Иван салмаксов пропал. Ценные бумаги

Для The Calvert Journal атмосферу туманных, хаотичных лет и выделил несколько тенденций новой русской волны эпохи Бориса Ельцина.

Распад СССР

80-е в России были разделены на два пятилетних периода: один черный, другой белый. Первый — это была агония советской власти, разыгрывающаяся под аккомпанемент небывалого карнавала андеграунда: от фильмов в жанре некрореализма , до концептуальных произведений Ильи Кабакова и гипнотического рока Петра Мамонова.

Это сопровождало эпоху перестройки и гласности — экономической политики «открытости» — где все покупалось и продавалось. 80-е, в конечном итоге, были похожи на безрадостный лунный пейзаж: его герои, такие как музыкант Виктор Цой, рок-певец Майк Науменко и авангардный музыкант Сергей Курехин, были мертвы или, если были востребованы на международном рынке, проживали за рубежом. На стыке 80-х и 90-х случился сдвиг парадигмы. В СССР, где культурная жизнь велась в условиях всеохватывающей цензуры, изоляции от идеологически нечистого «внешнего мира», контркультура имела некую самобытность. Вы могли стать кумиром миллионов, не появляясь на ТВ и радио, написать хит, работая кочегаром или убирая улицы. Было пространство для экспериментов, и не нужно было думать о том, как заработать на своем творчестве. Перестройка положила конец цензуре, и в Россию пришел рынок.

Деньги, которые до этого имели небольшое значение, вдруг стали значить все. И верховными жрецами этого культа были инженеры 90-х годов: гангстеры и «новые русские». Россия неожиданно перешла с позиции «все запрещено», на «ничего не запрещено»: одна шестая часть поверхности земли оказалась в состоянии анархии. Правительство ежедневно реагировало только новой политической повесткой, общество было брошено на произвол судьбы, мантрой стало «бери столько, сколько сможешь унести».

Много удовольствия

В теории, все это звучит фантастически: свобода, свежий старт, «ничего невозможного». На практике, однако, все это вышло немного по-другому. Первое, что поколение 80-х антисоветской молодежи сделало после того, как им был дан карт-бланш в этой новой ситуации, стало наслаждаться жизнью.

В стране появились рейв и клубная культура. В Москве и Петербурге зимой 1991 года и весной 1992 состоялись первые масштабные танцевальные вечеринки Гагарин Party и Technoir, идейным вдохновителем которых стал культовый диджей и промоутер Иван Салмаксов. Они прошли с большим успехом, и следующим шагом стала поддержка рейв-движения со стороны комсомола, бывшего молодежного крыла коммунистической партии, в качестве альтернативы разгулу преступности после развала СССР. Но ничего хорошего из этого не вышло. Салмаксов пропал без вести, предположительно погиб, и эти модные нео-футуристические вечеринки возродились уже как бандитские оргии, подогреваемые наркотиками.

Или взять шоу-бизнес: первые попытки делать качественную поп-музыку с такими артистами, как Наталья Ветлицкая и Анжелика Варум – упакованными в стильные видео — пали жертвой хитрости «продюсеров». В результате родился ужасный жанр музыки, известный как попса, звучавшая из каждого утюга. Единственной альтернативой был надоедливый «говнорок» и «русский шансон». Та же история произошла с кино, дизайном и средствами массовой информации. Все смешалось вместе в дружной компании гламура, кокаина и криминала.

Аполитичная культура

Приходящая в упадок, «свободная» Россия в конце 20-го века оставила очень мало художественного и интеллектуального наследия. Исключением может быть литература, например, произведения Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, или — в части изобразительного искусства — художники Виноградов-Дубосарский и Олег Кулик, мастер социальной документальной фотографии Борис Михайлов.

Однако общая картина была такова: новое поколение не смогло создать устойчивых стилей или движений. Здесь по законам бандитского времени каждый был сам за себя, против всего мира. Впрочем, некоторые общие черты все-таки были.

Во-первых, аполитичность. Удивительно, но факт: необычайно тяжелые социальные катаклизмы этого периода — реформы и массовое обнищание населения в начале десятилетия; народное восстание в Москве, при штурме Останкино и бомбардировки здания парламента; война в Чечне; экономический кризис и дефолт 1998 года — практически не оказали влияния на массовую культуру.

