Святой преподобномученик Афанасий Брестский и Оршанская икона Божей Матери. Афана́сий Брестский Тропарь преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому

Афанасий Брестский
Рождение:
Смерть:
Почитается:

в Русской православной церкви

В лике:

преподобномучеников

День памяти:
Труды:

«Диариуш» (автобиографическое сочинение)

Подвижничество:

борьба с униатами

Афана?сий Бре?стский (в миру носил фамилию или отчество Филиппович ; ок. 1595 - 5 сентября 1648) - игумен Свято-Симеоновского монастыря в Бресте, канонизирован Русской церковью в лике преподобномучеников. Память совершается (по юлианскому календарю) 20 июля (обретение мощей), 5 сентября и в третью неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых).

О жизни преподобного Афанасия известно из «Диариуша» - его дневника из записей автобиографического характера, с приложением его сочинений, грамот и писем. После смерти Афанасия «Диариуш» был дополнен монахами Симеоновского монастыря, описавшими последние дни и мученическую смерть Афанасия.

Жизнеописание

Родился в семье ремесленника, обучался в братской школе при виленском монастыре Сошествия Святого Духа. После его окончания стал учителем и около 1620 года канцлером Львом Сапегой был назначен гувернёром Яна Фаустина Лубы, которого канцлер выдавал за сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Семь лет Афанасий служил у Сапеги, но когда содержание «царевича» сократили до сотни золотых в год, то оставил службу.

В 1627 году понял монашеский постриг и жил в Кутеинском Богоявленском монастыре, а затем в Межигорском монастыре. В 1632 году в Вильно был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря. В 1636 году монастырь был передан униатам, что заставило Афанасия покинуть его и перейти в Купятицкий монастырь. В нём он написал «жалобный лист» к Богородице в котором рассказал о притеснениях православных и собрав под ним подписи положил к чтимой Купятицкой иконе Божией Матери от которой, по его словам, он имел «голоса». В 1637 году Афанасий отправился за сбором милостыни, достиг Москвы и был принят царём Михаилом Фёдоровичем от которого получил богатые пожертвования.

В 1638 году Афанасий вернулся в свой монастырь, а в 1640 году был назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря. На новом месте он начал активно добиваться возвращения переданных униатам православных храмов, проклинал Брестскую унию. В сентябре 1641 года на сейме в Варшаве Афанасий смог получить согласие короля Владислава IV на возвращение храмов, но документ об этом не был заверен канцлером и не получил законной силы. В 1643 году вновь приехал на сейм, жаловался на бесправное положение православных в Польше. Присутствовавшие на сейме православные иерархи, опасаясь непредсказуемости Афанасия, арестовали его. Сбежав из под ареста, Афанасий как юродивый бегал по улицам, бил себя посохом и проклинал унию. Был подвергнут церковному суду и лишён сана. На это решение была подана жалоба в консисторию киевского митрополита и после длительного рассмотрения митрополит Пётр Могила восстановил Афанасия в сане и вернул игуменом в прежний монастырь.

В 1645 году, повинуясь по его словам гласу от Купятицкой иконы, Афанасий вновь отправился на сейм просить короля об отмене унии. Был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. Этот арест связан с тем, что Афанасий в 1644 году в Кракове передал русскому послу князю Львову письмо Лубы, которое говорило о его попытке самозванства и Россия потребовала его выдачи. Находясь по арестом Афанасий написал ряд сочинений в которых изложил свой взгляд на унию и её последствия для православия. Часть этих сочинений вошло в «Memorial», поданный от Афанасия король Владиславу. Король освободил Афансия и поместил его в Киево-Печерский монастырь, где был написан его автобиографический «Диариуш». После смерти в 1647 году митрополита Петра Могилы Афанасий вернулся в Брест.

После возвращения Афанасий не предпринимал активных действий по борьбе с унией. В 1648 году после восстания Богдана Хмельницкого Афанасия обвинили в связи с восставшими казаками и арестовали в начале июля после литургии в Рождество-Богородичной церкви. Обвинение не подтвердилось, но из-за критики им унии продолжили содержать под стражей, принуждая присоединиться к ней. После отказа изменить православию 5 сентября 1648 года Афанасий был подвергнут жестокой казни: его закопали живьем в землю (в других источниках говорится что его пытались застрелить, а затем полуживого забросали землёй).

Тело Афанасия было обнаружено в мае 1649 года и погребено в его монастыре. Почитание его как святого началось практически сразу после смерти: в 1658 году архимандрит Киево-Печерского монастыря писал царю Алексею Михайловичу, что тело мученика нетленно и в 1666 году мощи были открыты для поклонения в медной раке, составлено житие святого. При Петре I глава Афанасия была перенесена в Санкт-Петербург.

В начале XIX века пожар уничтожил храм Симеона Столпника: медная рака расплавилась и мощи обгорели. Священник С. Литовский собрал найденные частицы мощей и хранил их в алтаре трапезной церкви монастыря. В 1823 году для мощей изготовили деревянный ковчег и поставили в церкви. В 1857 году Н. А. Поливанов в благодарность за исцеление сына по молитве к преподобному Афанасию пожертвовал для мощей драгоценный серебряный ковчег. После закрытия монастыря ковчег был изъят в Антирелигиозный музей искусств, разместившийся в Донском монастыре, а оттуда в 1935 году поступил в Государственный исторический музей.

Мощи святого в настоящее время хранятся в кафедральном соборе Бреста. Тропарь и кондак Афанасию Брестскому составлены в 1819 году. В 1984 году по благословению Патриарха Пимена имя Афанасия включено в Собор Белорусских святых.

Примечания

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Афанасий Брестский
  • Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский на сайте Православие.Ru
  • Афанасий (Филиппович), преподобномученик, игумен Брестского монастыря (статья в Православной энциклопедии)
  • «Диариуш» святого преподобномученика Афанасия Брестского

Святой мученик за веру Православную преподобный Афанасий (Филиппович) родился в 1597 году, в Бресте. Семья его издавна принадлежала к Брестскому Православному братству. Первоначальные познания «в науках церковно-русских» он получил в одной из братских школ.

Неизвестно, где приобрёл он другие познания, так как был прекрасно образован, знал несколько языков — русский, польский, греческий и латинский. Будучи 30 лет от роду, в 1627 году, Афанасий принял монашеское пострижение в Виленском Свято-Духовом монастыре . Отсюда святой послан был на послушание сперва в Кутеинский монастырь под Оршей (тогдашняя Могилевская губ.), а затем в Межигорский около Киева . Из Киева св. Афанасий был снова направлен в Вильну, где получил посвящение в сан иеромонаха и был назначен наместником в Дубойский монастырь под Пинском. Но Канцлер литовский князь Станислав Радзивил в 1636 году отобрал Дубойский монастырь для поселившихся в Пинске иезуитов, и преподобный Афанасий был оставлен на послушании в Купятицком монастыре .

Купятицкая обитель была основана в XII на месте явления 15 ноября 1182 года чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. Образ Пресвятой Богородицы помещён на скрепе медного равнобедренного креста. Древняя монастырская церковь в 1240 году была сожжена татарами, и святой образ 250 лет пролежал в пепле. В XV веке чудотворная икона была вновь обретена, и на этом месте возобновлён монастырь. Купятицкая икона сопутствовала преподобному Афанасию во все дни его жизни. Когда он был назначен монастырским сборщиком, то услышал от святой иконы голос, повелевавший ему идти за милостыней к московскому царю. Божия Матерь обещала ему Своё заступничество.

Путь в Москву был очень трудный и опасный. Шла война с поляками, граница была закрыта. Но Богородица сопутствовала Своему послушнику. Преп. Афанасий был принят царем Михаилом Феодоровичем и вернулся обратно с богатой милостыней.

В 1640 году насельники Брестского Симеонова монастыря просили прислать им на игуменство одного из Купятицких иноков: Афанасия Филипповича или Макария Токаревского. Настоятель Иларион Денисович, не желая отпускать ни того, ни другого, отправил третьего кандидата, но брестские иноки не приняли его. Тогда решено было кинуть жребий, кому ехать в Брест, Макарию или Афанасию, и по воле Божией жребий пал на св. Афанасия.

