Английский язык на егэ обязательный предмет. «Ужас» министра образования — ОГЭ по английскому языку

Этот экзамен девятиклассники впервые будут сдавать в обязательном порядке через три года. А в 2022 году он войдет и в ЕГЭ - вместе с русским, математикой и историей

Глава Минобрнауки Ольга Васильева с ужасом думает о том, как девятиклассники будут сдавать обязательный ОГЭ по английскому языку в 2020 году. В этом министр призналась на встрече с молодыми учеными в рамках Восточного экономического форума.

Васильева предложила поменять методику обучения иностранному языку в школе, сделав ставку не на чтение и перевод, а на живое общение. Стоит напомнить, что уже в 2022 году единый госэкзамен по английскому станет обязательным для всех выпускников школ. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин разделяет опасения Васильевой:

Олег Смолин председатель комитета Госдумы по образованию и науке «Я бы хотел сказать две вещи. Первое: я понимаю озабоченность Ольги Васильевой возможностями девятиклассников сдавать пока ОГЭ по английскому языку. Дело в том, что, во-первых, в России есть некоторое количество дефицита преподавателей по иностранным языкам вообще. Во-вторых, если мы говорим о сельской школе, то там этот дефицит обостряется и того больше, поскольку выпускники педагогических вузов и классических университетов, закончившие иняз, довольно часто могут устроиться на рабочие места переводчиков, сотрудников смешанных фирм и так далее, где платят больше. Но второе и, может быть, главное, я бы вообще задумался, а стоит ли вводить обязательный основной госэкзамен, а затем и ЕГЭ по английскому языку? Дело в том, что, конечно, знание иностранного языка крайне полезно, особенно для тех, кто живет в больших городах, будет ездить за границу и так далее. Но эти ребята, как правило, и так с помощью репетиторов осваивают иностранный язык. Что же касается большинства наших граждан, то я бы лучше подумал, например, об обязательном государственном экзамене по литературе, только, конечно, не в форме ЕГЭ. На выбор: либо в виде сочинения, либо в виде литературы устно. Пусть бы ребята больше читали и больше думали над прикладной этикой, которая, по сути, является литературой».

Член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что тяжелее всего придется как раз столичным школам. Преподаватели ушли заниматься частной практикой, и эту ситуацию необходимо менять.

Всеволод Луховицкий член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» «Как раз московский учитель английского языка легко заработает себе не в школе. Учитывая, что как раз учителя английского языка больше всего пострадали уже в послелужковский период, при Лужкове учителя английского получали фактически двойную зарплату по сравнению с остальными учителями. Это было сочтено несправедливым. Соответственно, году в 2012-2014 многие ушли из-за этого из школ. По «немцам» более ударило нормативное финансирование, потому что говорили: как же, у вас маленькие группы, значит, вы должны получать мало».

Английский язык станет четвертым обязательным экзаменом после русского языка, математики и истории.

Последние несколько лет в сфере российского образования идет активная работа над расширением перечня экзаменов, которые школьники должны сдать по окончании 11 классов. Так, вопрос о том, станет ли ЕГЭ по английскому обязательным и с какого года, оказался одним из самых дискуссионных: именно это решение вызывало наибольшее количество споров.

Зачем нужен обязательный ЕГЭ по английскому языку?

Английский язык - дисциплина, которую обычный школьник изучает на протяжении 10 лет: со второго по одиннадцатый класс. Казалось бы, за это время можно выучить его на неплохом уровне. Однако новость о том, что ЕГЭ по английскому станет обязательным, вызвала множество негативных откликов со стороны не только детей, но и родителей. Это связано с тем, что большая их часть просто не понимает, зачем же нужен еще один обязательный экзамен, если выпускник не хочет связывать свою жизнь с лингвистикой или международными отношениями.

