Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: (3 урок) «Передышка» Г.А. Скребицкий. Урок добра.
Цель урока: создать условия для формирования понятия «добро»
создать условия для обсуждения темы;
учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;
содействовать воспитанию любви к окружающему миру через воображение и удивление;
способствовать развитию речи, навыков осознанного чтения.
Тип урока: комбинированный
Технология: развитие критического мышления на уроках
Вид учебной деятельности:
Самостоятельная работа
Групповая работа
Поисковая работа
Работа в парах
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные УУД
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности:
ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение. родина;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
поиск и выделение необходимой информации;
анализировать художественный текст;
обобщать и систематизировать учебный материал.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других;
умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
умение договариваться и находить общее решение;
понимание разных точек зрения на один и тот же вопрос;
проявлять интерес к общению и групповой работе.
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно;
умение работать по предложенному учителем плану;
самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи;
соотносить внешнюю оценку и самооценку;
строить устные и письменные высказывания с учётом учебной задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук
Приложение: презентация, музыка для релаксации, лист бумаги А4, фломастеры, сердечки из бумаги (30 ш.), карточки (ситуации), плакат «дерево добрых дел», памятки «Твори добро»
Ход урока.
I. Стадия вызова
Цель этапа: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся. Дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.
Задачи: создать положительный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.
А) Организационно-подготовительный
Подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.
Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости
Что такое добро? А такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
Б) Актуализация опорных знаний
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений необходимых для открытия новых знаний.
И так, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?
Cлайд 1 («Твори добро»)
В словаре Ожегова слово доброта определяется так:
Слайд 2 («Листок » из толкового словаря)
В) Постановка собственных целей обучения.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.
Так какая тема нашего урока? (что такое добро и что такое зло)
А цель урока? (раскроем значение этих слов и узнаем как влияют эти общечеловеческие нормы на окружающих)
Чтобы раскрыть смысл этих норм, нам необходимо вернуться к рассказу Скребицкого Г.А. «Передышка».
Г) Открытие новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.
Учитель начинает рассказ текста:
От деревни дорога шла через широкое поле. Солнце так и печёт. Но как раз у самой дороги ….
Ученики продолжают рассказ.
Почему однажды берёзка не покрылась зеленью?
Работа в группах
1 группа выписывает слова о берёзке до беды
2 группа - какая она стала после вмешательства детей
1 группа 2 группа
Зелёная, Чёрный,
свежо, прохладно, пообдирали,
шумят листья обледенелая,
нарядная, голая, потемневшая,
золотая, обломали, засохла,
жёлтая. свалили. Радость, красота, восторг Печаль
Слайд 3 («Берёзка до беды и после беды»)
Действительно, проникаешься сочувствием к дереву, как человеку.
Наши предки бережно относились к деревьям, считали, что ни живые. Прежде чем срубить дерево, они просили у него прощения.
Сколько поэтов посвятили свои строки берёзе. А сколько художников изобразили берёзу на своих полотнах…. Каждый старался излить свои чувства перед берёзой.
II Стадия осмысления
Цель этапа: помочь активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.
А) Творческое применение и добывание знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.
Слайд 4 (И. Левитан, И.Шишкин «Берёзовая роща»)
Слайд 5(А.Куинджи «Берёзки»)
1) «Встреча» поэтов и художников
а) Рисунки детей на доске на тему «Русская берёзка»
б) Чтение стихотворений поэтов учащимися по ходу показа слайдов.
Чем является берёзка для России? (Символом)
Сейчас идёт олимпиада-это символ…. (дружбы, порядочности, доброжелательности.)
А что является символом олимпиады? (Заяц, медведь, тигр.)
А мира? (Голубь.)
Б) Осознание и осмысление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.
Цель, которую хочет достичь учитель: проверить осознанность усвоения учебного материала.
Сейчас вы нарисуете символ доброты.
1) Творческая работа.
На листах А4 дети рисуют символ доброты.
(Работы прикрепляются на доску)
2) Игра-тренинг «Волшебный цветок» (проходит под музыку для релаксации «Красивая мелодия»)
Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу, (звучит музыка)
Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
А теперь откройте глаза. Садитесь на свои места, сохраняя это настроение.
III. Стадия размышления
Цель этапа: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему
А) Закрепление учебного материала
Цель, которую хочет достичь учитель: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить степень усвоения учебного материала.
Почему берёзка оказалась в таком положении?
Почему дети рассказали леснику, что это они погубили берёзку?
Что предложил лесник?
Оправдывает ли рассказ своё название?
Представьте себя на месте тех детей, как бы вы поступили?
1)Работа в парах
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлую сумку, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
Ситуация 2.
Когда старушка - соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для неё хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то его отблагодарить.
По каким мотивам совершались добрые дела этих мальчиков?