По прибытии в Брест на игуменство преподобный прежде всего занялся разысканием старинных грамот, епископских и королевских, которыми утверждались права и привилегии монастыря. Исследуя эти грамоты, преп. Афанасий обнаружил записи, ясно говорившие о том, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Церкви Восточной, проклята навеки». Неустрашимый свидетель истины стал открыто в церкви и в городе говорить об этом. Открытое заявление произвело сильное действие. По словам преподобного, «в месте том Берестейском и во всем округе того воеводства униаты начали испытывать величайшую тревогу». В следующем 1641 году св. Афанасий отправился на сейм в Варшаву и выхлопотал у короля Владислава IV за его собственноручной подписью грамоту (привилегий), которой подтверждались все старые преимущества православного братства в Бресте и обеспечивалось на вечное время полная свобода богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви. Но, по законам царства Польского, королевский привилегий не мог иметь силы без утверждения его печатью коронного канцлера или подканцлера. Св. Афанасий молился об этом и даже предлагал деньги, но напрасно.

«Будете все униатами, - говорили хранители печатей просителю, - так мы и даром запечатаем; знайте, что нам от святого отца, папы римского, под клятвой запрещено умножать здесь греческую веру».

Высшее же православное духовенство в Варшаве, занятое исключительно своими частными делами, отнеслось к делу преп. Афанасия с полным равнодушием. Об общецерковных нуждах оно совершенно не радело.

Однажды во время молитвы св. Афанасий услышал от образа Богоматери явственный голос: «Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед королем польским и государством, грозя праведным гневом и страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся; пусть прежде всего навеки осудят проклятую унию».

Исполняя это повеление, преподобный, как святой пророк Илия, ревнующий об истинной вере, в 1643 году отправился на генеральный сейм в Варшаве. Он взял с собой образки Купятицкой Богоматери, написанные на полотне, историю своего путешествия в Москву и «надписание» – предостережение о гневе и страшном суде Божием за преследование Православия и покровительство унии. Вместо прошения от Церкви Восточной преподобный раздал знатнейшим членам сейма иконы Богоматери с приложением и в присутствии всех членов сейма обратился к королю со следующей речью: «Наияснейший король польский, господин мой милостивый! Мы терпим несносную кривду; не хотят нам, людям православным, в делех церковного благочестия утверждать печатями привилегии, не хотят нас защищать на основании прав, скрепленных присягой вашей королевской милости, и вот уже около 50 лет вера православная и Церковь Греческая Восточная под вами, христианскими панами, в королевстве Польском в угоду проклятой унии терпит чрезмерные притеснения, и это при содействии и помощи ненавистных римских церковников, в особенности же иезуитов, чрезвычайно хитрых».

Ревнитель Православия передал королю список с Купятицкой иконы Богоматери и приложил к нему особое писание, в котором просил короля успокоить правдивую веру греческую, а унию уничтожить.

Вероятно, польское правительство выразило свое неудовольствие поведением брестского игумена представителям православной партии на сейме, и «свои отцы старшие» объявили Афанасия помешанным и посадили под стражу.

Снедаемый скорбью, что не только король с польской шляхтой, но и своя братия духовная не хочет поддержать дело успокоения веры православной, Афанасий, подражая Христа ради юродивым, притворился безумным. Вышел из темницы нагим, имея на себе только клобук и параман для показания своего звания, вымазался в болоте и, поражая себя посохом, бегал по улицам Варшавы и восклицал громким голосом: «Горе проклятым и неверам!»

Преподобный собирался вбегать в костелы и возглашать те же слова, но его догнали слуги владык, съехавшихся на сейм, и, втолкнув в болото, глубиной выше колен, продержали его до прихода с постоялого двора воза. Произошло это в марте месяце: страдалец терпел сильную стужу. Еле живой на возу был доставлен во владычную гостиницу и снова кинут в заключение. По жалобе некоего Даниловича, архиерейского писаря, «старшие отцы судят» преподобного и, «не имея на это никакого права, постановляют решение: лишают его игуменства и пресвитерства», затем препровождают его, как зачумленного, от одной духовной особы к другой и по окончании сейма отправляют на суд к Киевскому митрополиту, которым тогда был знаменитый Петр Могила.

Консистория митрополита оправдала Афанасия, и варшавское определение было уничтожено. Преподобный вернулся в Брест к своей братии. Но гонения на православных со стороны униатов не прекращались. Вновь получив повеление от Божией Матери обратиться к королю, игумен Афанасий готовился выступить на генеральном сейме 1645 года. Но преподобному не суждено было осуществить свои намерения: в ноябре 1644 г. он был арестован в Бресте, отвезен в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержался более года.

Когда надзор за преподобным был ослаблен, он, сидя в тюрьме, усердно занялся составлением памятной записки, которая и подана была от его имени королю Владиславу во время заседания генерального сейма. В записке своей преподобный доказывает: Русь с самого принятия христианства стояла в церковной зависимости от Константинопольского патриарха, а униаты, «отбегшие пастыря своего законного» и отдавшиеся другому, не настоящему (то есть папе римскому), подлежат анафеме, как отступники от веры; самая уния принята была духовными лицами по корыстным побуждениям.

Неизвестно, как эта горячая мольба узника была принята королем. Думая, что бумага не дошла до него, преподобный из темницы пишет второе прошение, в котором обращается к королю с трогательным воззванием: «Смилуйся, наияснейший король польский, господин мой благосклонный, над гонимою Восточною Церковью, которая находится в твоем королевстве». Это прошение, оправленное в зеленый атлас, во время проезда короля по Варшаве было брошено кем-то в его карету и прочитано Владиславом IV, но распоряжения по нему не было сделано. Еще одна бумага, назначавшаяся королю, не была им принята. «Не нужно, не нужно больше ничего, - сказал он, - я уже приказал выпустить его».

Действительно, 19 октября 1645 года король Владислав предписал Киевскому митрополиту Петру Могиле взять к себе Афанасия, который «заслужил наказание, но его королевская милость оставляет без внимания». Вместе с тем от митрополита требовалось послать беспокойного для польской власти игумена в такое место, где бы он не мог уже «чинить никаких тревог». С преподобного сняли оковы и ослабили надзор, так что он мог свободно получать письма от близких ему людей.

Хотя св. Афанасий мог легко бежать из тюрьмы, но он не соблазнялся свободой и требовал суда над собой или, по крайней мере, приема у короля. Он рассылал письма и прошения к лицам, влиятельным при дворе, чтобы они испросили ему у короля прием, и король было согласился выслушать опального игумена, но католическое духовенство отговорило Владислава. Преподобный был отправлен к Киевскому митрополиту. Игумен Афанасий представил Петру Могиле подробный отчет о своих деяниях в Варшаве, надеясь, что митрополит и на этот раз оправдает его, как оправдал раньше, и отошлет опять на игуменство в Брест, но королевское повеление возымело свою силу: подвижник был оставлен в Печерском монастыре как бы под началом. До самой кончины митрополита Петра Могилы в 1647 году преподобный Афанасий жил в Киево-Печерской лавре.

По возвращении его в Брест весной 1648 года вспыхнуло казацкое восстание Богдана Хмельницкого. Все православные были огульно заподозрены в сочувствии повстанцам. 1 июля в монастырь явилась шляхта арестовать игумена по обвинению в том, что он посылал повстанцам порох. Никакого пороха не нашли, но доносчик не выдержал и при всех злобно сказал гайдукам: «Что ж вы не подкинули мешочка с порохом и не донесли, что нашли его тут у монахов?» Сами судьи убедились в неосновательности обвинения, но стали спрашивать другое: «Но ведь ты святую унию бесчестил и позорил!» Преподобный осенил себя крестным знамением и подтвердил все свои прежние слова. Его заковали в кандалы и заключили в замковую тюрьму.

В ночь на 5 сентября с него сняли оковы и перевезли в «обоз», то есть укрепленный лагерь, за город. Перед тем к нему приходили иезуиты с уговорами отступить от Православия, но ушли, ничего не добившись, и послали к нему одного из своих учеников уговаривать его в последний раз. Но он отвечал ему так: «Пусть иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так и мне приятно пойти теперь на смерть!» Начальник обоза отказался принять его, говоря иезуитам: «Он теперь в ваших руках, делайте с ним что хотите!»

Тогда его отвели в лесок недалеко от обоза и пытали огнем, и слышно было, как он грозно что-то говорил мучившим его. Потом крикнули гайдуку, чтобы он зарядил ружье, и приказали приготовить яму. В последний раз потребовали от него, чтобы он отказался от своих слов. Но он ясно ответил: «Что сказал — с тем умру!» Тогда велели гайдуку выстрелить ему в лоб. Гайдук, знакомый ему, встал на колени, испросил прощение его и благословение, а потом выстрелил. Преподобный продолжал стоять, прислонившись к сосне. Тогда велели сбросить его в яму. Он обернулся лицом к небу, сложил руки крестом на груди и протянул ноги, и его закопали живым. Потом так и нашли его лежащим.

