Учебно- методическая разработка урока литературного чтения «Передышка» Г.А. Скребицкий

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: (3 урок) «Передышка» Г.А. Скребицкий. Урок добра.

Цель урока: создать условия для формирования понятия «добро»

    создать условия для обсуждения темы;

    учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;

    содействовать воспитанию любви к окружающему миру через воображение и удивление;

    способствовать развитию речи, навыков осознанного чтения.

Тип урока: комбинированный

Технология: развитие критического мышления на уроках

Вид учебной деятельности:

    Самостоятельная работа

    Групповая работа

    Поисковая работа

    Работа в парах

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные УУД

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности:

ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение. родина;

оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

    умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

    поиск и выделение необходимой информации;

    анализировать художественный текст;

    обобщать и систематизировать учебный материал.

Коммуникативные УУД:

    умение слушать и понимать речь других;

    умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

    умение договариваться и находить общее решение;

    понимание разных точек зрения на один и тот же вопрос;

    проявлять интерес к общению и групповой работе.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно;

    умение работать по предложенному учителем плану;

    самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи;

    соотносить внешнюю оценку и самооценку;

    строить устные и письменные высказывания с учётом учебной задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Приложение: презентация, музыка для релаксации, лист бумаги А4, фломастеры, сердечки из бумаги (30 ш.), карточки (ситуации), плакат «дерево добрых дел», памятки «Твори добро»

Ход урока.

I. Стадия вызова

Цель этапа: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся. Дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.

Задачи: создать положительный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.

А) Организационно-подготовительный

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости

Что такое добро? А такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Б) Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений необходимых для открытия новых знаний.

И так, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?

Cлайд 1 («Твори добро»)

В словаре Ожегова слово доброта определяется так:

Слайд 2 («Листок » из толкового словаря)

В) Постановка собственных целей обучения.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

Так какая тема нашего урока? (что такое добро и что такое зло)

А цель урока? (раскроем значение этих слов и узнаем как влияют эти общечеловеческие нормы на окружающих)

Чтобы раскрыть смысл этих норм, нам необходимо вернуться к рассказу Скребицкого Г.А. «Передышка».

Г) Открытие новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Учитель начинает рассказ текста:

От деревни дорога шла через широкое поле. Солнце так и печёт. Но как раз у самой дороги ….

Ученики продолжают рассказ.

Почему однажды берёзка не покрылась зеленью?

Работа в группах

1 группа выписывает слова о берёзке до беды

2 группа - какая она стала после вмешательства детей

1 группа 2 группа

Зелёная, Чёрный,

свежо, прохладно, пообдирали,

шумят листья обледенелая,

нарядная, голая, потемневшая,

золотая, обломали, засохла,

жёлтая. свалили. Радость, красота, восторг Печаль

Слайд 3 («Берёзка до беды и после беды»)

Действительно, проникаешься сочувствием к дереву, как человеку.

Наши предки бережно относились к деревьям, считали, что ни живые. Прежде чем срубить дерево, они просили у него прощения.

Сколько поэтов посвятили свои строки берёзе. А сколько художников изобразили берёзу на своих полотнах…. Каждый старался излить свои чувства перед берёзой.

II Стадия осмысления

Цель этапа: помочь активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

А) Творческое применение и добывание знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Слайд 4 (И. Левитан, И.Шишкин «Берёзовая роща»)

Слайд 5(А.Куинджи «Берёзки»)

1) «Встреча» поэтов и художников

а) Рисунки детей на доске на тему «Русская берёзка»

б) Чтение стихотворений поэтов учащимися по ходу показа слайдов.

Чем является берёзка для России? (Символом)

Сейчас идёт олимпиада-это символ…. (дружбы, порядочности, доброжелательности.)

А что является символом олимпиады? (Заяц, медведь, тигр.)

А мира? (Голубь.)

Б) Осознание и осмысление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.

Цель, которую хочет достичь учитель: проверить осознанность усвоения учебного материала.

Сейчас вы нарисуете символ доброты.

1) Творческая работа.

На листах А4 дети рисуют символ доброты.

(Работы прикрепляются на доску)

2) Игра-тренинг «Волшебный цветок» (проходит под музыку для релаксации «Красивая мелодия»)

Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу, (звучит музыка)

Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

А теперь откройте глаза. Садитесь на свои места, сохраняя это настроение.

III. Стадия размышления

Цель этапа: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему

А) Закрепление учебного материала

Цель, которую хочет достичь учитель: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить степень усвоения учебного материала.

