Миг 21 и фантом во вьетнаме. Победы и потери

] Вьетнамская война одна из самых славных страниц в истории Советского авиапрома. В ней очень ярко было продемонстрировано превосходство наших самолётов над американскими. И это в условиях численного превосходства американце, и при том, что за штурвалами МиГов были не наши пилоты а вьетнамские. Кроме того, необходимо отметить, что против Фантомов сражались не только их конкуренты по поколению МиГ-21, но и более старые МиГ-17, и так же успешно. За каждый сбитый МиГ американцы платили двумя Фантомами.
Эта статья очень красочная, я бы сказал эмоциональная, с яркими описанием воздушных боёв. Думаю, она понравиться всем читателям сайта. Далее текст автора:

Война в небе Северного Вьетнама стала самым крупным и драматичным воздушным столкновением после 1945 года. С обеих сторон в ней участвовали самолеты десятков типов. Однако, как и в Корейской войне 1951-1953 годов, основная тяжесть противоборства в воздухе "легла на крылья" двух основных типов боевых машин, исход схваток между которыми и определял в основном ход борьбы.

С американской стороны основным был истребитель Макдоннел-Дуглас F-4 "Фантом II". Эта тяжелая двухместная двухдвигательная машина (нормальная взлетная масса более 20 т), созданная в 1958 году, первоначально предназначалась для обеспечения противовоздушной обороны американских авианосных соединений. К началу 19б0-х годов "Фантом II", завоевавший ряд мировых рекордов в скорости, был, пожалуй, самым популярным американским боевым самолетом. К безусловным достоинствам F-4 следовало отнести выдающиеся для своего времени летные характеристики (максимальная скорость 2260 км/ч, практический потолок 16600-17900 м, практическая дальность полета без подвесных баков 2380км), мощная бортовая обзорно-прицельная радиолокационная станция (РЛС), а также уникальный комплекс вооружения, включающий ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер" (нормальный боекомплект - четыре единицы) и всеракурсные всепогодные УР AIM-7 "Спэрроу" средней дальности (четыре ракеты размещались на полуутопленных в фюзеляже узлах внешней подвески).

Американская морская авиация вступила в войну с палубными истребителями F-4B, в дальнейшем в борьбу включились усовершенствованные палубные самолеты F-4J. ВВС США к началу войны имели истребители F-4C. В ходе войны их дополнили усовершенствованные самолеты F-4D, а на заключительном этапе боев ВВС получили наиболее совершенную модификацию "Фантома" - F-4E.

Основной соперник "Фантома" - фронтовой истребитель МиГ-21 - также был создан в 1958 году. В отличие от американского самолета, российская машина, предназначенная для действий над линией фронта, на небольшом удалении от аэродрома базирования, относилась к другой "весовой категории" (нормальная взлетная масса модификаций, применявшихся во Вьетнаме - менее 8 т) и имела значительно меньшую дальность - около 1500 км. Однако по остальным летным характеристикам (максимальная скорость 2175-2300 км/ч, практический потолок - 18 000- 19000 м) МиГ не уступал своему американскому сопернику. Состав вооружения самолетов МиГ-21 был также значительно слабее, чем у "американца", - две (в дальнейшем - четыре) ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности Р-Зс с инфракрасным самонаведением (советская "пиратская" копия американской УР AIM-9 "Сайдуиндер"), а также одна (на ряде модификаций отсутствует) пушка калибром 23 или 30 мм.

Как видим, МиГ-21 и F-4 - очень разные самолеты, создававшиеся для решения различных задач.


После "тонкинского инцидента" - боевого столкновения американских эскадренных миноносцев "Мэддокс" и "Тернер Джой" с вьетнамскими торпедными катерами 2 августа 19б4 года - США приняли решение о начале воздушной войны против Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), оказывающей помощь повстанцам Южного Вьетнама, правительство которого, в свою очередь, поддерживали США. 5 августа 1964 года на базу торпедных катеров Вине обрушились первые американские бомбы. Прикрытие ударных самолетов осуществляли истребители F-4B с авианосца "Констеллейшн" (CVA-64). Это были первые боевые вылеты "Фантомов". Однако в течение 19б4 года по Северному Вьетнаму было нанесено лишь несколько ограниченных по мощности ударов: перед началом полномасштабной воздушной войны США требовалось провести перегруппировку и наращивание сил в регионе. Уже к началу февраля следующего года у берегов ДРВ было сосредоточено три ударных авианосца с 238 самолетами и 33 корабля охранения. 8 февраля с острова Окинава на южновьетнамскую авиабазу Дананг началась переброска первого авиакрыла морской пехоты США, в состав которого входило 15 истребителей F-4B. Одновременно на южновьетнамских и тайваньских авиабазах началось развертывание эскадрилий ВВС США, оснащенных самолетами F-100, F-105 и F-4C. 2 марта США приступили к крупномасштабной воздушной операции "Роллинг Тандер", продолжавшейся до 31 октября 1968 года.

На первом этапе боевых действий "Фантомы" военно-воздушных сил привлекались как для сопровождения истребителей, так и для нанесения ударов по наземным целям. Морские F-4B применялись, в основном, для эскортирования палубных штурмовиков - "Скайрейдеров" и "Скайхоков" - и ограждения ПВО авианосных соединений от возможных контрударов вьетнамской и китайской авиации.

В начальный период войны ВВС и войска ПВО Северного Вьетнама располагали лишь 25 дозвуковыми истребителями J-5 (МиГ-17Ф китайского производства), несколькими советскими МиГ-15 бис, а также бомбардировщиками Ил-28. Эти незначительные силы не могли оказать серьезного противодействия американцам, летавшим в небе Вьетнама, как у себя дома. Но с помощью советских и китайских военных специалистов вьетнамцы вскоре выработали тактику использования своих истребителей, позволявшую даже в условиях многократного численного превосходства противника наносить ему ощутимые удары. Небольшие группы МиГов барражировали на малой высоте, вне зоны видимости РЛС противника (американцы использовали самолеты дальнего радиолокационного дозора - прообразы современных "Аваксов", а также посты управления авиацией, размещенные на кораблях, крейсирующих у берегов Северного Вьетнама и имеющих мощные радиолокационные станции). При появлении самолетов противника МиГи неожиданно атаковали его боевые порядки, расстреливая из пушек тяжело груженные бомбами ударные машины.

Впервые "Фантомы" встретились с истребителями противника - вьетнамскими МиГ-17 - 2 апреля 1965 года, но столкновение закончилось безрезультатно.

