Самый старый дом. Основные типы русского деревянного храма Самая древняя деревянная церковь

Нет, "не перекошены древние стены". В целом состояние деревяных храмов на северо-востоке Ленобласти сейчас хорошее. Помимо пейзажей в 7-м выезде "Открывая Ленобласть" много было и церквей, преимущественно деревянных. Среди них и самый древний храм построенный в 15 веке и оставшийся до сих пор на своём месте (не переместили его в музей), что вообще исключительно! А ещё они очень красивые и живописные.

Ансамбль Согинского погоста.

Храм Собора Пресвятой Богородицы в деревне Рогожа у реки Сясь. Возвели ещё при Пушкине - в 1834-35 годах на деньги крупного бизнесмена (купца) из Петербурга взамен сгоревшей деревянной.
2

Каменный храм Казанской иконы Божией Матери в деревне Шустручей. Построил её в 1870 году один петербургский мелкий бизнесмен (мещанин), а сейчас пока не восстановили. В принципе ничего особого интересного и уникального с этими церквями не происходило.
3



Далее уже в полном соответствии с заголовком. В хронологическом порядке.

1493 год.
Церковь Георгия Победоносца в деревне Родионово. Вот это уже довольно древняя история (по нашим меркам). Церковь считается одой из трёх самых древних деревянных церквей России и единственная оставшаяся на своём историческом месте (две другие были перевезены в музеи: это церковь Воскрешения Лазаря Муромского в Кижи и самая древняя 1485 года постройки Церковь Ризоположения из села Бородава перемещённая в город Кириллов). Это церковь клетского типа. На церкви стоит дата 1493 год, но это отчасти лукавство.
4

От времён Ивана Грозного остался только внутренний перестроенный сруб, который в 1632 году обложили пристройками. Интересно, что полная реставрация храма произошла при Брежневе в 1970-х годах. Тогда, возможно после открытия музея в Кижах, наблюдался всплеск интереса к деревянному русскому зодчеству и многие постройки были отреставрированы в те года. Но, да внутри есть доски, брёвна, двери которым больше 500 лет!
5

1696 год.
Церковь Николая Чудотворца и Ильи Пророка в деревне Согиницы.
6

Церковь Николая Чудотворца. Видно, что это шатровый храм на восьмерике с колокольней.
7

А церковь Ильи Пророка клетского типа. Датируется постройка приблизительно 1850 годом. Вместе они образуют ансамбль Согинского погоста.
8

1695 год
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека. К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо.
9

Считается типичным образцам распространенных в Обонежье шатровых храмов.
10

Вся церковь украшена деревянной резьбой.
11

1783 год.
Церковь Дмитрия Солунского Мироточивого в деревне Щелейки Буквально этой весной завершили реставрацию! Прежняя проходила опять же в 70-х годах при Брежневе, тогда восстановили многие исторические элементы - те же лемихи.
12


13


Памятник в некотором роде уникальный - 5 глав с колокольней.
14

Церковь Воскресения Христова в деревне Курпово. То что видно на фото имеет отношение к периоду 1827-1831 году - это годы ремонта, когда сруб 1630 года постройки перекрыли куполом в стиле классицизма. А в 1874-77 вообще произошёл случай вандализма 19 века. Сейчас периодически можно услышать, как исторические здания обшиваются сайдингом или навесными панелями. Вот тогда поступили точно так же - обшили сруб досками (был бы тогда сайдинг, точно бы обшили им). Тогда же пристроили и теплую трапезную с 8-угольной колокольней.
15


А постройка-то уникальна тем, что это единственный известный деревянный храм, имеющий в плане «десятерик». А ещё в послевоенное советское время это был единственный действующий храм в Лодейнопольском и Подпорожском районах.
16

Организаторы проекта

Церкви так похожи на ракеты.
Упираясь куполами в небосвод,
Будто во Вселенной бродят где-то,
Вместе с твердью
совершая оборот.
Наполняясь на Земле
теплом и светом,
Храмы, как на старте, напряглись,
Чтобы вмиг сорваться
к тем планетам,
На которых все мы родились.