1 мая, по указанию одного мальчика, было найдено тело покойного. Откопали его ночью и на другой день похоронили в монастыре в Симеоновском храме. Тление не коснулось его, но тело носило следы пыток и ружейных пуль. Лицо покойного почернело от пороха. Язык усох между зубами. «Думаем, что его похоронили еще живого, и это сделалось с ним от великой тяготы смертной. Бог благодатию Своею да утвердит нас в благочестии и да пошлет терпение имени Его ради святого», – пишут свидетели тех скорбных событий. О суде над преподобным и его казни обстоятельно рассказывает особая повесть, составленная под сильным впечатлением послушниками Брестской обители св. Симеона Столпника.

Житие его было впервые написано в XVII веке по-польски студентами Киево-Братской школы по дневникам преподобного и запискам его послушников.

Преподобный Афанасий был признан святым вскоре после своей кончины, в 1658 году. Иннокентий Гизель, архимандрит Киево-Печерский и Иосиф Нелюбович-Тукальский (с 1664 г. митрополит Киевский) писали к царю Алексею Михайловичу, что тело Афанасия «откровенно бывши, и доселе, дивну Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно».

Мощи святого игумена покоились сначала в медной раке, но 1816 году, 8 ноября, сгорели вместе с деревянной церковью св. Симеона Столпника; остались лишь обоженные частицы, которые в присутствии молящихся были уложены на оловянном блюде и помещены в Благовещенской церкви монастыря. В 1823 году для частиц мощей была устроена рака, и они поставлены открыто для всенародного чествования. В 1824 году, по причине малочисленности братии и бедности, монастырь в честь Симеона Столпника был упразднен, его церковь обращена в приходскую. Святые мощи преподобного Афанасия были перенесены в крепостной Николаевский собор. В 1833 году, во время строительства оборонительных укреплений Брестской крепости, все древние строения были снесены. После сооружения в городе Симеоновского каменного собора в 1865 году сюда были перенесены нетленные останки преподобного. Во время Первой Мировой войны св. мощи были вывезены во Францию. С 1995 года в специальной раке в Симеоновском соборе г. Бреста хранится частица мощей преподобномученика Афанасия.

* Белорусские святые: история и современность *

АФАНАСИЙ, ИГУМЕН БРЕСТСКИЙ

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ

Ублажаем тя, Преподобномучениче Афанасие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов. /Величание/

«Радуйся, преподобномучениче отче наш Афанасие, похвало и украшение наше!» - так восхваляет Святая Церковь святого земли Белорусской и утверждает: «Честна пред Господом смерть преподобных Его».
Незадолго до своей кончины в завещании святой Афанасий писал: «Там, где тело мое израненное и острупленное за имя Божие положено будет, вера православная процветет яко крин посреде терния, и яко искра в пепле зарытая, явится, возсияет и повсюду освятит».
С именем преподобномученика Афанасия, всю свою жизнь посвятившего борьбе в защиту Православия, связана эпоха утверждения православной веры на брестской земле.
Родился Афанасий (Филиппович) около 1597 года. А в 1596 году в г. Бресте была заключена уния (союз) между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римско-Католической Церковью. Православный Собор, состоявшийся тогда же, в 1596 году, в ответ на заключение унии принял постановление «…не слушать осужденных соборным приговором митрополита и владык… стоять твердо в нашей святой вере». Эти заветы и стали жизненными ориентирами Афанасия Брестского, подвижнический путь которого начинался на Пинщине, где в 1632 году он был рукоположен в сан иеромонаха и назначен наместником Дубойского монастыря (Брестская область). В 1636 году по распоряжению канцлера А.Радзивилла монастырь был отдан в руки иезуитов, а православные иноки насильно изгнаны. Оставив Дубойский монастырь, Афанасий перешел в монастырь Купятицкий (недалеко от г. Пинска), который был известен чудотворной иконой Божией Матери «Купятицкая». В 1637 году о.Афанасий отправился в Москву для сбора пожертвований на обновление монастырской церкви. Молясь перед уходом у Купятицкой иконы Божией Матери, Афанасий услышал Ее голос: «Иду и Я с тобой»…
В 1640 г. по приглашению жителей Бреста Афанасий стал игуменом Брестского Свято-Симеоновского монастыря, существовавшего в XVII веке. Без страха обличал он униатскую ересь, требуя возвращения православных храмов. В 1643 г. св. Афанасий отправляется в Варшаву на заседание сейма, где жалуется на бесправное положение православных в Польше, грозит королю гневом Божьим, в случае, если уния не будет уничтожена. Обличение это привело короля и сейм в сильнейшее раздражение и св.Афанасия заключили в тюрьму, приговорив к лишению игуменства и священного сана, отправили на суд к митрополиту Петру Могиле в Киев. Но митрополит не признал его виновным и восстановил в священстве. Святой Афанасий вернулся в Брест.
В 1648 году в связи с восстанием Богдана Хмельницкого началась волна новых гонений на Православие со стороны польских властей. Отец Афанасий был ложно обвинен в связи с казаками и арестован. И хотя обвинение не было доказано, на свободу Афанасия не выпустили, поставив ему в вину, что он порицал унию. На суде на вопрос «Проклинал ли он унию?» святой ответил: «По истине она проклята». Этим его судьба была решена: ему был вынесен смертный приговор.
В ночь с 4 на 5 сентября (по ст. стилю; с 17 на 18 – по новому) 1648 года великий защитник Православия святой Афанасий, игумен Брестский принял мученическую смерть.
Спустя 8 месяцев мощи его были обнаружены нетленными и перенесены в церковь Брестского Свято-Симеоновского монастыря.
8 ноября 1815 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, сгорела деревянная монастырская церковь, а медная рака, в которой хранились мощи святого Афанасия, расплавилась в пламени пожара. На следующий день после пожара уцелевшие частицы мощей были найдены священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста и положены под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году святые мощи, по благословению архиепископа Минского Анатолия (Максимовича), первого православного архиерея, ступившего на монастырскую землю со времен унии, настоятель обители переложил в деревянный ковчег и поставил в церкви для поклонения.
Во время Первой мировой войны святые мощи были вывезены во Францию, где находятся и по сей день в Свято-Богородицком Леснинском женском монастыре.

***
…Говорят, что святыни возвращаются тогда, когда народ этого заслуживает.
В 1995 году в Брест из Франции была привезена частичка святых мощей прмч. Афанасия. Сегодня одна часть ее находится в раке Свято-Симеоновского кафедрального собора, а другая – в иконе Преподобномученика Афанасия в одноименном храме Свято-Афанасиевского мужского монастыря, построенного на месте его мученической гибели (ныне - микрорайон «Аркадия» в окрестностях города).
В октябре 2005 года возле Свято-Симеоновского собора воздвигнут бронзовый памятник Афанасию Брестскому, приуроченный к 360-летию блаженной его кончины, отмечавшейся в 2008 году. И это не просто камень, не просто монумент. Скульптура, освященная молитвой и окропленная святой водой, - это уже икона.
Интересно, что тот воскресный день, когда освящали памятник, совпал со светским праздником Днем учителя. И если вспомнить, что в молодые годы Афанасий преподавал в домах шляхты, в том числе и у одного из высших государственных лиц - канцлера Льва Сапеги, а всю оставшуюся жизнь учил твердо стоять в правде, вере и любви, то становится понятно, как промыслительно совпали эти даты.
А совсем недавно в городе Бресте появилась Свято-Афанасьевская улица...
Брестчина заслуживает молитв своего небесного покровителя, дань уважения которому свято чтит в дни его церковной памяти: 18 сентября (день мученической кончины), 2 августа (день обретения святых мощей) и в Соборе Белорусских святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице).
Уже стало доброй традицией ежегодно в эти дни совершать Крестный ход: от врат Свято-Симеоновского собора к месту гибели Преподобномученика – в Свято-Афанасиевский монастырь в Аркадии. Полуторачасовое шествие верных возглавляет правящий архиерей - Преосвященнейший Иоанн, епископ Брестский и Кобринский. А праздничную Божественную литургию в этот день служит сам Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Любое дело «узнается по плодам». А плод духовный, по слову апостола Павла, есть любовь. Именно любовь, единомыслие и вера собирает в эти дни в обитель Афанасия такое великое множество людей, не хотящих быть «Иванами, не помнящими родства».
Почтить память выдающегося святого земли белорусской приезжают все архиереи Белорусского Экзархата. Постоянный гость и трепетный молитвенник в этот день – митрополит Луцкий и Волынский Нифонт. Не раз посещал это святое место Архиепископ Люблинский и Холмский Авель (республика Польша). Молился в обители Афанасия Брестского за свой многострадальный сербский народ Чрезвычайный и Полномочный посол Сербии и Черногории в Республике Беларусь г-н Сречко Джукич. А в прошлом году почтить память Афанасия Брестского приезжал Высокопреосвященнейший Марк, архиепископ Берлинский и Германский и Великобританский, впервые посетивший Беларусь (и Брест, в частности) после воссоединения Русской Зарубежной Православной Церкви с Матерью-Церковью.
...«Там, где тело мое израненное и острупленное за имя Божие положено будет,
вера православная процветет яко крин посреде терния...». Помоги, Господи, быть словам сим пророческими… Святой преподобномучениче отче наш Афанасие, моли Бога о нас.

