Сказки о морских и водяных жителях детям. Подводный мир

"Две пальмы"

Две пальмы росли рядышком. Они были очень веселыми и жизнерадостными пальмами. И больше всего на свете любили щекотать друг друга своими листьями. Но в обычную погоду листочки не касались друг друга, а когда дул ветер, то пальмы хохотали от щекотки. Ветер всегда помнил о пальмах-хохотушках и даже когда гулял совсем в других местах, залетал на чуть-чуть, чтобы вместе с ними вдоволь насмеяться.

"Девочка и камушек"

Жил был на море маленький камушек, с гладкими краями, с покатыми боками. Всё бы хорошо, но камушек этот очень моря боялся и не любил когда оно его лижет своим влажным языком. Так боялся, что кричал все время «Помогите», когда волны опять к нему приставали. Но он был очень маленьким камушком и поэтому кричал очень тихо и никто его не слышал.Однажды, купаясь в море, маленькая девочка услышала как он кричит и забрала его к себе домой. Теперь камушек лежит очень довольный на книжной полочке вместе с бусинками и пуговицами, и рассказывает им про то, каким он был бравый моряком. Бусинки и пуговки слушают его восторженно и мечтают тоже побывать на море.

Жила была девочка, которая всегда плакала. Приехала на море и снова плачет. То одно ей не так то другое. А еще жадина она была большая, ни с кем игрушками не делилась и конфетами. А когда начинала плакать, потом плакала еще сильнее, потому что слезки ей свои жалко было и не знала, что же делать. С одной стороны когда жалко надо плакать, а с другой когда плачешь, то слезки даром пропадают. Вот и мучилась она в сомнениях, пока не приснился ей волшебный сон. Как будто солнышко обижало луну на небе и та плакала солеными слезами и наплакала целое море слез. И когда утром девочка пришла купаться на море, вспомнила сон и поняла как появилось море. Девочка дала себе обещание никогда не плакать и никогда ни на кого не обижаться, да самой никого не обижать.

"Девочка и облачко"

Одна девочка на море очень любила загорать, потому что солнышко очень любила. И даже рисовала его часто цветными карандашиками. Однажды на пляже игралась с маминым зеркальцем и пускала солнечные лучики на маленькое одинокое облачко на небе. Облачку нравилось когда ему щекочут пузико и в благодарность он стал показывать девочке различных зверей, то лошадку покажет, то козочку, то коровку или зайчика. И долго они так игрались пока мама не позвала девочку кушать, да и облачко улетело по своим небесным делам. Но каждый день они встречались на пляже, уж очень облачко любило щекотку солнечными зайчиками, а девочка различных зверюшек на небе.

"Маленький желудь"

Рядом с морем рос огромный дуб, не мало штормов он видел на своем веку. На веточке в самом верху дерева жил маленький желудь, который мечтал отправиться в путешествие. Когда он видел в море парусники, он представлял, что это он бесстрашно плывет по волнам. Когда видел в небе самолеты мечтал так же плавать в облаках как и они. Как-то он поделился своей мечтой с ветром и ветер обещал помочь. Маленький желудь попрощался со своими друзьями и подружками, листочками и веточкой на которой рос и дождавшись порыва ветра взлетел в небо, как и мечтал. Кувыркаясь и наслаждаясь долгожданной свободой летел, пока вдруг не заметил, что свет вокруг померк и не услышал страшное щелканье клюва. Это огромный черный ворон загородил крыльями солнце и пытался поймать желуденка. Но маленький желудь был отважный, он уворачивался от ворона пока не достиг моря, над которым властвовали белые чайки. Ворон боялся их и развернувшись полетел обратно в лес. Наконец таки маленький желудь выполнил свою вторую мечту - он стал корабликом. Катался на волнах под ласковым солнышком и пел песенку

Желудь я отважный
По морям плыву
Ведь всегда так важно
Воплотить мечту
И если ты мечтаешь
Не бойся, не робей
Ведь секрет ты знаешь
Действуй посмелей!