(1-бескорыстно, 2- с выгодой)
Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?
А вы совершали добрые дела?
2) «Дерево добрых дел»
(дети прикрепляют сердечко на дерево, называя добрый бескорыстный поступок)
3) Индивидуальная работа.
Работа с пословицами.
Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Передышка» и объясните выбор.
1. Слово лечит, а злое калечит.
2.Кто любит добрые дела, тому и жизнь и мила.
3.Худо тому, кто добра не делает никому.
4.Добро творить- себя веселить.
5.Хорошо тому, кто добро делает, ещё лучше тому, кто его помнит.
За любой поступок отвечаем мы и никто, кроме нас. Прежде, чем что-либо совершать, мы должны думать о последствиях.
Всё в наших руках: как мы себя поведём, что выберем - зависит от нашего выбора.
Необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствиях: не несут ли они страдания окружающим.
Б). Рефлексия
Цель, которую хочет достичь учитель: содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности своего класса.
Скажите, для чего доброта нужна человеку?
Слайд 6 (Твори добро)
Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - ТВОРИ ДОБРО.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - ТВОРИ ДОБРО.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - ТВОРИ ДОБРО.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - ТВОРИ ДОБРО.
ТВОРИ ДОБРО и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром.
Ш. А. Амонашвили
(Памятку получает каждый ученик)
IV.Домашнее задание
Цель, которую хочет достичь учитель: мотивировать учащихся на выполнении разноуровневых заданий.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выбрать задание и, применив добытые знания, выполнить его самостоятельно.
Слайд 7 (Домашнее задание)
(разноуровневые задания)
1.Сочинить сказку «как берёзка с дождиком подружилась»
2.Написать сочинение на тему « Русская берёзка»
3.Придумать разговор берёзки с ветром
Альма побежала в комнату и через секунду вернулась назад. В зубах она держала мою тапочку.
"Может, тебе это нужно?" - казалось, спрашивала она.
Вот так умница! - обрадовался я, снимая тяжёлый горный ботинок и надевая лёгкую тапку.
Альма со всех ног бросилась в комнату и принесла мне вторую. Я погладил и поласкал собаку.
"Так вот какая дичь нужна ему", - видно, решила она и стала таскать мне из комнаты всё подряд: носки, полотенце, рубашку.
Довольно, довольно! - смеясь, кричал я, но Альма не унималась, пока не перетаскала всё, что только смогла достать и принести.
С тех пор она начала прямо изводить меня. Стоило только мне забыть запереть в комнату дверь, и Альма уже тащила оттуда что-нибудь из одежды. Так она старалась угодить мне целый день. А ночью она спала на крыльце, возле моей комнаты, и никого ко мне не впускала.
Но дружбе нашей скоро должен был наступить конец. Я уезжал из Гузерипля в Майкоп, а оттуда - в южный отдел заповедника. Я решил взять Альму с собой и, проезжая через Хамышки, отдать её хозяину.
Наконец мы тронулись в путь. Дорога была отвратительная. Я положил вещи на подводу, а сам шёл впереди пешком. Альма весело бегала возле дороги.
Но вот в долине показались и Хамышки.
"Как-то встретит Альма своего старого хозяина?" - невольно думал я с ревнивым чувством.
На краю посёлка белеет домик, где он живёт. Мы подъехали. Сам хозяин возился тут же с повозкой. Заслышав стук колёс, он обернулся и увидел собаку.
Альмушка, откуда ты взялась? - радостно воскликнул он.
Альма на секунду приостановилась и вдруг со всех ног бросилась к хозяину. Она визжала, прыгала ему на грудь, видимо не зная, как и выразить свою радость. Потом, будто что-то припомнив, бросилась к нашей повозке, вскочила на неё, и не успел я опомниться, как Альма схватила в зубы лежавшую на соломе мою шляпу и понесла её своему хозяину.
Ах ты, негодница! - рассмеялся я. - Теперь от меня всё тащишь. Давай-ка сюда обратно.
Я подошёл и наклонился к собаке, чтобы взять у неё свою вещь. Но Альма, положив её на землю, крепко прижала лапой и, оскалив зубы, сердито на меня зарычала. Я был изумлён.
Альма, да ты что же, не узнала меня? Альмушка!
Но собака меня, конечно, узнала. Она прилегла к земле, виновато глядела в глаза, виляла своим обрубком хвоста; она как будто просила простить её, но шляпу всё-таки не отдавала.
Можно, отдай, отдай, - разрешил хозяин.
Тогда Альма весело взвизгнула и охотно разрешила взять мне её поноску.
Я погладил собаку. Она смотрела на меня так же ласково и дружелюбно. Но я чувствовал, что теперь она нашла своего настоящего хозяина, которому будет повиноваться во всём.
