Зеркальный фотоаппарат canon или nikon что лучше. Какие камеры предлагают современные производители? Зеркальные камеры начального уровня.

Добрый день, читатели! С вами на связи, Тимур Мустаев. Вы уже выбрали для себя камеру или только собираетесь? Это будет модель Canon, Nikon, а может, Sony? Предлагаю начать с разбора особенностей ведущих фирм. В статье я поделюсь своим опытом и подробно раскрою, как достаточно просто определиться с подходящим именно вам фотоаппаратом.

Фотоаппараты Никон и Кэнон

Раскрывая вопрос, какой зеркальный фотоаппарат лучше canon или nikon, сразу следует предупредить, что различий у них не так много. И вы сейчас сами в этом убедитесь. Так, что же нам может предложить линейка техники Никон?

Оказывается, что в крупе эффективность объектива снижается на 30%. Предполагая спецификации производителей и независимые исходные тесты, динамический диапазон полномасштабной матрицы шире. Результаты понятны - более дорогая игрушка должна давать более приличные результаты, иначе никто не захочет платить за нее больше. На самом деле разница не такая большая.

Считается, что существуют другие, более субъективные различия, такие как дизайн различных линз. В двух словах, даже на криволинейной матрице, хорошая линза будет вести себя хорошо, а фуллеранс еще лучше. Конечно, это полезно только тогда, когда вы знаете, как использовать дополнительное количество качества. Согласитесь, что если вы не можете застревать в съемке и всегда дрожите при обработке более 30% площади, вы не почувствуете разницы.

Среди зеркальных цифровых аппаратов Nikon есть варианты:

  1. Любительская бюджетная фотокамера;
  2. Любительская продвинутая фотокамера;
  3. Профессиональная.

Как понять, что перед вами любительская камера:

  • Небольшая по размерам.
  • Распространены яркие цвета корпуса, не только черный.
  • В названии присутствует две или четыре цифры, также буква D (например, D90, D5200). Отмечен как один из лучших вышедший не так давно D7000.
  • Матрица 23,5 на 15,6, то есть меньше, чем полнокадровая (24 на 36).
  • Срок службы фотоаппарата, в частности его затвора, — 100 000 срабатываний. Примерно гарантия около двух лет.
  • Узкое и довольно простое меню.
  • Узкий диапазон диафрагменных значений.

Как обстоит дело с профессиональными моделями:

В случае линз крупная матрица является определенным победителем при длинных фокусных расстояниях - летающие птицы в полете в 1, 5 раза легче, чем 300 мм. Превращается в 450 мм, только помещая его на промежность. Действительно, современные полноцветные телефоны также могут это сделать. Аналогичным образом, макросъемка также имеет место.

С ростом фотографических привычек фотограф переключается с телескопа на широкоугольные объективы, и стрелять в кошачий глаз на полном кадре уже не так интересно. Вот почему охота на широкоугольные объективы и усилия, чтобы соответствовать раме до максимума того, что вокруг. И если телеобъектив - неудачник, то широкоугольный объектив с полнокадровыми объективами является противоположным.

  • Внешне габаритные, тяжелые.
  • В основном полностью черного цвета.
  • В названии одна или три цифры, буква D (например, D7, D700).
  • По версии пользователей, D200 является исключением, потому что несмотря на профессиональный характеристики, камера не полнокадровая.
  • Матрица 24 на 36.
  • Срок службы камеры — 150 000-200 000 срабатываний.
  • Широкое меню.
  • Хорошая светосила.
  • Встроенная вспышка отсутствует. Предполагается, что фотограф приобретает внешнюю вспышку, так как встроенная не способна дать качественную картинку.

Фирма Кэнон поступила также – она выпустила не только начального уровня и профессиональные, но и камеры полупрофессиональные – для продвинутых любителей, как они их позиционируют.

Действительно, из матрицы зависит от того, сможем ли мы делать снимки в очень плохих условиях освещения без вспышки. Ленты, которые позволяют широкоугольную съемку с этим типом матрицы, также легко доступны. Использование такого размера матрицы приводит к тому, что фактическое фокусное расстояние объектива несколько отличается от фактического фокусного расстояния корпуса объектива. Таким образом, 50-миллиметровый объектив на самом деле будет больше изображений с фокусным расстоянием 75 мм. Из-за этого вы не можете получить такой широкий выбор, как полнокадровая камера.

В полупрофессиональных сохранена часть тонких настроек, но в других моментах они такие же, как и начального уровня. Давайте подробнее рассмотрим последнюю категорию аппаратов, но повторяться не будем и затронем только те показатели, которыми отличаются Nikon и Canon.