Если читатель ты увидишь в море плывущего маленького желудя, поющего эту песенку, передавай ему от меня привет.

"Драгоценные камешки и мальчик"

Приехал на море как-то маленький мальчик. Поезд их пришел вечером и сразу он, папа и мама пошли на море. Малиновое солнышко садилось за горизонт и красило все бордовым цветом. Такое впечатление, что на краю моря разбили банку с вареньем и оно медленно растекалось. Мокрые камушки тоже алели и были похожи на россыпи рубинов. Мальчик был умный и сразу бросился наполнять свои штанишки драгоценными камнями. Когда карманы были полными, штанишки не выдержали веса камней и сползли вниз. И все стали смеяться над маленьким мальчиком, и мама, и папа и даже какой-то бородатый дядя с тетей. А потом папа взял несколько камушков с собой домой и при свете лампы мальчик убедился, что не все камни драгоценные которые блестят.

"Мальчик, девочка и крепость"

Один мальчик любил на пляже строить замки из камушков. И однажды построил большой и красивый замок, с башнями и окошками. Замок увидела одна маленькая девочка, подошла к мальчику и сказала, что без жителей замок стоит очень печальный и пустой. Принесла куколок и заселила ими замок. Украсила его, и он сразу засиял бантиками, разноцветными шариками и заколочками для волос. И не стал больше похож на неприступную крепость и всем своим видом стал больше напоминать цирк Шапито на выезде или домик Барби. Уж лучше б там солдатики и танчики жили.

Мораль сей сказки такова
Идея впрочем не нова
Коль хочешь с кем-то воевать
Девчонок близко не пускать!

"Звезды небесные, звезды морские"

Одна звездочка любила по ночам любоваться на свое отражение в море как в зеркале. То красным светом блеснет, то синим. То одним боком повернется, то другим. Ей казалось, что красивее звезды нет на всем небе. Море было согласно с ней и качало ее отражение на волнах. Однажды звездочка слишком сильно наклонилось к морю, чтобы посмотреть на себя получше, не удержалась и упала прямо в море. Там она познакомилась с морскими звездами, которые также как и она раньше светили в небе, так же как и она любовались собой в море, и так же, не удержавшись падали вниз. Если дорогой читатель ты увидишь в небе падающую звезду, знай, что в море на одну красивую морскую звездочку прибавится.

«Сказка о том, как Золотая Рыбка спасла море»
Экологическая сказка для детей 5-7 лет.


Цель: формирование представления о закономерностях в природе, о том, что нарушение природных закономерностей может привести к экологической катастрофе.

Задачи:
- проведение профилактической работы по предупреждению загрязнения водоёмов;
- расширение кругозора воспитанников; развитие устной речи;
- воспитание любви к природе; сострадания ко всему живому.

«Сказка о том, как Золотая Рыбка спасла море»
(В публикации использованы иллюстрации И.Есаулова)
В подводном Царстве Сине-Зелёном Государстве жила-была Золотая Рыбка. Она была очень весёлая, такая затейница, что и представить трудно! То надумает играть с солнечным лучом, то из морских камешков вздумает разноцветные пирамидки складывать… Никогда не скучала.

И были у Золотой Рыбки друзья - Медуза, Краб и Черепаха.
Все они очень любили свой дом – море. Ведь на дне морском у них было так много всего интересного: розовые и ярко-красные кораллы росли повсюду, как будто диковинные деревья, перламутровые раковинки лежали там и тут, сберегая свои прекрасные жемчужины. Один раз в году все раковинки раскрывали свои створки и показывали подводному миру своё богатство - жемчуг, а после этого, наслушавшись восторженных возгласов зрителей, раковинки снова прятали жемчужины в свои перламутровые сундучки на целый год.

