Епитимья — Вопросы священнику. Епитимья

При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило , милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

  • полное бесплодие обоих супругов;
  • проблемы в семье;
  • болезни.

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

О деторождении в православной семье:

Блудодеяние

Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

Епитимьи. Борис Клементьев. Исповедь

Не допускается:

  • любое нарушение супружеской верности;
  • лесбиянство;
  • разврат и прочие блудливые связи.
Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия - это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие - извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

Клятвопреступление

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

Хищение

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

Ложь

Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

Грех - это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

Епитимия (от греч. эпитимион - наказание по закону) - добровольное исполнение кающимся по назначению духовника в качестве нравственно-исправительной меры дел благочестия (молитвы, милостыни, усиленного поста и др.).

Над человеком, исполнившим данную ему епитимью, священником, наложившим ее , должна быть прочитана особая разрешительная молитва, называемая молитвой над разрешаемым от запрещения.

Епитимия – это не наказание, а духовное лекарство, средство борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями. Она назначается для помощи кающемуся в борьбе с грехом, искоренения навыка греха, для уврачевания ран, оставленных грехом в душе. Она помогает согрешившему обрести силы для истинного покаяния и духовно возродиться.

Необходимость епитимьи обусловлена тем, что тяжёлый грех наносит душе такие раны, для исцеления которых нужен особенный труд.

Св. Феофан Затворник пишет об этом:

«Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе , - и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются , а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, - тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно - составляют основу чувств текущего путем спасения».

Иеромонах Иов (Гумеров):

"Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм уже возвращается. Так и душа, вкусив яд смертного греха (блуд, занятие оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Священники, которые имеют продолжительный опыт пастырства, знают, как трудно людям долго пребывавшим в смертных грехах, построить полноценную духовную жизнь на твердых основаниях и иметь плоды. Однако никто не должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела нашего…"

Возможные виды епитимий : поклоны во время чтения домашнего молитвенного правила, молитва Иисусова, духовное чтение (акафисты, жития святых), пост, милостыня - кому что нужнее. Епитимия всегда должна быть ограничена точным сроком и исполняться по твердому распорядку, например, чтение акафиста вместе с вечерним правилом в течение 40 дней.

К епитимье нужно относиться как к воле Божьей, высказанной через священника, принимая ее к обязательному исполнению.

Если грех совершался против ближнего, то необходимое условие, которое должно быть соблюдено перед выполнением епитимьи - это примирение с тем, кого обидел кающийся.

Святые отцы говорят, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием.

Например, св. Иоанн Златоуст учит:

"Покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. «Сотворите, - говорит Иоанн, Предтеча Христов, - плоды достойные покаяния» (Лк. 3, 8). Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? - Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? - Теперь воздерживайся от общения со своею женою в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? - Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй биющим. Ибо для исцеления нашего не довольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране".

Поэтому добрые дела, назначаемые в качестве епитимьи, обычно противоположны совершённому греху. Например, сребролюбцу назначаются дела милосердия, ослабевающему в вере - коленопреклоненные молитвы, человеку невоздержанному назначается пост сверх положенного для всех; рассеянному и увлекающемуся мирскими удовольствиями - более частое хождение в храм, чтение Священного Писания, усиленная домашняя молитва и тому подобное.

Св. Феофан Затворник пишет о целительном действии епитимии:

"Чем показывается, что прощены кому-либо грехи? Тем, что он возненавидел грех... Как узда для коня, так и совершаемая епитимия для души человека. Она не дает ей снова приниматься за порочные дела, от которых кающийся еще только очищается. Епитимия приучает его к трудам и терпению и помогает видеть, до конца ли он возненавидел грех".

"Говорят выздоровевшему: “того не ешь, этого не пей, туда не ходи”. Не послушает и раздражит опять болезнь. Так и в духовной жизни. Надо трезвиться, бодрствовать, молиться: болезнь греховная и не воротится. Не станешь внимать себе, все без разбору позволишь себе и видеть, и слышать, и говорить, и действовать, - как тут не раздражиться греху и не взять силу снова? Господь велел прокаженному все исполнить по закону. Это вот что: по исповеди надо брать епитемию и верно ее исполнять; в ней сокрыта великая предохранительная сила. Но отчего иной говорит: одолела меня греховная привычка, не могу с собою сладить. Оттого, что или покаяние и исповедь были неполны, или после предосторожностей слабо держится, или блажь на себя напускает. Хочет без труда и самопринуждения все сделать, и посмеваем бывает от врага. Решись стоять до смерти и делом это покажи: увидишь, какая в этом сила. Правда, что во всякой непреодолимо являющейся страсти, враг овладевает душой, но это не оправдание; ибо он тотчас отбежит, как только произведешь, с Божиею помощию, поворот внутри".

Учение православной церкви о епитимье существенно отличается от учения о ней католической церкви, по которому епитимья - это не нравственно-исправительная мера, а именно наказание или возмездие за грех.

Православная Церковь, напротив, с древних времён видела в епитимье не что иное, как одно из врачебных средств. У св. Василия Великого для епитимии почти и нет никакого иного названия, как только врачевание; вся цель епитимии в том, чтобы согрешивших "извлещи из сети лукавого" (Василий Великого Правило 85) и чтобы "грех всячески низпровергати и истребляти" (Василия Великого Правило 29).

Точно такой же взгляд на покаяние найдем мы и у других святых отцов.

В древних иноческих уставах, например, в уставе Тавеннисиотского общежития, епитимия и покаяние рассматриваются как меры исправления и врачевания.

Преп. Иоанн Лествичник говорит:

"Каждая из страстей упраздняется одною какою-нибудь противной ей добродетелью".

2. Мера епитимьи - уврачевание ран души

Епитимия назначается по усмотрению священника в зависимости от тяжести грехов, от физического и духовного возраста и от меры раскаяния. Как нельзя телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения имеют разнообразный характер.

"Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных", - говорит Исаак Сирин.

Епитимия бывает единственным средством для исцеления болезней души, без которого она может погибнуть, и важно, чтобы кающийся смог её исполнить.Поэтому епитимья должна не только соответствовать силе греховной болезни души и быть средством, достаточным для исцеления, но и учитывать возможности и немощи человека.На кающегося возлагаются такие обязательства, исполнение которых и было бы ему по силам, и исправляло бы его, помогая ему победить свою страсть.

Кипрский старец Герман Ставровунийский учил:

"Епитимия есть лекарство, которое накладывает духовный отец, чтобы закрыть рану, излечить болезнь своего духовного чада". "Как врач не должен отшучиваться в беседе с больным, скрывая от него всю серьезность недуга, но прописывать необходимые пилюли, так должен поступать и духовный отец. Невозможно привести человека ко спасению, оправдывая в его сознании некоторые прегрешения, которые иной раз являются смертельными".

В Древнем патерике есть рассказ о монахе, который сделал страшный грех и его духовный отец дал ему небольшое наказание. Монах этот скоро умер и во сне явился своему духовному отцу: "Что ты наделал. Ты погубил меня, я в аду". Этот священник пришел на службу, лег у порога и сказал: "Пусть каждый наступит мне на грудь. Я убил человека".

Св. Феофан Затворник пишет о важности соблюдения установлений Церкви и о спасительности епитимьи:

"Если бы спасительность учения зависела от нашего воззрения на него и согласия вразумляемых, то был бы еще смысл, когда бы кто, из снисхождения к немощам или по каким-либо притязаниям века, вздумал перестраивать христианство и применять его к похотям сердца лукавого, а то ведь спасительность христианского домостроительства зависит вовсе не от нас, а от воли Божией, от того, что Сам Бог устроил именно такой путь спасения, и притом так, что другого пути нет и быть не может. Стало быть, учить как-нибудь иначе значит сбивать с пути правого и губить себя и других – какой же в этом смысл?

