Что такое открытые слоги в русском языке. Правила чтения гласных букв в английском языке

Слог – минимальная фонетико-фонологическая единица, промежуточная между звуком и речевым тактом. «Сферой обитания слога» является речевой такт. Ср.: на-борь-бу со-сти-хи-ей бы-ли бро-ше-ны все-си-лы. В артикуляционном отношении слог нечленим и поэтому его считают минимальной произносительной единицей. Существуют разные точки зрения на определение сущности слога и установлению принципов слогоделения. Разные подходы к определению слога зависят от того, какая сторона речи принимается во внимание – артикуляционная или акустическая.

С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком.

С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, ее звучание. С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков.

Теории слога

Существуют 4 теории слога.

1) Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз). Таким образом, слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой Василий Алексеевич Богородицкий).

2) Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный. Это теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия). Слог – импульс мускульного напряжения. Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.

3) Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс). Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10 ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:

1. наименее звучные (шумные)
2. более звучные (сонорные)
3. максимально звучные гласные.

Слог строится по принципу волны восходящей звучности.

4) Теория открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) – связь в группе «согласный + гласный» теснее, чем в группе «гласный + согласный». Г/ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны оканчиваться на гласные. Исключения составляют конечные слоги – слог может закрываться J.

В советское время главенствовала динамическая теория Щербы. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым.

Слогообразование по сонорной теории Аванесова

Звуки речи характеризуются различной степенью сонорности (звучности). Максимально сонорными в любом языке являются гласные звуки, далее по шкале убывания располагаются собственно сонорные согласные, за ними шумные звонкие и, наконец, шумные глухие. Слог, согласно такому пониманию, представляет собой сочетание более звучного элемента с менее звучным. В наиболее типичном случае это сочетание гласного, образующего вершину (ядро слога), с примыкающими к нему на периферии согласными, например, го-ло-ва, сти-хи, стра-на, ар-тист, о-зе-ро, ра-злу-ка.

Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности.

Звучность – это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется один наиболее звучный звук. Он является слоговым, или слогообразующим. Вокруг слогового звука группируются менее звучные, неслоговые, или неслогообразующие.

Максимально звучными в русском языке являются гласные, они и бывают слогообразующими. Слоговыми могут быть также сонорные, но в русской речи это бывает редко и только в беглой речи: [ру́–бл"], [жы́–зн"], [р"и́–тм], [ка́-зн"]. Это происходит потому, что для образования слога важна не абсолютная звучность слогообразующего, а лишь его звучность по отношению к другим рядом стоящим звукам.

Звучность можно условно обозначить цифрами: гласные – 4, сонорные – 3, шумные звонкие –2, шумные глухие – 1.

[л"и э са]́, [^д"ин́]
3 4 14 4 2 43

Виды слогов в русском языке

По своей структуре слоги бывают:
1) открытыми, если оканчиваются гласными;
2) закрытыми, если оканчиваются согласными;
3) прикрытыми, если начинаются согласными;
4) неприкрытыми, если начинаются с гласных.

Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука.

Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та.
Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай.
Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта.
Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.
Слог может состоять из одного гласного, будучи неприкрытым и открытым (о-зе-ро, о-рел, о-хо-та, у-ли-тка).

Изучение проблемы слога в языках фонемного строя, к числу которых относится русский язык, представляет особые трудности в связи с тем, что слог не соотносится здесь с какими-либо значимыми единицами, выявляется только на основании фонетических характеристик (ср. несовпадение слоговых и морфологических границ в примерах типа но-га и ног-а, жел-тый и желт-ый, зай-ду и за-йд-у).

Основные правила слогораздела

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог.

Слогораздел - граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи.

Существующие определения слога дают различные основания для определения места слоговой границы. Наиболее распространёнными являются две теории слогораздела. Обе они базируются на том, что для русского языка характерно тяготение к открытому слогу, а различия между ними обусловлены пониманием тех факторов, которые управляют слогоразделом.

Первая теория - теория Аванесова базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил: при последовательности СГСГСГ (С - согласный, Г - гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко, по-мо-гу и т. д.).

Когда между гласными оказывается сочетание двух или более согласных - СГССГ, СГСССГ и т.д., то при общей тенденции к образованию открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с которым в рус. языке в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине - гласному.

По собственной звучности Аванесов различает три большие группы - гласные, сонанты и шумные согласные, так что в неначальном слоге запрещёнными оказываются последовательности «сонант + шумный согласный»: невозможно деление на слоги су + мка (во втором слоге нарушен закон восходящей звучности, т.к. м более сонорен, чем к), нужно делить сум- ка, но ко-шка (оба согласные - шумные и не различаются по звучности, поэтому их сочетание в одном слоге не препятствует тенденции к образованию открытых слогов).