Во-вторых, ориентация на СМИ. В отличие от андеграунда 80-х годов, который не имел доступа к профессиональной прессе и поэтому создал собственный самодельный, но при этом эффективный, способ продвижения (самиздат диссидентского движения, квартирники, «сарафанное радио»), в 90-х все сосредоточились на работе с медиа. Если вас не было в модных журнал типа «ПТЮЧа» или «ОМа», на ТВ и радио, вас не было вообще. Многие талантливые музыканты вроде Вени Д’ркина, группы «Химера» и других не стали известными просто потому, что не вписывались в форматы радиостанций. В то время как гламур получил всю славу.

Русский брит-поп

Третьей тенденцией культуры этого времени была ее ограниченность. Новая Россия не смогла предложить миру новых Малевичей, Стравинских или Эйзенштенов. Поэтому пришлось заимствовать тенденции западной массовой культуры, так возникли русский брит-поп, «русские Тарантино» и «русские Generation X».

Несомненно, были и такие яркие события культуры того времени. Фильмы Максима Пежемского и Евгения Юфита, перформансы Владика Монро, арт-рок группы Н.О.М и рэп Дельфина. Но большинство артефактов эпохи будут уничтожены из нашей памяти, как линия кокаина в клубных туалетах «Манхэттен-Экспресса» – которые сами уже смыты, наряду с гостиницей «Россия», где он и был когда-то.

Все, что останется, — это смутные воспоминания о перестрелках в ночных клубах и песня Мумий Тролля 1997 года «Утекай»! И, конечно, Борис Ельцин, пьяный проводник той эпохи.

16.12.2009, Зачистка следствия

Президент в третий раз уволил с государственной службы зампреда СКП РФ Бориса Салмаксова - одного из самых неоднозначных правоохранителей питерского происхождения

Андрей Пекарев

Дмитрий Медведев подписал указ об освобождении от занимаемой должности заместителя председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Бориса Салмаксова, курировавшего в СКП отдел процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах. Официально отставка связана с юбилеем. В нынешнем году Борису Ивановичу исполняется 65 лет - предельный возраст нахождения на службе в органах прокуратуры. Однако есть основания предполагать, что будь господин Салмаксов моложе, ему бы всё равно пришлось уйти.

Назначенная на днях новым зампредом СКП едва не погибшая в «Невском экспрессе» Елена Леоненко училась с президентом Медведевым на одном курсе юрфака Ленинградского Государственного университета. Кроме того, она не обладает столь бурной биографией, как Борис Салмаксов. Который уже дважды (как говорят злые языки, не вполне добровольно) покидал госслужбу и дважды возвращался.

Миллион для прокурора

Один из самых громких скандалов с участием бывшего военного прокурора, затем адвоката, а с 1998 носителя голубого мундира, произошёл в октябре 2001 года. Тогда Борис Иванович занимал должность заместителя прокурора города Санкт-Петербурга и занимался расследованием дела самого авторитетного грузина северной столицы Михаила Мирилашвили , часто упоминавшегося в прессе под кличкой Миша Кутаисский.

Ближайший бизнес-партнёр Мирилашвили, глава холдинга «Петромир» Владимир Пратусевич сообщил, что сын зампрокурора Андрей Салмаксов якобы вымогал у него 50 тысяч долларов. За это Мишу Кутаисского обещали перевести из камеры, где готовится его убийство, а в случае выплаты ещё миллиона для прокурора Санкт-Петербурга Ивана Сыдорука сулили и вовсе закрыть дело. По информации защитников Мирилашвили, 50 тысяч были переданы, а видео и аудиозапись беседы переданы в Генеральную прокуратуру.

Поскольку в Генпрокуратуре сочли, что Андрей Борисович, не являясь должностным лицом, никак не мог повлиять ни на перевод подследственного в другую камеру, ни на его освобождение, там возбудили дело не о вымогательстве взятки, а всего лишь о мошенничестве. Расследование шло вяло, и вскоре было прекращено за отсутствием в действиях Салмаксова-младшего состава преступления.

До сих пор не понятно, то ли запись переговоров сочли подделкой, то ли слова Андрея Борисовича - милой шуточкой. Известно только, что в интервью газете «Ваш тайный советник» от 21 января 2001 года «надзирающий за законностью следствия» Салмаксов-старший заявил: «Если деньги заплачены за то, что Мирилашвили перевели в другой изолятор, то вроде условия выполнены. Зачем тогда шуметь?»