Строительство храмов всегда было связано с наличием многих факторов, причем не только религиозного или политического характера. Важную роль играло состояние общества: уровень благосостояния граждан, организованность, моральные и нравственные устои, взаимосвязи, необходимость в «добром слове» или участии…
Первые памятники церковных сооружений. Ремесла и художества в древнейшие времена. Плотничество. Первые деревянные церкви в России 945 и 882 годов. Летописи. Сооружение деревянных церквей XV, XVII века. Оклады и устройство церквей.Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные, равно как и ныне мы постоянно встречаем этот же самый с глубокой древности обычай; вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять все, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбою, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесел и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово "плотничество" означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить просторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки.
На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: "А хрестеяную русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конец Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни". Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: "и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною". Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола, чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово постави, тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: созда или заложи.О сооружении деревянных храмов мы находим указание: хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовен удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах.По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был уподоблен и легок; ибо основою для последней служил сруб избы, к коему прорубался алтарь и крыльце; над островерхим кровом приделывали шейку с главою, увенчанною крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились тою или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными.
Деревянных церковных сооружений, храмов и часовен до нашего времени сохранилось весьма немного. Они всюду заменяются каменными, а небольшие часовни и совсем прекращают свое существование, а местонахождения их заравнивается землею; об этом было замечено: "не много осталось у нас на руси старых деревянных церквей, везде перестроены они на каменные или деревянные новой архитектуры; но многие из нас помнят еще эти маленькие, темные деревенские храмы из круглыша чернолесья или дуба, с неотделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившим тесом, с крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся от времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура их сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности".
Переходя к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере устроенной в первой половине нынешнего столетия, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии.

Вообще, судить о возрасте строения по визуальным признакам довольно сложно. Потому что ранние архитектурные приемы в качестве устойчивой традиции могли сохраняться и в более поздние времена. Как правило, самые старые дома характеризуются удивительным качеством отделки деталей и точностью их подгонки друг к другу, что в последствии сменилось более простыми и технологичными приемами. Но и эти особенности не дают нам права однозначно называть даже век постройки. Довольно точным является метод дендрохронологического анализа, суть которого заключается в сравнении спилов бревен с рисунком ствола дерева, зафиксированного в определенный год. Но и этот метод обозначает лишь то время, в которое дерево было спилено, а никак не год постройки. Поэтому легко можно представить себе ситуацию, когда в строительстве дома использовали венцы или отдельные бревна более старого сруба. Пожалуй, самыми достоверными являются датировки, полученные на стыке нескольких методов: дендрохронологического анализа, анализа архитектурных особенностей и изучения архивных документов.

Сокровище России – древние деревянные церкви

Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова. 1860-е годы

Самым старым деревянным строением в России является Церковь Ризоположения из села Бородава, дата ее освящения – 1 (14) октября 1485 г. За свою долгую жизнь церковь не раз претерпевала изменения – покрытие кровли могло меняться до 10 раз, в середине XIX века была убрана открытая галерея на столбах – гульбище, окружавшая трапезную церкви, неоднократно подтесывались стены и частично менялись небольшие детали.
В 1957 году она была перевезена на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковь изучается, ведутся тщательные реставрационные работы , цель которых – возвратить церкви первоначальный облик, сохранив при этом все дожившие до нашего времени детали.


Церковь Ризоположения из села Бородава на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В музее "Витославицы", что расположен возле Великого Новгорода, есть ряд старых церквей. Самая ранняя из них – Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, время ее создания – 1531 год.


Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки в музее архитектуры "Витославицы" в Великом Новгороде

Интересный памятник начала XVII века находится в небольшом городке Слободском, недалеко от Кирова. Это Церковь Михаила Архангела 1610 года постройки. Некогда она была частью Богоявленского (позднее – Крестовоздвиженского) мужского монастыря. После революции историческое сооружение использовалось под склад церковного имущества из снесенных монастырских храмов, и со всех сторон его наглухо обшили досками. После реставрации в 1971 – 1973 гг. Церковь отправилась в Париж на выставку "Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней". Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. Из этого вояжа уникальный памятник вернулся в сквер в центре г. Слободского, где и находится по сегодняшний день. Стоит отметить, что автором проекта реставрации, как и в случае Церкви Ризоположения, был профессор Б. В. Гнедовский.


