Кабанчик рой. Сказка Бронзовый кабан (быль)

Говорят, как-то раз кабан и хамелеон вышли на добычу и встретились на берегу канавы, по которой вода текла на рисовое поле. Кабан стал расспрашивать хамелеона, откуда и куда он идет.
- Иду ищу что бы поесть, - ответил хамелеон.
- И как только ты ухитряешься находить пропитание? У тебя такое хилое тело, и ноги ты еле передвигаешь. Зря ты не сидишь на месте. Разве ты не боишься, что какой-нибудь большой зверь - хоть бы я, например - раздавит тебя копытом?
- Конечно, - согласился хамелеон, - ты говоришь истинную правду. Но подумай, ведь такой маленький зверек, как я, и ест немного; вот почему я без труда добываю то, что мне нужно.
Удивленный кабан не знал, что ответить. А хамелеон продолжал:
- Если хочешь, старший брат, давай с тобой состязаться. Ты только не подумай, что я задираю того, кто сильнее меня. Просто я предлагаю тебе поиграть.
- Ладно, раз уж такая мелюзга расхрабрилась, мне ли, силачу и великану, отступать. Ну, говори, как мы будем состязаться?
- Как хочешь.
Они решили бежать наперегонки до большого дерева, которое виднелось вдали.
- Я готов, - сказал кабан.
- Подожди немного, я еще не рассмотрел хорошенько, куда бежать, - попросил хамелеон, а сам искал подходящее место, чтобы прыгнуть кабану на спину. Пристроившись поудобнее, он крикнул:
- Теперь бежим, старший брат! - И в ту же минуту вскочил на спину кабана, который со всех ног помчался вперед. Когда кабан добежал до дерева, хамелеон соскользнул в траву. Кабан, уверенный, что хамелеон остался далеко позади, оглянулся, а хамелеон закричал:
- Старший брат, зря ты смотришь назад, я здесь, впереди!
Кабан рассвирепел и сказал, что хочет бежать еще раз. Хамелеон согласился. Опять он схитрил и опять оказался первым. Кабан пришел в страшную ярость:
- Еще ни одному зверю не удалось победить меня! Я тебе отомщу. Я тебя съем!
- Какое коварство, старший брат! Разве мы заранее с тобой не договорились?
- Знать ничего не знаю. Я хочу тебя съесть!
- Разреши мне тогда хоть предупредить родителей. Ведь то, что ты затеял, это уже не игра, а серьезное дело.
- Ладно, иди, - сказал кабан. - Я буду ждать тебя здесь." Хамелеон отправился в путь. Сначала он встретил цинцину.
- Я иду сражаться с кабаном,-сказал он.-Умоляю тебя, помоги мне! Ведь ты никого не оставляешь в беде.
- Хорошо,- ответила цинцина,- можешь на меня положиться. Я буду сидеть на траве, чтобы мне было тебя видно.
Потом хамелеон увидел кибубу и тоже попросил его о помощи. Кибубу обещал; он сказал, что будет сидеть во рву, чтобы видеть битву. Потом хамелеон встретил сурухитру, перепелку и лягушку. Он попросил их помочь ему, и они тоже с охотой согласились.
Тем временем кабан вышел из терпения; он не стал ждать своего врага и отправился на поиски. Цинцина увидела, что он идет и закричала:
- Инти! Инти!
Кабану показалось, что это голос человека, и он свернул в сторону. В соседней долине его встретил крик перепелки:
- Сафалеу! Сафалеу!
Он бросился вперед. На склоне горы его заметил кибубу:
- Бубу! Бубу! - закричал он.
В долине сурухитра, увидав бегущего кабана, запела:
- Сурухи! Сурухи!
А когда он мчался через рисовое поле, лягушка заквакала:
- Рехету! Рехету!
Обессилевший кабан не знал, куда ему деться. В это время мимо шел человек с собакой, и они вдвоем убили его.
Вот как маленький умный хамелеон победил большого сильного кабана.



В дремучем лесу, в куче листьев и хвои
Родился кабанчик по имени Рой.
Охотники маму убили и Рои
Остался один замерзать под сосной.

Трещала кора на сосне от мороза,
Ночь бархатом синим накрыла снега.
Посыпались с неба горячие звёзды,
Пытаясь спасти и согреть малыша.

Но Рой замерзал, он повизгивал тихо
И жить у него уже не было сил...
Как вдруг на санях расписных к Рою лихо,
Какой-то старик с бородой подкатил.

В кафтане до пола и в валенках красных,
По краю серебряной нитью - канва
(То был Дед Мороз из Рождественской сказки).
Он в сани свои посадил кабана.

За пазухой Деда малыш отогрелся,
Поел сочной тыквы и сладко заснул.
У Дедушки нашего доброе сердце -
Не дал он погибнуть в лесу кабану!

За время, что ехали сани на праздник,
Подрос и окреп кабанёнок и вот
Он вместе с Морозом мешочки со счастьем
Под Ёлку в подарок ребятам кладёт.

На Ёлке Рождественской - лампочек бусы,
Сверкая огнями, зовут Новый Год.
В разгаре веселье - все пляшут, смеются
И Рой улыбается, встал в хоровод.

Охотников злых Дед Мороз пусть накажет!-
Нельзя убивать! Им прощения нет!
Вы, если увидите Роя однажды,
Ему от меня передайте привет!

