Длинная выдержка днем. Секрет необычных фотографий для новичков

Применение фильтров высокой плотности иногда приводит к весьма нежелательным последствиям. И сегодня, в этой статье, мы поделимся с вами некоторыми советами, которые могут избежать вам появления нежелательных результатов.

Несколько слов о фильтрах...

Фильтры нейтральной плотности обладают простой, но важной особенностью, они блокируют свет, не оставляя цветовых оттенков в полученном изображении. Повышение уровня плотности на один уровень ND уменьшает количество света, попадающего в камеру в 2 раза, а именно:

ND2 = 21 = 2, имеет одно диафрагменное число и понижает уровень света до 50%
ND4 = 22 = 2 х 2 = 4 имеет два диафрагменных числа и понижает уровень света до 25%
ND8 = 23 = 2 х 2 х 2 = 8 имеет три диафрагменных числа и понижает уровень света до 12,5%
И так далее...

Очень распространенным фильтром является ND4, он обладает двумя диафрагменными числами. Этот фильтр уменьшает количество света, попадающего на датчик в 4 раза. Три диафрагменных числа («ND8») понижает количество света в 8 раз и так далее, пока не дойдете до десяти диафрагменных чисел, тогда коэффициент ND будет равен 1024 (2 в 10-й степени).

В результате использования данных фильтров вы получите прекрасную, шелковистую воду и красивое, медленно уплывающее небо, но в результате сокращения света у вас могут возникнуть другие проблемы. Именно поэтому процесс съемки нужно построить таким образом, что бы предотвратить возможные неприятности.

Темная вода, озеро Дистрикт, Великобритания (ISO100, f/16, 67 с)

Совет №1 : Штатив считается основным требованием для многих фотографов-пейзажистов, особенно он важен при съемке с ND, тем более, если диафрагменное число равно 10. Время выдержки может длиться дольше нескольких минут, поэтому очень важно, чтобы ваш штатив, был очень устойчив и хорошо установлен. Это можно обеспечить, расположив его на твердой почве, таким образом, что бы ветер, не создавал шатания штатива.

Часто в Интернете можно прочитать о том, как люди рекомендуют повесить сумку от камеры на штатив, чтобы добавить балласта и большей стабилизации. Но, на мой взгляд, это действует скорее как, «парус», который подхватывает ветер и создает дребезжание, что приведет к еще большей нестабильности. Лучше всего в качестве дополнительного веса использовать обыкновенный мешочек с сырым рисом, который ставится сверху на камеру, покрывая её по всей поверхности, создавая большую стабилизацию.

Совет №2 : Учитывая, если фильтр будет очень плотным, вы получите достаточное количество света, и автоматическая фокусировка может не сработать. Поэтому, лучше всего сначала сфокусироваться, без фильтра, а затем, осторожно прикрепить его камере. Таким образом, объектив уже будет сфокусирован на объекте съемке, и вам останется только нажать кнопку спуска затвора.

Совет №3 : Важно, перед началом съемки закрыть видоискатель или, по крайней мере, прикрыть его чем-нибудь, чтобы обеспечить точный замер света (в режиме приоритета диафрагмы, этот нюанс очень важен). Попадание постороннего света может существенно нарушить будущий снимок. Сложно сказать, насколько это справедливое замечание, но все-таки лучше не рисковать, ведь закрыть видоискатель не так уж и сложно.

Совет №4 : Для выдержки длящейся более 60 секунд, лучше настроить камеру на режим "BULB". Переход в режим BULB позволяет держать затвор открытым максимально долго, а точнее столько, сколько вы сами сочтете нужным.
Скорее всего, вам придется использовать кабель дистанционного управления спуска затвора, так вы сможете держать затвор открытым в течение заданного периода времени.
Для того что б определить время на которое стоит открыть затвор, необходимо знать несколько правил расчета. В некоторых случаях, данные расчеты тривиальны (например, без использования фильтра выдержка равна¼ , с помощью фильтра ND1024 получим SX 0,25 * 1000 = 250с, 250с/60с, получаем около 4 минут), но в других случаях расчеты могут быть более сложными, в таких случаях лучше не полагаться только на собственные математические способности, а воспользоваться специальными приложениями в телефоне (такие, как NDCalc на платформе Android / IOS).

Совет №5 : Выберите хорошие условия съемки. Идеальными условиями для съемки при больших выдержках будут красивые объемные облака и сильный ветер (см. Совет 1). Без облаков и без ветра у вас не будет ничего, чтобы добавляло движения в ваш кадр. Лучше всего фотографировать на восходе или на закате солнца, и в том и в другом случае, солнце находится низко в небе, увеличивая контраст в облаках, в результате вы получите красивые эффекты полос на фотографии.


Восход солнца над камнями (ISO160, f/13, 50 с)

Совет №6 : Даже при низких значениях ISO и очень больших выдержках на ваших фотографиях, в некоторых местах, может появиться шум. Вы можете не сразу заметить его, при просмотре на дисплее камеры, но при просмотре на компьютере, вы огорчитесь, обнаружив большое количество нежелательных пикселей красного, зеленого или синего цвета.

Эффективным способом, который поможет вам избежать появления шума может стать использование выдержки разной длины, при том же значении ISO. «Опасные», в плане появления шума, области на фотографиях есть всегда, и в любом случае они будут и у вас. Попробуйте пофотографировать при различных выдержках, что бы в дальнейшем, при просмотре фотографий на компьютере выбрать самые качественные и красивые снимки.