Церковь Михаила Архангела в г. Слободском, Кировская область

К счастью, сохранились и другие памятники деревянного зодчества XVI – XVII веков, но все они относятся к храмовой архитектуре, жилых построек такого возраста нет. Объяснений этому предостаточно. Во-первых, сам тип эксплуатации способствовал лучшему сохранению древесины. Во вторых, церкви не перестраивались, менялись лишь некоторые конструктивные детали. Дома же полностью разбирались, реконструировались в соответствии с нуждами хозяев и особенностями времени. Кроме того, церкви, стоявшие, как правило, в стороне от жилых построек, и более пристрастно охранявшиеся, все-таки, меньше горели.
Однако, изучение памятников храмовой архитектуры не дает нам представления об архитектуре крестьянского жилища. Конечно, были и общие приемы строительства, но нужно помнить, что церкви строили профессионалы, а дома – сами крестьяне с помощью родственников и соседей. При украшении церкви использовались все известные декоративные приемы, а крестьянский дом не украшался по причинам положения крестьян в российском обществе.

Дом XVII века

Что же, все-таки, представлял из себя дом XVII века? Среди документов этого времени сохранились довольно подробные описания построек на дворах, их внутреннего убранства, сведения о технике строительства. Кроме письменных источников, имеются рисунки и путевые зарисовки иностранцев, наиболее интересные рисунки даны в книге Адама Олеария "Описание путешествия в Московию". Так же большой свод зарисовок был сделан художниками посольства Августина Мейерберга. Эти рисунки выполнены с натуры и очень реалистичны, раскрашены (скорее тонированы) акварелью.

Нужно сказать, что художники того времени достаточно точно воспроизводили виденное. К этому следует прибавить и чертежи отдельных сооружений, дворов, дающие довольно точное представление о размерах и планировке зданий. Эти сведения, уточняющие наши представления о жилых и хозяйственных постройках XVII в., все-таки неполны и неравномерны, гораздо лучше известно жилище господствующих классов, особенно царские хоромы, крестьянское жилище описывается крайне скупо.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Тем не менее, попробуем обобщить то, что нам известно.

Изба рубилась из крупных бревен: сосны, ели, а нижние венцы - часто из дуба или лиственницы. Основным модулем постройки служило бревно длиной от 2 до 4 саженей. Для хвойных пород (ели, сосны) выработался известный "стандарт" - при толщине 20-30 см, длина бревен составляла 3-4 сажени (1 сажень = 213,36 см). Ограничение длины бревна указанными размерами зависело не от высоты дерева, а от того, в каких пределах разница в толщине бревна между комлем и вершиной оказывалась настолько незначительной, что не мешала при строительстве (практически бревно было ровным цилиндром).
Несколько отступая от края (30 см), на каждом конце бревна вырубались до половины толщины углубления - "чашки". На два таких параллельных бревна в углубления поперек укладывалась еще пара, в которой также вырубались углубления для следующей поперечной пары. Четыре связанные таким образом бревна составляли венец сруба.


Соединение бревен сруба "в обло"

Высота сруба зависела от количества венцов, судя по рисункам современников, их было 6-7, то есть высота сруба составляла 2,4-2,8 м. Чтобы бревна лучше прилегали друг к другу, в верхней или нижней части делали паз, а пазы между венцами прокладывали мхом. Такая простейшая рубка срубов называлась рубкой "в обло", и этим способом строили большинство домов как в деревнях, так и в городах. Внутренняя площадь такого помещения могла быть и совсем маленькая - около 12 кв.м, но подавляющее большинство жилых строений возводилось из трехсаженных бревен, то есть их площадь достигала 25 кв.м. Эти размеры, определявшиеся свойствами строительного материала, по наблюдениям, оказываются наиболее устойчивыми на протяжении столетий.


Жилище рядовых посадских людей. Фрагмент плана Тихвинского посада, 1678 г.

Кровля крестьянских изб и других построек была двускатной. Боковые стены сводились к коньку, образуя два ската из бревен. Об устройстве потолков в крестьянских избах документальных данных нет. Расположение окон в крестьянских избах, хорошо известное нам по рисункам, заставляет думать, что плоских потолков в этих жилищах тогда еще не было. Они появляются на столетие позже.
Два световых окна прорубались обычно между двумя верхними венцами стены, а третье, дымовое, еще выше, почти под самым коньком крыши. При господствовавшей тогда у крестьян топке изб по-черному, через это окно и шел, в основном, дым от печей. Если бы в избах были плоские потолки, то они перекрывали бы путь дыму и прорубка третьего окна становилась в таком случае бессмыслицей. Видимо, если в избах и делали потолки, то они были сводчатые. Либо сами бревна крыши служили одновременно и потолком.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Фрагментарны сведения и о полах в крестьянском жилище. Всегда ли делали полы из дерева или их оставляли земляными - сказать невозможно. Этнографические сведения по XVIII-XIX вв. показывают широкое распространение земляных полов у русских крестьян центральных и даже северных губерний.

