Руководитель международного управления мгимо егор андреев: азербайджан отправляет на учебу в мгимо своих лучших студентов. Наталья Селезнева: Я мужа обожаю всю жизнь! Есть ли дети у селезневой и андреева

Наталья Селезнева – легенда советского кино, эта удивительная женщина входит в десятку самых красивых артисток российского кинематографа. И хотя Наталья Селезнева невероятно талантлива и хороша собой, но известна она зрителю в основном благодаря лишь двум своим ролям в фильмах Леонида Гайдая. Вы все знаете эти роли, во-первых это роль студентки Лиды из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», во-вторых роль актрисы вертихвостки Зины, жены Шурика, из комедии «Иван Васильевич меняет профессию». В том, что ее мало снимали, нет вины актрисы, очень жаль, что такой красавице досталось небольшое количество значимых ролей, но зато каких нетленных. Уж лучше две удачные роли в легендарных фильмах, чем череда ролей в невнятных и нестоящих внимания зрителя сериалах.

Чем удивительна Наталья Селезнева? Почему до сих пор ею восхищается публика, от мала до велика? Незабываемые, огромные карие глаза, обрамленные густыми, пушистыми черными ресницами, круглое кукольное личико, тонкая талия, длинные ноги, ну и конечно же харизма! Амплуа Натальи Селезневой – комедийная актриса. Далеко не всем дано – быть и чертовски привлекательной и одновременно веселить публику, она не смешная, но она веселая и задорная. И самое удивительное то, что наша героиня не растеряла свою красоту с бегом времени. В свои семьдесят с хвостиком она по-прежнему привлекательна, на нее приятно смотреть, не возникает печальных мыслей о том, как быстротечен человеческий век. Наталья Селезнева прекрасна в любом возрасте. А ведь когда-то эта красавица была столь шикарна, что мужчины буквально сходили по ней с ума, влюблялись, теряли головы, добивались ее расположения. Но началось такое помешательство лишь тогда, когда эта барышня расцвела. В школе мальчики на слишком высокую Наташу Селезневу внимания не обращали, и поэтому она жутко комплексовала, думала, что все дело в ее росте. Но время шло, Наталья Селезнева хорошела и в тот момент, когда кавалеров у выпускницы щукинского училица оказалось слишком уж много, она встретила своего будущего мужа – Владимира Андреева.

Наташе был 21 год, а Владимиру 36 лет.

Владимир Андреев был женат на актрисе Наталье Архангельской, они вместе с нею были уже восемь лет, но расписались недавно, по сути Андреев был молодоженом в тот момент, когда приударил за Натальей Селезневой.

Возможно, что вы знаете его бывшую жену Наталью Архангельскую, она в «Тихом Доне» играла Дуняшку.

В общем, увидал Владимир Андреев однажды Наталью Селезневу и потерял голову. Дело в том, что Селезнева и Андреев принимали участие в съемках теле спектакля «Калиф-аист». Андреев играл калифа, который по воле судьбы превратился в аиста, а Селезнева изображала принцессу, которую злой чародей обернул в сову. Роман между Натальей и Владимиром начался прямо на съемочной площадке. Практически все друзья Владимира Андреева были против этого союза, а законная жена нашего пылкого влюбленного юноши благородно отошла в сторону, не стала выяснять отношения, поняла – бороться бесполезно. По прошествии многих лет Наталья Селезнева признала, что поступила неправильно, она буквально шла напролом, ее не интересовало – есть ли у Владимира Андреева жена или нет, он признался ей в любви, попросил стать его женой и автоматически стал ее добычей. На сегодняшний день можно сказать, что этот союз проверен временем, эти двое вместе уже более пятидесяти лет, в 1969 году у них родился сын Егор, который стал дипломатом, есть внуки. Эта пара счастлива, хотя Наталья Селезнева уверяет, муж ей в свое время изменял, но никогда в этом не сознавался. Но она чувствовала. Прощала, потому как считала, что адюльтер – не повод для развода.

Я собрала в интернете все возможные фотографии Натальи Селезневой и ее мужа Владимира Андреева. В моей коллекции есть фото, где эти двое еще совсем молодые, есть их зрелые фото, скриншоты из фильмов. Это огромное удовольствие – искать фото таких красивых артистов. Я эту радость получила и делюсь ею с вами. Специально для вас я сделала скриншоты из самых популярных кинофильмов, в которых снялась Наталья Селезнева.

Детское фото Натальи Селезневой.

На фото с Леонидом Гайдаем.

С сыном Егором.

Кадр из фильма "Не может быть".

На фото Наталья Селезнева с мужем Владимиром Андреевым и внуком Алексеем.

С внуком Алексеем.

С сыном Егором. Наташе 24 года, а Владимиру 39 лет, он стал отцом во второй раз, на тот момент у него уже была четырнадцатилетняя дочь от раннего студенческого брака.

Наталья Игоревна сейчас снимается в 100-серийном ситкоме «Мама-Москва». Почему ее героиня так похожа на Лилю Брик, о чем будет автобиография актрисы и зачем ее родители кормили собаку красной икрой, Селезнева рассказала Елене КОСТИНОЙ.

Когда художник Павел Каплевич предложил актрисе самой придумать, как будет выглядеть в сериале ее героиня Елизавета Вениаминовна, Селезневу осенило: «А давай загримируем ее под Лилю Брик!»

С любимой женщиной Владимира Маяковского Наталья Игоревна была знакома лично.

В 1960-70-е годы она часто приходила к нам в Театр сатиры, не пропускала ни одной премьеры, - вспоминает актриса. - Брик была дружна с главным режиссером Валентином Плучеком, поклонником поэта. Ею восхищалась вся труппа! Образ Лили Юрьевны до сих пор у меня перед глазами: бледное, почти белое, как у фарфоровой куклы, лицо, ярко-розовые щечки, маленький ротик, красные губы и черные брови дугами. Я видела, как она, будучи уже в возрасте, подрисовывала себе эти дуги и у нее немного дрожали руки… Кстати, Лиля Юрьевна рассказывала, что такие брови она рисовала себе каждый день начиная с 1930-х годов, когда еще был жив Маяковский. В сериале «Мама-Москва» мне сделали такой же грим, и, по-моему, получилось здорово!