Горе, то есть, тем, кои прописывают всякие льготы и предлагают такие нежные порядки, чтобы никому не было неприятности ни сверху, ни снизу, не обращая внимания на то, спасительно ли то, или пагубно, угодно ли Богу, или нет. Вот что глаголет Господь таковым: «возглавия ваши и покрывала, то есть льстивыя, льготныя учения, которыми вы развращаете души, и души, развратившиеся таким учением, рассыплю, и вас, развратителей, погублю» (Иез.13, 17-18).

Вот вам и польза от льгот и снисхождений, которые знакомые ваши желают слышать от меня!

Расскажу вам один случай, которого я был почти что свидетелем на востоке. Согрешил один христианин, приходит к духовному отцу, кается и говорит: «Поступи со мною так, как закон велит. Я открываю тебе рану – уврачуй ее и, не жалея меня, делай что следует». Разжалобился духовник искренностью его раскаяния, да и не наложил того пластыря на рану, какой положен Церковию. Умер тот христианин. Через несколько времени является он во сне духовнику своему и говорит: «Я открыл тебе рану и попросил пластыря, а ты не дал мне его – вот за это меня и не оправдывают!» Скорбию объялась душа духовника по пробуждении от сна, не знал он, что и делать, а покойник снова является и в другой, и в третий раз, и много раз, то каждый день, то через день, то через неделю, и все повторяет те же слова: «Я просил пластыря, а ты мне не дал его, и вот мне худо за это». Истомился духовник от скорби и страха, пошел на Афон, наложил на себя по совету тамошних подвижников строгую епитимию, несколько лет провел в посте, молитве и трудах до тех пор, пока не получил извещения, что ради его смирения, сокрушения и труда прощен и он, и тот христианин, которого не уврачевал он по ложной снисходительности. Так вот до чего доводят поблажки и льготы! Да и кто дал нам власть прописывать их?"

Св. Феофан Затворник пишет, что Бог Сам налагает епитимью на согрешившего:

""Драл себя за волосы, бил по щекам до синяков и проч." И это сойдет. Но это не прочно. Тут много самости. Как это - так мы с колокольни в бурово болото... срам! А что Господа оскорбили и помина нет! Надо чувство сокрушения на эту сторону перевести, а не на себе останавливать, и переводите, и молите Бога не лишить прежней милости и помощи. И не лишит. Но будет епитимия. У Господа своя на всякого согрешившего налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если кто безжалостно помучает себя, то скоро возвращает, а если поблажку себе дает, то не скоро. Есть термин (предел) когда сие бывает. Душа услышит глас Господа: "отпущаются тебе греси твои"".


Архим. Иоанн (Крестьянкин) пишет о епитимье, посылаемой Самим Богом:

"Вы спрашиваете о нераскаянных грехах. Но есть такие грехи, за которые словесного покаяния мало, а попускает Господь скорби, это и есть покаяние делом. И враг на согрешающих смертными грехами предъявляет свои права. Результат этого Вы реально ощущаете в своей жизни. Наберитесь терпения в молитве и в сознании, что несете от Господа данную Вам во спасение епитимию".

При сознании спасительности епитимьи, Церковь всегда соразмеряла её меру с мерой покаяния человека , как врач выбираем лекарства, учитывая силу болезни.

Св. Василий Великий назначает для кающегося весьма продолжительные епитимии, но срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо самодовлеющее, а всецело определяется пользой кающегося. Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния:


Аще кто бы то ни был из падших в вышеписанные грехи, исповедавшись, сделается ревностным в исправлении, то приявший от человеколюбия Божия власть разрешати и связывати не будет достоин осуждения, когда, видя крайне усердное исповедание согрешившего, соделается милостивее и сократить епитимию (Василия Великого Правило 74).

Все сие пишем ради того, да испытуются плоды покаяния. Ибо мы не по одному времени судим о сем, но взираем на образ покаяния (Василия Великого Правило 84).

Врачевание измеряти не временем, но образом покаяния (Правило 2).

В этих словах кратко и вполне ясно выражен взгляд св. Василия Великого на сущность покаяния и епитимии: покаяние и епитимия имеют одну высокую цель - совершенствование христианской личности.

Так же учит и святитель Иоанн Златоуст:

"У меня вопрос не о продолжительности времени, а об исправлении души. Покажи же мне (исправление); если они пришли в сокрушение, если переменились, то все сделано; а если нет этого, не поможет время. Уврачевание связанного пусть будет сроком к разрешению".

Св. Иоанн Златоуст подчёркивал необходимость рассудительного и мудрого назначения епитимии:

«Я могу указать на многих, дошедших до крайней степени зла, потому что на них было наложено наказание, соответствующее их грехам. Определять наказание по мере грехов до́лжно не просто, но соображаясь с расположением грешников, чтобы, зашивая разрыв, не сделать бо́льшей прорехи и, стараясь поднять падшего, не причинить еще бо́льшего падения».

Совершенно таков же взгляд на сущность покаяния и значение епитимии, выраженный в послании св. Григория Нисского.

Св. Григорий пишет:

«Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина - возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание».

Церковь заботится только о пользе своих членов, которые могут иногда болеть. Грех св. Григорий Нисский и называет болезнью (Правило 6), которую нужно врачевать покаянием, соответствующим греху.

Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет никакого значения. "Во всяком роде преступления прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитати достаточным не время (ибо какое врачевание может быти от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием " (Григория Нисского Правило 8).

Эти именно взгляды "со услаждением" приняли отцы Седьмого Вселенского собора, которые определили правилам св. Василия Великого и Григория Нисского "пребыть на веки несокрушимы и непоколеблемы" (Седьмого собора Правило 1). Отцы Первого Вселенского собора 12-м правилом постановили: "надлежит приимати в разсуждение расположение и образ покаяния». Шестой Вселенский собор, канонизовавший покаянные правила Василия Великого и Григория Нисского, как бы в подтверждение их, выразил и свой взгляд на покаяние:

Приявшие от Бога власти решити и вязати должны рассматривати качество греха и готовность согрешившего ко обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и другом, не утратити спасения недугующего... У Бога и у приявшего пастырское водительство все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратити и уязвленную змием уврачевати.

Не должно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже опускати бразды к расслаблению жизни и к небрежению; но должно непременно которым либо образом или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств противодействовати недугу и к заживлению раны подвизатися, и плоды покаяния испытывати, и мудро управляти человеком, призываемом к горнему просвещению. (Правило 102).

Игумен Нектарий (Морозов):

«Господь ищет не удовлетворения в юридическом смысле, а другого - сердца сокрушенного и смиренного, сердца, от греха отвращающегося. Епитимья - это деятельное выражение нашего покаяния. Если человек совершил грех, особенно если это грех тяжкий - требуется нечто, что помогло бы ему самому этот грех прочувствовать и осознать. Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя - это слова из 24-го Псалма. Человек смиряется и трудится, а Господь посылает ему Свою благодать.
Если человеку не дает епитимью священник, ему дает ее Господь. Только человек это не всегда замечает. Очень важно и заметить вовремя, и правильно отнестись. Это могут быть болезнь, невзгоды, неурядицы. Если человек понимает, что это ниспослано ему во исцеление его грехов и страстей, тогда такая епитимья, наложенная Самим Богом, бывает спасительна».

