«Школа России» — самая классическая программа обучения младших школьников. Обзор школьных программ для первоклашек

Данное пособие предназначено для учащихся 5-11-х классов. В справочнике содержатся все необходимые сведения, которые позволят школьнику быстро подготовить доклад, домашнее задание и самостоятельно освоить пропущенные темы, помогут подготовиться к контрольной работе, диктанту, а также к экзаменам по всем предметам школьной программы, включая английский и немецкий языки.
Книга особенно полезна старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к поступлению в высшие учебные заведения.

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Неорганические вещества клетки - минеральные соли и вода. Вода составляет большую часть организма человека. В организме взрослого человека ее доля достигает 66% от общей массы организма.
В организме новорожденного количество воды более высоко.

Диполь - молекула, обладающая полярностью, один полюс которой заряжен преимущественно положительно, а второй имеет преимущественно отрицательный заряд. Молекула воды является диполем: преимущественно отрицательным полюсом является кислород, преимущественно положительным - водород.
Гидрофильные вещества - те вещества, которые обладают высокой способностью растворяться в воде за счет того, что обладают высокой энергией притяжения к молекуле воды. Значение гидрофильных веществ велико. Транспорт питательных веществ в организме осуществляется в растворах биологических жидкостей.

В растворенном виде поступают к клеткам питательные вещества, необходимые для обеспечения процессов их жизнедеятельности, в растворенном виде выводятся конечные продукты обменных процессов в клетке. Взаимодействие химических веществ между собой в организме происходит в растворах.

СОДЕРЖАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК 3
«ОРФОГРАФИЯ» 5
Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова 5
Гласные -о-/-ё- после шипящих и -ц- в корнях, суффиксах и окончаниях 8
Правописание согласных в корне слова 9
Правописание приставок 10
Правописание суффиксов 12
Правописание окончаний существительных, глаголов, прилагательных и причастий и суффиксов причастий 13
Правописание -н- и -нн- в именах прилагательных и причастиях, наречиях, а также в производных существительных 15
Правописание -н- и -нн- в наречиях на -о, -е- 16
Дифференциация полных и кратких форм отглагольных прилагательных, причастий, а также простой сравнительной формы прилагательного и наречия 17
Правописание НГ с различными частями речи 18
Правописание частиц НГ и НИ на основе смыслового разграничения 20
Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи 20
«СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 24
Тире в простом предложении 24
Знаки препинания при союзе И 25
Знаки препинания при однородных членах предложения 27
Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах 28
Односоставные предложения 29
Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения 32
Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций 34
Разграничение вводных слов и членов предложения 36
Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах 36
Знаки препинания в сложном предложении 37
Бессоюзные предложения 43
Сложные предложения с разными видами связи 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
«КУЛЬТУРА РЕЧИ» 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
1. Стили и типы речи 53
ИСТОРИЯ 63
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 65
Первобытное общество 65
Древний Восток 66
Передняя Азия в древности 68
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 70
История Древнего Рима 76
История средних веков 81
История нового времени 90
История новейшего времени 105
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 116
Русь с древнейших времен до конца XVII в 116
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XVIII - первой половине XIX в 127
Россия во второй половине ХГХ - начале XX вв 143
Россия в XX в 153
ВСЕМИРНАЯ ГЕОГРАФИЯ 163
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 165
Карта 165
Литосфера и рельеф 166
Атмосфера и климат Земли 174
Гидросфера и воды Мирового океана и суши 179
Великие географические открытия 183
География материков 186
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕОГРАФИЯ МИРА 201
Политическая карта мира 201
Природопользование 204
Численность населения мира и ее изменения 213
Национальный состав населения мира 217
Миграции населения 218
Городское и сельское население и его географические различия 220
Мировое хозяйство 222
Международная экономическая интеграция 223
Транспорт 226
Международные экономические отношения 227
Социально-экономическая характеристика некоторых стран мира 228
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 241
ОБЩЕСТВО 243
Общество как сложная динамическая система 243
Общество и природа 245
Сферы жизни общества и их взаимосвязь 246
Развитие общества, его источники и движущие силы 247
Реформа, революция, прогресс, регресс 247
Традиционное общество, индустриальное общество 247
Современный этап мирового цивилизационного развития 248
Научно-техническая революция 249
Глобальные проблемы современности 249
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ,
СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 250
Бытие человека 250
Человеческая деятельность 252
Поведение человека 254
Свобода и ответственность 255
Личность, ее социализация и воспитание. Сознательное и бессознательное 255
Познание: чувственное и рациональное. Истина. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание 257
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА 259
Культура и духовная жизнь 259
Формы и разновидности культуры 261
Религия. Мировые религии. Религия и мораль. Свобода совести 261
Наука и образование в современном обществе. Самообразование 263
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА 264
Экономика: наука и хозяйство. Измерители экономической деятельности 264
Экономический цикли экономический рост 265
Экономические системы. Рыночная экономика.
Государственное регулирование 266
Мировая экономика.
Международная финансовая система 267
Государственный бюджет. Государственный долг.
Деньги. Инфляция 267
Денежно-кредитная политика. Налоговая политика 267
Экономическое содержание собственности.
Конкуренция. Монополия 268
Предпринимательство. Предприятие. Прибыль 268
Рынок труда. Уровень жизни.
Прожиточный минимум. Занятость. Безработица 269
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 269
Социальные отношения и взаимодействия.
Социальные общности и социальные институты 269
Неравенство и социальная стратификация 269
Социальный статус. Социальная роль. Социальный престиж 270
Этнические общности. Межнациональные отношения. Толерантность 271
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА 271
Политическая власть. Политика.
Политическая система. Государство: признаки, функции, формы. Политические режимы 271
Разделение властей 272
Гражданское общество 272
Избирательные системы. Политическая партия.
Политическая идеология 272
Политический плюрализм 273
Политическое лидерство 273
Политическая жизнь современной России. Политическая культура. Право. Правовое государство. Закон. Конституция - основной закон государства. Конституция Российской Федерации.
Права человека. Правовая культура 273
Отрасли права. Нормы права 274
Правонарушения.
Юридическая ответственность и ее виды 274
БИОЛОГИЯ 275
Клетка - структурная и функциональная единица живого 277
Химическая организация клетки 277
Неорганические вещества 277
Органические вещества 279
Белки 279
Углеводы 283
Липиды 284
Нуклеиновые кислоты 285
Строение про- и эукариотической клеток 286
Строение прокариотической клетки 287
Строение эукариотической клетки 288
Ядро 290
Цитоплазма 291
ЭПС 292
Аппарат Гольджи 292
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ 294
Деление клеток. Клеточный цикл 295
РАЗМНОЖЕНИЕ И ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 297
Бесполовое размножение 297
Половое размножение 298
Онтогенез 302
Закономерности наследственности 304
Генетика человека 306
Закономерности изменчивости 307
Основы селекции 308
БОТАНИКА 309
Строение тканей и органов цветкового растения 309
Основные группы растений, особенности их строения, жизнедеятельности, размножения 314
Организмы бактерий, грибов и лишайников 314
Особенности строения и жизнедеятельности грибов 314
Лишайники 315
ЗООЛОГИЯ 315
Высшие растения 315
Отдел мхи 316
Отдел папоротников 316
Голосеменные 317
Отдел покрытосеменных 317
Особенности строения, жизнедеятельности, размножения животных организмов 318
Подцарство простейшие 319
Тип саркомастигофоры 320
Класс саркодовые 320
Тип инфузории 320
Класс ресничные 320
Тип споровики 321
Класс кокцидиеобразные 321
Тип кишечнополостные 322
Сцифоидные (медузы) 323
Тип плоские черви 324
Тип круглые черви 326
Тип кольчатые черви 327
Тип моллюски (мягкотелые) 328
Тип членистоногие 330
Хордовые 331
Рыбы 332
Земноводные 333
Пресмыкающиеся 334
Птицы 335
Млекопитающие 336
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 337
Строение тканей организма 337
Внутренняя среда организма 338
Кровеносная система 341
Эндокринная система 342
Нервная система 345
Опорно-двигательная система 348
Дыхательная система 350
Пищеварительная система 351
Выделительная система 352
Половая система 353
Развитие организма человека 354
Первый год жизни ребенка 355
Кожа 355
Органы чувств 356
ЭВОЛЮЦИЯ 357
Эволюционные теории 357
Движущие силы эволюции 360
Происхождение человека 362
ЭКОЛОГИЯ 364
Среда обитания организмов и экологические факторы 364
АЛГЕБРА 367
АРИФМЕТИКА 369
Дроби 372
Неравенства 384
Логарифмические уравнения 390
Логарифмические неравенства 391
Прогрессии 392
Векторы 396
НАЧАЛА АНАЛИЗА 397
Производные элементарных функций 397
Первообразная и интеграл 401
Неопределенные интегралы 402
ГЕОМЕТРИЯ 403
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 405
