Рельсовая война в ходе какой операции. Партизанская операция «Рельсовая война

ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ

Два года народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против немецких захватчиков, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны. В тылу немецко-фашистских полчищ, временно захвативших Белоруссию, с невиданным ожесточением и упорством разгорелась партизанская борьба белорусского народа по сокрушению гитлеровской военной машины, истреблению преступной армии интервентов всеми доступными народу способами. Особенно серьезные удары партизаны и партизанки наносят на коммуникациях немецкой армии, производят крушения военных эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим и оружием, военным имуществом, подрывают железнодорожные мосты, взрывают или сжигают станционные сооружения, взрывают и сжигают, расстреливают паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах, разбирают рельсы на железных дорогах. Партизаны и партизанки своими боевыми действиями разрушают тыл противника, изматывают врага, наносят ему огромный урон в живой силе и технике. Многие сотни воинских эшелонов не доходят до фронта, летят под откос от рук партизан-мстителей.

Железные дороги, проходящие через Белоруссию, на всем их протяжении находятся под непрерывным воздействием партизанских отрядов и диверсионных групп, что имеет громадное значение в срыве оперативных и стратегических замыслов противника. Вместе с этим ЦК КП(б) Белоруссии считает, что боевая работа белорусских партизан по разрушению путей подвоза противника может и должна быть усилена, к этому имеются все предпосылки и возможности. Важнейшими из этих условий являются: повсеместное быстрое развитие самого партизанского движения, принимающего характер всенародного движения против оккупантов, наличие широкой сети связи, аэродромов и посадочных площадок для самолетов, управляемость всеми партизанскими отрядами и бригадами в оккупированных областях и районах Белоруссии, наличие работающих на месте областных и районных подпольных комитетов КП(б) Белоруссии.

Все эти благоприятные условия и громадная сила самого движения делают возможным в настоящий момент поставить перед партизанским движением в Белоруссии задачу нанесения массированных ударов по железнодорожным коммуникациям противника в целях коренной дезорганизации всей железнодорожной сети, проходящей по территории Белоруссии.

Эта задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями. Внесенные по этому вопросу в ЦК КП(б) Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей.

Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей. Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей.

ЦК КП(б) Белоруссии

постановляет:

1. Одобрить представленный на рассмотрение ЦК разработанный по инициативе секретаря ЦК КП(б) Белоруссии т. Пономаренко план развертывания партизанской «рельсовой войны» в тылу немецких оккупантов как наиболее эффективный способ массового разрушения железнодорожных коммуникаций врага.

2. ЦК КП(б) Белоруссии призывает всех партизан и партизанок, командиров и комиссаров отрядов и бригад, руководителей диверсионных групп усилить непрерывные боевые действия по разрушению железнодорожных коммуникаций врага, использовать благоприятные возможности летнего периода для нанесения сильнейших массовых ударов по гитлеровской военной машине в наиболее уязвимых для нее местах. Коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага составит историческую заслугу белорусских партизан и партизанок в Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П. Пономаренко

Постановление бюро ЦК КП(б) Белоруссии «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны» от 24 июня 1943 г. // Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 4. Ч. 1. №1482

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: УСПЕХ СОВЕТСКОГО КОМАНДОВАНИЯ?

Герой Советского Союза командир партизанского соединения полковник Роман Наумович Мачульский в воспоминаниях указывает, что «…Бригады «Штурмовая», «Народные мстители», «Железняк», отряды Бегомльско-Борисовской зоны и бригады им М. В. Фрунзе Вилейской области за период с 15 августа по 1 ноября 1943 г. перебили на участке Молодечно- Минск - свыше 2,5 тысяч рельсов. За это время бригады «Смерть фашизму», «Дяди Коли», «За Советскую Белоруссию», им. Н. А. Щорса, им. газеты «Правда», действовавшие на участке Минск-Борисов-Орша, перебили свыше 8 тысяч рельсов. Партизаны бригады им. В. П. Чкалова Барановичской области за 15 дней пустили под откос 21 вражеский эшелон, уничтожили более 1300 гитлеровцев, перебили 272 рельса, взорвали и сожгли 8 автомашин и 10 мостов.

10 - 30 ноября войска Белорусского фронта провели Гомельско-Речицкую операцию. В ходе этой операции партизаны парализовали движение на железных дорогах Минск - Гомель, Брест - Лунинец - Гомель, Орша - Жлобин и ударами на шоссейных дорогах в этих районах сорвали перегруппировку и боевое обеспечение войск противника, помешали переброске их к местам прорыва и тем самым содействовали успеху наступавших войск Красной Армии.

«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА» В БЕЛОРУССИИ 1943 ГОД

Свидетельством эффективности ударов партизан является то, что когда противник предпринял попытку приостановить наступление Красной Армии на Могилевском направлении и 12 декабря 1943 года из района Быхова направил в район Паричей 292-ю пехотную дивизию, то она прибыла к месту назначения только 30 декабря в связи с чем, не смогла сыграть предназначавшейся ей роли в предпринятом контрударе.

Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия - писал он - начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».

Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее.

В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации планомерного отхода немецких войск и вывозу награбленного в Германию.

Операции «Рельсовая война» и «Концерт отличались рядом характерных особенностей. Если до лета 1943 года, боевые действия партизан на железных дорогах сводились в основном к деятельности отдельных диверсионных групп, то теперь к их проведению привлекался почти весь личный состав отрядов и соединений и даже члены резервных групп.

Обе блестяще проведенные операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям осуществленные в сроки, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение. По своим масштабам и значению эти операции были новым явлением в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией. Никогда еще борьба народных мстителей в тылу врага не играла такой роли в достижении успехов на фронтах Великой Отечественной войны.

А.С. Русак, А.В. Галинская, Н.Д. Шевченко. “Рельсовая война” в Белоруссии, 1943 год

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: ТАКТИЧЕСКИЙ ПРОСЧЕТ?

В приказе 0042 от 14 июля 1943 г. ЦШПД предписывал: «перебивание рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных, деповских путях, уничтожать запасные рельсы...»

ЦШПД полагал ошибочно, что противник испытывает недостаток рельсов. Подрыв рельсов поэтому казался весьма заманчивым, простым и доступным способом борьбы. Но у противника был излишек рельсов, немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый схемный мостик и стали по нему пропускать поезда: ведь при взрыве 200-граммовой шашки выбивалось всего 25-40 см рельса.

В 1943 г. прошли две операции «рельсовой войны». Первая началась в ночь на 22 июля брянскими партизанами, а всеобщая многодневная началась в ночь на 3 августа и продолжалась до 16 сентября. Вторая операция, названная «концертом», началась 16 сентября и продолжалась до 1 декабря. Планируемый «зимний концерт» не состоялся из-за недостатка у партизан взрывчатки.

Желаемых результатов все это не дало. Движение на железных дорогах было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа. Более того - переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов, и в конечном счете способствовало увеличению пропускной способности дорог, но в то же время затруднило восстановление железных дорог нашими военными железнодорожниками в ходе наступления.