Наверное, тоже типа пошутил. Но и уголовное дело по обвинению главы «Петромира» в клевете тихо скончалось, да и сам Мирилашвили в интервью журналу «Город» уверенно сообщил, что вымогательство имело место.

«Поскольку процесс затягивался, удовлетворялись незаконные ходатайства, то можно сделать выводы, что кто-то давил на суд, - авторитетно разъяснял Михаил Михайлович. - Людям, которые сфабриковали это дело, просто нечего терять. И поэтому они себя спасают... Это бывший прокурор города Сыдорук, его заместитель Салмаксов и следователь Касьяненко … Деньги с меня вымогали. Это вы знаете. Все мои проблемы обещали решить за большую сумму … Я почти согласился. Но когда услышал, что это сын Салмаксова … Это так цинично - сами сажают, сами же вымогают» («Я - фигура скромнее, чем Ходорковский», «Город», 21.07.2003).

После появления этого интервью никто не дал Мирилашвили новый срок за злостную ложь про честь мундира. Он отсидел лишь за похищение впоследствии убитых граждан Двали и Какушадзе, благополучно освободился, а теперь с новыми силами рулит своим праведным бизнесом, спонсирует танковые батальоны израильской армии и вновь, как встарь, возглавляет петербургское отделение Российского Еврейского Конгресса. Зато Борис Иванович через месяц после выхода процитированной выше беседы с Мишей Кутаисским в печати по случайному совпадению покинул городскую прокуратуру.

Танкист путает следы

Возможно, уходу на пенсию способствовала и другая история, случившаяся почти сразу же после пресс-конференции Пратусевича. Ранним морозным утром 4 декабря 2001 года, СИЗО «Кресты» покинули 11 членов группировки Владимира Борисова по кличке Прапорщик, обвиняемых в нескольких вымогательствах, похищениях и заказных убийствах. По мнению следствия, арестованные братки ранее входили в группировку Александра Анисимова, более известного по прозвищу Акула, а после его задержания действовали самостоятельно. Обвинение настаивало на том, что, прикрываясь созданным ими же охранным предприятием, люди Прапорщика крышевали свыше 60 фирм, убили бывших партнёров по преступному бизнесу «акуловцев» Вадима Изморосина и Игоря Раззувайло и едва не взорвали в машине ещё одного конкурента, Геннадия Лося.

Расследование шло успешно, пока в один прекрасный день зампрокурора Санкт-Петербурга Салмаксов совершенно бескорыстно забыл походатайствовать перед Генеральной прокуратурой о продлении содержания подследственных под стражей. (По другой версии ходатайство всё же было отправлено, но потом неожиданно отозвано). Правда, Борисов так и остался в «Крестах» - зато большинство его соратников во главе с Юрием Бирюченко по прозвищу Танкист покинули эти негостеприимные стены.

Само собой, подписка о невыезде была немедленно употреблена в ближайшем сортире, и некоторых облагодетельствованных Борисом Ивановичем потом пришлось доставать из уютной Чехии. Однако, следователи опасались, что за время, проведённое их клиентами на свободе, многие нити будут запутаны, а следы затоптаны. Так и произошло. Дело затянулось, и состоявшийся 6 декабря 2007 года суд оправдал обвиняемых по большинству пунктов. Процесс удивительно напоминал мирилашвилевский, только если там не удалось доказать вину Миши Кутаисского в убийстве Двали и Какушадзе, то Танкиста с Прапорщиком признали невиновными в смерти Изморосина и Раззувайло. Правда, Михаил Михайлович получил за похищение 8 лет, бывшие «акуловцы» за попытку похитить Раззувайло отделались условным приговором, но мы, конечно, не будем вспоминать голословные, ничем не подтверждённые выпады господина Мирилашвили! И действительно - ничего, кроме строгих выговоров от начальства, Сыдорук с Салмаксовым не получали. И вообще Борис Иванович человек скромнейших потребностей, генетический передавший скромность своим сыновьям. Как старшему, которого пытались оклеветать агенты грузинского сионизма, так и трагически погибшему младшему, любившему потусоваться с очаровательной дочуркой большого друга российских прокуроров и следователей Бориса Березовского.

