Союз воинствующих безбожников = союз православных активистов. Союз воинствующих безбожников российской федерации

http://www.beloedelo.ru/researches/article/?559

Петербургский священник Николай Савченко представляет на ресурсах центра «Белое Дело» свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Сердечно благодарим отца Николая за предоставленную возможность электронной публикации и желаем ему творческих успехов в исторических изысканиях.

Часть III

Методы, стиль и организация пропаганды Союза воинствующих безбожников

При ознакомлении с материалами СВБ можно заметить несколько основных принципов пропаганды против религии. Этим базовым принципам следовала вся антирелигиозная полемика в течение многих лет.


  1. Возбуждение ненависти. Все материалы создавали образ религии или Церкви, как ненавистного врага каждого нормального человека. Ничто из прочитанного не давало повода относиться хотя бы нейтрально. Только непримиримая война.

  2. Обилие разных материалов, служащих одной и той же цели разными методами и с разных сторон. Исторические, литературные статьи, картинки-плакаты, стихи. Пропаганда действовала сразу на все составы души человеческой: разум, волю, чувство. Она действовала на людей всех складов, характеров и темпераментов, людей всех социальных групп.

  3. Противник подавался, как коварный, лживый, нечестный во всем, ведущий войну против всяких правил. У читателя должно было сложиться мнение, что противостоять такому коварному противнику нельзя по правилам. Внушался принцип «на войне все средства хороши».

  4. Создавался образ будущей легкой победы. Религия или церковь показывались близкими к полному развалу. Все безбожники приглашались принять участие в последнем легком и победном сражении.

  5. Широко использовалось подчеркивание и выпячивание страшных и постыдных обвинений, выдуманных, преувеличенных или все-таки замеченных у отдельных лиц, но возводимых сразу на всю церковь. Исподволь внушалось, что указанный грех одного — это общераспространенное правило.

  6. Внушалось убеждение, что против религии боролись всегда и везде. Давалось большое количество фольклорных записей, исторических свидетельств, материалов из других стран. Антирелигиозная война подавалась, как норма человеческой жизни.

  7. Использовался принцип заразительного примера, когда приводились или перечислялись случаи отречения от веры и обращения в безбожие.

В последнем случае важно отметить, что при чтении периодической литературы СВБ сразу становится заметен один примечательный факт. В сообщениях с мест иногда можно прочесть свидетельства о разрыве с верой и переходе в стан безбожников некоторых лиц. Однако это всегда достаточно редкое явление, поскольку мы нигде не видим случаев массового обращения. Все приводимые свидетельства — это всегда рассказ об одном человеке, редко о двух. Весьма редки рассказы о разрыве с верой священнослужителей РПЦ или служителей других исповеданий. То есть, желая пропагандистски воздействовать на читателей примерами разрыва с верой, издатели журналов, сами того не желая, показывали, что таких примеров очень мало. В целом деятельность СВБ и их печати следовала обычным принципам пропаганды. И надо подчеркнуть, что деятельность безбожников с психологической стороны еще не была исследована должным образом в научных работах. Что касается различных методов пропаганды, то использовались не только журналы, плакаты, стихи, кино, диапозитивы, но и песни, лекции, научные опыты и даже достижения науки, например световые рекламные стойки. Использовались даже переделки давно и всем известных игр или стихов, или песен для насаждения своих идей.

2-й съезд безбожников

Печатные материалы СВБ почти все относятся к пропаганде. В книгах или периодике Союза можно почерпнуть очень мало информации о деятельности центрального совета. Не издавалось и специльных публикаций на эту тему. СВБ действовал по тем же лекалам секретности, что и остальные партийные и советские учреждения. Однако одно издание является небольшим исключением из общего правила. Это «Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников». Съезд походил с 11 по 15 июля 1929 года. В президиуме съезда находились кроме главных руководителей СВБ также Луначарский, Горький, Демьян Бедный и Калинин (последний только 14 июля). Стенограммы съезда позволяют увидеть некоторые интересные акценты и выявить некоторые закономерности деятельности организации. В первую очередь интересен доклад самого Емельяна Ярославского. На тот момент членов Союза было около 800 тыс. Позже их число вырастет до 3 млн. Тираж газеты «Безбожник» уже был 165 тыс., хотя в 1925 году был только 50 тыс. Журнала «Безбожник» — 75 тыс. в 1929 г. и 20 тыс. в 1925 г. Журнала «Антирелигиозник» — 20 тыс. в 1929 г. и 7 тыс. в 1925 г. До появления Союза безбожников в 1919 году было выпущено лишь 4 названия антирелигиозной литературы, а в 1923 году — уже 26. Лишь с началом работы Государственного антирелигиозного издательства (ГАИЗ) выпуск богоборческих изданий стал массовым. Доклад Ярославского на съезде в целом похож на все остальные его речи и статьи, но кроме самого Ярославского и его ближайшего заместителя Олещука на съезде выступали некоторые известные лица. Бухарин сделал продолжительный доклад с несомненным ораторским талантом. В то время Бухарин уже был в опале. Позже в переписке Ярославского и Сталина первый услужливо и раболепно критиковал Бухарина за высказанный им в речи на съезде безбожников тезис «все подвергай сомнению». Для председателя СВБ это показалось косвенным неверием в догмы марксизма-ленинизма, ведь сомнение могло быть направлено слушателями не только против религии, но и против партийной идеологии. Ярославский уже знал, что Бухарин начал подвергаться своего рода «дамнации» со стороны Сталина и его окружения. И глава СВБ сразу присоединился к этой травле.

Продолжительное слово на съезде имел Луначарский. Приветствовала делегатов съезда и Крупская, которая входила в Оргбюро ЦК и с самого начала занималась разворачиванием антирелигиозной пропаганды. Выступал также академик Семашко, прежний нарком здравоохранения РСФСР, член ВЦИК и главный ответственный за борьбу с беспризорностью. Чрезвычайно издевательским по отношению к религии было выступление Демьяна Бедного. Также издевательской была речь Маяковского. Он подчеркнул, что раньше, до революции, все выступления сопровождались словами «с Богом!», а он предлагает на этом же месте говорить «на Бога!».

Интерес представляет то место стенограммы, где Ярославский отвечает почему на съезде не смог присутствовать Сталин. В середине работы съезда (14 июля) председатель заявил, что на собрание приглашен сам Сталин и возможно он почтит его своим присутствием. На следующий день 15 июля, в последний день работы, Ярославский сам не сообщал о том, будет ли советский вождь на съезде, или нет, пока ему не был задан соответствующий вопрос из зала. Стенограмма так отразила диалог: «Голос: — Почему не приехал Сталин? Ярославский: — Тов. Сталин не приехал потому, что сейчас идет подготовка к пленуму ИККИ <Исполкома Коммунистического интернационала>, кроме того он перегружен другими работами. У нас были два члена Политбюро — Калинин и Бухарин. Думаю этого довольно». 1

На самом деле здесь нельзя не заметить, что Ярославский не назвал еще одну важную причину, почему Сталин не смог присутствовать на съезде СВБ. И эту важную причину он никак не мог сообщить съезду. Заседание проходило утром, а утром Сталин работать не привык. Утром Сталин всегда еще спал. Хотя в 1920-е годы Сталин еще мог изредка где-то появляться утром, но с конца 1920-х это стало уже почти невозможным для него. А за многие годы с начала 30-х годов советский вождь уже вообще никогда и никуда не приезжал утром и никого не принимал утром. Данные журнала посещения сталинского кабинета, хронология проведения заседаний Политбюро за многие годы и воспоминания всех участников встреч с советским вождем показывают, что он никогда не появлялся на работе раньше 16.00, чтобы посвятить работе в среднем 4-5 часов рабочего времени в день и затем поздним вечером и ночью коротать время и развлекаться в застольях с членами Политбюро до утра. Эта особенность сталинского режима дня некоторое время назад вызвала в свет интересную нашу дискуссию с доктором исторических наук Игорем Курляндским. В этой дискуссии я на основе многочисленных документальных свидетельств выступил решительным критиком по-прежнему распространенных следов мифа о Сталине, как о «трудолюбивом аскете».

