Кто такой печорин виновник или жертва. Кто Печорин виновник или жертва трагедии (по повести Бэла) сочинение

Вопрос:

кто Печорин виновник или жертва трагедии? (по 1 главе Герой нашего времени Бэла)дайте пожалуйста развернутый ответ, ооочень надо....

Ответы:

Печально, что такая незаурядная натура так обычно из жизни ушла. Печорин - жертва своей эпохи, своего социального происхождения. Одарённый, умный, умеющий анализировать, философствовать, понимающий, что не так живёт, что-то не то делает, признающий свои ошибки и пытающийся разобраться в своём предназначении, так и не находит единомышленников, так и не прибивается ни к одному берегу, хотя мучительно ищет. Каждый, кто соприкасается с героем, живёт банальной, примитивной жизнью, у каждого свои ценности: Бэла -быть любимой; Вера -приспособиться и потреблять, не давая ничего; Грушницкий-подниматься по карьерной лестнице, пуская пыль в глаза; Вернер - интриговать и распускать сплетни; Максим Максимыч - защищать честь мундира.. . Никто не может воспринять Печорина таким, какой он есть, никто не может понять его глобальную натуру. А потребность исповедаться, не вариться в собственном соку, разобраться в самом себе у него была. Кому открылся он? Максим Максимычу: тайны хранить умеет, отнёсся к нему как к сыну, опыт жизненный имеет, повидал на своём веку.. . Но.. . Не " дорос" штабс-капитан до "диалектики души" мученика, даже не проявил интереса к самому сокровенному, что доверил ему подопечный, -дневнику! Печорин понимал, что рождён для чего-то необычного, но найти выход из лабиринта мыслей не сумел. "Оторвался" от своей среды, но стал "лишним" для жизни. Очень рано разочаровался, потому что "горе от ума". Жить как все, приспособившись и лицемеря, делая вид, что не замечает, не смог. Пустить пулю в лоб не захотел, робко надеясь, и " по пути в Персию умер". Вины своей ни в чём не отвергал, казня себя жёстче, чем свою жертву, страдая невыносимее, чем она (хуже всего муки собственной совести!) . Непроизвольно (не умышленно) обижая других, сам был жертвой... Сплошные противоречия в противоречивом государстве с противоречивыми нравами...

Похожие вопросы

Урок # 53.
Тема «Странный человек». Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? (Повесть «Максим Максимыч»).
Цель Определить причины отчуждения «простого человека» Максима Максимыча и Печорина.
- Введение понятия «психологический портрет», повторение понятия «художественная деталь» как средства раскрытия характера, души героя.
- Совершенствование навыка выразительного чтения.
- Формирование способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.
- Развитие рефлексивно – аналитического мышления.
- Нравственно – эстетическое воспитание.
Оборудование Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация Mickrosoft Power Point.
Эпиграф …И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя…
М. Ю. Лермонтов
Ход урока:
I. Орг. момент II. Проверка домашнего задания III. Работа по теме урока 1. Слово учителя Начать наш урок мне хотелось бы словами В. Г. Белинского о романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою».
Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Это удивительный психологический роман, в котором «не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; весь роман от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом».
Лермонтов написал первый в русской литературе книгу, в которой главное не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние процессы, что происходят в сознании, в сердце и уме человека.
Ценность романа в том, что в нем на первый план входят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья? Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или в пользу разумного, свободного отношения к бытию?
И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени», - Григория Александровича Печорина.
В «Предисловии к «Журналу Печорина» автор прямо говорит о своей цели: «история души человеческой … едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» История души Печорина становится сюжетом романа.
Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно, от главы к главе. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».