Если бы не кристальная моральная чистота, как могли бы Иван и Борис Ивановичи после того, как эти неприятные истории забылись, так резво рвануть наверх? Между тем, Сыдорук сейчас - заместитель Генерального прокурора РФ. Как поднялся Салмаксов, вернувшийся на службу в 2007 году, мы уже знаем. Но рано или поздно любому счастью приходит конец.

Стоматолог мафиози Петрова

Салмаксов далеко не первый скандально известный питерец, покинувший Следственный Комитет. Ещё 30 мая ушёл с благовидной формулировкой «по собственному желанию» зампредседателя СКП, тоже петербуржец Игорь Соболевский . Занимательных происшествий вокруг него было даже побольше, чем у Салмаксова, но все какие-то несерьёзные. То Игорь Борисович на ровном месте поругается с милицейским профсоюзом, объявив его незаконным, то у него, как у простого терпилы, «Тойоту Ландкрузер» уведут, то охраняющие особо важный дом в Лисьем Носу сотрудники Службы собственной безопасности СКП задерживают оперов из ГУВД, решивших с неизвестной целью проследить за скромным особнячком

Шутки кончились, когда один из бравых охранников дома, Дмитрий Марининов, был застрелен, а Соболевский обвинил в убийстве по определению ответственного за всё главного «тамбовца» всея Руси Владимира Кумарина. Но вскоре появилась информация, что бдительный страж и его будущий палач могли не поделить доходы с наркоточек. А затем тучи сгустились и над самим зампредом. Испанская полиция записала очередные разговоры арестованного криминального авторитета Геннадия Петрова с гражданином, именующим себя Игорем Борисовичем Соболевским .

Например, 31 октября 2007 года загадочный двойник-тезка сообщил Петрову, что получил необходимые документы, и думает о том, чем сможет помочь. В тот же день Петров дал указание оплатить лечение зубов двойника в элитной стоматологической клинике. В следующий раз тот же персонаж всплывает 10 ноября, когда о необходимости поздравить его с днём милиции напоминает Петрову некто Андрей Бегемот. В этот же день поздравление имеет место быть, после чего супруге Игоря Борисовича передаётся нежнейший привет, а любящему мужу предлагается встретиться через пару дней в Питере, а 18 ноября съездить в столицу.

Насколько тембр голос данного Соболевского похож на интонации бывшего зампреда СКП неизвестно. Если экспертиза и проводилась, то результаты её покрыты ещё более глубоким мраком, чем исследование плёнки, где якобы отражены переговоры Пратусевича и Салмаксова-младшего.

Неприятности руководства Следственного Комитета не ограничиваются неоднозначной репутацией заместителей его главы. Не лучшее впечатление производят и публикации российской прессы о якобы имевшей место закупке для нужд СКП четырехсот пятидесяти пяти автомобилей «Форд Фокус» по цене 249 миллионов 749 тысяч 500 рублей. Пятидесяти двух новеньких «Форд Мондео» за 36 миллионов 961 тысячу. Семидесяти пяти «Форд Транзитов», потянувших на 100 миллионов 500 тысяч рублей.

Видимо, это для скромных борцов с преступностью, а для начальства два «Ленд Ровера» по 2 089 000 рублей каждый, две «Infiniti QX56» по 2,5 миллиона, два «Фольксвагена Мультивэна» по 2 697 500 рублей и пара Mersedes-Benz S350 L - 7 миллионов «деревянных» за оба. То есть только за минувшие два года Комитет Салмаксова-Соболевского обзавёлся стальными конями более чем на 10 миллионов евро?

Конечно, подавляющее большинство сотрудников выбиваются из сил, борясь с преступниками за скромную зарплату, и о таком великолепии не могут и мечтать. Ну так и на пенсию отправляют не их.

Кстати

Не только в СКП большие перемены. Пополнение правоохранительных органов новыми фигурами, имевшими счастье учиться вместе с президентом, продолжается. Кроме Елены Леоненко, серьёзно продвинулся бывший замначальника Калининского РУВД Валерий Кожокарь, ставший в июле прошлого года главой управления МВД по Центральному Федеральному Округу. Ещё одна однокурсница Медведева - Татьяна Герасимова, 21 сентября 2009 года стала первым заместителем начальника Следственного комитета при МВД.

Ольга Тобрелутс показывала мне фотографии. Мутные черно-белые снимки, отщелканные полтора десятилетия назад в сквоте на Фонтанке, 145.