В одном чудесном лесу жил Кабанчик. Его домик стоял бод большим деревом и был очень уютным. В домике были гостиная, маленькая спальня и кладовка. В кладовке Кабанчик хранил разные припасы: колбасу, сыр, сушёные и солёные грибы, варенье и многое другое. Кроме этого, в кладовке находился запас желудей, которые Кабанчик любил есть больше всего остального. Но однажды запас желудей подошёл к концу. Тогда Кабанчик взял свою самую большую корзинку и пошёл к Большому Дубу.
Пришёл Кабанчик к Большому Дубу, и стал искать под ним жёлуди. Ходил, ходил, а нашёл всего несколько штук. Кабанчик подумал: «Странно, здесь всегда было много желудей». Поднял он голову вверх и увидел, что жёлуди висят на ветках, высоко-высоко!
«Надо потрясти дерево, и жёлуди попадают вниз», - подумал Кабанчик.
Подошёл он к стволу Большого Дуба и попытался его потрясти. Но дуб был таким большим, а Кабанчик таким маленьким, что дуб даже не шелохнулся. Тогда Кабанчик попытался залезть на дерево, чтобы нарвать желудей. Но кабанчики не умеют лазить по деревьям – копытца мешают. Вот и наш не смог. Подумал Кабанчик, и решил сбивать жёлуди камнями. Но не так-то легко попасть камнем в маленький жёлудь! Сколько Кабанчик ни кидал камней, ни одного жёлудя не сбил. Хотел Кабанчик сбить жёлуди какой-нибудь палкой, да ни одной длинной не нашёл.
Сел он на траву и задумался: «Кто мне может помочь?». Думал, думал, и вспомнил о своём друге Медвежонке. «А ведь Медвежонок умеет лазить по деревьям! Пойду к нему, попрошу помочь.»
Пришёл Кабанчик к Медвежонку домой. А медвежонок как раз открывал бочонок с мёдом. Увидел он Кабанчика и говорит:
- Привет, Кабанчик! Садись со мной за стол, мёд есть!
- Я бы с радостью, - сказал Кабанчик, - но тут такое дело… Я пошёл собирать жёлуди, а с дерева их достать не могу. Ты не мог бы мне помочь?
- Конечно, помогу! Пойдём скорее! – сказал Медвежонок.
И они вдвоём пошли к Большому Дубу. Когда пришли, медвежонок залез на дерево. Он стал срывать и бросать вниз жёлуди. Кабанчик бегал внизу и собирал их в большую корзину. Когда корзина наполнилась, Кабанчик крикнул Медвежонку:
- Хватит, слезай!
Медвежонок стал спускаться и наступил ногой на сухую ветку. Ветка сломалась и он полетел вниз, но на середине зацепился курточкой за другую ветку и повис. Медвежонок попробовал дотянуться лапами до веток, чтобы освободиться, да не смог. Тогда он закричал Кабанчику:
- Помоги мне!
- Как? Я же не умею лазить по деревьям!
- Позови кого-нибудь на помощь!
- Кого?
- Того, кто бы меня снял отсюда!
Кабанчик от страха за друга никак не мог решить, кого позвать на помощь: Зайца? Или Крота? Или Ежа? Вдруг он вспомнил про Филина: «Вот кто нам может помочь!». И Кабанчик со всех ног побежал к Филину. Филин, увидев Кабанчика, очень обрадовался:
- Заходи, сейчас будем чай пить!
- Некогда мне пить чай, - взволнованно заговорил кабанчик, - там медвежонок в беде!
- Как в беде? – встрепенулся Филин.
- Он висит на тонкой ветке высоко над землёй и не может слезть. Ты можешь его снять оттуда?
- Конечно! Полетели быстрей!
Филин посадил Кабанчика на спину и быстро-быстро полетел к Большому Дубу. Кабанчик всё рассказал Филину по дороге. У Большого Дуба Филин опустил на землю Кабанчика. Потом он взлетел к Медвежонку, схватил его своими крепкими лапами и опустил на землю.
- Спасибо тебе большое, - сказал Медвежонок Филину.
- Ну что ты, - смутился Филин, - я всегда рад помочь своим друзьям!
И тут Медвежонок вспомнил про бочонок с мёдом.
- Пойдёмте ко мне домой, пить чай с мёдом и пряниками, - сказал он.
- Замечательная мысль, - сказал Кабанчик.
Они втроём отправились домой к Медвежонку. Там они пили чай, вспоминали свои сегодняшние приключения и дружно смеялись.

Во Флоренции неподалеку от пьяцца дель Грандукка есть переулочек под названием, если не запамятовал, Порта-Росса. Там перед овощным ларьком стоит бронзовый кабан отличной работы. Из пасти струится свежая, чистая вода. А сам он от старости позеленел дочерна, только морда блестит, как полированная. Это за нее держались сотни ребятишек и лаццарони, подставлявших рты, чтобы напиться. Любо глядеть, как пригожий полуобнаженный мальчуган обнимает искусно отлитого зверя, прикладывая свежие губки к его пасти!

Всякий приезжий без труда отыщет во Флоренции это место: достаточно спросить про бронзового кабана у любого нищего, и тот укажет дорогу.

