Рай для доблестных воинов в скандинавских мифах. Вальхалла - это рай для доблестных воинов

«Еще увидимся в Вальхалле» — безумно смеясь, крикнул раненый викинг и бросился в бой, подобрав окровавленный топор. Топор павшего брата. И не боялся викинг смерти, ибо знал что ждет его Один всеотец.

Здравствуй, друг. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой Северный дневник. Я увлекаюсь историей, мифологией и философией средневековой Скандинавии и всего севера в общем. Почитать обо мне и моем дневнике можешь .

Сейчас я расскажу тебе про Вальхаллу или Вальгаллу, оба варианта правильные и нет разницы как ты будешь её называть.

Что такое и где находится Вальхалла

С древнегерманского «Walhall» или исландского «Valhöll» — дворец или чертог павших. Если сказать максимально просто, то это рай для достойных воинов. Жилище верховного бога Одина. Большой небесный чертог с высокими потолками и широкими проходами. Храбрые воины павшие в бою, после смерти попадают в Вальгаллу.

На самой вершине мирового дерева Иггдрасиль, над Мидгардом — миром смертных, располагается Асгард — мир скандинавских богов. Стоит Вальгалла на высоком холме посреди Асгарда и гордо возвышается над всеми . По другой версии мифа, Вальхалла является частью Гладсхейма «Обителя радости» — чертога Одина.

Как выглядит Вальхалла и кто в ней обитает

В Старшей Эдде, небесный чертог описывается как огромное строение с крышей из позолоченных щитов и стенами из крепкий боевых копий. Высокими потолками, широкими проходами и большими дверьми.

Имеет Вальгалла пятьсот сорок дверей и по восемь сотен воинов выйдут из каждой. Всего чертог вмещает почти пол миллиона воинов.

В центре чертога павших располагается великий зал. В зале этом, за большим столом, пируют и рассказывают легенды эйнхерии — павшие воины, сыны Одина. Каждый эйнхерий считается приемным сыном Одину, от этого его часто называют,.

Верховному богу и его дружине прислуживают девы валькирии. Разносят они самый вкусный напиток — мёд козы Хейдрун и лучшее мясо — вепря Сенхримира. Вепря этого каждый день готовит повар Андхримнир, а на следующий день животное возрождается снова.

Каждый день воины сражаются в смертельном бою друг с другом, оттачивая свои боевые навыки. Каждый вечер они пируют и наслаждаются песнями и героическими историями. Каждую ночь их ублажают прекрасные девы.

Как попасть в Вальхаллу

Только самые сильные и смелые воины, достойно умершие в битве, попадут к хозяину залов — Одину. После смерти, сопровождаемый валькириями, на пути в Вальхаллу, эйнхерий будет вознесён ко входу — большим высоким вратам.

Ступив на священную землю и войдя в них, увидится он со своими павшими братьями, сядет на покрытую кольчугами скамью, в большом главном зале, где льётся красивая музыка и легендарные боевые песни. Воссядет он рядом с богами и будет пировать и слушать истории о ратных подвигах.

Вальхалла в скандинавской мифологии

Небесный чертог встречается на протяжении всей германо-скандинавской мифологии. Является ключевым и значимым местом — местом встречи богов и героев.

Упоминания о Вальгалле можно встретить в:

  1. Младшей Эдде
  2. Речах Гринмира — части Старшей Эдды
Valhalla — иллюстрация к Младшей Эдде Снорри Стурлусона XIII век.

Вальгалла

Тянется сердце не к дому, а в бой,
Ликует душа пред сраженьем!
Таким уж рожден скандинавский герой –
Ему лишь в войне упоенье!

Поднимем же, воины, кубки с вином
Во славу побед предстоящих!
Нам наши мечи вручены Всеотцом,
Отлиты из гнева скорбящих.

Скорбящих о павших на бранных полях
Героев, чей гнев безграничен;
Застыл он в мерцающих мщеньем очах,
Горящей душе стал привычен.

Поднимем же кубки за сладкую месть,
Да, смерть мы на смерть обменяем!
Не будет поругана воина честь,
Разить мы врагов не устанем.