В основном делегаты съезда безбожников были из бывших православных. Более шестисот из них указали в графе национальность — русские. Более ста — украинцы. Были небольшие делегации из Закавказья, лишь по несколько человек из Армении, Азербайджана и Грузии. Считанные единицы делегатов были из республик Средней Азии, да и те скорее «для галочки». Евреев было немного. Вообще, в республиках Средней Азии СВБ долго не приживался. Даже в начале 1941 года Ярославский на пленуме СВБ будет жаловаться, что в Киргизии лишь недавно начал работу республиканский совет и несколько низовых организаций.

Основное внимание съезда было уделено необходимости распространять идеи атеизма, создавать больше первичных групп и ячеек, издавать литературу, создавать антирелигиозные музеи. Например в Ленинграде тогда было целых два антирелигиозных музея. Не только в Казанском соборе, но и в Исаакиевском. Потом антирелигиозный музей в нем закроют, но именно от него в Исаакиевском соборе останется еще долго знаменитый маятник Фуко.

Съезд принял сразу несколько резолюций. В их числе «Об очередных задачах», «О сектантском движении», «По национальной работе», «По работе среди молодежи», «По работе в деревне», «По работе в Красной Армии», «По работе среди женщин», «О печати», «О музейно-антирелигиозной работе», «По школьной и детской работе», «О работе в ВУЗах».

Съезд избрал Центральный Совет из примерно 96 членов (до съезда их было 40). Он в свою очередь избрал Исполком в составе 22-х человек. Из лиц известных кроме Ярославского в нем оказались Красиков и Тучков. В целом съезд стал рубежом, после которого рост организации пошел с еще большей силой.

СВБ и введение нового революционного календаря

Весьма интересным и малоизученным является вопрос влияния СВБ на календарную реформу в СССР. А именно, играл ли Союз какую-то роль в принятии решения о переходе на пятидневку. Ведь такой переход имел совершенно очевидное значение слома прежнего христианского или вообще религиозного уклада народной жизни. До такого перехода в антирелигиозных публикациях неоднократно отмечалось, что традиционный календарь как бы цементирует религиозную жизнь по выходным, поэтому административные меры против Церкви оказываются недостаточно эффективными. И вскоре после съезда безбожников такая реформа календаря прошла очень быстро. Очевидно, напрашивается вопрос насколько СВБ мог оказать влияние на это решение Политбюро. Для ответа на этот вопрос рассмотрим последовательность постановлений по введению нового календаря.

22 августа 1929 года Политбюро обсуждало вопрос о постановлении Совнаркома о переходе на пятидневку. Было решено не возражать против этого решения Совнаркома и создать комиссию во главе с Рудзутаком с целью подготовки оповещения. 2 26 августа 1929 года Совнарком издал постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». Следующее заседание Политбюро 29 августа одобрило проект декрета о непрерывном производстве, разработанный комиссией Рудзутака. 5 сентября на Политбюро была одобрена в целом директива парторганизациям о переходе на непрерывный режим работы. 3 17 сентября в Политбюро был принят окончательный вариант директивы. Один абзац данной директивы касался религиозных воросов, поэтому приведем его полностью. «ЦК подчеркивает, что проведение всех этих мероприятий сопряжено с большими трудностями, что оно натолкнется на неизбежную косность и консерватизм среди отдельных отсталых групп рабочих, техников и специалистов. Классовые враги пролетарской диктатуры неизбежно постараются использовать все остатки старого быта и предрассудки, в частности религиозность, для усиления наступления на политику партии, на социалистическую реконструкцию. Поэтому партийные организации должны использовать переход на непрерывную неделю для нового наступления классового врага, усиления коммунистического воспитания масс...». 4 За 5 дней до принятия этой директивы 12 сентября было поручено комиссии по переводу экономики на новый календарь, приступить к немедленной работе. 23 сентября на Политбюро была одобрена дополнительная директива по непрерывному производству. Только после этого были опубликованы постановления ЦИК и СНК Союза ССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную рабочую неделю» и СНК Союза ССР «О реорганизации работы предприятий и учреждений, обслуживающих промышленные предприятия, переходящие на непрерывную рабочую неделю и занятых в них работников». Эти сообщения были напечатаны в газетах, после чего началась волна их «горячего одобрения» трудовыми коллективами. До этого население СССР ничего не знало о будущей коренной реформе календаря. Не знало, что по новому календарю воскресные дни больше не были выходными за редкими исключениями, когда они выпадали на 5-й день пятидневки. При этом календарная реформа была объявлена на фоне наступавшей сплошной коллективизации.

О возможной будущей календарной реформе было заявлено еще на съезде СВБ в июле 1929 года. Во время обсуждения резолюций съезда возникло предложение от лица всего собрания рекомендовать произвести реформу календаря таким образом, чтобы воскресенья перестали быть выходными днями. Это, по мнению участников, смогло бы переломить традицию христиан ходить в церковь по воскресным дням. Но советовать партии сделать это было боязно. В годы диктата нельзя было ничего советовать руководству партии. Можно было только слушать и одобрять. Поэтому в ходе дискуссии последовали лишь робкие предложения на тему о возможном внесении вопросов смены календаря в текст резолюции. Вот как стенограмма съезда отразила ответ председателя заседания Ростовцева. «Я припоминаю справку, данную товарищем Ярославским, что вопрос о календаре поставлен товарищем Лариным, если не ошибаюсь, в СНК. Таким образом, товарищ Ярославский считал, что этот вопрос поднят и прорабатывается». 5 Ростовцев не ошибался, хотя в момент обсуждения резолюции Ярославского в зале не было. Действительно в это время член ЦК Ларин уже поставил этот вопрос в Совнаркоме, но важно, что это происходило согласованно с Ярославским. С другой стороны, даже Центральный Совет СВБ в июле 1929 года еще почти ничего не знал о будущей реформе календаря. Таким образом на вопрос принимал ли участие СВБ в подготовке реформы мы должны ответить определенно отрицательно. Но сам Ярославский в режиме полусекретных консультаций в этом уже участвовал.

СВБ и усиление гонения на религию в 1929 году

В церковно-исторической науке уже сложилась своего рода периодизация усилений и временных послаблений в гонениях на веру. Наше исследование подтверждает сложившуюся периодизацию, в соответствии с которой в середине 1927 года после образования Синода при митрополите Сергии (май) и выхода декларации (июль) наметилась короткая относительная передышка в гонениях. Однако в 1929 году наступила новая волна притеснений и закрытий церквей. В связи с нашей темой важным моментом усиления гонений стало постановление Политбюро «О мерах по усилению антирелигиозной работы», принятое на заседании 24 января 1929 года. При этом следует подробнее остановиться на том, что и в подготовке этого постановления, и в нем самом, и в проведении его в жизнь, Совет безбожников играл значительную роль, а сам текст был подготовлен Ярославским.

