Понятия субъекта и объекта управления. Понятие объекта управления Что входит в понятие объекта управления

Вникая в смысл определения управления как процесса воздействия на коллектив людей, можно задаться вопросами: кто воздействует? Что такое коллектив? Что такое люди? Кто, кем и чем управляет? С целью обозначить понятия субъекта и объекта управления. На предприятиях, в фирмах, учреждениях, коллективах, т. е. в организациях, существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, а другие исполняют и подчиняются руководству. В управленческой науке существуют понятия субъекта и объекта управления.

Субъект управления - это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления, для вышестоящих руководителей.

Объект управления - это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время все больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т. е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

Таким образом, центральная фигура в управленческом процессе - человек, который может выступать и как субъект, и как объект. Огромной заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. В свою очередь, многие предприниматели и управленцы (менеджеры) использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.

Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн. Русский философ Н.А. Бердяев писал:

«Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и заключает в себе все».

В научной литературе по управленческой психологии часто употребляются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Сущность этих понятий состоит в следующем.

Человек - это понятие, указывающее, с материальной точки зрения, на отнесенность существа к человеческому роду как к высшей ступени развития живой природы. Человек - это уникальное единство биологического и социального. Как биологическое существо («индивид», «биологическая система») он подчиняется биологическим и физиологическим законам. Как существо социальное он является частью социума и продуктом общественного развития.

Личность - это важнейший социальный признак человека, его основное свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т. д. Личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность является самоорганизующей системой. Объектом внимания и деятельности личности служит не только внешний мир, но и она сама. Это проявляется в ее чувстве «Я», которое включает представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, реакции на проявление своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Быть личностью означает:

  • иметь активную жизненную позицию;
  • осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;
  • оценивать последствия принятого решения и отвечать за них перед собой и перед обществом;
  • постоянно строить и совершенствовать себя и других, располагать приемами и средствами, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей воле;
  • обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Индивидуальность - это особенная и непохожая на других личность, которой присуще единство неповторимых личностных свойств. Это своеобразие ее психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Основными параметрами индивидуальности являются мотивация, темперамент, способности, характер.

А) человек или группа людей, которыми управляют.

Б) аппарат управления.

В) люди, которые занимаются управлением.

Г) люди, которые выполняют определенные задачи.

13. Укажите определение «менеджмента», данное А.В. Поповым:

А) социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.

Б) система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

В) умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Г) функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

14. Э. А. Уткин трактует менеджмент как:

А) система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Б) умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

В) социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.

Г) процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного решения задач.

15. Л. П. Евенко во вступительной статье к книге Мескона, Альберта и Хедоури "Основы менеджмента" определяет менеджмент как:

А) умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Б) процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного решения задач.

В) система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Г) социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.

16. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:

А) Ф. Тейлор.

Б) Ч. Бебидж.

В) М. Вебер.

Г) А. Попов.

17. Менеджмент как наука:

А) особый вид деятельности, занима­ющийся исследованием и направленный на получение новых зна­ний, которые можно применять на практике.

Б) особый вид деятельности, позволяющий людям добиваться поставленных целей за счет наилучшего сочетания способностей людей и их интересов, а также оптимального соединения ресурсов, необходимых для выбранного бизнеса.

В) одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род прак­тически-духовного освоения мира.

Г) сфера человеческой деятельности, функцией кото­рой является выработка и теоретическая систематизация объектив­ных знаний о действительности.

18. Менеджмент как искусство:

А) базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функциони­рование которых воздействует множество факторов.

Б) позволяет осуществлять управленческую фун­кцию.

В) служит опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практи­ки.

Г) состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса.

19. Основные задачи менеджмента как науки:

А) объяснение природы управленческого труда; выявление факторов и условий эффективности совместного труда; разработка методов эффективного оперативного управления.

Б) прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации; планирование, создание организационных структур.

В) командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ.

Г) управление коммуникациями, выявление факторов и условий эффективности совместного труда.

20. Ф. Тейлор указывает:

А) «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Б) «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».

В) «Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами».

Г) «Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых».

21. Под управленческой революцией следует понимать:

А) переход от одного качественного состояния менеджмента к другому.

Б) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте.

В) увеличение роли информации и знаний в жизни общества.

Г) эффективное информационное взаимодействие людей.

22. Сколько было управленческих революций:

Таким образом, можно отметить, что социально-экономическая организация - это обособленное объединение людей для совместного решения экономических задач.

Наиболее распространены социально-экономи-ческие системы.

Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Три основных свойства социально-экономической системы:

1. Целостность , которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов экономической системы.

2. Иерархичность . Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мир-системы.