Тригонометрия 425
Графики и их функции 434
ФИЗИКА 437
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ 439
Основные понятия кинематики 440
Равномерное движение 441
Вращательное движение 443
Равноускоренное движение 445
Основные понятия динамики 446
Законы Ньютона 447
Силы упругости, трения, гравитации 448
Динамика вращательного движения 451
Законы сохранения импульса 453
Законы сохранения энергии 454
Статика. Условия равновесия 455
Гидростатика. Закон Архимеда 456
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 461
Основные понятия молекулярно-кинетической теории и термодинамики 461
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории 464
Газовые законы 466
Уравнение Менделеева-Клапейрона 467
Первое начало термодинамики 468
Теплоемкость 471
Удельная теплота парообразования, плавления 473
КПД. Тепловые двигатели 473
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ 475
Основные понятия электростатики 475
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 488
Основные понятия теории колебаний 488
Механические волны в упругой среде 492
Звуковые волны 494
Электромагнитные колебания и волны.
Колебательный контур 496
ОПТИКА 499
Законы геометрической оптики 499
Основные понятия фотометрии 503
АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА 507
Ядерные реакции 513
Закон радиоактивного распада 513
АСТРОНОМИЯ 517
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 519
Раздел астрономии 519
ОБЩИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ, ЛУНЕ, СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ 523
Луна и характеристики связанные с Луной 526
Солнечная система 528
Планеты 530
Другие тела Солнечной системы 555
Оптические свойства в Астрофизике 569
ИНФОРМАТИКА 591
ИНФОРМАЦИЯ 593
Понятие «информация» 593
Свойства информации 593
Носители информации 594
Передача информации 595
Кодирование информации 596
ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 597
Содержательный подход к измерению информации 597
Алфавитный подход к измерению информации 598
Вероятностный подход к измерению информации 598
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 599
Виды систем счисления 599
«Компьютерные» системы счисления 600
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 601
Основные понятия алгебры логики 601
Логические операции 602
Законы алгебры логики 604
Логические элементы и схемы 605
ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ 606
Основные понятия и свойства алгоритма 606
Представления алгоритмов 607
Виды алгоритмов 608
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 610
ЭВОЛЮЦИЯ КОМПЬЮТЕРОВ 611
Первое поколение компьютеров 611
Второе поколение компьютеров 611
Третье поколение компьютеров 612
Четвертое поколение компьютеров 612
УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА 613
Классическая архитектура компьютера 613
Магистрально-модульный принцип построения компьютера 614
Процессор 614
Компьютерная память 615
Системный блок 616
Периферийные устройства ПК 618
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА 619
Системное ПО 620
Прикладное ПО 620
Системы программирования 621
ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕПРОГРАММЫ 622
Компьютерные вирусы 622
Антивирусные программы 624
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА 625
История компьютерной графики 625
ВИДЫ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 627
Цветовые модели 629
Форматы файлов для хранения графических изображений 630
Графические редакторы 631
Трехмерная графика 632
БАЗЫ ДАННЫХ 632
Файловые системы 632
Информационная система 633
Системы управления базами данных 634
Виды баз данных. Основные понятия реляционных баз данных 636
Свойства отношений 637
МОДЕЛИРОВАНИЕ 638
Понятие о модели 638
Классификация моделей 638
Этапы моделирования на компьютере 640
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 641
Каналы связи 641
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ 646
Основные понятия компьютерных сетей 647
Топология сетей 647
Глобальная компьютерная сеть 648
Протоколы 649
Сервисы Интернет 652
Поиск информации 655
ЛИТЕРАТУРА 656
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 657
НЕМЕЦКИЙ АЛФАВИТ 659
ФОНЕТИЧЕСКИЕ И ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ 659
Гласные и дифтонги 659
Согласные и буквосочетания согласных 660
ЧАСТИ РЕЧИ. WORTKLASSEN 660
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 661
DAS SUBSTANTIV 661
Род имен существительных 662
Число имен существительных 665
Склонение имен существительных 670
Употребление артикля 673
Образование имён существительных 676
МЕСТОИМЕНИЕ. DAS PRONOMEN 680
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. DAS ADJEKTIV 689
НАРЕЧИЕ. DAS ADVERB 698
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. DAS NUMERALE 706
ГЛАГОЛ. DAS VERB 713
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (PRASENS) 720
СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ (PASSIV) 733
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕТ НАКЛОНЕНИЕ (DERIMPERATIV) 737
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ (DER KONJUNKTIV) 739
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ФОРМА КОНЪЮНКТИВА WtiRDE + IINFINITIV(KONDITIONALIS) 741
ИНФИНИТИВ (DER INFINITIV) 742
ПРИЧАСТИЕ. (DAS PARTIZIP) 745
ПРЕДЛОГ. (DIE PROPOSITION) 746
МЕЖДОМЕТИЕ. (DIE INTERJEKTION) 754
СОЮЗ. (DIE KONJUNKTION) 754
СТРУКТУРА НЕМЕЦКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 755
Три типа порядка слов 756
Виды придаточных предложений 759
Согласование времён в сложноподчинённом предложении 761
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 763
АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ. THE ABC 765
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ 765
Гласные и дифтонги 765
Согласные 765
Чтение гласных и буквосочетаний гласных в ударном слоге 766
Чтение согласных и буквосочетаний с согласными 767
ЧАСТИ РЕЧИ. PARTS OF SPEECH 768
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. THE NOUN 768
ФОРМА ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. NOUN NUMBER 769
ПАДЕЖИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. CASES 773
РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. GENDER 775
АРТИКЛЬ. THE ARTICLE 776
МЕСТОИМЕНИЕ. THE PRONOUN 781
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. THE ADJECTIVE 791
НАРЕЧИЕ. THE ADVERB 795
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. THE NUMERALS 800
ГЛАГОЛ. THE VERB 805
ИНФИНИТИВ. THE INFINITIVE 823
Герундий. The Gerund 825
Причастие. The Participle 829
Времена глагола. Tenses 830
Пассивный залог. The Passive Voice 839
Наклонение. The Verb Mood 842
Повелительное наклонение 842
The Imperative Mood 842
Сослагательное наклонение 843
The Subjunctive Mood 843
ПРЕДЛОГ. THE PREPOSITION 845
Основные предлоги времени 846
Prepositions of Time 846
Основные предлоги места и направления. Prepositions of Place and Direction 847
Разные предлоги. Different Prepositions 850
Устойчивые сочетания с разными предлогами 852
СОЮЗ. THE CONJUNCTION 856
ЧАСТИЦЫ. PARTICLE 857
МЕЖДОМЕТИЕ. THE INTERJECTION 857
СИНТАКСИС 858
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. SIMPLE SENTENCE 858
Структура предложений 859
в повелительном наклонении 859
Структура утвердительного предложения 860
Структура общего вопроса 860
Структура альтернативного вопроса 861
Альтернативные вопросы к членам предложения 861
Структура специального вопроса 862
Структура вопроса к подлежащему 862
Структура разделительного вопроса 863
Предложения с модальными глаголами 864
Предложения с it в роли подлежащего 866
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
COMPLEX SENTENCE 866
Согласование времен при глаголе-сказуемом главного предложения в прошедшем времени 870
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. INDIRECT SPEECH 871
Преобразование предложений из прямой речи в косвенную речь 873
Преобразование наречий и местоимений в косвенную речь 874
Преобразование временных форм глагола в косвенную речь 875
РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ.
SPEECH CONSTRUCTIONS 876.