Но однажды утром с обитателями Подводного Царства случилась большая беда. Морские жители наслаждались прекрасным летним утром, когда на дно морское легла огромная тень.

Медуза :
-Что такое? Что случилось?


Краб:
-Это проплывает над нами нефтяной танкер.


Черепаха:
-Ой, Крабик, какой ты умный! А что такое танкер? И почему он называется «нефтяной»?


Краб:
-А это судно такое, которое нефть перевозит из одного места в другое.

Медуза:
-Ах вот оно что… Ну а что это из него вытекает и расплывается чёрным пятном, закрывая от нас небо и солнышко?

Краб:
-Ой, какой ужас, а ведь это утечка на судне, то есть где-то образовалось отверстие - дыра, откуда вытекает нефть. Скоро мы все погибнем!

Черепаха:
-Не шути так, Краб!..

Краб:
-Да я и не шучу, нефть очень маслянистая, она жирной плёнкой закроет поверхность воды и воздух перестанет поступать к нам в воду. И мы все задохнёмся!

Медуза:
-Что? Что же нам делать?

Краб:
-Я не знаю…

Черепаха:
-Зато знаю я! На другом краю моря есть Розовая раковинка. В ней живут волшебные бактерии – крошечные существа, которые могут съесть нефтяное пятно. Для них это настоящее лакомство! И вот ещё что – сегодня как раз тот день, когда все морские раковины раскрывают свои створки!

Золотая Рыбка:
-Я сейчас же поплыву за Розовой раковинкой, ведь я плаваю быстрее всех вас! И мы спасём наш дом – море!

И отважная Золотая Рыбка отправилась в путь-дорогу, она с большим трудом отыскала ту самую заветную Розовую раковину и принесла её домой!

Горемычные друзья уже были еле живы… Они хватали крошечными ротиками воздух и чувствовали себя совсем скверно. Розовая жемчужина выпустила бактерии в воду и те живо расправились с противным нефтяным пятном! Снова засияло солнышко, и жителям подводного Царства стали видны даже облака в синем небе! Все вздохнули свободно!

А Золотая Рыбка радовалась больше всех, ведь она помогла спасти от гибели свой такой прекрасный и такой любимый подводный мир!


По окончании прочтения сказки можно задать вопросы:
- Почему едва не погибли морские жители?
- Какое чувство вызвали у Вас грустные события сказки?
- Назовите правила поведения на водоёмах.

Экологическая сказка – хороший метод показать этапы жизненного цикла морских обитателей.

Как экологическая сказка может показать этапы жизненного цикла морских обитателей?

Какие этапы жизненного цикла имею морские обитатели ?

Жизнь морских обитателей интересна не только детям, но и взрослым. Для многих становится открытием тот факт, что морской еж, будучи «ребенком» не ползал по дну, а свободно плавал в толще воды.

Итак, здравствуйте, читатели моего сайта, посвященного

Сегодня мы разберемся с жизненным циклом некоторых морских обитателей .

Морские обитатели – этапы жизненного цикла.

Каждое живое существо проживает свою уникальную и неповторимую жизнь. У морских обитателей мы встречаем наиболее интересные этапы жизненного цикла.

Совсем немножко теории.

«Жизненный цикл»- это закономерная смена всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов. )

У большинства морских обитателей первая часть жизненного цикла проходит в толще воды. Во взрослом состоянии они живут у дна и часто бывают прикреплены к подводным предметам и лишены возможности передвигаться.

Экологическая сказка про этапы жизненного цикла морских обитателей.

Этапы жизненного цикла усоного рака (балянуса), актинии (морской анемоны) и морской губки я решила показать, используя экологическую сказку . Ведь в поисковых системах посетители часто запрашивают такую информацию:

  • экологическая сказка;
  • экологическая сказка сценарий;
  • сценарий экологическая сказка;

Экологическая сказка – сценарий на двух языках.