Официальная позиция Министерства просвещения, в ведомстве которого и находится среднее общее образование, такова: английский язык - язык международного общения, и в мире, настроенном на глобализацию, навык общения с представителями других культур особенно актуален. Поэтому каждый ученик, получивший образование, должен уметь понимать английскую речь и изъясняться на ней. Именно развитие этих навыков и является целью введения обязательного экзамена по английскому.

Положительные стороны

Несмотря на множество жалоб и недовольств, обязательный для всех ЕГЭ по английскому имеет свои плюсы. Во-первых, это стимул изучить иностранный язык хотя бы на базовом уровне. Так, проявив чуть больше старания и усидчивости на школьных уроках, ученик будет иметь ключевые представления о структуре, грамматике и лексике английского языка. Так что в дальнейшем при желании он сможет восстановить оставшиеся пробелы и подтянуть свои знания до нужного уровня. Если же во взрослой жизни ему так и не понадобится профессиональное владение английским, по крайней мере, его знаний будет достаточно, чтобы поддержать бытовой диалог за границей или оформить заказ в интернет-магазине.

Кроме того, вероятно, потребность обязательно сдавать ЕГЭ по английскому языку побудит изучать его не только детей, но и их родителей.

Минусы

Хотя перечисленных выше плюсов, кажется, достаточно, все-таки существуют и негативные последствия, и их немало. Прежде всего, будем честны, обычная общеобразовательная школа - это не то место, где можно выучить иностранный язык. Несмотря на выделенные три часа в неделю, школьники в лучшем случае умеют выполнять типовые задания на грамматику и составлять предложения по шаблону.

Дополнительный экзамен только повысит уровень нагрузки и стресса, который и без этого зашкаливает.

Из-за неэффективности школьных уроков, скорее всего, возрастет спрос на репетиторов и языковые курсы, но ведь дополнительные расходы, особенно на предмет, который не нужен для поступления, может позволить себе не каждая семья.

С какого года ЕГЭ по английскому - обязательный экзамен?

Нравится это обычным школьникам и их родителям или нет, но решение о введении английского языка в перечень обязательных экзаменов уже принято. Во многих интервью и публичных выступлениях Министр просвещения О. Ю. Васильева говорит, что в некоторых регионах уже в 2020 году пройдет пробный экзамен. Обязательным ЕГЭ по английскому языку станет к 2022 году. Это значит, что первыми его напишут нынешние восьмиклассники, а в некоторых регионах - десятиклассники. Считается, что именно к этому моменту российская система образования окончательно перестроится в соответствии с требованиями нового времени, а школьники будут готовы написать экзамен, не прибегая к помощи репетиторов.

Базовый и профильный уровень: в чем разница.

Существующий экзамен по английскому достаточно сложен. Согласно официальным источникам, для того чтобы написать его на «отлично», нужно обладать уровнем, соответствующем B2 по общеевропейской системе. Он включает в себя задания повышенной сложности, такие как эссе, или развернутое письменное высказывание, а также устный анализ и сравнение картинок, что требует умения спонтанно и быстро выражать свои мысли на иностранном языке. Без долгого и тщательного изучения английского таких результатов достичь крайне сложно, поэтому неудивительно, что для общеобязательной сдачи предусмотрено разделение ЕГЭ на два уровня: базовый и профильный.

Профильный уровень предназначен для выпускников, серьезно занимающихся языками, которым экзамен нужен для поступления в вуз. Он будет очень похож на уже существующий ЕГЭ, как по структуре, так и по уровню сложности. Вероятно, даже не претерпит никаких серьезных изменений.

Для создания базового уровня, судя по высказываниям министерства, будет взят за основу существующий формат ВПР по английскому языку.

Какие навыки требуются для успешной сдачи обязательного экзамена по английскому языку?

Базовый уровень будет соответствовать уровню А2-В1, говорят в министерстве. Это значит, что ученик должен уметь общаться на бытовые темы: рассказывать о своей семье, интересах, увлечениях, планах на будущее. Для него не должно составить проблемы заказать еду в ресторане, оплатить счет, сходить в магазин. Он способен обсуждать рабочие вопросы на базовом уровне, входящем в сферу его постоянной компетенции.