Хельхейм содрогнется от стонов и мольб
Сраженных оружием нашим;
Познает и недруг глубокую боль –
Наш гнев беспощаден и страшен!

Поднимем же кубки во славу богов,
Споем о валькириях песни.
Нам до Вальгаллы – десяток шагов,
А там – каждый воин воскреснет.

Стремленье к победе – черта храбреца,
Сын Севера сдаться не может;
Он к цели своей идет до конца,
Преграды в бою уничтожит!

Поднимем же кубки за павших в бою,
Кто храбро и верно сражался,
Под меч подставляя кольчугу свою,
И с жизнью достойно расстался!

Поднимем же кубки за тех, кто сейчас
Со мною сидит в этом зале.
До битвы остался единственный час…
Что ж, встретимся, други, в Вальгалле!

Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фольквангр (en:Fólkvangr «Людское поле») к богине Фрейе .

По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы - Рагнарёка . Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии . Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира , которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун , стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль . А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Вальхаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

См. также

  • Бильскирнир , покои Тора

Напишите отзыв о статье "Вальхалла"

Литература

  • Ludwig Buisson: Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland. Reihe: Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge Nr. 102. Göttingen 1976
  • Grettis saga: Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten. In: Sammlung Thule Bd. 5 Düsseldorf, Köln 1963.
  • Gutalag och Gutasaga , utg. af Hugo Pipping, København 1905-1907 (Samfund 33)
  • Sögubrot af Fornkonungum . In: Sögur Danakonunga , udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919-1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier , Bd. III (1824).
  • Saxo Grammaticus, Gesta Danorum , rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
  • H. Uecker: Die altnordischen Bestattungsriten in der literarischen Überlieferung (Diss. München 1966).
  • Старшая Эдда : Исландский эпос. - С.П.: Азбука, 2011. - с 87, 415. - ISBN 978-5-389-02679-7 /

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Вальхалла

29 го мая Наполеон выехал из Дрездена, где он пробыл три недели, окруженный двором, составленным из принцев, герцогов, королей и даже одного императора. Наполеон перед отъездом обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми он был не вполне доволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей, жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую и, нежно обняв императрицу Марию Луизу, как говорит его историк, оставил ее огорченною разлукой, которую она – эта Мария Луиза, считавшаяся его супругой, несмотря на то, что в Париже оставалась другая супруга, – казалось, не в силах была перенести. Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur mon frere [Государь брат мой] и искренно уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, – он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его.
Армия подвигалась с запада на восток, и переменные шестерни несли его туда же. 10 го июня он догнал армию и ночевал в Вильковисском лесу, в приготовленной для него квартире, в имении польского графа.
На другой день Наполеон, обогнав армию, в коляске подъехал к Неману и, с тем чтобы осмотреть местность переправы, переоделся в польский мундир и выехал на берег.
Увидав на той стороне казаков (les Cosaques) и расстилавшиеся степи (les Steppes), в середине которых была Moscou la ville sainte, [Москва, священный город,] столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, – Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман.
12 го числа рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Vive l"Empereur! [Да здравствует император!] – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, всё вытекали из огромного, скрывавшего их доселе леса и, расстрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону.
– On fera du chemin cette fois ci. Oh! quand il s"en mele lui meme ca chauffe… Nom de Dieu… Le voila!.. Vive l"Empereur! Les voila donc les Steppes de l"Asie! Vilain pays tout de meme. Au revoir, Beauche; je te reserve le plus beau palais de Moscou. Au revoir! Bonne chance… L"as tu vu, l"Empereur? Vive l"Empereur!.. preur! Si on me fait gouverneur aux Indes, Gerard, je te fais ministre du Cachemire, c"est arrete. Vive l"Empereur! Vive! vive! vive! Les gredins de Cosaques, comme ils filent. Vive l"Empereur! Le voila! Le vois tu? Je l"ai vu deux fois comme jete vois. Le petit caporal… Je l"ai vu donner la croix a l"un des vieux… Vive l"Empereur!.. [Теперь походим! О! как он сам возьмется, дело закипит. Ей богу… Вот он… Ура, император! Так вот они, азиатские степи… Однако скверная страна. До свиданья, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. До свиданья, желаю успеха. Видел императора? Ура! Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира… Ура! Император вот он! Видишь его? Я его два раза как тебя видел. Маленький капрал… Я видел, как он навесил крест одному из стариков… Ура, император!] – говорили голоса старых и молодых людей, самых разнообразных характеров и положений в обществе. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.