Почему берёзка оказалась в таком положении?

Почему дети рассказали леснику, что это они погубили берёзку?

Что предложил лесник?

Оправдывает ли рассказ своё название?

Представьте себя на месте тех детей, как бы вы поступили?

1)Работа в парах

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлую сумку, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

Ситуация 2.

Когда старушка - соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для неё хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то его отблагодарить.

По каким мотивам совершались добрые дела этих мальчиков?

(1-бескорыстно, 2- с выгодой)

Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

А вы совершали добрые дела?

2) «Дерево добрых дел»

(дети прикрепляют сердечко на дерево, называя добрый бескорыстный поступок)

3) Индивидуальная работа.

Работа с пословицами.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Передышка» и объясните выбор.

1. Слово лечит, а злое калечит.

2.Кто любит добрые дела, тому и жизнь и мила.

3.Худо тому, кто добра не делает никому.

4.Добро творить- себя веселить.

5.Хорошо тому, кто добро делает, ещё лучше тому, кто его помнит.

За любой поступок отвечаем мы и никто, кроме нас. Прежде, чем что-либо совершать, мы должны думать о последствиях.

Всё в наших руках: как мы себя поведём, что выберем - зависит от нашего выбора.

Необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствиях: не несут ли они страдания окружающим.

Б). Рефлексия

Цель, которую хочет достичь учитель: содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности своего класса.

Скажите, для чего доброта нужна человеку?

Слайд 6 (Твори добро)

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

    Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - ТВОРИ ДОБРО.

    ТВОРИ ДОБРО и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром.

Ш. А. Амонашвили

(Памятку получает каждый ученик)

IV.Домашнее задание

Цель, которую хочет достичь учитель: мотивировать учащихся на выполнении разноуровневых заданий.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выбрать задание и, применив добытые знания, выполнить его самостоятельно.

Слайд 7 (Домашнее задание)

(разноуровневые задания)

1.Сочинить сказку «как берёзка с дождиком подружилась»

2.Написать сочинение на тему « Русская берёзка»

3.Придумать разговор берёзки с ветром

Альма побежала в комнату и через секунду вернулась назад. В зубах она держала мою тапочку.

"Может, тебе это нужно?" - казалось, спрашивала она.

Вот так умница! - обрадовался я, снимая тяжёлый горный ботинок и надевая лёгкую тапку.

Альма со всех ног бросилась в комнату и принесла мне вторую. Я погладил и поласкал собаку.

"Так вот какая дичь нужна ему", - видно, решила она и стала таскать мне из комнаты всё подряд: носки, полотенце, рубашку.

Довольно, довольно! - смеясь, кричал я, но Альма не унималась, пока не перетаскала всё, что только смогла достать и принести.

С тех пор она начала прямо изводить меня. Стоило только мне забыть запереть в комнату дверь, и Альма уже тащила оттуда что-нибудь из одежды. Так она старалась угодить мне целый день. А ночью она спала на крыльце, возле моей комнаты, и никого ко мне не впускала.

Но дружбе нашей скоро должен был наступить конец. Я уезжал из Гузерипля в Майкоп, а оттуда - в южный отдел заповедника. Я решил взять Альму с собой и, проезжая через Хамышки, отдать её хозяину.

Наконец мы тронулись в путь. Дорога была отвратительная. Я положил вещи на подводу, а сам шёл впереди пешком. Альма весело бегала возле дороги.

Но вот в долине показались и Хамышки.

"Как-то встретит Альма своего старого хозяина?" - невольно думал я с ревнивым чувством.

На краю посёлка белеет домик, где он живёт. Мы подъехали. Сам хозяин возился тут же с повозкой. Заслышав стук колёс, он обернулся и увидел собаку.

Альмушка, откуда ты взялась? - радостно воскликнул он.

Альма на секунду приостановилась и вдруг со всех ног бросилась к хозяину. Она визжала, прыгала ему на грудь, видимо не зная, как и выразить свою радость. Потом, будто что-то припомнив, бросилась к нашей повозке, вскочила на неё, и не успел я опомниться, как Альма схватила в зубы лежавшую на соломе мою шляпу и понесла её своему хозяину.

Ах ты, негодница! - рассмеялся я. - Теперь от меня всё тащишь. Давай-ка сюда обратно.

Я подошёл и наклонился к собаке, чтобы взять у неё свою вещь. Но Альма, положив её на землю, крепко прижала лапой и, оскалив зубы, сердито на меня зарычала. Я был изумлён.