3. Интегративность , которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями . Каждая социальная организация имеет приоритет собственных целей:

Так, для социально-экономических организаций главная цель - получение максимальной прибыли;

Для социально-культурных организаций главная цель - осуществление эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью;

Для социально-образовательных организаций главная цель - достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также вторично.

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) - рис. 5.

Рис. 5. Система управления в виде контура управления

Объект управления – то, на что направлено управляющее воздействие (воздействие субъекта управления).



Объект менеджмента - прежде всего организация.

Внутри организации в качестве объектов менеджмента выступают :

Ресурсы (материальные, трудовые, финансовые, иные);

Процессы (производство, реализация, снабжение и др.);

Свойства (качество, издержки и др.);

Аспекты экономической деятельности (взаимодействие с потребителями и др.).

Уровни объектов:

Рабочее место;

Участок;

Организация;

Объединение организаций.

Субъекты управления – руководителиразличного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделённые полномочиями в области принятия решений в определённых сферах деятельности организации.

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй - в позиции объекта управления. Такому взаимодействию свойственны следующие процессы:

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Такие импульсы называются управленческими командами;

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием полученных команд.

Управление в социальных системах существенно отличается от управления в системах механической и даже биологической природы. Главными отличиями являются принципиальное сходство функций субъекта и объекта управления, общая способность к самоуправлению и дифференциация лишь на уровне субъективных целевых характеристик. Управляющим и управляемым в них является человек.

В числе основных критериев отличающих субъект от объекта рассматриваются статус и функции; права и полномочия; активность воздействия; очередность или инициатива воздействия; сила и интенсивность воздействий; рациональность воздействий; отношение к цели, целеполаганию и целедостижению.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять.

Эффективность взаимодействия субъекта и объекта управления в значительной степени зависит от того, насколько адекватно они понимают друг друга. Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые они выполняют, входят в число важнейших факторов, обусловливающих познание человека человеком. При этом для каждого из взаимодействующих лиц в своих партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей совместной деятельности. Контакты между субъектом и объектом управления как членами производственного коллектива сопровождаются процессами межличностной перцепции .

Постановка задачи управления требует определить также и объект управления. Объект управления — это то или тот, в отношении чего или кого направлено целеполагание и управляющее воздействие со стороны субъекта управления. Что является объектом управления в случае управления будущим? На самом деле объектов множество, они иерархически организованы и связаны различными отношениями. В отношении этих объектов можно ставить различные цели, которые тоже образуют некоторую иерархию и взаимосвязи.

Иерархия объектов в задаче управления будущим образована группами людей, состоящими из подгрупп, которые тоже состоят из подгрупп и т. д.. Но поскольку отдельные индивиды могут входить в несколько групп сразу и периодически менять принадлежность к группам, иерархия отражает лишь масштаб группы, а не отношение подчинённости или вложенности между группами. Все рассматриваемые в нашем случае объекты — общественные группы: население Земли, население России, население города, различные социальные группы внутри страны, классифицированные по тем или иным признакам.

Из ДОТУ известно, что при большом числе индивидов, распределение того или иного индивидуального признака описывается законом нормального распределения (гауссова кривая). Понятно, что в любом обществе есть несколько процентов активных негодяев, есть несколько процентов активных и нравственных патриотов-идеалистов — но это крайности, а большая часть индивидов попадает в интервал между ними. Именно за эту часть населения идёт непримиримая информационная война, война смыслов.

Необходимым и достаточным условием устойчивости объекта по предсказуемости — наличие у субъекта адекватной Жизни модели ОУ (структура и динамические свойства). Свойство устойчивости по управлению субъективно. Т. е. что для одного субъекта предсказуемо, для другого может быть полной неожиданностью. Следовательно, без модели ОУ приступать к управлению не допустимо . Но как моделировать общество? Описывают ли открытые социологические модели достаточные для управления стороны Жизни? Насколько адекватны открытые модели? Разумным нам видится переосмысление существующих моделей общества, дополнение их до достаточной меры адекватности, а также совершенствование моделей в процессе управления .

История и тенденции говорят о том, что для Русской цивилизации есть два пути: либо стать мировой сверхдержавой, либо исчезнуть вовсе. Поэтому совершенно необходимый шаг к гарантии безопасности многонациональной Русской цивилизации — это превращение разобщённого населения России и стран бывшего СССР в концептуально самовластный народ с единым вектором глобальных целей и базовыми ценностями.

Мы приходим к тому, что цель управления (об этом ниже) сводится к процессу превращения объектов управления в субъектов, действующих в русле единого замысла. Тогда процесс управления обществом выглядит следующим образом: каждый субъект управления более низкого уровня иерархии воздействует на объекты управления сопоставимого уровня иерархии с той целью, чтобы образовать субъект управления более высокого уровня иерархии, действующий в русле своей концепции . Это и есть самоорганизация и «гражданское общество».