Стояла зима, на горах лежал снег. Давно стемнело, но светила луна, а в Италии лунная ночь не темней тусклого северного зимнего дня. Она даже светлей, потому что воздух светится и ободряет нас, тогда как на севере холодное свинцовое небо нас давит к земле, к холодной сырой земле, которая, придет черед, придавит когда-нибудь крышку нашего гроба.

В саду герцогского дворца, под сенью пиний, где зимой цветут розы, целый день сидел маленький оборванец, которого можно было бы счесть воплощением Италии - красивый, веселый и, однако же, несчастный. Он был голоден и хотел пить, но ему не подали ни гроша, а когда стемнело и сад должны были запирать, сторож его выгнал. Долго стоял он, призадумавшись на перекинутом через Арно великолепном мраморном мосту дель Тринита и глядел на звезды, сверкавшие в воде.

Он пошел к бронзовому кабану, нагнулся к нему, обхватил его шею руками, приложил губы к морде и стал жадно тянуть свежую воду. Поблизости валялись листья салата и несколько каштанов, они составили его ужин. На улице не было ни души, мальчик был совсем один; он залез бронзовому кабану на спину, склонил маленькую курчавую головку на голову зверя и сам не заметил, как заснул.

В полночь бронзовый кабан пошевелился; мальчик отчетливо услыхал:

Держись крепче, малыш, теперь я побегу! - и кабан помчался вскачь. Это была необычайная прогулка. Сперва они попали на пьяцца дель Грандукка, и бронзовая лошадь под герцогом громко заржала, пестрые гербы на старой ратуше стали как бы прозрачными, а Микеланджелов Давид взмахнул пращой; удивительная пробудилась жизнь! Бронзовые группы "Персей" и "Похищение сабинянок" ожили: над пустынной площадью раздались крики ужаса.

Под аркой близ дворца Уффици, где в карнавальную ночь веселится знать, бронзовый кабан остановился.

Держись крепко! - сказал зверь. - Держись как можно крепче! Тут ступеньки! - Малыш не вымолвил ни слова, он и дрожал от страха и ликовал.

Они вступили в большую галерею, хорошо малышу известную - он и прежде там бывал; на стенах висели картины, тут же стояли бюсты и статуи, освещенные, словно в ясный день; но прекраснее всего стало, когда отворилась дверь в соседнюю залу; конечно, малыш помнил все здешнее великолепие, но этой ночью тут было особенно красиво.

Здесь стояла прекрасная обнаженная женщина, так хороша могла быть лишь природа, запечатленная в мраморе великим художником; статуя ожила, дельфины прыгали у ее ног, бессмертие сияло в очах. Мир называет ее Венерой Медицейской. Рядом с ней красовались прекрасные обнаженные мужи: один точил меч - он звался точильщиком, по соседству боролись гладиаторы, и то и другое совершалось во имя богини красоты.

Мальчика едва не ослепил этот блеск, стены лучились всеми красками, и все тут было жизнь и движение. Он увидел еще одну Венеру, земную Венеру, плотскую и горячую, какой она осталась в сердце Тициана. Это тоже была прекрасная женщина; ее дивное обнаженное тело покоилось на мягких подушках, грудь вздымалась, пышные локоны ниспадали на округлые плечи, а темные глаза горели пламенем страсти. Но изображения не отваживались выйти из рам. И богиня красоты, и гладиаторы, и точильщик также оставались на местах: их зачаровало величие, излучаемое мадонной, Иисусом и Иоанном. Священные изображения не были уже изображениями, это были сами святые.

Какой блеск и какая красота открывались в каждой чале! Малыш увидел все, бронзовый кабан шаг за шагом обошел всю эту роскошь и великолепие. Впечатления сменялись, но лишь одна картина прочно запечатлелась в его душе - на ней были изображены радостные, счастливые дети, малыш уже однажды видел их днем.

Многие, разумеется, прошли бы мимо, не обратив на картину внимания, а в ней между тем заключено поэтическое сокровище- она изображает Христа, сходящего в ад; но вокруг него мы видим отнюдь не осужденных на вечные муки, а язычников. Принадлежит картина кисти флорентинца Анджело Бронзино; всею лучше воплотилась там уверенность детей, что они идут на небеса: двое малышей уже обнимаются, один протягивает другому, стоящему ниже, руку и указывает на себя, словно бы говоря: "Я буду на небесах". Взрослые же пребывают в сомнении, уповают на бога и смиренно склоняют головы перед Христом.

На этой картине взор мальчика задержался дольше нежели на остальных, и бронзовый кабан тихо ждал; раздался вздох; из картины он вырвался или из груди зверя? Мальчик протянул руки к веселым детям, но зверь, пробежав через вестибюль, понес его прочь.

Спасибо тебе, чудный зверь! - сказал мальчик и погладил бронзового кабана, который - топ-топ - сбегал с ним по ступеням.

Тебе спасибо! - сказал бронзовый кабан. - Я помог тебе, а ты мне: я ведь могу бежать лишь тогда, когда несу на себе невинное дитя. А тогда, поверь, я могу пройти и под лучами лампады, зажженной пред ликом мадонны. Я могу пронести тебя куда захочешь, лишь бы не в церковь. Но и туда я могу заглянуть с улицы, если ты со мной. Не слезай же с меня, ведь если ты слезешь, я сразу окажусь мертвым, как днем, когда ты видишь меня в Порта-Росса.