PS
До наших дней сохранился рукописный Дневник («Диариуш») Афанасия Филипповича, помещенный в конец «Толковой Псалтири», принадлежащей ныне Московской Синодальной Библиотеке. Писал его святой Афанасий, находясь после тюрьмы в Киево-Печерском монастыре. По свидетельству историков, создание "Диариуша" и его текст является выдающимся литературным памятником общественной мысли первой половины XVII века, обличившим унию и запечатлевшим историческую напряженную борьбу православного народа против римо-католической агрессии.

_________________

ИЗ ЖИТИЯ:
«...Когда потом день четвертый месяца сентября в том вышепомянутом году минул, а ночь пятого дня наступила, взяли отца покойного из тюрьмы и, из колодок расковав, к обозу препроводили. А прежде, чем к обозу взяли, рассказывают, что иезуиты, зная уже о его смерти, той же ночью приходили к нему в тюрьму, что привыкли и всягда творить. И наперед его там словами и обещаниями от веры отводили православной, а затем и огненными муками страшили. Однако ничего, милостью Божией, не достигнув, сами назад отошли, а студента своего еще к нему подсылали, напоследок, чтобы сам себя образумил и не дал погубить. На что он им так отвечать приказал: «Пускай иезуиты знают о мне такое. Как им мило в сей мирской роскоши пребывать, так мне мило теперь на смерть пойти».
Там же, что в обозе с ним происходило, такие вести носятся между людьми.
Когда его в ту ночь в обоз уже препроводили и к пану воеводе берестейскому, на то время там находящемуся, отдать хотели, пан воевода не желал его к себе брать и так сказал: «Зачем его ко мне привели? Имеете уже в руках своих - делайте же себе с ним что хотите».
Когда уже выдан был так от старшего, взяли его к себе те, которые крови его давно желали, и увели его в бор, который был недалеко от обоза, а от города в четверти мили, если ехать к селу Гершоны, слева. Там его сами наперед жгли огнем. А гайдук один стоял там в то время поодаль и слышал голос покойного отца игумена. А он им что-то грозно провозвещал при муках тех. Потом же подозвали и гайдука того. И приказали ему мушкет набить двумя пулями. Там же перед ним в сей же час и яму приказали приготовить. Наперед же спросили у него, впредь не отрицается ли он слов своих касательно унии. А когда им отвечал: «Что уже сказал, то сказал, и с тем умираю», приказали тому гайдуку, чтобы в лоб ему выстрелил из мушкета.
Гайдук тот, видя, что это лицо духовное и знакомое ему хорошо, еще с тем не торопился, но сначала о прощении и благословении его просил, а потом в лоб ему выстрелил и убил. О том всем сам гайдук верным и веры достойным людям поведал, а мы уже от них узнали и записать приказали.
То дивно, о чем поведал гайдук, что покойный, уже простреленный двумя пулями в лоб навылет, еще оперевшись о сосну, стоял время некоторое своей силой, пока его столкнуть в ту яму не приказали. Но и там, говорят, он сам еще лицом вверх повернулся, руки на груди накрест сложил и ноги вытянул, как мы потом его именно так лежащего и нашли на том месте.
Той же ночью, когда его утратили, великий страх претерпели мы и все мещане оттого, что ночь была погожая, и ни на одну стопу тучи нигде не было, а молния весьма страшная была и великая по всему небу. Приказали тогда же панове всем цехам и гайдукам собраться и на рынке всю ночь наготове стоять, и те тогда все оные страхи на небе видели и поведали о том. Сами же шляхта и воины на то предназначенные, иными воротами выпроводили покойного отца игумена из замка на Замухавечье и вышеупомянытым способом убили его на месте помяненном.
И так лежал покойный при неведении нашем без погребения от дня пятого сентября даже до дня первого мая, восемь месяцев. Знали мы, что уже нет его на свете живого, но не знали, где было его тело, но хлопец один, семи или восьми лет, указал нам на то место, где было погребено. А хотели мы наперед узнать, есть ли он именно, или же кто иной, потому что тайно могли его оттуда уже удалить, ибо иезуитская это была земля, в которой тело его лежало. Потому же, дождавшись ночи, откопали мы его и, узнав, что он есть именно, сейчас же на иное место взяли его оттуда. При теле же ничего из вещей не нашли, кроме того, что только рубашка его была, и то вся изодранная...».
/Из описания смерти славной памяти отца нашего Афанасия, записанного его послушниками в 1648 году/.

ТРОПАРЬ прмч. Афанасию Брестскому, гл. 2

Блажен еси, отче наш, Афанасие, яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую восточную (православную) веру, со умилением присно поя неседальное Пречистей, заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя, пострадав за свидетельство истины даже до смерти. Мы же, чтуще святыню твою, со дерзновением взываем ти: отче наш, преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше.

_________________

К СВЕДЕНИЮ:
Архимандритом Свято-Афанасиевского мужского монастыря является
Преосвященнейший Иоанн (Хома), Епископ Брестский и Кобринский.
Обязанности Наместника выполняет игумен Серафим (Петручик).
Адрес монастыря: 224008, г. Брест, ул. Свято-Афанасьевская, д. 39,
Свято-Афанасиевский мужской монастырь. Телефон: (8-0162) 96-32-50.

© Ольга Ролич, 2009

СВЯТО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
/Публикация из "Зари" за 11.09.2014 г. - стр. "Свет Православия"/

18 сентября исполняется 366 лет со дня мученической кончины игумена Афанасия Брестского (Филипповича) и 105 лет со дня освящения часовни, построенной на месте его гибели в Аркадии.
Нынешнее торжество будет ознаменовано первым архипастырским визитом в Брестскую епархию Высокопреосвященного Павла, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Ожидается, что владыка Павел совершит Божественную Литургию в Свято-Афанасиевском мужском монастыре в этот памятный день.

Закладка часовни на месте мученической кончины игумена Афанасия происходила архиерейским чином 3 мая 1909 года. Тогда же перед тысячами паломников и представителями духовенства (в то время - Гродненской и Холмской епархий) была зачитана телеграмма Императора Николая II: «Передайте духовенству, войскам, администрации и всем бывшим на торжестве закладки часовни Мою благодарность за молитвы и верноподданнические чувства. Искренне радуюсь сооружению памятника славному поборнику Православия».
В том же году часовня была отстроена из соснового бруса на каменном цоколе и освящена в память Афанасия Брестского. Богослужения в часовне совершались до 60-х годов XX столетия. Затем часовню закрыли. И только в мае 1988 года власти вновь разрешили часовне действовать.
Восстановлением часовни занимался священник Евгений Парфенюк († 2008), тогда настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора, позже – строитель и первый настоятель Свято-Воскресенского собора – памятника 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вспоминая то время, отец Евгений восторгался благочестием и твердостью веры людей, которые, услышав клич о восстановлении часовни, в течение трех месяцев отстроили здание и очистили окрестности. А еще он говорил о том, что в тот период, когда часовня была закрыта и поругана, не было ни одного дня, чтоб на паперти не лежали живые цветы... Люди скорбели и плакали. А слезы, собранные в ладошки, несли к стенам опустошенного храма и намащивали его, словно елеем. Освящение восстановленной часовни было совершено 18 сентября 1988 года.