Епитимия может быть связана с запрещением, то есть с лишением Причастия на более или менее продолжительный срок, или даваться только в форме усиленного поста, милостыни, поклонов и иных подвигов.

Ради снисхождения к кающимся, учитывая множество факторов, священники могут разрешать кающихся в тяжёлых грехах без отлучения от Святого Причастия. Иногда христиане делают из этого неверные выводы, думая, что грех был невелик и по отпущении греха душа уже совершенно исцелена, и исполняют данную им епитимью без полноценного покаяния, что приводит к возрастанию страсти и к новому падению. Поэтому важно понимать, что допущение кающегося в смертном грехе ко Святому Причастию – это дело пастырской снисходительности к его немощам или условиям жизни и акт рассудительного милосердия, совершаемый в числе прочих доводов и для того, чтобы в приобщении ко Святым Тайнам кающийся получил от Бога силы для борьбы с грехом. Поэтому и отвечать на такое решение священника следует усиленными подвигами покаяния и исправлением жизни. Этому учат нас, в частности, пастырские наставления св. Феофана Затворника.

В письме одному из монастырских духовников святитель Феофан советует:

«Вы спрашиваете относительно отлучения от св. Причастия. - Мне думается, что коль скоро исповедающийся являет сокрушение и полагает нелицемерное намерение воздерживаться от греха, подвергающего сему отлучению, то этого можно не делать, не по поблажке, а из опасения, как бы от сего хуже не было. … Где возьмет силы кающийся и ищущий исправления?! - И будет отлучение - предание его в когти врагу. - Потому полагаю, что лучше ограничиваться наложением епитимии, - только с осмотрительностью и применительно к делу. - Опыт научит».

В других письмах святитель Феофан Затворник пишет:

«Что всех допускаете к св. Тайнам, мне думается, не худо. Но требуйте твердой решимости - воздерживаться прочее от грехов. Эта решимость есть настоящая сокровищница для святых и божественных Таин. - И епитимию налагайте и строго требуйте исполнения. Которые вновь грешат, журите - без гнева, а с сожалением, - и воодушевив, разрешайте, с увеличением епитимии небольшим».

«В прежнем письме… вы писали, что всех разрешаете приступать к св. Тайнам. Это очень милостиво, и, думаю, не противно Господу всемилостивому. Но, также думается, не расслабить бы тем приходящих. Искреннее раскаяние всегда достойно снисхождения; но приходящих к исповеди равнодушно можно как-нибудь расшевеливать. Спросите иного, можно ли отложить разрешение его на сколько-нибудь времени? Не затруднит ли это его в каком-либо отношении? Если можно; то и отложите, наложив на это время епитимию - поклонами, воздержанием в пище и сне, паче же сокрушением. Когда искренно исполнит, тогда и разрешите. - И увещавайте, чтоб воздерживались от грехов».

3. О возможности перемены епитимьи

Если кающийся по тем или иным причинам не может исполнить епитимью, то он должен обратиться за благословением, как поступать в этом случае, к тому священнику, который ее наложил.

Правила Церкви определили, что епитимья, наложенная одним лицом, не может быть разрешена другим лицом равной иерархической степени. Епитимью, наложенную священником, может изменить только епископ. Даже в том случае, когда запрещение было наложено по малодушию или вражде (распре), или какому-либо подобному неудовольствию епископа, снятие такого запрещения может последовать только по суду собора епископов (Платон (Фивейский), архиепископ. Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. СПб., 2004) (См. тж. об этом: О должностях пресвитеров приходских. Параграф 110. - М., 2004. Никодим (Милаш), священноисповедник. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Правило 32 Святых Апостолов; Правило 13 Первого Вселенского Собора, Никейского. Григорий Нисский, свт. Каноническое Послание к Литоию Мелитинскому. Правило 5).

Возможны, однако, некоторые исключения из этого правила:

а) в случае смерти отлучившего;

б) в случае смертной опасности, которой подвергается находящийся под запрещением. В этом случае священник может разрешить от запрещения, наложенного не только священником, но даже и епископом, но под условием, что в случае выздоровления покаявшийся исполнит возложенную на него епитимию. «…Разрешить от епитимии может только тот священник, который ее наложил; другой священник, согласно церковным правилам, не может разрешать не им запрещенного. Это правило имеет исключение лишь в тех случаях, когда человек умирает под запрещением; такого разрешать должен всякий священник, напутствующий его при смерти» (Сильченков Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб. О епитимии).

в) Также допускается в виде исключения возможность перемены вторым духовником епитимии, наложенной другим духовником, если первый духовник не сохранил надлежащей меры и справедливости и при перемене условий жизни христианина. ««Бывают иногда обстоятельства, которые совершенно изменяют образ жизни кающагося (например внезапное обнищание, перемена службы и занятий), и делают невозможным исполнение возложенной епитимии. В таком случае при отдаленности или долговременном отсутствии наложившого епитимию, может изменить ее и другой духовник (Карф. 52), но не иначе, как при совершении таинства исповеди, и после подробного изследования качества, степени и силы грехов, за которые наложена епитимия, и очевидного убеждения в невозможности исполнить ее при перемене образа жизни кающагося», - пишет архиепископ Платон (Фивейский). Однако если епитимия наложена епископом, священник её изменить не может.



При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Епитимья не наказание


Сегодня мы решили поговорить о епитимье. Многим кажется, что это понятие пришло из прошлого, из тех времен, когда Церковь была «слишком строга»; сегодня же в епитимье нет никакой надобности. На самом деле епитимья призвана стать неотъемлемой и органичной частью жизни каждого православного христианина. На вопросы отвечает главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов).

Слово епитимья (епитимия, эпитимия) с греческого переводится как наказание. Это действительно наказание? Или выплата своеобразного штрафа? Или некое духовное упражнение, способствующее избавлению от греха, неповторению его? Может быть, епитимья нужна для того, чтоб человек не расслаблялся и не забывал о своей «удобопреклонности» к какому-либо греху?

Можно сказать, что епитимья - наказание, если мы обратимся к церковнославянскому значению этого слова: наказание - это не кара, а научение. Епитимья не наказание в современном значении этого слова и не штраф, потому что не может человек принести Богу какую-то компенсацию за совершенные грехи - слишком неравные это субъекты, Бог и человек. Господь ищет не удовлетворения в юридическом смысле, а другого - сердца сокрушенного и смиренного, сердца, от греха отвращающегося. Епитимья - это деятельное выражение нашего покаяния. Если человек совершил грех, особенно если это грех тяжкий - требуется нечто, что помогло бы ему самому этот грех прочувствовать и осознать. Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя - это слова из 24-го Псалма. Человек смиряется и трудится, а Господь посылает ему Свою благодать.

Современный прихожанин очень мало знает о епитимье - разве что понаслышке…

К сожалению, у нас сегодня нет единой епитимийной практики. Многие священники не дают епитимьи вообще; есть отдельные священники, которые дают, и подчас слишком тяжелую, неудобоносимую, скорей подавляющую и разрушающую человека как христианина, как личность, нежели созидающую его. Есть, конечно, и те, кто руководствуется в своей духовнической практике разумными принципами: назначают такую епитимью, которая помогала бы человеку и с грехом справиться, и более глубоко воцерковиться, и была бы при этом посильна.

В чем может заключаться епитимья, кроме чтения определенных молитв?