Совет №7 : Как известно, фильтры некоторых фирм, могут в результате, оставлять небольшой оттенок на конечном изображении. Для тех, кто снимает в RAW режиме, это совсем не плохо, так как цветовые оттенки могут быть исправлены во время пост-обработки. Иногда, особенно при больших выдержках, обработка может быть просто необходимой, а бывает, и вовсе лучше сделать фотографию черно-белой.

Все мы любим фото с снятые с длинной выдержкой, лично я – очень. Это прекрасный способ создать динамику, движение и добавить глубины в изображения. В этом уроке по фотографии я покажу вам два приема, которые помогут получать фото с длинной выдержкой, если на улице слишком светло и у вас вовсе нет ND фильтра.

ND фильтры это затемняющие фильтры позволяющие снимать с длинной выдержкой днем.

Длинные выдержки создают этот сюрреалистичный и все же приятный эффект, который делает изображение удивительным. Всякий раз, когда вы фотографируете ночью, вы автоматически применяете длинную экспозицию, если не используете очень высокие значения ISO. В этом уроке я буду говорить о длинных экспозициях в дневное время, которые гораздо сложнее в исполнении.

Эти два приема подразумевают создание девяти различных изображений с последующим их объединением. А теперь, прежде чем мы начнем, я кратко дам вам подходящие настройки камеры и условия съемки:

Съемка и настройки камеры

  • В конечном итоге вы получите лучшие результаты, если будете фотографировать в облачную ветреную погоду. Почему? Потому что у вас будут облака, которым ветер придает движение, а это то, что вам нужно – движение. В облачную погоду вы также получите минимальное количество света, чтобы иметь возможность продлить время выдержки.
  • Вам совершенно точно понадобится штатив , прежде всего потому, что изображения нужно будет объединить, в также чтобы они были максимально четкими. Без штатива на выдержке меньше 1/60 ваши изображения станут размытыми.
  • Используйте пульт дистанционного спуска затвора или 2-секундный таймер каждый раз, когда делаете снимок. Опять же это очень хороший способ избежать дрожания камеры и получить резкие изображения.
  • Сфокусируйтесь на объекте и переведите объектив в ручной режим фокусировки прежде, чем начинать фотографировать. НЕ МЕНЯЙТЕ точку фокусировки между этими девятью изображениями.
  • Установите ISO - 100 единиц. Ваша камера стоит на штативе, так что вам не понадобится значение ISO выше.
  • Используйте очень узкую диафрагму, например, f/22 . Это сократит количество света, попадающего в объектив, а в сочетании со значением ISO 100 поможет увеличить выдержку.
  • Снимайте за час или два часа до заката , что тоже уменьшит количество света и позволит еще больше увеличить выдержку.
  • Если у вас есть ND фильтр, то используйте его . Если ваш ND фильтр очень темный (например, 10 шагов), то вам не понадобится этот прием, так как вы сразу можете создать длинную экспозицию. Если же он недостаточно темный, то я все же рекомендую его использовать, даже если у вас есть экспозиция в одну секунду.
  • Я рекомендую экспонировать и фокусироваться перед установкой ND фильтра на объектив, потому что после этого вы не сможете четко видеть сцену.

Прием №1 – режим мульти экспозиции (есть не во всех фотокамерах)

Первый прием заключается в использовании режима мульти экспозиции в вашей камере. Если у вас нет данного режима, не волнуйтесь, второй прием применим для любого типа камер. Я использую Canon 6D, но этот режим мульти экспозиции имеется практически в любой продвинутой DSLR камере.

Вы найдете этот режим в меню, понадобится просто включить его.

Для настроек :

  • Среднее для опции Multi-expos ctrl
  • Беспрерывно для настроек Continue Mult-exp

Вы можете выбрать, сколько экспозиций вы хотите сделать, максимальное количество зависит от вашей камеры. Я обычно снимаю девять экспозиций, чтобы получить желаемое движение облаков.

Этот режим позволит вам умножить выдержку на количество снимаемых экспозиций. Например, если вы снимаете одно изображение с экспозицией в одну секунду, то получите полную экспозицию в девять секунд при съемке девяти экспозиций. То самое происходит, когда у вас экспозиция в 15 секунд.

В этом режиме камера автоматически соединит изображения и даст одно с движением облаков. Этот трюк также сработает, если вы хотите получить красивую шелковистую воду.

Если облака двигаются действительно быстро, то я рекомендую подождать около двух секунд прежде, чем делать следующий снимок. Главное, чтобы облака не были в том же месте из кадра в кадр. Если облака двигаются медленно, то делайте между снимками паузу в 10-15 секунд.

В этом режиме вы будете видеть на экране сколько еще изображений нужно сделать, чтобы завершить мульти экспозицию.

Это пример длинной экспозиции, которую я сделал с использованием описанного метода. Диафрагма была f/22, ISO 100, а выдержка 1 секунда с использованием ND фильтра. Его не было достаточно, чтобы получить длинную экспозицию с растянутыми облаками, поэтому я решил применить режим мульти экспозиции. Я сделал один снимок, состоящий из девяти, и ниже вы видите, что получилось с применением этого режима и без него. Вы видите, что это повлияло не только на облака, но и вода выглядит красиво и шелковисто.

Одно изображение

Девять снимков с использованием мульти экспозиции в камере.

После некоторой ретуши я получил вот такой результат!

Прием №2 – несколько снимков, объединенных в Photoshop

Второй прием заключается в проделывании того же самого, но вручную. Если вы имеете опыт съемки таймлапсов , то вам будет совсем не трудно понять, как это делать.