Обязательным элементом избы была печь. Печи эти топились по-черному. Ни труб, ни деревянных дымников в массовом крестьянском жилище XVII в. еще нет, хотя и то и другое часто применялось в жилище феодалов и состоятельных горожан. Делали печи из глины; по прочности такие печи превосходили кирпичные, насколько это известно из этнографических аналогий.


Русская печь без трубы, дым выходил прямо из жерла очага . Рисунок взят с интернет-ресурса .

Внутренняя планировка избы была довольно простой: в одном из углов (для XVII в. возможно, еще в переднем), где были окна, вытягивавшие дым, ставилась печь. Сбоку у печи настилались нары - полати. Были ли эти полати низкими, на уровне 1-1,2 м от земли или высокими - сказать определенно невозможно. Но можно думать, что высокие полати появились у северных и центральных групп русского крестьянства несколько позже, в XVIII в., когда печь ставилась при входе, у задней.

Вдоль стен избы тянулись лавки, настолько широкие, что на них можно было спать. Над лавками устраивались специальные полки - полавочники. В углу, напротив печи, ставили небольшой стол с подстольем. В XIX и даже в XX вв. еще встречались старинные столы, с зарешеченным подстольем, где держали кур. В том же углу, где стол, находился и "святой", "красный" угол с божницей для икон.


Жилое пространство курной, или черной избы. Рисунок взят с интернет-ресурса , он довольно точно показывает ход дыма из очага, тип потолка, но самовар здесь явно лишний.

Даже в летнее время такая изба была полутемной, так как освещалась маленькими волоковыми окнами (примерно 60×30 см), а на зиму такие окна затягивались пленкой бычьего пузыря или паюса (паюс - пленка, в которой находится икра у осетровых и других рыб, тонкая и прозрачная), а сверх того "заволакивались" доской, укрепленной в пазах. Освещалась изба лишь печным огнем или лучиной, укрепленной в светце или стенной щели.
Итак, изба XVII века – небольшая конструкция с прямоугольным или квадратным основанием, простой двускатной крышей, тремя маленькими щелевидными окнами, расположенными довольно высоко.
Городские дома лишь немногим отличались от деревенских, сохраняя в своей основе все те же элементы.

Дом XVIII века

В XVIII веке деревянный дом претерпевает ряд изменений. В первую очередь меняется потолок, он становится плоским, это влечет за собой изменение потока дыма, для того, чтобы он выходил, устраиваются дымники (дымницы), а окна, потеряв свое назначения, смещаются вниз и служат уже для освещения избы. Не смотря на это, во многом, дома остаются довольно примитивными. "Белое" отопление - печь с трубой - большая редкость. Нужно отметить, что к моменту отмены крепостного права (1861 год), более трети крестьянских изб оставались курными, т.е. топились по-черному.
Появляются стропильные конструкции и, как следствие, четырехскатные крыши.



Дымники (дымницы) - прообраз будущей настоящей печной трубы. Дымник ставился над отверстием в крыше и потолке и способствовал созданию тяги, благодаря которой дым выходил из избы



Дом середины XVIII века из г. Сольвычегодска

А высокие, богато украшенные дома-терема Русского Севера, или обильно декорированные объемной резьбой избы нижегородского региона, которые так подробно описаны в книгах, которыми мы любуемся в музеях деревянного зодчества – все они появляются лишь в XIX веке, причем, большая часть только во второй его половине, после отмены крепостного права. Именно это преобразование российского общества сделало возможным развитие личного хозяйства, улучшение материального положения русского крестьянина, появление самостоятельных ремесленников и свободных жителей городов, которые, в свою очередь, получили возможность безбоязненно украшать свой дом, соответственно достатку.

Дом в Угличе

Дом в Угличе – самая старая жилая постройка в России. Более старых домов не зафиксировано. Фотографии двух строений, датированных XVIII веком, приведены в довоенной книге "Русское деревянное зодчество" (С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов, Москва, 1942 г.). Одного дома уже нет, а второй удивительным образом сохранился.



Фотография сохранившегося дома из книги "Русское деревянное зодчество"

Дом Ворониных (ранее – Меховых) - расположен на берегу Каменного ручья, адрес его: ул. Каменская, 4. Это один из немногих сохранившихся в нашей стране образцов деревянного посадского (городского) жилья. Построен дом был в первой половине – середине XVIII века. Его уникальность еще и в том, что он построен до регулярного плана застройки Углича 1784 года, утвержденного Екатериной Второй. По сути, этот дом – промежуточное звено между средневековым и плановым городом.