Весь вечер ждала звонка Брежнева

По сюжету героиня Селезневой Елизавета Вениаминовна живет в коммуналке старинного дома в центре Москвы. Ее соседи - клоун (Михаил Гуро), спортсмен (Игорь Козликин), пьяница (Алексей Дындыкин). Жильцы квартиры между собой не ладили, скандалы утихли, только когда на пороге квартиры появился риелтор (Влад Маленко) и предложил расселение - квартиру хочет приобрести некий олигарх (Василий Савинов). Предложение выехать в новостройку Елизавета Вениаминовна пресекла на корню: «Графини в Химках не живут!» Она относится к коммуналке как к графским покоям, по которым, как она считает, когда-то бегал маленький Саша Пушкин. Жесты ее изысканны, голос хорошо поставлен - все-таки графиня! Но вот старушка появляется в немыслимой шляпке с перьями или в кожаных рокерских перчатках без пальцев, и начинаешь сомневаться: нет, все-таки авантюристка! Впрочем, кто сказал, что одно исключает другое? Да и сценарий еще не дописан.

Обожаю комедийные роли, - признается Наталья Игоревна. - Сейчас я занята в антрепризе Театрального дома «Миллениум» «8 женщин и...». Моя Огустина по сценарию «злобная крыса». А я злобу даже на сцене ненавижу. Предложила режиссеру Cергею Посельскому: лучше я буду играть большого ребенка, капризного и забавного. И моя идея прижилась! Кстати, на прогон спектакля я пригласила мужа (Владимир Андреев, актер, режиссер, художественный руководитель Театра имени Ермоловой. - Прим. «ТН»). Очень дорожу его мнением и всегда с ним считаюсь. Все замечания, которые он сделал после просмотра, я учла… Иногда меня спрашивают, почему мы с мужем не играем вместе на сцене. Во-первых, у каждого из нас свой театр, а во-вторых, мне с Андреевым будет тяжело играть. Он очень требовательный актер и режиссер, а ко мне будет придираться больше, чем к другим. Честно признаюсь: не уверена, что смогу соответствовать его мастерству и таланту. Если меня зовут в кино, я, конечно, могу с мужем посоветоваться, но сценариев моих он никогда не читает. Ему некогда! Да и юмор у нас с ним разный. Мне нравится, когда женщина может ввернуть крепкое словцо, я сама способна непечатно выразиться. А муж - почитатель тонкого английского юмора. «Театр сатиры!» - ехидно замечает он, узнав об очередном нашем розыгрыше, а они у нас в театре очень популярны… Никогда не забуду, как во времена «Кабачка «13 стульев» меня разыграл Миша Державин. Пока я была на репетиции, он позвонил ко мне домой и, изменив голос, предупредил домработницу: «Передайте Наталье Игоревне, что ей звонили из приемной Брежнева. В 18:00 Леонид Ильич лично с ней поговорит. Пусть будет на связи». Мне передали. Я поверила и весь вечер просидела у телефона. Ровно в 18:00 позвонил Державин, спросил, как дела. Я попросила: «Не занимай линию, мне сейчас Брежнев будет звонить». Поздно вечером Миша снова набрал мой номер: «Не позвонил? Вот обманщик!»

Молилась за маму на коленях

Самые интересные истории о театре и жизни Селезнева решила описать в книге «Биография в фотографиях», над которой сейчас работает.

Мой папа был известным в Москве фотографом (Игорь Селезнев работал в журнале «Советское фото». - Прим. «ТН»), - объясняет актриса. - Когда он получал новую аппаратуру или пленки, на ком же еще ему было все это пробовать, как не на мне? Смотрю сейчас на эти фотографии и думаю: «Как же папа меня все-таки любил!» У меня была нянечка Клава, она приехала в Москву из какой-то далекой деревни, и ей очень хотелось послать домой «свою фотку». Мы жили в двухкомнатной квартире на улице Москвина, это в самом центре Москвы, в одной комнате был большущий балкон. Там папа ее и снял. Довольная, няня пошла пить чай. На пленке осталось несколько кадров, и папа позвал меня: «Дай-ка я тебя щелкну!» Мне ужасно нравилось это папино «щелкну». И представляете, те две фотографии получились настолько удачными, что их купили не только московские журналы, но и зарубежные.
Я храню первую фотографию моей мамы, которую сделал папа. Они познакомились в конце войны. Мама с подругой шли по Столешникову переулку, где была известная на всю Москву толкучка, а отец пришел туда, чтобы продать отрез на брюки. Он потом говорил мне, что влюбился в маму с первого взгляда. Она была очень красива: огромные глаза, ресницы невероятной длины, она их даже немножечко подстригала. Папа подошел к маме и сказал: «Девушка, разрешите, я вас сфотографирую и подарю вам портрет...» Мне очень дорога эта фотография. Конечно, она войдет в книгу. И история о том, как я в два года поверила в Бога, - тоже. Тогда мама заболела брюшным тифом. Врачи говорили, что у нее нет шансов выжить. Папа разрывался между домом и больницей, меня взяла к себе бабушка. У нее на стене висела огромная литография иконы «Моление о чаше». Бабушка поставила меня перед ней на колени и сказала: «Молись, чтобы мамочка осталась жива, Боженька поможет». Я плакала и просила за маму. И она выжила, как говорили взрослые, каким-то чудом. А я потом смотрела на изображение Христа и думала о том, какое невероятное счастье он мне подарил.

Вышла замуж за принца

Папа до конца своих дней оставался большим ребенком, - вспоминает Селезнева. - У него случались простои в работе. Вдруг в такой момент раздавался звонок: «Есть халтурка, правда, деньги не очень большие...» Папа подхватывался: «И за это спасибо, сижу без копейки!» Мама возмущалась: «Игорь, ты с твоим талантом, твоим именем цены себе не знаешь! Сказал бы: «Подумаю», попросил бы перезвонить попозже...» Папа удивлялся: «Ленок, а зачем? Ведь нет же денег». Мама переживала: «Откажись, скажи: времени нет. Мы перебьемся, скоро мне выплатят гонорар!» Она была художником по тканям. Деньги у нас никогда не стояли во главе угла. Хватает заплатить за квартиру, купить вместо прохудившихся ботинок новые - замечательно! Случалось, фамильные колечки носили в ломбард на Пушкинской улице, потом выкупали. Родители были очень доброжелательные, общительные, к нам часто приходили друзья, и мама ставила на стол все, что находила в доме. Любимицей всей семьи была собака Эвочка, боксер. Когда папа слег с воспалением легких, Эвочка прижималась к его груди, согревала. Эвочка постарела, и у нее начались проблемы с кровью. Ветеринар сказал, что собаке поможет красная икра. Себе икры мы позволить не могли, но для Эвочки купили, кормили ее с ложечки.

С Владимиром Андреевым Наталья познакомилась на съемках фильма «Калиф-аист»: он играл принца, она - принцессу.