События сентября 1909 года остались на страницах «Гродненских епархиальных ведомостей» (№ 40 за 4 октября 1909 г.). Записал их священник Константин Михайловский, уроженец д. Береза Кобринского района. До Первой мировой войны он был ключарем Гродненского кафедрального Софийского собора, а в войну - священником лейб-гвардии Финляндского полка.
«19 - 20 сентября сего 1909 года г. Брест-Литовск с его окрестностями вновь был духовным средоточием религиозно-патриотической жизни православно-русскаго населения старо- русской Гродненско-Брестской земли. И в эти дни, как и 2 - 3-го минувшаго мая, все, кому дорого имя великого ревнителя православия, великаго русскаго патриота и славнаго неустрашимаго борца за веру православную и русскую народность в нашем Западно-Русском крае – святого преподобномученика Афанасия, устремили свои взоры в Брест к его св. могиле, а кто мог – поднялись и со всех сторон двинулись к этому месту святому, чтобы на нем призвать на себя и своих ближних милости Божия предстательством св. угодника Божия и, помянув дни древние, поучиться...
Богомольцы прибывали из различных мест, пешие и по железной дороге. Можно было видеть крестьян в костюмах различных местностей, от самой белой до самой черной свитки, с котомками за плечами. Все они направлялись к городскому Симеоновскому собору, где почивают мощи св. преподобномученика Афанасия, и к месту его кончины, где среди чистаго ровнаго поля, при большой старинной проезжей дороге из Бреста в Киев, возвышается украшенная зеленью и национальными русскими флагами новая, с пятью золочеными крестами, деревянная, крытая блестящим оцинкованным железом часовня-церковь его имени...».
Далее в своей статье о. Константин подробно описывает, как встречали прибывшее духовенство на железнодорожном вокзале военные и гражданские власти, как потом с хором военной музыки крестным ходом шествовали к городскому Свято-Симеоновскому собору; кто из духовенства служил праздничное всенощное бдение в соборе (епископ Белостокский Владимир), которое заканчивалось в 22.00, но паломники не расходились, а всю ночь наполняли собор, чтобы поклониться мощам святого Афанасия. Утром 20 сентября в городском Симеоновском соборе служили Божественную литургию, после окончания которой крестный ход с мощами святого Афанасия во главе с Преосвященным епископом Владимиром направился в крепостной (Никольский. – Прим. О.Р.) собор. «Десятки тысяч народа, величая святого мученика за веру православную и русскую народность в нашем Западно-Русском крае, шествовали в крестном ходе среди расставленных шпалерами войск, в сопровождении военной музыки. Встреченный на паперти крепостного собора крестный ход остановился у собора, а святые мощи были внесены в собор, где совершен был молебен святому Афанасию. По выносе святых мощей общий крестный ход во главе с Преосвященными владыками двинулся к месту мученической кончины святого Афанасия. Множество св. крестов, икон и хоругвий, семьдесят священников, много церковных хоров и оркестров военной музыки шествовали в этом крестном ходе. Далеко разносились умилительное пение песней из богогласника и стройная игра оркестра военной музыки. У места мученической кончины св. Афанасия идущий крестный ход был встречен многотысячным соединенным крестным ходом из Гершоновичской, Прилукской, Страдечской, Камень-Жировицкой и других церквей Влодавскаго и Полесскаго благочиний».
Мощи Афанасия Брестского были принесены в часовню, после чего был отслужен водосвятный молебен, «по совершении коего была окроплена святой водой часовня». Затем люди воодушевленно слушали слова и проповеди священников, поздравительные телеграммы и к 17 часам под звон колоколов тем же крестным ходом, но в обратном порядке (через крепость в городской собор) в сопровождении военной музыки возвращались домой.
И опять тысячи паломников «наполняли железнодорожную станцию в ожидании отхода поездов в различныя стороны, благодаря Бога, сподобившаго участия в торжестве прославления угодника Божия Афанасия, унося с собою ободрение и духовное подкрепление, столь необходимыя ныне в церковно-государственной жизни наших окраин».

Решением Синода Белорусского Экзархата в 1996 году на месте часовни был учрежден монастырь во имя преподобномученика Афанасия. Первым наместником монастыря был иеромонах Мефодий (Казаков), с 1998 года - иеромонах Варсонофий (Степанцов). Сейчас обязанности наместника монастыря исполняет архимандрит Серафим (Петручик).
Дважды в год к Свято-Афанасиевскому монастырю совершаются крестные ходы: в день Белорусских Святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице) и в день мученической кончины прмч. Афанасия Брестского - 18 сентября.

© Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ
2014г., г. Брест.

Рецензии

Спаси Господи, Ольга, за такие полезные сведения об этом святом, я впервые о нем узнал сегодня 30.04.2018, потому что жительница г. Бреста Татьяна Фурсова-Павловец написала в рецензии на мою статью (http://www.stihi.ru/2018/02/25/11211) случай чудесной помощи этого святого в её жизни, цитирую:
"Но я хочу рассказать о чуде, которое случилось со мной прошлым летом, когда я была на грани жизни и смерти в больнице. Ночью случился сердечный приступ, я то ли потеряла сознание, то ли заснула (до сих пор в неведении - что случилось?). Я не могла дышать, дыхание перехватило, и последние мои слова были уже выдохом: "О преподобномучениче отче Афанасие, спаси меня, грешную!" (Это наш, Брестский почитаемый святой и заступник Бреста, в нашей деревне Аркадии мужской монастырь на месте его трагической кончины - он замучен за Веру, теперь д.Аркадия вошла в городскую черту Бреста, паломники едут сюда отовсюду). И провалилась во Тьму, меня подхватил очень сильный морозный ветер, облепливал снег с головы до пят, и несло меня вверх, на высоченную чёрную гору. И вдруг я увидела вокруг себя пятерых монахов в чёрном облачении до пят, которые стояли над крутящимися под ними щитами! Слева от меня был монах в чёрном капюшоне и молился, держа кисти рук "домиком" -(большие пальцы соприкасались и указательные, средний - со средним, безымянный - с безымянным, мизинец - с мизинцем), причём вершина "домика" упиралась ему в центр лба. Как только порывом ветра меня уносило вверх на гору, монах молился ещё усерднее, насупив лоб, и меня как бы стягивало с этой горы. Только снова уносило вверх, монах ещё усерднее молился, и снова меня стягивало вниз, к нему. Так было много раз. Монахи молились много часов (приступ у меня начался где-то около 12 ночи, а пришла в себя я полшестого утра). Наконец, мне стало немного легче. Я встала на ноги (а всё время я видела себя лежащей горизонтально - ни на чём!). Тогда я стала просить монахов, чтобы они пришли ко мне домой погреться, а то замёрзли!(Я живу в Аркадии, в 15 минутах ходьбы от монастыря) Но этот монах в балахоне сказал: "Мы будем здесь, в Аркадии!" И я пришла в себя - лежу на кровати в больнице, приступ начал отступать, я смогла, хоть и с трудом, но дышать! Это было чудо! Я сразу поняла, что этот монах в балахоне и был святым Афанасием Брестским (именно таким его я и увидела, каким он был на иконе изображён!). А четверо монахов - это наши монахи из монастыря! Я даже не знала, сколько их в монастыре! Оказалось, что в этот день моя сваха подала меня за здравие на молебен в наш монастырь! А монахов было всего четверо в монастыре - они за меня и молились вместе со святым! С тех пор мне стало легче. И, слава Богу, до сих пор живу!
Но это не единственное чудо! Недавно к нам в монастырь приезжал старец и ночевал в монастыре. Вышел ночью по нужде, увидел монаха в чёрном одеянии, который обходил кругом монастырь. Старец что-то спросил у монаха, но тот не ответил, прошёл мимо. Старец тогда спросил у игумена, что это за сторож и кто сторожит монастырь? Игумен сказал, что у них нет сторожа, что это сам Афанасий Брестский охраняет свой монастырь - его уже многие видели, обходящим свои владения. Вот такие чудеса!"
И далее, - 01.05.2018: "Я сама до сих пор плачу, когда вспоминаю об этой дивной помощи преподобномученика Афанасия Брестского! Он до сих пор стоит у меня перед глазами, как живой! Разве же можно такое забыть! Я так благодарна ему и нашим труженикам-монахам за их молитвы в отношении меня! Наши монахи - такие подвижники, такие молитвенники сильные! Это просто чудо! Если в храмах службы идут от полутора до двух с половиной часов, то в монастыре всегда на часа 2 дольше! А когда я была на соборовании в прошлом году, то служба была аж 5 часов - так много было людей, что негде было яблоку упасть! А ведь священнослужители ещё и келейные молитвы после этого выполняют, и другие требы! Болеют сами, но молятся и молятся за нас, грешных и заблудших!"
Слава Богу, дивному во святых Своих!