Она может заключаться, например, в более строгом посте, если человек физически способен более строгий пост выдержать; в отказе от каких-либо удовольствий; но наиболее распространенная епитимья - это определенное молитвенное правило. Либо какое-то количество поклонов с покаянной молитвой, либо чтение Покаянных канонов - Спасителю, Божией Матери. Примеры применения епитимьи можно брать из практики архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и архимандрита Кирилла (Павлова). Чаще всего, эти епитимьи выражались в чтении молитвенного правила, и бывало так, что люди, исполнившие уже эти епитимьи, не хотели потом от этого молитвенного правила отказываться. Таким образом, эти два старца через епитимью приучали человека к молитве.

Архимандрит Кирилл (Павлов) нередко назначал в качестве епитимьи чтение Священного Писания - Евангелий, Апостола. Ну, казалось бы, что это за епитимья - читать Евангелие? А отец Кирилл давало такую епитимью людям, которые и Евангелия-то никогда не открывали и не могли себя заставить. Он говорил: ты совершил такой-то грех, вот теперь читай Евангелие. Человек начинал читать и втягивался, и привыкал читать его постоянно. А у схиигумена Саввы (Остапенко) была такая епитимья для некоторых людей: не произносить более тридцати трех слов в день. Не при всяком образе жизни это возможно, конечно, но, видимо, он назначал ее тем, для кого это было реально. И многие потом, когда он разрешал их от этой епитимьи, просили ее оставить, поскольку чувствовали духовную пользу.

Это очень индивидуально. Иной человек настолько убит своим грехом, что ему не епитимью надо давать, а поддержать и утешить, и убедить, что Господь простит.

Иногда бывает так: человек приходит в храм и кается в таком наборе тяжких, смертных грехов, что священник ужасается. Но в то же время он видит этого человека и понимает: этот человек ни разу в жизни своей не молился иначе, чем словами «Господи, помоги», и то только в самые страшные минуты своей жизни. И заставлять его читать Покаянный канон, в котором он не поймет ни единого слова,- наверное, неправильно. Лучше дать ему какую-то самую простую епитимью: клади хотя бы утром десять поклонов с молитвой «Боже, буди милостив ко мне, грешному» и вечером клади, но только с чувством. Наверное, это оправдано, потому что большей епитимьи этот грешник не исполнит. С другой стороны - к священнику может прийти постоянный прихожанин, регулярно исповедующийся, ведущий вполне благочестивую жизнь - и покаяться, например, в том, что съел мороженое в постный день. Здесь важно помнить: чем ближе человек стоит к Богу, чем больше он уже получил, тем больше с него спрашивается. Потому вполне естественно дать этому человеку какую-то епитимью для того, чтоб это расслабление не поразило его еще глубже. Но епитимья и в этом случае может быть разной. Если перед священником человек, для которого мороженое - сильнейший соблазн, можно дать, например, такую епитимью: не ешь мороженого месяц. А в другом случае за то же мороженое можно назначить епитимью в виде чтения Покаянного канона. Но надо всегда знать, к чему в человеке отнестись по-настоящему серьезно. Епитимья должна быть чувствительной, но не ломающей человека.

Всегда ли епитимья сопровождается запретом в Причащении? Может ли человек, не исполнивший еще до конца своей епитимьи, причащаться?

Запрет на Причащение Святых Христовых Таин в качестве епитимьи налагается в тех случаях, когда человеком совершены смертные грехи, не дающие возможности допустить человека до Причастия. Это убийство, блуд, прелюбодеяние, обращение к магии. Что касается сроков - мы не можем сегодня руководствоваться канонами, предписывающими для этих людей запрещение причащаться в течение долгих лет. Если мы сегодня отлучим человека от Причастия на десять лет, он, скорее всего, будет потерян для Церкви и погибнет. Меж тем, все, что делается в Церкви, делается ради спасения человека, а не наоборот. Поэтому за тяжкие, смертные грехи (я не говорю об убийстве, это вообще отдельный случай) те же отец Кирилл и отец Иоанн давали епитимью кому-то на два месяца, кому-то на четыре. Если в грехе была какая-то особая тяжесть, то порой епитимья могла длиться и до года.

Я сам в свое время задавал отцу Кириллу такой вопрос: приходит человек в храм, кается в тяжких грехах, и я понимаю, что если я сейчас этого человека до Причастия не допущу, он уйдет и не придет больше. Можно ли его допустить - и лишь потом дать ему епитимью, не связанную с запретом Причащения? Отец Кирилл отвечал: в некоторых случаях ради пользы человека так можно сделать. Но если видно, что человек в силах понести епитимью, что он не уйдет и не пропадет - тогда лучше поступить иначе, отлучить его от Причастия на какое-то время.

Одно дело - когда перед священником (духовником) хорошо известный ему человек, другое - когда к священнику на исповедь потоком идут незнакомые люди. В этом, последнем случае также возможно наложение епитимьи?

Врач, который хорошо знает наш организм, назначает лечение с учетом особенностей организма. А когда мы приходим к врачу незнакомому - он вполне может прописать нам лекарство, которое не принесет пользы, напротив, навредит. То же самое и в Церкви: если духовник хорошо знает человека, он знает, что ему сказать и какую епитимью необходимо дать. Если же перед священником незнакомый человек - он должен прежде всего помнить древнюю врачебную заповедь «Не навреди». И идти срединным путем, давая человеку епитимью не строгую, но ощутимую.

К сожалению, в церковной жизни последних лет мы часто сталкиваемся с различными перекосами. Как быть человеку, на которого наложена епитимья действительно неудобоносимая или просто жестокая, например - отлучение от Причастия на много лет?

В этом случае надо писать прошение на имя правящего архиерея той епархии, в которой человек живет. Отменить епитимью, назначенную священником, может только архиерей. Впрочем, есть исключения. Известны случаи, когда епитимья назначается за грех, который уже исповедан, и за который человек понес уже в свое время епитимью. Особенно часто это случается в некоторых сомнительных паломнических поездках. Если человек после этого приходит к своему духовнику и спрашивает его: «Что мне теперь делать?» – духовник должен объяснить ему, что епитимья в данном случае наложена некорректно и исполнять ее не надо. Чтобы не стать жертвой перекоса, лучше исповедоваться всегда у одного и того же священника.

Но почему, на Ваш взгляд, епитимья уходит из церковной практики?

Мне представляется, что одна из причин отмирания епитимийной практики заключается в частоте повторения грехов. То, что ранее воспринималось самим человеком как падение, сегодня воспринимается как «естественное», т.е. вполне простительное прегрешение. Человек, переживавший свое падение, был готов исполнять длительную суровую епитимью, и с Божьей помощью справлялся, в конце концов, с грехом. А человеку, который, даже и каясь на исповеди, внутренне относится к своему греху очень легко - епитимья не поможет. Он будет исполнять эту епитимью и падать раз за разом. И священником может овладеть своего рода малодушие - ну что ж я буду опять давать ему епитимью, если она бесполезна, если он все равно упадет. Хотя в данном случае надо было бы вспомнить преподобного Иоанна Лествичника: если человек падает, но раз за разом восстает и полагает начало покаянию - рано или поздно его Ангел-хранитель почтит такое постоянство и твердость, подаст помощь против греха, в котором человек кается. Поэтому не надо, наверное, отказываться от епитимьи.

Но только ли поэтому от нее отказываются, или еще и потому, что современный человек совершенно к этому не готов, нет у него на это ни смирения, ни послушания?