Я увидела его накануне съемок, когда композитор Жора Гаранян играл на рояле мелодию из фильма, а Андреев стоял рядом и слушал. Я подумала тогда: «Есть же женщины, у которых такие потрясающие мужья». Он в то время был женат на актрисе Наталье Архангельской, и я так ей позавидовала! Но, как известно, судьба непредсказуема. Есть такое выражение, которое мне очень нравится: «Жизнь играет человеком, а человек играет на трубе». Наша любовь началась в первый съемочный день и продолжается до сих пор. У нас был бурный роман. Кстати, Андреев потом рассказывал, что когда мы с ним встретились у рояля, он подумал про меня: «Какие глаза! Все, я пропал!» Как это было похоже на историю с моим отцом! Андреев и Архангельская прожили около восьми лет в гражданском браке, поженились в марте 1968 года. А в апреле он познакомился со мной и отправился разводиться. Предложение мне сделал на съемках. А через год у нас родился сын Егор.

Наталья Селезнева любит называть мужа по фамилии. А по имени - только когда они ссорятся.

В последнее время это, правда, редко случается, - смеется актриса. - А раньше между нами происходили настоящие баталии! Чаще всего камнем преткновения был телефон. Муж общается по-деловому коротко, а я обожаю болтать подолгу. Если он ждет звонка, просит меня не занимать телефон. Но я же не могу на самом интересном месте оборвать разговор, например, с Людой Максаковой или Таней Квашой (супруга актера Игоря Кваши. - Прим. «ТН»). Андреев в такие моменты с ума сходил! Директор театра ему очень сочувствовал и с трудом пробил нам второй номер. И дебаты в нашем доме прекратились… Муж обычно называет меня деткой, наверное, потому, что у нас с ним разница в возрасте 13 лет. Или Натулей. А когда сердится на меня, то не иначе как госпожой Селезневой. В чем-то мы с мужем совпадаем, в чем-то нет. Например, оба ненавидим опаздывать. Обожаем друг другу что-то дарить. Андреев в магазине готов оплатить все мои покупки: «Нравится? Давай я тебе это куплю». Почему-то муж постоянно ругается, когда я покупаю ему обувь и одежду: «Мне это не надо!» А потом подаренные мной ботинки или свитер носит не снимая: «Детка, такая вещь удобная! Спасибо тебе!» Оба любим гостей принимать. У нас две домработницы, которые меняются по очереди, мы считаем их членами семьи, обычно еду готовят они, но под настроение я и сама встаю к плите. Муж очень привередлив в еде, к тому же он вегетарианец, а я не могу без мяса. И отдыхать мы любим по-разному: мне необходимо море, а Андреев обожает нашу подмосковную дачу. Он еще и заядлый грибник, но я к его грибам даже не прикасаюсь. Потому что не доверяю Андрееву! (Смеется.)

Внук записался на кастинг

Сына Селезневой и Андреева - Егора никогда не привлекала актерская профессия.

Леонид Гайдай хотел снимать его в комедии «Не может быть!», даже костюмчик сыну успели сшить. А Егор - ни в какую! - говорит Наталья Игоревна. - Пришлось срочно искать другого мальчика. Просили меня привести сына и на съемки фильма Павла Любимова «Свой парень», где я играла. Егор сказал: «Нет - и все!»

Зато Егор любил учиться, обожал историю, географию и иностранные языки и окончил школу с золотой медалью. Особенно этому радовалась бабушка.

Моя мама много занималась с Егором, - вспоминает актриса. - Водила его в музеи, на выставки, ведь мы с мужем вечно были на гастролях. Обычно дети с родителями разъезжаются, а мы, наоборот, захотели быть поближе друг к другу и в 1977 году съехались. Папы не стало в середине 1990-х, мама пережила его на семь лет. Андреев очень ее любил и уважал. В наших ссорах с мужем мама всегда занимала его сторону, даже если я была права, а такое тоже случалось. (Улыбается.) После школы Егор поступил в МГИМО, окончив институт, служил дипломатом в Германии, там же родился наш внук Алеша. Вот, может быть, внук станет актером. Недавно позвонил и с гордостью объявил, что пойдет на телевизионный кастинг! Но совершенно очевидно: наша актерская профессия ему интересна, и способности у него есть. Меня это очень радует! Думая о выборе пути сына и внука, я прихожу к выводу, что судьба дается человеку свыше. Нельзя просто плыть по течению. Иначе жить будет неинтересно. К счастью, со мной такого не случалось никогда.

Владимир Алексеевич Андреев. Родился 27 августа 1930 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1963). Народный артист РСФСР (1972). Народный артист СССР (1985).

Родился и вырос недалеко от центра Москвы, семья жила на Большой Спасской.

Отец - Алексей Владимирович Андреев, был мастером по электросварке. Очень любил читать, эту любовь к чтению привил и сыну.

Мать была талантливым ретушером, обрабатывала фотографии и чертежи на негативах.

Бабушка по матери была идейной коммунисткой. Как рассказывал актер, бабушка в начале 20-го века сбежала из семьи со своим возлюбленным, из-за этого его мать воспитывалась в детском доме. Позже она все-таки вернулась к своим детям.

Младший брат - Лев Алексеевич Андреев.

Как вспоминал актер, в детские годы рос среди хулиганов и вполне сам мог пойти по кривой дорожке, если бы в его жизни не появился Доме пионеров, в котором он начал посещать театральную студию. Там он учился вместе с , с которым они стали друзьями.

Рано начал работать. Ему не было еще и пятнадцати лет, когда он в летние каникулы ездил на сельскохозяйственные работы. В годы войны после уроков вставал к станку на заводе.

После школы решил поступать в театральный. Первым учителем была Варвара Николаевна Рыжова, знаменитая актриса Малого театра. В 16 лет благодаря матери он смог с ней познакомиться и она подготовила Владимира к поступлению в театральный вуз.

В 1952 году окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского, педагоги - А.А. Гончаров, А.М. Лобанов. Среди его учителей была также В.А. Вронская.

С 1952 года служил в Театре им. Ермоловой , среди его работ:«Достигаев и другие» М. Горького - Тятин; «Гости» Л. Г. Зорина - Сергей Киричев; «В добрый час!» В. С. Розова - десятикласник Алёшка; «Вечно живые» В. С. Розова - Володя; «С новым счастьем» М. А. Светлова - Алексей; «Несносный характер Я. Липковича - Костя Жаворонков; «Опасный поворот» Дж. Пристли - лорд Гордон Уайтхауз; «Старые друзья» Л. А. Малюгина - Шурка Зайцев; «Три товарища» Э. М. Ремарка - Робби; «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера - Роуланд; «Глеб Космачёв» М. Ф. Шатрова - Глеб Космачёв; «Последние» М. Горького - Александр Коломийцев; «Лес» А. Н. Островского - Буланов; «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому - Заметов; «Грамматика любви» И. А. Бунина - Автор и генерал; «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина - Он; «Пушкин» А. П. Глобы - Дантес; «Бег» М. А. Булгакова - Голубков; «Лейтенант Шмидт» Д. Самойлова, В. Г. Комиссаржевского, Н. Маневича - Пётр Петрович Шмидт; «Бешеные деньги» А. Н. Островского - Васильков; «Суббота, воскресенье, понедельник» Эдуардо де Филиппо - Оттилио; «Играем Стриндберга» Ф. Дюрренматта - Курт; «Дарю тебе жизнь» Д. Н. Валеева - Саттаров; «Утиная охота» А. В. Вампилова - Зилов; «Этот странный русский» В. Чичкова - Егоров; «Дядя Ваня» А. П. Чехова - Войницкий; «Пропавший сюжет» Л. Г. Зорина - Дорогин; «Пат, или Игра королей» П. Когоута - Франц; «Дама с собачкой» А. П. Чехова - Гуров; «Царь Максимилиан» А. Ремизова - царь Максимилиан.