Первый настоящий бой с участием F-4 состоялся 9 апреля. По американской версии, он протекал следующим образом. В 8 часов 40 минут истребитель ВМС США F-4B, взлетевший с авианосца "Рэйнджер", был атакован над морем четырьмя вьетнамскими самолетами МиГ-17. Один из них был сбит ракетой "Спэрроу", однако вскоре другой МиГ зашел в хвост "Фантому" и поразил его очередью из пушки. Экипаж американского самолета - летчик Т. Мэрфи и оператор Р. Фэган - погибли. Есть и другая, китайская, версия этого боя. В соответствии с ней американский воздушный патруль, состоявший из восьми F-4B, вторгся в воздушное пространство над территориальными водами, но не Вьетнама, как следовало из американского сообщения, а КНР (в районе острова Хайнань, лежащего в Тонкинском заливе). Возможно, американцы умышленно провоцировали китайскую сторону на решительные действия, надеясь преподать им урок и сделать более осторожными в военной поддержке ДРВ. Но урок не оказался поучительным: в начале боя экипажу лейтенанта Мэрфи действительно удалось повредить ракетой один из МиГов (который, однако, не был сбит, а благополучно вернулся на базу и в дальнейшем был вновь введен в строй). Другой "Фантом", выпустив ракету "Сайдуиндер" по еще одному китайскому истребителю, по ошибке поразил F-4B, пилотируемый Мэрфи, и отправил его на дно Тонкинского залива.

12 мая двенадцать F-4B вторглись в воздушное пространство провинции Юньнань (юго-западный Китай) и сбили один J-5, выполнявший, по китайской версии, "тренировочный" полет. В ответ на протест КНР американцы объявили, что МиГ был уничтожен над территорией ДРВ, в зоне боевых действий (проверить этот факт, впрочем, никто не пытался).

4 июня звено МиГ-17Ф над городом Ву-Бан атаковало тройку F-4B. Один "Фантом" уклонился от схватки и, дымя двигателями, работавшими на "максимале", ушел на восток. Два других американских самолета втянулись в ближний бой на виражах, где более маневренные МиГи имели преимущества, и вьетнамцы не замедлили этим воспользоваться. После разворота на 180 градусов ведущий вьетнамского звена с дистанции 1 GOO-1200 м открыл огонь по одной из американских машин. Вскоре он сблизился с противником на 700 м и вновь открыл огонь. F-4B, стремясь выйти из-под обстрела, энергично маневрировал по высоте и курсу. Второй американский истребитель, следовавший за своим ведущим, предпринял отчаянную попытку выручить командира, пытаясь сзади, с дистанции 400-500 м, "достать" МиГ (задача совершенно невыполнимая, так как минимальная разрешенная дальность пуска ракет AIM-9B "Сайдуиндер" значительно больше). Ведомый МиГ-17 открыл заградительный огонь из пушек, и второй американский истребитель был вынужден выйти из-под обстрела, выполнив разворот со снижением. За ним сразу же последовал и первый F-4B, получивший несколько повреждений (по сведениям вьетнамского командования, этому "Фантому" не удалось достичь своего аэродрома, и он упал на территории Лаоса).

Следующий воздушный бой с участием "Фантомов" произошел 17 июня над городом Нинь-Бинь. В ходе него четыре МиГ-17Ф атаковали противника с задней полусферы с дистанции 100- 600 м. Им удалось сбить два F-4B, при этом американцы не проявили особой активности и довольно беспорядочно вышли из боя. Вьетнамцы потерь не понесли, хотя их боевой порядок также был нарушен, а управление звеном утеряно. При возвращении на аэродром два вьетнамских летчика вынуждены были катапультироваться из-за полного расхода топлива, а один МиГ-17 совершил вынужденную посадку на аэродроме Хайфон.

В тот же день открыли свой боевой счет и "Фантомы": F-48, стартовавший с палубы авианосца "Мидуэй", сбил над Хайфоном истребитель МиГ-17. 10 июля 1965 года первую победу одержал F-4C из состава ВВС США, сбив два МиГ-17.

В дальнейшем встречи в небе Северного Вьетнама МиГов и "Фантомов" стали обычным явлением. Так, 20 сентября 1965 года над железнодорожной станцией Кеп (севернее Ханоя) появилась группа американских самолетов, которая была обнаружена вьетнамской РЛС П-35. Часть "Фантомов" с бомбовым вооружением атаковала станцию. Их прикрытие обеспечивала еще одна пара F-4B, барражировавшая на высоте 3000-4000 м. В воздухе находилось дежурное звено вьетнамцев - четыре

МиГ-17Ф, которое было наведено на противника по командам с земли. Ведущий первой вьетнамской пары спикировал с высоты 6000 м и атаковал F-4B, выполнявший в это время заход на бомбометание, когда визуально обнаружил американцев. С дистанции 500 м вьетнамский летчик открыл огонь, после чего "Фантом" левым разворотом со снижением стал уходить из-под обстрела. МиГ продолжал "сидеть на хвосте" у противника и с дистанции 400 м выпустил вторую очередь. "Фантом" задымил, но продолжал полет. Третьей длинной очередью с 200 м он был наконец сбит. Американским летчикам катапультироваться не удалось. Вторая пара МиГов завязала бой на высоте 3000 м, когда один из американских самолетов выходил из пикирования после атаки, а второй - только входил в пике для захода на бомбометание. Командир вьетнамского звена атаковал первый самолет, несколько преждевременно открыв огонь с дистанции 1200 м. Американский летчик, обнаружив на хвосте у себя МиГ, включив форсаж, вышел из боя.

В целом следует отметить, что, пока на сцену не вышли МиГ-21 и не началось массовое применение зенитных ракетных комплексов С-75, американская авиация в небе Вьетнама вела себя довольно беспечно, не рассматривая малочисленные МиГ-17 как серьезную угрозу. Например, "Фантомы", выполнявшие роль эскорта, зачастую загружались бомбами. Вьетнамцы же стремились держать МиГи на малой высоте, где их небольшие камуфлированные самолеты были визуально менее заметны и практически совсем невидимы для бортовых РЛС американцев. Внезапно атакуя истребители-бомбардировщики, вьетнамские летчики заставляли их избавляться от бомбового груза и, сближаясь на короткую дистанцию, расстреливали из пушек. Истребители сопровождения, занимавшие более высокий воздушный коридор, зачастую просто не успевали вступить в бой с МиГами. Это заставило американцев изменить тактику и снизить группы прикрытия до малых высот (находясь на одном уровне или ниже вьетнамских истребителей, "Фантомы" могли их "видеть" с помощью своих РЛС или визуально на фоне неба). Используя более высокую скорость, F-4 сближались с противником и поражали его ракетами, после чего так же стремительно выходили из боя. Если же бой выливался в "карусель" на виражах, то преимущество переходило к вьетнамцам, которые быстро сближались с противником на дистанцию менее 1000 м, где F-4, имевшие лишь ракетное вооружение, были практически беспомощны.