В режиме мультиэкспозиции камера автоматически выдает результат в одном изображении. Для этого же приема нужно сделать девять отдельных снимков, один за другим.

Используйте те же настройки камеры, которые я описал выше (ручной режим, ручная фокусировка, штатив, малая диафрагма, ISO 100, дистанционный спуск затвора или 2-секундный таймер). Что касается условий съемки, то я рекомендовал бы то же самое, и используйте ND фильтр, если таковой имеется.

В целом вы будете снимать таймлапс из девяти изображений. Не забывайте делать интервал минимум в 10 секунд между кадрами. Этот процесс может быть достаточно скучным. Я использую альтернативную прошивку Magic Lantern , которую я установил на свою фотокамеру вместо оригинальной, она имеет встроенный интервалометре. Я могу указать интервал между каждым снимком, и камера будет автоматически фотографировать каждые 10 секунд, например, пока я не решу остановиться.

Вы можете купить тросик спуска с интервалометром или использовать таймер в телефоне, чтобы считать интервал. Это уже на ваше усмотрение.

Вот пример девяти изображений, которые я сделал с интервалом в 15 секунд между каждым. Вы можете четко видеть движение облаков. Для демонстрационных целей я намеренно недоэкспонировал эти снимки.

Итак, когда у вас есть необходимое количество снимков, импортируйте их в Photoshop как слои (из Bridge или Lightroom в соответствии с вашим рабочим процессом).

Открыть как слои в Photoshop после выбора изображений в Lightroom .

Затем выберите все слои и создайте смарт-объект.

После этого перейдите Слои -> Смарт-объект -> Режим стека -> Среднее.

Photoshop создаст красивую длинную экспозицию, объединяя все слои.

Вот изображение до и после:

Справа одно изображение До, справа – После.

Заключение

Вам не нужны супер темные дорогие фильтры, чтобы создать длинные экспозиции. Конечно, с ними вы получите наилучший результат, но есть достаточно хорошая альтернатива.

Будучи 19-летним студентом, я не могу тратить много денег на оборудование, поэтому два этих приема идеально мне подходят.

Необычное притягивает внимание и остается в памяти. Находясь на выставке фоторабот, зрители гораздо чаще останавливаются перед фотографиями, которые отражают мир не таким, каким мы его привыкли видеть. Необычные фотографии - это больше плод воображения фотографа, помноженного на опыт и тонкое знание возможностей фотокамеры, чем достоинство самой сцены съемки. Что толку просто "сфоткать" красивый пейзаж? Ведь это же самое люди могут увидеть своими глазами. А вы возьмите и сфотографируйте эту же сцену используя нестандартный подход и у ваших фотографий на выставках будут останавливаться для обмена мнениями и обсуждения даже если вы простой новичок. Сегодня "разбираем по косточкам" очередной секрет удачных фотографий - дневную съемку с длинной выдержкой.

Для кого написана эта статья

В первую очередь я пишу это для себя. И не потому, что боюсь просто забыть фокус с длинной выдержкой :). Я его знаю уже давно и иногда нахожу ему вполне достойное применение. Лично мне эта статья нужна, чтобы еще немного продвинуть данный сайт. Сделать его еще более посещаемым и узнаваемым. Знаете, приятно, когда тебе потом пишут письма с благодарностями, ставят лайки, задают вопросы и просят совета.

Для меня, который не считает себя профессионалом, а, от силы, продвинутым фотолюбителем, получать такое внимание и делиться накопленным опытом - большая честь. Все же человеку время от времени необходимо осознавать свою полезность и даже значимость, чтобы иметь силы идти дальше. Кроме того, этот сайт приносит небольшую денежку за рекламу. Так что чем больше здесь полезных материалов, тем большую прибыль он принесет.

Наверное мало кто пишет такое на своих сайтах. Многие прикрываются "заботой о ближнем" и стремлением облегчить жизнь совершенно незнакомым людям. На самом деле это, мягко говоря, не совсем так. Многие фотографы, ведущие подобные блоги, рано или поздно рассчитывают продвинуться, стать известным, возможно, даже великими. Это позволит получать больше заказов на фотосъемку и, соответственно, лучше зарабатывать.

Кроме моего личного, чисто шкурного интереса, техника съемки, которую мы будем рассматривать в данной статье, будет интересна многим начинающим фотолюбителям. Просто многим уже надоели обычные "фотки", сделанные по принципу "шел мимо - увидел - выхватил фотоаппарат - щелкнул - пошел дальше". Есть желание сделать следующий шаг, узнать какие-то секреты продвинутой фотосъемки .

Таких секретов довольно много и сегодня мы посмотрим только на один из них.

Для того, чтобы воспользоваться предложенной здесь техникой, ваш фотоаппарат должен "уметь" снимать в полностью ручном режиме. Фотокамеры, имеющие только авторежим, и абсолютное большинство мобильных телефонов нам не подойдут.