Да, бывает, что человек настолько горд и обидчив, что само слово «епитимья» вызывает у него неприятие. Но дело в том, что епитимья - она как раз и служит к начальной выработке смирения, послушания, терпения. Преподобный Исаак Сирин говорит, что милость Божия дается человеку в первую очередь все-таки не за труды, а за смирение. Труды без смирения не спасают, а смирение без трудов может спасти. Смысл епитимьи именно в том, чтоб не сам человек назначил себе какое-то испытание или наказание, а именно принял то, что заповедует ему исполнить Церковь.
Почему уходим от епитимьи? Есть такое слово - апостасия. Отступничество. Это понятие объемлет, пожалуй, все недостатки нашей церковной жизни. Отступничество и как следствие - охлаждение. Отмирание епитимийной практики имеет причиной именно это. Но все зависит от конкретного человека. Если священник серьезно относится к своему служению и к людям - он обязательно будет прибегать к епитимье.

Но я боюсь в своей церковной жизни столкнуться с епитимьей. И не я одна, наверное, боюсь. Причина - вынесенный из детства страх наказания (точнее, страх оказаться в унизительном положении наказанного), и страх чьего-то вторжения в мою личную жизнь: «Не навязывайте, сама разберусь, что и когда мне делать». Как это преодолеть?

Здесь нет, наверное, смысла говорить: «Вы все равно должны». Лучше говорить о том, чего человек на сей день еще не может - в силу каких-то душевных особенностей. И о священнике. Отношение священника к человеку в идеале сродни отношению реставратора к иконе - испорченной, искореженной, закопченной, да еще и заляпанной какими-то современными красками. Опытный реставратор старается понять намерение автора, который эту икону писал. И ради этого всматривается в те черты, которые сохранились. И очень легкими, очень осторожными движениями начинает понемногу возвращать иконе первоначальный образ. У священника та же задача - вернуть человека к его первообразу, к тому образу Божьему, который напечатлен в нашей душе, и при этом не навредить. Он должен очень деликатно действовать, чтобы не было вот этой реакции отторжения - страха, о котором вы говорите. Не внешней властью для человека быть, а сотрудником. Чтоб человек чувствовал: священник пытается что-то сделать - не с ним как с каким-то внешним объектом, а вместе с ним. Тогда возникает доверие, и человек внутренне успокаивается, справляется с этим страхом.

Отец Кирилл (Павлов) никогда не вмешивался бесцеремонно в жизнь человека, более того: когда приходил к нему человек и спрашивал: «Как поступить?..» - он спрашивал в ответ: «А как надо, по-твоему? Как ты сам думаешь?». И зачастую выяснялось, что человек думает правильно. Он несет уже в себе знание о том, как надлежит ему поступать, но не находит сил сделать выбор. Бывало и иначе: отец Кирилл молится, и ему от Бога приходит ответ, и это видно - что ему от Бога ответ пришел, и это сразу ложится на сердце человека. Какое же здесь вторжение, какое насилие?

Если человеку не дает епитимью священник, ему дает ее Господь. Только человек это не всегда замечает. Очень важно и заметить вовремя, и правильно отнестись. Это могут быть болезнь, невзгоды, неурядицы. Если человек понимает, что это ниспослано ему во исцеление его грехов и страстей, тогда такая епитимья, наложенная Самим Богом, бывает спасительна. Безусловно, Господь епитимью человеку подбирает гораздо вернее и правильнее, чем подобрал бы священник, но если бы мы понесли епитимью от священника, то, возможно, Господь не стал бы нам епитимью давать Сам. И нас не ждал бы путь куда более скорбный и трудный, нежели чтение Покаянного канона в течение какого-то недолгого времени.

Самое подробное описание: епитимья и молитва - для наших читателей и подписчиков.

При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное моление, милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Даже после искреннего раскаяния в грехах на исповеди исцеление приходит не сразу, христианин только встает на путь исправления, где постепенно происходит его нравственное перерождение для спасения в вечности.

Внимание! Характер наложения епитимьи, степень строгости - строго индивидуальны для каждого грешника и напрямую связаны со складом его личности, с уровнем внутренней готовности верующего воспринять наказание.

Епитимья не есть наказание в прямом смысле этого слова. Это переданная через клирика Воля Всевышнего, врачевание души, урок, назначенный во благо исправления от греха. Отношение к его исполнению должно быть более чем серьезным.

Виды епитимьи

В качестве епитимьи обычно назначаются подвиги, которые прямо противоположны совершенному греху.

  • рассеянному и увлекшемуся мирскими удовольствиями человеку определяется частое хождение в храм и присутствие на Литургии;
  • невоздержанному в пище назначается более строгий пост (схожий с монастырским);
  • сребролюбленникам вменяются дела милосердия.

Епитимья дается человеку ради его же блага, для того, чтобы он осознал глубину своего греховного поражения и отдаления от Творца.

Временные рамки ее действия, как правило, ограничиваются 40 днями и на протяжении этого времени необходимо строжайше выполнять все назначенное.

Распространенные виды епитимьи:

  • чтение Иисусовой молитвы;
  • сугубый пост;
  • углубленное изучение духовное литературы (Жития святых, Акафисты, Псалтирь, Послания и другие источники);
  • земные поклоны во время богослужения в храме или при чтении утреннего и вечернего молитвенного правила дома;
  • временное исключение половой близости между супругами;
  • запрет на Причастие (в исключительных случаях).

Совет! Если кающийся по каким-либо причинам не в состоянии исполнить прощение, то следует подойти к батюшке, наложившему наказание, за советом, как поступить в сложившихся обстоятельствах.

Кто накладывает добровольное исполнение наказания

Наложить епитимью может лишь духовник или священник того храма, прихожанином которого является наказуемый.

По окончании исполнения запрещения, священник, наложивший его, и ни кто иной, должен прочитать особую разрешительную молитву. В особых случаях (смерть клирика или смертный недуг кающегося) разрешить запрещенного дозволяется другому батюшке.

Важно! Ни один из посторонних священнослужителей или монахов не сможет полностью вникнуть в ситуацию согрешившего человека, не зная всех особенностей его жизни.

Немного истории

Ранее, согрешивший и искренне раскаявшийся человек, последовательно проходил четыре ступени покаяния:

Этим людям было запрещено появляться внутри храма. Вне Церкви они должны были прилюдно и с рыданиями сокрушаться о совершенных грехах и умолять входящих в храм прихожан помолиться о спасении их душ.

Грешники стояли в церковном притворе - месте, где обычно висит доска объявлений, люди пишут записки, там же они оставляют верхнюю одежду. Хотя, на самом деле, это место означает образ земли, образ покаяния, место оставления земной жизни.

Согрешившие внимательно слушали текст Священного Писания и богослужебные проповеди. Когда начиналось Таинство Евхаристии, они, вместе с оглашенными, были обязаны покинуть Дом Божий.

Людям разрешено было войти в церковный зал до самого амвона. В православных церквях амвон - это небольшое возвышение перед алтарем, с которого священники и диаконы произносятся проповеди, читают Евангелие, сюда же выходит клирик перед Причастием со Святой Чашей.

После удаления с Евхаристии слушающих и оглашенных, они припадали лицом ниц и служащий священник, с возложением на них рук, прочитывал специальные прошения, после чего и они выходили из зала.

Им было разрешено находиться в храме до окончании Литургии, но до Чаши с Кровью и Плотью Христа они не допускались. Так же им было запрещено приносить в церковь жертвенные дары.

Пройдя все покаянные ступени, раскаявшиеся грешники вновь принимались в церковную общину.

В ранней Церкви согрешившие люди отлучались от Причастия Святых Христовых Таин:

  1. раскольники и еретики - до момента отречения от греховных заблуждений;
  2. кровосмесители - на 12 лет;
  3. блудники - на 10-15 лет;
  4. убийцы - до 25 лет;
  5. мужеложцы - до 15 лет;
  6. клятвопреступники - до 10 лет;
  7. колдуны и чародеи - до 20-25 лет.