Вот цифры. В первое операции участвовало около 100 тыс. партизан. Подорвано 214 705 рельсов, в том числе не менее 185 тыс. на дорогах Минской железнодорожной дирекции противника. Вторая операция: участвовало 120 тысяч, подорвано 146 149 рельсов, в том числе 89 тыс. в пределах Минской дирекции. Всего в Минской дирекции перебито 250 тыс. рельсов, или 60 процентов от всех подорванных в 1943 году рельсов.

Из этих 250 тысяч, 25 тысяч были подорваны на ненужных, не используемых участках. Это снизило темпы восстановления магистралей при наступлении Красной Армии.

Удельный вес сумм перерывов движения от подрыва рельсов на перегонах между промежуточными станциями достигал 24 процентов от суммы всех перерывов движения от всех действий партизан. Но на участках между узловыми станциями таких перерывов было только 10,1 процента, а на направлениях - менее 3 процентов, тогда как крушения дали около 60 процентов перерывов. На оккупированной территории на 1 января 1943 г. было 11 млн. рельсов, и подрывание 350 тыс. рельсов составляло всего 3 процента: вполне терпимо, тем более, что подрывы порой шли там, где сами оккупанты при отступлении подрывать рельсы не могли.

Количество доставленных составов вермахта не только не уменьшалось с увеличением числа подорванных рельсов, но наоборот, даже увеличивалось, так как чем больше рвали рельсов, тем меньше они производили крушений поездов. На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатых веществ. Этого было достаточно для того, чтобы пустить под откос по меньшей мере 1500 поездов. Это поняли самые умные из партизанских командиров, и с сентября они начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений.

Что требовалось взамен?

Борьба с вражеской армией для партизан может вестись только организацией крушений, подрывом автомашин и бронетехники минами и, при благоприятных условиях, нападениями из засад. Бои партизан с частями вермахта в его тылу были сопряжены для партизан с большими потерями, чем на фронте. Два украинских и шесть ленинградских партизанских полков, вступив в прямое боевое соприкосновение с оккупантами, несмотря на героизм, были разгромлены.

Эксплуатируемая железнодорожная сеть противника на 1 января 1943 г. составляла 22 тыс. км. Партизаны почти без потерь совершали диверсии на участках, где на 100 км приходилось не менее двух тысяч вражеских солдат. Так охранялись только наиболее важные участки дорог. Если бы партизаны совершали диверсии на всем протяжении, и противник довел плотность охраны до полка на каждые 100 км, то общая численность охраны железных дорог на оккупированных территориях превысила бы 400 тыс. человек - но и она не спасала бы железную дорогу от партизан-диверсантов.

Как было известно из показаний немцев и из разведданных, наиболее критическое положение у противника было с паровозами. При отходе Красной Армии паровозы были эвакуированы или выведены из строя. Гитлеровское командование было вынуждено собирать локомотивы на дорогах всей Европы, не гнушаясь самыми отсталыми, и гнать их на Восток. Появился так называемый эрзац-паровоз М-50, который стали выпускать паровозостроительные заводы Германии для восточных железных дорог. Паровозный парк катастрофически уменьшался от ударов партизан, авиации, сил Сопротивления на Западе, а также от износа.

Наибольший перерыв в движении составов достигался не ошибочной «рельсовой войной», а разрушением мостов и крушениями составов. Так как мосты сильно охранялись, зимой можно было парализовать движение одновременным выводом из строя водоснабжения в какой-то зоне. Разрушение линии связи - такое эффектное - затрудняло работу транспорта, но не приостанавливало ее на долгий срок.

1943 год вошел в историю партизанской борьбы как год массированных ударов по железнодорожным коммуникациям немецко-фашистских войск. Наиболее крупная операция по нарушению коммуникаций противника была подготовлена Центральным штабом партизанского движения. 9 июля в письме И. В. Сталину начальник штаба П. К. Пономаренко предложил с целью дезорганизации железнодорожных перевозок противника провести одновременно и повсеместно операцию по разрушению рельсов на железнодорожных путях {788} . Получив согласие Ставки, Центральный штаб партизанского движения 14 июля поставил задачу партизанским соединениям «одновременно с другими диверсиями проводить систематическое и повсеместное разрушение рельсов на железных дорогах врага». Для достижения внезапности намечалось первый налет провести в одно и то же время по сигналу ЦШПД. Командирам партизанских отрядов и бригад предписывалось «следить и сообщать в штабы партизанского движения о скоплениях эшелонов врага». К операции, которая условно называлась «Рельсовая война», планировалось привлечь около 96 тыс. партизан Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Орловской и Смоленской областей. Им предстояло подорвать более 200 тыс. рельсов в тыловых районах групп армий «Центр» и «Север» {789} .

Утвержденный 26 апреля 1943 г. Политбюро ЦК ВКП(б) оперативный план действий партизан Украины на весенне-летний период 1943 г. предусматривал парализовать работу 26 крупнейших железнодорожных узлов в тылу группы армий «Юг», в том числе Шепетовского, Ковельского, Здолбуновского, Коростенского, Сарненского {790} . В этом же месяце для оказания практической помощи подпольным партийным организациям и партизанским отрядам в тыл врага вылетели секретарь ЦК КП(б)У Д. С. Коротченко с группой партийных работников, а несколько позже - группа ответственных работников Украинского штаба партизанского движения во главе с его начальником генералом Т. А. Строкачом. На месте были уточнены боевые задачи партизанским отрядам и соединениям, а некоторым из них (соединениям С. А. Ковпака, М. И. Наумова, С. Ф. Маликова, А. Н. Сабурова и другим) поставлены новые.

Конкретные задачи по дезорганизации вражеского тыла от представительств Центрального и Украинского штабов при военных советах фронтов получили партизанские силы, действующие в полосах этих фронтов.

Результатом целенаправленной работы явилось резкое увеличение успешно проведенных партизанами диверсий на железнодорожных путях в период подготовки командованием вермахта наступления на Курской дуге. Только с апреля по июнь они подорвали 1700 немецких эшелонов. При этом 84 процента всех диверсий партизаны совершили на дорогах юго-западного и западного стратегических направлений. Начальник тылового района группы армий «Центр» генерал Шенкендорф 9 мая докладывал командующему группой армий Клюге, что для охраны от партизан 3300 км железнодорожных и шоссейных путей, а также большого количества военных и промышленных объектов явно недостаточно имевшихся в его распоряжении 59 охранных и полицейских батальонов {791} . Последовавшее за этим усиление войск, охранявших коммуникации, не дало сколько-нибудь существенных результатов: в июне на территории тылового района группы армий «Центр» было проведено боевых акций партизан и подпольщиков значительно больше, чем за соответствующий месяц 1942 г. {792} . При этом, по свидетельству бывшего начальника транспортной службы этой группы армий Г. Теске, было выведено из строя 44 железнодорожных моста, повреждено 298 паровозов, 1223 вагона. Партизаны 746 раз прерывали движение на участках железных дорог, в том числе 588 раз на срок до 12 часов, 114 - до 24 часов и 44 раза - свыше одних суток {793} .