Зачем вообще нужна длинная выдержка

Надеюсь, вы уже знаете, что такое выдержка и как ее значение влияет на качество фотографии. Для тех, кто делает самые первые шаги и пока не очень разбирается в этих вопросах, могу предложить сначала полистать эту статейку:

Безусловно вы знаете, что вечером и, тем более, ночью, когда света становится все меньше, приходится устанавливать более длительные выдержки. Иначе фотографии получатся совсем темными. То же самое касается съемки в помещении, особенно в темных чуланах, на чердаках и в погребах:)

Длинная выдержка - очень большое подспорье при съемке в темноте. С другой стороны, она же может "все испортить". Стоит только пошевелить фотоаппарат, который в этот момент снимает с длинной выдержкой (например - 1-2-5 или более секунд) и изображение будет безнадежно размазано. Да что там 1 секунда! Иной раз и на 1/30 секунды уже появляется некая размытость, обусловленная тем, что вы "приплясывали" в момент, когда нажали на кнопку спуска. Знаете, так бывает при фотосъемки в местах, где много комаров. Бывает, только нажмешь кнопку спуска и тут же какая-то гадина обязательно укусит за ногу.

Получается так называемая "шевеленка". Подобные фото являются, если можно так выразиться, позором профессионального фотографа и сразу же стираются, чтобы никто, не дай Бог, не увидел данного конфуза:)

Тем не менее, длинную выдержку можно использовать и во благо, причем не только ночью, но и "светлым-пресветлым днем".

Техника съемки, которую я собираюсь описать, основана на том обстоятельстве, что в кадре могут присутствовать и совершенно неподвижные объекты, и те, что находятся в движении. Порой эта техника - чуть ли не единственный способ сделать достойную фотографию той или иной сцены.

Секрет фотосъемки с длинной выдержкой

Снимки, которые вы увидите в данной статье, сделаны мной с интервалом в один день. Сначала разберемся с тем, как можно красиво сфотографировать работающий фонтан.

Вот объект нашего внимания. Думаю, большинство фотолюбителей, даже не обратит на него внимания, а если и сделает снимок, то получится примерно вот что:

Как видите, в принципе, ничего экстраординарного в данной сцене нет. Возможно поэтому многие люди просто проходят мимо, а некоторые, которым не чуждо чувство прекрасного, стремятся привнести в сцену нечто великолепное, например, себя любимых. Ведь можно взгромоздиться на белый парапет фонтана и, грациозно изогнувши туловище, придать снимку выразительность и даже, не побоюсь сказать, некоторую экспрессию:) Позвольте мне не показывать фото любителей фотографироваться на фоне этой небольшой местной достопримечательности. У нас, все же, немного другая цель.

Итак, снимать весь фонтан - занятие неблагодарное. Ему уже около 40 лет, и все это время он стоит грустный и грязный в глубине старого парка. А включают его всего перу раз в году по праздникам: вот как раз вчера был один из них - 9 Мая.

Но давайте попробуем "сшибить верхушку", то есть снять только отдельный фрагмент сцены - тот, где пересекаются струи воды:

Обратите внимание: точку съемки надо выбрать так, чтобы освещенные светлые капли воды были на каком-то темном фоне, например, на фоне листвы, расположенной в тени. Если снимать светлое на светлом, сами понимаете, ничего путного у нас не получится.

В принципе в данной фотографии пока нет ничего такого уж выдающегося. Просто взяли фрагмент и "щелкнули" с выдержкой 1/640 секунды. Неудивительно, что мы можем видеть каждую отдельно взятую капельку, застывшую в полете. Если сделать выдержку еще короче, то у нас получится застывшая картинка с множеством маленьких белых точек. Именно такой снимок дал бы нам фотоаппарат с полностью автоматическими настройками, или мобильный телефон.

Жаль, что в этой фотографии не передается динамика движения воды. Но давайте попробуем поиграть выдержкой. Сделаем ее, скажем, 1/80 секунды. То есть удлиним в 8 раз!

Ага! Это уже кое что! Неподвижные объекты так и остались четкими и неподвижными, но каждая капелька за время, пока делался снимок, успела пролететь некоторое, пусть и небольшое расстояние. Представляете? 1/80 доля секунды! Мы и моргнуть не успеем, а капельки сдвигаются за это время сантиметров на десять! Как говорится, все течет, все меняется. Это как раз про наш случай.

Теперь капли стали более заметны и в фотографии, в отличие от предыдущего варианта, наблюдается некоторая динамика.

Безусловно, мы должны понимать, что если удлинить выдержку, то на матрицу начинает попадать больше света - картинка становится более светлой. Чтобы немного "потушить" ее, то есть, ограничить световой поток, надо сужать диафрагму. Вы ведь знаете, что такое диафрагма? Если нет, вот - полистайте статейку о ней:

А что если сделать выдержку еще длиннее? Давайте попробуем! Ведь кадры в цифровой камере совершенно бесплатны. Это раньше фотографы должны были платить за свои смелые эксперименты метрами испорченной пленки. Мы же с вами имеем широкое поле для экспериментирования, за которое нам "ничего не будет". Итак, устанавливаем выдержку 1/20 секунды (диафрагма 10):

Треки от капель стали еще длиннее! Жаль, что фонтан не подсвечивается разноцветными фонариками. Было бы еще красивее!

А теперь - гвоздь программы: выдержка 1/10 секунды:

Делать выдержку еще длиннее нет смысла. Да и в этом кадре, признаться уже не все в порядке. Появились пересвеченые области. Увы, мой фотоаппарат Sony RX100 не позволяет устанавливать диафрагму Уже (в смысле, не "шире", а "уже"), чем 11! То есть я не мог еще сильнее ограничивать поток света и в кадре получились провальные белые участки. Здесь уже нужна, например, зеркалка. Там возможны значения диафрагмы 22, 36 и более.

Тем не менее, уверен, вы уже ухватили идею. Главное здесь - не торопиться и, по возможности, использовать штатив или какой-то иной упор.

Желаете другой пример? Извольте!