В 1970-1985 годах - главный режиссер, а в 1990-2012 годах - художественный руководитель Театра им. Ермоловой.

В Театре им. Ермоловой поставил спектакли:

1963 - «Мать своих детей» А. Н. Афиногенова
1966 - «Бал воров» Ж. Ануя
1969 - «Моя окраина» Л. Сухаревской
1970 - «Разлом» Б. А. Лавренёва
1971 - «Золотой мальчик» К. Одетса
1971 - «С повинной» Л. И. Митрофанова
1971 - «Снега» Ю. П. Чепурина
1972 - «Завтра в семь» по роману К. М. Симонова «Живые и мёртвые» (инсценировка В. Токарева)
1972 - «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского
1972 - «Старший сын» А. В. Вампилова
1973 - «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова
1974 - «Играем Стриндберга» Ф. Дюрренматта
1975 - «Белое лето» О. Кучкиной
1976 - «Черемуха» В. П. Астафьева
1977 - «Стечение обстоятельств» А. В. Вампилова
1977 - «Дарю тебе жизнь» Д. Н. Валеева
1978 - «Диалоги» Д. Н. Валеева
1978 - «Деньги для Марии» В. Г. Распутина (совместно с Ф. Веригиной)
1979 - «Горное гнездо» Д. Н. Мамина-Сибиряка
1979 - «Крейцерова соната» по Л. Н. Толстому
1980 - «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
1980 - «Утиная охота» А. В. Вампилова
1982 - «В порядке исключения» А. Островского и С. Гедеонова
1984 - «Глубокое синее море» Т. Раттигана
1984 - «Этот странный русский» В. Чичкова
1985 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова (совместно с И. Судаковой)
1990 - «Лев зимой» Д. Голдмена
1992 - «Пропавший сюжет» Л. Г. Зорина
1994 - «Союз одиноких сердец» Л. Г. Зорина
1994 - «Пат, или Игра королей» П. Когоута
1995 - «Нахлебник» И. С. Тургенева
1996 - «Мария Стюарт» Ф. Шиллера
1997 - «Битва ангелов» Т. Уильямса
1997 - «Грамматика любви »по И. А. Бунину (возобновление)
1998 - «Дама с собачкой» А. П. Чехова
1998 - «Перекресток» Л. Г. Зорина
1998 - «Великая Екатерина» Б. Шоу
1999 - «Танго» С. Мрожека
2000 - «Велосипед Чингисхана» Р. Эрдурана.

Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1980).

В 1985-1988 годах - главный режиссер Малого театра.

В Малом театре поставил спектакли:

1978 - «Берег» по Ю. В. Бондареву
1980 - «Вызов» Г. М. Маркова и Э. Ю. Шима
1982 - «Выбор» по Ю. В. Бондареву
1986 - «Иван» А. И. Кудрявцева
1987 - «Игра» по Ю. В. Бондареву
1988 - «Гости» Л. Г. Зорина.

В 1987-1989 годах - организатор, главный режиссёр и художественный руководитель Театра-студии «Тэст», где поставил спектакль «Лев зимой» Дж. Голдмена и исполнил роль Генриха IV.

Член КПСС (1962-1992).

Владимир Андреев в кино:

На экране дебютировал в 1954 году в фильме «Аттестат зрелости». В 1955 году сыграл свою первую главную роль - Митю Ласточкина в комедии «Доброе утро».

Владимир Андреев в фильме "Доброе утро"

В 1966 году сыграл главную роль в фильме-сказке «Сказка о царе Салтане» режиссера Александра Птушко - исполнил царя Салтана.

Владимир Андреев в фильме "Сказка о царе Салтане"

В 1968-м сыграл главную роль в еще одном фильме-сказке - «Калиф-Аист» (Калиф) - экранизации сказки В. Гауфа о великом Калифе Багдадском, его верном Визире и злом колдуне Кашнуре.

В 1980-е исполнил главные роли в фильмах «Хроника одного лета» (Владимир Иванович Колесников) и «Джамайка» (Анатолий Сергеевич Беспалов). Также заметными стали работы в картинах «Случай из газетной практики» (Сергей Михайлович Северцев) и «Сувенир для прокурора» (секретарь горкома партии Сергей Фёдорович).

Владимир Андреев в фильме "Хроника одного лета"

Владимир Андреев в фильме "Сувенир для прокурора"

В 2000-е сыграл главные роли в лентах «Стрела любви» (Иван Петрович) и «На полпути в Париж» (Матвей Терентьевич Данилов). Также заметными стали работы таких в фильмах и сериалах как «Улыбка Мелометы» (дядя Любаши), «Сволочи» (Кот взрослый), «Аферисты» (Павел Сергеевич), «Принцесса цирка» (Павел), «Срочно в номер» (директор выставки), «Бульварное Кольцо» (отец Полины), «Продолжение следует» (Владлен Петров).

Владимир Андреев в фильме "На полпути в Париж"

Владимир Андреев в сериале "Срочно в номер"

Получил известность как педагог. Он рассказывал, что на эту стезю попал благодаря своему учителю Андрею Александровичу Гончарову. "Этот вид деятельности заставил собирать накопленное и призывать не только чувства в помощь труду, но и необходимость из чувства рождать мысли. Увлекшись педагогикой, я стал заниматься режиссурой. Причем режиссурой я стал заниматься не потому, что вот так захотел, а потому, что мне предложили. Одно время руководил театром талантливый человек - Александр Шатрин, он мне просто сказал: «Володя, вам надо попробовать свои силы в режиссуре. Я вам предлагаю поставить пьесу Афиногенова "Мать своих детей"». Это была моя первая проба, первая моя режиссерская работа, и мне, конечно, очень помогали интересные артисты. Потом мне было предложено поставить еще один спектакль - уже актеры, мои товарищи по театру, предложили, и так вот дальше - больше", - рассказывал он.