Сценарий этой сказки я придумала, находясь на далеких Флоридских островах. Много лет назад я проходила стажировку в Морском образовательном центре “Seacamp ”. Сотрудники центра сделали очень качественный перевод русского текста на английский язык.

Сценарий сказки «Подводный дом-теремок»:

  • Экологическая сказка
  • Экологическая сказка

В каждой капельке морской воды, которую мы держим в своей ладони,

может находиться микроскопическое живое существо,

которому еще предстоит стать одним из

морских обитателей

Морские обитатели - двустворчатые моллюски наиболее знакомы всем, кто отдыхает на море. Раковины морских двустворчатых моллюсков часто встречаются на берегу. Чтобы самостоятельно познакомиться со строение раковин некоторых них можно, используйте пособие «Видим раковины».

Этапы жизненного цикла усоного рака (балянуса), актинии (морской анемоны) и морской губки можно показать детям во время отдыха в палаточном лагере на море .

Экологическая сказка в исполнении детей – прекрасная возможность сделать программу лагеря не только разнообразной, но и познавательной.

Завершая статью, подвожу итоги:

  • этапы жизненного цикла некоторых морских обитателей приоткроют свои тайны, как только вы прочитаете сценарий экологической сказки «Подводный дом-теремок»;
  • знакомство детей с жизненным циклом произойдет при их активном участии;
  • скачать сценарий сказки вы можете на двух языках – русском и английском;

Ваши отзывы и фотографии размещайте здесь.

Есть слова вкусные-вкусные. Скажешь такое слово – и сразу слюнки потекут. Например, «банан». А вспомнишь «ананас», и слюнки потекут ещё больше.


Есть слова мягкие, пушистые и ласковые. Например, «котёнок» и «цыпленок».


А есть и страшные. Вот одно такое слово – «барракуда». Скажи громко:
-БАР-Р-РАКУДА! – И сразу всем станет страшно. Даже тем, кто не знает, что это такое.
А барракуда – это морская щука, такая большая, длинная. Даже длиннее дивана или кровати. У неё большие острые зубы и маленькие хищные глазки.

Живет она в океане и охотиться на все живое, что попадается ей на пути. Чешуя у неё серебристая, отливающая синевой. Поэтому в прозрачной воде барракуда почти незаметна. А когда высматривает добычу, то замирает. Лишь её зубастая пасть с выступающей вперед нижней челюстью то открывается, то закрывается. Словно она кому-то корчит рожи. Вот какая она страшная!
Встретила как-то барракуда лангуста и сказала:
- Лангуст - морской рак, я тебя съем!


А тот ничего не ответил. Некогда. Спасаться надо. Шмыгнул он в глубокую нору, и только усы оттуда торчат. Не достать барракуде лангуста.

За кораллами пряталась шустрая рыбка, тело которой было густо покрыто иголками.


Обнаружила её барракуда и говорит:
- Рыба-ёж, я тебя съем!
Рыбка испугалась, от страха раздулась во все стороны.
Стала круглой-круглой, как шар. Застыла в воде, а иголки-колючки растопырились: не подходи! Не рыбка, а какой-то колючий воздушный шарик.


Попробовала барракуда укусить рыбку-шарик. Куда там! Иголки не дают. Острые, да ещё ядовитые, торчат во все стороны. Так и отплыла барракуда не солоно хлебавши.
А тем временем по дну ползла ракушка. На себе несла она свой тяжелый домик-раковину.
- Ракушка-завитушка, я тебя съем!


А ракушка спряталась в свой прочный, как камень, домик и затихла. Попробуй, достань её оттуда!


Увидела барракуда уплывающего осьминога.
- Осьминог-головоног, я тебя съем!


Только она сказала, как тот брызнул ей прямо в глаза темными чернилами. Пока барракуда огляделась, осьминога и след простыл.

Море, корабли, пираты, морские чудища и другие обитатели водоемов всегда привлекали детей. Мы выбрали девять книг о большой воде для детей самых разных возрастов.