Альма, да ты что же, не узнала меня? Альмушка!

Но собака меня, конечно, узнала. Она прилегла к земле, виновато глядела в глаза, виляла своим обрубком хвоста; она как будто просила простить её, но шляпу всё-таки не отдавала.

Можно, отдай, отдай, - разрешил хозяин.

Тогда Альма весело взвизгнула и охотно разрешила взять мне её поноску.

Я погладил собаку. Она смотрела на меня так же ласково и дружелюбно. Но я чувствовал, что теперь она нашла своего настоящего хозяина, которому будет повиноваться во всём.

Умница пёсик, - сказал я. И мне не было больше обидно, что Альма так легко променяла меня на другого. Ведь тот, другой, вырастил, воспитал, обучил её, и ему одному она отдала навек всю свою преданность и любовь.

"ПЕРЕДЫШКА"

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали "Передышкой".

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители "Передышкой".

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: "Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём".

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали «Передышкой».

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

Задачи урока:

  1. Познакомить с понятием «научно-популярная литература» через чтение статьи Г.Скребицкого «Передышка». Формировать навык осознанного и беглого чтения.
  2. Развивать речь, память, внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, карточки с планом.

Ход урока

1. Организация начала урока.

— Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
Книгам добрым, интересным …

Дети хором: «Мы всем классом шлем привет!»

2. Актуализация базовых знаний.

— Проверим, как вы знаете жанры произведений.

— Что такое «жанр»? (Жанр – это устойчивая разновидность художественных произведений.)

Тест.

И. Крылов «Кукушка и Петух» ____________________________________________________

Э.Успенский «Дядя Федор, кот и пес» _____________________________________________

С.Есенин «С добрым утром!» ____________________________________________________

М.Пришвин «Золотой луг» ______________________________________________________

— Все эти произведения относятся к художественной литературе.

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «научно-популярная литература», к которой относятся статья, очерки.

— Как вы понимаете этот термин?

— В научной статье описываются не только явления и их признаки, но и дается им научное обоснование.

4. Подготовка к чтению.

— Как выглядят деревья в разное время года? Опишите их.

— Что особенно запомнилось вам?

— Что красивого было в этом?

— Отгадайте загадку, о каком дереве будем читать статью:

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(береза ) иллюстрация

— Прочитайте название статьи.

— Подберите к слову «передышка» родственные слова. (отдых, передохнуть, отдохнуть)

— Сравните их значения.

— Послушайте теперь, как интересно и удивительно тонко описал березу в разное время года, казалось бы в обычном для нас дереве, но таком необычном Георгий Алексеевич Скребицкий, который очень любил ходить на речку, в лес, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за растениями, животными.

5. Чтение и анализ статьи.

А) Первичное чтение.

— Кому принадлежало название «передышка» раньше?

— Что теперь люди зовут этим словом?

(Целостное чтение подготовленными учениками.)

Б) Повторное чтение по цепочке с комментированием.

— Как выглядела дорога?

— Что делали путники в прохладной тени дерева?

— Как прозвали эту березку местные жители?

— Как выглядела Передышка ранней весной? Осенью?

— Чем служила береза для птиц и людей?

— Что приспособились делать ребята у березы?

— Как выглядит береза зимой?

— Что произошло с Передышкой весной?

— Как выглядело место, оставшееся от Передышки?

— Кто и как исправил эту ошибку?

— Как сейчас выглядит это место?

6. Обобщение знаний, полученных при чтении.

А) Прочитайте самостоятельно начало статьи. На сколько частей разделили? (2)

— Почему?

— О чем говорится в первой части? Во второй части?

— Как озаглавить 1 часть? Как озаглавить 2 часть?

Самостоятельное чтение статьи до конца.

— О чем говорится в третьей части? В четвертой части?

— Как озаглавить 3 часть? Как озаглавить 4 часть?

План.

  1. Росла у дороги береза.
  2. Костер между корней.
  3. Засохла березка.
  4. Снова шумит «передышка».

Б) Пересказ текста по плану.

В) Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями.

— Прочитайте описание березы летом к первой иллюстрации.

— Как выглядит береза осенью? Прочитайте.

— Прочитайте, как выглядит Передышка зимой.

— Как теперь выглядит дорога из деревни в лес?

— Какой вывод для себя сделаете вы из этой статьи?

Г) Выставка научно-популярной литературы.

7. Итог урока.

— С каким произведением познакомились? К какому жанру литературы относится?

— В чем заключается основная мысль?