Чтобы описанный процесс не выглядел абстракцией, приведём пример. Индивид, осознавший себя субъектом управления и определившийся с концепцией и целями, целенаправленно погружается в информационное поле (посредством Интернет, участия в мероприятиях и самообразования) выбранной концептуальной власти, через которое находит контакты с людьми более или менее схожего мировоззрения. Одновременно с этим он воздействует безструктурно на круг своего общения — друзей, родителей, детей, коллег, — короче говоря, просто общается, ненавязчиво доносит определённую информацию, выслушивает мнение окружающих . Рано или поздно кто-нибудь из его круга общения тоже подключится к нужному информационному полю и через некоторое время, возможно, осознает себя субъектом управления. После чего начнёт действовать сходным образом и будет взаимодействовать с другими людьми. Так образуются сначала разрозненные группы для реализации своих небольших проектов. Если проекты усложняются, группам придётся кооперироваться, обмениваться опытом. Чем более амбициозный проект, тем больше групп должны в нём участвовать, тем интенсивнее должен быть информационный обмен. Это, в свою очередь, усиливает информационное поле, втягивая новых индивидов. Такая цепная реакция медленно, но верно будет охватывать всю активную часть общества.

1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;

3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;

4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;

5) процесс формирования целей и способов их достижения;

6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);

7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;

8) управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

2. Виды управления. Менеджмент как разновидность управления.

Выделяют следующие виды управления:

    механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

    естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

    социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Менеджмент (управление, организация) - система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действии:

· организация и управление (производством, коллективом);

· постановка и корректировка задач;

· разработка этапов работы;

· принятие решении;

· налаживание коммуникации (методов и форм передачи информации);

· регулирование процессов;

· сбор и обработка информации; подведение итогов работы.

3.Понятие менеджмента и его разновидности.

Менеджмент – это процесс управления, он связан с необходимостью подчеркнуть характер управ. деятельности в условиях рыночной экономики, зак-йся в том чтобы способствовать повышению эффективности работы фирмы в рамках заданной свободы проявляя максимум инициативы не забывая об ответственности.

1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно - правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

4.Предтечи научного менеджмента(5 управленческих революций; идеи А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Т. Гоббса, Р. Аркрайта)

История управленческой мысли уходит своими корнями вглубь веков и тысячелетий. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.

В средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос, что же движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Этот вывод, не такой уж далекий от истины, был сделан тогда, когда капитализм еще не в достаточной мере проявил себя и ученые в большей степени осмысливали поведение аристократии. Еще один английский философ Иеремия Вентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал ту точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.

Великий английский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) и других работах сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Дальнейшие исследования правда опровергли тезис Смита и показали, что в большей степени были правы Стюарт и Гоббс, ибо исключительно к обогащению стремятся лишь около 12% людей, в то время как к славе - почти 40%.

Ситуация, порожденная промышленной революцией конца XVIII - начала XIX столетия привела к тому, что наряду с эмпирическими методами в управление стали внедряться результаты прикладных исследований и экспериментов, которые помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда. Концепцию контроля и расчета оплаты последнего создал, например А. Смит.

Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, жесткой дисциплины, ему удалось добиться непрерывности технологических процессов. Это позволяло существенно сэкономить на издержках производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами. В сущности, Аркрайт заложил основы того, что можно было назвать индустриальным управлением или, говоря современным языком, организацией производства.

Одновременно он сформулировал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы в виде совокупности штрафных санкций, сводящихся к вычетам из заработной платы за различные нарушения, фиксируемые в специальной книге.

Широкомасштабный социальный эксперимент в области управления провел в 1800-1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик. Суть этого эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе, сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. При этом Оуэном руководила не только идея благотворительности, но и блестяще оправдавшийся экономический расчет, имевший своей целью повысить производительность труда.

Оуэн первым в мире применил на фабрике методы морального стимулирования, привязав к станкам ленты разных цветов: красные - у лучших рабочих; зеленые - у средних; а желтые - у не выполняющих норму. Не повышая заработной платы, не вводя технических усовершенствований и не прибегая к угрозам, Оуэн добился того, что через два месяца на всех станках были красные ленты, то есть нормы перевыполнялись всеми работниками фабрики.

Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею того, что спустя полтора столетия стало на Западе повсеместно распространенным явлением, получившим название социального партнерства. Но эта идея настолько обогнала свое время, что была отвергнута современным ему обществом и вскоре предана забвению.