Громкий скандал в Тихом океане

Пронто, пер. Натальи Морозовой

Отличная книга из серии детективных книг-искалок «Школа сыщиков». Придется потрудиться и напряженно поразмыслить, чтобы разгадать все загадки и головоломки, собранные в этих книгах, но тайны того стоят!

Действия происходят на борту лайнера, который бороздит просторы Тихого океана. На судне происходит три загадочных преступления: из судовой кухни пропали изысканные деликатесы, кто-то разгромил каюту капризной принцессы Несмеяны, а некий грабитель украл драгоценности пассажиров. Только самому наблюдательному сыщику под силу раскрыть преступления.

Они здесь совсем нестрашные, а шпионские задачки будут решаться гораздо веселее, если вашими подозреваемыми окажутся персонажи с необычными именами - Фил О"лог, Никола Нидвора, Бек Вмешках, Эмиль Пардон и другие.

Для кого. Для детей от 10 лет

Эмиль. Добрый осьминог

Томи Унгерер

Полвека назад эту книжку подарил детям знаменитый художник, лауреат премии Андерсона, создатель всем известного удава Криктора и не менее популярных поросят Хрюллопсов, Томи Унгерер. Его работы никого не оставляют равнодушными. Они вдохновляют и взрослых, и детей, будоражат воображение.

Главный герой этой истории – очень добрый и симпатичный осьминог, который спасает утопающих и попавших в беду в морской пучине, очень любит детей, может превращаться в разных животных и играть в шахматы с водолазом на дне морском. Дети обязательно полюбят этих невзрачных на вид морских гадов, но вряд ли смогут их есть после этой книжки.

Для кого. Для детей от 2 до 5 лет

Джулия Дональдсон

Книга о подводном мире от британских создателей мирового бестселлера про Груффало рассказывает невероятные истории фантазерки-кильки (оказывается, есть такая рыба – тюлька!) в стихах. Отличный перевод Марии Бородицкой, а также рисунки Акселя Шеффлера с его фирменным, прекрасно узнаваемым красочным стилем заставят вас и ваших детей не раз открыть эту книжку вновь, а может быть даже выучить ее наизусть.

В морской школе учится много разных обитателей, и лишь одна из них все время опаздывает из-за каких-то приключений, в которые верит только она сама. Но вдруг она действительно попадает в передрягу, и ей на помощь почему-то приходят совсем не знакомые ей рыбы и звери. Почему? Море тоже слухами полнится. Не менее морская книжка этих же авторов – «Улитка и кит» – может служить прекрасным дополнением к чтению с детьми на море.

Для кого . Для детей от 2 лет

Приключения маленькой трески

Улаф Кушерон

Почему-то детские писатели и художники очень любят посвящать свои книги и мультфильмы морским обитателям. Наверное, потому что этот мир нам почти неведом, а еще потому, что они загадочны и молчаливы.

Издательство «Компас гид» некоторое время назад впервые за последние полвека переиздало книгу норвежского писателя о приключениях любознательного, как все дети, малька трески по имени Тронд. В этой небольшой энциклопедии, помимо интересного сказочного сюжета, содержится немало научно-популярных фактов о подводном мире. Она поможет взрослым ответить на многие детские «почему», которые возникают, когда ребенок попадает в незнакомую ему среду – на море. Как устроены жабры и плавательный пузырь у рыб, почему они не тонут, а дельфин или кит могут утонуть, чем питается морская звезда или скат, как размножаются разные рыбы, морские коньки и кораллы - всё здесь.

Для кого. Для детей 3-4 лет.