ВАЛЬХАЛЛА.
Вал(ь)халла, Вал(ь)галла (др.Исланд. Valh?ll) в германо-скандинавской мифологии - небесный чертог в Асгарде ("чертог убитых" в палате Одина) для павших в бою, Рай для доблестных воинов.

Вальхалла находилась в Асгарде рядом с ясенем Иггдрасиль. Окружает её полноводный по­ток Тунд, который эйнхериям не пересечь.
На ее крыше стоят олень Эйктюрмир и коза Хейдрун, объедающие листья Мирового Древа Иггдрасиль (исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную). Она принадлежала верховному богу Одину и входила в комплекс его дворца, который назывался Гладсхейм.

По легендам, Валгалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалла для последней битвы Рагнарок. Вместо огня Вальгалла освещалась блестящими мечами.

Дверей пять сотен
и сорок, как помню, -
в Вальгалле есть:
в дверь каждую восемь
воинов сотен
выйдет на битву с Волком

Елисеева Л. А.

Один правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а Валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг («Людское поле») к богине Фрейе.

В Вальхаллу эйнхерии попадают после смерти. Это избранные люди, отмеченные ратной доблестью и павшие смертью, "достой­ной воина". Они уже при жизни пользовались особым покровительством верховного Бога Одина, а когда они погибли, валькирии забрали их и перенесли их в Вальхаллу. Там они проводят время в пирах и сражениях.

Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители отождествили Валгаллу с адом. Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

Гладсхейм - то пятый,
там золотом пышно
Вальгалла блещет;
там Хрофт собирает
воинов храбрых,
убитых в бою.
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты:
стропила там - копья,
а кровля - щиты
и доспехи на скамьях.
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты: Чертог Вальхалла. Иллюстрация к "Прозаической Эдде". 1760 г
волк там на запад
от двери висит,
парит орел сверху.

Старшая Эдда "Речи Гримнира" (8-10)

Вальгалла как небесное царство для избранных, повидимому, относительно поздно отдифференцировалась от подземного царства мёртвых (Хель). В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») Вальгалла соотнесена с Глядсхеймом («жилище радости»), а в «Младшей Эдде» жилище, в котором живут Один и «все люди, достойные и праведные» (христианское влияние), называется Гимле («защита от огня») или Вингольв («обитель блаженства»).

Командир одной из рот норвежского мотопехотного батальона "Телемарк" вдохновляет своих солдат перед атакой на позиции талибов боевым кличем "Til Valhalla!" (В Вальгаллу!) Дословно: "Вы - хищники, талибы - ваша добыча. В Вальхаллу! В Вальхаллу! В Вальхаллу!"

Для павших в бою, рай для доблестных воинов.

По легендам Вальхалла, представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк . Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии . Каждый день с утра они облачаются в доспехи и рубятся насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира , которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун , стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль . А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

В целях вытеснения иных культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валхаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

Внимание, классическое произношение - Вальхалла, а не пр.