2. Постановка целей урока - Читая первую повесть «Бэла», мы были захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке.
- Но повесть не сводилась для автора к истории взаимоотношений Печорина с Бэлой. Не менее интересен и образ штабс- капитана Максима Максимыча, находящегося как бы в тени столь яркой, неоднозначной личности, как Печорин.
- У Лермонтова есть поразительное стихотворение, написанное от лица старого солдата, - «Завещание»
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж … Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен…
…Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
- Все это мог бы, вероятно, сказать о себе и Максим Максимыч, благородный и сильный духом офицер, который годами подвергал себя военной опасности.
- Что вы узнали о нем?
(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).
Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.
- Помните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .
- Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?
(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)
- Это ли не качества, достойные уважения и восхищения!
- Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»? Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.
(Прочитать отрывок).
Она как бы подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!
Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.
3. Анализ первичного восприятия Глава «Максим Максимыч»…
Менее интересная по содержанию, она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как в «Бэле», «Княжне Мери» или «Фаталисте».
- О чем она? Каков ее сюжет?
/ сюжет чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются, каждый по своему пути /.
4. Слово учителя - Почему так грустно заканчивается встреча Максима Максимыча и Печорина? Куда и почему так торопится Печорин?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту.
В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но неспособного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания - Максима Максимыча. Слишком уж они разные. Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью.
Его глазами дается портрет главного героя романа.
5. Беседа по вопросам
Запись в тетрадь
Запись в тетради - С чем связана смена рассказчиков?
- У Лермонтова задача: «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.
Портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе
- Что же такое психологический портрет?
Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.
6. Анализ портрета Печорина Посмотрите видеосюжет-описание внешности главного героя и выпишите по ходу просмотра в две колонки положительное и отрицательное (силу и слабость), а также демонические черты в его внешности.
Сначала описаны рост, сложение героя.
«Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»
- Для писателя, как видим, важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда - в Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек.
- От роста и сложения автор переходит к одежде (текст). Какое несоответствие бросается в глаза?
Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.
«Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»
Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отметив сначала крепкое сложение Печорина, автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.
Та же странность, необычность, противоречивость – в лице.
«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».
«Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный, благородный лоб – и следы морщин….
Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно.
Все необычно в этом лице.
- Говорят, глаза – зеркало души. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац.
« Они не смеялись, когда он смеялся!»
- Обобщим наши наблюдения.
Печорин – человек загадочный и двойственный
В его портрете сочетаются черты силы и слабости
Это натура недюжинная, о чём говорят его демонические черты
Это сложная натура, о нём нельзя судить по первому впечатлению
7. Анализ сцены встречи Печорина и Максима Максимыча - Прослушайте фрагмент и ответьте на вопросы:
Какой, по-вашему, должна была быть эта встреча?
Почему Максим Максимыч обрадовался, узнав о приезде Печорина?
Что изменилось в жизни штабс-капитана после встречи с Печориным в крепости?
Какой след в жизни Печорина могла оставить встреча с Максим Максимычем в крепости?
Почему Печорин так сухо разговаривал с Максим Максимычем?
Можно ли его оправдать?
Вам жалко Максим Максимыча?
Чего не понимает Максим Максимыч?
8. Итоговая беседа - Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина.
Образ Максима Максимыча
В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».
Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.
Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!
Образ Печорина
Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).
- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?
К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.
Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!
/Духовно сломленным, разочаровавшимся/.
9. Анализ эпиграфа От былой неуемной энергии интереса к людям не осталось и следа (вспоминаем «Бэлу», «Тамань»).
Равнодушие и апатия воцарились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)
Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.
Он говорит Максиму Максимычу: «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?
/От самого себя/.
Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.
Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.
10. Слово учителя «Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.
В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.
Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…
Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?
Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».
Но это тема следующего урока.
IV. Домашнее задание Перечитать «Тамань», ответить на вопросы:
Какова роль пейзажа в повести?
Как постепенно разрушается романтическая обстановка?
Как раскрывается характер Печорина в повести?

Цель урока: поставить в центр внимания характер, раскрыв психологическое богатство лермонтовской прозы; выявить первоначальное восприятие Печорина; роль рассказчика-повествователя; определить роль композиции в раскрытии идейного замысла романа; заинтересовать ребят романтическим сюжетом повести "Бэла" и личностью "странного человека" Печорина.

Ход урока:

Вступительная беседа.

Мое первое впечатление о Печорине.

Серьезно или иронически назвал Лермонтов Печорина героем своего времени?

Какие поступки Печорина вызывают осуждение, какие - сочувствие?

Есть ли кто-нибудь в романе, кто значительнее и лучше Печорина?

Словарная работа:

Психологический пейзаж

Социально-психологический роман

Философский роман

Роман-исповедь

Роман-путешествие

1. "Герой нашего времени" (1837 - 1840 гг.) - вершинное творение Лермонтова, первый социально-психологический и философский роман в истории русской литературы.

а) Социально-психологический роман, роман-исповедь, роман-путешествие, философский роман (определение по словарю). Примеры: "Исповедь" Руссо, "Страдания молодого Вертера" Гете, "Паломничество Чайлд Гарольда" Байрона, "Исповедь сына века" Мюссе. Какие писатели ставили проблему - личность и общество, человек? В русской литературе - Грибоедов в комедии "Горе от ума", Пушкин в "Евгении Онегине". И вместе с тем "Герой …" - новое слово в русской и мировой литературе.