Вот Габриель и Яна. Фантастическая пара! Смотрите, какие красивые! Потом они оба отсидели в тюрьме за коробок марихуаны. Им дали по семь лет, а отсидели они четыре. Потом их амнистировали. А их маленький ребенок все это время жил с бабушкой.

Они оба очень красиво танцевали. Именно на Фонтанке мы придумали, как следует танцевать под современную музыку. До сих пор люди, которые красиво танцуют в клубах, делают это так, как мы придумали пятнадцать лет назад…

Вот, смотрите, это Владик Монро. Безумно красивый! Обычно он ходил на шпильках. Но здесь сфотографирован в пиджаке, сделанном из обрезанного по пояс пальто.

Потом он дружил с дочкой олигарха Бориса Березовского. Как-то сжег ей только что купленную квартиру стоимостью… ну, не знаю. Может быть, несколько сотен тысяч долларов. В общем, очень дорогую квартиру. Вместе с мебелью, со всем…

Вот Денис. Он был художником. Потом он умер от рака. Это модельер Гончаров. Он тоже умер очень молодым. Ему тогда еще не исполнилось и тридцати. Вот внук скульптора Аникушина Андриан…

Видите, в какие яркие рубахи они все одеты? Тогда все одевались в рубашки «Я-Только-Что-Вернулся-С-Гавайев!». И в такие остроносые ботиночки в стиле 1960-х. Сейчас это смешно. Но в те годы все ощущали себя красавцами.

Секонд-хендов еще не существовало. Молодые люди бродили по комиссионным магазинам и потрошили папины запасы старых вещей. Девушки носили парики. У меня был сногсшибательный, зеленый. Мне подарил его поклонник-немец.

Я носила этот парик, военные ботинки и длинную черную юбку до полу. Причем ботинки я сама раскрасила нитроэмалью.

Это Френч. Умер от overdose. Это его девушка. А это Настя. Она очень удачно вышла замуж. Теперь у нее все прекрасно…

Вот Иван Салмаксов. Его папа потом был главным прокурором Петербурга. Салмаксов вообще-то был москвич. Но в начале 1990-х все нормальные москвичи постоянно жили в Петербурге. Салмаксов бывал на всех первых техно-вечеринках. Потом его убили. Причем тело так и не нашли…

Это Юра. Сейчас он полностью парализован. Откуда здесь это карточка? Это – не помню, кто. Какие-то иностранцы. На Фонтанке всегда было огромное количество иностранцев. Их пускали, если они приносили с собой какие-нибудь пластинки…

Видите, стоит бутылка вина. Вина, кстати, было не очень много. В основном, препараты, но тоже в меру. Все вели себя адекватно. Даже если ты много выпил и много всякого съел, ты должен был поддерживать беседу и оставаться красавцем.

Быть смертельно пьяным считалось неприличным. Юноши могли зеленеть и почти терять сознание. Но показывать этого они не могли…

Вот Тимофей со своей девушкой. Они первыми в городе начали одеваться во все черное. Красавчики, правда? А вот Витя. Он был мужем Алисы. Вы не знаете? О! Это была самая красивая пара города!

У Вити с Алисой была совершенно безумная жизнь. Шоу с утра до вечера. И они всегда прекрасно выглядели. Витя был не очень крупным бандитом, но все бросил и стал художником.

Потом, через несколько лет Алиса ушла от него к DJ Компасу-Врубелю. Знаете? Нет? Алиса ушла от Вити и переехала к Компасу-Врубелю в Москву. А Витя, узнав об этом, ушел в монастырь. Да, теперь он православный монах. Строит у себя в монастыре церковь.

Потом Компас-Врубель ее бросил. От переживаний Алиса заболела. Выяснилось, что это рак. Вите рассказали об этом. Он примчался и забрал ее к себе в монастырь. Там она умерла.

Первый большой рейв «Gagarin Party», 1991 год

Видеорепортаж сделали Олег Поваров (ведущий программы «Субкультура» на 5-м канале) и Юрис Лесник - создатель ленинградского «Пиратского телевидения», которые приехали в Москву вместе с десантом от «Танцпола 145» - небезызвестного сквота на Фонтанке. Входной билет за 5 долларов приглашал на «Путешествие в музыкальную техноделию», о котором москвичи только начинали догадываться, а ленинградцы некоторый опыт уже имели. На танцполе, расположенном под прозрачным куполом, выступили первый советский диджей Янис Крауклис из Риги, East Bam и Mr. Tape, Алексей Хаас под псевдонимом New Culture, группы Not Found, Scalp the Soul и Fantomasses.