Река Суворощь во Владимирской области. На самом деле на фото будет даже не сама река, а отдельный ее рукав. Во время половодья он превращается в стремительный поток, почти как в горах:

Как видите, в этом фото нет ничего особо ценного. Единственно его назначение - просто показать зрителю общий план того места, где мы были и фотографировали.

Можно спуститься прямо к воде и попробовать попытать счастья с небольшими локальными сценами:

Совершенно согласен с вами: этот снимок - полный "отстой". Единственное, что с ним можно сделать - просто выбросить в мусорную корзину, поскольку именно там ему и место. Может даже сложиться впечатление, что данная сцена вообще не интересна с точки зрения фотографии. Действительно, снятая с очень короткой выдержкой (1/800) стремительно несущаяся вода получается, мягко говоря, "не очень".

А что если снова попробовать удлинить выдержку? Давайте поставим, например, 1/3 секунды:

Ага! Вот это уже интереснее. Безусловно, лучшему нет предела, однако, даже невооруженным глазом видна разница между данными снимками.

Давайте посмотрим еще один пример. Вот палка, торчащая из воды. Выдержка 1/800 секунды:

Одни пузырьки, - в глазах рябит!

А теперь поставим выдержку 1/3 секунды:

Безусловно шедевр будет получаться не каждый раз. Например, если сфотографировать таким образом улицу с интенсивным движением, то результат будет не очень красивый, если только не снимать ночью с горящими огнями.

А вот сфотографировать таким образом капли дождя или насекомых, вьющихся вокруг ночного фонаря - это несомненно стоит попробовать.

Многие начинающие фотографы думают, что секрет хороших фотографий в короткой выдержке. Самые грамотные знают, что она должна быть не меньше, чем единица, деленная на фокусное расстояние объектива, которым снимаешь. Но на самом деле существует целый ряд сюжетов и технических решений, которые позволяют создавать интересные и необычные картинки, используя длинную выдержку. Мне как подводному и пещерному фотографу довольно часто приходится работать в условиях недостаточной освещенности, и это заставляет выкручиваться теми или иными способами и получать изображение, когда просто зафиксировать фотоаппаратом момент невозможно. Поэтому у меня есть большой арсенал приемов, чтобы снимать там, где большинство людей снять не может. И это дает мне определенное профессиональное преимущество.

Проводка

Самый простой и очевидный пример использования длинной выдержки, которому учат в фотошколе, это проводка. Когда у вас есть объект, который двигается в кадре, вы наводитесь на него и начинаете двигать фотоаппарат, не изменяя положения этого объекта в видоискателе. Так можно снимать живую природу, спорт, когда что-то перемещается мимо вас, а вы его «провожаете». Этот прием используется, когда у вас нет возможности подойти близко к объекту, чтобы заморозить его вспышкой, и нет возможности поставить достаточно короткую выдержку, чтобы объект не был смазан, или надо наоборот усилить эффект движения, - тогда ставьте более длинную выдержку, около ¼ или 1 секунды, и попытайтесь сделать проводку. Это технически достаточно сложный прием, который требует тренировок. Проще всего тренироваться, выйдя на улицу и снимая проезжающие мимо машины. Тогда за какое-то время вы научитесь двигать камеру с такой скоростью, чтобы она совпадала с линейной скоростью автомобиля, и объект бы оставался резким, а весь окружающий мир был смазан до полного неузнавания. Таким образом можно снимать животных, чтобы показать скорость движения, динамику перемещающегося объекта.

Диафрагма – f/13
Выдержка – 1/4, ISO 400
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3S

Для примера: мы снимали дельфинов. Мать с детенышем очень быстро плавала, а вспышки использовать было нельзя, так как животные их пугались. Освещение было слишком слабым, чтобы позволить себе короткую выдержку. Поэтому я увеличил выдержку до ¼ и сделал проводку проплывающих животных. Таким образом я не только снял дельфинов, но и показал динамику их движения. Несмотря на то, что существует тенденция снимать как можно более короткими выдержками, и камеры совершенствуются в эту сторону, проводка остается одним из излюбленных приемов фотографов спорта и живой природы, и позволяет получать более разнообразные и динамичные картинки.

Чуть более сложным является прием комбинирования проводки со вспышкой. Вы выставляете синхронизацию срабатывания вспышки по задней шторке, делаете проводку, и вспышка зафиксирует момент окончания движения – у вас будет резкое замороженное изображение последней фазы движения, в то время как все предыдущие будут недоэкспонированы и смазаны. Такие кадры очень динамичны.


Диафрагма – f/13
Выдержка – 1/4, ISO 200
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Например, в этом кадре с дельфином, благодаря вспышке, у детеныша получилась резкая довольная мордочка. А вокруг него на длинной выдержке все движется, есть ощущение неуемной дельфиньей жизни, дельфиньего мира, в котором все происходит очень быстро.

Статичная камера

Следующий прием использования длинной выдержки, когда камера зафиксирована, а предметы в кадре движутся и размазываются. Типичные объекты такой съемки - это вода: морской прибой или бегущие по морю волны, струи фонтана или водопада, которые размазываются и дают ощущение потока. Например, вот такой сюжет:


Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/10, ISO 200
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon Df


Диафрагма – f/11
Выдержка – 2,5, ISO 100
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

Это может быть снег или дождь, или автомобили, оставляющие треки огоньков. Это Дом правительства Азербайджана, известный как Дом тысячи комнат. Если бы я снимал это фото ночного Баку на короткой выдержке (что камера позволяла), то на переднем плане у меня было бы очень много машин, которые отвлекали бы от основного объекта съемки. А на длинной выдержке их нет – они исчезли, оставив только треки огней габаритов и стоп-сигналов. Так снимают ночные города, горные серпантины, и они выглядят очень эффектно. Так можно управлять влиянием движущегося объекта на композицию кадра: изменять его, сделать минимальным или вообще убрать.