Я останусь с тобой, милый зверь! - сказал малыш, и они понеслись по улицам Флоренции к площади перед церковью Санта-Кроче.

Двустворчатые двери распахнулись, свечи горели пред алтарем, озаряя церковь и пустую площадь.

Удивительный свет исходил от надгробия в левом приделе, точно тысячи звезд лучились над ним. Могилу украшал щит с гербом - красная, словно горящая в огне, лестница на голубом поле; это могила Галилея, памятник скромен, но красная лестница на голубом поле исполнена глубокого смысла, она могла бы стать гербом самого искусства, всегда пролагающего свои пути по пылающей лестнице, однако же - на небеса. Все провозвестники духа, подобно пророку Илье, восходят на небеса.

Направо от прохода словно бы ожили статуи на богатых саркофагах. Тут стоял Микеланджело, там - Данте с лавровым венком на челе, Алфьери, Макиавелли, здесь бок о бок покоились великие мужи, гордость Италии (1). Эта прекрасная церковь много красивее мраморного флорентийского собора, хоть и не столь велика.

Мраморные одеяния, казалось, шевелились, огромные статуи поднимали, казалось, головы и под пение и музыку взирали на лучистый алтарь, где одетые в белое мальчики машут золотыми кадильницами; пряный аромат проникал из церкви на пустую площадь.

Мальчик простер руки к свету, но бронзовый кабан тотчас же побежал прочь, и малыш еще крепче обнял зверя; ветер засвистел в ушах, петли церковных дверей заскрипели, точно двери захлопнулись, но в этот миг сознание оставило ребенка; он ощутил леденящий холод и раскрыл глаза.

Сияло утро, мальчик наполовину сполз со спины бронзового кабана, стоящего, как и положено, в Порта-Росса.

Страх и ужас охватили ребенка при мысли о той, кого он называл матерью, пославшей его вчера раздобыть денег; ничего он не достал, и хотелось есть и пить. Еще раз обнял он бронзового кабана за шею, поцеловал в морду, кивнул ему и свернул в самую узкую улочку, по которой и осел едва пройдет с поклажей. Огромные обитые железом двери были полурастворены, он поднялся по каменной лестнице с грязными стенами, с канатом вместо перил и вошел в открытую, увешанную тряпьем галерею; отсюда шла лестница во двор, где от колодца во все этажи тянулась толстая железная проволока, по которой, под скрип колеса, одно за другим проплывали по воздуху ведра с водой, и вода плескалась на землю.

Опять мальчик поднимался по развалившейся каменной лестнице, двое матросов - это были русские - весело сбежали вниз, едва не сшибив малыша. Они возвращались с ночного кутежа. Их провожала немолодая, но еще ладная женщина с пышными черными волосами.

Что принес? - спросила она мальчика.

Не сердись! - взмолился он. - Мне не подали ничего, ровно ничего, - и схватил мать за подол, словно хотел его поцеловать.

Они вошли в комнату. Не станем ее описывать, скажем только, что там стоял глиняный горшок с ручками, полный пылающих углей, то, что здесь называют марито; она взяла марито в руки, погрела пальцы и толкнула мальчика локтем.

Ну, денежки-то у тебя есть? - спросила она.

Ребенок заплакал, она толкнула его ногой, он громко заревел.

Заткнись, не то башку твою горластую размозжу! - И она подняла горшок с углями, который держала в руках; ребенок, завопив, прижался к земле. Тут вошла соседка, тоже держа марито в руках:

Феличита, что ты делаешь с ребенком?

Ребенок мой! - отрезала Феличита. - Захочу - его убью, а заодно и тебя, Джанина. - И она замахнулась горшком; соседка, защищаясь, подняла свой, горшки так сильно стукнулись друг о Друга, что черепки, уголь и зола полетели по комнате; но мальчик уже выскользнул за дверь и побежал через двор из дому. Бедный ребенок так бежал, что едва не задохся; у церкви Санта-Кроче, огромные двери которой растворились перед ним минувшей ночью, он остановился и вошел в храм. Все сияло, он преклонил колена перед первой могилой справа - эго была могила Микеланджело - и громко зарыдал. Люди входили и выходили, служба окончилась, никто мальчугана не замечал; один только пожилой горожанин остановился, поглядел на него и пошел себе дальше, как все остальные.

Голод и жажда совсем истомили малыша; обессиленный и больной, он залез в угол между стеной и надгробием и заснул. Был вечер, когда кто-то его растолкал; он вскочил, перед ним стоял прежний старик.

Ты болен? Где ты живешь? Ты провел тут целый день? - выспрашивал старик у малыша. Мальчик отвечал, и старик повел его к себе, в небольшой домик на одной из соседних улиц. Они вошли в перчаточную мастерскую; там сидела женщина и усердно шила. Маленькая белая болонка, остриженная до того коротко, что видна была розовая кожа, вскочила на стол и стала прыгать перед мальчиком.

Невинные души узнают друг друга! - сказала женщина и погладила собаку и ребенка. Добрые люди накормили его, напоили и сказали, что он может у них переночевать, а завтра папаша Джузеппе поговорит с его матерью. Его уложили на бедную, жесткую постель, но для него, не раз ночевавшего на жестких камнях мостовой, это была королевская роскошь; он мирно спал, и ему снились прекрасные картины и бронзовый кабан.