Активизировалась партизанская борьба и в тылу группы армий «Юг». В донесении штаба оперативного руководства вермахта сообщалось: «Особенно широкое распространение получило партизанское движение на Украине, а это значительно ухудшает снабжение нашей армии продовольствием» {794} .

Пропускная способность важнейшей железнодорожной магистрали Ковель - Сарны - Киев, по которой воинские эшелоны двигались в районы Харькова и Белгорода, снизилась в 6 раз, а дороги Ковель - Ровно более чем в 2 раза. Еще больше стало разрушений на железнодорожном транспорте в период оборонительного сражения советских войск на Курской дуге. Только в июле партизаны совершили на железных дорогах врага более 1200 диверсий. Однако полностью прервать движение в тыловых районах немецко-фашистской армии не удалось.

После перехода Советской Армии в контрнаступление и перерастания его в общее стратегическое наступление враг лихорадочно перебрасывал резервы с одного участка фронта на другой. В этих условиях для него особое значение приобрела четкая работа железнодорожного транспорта. Именно этот момент выбрала Ставка Верховного Главнокомандования для начала «Рельсовой войны».

В ночь на 3 августа по приказу ЦШПД 167 партизанских отрядов численностью до 100 тыс. человек нанесли мощный удар по коммуникациям противника. Операция началась одновременно на фронте в 1000 км и охватила весь тыл немецко-фашистских войск от линии фронта до западной границы СССР. Партизаны захватывали заранее намеченные участки дорог, разрушали железнодорожное полотно, путевое хозяйство, нарушали связь, уничтожали подвижной состав и систему водоснабжения. По плану ЦШПД первым ударом предусматривалось взорвать 26 тыс. рельсов. Результаты превзошли намеченные планы. В одну ночь партизаны уничтожили более 42 тыс. рельсов.

6 августа в дневнике боевых действий верховного главнокомандования вермахта отмечалось: «За последние ночи существенно изменилось положение на железных дорогах из-за молниеносно проведенной серии взрывов, которые парализовали все движение в тылу группы армий «Центр» {795} . В последующие дни мощь ударов партизан, как и предусматривалось планом «Рельсовой войны», все возрастала. К 31 августа было взорвано более 171 тыс. рельсов, а к 15 сентября - 214 705 {796} . «Выступление сразу всех партизан еще раз свидетельствует о наличии твердого военного командования, которое ставит все более крупные задачи. Только за один месяц число взрывов в 30 раз больше, чем за целый год» {797} , - доносил 31 августа командир корпуса охранных войск группы армий «Центр».

Когда Советская Армия, развивая наступление, подходила к Днепру, по приказу Центрального штаба партизанского движения на коммуникациях врага началась вторая операция по разрушению путей, получившая кодовое наименование «Концерт». Немецкая дирекция железных дорог в Минске 19 сентября с тревогой сообщала: «Положение очень напряженное. Действия партизан невыносимо увеличиваются... Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий...» {798} . За время операции «Концерт» (она продолжалась до конца года) партизаны разрушили 148557 рельсов, а в результате двух операций - 363262, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути {799} . «Последовательный подрыв железных дорог (партизанами. - Ред.) впервые привел к непосредственному оперативному ущербу», - сообщалось в дневнике военных действий верховного главнокомандования вермахта за 3 октября 1943 г. {800} .

Стараясь восполнить дефицит в рельсах, гитлеровцы перешивали двухпутные участки на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши и Германии, увеличивая тем самым напряженность железнодорожных перевозок.

Наряду с разрушением железнодорожного полотна бойцы партизанских отрядов еще шире развернули боевую деятельность, уничтожая гарнизоны врага, его боевую технику, транспортные средства. Так, только белорусские партизаны за время «рельсовой войны» подорвали 836 эшелонов, в том числе 3 бронепоезда, вывели из строя 6343 вагона и платформы, 18 водокачек, разрушили 184 железнодорожных моста и 556 мостов на грунтовых и шоссейных дорогах, уничтожили 119 танков и бронемашин, 1429 автомашин, разгромили 44 вражеских гарнизона {801} . Украинские партизаны широко применяли мины замедленного действия. Во второй половине 1943 г. они организовали аварии 3188 эшелонов, то есть в 1,5 раза больше, чем за предшествующие два года войны {802} .

Согласно сводке командования группы армий «Центр» от 15 сентября 1943 г. только в августе 194:3 г. партизаны предприняли 781 нападение на железнодорожные узлы и станции, организовали 217 крупных и 12717 мелких взрывов, а также ЗОН взрывов мин. В 14 случаях железнодорожные объекты были обстреляны из противотанковых орудий и тяжелых минометов. В мастерских депо и на других объектах отмечались многочисленные акты саботажа рабочих. В результате было повреждено 74 паровоза и 214 вагонов, пущено под откос 80 паровозов и 625 вагонов, разобрано 150 км железнодорожных путей {803} .

Партизаны наносили удары и по водным коммуникациям врага. В Белоруссии после взрыва шести шлюзов прекратилось движение по Днепровско-Бугскому каналу {804} . На Днепре, Десне и Припяти украинские партизаны и подпольщики за 1943 г. потопили и вывели из строя 90 пароходов, барж, катеров и моторных лодок {805} .

Буржуазные фальсификаторы истории пытаются принизить роль партизанской борьбы в тылу немецко-фашистских войск. Американский буржуазный историк Э. Хауэлл в книге «Советское партизанское движение. 1941 - 1944» пишет, что действия партизан в 1943 г. не отличались эффективностью, так как они «не парализовали железнодорожные линии», «отступление немцев проходило беспрепятственно и почти по плану, с небольшим процентом потерь эшелонов с войсками» {806} . Однако факты полностью опровергают эти лживые утверждения. Так, в связи с усиливавшимися ударами по коммуникациям в августе ставка вермахта потребовала от группы армий «Центр» «привлечь к охране железных дорог все силы... не занятые непосредственно на фронте, в том числе учебные, резервные соединения и нелетный состав авиации» {807} . В сентябре последовал приказ начальнику войск по борьбе с партизанами на Востоке обергруппенфюреру СС Бах-Зелевскому «использовать подчиненные войска в первую очередь для отвлечения сил и средств противника от основных железнодорожных магистралей», имея при этом в виду, «что хозяйственные и другие вопросы должны отступить на задний план» {808} .

Железнодорожные разъезды и линейные станции стали охраняться гарнизонами численностью до 150 человек, через каждые 2 - 3 км пути выставлялись заставы силой до взвода, а через каждые 200 - 300 м сторожевые посты по 2 - 3 человека. Участки между заставами патрулировались группами солдат на дрезинах, вооруженных пулеметами. Чтобы лишить партизан скрытых подступов к железнодорожному полотну, фашисты повсеместно выжигали и вырубали леса и посадки вдоль железных дорог, ограждали пути колючей проволокой, а подступы к ним минировали. Несмотря на это, советские партизаны объединенными усилиями нескольких отрядов и даже соединений ликвидировали многие опорные пункты гитлеровцев.