б) Используя достижение реалистического романа в стихах Пушкина, Лермонтов создал новый тип романа - социально-психологический и философский + острая сюжетность и динамика повествования.

в) Проблема личности - центральная в романе. "История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа," - говорит Лермонтов в романе.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость - все эти вопросы ставит Лермонтов. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время в противодействии им - особый подход Лермонтова к этому вопросу.

Образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. В нем выразилась особенность последекабристской эпохи, когда на поверхности "видны были только потери, жестокая реакция, внутри же "совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная" (Герцен).



г) Пожалуй, ни об одном произведении Лермонтова не было высказано столько противоположных суждений, как о романе. В "Предисловии" Лермонтов пишет:" Герой нашего времени точно портрет, но не одного человека…"

д) Вот отрывок из дневника Печорина, где он накануне дуэли с Грушницким записал: "И, может быть я завтра умру! .. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец! И то, и другое будет ложно."

Кто же он, герой нашего времени?

Для этого необходимо дать социально-психологическую оценку герою, изучить его характер.

Глава "Бэла": лермонтовский герой "странен", и события необыкновенны.

(ответы на вопросы домашнего задания).

Одна из заслуг Лермонтова - углубление представлений о реальной сложности природы человека . Печорин говорит о своей двойственности.

Лермонтов говорит о соотношении природном и духовном начале в человеке (нервы, обращение крови).

(душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их; от этого - злодеи, или люди высокой добродетели).

Душа способна к самопостроению. Природные склонности, влечения, страсти - это предпосылки душевной жизни. Так живут дети природы - горцы: яркие, сильнохарактерные, целиком подчиненные бушующим в них страстям.

Может ли исцелиться цивилизованный герой, испорченный "цивилизацией", через любовь к дикарке ?

Иллюзия гармонии в "диком" обществе несостоятельна. Ее любовь оказалась "немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одних так же надоедают, как и кокетство других.

По задаткам, темпераменту Печорин близок горцам, но он далек от них как человек развитого сознания. Печорин человек определенного времени, социальной среды, это дворянин - интеллигент николаевской эпохи, это жертва и герой в одном лице. Чья "душа испорчена светом", разорвана на две половинки, лучшая их которых и высокая испарилась, умерла… тогда как другая жила к услугам каждого".



Но Лермонтов показал Печорина как человека высокого самосознания . От Онегина отличают не только глубинные мысли и чувства, сила воли, но и степень осознанности себя.

Напряженные раздумья Печорина, его анализ, самоанализ - это необходимый этап в жизни человека, вырастания в личность, самоотчет.

Для Печорина - страсти не единственный и не главный источник человеческих поступков и движений. Началом его действия является воля.

Импульсивные поступки Казбича, Азамата противостоят интеллектуальным волевым действиям Печорина. Но действительность не дает ему возможность действовать в социальном обществе, у него нет ясной цели в жизни, в этом - один из источников его трагедии.

Но есть жизненная цель - постижение природы "возможности человека" над собой и другими, самопостроение себя как личности, соизмерение себя как личности с неведомым герою и назначением высоким.

Внешность человека есть отражение внутреннего мира человека. Каков портрет Печорина?

(Человек необыкновенный, сложный внутренний мир, высокий интеллект. Человек загадочный, противоречивый, "крепкого сложения", но у него маленькая рука с бледными пальцами, "женская нежность кожи", в улыбке что-то детское.

Противоречивость натуры проявляется в несоответствии между выражением глаз и лица: "не смеялись, когда он смеялся".)

Скука и эгоизм объясняются не внутренней пустотой, а более глубокими причинами, исказившими природу героической личности. Скука символизирует внутреннюю неудовлетворенность Печорина своей жизнью. Печорин ищет счастье, совершенство. Как человек сложившийся, Печорин чувствует собственные слабости, но не умирает в нем стремление к высокому, благородному. Натура Печорина богата, но его собственные поступки ниже тех возможностей, которые есть в его натуре. (социальные предрассудки превращают героя в эгоиста, который приносит людям горе, трагедию).

В душе Печорина борется выработанная эгоистическая позиция с "природным" взглядом на жизнь.

Он созерцает природу. Приобщение к простым человеческим истинам дает ему веселье, счастье, в нем живо неизвращенное, природное начало.

Общность переживаний рассказчика Максима Максимыча и Печорина - взаимное влечение друг к другу. В эти минуты духовного прозрения Печорин погружен в созерцание природы, дающее чувственное представление о жизни, достойной человека.