Современная Церковь

Мирянин подвергается строгому церковному наказанию за нарушение церковных канонов.

Чаще всего епитимья назначается за совершение абортов, колдовство, гадание на картах, прелюбодеяние, богохульство, алкоголизм.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

  • полное бесплодие обоих супругов;
  • проблемы в семье;
  • болезни.

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

Блудодеяние

Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

  • любое нарушение супружеской верности;
  • гомосексуализм;
  • лесбиянство;
  • разврат и прочие блудливые связи.

Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия - это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие - извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

Грех - это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

Не существует в мире безвинных людей, каждый из нас в чем-либо грешен. Мы слабые существа и не способны соблюсти Заповеди Божии.

Важно! Епитимья - это не кара небесная, а духовное лекарство. Налагается она только после исповеди и лишь при условии искреннего раскаяния человека, готовности его к искуплению греха.

Если же раскаявшемуся исповеднику священник не считает должным дать «наказание», то его дает Сам Всевышний. Оно всегда бывает спасительным, но трудным и скорбным, во исцеление от грехов и страстей.

Епитимья и молитва

“Епитимия есть лекарство, которое накладывает духовный отец, чтобы закрыть рану, излечить болезнь своего духовного чада”.

Игумен Нектарий (Морозов):

Если человеку не дает епитимью священник, ему дает ее Господь. Только человек это не всегда замечает. Очень важно и заметить вовремя, и правильно отнестись. Это могут быть болезнь, невзгоды, неурядицы. Если человек понимает, что это ниспослано ему во исцеление его грехов и страстей, тогда такая епитимья, наложенная Самим Богом, бывает спасительна».

Свмч. Иларион (Троицкий). Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве

Практическая веронаука

Епископ Рашско-Призренский Артемий

Что такое епитимия? Кто и когда может ее назначать? Каково ее предназначение?

В одном из предыдущих ответов, когда речь шла об установлении Таинства Покаяния и Исповеди, мы увидели, что Господь наш передал Своим ученикам право отпускать или оставлять непрощенными грехи кающихся людей (см.: Ин. 20, 22-23), и что право это перешло от святых Апостолов на их последователей – епископов и священников.

Отсюда становится ясным то, что грехи, исповедуемые нами перед священником, не все так легко могут быть прощены. Священник по благодати Духа Святаго испытывает и оценивает тяжесть всякого прегрешения, которое исповедуется кающимся, и видит глубину покаяния. На этом основании некоторые тяжелые грехи он «удерживает» от разрешения на определенное время, назначая при этом духовное лекарство, которое могло бы помочь «сотворить достойный плод покаяния» (см.: Мф. 3, 8).

По сути дела, это «удержание» от разрешения некоторых грехов и назначение духовного лекарства составляет понятие «епитимия».

Кроме этого, епитимия, согласно Православной вере и учению, в известной мере, является ответственностью духовника (=священника) по отношению к кающемуся. Ибо он в ответе за его духовное состояние, поскольку главная задача (епитимии) – защита от духовного зла и возможного повторения греха; цель – достигнуть исцеления души.

Например, одной из разновидностей епитимии может стать удаление грешника на некоторое время от церковного общения и совместной молитвы, или, к примеру, запрет на некоторое время приступать ко святому Таинству Причащения, и может быть, дополнительный пост (в непостные дни) и т. д.

Более мягкая епитимия предполагает частую домашнюю молитву, чтение духовной литературы, творение милостыни, посещение святых мест и другие душеспасительные дела, с помощью которых укрепляется в вере и духовно возрастает покаявшийся грешник. Подобно тому, как все святые Таинства и вся жизнь Православной Церкви основываются и проистекают из Священного Писания, так и основание для епитимии ради духовной пользы происходит из него же.

Правда, в Евангельской притче о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11-32) кающийся грешник не понес никакой епитимии за совершенный грех, но мы видим самоукорение младшего сына, он сам себя наказал тем, что удалился от родного крова и Отчей любви. А вот святой апостол Павел в своем обращении к Коринфской Церкви упрекает христиан за то, что они сразу не отлучили от церковного общения тяжело согрешившего кровосмесителя, но позволили ему находиться среди верных. Апостол повелевает собрать людей на совет, на котором духовно присутствовал бы сам апостол Павел с тем, чтобы отлучить грешника на время. Такое дисциплинарное взыскание Апостол называет довольным наказанием от многих (см.: 2 Кор. 2, 6).

Из всего сказанного становится ясно, что уже в апостольские времена тяжело согрешившие отлучались от Церкви и возвращались в нее лишь через некоторое время, принеся «плоды покаяния» и сожаление о содеянных грехах.

Нет сомнения в том, что суд Церкви определял сроки, в соответствии с тяжестью греха и ревностию покаяния грешника. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10). Позднее Церковь записала правила епитимий, что происходило, главным образом, на Поместных Соборах.

Так, еще в III веке в 11 правиле канонического послания святого Григория Чудотворца говорится о покаянной дисциплине четырех степеней кающихся христиан.

Многолетние плоды трудов Церкви на поле систематизации видов епитимии собрал и кратко изложил святой Никифор, Патриарх Цареградский (†829). В своем 28-м правиле он определяет, что «духовнику, принимающему исповедь, дозволяется запретить причащение человеку, исповедующему грехи, но не следует возбранять ему приходить в церковь, напротив, его нужно направлять на покаяние и молитву, а налагать епитимию следует в соответствии с духовным расположением кающегося грешника».

Итак, по учению Православной Церкви, основанному на святых канонах и на утверждениях Святых Отцов, епитимия не есть наказание, которое могло бы покрыть чей-то моральный ущерб или кого-то умилостивить, чтобы восстановить «попранную Божию правду», но есть лекарственное средство, которое способно обезпечить духовное выздоровление грешника через возрастание в жизненных совершенствах. Епитимия, кроме этого, имеет своей целью сохранить верного от всех искушений мира и диавола, чтобы он снова не впал в подобное прегрешение, так как опасность эта не исчезает, если душа не подвизалась утвердиться в добре и совершенстве.

Епитимия налагается исповедником (духовником) на основе наших исповеданных грехов. Епитимия является необходимым средством, если священник почувствует, что греховная рана глубока, и что сразу ее исцелить невозможно, но для этого потребуется известное время и особый подход.

Когда мы говорили о святых Таинствах Покаяния и Исповеди, пришлось признать, что уровень их совершения у современных христиан очень низок. К сожалению, еще хуже дело обстоит с применением нашим священством спасительного лекарства епитимии. Многие священники пользуются только правом «разрешать» грехи и очень часто пренебрегают правом, дарованным Самим Христом, «связывать» грехи людские, и поэтому становятся повинны в погибели многих душ.

Для правильного употребления епитимии духовник должен обладать даром рассуждения, поскольку для души кающегося может стать смертельным как недостаток необходимого лекарства, так и передозировка того же лекарства (что случается гораздо реже). Главное – спасти доверившуюся в исповеди душу.

Как доктор бывает виновен в случае гибели пациента при неправильном лечении, так же бывает виновен и духовник в случае смерти души доверившегося ему человека.

Но бывает и так, что ответственность за духовную гибель падает только на самого человека, если он пренебрегает советом духовника относительно епитимии.

Поэтому в Православной Церкви все почивает и базируется на трех основных столпах: доверии, искренности и послушании.

В чем заключается смысл земных поклонов, вознесения рук во время молитвы и коленопреклоненные молитвы?