Воспользовавшись крупными поражениями немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, партизаны под руководством подпольных партийных органов расширили районы боевых действий в тылу врага. В Белоруссии к концу года они контролировали значительную часть территории республики. Возникли новые освобожденные районы в Ровенской, Волынской, Житомирской, Киевской, Черниговской, Каменец-Подольской и Кировоградской областях Украины. Даже по признанию противника, «в некоторых местах действия партизан начинают перерастать в народное восстание» {809} .

К началу 1944 г. восставшее против фашистского ига население Ленинградской области освободило почти всю центральную, северо-западную и юго-западную части области. На этой территории находилось около 350 тыс. жителей, проживавших в 2 тыс. населенных пунктах {810} . Освобожденная калининскими и белорусскими партизанами территория на границе Белоруссии с Калининской областью простиралась с востока на запад на 100 км и с севера на юг до 80 - 90 км {811} . В общей сложности к осени советские партизаны контролировали свыше 200 тыс. кв. км.

На освобожденных территориях были восстановлены органы Советской власти, работали мастерские и небольшие промышленные предприятия, обслуживающие население и партизан, формировались и обучались резервы, лечились больные и раненые. Сюда под защиту партизан, спасаясь от произвола и насилия, стекалось население из районов, оккупированных немецко-фашистскими захватчиками. Спасение миллионов советских людей от неминуемой гибели или угона в гитлеровское рабство явилось большой заслугой советских партизан, их вкладом в победу над гитлеровской Германией.

Опираясь на освобожденные районы, крупные партизанские силы под командованием С. В. Гришина, С. А. Ковпака, Я. И. Мельника, М. И. Наумова, В. Е. Самутина, Ф. Ф. Тараненко, А. Ф. Федорова и других в 1943 г. по указанию ЦК компартий союзных республик и Центрального штаба совершали длительные рейды с целью расширения зон партизанских действий и нанесения ударов по важнейшим объектам противника. Крупное соединение украинских партизан под командованием А. Ф. Федорова с марта по июнь передислоцировалось с Черниговщины на Волынь. Совершило славный Карпатский рейд соединение С. А. Ковпака. Его участники прошли по тылам врага около 2 тыс. км, нанеся врагу большие потери: было убито более 5 тыс. солдат и офицеров, пущено под откос 12 эшелонов, разгромлено 17 крупных гарнизонов противника, уничтожено 170 автомашин. В Карпатах были взорваны 32 нефтевышки, 2 нефтеперегонных завода и ряд других объектов противника. Рейд способствовал расширению партизанской борьбы в западных районах.

По решению ЦК КП(б) Белоруссии от 23 ноября приступили к подготовке выхода в Белостокскую, Брестскую, Пинскую, Вилейскую и Барановичскую области 12 тыс. белорусских партизан {812} . Большая часть их в составе соединений, громя тылы врага, вышла до конца года в эти области.

Действуя активно, партизаны уничтожали живую силу врага, выводили из строя технику, срывали его экономические и политические мероприятия, нарушали планомерность пополнения войск людьми, боеприпасами. Советская Армия использовала освобожденные партизанами районы для высадки воздушных десантов {813} , скрытого выхода на фланги отходящего противника, наращивания темпов наступления и т. д. В партизанских краях и зонах находились аэродромы, которые играли большую роль в обеспечении партизан оружием, боеприпасами. С них переправлялись на Большую землю пленные, захваченные у гитлеровцев образцы нового оружия, документы и т. д.

Фашистское командование, стремясь подавить растущую активность действий партизан, предприняло серию карательных операций. Их проведение было санкционировано приказом ставки вермахта от 27 апреля 1943 г. В нем содержались указания о том, чтобы «борьбу против партизан рассматривать как боевые действия на фронте», «вести ее постоянно», всеми «наличными резервами или специально созданными подразделениями» Ответственность за разработку карательных акций и их осуществление возлагалась на оперативные отделы групп армий и полевых армий, которые должны были тесно взаимодействовать с высшими должностными лицами СС и полиции. Приказ требовал при проведении карательных экспедиций применять беспощадный террор не только против партизан, но и против оказывающего им помощь населения {814} .

Выполняя этот приказ, гитлеровцы с апреля до конца года провели И крупных карательных операций {815} . Для борьбы с партизанами и для охраны военно-экономических объектов враг был вынужден летом 1943 г. держать в своем тылу более 25 дивизий и большое количество карательных частей и подразделений {816} . Только против 20 тыс. партизан, действовавших в Брянских и Клетнянских лесах, в мае - июне немецко-фашистское командование бросило подразделения и отдельные части из шести пехотных (102-й венгерской, 6, 7, 98, 202, 707-й немецких), четырех танковых и моторизованных (4, 5, 10, 18-й) и двух охранных дивизий {817} . Для выполнения этой задачи привлекалось также большое количество полицейских частей.

Однако врагу не удалось уничтожить партизан и даже сколько-нибудь снизить их боевую активность. 8 июля штаб верховного главнокомандования вермахта в докладе о действиях партизан за апрель - июнь 1943 г. отмечал: «Деятельность партизан на всем восточном пространстве за последний квартал продолжала усиливаться... Наши мероприятия по борьбе с партизанами, несмотря на ввод крупных сил (так, в южной части района группы армий «Центр» путем отсрочки операции «Цитадель» мы впервые ввели значительные силы для умиротворения главной области деятельности партизан в районе Брянска), не достигли ожидаемого успеха» {818} . Это, по существу, было признанием краха фашистской оккупационной политики. В связи с началом Курской битвы давление на партизан повсюду ослабло, а после перехода советских войск в общее наступление силы гитлеровцев оказались еще больше связанными.

В ходе наступления советские войска осуществляли взаимодействие с партизанскими соединениями. По заданию военного командования партизаны непрерывно вели разведку, совершали диверсии на коммуникациях, срывали перевозки и эвакуацию, уничтожали живую силу и технику врага, нападали на штабы и другие органы управления, с помощью населения наводили переправы через водные преграды, прокладывали дороги в заболоченных местах, выводили подвижные отряды советских войск на фланги и в тыл отступающего противника, содействовали войскам в освобождении населенных пунктов. Так, Военный совет Центрального фронта поручил Орловскому штабу партизанского движения парализовать движение по железным и шоссейным дорогам в тылу противника. Выполняя это задание, партизаны с 26 августа по 5 сентября активно противодействовали движению врага по железным и шоссейным дорогам Брянск - Локоть, Брянск - Хутор-Михайловский, Брянск - Гомель, Кричев - Унеча, Унеча - Хутор-Михайловский, Новозыбков - Новгород-Северский и вывели из строя шоссейную дорогу Суземка - Трубчевск {819} . Фашисты были лишены возможности свободно перебрасывать резервы с одного участка фронта на другой.

Брянские партизаны помогли войскам в освобождении городов Брянска, Бежицы, Клинцов, районных центров Дятькова, Трубчевска, Клетни, Почепа, Навли и других. До начала наступления штабы Центрального и Брянского фронтов получили точные данные о расположении огневых точек, минных полей и противотанковых рвов, созданных противником по западному берегу Десны, а также описание бродов на реках Навля, Нерусса, Сев и Десна {820} . Во время битвы за Днепр партизаны подготовили и передали соединениям Советской Армии 25 переправ через Днепр, Десну и Припять, чем способствовали форсированию этих рек войсками Центрального, Воронежского и Степного фронтов. При освобождении Новороссийска активно взаимодействовал с частями 55-й гвардейской дивизии 18-й армии партизанский отряд, которым руководил секретарь Новороссийского горкома партии П. И. Васев {821} .