Кавказ - это не только дикая природа, но и непросвещенная, нецивилизованная страна со своими обычаями.

Если в романтических произведениях Кавказ - идеальное жилище цельных, независимых, гордых людей, то в "Герое нашего времени" - другое представление. Человек развращен повсюду.

Первый разговор с Максимом Максимычем. Страсть к деньгам.

Себялюбие, эгоизм свойственны и Азамату, и Казбичу. Брат продает сестру, чтобы удовлетворить себялюбие, убивают Бэлу, чтобы отомстить обидчику.

Печорин играет на страстях, далеких от чистоты.

Печорин пробуждает в каждом истинное лицо, заставляет каждого высказать свою натуру в чувствах, мыслях, поступках.

А Бэла? Простота чувств, непосредственность, внутреннее достоинство.

Несовместимость этого с эгоизмом в сознании окружающих ее людей делает неизбежность ее гибели. Бэла беспомощна в чужом ей мире.

Максим Максимыч естественен миру: он привык к природе, обычаям, нравам горцев, но ему неуютно в непонятном печоринском окружении. Русский человек Печорин для него странен.

Мечта о возвращении к естественной жизни - это утопия.

Герой в представлении художников. Сопоставление иллюстраций Серова, Врубеля, Непомнящего.

Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?

Каким видит Печорина Максим Максимыча?

Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?

Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?

Как меняется форма повествования, его характерная тональность?

Учебник - стр. 268 - 270.

Индивидуальные задания:

Формы повествования в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч". Язык и стиль повести.

Что общего между рассказчиком и Печориным?

(путешественники, оба пишут, одинаково относятся к природе…)

Тема: Глава "Максим Максимыч". Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч? (урок диалог).

"Что делать?… всякому своя дорога."

"Максим Максимыч"

Цель урока: помочь учащимся понять причину отчуждения "простого" человека и "героя времени", дать понятие психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя.

Неслиянность и нераздельность.

Словарная работа:

Психологизм - углубленное изображение психологических и душевных переживаний.

Индивидуализм - нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

Ход урока:

1 . Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман?

2 . Сопоставление форм повествования в повести "Бэла" и "Максим Максимыч". (Язык и стиль повести " Максим Максимыч")

Индивидуальное задание: Какой в этом смысл?

Почему портрет Печорина дан на фоне свежего и прекрасного утра?

3 . Портрет Печорина: отражение в его внешности сложности духовного мира героя; его психологизм.

Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете?

Что в основе характера Печорина - "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?

4. Сцена "встреча-прощание" Печорина с Максимом Максимычем" - чтение.

Можно ли их назвать друзьями?

В чем они противоположны друг другу?

Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном? Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему?

Почему он не остался с ним обедать?

5. Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу?

Есть ли у Печорина внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?

Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»?

Как раскрылось в последней встрече равнодушие Печорина к судьбе, к прошлому; как он пытается смягчить холодность.

6. Почему эту главу писатель назвал «Максим Максимыч»?

7. Выводы.

Летнее утро в горах поражает своей свежестью, когда все в природе радуется солнцу и новому дню, как бы подчеркивает усталое равнодушие Печорина ко всему окружающему. Прощальный разговор: безучастность и холодность Печорина достигает высшей точки. Он холоден не только к Максиму Максимычу, но и к самому себе, спешит, хотя не знает, куда и зачем, и не уверен, вернется ли.

В центре внимания - портрет Печорина. Через внешние черты героя можно глубже осмыслить его внутренний духовный мир.

Чтение портрета - какое впечатление произведет Печорин «на другого» - на вас?

Положение повести «Максим Максимыч» между «Бэлой» и «Таманью» оправдано. После рассказа Максима Максимыча о Печорине попутчику естественно увидеть Печорина со стороны родственного сознания.

В русской жизни был мир, естественный, но чуждый Печорину. Максим Максимыч - из этого мира.

Мы представляем суть отношения героя к простому русскому человеку.

Невнимание Печорина к штабс-капитану обнажает невозможность для героя встать на точку зрения простого человека или погрузиться в естественный мир.

Наивная цельность Максима Максимыча чужда интеллектуально развившейся, но лишенной цельности натуре Печорина.

Между ними пропасть. Печорин осознает несовершенство мира и пытается найти выход, а Максим Максимыч видит только странность мира.