Однако вскоре американцы вновь усовершенствовали свою тактику: несколько "Фантомов" принимали ближний бой, при этом одно из звеньев позволяло затянуть себя в схватку на виражах, а другое быстро набирало высоту и с дальности в несколько километров атаковало МиГи ракетами "Спэрроу". Потеряв в подобной ситуации шесть истребителей, вьетнамцы перешли к ранее проверенной тактике внезапных одноразовых ударов "из засады" с последующим быстрым выходом из боя.

В конце 1966 года по рекомендациям советских военных специалистов авиация ДРВ выдвинула рубеж перехвата непосредственно к границам страны, где американские самолеты следовали в плотных боевых порядках, что мешало ведению маневренного боя. Другим нововведением стала практика засад на земле, разработанная с участием китайцев: МиГ-17 взлетали с аэродромов подскока и атаковали противника, следовавшего в плотном строю, после чего быстро снижались и, закамуфлированные под рельеф местности, возвращались на аэродром.

(

Боевая работа МиГ-21 во Вьетнаме началась в апреле 1966 года, когда он пришёл на подмогу воевавшему в тяжелых условиях МиГ-17. Маленький, быстрый и манёвренный, Миг-21 стал очень серьёзным противником для McDonnell Douglas F-4 Phantom II . США были вынуждены даже создать программу по отработке тактики воздушного боя с МиГ-21. Роль МиГ-21 при отработке играл Northrop F-5.

Во Вьетнаме пилоты МиГ-21 придерживались советской доктрины воздушного боя, используя наведение со станции наземного контроля. Излюбленной тактикой стало следование за американским боевым звеном снизу и сзади. Набрав скорость МиГи выпускали ракеты К-13 и уходили на базу. Такая тактика принуждала также преждевременно сбрасывать бомбы.

Главным преимуществом МиГ-21 является очень высокая манёвренность на виражах. Главным недостатком было отсутствие встроенной пушки на первых модификациях. Именно Вьетнамская война показала ошибочность мнения, что ракеты могут полностью заменить пушки (жертвой этого заблуждения был и основной противник МиГа - американский «Фантом»).

За всю войну во Вьетнаме на МиГ-21 было совершено около 1300 боевых вылетов, а общие потери по всем причинам не превысили 70 самолётов. По российским данным в воздушных боях северовьетнамские «двадцатьпервые» одержали 165 воздушных побед, при потере 65 самолётов и 16 лётчиков. При этом американцы обладали многократным численным преимуществом, северовьетнамцы же в лучшие годы не располагали даже более 200 истребителей всех типов. Своеобразным рекордсменом явился лётчик МиГ-21 Ха Ван Тьюк, в одиночку принявший бой с 36 американскими самолётами и уничтоживший самолёт командира американского истребительного авиакрыла полковника Д. Фолина. 2 января 1967 американской авиацией были сбиты 5-7 МиГ-21.

23 августа 1967 года в крупном воздушном бою между 10-ю МиГами и 50-ю американскими истребителями, вьетнамские лётчики уничтожили два «Фантома» и один «Тандерчиф», не понеся при этом потерь (один самолёт был повреждён, но вернулся на аэродром). Вьетнамские истребители несли потери и от «дружественного огня»: за период 1966-1968 годов вьетнамской системой ПВО было сбито шесть МиГ-21. Последней воздушной победой северовьетнамских МиГов стал сбитый американский разведчик RA-5 Vigilante.

Арабо-израильский конфликт

В 1967 году шесть алжирских МиГ-21 были захвачены Израилем.

После уничтожения израильской авиацией металлургического завода в Абу-Забале (февраль 1970, погибло около 70 рабочих), построенного при участии советских специалистов, президент Египта Насер вынужден был обратиться к Москве с просьбой о создании «эффективного ракетного щита» против израильской авиации и посылке в Египет регулярных советских частей ПВО и авиации.

К концу 1970 года количество личного состава советских войск в Египте составило 20 - 32 тысяч человек. Всего в районах Каира, Александрии, Асуана, в зоне канала и других местах был развернут 21 советский зенитно-ракетный дивизион. На военных аэродромах близ Каира, Александрии и Асуана базировались два полка советских истребителей МиГ-21. Советские войска составили главную силу в отражении ожесточенных израильских авианалетов на Египет, которые возобновились летом 1970 года.

13 апреля 1970 года, во время воздушного боя над побережьем красного моря, советские МиГ-21, по одним данным, сбили два израильских истребителя F-4 «Фантом» , а по другим - не сбили ничего.

18 апреля 1970 года советский МиГ-21 ракетой подбил израильский разведчик RF-4E «Фантом» (по другим данным, 18 апреля воздушного боя вовсе не было).

14 мая 1970 года два сирийских МиГ-21 были уничтожены израильскими истребителями «Мираж III». Ещё один МиГ-21 был сбит «Миражом» на следующий день.

В связи с понесёнными потерями израильское командование придумало «операцию возмездия». 30 июля советские МиГ-21 были пойманы в ловушку, в воздушном бою было сбито четыре «мига» и подбит один израильский «Мираж III».

7 августа 1970 года советский МиГ-21 ракетой вывел из строя израильский истребитель «Мираж III». Этот бой был последним боестолкновением советских и израильских самолётов на тот момент. В этот же день было заключено перемирие.

Индо-пакистанский конфликт

Одной из самых удачных страниц боевого применения МиГ-21 является его служба в составе ВВС Индии. Это был первый боевой самолёт незападного происхождения в арсенале Индии. Первое его боестолкновение с пакистанскими истребителями состоялась 4 декабря 1965 года. Тогда индийский пилот ракетами сумел подбить пакистанский «Сейбр».

В декабре 1971 года вновь возобновились военные действия между Индией и Пакистаном.

4 декабря, в первый день войны, индийский МиГ-21 уничтожил пакистанский «Сейбр». Также в этот день на пакистанском аэродроме индийскими МиГ-21 был уничтожен самолет DHC-3. 5 декабря индийские МиГи на аэродроме уничтожили еще три самолета Pilatus P-3. 6 декабря перед полуднем МиГ-21ФЛ сопровождали самолеты HF-24 «Марут» на низкой высоте. После штурмовки командир «Марутов» принял решение отклониться к западу в поисках возможной цели. В тот момент, когда "Маруты" пошли в атаку пилот одного из МиГ-21 капитан Самар Бмкрам Шах обнаружил самолет, который он принял за Cessna O-1. Сделав резкий разворот вниз, чтобы определить тип машины, Шах одновременно посмотрел инстинктивно назад чтобы убедиться что у него на хвосте никого нет. Он обнаружил два F-6 на расстоянии примерно 1500 метров, а третий F-6 - выше, Шах, находившийся на высоте около 200 метров немедленно включил форсаж и поднял нос самолёта. Оба F-6, приближавшиеся к самолёту не стали приследовать МиГ-21. Шах принял решение атаковать пакистанский самолёт, стараясь не проскочить мимо него. Первый F-6 направился в сторону куда ушли «Маруты». Шах пристроился за пакистанским истребителем и произвёл залп из своих 23-мм пушек с расстояния около 600 метров. F-6 перевернулся и рухнул на землю. Также в этот день, по заявлениям индийцев, МиГ-21 сбил пакистанский C-130 (пакистанской стороной это не подтверждено).