Сама дата постановления Политбюро уже показывает значимость и документа, и самой темы. Постановление принято в дни пятой годовщины смерти Ленина. Дел у Политбюро в эти дни было много, но тем не менее активизация антирелигиозной борьбы стала одной из первоочередных. Постановление Политбюро показывает насколько комплексными и глубоко проработанными были планы по антирелигиозной пропаганде в СССР. Данный документ обсуждался на Политбюро весьма серьезно и дорабатывался специально созданной комиссией во главе с Емельяном Ярославским. Из документа видно, что директивы на развитие и поддержку Союза воинствующих безбожников были даны сразу в несколько ключевых наркоматов и ведомств СССР. Таким образом рост организации безбожников производился при существенном административном влиянии и давлении. Кроме того, помимо простой поддержки СВБ государственные учреждения должны были проводить комплексные мероприятия по пропаганде атеизма через имеющиеся у них рычаги. И при этом мы видим, что многие мероприятия по искоренению веры проводились скрытно.

Постановление Политбюро начинает с того, что описывает непримиримую идеологическую борьбу атеизма со всеми религиозными организациями. При этом религиозные организации называются тормозом в деле социалистического строительства. И, хотя религия должна быть по мнению Политбюро в будущем изжита по мере строительства нового общества, усиление борьбы необходимо не только ради отдаленных перспектив, но и для устранения препятствий для текущих социалистических мероприятий. «Единственная антирелигиозная организация в стране, — говорит документ, — «Союз безбожников», за последние годы достиг, несомненно, положительных результатов, вырос численно, создал вокруг себя некоторый актив из беспартийных рабочих и крестьян безбожников, упрочил издание и распространение антирелигиозной периодической и непериодической литературы и улучшил ее качество, разработал более тщательно меры антирелигиозной пропаганды на основе выработки научно-материалистического мировоззрения. Однако ЦК считает необходимым обратить внимание на то, что «Союз безбожников» на настоящее время еще не представляет собой достаточно массовой организации и достаточно значительной силы, способной мощно противостоять активности религиозных организаций... ЦК партии обращает внимание на то, что партийные, комсомольские и другие общественные организации, оказывают «Союзу безбожников» и делу антирелигиозной пропаганды слишком незначительную поддержку (из 128 парткомов за январь-июнь 1928 г. 64 совершенно не обсуждали вопросов антирелигиозной пропаганды), а парткомы, где этот вопрос стоял на обсуждении, в большинстве случаев ограничивались резолюциями общего характера.»6

Отметив недостатки в антирелигиозной работе, Политбюро выработало перечень мер, направленных на усиление борьбы с религией. Первоочередные задачи ставились партийным и комсомольским органам. Они обязывались оказывать всяческое содействие Союзу безбожников со стороны организационной и кадровой. Предполагалось, что в Союз должны были вербоваться беспартийные граждане СССР, причем парторганизации и комсомольские организации должны были направлять безбожникам подходящих лиц. При этом специально указывалось, что они должны быть беспартийными. Ведь партийные и комсомольские кадры считались уже задействованными по своей партийной линии. Конечно же, все руководство Союза безбожников было партийным и даже руководители местных ячеек безбожников тоже часто партийными или хотя бы комсомольцами, хотя допускались и беспартийные. Но в качестве рядовых членов Союза в основном были беспартийные. В некотором роде Союз безбожников становился «кузницей кадров» партии, когда активная работа в нем считалась важным дополнительным весом при приеме в партию.

Антирелигиозная работа предписывалась решением Политбюро по линии женотделов. Как раз период конца 20-х и начало 30-х годов был отмечен усилением роли женотделов. Тогда руководители женских отделов, например, получали квоты при выборах в райсоветы. Позже женские отделы ослабили свое влияние в иерархии советской власти, но антирелигиозная работа все равно стала в значительной степени их прерогативой. Женские отделы существовали не только в каждом райсовете, но и на многих предприятиях. До рассматриваемого нами постановления Политбюро весьма часто советские органы рассматривали антирелигиозную работу, как дополнительную нагрузку, не всегда радостную и отвлекающую от основной деятельности. Теперь же антирелигиозная работа как бы закреплялась за женскими отделами. Таким образом безбожие получало возможность отчасти опираться на финансирование райсоветов.

Политбюро предписывало также профсоюзам усилить антирелигиозную работу, используя свои кадры и клубы. Дело в том, что профсоюзная сеть по стране уступала по своей разветвленности и обеспеченности лишь партийной и комсомольской. Профотделы существовали в каждом учреждении при одновременном наличии профсоюзных клубов с культурной и лекционной программой в каждом районе. Теперь они наделялись обязанностями усилить антирелигиозную пропаганду. Это давало возможность безбожникам проводить свою пропаганду и за профсоюзные деньги.

Немаловажным является пункт в) постановления, предписывавший райсоветам недопустимость использования любых монастырских помещений не только по прямому назначению, как монастыри, но даже как трудовые коммуны с участием бывших владельцев. Дословно наиболее интересующая нас часть постановления звучит так: «не допуская ни под каким видом существования в этих монастырях религиозных организаций». Массовое закрытие монастырей в последующие 2-3 года стало неизбежным следствием такого постановления.

Политбюро также обязало Наркомат просвещения ввести преподавание атеизма в педагогические техникумы и ВУЗы, более основательно ввести в преподавание школьной программы атеистическое мировоззрение и начать подготовку пропагандистов и лекторов атеизма в ВУЗах. Главполитпросвету указывалось через сети библиотек и кинотеатры активизировать атеистическую пропаганду. Главискусству следовало поощрять борьбу с верой в Бога через произведения литературы, поэзии, живописи и киноискусства. Главлит должен был поставить под жесткий учет и контроль любую печатную деятельность религиозных организаций и при этом оказывать всестороннюю поддержку Союзу безбожников в его издательской деятельности. Госиздательства должны были прекратить выпуск любых религиозно-мистических произведений, а также тех произведений классической литературы, где религиозность подчеркивалась. Особая важность должна была уделяться созданию и выпуску литературных атеистических произведений для детей и юношества. Особо оговаривалось, что комитет по делам печати должен был ограничить выделение дефицитной печатной бумаги для религиозных организаций, но не задерживать бумагу для изданий безбожников. Тем самым упомянутые ведомства обязывались финансировать пропаганду безбожия из своих бюджетов во взаимодействии с СВБ.

В части касающейся НКВД постановление Политбюро указывало, что религиозные организации оставались единственными легально действовавшими контрреволюционными организациями и с ними необходима была борьба. Исходя из этого постановления НКВД обязано было усилить гонения против веры. Кроме того политуправление Красной Армии должно было усилить работу среди рядового состава. Такая работа должна была быть включенной в планы повседневной воспитания личного состава. Тем самым деятельность лекторов-безбожников получала доступ и к неисчерпаемому оборонному бюджету СССР. Рассматривая постановление Политбюро в целом, можно увидеть взаимодействие сразу многих наркоматов и ведомств. Такая многосторонняя организация антирелигиозной борьбы предопределила ее эффективность.

Примечания


  1. Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников. М.: Безбожник. С. 342.

  2. Протокол ПБ № 94 от 22 августа 1929 г. П.10 // РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.754. Л.2


  3. РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.758. Л.7,12-13.

  4. Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников. М.: Безбожник. С. 327.