Патриархальность Максима Максимыча, его стремление к естественной простоте тоже гибнут - рушится наивный цельный мир. С позиций Максима Максимыча нельзя решить сложные вопросы бытия.

При встрече: «Скучал!»

Жизненный опыт приучил Печорина скучать. Этот мотив противоположен «веселью». Скука символизирует внутреннюю неудовлетворенность Печорина своей жизнью и отражает рассудочное отношение к людям и действительности. Скука - постоянный спутник Печорина, до тонкости изучившего тайные пружины, которые движут поведением людей. Скука - знак всего устоявшегося.

«Веселье» взывает к жизни все человеческие чувства. Скука - это болезнь, поразившая поколение, рожденное последекабристской эпохой .(Скука рассказчика, Печорина, княгини Литовской, Мери.) преодолеть скуку - значит преодолеть действительность, проявить свою волю на ее ход .

Печорин своей волей временно преодолевает скуку, но одолеть ее не может. Судьба посылает ему «веселье» - приключение, но оно оборачивается скукой, т.к. оно только внешне напоминает то веселое чувство спаянности с миром, творческое состояние души.

В основе печоринской воли - индивидуализм . Печорин гордится своей свободой и в то же время ищет связей с жизнью, с людьми. В этом беда и вина героя. Герой является «причиною несчастья других, но и сам не менее несчастлив».

Печорин нередко преступает грань, разделяющую добро и зло, так как, по его убеждению, в современном обществе они давно утратили свою определенность. Это придает ему черты «демонизма».

Максим Максимыч - это «тип чисто русский», у него чудесная душа, золотое сердце». Он человечен. Но инертен, ограничен его умственный кругозор. Действительность принимает такой, какая она есть, не рассуждая, выполнял "свой долг". Характер его не так гармоничен, как кажется на первый взгляд. Характер Максима Максимыча - воплощение лучших качеств русского народа, а с другой стороны - этот человек ограничен, над ним довлеют силы вековых традиций, такие люди - опора власти. ("Извините! Я не Максим Максимыч: Я - штабс-капитан."). Они антиподы.

"Неслиянность и нераздельность", так определил Блок этих героев. Отношения Печорина и Максима Максимыча - отражение отношений передовой русской интеллигенции и народа, их единства и разобщенности.

Для Лермонтова полнота истины в их сближении, извлечь из их столкновения высшую правду жизни - главный философский эстетический принцип романа.

Домашнее задание:

1) Стр. Учебника - "Печорин и Максим Максимыч".

2) Чтение "Тамань".

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?

Индивидуальное задание:

2) Чем увлекла повесть? Как она построена? Какие страницы показались загадочными и пленительными?

Художественные средства - романтическая лирика?

3) Лирический подтекст описаний природы. Язык повести (красота, лиризм, ясность и простота языка, ритмичность).

4) Чем отличается Печорин в "Тамани" от Печорина в повести "Бэла" и "Максим Максимыч"?

5) "Историческая справка" о "Тамани".

Тема: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" ("Тамань")

Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова

Цель урока: открыть красоту и поэзию мира в повести "Тамань"; найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.

Продолжить развитие умений стилистического анализа текста.

Ход урока:

Лексическая работа.

Контрабандист - тайный провоз товаров.

Ирония - тонкая, скрытая насмешка.

Диссонанс - то, что вносит разлад, вступает в противоречие с человеком, несогласованность.

Равнодушие - безразличие, безучастность к людям.

Вступительное слово.

Мы пришли к выводу, что Печорин "странный" человек, необычный, загадочный. Белинский утверждает, что разгадку Печорина мы видим в его журнале. Внешние противоречия Печорина (его портрет) заставляют предположить внутренний диссонанс. Знакомство с дневником подтвердит это. Вы склонны были обвинять Печорина едва ли не в убийстве. Почувствовать всю сложность его натуры - почувствовали, но не поняли. Если руки его сказали о том, кто он, то глаза - какой он. "Они не смеялись, когда он смеялся!". Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". Какое же предположение справедливо: злой Печорин или грустный?

Печорин не смог найти успокоение в диком естественном мире горцев, он далек от мира простых людей, он не сможет прийти к патриархальности.

3. Беседа по повести "Тамань" (на основе домашнего задания).

В «Тамани» Лермонтов сюжетную ситуацию «Бэлы» повертывает иной стороной, эти повести просматриваются одна через другую.

Мысль Лермонтова понятна - если возрождение героя невозможно с помощью любви дикарки, вырванной из естественной среды, то, может быть, погружение самого героя в дикий, полный опасности мир «честных контрабандистов», некое подобие того же естественного состояния, окажется спасительным для Печорина? (чтение и анализ текста повести).