Слабый источник света

Следующий случай: недостаточная освещенность и неподвижные объекты. Вместо того, чтобы мучиться и изобретать способы, как их осветить, достаточно поставить камеру на штатив, открыть затвор и проэкспонировать кадр так, как вам нужно. Этот простой метод позволяет превратить банальный сюжет в интересный и необычный кадр, который будет выглядеть привлекательно и свежо.

Например, это фото дайв-центра Голубое озеро снято ночью с выдержкой 30 секунд. Он не кажется ночным из-за длинной выдержки, но при этом выглядит интересно с необычными красками.


Диафрагма – f/7.1
Выдержка – 30, ISO 800
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF NIKKOR 35mm f/2D

Это стоянка нашего водолазного корабля РК-311 у заброшенного плавучего дока для ремонта подводных лодок на острове Мощный. Она снята поздним вечером с выдержкой 2,5 секунды. Свет заката окрасил все в темно-синие тона, а желтый свет ламп накаливания поставил акцент на корабле.

Главное – не бояться, дождаться темноты, поставить камеру на штатив и открыть затвор. И результат будет совершенно удивительным.


Диафрагма – f/8.0
Выдержка – 2,5, ISO 1600
Фокусное расстояние – 50 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF NIKKOR 50mm f/1.4D

Светопись

Это легендарная техника пещерных исследователей. Вы ставите камеру на штатив, открываете затвор на бесконечность (на камерах Nikon обозначено как «bulb»). А затем ходите и фонариком освещаете сцену. В чистом виде светопись делается в абсолютной темноте: куда вы посветили, там появился кусочек картины, и так вы рисуете световой кистью, пока не появится все изображение полностью.


Диафрагма – f/10
Выдержка – 62, ISO 400
Фокусное расстояние –16 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Кроме пещерной съемки этой техникой очень часто снимают натюрморты. Но светопись может использоваться и во многих других жанрах: и travel, и пейзажной, и даже репортажной фотографии. Главное, чтобы у вас было время экспериментировать. Светопись отнимает чудовищное количество времени: каждый кадр секунд по тридцать, плюс еще отрисовка процессором камеры секунд тридцать, и вам нужно какое-то количество дублей, чтобы получить нужный результат. Чтобы набить руку, грубо говоря. Но результат будет очень необычным. Вы можете создавать противоречивые неестественные световые рисунки, которые зрителем будут восприниматься как странные, и это будет привлекать внимание к вашей фотографии, она будет выглядеть крайне необычно. Совершенно непонятно, откуда льется свет, из каких источников? Как, например, на фотографии горнопроходческого комбайна выше. Экспозиция этого кадра - 62 секунды, все здесь нарисовано одним маленьким фонариком.

При этом люди в кадре не должны вас смущать. И вот почему. Когда вы светите фонариком, вы высвечиваете только маленькую часть кадра. А в это время ваша модель может делать что угодно. Например, фотография с длительностью экспозиции ниже 13 секунд. Ни один человек не может стоять столько времени неподвижно. Но поскольку это светопись, ваша модель может свободно двигаться, пока вы не направите фонарь на нее. Осветить человека фонарем - это вопрос секунды. А секунду человек может оставаться неподвижным. Ваша цель – объяснить модели, что надо замереть, когда вы будете отрисовывать ее в этой сцене.


Диафрагма – f/10
Выдержка – 13, ISO 100
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D4S

Недавно я попробовал применить светопись в подводной фотографии, чего до меня никто не делал. Для примера вот эта фотография с выдержкой 30 секунд: камера стояла на штативе, а я плавал с фонариком, освещая эту сцену.


Диафрагма – f/14
Выдержка – 30, ISO 200
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Комбинированный свет

Самый сложный случай, когда в одном кадре у вас оказались неподвижный плохо проэкспонированный объект и подвижные объекты. Тогда приходится использовать комбинированный свет, чтобы вспышками заморозить подвижные объекты, а на длинной выдержке проэкспонировать те, которые невозможно осветить вспышками. Например, этот кадр с РК-311, нашим кораблем.


Диафрагма – f/4.5
Выдержка – 15, ISO 4000
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF NIKKOR 20mm f/2.8D

Я хотел сделать снимок, как он плывет под звездным небом. Но если просто поставить камеру на штатив, то корабль на снимке окажется черным, и рассмотреть будет ничего нельзя. А если на судне включить свет, то из-за волн силуэт корабля на длинной выдержке смажется. Поэтому пришлось использовать комбинированный свет. Я встал на дамбе и поставил камеру на штатив, чтобы проявились звезды и отрисовались метеориты Персеид, поток которых как раз пересекала наша планета. Во-вторых, нужно было осветить корабль со стороны, поэтому на второй пирс я поставил на штативе вспышку с тубусом, чтобы дать направленный свет на корабль. В-третьих, нужно было подсветить корабль изнутри, при этом постоянный свет не годился, как я уже рассказывал, почему. Так что в рубку и каюты мне пришлось тоже положить вспышки с радиосинхронизаторами и направить их в иллюминаторы.