Правила Р.И.Аванесова отличаются простотой, но некоторые исходные положения спорны: во-первых, противопоставление начальных слогов неначальным не очень обосновано, т.к. традиционно считается, что сочетания, возможные в начале слова, возможны и в начале слога внутри слова. В начальных же слогах сочетания сонантов с шумными встречаются - льдина, ржавый, ртуть и т. д. Само разбиение звуков на три группы по звучности не учитывает реальной звучности - в «разрешённом слоге» -шка (ко-шка) на самом деле согласный [ш] более звучен, чем [к], так что и здесь закон восходящей звучности нарушен.

Вторая теория слогоделения, сформулированная Л. В. Щербой , учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу, характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударного гласного: если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный является сильноначальным и примыкает к этому гласному, образуя закрытый слог (шап-ка, кош-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к нему в связи с действием тенденции к образованию открытых слогов (ка-пкан, ко-шмар). Сонанты, однако, примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный (и это также сближает теории Аванесова и Щер6ы).

Однако до настоящего времени нет достаточно чётких определений фонетической сущности «импульса мускульного напряжения», лежащего в основе щербовской теории слогораздела.

Закон восходящей звучности

Деление на слоги в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным.

Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных словах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [р^-к"э-́тъ], [хъ- р^-шо]́, [цв"иэ–ты]́, [с^-ро-́къ].

2. Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б"и-́твъ], [зв"и э –зда]́, [р"э-́ч"къ].

3. Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р"и-́фмъ], [тра–́ вмъ], [хра-́брыį], [ва-́фл"и], [жад́ныį].

4. Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [в^-лна]́, [по-́мн"у], [к^-рман́]. В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: [в^л – на]́, [пом́-н"у].

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный
отходит к предшествующему слогу: [^р–ба]́, [пол́–къ], [н"иэл"–з"а]́, [к^н–цы]́.

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва-́нъ̅], [ка-́съ̅], [дро-́ж٬̅и].

7. При сочетании [ĵ] с последующими шумными и сонорными согласными [ĵ] отходит к предшествующему слогу: [ч"аį́-къ], [в^į-на]́, .

Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные.

Во-да:
1-3/1-3;
ло-дка:
2-3/1-1-3;
ма-сло:
2-3/1-2-3;
вол-на:
1-3-2/2-3.

В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и.

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Периферийные гласные неслоговые. Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс».

Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг).

Правила слогоделения в русском языке

1) сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу:
Ш + Ш О - КТЯБРЬ

2) Сочетание шумного и сонорного отходит также к неначальному слогу:
Ш + С РИ - ФМА

3) Сочетание сонорных отходит к неначальному слогу:
C + C ПО – ЛНЫЙ

4) Сочетание сонорного и шумного делится пополам:
Ш // С КОР- КА

5) Сочетание J с последующим сонорным делится пополам:
J // С ВОЙ - НА

Правила переноса слов

Возникает вопрос: всегда ли деление на слоги совпадает с правилом переноса слов в русском языке?

Оказывается, нет. Правила переноса слов следующие:

1. Слова переносятся по слогам: го-род, то-ва-рищ, ра-дость (нельзя: радо-сть).

2. Нельзя оставлять на строке и переносить на другую одну букву: яс-ный (нельзя: я-сный), мол-ния (нельзя: молни-я).

3. При стечении согласных разделение на слоги свободное: ве-сна, вес-на; се-стра, сес-тра, сест-ра.

4. Буквы Ъ, Ь, Й нельзя отделять от предшествующих букв: бой-цы, боль-шой, подъ-езд.

5. При переносе слов с приставками нельзя переносить согласную в конце приставки, если далее следует согласная же: под-ходить (нельзя: по-дходить), раз-вязать (нельзя: ра-звязать).

6. Если после приставки на согласную стоит буква Ы, нельзя переносить часть слова, начинающуюся с Ы: ра-зыскать (нельзя: раз-ыскать).

7. Не следует оставлять в конце строки начальную часть корня, не составляющую слога: при-слать (нельзя: прис-лать), от-странять (нельзя: отс-транять), пяти-граммовый (нельзя: пятиг-раммовый).

8. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую две одинаковые согласные, стоящие между гласными: жуж-жать (нельзя: жу-жжать), мас-са (нельзя: ма-сса), кон-ный (нельзя: ко-нный).

* Это правило не распространяется на двойные согласные - начальные корня: со-жженный, по-ссорить, ново-введение.