Liberator DJs в клубе «Птюч», 1995 год

Закулисье легендарного клуба «Птюч», зафиксированное в апреле 1995 года. Тусовка собралась по случаю приезда британцев Liberator DJs - владельцев лейбла Stay Up Forever, бомбивших индустрию эйсид- и техно-релизами. Интервью берет бойкая ведущая Ирина, вначале она говорит с Айратом Нарышкиным, идеологом группы Frustrators, которую парижский каталог современного искусства 1995 года назвал «самой тяжелой группой русского андеграунда». Также в гримерке мелькают Игорь Шулинский - главред журнала «Птюч», Тимур Мамедов, он же X.P.Voodoo, - основатель клуба Aerodance и рейвов «Орбита», там и Иван Салмаксов (пропал без вести в 1998 году) - первый российский клубный промоутер и один из организаторов «Gagarin Party», и Габриэль Воробьев (он же DJ Гаврила; умер в 2015 году) - пионер транс-музыки постсоветского пространства, и его муза и мать четверых детей Яна Адельсон.

Клуб Less от команды Aerodance Corporation, 1996 год

1996 год в экспериментальной творческой лаборатории Less, открытой отцами российского транс-движения Aerodance Corporation. В 1994 году москвичи съездили в Гоа, страшно впечатлились и убедили Тимура Ланского, заведовавшего большим рестораном с дискотекой в левом крыле Московского аэровокзала, переделать его в новом духе. Новым «Аэродансом» заведовала арт-группа Chill Out Planet - художники, путешественники, диджеи. У небольшой тусовки было свое вполне мощное медиа: 3-часовая программа «Дети подземелья» на радио «Станция», где к новой музыке и легкой эзотерике приобщались 50 тысяч слушателей еженедельно. 1 апреля 1996 года клуб на аэровокзале закрылся, и уже летом Aerodance Family в полном составе оккупировала заброшенный ресторан «Лесной» в Измайловском парке - так появился культурный сквот для трансеров Less, в некотором роде «Рабица» в лесу.

Рейв «Орбита-2», 1996 год

26 октября 1996 года в данс-холле «Пластика» состоялся Второй международный фестиваль танцевальной электронной музыки, как заявил об «Орбите-2» журнал «Ом». Сделали его все те же люди из Aerodance. Входной билет стоил 100 тысяч рублей, банку газировки продавали за 15 тысяч, бутылку пива - за 20. Из колонок саунд-системы Renkus-Heinz громыхали сеты популярного англичанина Криса Либератора, DJ Космонавта и DJ Зайца из команды RadioTrance. Но в два часа ночи на сцену вышел Тимур Мамедов и в микрофон объявил, что в «Пластику» поступил звонок о заложенной бомбе, - организаторам понадобилось сорок минут, чтобы вывести пять тысяч человек из клуба, еще столько же - для обыска помещения. К четырем ночи зал снова набился под завязку. В конце выступает DJ Трансер с резюме: «Колбасы хватило всем!»

Поэтические чтения в клубе «Порт», 1997 год

Участники петербургского арт-объединения «Клуб речников», созданного в 1989 году, стали основоположниками российского опен-эйра - они провели «Нелегальный пикник» на территории 7-го форта Кронштадтской дамбы вместе с берлинскими диджеями Interflug Galaktika. Речники работали на корабле «Штубниц» - 80-метровом рыболовецком траулере, который в 1992 году немецкие индастриал-панки захватили под творческое пространство: внутри него на просторах Балтийского моря проходили техно-вечеринки, а в 1994 году техно-корабль пришвартовался на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге. В «Мастерских Клуба речников» рождались урбанистические объекты из стали и сплавов. Так, в 1997 году появилось интернет-кафе клуба «Порт», а в 1998-м - бар Fish Fabrique. На видео в свеженьком клубе «Порт» проходит мероприятие «Клуба речников» из серии поэтических чтений, на котором Станислав Макаров и Денис Хомченко читают свои стихи. Этим изящным искусством, а также самопровозглашенным интерьерным стилем «технобарокко» «Речники» проложили себе дорогу к работе над клубами «Шамбала», «Лето» и «Дягилев».