Преподаёт в ГИТИСе, художественный руководитель курса, с 1972 года - заведующий кафедрой актёрского мастерства, с 1978 - профессор кафедры режиссуры. Его учениками были Кристина Орбакайте, Виктор Евграфов, Николай Токарев, Елена Яковлева, Виктор Раков, Борис Миронов, Борис Дергун, Евгений Каменькович и многие другие известные актеры.

Написал ряд статей по теории и практике актёрского мастерства, очерки воспоминаний о творчестве, учителях, театре и кино.

Академик Академии гуманитарных наук (1995). Действительный член Международной академии театра (2000).

Говоря о предназначении театра, Владимир Андреев отмечал: "Наверное, искусство, и в частности театр, мало что может изменить в плане глобальном, но для тех, кто приходит и вдруг задумывается, страдает или надеется вместе с тобой или образом, который ты создаешь, - это уже много. Так же как очень важно человека зарядить хорошим настроением, подарить ему радость, тепло, подарить ему снова напоминание о том, что существует такой важный фактор, как любовь. По-моему, и в будущем театр должен заниматься этим. Ведь он занимался этим многие столетия. И древние греки завершали все свои представления призывом к милосердию" .

Рост Владимира Андреева: 180 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Андреева:

Дважды был женат.

Первая жена - , актриса (сыграла Дуняшу Мелехову в фильме «Тихий Дон» Сергея Герасимова). Познакомились на кинопробах. Архангельская вспоминала: "Володя, тогда еще начинающий актер, был совершенно прелестным, с ямочками на щеках, курносым. Он тут же начал за мной приударять".

В 1953 году у пары родилась дочь Ольга Владимировна Басова, преподаватель МГИМО, имеет дочь Ксению (1983 г.р.).

Долгое время Андреев и Архангельская жили в гражданском браке, официально они поженились только в марте 1968 года. Но спустя месяц у актера появилась другая - Наталья Селезнева.

Архангельская рассказывала: "Для меня не было секретом, что у мужа роман с партнершей по картине. Я замечала Селезневу в зрительном зале на Володиных спектаклях, видела, как она подвозила его на машине к нашему дому. Как-то прямо спросила Володю: - Ты любишь ее? - Да... - Ну тогда давай разводиться. Я завтра уйду из дома часа на два, а вы с Наташей возьмите все, что сочтете нужным".

Вторая жена - , актриса театра и кино, народная артистка РФ. Они познакомились в 1968 году на съёмках фильма «Калиф-аист». На тот момент актер был женат на Архангельской, но, влюбившись в Селезневу, оставил первую семью. Как , она увела актера из его первой семьи, проявив настойчивость в борьбе за свою любовь.

В браке в 1969 году родился сын Егор, он дипломат, дважды был женат, имеет сыновей от обеих браков - Алексея (1995 г.р.) и Николая (2011 г.р.).

Фильмография Владимира Андреева:

1954 - Верные друзья - комсомолец (нет в титрах)
1954 - Аттестат зрелости - Юрка, одноклассник
1955 - Доброе утро - Митя Ласточкин, экскаваторщик
1956 - Человек родился - Виталий, отец Надиного ребёнка
1957 - Ночной патруль - Алексей Никифоров
1959 - Жестокость - Яков Узелков, корреспондент
1960 - Мост перейти нельзя - Говард
1960 - До будущей весны - Василий
1961 - Битва в пути - Володя Бугров
1966 - Сказка о царе Салтане - царь Салтан
1968 - Калиф-Аист - Калиф
1968 - Встречи на рассвете - Павел Степанович Цугрик, зоотехник
1971 - Суббота, воскресенье, понедельник (фильм-спектакль) - Аттилио
1972 - Теория невероятности (фильм-спектакль) - Алексей Николаевич Аносов
1974 - Лунная соната (фильм-спектакль) - Ермаков, приёмный отец Кости
1974 - Дарю тебе жизнь (фильм-спектакль) - Саттаров
1977 - По страницам "Голубой книги" (фильм-спектакль) - рассказчик
1977 - Гонки без финиша - Андрей Тарасович Тороп
1980 - Синдикат-2 - Леонид Данилович Шешеня
1981 - Право руководить
1982 - Повесть о молодых супругах (фильм-спектакль) - Никанор Никанорович
1982 - На краю бездны (фильм-спектакль) - Курт
1983 - Прости меня, Алёша! - отец Алёши
1983 - Ложь на длинных ногах (фильм-спектакль) - Либеро Инкоронато
1984 - Хроника одного лета - Владимир Иванович Колесников, председатель райисполкома
1985 - Поклонись до земли
1985 - Этот странный русский (фильм-спектакль) - Николай Егоров
1987 - Случай из газетной практики - Сергей Михайлович Северцев
1987 - Джамайка - Анатолий Сергеевич Беспалов
1988 - Радости земные - ректор института
1989 - Чудаки (фильм-спектакль) - Константин Мастаков
1989 - Сувенир для прокурора - Сергей Фёдорович, секретарь горкома партии
1992 - Три дня вне закона - Василий Петрович, Механик, главарь бандитов
1992 - Тишина - Фёдор Фёдорович Мукомолов, талантливый художник
1999 - Ультиматум - Иван Васильевич, пациент кардиологического отделения, ветеран ВОВ
1997 - Чтобы помнили. Николай Волков (документальный)
2000 - Пат, или Игра королей (фильм-спектакль) - Франц
2001 - На полпути в Париж - Матвей Терентьевич Данилов
2001 - Горе-злосчастье
2002 - Улыбка Мелометы - дядя Любаши
2002 - Стрела любви - Иван Петрович
2003 - Юбилей прокурора - сосед прокурора, нашёл ключи
2004 - Фургон комедиантов. Лидия Сухаревская и Борис Тенин (документальный)
2005 - Как уходили кумиры. Георгий Вицин (документальный)
2006 - Сволочи (Bastards) - Кот взрослый
2007-2008 - Принцесса цирка - Павел
2007 - Срочно в номер - директор выставки
2007 - Последняя роль Георгия Юматова (документальный)
2007 - Аферисты - Павел Сергеевич, отец Антона, в прошлом артист
2008 - Продолжение следует - Владлен Петров
2008 - Мальчик и девочка - ветеринар
2008 - Моя прекрасная леди. Татьяна Шмыга (документальный)
2008 - Люсьена Овчинникова. Жизнь в ожидании любви (Expecting Love) (документальный)
2008 - Вицин, которого мы не знали (документальный)
2008 - Александр Вампилов. Я знаю, я старым не буду... (документальный)
2009 - Другие берега Анастасии Вертинской (документальный)
2010 - Наталья Селезнёва. С широко раскрытыми глазами (документальный)
2010 - Марина Дюжева "Я вся такая внезапная, противоречивая..." (документальный)
2011 - Ирина Мирошниченко. Откровения. (документальный)
2011 - Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)
2012 - Вспоминая Александра Вампилова (документальный)
2013 - Самая большая маленькая драма (фильм-спектакль) - Никита, старый суфлер
2013 - Олег Видов. Всадник с головой (документальный)
2013 - Игорь Кваша. Против течения (документальный)
2013 - Александр Вампилов. Чулимск навсегда (документальный)
2013 - Бульварное Кольцо - отец Полины