  5. Постановление Политбюро «О мерах по усилению антирелигиозной работы» // РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.723. Л.2,9-10.

Когда-то в далекие 1920-е изпробирок совдеповского правительства был выведен мерзейший вирус под названием СВБ - союз воинствующих безбожников. Их задачей было выкорчевать из душ людей Веру в Бога и на освободившемся месте посеять новую веру в новых богов - а именно в дело марксизма-ленинизма-сталинизма-коммунизм а и КПСС. И они вырывали, топтали, жгли и резали по живому и сеяли новые ценности. Хотя официальнобыла провозглашена «свобода вероисповедования».

Мои школьные годы прошли в перестроечные 80-е, но даже и тогда в школах нам вдалбливалось безбожие, а в единственную на весь район церковь ходить было нельзя - исключат из пионеров, комсомола, морально обольют помоями нашкольной линейке. А для этого сами учителя дежурили по праздникам возле храма…

Прошло немного времени, сменилась власть, сменилась идеология, и внезапно все бывшие хулители и гонители всех разновидностей религий и духовных культур стали их ревностными блюстителями. С таким же фанатизмомбывшие атеисты вдруг уверовали. Они же не виноваты - просто «время такая была»! Сейчас «время другая», а верноподданнический фанатизм остался. Вот его и переформатировали.

Напомню как это начиналось. Приведу несколько строчек из воспоминаний нашего земляка Виктора Ивановича Туровцева. Кстати, рекомендую к прочтению - http://www.proza.ru/2006/03/17-295

Данные выборки из произведения относятся к периоду 1920-30-х годов...

7 февраля 1925 года руководитель антирелигиозной пропаганды в СССР Емельян Ярославский основал Союз воинствующих безбожников. К 1940-му году численность этой организации составила около 6 миллионов человек, которые гордо носили в кармане удостоверение «безбожника» и считали себя идейными борцами с религией во всех её проявлениях. Собрания, демонстрации и митинги безбожников были неотъемлемой частью воспитательного процесса в школах и высших учебных заведениях. Активисты ходили по дворам с лекциями о вреде религии, а иногда устраивали и «рейды» по частным квартирам — искали в них иконы и стыдили несознательных граждан. Союз воинствующих безбожников был официально распущен только в 1947 году, а его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в нем составили те же самые кадры, которые ранее назывались безбожниками.

Если в Советском Союзе середины 80-х годов прошлого века не было секса, то в молодой советской республике начала 40-х не было Бога. По крайней мере, на то, чтобы донести эту передовую мысль до полуграмотного пролетариата и крестьянства, была направлена вся антиклерикальная политика СССР.

С 1932 года печатные станки Государственного антирелигиозного издательства (ГАИЗ) работали без остановки, помогая активистам антирелигиозного движения бороться с «опиумом для народа». Объему госзаказов ГАИЗа сегодня позавидовал бы любой современный издательский дом. Еще бы — ведь правильную, до запятой выверенную «просветительскую» литературу по самым различным вопросам атеизма и религии выпускали только здесь — от школьных антирелигиозных учебников и методических пособий об отношении марксизма-ленинизма и Компартии к религии до периодики.


Координировал ГАИЗ Центральный совет Союза воинствующих безбожников (впрочем, воинствующими они стали только в 30-е годы, до этого были просто безбожниками). К 1940-му году численность Союза составила около 6 миллионов человек, которые гордо носили в кармане удостоверение «безбожника» и считали себя идейными борцами с религией во всех её проявлениях. Из под пера его членов в 20-е годы выходили ежемесячные журналы «Революция и церковь», «Безбожник у станка», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники», «Безбожный крокодил», «Наука и религия»(в том числе на татарском языке «Орен-ым-Дин» — для антирелигиозников мусульманских народностей). Примечательно, что британский парламент тогда запретил ввозить в страну «Безбожника» как аморальное издание. Кроме этих центральных журналов, в СССР имелось несметное количество провинциальных антирелигиозных газет, вестников, «уголков безбожника» в стенных газетах, школах, клубах и читальнях. Собрания, демонстрации и митинги безбожников были неотъемлемой частью воспитательного процесса в школах и высших учебных заведениях. Активисты ходили по дворам с лекциями о вреде религии, а иногда устраивали и «рейды» по частным квартирам — искали в них иконы и стыдили несознательных граждан.

Главным редактором большинства изданий ГАИЗа значился Емельян Ярославский — бессменный лидер Союза безбожников. Его книги «Библия для верующих и неверующих», «Русские святые перед судом истории», «Нужен ли колхознику Бог?», «Атеизм Пушкина», «Как родятся, живут и умирают боги и богини» и т.п. издавались ГАИЗом 100-тысячными тиражами, а затем оптом закупались районными партийными ячейками для бесплатного пополнения фондов, скажем, заводских библиотек.


Именно Ярославский в свое время составлял списки запрещенных книг и музыкальных произведений. Интересен еще один деятель антирелигиозного движения Д.Е. Михневич. В свободном электронном доступе до сих можно найти еще одно издание под его авторством, датированное 1953 годом: «Очерки из истории католической реакции. Иезуиты». Вот как сам он описывал свое произведение: «Пропагандистский памфлет против «Общества Иисуса», католической Церкви и Запада вообще. Собраны все возможные и невозможные обвинения, произведённые в течение веков протестантскими, православными и коммунистическими авторами. Местами вызывает приступы смеха». Как говорится, комментарии излишни.

Девизом Союза Воинствующих безбожников была знаменитая: «Религия — опиум для народа». Разумеется, фраза эта ушла в народ не из антирелигиозного ежедневника 40-х годов, а благодаря всенародной любви к роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и к его последующим экранизациям. «Почём опиум для народа»? — риторически спрашивал Остап Бендер у отца Федора. Ответить на этот вопрос вряд ли сумел бы и сам Карл Маркс, одним из первых использовавший это образное определение религии в 1843 году в работе «К критике гегелевской философии права». Впрочем, Маркс вкладывал в свои слова о религии совершенно иной смысл, подразумевая под «опиумом» лекарство от душевных и физических мук. Как это было принято у большевиков, фразу выдернули из контекста и «бросили в массы». Много позже Иосиф Бродский в «Речи о пролитом молоке» обратит внимание на богоборцев:

Нынче поклонники оборота
«Религия — опиум для народа»
поняли, что им дана свобода,
дожили до золотого века.
Но в таком реестре (издержки слога)
свобода не выбрать — весьма убога.
Обычно тот, кто плюет на Бога,
плюет сначала на человека».


Активная «богоборческая» деятельность Ярославского не прибавила ему популярности. Как и другой видный пропагандист того времени — Йозеф Геббельс (обычно изображавшийся карикатуристами в виде сидящей на плече у Гитлера обезьянки) — Емельян Ярославский снискал себе славу «цепного пса» сталинского режима. Отношение это отражалось в подпольных карикатурах, каждая из которых могла в то время стоить жизни не только автору, но и всей его семье.

В 1943 г главный воинственный безбожник — Емельян Михайлович Ярославский скончался. После смерти Ярославский был кремирован, а урна с его прахом вмонтирована в Кремлёвскую стену на Красной площади — совсем рядом с его элитным ЦКвским домом в Романовом переулке (в советское время — улице Грановского). Наконец, сам Союз воинствующих безбожников был официально распущен в 1947 году, а его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в нем составили те же самые кадры, которые ранее назывались безбожниками.