Разгон рейва «Air Fire», 1997 год

Видео Станислава Макарова («Речники»)

Передачи про хардкор и джангл на телеканале РТР

Молодежная программа «Башня» выходила на канале РТР с 1997 по 2000 год. Ведущие двух склеенных ликбез-выпусков про хардкор и джангл - Ляля Шовкринская, сейчас директор по маркетингу компании «Панавто», и Мурзилка, Андрей Заруев, стал успешным бизнесменом. Традиционно ведущих в кадре было двое - девушка и парень, которые рассказывали обо всем, что волновало молодежь в конце 1990-х, от участниц группы «Стрелки», рассуждающих об изнасилованиях, и до выхода сингла «Снег» с первого студийного альбома Земфиры. Особого внимания требуют репортаж с рейва «Инстанция-2000» 1999 года в парке Горького, где подростки рассуждают, что рейв уже вошел в массы и стал коммерцией, рассказ про фестиваль «Казантип-98» и пожелание не драться пьяными на опен-эйрах, которое начинается так: «Вы дышите свежим воздухом и можете ясно видеть того, с кем целуетесь».

Клуб «Тоннель», 1996 год

В 1994 году молодой петербуржец Андрей Кузнецов вернулся из Амстердама с толстой пачкой пластинок и массой впечатлений от голландских клубов, его энтузиазм был быстро замечен в Петербурге - под псевдонимом Q-zma он стал регулярно выступать в «Планетарии» и «Тоннеле». Культовый «Тоннель» открылся в бомбоубежище на Зверинской улице 7 мая 1993 года, на его танцполы приходили бандиты в кожаных куртках и спортивных штанах, которые покорно оставляли оружие в ячейках при входе (их было 40 штук, порой приходилось класть по два пистолета в один ящик) и непринужденно балдели от экстези на танцполе. Новые русские в малиновых пиджаках сосуществовали с любителями танцевальной музыки в неоновых одеждах, а самые прогрессивные красотки города рано или поздно оказывались висящими на решетке перед диджейкой, которая в клуб попала прямиком из студии дизайнера Татьяны Парфеновой. За толстенными металлическими дверями под землей происходили первые громкие привозы и стартовали карьеры диджеев. Так, Олег Азелицкий, DJ Slon, который после описал эту эпоху в книге «Рейволюция: как это было на самом деле», в 1994 году основал свою промокомпанию Underground Experience, на одной из вечеринок которой и выступал Q-zma.

DJ Анжела Шульженко раздает в «Планетарии», 1996 год

На кадрах - вечеринка «Рейвмонтаж» в петербургском клубе «Планетарий», который открыл нынешний президент богатой ресторанной корпорации PMI Евгений Финкельштейн. Здесь менял пепельницы при зарплате в доллар в час будущий телеведущий Иван Ургант. Первая вечеринка прошла в планетарии в 1991 году, в запуске площадки, звук помогал ставить начинающий диджей Грув, в звездном зале «Планетария» «Новые композиторы» читали лекции для детей и взрослых, а на деньги спонсора - кооператива по продаже компьютеров - купили лучший на тот момент семплер-синтезатор Prophet 2000. В «Планетарий» перебралась вся модная молодежь из сквота на Фонтанке, 145, организованного Тимуром Новиковым. Промоутеры компании «Контрфорс» Миха Ворон, Маша Малос и Денис Одинг делали рейвы «Восточный удар» и «Рейвмонтаж», которые собирали три-пять тысяч человек во дворце спорта «Юбилейный», на киностудии «Ленфильм» и в ТЮЗе. «Рейвмонтажи» по концепции кочевали с площадки на площадку, что идеологически перекликалось с политикой легендарного английского клуба Warehouse, скрывающегося от полиции. На видео - пламенная пропагандистка техно и хардкора Анжела Шульженко. В 2005 году вместе с Олегом Азелицким она выпустила Biohazard Mix для KDK Records - крупнейшего на тот момент российского лейбла, выпускавшего и «ДДТ», и лютые сборники «Пиратской станции».