Но Лермонтов большой художник, он видит, что романтичный мир контрабандистов столь же далек от первоначальной естественности, как и дикий, непросвещенный кавказский край. В нем грубые, простые отношения, но и в глубине их мысль Печорина угадывает корыстный интерес. Вся интонация рассказа о слепом мальчике звучит как реквием безвозвратно ушедшему романтическому миру первоначальной стихийной вольности.

«Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдания; слепой мальчик точно плакал, и долго, долго…» Но и слепой мальчик не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец.

Мир, в котором живут «честные контрабандисты», несовершенен, расчетлив, далек от первоначальной чистоты.

Сам герой, случайно попадающий в этот мир, чувствует в нем себя крайне неуютно. Эта среда естественна, но в ней есть и эгоистические, и простые чувства. Не случайно Тамань стоит на отшибе - это захолустный, заброшенный скверный городишко, близкий как цивилизации, так и природе, но не настолько, чтобы влияние того или другого было преобладающим.

Лицо им придают и цивилизация, и море. Люди заражены эгоизмом. Но они смелы, сильны, по-своему горды и отважны.

Бэла беспомощна в чуждом ей мире. Янко, «ундина», слепой мальчик и старуха не только беспомощны перед судьбой, но и способны противостоять ей, бороться с опасностью, рисковать жизнью. Отвага Данко восхищает Печорина.

Но сам герой в этой среде оказался бессильным, внутренне неготовым к опасностям естественной природной жизни.

Если в «Бэле» Печорин предугадывает события, проявляет настойчивость, уверен в силах, то в «Тамани» он слаб, не способен предвидеть.

Его мысль и чувства скованы. Он обманывается в своих чувствах: в отличие от слепого мальчика, он не может отличить плеск весел о воду от плеска самой воды; ошибается в «ундине», в ней для Печорина все загадочно, все неопределенно, неясно, странно.

Домашнее задание: чтение и анализ повести "Княжна Мэри".

Тема : "За что они все меня ненавидят?" Печорин и водяное общество.

Цель урока : показать, почему неизбежно столкновение Печорина с "водяным обществом"; раскрыть, в чем несовместимость главного героя и Грушницкого; углубление представлений учащихся о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения; формулирование понятия о жанре социально-психологического романа.

Ход урока:

1. Лексическая работа:

инертность - бездеятельность

рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

2. Обобщение знаний :

Почему неудачны попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: Максимом Максимычем, горцами, контрабандистами?

3. "Княжна Мэри" - чтение и анализ повести.

Конфликт повести.

Почему журнал Печорина начинается с пейзажа?

Как меняется интонация повествования, когда автор переходит к описанию "водяного общества"?

Почему возникает конфликт Печорина с "водяным обществом"?

Почему против Печорина составилась "враждебная шайка"?

Характеристика "водяного общества" (пестрота состава, занятия и интересы, отсутствие подлинной духовности, пустота и фальшь).

Художественные приемы (представление дворянского общества, отношение к нему Лермонтова).

Открытый урок по литературе в 10 классе

«Странный человек». Кто Печо рин- виновник или жертва?

(по роману М.Ю. Лермонтова,Герой нашего времени”)

Тип урока : ролевая игра «Заседание Комиссии по правам человека».

Цель урока : обобщить и углубить знания учащихся о романе и его авторе; расширить представления школьников о литературном типе, помочь им понять трагедию главного героя, обусловленную особенностями эпохи и своеобразием характера.

Развитие умения в развёрнутом высказывании давать оценку героям, отстаивать свою позицию.

Воспитание терпимости к иным мнениям и взглядам, уважения к чужим традициям.

Обогащение словарного запаса учащихся термином толерантность.

Методическое решение: уроки задуманы как заседание Комиссии по защите прав человека, на которое, помимо председателя, обвинителя, защитника, специалиста по правам человека и заседателей, приглашены психолог, социолог и статистический агент, искусствовед, исторический эксперт, литературовед, журналист.

В процессе заседания собравшиеся должны дать всестороннюю оценку такому литературному типу, как,страдающий эгоист” Печорин, установить меру социальной опасности, которую он в себе несёт, попытаться найти средство устранения этой опасности.

Основное содержание урока

Вступительное слово учителя о целях урока и особенностях формы ролевой игры.