Статья из Википедии.
Вы можете улучшить статью, исправив и дописав ее.

Сою́з вои́нствующих безбо́жников (ранее - Союз безбожников ; Общество друзей газеты «Безбожник» ) - добровольная общественная организация в СССР, основанная в 1925 году , ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях.

По мнению историка Игоря Курляндского, "Союз являлся квази-общественной организацией, так как безукоризненно выполнял указания партийно-государственных стркутур,контролировавших все стороны его работы,а также кадровый состав, получал финансирование от государства, действовалв русле партийных директив и определяемого ими политического курса" .

История возникновения

Членская книжка СВБ СССР

Решающую роль в возникновении Союза воинствующих безбожников сыграла издававшаяся с 1922 года газета «Безбожник». Вокруг неё быстро сложилась сеть корреспондентов и читателей. Благодаря им в августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ).

I съезд ОДГБ, который состоялся в апреле 1925 года, постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР.

11-15 июня 1929 года в Москве проходит II съезд Союза безбожников, который собрал 1200 делегатов (среди них были 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся). Присутствовали также приглашенные делегации Интернационала пролетарских свободомыслящих (ИПС) из Германии, Австрии, Бельгии, Франции и др. С речами на съезде выступили Бухарин, Луначарский, Максим Горький , Демьян Бедный, Владимир Маяковский . Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников», а также утвердил новую редакцию Устава СВБ СССР. На съезде произошло оформление детского безбожного движения в организацию Юных воинствующих безбожников (ЮВБ СССР).

Деятельность

Группа колхозников коммуны «Обобществлённый труд» - участников антирелигиозного движения

Союз воинствующих безбожников сразу же развернул большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно-популярной литературы, а также ряда периодических изданий (газета «Безбожник», журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и другие, выходившие на различных языках народов СССР). Значительное количество литературы выходило в свет в издательстве «Безбожник», впоследствии Государственном издательстве антирелигиозной литературы (ГАИЗ).

Активность проявляли первичные организации СВБ на заводах, фабриках, в колхозах, учебных заведениях. Число ячеек СВБ достигло к 1940 году 96 000, а число членов союза - по разным данным, от 2,5 до 6 миллионов человек. Серьёзное внимание уделялось подготовке атеистических кадров. Были открыты специальные курсы (очные и заочные) для подготовки пропагандистов научного атеизма. Проводилась работа по внедрению в быт новых, безрелигиозных праздников и обрядов. В тесном сотрудничестве с СВБ действовало «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР» (ОРРИК; 1927-1932), пропагандирующее «огненное погребение», преобразованное в 1932 г. во Всероссийское кремационное общество.

В СВБ активно сотрудничали видные деятели Коммунистической партии - К. Крупская, А. Луначарский, П. Красиков, И. Скворцов-Степанов, Бухарин и другие. Во главе СВБ все годы стоял Емельян Ярославский .

Ликвидация

После начала Великой Отечественной Войны и изменения государственной политики в отношении религии, СВБ прекратил свою деятельность. Последний номер «Безбожника» вышел в июле 1941 года. СВБ был официально распущен в 1947 году; его функции перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Туда же были переданы и все материальные средства СВБ. Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в новом обществе составили «те старые кадры, которые назывались раньше безбожниками» .

Сотрудники

В газетах и журналах, издаваемых СВБ, публиковались Н. Н. Асеев, С. А. Басов-Верхоянцев, А. И. Безыменский, Ф. Березовский, Ф. Благов, А. Волжский, Е. Грекулов, А. Григорович, Д’Актиль, И. Евдокимов, С. Зайцев, П. Замойский, В. И. Лебедев-Кумач, Н. Москвин, Л. Никулин, О. Л. д’Ор, М. Поликарпов, М. Праскунин, А. Пришелец, Г. Рыклин, М. Слободской, Н. Тихомиров, Б. Флит, Н. Шебуев.

Союз воинствующих безбожников (часть I)

Петербургский священник Николай Савченко представляет на ресурсах центра «Белое Дело» свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Сердечно благодарим отца Николая за предоставленную возможность электронной публикации и желаем ему творческих успехов в исторических изысканиях.

Часть I

Союз воинствующих безбожников в структуре государства

Имеющиеся в научном обороте исследования и публикации о Союзе воинствующих безбожников (СВБ) обычно рассматривают его в отдельности, как общественную организацию. Такой подход на начальном этапе вполне логичен, однако при более глубоком исследовании этой темы неизбежно открываются не только многочисленные формальные и неформальные связи организации с руководством СССР, но и прямое подчинение ее властной вертикали Советского Союза. Исследование таких фактов и закономерностей деятельности безбожников позволяет гораздо лучше понять процессы, методы и стиль антирелигиозных мероприятий власти во всей совокупности. По этой причине в данном исследовании главное внимание уделено больше не самому описанию деятельности Союза и его председателя, а именно связям, механизмам и способам взаимодействия с высшим руководством СССР. Нам представляется необходимым в данном научном исследовании настаивать на важности и ценности именно такого подхода.

СВБ вырос из общества друзей газеты «Безбожник» (сокращенно ОДГБ). Он был организован в апреле 1925 года на учредительном съезде под названием Союза безбожников. Впоследствии этот съезд стал именоваться 1-м съездом Союза. На 2-м съезде в июле 1929 г. название было усилено, отныне он стал называться Союзом воинствующих безбожников. Рост организации обеспечивался государственной и партийной властью СССР. Деятельность Союза также проводилась во взаимодействии с многими наркоматами и учреждениями СССР. Однако периоды быстрого управляемого роста Союза иногда сменялись периодами чисток и сокращений. Далее в данной работе будет подробно рассмотрено взаимодействие организации безбожников с высшим руководством СССР и ключевыми ведомствами, а также проанализированы некоторые важнейшие документы и свидетельства такого взаимодействия.

СВБ в советской культуре и обществе

Деятельность Союза оставила множество следов или рубцов на теле и Церкви, и страны. Главными следами конечно же стали разрушенные храмы и монастыри и вытравленная из народа вера. Но остались следы и в географических названиях на карте. Так, например, до сих пор в Кировской области существует поселок Безбожник с крупной железнодорожной станцией. Также поселки с названием Безбожник имеются в ряде других областей России: в Гордеевском районе Брянской обл., в Сосковском районе Орловской обл., в Алатырском районе Чувашии и в Чечерском районе Гомельской области в Белоруссии. Пока о переименовании упомянутых поселков, ничего не сообщалось. И лишь недавно, в 2009 году, в поселок Луч был переименован бывший поселок Безбожник Новоусманского района Воронежской обл. Пока это было первым переименованием таких поселков в России. Кроме того в честь главы СВБ Емельяна Ярославского была названа «Емельяновской» шахта Кузбасского угольного бассейна, а также целый геологический пласт угля. И если шахта в настоящее время уже выработана, то сам пласт еще далек от истощения, а время от времени в эксплуатацию вводятся новые лавы этого пласта. Таким образом значительная часть знаменитого кузбасского угля добывается под именем главы богоборческой организации.

