Клеопатра диана де мерод - звезда прекрасной эпохи. Загадка Клео -де Мерод: сладострастная танцовщица либо оговоренная «открыточная мадонна»? Послевоенные годы и дальнейшая карьера Клео

Фамилия и имя Клео де Мерод основательно вместилось в вехи международной культуры. Артистка из Франции врезалась в память никак не только лишь собственным балетным профессионализмом. О ней гуляло в частности большое количество сплетен различного смысла, что даже через года трудно осознать, в каком месте истина, а в каком месте выдумка. Несмотря на это достоверно установлено, её изящность лишила разума Леопольда ІІ короля Бельгии, её изображения рисовали Дега и Климт. Она же с восторгом снималась для популярных печатных изданий, прогремев популярнейшей фотомоделью мира.

Участь Клео постоянно сопровождали всяческие секреты. На свет девочка появилась во Франции в Париже в 1875-ом. На подмостки она вышла, когда ей уже исполнилось одиннадцать лет. Бытует следующее мнение о ее происхождении, папа живописец Карл фон Мерод из Австрии, а мама относилась к австрийской линии именитой семьи Бельгии де Мерод, но историки вплоть до наших времен отнюдь не убеждены, что данные настоящие.

В 1900 во Франции в Париже проходила Всемирная выставка, и как раз здесь состоялось ее первое выступление «Камбоджийские танцы». Первый опыт был до того ошеломителен, что о Клео мгновенно разлетелась молва, как о весьма многообещающем таланте. Любопытно, что для собственного театрального амплуа Клео де Мерод выдумала особенную стрижку: локоны причесаны на прямую линия и ровно забраны, прикрывая ушки. В будущем данное нововведение превратилось необходимую составляющую её стиля, и безусловно, помимо этого, многочисленные дамы подцепили данный волнующий образ.

Когда Клео исполнилось двадцать три года посчастливилось исполнить танец в Бордо. Непосредственно там свой интерес на ней сконцентрировал правитель Бельгии Леопольд. Никак не испытывающий тяги к опере и балету, его постоянно видели в те дни, когда красотки выступала, жители Парижа нарекли августейшего фаната Клеопольдом. Молва гласила, монарх имел намерение отказаться от трона и предложить руку и сердце даме, многочисленные слухи говорили о якобы страстной связи Клео с ним, несмотря на это лично артистка постоянно твердила (даже в суд обращалась) об отсутствии любовной интрижки. Кстати, предмет обожания Леопольда был младше его на целых 38 лет. Исключительно единственная шикарная охапка цветов, переданная ей, когда монарх еще раз посетил ее. Но думается, что это не такая уж истина: загадочный факт, Леопольд принял решение сделать счастливой и любимую, и целиком Париж, согласно рекомендации Клео в городе основали метро на средства государя.

Невзирая на все без исключения усилия Клео уберечь собственное правдивое имя, за ней крепко зафиксировалось реноме любовницы королевской особы. Ей пришлось уехать из Парижа, однако пока еще её с восхищением приняли подмостки Гамбурга, Берлина, Санкт-Петербурга, Будапешта и Нью-Йорка. Мерод впервые в русском балете исполняла танец в паре с представителем противоположного пола. Грация Клео притягивала знаменитейших живописцев XX века. Среди них: Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах и Франц фон Ленбах. Ей доставляло удовольствие, когда Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его отпрыск Поль, делали ее фотографии. Ее образ размещали на почтовых открытках, которые путешествовали по всему миру. И здесь никак не получилось избежать еще один скандальной сенсации: в то время как Александр Фальгьер презентовал голую статую «Танцовщица», которую он лепил с Клео, ни один человек уже не принимал на веру, то что молодая девушка стыдлива и непорочна (артистка убеждала всех, то фигура вылеплена согласно муляжу, а лик у статуи её, реальный, данное объяснение позднее поддержал и Гоген).

Возвратившись в Париж в 42 года, ей не нашлось применения: её ожидала только Комедийная Опера, однако для танцовщицы подобной степени мастерства принять данное предложение равнозначно плахе. Клео насовсем оставила отчизну, основалась в Биарриц. В этом городе активно помогает филантропическим делам Красного Креста, танцуя перед военнослужащими во время 1-ой Мировой войны. В преклонных летах Клео пригласили принять участие в художественной картине «Frauen der Leidenschaft». Доверенная роль была сыграна до такой степени блестяще, что ей заинтересовался Густав Климт.