Еще совсем недавно книга была лучшим другом ребенка, книги было приятно дарить и получать на день рождения, дети читали их с интересом. К сожалению, культ чтения книг исчезает, очень жаль. Но все же остаются еще сознательные мамы, читающие своему малышу сказку на на ночь, и ребятишки, с интересом изучающие новую книжку. Чтение книги - увлекательное занятие, но чтобы ребенок читал с удовольствием, он должен видеть пример в лице взрослых, в первую очередь - своих родителей. Читайте вместе, читайте зимой и летом. Надеемся, что традиции семейного чтения возродятся, ведь чтение книг дает знания, детская книга учит ребенка жить, любить, учит добру и справедливости.

Снежное царство завораживает, но в сказке оно зачастую оказывается недобрым. Так и снежная королева, она сотворила много зла в сказочном мире, посеяв льдинки в сердцах детей. И лишь любящее сердце может помочь растопить этот лед.

У короля было одиннадцать сыновей и одна дочь. Жилось королевским детям хорошо и беззаботно, пока не появилась мачеха, которая отдала Элизу на воспитание в деревню, а братьев превратила в лебедей - они и улетели. Красавица Элиза с каждым днём все хорошела, но все время вспоминала братьев. Когда она вернулась в замок, мачеха решила сделать ее уродливой с помощью трёх жаб, но те поплыли по воде красными маками, едва прикоснулись к невинной девушке. Тогда мачеха-колдунья обезобразила падчерицу грязью, даже король-отец не признал родную дочь и выгнал ее. Хотите узнать, что же стало с бедной девушкой и чем закончилась эта история? Прочитайте сказку "Дикие лебеди".