Диафрагма – f/10
Выдержка – 6, ISO 1600
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Светопись может стать отличным решением в том случае, когда невозможно снять днем. Например, в каньонах из-за того, что это узкое ущелье, солнце туда не может попасть и осветить красиво. Поэтому гораздо лучше взять дело в свои руки и снять ночью с тем светотеневым рисунком, который вы задумали. Вот такой пример выше: выдержка 6 секунд, человек будто бы исследует каньон. Это светопись двумя фонарями, один из которых находится спереди модели, а другой держит осветитель позади нее.


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 20, ISO 1600
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED


Диафрагма – f/13
Выдержка – 1.6, ISO 800
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D4S

Фото под названием «Я тебя не слышу» - комбинированный свет из 7 вспышек, двух фонарей и светописи. Здесь достаточно большое пространство, а еще и водопад, и озеро, и осветить все было трудно. Поэтому я положил в воду три подводные вспышки, людей заморозил вспышками сухопутными, стены каньона подсвечивались фонарями, плюс я поправил световой рисунок водопада светописью. На все про все 1,6 секунды.


Диафрагма – f/6.3
Выдержка – 1/4, ISO 400
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF NIKKOR 24mm f/2.8D

Также комбинированный свет позволяет разделить планы, как на этой фотографии. Здесь передний план подсвечен вспышками с холодной температурой свечения, а задний план подсвечен теплым галогеновым фонарем, установленным на горном комбайне. Но этот фонарь недостаточно сильный, чтобы конкурировать со вспышками, поэтому выдержка должна быть достаточно длинной, чтобы задний план достаточно отрисовался. Наложение разного света проявило узоры породы на потолке, на который легли золотистые отсветы фонаря.


Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1, ISO 200
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED

Работа «Пещера Прометея». Здесь комбинированный свет оказался нужен по другой причине. Большое нагромождение объектов не позволяло нормально высветить пещеру – вспышки неминуемо давали бы жесткие тени ото всех объектов. Или их должно было быть очень много, чтобы нормально высветить такую композицию. Поэтому я применил следующую схему: человек заморожен вспышкой, а сталактиты и сталагмиты высвечены светописью, чтобы получить более равномерное освещение.

Светопись сама по себе и комбинированное освещение – это наиболее интересная и малоизученная область фотографии, которая требует больших временных затрат и физических усилий, но и отдача очень высока. Это то, чем хочется заниматься.

Как снимать на длинных выдержках

Для съемки на длинных выдержках вам не обойтись без устойчивого штатива и спускового тросика с возможностью фиксации кнопки затвора. Чтобы уменьшить тряску при срабатывании затвора, я рекомендую использовать режим предподъема зеркала. Но если вы вдруг оказались где-то без штатива, а снимать хотите на длинной выдержке, то вам поможет правильная стойка и возможность опереть на что-то локти или прислонить к чему-то камеру. Возможен упор в колено или на локоть. Профессиональные камеры позволяют снимать с рук на более длинных выдержках, потому что они тяжелее и более ухватистые. Лично я снимал с рук на D3s и D4s с выдержкой до полусекунды. Надо понимать, что если вы снимаете с рук, то чем длиннее выдержка, тем больше дублей придется сделать.

Съемка с длинной выдержкой - одно из моих любимых занятий. Это позволяет запечатлеть нечто, отличающееся от 99% фотографий в интернете, а также требующее навыков и подходящего оборудования.

Для работы с таким видом фотографий нужно умышленно завышать время экспонирования. В то время, как короткая выдержка передает момент, долгая выдержка делает движение размытым, создавая различные эффекты в зависимости от предмета съемки.

Поначалу всё может показаться сложным. Самый частый вопрос, который возникает у новичков: «Почему мои фотографии с длинной выдержкой получаются белыми?» К счастью, решить эту проблему очень легко. Первым делом нужно получить лучшее понимание треугольника экспозиции. Если хотите почитать подробно, кликните по ссылке , а в рамках статьи я приведу очень краткий обзор. Экспозиция фотографии (то есть насколько она яркая или темная) определяется тремя характеристиками: ISO, диафрагма и выдержка.

Выдержка отвечает за то, сколько времени затвор остается открытым. Для большинства обычных фотографий выдержка варьируется в диапазоне от 1/60 до 1/500, а нам (в зависимости от предмета) понадобятся значения от 1/10 секунды до 5 секунд или даже 20 минут. (Многие камеры не могут работать с выдержкой длиннее 30 секунд без режима «Bulb», поэтому придется воспользоваться внешней кнопкой спуска затвора). На сенсор попадет больше света, в результате чего снимок станет светлее. Если оставить затвор открытым слишком долго, то на выходе можно получить просто белый холст. Первый шаг в решении проблемы - скорректировать две другие вершины треугольника экспозиции.

ISO регулирует чувствительность сенсора к свету. Хоть техническую сторону и сложно объяснить, достаточно знать, что более высокие значения шкалы ISO означают более светлый снимок. Поэтому, при съемке с длинной выдержкой старайтесь устанавливать минимальное ISO. Пороговый уровень большинства камер равен 100. Некоторые модели могут работать даже с ISO 64, а камеры Fuji не позволяют выбирать значение ниже 200.