В 14 часов 12 декабря находившиеся на боевом дежурстве на авиабазе в Джамнагаре два МиГ-21ФЛ, были подняты по тревоге в воздух: два пакистанских истребителя F-104 «Старфайтер» пересекли береговую линию на низкой высоте. Пакистанцы предприняли атаку на стоящие самолёты на аэродроме. Один из МиГов сел на хвост «Старфайтеру». Индийский пилот с расстояния 900 метров произвёл длинный залп из спаренной пушки. «Старфайтер» загорелся и упал в море, пилот едва успел катапультироваться. 16 декабря Шах сбил свой второй F-6.

17 декабря диспетчер предупредил находящиеся в патруле МиГи, что низколетящий самолёт на большой скорости приближается к аэродрому. «Старфайтер» по непонятным причинам не стал атаковать аэродром и индиец сел ему на хвост. Индиец выпустил две ракеты К-13А, вторая ракета попала в цель, но пакистанец всё же смог продолжить полёт. Тогда индиец дополнил ракетную атаку залпом из пушек. После этого он возвратился на аэродром, а повреждённый F-104 упал и взорвался среди песчаных холмов. Позже в этот день индийские МиГ-21 уничтожили ещё два «Старфайтера» уже над пакистанской территорией, а индийский пилот Шах смог уничтожить один F-104. По данным пакистанцев, 17 декабря был потерян только один «Старфайтер».

Помимо использования в качестве перехватчика, индийские ВВС также применяли МиГ-21 на восточной границе для завоевания господства в воздухе и штурмовых действий. Наиболее впечатляющим был налёт 14 декабря на резиденцию губернатора Восточного Пакистана. Шесть МиГ-21ФЛ, дали по резиденции несколько залпов 57-мм ракет, после чего губернатор кинулся в ближайшую траншею где на клочке бумаги написал заявление об отставке.

В общей сумме индийские МиГ-21 сбили 7-8 пакистанских самолётов и повредили 1. Единственной потерей в воздушных боях составил «миг» сбитый «Сейбром» 17 декабря.

Следующей встречей индийских МиГов с пакистанскими самолётами стали 90-е. В 1997 году индийский МиГ-21бис, ракетой R.550 Magic, повредил пакистанский самолёт AV. 10 августа 1999 года, после окончания Каргильскиой войны, МиГ-21бис уничтожил пакистанский разведывательный самолёт Br.1150 Atlantique.

Египетско-ливийская война

За время короткой войны между Египтом и Ливией произошло совсем немного воздушных боёв. 22 июля, на второй день войны, ливийский Mirage 5 уничтожил египетский МиГ-21. На следующий день успех пришёл к египтянам, в воздушных боях «двадцатьпервые» сбили 3-4 «Мираж 5» и 1 МиГ-23, не понеся при этом потерь. В 1979 году, после окончания войны, произошёл воздушный бой между двумя египетскими МиГ-21 и двумя ливийскими МиГ-23. Египтяне сбили один «двадцатьтретий», не понеся потерь.

ВВС Кубы

10 мая 1980 года патрульный катер HMBS «Flamingo» Багамской береговой охраны обнаружил чужие рыболовные суда в районе острова Кай Санто Доминго. Ими оказались два кубинских рыболовных судна. После продолжительной погони патрульный катер открыл огонь. Экипаж патрульного катера арестовал и взял на буксир оба рыбацких судна. Кубинские моряки успели сообщить своим властям о том, что попали под обстрел, указав что их атакует неизвестный корабль. На помощь кубинцам вылетела пара МиГ-21, которые совершили несколько проходов над ним открыв предупредительный огонь. Оба истребителя вернулись на аэродром и подготовились к повторному вылету, снарядив блоки НУРС. Вернувшись МиГ-и пошли в атаку и потопили патрульный катер, убив четырёх членов экипажа, остальные перебежали на арестованные суда. В течение последующих трёх дней Кубинские ВВС соверашли показательные полеты над островами Багамского архипелага. Учитывая то, что HMBS «Flamingo» был потоплен в Багамских территориальных водах, Кубе пришлось выплатить компенсацию за корабль и семьям погибших моряков. Кубинские суда в дальнейшем старались не трогать без особой на то необходимости.

Не менее 26 кубинских МиГ-21 были уничтожены на войне в Анголе.

Эфиопо-сомалийская война

В ходе войны МиГ-21 состоял на вооружении ВВС Сомали, а также на нём совершали полёты кубинские лётчики, принимавшие участие в войне на стороне Эфиопии. Сомалийские лётчики сбили на нём 4 эфиопских МиГ-21, 3 F-5, 3 DC-3 и 1 Canberra. Вместе с тем сомалийские потери составили не менее 7 МиГ-21 в боях с эфиопскими F-5 «Фридом Файтер».

ВВС КНДР

19 января 1967 года в водах севернее 38-й параллели истребителями МиГ-21 был пущен ко дну сторожевой корабль ВМС Южной Кореи «Танг По».

23 января 1968 года в Японском море корабли ВМФ КНА при поддержке истребителей МиГ-21 заставили войти в северокорейские территориальные воды и отбуксировали в порт Вонсан разведывательный корабль «Пуэбло» ВМС США (часть секретного оборудования была передана СССР). Корабль возвращен не был.

14 июля 1977 года истребитель МиГ-21 ВВС КНДР уничтожил американский вертолёт CH-47D «Чинук».

Афганистан

Большую часть самолётов, воевавших в Афганистане, составляли истребители, в т.ч. и МиГ-21. Несмотря на малую боевую нагрузку (обычно 2-4 РБК-250, ФАБ-250 или ОФАБ-250), существенная часть боевых вылетов пришлась именно на них; причём, как ни странно, с лучшей стороны зарекомендовала себя «истребительная» модификация МиГ-21бис. За малое время реагирования они получили прозвище «весёлые». В 1985 году на аэродроме Шинданд в результате диверсии были взорваны 13 афганских МиГ-21. На МиГ-21 был сбит и погиб советский генерал Николай Власов. После вывода советских войск несколько самолётов сумели захватить моджахеды. Ранним утром 12 января 1994 пара МиГ-21 Северного альянса уничтожили над Кабулом два МиГ-21 моджахедов, один пилот попал в плен. 30 января «двадцатьпервые» Северного альянса сбили два Су-22 моджахедов. До конца года альянские МиГ-21 и Су-22 уничтожили ещё три самолёта (в том числе один Су-22 и один МиГ-21) моджахедской организации Достума и Гульбудинна. В 1995 году истребители Альянса сбили один Су-22 и один Су-20 Талибанских и Достумо-Гульбудиннских воздушных сил. 15 июня 1995 года талибанские истребители сбили два вертолёта Ми-8 Северного альянса.