С каждым годом вы становитесь взрослее и у вас появляется все больше обязанностей и общественных функций. Сложнее становится жизнь, расширяется круг знакомств. И во всём этом часто приходится разбираться самостоятельно. При этом очень важно не ошибиться, всё тщательно проанализировать и взвесить.

Сегодня мы с вами поучимся такому взвешенному анализу, разыграв ситуацию с целью восстановления справедливости в отношениях между отдельными группами людей или человеком и государством. Я имею в виду заседание Комиссии по правам человека.

Мне не известен в точности порядок всей процедуры. Важно, что прежде чем принять решение, собравшиеся на заседание люди изучают все подробности возникшего конфликта, а затем даётся возможность высказаться каждому из присутствующих.

Между вами уже распределены роли, и теперь ваша задача - успешно сыграть, продемонстрировав при этом умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. На себя я возлагаю обязанности председателя .

Хотя речь на заседании пойдёт не о реальном человеке, а о литературном герое, целесообразно вспомнить, как он выглядит по описанию автора. Для этого в зале заседаний поместить его портрет.

Приглашённый на заседание искусствовед выразительно зачитывает соответствующий отрывок и прикрепляет к доске репродукцию возможного портрета Печорина, подобранную либо из произведений разных художников, либо из числа специальных иллюстраций к роману.

При наличии у учеников современной компьютерной техники можно задействовать эксперта – криминалиста , составившего фоторобот героя по портрету из романа.

Председатель

Итак, человек с подобной внешностью становится сегодня объектом нашего анализа. Нам предстоит сегодня выяснить, нарушитель он чьих – либо прав или жертва . Но сначала разберёмся, о каких правах идёт речь.

Слово председателя об истории принятия Организацией Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека” 10 декабря 1948 года.

Права человека, по самому определению, - это права, которыми человек наделён просто в силу принадлежности к человеческому роду и,проистекают из достоинства, органически присущего человеческой личности”. Это значит, что каждый человек, независимо от пола, расы, вероисповедания, политических взглядов, социального и материального положения, обладает равными правами и обязанностями по отношению к другим людям. Соответственно, правительство, группа людей или частное лицо, нарушившие естественные права какого – либо человека, совершают серьезное преступление.

Принятая в 1948 году Всеобщая декларация представляет собой минимальный перечень прав, признанный почти всеми государствами мира.

Если бы этот важный документ был разработан в начале девятнадцатого столетия, к одной из Комиссий в поисках защиты своих прав могли бы обратиться как Печорин, так и персонажи романа, от него пострадавшие.

Представим себе, что мы как раз та самая Комиссия. Наши искренние мнения о поступках обратившихся к нам должны привести к справедливым выводам.

Чтобы в конце обсуждения сложилась максимально объективная картина мнений, на протяжении всего разговора социолог и агент по статистике будут вести учёт и анализ прозвучавших высказываний.

Слово предоставляется обвинителю , который кратко напоминает совершённые Печориным злодеяния (историю с Бэлой и её семьёй, вторжение в частную жизнь,честных контрабандистов”, убийство Грушницкого, игру с чувствами Мэри и т. д.). Заседатели могут помочь дополнить картину.

Слово предоставляется специалисту по правам человека . Ученик, назначенный на эту роль, зачитывает статьи декларации, которые, по его мнению, нарушил Печорин, а затем разворачивает створку доски или вывешивает плакат, на котором эти статьи выписаны.

Выясняется, что герой романа Лермонтова нарушил статьи 1,2,4,5,12,16 и 29.

Статья 1: ,Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства .” (Большинство поступков Печорина противоречит духу братства).

Статья 2: , Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей декларацией, без какого бы то ни было различия, как в отношении расы, цвета кожи, пола , языка, религии , политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.” (Отношение к горцам Печорина и Максима Максимыча строятся на неуважении к чужой культуре и религии).

Статья 4: , Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии”. (Положение Бэлы в плену у Печорина).

Статья 5: , Никто не должен подвергаться … унижающим его достоинства обращению и наказанию”. (Бэла, допрос слепого мальчика).

Статья 12: , Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь”. (Печорин и контрабандисты, Печорин и Вера, Печорин и семья Бэлы).

Статья 16: , Брак может быть заключён только при свободном и полном согласии обеих сторон”. (Печорин и Бэла).

Статья 29: , Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности”. (Печорин редко задумывается об обязанностях перед обществом).