Советские войска после форсирования Днепра севернее Киева вышли к границам партизанского края. Блокированные партизанами в городах и районных центрах, части противника не смогли восстановить сплошного фронта в заболоченных лесистых районах Полесья. На протяжении нескольких десятков километров образовались разрывы. Через них в тыл врага проникали части советских войск. 17 ноября партизанское соединение А. Н. Сабурова в упорном 20-часовом бою разгромило фашистский гарнизон в городе Овруч Житомирской области. В течение следующих трех суток до подхода советских войск оно удерживало этот город и важный железнодорожный узел {822} . Крупные партизанские соединения А. Н. Сабурова, М. Г. Салая и С. Ф. Маликова в период отражения вражеского контрудара под Житомиром прикрывали открытый правый фланг 60-й армии генерала И. Д. Черняховского. До 3 тыс. партизан совместно с регулярными частями 9 декабря 1943 г. выбили противника из районного центра Знаменка.

После встречи с советскими войсками партизанские отряды зачастую вливались в их состав. Так, в сентябре - октябре 1943 г. в советский тыл вышли 15 180 орловских и смоленских партизан, находившихся в оперативном подчинении Западного штаба партизанского движения. Из них 13533 человека пополнили части Советской Армии {823} . Решением Минского обкома партии от 10 декабря 1943 г. в 65-ю армию были направлены более 10 тыс. бойцов партизанских отрядов и резерва {824} .

Партизаны помогали Советской Армии тем, что проводили широкую разведывательную работу. Большую ценность представляли собиравшиеся партизанами сведения о перегруппировке войск противника, строительстве оборонительных рубежей, расположении оперативных резервов, баз снабжения, аэродромов.

Весной 1943 г., когда Ставка Верховного Главнокомандования наметила план действий на лето и осень, резко повысились требования к разведке всех видов, и в частности к разведывательной деятельности партизан. Между тем партизаны часто ограничивали ее небольшой глубиной, а их разведорганы не всегда умело обобщали добываемые сведения. Народный комиссар обороны потребовал устранить эти недостатки. Согласно приказу НКО от 19 апреля 1943 г. «Об улучшении разведработы в партизанских отрядах» {825} на должность заместителей командиров партизанских частей и соединений по разведке назначались квалифицированные специалисты, прошедшие курс обучения в советском тылу. Ответственность за их работу возлагалась на штабы партизанского движения, непосредственно занимавшиеся отбором и назначением людей на эти должности. Большое внимание уделялось совершенствованию агентурной разведки. Поскольку в городах находилась основная масса штабов вражеских войск, в приказе ставилась задача внедрить партизанскую разведку во все без исключения населенные пункты, распространить ее на всю оккупированную территорию.

В связи с ростом партизанского движения абвер, гестапо, различные спецслужбы стремились расширить засылку в партизанские соединения и отряды шпионов для сбора информации о местонахождении, численности, вооружении партизанских формирований, а также для физического уничтожения командного состава.

Ставка ВГК возложила на органы государственной безопасности задачу оградить партизанские отряды и соединения от проникновения в них агентуры германских спецслужб. В некоторые подпольные обкомы партии, а также в партизанские соединения В. А. Бегмы, С. А. Ковпака, А. Н. Сабурова, А. Ф. Федорова и другие были направлены чекистские оперативные группы, которые в тесном контакте с командованием и партийными организациями вели контрразведку в партизанских соединениях и в зоне их действий. В 1943 г. за линией фронта, поддерживая тесные связи с партизанскими отрядами и соединениями, действовали оперативные группы органов государственной безопасности. Они проникали в немецкие разведывательно-диверсионные органы и школы, вскрывали подготавливаемые фашистами подрывные акции против СССР, выявляли шпионов и диверсантов, готовившихся к засылке или уже заброшенных в части и соединения Советской Армии, тыловые районы страны и в партизанские отряды.

Один из советских разведчиков, проникший в германский разведывательный орган «Абверкоманда-103», 15 мая 1943 г. представил в Центр немецкую оперативную карту. Он передал также альбом с 247 фотографиями фашистских агентов с указанием их настоящих фамилий, кличек и описанием фиктивных документов, с которыми они перешли линию фронта. На основании этих материалов вражеские агенты были обезврежены.

О масштабе разведывательной деятельности в тылу противника свидетельствует то, что с апреля до конца года на советско-германском фронте были установлены места сосредоточения 165 дивизий, 177 полков и 135 отдельных батальонов; при этом в 66 случаях раскрыта их организация, штатная численность и фамилии командного состава {826} .

Партизанская разведка помогла армейским разведорганам вскрыть планы немецкого верховного главнокомандования, дислокацию частей и соединений врага. У противника были захвачены некоторые новейшие образцы стрелкового и артиллерийского оружия, десятки тысяч оперативных документов. Как отмечал после войны бывший начальник третьего отдела («Восток») управления разведки и контрразведки ОКБ Шмальшлегер, великолепные результаты советской разведки во многом определялись огромной ролью разведывательной работы партизан {827} .

Проведенные Коммунистической партией весной и летом 1943 г. мероприятия по расширению и укреплению сети подпольных партийных комитетов, улучшению деятельности небольших, хорошо законспирированных подпольных групп с четко разграниченными функциональными обязанностями придали подпольной работе в городах и населенных пунктах необычайно широкий размах и устойчивость. Опираясь на помощь партизан и населения, подпольщики проводили активную диверсионную деятельность на коммуникациях, взрывали заводы и шахты, уничтожали гитлеровцев и предателей Родины, выпускали и распространяли листовки, воззвания и газеты.

Так, в ночь на 30 июля комсомолец-подпольщик Федор Крылович из оперативной группы «Храбрецы» совершил на Могилевском железнодорожном узле крупную диверсию. На станции Осиповичи к цистернам прибывшего из Минска эшелона с горючим он прикрепил магнитные мины. Рядом с эшелоном с бензином находились еще 2 эшелона с боеприпасами и эшелоны с броневиками и танками. В два часа ночи раздался взрыв. Вспыхнул эшелон с бензином. Пламя быстро переметнулось на соседние 3 эшелона. В результате было уничтожено 2 паровоза, 23 цистерны с бензином, 8 цистерн с авиамаслом, 30 вагонов со снарядами, 33 вагона с авиабомбами и минами, 15 вагонов с продуктами, 14 танков, из которых 11 танков «тигр», 7 бронемашин и т. д. Это была исключительно результативная диверсия, совершенная одним человеком.