Ирано-иракская война

Главным испытанием иракских МиГ-21 стала война с Ираном (22 сентября 1980 - 20 августа 1988). К началу войны на вооружении ВВС Ирака было 90-115 самолётов этого типа. Первые воздушные бои произошли ещё до начала войны: 8 сентября 1980 года иракский МиГ-21 сбил иранский «Фантом». 15 сентября 1980 иранский «Томкэт» сбил иракский МиГ-21. Всего за период 1980-1988 годы лётчики МиГ-21 одержали по некоторым данным 30-55 воздушных побед (в том числе 12-23 F-5, 11-16 F-4, 3 вертолёта AH-1J, 2 CH-47, 1 МиГ-21 и 1-5 F-14), потеряв при этом по отрывочным данным 34-58 самолётов в воздушных боях (18-21 сбили F-14, 9-29 F-4, 5 F-5 и 2-3 вертолёты AH-1J). Иракские лётчики признали, что Миг-21 наиболее эффективен из всех известных им истребителей; в то же время пилотам МиГ-21 рекомендовалось по возможности избегать воздушных боёв с F-4E и F-14, если на их стороне не было элемента неожиданности. На истребителе МиГ-21 начинал свою карьеру иракский ас Моххамед Райян. 23 октября 1980 года он на нём уничтожил два иранских F-5 «Тигр II». Также иракцам приходилось сражаться с сирийскими разведовательными самолётами. В апреле 1981 года иракский МиГ-21МФ сбил сирийский разведчик МиГ-21Р. Ирак применял свои МиГ-21 и в качестве истребителей-бомбардировщиков, в том числе для борьбы с иранским судоходством в Персидском заливе. Известен удачный налет «МиГов» на конвой 1 октября 1980 года, когда бомбами были повреждены корабли «Иран Бадр» и «Таха»

Распад Югославии

После начала распада Югославии, истребители МиГ-21 перешли в руки к новообразованным государствам на её территории. Сербские МиГи использовались для борьбы с нарушителями границ, а также для нанесения ударов по наземным целям в Хорватии и Боснии. Несколько нарушителей «миги» принудили приземлиться. 7 января 1992 года сербские МиГ-21 атаковали вертолёты AB.205 Европейского союза, в результате чего один вертолёт был уничтожен; этот случай привёл к уходу в отставку сербского министра обороны. 6 августа 1995 года произошёл воздушный бой между сербским МиГ-21 и хорватским J-22, оба самолёта промахнулись и разошлись. В ходе войны было уничтожено по крайней мере 5 сербских МиГ-21 (3 сбиты огнём с земли, 2 предположительно сбиты).

Югославия, применяла свои МиГ-21 во время войны с НАТО. На их счету как минимум одна сбитая крылатая ракета «Томагавк». На перехват самолётов НАТО вылеты не производились. В результате налётов авиации Альянса, на земле было уничтожено 33 югославских МиГ-21 (половина имевшегося парка). Вооружённый ими 83-й авиаполк после войны был расформирован из-за высоких потерь матчасти.

Китай

Китай применял МиГ-21 советского производства и собственного (J-7) для обороны воздушных границ. 5 октября 1965 года по китайским заявлениям китайский МиГ-21 уничтожил американский разведчик RA-3B (по данным историка ВВС США Стааверена, американская сторона не признала потерю самолёта, а китайцы не показали ни обломков, ни пилотов, но по данным ACIG потеря нашла своё подтверждение и даже известен лётчик, который сбил самолёт).

3 января 1966 китайский МиГ огнём 57мм НУРС сбил американский БПЛА «Файрби». Столь необычный выбор вооружения использовался из-за отсутствия у Китая собственных управляемых ракет «воздух-воздух». До 1970 года китайские МиГи уничтожили ещё пять БПЛА. Другой проблемой для китайцев стали разведывательные и агитационные автоматические дрейфующие аэростаты. С 1969 по 1971 год китайские J-7 уничтожили более 300 аэростатов.

ВВС Шри Ланки

В 1998 году J-7 ВВС Шри-Ланки провели операцию против морских баз Тамильских Тигров, в ходе которой потопили более 20 катеров.

9 сентября 2008 года ланкийский J-7 уничтожил переделанный под штурмовик самолёт Zlin-143 тамильских тигров.

Другие конфликты

15 июля 1970 года польский МиГ-21 уничтожил чехословацкий Су-7БКЛ .

В ходе Октябрьской войны египетские МиГ-21 осуществили 6810 боевых вылетов, сирийские 4570, в том числе по морским целям. В одном из них был подбит израильский катер.

21 октября 1989 года сирийский истребитель МиГ-21бис по ошибке вторгся в воздушное пространство Турции. Там он осуществил перехват турецкого самолёта BN-2 Islander, который он принял за «нарушителя сирийской границы». Очередью из пушки он уничтожил турецкий самолёт.

ВВС Ирака использовали МиГи во время войны в Персидском заливе (1991). Их действия против авиации Многонациональных сил оказались безрезультатными - ими не был сбит ни один самолёт Многонациональных сил, а исследователи, занимавшиеся действиями ВВС Ирака в этой войне, не фиксируют никаких заявок на воздушные победы со стороны иракских пилотов. Активное участие МиГов в войне завершилось в первый же день после неудачной попытки перехвата самолётов ВМС США. Во время войны 56 иракских МиГ-21 было уничтожено (из них 4 в воздухе - два американскими F-15 и два американскими F/A-18) и 32 повреждено.

Эфиопские МиГ-21 принимали участие в войне с Эритреей 1998-2000 годов. В этом конфликте с обеих сторон применялась российская авиатехника. Три МиГ-21 были уничтожены эритрейскими МиГ-29 в воздушных боях.

ВВС Сирии применяют свои МиГ-21 в гражданской войне. По состоянию на конец 2014 года в боевых действиях сбито или разбилось как минимум 10 самолётов этого типа.

4 декабря 1965 года состоялась первая встреча истребителей МиГ-21 и «Сейбра» американского производства. Произошло это в первый день Третьей индо-пакистанской войны. Бой между двумя истребителями завершился в пользу МиГ-21. Служба этого истребителя в ВВС Индии стала одной из самых удачных страниц боевого применения этого самолета. Приобретение Индией истребителей МиГ-21 открыло новую эпоху для ВВС этой страны. Это был первый боевой самолёт незападного происхождения в арсенале Индии.