Утром папаша Джузеппе ушел; бедный мальчик этому не радовался, он понимал, что теперь его отведут обратно к матери; мальчик целовал резвую собачку, а хозяйка кивала им обоим.

С чем же папаша Джузеппе пришел? Он долго разговаривал с женой, и она кивала головой и гладила ребенка.

Он славный мальчик, - сказала она, - он сможет стать отличным перчаточником вроде тебя, - пальцы у него тонкие, гибкие. Мадонна назначила ему быть перчаточником.

Мальчик остался в доме, и хозяйка учила его шить, он хорошо ел и хорошо спал, повеселел и стал даже дразнить Белиссиму - так звали собачку; хозяйка грозила, ему пальцем, сердилась и бранилась, мальчик расстраивался и огорченный сидел в своей комнате. Там сушились шкурки; выходила комната на улицу; перед окном торчали толстые железные прутья. Однажды ребенок не мог заснуть - думал о бронзовом кабане, и вдруг с улицы донеслось - топ-топ. Это наверняка был он! Мальчик подскочил к окну, но ничего не увидел, кабан уже убежал.

Помоги синьору донести ящик с красками! - сказала мадам мальчику утром, когда из дома вышел их молодой сосед, художник, тащивший ящик и огромный свернутый холст. Мальчик взял ящик и пошел за живописцем, они направились в галерею и поднялись по лестнице, которая с той ночи, как он скакал на бронзовом кабане, была хорошо ему знакома. Он помнил и статуи, и картины, и прекрасную мраморную Венеру и писанную красками; он опять увидел матерь божью, Иисуса и Иоанна.

Они остановились перед картиной Бронзино, где Христос нисходит в ад и дети вокруг него улыбаются в сладостном ожидании царства небесного; бедное дитя тоже улыбнулось, ибо здесь оно чувствовало себя словно на небесах.

Ступай-ка домой, - сказал живописец; он успел установить мольберт, а мальчик все не уходил.

Позвольте поглядеть, как вы пишете, - попросил мальчик, - мне хочется увидеть, как вы перенесем картину на этот белый холст.

Но я еще не пишу, - сказал молодой человек и взял кусок угля; рука его быстро двигалась, глаз схватывал всю картину, и хотя на холсте появились лишь легкие штрихи, Христос уже парил, точь-в-точь как на картине в красках.

Ну, ступай же! - сказал живописец, и мальчик молча пошел домой, сел за стол и принялся за обучение перчаточному делу.

Но мысли его целый день были у картины, и потому он колол себе пальцы, не справлялся с работой и даже не дразнил Белиссиму. Вечером, пока не заперли входную дверь, он выбрался из дому; было холодно, но ясное небо усыпали звезды, прекрасные и яркие, он пошел по улицам, уже совсем притихшим, и вскоре стоял перед бронзовым кабаном; он склонился к нему, поцеловал и залез ему на спину.

Милый зверь! - сказал он. - Я по тебе соскучился. Мы должны этой ночью совершить прогулку.

Бронзовый кабан не шелохнулся, свежий ключ бил из его пасти. Мальчик сидел на звере верхом, вдруг кто-то дернул его за одежду, он оглянулся - это была Белиссима, маленькая голенькая Белиссима. Собака выскочила из дома и побежала за мальчиком, а он и не заметил. Белиссима лаяла, словно хотела сказать: "Смотри, я тоже здесь! А ты зачем сюда залез?" И огненный дракон не напугал бы мальчика так, как эта собачонка. Белиссима на улице, и притом раздетая, как говорила в таких случаях хозяйка! Что же будет? Зимой собака выходила на улицу лишь одетая в овечью попонку, по ней скроенную и специально сшитую. Мех завязывали на шее красной лентой с бантами и бубенцами, так же подвязывали его и на животе. Когда собачка в зимнюю пору шла рядом с хозяйкой в таком наряде, она была похожа на ягненочка. Белиссима раздета! Что же теперь будет? Тут уж не до фантазий; мальчик поцеловал бронзового кабана и взял Белиссиму на руки; она тряслась от холода, и ребенок побежал со всех ног.

Что это у тебя? - закричали двое полицейских; когда они попались навстречу, Белиссима залаяла.

У кого ты стащил собачку? - спросили они и отобрали ее.

Отдайте мне собаку, отдайте! - молил мальчик.

Если ты ее не стащил, скажешь дома, чтобы зашли за собакой в участок. - Они назвали адрес, ушли и унесли Белиссиму.

Вот это была беда! Мальчик не знал, броситься ли ему в Арно, или пойти домой и повиниться; конечно, думал он, его изобьют до смерти. "Ну и пускай, я буду только рад, я умру и попаду на небо, к Иисусу и к мадонне". И он отправился домой, главным образом затем, чтобы его избили до смерти.

Дверь заперта, до колотушки ему не достать, на улице никого; мальчик поднял камень и стал стучать.

Кто там? - спросили из-за двери.

Это я! - сказал он. - Белиссима пропала. Отоприте и убейте меня!

Все перепугались, в особенности мадам, за бедную Белиссиму. Мадам взглянула на стену, где обычно висела собачья одежда: маленькая попонка была на месте.

Белиссима в участке! - громко закричала она. - Ах ты скверный мальчишка! Как же ты ее выманил? Она ведь замерзнет! Нежное существо в руках у грубых солдат!