Связь Союза безбожников с советской культурой при внимательном рассмотрении оказывается гораздо более глубокой, чем это может оказаться при первом взгляде. Активно взаимодействовали с СВБ такие прославленные деятели советской культуры, как Максим Горький, Владимир Маяковский и Демьян Бедный. Все трое не только были делегатами и докладчиками на 2-м съезде СВБ, но и поддерживали рабочие связи с руководством Союза. Постоянным автором газеты «Безбожник» в 20-е годы был и В. И. Лебедев-Кумач, впоследствии написавший песню «Вставай страна огромная» по традиционной версии ее происхождения. Таким образом, общепризнанный гимн Великой Отечественной вышел из под пера активиста-безбожника. Хотя, следует оговориться, что В. И. Лебедев-Кумач был постоянным автором газеты и журнала «Безбожник» до того, как к нему пришла слава. Его антирелигиозные произведения публиковались в конце 1920-х годов, а в середине и конце 1930-х он уже не писал для «Безбожника». Но в это время журнал публиковал антирелигиозные стихи другого, чуть менее известного автора, Бориса Ковынева. В каждом номере журнала до июньского за 1941 год обязательно помещались его издевательские стихи или стихотворные подписи к таким же издевательским плакатам о церкви, религии, Боге, духовенстве. А когда началась война, то в последнюю неделю июня 1941 года, сидя в той же самой редакции журнала «Безбожник», Борис Ковынев напишет всем известные слова песни:

Двадцать второго июня
ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
что началась война.

В газетах и журналах, издаваемых СВБ, публиковались Н. Н. Асеев (поэт, участвовавший в написании режиссуры фильма «Броненосец Потемкин»), С. А. Басов-Верхоянцев, А. И. Безыменский, Ф. Березовский, Ф. Благов, А. Волжский, Е. Грекулов (автор труда «Нравы русского духовенства», недавно переизданного Невзоровым), А. Григорович, Д"Актиль (автор текста «Марш конников Буденного» и не менее пропагандистской, но потом забытой «Принимай нас, Суоми-красавица»), И. Евдокимов, С. Зайцев, П. Замойский, Н. Москвин, Л. Никулин, О. Л. д’Ор. Многие известные художники советского агитационного плаката времен войны сотрудничали в издательстве безбожнической пропаганды, например Моор (Дмитрий Орлов) и Черемных. Таким обрзом сразу для нескольких советских деятелей культуры редакция «Безбожника» стала своего рода «путевкой в жизнь». При этом «Безбожник» установил некоторое взаимодействие редакций с журналом «Крокодил», когда многие писатели, поэты и художники сотрудничали одновременно в двух изданиях.

Влияние Союза Безбожников на советскую культуру не является основным направлением данного исследования, поэтому здесь мы ограничимся лишь немногим упомянутым, надеясь, что когда-то и эта тема будет более глубоко исследована в науке.

Пропагандистская, издательская и хозяйственная деятельность СВБ

СВБ неуклонно рос численно, однако иногда встречающиеся цифры в 10 млн.членов надо считать необоснованными и определенно завышенными, ведь на весну 1941 года в составе союза было чуть больше 3 млн. человек. 28 марта 1941 года Емельян Ярославский сделал доклад на Всесоюзном совещании работников антирелигиозных музеев в Москве. Доклад был опубликован в майском номере журнала «Антирелигиозник» за 1941 год и стал своего рода последним отчетом главы безбожников перед войной. Вот какие цифры сообщил руководитель СВБ. Количество ячеек организации на 1 января 1941 года выросло до 115,5 тыс., количество членов — до 2 млн. 992 тыс. Антирелигиозных курсов в организациях СВБ (кроме трех, в том числе ленинградской) было 662 на 1940 год, их слушателей — 10968. Число кружков достигло 9698 с числом участников 71 982 человека. 1 Организация старалась увеличить охват и вовлеченность в свою деятельность, но профессиональных лекторов-пропагандистов не хватало, и потому союз требовал от своих первичных организаций, чтобы они проводили так называемые встречи-читки антирелигиозных журналов и литературы со своими членами. За 1940 год было проведено всей организацией 239 тыс. лекций, а число слушателей превысило 10,77 млн. Социальный состав Союза на начало 1940 года был следующим: 50% рабочие, 46% беспартийные, 20% женщины. 2 Впечатляет статистика антирелигиозных изданий тех лет. Ярославский в своем докладе упоминает, что основной поставщик книг союза — Государственное антирелигиозное издательство (ГАИЗ) за 1928-1940 годы выпустило 1832 названия антирелигиозной литературы с общим тиражом в 140,2 млн. экземпляров. Общее число печатных типографских листов составило 302 млн. Для того, чтобы представить сколько это, стоит лишь принять во внимание, что книга в 100 листов или 200 страниц имеет толщину примерно в 1 см. Тогда 302 млн. листов — это пачка высотой 3 млн. сантиметров или 30 км. Однако это только одно издательство. Глава СВБ высказывал предположение, что если учесть издательскую деятельность республиканских и областных организаций безбожников на основе местных типографий, то общая цифра оценивалась в 400 млн. печатных типографских листов. В плане на 1941 год у союза стоял выпуск журналов «Антирелигиозник» и «Безбожник» (по 12 номеров каждый) с общим тиражом за год в 2,22 млн. экземпляров и 52 номера газеты «Безбожник» с общим тиражом в 3,64 млн. В плане антирелигиозного издательства на 1941 год стояло также 40 названий агитмассовой литературы с тиражом в 2,64 млн.

Примечательно, что после войны и после переформирования СВБ в «Общество по распространению научных знаний» при Сталине тиражи атеистической литературы выросли еще сильнее. При этом Церковь ни разу не получила разрешения напечатать Новый Завет. Первый советский тираж Нового Завета в 50 тыс. пошел в печать лишь в 1956 году. Совет по делам религий разрешил лишь печать ограниченным тиражом календаря, Журнала Московской Патриархии и нескольких богослужебных брошюр. Однако тиражи антирелигиозной литературы только увеличивались. Согласно отчетам Общества распространения политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), то есть правопреемника СВБ, тиражи антирелигиозной литературы достигли в 1948 году 18,9 млн., а в 1949 году 26,7 млн. экземпляров. Это цифры совершенно несравнимые с несколькими тысячами экземпляров календарей и единственного церковного журнала. Организация-правопреемник Союза воинствующих безбожников, таким образом, только наращивала свою работу, но делала это уже несколько более культурно. Однако это было уже позже, а нам следует вернуться во время активной работы Союза безбожников. Вся деятельность по чтению лекций, организации антирелигиозных музеев и изданию атеистических книг не приносила прибыли. За счет чего же она осуществлялась? Рассмотрим этот аспект деятельности Союза.

Государственное финансирование СВБ

Общественная организация обычно существует за счет взносов участников. Так бывает тогда, когда она независима от государства. Это могут быть как обязательные членские взносы, так и добровольные пожертвования. Что касается добровольных пожертвований на антирелигиозную борьбу, то свидетельств таких случаев в периодике СВБ мне встретить не удалось. Возможно, что «пожертвования неверующих» были, но даже в выступлениях и статьях руководителей о таком способе финансирования деятельности безбожников упоминаний нет вообще. Членские взносы в СВБ составляли: вступительный 1 руб. и раз в квартал — 50 коп. Таким образом в год рядовой безбожник должен был платить всего 2 руб. Если вспомнить, что на май 1941 года численность СВБ составляла 3 млн. человек, то годовой доход от членских взносов можно оценить в 6 млн. руб., а ежемесячный — в 500 тыс. руб. Но это в теории. А на практике сбор даже таких членских взносов представлял большую трудность. В своей речи на пленуме ЦК СВБ Ярославский сетовал: «Из года в год взимается лишь одна четверть или одна треть членских взносов» 3 . Журнал «Антирелигиозник» не побоялся сообщить читателям об этой проблеме. Перед войной средняя зарплата рабочего ленинградского завода составляла 300-400 руб. в месяц, поэтому неуплата членских взносов (50 коп. в квартал) характеризует на мой взгляд низкую заинтересованность рядовых участников. Ведь материальная нагрузка не может быть оправданием неуплаты при такой мизерной сумме. Однако систематический недобор членских взносов означает, что в действительности бюджет СВБ получал в месяц не 500 тыс. руб., но лишь треть или даже четверть от этой суммы, то есть 125-170 тыс. руб. В масштабах всесоюзной организации это ничтожная сумма. Ее могло хватить лишь на малую долю расходов организации безбожников. Конечно же, внушительное количество антирелигиозных музеев, лекторов и авторов предполагали гораздо большее финансирование и очевидно, что это было государственное финансирование. Оценочно членские взносы СВБ должны были занимать лишь несколько процентов расходов организации безбожников. Все остальное направлялось сверху.