МиГ-21 является самым распространённым сверхзвуковым боевым самолётом в мире. Несмотря на то, что истребитель эксплуатируется на протяжении более 50 лет, он до сих находится на вооружении нескольких стран. МиГ-21 участвовал во многих боях. Мы выбрали несколько самых успешных применений этого истребителя.

Видео

Первый пакистанский «Сейбр»

4 декабря 1965 года индийский МиГ-21 сбил первый пакистанский истребитель «Сейбр». Индийский пилот ракетами сумел повредить самолет противника. Это произошло в первый день военных действий между Индией и Пакистаном. О судьбе пакистанского пилота ничего неизвестно. В этот же день на пакистанском аэродроме индийскими МиГ-21 был уничтожен самолет DHC-3.

Для Индии была выпущена модификация МиГ-21ФЛ. В этом самолете было упрощено радиоэлектронное оборудование. Вместо радиолокатора РП-21 поставлен Р-2Л. Самолет поставлялся в разобранном виде.

Против B-52

В конце 1972 года во время операции «Лэйнбейкер-2» МиГ-21 сбил бомбардировщик B-52. Вооруженное столкновение сверхзвукового истребителя со стратегическим бомбардировщиком — случай уникальный. Он произошел во Вьетнаме. Больше в других локальных войнах он не повторялся.

В конце декабря 1972 года на перехват В-52 был поднят истребитель МиГ-21. На высоте 6 тыс. м истребитель обнаружил летевший бомбардировщик с включенными аэронавигационными огнями. МиГ-21, не теряя световой ориентир из виду, начал расчетный маневр с креном 35…40° на скорости 1200 км/ч, прицел РП-21 на излучение не включал. Маневр закончил на высоте 10 тыс. м сзади цели, сопровождаемой визуально, на дальности 2500 м перешел на сближение при скорости 1300 км/ч, после чего произвел грубую наводку по визиру (коллиматорному прицелу), захватил цель и произвел пуск двух ракет. Обе ракеты попали в В-52. Выйдя из атаки полупереворотом, МиГ-21 занял высоту 3 тыс. м. Долетев до аэродрома, истребитель совершил благополучную посадку.

Против патрульного катера

Особого внимания заслуживает инцидент, в котором участвовали кубинские МиГ-21 и патрульный катер HMBS «Flamingo» Багамской береговой охраны. Случай также редкий. Он произошел 10 мая 1980 года в районе острова Рэггид-Айленд. Патрульный катер пытался задержать кубинские рыболовные суда Ferrocem 165 и Ferrocem 54. После длительной погони катер открыл стрельбу. Экипаж патрульного катера арестовал и взял на буксир оба рыбацких судна. Кубинские моряки успели сообщить об обстреле своим властям. На помощь вылетела пара МиГ-21, которые совершили несколько проходов над ним и выполнили предупредительную стрельбу. Оба истребителя вернулись на аэродром и подготовились к повторному вылету, снарядив блоки НУРС. МиГи пошли в атаку и уничтожили патрульный катер, убив четырёх членов экипажа, остальные перебежали на арестованные суда.

Таран на МиГ-21

28 ноября 1973 года капитан Геннадий Елисеев на истребителе МиГ-21СМ вылетел с аэродрома Вазиани на перехват самолёта-нарушителя, вторгшегося в советское воздушное пространство в районе Муганской долины (Азербайджан). Это оказался иранский F-4 «Фантом» II. Иранский самолёт осуществлял разведывательное задание в рамках американско-иранской программы Project Dark Gene.

Воздушный бой происходил над территорией Грузинской ССР. Получив приказ на уничтожение нарушителя, Елисеев выпустил по нему две ракеты Р-3, после чего таранил, нанеся удар крылом по хвостовому оперению. Это был третий в истории советской авиации воздушный таран нарушителя границы на реактивном самолете. Экипаж «Фантома» (иранский майор Шокухния, впоследствии погибший в ирано-иракской войне, и американский полковник Джон Сондерс) катапультировался, был задержан пограничниками и освобождён через 16 дней. МиГ Елисеева после тарана врезался в гору, пилот погиб. Осталась не ясна причина, по которой Елисеев не использовал установленную на его самолёте авиапушку. Возможно, произошёл отказ пушечного вооружения.

Против F-4

Самолеты МиГ-21 принимали активное участие в вооруженном конфликте между Египтом и Израилем. В ответ на просьбу Египта о помощи Кремль направил в страну значительные силы ВВС и ПВО, включая 35-ю отдельную истребительно-разведывательную эскадрилью. С 1 февраля 1970 г. они приступили к боевому дежурству. Самолеты несли египетские опознавательные знаки, а летчикам категорически запрещалось залетать в израильское воздушное пространство. Долгое время летчики с той и другой стороны уклонялись от боя. Но он все же произошел. 13 апреля 1970 года звено Завгороднего было поднято с авиабазы Бени-Суэйф на перехват пары F-4, завершавшей разведку над побережьем Красного моря. Благодаря удачному наведению с земли, летчики МиГов, не включая бортовых РЛС. Незаметно вышли снизу в заднюю полусферу «Фантомов». Ведущая пара с дистанции 800 м «осуществила пуск четырех управляемых ракет Р-ЗС. Первые два взрыва поразили ведомый F-4, который сразу опрокинулся и, теряя фрагменты обшивки, начал падать». Другой «Фантом» получил повреждения осколками одной ракеты и затем был добит из пушек.

«Война в воздухе» № 22, 2000 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛB № 35 от 29.08.97 © Иванов С. В., 2000 г.

Хождение за два Маха

В июле 1965 г. американцы впервые отметили применение северовьетнамцами зенитно-ракетных комплексов С-75, как стало известно позже, ЗРК обслуживались советскими расчетами. Новое средство ПВО оказалось эффективным оружием для борьбы с воздушными целями на средних и больших высотах. Американская авиация была вынуждена спустится к самой земле, где самолеты ВВС и ВМС США становились уязвимыми от атак истребителей МиГ-17 ВВС ДРВ.

К концу года интенсивность воздушной войны резко обострилась, помимо МиГ-17 в воздухе стали появляться сверхзвуковые истребители МиГ-21Ф-13, оснащенные ракетным оружием класса воздух-воздух. В апреле 1966 г. на вооружении ВВС ДРВ поступили перехватчики МиГ-21ПФ.