Школьник должен понимать английскую неадаптированную речь в простых диалогах или текстах, но для более сложных тем, таких как, например, чтение серьезных зарубежных СМИ, его знаний недостаточно.

Формат заданий

Вероятно, базовый уровень будет включать в себя четыре блока: аудирование, чтение, грамматика и лексика, говорение. Для выполнения заданий достаточно знать простейшую лексику, уметь понимать и применять на практике базовые грамматические конструкции.

В аудировании ученикам предлагается прослушать короткий дружеский диалог и ответить на вопросы, ответы на которые прямо даны в записи.

При выполнении заданий по чтению ученики должны сопоставить заголовки и короткие, не длиннее 3-4 предложений, тексты.

Блок грамматики и лексики включает в себя простейшее словообразование, где нужно преобразовать данное слово так, чтобы оно корректно вписывалось в текст, а также задание на сопоставление пробелов в тексте и подходящих к ним слов.

Устное высказывание предполагает описание фотографии на выбор из трех. При этом ученик должен представить, что рассказывает о ней своему другу и использовать подходящую ситуации лексику, уметь точно назвать предметы, изображенные на картинке, а также внятно формулировать свои мысли.

Важное замечание: данное описание заданий основывается на существующей ВПР по английскому языку. Вероятно, некоторые задания могут измениться или вовсе исчезнут, некоторые могут быть добавлены. Это зависит от того, с какого года обязательный ЕГЭ по английскому будет введен, и как к тому времени изменятся подходы и требования к контролю знаний учеников. Однако общий уровень проверки знаний останется тем же.

языку?

Учитывая, что базовый английский позиционируется как легкий экзамен, зачет на котором способен получить каждый школьник, исправно посещающий школьные уроки, особой подготовки он не потребует. Вероятно, стоит серьезнее относиться к урокам английского языка, самостоятельно выполнять домашние задания и разбирать существующие ошибки с учителем, знать лексику и грамматику, предоставленную школьным учебником.

Дополнительно можно смотреть фильмы и сериалы на английском, чтобы лучше разбирать разговорную речь, а также читать адаптированную литературу или хотя бы развлекательные англоязычные СМИ, чтобы расширить свой вокабуляр. При желании полезно найти друга по переписке, чтобы на практике учиться оформлять собственные мысли в высказывания на иностранном языке.

Подводя итог, можно сказать, что вне зависимости от того, с какого года обязательный ЕГЭ по английскому будет введен, его изучение можно начинать уже сейчас, ведь это по-настоящему важный навык в современном мире.

В России планируется к 2022 году ввести обязательный Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранному языку. Такое заявление сделал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на ежегодной встрече по подведению итогов кампании ЕГЭ.

«С 2022 года будет введён иностранный язык, уже сейчас разрабатываем задания​​​. Мы учитываем результаты ОГЭ, для того чтобы были объективные результаты. В 2021 году проведём, наверное, массовую апробацию. Если иностранный язык будет обязательный, то он будет двухуровневый. То, что английский будет разделён на два уровня, выходит из стандарта 2010 года», — пояснил Кравцов.

Об этом же ранее заявляла и министр просвещения Ольга Васильева. В ходе прямой линии с президентом России Владимиром Путиным она сообщила, что планируется с 2022 года ввести экзамен по иностранному языку, а в 2020-м опробовать этот проект в 19 регионах.

Также по теме

«Базовое содержание учебников должно быть одинаковым по всей стране»: министр образования Васильева - в интервью RT

Министр образования и науки России Ольга Васильева в эксклюзивном интервью RT рассказала о приоритетах в развитии системы образования...

Говоря о ситуации с иностранными языками в России в целом, министр в сказала, что в ближайшее время не планируется вводить второй обязательный иностранный язык, так как это очень большая нагрузка на учеников и преподавателей.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо. Нам нужно хорошо знать иностранный язык, желательно английский — это язык международного общения на сегодняшний день», — сказала Васильева.