Режиссерские работы Владимира Андреева:

1969 - Страницы живые (фильм-спектакль)
1969 - Всегда на марше (фильм-спектакль)
1971 - Клоун (фильм-спектакль)
1972 - Не в свои сани не садись (фильм-спектакль)
1974 - Дарю тебе жизнь (фильм-спектакль)
1977 - Разлом (фильм-спектакль)
1978 - Диалоги (фильм-спектакль)
1979 - Горное гнездо (фильм-спектакль)
1980 - Берег (фильм-спектакль)
1981 - Вызов (фильм-спектакль)
1982 - Повесть о молодых супругах (фильм-спектакль)
1982 - На краю бездны (фильм-спектакль)
1982 - Василиса Мелентьева (фильм-спектакль)
1983 - Ложь на длинных ногах (фильм-спектакль)
1985 - Этот странный русский (фильм-спектакль)
1985 - Деньги для Марии (фильм-спектакль)
1988 - Иван (фильм-спектакль)
1989 - Чудаки (фильм-спектакль)
2000 - Пат, или Игра королей (фильм-спектакль)

Сценарии Владимира Андреева:

1982 - Повесть о молодых супругах (фильм-спектакль)


Наталья Селезнёва – звезда советского кино и телевидения, одна из первых актрис, которая позволила себе быть раскованной и сексуальной на экране, и именно поэтому всё, что касается её биографии, изменений в личной жизни и даже количества детей начало интересовать людей много-много лет назад.

Биография

Во времена Советского Союза биография и личная жизнь Натальи Селезнёвой в каком-то смысле иллюстрировала тезис, что истории звёздных детей в кино возможны не только в Голливуде, но и в стране Советов.

https://youtu.be/jg8WtUKqoNA

Детство и семья

Наталья Селезнёва родилась в год великой Победы, в Москве, в семье, проникнутой духом творчества: мама – художник, папа – фотограф.

В 1951-м году в биографии и личной жизни Натальи Селезнёвой произошло чудо – в театре Советской армии искали девочку на роль в спектакле «Тридцать сребреников», пересмотрели фото тысячи детей, и всё было не то. И тут один из известных актёров театра увидел на улице девочку, играющую в классики.

Наталья Селезнева в детстве

Наташа попала на просмотр в театр, и там сказали: «Это она, наша маленькая Глория!» В этой роли она выходила на сцену три сезона подряд. Там-то её и заметили члены съёмочной группы фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер», и в 53-м году Селезнёва играет свою первую роль в кино, причём фильм пользовался огромным успехом и у взрослых, и у детей.

В детском и подростковом возрасте Селезнёва приняла участие ещё в двух фильмах:

  • «Девочка и крокодил»
  • «Алёнка»

Опыт работы в театре и на съёмочной площадке помог Селезнёвой без проблем поступить в 63-м году в знаменитую «Щуку».


Наталья Селезнева в фильме «Девочка и крокодил»

Актёрская карьера

После окончания театрального училища, Селёзневу принимают в труппу Театра Сатиры. Она попадает в коллектив потрясающих звёзд — Папанов, Миронов, Державин, Ширвиндт, — и не теряется на их фоне.

В это время в биографии и личной жизни Натальи Селезнёвой ещё нет ни детей, ни мужа, и она полностью отдаётся творчеству. В конце 60-х годов она блистательно играет в спектаклях:

  • «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
  • «Интервенция»
  • «Дон Жуан или любовь к геометрии»

Наталья Селезнева

70-е годы прибавляют звёздных ролей:

  • «Горе от ума»
  • «Пена»
  • «Клоп»

После 87-го года, когда начался сложный для страны период, Селезнёва целых тринадцать лет не играла новых ролей в театре. В двухтысячных она возвращается на сцену, и особо можно выделить роли в спектаклях:

  • «Грустно, но смешно»
  • «Неаполь - город миллионеров»

Наталья Селезнева — актриса театра Сатиры

Фильмография

Счастливая звезда сияла над Селезнёвой – она встретила «своего» режиссёра. В 64-м году, после жёсткого кастинга, о котором мы ещё расскажем, Леонид Гайдай утвердил её на роль Лиды в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фильм имел оглушительный успех, а за откровенную по тем временам сцену в купальнике, Селезнёву стали называть «советской Катрин Денёв».

Эта роль многое изменила в биографии и личной жизни актрисы Натальи Селезнёвой – поклонники раскупали все её фото, а, узнав, что она не замужем и детей нет, немедленно бежали признаваться в любви.


Наталья Селезнева в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Селёзневу начинают активно приглашать сниматься в кино, но успех повторить не удаётся вплоть до 73-го года, когда всё тот же Гайдай предложил ей роль в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Она подтвердила свой звёздный статус, и её фото снова украсили стены не одной холостяцкой квартиры.

Всего Наталья Селезнёва сыграла в 46-ти фильмах, из которых можно ещё выделить:

  • «Берегите мужчин!»
  • «Клубничка»
  • «Воры и проститутки»

Возможно, в биографии Натальи Селезнёвой было бы гораздо больше звёздных ролей в кино, но помешали этому не перипетии личной жизни или забота о детях и внуках, а чисто творческие причины.


Наталья Селезнева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

По признанию Селезнёвой, ей приходилось отказываться от многих ролей из-за съёмок в «Кабачке 13 стульев». Тогда «Кабачок» называли «популярной телепередачей», сейчас бы назвали «культовым шоу». Программа выходила в эфир с 66-го по 80-й год. Всего было снято 133 серии, и съёмки прекратили только в связи с «польскими событиями».

В съёмках «Кабачка» принимали участие самые известные актёры Театра Сатиры. По сюжету, действие происходило в кафе в одном из польских городов. У всех персонажей были польские имена. Селезнёва исполняла роль легкомысленной, но очаровательной пани Катарины, дочери счетовода пана Вотрубы.

Передача становилась для миллионов советских телезрителей своеобразным «окном в Европу»: там звучали песни звёзд зарубежной эстрады, а по нарядам пани Катарины можно было судить, что сейчас модно носить за границей.


Наталья Селезнева в «Кабачке 13 стульев»

Сейчас сложно сказать, была ли права актриса, сделав выбор в пользу телеэкрана. К сожалению, сохранилось лишь 11 выпусков программы, многое живёт лишь в благодарной памяти телезрителей со стажем.