  • В названии присутствует три или четыре цифры, буква D может отсутствовать (например, 600D, 1000D).
  • Матрица 22,2 на 14,7. Обратите внимание, что матрица здесь немного меньше, чем у Nikon.

А что же особенного в профессиональной технике от Кенон? В общем-то, все те же показатели. Единственное, что в названии присутствует одна цифра (5D). Также считается, что для фотоаппаратов Canon существует больший выбор объективов. Хотя в последнее время оптика Nikon также активно выпускает новые модели.

Но есть и преимущество такого решения - легче получить макроэффект, а линзы, такие как 200 мм, фактически становятся 300 мм, поэтому мы имеем гораздо более близкое приближение. В случае реальных изображений можно с уверенностью сказать, что эти камеры создают сенсационные изображения, и даже в условиях низкой освещенности они смогут фотографировать свободно. Однако следует сказать, что вы можете делать красивые снимки - вам просто нужно быть более внимательными к настройкам, и при определенных условиях может оказаться, что он слишком темный.

Основное различие между зеркалами и зеркальными камерами состоит в том, что первый имеет электронный видоискатель, а другой - классический оптический видоискатель. Снова трудно ответить, что лучше, потому что оба имеют своих последователей. Оптический видоискатель позволяет вам более точно фокусироваться, в темных условиях нет задержек, он также имеет ограниченную возможность отображения и не требует питания. Еще один недостаток заключается в том, что мир выглядит по-разному с помощью видоискателя, и в зависимости от конечных настроек фото также будет выглядеть по-другому.

Из личного опыта фотографа

Техника Никон и Кэнон является весьма распространенной и предоставляет широкие возможности как для начинающих фотографов, так и специалистов. Все же есть в ней некоторые особенности, которые производители не указывают в инструкциях, но которые влияют на предпочтения покупателей.

В частности, можно говорить об особенностях цветопередачи в данных моделях. Только на практике можно заметить, что Nikon добавляет желтизны изображению, а Canon при этом перебарщивает с красными оттенками. На снимках это видно не всегда, но как только данные цвета будут доминировать в кадре, эффект не заставит себя ждать. Такой факт не критичен, но его нужно учитывать и при выставлении баланса белого, и при постобработке.

В свою очередь, электронный видоискатель позволяет вам отображать на нем любую информацию, позволяя вам свободно масштабировать, преобразовывать его. Окончательное изображение будет очень близко к тому, что мы видим в нем - у нас также есть превью любых фильтров и эффектов.

Это еще одна речная тема, и, кроме того, это непонятно, потому что термин «быстрая автофокусировка» определить не так-то просто. Большая безотражательная камера с автофокусом! Это, вероятно, одна из самых индивидуальных проблем при выборе камеры. Не всегда большое и тяжелое оборудование плохое, так же как и не совсем малый вес имеет такие же сильные стороны. Чем тяжелее оборудование, тем легче поддерживать стабильную, большую хватку, также помогает стабилизировать камеру. С другой стороны, легче переносить легкую и маленькую камеру, которая менее заметна.


Также важно уже упомянутое различие в размерах матрицы любительских камер фирм. Отличие, конечно, в какие-то доли миллиметров, но на качество картинки это влияет существенно. Многие отмечали, что из-за этого детализация, общая реалистичность снимков на Никон лучше, чем Кэнон, а также превосходит видео в камерах Nikon.

Размещено в гораздо меньшей сумке. Дополнительный плюс - небольшой вес - это будет оценено людьми, путешествующими на самолете, потому что даже комплект с запасными объективами будет небольшим и легким. Собственно, вместе с матрицей камеры является одной из самых важных проблем, которые определяют качество фотографий и их характер. У меня была возможность играть на компакт-дисках, у которых было много кнопок, но небольшая матрица и плохая линза практически не позволяли им пользоваться - картинки, независимо от их настроек, были только средними.

Как выбрать фотоаппарат?

Мы в общих чертах разобрали несколько моделей фотокамер. Думаю, вам стало понятно, что глобальных различий в них нет, поэтому здесь дело вкуса. Самое главное при выборе техники – знать, для чего она вам нужна и, соответственно, на какие параметры стоит обращать внимание.

Советую предварительно изучить рынок фотоаппаратов, присмотреть конкретные варианты или даже составить список требований, а затем отправляться в магазин, где вы подержите аппарат в руке и сможете сделать несколько кадров. В общем, будьте изначально подготовленными, что облегчит процесс принятия решения.