Симона де Бовуар упомянула Клео, в принадлежащей ее перу книжке «Второй пол», прозвав её куртизанкой. Опять подобное замечание зацепило уязвимую танцовщицу, на судебном процессе ей посчастливилось обосновать элементарную правду, то что она ни в коем случае не встречалась с представителями сильного пола из-за денег или же из бесцельной заинтересованности, а неизменно почитала любовь.

Клео де Мерод скончалась в 1966 г., оставив уже после себе прекрасные воспоминания, притягивающие читателей открытой искренностью.

Кукла Клео де Нил (в оригинале Cleo de Nile) – потомственная красавица, принцесса Египта, дочка мумии Имхотепа. Главная модница, всегда яркая и сногсшибательная. Как и положено представителю царского рода, она не может позволить себе быть серой мышкой. Её нельзя застать в невзрачной одежде, красоту принцессы подчеркивают многочисленные украшения из редчайших драгоценных камней. Клео – несомненный лидер по количеству аксессуаров. Серьги, браслеты, бусы, диадемы – всегда изумительны и сразу бросаются в глаза. Наша красавица всегда должна быть в центре внимания. Увидев царицу в первый раз, можно сразу понять, что её любимый цвет золотой, именно его больше всего в наряде Клео. Всё её тело обмотано элегантными бинтами, которые придают ей изюминку. Прическа и макияж всегда идеальны, роскошные чёрные волосы, с золотыми прядями, подчеркивают её красоту.

Характер у дочки мумии тоже царский. Многое она унаследовала от своего отца мумии фараона Имхотепа. Наша монстряшка надменна и эгоистична и всегда требовательна к себе и окружающим. Она делает все, чтобы достичь желаемого, хотя иногда её методы весьма сомнительны, а цель не оправдывает средства. Но её нельзя обвинять в неподобающем поведении потому, что её сразу воспитывали, как царскую особу. Клео всегда старается быть лидером среди учеников Школы Монстров. Но даже дома ей не удается расслабиться. У Клео де Нил есть старшая сестра Нефера де Нил, с которой они постоянно соперничают.

На первый взгляд Клео де Нил очень неприятная и эгоистичная личность, но несмотря на все недостатки у неё много друзей. И они очень ее любят и прощают ей все маленькие прихоти и слабости. С каждой серией принцесса становится мягче и отзывчивее, у неё появляется всё больше новых друзей. И её голубая кровь всё меньше напоминает о себе. Лучшая подруга нашей куклы Клео де Нил – это умница . Гулия дружит открыто и не пытается из хороших отношений извлечь выгоду, а вот Клио всячески использует дружбу с самой умной ученицей в школе, ведь все у неё должно получаться лучше, чем у других учеников. Но в глубине души царственная особа очень добра и внимательна к своим друзьям, хоть и пытается это всячески скрыть. Первая красавица в боится показать себя ранимой и беззащитной. Она помогает раскрыться своей лучшей подруге Гулии Йелпс.

Конечно, у самой популярной ученицы Монстр Хай обязательно должен быть поклонник. Дочь мумии фараона встречается с - первым парнем в Школе Монстров. Есть мнение, что именно змеи на голове сына Медузы Горгоны так притягивают её, ведь домашний любимец царицы – величественная и прекрасная кобра по имени . Между хозяйкой и питомцем можно найти много общего. Сходство и во внешнем величии и в остром язычке.

Пожалуй, дочь мумии Cleo одна из немногих монстряшек, которые очень похожи на обычного человека. У неё нет швов или странного цвета кожи, она не может в кого-то превращаться и части тела у неё самые обычные, без крыльев, хвоста или заостренных ушей. Это делает её похожей на обычную, но очень стильную и популярную школьницу. У Клео много образов, она точно знает, как ей вести себя в определенной ситуации. Она может быть и хорошим другом и самовлюбленной эгоисткой, но в любой ситуации всегда прослеживается царская кровь.

Куклу Клео де Нил вы можете купить в любой понравившейся серии выпуска Школы Монстер Хай.


Имя Клео де Мерод прочно вошло в историю мировой культуры. Французская танцовщица запомнилась не только своим хореографическим мастерством. О ней ходило так много слухов разного толка, что даже по прошествии лет сложно понять, где правда, а где вымысел. Хотя доподлинно известно то, что ее красота сводила с ума короля Бельгии Леопольда ІІ, ее портреты писали Дега и Климт, а сама она охотно позировала для модных журналов, прославившись как одна из первых всемирно известных фотомоделей.




Судьба Клео де Маро всегда была окутана тайнами. Она родилась в Париже в 1875 году, с детства занималась танцами, и уже в возрасте 11 лет начала выступать на сцене. Принято считать, что ее отцом был австрийский художник Карл фон Мерод, а мать принадлежала к австрийской ветви знатной бельгийской фамилии де Мерод, однако историки до сих пор не уверены, являются ли эти сведения подлинными.