В 1596 году в юго-западных областях, входивших в состав Польши, была насильственно введена уния, с точки зрения Рима и польского правительства обещавшая принести для католической церкви и польского государства великие блага, а на самом деле расстроившая польский государственный организм, потрясшая государство в самом его основании, явившаяся источником бесчисленных в крае беспорядков и пролития потоков крови. Хотя со стороны Рима в исконных русских областях, принадлежавших Польше, предпринимались попытки латинизации православных и ранее, но попытки эти не имели видимого успеха. По свидетельству самих польских историков, до введения унии православные в Польше наполняли города и села, занимали высокие правительственные должности и пользовались одними и теми же государственными правами с католиками, а также свободою исповедания православной веры. В пределах нынешней так называемой Малопольши, на пространстве от Кракова до Буга, до введения унии было 12 православных монастырей, из которых Яблочинский Свято-Онуфриевский остается и досель, как несокрушимый памятник древнего в сем крае Православия. Даже в западных литовско-русских областях, не смотря на то, что Владислав Ягайло, сделавшись польским королем и приняв латинство, всеми мерами старался ввести в них католичество, Православие крепко держалось в Литве, а в некоторых западно-русских городах, как, например, Владимире, Заславле, Житомире, Остроге, Кременце и других, латинских храмов не было и в помине, – они появились в позднейшее время. Но появилась уния, и судьба православных переменилась. Однако, не смотря на делаемые Римом униатам уступки, допускавшие сохранение у них учения и обрядов Православно-Кафолической Церкви, уния не находила отголоска в сердцах православных, и посему впоследствии стала вводиться насильственным путем. В эти тяжелые для православия времена многие из православных в борьбе против унии, вводившей латинское нечестие, жертвовали всем, даже своею жизнью, только бы не изменить вере своих отцов. В этой неравной борьбе мученически окончил свою жизнь 5 сентября 1648 г.

Великий защитник Православия святой Афанасий, игумен Брестский. Пострадал он, по проискам иезуитов, за твердое и бесстрашное исповедание святой православной веры. Всю свою жизнь он вел деятельную борьбу с насильно навязанной католичеством православно-русскому народу унией и всячески отвращал и ограждал его от нее. Поляки католики в особенности преследовали его, несколько раз ввергали в темницу, заковывали в цепи, мучили и, наконец, невинно осудили его на смерть, и, изранив, полуживым тайно закопали в землю, надеясь, что место его погребения будет скрыто от людей православных. Но Промысел Божий для славы праведника устроил иначе. Ученики св. Афанасия узнали о месте его погребения, и в ночь на 1 мая 1649 года тайно вынули тело его из могилы, и, так как оно после 8-мимесячного пребывания в земле оказалось нетленным, перенесли в Брестский Свято-Симеоновский монастырь (в старом Бресте), и с честию выставили его в храме для поклонения православным. За святую страдальческую жизнь, за твердость в вере православной и бесстрашное исповедание ее Господь удостоил преподобномученика Афанасия дара нетления мощей и чудотворения, каковые и совершались при раке его, по молитвам прибегающих к его помощи. Об этом было засвидетельствовано одним русским историком уже через 40 лет после блаженной кончины св. Афанасия. На это указывает в своих проповедях и епископ Белорусской епархии Георгий Конисский через 15 лет после обретения мощей св. Афанасия. Чудеса эти совершались и в последующие времена.

Вот что говорит о житии и страданиях св. Афанасия Брестского, этого великого поборника Православия и народного страстотерпца, история. Святой Афанасий (Филиппович) родился или в самом г. Бресте, или в окрестностях его, приблизительно в 1595–97 году, т.е. за год до Брестской унии, или же в первые годы после ее появления. Основанием для вычисления этой даты является свидетельство самого же Афанасия, который в своем диариуше (дневнике) говорит, что монашество он принял в 1627 году. А так как по правилам Православной Церкви, свято соблюдавшимся в те времена, монашеский постриг Афанасий мог принять не раньше тридцатипятилетнего возраста, то и год рождения его попадает приблизительно на 1595–97 годы. В молодых годах Афанасий получил блестящее по тогдашним временам образование и, как человек просвещенный, принят был на службу ко двору Литовского гетмана Льва Сапеги, где, по воле польского короля Сигизмунда, занимался воспитанием мнимого сына Марины Мнишек, шляхтича Лубы, которого иезуиты прочили на русский престол. Придворная жизнь, полная роскоши, тяготила Афанасия, а тяжелая жизнь православно-русского народа, угнетаемого и преследуемого за веру православную, вызвала в душе его непреодолимое стремление стать на защиту веры и народа. В виде сего Афанасий оставил двор вельможи и в 1627 г. принял в Вильне, в Свято-Духовом монастыре, монашество, дабы в духовном сане послужить Православной Церкви и народу. Искание душеспасительных подвигов побуждает Афанасия оставить Свято-Духов монастырь и поселиться в монастыре более уединенном и более строгом в выполнении монашеских уставов, и он переходит сначала в Кутелиский монастырь (близ Орши), а затем, в Межигорский (близ Киева). Здесь Афанасий укрепился в душеспасительных подвигах и стал известным далеко за пределами названных монастырей, как искренний подвижник благочестия и образованный защитник святой веры. Из Межигорья Афанасий возвращается для иноческого послушания в Свято-Духов монастырь, и во время своего путешествия в г. Вильну удостаивается от Господа следующего знамения. В одном пустынном месте он увидел лежащего при дороге сильно расслабленного человека и, по своей христианской доброте, взял больного на плечи, чтобы донести до ближайшего селения. Незнакомец, сидя на спине Афанасия, давал ему христианские наставления, повторяя часто имя Сладчайшего Иисуса, и Афанасию так было сладостно на душе, что он не чувствовал на себе ноши, а когда незнакомец внезапно скрылся, Афанасия понял, что Господь явленным ему видением призывает его на великий подвиг. Это было видение и наставление Афанасия в ревности к защите Православия. И во всю последующую свою жизнь св. Афанасий с ревностью древних пророков выступал пред польскими властями на защиту святоотеческой веры, обличал униатскую ересь и наставлял на путь истины колеблющихся и заблудших.

В 1632 г. Афанасий возводится в сан иеромонаха и назначается наместником Дубовского или Дубойского монастыря, что под Пинском. Не долго, однако, пробыл Афанасий в Дубовском монастыре. Так как монастырь этот в те времена служил оплотом Православия для местного края, содержа книгопечатню и школу и распространяя просвещение в духе Православия, он, по проискам иезуитов и по распоряжению канцлера Радзивилла, отдан был в 1636 г. в руки иезуитов, а православные иноки были из обители изгнаны. При отобрании монастыря, св. Афанасий, придя во время молитвы в восхищение, опять удостоился чудесного знамения, утвердившего его в той мысли, что враги Православия будут за свои неправды наказаны.

Оставив Дубовский монастырь, Афанасий перешёл в монастырь Купятицкий (под Пинском), который славился чудотворным образом Божией Матери. Здесь, по воле Божьей, на долю Афанасия выпало тяжелое послушание: произвести сбор пожертвований на постройку в монастыре нового храма, который пришел в совершенную ветхость. Зная, как ответственно это послушание, и как оно при постоянных гонениях на православных трудновыполнимо, св. Афанасий, уединившись в келлии, предался пред иконой Богоматери горячей молитве, прося Пречистую о помощи и заступлении, и во время молитвы услышал ее голос «Царь Московский устроит Мне церковь, иди к нему». Послушный голосу Богоматери, св. Афанасий, взяв с собою список Ее чудотворного Купятицкого образа (изображение лика Богоматери в кресте), отправился в Москву.

Труден и опасен был этот путь, так как поляки всеми мерами препятствовали сношению с Москвою находящимся под их властью западнорусским православным и жестоко расправлялись с теми, которые без разрешения пытались перейти границу. Положившись на помощь Владычицы и вторично подкрепленный во время молитвы ее обещанием: «Иду и Я с тобою», св. Афанасий благополучно прибыл в Москву и, ласково принятый царем Алексеем Михайловичем, поднес ему в благословение икону Богоматери и вручил письменную жалобу, в которой описал, как тяжело живется православным в Польше, и как «жители русские вопиют, что дети их живут без крещения, взрослые без брачного благословения, больные умирают без исповеди и Св. Причастия, умершие похороняются ночью скрытно и то в поле, огородах, погребах, что становится хуже жития в турецкой неволе, ибо вольности и за деньги не получаются». Получив щедрые дары от царя, бояр и благочинных щедродателей, св. Афанасий благополучно возвратился в Купятичи, но и здесь он пробыл не долго.