Огромный политический резонанс имели акции возмездия подпольщиков в отношении чинов вермахта и оккупационного аппарата. По приговору партизанского суда минские подпольщики казнили изменников Родины: ответственного чиновника службы СД Акинчица, редактора фашистской «Белорусской газеты» Козловского, бургомистра Минска Ивановского и других. Отважная подпольщица Е. Г. Мазаник с помощью партизанок Н. П. Дрозд, М. Б. Осиновой и Н. В. Троян уничтожила палача белорусского народа рейхскомиссара Белоруссии Кубе. Прославленный советский разведчик Н. И. Кузнецов с помощью ровенских подпольщиков ликвидировал заместителя рейхскомиссара Украины Г. Кнута, президента фашистского суда Украины Функа, командующего карательными войсками на Украине генерала Ильгена, имперского советника финансов Г. Геля и других.

Деятельность подпольщиков становилась особенно активной с приближением Советской Армии. Советские патриоты в этот период предотвращали разрушение и разграбление многих предприятий, заводов, шахт, административных и жилых зданий. Во время боев за населенные пункты они собирали и передавали советскому командованию сведения об оборонительных сооружениях, маршрутах движения колонн противника, внезапными обстрелами вносили панику в ряды врага, минировали пути его отхода.

Еще шире проводился саботаж экономических и политических мероприятий оккупантов, в котором принимали участие миллионы советских людей. Несмотря на жестокие меры, рабочие покидали предприятия, портили оборудование, совершали мелкие диверсии, ведущие к выпуску недоброкачественной продукции.

Многие предприятия в результате саботажа так и не вступили в строй. Металлургические заводы Донбасса и Приднепровья, которые, по расчетам оккупантов, должны были дать в 1943 г. 1 млн. тонн продукции, давали в месяц не более 3 - 6 тыс. тонн {828} . Не удалось наладить выпуск снарядных гильз на заводе «Запорожсталь». Продукция запорожского завода «Ковкий чугун» составила около 10 процентов довоенного выпуска. 80 процентов поршней и цилиндров, выпускавшихся заводом «Ковкий чугун № 2», шло в брак. Из доклада штаба экономического руководства «Восток» от 30 сентября 1944 г. следует, что добыча каменного угля в Донбассе в период его оккупации составляла лишь около 4,1 млн. тонн в год, тогда как довоенная годовая добыча достигала 90 млн. тонн {829} . Для покрытия потребностей самих оккупационных властей и обеспечения работы пущенных ими предприятий гитлеровцы вынуждены были в течение всего периода оккупации поставлять туда каменный уголь из Верхней Силезии. Характеризуя положение на оккупированной территории, начальник полиции и службы безопасности писал в те дни: «Картина, представляющая собой ухудшение общего настроения населения, до сих пор не изменилась... Рабочие... рано или поздно бросают работу. Последнее наблюдается в тысячах случаев. Поимки сбежавших рабочих не дают никаких практических результатов... Не хватает полицейских сил для сопровождения беглецов под охраной на прежнее место работы» {830} .

Массовый саботаж и диверсии не позволили оккупантам не только обеспечить широкое производство, но и наладить ремонт военной техники.

Советское крестьянство под руководством подпольных партийных органов вело широкую борьбу против экономических мероприятий оккупантов. Оно саботировало уборочные работы, пользовалось малейшей возможностью, чтобы скрывать от оккупантов урожай. В результате освобожденные советскими войсками районы Левобережной Украины в 1943 г. бесперебойно обеспечивали потребности всех украинских и белорусских фронтов. Кроме того, здесь были созданы необходимые запасы, из которых около 100 тыс. тонн продовольствия в 1943 г. отгружено Ленинграду и войскам Ленинградского фронта {831} .

Саботаж принял широкий размах на всей оккупированной территории. Он имел не только экономическое, но и политическое значение, так как втягивал в борьбу с врагом миллионы патриотов.

В 1943 г. направляемая Коммунистической партией героическая борьба советских людей, оказавшихся на оккупированной территории, достигла большого размаха. В течение 1943 г. партизаны и подпольщики организовали почти в 5 раз больше подрывов поездов, разгромили в 5 раз больше вражеских гарнизонов, штабов и других военных объектов, уничтожили почти в 4 раза больше живой силы противника, чем за предшествующий год. На время с апреля по декабрь 1943 г. приходится наибольшая за всю войну доля потерь противника: 36,7 процента железнодорожных эшелонов, 61,4 - паровозов, 56 - вагонов, платформ и цистерн, 31,2 - мостов, 33,7 процента танков и бронемашин {832} .

Партизанские действия в 1943 г. имели ярко выраженный наступательный характер. Партизаны контролировали обширные территории. С 1943 г. крупные группировки партизан часто осуществляли боевые действия в рамках общего замысла операций, проводившихся советскими войсками. Гитлеровский генерал Л. Рендулич признавал: «Централизованность руководства партизанскими отрядами была очевидна, ибо при подготовке и проведении какого-либо значительного наступления немецких или русских войск партизаны в этом районе немедленно активизировали свои действия... Эти действия стали тяжелым бременем для армии и представляли собой немалую опасность. Ни на одном другом театре военных действий не было такого тесного взаимодействия между партизанами и регулярной армией, как на русском» {833} .

В 1943 г. особенностью взаимодействия партизан с советскими войсками были заранее планируемые и обеспечиваемые необходимыми средствами массированные удары партизанских сил по вражеским коммуникациям, развернувшиеся в период двух крупнейших битв под Курском и на Днепре.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили вклад партизан и подпольщиков в разгром гитлеровской армии. Только медалью «Партизан Отечественной войны» I и II степени за храбрость и стойкость в борьбе с врагом с февраля по декабрь 1943 г. были награждены 21 793 человека, многие тысячи были удостоены орденов, а 24 - присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Среди них партизаны и подпольщики В. Е. Лобанок, К. П. Орловский, Н. Н. Попудренко, Е. Г. Мазаник, Н. В. Троян, М. Б. Осипова и другие.

В ходе Великой Отечественной войны решающий вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков внесли Советские Вооруженные Силы. Вместе с тем боевые и диверсионные действия партизан и подпольщиков, а также массовое сопротивление населения экономическим, военным и политическим мероприятиям оккупантов имели значение важного военно-политического фактора. Ослабляя немецкую военную машину, борьба в тылу врага внесла весомый вклад в дело обеспечения коренного перелома в ходе войны и изгнания немецко-фашистских захватчиков с советской земли.

3 августа 1943 года началась операция «Рельсовая война». Около 100 тыс. советских партизан приступили к уничтожению железнодорожных коммуникаций и подвижного состава на оккупированных нацистами территориях СССР. Диверсионная деятельность позволила сократить объём железнодорожных перевозок противника на 40% уже к осени. С сентября 1943-го по август 1944 года были проведены ещё два этапа операции - «Концерт» и «Багратион». По оценкам экспертов, «Рельсовая война» сыграла принципиально важную роль в поддержке наступления советских войск, переломившего ход Великой Отечественной войны. Как советские партизаны сорвали планы гитлеровцев - в материале RT.

  • Немцы осматривают взорванный партизанами эшелон.
  • РИА Новости

Переломный момент

Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.

Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.

При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.

К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.