Ее танцевальный дебют «Камбоджийские танцы» на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году, оказался настолько успешным, что о Клео тотчас же заговорили, как об очень перспективном даровании. Интересно, что для своего сценического образа Клео де Мерод придумала особую прическу: волосы были расчесаны на прямой пробор и гладко забраны, закрывая уши. Со временем это стало неотъемлемой частью ее имиджа, да и, кроме того, многие модницы подхватили этот романтический стиль.







В 23 года Клео выпала честь танцевать в Бордо. Именно там на нее обратил внимание бельгийский монарх Леопольд. Не имевший пристрастия к опере и балету, он стал регулярно приходить на выступления красавицы, парижане прозвали коронованного поклонника Клеопольдом. Поговаривают, король был даже готов отречься от престола и жениться, многие приписывали им с Клео бурный роман, хотя сама танцовщица, которая, к тому же, была на 38 лет моложе своего воздыхателя, всю жизнь уверяла (и даже обращалась с официальным заявлением в суд), что между ними так ничего и не было. Лишь один роскошный букет роз, преподнесенный ей по случаю очередного визита. Хотя и это не вся правда: как ни странно, Леопольд решил облагодетельствовать не только свою возлюбленную, но и весь Париж, по совету Клео в столице был построен метрополитен на деньги монарха.





Несмотря на все попытки Клео защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно закрепилась за ней. Она вынуждена была покинуть Париж, но пока еще ее с восторгом принимали сцены Гамбурга, Берлина, Санкт-Петербурга, Будапешта и Нью-Йорка. Мерод оказалась первой танцовщицей в русском балете, которая выступала в дуэте с мужчиной.



Красота Клео была настолько притягательна, что ее портреты писали известнейшие художники 20 века: Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах и Франц фон Ленбах. Она охотно фотографировалась у Леопольда Ройтлингера, Феликса Надара и его сына Поля. Почтовые открытки с ее изображениями разлетались по миру. Хотя и тут не обошлось без очередного скандала: после того, как Александр Фальгьер представил обнаженную скульптуру «Танцовщица», для которой позировала Клео, уже никто не желал верить, что девушка была скромна и целомудренна (сама танцовщица уверяла, что тело было вылеплено по муляжу, а вот лицо у скульптуры ее, настоящее, эту версию позже разделял и Гоген).





Вернувшись в Париж в возрасте 42 лет, она оказалась не у дел: ее ждала лишь Комедийная Опера, но для балерины такого уровня это было равносильно позору. Клео навсегда покинула родину, переселилась в Биарриц, где принимала участие в благотворительных акциях Красного Креста, выступая для солдат в годы Первой мировой войны. На закате жизни Клео снялась в фильме «Frauen der Leidenschaft», роль оказалась столь удачной, что привлекла внимание Густава Климта.

Клео де Мерод - женщина, сводившая с ума Леопольда ІІ


Сегодня Клео де Мерод называют «открыточной мадонной», считается, что она была одной из первых профессиональных фотомоделей. Хотя не стоит забывать, что первые появились еще в конце ХІХ века… (1875-09-27 )

Биография

Среди многочисленных поклонников Клео де Мерод был бельгийский король Леопольд II , о чём рассказано в мемуарах танцовщицы (посвящённые в эту историю парижане за глаза дразнили короля Клеопольдом).

Мемуары

  • Le Ballet de ma vie. Paris: Pierre Horay, (переизд. 1985)

Кино

  • В Клео де Мерод появилась в немецком кинофильме Frauen der Leidenschaft .
  • В Вене её красота привлекла внимание Густава Климта , их отношения стали позднее сюжетом фильма Рауля Руиса Климт ( , в главных ролях Джон Малкович и Саффрон Барроуз).

Напишите отзыв о статье "Мерод, Клео де"

Примечания

Литература

  • Nos jolies actrices photographiées par Reutlinger . Paris: Ludovic Baschet, 1896
  • Reissmann C. Cleo de Merode der Glückstraum einer Tänzerin ; Roman. Heidenau: Mitteldeutsche Verlagsanstalt, 1921 (роман переведен на несколько языков)
  • Göransson S. Cleo de Merode: en dansös" lyckodröm: romantiserad skildring . Stockholm; Malmö: Förlaget Union, 1928
  • Ochaim B., Balk C. Varieté-Tänzerinnen um 1900: vom Sinnenrausch zur Tanzmoderne . Frankfurt/Main: Stroemfeld/Roter Stern, 1998
  • Golbin P., Leclercq J.-P. Garde-robes: Intimités dévoilées, de Cléo de Mérode à. . . Paris: Union centrale des arts décoratifs; Musée de la mode et du textile, 1999
  • Corvisier C. Cléo de Mérode et la photographie: la première icône moderne . Paris: Éditions du Patrimoine, 2007