Можно приобрести как старые, так и проверенные проекты по приемлемым ценам, а также новейшие объективы и профессиональное высококачественное оборудование. Что касается верхней полки, есть проблема с хорошими слайдами по привлекательным ценам. Появляются все больше и лучше линз.

Все семейство камер и линз претерпевает радикальные изменения. Так как компания с укушенным яблоком продвинула белое снаряжение, что, кроме того, было приятным - внешний вид людей в мире потребительской электроники немного изменился. Естественно, что мы хотим окружить себя приятными вещами - камеры больше не являются исключением из этого правила.

Итак, на что нужно смотреть при таком огромном ассортименте фотоаппаратов? Прежде всего определитесь, профессиональная или любительская камера необходима. Это важный момент. В этих двух вариантах совсем разные особенности. Оцените свой бюджет и то, насколько вы планируете сделать фотографию своей профессией.

В любом случае, даже если вы начнете с начальной зеркальной фотокамеры или полупрофессиональной, в дальнейшем захочется чего-то большего, а для коммерческих заказов просто необходимо отличное качество изображения и здесь профессиональная аппаратура просто не заменима. Перечислим отличительные особенности техники высокого класса:

Этот раздел посвящен практически фильму фильмов, описанных цифровыми зеркальными фотокамерами. Обсуждаются конструкция и технические параметры. Визуально трудно прикрепить как к одной, так и к другой цифровой камере. Лучший выход из этой ситуации - прикоснуться к каждой камере и принять решение о том, что лучше на ладони и меньше проблем с пониманием распределения кнопок и элементов управления. Другой фильм больше фокусируется на визуальных и технических различиях между камерами. При прямом сравнении размера и веса трудно различить эти две камеры.

  1. Зеркальный видоискатель. В отличие от телескопических, окуляр с зеркалом имеет сложную конструкцию с мелкими деталями, которые, к тому же, связаны с другими важными узлами фотоаппарата. Естественно, такие детали весьма чувствительны к механическому воздействию, могут разбиться при ударе или падении, а ремонт их будет дорогим. Части в зеркальном визоре достаточно подвижные, поэтому без дополнительной стабилизации дают серьезные вибрации.
  2. Более мощный аккумулятор, необходимый для хорошей работы такой техники. В любительских камерах зарядка может быстро садиться, иногда неожиданно, но при этом и быстро заряжаться – ее единственный плюс. Наверняка вам потребуется еще один или парочка запасных аккумуляторов на всякий случай.
  3. Высокое качество всей оптики, в частности набора линз. Также очень многое значат матрицы: их физические размеры и количество мегапикселей. Но не гонитесь только за этим показателем, должна быть и матрица соответствующего внешнего размера. Конечно, приоритетны полнокадровые аппараты, то есть со стандартным кадром 24 на 36 мм – аналог 35 мм пленки, но такие только из профессиональной категории.
  4. Высокая цена, которая начинается от сотни тысяч. Если фотоаппарат, даже зеркальный, стоит в районе 50 тысяч рублей, он будет неплохим, но все же только полупрофессиональным.
  5. Различия во внешнем дизайне и самом меню, соответственно, различия в настройках, их сложности и тонкости. У профессиональных моделей возможности шире, больше внимания уделено ручному режиму.
  6. Вес. Любительские уступают профессиональным по качеству, но они меньше весят, менее габаритные. И особенно такие удобны для прогулок и путешествий.
  7. Хорошая светосила. В камерах с полнокадровой матрицей, при использовании высоких значений светочувствительности, появлении шумов на фотографии значительно меньше, чем у матриц с кроп-фактором.


Однако, взяв их в руки, вы обнаружите тонкие различия - и здесь не может возникнуть однозначный победитель - многое зависит от того, какие большие руки у пользователя есть камера, у которой есть кончик пальца и используется раньше. У людей очень хорошая память, когда дело доходит до повторяемости, и это, безусловно, сильно влияет на выбор следующей зеркальной камеры в вашей жизни.

Многие люди обычно начинают свое приключение с компактной или смартфоновой фотографией. Однако, поскольку аппетит растет и после ловли так называемого. Бацилла оказывается, что нам не хватает фотографических возможностей, которые они предлагают, среди прочих. Если вас это интересует? На первый взгляд, две камеры не сильно отличаются от своих предшественников. Забегая вперед, помимо незначительных изменений в профиле, изменились только позиции микрофонов, но этого недостаточно, чтобы сделать большую часть разницы.