Третья грань треугольника экспозиции - это диафрагма. Ее значение отвечает за диаметр отверстия, пропускающего свет. Чем больше значение диафрагмы, тем шире отверстие. Однако, известно, что относительное отверстие объектива указывается в дробном виде. То есть, f/8 на деле означает 1/8. Таким образом, если диафрагменное число k больше, то относительное отверстие становится меньше, ведь 1/16 в разы меньше, чем 1/4. Если при работе с длинной выдержкой ваши фотографии получаются белыми, попробуйте сделать относительное отверстие более узким, установив меньшую диафрагму. Хорошей стартовой точкой станет диафрагма f/16 и минимальное ISO. Также учитывайте, что меньшая диафрагма означает больше резкости. Если вам нужна мелкая глубина резкости, придется прибегнуть к каким-то другим методам.

Ну хорошо, вы выполнили эти советы, но все еще не получили ответ на свой вопрос. Если вы снимаете с минимальным ISO и маленькой диафрагмой, а снимки все еще яркие, придется прибегнуть к одному из следующих вариантов.

Во-первых, сократите выдержку. Не каждому кадру требуется 20 секунд на экспонирование. Желаемый эффект можно заполучить с 1/2 или даже 1/8 с. Однако, это работает не для каждой ситуации. Иногда в кадре слишком много света, но, если посмотреть на примеры ниже, можно увидеть, что некоторые из них были сделаны с относительно короткой (как для такого вида съемки) выдержкой.

Если проблемой является излишнее количество света, найдите способ его сократить. Например, просто попробуйте сфотографировать тот же пейзаж в более темное время суток. Вместо того, чтобы пытаться заснять кадр в полдень, сделайте его на закате или даже в облачный день. Это одна из причин, по которой облачные дни идеально подходят для съемки водопадов, когда нужно немного увеличивать выдержку.

В конце концов есть очень полезный таком виде съемки инструмент - фильтр нейтральной плотности . Это обычные солнцезащитные очки для вашего объектива. Разные ND-фильтры имеют разную плотность. Мой личный выбор - 10-стоповый фильтр, позволяющий увеличивать выдержку на 10 стопов. Для обычной съемки в послеполуденное время требуется выдержка 1/30 с, ISO 100 и f/16. С таким фильтром я могу сделать тот же снимок при выдержке 30 с. Чаще всего выпускаются 6- и 3-стопные фильтры. Если нужен один или два дополнительных стопа, можно воспользоваться круглым поляризатором.

Когда вы поняли, как снимать с длинной выдержкой и купили ND-фильтр, для вас открывается огромное количество интересных способов этим воспользоваться. Вот несколько моих любимых видов съемки.

Мечтательные океанские пейзажи

Вы видели фотографии береговой линии, волны которой превращены в мистический туман? В то время, как короткая выдержка остановит волны, длинная смажет их движение. Выбор значения выдержки зависит от количества света, частоты волн и глубины воды. Хорошая стартовая точка - ISO 100, f/16 и 15 с.

Озера

Рябь на воде зачастую портит фотографии озер. Эту проблему легко решить, прибегнув к длинной выдержке, которая полностью смягчает поверхность. Мой ND-фильтр часто спасал меня от ряби на воде или скучных закатов. Выдержка здесь полностью зависит от того, насколько сильные волны. Снимок был сделан с ISO 200 (минимальный порог для камер Fuji), f/16 и выдержкой 90 с.

При съемке фотографии ниже вода была намного спокойнее, поэтому я использовал более короткую выдержку. Вот такие настройки камеры я выбрал: ISO 200, f/18, 5 с. Если внимательно посмотреть, можно заметить еще одну трудность при работе с длинной выдержкой - дерево в левой части стало размытым из-за ветра.

Водопады

Пожалуй, именно водопады изначально вдохновили меня попробовать заняться съемкой с длинной выдержкой. Я без конца смотрел на фотографии шелковисто гладких водопадов и очень хотел понять, как это делается. Большой плюс в том, что при съемке водопадов не нужна слишком долгая выдержка. Но важно определить, какую часть движения вы хотите передать. Очень легко получить водопад, в котором нет никакого контекста. Иногда это полезно, но обычно я все же стараюсь делать водопад не совсем размытым.

Я хотел оставить большую часть движения водопадов Panther Creek Falls, поэтому выставил такие настройки: ISO 200, f/18, 1/8 с.

Из-за темноты этого каньона у меня не было выбора, поэтому пришлось пожертвовать выразительностью водопада и сфотографировать его при ISO 800, f/11, 8 с.

На примере ниже я умышленно отказался от резкости, чтобы придать водопаду вид длинного шелкового каскада. Настройки камеры были такими: ISO 200, f/16, 5 с.

Полосы света

Еще один мой любимый пример. Полосы света - это красные или желтые/белые линии, которые появляются на фотографии за счет фар проезжающих машин. Здесь длина выдержки определяется тем, насколько быстро едут автомобили. Это довольно просто сделать, если определенный источник света проходит сквозь кадр и нужно просто посчитать время, за которое он это делает. Однако, когда в кадре больше машин и источников света, всё становится сложнее. Ниже я привел несколько примеров с указанием настроек камеры.

Здесь понадобилась долга выдержка, так как два потока автомобилей двигались в разных направлениях. Нужно было захватить конец одного источника света и начало другого. ISO 200, f/18, 15 с.

При съемке Бранденбургских ворот мне повезло, так как поток автомобилей двигался в одно время. Я сделал эту фотографию при ISO 200, f/16 и 2,5 с.

Фотографию ниже было нелегко сделать, ведь в кадре много линий движения автомобилей, которые нужно было захватить. ISO 200, f/16, 45 с.

Если вам нужно больше вдохновения, существуют другие способы работы с длинной выдержкой. Поищите примеры в интернете и увидите, как можно получить потрясающие облака, как работать с проводкой камеры и т.д.