«Правильный путь»

Представители учебных заведений положительно оценивают инициативу министерства. По мнению директора московской школы №548 Ефима Рачевского, в свете усиления позиций России на международной арене и развития взаимодействия с зарубежными странами повышение качества обучения иностранным языкам просто необходимо.

«Правильный путь наметила министр образования Ольга Васильева, сделала она это ещё год назад, когда впервые сказала об этом. Правильно делает Рособрнадзор, что вводит этот экзамен. Сегодня, когда мы говорим о необходимости построения цифровой экономики, цифровой культуры, новой инженерии, без языка международного общения — а таковым пока является английский — обойтись невозможно. Но надо изменить методики и технологии, учебники, организовывать языковые практики», — подчеркнул он.

  • Агентство городских новостей «Москва»

Такого же мнения придерживается и директор школы №606 с углублённым изучением английского языка Пушкинского района, член Ассоциации лучших директоров России кандидат педагогических наук Марина Шмулевич. В беседе с RT она пояснила, что иностранный язык любому специалисту даёт доступ на международный уровень и открывает более широкие горизонты.

«То, что предложила министр просвещения, разумно. Когда ребёнок выходит из стен образовательного учреждения, ему стыдно не знать международного языка. Это отсекает возможность быть в центре событий, получать информацию», — пояснила педагог.

По оценке Шмулевич, реализовать программу министерства не так сложно «при грамотном подходе и притом что этим будут заниматься профессионалы». По её мнению, необходимо сделать несколько уровней экзамена: более сложный вариант будут сдавать те, для этого иностранный язык профильный, более лёгкий — те, для кого он станет лишь вспомогательной дисциплиной.

«Когда ввели базовую математику и профильную, никто не переходил на специальную программу, базу должны знать все. Я считаю, что с английским языком тоже должно быть такое разделение», — заключила директор школы №606.

Подготовительная работа

Член центрального штаба Общероссийского народного фронта, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина рассказала, что для реализации инициативы нужно будет провести огромную работу во всех сферах.

«За этим стоит не одна, а несколько комплексных проблем — уровень подготовки учителей, материально-техническая база, качество учебной литературы, возможности практиковаться с носителями языка. Для того, чтобы 2022 год не обернулся низкими баллами для большинства выпускников, их (проблемы. — RT ) необходимо решать уже сейчас», — подчеркнула она.

Духанина также отметила, что на сегодня не все преподаватели обладают достаточными навыками для подготовки школьников к ЕГЭ по иностранному языку. Особенно в сельских учебных заведениях некоторые педагоги по иностранному языку «не владеют в совершенстве фонетическими и грамматическими нормами». Необходимо менять и содержание учебников, где недостаточно хорошо продумано распределение работы в классе и дома.

«Когда мы проводили контрольную закупку линейки учебников по английскому языку, продавцы рекомендовали вместе с учебником и рабочей тетрадью купить также материалы для учителя и для родителя, поскольку практика продаж говорит о том, что ребёнок не может сделать домашнее задание самостоятельно, а родитель даже со знанием языка без инструкции автора не сможет ему помочь», — отметила зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке.

  • © Григорий Сысоев
  • РИА Новости

В 2018 году можно было сдать ЕГЭ по английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам. Об этом сообщила руководитель Рособрнадзора Анзора Музаева.

«Заявления на сдачу устной части ЕГЭ по иностранным языкам подали около 88,5 тыс. человек, из них более 85 тыс. записались на экзамен по английскому языку», — отмечается в пресс-релизе ведомства.

ЕГЭ по английскому языку станет обязательным с 2020 года, когда вступят в силу новые федеральные стандарты старшей школы. Однако уже в этом году некоторые российские вузы, получив возможность расширить список необходимых при поступлении результатов, включили этот предмет в список обязательных. Выпускников школ нововведение застало врасплох – в 2014 году ЕГЭ по английскому сдавали 69 382 человек, меньше (в процентном соотношении, правда, не намного), чем в 2013 году, когда его выбрали 74 668 старшеклассников.