Сказать конкретно, что фотокамеры Никон лучше Кэнон, или наоборот, просто невозможно. У каждого есть свои плюсы и минусы. Я пользовался как первой фирмой, так и второй, и оба производителя меня впечатлили. Я остался доволен.

Сравнение этих производителей, аналогично сравнению, производителей автомашин, Mercedes и BMW. У каждого есть свои фанаты. И каждая машина, хороша по-своему. А что ближе вам, Mercedes и BMW?

Обе камеры светлее своих предшественников, их корпуса выполнены из пластика. Для эстетики обеих моделей мы даем 5 баллов. Эргономика и интуитивное управление. Для этого посвящены выделенные кнопки. Обе кнопки перенаправлены в быстрое меню. У нас есть доступ ко всем основным параметрам экспозиции. К сожалению, экраны, к сожалению, не установлены на стыках или даже навесные. Все оставалось более или менее в одном и том же месте.

Благодаря этому мы можем извлечь выбранный цвет в изображении, оставив остальное в оттенках серого. Какую зеркальную камеру вы выбрали? Не смотрите на форумы, сухие статистические данные или советы от анонимных профессионалов. Большинство из нас фотографы используют камеру как инструмент для выполнения своей роли независимо от основного текста. Тем не менее, онлайн-форумы разбушевались от обсуждений о превосходстве одного бренда над другим.

Если вы заинтересовались фотографированием и нравится этим заниматься, но понимаете, что знаний маловато, читайте мой блог. Я делюсь интересными фактами из жизни фотографа. А еще, можете посмотреть видеокурс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Он вас вдохновит, на создание шикарных фотографий. В нем рассказывается о всех тонкостях фотоаппарата. Как добиться хороших результатов в фотоискусстве.

Иногда это проявляется в абсурдном соглашении «системных войн». Такой диалог каждый фотограф обрабатывал много раз, даже если у него довольно короткая стажировка в этой отрасли. Дилеммы выбора системы также являются одной из наиболее часто возникающих тем и подпитывают новые ссоры. Есть семь новых вопросов по каждому вопросу. Но действительно ли имеет смысл изучать технические характеристики, сравнивать каждую деталь и горячие дискуссии по каждому винту в камере или объективе? Вы должны сосредоточиться на других критериях и перспективах дольше, чем через год или два.

Благодарю за ваше внимание и что дочитали статью до конца. Надеюсь, статья была полезной. Напоминаю, что можно подписаться на блог и быть всегда в центре интересных событий! Можно делиться статьей с друзьями! До скорых встреч на просторах моего блога.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Андрей, приветствую!
Я вовсе не продвигаю Nikon 🙂
Мне по большому счету всё равно кто какие камеры себе покупает и чем снимает. Я не получаю никакой выгоды от этой статьи. Единственная цель, которую преследовал при её написании — это объяснить людям, почему Nikon лучше других систем и заодно дать ответ на часто задаваемый мне вопрос «Какую камеру лучше купить?». Ведь проще один раз написать, чем сто раз отвечать устно 🙂

Покупая его, мы переходим во всю систему: камеры, линзы, фонарики и сотни других аксессуаров. Аппетит будет расти столько же, сколько пища, и если фотография потянет нас достаточно глубоко, чтобы стать «спонсором» одного из ведущих производителей. Все было просто - купила камера со встроенным объективом, несколько дешевых аксессуаров и так много проблем с оборудованием, которые нас интересовали. Один из их счастливых владельцев заявил: «Через год, как минимум, мы встретим двоих в подобной компании, а некоторые из них будут иметь компакты, а остальные превратятся в зеркало».

Я действительно стараюсь избегать фраз типа «компания Canon, не компетентные, не профессиональные, и вообще не умеют разрабатывать фототехнику», поскольку это не так. И Canon, и Sony, и Pentax, и Olympus умеют, но Nikon умеет чуть лучше, хотя тоже не безгрешен.

У фотоаппаратов Nikon тоже есть минусы и я их не скрываю. Например, у D200 (и у D70 кажется тоже) через пару-тройку лет интенсивного использования начинает отклеиваться резинка на корпусе, а у D700 иногда самопроизвольно (при вытаскивании из рюкзака) смещается рычажок переключения типа фокусировки и еще он не определяется при подключении к USB как mass-storage, а только как ptp-устройство.