Пришлось папаше сейчас же идти в участок. Хозяйка причитала, а ребенок плакал, сбежались все жильцы, вышел и художник; он посадил мальчика к себе на колени, стал расспрашивать и по обрывкам восстановил историю с бронзовым кабаном и галереей; она была довольно малопонятна. Художник утешил мальчика и стал уговаривать старуху, но та успокоилась не прежде, чем папаша вернулся с Белиссимой, побывавшей в руках солдат. Тут-то уж все обрадовались, а художник приласкал мальчика и дал ему пачку картинок.

О, среди них были чудесные вещицы, забавные головки. Но лучше всех, как живой, был бронзовый кабан. Ничего прекрасней и быть не могло. Два-три штриха, и он возник на бумаге, и даже вместе с домом, стоявшим на заднем плане.

"Вот бы рисовать, ко мне весь мир бы собрался".

На следующий день, едва мальчик оказался один, он схватил карандаш и попытался нарисовать на чистой стороне картинки бронзового кабана; ему посчастливилось - что-то, правда, вышло криво, что-то выше, что-то ниже, одна нога толще, другая тоньше, и все-таки узнать было можно и мальчик остался доволен. Карандаш еще шел не так, как надо, он это видел, и на другой день рядом со вчерашним появился еще один бронзовый кабан, который был в сто раз лучше; третий был уже настолько хорош, что узнать его мог всякий.

Но с шитьем перчаток пошло худо, и доставка заказов двигалась медленно, бронзовый кабан открыл мальчику, что все можно запечатлеть на бумаге, а город Флоренция - это целый альбом, начни только листать. На пьяцца дель Тринита стоит стройная колонна, и на самом ее верху - богиня Правосудия с завязанными глазами держит в руках весы. Скоро и она оказалась на бумаге, и перенес ее туда маленький ученик перчаточника. Собрание рисунков росло, но входили в него покамест лишь неодушевленные предметы; однажды перед мальчиком запрыгала Белиссима.

Стой смирно, - сказал он, - тогда ты выйдешь красивой и попадешь в мое собрание картин!

Но Белиссима не желала стоять смирно, пришлось ее привязать; уже были привязаны и голова и хвост, а она лаяла и скакала; нужно было потуже натянуть веревки; тут вошла синьора.

Безбожник! Бедняжка! - Она и вымолвить ничего больше не смогла, оттолкнула мальчика, подтолкнула его ногой, выгнала из своего дома - ведь это же неблагодарный бездельник, безбожное создание! И она, рыдая, целовала свою маленькую полузадушенную Белиссиму.

В эту пору по лестнице подымался художник, и... здесь поворотная точка всей истории.

В 1834 году во Флоренции в Академии художеств состоялась выставка. Две висевшие рядом картины привлекли множество зрителей. На меньшей был изображен веселый мальчуган, он сидел и рисовал белую, стриженую собачку, но натурщица не желала смирно стоять и была поэтому привязана за голову и за хвост; картина дышала жизнью и правдой, что всех и привлекало. Говорили, будто художника ребенком подобрал на улице старый перчаточник, который его и воспитал, а рисовать он выучился сам. Некий прославленный ныне живописец открыл в нем талант, когда малыша, привязавшего любимую хозяйкину собачку, чтобы она ему позировала, выгоняли из дому.

Ученик перчаточника стал большим художником. Это подтверждала и маленькая картина и в особенности большая, висевшая рядом. На ней была изображена одна лишь фигура - пригожий мальчуган в лохмотьях; он спал в переулке Порта-Росса, сидя верхом на бронзовом кабане (2). Все зрители знали это место. Ручки ребенка лежали у кабана на голове; малыш крепко спал, и лампада пред образом мадонны ярко и эффектно освещала бледное миловидное личико. Прекрасная картина! Она была в большой позолоченной роме; сбоку на раме висел лавровый венок, а меж зеленых листьев вилась черная лента и свисал длинный траурный флер.

Молодой художник как раз в те дни скончался.

Примечания Андерсена:

1) Против гробницы Галилея расположена гробница Микеланджело, его надгробие состоит из бюста и трех фигур - Скульптуры, Живописи и Архитектуры, поблизости гробница Данте (прах его покоится в Равенне), над гробницей изображение Италии, указывающей на гигантскую статую Данте. Поэзия рыдает о том, кого утратила. В нескольких шагах - гробница Алфьери, украшенная лаврами, лирой и масками. Над его гробом плачет Италия. Макиавелли завершает этот ряд прославленных титанов.

2) Бронзовый кабан - это копия, античный подлинник сделан из мрамора и стоит у входа в галерею дворца Уффици.