Литература

  • Ludwig Buisson: Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland. Reihe: Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge Nr. 102. Göttingen 1976
  • Grettis saga: Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten. In: Sammlung Thule Bd. 5 Düsseldorf, Köln 1963.
  • Gutalag och Gutasaga , utg. af Hugo Pipping, København 1905-1907 (Samfund 33)
  • Sögubrot af Fornkonungum . In: Sögur Danakonunga , udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919-1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier , Bd. III (1824).
  • Saxo Grammaticus, Gesta Danorum , rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
  • H. Uecker: Die altnordischen Bestattungsriten in der literarischen Überlieferung (Diss. München 1966).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Валгалла" в других словарях:

    - (сканд. valhalla, от др. герм. wal куча убитых, и hall королевский замок). 1) по верованию древних скандинавов рай, куда могли попасть только павшие геройской смертью. 2) здание близ Мюнхена, столицы Баварии, построенное королем Людвигом, для… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (иноск.) собраніе изображеній (именъ) выдающихся дѣятелей страны. Ср. Слѣдуетъ ли указывать на такіе образцы, какъ Аксаковъ, Гоголь, Гр. Толстой, Тургеневъ, Гончаровъ, Достоевскій... Пробѣлъ въ этой Русской Валгаллѣ положенъ эпохою 60 хъ годовъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Вальхалла … Большой Энциклопедический словарь

    См. Вальхалла … Исторический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 вальхалла (1) дворец (17) рай (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Три … Словарь синонимов

    - (иноск.) собрание изображений (имен) выдающихся деятелей страны Ср. Следует ли указывать на такие образцы, как Аксаков, Гоголь, гр. Толстой, Тургенев, Гончаров, Достоевский... Пробел в этой русской Валгалле положен эпохою 60 х годов эпохою… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    См. Вальхалла. * * * ВАЛГАЛЛА ВАЛГАЛЛА, см. Вальхалла. (см. ВАЛЬХАЛЛА) … Энциклопедический словарь

    Валгалла - ы, = Вальха/ллатолько ед., ж. В скандинавской мифологии: принадлежащее верховному богу Одину небесное жилище павших в бою храбрых воинов. Этимология: От шведского Valhall (← др. сканд. vallhöll ‘чертог мертвых’ ← valr ‘павший’, ‘убитый’ и höll… … Популярный словарь русского языка

    - (Сканд.) Разновидность рая (Дэвачана) для павших воинов, называемая древними скандинавами залом благословенных героев; она имеет пятьсот дверей. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

    Валгалла - Валг алла, ы … Русский орфографический словарь

Книги

  • Валгалла из оп. "Кольцо Нибелунгов", S. 449 , Лист Франц. Репринтное нотное издание Liszt, Franz "Walhall aus Der Ring des Nibelungen, S. 449" . Жанры: Paraphrases; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас,…

Человечество на протяжении многих веков ищет ответ на вопрос о том, существует ли загробный мир. В германо-скандинавской мифологии Вальхалла - это своеобразный рай, в котором уготовано место каждому отважному воину. Что же представляет собой загадочное место, кто правит им и как туда попасть?

Вальхалла - это рай

Итак, что это такое? Вальхалла - это небесный чертог, который находится в обители богов Асгарде. Правит этим местом могущественный Один, который в германо-скандинавской мифологии почитается как отец всех богов. Слово «вальхалла» принято переводить как «дворец павших».

Кто может попасть в небесный чертог после гибели? Вальхалла - это своеобразный рай, оказаться в котором могут лишь храбрые воины, павшие в сражении. Смерть непременно должна быть достойной, в противном случае путь во владения Одина человеку заказан. Воинов, которые удостаиваются высокой чести, именуют эйнхериями. Когда-то эта привилегия была мечтой каждого викинга.

Как выглядит Вальхалла

Значение слова «вальхалла» не является секретом - это «дворец павших». Оно намекает на то, как выглядит это загадочное место. Образ рая в германо-скандинавской мифологии определен достаточно точно. Вальхалла представляет собой огромный дворец, который обладает крышей из позолоченных щитов, подпираемых копьями. В этом дворце очень много дверей - 540.

Едва ли небесный чертог из германо-скандинавской мифологии можно сравнить с христианским раем, так как в нем все устроено совсем иначе. Вальхалла - это мир, где каждое утро начинается с кровопролитного сражения. Каждый обитатель «дворца павших» облачается в доспехи и участвует в битве. Воины бьются насмерть, пока не падет каждый участник сражения. После этого все обитатели небесного дворца воскресают, отрубленные части тела отрастают, раны исцеляются. Затем наступает время для великого пира, в котором участвую все эйнхерии.