Как и когда все это положено совершать?

Молитва – это духовное занятие, которое охватывает всего человека, все его духовные и физические силы. Поэтому молитва считается основным, но в то же время и самым труднопостигаемым подвигом любого христианина, к которому каждый из нас должен себя понуждать. Редко случается так, что молитва приходит сама собою, особенно у начинающих. В таком случае обычно этому предшествует великий страх, как перед некоей великой опасностью или трагедией. В повседневной жизни обычно человек бывает доволен сам собой и ему думается, что все проблемы он способен решить самостоятельно и часто забывает молитвенно обращаться к Богу и просить у Него помощи. А Христос ясно сказал: Без Меня не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Но как бы там ни было, во время молитвы, намеренно или ненамеренно, мы всегда совершаем некоторые телесные действия, или движения, как видимые знаки молитвы, которыми часто выражается содержание самой молитвы.

Чаще всего видимым действием молитвы является осенение себя крестным знамением, без которого трудно представить любую молитву. Но это не единственный символ, сопровождающий молитву.

Кроме крестного знамения обычно совершаются земные и поясные поклоны, воздеяние рук. Коленопреклонения и поклоны по своему духовному значению очень близки. И в том, и в другом случае мы выражаем прежде всего смирение перед величием Божиим, а также глубоко ощущаем свою греховность, памятуя о словах Господа: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя возвысится (Лк. 14, 11).

Коленопреклонение обычно совершается в домашней обстановке или во время определенных моментов Богослужения. Такую молитву обычно сопровождает глубокое сердечное расположение, иногда слезы. В Церкви по воскресениям и по праздникам коленопреклонение не дозволяется, потому что эти дни являются днями духовной радости ради Воскресения Христова, великого события нам дарованного. Тогда мы, грешные, но все же сыновья Божий, смело спешим перед Господом своим и молитвенно к Нему обращаемся.

Земной поклон предполагает коленопреклонение с касанием лба и локтей пола. Поясной поклон предполагает поясное сгибание тела (с прямыми коленами), причем пальцы руки (по возможности) касаются пола.

И земной, и поясной поклоны сопровождаются крестным знамением. Поясные или малые поклоны мы совершаем ежедневно, включая воскресные и праздничные дни, при целовании святых икон, во время Богослужения или всегда, когда ощутим в этом потребность.

Великие или земные поклоны чаще, чем в другое время, совершаются в дни Великого Поста, особенно во время глубокой покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина, которую во время великопостного Богослужения священник произносит перед Царскими Вратами.

Воздеяние рук во время молитвы упоминается как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Воздеяние рук обычно происходит в момент усиления молитвы, когда мы конкретно просим о чем-то Господа. Часто после воздеяния рук совершается земной поклон, для того, чтобы выразить наше смирение перед Богом.

Святой апостол Павел, хотя и говорит, что . желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1Тим. 2, 8), все-таки во время церковного Богослужения такое право дается только священнослужителям, и то в определенные моменты. Народ во время воздеяния рук священником только осеняет себя крестным знамением, после чего благоговейно склоняет голову. Во время домашней молитвы воздеяние рук можно совершать свободно, по желанию.

Самое главное – навык к молитве, иметь в ней потребность, как в дыхании, и тогда молитва сама научит вас выражать себя наилучшим образом.

Что это такое епитимья. За какой грех её накладывают и как её снять

У ранних христиан грехи, согласно евангелиям, можно было простить через апостольское посредничество. Были перечислены двенадцать возможных основных грехов, упомянутых в Новом Завете. Все они являлись различными нарушениями Десяти Библейских Заповедей.

Христиане в ранних общинах получали прощение за эти грехи, при этом практикуя молитву, добрые дела, пост и милостыню. Эта покаянная дисциплина в наше время получила имя публичного покаяния или епитимьи, которую иногда ошибочно путают с публичным заявлением об отлучении из-за серьёзного и общественного греха.

Что такое епитимья

Епитимья - это покаяние в грехах, а также название римско-католического, восточного православного и лютеранского таинства покаяния и примирения, исповеди. Она также играет большую роль в исповеди среди англиканцев, методистов и других протестантов. Слово происходит от латинского слова paenitentia, что означает покаяние, желание быть прощённым.

С таинством епитимьи верующий, если искренне раскаялся, получает от бога прощение грехов. Это таинство, которое обязательно проводит епископ или священник также называется именем примирения или исповеди. Это одно из двух таинств, называемых «исцеление» вместе с помазанием больных, поскольку они предназначены для облегчения страданий верующего.

Епитимия как религиозное отношение в христианстве

Аугсбургское исповедание делит покаяние на две части: «Одно - это раскаяние, то есть страх , поражающий совесть посредством познания греха, а другое - это вера, рождённая от Евангелия или отпущение грехов. Вера, что, ради Христа, грехи прощаются, успокаивает совесть и избавляет её от страха».

Отношение епитимии может быть как экстернализация в действиях, которые верующий накладывает на себя. Эти действия, сами по себе называются покаяниями. Покаянная деятельность особенно распространена в период Великого поста и Страстной недели. В некоторых культурных традициях эта неделя, посвящённая Страсти Христовой, может быть отмечена покаяниями и даже добровольным псевдо-распятием.

При более лёгких актах епитимии время отводится молитве, чтению библии или других духовных книг. Примерами более сложных актов являются:

  • пост;
  • воздержание;
  • воздержание от алкоголя или табака или другие лишения.

В древние века часто использовали самобичевание. Такие действия иногда назывались умерщвлением плоти и были также связаны с епитимией. В раннем христианстве общественная епитимия налагалась на кающихся , тяжесть которых варьировалась в зависимости от серьёзности их проступков. Сегодня акт покаяния, налагаемый в связи с таинством для одной и той же терапевтической цели, может быть установлен молитвами, определённым количеством поклонов или поступком или бездействием. Наложенный акт сам по себе называется покаянием или Епитимией.

Покаяние как причастие или обряд в Восточной Православной Церкви

В Восточной Православной Церкви покаяние обычно называют Священной Тайной Исповеди. В Православии намерение сакраментальной тайны Священного исповедания состоит в том, чтобы обеспечить примирение с Богом посредством покаяния.

Традиционно кающийся человек стоит на коленях перед иконой Христа. Это потому, что в православном сакраментальном богословии исповедь не совершается священнику, а Христу; священник присутствует там как свидетель, друг и советник. По аналогии перед кающимся помещается книга евангелия и распятие. Кающийся почитает Евангелие, крест и преклоняет колени. Как только они готовы начать, священник говорит: «Блажен наш Бог, всегда, сейчас и всегда и во веки веков», читает Три святые молитвы и Псалом 50.

Затем священник советует кающемуся, что Христос невидимо присутствует и кающийся не должен смущаться или бояться, но должен открыть своё сердце и раскрыть свои грехи, чтобы Христос мог их простить. Кающийся затем обвиняет себя в грехах. Священник слушает, задавая вопросы, чтобы побудить кающегося не скрывать никаких грехов из страха или стыда. После того, как исповедник раскрывает все свои грехи, священник предлагает советы.

Епитимья не является ни наказанием, ни просто благочестивым действием, но специально нацелена на исцеление исповеданного духовного недуга. Например, если кающийся нарушил Восьмую Заповедь, украв что-то, священник мог бы прописать , возвращение украденного, и милостыни бедным на более регулярной основе. Противоположности обрабатываются противоположностями. Если кающийся страдает от чревоугодия, правило пересматривается и, возможно, увеличивается. Намерение исповеди никогда не наказывать, а исцелять и очищать. Исповедь также рассматривается как «второе крещение» и иногда упоминается как «крещение слёз».