С вопросом финансирования СВБ тесно связан и острый кризис организации, наметившийся летом 1935 года, и «чистка» ее. К этому времени за государственный счет существовали отделы безбожников не только в республиканских, областных и краевых центрах, но и в районах. Районные советы безбожников должны были координировать многочисленные первичные организации, но на деле все оказалось по-другому. Как правило, указанное в отчетах число членов организации существовало лишь на бумаге. Это была фикция для отчетов партийным начальникам. А большинство безбожников не только не платило членских взносов, но и не делало ничего. И тогда 5 августа 1935 года последовало решение Совнаркома об упразднении платного аппарата районных отделов СВБ. Отныне они должны были существовать за свой счет или добровольно. Но чуда не произошло и деятельность организации сразу утихла. Новое же возрождение работы СВБ пошло с конца 1936 года, а предыдущие провалы были списаны на козни врагов народа. Вот что говорил Ярославский в отчете на пленуме СВБ в феврале 1940 г. «Вражеская агентура в организациях СВБ подменяла терпеливую и настойчивую антирелигиозную пропаганду поверхностной и вредной шумихой, разговорами о том, что религии в СССР уже нет и что антирелигиозная пропаганда — пройденный этап. Враги народа, засевшие во многих организациях СВБ, стремились разгонять квалифицированные антирелигиозные кадры, дискредитировать Союз безбожников, извращать партийную линию в вопросах религии, подменяя антирелигиозную пропаганду мерами административной борьбы с религий.» 8 Так были репрессированы и расстреляны активисты безбожников Лукачевский, Маторин, Поспелов и Погиберидзе.

Взаимодействие СВБ и НКВД

Со дня основания Союза наметилось его тесное взаимодействие с репрессивными органами государства. По стране нарастали гонения на Православную Церковь и все другие религиозные организации. Позже, в 1937-38 годах гонения переросли в почти повсеместное уничтожение религии. И сеть СВБ стала большим осведомительским и организационным помощником НКВД. Эта тесная связь СВБ и НКВД осуществлялась через нескольких лиц, которые хорошо уже известны в истории РПЦ 20-го столетия. Это в первую очередь Тучков и Карпов. Их деятельность достаточно подробно описывалась во многих научных работах, однако мы вынуждены подчеркнуть некоторую неполноту описания. Попробуем внести необходимые дополнения.

С первых лет работы Союза безбожников в нем стал работать известный по житиям многих новомучеников российских человек — Евгений Александрович Тучков. Тучков был знаком большинству иерархов Церкви в 20-е годы, как один из основных ее гонителей. Тучков работал в центральном аппарате НКВД. Это уже общеизвестно. Но важно дополнить, что он совмещал эту работу с руководящими постами в СВБ. Так, например, на 1-м съезде СВБ в 1929 году он был избран в Центральный совет СВБ и сразу же в Исполком СВБ. В Исполкоме СВБ Тучков входил в коллегию иностранного отдела и коллегию антисектантского отдела, как это следует из решений Центрального Совета СВБ, прошедшего после окончания съезда. Хотя цели и задачи этих отделов не прописаны в доступных для исследования источниках, но скорее всего по делам иностранного отдела Тучков должен был курировать борьбу против религии за границей, как в среде эмигрантов, так и в других странах. По линии антисектантского отдела Тучков должен был предположительно получать сведения о деятельности различного рода незарегистрированных религиозных групп для репрессий против них. Густая сеть безбожников должна была быть надежной сетью осведомителей. Скорее всего подобная деятельность представителя НКВД в СВБ была активной и эффективной, ведь его роль росла. В 1939 году Тучков стал уже ответственным секретарем Центрального совета безбожников. В этой должности он значился до 1947 года, когда СВБ был присоединен к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (будущее общество «Знание»). Вместе со всем СВБ в соответствии с постановлением Сталина Тучков был переведен в это новообразованное общество.

С совмещением Тучковым двух работ (НКВД и Союз воинствующих безбожников) связана еще одна очень важная страница сталинской политики по отношению к Церкви. Мы можем увидеть это с помощью подробного биографического справочника «Кто руководил НКВД: 1934 — 1941 гг.» (авторы-составители Н.В.Петров и К.В.Скоркин) и справочника «Лубянка: ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ, 1917—1960» (составители А.И.Кокурин, Н.В.Петров). Авторы-составители справочников досконально изучили всю организационную структуру органов безопасности и биографии должностных лиц тех лет. Эти данные дают нам интересные дополнительные сведения о тесном взаимодействии СВБ с НКВД.

Долгие годы центральный аппарат госбезопасности имел в своем ведомстве отдел или управление, ответственное за борьбу с антисоветскими организациями. Это был секретно-политический отдел, или СПО. Секретно-политический отдел был в числе самых главных отделов наряду с контрразведывательным, особым и иностранным. Большая часть дел по различным антисоветским организациям, иногда действительным, но гораздо чаще мнимым, фабриковалась именно в этом секретно-политическом отделе. Занимался он так называемыми церковными или вообще религиозными антисоветскими группами. Когда мы читаем жития святых новомучеников, то весьма часто мы можем узнать, как тот или иной архиерей или священнослужитель был обвинен в принадлежности к антисоветской церковной организации и осужден. Когда иерарх, священник, монах или мирянин обвинялся в принадлежности к антисоветской организации, он был в сфере ответственности Секретно-политического отдела. В отделе имелось 3-е отделение. Во главе 3-го отделения секретно-политического отдела стоял Евгений Александрович Тучков. Это отделение специализировалось на борьбе против церкви. К концу 30-х годов большая часть церквей уже была закрыта, а священники — репрессированы. И тогда, в 1939 году, Тучков стал ответственным секретарем Союза воинствующих безбожников, а пост руководителя отделения в 3-м отделе НКВД он оставил. Кто же вскоре после Тучкова стал руководителем церковного отделения секретно-политического отдела? Ответ на этот вопрос неожиданный, но очень важный для понимания сталинской политики в отношении церкви. Преемником Тучкова стал Карпов, будущий председатель Совета по делам РПЦ. В биографии Карпова мы можем прочесть, что он в 1939-1941 годах занимал пост начальника отделения 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР, а затем в феврале-июне 1941 года заместителя начальника 3-го отдела 3-го Управления НКГБ СССР. Справочник Кокурина и Петрова однозначно сообщает нам, что и 2-й отдел ГУГБ НКВД СССР в 1939-1941 годах, и 3-е управление НКГБ СССР в феврале — июне 1941 года — это секретно-политическая линия. Справочник приводит таблицу переименований отделов и управлений в ведомствах госбезопасности и переименования отделов и управлений секретно-политической линии совпадают с биографией Карпова. Таким образом, Карпов оказывается заместителем отделения и даже начальником отделения там, где до того начальником был Тучков. Вспоминаются слова митрополита Сергия (Страгородского), сказанные Сталину на встрече 4 сентября 1943 года. Тогда митрополит, узнав о назначении Карпова главой Совета о делам РПЦ и недоуменно глядя на Карпова, произнес: «Он же из гонителей наших». На это Сталин цинично ответил: «Правильно, партия приказывала товарищу Карпову быть гонителем, он исполнял волю партии. А теперь мы ему поручим стать вашим охранителем». 4 Мы видим, что слова митрополита значат очень многое. О многом говорит и сталинское назначение. Карпов не просто из гонителей церкви. Он наследник Тучкова и он из организаторов гонений на церковь. Или еще точнее, он начальник того отделения госбезопасности, что занималось уничтожением церкви. Он главный исполнитель казни. Он главный палач церкви.