На краю леса, возле старого болота жил Кабан. Он был ещё не старый, но уже и не молодой. Из-под косматых, взъерошенных бровей на мир смотрели маленькие чёрные глазки, а его большой и вечно мокрый пятак находился в постоянном движении, вбирая в себя свежесть сказочного леса и резкий запах гнилого болота. Шерсть на брюхе была грязной и слипшейся, но копыта, тайная гордость его некрасивой наружности, блестели чистотой и зеркально отражали солнечные зайчики. Два больших жёлтых клыка торчали из его пасти, полумесяцем загибаясь прямо к влажному, чувственному пятаку. Огромная, мощная спина с горо-подобным выступом на затылке, недвусмысленно указывала на страшную силу Кабана.
В болоте по соседству жила Жаба-кошка. Не спрашивайте меня, почему вдруг “кошка”? Наберитесь терпения, и ваше любопытство будет вознаграждено. Поселилась она здесь давным-давно, ещё когда большой дуб был маленьким жёлудем. Её, под конвоем, доставили на болото в ссылку две цапли. За какие-такие прегрешения она и сама давно забыла. Зато очень хорошо помнит, что это путешествие доставило ей мало удовольствия. Была она толстая и красивая. Посмотрев на неё, не сразу скажешь чего в ней больше: красоты или веса?
Вчера Жабе-кошке исполнилось 148 лет. Свои дни рождения она отмечала два раза в год: 21 июня, потому что в этот день родился Виктор Цой; 25 сентября, потому что тогда же Заяц Петрович рубил и квасил капусту, до которой она была большая охотница. Жаба-кошка была в большом почёте и уважении среди всех зверей лесисто-болотистой территории, поэтому все дни рождения отмечала широко: с песнями, с хороводами, с играми и уже по окончании торжеств, как повелось, выступала с обращением именинницы ко всем зверям и птицам. Разлёгшись на болотной кочке фиолетовым брюхом к солнцу она начала свою речь так:
“Ква, ква, ква-а-а-ашенная каа-а-апустка, хороша! Спасибо Петрович! Потешил старую! Вот помню раньше! Сто дней нет дождя. Ни капельки. Болото высохло, комаров нет, мух нет, стрекоз, и тех днём с огнём не сыщешь. Все умерли. Я, чтобы с голоду не умереть проглотила свой язык. Только тем и спаслась”.
Все гости уже не раз слышали историю о том, как жаба проглотила свой язык и затем научилась высоко прыгать, как кошка, чтобы на лету ловить мух и комаров. Всего один раз, прыгнув, она ловила несколько комаров и мух, отчего и получила своё имя Жаба-кошка.
Кроме этой своей кошачьей прыгучести Жаба-кошка обладала ещё одним даром. Она знала всё: когда будет дождь, сколько у Ёжика колючек, как хранить табак, сколько по Госстандарту должно быть спичек в спичечном коробке, почему лося называют сохатым, а баклажаны - синими, сколько км в морской миле, как окучивать лимоны, какая столица Гондураса, почему Уж сбрасывает кожу, и как из него пошить модный футляр для мобильного телефона и где находится самая дешёвая парикмахерская, когда рак на горе свиснет, почём фунт изюма и где собака зарыта. Только двух вещей не знала Жаба-кошка. Не знала и скрывала своё незнание, так как соперничала с мудрой Совой на предмет лучшего знатока лесисто-болотистой территории. Эти два вопроса задал ей бродячий крот Кузьмук, говоривший, что потерял зрение на службе у английской королевы в бою с пиратами. Он спросил:
“Зачем жабе зонтик? Почему кошка гуляет сама по себе?”
Эти два вопроса стали карой, бичом, сущим наказанием для Жабы-кошки. Когда она вспоминала о них, то сразу вся съёживалась, каменела, ёё глаза становились похожими на передние фары автомобиля OPEL, выпуска 1934 года. Из этого состояния она выходила очень тяжело: пила корваллол, никуда не выходила, раздражалась по малейшему пустяку, проклинала Крота Кузьмука и тот день, когда он перешёл ей дорогу. Но сейчас она блаженствовала. Лучи солнца ласково грели ёё толстое фиолетовое брюхо, рядом стоял бочонок квашеной капусты, а вокруг были сотни преданных лягушек, каждая из которых доводилась Жабе-кошке роднёй. Её так разморило на солнце, что она отказалась от своего любимого занятия. Жаба-кошка утверждала, что в ёё жилах течёт цыганская кровь, и на досуге промышляла гаданием по лапе.
“Уважаемая Жаба-кошка”, вдруг раздался тоненький голосок Риты, её внучки в кубе: “У всех нас есть имена: у лягушек, у птиц, у змей, у зверей, а почему нет имени у Кабана?”
Жаба-кошка зевнула и медленно повернула голову к кубичной Рите: «У него было имя, его называли Кондрат.»
«Ква-а-а! Ва-а-ау! Ва-а-ау!” Удивились и обомлели лягушки.
“Такое прекрасное имя, достойное римских богов и дали такому уроду? Этого не может быть!”
Жаба-кошка презрительно посмотрела вокруг и проскрипела: «Не может быть? А если я скажу, что у него была жена?!»
На какое-то мгновение наступила гробовая тишина, потом словно порыв ветра, пронеслось дружное: “Уууухх!! У такого урода жена? Наверное, болотная кикимора?”
Жаба-кошка многозначительно подняла палец вверх. Все смолкли.
“Не кикимора, а розовенькая, пухленькая, обаятельная свинка-Констанция.”
Все лягушки сидели, как громом пораженные. Как? Этот волосатый увалень, с его хроническим насморком, который вместо “здравствуйте” говорит “датуйте”, которого презирают даже сопливые улитки-сёстры Вильямс? Ну, нет! Этого не может быть!
«Да, дети мои, может» – продолжала Жаба-кошка, «но бедная Констанция вовремя одумалась и сбежала с кротом Кузьмуком. Он обещал ей английское гражданство и, как ни как, у него пенсия». Долго ещё на болоте слышалось дружное кваканье. Даже птицы замолкли, а трудолюбивый дятел Перфиратор угодил клювом в расщелину дикой груши.
Тем временем, Кабан медленно брёл по лесной лужайке, направляясь к большому дубу, чтобы полакомиться своими любимыми жёлудями, которые он вырывал клыками из земли. Утолив голод, Кабан лёг на землю, прикрыл глаза и стал ждать своего приятеля комара Бенжамина. У Кабана был друг – комар Бенжамин и враг – клоп Сергей. Клоп сосал из него кровь и при этом относился к Кабану свысока. Называл его” дремучим “, “древней” и “тёмнотой необразованной”. Комар Бенжамин прилетал к Кабану каждый день после обеда и пел свои унылые комариные песни, до которых Кабан был охоч.