В 1640 г., по прибытию в Брест, с ревностью исповедника принимается за обличение униатской ереси, которая к тому времени сильно укрепилась в г. Бресте. Нашедши здесь права и привилегии, написанные на пергаменте и заключающие заклятия на унию, он заявил их в гражданских актах, огласив при этом в церкви и в разных местах о том, что злосчастная уния разделяет Русь, грозит явною опасностью восточной Церкви, русскому народу и его благочестию. Затем, сделавши выписки из королевских грамот, он получил новую привилегию, утвержденную королевской подписью и подтверждающую прежние права, предоставленные Брестской православной церкви. Однако приложить печать к этому документу, без которого он не мог иметь надлежащей силы, ни князь канцлер, ни ксендз подканцлер не захотели, заявив Афанасию следующее: «Будьте униатами, тогда для вас все сделается; в противном случае ведайте, что нам под клятвою папа повелел не допускать распространяться Греческой вере в этих местах». Своими пламенными речами и святостью жизни св. Афанасий с успехом стал поражать унию, и многих жителей г. Бреста и его окрестностей, совращенных в унию, возвратил в православие. Такая деятельность св. Афанасия сильно встревожила униатов, и против него были воздвигнуты гонения.

Под гнетом этих гонений Афанасий обратился к помощи Заступницы всех угнетенных, Божией Матери, и, пламенно молясь пред Ее иконою, явственно услышал Ее голос: «Афанасий! Супликуй (жалуйся) во имя Купятицкого Моего Лика на сейм королю и Речи Посполитой, грозя им праведным гневом и страшным судом Божьим, который их постигнет, если они не образумятся. Пускай совсем отвергнут унию и сынов Церкви Православной оставят в покое, что необходимо прежде всего, и тогда только может наступить благо». Повинуясь этому голосу, св. Афанасий в 1643 г. отправился в Варшаву, явился в Сенаторскую Избу на заседание сейма и пред лицом присутствовавшего там короля и сенаторов произнес речь, в которой жаловался на притеснения, чинимые православным иезуитами и униатами, и грозил королю гневом Божьим, если уния не будет уничтожена, и Церковь Православная не будет успокоена. Последствия этого выступления для Афанасия были весьма печальны. Его заключили в тюрьму и решили держать в заключение до окончания сейма, дабы он не смог выступить со своими справедливыми обличениями вторично. Но ревностный защитник не мог на этом успокоиться. Сознавая, что его уже не допустят поведать правду пред лицом господствующих властей, св. Афанасий, дабы побудить старших руководителей Церкви выступить на защиту Православия, как он сам засвидетельствовал в своем дневнике, принимает вид юродивого и в праздник Благовещения, убежав тайно из тюрьмы, нагой, облачившись только в клобук и монашескую мантию, забегает в костелы, бегает по улицам Варшавы, взывая громким голосом: «Горе отщепенцам и неверным!». Такой поступок причинил Афанасию тяжкие последствия. Он был схвачен и брошен в ров, наполненный грязью, где, подобно пророку Иеремии, едва не погиб, а затем присужден к лишению игуменства и священного сана и, для утверждения этого постановления, отправлен на суд к митрополиту Петру Могиле в Киев. Митрополит, однако, виновным св. Афанасия не признал и не только освободил от суда и восстановил в священстве, но и через непродолжительное время отпустил его по просьбе Брестских братчиков в Брест, на игуменство.

В Бресте на св. Афанасия обрушились еще большие бедствия. Латинское духовенство, по прибытии св. Афанасия в Брест, стало подвергать его и его православную паству тяжким обидам, издеваясь над православными святынями, врываясь с нафанатизированными толпами народа в храмы и прерывая в них богослужения, отнимая от монастырей и церквей имущество, а также предавая дерзкому грабежу имущество православных. В Кобрине, например, униатский архимандрит Облошинский, встретивши на дороге иноков, посланных к Афанасию из Купятицкого монастыря, ограбил их, отнял лошадей, обрезал священнику броду и, обнаживши диакона до нага, пустил их, как он выразился, на покаяние. Сам Афанасий подвергался на улицах нападениям, издевательствам и побоям буйных униатских студентов и священников, а православные, при встрече с униатами, подвергались ругани и насмешкам: «Вот, вот русин: Господи помилуй; …? (волк); схизматик; турка-гречин Наливайко; отщепенец и проч.».

Вынужденный искать защиты, св. Афанасий в 1644 г. отправился в Краков к фундатору Брестского монастыря, Новогрудскому воеводе Сапеге, но вместо защиты получил от него насмешливый совет или принять унию, или искать справедливости у латинян и униатов. Пребывание св. Афанасия в Кракове, таким образом, не только не принесло пользы его делу, но даже оказалось для него роковым по тем важным и тяжким последствиям, какие выпали затем на его долю. В Кракове св. Афанасий встретился с послами Московского царя, прибывшими туда для расследования о личности самозванца, выдаваемого поляками за сына Лжедмитрия и Марины Мнишек и выдвигаемого ими претендовать на Московский престол. Св. Афанасий открыл послам, что самозванец, которого скрывают у себя иезуиты, простой шляхтич Луба, бывший его воспитанник, и, в доказательство сего, доставил им несколько писем Лубы с подписью его «Ян Фавстин Дмитрович». За открытие такой важной тайны иезуиты решили погубить св. Афанасия во что бы то ни стало, что впоследствии и привели в исполнение. По их проискам Преподобный снова был заключен в Варшавскую тюрьму и закован в оковы. Как ни тяжело было в тюрьме св. Афанасию, однако он не забывал того святого дела, на которое был призван Самим Богом, т.е. дела защиты православных от злобы латинян и униатов. Еще с большей ревностью и самоотверженностью принялся он за сие святое дело в особенности после того, когда вторично услышал голос Богоматери, повелевающий стать на защиту угнетаемых. Побуждаемый этим голосом, св. Афанасий подает две «суплики» (жалобы) королю Владиславу IV, сопровождая их особенным мемориалом (памятною запискою). Одна из этих жалоб была прочитана не только королем, но и сенаторами, и с нее сделано было множество списков, так много правды она содержала и так неотразимо действовала на совесть людей, еще ее не потерявших. В жалобе своей он изложил историю насаждения православной веры в Русской земле, начиная от св. Владимира; разъяснил правду Вселенской Церкви, значение и важность Вселенских Соборов и беззаконное введение унии, основанной на корыстных целях; говорил об изменнических действиях епископов Поцея, Терлецкого и Рогозы в этом богопротивном деле с подробностью, в каких особенно местах православные преследуются, доказывал, что и война с казаками есть последствие введения унии. Обращаясь к лицу короля Владислава, Афанасий напоминал ему о данном им при коронации клятвенном обещании защищать православных и требовал от него, как имеющего власть, уничтожения унии, введенной тоже властью короля Сигизмунда III.

В мемориале он восхваляет Владислава за то, что тот ведет правильную политику в отношении Московского царя и не вмешивается в несправедливое дело Дмитровича, мнимого сына Марины Мнишек. В доказательство же того, что Дмитрович является подставным лицом, приводит слова Сапеги, которые он слышал от него о Дмитровиче, когда состоялся его воспитателем. Повергая свой мемориал на благоусмотрение короля, Афанасий говорит, что для него не трудно отличить ложь от истины, и тут же предвещает, что если его просьба не будет уважена, и король не выступит на защиту православных, то враги Православия сами себя истребят (sami siebie porzna). В мемориале он поместил и составленное им стихотворение, в котором вначале молит Господа об умиротворении Церкви и сокрушении врагов ее, особенно иезуитов, угрожает гневом Божьим униатам, советует им принести покаяние и возвратиться к Святой Православной Церкви. Чтобы сильнее побудить их к этому, он выставляет беспорядок в Римской иерархии при избрании папы, в силу которого, вопреки учению ап. Павла, что не больший от меньшего, а меньший от большего благословляется, папа избирается и посвящается кардиналами, т.е. низшими по степени священства лицами, считающимися его сынами. Такая неурядица происходит в Римской Церкви, по словам Афанасия, по причине отделения ее от Вселенской Церкви. В Православии же этого не бывает. Там, по смерти патриарха, избирают его преемника другие патриархи, все равные, собираясь во имя Иисуса Христа, или лично, или посланиями. В этом собрании Сам Иисус Христос, по слову Евангелия, невидимо присутствует и Сам управляет Церковью, а не какой-либо выдуманный и утвердивший себя правитель Церкви (ochmistrz).