Понятно, что в этом году эта цифра значительно увеличится, тем более что ЕГЭ по английскому будет рассматриваться уже не как обычный экзамен по выбору, а как пилотный обязательный экзамен. Правда, ЕГЭ по английскому языку изначально строился по международным образцам, в нем сразу учитывались два уровня знаний, базовый и продвинутый, возможно, поэтому только 11 человек в этом году смогли получить сто баллов. В ЕГЭ-2015 вернется устная часть, от которой отказались в 2006 году – «говорение».

"Должен ли экзамен по иностранному (английскому) языку стать обязательным?" Отвечают жители Тюмени.

Каким образом новая часть ЕГЭ по иностранному языку и изменение его статуса на обязательный повлияют на учебный процесс и подготовку радио «Свобода» рассказали председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая и учитель английского языка, тренер-методист Британского совета Елизавета Богданова .

Мария Вербицкая , председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам:

Я думаю, с введением обязательного ЕГЭ по английскому языку ситуация в школах сильно изменится. У нас ведь до начала эксперимента по ЕГЭ аудирование практиковалось, как вид речевой деятельности, только в спецшколах, и то - аудировали в основном с голоса учителя. И сначала как раз аудирование вызывало больше всего страхов, опасений, неприятия. Прошло 2-3 года, у всех появились магнитофоны, и аудирование выполняется замечательно! Почти на уровне чтения, которое всегда было лучше всего. Я думаю, теперь также найдутся силы и средства, потому что опыт показывает: если мы что-то выносим на контроль, этому начинают обучать.

Что касается устной части, «говорения», то такой раздел был в ЕГЭ на стадии эксперимента. Когда в 2009 году мы перешли в штатный режим, и ЕГЭ стал допуском к высшему образованию, тогда устную часть отменили по организационно-техническим причинам. Требовалось громадное количество экзаменаторов-собеседников, экзаменаторов-экспертов, и подготовить их было нереально, поэтому тогда решили просто удалить эту часть. Однако, удалив ее, мы не выполняем полностью требования федерального компонента 2004 года и нового федерального стандарта.

Поэтому в ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам вводится обязательная устная часть, но теперь это компьютеризированный экзамен, ребенок будет общаться с компьютером при полной цифровой записи его ответа. В этом году выпускник выбирает, сдавать ему или не сдавать устную часть. Но если он хочет получить больше 80 баллов (80 – это письменная часть, 20 – устная), то, взвесив свои силы, он может ее сдать.

опыт показывает: если мы что-то выносим на контроль, этому начинают обучать

Устная часть, кстати, очень интересная. Например, задание базового уровня – мы даем рекламную картину, даем опорные пункты и формулируем задание так: ты хочешь посетить этот город или ты собираешься на языковые курсы, хочешь уточнить некоторую информацию, задай пять прямых вопросов по следующим пунктам – дата вылета, возможность скидок, включен ли завтрак… Все задание формулируется на иностранном языке, по-английски, по-немецки, по-французски.

Да, компьютер ребенку не отвечает, то есть часть восприятия устной речи пропадает, но задавание вопросов – это некий квазидиалог. Мы подойдем к тому, чтобы было общение, чтобы были ответы, но это впереди. Ведь вопрос в чем? Есть ли возможность подготовить квалифицированных экзаменаторов-собеседников, от которых так многое зависит на экзамене? Наши исследования, работа с экзаменаторами-собеседниками показывают, что в достаточном количестве и нужной квалификации мы их подготовить не можем. Поэтому надо рассматривать данный формат как первый шаг, переходный момент.