Если слово можно перенести по-разному, следует предпочесть такой перенос, при котором не разбиваются значимые части слова: класс-ный предпочтительнее, чем клас-сный, без-умный предпочтительнее, чем бе-зумный.

9. При переносе cлов с односложной приставкой на согласную, стоящую пеpeд гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведенным правилом без-умный и бе-зумный; без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и 6e-заварийный.

Примечание. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Английская система гласных с первого взгляда кажется сильно запутанной. Конечно, ведь в алфавите только 6 букв, а звуков – 20! Но все подчиняется определенным правилам, которые не так сложно понять. Весь секрет в слогах, на которые делится каждое слово.

Научиться читать невозможно без знания основ слогоделения, которое заключается в количестве гласных в слове. Так, например, слогом считается: a- tom, i-tem. Буква l+e и r+e, где “e” не произносится – тоже отдельная часть слова: ta-ble, ti-tle.

Типы слогов в английском языке делятся на ударные и безударные.

Ударные формируются в специфические группы:

1-ый. Открытый

Первым делом мысленно делим слово на слоги, затем смотрим, на какую букву заканчивается:

— гласная буква на конце свидетельствует об открытом слоге, а значит, произносится как в алфавите (“a” – эй, “o” — оу): see, go, he.

— если слово заканчивается на “e”, ее называют немая е, то слог также является открытым: pale, sake, like.

2-ой. Закрытый

Почти все английские слоги, заканчивающиеся на согласную, можно отнести к закрытым (исключение составляет буква “r”): bag, fun, plan.

3-ий. Слог с буквой “r”

Если после ударной гласной стоит “r”, которая не произносится, то гласная становится долгой: firm, sport, car.

4-ый. Слог с буквой “r” + “e”

Буква “e” немая, она не произносится, также, как и “r”. Именно эти буквосочетания и называют дифтонгами и трифтонгами:parents, fire, pure.

Каждая гласная в зависимости от открытого или закрытого слога произносится по-разному. Все они должны быть выучены наизусть и отработаны с помощью различных фонетических упражнений.

1-ый: Aa – – соответствуют русскому «эй», Ee – – похож на протяженный русский «и», Yy – – на «ай», Ii – – «ай», Uu – – на протяженный «ю», Oo – – произносится как «оу» .

Aa – make, Ee – we, Ii — time, Yy – type, Uu – tube, Oo – note.

2-ой: Aa – [æ] – среднее от звучания русских букв «э и а», Ee – [e] – «э», Yy – [i] – «и», Ii – [i] – «и», –Uu – [ʌ] – «а», Oo – [ɔ] – читается как русское «о».

Aa — cat, Ee – bed, Ii – sit, Yy – system, Uu – cup, Oo – not.

3-ий: Aa – – соответствуют протяженному русскому «a», Ee – [e] – «э», Yy – [ə:] напоминает что-то среднее между русскими «э и о», немного звук «ё», Ii – [ə:] – смесь «э и о», немного от звука «ё», Uu – [ə:] – «э и о», Oo – [ɔ:] – протяженный «о».

Aa – car, Eee – her, Ii – girl, uu – cure, Oo – more.

4-ый: : Aa – [ɛə] –звучит как русский «эа», Ee – – «иэ», Yy – — «ая», Ii – – «aя», Uu – – «юэ», Oo – [ɔ:] – долгий «о».

Aa – share, Ee – here, Ii – fire, Yy – tyrant, Oo – more.

Еще один из типов слогов в английском языке – это безударный слог.

Из названия понятно, что это слог, на который не падает ударение. Без ударения английские гласные читаются особенно. Итак, посмотрим:

Aa, Oo, Uu – читаются как звук [ə]: a gain, co ntrol, difficu lt.
Ee, Ii, Yy — читаются как звук [i]: be come, de cide, city .

Но:
— е+n+ согласная = [ə] student
— e+ l, n на конце = [-] (исчезает, не произносится) seven
— i+ конечная l = [-] (исчезает, не произносится) pupil
— o + конечная n = [-] (исчезает, не произносится): lesson

Много? Да? Тренировка и еще раз тренировка. Постепенно вы легко будете замечать открытый и закрытый слог, разовьете фонетическую интуицию.

Для начала выясним, чем же отличается открытый слог в английском языке от закрытого и на примерах посмотрим как правильно читать буквы в том или ином слоге.

Открытый слог в английском языке

Если слово оканчивается на гласную букву, значит это открытый слог.

name - имя

my - мой

take - брать

Вы наверное уже заметили, что практически во всех случаях, гласная буква e на конце слова немая (не читается). Давайте разберем теперь подробнее, как правильно читать гласные в открытом ударном слоге.

