновенности и целостности государства от внешних и внутренних угроз;

♦ гарантии от внешнего вмешательства во внутренние дела;

♦ предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз самому образу жизни.

Концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, влияющих на пути, формы и средства реализации национальных целей.

Первостепенная задача концепции национальной безопасности - это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз - войны с другими государствами и гражданской войны.

Государство располагает разными средствами и путями реализации этой цели. Один из самых очевидных из них - применение или угроза применения насилия. Знаменитый афоризм Клаузевица - война есть продолжение политики иными средствами.

С развитием научно-технического прогресса национальная безопасность отдельного государства стала зависимой от международной безопасности, безопасности всего мирового сообщества. В современных условиях национальная безопасность государства зависит не только от мощи и боеспособности вооруженных сил, но и от целого ряда других факторов - экономического могущества, конкурентоспособности индустрии, качества системы образования, благосостояния граждан, состояния их умонастроений и т.д.

Среди современных источников реальной угрозы для безопасности государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста.

В свете этих обстоятельств все большее признание получает стратегия коллективной безопасности. Эта стратегия подразумевает создание системы, в которой каждое входящее в неё государство согласно с тем, что его безопасность является делом всех, и присоединяется к коллективным действиям по отражению агрессии.

Возникает проблема интегрирования военно-политической безопасности и социально-экономической политики в глобальном масштабе. Безопасность и благосостояние - два аспекта, которые взаимосвязаны, постоянно влияют друг на друга и на эффективность самого социально-экономического порядка на всем земном шаре.