Как я стал путешественником

Фёдор Конюхов

Море для детей ассоциируется не только с рыбами и подводным миром, но и с кораблями. А это значит – с путешествиями, пиратами и захватывающими приключениями. В этой небольшой по объему, но очень интересной и поучительной книжке известный путешественник, покоритель морей и океанов, а также горных вершин и льдов, Фёдор Конюхов рассказывает детям о своих невероятных странствиях и о том, почему он выбрал именно этот путь. 15-летним он в одиночку пересек на веслах Азовское море, а чуть позднее, в 50 – уже целый Атлантический океан, покорил все самые высокие горные вершины. Он сталкивался с китами, пиратами и белыми медведями. И самое интересное, что все это – не выдумки писателей и совсем не сказки, а чистая правда!

«Всю нашу прекрасную Землю путешественник должен бережно и с любовью хранить в своем сердце», – наставляет он будущих мореплавателей и скалолазов.

Для кого. Для детей от 4 до 10 лет

Над водой, на воде, под водой

Николай Ватагин

Отличная мини-энциклопедия в картинках всех транспортных средств, связанных с водным пространством. Сжатый, но информативный текст и главное - замечательные иллюстрации Николая Ватагина, в мельчайших подробностях рассказывают без слов детям и взрослым все самое интересное об устройстве кораблей, водных самолетов или подводных лодок.

Для кого . Для детей от 3 до 6 лет.

Книга-картинка, без единого слова передающая все оттенки эмоций и переживаний ребенка, играющего с морской стихией. Автор иллюстраций – молодая корейская художница Сьюзи Ли – получила не одну почетную международную награду за эту книжку.

Мастерское сочетание черно-белых рисунков девочки и чаек на одной странице и лазурно-голубого моря напротив завораживает. Дети как в зеркало смотрят на отражение в морской волне эмоций девочки, которая то дразнится, то резвится, то пугается, то нежно с ней играет.

Для кого. Для всех возрастов

Здравствуй, брат мой Бзоу!

Евгений Рудашевский

Дебютная повесть писателя и журналиста Евгения Рудашевского еще в рукописи была отмечена премией «Книгуру» и принесла автору главный приз. Это документальная история о дружбе мальчика и дельфина накануне войны. На дворе 1980-й год, 17-летний Амза вместе со старшим братом спасает выбросившегося на берег дельфина и постепенно становится ему другом.

На фоне – грубый быт и нравы абхазского села, жители которого век за веком пашут землю, ходят в море и, честно сказать, не совсем понимают необычную дружбу мальчика с дельфином. Вскоре Амзе должно исполниться 18, а это значит, его ждет военный призыв, который сулит герою кое-что пострашнее разлуки с другом, занимающей все его мысли. Войны в книге, что самое интересное, практически нет. Герои Рудашевского вообще не очень-то себе представляют что это такое, но оттого их растерянность и робость выглядят еще пронзительнее. Ощущение бессмысленности надвигающейся катастрофы и предчувствие разлуки с привычным укладом, пожалуй, главный мотив, который удалось передать Рудашевскому.

Для кого. Для детей от 12 лет

«Васа» выходит в море!

Матс Валь

Если вы бывали в Стокгольме, то наверняка посетили музей Васы - корабля начала семнадцатого века времен шведского короля Густава II Адольфа, который должен был стать самым большим боевым кораблем в мире, но затонул, не проплавав и 20 минут. Затонул не навсегда, но обнаружили его и подняли на поверхность только в 1961 году.

«Васа» - не просто исторический шведский аттракцион, но и важный свидетель эпохи, ведь на нем почти целиком сохранилось все убранство и снаряжение. Поэтому и истории у писателя Матса Валя две: сначала выдуманная - повесть о том, как «Васа» строилась, а затем документальная - подробный рассказ о ее палубах, трюмах, украсивших ее великолепных деревянных скульптурах. Особая ценность здесь - рисунки Свена Нурдквиста, художника, знакомого всем по рассказам о Петсоне и Финдусе и известного своей внимательностью к деталям: ни одна мелочь не ускользнет от его пристального взгляда.

Для кого. Для детей от 6 лет.