Высокая честь первыми осваивать «двухмаховые» истребители МиГ-21 выпала летчикам старейшего подразделения ВВС ДРВ - 921-го истребительного авиационного полка «Сао До» (Sao Do). Некоторые летчики, в том числе будущие асы Нгуен Ван Кок, Фам Тхань Нган, Нгуен Хонг Ньи, прошли обучение в Советском Союзе, в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков. Среди летчиков, отобранных для переучивания на МиГ-21, были Фам Нгок Лан, Нгуен Ньят Чиеу, Нгуен Нгок До, Тран Хань, Дао Динь Лаен, последний в 1966 г. стал командиром 921-го И АН.

В Советском Союзе, прежде чем совершить первый полет на боевом МиГ-21, курсанты осваивали сначала реактивный учебно-боевой L-29 «Дельфин», потом - спарку МиГ-21 У. ВВС ДРВ таких самолетов не имели, поэтому первоначальная подготовка велась на МиГ-15УТИ, иногда - на JJ-5 (двухместный вариант МиГ-17 китайского производства).

В конце января 1966 г. процесс переучивания на МиГ-21 командование ВВС ДРВ сочло завершившимся. На вооружении 921-го И АН имелись одновременно новейшие МиГ-21Ф-13 и устаревшие МиГ-17.

Свою боевую работу летчики МиГ-21 начали с охоты на американские беспилотные разведчики «Файрби». Первый такой самолетик был сбит 4 марта 1966 г. В 4 часа утра РЛС обнаружила воздушную цель, которая приближалась с северо-востока. Заместитель командира 921-го ИАП Тран Хань отдал Нгуену Хонг Ньи приказ взлететь на перехват. Через 19 минут МиГ-21 набрал высоту 16 000 м, цель в этот момент находилась от вьетнамского истребителя на удалении 15 км и на 2000 м выше него. Беспилотный разведчик шел курсом на Куангнинь. Наземный командный пункт уверенно управлял действиями летчика и через несколько минут истребитель МиГ-21 открыл свой боевой счет в небе Вьетнама. Наследующий день истребителем МиГ-21 из 921-го ИАП был сбит еще один беспилотный разведчик.

Оба разведчика «Файрби» были атакованы на высоте порядка 18 000 м в 70 км от Ханоя. В обоих случаях ДПЛА были сбиты первой запущенной ракетой с дистанции два-четыре километра. Это вообще первые сбитые вьетнамскими истребителями американские беспилотные разведчики.

В апреле истребители МиГ-21 несколько раз вступали в бой с американскими истребителями, но удача отвернулась от пилотов МиГов. Первый воздушный бой произошел 23 апреля, когда пара МиГ-21 атаковала звено «Фантомов». Несмотря на фактор внезапности, вьетнамцы не смогли занять положение для пуска ракет к-13. В апреле-мае с МиГ-21 было произведено не менее 14 пусков ракет, но ни одна из них не попала в цель. Первые потери в самолетах понес 921-й полк, несколько летчиков были вынуждены катапультироваться из-за того, что закончилось топливо. Американцы претендуют на один МиГ-21, сбитый за данный период. Его записал на свой счет 26 апреля экипаж «Фантома» из 480-й эскадрильи 35-го тактического авиакрыла ВВС США.

Карта с указанием всех основных аэродромов, с которых действовали истребители МиГ-21 в период вооруженного конфликта в Индокитае.

Когда командование ВВС ДРВ проанализировало воздушные бои апреля-мая с участием МиГ-21, выяснилось, что летчики испытывали затруднения в работе с прицельной системой истребителя. При поиске цели летчик использовал бортовую РЛС, после обнаружения цели он должен был переключаться на применение оптического прицела, по которому уже определять момент пуска ракеты. Понятно, что пилот самолета противника при этом всячески пытался уйти из-под удара. Чтобы удержать маневрирующую цель в узком поле зрения оптического прицела требовалось недюжинное летное мастерство, которого у вьетнамских летчиков весной 1966 г. просто не было.

Анализ первых боев показал, что наиболее эффективным будет использование пар истребителей МиГ-21 со смешанным вооружением: истребитель ведущего вооружается двумя ракетами К-13 с инфракрасными головками самонаведения, самолет ведомого - парой блоков НАР с ракетами С-5М.

Именно пара истребителей со смешанным вооружением одержала первую на МиГ-21 победу в воздушном бою с пилотируемым самолетом. Летчики двух МиГ-21 ПФ обнаружили 7 июня 1966 г. два истребителя-бомбардировщика F-105 «Тандерчиф», летевших на высоте всего 500 м. Летчик ведомого МиГа пустил неуправляемые ракеты с дистанции 1500 м, но летчик «Тандерчифа» вовремя заметил пуск и уклонился от НАР левым виражом. МиГ не отставал от «Тада»: последовали еще два залпа с дистанций 500 и 200 м. Согласно вьетнамской версии ракеты нашли цель, однако ВВС США не подтвердили потери в этот день в воздушном бою истребителя-бомбардировщика F-105 «Тандерчиф». Между тем, летчик ведущего МиГа так и не смог из-за фантастического маневрирования второго «Тандерчифа» занять положение для пуска ракет. Еще два похожих по сценарию воздушных боя произошла в течение нескольких последующих дней. Вьетнамцы вполне могли быть более удачливыми, кабы их МиГи имели пушечное вооружение. Увы, на ранней стадии войны Вьетнам получил «чистые» истребители-перехватчики МиГ-21ПФ, не способные нести пушечные контейнеры ГП-9.

В целях повышения эффективности действий истребителей МиГ-21 пришлось изменить порядок ввода в бой. Теперь разрешение на взлет поступало непосредственно из штаба ВВС. Летчиков, однако, по-прежнему ориентировали на ведение маневренного воздушного боя, а не на скоростной перехват, для которого, собственно говоря и предназначался МиГ-21ПФ. Скорее всего, именно такая ошибочная тактика не позволила летчикам МиГ-21 по началу добиться успеха.

Командование ВВС предписывало летчикам действовать в достаточно плотных боевых порядках: дистанция между самолетами по фронту - 50 м, в глубину - 200 м; в случае действия в составе звена интервал между парами составлял от 300 до 700 м. Позже дистанции между самолетами в паре были увеличены до 500–800 м и до 800 м между парами. Обычно истребители МиГ-21 действовали на высотах более 2500 м.

ВВС ДРВ получили первые истребители МиГ-21 из Советского Союза в конце 1965 г. Самолеты поступили на вооружение 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао», куда отобрали наиболее опытных летчиков.

Командир 921-го ИЛИ Тран Хань (на снимке слева) проводит инструктаж молодых летчиков перед полетом. Все летчики одеты в высотно-компенсирующие костюмы и гермошлемы ГС-4. Костюмы были зеленого цвета. На заднем плане - истребитель МиГ-21ПФ с бортовым номером «4320» из 921-го ИАН «Сао Дао».