После этих суплик св. Афанасия от оков освободили, но из тюрьмы не выпускали, пока от короля Владислава не был получен (3 ноября 1645 г.) «универсальный лист» на свободный выезд его из Варшавы. Впрочем, и лист этот св. Афанасию ничего не помог, так всесильна была в Польше власть иезуитов, ибо хотя св. Афанасий, по воле короля, и был освобожден из Варшавской тюрьмы, но свободы не получил, а по проискам иезуитов был переведен в Краковскую тюрьму. В Кракове его подвергали поношениям, побоям и голоду, там он погиб бы, если бы не был оттуда освобожден по настоянию Московских послов. Однако и это освобождение допущено было иезуитами под условием отправки его в Киев, к митрополиту Петру Могиле, и лишения его возможности всякого сношения с миром. В Киеве св. Афанасий пробыл больше года и, по смерти митрополита Петра Могилы, снова возвратился в Брест и был восстановлен в должности игумена Симеоновского монастыря. Здесь, в Киеве, он написал свой «диариуш» (дневник), в котором описал свою многострадальную жизнь в борьбе с иезуитами и униатами.

Но приближалось роковое время в жизни преподобномученика. Богданом Хмельницким в защиту Православия поднято было восстание, и положение православных в Польше еще более ухудшилось. Хотя в это тяжелое и тревожное время св. Афанасий тихо сидел в своем монастыре, но враги его не дремали. Его опять схватили, обвиняя в том, будто он вступал в сношения с восставшими казаками и посылал им воззвания и порох. Хотя обвинения эти оказались не доказанными, все же поляки св. Афанасия на свободу не выпустили, ставя ему в вину то, что он порицал унию. Св. Афанасий не только не отрицал своей вины, но на допросе без всякого страха подтвердил ее, угрожая своим обвинителям гневом Божиим, если они будут продолжать преследовать православных и не искоренять в царстве своем унии. Судьба св. Афанасия после этого была решена. Твердый исповедник Православия 1 июля 1648 г. был заключен в подземелье Брестского военного замка и там, закованный с головы до ног в цепи, ожидал своей участи. Наконец, над ним был назначен окончательный суд. На суде Луцкий бискуп Андрей Гембицкий спросил преподобного, проклинал ли он унию. «По истине она проклята», – ответил св. Афанасий и таким признанием окончательно решил свою участь. Ему вынесен был смертный приговор, и он опять был ввергнут в подземелье.

Ночью с 4 на 5 сентября к нему явились иезуиты и лестью и угрозами убеждали его отказаться от Православия и принять унию, обещая даровать ему жизнь. Предложения эти св. Афанасий отверг, и иезуиты вынуждены были уйти от него с посрамлением. Под утро св. Афанасий тайно был выведен из Брестского замка в лес, расположенный в 2-х верстах по Киевской дороге между Брестом и селением Гершоновичи, и там замучен. Дабы застращать преподобного предстоящими мучениями и добиться от него отречения от Православия и признания унии, в чем враги его еще не теряли надежды, его сперва подпекали огнем, а затем, на его же глазах, приказали вырыть могилу, а гайдуку зарядить мушкет двумя пулями. Но преподобный неустрашимо встретил конец своего жития и, когда ему в последний раз предложено было отказаться от своих слов против унии, он бесстрашно сказал: «Что я сказал, то подтверждаю, с этим и умру». Тогда гайдуку приказано было выстрелить преподобномученику в лоб, что он и исполнил, спросив предварительно на это позорное дело у преподобномученика его прощения и благословения. Хотя голова преподобномученика была поражена двумя пулями, все же он, как бы живой, для укора его мучителей, простоял еще некоторое время, опершись на сосну. Полуживого, его столкнули в могилу и засыпали землёй.

Так закончил свое земное существование ревностный поборник Святого Православия и защитник западнорусского народа св. преподобномученик Афанасий. Враги его радовались, полагая, что с его смертью прекратится борьба Православия с унией и Православие погибнет, но жестоко ошиблись. Его на земле не стало, но слова его, пророчески им высказанные незадолго до смерти в его завещании, сбылись: «Там, где тело мое израненное и острупленное за имя Божие положено будет, вера православная процветет, яко искра в пепле зарытая, явится, воссияет и повсюду осветит». Казалось, Православие, под сильным давлением и преследованием католичества и униатства, окончательно погибнет в Берестейской земле, но промысел Божий не попустил совершиться такой неправде. Земля Берестейская, обагренная мученической кровью св. Афанасия, не смотря на политические смуты и злоухищрение иезуитов и униатов, крепко блюла заветы своих отцов и служила незыблемым оплотом Православия в крае.

Как в Брестском Симеоновском монастыре, так и в соседних, ближайших в нему, Яблочинском Св. Онуфриевском, Преображенском и Троицком в Дрогичине (Бельского у.), Православие сохранялось неизменно, и монастыри эти служили не только рассадниками древнего благочестия, но и охранителями истинной веры Христовой. Пророчества св. Афанасия о гибели унии постепенно сбывались. Проходили исчисленные Господом для унии времена и сроки, и туман, окутавший западнорусские земли, постепенно рассеялся. Наступили, наконец, 1839 и 1875 годы, и западнорусский народ окончательно отверг насильно навязанную ему унию и возвратился к вере своих отцов. Верим и надеемся, что пророчество преподобномученика о полном уничтожении унии оправдается, и в будущем никакой обман и коварство, никакие насилия не совратят православный народ с истинного пути и не отвратят его от веры православной, исконной веры его отцов. От сего сохранит его своими молитвами пред Престолом Всевышнего и преподобномученик Афанасий.

Память святого преподобномученика Афанасия Брестского празднуется 20 июля и 5 сентября (по ст. стилю).


Тропарь, глас 2-ый:

Блажен еси отче наш Афанасие, яко верно пожил еси стоя бодренно за Святую Восточную Веру: со умилением присно поя неседальное Пречистей, заповедуя никомуже нарушати Православныя Веры святыя,

пострадав за свидетельство истины даже до смерти. Мы же чтуще святыню твою, со дерзновением взываем ти: отче наш, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше.


Кондак, глас 4-ый:

Монашеского жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси, тем же и Христос даром чудес обогати тя, да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, Преподобне.


Кондак, гл. 2 Афанасию:

Яко постника благочестна и искусна и страдальца произволением честна и пустыни жителя сообразна в песнех достойно хвалим Афанасия приснохвального той бо змия попрал есть.


Величание

Ублажаем тя, Преподобномучениче Афанасие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.


Текст приводится по изданию: Житие и акафист преподобномученика Афанасия, игумена Брестского

Афанасий Брестский, преподобномученик. История его Святых Мощей

Мученическая кончина святого страстотерпца Афанасия, игумена Брестского , последовала 5 сентября 1648 года. В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь, где спустя несколько дней, 8 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Земная жизнь преподобномученика Афанасия прекратилась, но память о нем всегда оставалась живой и священной среди православного населения западнорусского края. Глубоко чтилось здесь верующими его святое имя, а нетленные мощи святого преподобномученика, положенные в медную раку, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали громадное количество верующих.

Почитание Афанасия началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки Афанасия почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика , по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев). По приказу Петра I глава от мощей Афанасия была перенесена в С.-Петербург.

8 ноября 1815 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, сгорела деревянная монастырская церковь, а медная рака, в которой хранились мощи преподобномученика, расплавилась в пламени пожара. Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви.

В 1823 году святые мощи, по благословению архиепископа Минского Анатолия, настоятель обители переложил в деревянный ковчег и поставил в церкви для поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора, туда были перенесены святые мощи преподобного. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные исцеления страждущих.

В 1857 г. помещены в серебряный позолоченный ковчег , пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к Афанасия (в 1935 ковчег был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре). В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя Афанасия.

Икона с частицей мощей прмч. Афанасия Брестского находится в Свято-Афанасиевском Брестском мужском монастыре.

Мощи прпмч. Афанасия почивают Симеоновском монастыре (г.Брест).