Умница пёсик, - сказал я. И мне не было больше обидно, что Альма так легко променяла меня на другого. Ведь тот, другой, вырастил, воспитал, обучил её, и ему одному она отдала навек всю свою преданность и любовь.
"ПЕРЕДЫШКА"
Она стоит от всех в сторонке,
Здесь на высоком бугорке.
Зелёных веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя из леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть.
Её прозвали "Передышкой".
От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.
Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.
Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.
И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.
Вот и прозвали эту берёзу местные жители "Передышкой".
Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.
А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.
Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.
И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.
Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.
Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.
Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: "Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём".
Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.
Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.
Так и устроили.
С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.
Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.
Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.
Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.
Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.
И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.
Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.
Она стоит от всех в сторонке,
Здесь на высоком бугорке.
Зелёных веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя из леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть.
Её прозвали «Передышкой».
От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.
Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.
Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.
И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.
Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».
Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.
А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.
Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.
И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.
Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.
Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.
Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».
Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.
Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.
Так и устроили.
С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.
Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.
Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.
Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.
Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.
И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.
Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.
А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.
Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.
Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.
Поглядел на него лесник, рукой махнул.
У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…
Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.
Тот покачал головой.
Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.
Ребята обрадовались. Только как же её исправить?
А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.
Так и решили. Было это лет десять назад.
А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.
В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».
Задачи урока:
- Познакомить с понятием «научно-популярная литература» через чтение статьи Г.Скребицкого «Передышка». Формировать навык осознанного и беглого чтения.
- Развивать речь, память, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, карточки с планом.
Ход урока
1. Организация начала урока.
— Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
Книгам добрым, интересным …
Дети хором: «Мы всем классом шлем привет!»
2. Актуализация базовых знаний.
— Проверим, как вы знаете жанры произведений.
— Что такое «жанр»? (Жанр – это устойчивая разновидность художественных произведений.)
Тест.
И. Крылов «Кукушка и Петух» ____________________________________________________
Э.Успенский «Дядя Федор, кот и пес» _____________________________________________
С.Есенин «С добрым утром!» ____________________________________________________
М.Пришвин «Золотой луг» ______________________________________________________
— Все эти произведения относятся к художественной литературе.
3. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «научно-популярная литература», к которой относятся статья, очерки.
— Как вы понимаете этот термин?
— В научной статье описываются не только явления и их признаки, но и дается им научное обоснование.
4. Подготовка к чтению.
— Как выглядят деревья в разное время года? Опишите их.
— Что особенно запомнилось вам?
— Что красивого было в этом?
— Отгадайте загадку, о каком дереве будем читать статью:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(береза ) иллюстрация
— Прочитайте название статьи.
— Подберите к слову «передышка» родственные слова. (отдых, передохнуть, отдохнуть)
— Сравните их значения.
— Послушайте теперь, как интересно и удивительно тонко описал березу в разное время года, казалось бы в обычном для нас дереве, но таком необычном Георгий Алексеевич Скребицкий, который очень любил ходить на речку, в лес, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за растениями, животными.
5. Чтение и анализ статьи.
А) Первичное чтение.
— Кому принадлежало название «передышка» раньше?
— Что теперь люди зовут этим словом?
(Целостное чтение подготовленными учениками.)
Б) Повторное чтение по цепочке с комментированием.
— Как выглядела дорога?
— Что делали путники в прохладной тени дерева?
— Как прозвали эту березку местные жители?
— Как выглядела Передышка ранней весной? Осенью?
— Чем служила береза для птиц и людей?
— Что приспособились делать ребята у березы?
— Как выглядит береза зимой?
— Что произошло с Передышкой весной?
— Как выглядело место, оставшееся от Передышки?
— Кто и как исправил эту ошибку?
— Как сейчас выглядит это место?
6. Обобщение знаний, полученных при чтении.
А) Прочитайте самостоятельно начало статьи. На сколько частей разделили? (2)
— Почему?
— О чем говорится в первой части? Во второй части?
— Как озаглавить 1 часть? Как озаглавить 2 часть?
— Самостоятельное чтение статьи до конца.
— О чем говорится в третьей части? В четвертой части?
— Как озаглавить 3 часть? Как озаглавить 4 часть?
План.
- Росла у дороги береза.
- Костер между корней.
- Засохла березка.
- Снова шумит «передышка».
Б) Пересказ текста по плану.
В) Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями.
— Прочитайте описание березы летом к первой иллюстрации.
— Как выглядит береза осенью? Прочитайте.
— Прочитайте, как выглядит Передышка зимой.
— Как теперь выглядит дорога из деревни в лес?
— Какой вывод для себя сделаете вы из этой статьи?
Г) Выставка научно-популярной литературы.
7. Итог урока.
— С каким произведением познакомились? К какому жанру литературы относится?
— В чем заключается основная мысль?