В открытом слоге все гласные читаются как в алфавите. Исключением является буква y . Всего в алфавите 6 гласных. Разберем каждый из них в таблице ниже.

Английские гласные буквы и примеры их произношения в словах

Aa

name - имя
lake - озеро
say - сказать

Как вы уже заметили последняя гласная буква в английском слове не читается. Она лишь говорит о том, что первую гласную в слове следует прочитать как в алфавите.

Ee

be - быть
me - меня
settle - скамья

В большинстве предлогов последнюю гласную букву мы произносим, как в примере с предлогом be (быть) и me (меня).

Ii

nice - быть
like - меня
line - скамья

Oo

no - нет
nose - нос
go - идти, ехать

Uu

mute - немой
tune - настроить

Yy

my - мой
skype - скайп

Гласная y в английском слове передает звук несмотря на то, что транскрипция у неё .

Закрытый слог в английском языке.

Если слово заканчивается на согласную букву, то это закрытый слог .

pen - ручка

good [ɡʊd] - хорошо

sit - сидеть

Разберем правила чтения каждой гласной по отдельности в закрытом слоге в английском языке .

Английские гласные буквы и примеры их произношения в закрытом слоге

Aa

bad - плохой
dad - папа
back - назад
black - черный
flat - квартира

Буква Aa в закрытом ударном слоге читается как звук [æ] . Этот звук похож на что-то между русской А и Э. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук. Хорошо потренируйтесь прежде чем переходить к следующей букве.

Oo

stop - остановиться
box - коробка
from - от, из
shop - магазин
hot - горячий

Буква Oo в закрытом ударном слоге читается как звук [ə] . Этот звук похож на русский звук О, но в русском, когда мы произносим О, мы вытягиваем губы вперед, в английском языке при произношении звука [ə] , губы вперед не вытягиваются. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.

Ii

big - большой
film - фильм
milk - молоко
sit - сидеть
fish - рыба

Буква Ii в закрытом ударном слоге читается как звук [I] . Этот звук похож на русский звук И. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.

Ee

best - лучший
bed - кровать
dress - платье
egg - яйцо
get - получать

Буква Ee в закрытом ударном слоге читается как звук [e] . Этот звук похож на русский звук Э. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.

Uu

cup - чашка
sun - солнце
run - бежать
fun - веселье
up - вверх

Буква Uu в закрытом ударном слоге читается как звук [ʌ] . Этот звук похож на русский звук А, но в английском он более напряженный. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.

Yy

gym - спортзал
myth - миф
rhythm - ритм

Буква Yy в закрытом ударном слоге читается так же как и буква Ii . Этот звук похож на русский звук И. На примерах отчетливо слышно как нужно произносить этот звук.

Полезное

Дифтонг - это когда одна буква содержит в себе два звука. Например в букве a , два звука .

Открытый закрытый слог в английском языке: упражнения

Теперь немного потренируемся. Выберите какой из звуков присутствует в слове.

red (красный)

black (черный)

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я расскажу Вам про типы слогов в английском языке. Некоторые читатели сейчас закроют статью и скажут, что не хотят так углубляться в изучение языка. Не нужно торопиться. Только на первый взгляд кажется, что англичане читают совершенно не так, как пишут. На самом деле везде есть логика. Зная её, вы сможете научиться уверенно читать. Поэтому давайте разберемся.

Зачем нужна транскрипция?

Многие ее уже не учат в школе и Вам вовсе не обязательно запоминать эти непонятные символы, но есть один секрет. Важно научиться делению на слоги.

Правило такое:

Если за ударной гласной стоит согласная (кроме r), то отдаем ее следующему, безударному.Как в слове stu/dent. При произношении Вы выделяете u четче. На неё и падает ударение. Поэтому d переходит во вторую часть. Если после ударной стоит две или больше согласных, первую забирает часть слова под ударением, а вторую – безударная (pat/tern).

Засомневались? Откройте словарь. Верхняя запятая в транскрипции указывает на ударение.

Open и shut

Теперь нужно знать, как определить тип слога. Многие из Вас учили в школе, но немногие уверено скажут, что значит открытый слог. Это тот, который заканчивается на гласную.

Почему буква r особенная?

Потому что она не подчиняется общим правилам, а диктует свои. В третьем типе она стоит после буквы под ударением и делает её долгой. Обратите внимание на fur (фёёё), fork (фоок), serve (сёёв). Тип слога 4 похож на 3 тип, но после r еще стоит буква e. Как в care, mere, more.

Поместим всю информацию в таблицу:

Поэтому рекомендую подписаться на мой блог и познакомиться с другими статьями. Так же вы получите в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

    ударение;

  1. темп речи;