Маленькому мальчику подарили оловянных солдатиков в коробке. У одного из них не было ноги - видно, не хватило олова. В первый же день солдатик с одной ногой увидел прекрасный игрушечный замок, а в нем - красавицу плясунью, которая стояла на одной ножке. Это была любовь! Но злой тролль, живущий в табакерке, решил, что солдат не пара такой красавице… Что же было дальше? Узнаете, прочитав сказку.

Бездетная женщина по совету колдуньи вырастила из зернышка тюльпана девочку в дюйм ростом - Дюймовочку. Колыбелькой для нее стала ореховая скорлупка, лодкой - лепесток тюльпана в блюде с водой и цветами, где девочка плавала и пела. Однажды ночью ее украла жаба, чтобы сделать невестой для своего безобразного сына. А что было дальше - узнаем из сказки.

Один принц желал взять в жены только настоящую принцессу. В бурю к ним постучалась девушка, вся мокрая и жалкая, но утверждающая, что она - настоящая принцесса! В ходе проверки королева уложила ее на 20 тюфяков + 20 перин, под которые положила горошину. Утром гостья пожаловалась на плохой сон, ибо всю ночь ей что-то очень мешало и наставило синяков по всему телу. Такой нежной могла быть только настоящая принцесса. Сыграли свадьбу, а горошину поместили в кунсткамеру.

Возвращаясь домой со службы, солдат встретил колдунью. Та направила его в дупло, где в трёх комнатах из трёх сундуков, охраняемых страшными собаками, он мог набрать медяков, серебра и золота, предварительно посадив собак на старухин клетчатый передник. За это она попросила принести ей находящееся там огниво. Выполнив всё согласно указаниям старухи, солдат отрубил советчице голову и забрал огниво себе. Прогуляв все деньги, а вместе с этим и потеряв всех новых друзей, солдат опять зажил бедно. Однажды он зажёг свечу, которая прилагалась к огниву - и перед ним появилась собака из первой комнаты...

Когда у супруги мистера Фредерика К. Литла родился второй сын, все сразу же увидели, что ребенок не больше мыши. Сказать по правде, младенец был вылитый мышонок: ростом он едва достигал двух дюймов, у него был острый мышиный нос, мышиный хвост, мышиные усы и милые застенчивые повадки. Очень скоро он стал носить серую шляпу и трость, как и полагается благовоспитанным мышам. Мистер и миссис Литл назвали его Стюарт. Мистер Литл сделал ему крошечную кроватку из коробки для сигарет и четырех бельевых прищепок.

Повесть-сказка "Маленькие тролли и большое наводнение" была самой первой в серии книг про мумми-троллей, она написана еще в 1945 году, сразу после войны. Муми-тролли - далёкие потомки скандинавских троллей, внешне белые и округлые, с большими мордами, из-за которых они похожи на бегемотиков, судя по рисункам самой писательницы. В прошлом муми-тролли жили за печами в домах людей, подобно троллям и домовым. Но со временем паровое отопление почти вытеснило печное, и муми-троллям пришлось искать другие пристанища. Муми-тролли - фантастические существа, ведущие вполне человеческий образ жизни.

Сказочная повесть Джанни Родари «Путешествие Голубой Стрелы» рассказывает о рождественском волшебном путешествии игрушечного поезда «Голубая Стрела» и его кукольных пассажиров. Вместе с главными героями книги нам предстоит решить немало трудностей, обрести друзей и сразиться с коварными врагами, которые ждут где-то за поворотом. И только смелость, честность и отвага, а также огромное желание добраться до цели и дружеская поддержка помогают преодолеть все препятствия.

Главной героине сказки - девочке Жене - незнакомая старушка дарит волшебный цветок с семью разноцветными лепестками, способный исполнять желания. Для этого нужно оторвать один из лепестков и сказать волшебные слова. Женя поначалу использует его магическую силу нерационально. Она просит, чтобы цветок вернул баранки, съеденные уличной собакой, склеил разбившуюся вазу, перенёс героиню на Северный полюс, а затем вернул обратно во двор. Позавидовав девочкам, имеющим красивые игрушки, Женя «велит», чтобы у неё были все куклы, мячи и велосипеды мира. Когда желание исполняется, героиня отрывает ещё один лепесток (тот, что фиолетовый) с просьбой отправить игрушки обратно в магазины. В итоге Женя обнаруживает, что у неё остался последний (голубой) лепесток.