Защитник включается в обсуждение, приводя факты из романа, которые свидетельствуют о достоинствах характера Печорина: его благородстве, смелости, раскаянии. Это мнение подкрепляется выступлениями заседателей . (Могут быть названы эпизоды, когда Печорин искренне скорбит у постели Бэлы, бледнеет при упоминании Максимом Максимычем имени этой девушки, когда пытается предостеречь Грушницкого от необдуманных поступков, укоряет себя накануне дуэли, в отчаянии бросается вслед за Верой после её отъезда, мужественно вступает в поединок с пьяным убийцей Вулича, сочувствует слепому помощнику контрабандистов и т. д.).

После вывода председателя о том, что из всех этих наблюдений вырисовывается очень противоречивый и непредсказуемый характер, слово предоставляется психологу , который даёт характеристику психологического типа, к которому принадлежит Печорин, и, исходя из этого, даёт обоснование некоторым его поступкам и переживаниям. (В частности, психологами было выяснено, что по темпераменту Печорин холерик, а это всегда приводит к жажде деятельности и изощрённости ума. Но эти вспышки энергии обычно так же быстро гаснут, как внезапно разгораются. Этим, скорее всего, можно объяснить постоянно преследующую героя скуку. Положение героя усугубляет его склонность к самоанализу и даже самоедству, доставляющая дополнительную муку и постепенно гасящая интерес к жизни. Этим можно объяснить хладнокровие Печорина перед лицом смертельной опасности).

Председатель делает вывод о генетических причинах странности героя.

Задается вопрос: не стоят ли за противоречивостью натуры Печорина ещё какие – нибудь причины? Что, например, об этом думает сам герой?

От лица Печорина подготовленный ученик зачитывает фрагменты из дневника Печорина, где он исповедуется перед самим собой или перед другими героями (признание Максиму Максимычу, княжне Мери, Вуличу, размышления перед дуэлью).

Председатель

А как объясняет странный облик своего героя сам автор?

Подготовленный для роли автора ученик зачитывает фрагмент из предисловия, где излагается замысел произведения.

Председатель делает вывод о неоднозначном отношении Лермонтова к своему герою.

В разговор включаются литературоведы, излагая точки зрения на этот вопрос литературных критиков и писателей разных эпох. (Помимо статьи Белинского о романе были использованы фрагменты высказываний Мережковского, Ходасевича и др.).

Председатель делает вывод о роковом влиянии эпохи на личность Печорина.

Специалист по правам человека называет статьи декларации, которые были нарушены государством по отношению к Печорину.

Это статья 19: , Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их”.

Это статья 21: , Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей”.

Это статья 27: , Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами”.

Исходя из всего сказанного, делается вывод о том, что Печорин и виновник, и жертва .

Председатель

Так ли безнадёжна для развития данных природой задатков была эта эпоха?

Слово предоставляется историческому эксперту, который сообщает о современниках Печорина – деятелях политики, науки или искусства 40-х годов XIX века, сумевших оставить свой след в истории.

Председатель делает вывод о том, что нельзя всю вину за несложившуюся судьбу героя перекладывать на эпоху.

Для нас с вами небезынтересно, конечно, услышать мнение нынешних читателей о странном герое Лермонтова. Его изучила группа социологов и учётчиков , которая и познакомит нас с результатами своих исследований. (Ученики, подготовленные на эту роль, делают свои сообщения).

Председатель

Может быть, нам не стоило беспокоиться, и такое явление, как Печорин, уже изжило себя и невозможно в наше время? Что скажут по этому поводу журналисты ?

Журналисты сообщают о,современных Печориных”. Делается вывод о живучести данного типа людей в России и в мире.

Заключительное слово учителя

Проведя сегодняшнее заседание, мы не сможем вынести какой – то приговор, да и не в этом состоит наша задача. Общими усилиями мы установили, что люди подобного типа представляют опасность для окружающих только в том случае, если в обществе сложились благоприятные условия для этого: безнаказанность для одних и незащищенность для других; переизбыток материальных благ у одних и борьба за кусок хлеба у других; высокая образованность одних и вопиющее невежество других; высокая жизненная активность на фоне глобальной пассивности и фатализма. Конечно, выровнять эту ситуацию под силу только государству. А качество государственной власти всегда зависит от облика граждан страны. Научившись отстаивать свои права, не забывая о Первой статье декларации, можно создать совершенное общество, где для внешней, наиболее опасной сущности печориных не останется места. Зато лучшие, скрытые до поры природные задатки получат своё развитие на пользу стране.

Домашнее задание:

Письменный ответ «Моё первое впечатление о Печорине и окончательное мнение о нём»