В Православии исповедь и епитимья рассматривается как средство обеспечения лучшего душевного здоровья и чистоты. Исповедь не включает в себя просто указание на греховные вещи, которые делает человек; также обсуждаются добрые поступки, сделанные этим человеком. Этот подход является целостным, исследуя всю жизнь исповедника. Хорошие труды не получают спасения , но являются частью психотерапевтического лечения, чтобы сохранить спасение и чистоту. Грех рассматривается как духовная болезнь или рана, только излечивается через Иисуса Христа. Православная вера заключается в том, что в исповедании греховные раны души должны подвергаться воздействию и лечить на «открытом воздухе» (в этом случае, в Духе Божьем).

Как только кающийся принял терапевтический совет, священник говорит молитву прощения над кающимся. В молитве прощения священники просят Бога простить совершённые грехи.

Считается что ребёнок должен исповедоваться в возрасте семи лет, но нужно понимать, ребёнок и в шесть лет может обладать ясным сознанием ответственным за поступки. А бывает что ребёнок и в восемь лет остаётся ничего не смыслящим ребёнком. Поэтому при определённых условиях можно допускать детей к исповеди несколько раньше. Нужно помнить что формализм в духовной жизни нельзя допускать, тем более по отношению к ребёнку.

Частное исповедание грехов священнику, сопровождаемое отпущением грехов, всегда было предусмотрено в Книге общей молитвы.

Статус признаний как таинства изложен в англиканских формулярах, таких как Тридцать девять статей. Статья XXV включает её среди «Те пять обычно называемых таинств», которые «не должны учитываться в Таинствах евангелия, за то, что у них нет никакого видимого знака или церемонии, посвящённой Богу».

Несмотря на предоставление частной исповеди в каждом издании Книги общей молитвы, практика епитимьи часто оспаривалась во время ритуалистических споров в конце девятнадцатого века.

В Методистской Церкви, как и в случае с англиканским причастием, покаяние определяется статьями религии как таковыми которые обычно называются таинствами, но не считаются таинствами евангелия.

Многие методисты, как и другие протестанты, регулярно практикуют исповедание своего греха самому Богу, утверждая, что «когда мы исповедуемся, наше общение с Отцом восстанавливается, он простирает своё родительское прощение. Он очищает нас от всей не праведности, тем самым устраняя последствия из ранее невидимого греха. Мы снова на пути к реализации лучшего плана, который Бог имеет для нашей жизни».

Лютеранская церковь учит двум ключевым частям покаяния (раскаяние и вера). Лютеране отвергают учение о том, что прощение достигается через епитимью.

Римско-католическая церковь использует термин «епитимья» в нескольких отдельных, случаях:

как те конкретные действия, назначенные кающимся исповедником в контексте таинства.

Они имеют общее понятие о том, что грешник должен покаяться и, насколько это, возможно, возместить божественную справедливость.

Моральная добродетель

Покаяние - это нравственная добродетель, согласно которой грешник настроен на ненависть к своему греху как преступлению против Бога. Главное действие в осуществлении этой добродетели - ненависть к собственному греху. Мотивом этой ненависти является то, что грех оскорбляет Бога. Богословы, следуя Фоме Аквинскому, считают покаяние действительно добродетелью, хотя они несогласны относительно своего места среди добродетелей.

В покаянии провозглашается недостойность человечества перед лицом снисхождения Бога. Ибо, хотя освящающая благодать только прощает и очищает грехи от души, необходимо, чтобы индивидуум согласился на это действие благодати благодаря работе покаяния. Покаяние помогает уничтожить греховные привычки и приобрести такие как:

Таинство епитимьи

Процесс покаяния и обращения был описан Иисусом в притче о блудном сыне. В католической церкви таинство покаяния (также называемое примирением, прощением, исповеданием и обращением) является одним из двух таинств исцеления. Иисус Христос пожелал, чтобы таким образом, Церковь продолжала, силой Святого Духа, его работу исцеления и спасения. Примирение с Богом - это и цель, и действие этого таинства.

Через священника, который является служителем таинства, действующим от имени Бога, исповедание грехов сделано для Бога, и от Бога получено отпущение грехов. В этом таинстве грешник, ставя себя перед милостивым судом Бога, предрекает определённым образом, суд, которому он подвергнется в конце земной жизни.

Существенным для таинства являются действия грешника:

  • рассмотрение совести;
  • раскаяние с решимостью не грешить снова;
  • исповедание священнику;
  • исполнение какого-либо действия для исправления ущерба, причинённого грехом.
И священника (определение акта возмещения, подлежащее исполнению и отпущение грехов). Серьёзные грехи, смертные грехи должны признаваться в течение не более года и всегда до получения Священного Причастия.

Обряд таинства требует, чтобы вид и степень удовлетворения соответствовали личному состоянию каждого кающегося. Любой может восстановить порядок, им нарушенный, и через соответствующее средство исцелить болезнь, от которой он страдал.

Епитимья за грехи

В апостольской конституции 1966 года Папа Павел VI сказал: «Покаяние - это религиозный, личный поступок, который имеет своей целью любовь к Богу: пост, для Бога, а не для себя». Церковь подтверждает первенство религиозных и сверхъестественных ценностей покаяния. Это может быть молитва, милосердие, служение ближнему, добровольное самоотречение и жертвы.

Преобразование сердца может быть выражено многими способами. «Писание и отцы настаивают, прежде всего, на трёх формах: пост, молитва и милостыня, которые выражают обращение по отношению к самому себе , Богу и другим». А также упоминаются усилия по примирению со своим ближним и практика благотворительности, которая охватывает множество грехов.

Например, епитимья за прелюбодеяние предполагает отлучение от таинства причащения на многие годы или месяцы, с чтением канонов, с поклонами. Соответствующая епитимья за абортированных детей назначается священником, но нужно помнить , что никакой «молитвы от аборта», снимающей грех, не существует. Имеет значение возраст, состояние здоровья, степень веры и другое, включая внешние обстоятельства. Молитва может быть назначена если аборт случился в связи с болезнью или случайностью.

Епитимия также накладывается за такой грех, как пьянство. Пьянство приводит к стремительной деградации человека, превращая его в сотообразное существо. Пьянство, как правило, приводит к совершению других более тяжких грехов, например, такого как блуд, при котором люди, не состоящие в браке, допускают физическую близость.

Блуд является второй из восьми человеческих страстей и отличается от прелюбодеяния тем что при блуде не совершается супружеская измена. Так же, как и в случае других грехов, епитимья за блуд накладывается по усмотрению священника.

В Литургический год во времена Пришествия и Великого поста особенно подходят такие покаянные упражнения, как добровольное самоотречение. В соответствии с каноном 1250 «Покаянные дни и времена в универсальной Церкви - каждая пятница года и сезона Великого поста». Канон 1253 заявил: «Конференция епископов, может, более точно определить соблюдение воздержания, а также заменить другие формы покаяния, особенно благотворительные и упражнения благочестия, полностью или частично, за воздержание и пост».

При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило , милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

  • полное бесплодие обоих супругов;
  • проблемы в семье;
  • болезни.

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

О деторождении в православной семье:

Блудодеяние

Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

Епитимьи. Борис Клементьев. Исповедь

Не допускается:

  • любое нарушение супружеской верности;
  • лесбиянство;
  • разврат и прочие блудливые связи.
Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия - это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие - извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

Клятвопреступление

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

Хищение

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

Ложь

Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

Грех - это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.