Тот же дом на более поздней фотографии

Вот описание дома с одного из интернет-источников: "Дом этот – на высоком подклете, который когда-то использовался для хозяйственных нужд, раньше имел и вышку, и летнюю чердачную комнату. Лестница на жилой этаж когда-то размещалась снаружи, а теперь внутри дома, она приводит в сени, которые разделяют этаж на две части: жилую комнату и летнюю горницу. Перила лестницы и скамеечка на верхней площадке украшены скромным орнаментом. Достопримечательность дома – великолепная изразцовая печь".


Изразцовая печь в доме Меховых-Ворониных

Меховы – древний род городских купцов, мещан, которые, судя по фамилии, занимались скорняжным делом. Иван Николаевич Мехов в начале XX века был владельцем небольшого кирпичного завода. И сейчас на старинных угличских домах можно встретить кирпичи с клеймом его завода – "ИНМ".
Судьба дома обычна для России – хозяев выселили-раскулачили-сослали, в дом заселились чужие люди, которым дела не было до поддержания его в образцовом порядке, соответственно, дом ветшал. Расселили его лишь в 1970-е годы. Дом без людей разрушался еще быстрее, пришлось даже ставить подпорки, чтобы он не свалился в ручей. В то время уникальное строение было на балансе Угличского музея. В 1978-79 годах было принято решение о его реставрации на деньги Общества по охране памятников культуры. Восстановили кирпичный цоколь, заменили нижние венцы сруба, восстановили внутреннее убранство дома. Отреставрировали печь с изразцами, перебрали крышу.


Дверь в подклете дома Меховых-Ворониных

В девяностые годы, когда повсеместно стало не хватать денег, дом Меховых-Ворониных законсервировали до лучших времен. Фатальными для дома Меховых-Ворониных, как это ни парадоксально, стали двухтысячные годы, когда его признали памятником федерального значения. Поясним, что означает этот термин: никто и никак не в праве его трогать. То есть он может разрушаться, но ни один человек под страхом уголовного наказания не имеет права к нему притрагиваться. Кроме государства. А государство, озабоченное вселенскими проектами, типа олимпиады всех времен и народов, навряд ли вспомнит о скромном деревянном домике в российской глубинке.
Как и следовало ожидать, статус "Охраняется государством" не защитил дом от бомжей и других маргинальных личностей, зато поставил крест на попытках музея сохранить этот дом.


Остатки высокого крыльца

Тем не менее, в 2014 году бомжей из дома выселили, окна и двери заколотили, а дом обнесли металлическим забором. Что дальше – неизвестно. Возможно, он так и будет стоять до следующей аварийной ситуации, а возможно, на что хотелось бы надеяться, будет вскоре отреставрирован, и мы сможем полюбоваться уникальным памятником не только издалека, но и вблизи, и изнутри.


Так сейчас выглядит дом. Подобраться поближе к нему невозможно из-за забора с устрашающей табличкой


Окна жилого этажа - уже более поздние. А вот два окошка в подклете если и не ровесники дома, но все же старше верхних


Окошко подклета. О его более раннем происхождении может свидетельствовать конструкция без подоконной доски

Информация для написания этой статьи собиралась автором в течение нескольких лет из самых разных замечательных книг , многие из которых указаны на сайте, посвященном русским наличникам .

Так же важными оказались многочисленные поездки по Уралу и России, которые автор осуществляет с 2003 года.
Неоценимую помощь оказали замечательные русские ученые Герольд Иванович Вздорнов , Михаил Николаевич Шаромазов , художник и реставратор Людмила Лупушор , историк и создатель Музея "Невьянская Икона"

Дерево – характерная часть российского архитектурного наследия, в особенности в исторических деревнях севера России. Более тысячи лет, вплоть до 18-го века, всё строилось из древесины, включая дома, сараи, мельницы, княжеские дворцы и, конечно же, сотни церквей. Начиная с простых куполообразных структур, деревянная Руси достигла такого прекрасного развития, что некоторые из этих религиозных комплексов становились представителями великолепия на Земле. Плотники, работавшие без молотков и гвоздей, построили такие странные сооружения, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский погост) с 25 главами (построена в 1708 году, сожжена в 1963 году) и восьмериковую ярусную Преображенскую церковь на острове Кижи (построена в 1714 году), которые существуют до сих пор.