Пир в Вальхалле

О грандиозном пире в небесном чертоге нельзя не рассказать более подробно. Главное блюдо застолья - мясо вепря по имени Сехримнир. Вепря ежедневно приносят в жертву, после чего он воскресает из мертвых. Мясо на пиру никогда не заканчивается, к радости его участников. Конечно же, есть и напиток, роль которого исполняет медовое молоко, которым щедро делится с эйнхериями коза Хейдрун - животное, также проживающее во владениях Одина.

На пиру присутствуют не только воины, удостоившиеся чести попасть в рай, но и прекрасные девы. Главная задача последних - ублажать храбрых мужчин, нашедших свою смерть в бою. Веселье продолжается на протяжении всей ночи, а распоряжается на пиру верховный бог Один.

Несколько слов об Одине

Могущественный хозяин Вальхаллы - кто же он такой? Асы - основная группа богов, имена которых перечислены в германо-скандинавской мифологии. Их предводителем считается Один - всесильный повелитель «дворца павших», отец богов и людей.

Один одноглаз, глазом своим он пожертвовал ради того, чтобы получить разрешение испить из источника мудрости, благодаря чему ему открылись все тайны мироздания. Из мифологии можно узнать о том, что верховный бог Асов является мастером перевоплощения. Люди встречают его в различных образах, когда он путешествует по миру. Самое известное воплощение Одина - старец, облаченный в войлочную шляпу и синий плащ. Традиционно сопровождают предводителя Асов вороны или волки.

Многоликий бог нередко участвует в сражениях, которые люди ведут друг с другом. С его помощью самые достойные воины одерживают верх над врагами. Один женат на Фригг - эта богиня считается покровительницей любви и домашнего очага.

Как попасть в Вальхаллу

Выше рассказывается о том, что представляет собой Вальхалла. Значение слова, как вы помните, - «дворец павших». Но как же можно стать его обитателем? Самый простой способ попасть в небесный чертог Одина и пополнить ряды его личной гвардии - умереть в бою. Причем свой конец воин, мечтающий о рае, должен встретить храбро, сражаться до последнего.

Конечно же, далеко не все викинги умирали в битвах, многие из них доживали до старости. В этом случае попасть в обитель предводителя Асов им помогало ритуальное самоубийство. Претендент должен был повеситься на дубе, как некогда поступил сам Один, желая постичь силу рун.

Существует и третий способ стать обитателем Вальхаллы. Воины, обвиненные в бесчестии, традиционно подвергались казни «кровавый орел». Этот способ убийства вызывает ужасные физические страдания у жертвы, однако она не должна издавать ни звука. Если приговоренный к смерти выдерживает это испытание, у него есть все шансы оказаться во «дворце павших». Все эти три способа попасть в Вальхаллу находят отражение в популярном сериале «Викинги».

О валькириях

Выше упоминается о том, как попасть в загадочное место под названием Вальхалла. Фото картинок, отражающих его основные черты, также можно увидеть в статье. Нельзя не упомянуть и о проводниках, которые помогают нашедшим свою смерть воинам добраться до чертога предводителя Асов. Конечно же, речь идет о валькириях.

Валькирии - воинственные девы, от которых непосредственно зависит распределение смертей и побед в сражениях. Они подчиняются верховному богу Одину, поставляют отважных бойцов для его армии. Существуют различные предположения о внешности валькирий. К примеру, в поздних скандинавских мифах воинственные девы выглядят как нордические красавицы, обладающие светлыми длинными локонами и яркими голубыми глазами. Облачены валькирии в доспехи, их шлемы увенчаны птичьими крыльями или рогами, оружием им служат копья и мечи.

Вальхалла - место, обитателем которого после смерти мог стать лишь мужчина. Лучшие из женщин отправлялись в Фолькввангр - владения прекрасной богини Фригг, супруги Одина. Интересно, что прекрасному полу не нужно было для этого встречать свой конец в сражении.