Хотя Александр Сергеевич Пушкин, чего греха таить, был не особо нежен со своими детьми, он за свою жизнь написал несколько детских сказок в стихах. Все они сейчас изучаются в школьной программе и каждый уважающий себя человек должен их прочитать и знать, о чем идет речь в этих сказках. Сказки Арины Родионовны ли, или западные ли сказки легли в основу сказок Александра Сергеевича Пушкина, все равно ничто не умаляет способности великого поэта донести их до нас красивым стихотворным языком.

В сборник произведений Михаила Пришвина "Лесная капель" из цикла произведений "Родная земля" входит множество рассказов о природе. Все они разделены на большие разделы, у каждого своя тема: "Дерево", "Вода", "Лесные гости", "Времена года", "Следы человека", "Мастерская дятла". И в каждом из них - маленькие тематические рассказы, среди которых будут такие уже знакомые названия как "Берестяная трубочка", "Лесная книга", "Светлая капель" и другие.

Михаил Пришвин был заядлым охотником, да как иначе могло быть в те годы. А у каждого охотника должна быть собака, а может даже и ни одна. О своей страсти - об охотничьих собаках Пришви написал несколько рассказов, которые и вошли в этот сборник. Вы можете читать эти рассказы онлайн.

В полной версии книги Михаила Пришвина "Охотничьи были и сказы" две большие части. Первая - рассказы егеря, вторая - Ленин на охоте. Советский человек прекрасно знает фамилию Ленин и не у всех она ассоциируется с интересным повествованием. Но в историческом аспекте рассказы, а вернее были и сказы эти довольно интересны. К тому же, будет повод рассказать ребенку о том, кто такой был этот Ленин. В сокращенном варианте книги для детей оставляют обычно только рассказы егеря. Собственно, в школьной программе, по крайне мере в начальной школе, про Ленина никто заставлять читать не будет, если не интересно, можете эти рассказы пропустить. Вы можете читать онлайн полную версию книги на этой страничке.

Михаил Пришвин совсем и не думал целенаправленно писать рассказы для детей. Просто он жил в деревне и был окружен всей этой природной красотой, вокруг него постоянно что-то случалось и эти события легли в основу его рассказов о природе, о животных, о детях и их взаимоотношениях с окружающим миром. Рассказы небольшие и легко читаются не смотря на то, что автор далеко не наш современник. На этой страничке нашей библиотечки вы можете читать рассказы М.Пришвина онлайн.

Книга "Никитка и его друзья" написана о мальчике Никите и его повседневной жизни. Повествование ведется от лица автора - папы этого мальчика. И вот что папа рассказал о своем маленьком сыне и его друзьях.

Сказка Бажова Павла Петровича о девочке-сиротке, старике по имени Кокованя и о козлике чудесном, с копытцем серебряным, выбивающим камушки драгоценные. Девочка стала сиротой и оказалась никому не нужна, а дед Кокованя по доброте душевной взял девочку на воспитание к себе, да еще и кошку ее. Дед не просто взял Даренку к себе жить, но и уделял ей по возможности много времени, рассказывал сказки и предания. Больше всего девочка любила слушать про Серебряное Копытце, расспрашивала очень много подробностей об этом козлике. А зимой запросилась Даренка с дедом в лес в балаган, он сомневался, но согласился.

Кто не знает проказника Незнайку? Он знаком с детства всем малышам по мультфильмам и по книге Николая Носова. А если родители и бабушки как-то обошли стороной веселые рассказы про Незнайку и его друзей, нужно в срочном порядке наверстать и прочитать.

Лев Николаевич Толстой, рассказы, сказки и басни в прозе для детей. В сборник вошли не только всем известные рассказы Льва Толстого "Косточка", "Котёнок", "Булька", но и такие редкие произведения, как "Обходиться добром со всяким", "Не мучить животных", "Не лениться", "Мальчик и отец" и многие другие.

Многие родители детей, собирающихся в первый класс, не понимают разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа. Всего в перечне Минобрнауки России восемь программ. Так какую школьную программу выбрать для первоклассника? Автор «Летидора» поговорила о самых популярных из них с известным автором пособий для начальной школы, педагогом-практиком Ольгой Узоровой.

Программа «Школы России»

Ольга, что вы о ней можете сказать?