Сталин мог бы в сентябре 1943 года назначить на должность председателя Совета по делам РПЦ кого угодно, но он назначил именно профессионального наследника Тучкова. Это говорит о многом, но только не о мягкости Сталина по отношению к Церкви. Это еще раз подтверждает, что НКВД и СВБ были тесно связаны и часто были представлены одними и теми же лицами. И хотя Карпов не входил в руководство СВБ, но мы видим, что вся система воздействия на РПЦ МП осталась прежней. Раньше это были партийные и советские органы, НКВД и СВБ, а с сентября 1943 года вместо замершего СВБ это был уже Комитет по делам РПЦ. Изменились лишь указания сверху. А лица все те же...

После назначения председателем Комитета по делам РПЦ Карпов остался на работе в госбезопасности. Биография полковника Карпова сообщает нам, что он был начальником 5-го отдела 2-го Управления НКГБ-МГБ СССР (май 1943-май 1946) и начальником отдела «О» МГБ СССР (май 1946 — август 1947), а в 1945 году получил звание генерал-майора госбезопасности. Справочник Кокурина и Петрова говорит нам: «с 14 апреля 1943 г. — функции бывшего 3 управления НКВД СССР были переданы во 2 управление НКГБ СССР». 5 И мы видим, что по биографии Карпов остался начальником 5-го отдела того самого Секретно-политического 2-го управления. Он продолжал оставаться главным борцом против антисоветских организаций в сфере религии. А значит, именно под его контролем шли массовые репрессии против духовенства на бывших оккупированных территориях. В конце 1940-х годов в лагерях НКВД и тюрьмах в заключении находилось около трех тысяч лиц в священном сане только православного и униатского исповеданий. И при этом генерал-майор Карпов одновременно и вел репрессии против Церкви, и занимал кресло председателя Комитета по делам РПЦ, имитируя заботу партии и правительства о нуждах Московского патриархата. А его предшественник и учитель Тучков в это же время работал в организации — правопреемнике Союза безбожников. Воистину, «кадры решают все».

Совмещая должности председателя Комитета по делам РПЦ и начальника отделения в секретно-политическом отделе КГБ, Карпов продолжал и процесс закрытия храмов. Об этих мероприятиях Карпов докладывал лично Сталину. Имеется несколько его докладов о закрытии храмов. Так, например, доклад от 24 ноября 1949 года, где председатель комитета отчитывается о выполнении постановлений Совета народных комиссаров от 1 декабря 1944 года о закрытии церквей, открытых ранее на оккупированных территориях.

Карпов занимал в эти годы очень важное положение в госбезопасности. Стоит только перечислить его непосредственных начальников, чтобы понять, как высоко находился председатель комитета по делам РПЦ в органах безопасности. Во главе Секретно-политического отдела в те годы стояли попеременно Кобулов (29.09.38-29.07.39), будущий замминистра Внутренних дел, затем Серов И.А. (29.07.39-02.09.39), будущий замнаркома Внутренних дел с 31.07.1941, а впоследствии председатель КГБ в 1954-1958 годах и Федотов (04.09.39-26.02.41), в 1946-1947 годах замминистра госбезопасности. Таким образом, Карпов подчинялся как непосредственным начальникам лицам, занявшим в дальнейшем пост не меньше, чем замминистра. Это говорит о важности работы Карпова и о его значении в то время.

Примечательна еще одна особенность биографии Карпова. Перед тем, как быть назначенным на место уходящего Тучкова в центральный аппарат НКВД, Карпов был в 1938-1939 годах начальником Псковского райотдела НКВД Ленинградской области. В те годы еще не существовало Псковской области, и Псковская земля входила в Ленинградскую область, как отдельный район. И во главе НКВД в будущей области был ни кто иной, как лично Карпов. Это было в 1938-39 годах. Это был пик репрессий, и Карпов тогда был главным палачом Псковской земли.

Многие знают о Псковской миссии на оккупированных территориях. Существуют уже не только глубокие исторические исследования, посвященные ей, но даже художественный фильм. В нем мы видим духовенство, направляющееся из Латвии в Псковскую область для служения на оккупированной территории в разоренных богоборцами храмах. Может возникнуть вопрос: почему именно в Псковскую область? Почему не в Белоруссию? Почему не в Смоленскую область, где в 1941 году, в оккупации, уцелевшие священники пытались найти архиерея, чтобы наладить церковную жизнь и восполнить нехватку духовенства? К сожалению, ответ на этот вопрос несложен. Псковская земля была больше других областей и районов СССР разорена антирелигиозной политикой. Именно поэтому на Псковской земле к лету 1941 не осталось духовенства, и именно поэтому появилась Псковская миссия. Если в других областях еще оставались отдельные открытые храмы или очень небольшое количество духовенства нелегального или престарелого, то на земле Псковской была пустыня. И теперь мы знаем кто виновник этого. Мы знаем, кто был исполнителем уничтожения Церкви на Псковщине. Это будущий сталинский доверенный человек, будущий председатель комитета по делам РПЦ Карпов. Труднее найти более циничное и издевательское назначение, чем нашел Сталин.

Биография Карпова свидетельствует, что еще раньше, в 1936-38 годах, он был начальником Секретно-политического отдела НКВД Ленинградской области. Это было время самых массовых репрессий, и Секретно-политический отдел вел великое множество дел различных мнимых антисоветских организаций. Их придумывали и фабриковали в большом количестве, и во главе разработки всех антисоветских организаций Ленинграда и области стоял именно Карпов. Он ликвидировал далеко не только троцкистов. Огромное число обычных невинных людей дополнялось служителями церквей. IX том Книги памяти жертв политических репрессий «Ленинградский мартиролог» приводит данные о погибших 2 тыс. священников только за период 1937-38 годов в Ленинградской области. Значительная часть уничтоженного духовенства по Ленинграду и области шли через отдел Карпова. Слова митрополита Сергия (Страгородского) о Карпове «он же из гонителей наших» -- это недоумение измученного архиерея и просто человека, знавшего правду. Но репрессивная машина иногда поглощала и своих. Примечательно, что как раз в дни, когда Карпов руководил отделом СПО НКВД Ленинградской области, под репрессии попало руководство Ленинградского отдела СВБ. И бывшее доверенное лицо Ярославского, руководители ленинградских безбожников Дулов и Моторин, были расстреляны вместе с гонимым духовенством.