Илья Старинов родился в 1900 году в селе Войново Орловской губернии. В 1918-м был призван в РККА, попал в плен, бежал, был ранен. После выздоровления его перевели в сапёрную роту инженерного батальона, в составе которой он принимал участие в разгроме белых в Крыму. Это назначение во многом определило дальнейшую судьбу Старинова. В 1921 году молодой красноармеец поступил в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и спустя год стал начальником подрывной команды 4-го Коростенского краснознамённого железнодорожного полка. После обучения в Ленинградской школе военно-железнодорожных техников Старинова повысили до командира роты.

В 1920—1930-е годы он, как военспец по подрывному делу, готовил специалистов по установке минно-взрывных заграждений, а затем и будущих диверсантов. В 1933-м был переведён на службу в Главное разведывательное управление при Генштабе, а затем поступил в Военно-транспортную академию. После её окончания стал заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская.

Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев. По возвращении на родину Старинов стал начальником центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск, а затем принял участие в советско-финской войне. В 1940-м он получил назначение на должность начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления.

  • Илья Старинов
  • Wikipedia

С началом Великой Отечественной войны Старинов руководил работой по устройству заграждений и минированию сначала на Западном, а затем на Юго-Западном фронте. Благодаря оставленным Стариновым и его подчинёнными «сюрпризам» в Харькове был ликвидирован ряд высокопоставленных немецких офицеров. В ноябре 1941-го Илья Старинов был назначен заместителем начальника штаба инженерных войск Красной армии, а затем, сменив ещё несколько «диверсионных» постов, включая командование бригадой инженерного спецназа, в мае 43-го стал заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения.

За годы службы Старинов накопил богатейший личный опыт диверсионной работы с использованием взрывчатки. Кроме того, он обобщал и анализировал все ключевые эпизоды деятельности своих подчинённых. Старинов постоянно выступал за то, чтобы нарастить поставки партизанам мин и взрывчатки для организации масштабных диверсий на железных дорогах.

«Рельсовая война»

Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова приняло на рассмотрение высшее военное руководство страны. Однако в них были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Старинов, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты.

В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар.

14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. человек. Она проводилась на территории БССР, УССР и оккупированных областей РСФСР.

В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. рельсов, а за всё время её проведения — около 215 тыс. из 11 млн, находившихся на оккупированных территориях. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40%. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт.

«Действия партизан серьёзно осложнили жизнь немецкому командованию. Так, в тылу группы армий «Центр» с 3 по 6 августа (в разгар советского . — RT ) сообщение по железным дорогам было полностью прекращено. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий «Центр», вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий «Юг» и «Центр», в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.

«Концерт» и «Багратион»

Уже 11 августа 1943 года гитлеровская ставка отдала приказ создать систему оборонительных сооружений в районе Днепра. 26 августа советские войска начали реализацию комплекса взаимосвязанных стратегических операций, известного как битва за Днепр. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре.

Первый этап «Рельсовой войны» завершился 15 сентября. Но давать передышку немецким транспортникам было непозволительно. Вторая стадия операции получила название «Концерт». В ней участвовало уже 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 тыс. человек. Рельсовый «Концерт» должен был начаться 19 сентября, но доставку взрывчатки осложняли плохие метеоусловия, и старт операции перенесли на 25-е число.

«Концерт» охватил практически весь фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления в Белоруссии и в битве за Днепр. На протяжении сентября—октября 1943 года партизанам удалось уничтожить ещё 150 тыс. рельсов. Только на территории Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Однако затем операция была остановлена из-за нехватки взрывчатки.

  • Подрывник закладывает взрывчатку под рельсы
  • РИА Новости

Дальнобойная немецкая пушка «Дора».

В 1942 году при осаде Севастополя гитлеровцы применили кроме прочих орудий и 800 миллиметровую артиллерийскую систему «Дора». Семитонные снаряды этой пушки пробивали 100 сантиметровую броню. Вес орудия превышал 1350 тонн. Установка передвигалась на платформе с 80 колесами. Расчет составляла команда из 450 солдат и офицеров.

Однако 80 снарядов, выпущенных по героическому Севастополю, не оправдали надежд гитлеровского командования. Орудие вскоре перевезли под Ленинград, где началась знаменитая рельсовая война.

Нашим воинам противостоял сильный и опытный противник. Фронт подошел так близко к Ленинграду, что центр города оказался в радиусе действия гитлеровской дивизионной и корпусной артиллерии. Кроме того, немцы постоянно подвозили к передовой орудия большой мощности калибром до 420 миллиметров. В обстрелах участвовали как германские железнодорожные установки (240–380 миллиметровые), так и их трофейные французские аналоги (305–370 миллиметровые). 15 сентября 1941 года Ленинград находился под огнем 18 часов 32 минуты, 17 сентября – 18 часов 33 минуты.


Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек)

Артиллерия Ленинградского фронта имела дальность стрельбы всего до 20 километров, так что вся тяжесть противоборства легла на моряков и железнодорожников. Подвижность «рельсовых» батарей и разветвленность местного транспортного узла обеспечили широкий маневр орудиям. При необходимости прокладывались и новые пути.

К лету 1942 года батареи научились открывать огонь уже через минуту после обнаружения вспышки орудий противника. Гитлеровцы тоже не дремали: в начале осады они начинали стрельбу только через 20–25 минут после первых залпов советских пушек с железнодорожных транспортеров, а через год этот промежуток сократился втрое. Но в ответ наша артиллерия ускорила развертывание на огневой позиции и отход с нее. Такого прогресса достигли за счет перехода от последовательного выполнения отдельных операций к параллельному. Делалось все, чтобы обеспечить быстрое движение транспортера по рельсам. В итоге получилась почти 7 кратная экономия (4 минуты вместо штатных 25)! Часто с целью соблюдения маскировки батареи отходили «самоходом».


Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие. Вначале суперпушка получила название «Густав», но традиция фирмы давать своим изделиям женские имена оказалась сильнее, и изобретение поменяло «пол».

Открытие огня маскировалось подрывом имитационных взрывпакетов или залпами орудий среднего калибра. Саперы устраивали ложную позицию батареи на 700–900 метров впереди действующей. Первые выстрелы производили с нее, а когда противник, отвечая, «засвечивался», в дело вступал большой калибр.

Подобные тактические «изюминки» приносили неплохие результаты. К 1 октября 1943 года 19 я батарея осуществила 118 выходов на боевые позиции и в 89 случаях подвергалась ответному огню. Немцы выпустили до 1500 снарядов, но ни один транспортер так и не вывели из строя – столь высоким оказалось искусство маскировки! Ну а уже в 1944–1945 годах советские «рельсовые пушки» полностью доминировали. При прорыве блокады Ленинграда зимой 1944 го батареи выпустили по врагу 6798 снарядов. Железнодорожники участвовали в штурме Выборга, обеспечивали десантные операции на островах Финского залива, обстреливали блокированные гарнизоны Мемеля, Либавы и Кенигсберга.

К концу войны бригада железнодорожной артиллерии насчитывала 356 миллиметровых и 305 миллиметровых установок – по 3, 180 миллиметровых и 152 миллиметровых – по 12, 130 миллиметровых – 39. Причем в ходе боев не погиб ни один расчет с орудием калибром более 152 миллиметров…

Столь блестящие результаты не могли не привлечь внимания командования. Разработчики уникальной техники были удостоены надлежащих почестей. Но мало кто сегодня знает, сколько интереснейших образцов осталось на бумаге.