Наталья Селезнёва за время творческой деятельности была удостоена многих званий и наград. Она — Заслуженная и Народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель культуры Польши.

Личная жизнь

Биография Натальи Селезнёвой сложилась так, что она рано устроила личную жизнь, вышла замуж, и сегодня говорит про мужа исключительно в превосходной степени.

С будущим мужем Владимиром Андреевым Селезнёва познакомилась в 68-м году. Они вместе снимались в фильме «Калиф-аист». Селёзнева влюбилась сразу же, и её не смутило, что Владимир был в то время женат на актрисе Архангельской. Она сказала себе: «Он будет моим!»


Наталья Селезнева с мужем Владимиром Андреевым

Роман развивался стремительно, и вскоре о нём узнала супруга Андреева. По признанию Архангельской, мужа она отпустила с лёгким сердцем. Расстались они интеллигентно, пожелав друг другу счастья, но, тем не менее, Селезнёва до сих пор казнит себя за то, что разрушила чужую семью.

Замужество стало важным этапом в биографии Натальи Селезнёвой, и всё предвещало безоблачную личную жизнь – на свадебных фото пара смотрелась идеально, а друзья наперебой желали им побольше детей и внуков.


Наталья Селезнева с Владимиром Андреевым

В реальности всё оказалось не так просто. Сказывалась разница в возрасте – Андреев был старше на 15 лет, был уже, что называется, сложившимся человеком и переделке не подлежал. В первое время между ними случались конфликты, но Селезнёва владела искусством уступать.

В 69-м году у пары родился сын Егор. В дальнейшем он выбрал для себя дипломатическую карьеру: закончил МГИМО, работал в Посольстве РФ в Германии и других представительствах.


Наталья Селезнева и Владимир Андреев с внуком

За долгую жизнь в искусстве, в судьбе Натальи Селезнёвой накопилось немало фактов, достойных отдельного рассмотрения.

  • Когда маленькая Наташа пришла в Театр Советской Армии пробоваться на свою первую в жизни роль, режиссёр В. Канцель рассказал ей об её героине и сказал, что в финале она умирает. Селезнёва спросила: «А что такое смерть?» Режиссёра потрясло, что эта девочка говорит словами героини из пьесы, и Селезнёву сразу же утвердили.
  • Селезнёва была очень высокой по советским меркам девушкой – 175 см, и в юности жутко комплексовала по этому поводу.
  • Когда Селезнёва проходила кастинг у Гайдая на роль в «Приключениях Шурика», великий режиссёр устроил провокацию: заявил, что в фильме нужно будет обнажаться, а фигура у девушки так себе. Возмущённая Селезнёва сразу скинула с себя платье, и Гайдай её утвердил. В ней он увидел то, что искал: сочетание смелой сексуальности с целомудрием.
  • Селезнёва была намного выше Шурика – актёра Александра Демьяненко, и операторам приходилось прибегать к ухищрениям, чтобы в кадре они смотрелись органично. Селёзневу помещали в специальные углубления, а Демьяненко поднимали на подставке.

Народная артистка Наталья Селезнева
  • В жизни Демьяненко был замкнутым и невесёлым человеком. Когда в начале 90-х годов у него начались серьёзные проблемы со зрением, Селезнёва очень ему помогла, в том числе и финансово, чего он никак от неё не ожидал.
  • В 90-х годах карьера Селезнёвой могла прерваться: она перенесла сложную операцию на щитовидной железе. Были серьёзно повреждены голосовые связки, она почти потеряла голос. Восстановиться ей помогли посещения православного храма и специальные упражнения на губной гармошке. Сама Селезнёва была убеждена, что тяжёлая болезнь – это некое кармическое наказание, которое настигло её через много лет за то, что однажды она разбила чужую семью.
  • В театре Сатиры друзья и коллеги Аросева и Державин дразнили Селезнёву «Селезень».
  • Известно, что Л. И. Брежнев был страстным поклонником «Кабачка 13 стульев».

В театре Сатиры Аросева и Державин дразнили Селезнёву «Селезень»
  • Однажды Михаил Державин разыграл Селезнёву. Он позвонил ей домой, сказав, что это звонят из приёмной Леонида Ильича. Вечером Селезнёвой будет звонить сам Брежнев, она должна быть дома. Родные сообщили Селезнёвой о звонке, и она повелась, просидела весь вечер на телефоне.
  • По словам Селезнёвой, формула семейного счастья выглядит так: любить – уважать – терпеть. О своих отношениях с мужем она сказала, что во многом их взгляды на жизнь бывают полярны, но их держит вместе глубокая привязанность.
  • Селезнёва – страстная футбольная болельщица. Любимый клуб – ЦСКА.
  • Многие годы Селезнёвой удаётся сохранять потрясающую молодость. При этом по её словам, она никогда не прибегала к «пластитке», а «донашивает своё лицо». Скорее всего, это правда, ведь после перенесённого хирургического вмешательства пластические операции ей строго противопоказаны.
  • Главной, определяющей чертой своего характера Селезнёва считает гипертрофированную ответственность.

Селезнёва – футбольная болельщица клуба ЦСКА

Наталья Селезнёва сейчас

Наталья Селезнёва и сегодня продолжает играть на сцене Театра Сатиры и выступать с концертами.

Сейчас биография и личная жизнь Натальи Селезнёвой – это история состоявшейся, красивой женщины, у которой вырос достойный сын, у него свои дети, и фото внуков радует сердце. Внуков у Селезнёвой трое – Алексей, родившийся в 1995-м, Николай – родившийся в 2011-м и совсем маленькая Лиза.

В 2016-м году Наталья Селезнёва удостоилась престижной награды «Икона стиля», которую до этого вручали Майе Плисецкой и Людмиле Гурченко. На получении премии актриса не смогла сдержать слёз и заявила, что в каком-то смысле такая награда дороже «Оскара».


Наталья Селезнева на вручении премии «Икона стиля»

В одном из последних больших интервью, Селезнёва рассказала о себе много такого, о чём умолачивала раньше. По её словам, главным для неё всегда была семья. Если что-то случается с родными и близкими, она превращается в «человека без кожи»: паникует, сострадает, мчится спасать и охранять.

Очень болезненно Селезнёва пережила уход матери из жизни. Всю жизнь между ними существовала мощная духовная связь, окружающие говорили, что между ними «как будто не разрезали пуповину».

Селезнёва призналась, что многие её проблемы и душевные травмы – «родом из детства». К школе она испытывала отвращение, но приходилось насиловать себя и прилежно учиться.