  • Это классика. По «Школе России» учились еще родители нынешних первоклассников. Дети, которые идут в школу по этой программе, имеют полное право прийти в 1 класс, не зная вообще ничего. Конечно, они видели буквы и цифры, но пока не обращали на них особого внимания. Зато у таких детей, как правило, хорошо развита речь. До школы родственники и близкие вместе с ними пекли пирожки, катались на велосипеде, много гуляли, и все это обсуждали.

В наше время программа «Школы России» идет по системе 1–4, когда начальная школа состоит из четырех лет обучения. На мой взгляд, лучшие учебники – этой же программы, но по системе 1–3. Именно в них более логично строятся и раскрываются темы.

Вообще, «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

Правильно я понимаю, что переход из школы в школу на другую программу обучения со «Школы России» легче?

  • Да, легче, если учитель дает хорошую базу. Однако для педагога почти невозможно брать чистую программу и заниматься только по одному учебнику. Я, например, чередую классическую программу с математикой по Л.Г. Петерсон. Еще добавляю немножко из «Гармонии», немножко из «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

Большинство методистов говорят, что этого делать нельзя ни в коем случае. Но у меня большой опыт работы в школе. И, как показывает практика, не бывает универсальных решений для разных детей. Из трех моих выпусков в начальной школе мы ни разу не повторили наборы учебников. И темы, которые я выбирала по той же Петерсон, для каждого класса сильно отличались.

Сама знакома с некоторыми родителями, которые говорили: «Ну, не умеет он до школы читать и ладно. В школе научат!»

  • Да, такая принципиальная позиция некоторых родителей встречается все чаще. Правда, одно дело, когда они говорят «Пусть школа учит!» и ведут на программу «Школа России». Но когда они говорят то же самое и ведут ребенка на «Систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», совершают ошибку. Потому что эта программа рассчитана на подготовленного к школе ребенка. Программа «Перспектива» также рассчитана на то, что ребенок умеет читать, придя в 1 класс.

Я говорила с некоторыми составителями школьных программ начальной школы, и они уверены, что ребенок обязательно приходит в 1 класс подготовленным. Они удивлялись: «Что, он не умеет считать в пределах 10? Мы, конечно, это даем в наших учебниках, но постольку-поскольку…» А я им отвечала, что, имея опыт работы в английской гимназии, лично видела детей, которые шли в 1 класс, не умея считать вообще. Хотя в эту школу был отбор, ребят смотрели и учитель, и логопед, и психолог.

Что делать учителю, если в его классе разношерстные в плане знаний дети?

  • Допустим, в классе из 25 человек – 20 отлично подготовленные, а пять не умеют считать – такая ситуация не редкость. В «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», например, большую часть начальной базы (счет в пределах десятка, чтение, письмо, если речь идет о первом классе) проходят пунктиром, и у учителя нет времени вытягивать отстающих. Тогда отработка ложится на родителей.

Предварительная подготовка нужна только к «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»? Расскажите об особенностях других программ.

  • Нет, не только в «Системе Эльконина-Давыдова». Возьмем программу «Перспектива». Автор азбуки – Климанова Л. Ф., учебника по математике – Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Дорофеев пришел к нам из средней школы. Специфика преподавания там другая, не как в начальной. И он, например, считает, что запоминать состав числа «3» – издевательство над учеником и учителем. Соответственно, этот этап в «Перспективе» пропущен, хотя он очень важный.

Эта программа предполагает обучение семимильными шагами, а потом в средней школе дети делают ошибки в базовых примерах. Есть, конечно, ученики, для которых эта система подходит, они прямо на генетическом уровне знают, что 3 – это 1 плюс 2, а если сложить 8 и 5, то получится 13.

Но 80% детей этого не знают! Опять же кто-то сильнее мотивирован на учебу и быстрее это все схватывает. А кому-то совершенно все равно, что 3=1+2, и чтобы его зажечь, учителю надо приложить немало труда.

«В программе «Начальная школа XXI века» (математика – В. Н. Рудницкая) текстовые задачи по математике начинают давать в апреле-мае, почти по окончании 1 класса, а это поздно. Но опытные учителя корректируют программу и начинают давать их гораздо раньше».

«В программе «Перспективная начальная школа» автор учебника по математике тоже из средней школы. Так что подход схож с «Перспективой».

Какую программу выбираете вы как опытный педагог?