Ни одна из ранних деревянных церквей не дожила до сегодняшних дней, но некоторые из поразительных соборов, построенных в начале 18-го века, пережили множество передряг – начиная с суровых зим, до гонений церкви во времена советского коммунизма. На протяжении почти ста лет великолепные церкви сжигались, гнили или были разграблены. Остальные остаются в плохом состоянии и забытье.

Когда знаменитый художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин путешествовал по северу России, он наткнулся на деревянные церкви и сразу влюбился в них. Благодаря фотографиям, сделанным Билибиным, об ужасном состоянии деревянных церквей узнало много людей, и при помощи совместных усилий и вырученных на продаже открыток денег, было восстановлено несколько 300-летних церквей.

Спустя сто лет другой фотограф, Ричард Дэйвис (Richard Davies), воссоздал путь Билибина по северу России и создал ещё одну серию великолепных фотографий этих красивых церквей.

Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма (Архангельская область) - бывший православный храм, построенный в 1824 году, деревянный памятник архитектуры. Церковь являлась частью ансамбля-тройника Чухчемско-Ильинского погоста, наряду с колокольней (1783 год) и несохранившейся девятиглавой Ильинской церковью (1657 год). Расположена между деревнями Тарасово и Поташевская Холмогорского района.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1531 году. Он был доставлен в музей под открытым небом Vitroslavlitsy из села Передки, Боровичский района.

Разрушенная Санкт Елисей церковь на севере России

Церковь Преображения в Пермском крае

Погост Кижи (т.е. корпуса Кижи) находится на одном из многочисленных островов в Онежском озере, в Карелии. Она включает в себя два красивых деревянных церквей 18-го века и восьмиугольную колокольню, также из дерева, который был построен в 1862 году.

Церковь Святого Георгия из деревни Вершины, Верхняя Тоймы района 1672, переехал в Малые Корелы Государственного музея деревянного зодчества.

Церковь Св. Николы в Великом Новгороде

Церковь Богоматери

Церковь Всех Святых на первом Сибирском просиявших в Сургуте был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры — деревянное строение без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построил первую церковь.

Церковь Воскресения из села Potakino перестроен в Суздале. Эта церковь была создана в 1776 году и, в частности, стоит посетить, чтобы увидеть колокольню, которая включена в самой церкви, а также рамки свалили журналов-старом традиционном способу защиты стены от дождя.

Церковь Воскресения Христова

Церковь в Суздале
Суздаль, город и административный центр Суздальского района Владимирской области, является домом для не менее 4 эффектных деревянных церквей, построенных между 13-м веке в 18 веке.

Вконтакте

До XVIII века практически все здания на Руси возводили из дерева. Сейчас они являются архитектурным наследием страны. Русское зодчество настолько красиво и изящно, что некоторыми строениями восторгаются до сих пор. Особенно интересны традиционные деревянные церкви русского севера. Рассказываем, какие из уцелевших церквей стоит посмотреть.

Церковь Преображения Господня в Кижах

Остров Кижи находится в Карелии на территории Онежского озера. Сам по себе он очень фотогеничен. Кижский пoгост - комплекс, в котоpый вxодит Церковь Преображения Господня. Является охраняемым памятником за свое архитектурное и историческое значение. Деревянная церковь считается главной достопримечательностью погоста. Строение создано с помощью сплетения деревянных каркасов и бревен и имеет 22 купола. Центральный и самый большой купол расположен на высоте 36 метров. А позолоченный иконостас состоит из 100 икон.

Храм Иконы Божьей Матери под Челябинском

Храм высотой 37 метров находится в селе Верхняя Санарка в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Побывать в этом месте стоит, чтобы навестить уникальную деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Здание строили с 2002 до 2005 годы по древнерусской технологии деревянного зодчества, без единого гвоздя. Строители учились мастерству в Кижах. В храме есть верхнее и нижнее помещение, где одновременно могут находиться 300 человек.

Церковь Преображения Господня в Пермском крае

Деревянная церковь находится в селе Янидор в Чердынском районе Пермского края. Построена на месте языческого святилища. Этот яркий образец постройки Северного Прикамья начала 18 века в традициях русского деревянного народного зодчества был возведен в начале 1700-х годов. По своему типу это традиционный русский клецкий храм (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, которые покрыты кровлями; построен без гвоздей).