Во время войны во Вьетнаме наши истребители были вдвое результативнее американских

4 апреля 1965 года вьетнамские летчики на советских истребителях МиГ-17 сбили два американских истребителя-бомбардировщика F-105. Так был открыт счет боевых побед. Впоследствии в небе сражались уже следующие поколения истребителей. Советские машины в воздушном бою оказались в два раза эффективнее американских.

Разные весовые категории
США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. Для успешного проведения воздушных операций в Таиланде и Южном Вьетнаме были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. На них начали аккумулироваться мощные ударные силы. К началу 1965 года на этих базах было размещено около 350 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомбардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» - F-4C Phantom II. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.
В Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station - у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.
Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.
Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60-ю самолетами, в основном аналогами советских самолетов китайского производства – околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщиками Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.

Смена тактики.

Однако впоследствии ситуация начала выравниваться за счет значительных поставок во Вьетнам советской военной техники. И прежде всего новых сверхзвуковых истребителей МиГ-21, которые даже при не самом виртуозном пилотировании «поставили на место» «Фантомы», на которых американцы возлагали огромные надежды.

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков в одном налете появлялись в районе бомбометания на высотах 2500-4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Зенитная артиллерия вреда им не причиняла, а ЗРК-75 у вьетнамцев пока не было. МиГ-17 использовали при этом тактику, предопределенную их меньшей скоростью и небольшой численности. Истребители барражировали на небольшой высоте, что делало их малозаметными, и дожидались подлета ударной группы. А затем, воспользовавшись неповоротливостью бомбардировщиков, атаковали неприятеля. Именно так 4 апреля 1965 года действовала четверка МиГ-17 против восьми F-105D неподалеку от Тхаиь Хоа. При этом капитан Трап Хань и его ведомый сбили два F-105D. Это были первые из 250 американских самолетов, уничтоженных в воздухе северовьетнамскими ВВС.
Такая тактика с обеих сторон использовалась до августа, когда Северный Вьетнам «затоварился» грозными ЗРК С-75. А до этого момента вьетнамцы потеряли 4 МиГ-17. И все они были сбиты более совершенными «Фантомами». Но при этом для американцев получился отрицательный баланс – они потеряли 5 F-105D, два палубных штурмовика А-4 и один хваленый F-4.
Новая американская тактика представляла собой полеты на низких высотах, что делало самолеты недоступными для огня ЗРК. Однако и здесь они столкнулись с крайне неприятными для себя зенитно-артиллерийскими комплексами С-60, которые имели радиолокационное управление огнем. В связи с чем авиация США начала в значительной мере отвлекаться от бомбовых ударов на охоту на ЗРК, ЗАК и радары. И в этих столкновениях несла значительные потери. Но уже не от МиГ-17, которым было трудно справляться с низколетящими сверхзвуковыми самолетами, не отягощенными большой ракетно-бомбовой нагрузкой.

Американская фантомная боль
Перелом в воздушной войне Вьетнама наступил, когда Советский Союз начал в 1966 году поставлять Вьетконгу новейшие сверхзвуковые истребители МиГ-21. Для командования воздушными силами США это был шок. Вскоре после столкновения с «неуязвимыми советскими истребителями» американских пилотов, чей налет был меньше 2000 часов, начали отправлять на родину для повышения квалификации.
При этом истребительная группировка США была усилена за счет массированной переброски истребителей F-104 Starfighter. Но и они были не в состоянии противостоять новой советской технике. Поэтому F-104 использовались не для воздушных боев, а для нанесения ударов по наземным целям. Причем только на территории Южного Вьетнама, где к тому времени партизанское движение приняло угрожающие масштабы.
Надежда возлагалась на «Фантомы». Но и они проигрывали МиГ-21 по маневренности, особенно при ближних столкновениях. При этом советские истребители постоянно совершенствовались. Если вначале у них отсутствовало пушечное вооружение, то вскоре пушки были установлены на подвесках, в связи с чем МиГ-21, отстрелявшись ракетами, продолжал добивать противника пулеметным и пушечным огнем.
В 1967 году в воздушной войне наступил окончательный перелом. Американские ВВС начали нести ощутимые потери по всем типам самолетов: бомбардировщикам, штурмовикам, истребителям. Соотношение потерь и побед стало абсолютно неприличным: в воздушных боях 1967 года северо-вьетнамские воздушные силы сбили вдвое больше самолетов, чем потерями.

Нгуен Ван Кок (9 воздушных побед, справа) и Нгуен Док Соат (6 воздушных побед, слева) слушают Фам Тань Нгана (в центре, 8 воздушных побед)

Катастрофическое для американцев положение проистекало прежде всего от того, что «Фантомы», которые должны были обеспечивать безопасное бомбометание для истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков, были не в состоянии противостоять советским МиГ-21. Разницу в классе самолетов не могли даже компенсировать ограниченные возможности вьетнамских пилотов. МиГи, имея существенно меньший радиус разворота, неизменно занимали более выгодное положение для атаки, чем тяжелые F-4. Ситуация для американских пилотов осложнялась еще и тем, что «Фантомы», сопровождая бомбардировщики, не могли покидать группу для продолжительного боя с вьетнамскими истребителями.
В 1968 году активные боевые действия были прекращены, начались мирные переговоры, которые в 1972 году завершились капитуляцией Южного Вьетнама. Это спасло американский воздушный флот от сокрушительного поражения. На момент затишья поражение было хоть и крупным, но не сокрушительным. За три с половиной года в небе Вьетнама было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов.
В 1972 году американская авиация опять оживилась. Но это были уже не наступательные операции, а поддержка с воздуха вывода из страны американских войск.
Противостояние МиГов и «Фантомов» завершилось поражением американского самолета. F-4 за весь военный период сбили 54 МиГ-21. МиГ-21 уничтожили 103 «Фантома». Учитывая, что экипаж F-4 состоял из двух пилотов, человеческие потери были еще больше.

На фото: Вьетнамские летчики спешат к своим самолетам, чтобы вступить в бой с приближающимся противником

Анализируя результаты Вьетнамской войны в небе, необходимо признать, что дело тут не только в «слабости» «Фантома». Это был прекрасный самолет, но рассчитанный на решение совсем других задач. Он создавался как тяжелый перехватчик, предназначенный для обороны ударных авианосцев от налета сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Борьба за завоевание господства в воздухе была не его профилем. Слабость ВВС США того времени состояла в том, что они не имели эффективных истребителей, аналогичных маневренному МиГ-21. То есть истребители F-102, F-104, F-105 и F-5 уступали в воздушном бою нашему МиГ-21 еще больше, чем «Фантом».
Американцы извлекли урок из Вьетнамской войны. В истребителях следующего поколения F-15 и F-16 большое внимание было уделено повышенной маневренности машин.