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Мерод, Клео де

Я смотрела на неё во все глаза, и видно заметив это, Стелла засмеялась и весело призналась:
– Ты не думай, что это я сама – это бабушка меня научила!..
Мне было очень стыдно чувствовать себя полной неумёхой, но желание побольше узнать было во сто крат сильнее любого стыда, поэтому я запрятала свою гордость как можно глубже и осторожно спросила:
– А как же все эти потрясающие «реальности», которые мы сейчас здесь наблюдаем? Ведь это чья-то чужая, конкретная жизнь, и ты не создаёшь их так же, как ты создаёшь все свои миры?
– О, нет! – опять обрадовалась возможности что-то мне объяснить малышка. – Конечно же, нет! Это ведь просто прошлое, в котором все эти люди когда-то жили, и я всего лишь переношу нас с тобой туда.
– А Гарольд? Как же он всё это видит?
– О, ему легко! Он ведь такой же, как я, мёртвый, вот он и может перемещаться, куда захочет. У него ведь уже нет физического тела, поэтому его сущность не знает здесь препятствий и может гулять, где ей захочется... так же, как и я... – уже печальнее закончила малышка.
Я грустно подумала, что то, что являлось для неё всего лишь «простым переносом в прошлое», для меня видимо ещё долго будет являться «загадкой за семью замками»... Но Стелла, как будто услышав мои мысли, тут же поспешила меня успокоить:
– Вот увидишь, это очень просто! Тебе надо только попробовать.
– А эти «ключики», они разве никогда не повторяются у других? – решила продолжить свои расспросы я.
– Нет, но иногда бывает кое-что другое...– почему-то забавно улыбаясь, ответила крошка. – Я в начале именно так и попалась, за что меня очень даже сильно «потрепали»... Ой, это было так глупо!..
– А как? – очень заинтересовавшись, спросила я.
Стелла тут же весело ответила:
– О, это было очень смешно! – и чуть подумав, добавила, – но и опасно тоже... Я искала по всем «этажам» прошлое воплощение своей бабушки, а вместо неё по её «ниточке» пришла совсем другая сущность, которая как-то сумела «скопировать» бабушкин «цветок» (видимо тоже «ключик»!) и, как только я успела обрадоваться, что наконец-то её нашла, эта незнакомая сущность меня безжалостно ударила в грудь. Да так сильно, что у меня чуть душа не улетела!..
– А как же ты от неё избавилась? – удивилась я.
– Ну, если честно, я и не избавлялась... – смутилась девочка. – Я просто бабушку позвала...
– А, что ты называешь «этажами»? – всё ещё не могла успокоиться я.
– Ну, это разные «миры» где обитают сущности умерших... В самом красивом и высоком живут те, которые были хорошими... и, наверное, самыми сильными тоже.
– Такие, как ты? – улыбнувшись, спросила я.
– О, нет, конечно! Я наверное сюда по ошибке попала. – Совершенно искренне сказала девчушка. – А знаешь, что самое интересное? Из этого «этажа» мы можем ходить везде, а из других никто не может попасть сюда... Правда – интересно?..
Да, это было очень странно и очень захватывающе интересно для моего «изголодавшегося» мозга, и мне так хотелось узнать побольше!.. Может быть потому, что до этого дня мне никогда и никто ничего толком не объяснял, а просто иногда кто-то что-то давал (как например, мои «звёздные друзья»), и поэтому, даже такое, простое детское объяснение уже делало меня необычайно счастливой и заставляло ещё яростнее копаться в своих экспериментах, выводах и ошибках... как обычно, находя во всём происходящем ещё больше непонятного. Моя проблема была в том, что делать или создавать «необычное» я могла очень легко, но вся беда была в том, что я хотела ещё и понимать, как я это всё создаю... А именно это пока мне не очень-то удавалось...

Одна из величайших парижских красавиц, представительница истинного австрийского дворянства, Клеопатра Диана де Mерод родилась в Париже в 1873 году.

Её отец Карл Фрейхерр фон Мерод (1853-1909), жил в Mёдлинге (возле Вены) и был известным живописцем-пейзажистом. Будучи живописцем, он был отпрыском знаменитой бельгийской аристократической семьи де Мерод.

В восьмилетнем возрасте Клео начала обучение в школе танцев и в одиннадцать лет уже танцевала профессионально.