Гонка вооружений на рынке фотографического оборудования

На решение о выборе этой камеры повлияло чувство - камера с непревзойденной эргономикой, а большой видоискатель любил фотографов с первого взгляда. Это была лучшая камера в цене, которая была приемлемой для меня, а затем доступной на рынке. Но с сегодняшнего дня это был не очень продуманный выбор. При покупке камеры одной компании вы должны отправиться на покупку специализированных аксессуаров, а соединение других может стать большой проблемой, и насколько это будет возможно.

Когда вы покупаете оборудование, вы состоите в браке с одной из компаний, и любой развод может быть довольно дорогостоящим. Чем больше денег вы потратите на свою страсть, тем больнее будет в финансовом и эмоциональном плане. Нет простого ответа, какая система лучше.

Но в этой статье я не собирался делать подробный анализ плюсов и минусов разных систем — на это просто нет времени.

В своё время я около трех лет тестировал фототехнику в журнале ФОТОГИД. За это время через мои руки прошли сотни если не тысячи компактных и десятки зеркальных фотокамер разных фирм. И каждую из них мы в редакции изучали не поверхностно, а по полной программе. Были и фотоэкспедиции, когда меня отправляли с набором фототехники какой-нибудь определенной марки в какую-нибудь страну, после чего надо было написать подробный тест этого оборудования.

Два доминирующих бренда идут голова к голове. Почти каждый год они выпускают новые версии своих флагманских продуктов. Это, к сожалению, отражение качества. Стремление к выпуску нового строительства заключается в том, что в следующий раз выйдет больше неудачно, и новые продукты иногда выводятся с рынка на ремонт. По словам опытных фотографов, качество оборудования оставляет желать лучшего. Как только часть оборудования может работать уже 10 лет, сегодня гораздо быстрее потребуется ремонт. Это не всегда то, что нового, это лучше.

Может быть, лучше купить камеру производителя, которая не выпускает новую модель каждый год, чтобы отвлечься от богохульства своего предшественника? Если вы уверены, что не будете работать профессионально, у вас будет две лучшие три недорогие объективы - один из немногих известных производителей зеркальных камер может закрывать глаза.

После такой «школы» я сделал вывод «какая система зеркальных фотоаппаратов самая лучшая», вложился в неё и с тех пор после закрытия журнала работаю фотографом-фрилансером. Но пользоваться могу практически любой камерой. Кстати на съемках мне иногда приходится снимать на фотоаппарат свого напарника Canon 5D Mark II — отличная камера, да и фиксированные объективы L-серии очень даже хороши! А вот когда я пытаюсь синхронизировать несколько кэноновских вспышек, то каждый раз поражаюсь, насколько однобокая функциональность в них заложена.

С тем, что «снимает не фотокамера, а прямые руки фотографа, и его творческое воодушевление, если он является таковым творческим!» полностью согласен!

А вот с тем, что «И Canon и Nikon и Sony отличные аппараты. Надо взять в руки и то что больше нравиться то и брать!» НЕ согласен. Фотоаппарат — это ведь не молоток 🙂 Да, он должен удобно лежать в руке, но есть множество других более важных аспектов.

Это всё равно что при выборе автомобиля руководствоваться тем, что у него красивый дизайн и цвет кузова, а еще красивая фиговинка на руле, значит он хороший и нам подходит. Ведь есть такие вещи, как дорожный просвет, мощность двигателя, расход бензина, тип коробки передач и т.д. А главное — под какие цели и задачи мы покупаем данный автомобиль, по каким дорогам будем на нём ездить.

Так же и при выборе фотосистемы. Если человек не знает толком чего хочет, то достаточно перечислить ему плюсы и минусы разных систем (кстати, ни продавцы-консультанты, ни те, кто работает в журналах и регулярно тестирует фототехнику, ни профессиональные фотографы не знают плюсов и минусов всех систем. Их знания очень ограниченны. Знать всё обо всех системах мог бы профессионал, который неделю работает на одной системе, потом неделю на другой и т.д, но так не бывает) так вот если перечислить рядовому покупателю плюсы и минусы разных систем, дать подержать в руках камеру, на которую у него хватает денег, он её купит и вряд ли разочаруется в своем выборе, поскольку будет щелкать в автоматическом режиме или, в лучшем случае, в режимах приоритета, не пытаясь реализовать какие-либо технологически сложные задачи.

Но когда он начнет ставить перед собой задачи
— репортажной или предметной съемки с несколькими вспышками
— интервальной съемки с последующей сборкой time-lapse-видеороликов и другие
то может столкнуться с тем, что его камера для этого просто не подходит или к ней нужно что-то докупать.

А пока человек «не созрел», он будет полностью доволен своим выбором 🙂