  • Даже если мы набираем класс сильных детей, мы не можем на 100% сказать, как они будут успевать в школе. Потому что мы не знаем, как они усваивают материал. Сколько времени им понадобилось, чтобы добиться одного результата? Один, готовясь к первому классу, все освоил за полгода, с другим с 3 лет занимались… Моя задача – выучить всех детей, которые пришли в класс, а не скидывать программу на родителей. Поэтому я все-таки приверженец классики, которая доступна для детей любого уровня подготовки.

Итоговая контрольная работа

Цель работы – проверить:

    знание десятичного состава двузначных чисел и умение сравнивать двузначные числа;

    умение выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным в пределах 100 без перехода через разряд;

    умения решать текстовые задачи в 1 действие на нахождение суммы, остатка, на увеличение/уменьшение на несколько единиц;

    умения измерять длину отрезка, вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.

Вариант 1

1. Вычисли:

10 + 3 = 40 + 5 = 17 – 10 = 54 – 3 =

12 + 6 = 23 + 4 = 38 – 8 = 26 – 12 =

2.

18 = ……. + …… 57 = ……. + ……

3. На одной яблоне было 60 плодов, а на другой на 20 меньше. Сколько плодов было на второй яблоне?

4. Поставь знак или

9 … 21 10 … 0 25 … 28 47 … 43

5. Измерь отрезки и найди длину ломаной.

Вариант 2

1. Вычисли:

10 + 7 = 60 + 8 = 19 – 10 = 75 – 4 =

13 + 5 = 42 + 7 = 47 – 7 = 36 – 14 =

2. Запиши числа в виде суммы десятков и единиц:

17 = ……. + …… 32 = ……. + ……

3. На сливе было 58 плодов. Сняли 14 спелых слив. Сколько слив осталось на дереве?

4. Поставь знак или

17 … 70 0 … 11 32 … 20 34 … 41

5. Измерь стороны треугольника и найди его периметр.

Критерии определения уровня обученности и развития обучающихся

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений».

Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зелёным и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.

Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).

Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.

Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям.

Выбирая школу для ребенка, родители учитывают множество факторов: месторасположение, традиции, образовательный уклон школы, отзывы. Теперь этот список пополнился еще одним немаловажным пунктом: программа обучения.

В настоящее время предлагаются разнообразные рабочие программы для каждого звена школы с 1-11 класс . Как правило, общеобразовательные учреждения выбирают несколько образовательных программ, особенно в начальных классах, и параллельные классы обучаются по разным УМК.

На сегодняшний день родителям важно знать: как выбрать подходящую образовательную программу и чем они отличаются? Особенно актуально этот вопрос встает в начальной школе, ведь от этого зависит, как успешно ребенок будет учиться.

Оговоримся сразу: некорректно делить программы на "плохие и хорошие". Все программы начальной школы по ФГОС одобрены Министерством Образования РФ. Просто они рассчитаны на разные способы восприятия и учитывают особенности мышления ребенка. Общее одно: все программы позволяют ученику освоить необходимый минимум знаний для начальной школы. Разница - в подаче материала, в организации учебной деятельности, в разнообразии упражнений.

Образовательные программы для начальной школы

1. Программа "Школа России" (под ред. А. Плешакова) - одна из старейших и проверенных временем программ. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.

Рассчитана на всех детей и позволяет тщательно проработать навыки письма, чтения и счета.

2. Программа "Начальная школа XXI века " (под ред. Н. Ф. Виноградовой). Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей.

Основная цель программы: научить ребенка учиться.

3. Программа "Начальная перспективная школа" . Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физ.культуре.

Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

4. Программа "Школа 2100" (под ред. А. А. Леонтьева). Это программа завоевывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-летнего возраста и до окончания школы.

Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подходит для всех детей.

5. "Гармония" (под ред. Н. Б. Истомина). Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования.

Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний.

Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам.

6. "Планета знаний" - ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьники сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации.

Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы - по желанию учащихся.

Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

7. Программа начальной школы "Перспектива". Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций.

Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету - несколько пособий. Принцип обучения - диалектический. Подача материала - доступная, хотя порой и скучноватая.

Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе.

8. Программа Л. В. Занкова . В систему включено огромное количество материала. Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам. Обучение ведется в быстром темпе.

Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.

9. Программа Эльконина - Давыдова . Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей. Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно. Из минусов можно отметить лишь расхождение в некоторых изучаемых терминах. Так, например, глаголы авторы учебников называют словами действия, а существительные - словами-предметами. Это создает определенные трудности в старших классах.. Надеемся, что она поможет вам в работе!