Заметьте, экзамен многоуровневый, и это определяется федеральным компонентом 2004 года. Есть дети, которые учатся по базовой программе, есть дети, которые учатся в профильных классах. Было задание "С2", официально оно называется – письменное высказывание с элементами рассуждения, мы называем его эссе, сочинение. Это задание профильного уровня. Если ребенок учился по программе базового уровня, ему будет трудно, потому что это задание для тех, кто набирает от 85 до 100 баллов. Однако ученик из обычной школы, который, что называется, с неба звезд не хватает, но хорошо занимался, наберет достойный балл - от 60 до 80. Он может не писать это сочинение, и у него будет на час больше времени на остальные задания.

Но если говорить об обязательном ЕГЭ, его введение вовсе не значит, что мы возьмем нынешний экзамен и разрежем пополам или на трети. Базовый экзамен будет отражать требования ФГОС на реально жизненном уровне, и большинство детей должны его сдать. Сдать – это не значит получить высокий балл, но пройти минимум, который и сейчас, скажем прямо, не слишком высок. Минимальный балл с 20 вырастет до 22 в связи с добавлением устной части, просто потому что больше становится заданий. Но все равно этот уровень не проходит меньше трех процентов!

Елизавета Богданова , учитель английского языка, тренер-методист Британского совета:

Есть две важные проблемы: первая – низкая мотивация к обучению у детей вообще, и то, что в больших городах среднестатистический класс – многонациональный, много культурный, и сейчас уже многоязычный. В связи с этим методика преподавания английского языка должна быть такой, как если бы мы преподавали его как язык международного общения, без опоры на родной язык.

Поэтому мы можем абстрактно говорить о том, чего хочет от нас государственный стандарт, (мне кажется, что он написан с лучшими намерениями), но реальность педагогическая, российская настолько от него далека, что будет интересно посмотреть, как в ближайшие 10-15 лет он сможет быть реализован.

Я десять лет проработала учителем английского языка в гимназии №1543, у меня было три часа в неделю, группы смешанного уровеня, то есть приходили дети в 8-м классе, которые никогда не учили, дети Upper-Intermediate, и все сидели вместе в группе 15-20 человек. Моя задача была – научить их осмысленному взаимодействию на иностранном языке друг с другом, чтобы они понимали, что, когда и как сказать. И это очень важно – некий уровень осознанности. Культурные задачи, метапредметные задачи возникают на следующем этапе. Одним из методов, которым я пользовалась, была современная британская литература для подростков. Современная, чтобы у нас была возможность увидеть современный язык, современные культурные и социокультурные явления.

методика преподавания английского языка должна строиться без опоры на родной язык

Я не возражаю против «говорения», устной формы, которая появится на экзамене этого года, но она вызывает глубокий скепсис. По той простой причине, что мы получаем набор монологических высказываний со стороны ребенка, а не проверяем его возможность адекватно реагировать на дискурс, на ситуацию. Мне кажется, что организаторы тратят столько сил на то, чтобы эта часть была проведена, но по сути проверяется не возможность общения, а возможность за полторы минуты сформулировать пять вопросов, возможность описать картинку…

Учебники – тоже больной вопрос. Их довольно много в федеральном списке, но почему Всероссийская олимпиада по английскому языку, дипломы которой засчитываются при поступлении, строится полностью на кембриджских экзаменах? Почему наблюдение работающих, практикующих преподавателей показали, что те выпускники прошлого года, которые готовились по учебникам FC, получили бал ЕГЭ выше, чем те, кто готовился только по отечественным учебникам? Мне кажется, что есть какое-то лукавство во всей этой истории.

Кроме того, надо понимать, что пока в ведущих педагогических институтах нашей страны будут готовить студентов по учебнику Аракина 1974 года издания, пока не будет в аудиториях магнитофонов, компьютеров, ничего не произойдет, никакой стандарт реализован не будет. Последние полгода я очень тесно сотрудничала с одним из московских педагогических институтов, и консервативность академической педагогической элиты, высшей школы, она настолько монолитна и непреодолима, с определенным таким религиозным внутренним контекстом, и настолько далека от школьной практики, от реалий учителей и от реалий ЕГЭ, что подготовка современного учителя английского языка, мне кажется, стоит под очень большим вопросом.