Наталья Селезнева о душевных травмах

С тонкой иронией Селезнёва призналась, что в Театре Сатиры проходит уже по разряду «антиквариата», а ведь были времена, когда за ней, тогда уже замужней женщиной, пытался приударить главный режиссёр театра Плучек, но, получив отпор, смирился.

Одним из самых страшных для Селезнёвой стал 87-й год, когда в один месяц один за другим ушли из жизни её друзья, гениальные актёры Анатолий Папанов и Андрей Миронов. В их смерть она до сих пор не может поверить, настолько живыми они остались в её памяти.

К несчастью, 2017-й год принёс новую потерю в жизнь Натальи Селезнёвой: из жизни ушёл актёр Михаил Державин. В Театре Сатиры все знали, что «Державин и Селезнёва – это дружба навеки». У них были очень трогательные, доверительные взаимоотношения, при этом они постоянно друг друга разыгрывали.

Селезнёву страшно угнетало, что Державин, человек «с солнечным чувством юмора», сильно страдал в последние дни, и она уже ничем не могла ему помочь. Селезнёва призналась, что ощущает уход Державина из жизни как глубоко личную трагическую потерю.


Наталья Селезнева на прощании с Михаилом Державиным

В прошлом году Интернет взбудоражил слух, что легендарная актриса Наталья Селезнёва госпитализирована с тяжёлым заболеванием сердца. К счастью, слух не подтвердился: выяснилось, что Селезнёва проходила плановое обследование в одной из клиник Москвы.

Последняя по времени работа Селезнёвой в кино – фильм «Новогоднее дежурство», вышедший на экраны в 2014-м году. Хочется верить, что у неё будут ещё большие, серьёзные проекты, достойные её таланта.

https://youtu.be/LXyoNmsW5A0

Маленькая Наташа родилась в творческой среде, в Москве. Ее мама была успешным художником, а папа профессионально занимался фотографией. В семье поощрялось творческое самовыражение, и малышка с унаследованным от родителей художественным темпераментом с самого раннего возраста пела, танцевала и изображала любимые сценки из сказок.

Живого и артистичного ребенка на подмостки привели прямо с улицы: актер Михаил Майоров увидел малютку с родителями у Театра советской армии, куда они вышли на прогулку, и прямо за руку привел на прослушивание к спектаклю «30 серебряников». Несколько лет девочка играла там одну из ролей, пока не выросла из нее.

В театре дарование заприметила сама Агния Барто и настояла, чтобы главную роль в экранизации ее «Алеша Птицын вырабатывает характер» играла именно Наташа Селезнева. Режиссер не протестовал, несмотря на то, что на роль уже была отобрана другая девочка.

После удачной работы ставшую школьницей Наташу стали звать и в другие фильмы, и к выпускному она имела свою маленькую фильмографию. Было бы странно, если бы девочка выбрала другую профессию.

Актриса


к/ф «Калиф-Аист» (1968)

Без труда с первого раза поступив в «Щуку», Селезнева и студенткой стала получать роли в кино. Одна из них, которую актриса играла уже окончив вуз, запомнилась Наталье навсегда.

Она была принцессой в детской сказке «Калиф-аист», когда в один из вечеров увидела актера Владимира Андреева, который в малиновом фраке сидел за роялем. Тогда Наталья подумала, что какое это, наверное, счастье, когда у тебя такой муж!

Но Андреев оказался женатым человеком. Вся съемочная группа отговаривала его от интрижки с молоденькой актрисой. «Держись, не влюбляйся!», — говорил ему Валентин Гафт. Но все тщетно.

Узнав о романе супруга на стороне, его жена актриса, умница и красавица Наталья Архангельская спокойно ушла, оставив Андреева с новой пассией.

Селезнева, которая никогда не была женщиной вамп сейчас рассказывает, что за Андреева была готова бороться, что называется «идти по головам», потому, что это была судьба. Актеры считают, что предназначены друг другу свыше и их встреча была предрешена.

Архангельская же скоро вышла замуж за француза и укатила с ним во Францию, где прожила в браке более 30 счастливых лет. Он не держит зла на Селезневу и даже подчеркивает, что благодаря любовнице мужа ее судьба описала такой сложный маневр и вручила ей долгожданное счастье.

Девушка Шурика

к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Уже после брака появилась настоящая, всесоюзная известность артистки. Знаковым было знакомство с культовым режиссером Леонидом Гайдаем, который считал, что Селезнева «из его обоймы» и был готов работать с ней фильм за фильмом.

В роли возлюбленной легендарного Шурика она выступила два раза — в одном из кинофильмов сборника «Операция Ы и другие приключения Шурика» и в «Иван Васильевич меняет профессию».

За последний кинофильм Селезнева особенно благодарит режиссера, ведь в «Иван Васильевич…» Гайдай позвал ее, когда другие режиссеры отказывались снимать знаменитую на всю страну пани Катарину из «Кабачка 13», боясь, что зритель будет ассоциировать Селезневу именно с этим персонажем.

«Кабачок» смотрела вся страна. Это было легкое дуновение красочного Запада. Улицы во время эфира пустели, в каждом доме телевизор был включен на нужном канале. Искрометные шутки растаскивали на цитаты, женщины ревностно следили за макияжем актрис, шили платья, подсмотренные в «Кабачке».

С одной стороны, участие в этом проекте сделало Наталью Селезневу еще более популярной, с другой — чуть не подорвало ее актерскую карьеру. К счастью, после «Ивана Васильевича» ее образ, наконец, отделили от пани Катарины и стали больше приглашать.

Сейчас

Теперь Селезнева больше всего занимается родным театром Сатиры, а в съемках участвует крайне редко. В последних интервью раскрывает секреты долгого брака (с Владимиром Андреевым они прожили почти 50 лет!). Подчеркивает, что путь к сердцу мужчины действительно лежит через его желудок и хвастается своим умением готовить быстро и вкусно.

Она позволяет себе легкий флирт и признаваясь в этом, лукаво улыбается. «Нет ни одного мужа, который мог бы любить свою жену всю жизнь», — признается Селезнева. Но говорит, что никакого интима на стороне никогда не допускала — это лишняя тяжелая нагрузка, которая обязывает.

У Андреева и Селезневой только один сын, Егор. Рассказывая о нем, актриса признается, что родить второго не позволила не карьера, а страх, что с двумя она не справится, и кто-то из них будет обделен материнской любовью и заботой. Зато у Егора родились два сына — внуки Селезневой, с которыми она проводит много счастливых часов.

Актриса известна не только своими ролями в кино, но и общественной работой. В частности, Наталья Игоревна является помощником детского омбудсмена.

Есть у нее и увлечение, не свойственное для женщины: она болеет за московский ЦСКА. Азарт, который актриса испытывает на стадионе, дух спортивного состязания, горячее желание победы она пронесла через всю жизнь, впервые попав на матч еще в юности.