«Кафе Обломов»: DJ Groove и Иван Салмаксов в гостях у Артемия Троицкого, 1997 год

С 1994 по 1997 год музыкальный журналист Артемий Троицкий на канале НТВ, а потом РТР делал популярную передачу «Кафе Обломов». В домашнем интерьере с мягкими диванами, шелковыми подушками и кальянами Троицкий вел интеллигентные беседы с композиторами и певцами, актерами и режиссерами, телезвездами и священниками. Этот выпуск посвящен престижной на тот профессии - диск-жокей. На диване - DJ Groove, известный на тот момент широкой публике благодаря своей композиции «Счастье есть», и Иван Салмаксов, промоутер, организатор «Gagarin Party», резидент клуба «Птюч» и обладатель премии «Золотой птюч», который в 1998 году пропал без вести при невыясненных обстоятельствах.

14 января 2012, 16:12

Иван Салмаксов Ди-джей, промоутер. Родился в 1970, в Ленинграде. Иван не только повлиял на жизнь людей вокруг, но и стал эталоном вкуса. Диджей Иван Салмаксов: сменить пластинку Король клубной Москвы 90-х устраивал лучшие вечеринки в городе, держал в подругах дочь Бориса Березовского и водил знакомства с сильными мира сего. Второго сентября 1998 года бесследно исчез из подъезда собственного дома, оставив на батарее следы крови, И хотя большинство из его друзей имеют немало оснований полагать, что Ивана больше нет в живых, регулярно находятся люди, якобы видевшие его то в Катманду, то на станции метро "Сходненская" Артюр Рембо:поэззия дело всех
Король "проклятых поэтов" конца XIX века, источник вдохновения всей литературы века XX. Написав гениальные стихи, полностью изменившие представления современников о поэззии, сведя с ума литературный Париж и доведя своего сожителя поэта Верлена до тюрьмы, в девятнадцать лет неожиданно прекратил сочинять и отправился торговать оружием и жить с туземкой в далекую и опасную Эфиопию. Подхватив там рак кости, умер в безвестности в Марселе в возрасте тридцати семи лет.
Весной 1891 года, через 10 лет жизни в Африке у Рембо появилась опухоль правого колена. Он отправляется в вынужденное путешествие в Марсель, где ему ампутируют ногу. Болезнь не покидает его. Саркома приковывает его к постели. Сестра Изабелла ухаживает за Рембо. За день до смерти Рембо диктует записку с просьбой заказать билет на пароход, он шепчет арабские слова «Аллах керим» и рвется плыть в Эфиопию… Джером Дэвид Сэлинджер: Дальнейшее молчание Создатель, возможно, главного литературного образа XX века - мальчика Холдена Колфилда в романе Над пропастью во ржи - на пике карьеры бросает нью-йорксеий свет и уединяется на ранчо в нью-хемпширском городке Корниш. Начиная с 1965 года он не публикует ни одной строчки, запрещает не только голливудские постановки по своим книгам, но и любые развернутые из книг цитаты, практически не дает интервью и судится с биографами, посягающими на его прайвеси. Бобби Фишер:объявляю вам мат
Он был кумиром даже для тех, кто не смог бы расставить фигуры на шахматной доске в правильном порядке 1975 году, оскорбленный предложенным ему гонораром, отказался играть с Анатолием Карповым и расстался с шахматной короной. Покинул США, считая, что все зло в этом мире от евреев и коммунистов, правящих Америкой и СССР На теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке отозвался следующими словами:"Я рад тому, что случилось Пора покончить с США раз и навсегда."
Бывший чемпион мира скончался 17 января 2008 года в больнице Рейкьявика от болезни почек. Врачи уверяют, что его можно было спасти, но он снова отказался – на этот раз от услуг «западной медицины». в которую не верил...Жизнь Фишера вряд ли можно посчитать счастливой. Хотя его мало волновало, что о нем подумают. Он знал, что является гениальным шахматистом, одним из лучших когда-либо живших на свете, а на все остальное ему было наплевать – в прямом и переносном смыслах. Че Гевара: убей в себе государство Революция, как и поэзия, - искусство вычитания. Самый популярный после Христа и Ленина - революционер Эрнесто Че Гевара положил на весы доказательства этого тезиса жизнь. После победы в Фиделевой геррильи на Кубе Гевара был удостоен множества постов, вельможно и всенародно обласкан, но вечный революционно-поэтический зуд не позволил ему превратиться в партийного функционера. Че Гевара отказался от всех государственных постов и отправился плыть в революцию дальше. В финале его ждала физическая смерть и метафизическое бессмертие.