356-мм жедезнодорожная установка ТП-1 обр. 1939 г.

Главное артиллерийское управление (ГАУ) еще в 1931 году выдало наркоматам «Ориентировочное задание на проектирование железнодорожных установок». 8 февраля 1938 года маршал Кулик утвердил тактико технические требования на «рельсовую» 356 миллиметровую пушку ТП 1 и 500 миллиметровую гаубицу ТГ 1. Проектирование качающейся части обоих орудий поручили Особому техническому бюро УНКВД Ленинградской области, а транспортера – ЦКБ 19, располагавшемуся прямо в знаменитой тюрьме «Кресты». Позже эта «шарага» была переименована в ОКБ 172.
Рабочие чертежи и той и другой системы были подписаны в январе 1940 года. А уже летом 1941 го планировали провести испытания. Но начавшаяся война нарушила планы. Изготовители суперорудий – ленинградский завод «Баррикады» и Новокраматорский механический завод – перешли на выпуск другой продукции. Уже отлитые материальные части ТП 1 и ТГ 1 законсервировали…

Тем более что опыт Второй мировой войны показал не очень хорошие перспективы использования сверхдальнобойной артиллерии. Ту же «Дору» и двух ее сестер при первой же угрозе прорыва ленинградской блокады пришлось вывезти в Германию, где они и были взорваны к концу войны.
Не лучшая участь ждала и другие суперпушки. Так, орудие, предназначавшееся для обстрела Лондона и появившееся на побережье Ла Манша в начале 1945 года, поначалу обеспокоило союзников. Еще бы! Махина имела длину ствола в 130 метров, а снаряд калибра 150 миллиметров весил 140 килограммов. Однако первый же выстрел закончился разрывом ствола и больше к этой затее не возвращались!

Наконец, в самом конце Второй мировой войны на вооружение вермахта поступило несколько 600 миллиметровых самоходных орудий «Карл». Однако они оказались неповоротливыми, недостаточно эффективными и вскоре были захвачены нашими частями.

Знакомство с трофейными «мастодонтами», возможно, послужило толчком к тому, что в 1951 году ЦКБ 34 начало проектировать 406 миллиметровую железнодорожную установку СМ 3б. Для расчета ее баллистических характеристик использовали данные аналогичной пушки с недостроенного линкора «Советский Союз». Впервые артиллерийская система имела двойной откат (ствол откатывался по люльке, а верхний станок скользил по нижнему) и специальные приборы управления стрельбой, сопряженные с радиолокатором «Редан 3». Одновременно разрабатывали 305 миллиметровую установку СМ 31, также имевшую двойной откат, и 180 миллиметровое орудие ТМ 2–180.

Но в середине 1950 х годов в связи с новой позицией военно политического руководства во главе с Н. С. Хрущевым («ракеты вместо пушек») все работы по железнодорожной, а также морской и береговой тяжелой артиллерии были свернуты. К моменту прекращения финансирования упомянутые установки еще не выпускались, но их чертежи уже готовились для передачи на заводы.
Тем не менее тяжелые «рельсовые пушки» длительное время оставались на вооружении ВМФ. Так, еще до 1 января 1984 года моряки эксплуатировали одиннадцать ТМ 1–180 (8 на Черном море и 3 на Балтике) и две ТМ 3–12 (в финском заливе).

Оба орудия – по экземпляру этих «последних ласточек» отечественной железнодорожной артиллерии – помещены на вечной стоянке, близ форта Краснофлотский (бывшая Красная Горка) под Санкт Петербургом.

Одним из самых эффективных средств борьбы советских партизан с немецкими оккупационными войсками во время Великой отечественной войны была Рельсовая войны. Эти действия подразумевали под собой нарушение функционирования железнодорожного сообщения, что приводило к затруднению перевозки военной техники и солдат противника. Апогеем таких действий стали события, проводимые советскими партизанами в период 3.08. – 15.09.1943 получивших в истории название «Операция» Рельсовая война». Данная операция проводилась на оккупированной территории современной Украины, России, Белоруссии.

Основная задача операции состояла в оказании помощи советским войскам в окончательном разгроме нацистских войск в ходе Курского сражения и дальнейшего продвижения наступления, путем препятствию подвоза материального обеспечения для усиления обороноспособности немецких войск и перенос основных сил немцев для охраны железной дороги.

Для проведения операции «Рельсовая война» были привлечены партизанские соединения Украины, Белоруссии и России. Одним из разработчиков операции стал П. Пономаренко, приказ о начале операции был отдан 14.07.1943 года. Партизанские соединения были обеспечены взрывчаткой и подрывной техникой и другими боеприпасами. Всего в операции было задействовано более ста тысяч партизан, которые развернули активную деятельность в тылу немецких армий «Юг», «Центр» и «Север». Операция «Рельсовая война» растянулась по фронту на тысячу километров и в глубину более чем на семьсот пятьдесят километров. Сама операция была тщательно разработана, у каждого отряда была конкретная цель, все действия был расписаны до минуты. Своеобразной «репетицией» операции стал массовый подрыв рельсов орловскими партизанами 22 июля 1943 года.

С первого дня операции партизаны развернули широкую подрывную деятельность. Одновременно на многих участках железной дороги прогремели взрывы, причем немцы, не ожидавшие столь масштабных действий, к восстановлению железной дороги начали только через три дня. Только за первые сутки было уничтожено более сорока тысяч рельсов. Успех операции был колоссальным, так за период июля-сентября 1943 года партизанам удалось уничтожить 1529 железнодорожных эшелонов и 115 мостов. Партизанам только в Белоруссии удалось взорвать три бронепоезда противника и уничтожить более 810 эшелонов немцев. Партизаны смогли уменьшить пропускную способность железнодорожного покрытия на 71%. Некоторые участки железной дороги были полностью разрушены, так грузы с Ковеля на Бердичев теперь оккупанты могли везти только через Одессу. Партизанам удалось надолго парализовать железнодорожное сообщение на таких важных узловых станциях как Ковель, Сарненск, Шепетовка, Здолбуновск. Всего по плану операции предусматривалось уничтожение 230 тысяч рельсов, то есть 1330 км железнодорожных путей в одну колею, план был выполнен почти на 100%.
Результатами операции стало резкое сокращение подвоза противнику материального обеспечения и живой силы. Для хотя бы частичного восстановления разрушенного железнодорожного покрытия, немецким войскам пришлось преобразовать двупутные участки в однопутные, сваривать подорванные рельсы. На оккупированные территории в срочном порядке привозились рельсы из Германии и Польши, а это в свою очередь увеличило напряженность транспортировки. Для охраны дорог немцам пришлось прилечь дополнительные силы, что затрудняло перегруппировку и снабжение отступающих войск.

Большой вклад в провидение операции «Рельсовая война» внесли такие советские партизаны как С. Ковпак, А. Федоров, Ф. Лысенко., В. Яремчук, и еще пяти подрывникам в ходе операции было присвоено звание Героя Советского Союза.