Она была очень маленькой, и из-за её маленьких размеров и больших способностей к балету в 13 лет её избрали для выступления в “Choryhée” – одном из самых престижных балетных спектаклей в Париже.

Для этого спектакля она придумала новую причёску. Парижанам эта причёска понравилась, и Клео вошла с ней в историю – причёску назвали её именем.

Во всём мире, как и в России, было выпущено множество открыток, изображающих Клео де Мерод, эту красавицу-француженку, увековечившую свое имя введённой ею гладкой, на прямой пробор, причёской, совсем закрывавшей уши.

Женские головки всего мира отдали дань модной причёске “Клео де Мерод”, но говорили, что сама красавица вынуждена была прибегнуть к ней из-за того, что у неё была отрезана половина левого уха.

В 1896 году, в возрасте 23 лет, она была избрана, чтобы танцевать роль Фрины в театре оперы и балета в Бордо, и именно там на неё обратил внимание Леопольд II, король Бельгии.


Леопольд II, король Бельгии

Она потрясла его воображение. Леопольд не любил музыку, но ходил на балеты и в оперу главным образом для того, чтобы знакомиться за кулисами с актрисами.

Клео была на 38 лет моложе Леопольда, считалась одной из первых красавиц Франции и стала одной из первых в истории фотомоделей: ее фотографии в экзотических нарядах украшали открытки и страницы журналов.

Читайте также Вдали от дома: как сделать своё путешествие здоровым

Бельгийский король вёл в то время сверхсекретные переговоры с французским правительством по вопросу общих колониальных интересов в Африке против Великобритании. Было известно, что он восхищён балериной Клео де Mерод, вот он и придумал свои визиты к ней как причину для его путешествий в Париж. Вскоре король лично явился к ней с огромным букетом роз

Весть о бурном романе короля с Клео очень быстро облетела Париж, и язвительные парижане не замедлили окрестить бельгийского короля Клеопольдом.

Эта сатирическая открытка изображает Короля Бельгии Леопольда в роли “Клеопольда”. Хотя королю и льстило это имя, Клео очень сильно протестовала против него и даже предпринимала законные попытки восстановить своё доброе имя.

К сожалению, её репутация была испорчена, так как король Леопольд был известен своими неразборчивыми связями.

В ноябре 1902 года русские газеты даже писали, что “по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод”.

Впрочем, до отречения дело не дошло, зато говорили, что Париж кое-что выиграл от королевской страсти. Когда Леопольд решил сделать Франции какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро.

И в 1900 году была открыта линия парижского метрополитена, построенная на деньги бельгийского монарха.

Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать обратное. Предполагаемый “роман” Леопольда с Клео задевал её так сильно, что Клео даже обратилась в суд, с официальным заявлением, что не было никакого романа, был лишь букет роз.

Однако, сплетни о ней как о королевской фаворитке прилипли к её имени на всю оставшуюся жизнь Клео и даже после её смерти.

Читайте также Тренируйся на кошках: американские курсы чтения для детей

В расстроенных чувствах, она покинула Париж, но продолжала выступать в Гамбурге, Берлине, Санкт-Петербурге, Будапеште и Нью-Йорке. Она была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнёром-мужчиной в русском балете.

И она никогда не снималась обнажённой – хотя её писали Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его сын Поль. Почтовые открытки с её изображениями были чрезвычайно популярны в конце XIX - начале ХХ вв.


Джованни Болдини. Портрет Клео де Мерод, 1901г.


Ф. А. фон Каульбах. Портрет Клео де Мерод, 1904г.

Тем не менее скандал в обществе вызвала представленная в Парижском салоне в 1896 году скульптура Александра Фальгьера «Танцовщица», для которой позировала Клео: хотя она настаивала, что портретной в этой обнажённой скульптуре из белого мрамора была лишь её голова, многие современники считали, что автор использовал муляж тела танцовщицы (это мнение разделял, в частности, Гоген). Клео плакала, протестовала, даже судилась, но доказать ничего не могла.


Картина Карлоса Васкеса “Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года”

В 1915 году, в возрасте 42 лет, Клео де Mерод возвратилась в Париж. Она получила много предложений танцевать, но в труппе Комедийной Оперы. Это считалось самой низкой ступенью в иерархии балета в Париже.

В возмущении она немедленно покинула Париж, перебралась на свою родину – в Биарриц и уже никогда больше не возвращалась в Париж.

Но она продолжала танцевать. Она участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами во время Первой мировой войны, желая поднять дух тех, кто защищал её страну.

В 1926 году Клео де Мерод появилась в немецком кинофильме “Frauen der Leidenschaft”. В Вене её красота привлекла внимание великого художника эпохи модерн Густава Климта.