При свете звёзд Гудзонова залива
Поплачь об одиноком Б-и-и-и-лле.
Смотря на рост Шакил О`Нила
Представь себе малютку Б-и-и-и-лла
Увидишь сон, а в нём- могила
И вырыли её для Б-и-и-и-лла

Тоскливо тянул комар Бенжамин:

Лес, пальмы, Кадиллак и вилла
Но там вы не найдёте Б-и-и-и-лла
И вдруг мираж: огонь и сила!
Но это точно не про Б-и-и-и-лла.
И выпив крепкую текилу
Ты всё же не забудь про Б-и-и-и-лла.
Тоска тебя всю ночь томила
Хандра съедалаутром Б-и-и-и-лла Собаки утром громко выли
И водку пил несчастный Б-и-и-и-лли.

Кто этот парень?- однажды спросил Кабан Бенжамина.
93
-Билл? Один неудачник. Мой земляк. Остербайтер из Америки. Совсем говорит, нет там житья нашему брату. Вот и бродяжит по свету, горемыка… Кабан любил жёлуди, песни Бенжамина и яркие огни. Он ещё в детстве видел как люди, празднуя, стреляют в ночное небо разноцветными огнями, ещё он видел, как горит стог сена и в небо вырываются сотни, тысячи красных огоньков. Он полюбил эти красивые, яркие вспышки и в часы досуга под песню Бенжамина с наслаждением предавался красочным воспоминаниям. Ему так нравились огоньки, что он согласен был всю жизнь смотреть на них не отрываясь, но и жизни ему было бы мало. Кабан спал. Вдруг он проснулся от пронзительного крика: “ Каарр! Привет!”
На ветке дуба, прямо над ним сидел Ворон Савелий.
Кабан нехотя поднялся и сонно из-под густых бровей посмотрел на Савелия. “Всё дрррррыхнешь? И ничего не знаешь?” Кабан молча помотал головой. Ну, так слушай:” мышка Луиза пррибежала из-за бугрра и напищала сверррчку, сверррчок натрррещал Жабе-кошке, а она наквакала дятлу Перрфорратору, тот по секррету настучал моей куме сорроке, а кумушка уж и мне принесла на хвосте». «Ну», буркнул Кабан.
«Барранки гну! Сегодня пррриезжают из-за бугррра на гастрроли светляки!» Два года их не было. Он все глаза проглядел их ожидая. – «Радуйся, тормоз! С ними прриезжает несрравненная, очарровательная Бусинка!!!»
Кабан, как подстреленный, сел на задние лапы. Бусинка!!!
Вечером Кабан сидел в первом ряду, а перед ним причудливым калейдоскопом кружили Светляки. Они то ярко вспыхивали, то пропадали, уходили зигзагом ввысь и падали камнем вниз, расходясь перед самой землёй в стороны. Кабан сидел, как зачарованный. Он не мог отвести глаз от великолепной, божественной, прекрасной Бусинки, которая горела ярче всех, переливаясь всеми цветами радуги, вспыхивала зелёными, синими, белыми, жёлтыми и всеми красками вместе взятыми сразу. Волосатая грудь Кабана тяжело вздымалась, ему не хватало воздуха, пасть была широко открыта, а из пятака катились большие, блестящие, хрустальные сопли-шары. Он был счастлив.
Вдруг, зашумели деревья и внезапно на лес, обрушился сильный ураган. Ветер валил деревья, всё сметая на своём пути. Звери бросились врассыпную, а Светляки, подхваченные, ураганом исчезли, в чёрной страшной туче, а Бусинка, маленькая, беззащитная Бусинка покатилась по траве, прямо в болото. Кабан взревел.
94
Одним прыжком он преградил дорогу, гибнущей Бусинке и накрыл её своим телом. Ураган промчался мимо, ветер стих, а Кабан не верил своему счастью. Он был рядом с Бусинкой! Он спас ёё! Теперь они всегда будут вместе! Он будет о ней заботиться и оберегать, а она освещать своей красотой его одинокие Кабаньи ночи! Кабан посмотрел вокруг. Солнце почти скрылось в болоте, спешила домой, растрёпанная, испуганная стрекоза Патриция. Кабан закрыл глаза и улыбнулся. По спине полз спасшийся от непогоды клоп Сергей. Кабан подумал, что не такой уж и вредный этот малый и жизнь не такая уж и безрадостная штука, и что может сказка о свиньях и бисере, хоть и правило, но с исключением, а исключение это, он Кабан и его Бусинка. Солнце скрылось в болоте. Кабан обнял Бусинку, закрыл глаза и заснул.