Лексическая тема «Осень». Пейзажи из сухих листьев и цветов

Добрый день, мы продолжаем говорить про осенние поделки. И сегодня я приготовила новую порцию идей для поделок на тему осень. Здесь будут самые красивые работы, посильные как детям в детском саду, так и более серьезные арт-объекты, достойные руки мастера. Самые разные поделки на осеннюю тему вы найдете и в других наших статьях – А также я дам вам в конце статьи список ссылок на другие детские поделки на эту осень.

Ну давайте начнем, посмотрим, какие красивые и простые поделки я для вас сегодня приготовила.

Поделки из бумаги

На тему осень

В технике квиллинг.

Осень – это красивые золотистые листья. Из узких полосок бумаги можно передать ажурную красоту осенних листьев. Вот на фото ниже мы видим простые ажурные скрутки в технике квиллинг. Для таких воздушных листьев нужно совсем не много бумаги. И такие работы достаточно просто сделать детям школьного возраста.

Дети младшего возраста могут складывать простые листья – где каждый элемент листа это ОДНА единственная крупная скрутка-квиллинг.

А более сложные поделки-листья на тему осень делаются в несколько этапов . Сначала на листе бумаги мы рисуем очертания кленового листа. Потом заполняем этот силуэт модулями скрутками – начиная от центра и постепенно двигаясь к краям силуэта. После того как вся внутренность листа собрана , остается лишь одной сплошной полоской бумаги обклеить вдоль весь контурный край поделки.

А можно начать делать поделку с прожилок (как на левом фото ниже). Сначала из полосок бумаги натянуть прожилки – следуя по нарисованным контурам прожилок на бумаге – втыкаем булавку в конец нарисованной прожилки, протягиваем полоску бумаги, оборачиваем ее вокруг булавки и вторую половину полоски приклеиваем к первой половине. После того как все прожилки собраны и закреплены на булавках начинаем укладывать модули-скрутки из бумаги.

Существуют разные квиллинг технике по созданию узорных модулей-скруток. Чередуя разные узоры и оттенки цвета можно делать настоящие шедевры-поделки на тему осень (как эти дубовые листочки с желудями на рисунке ниже).

Квиллинг модули можно укладывать в осеннюю картину-панно (как на фото ниже). Как делать такие лохматые цветы я подробно рассказала и показала в фотографиях в специальной статье

На квиллинговых картинах-поделках на тему осень могут появиться птички, веточки рябины, белочки, ежики. Все что имеет отношение к осеннему лесу.

Если вы только начинаете свои первые шаги в технике квиллинг, то на тему осень лучше и проще сделать поделку-рябину.

У такой поделки простые ягоды – круглые скрутки. И простые листья – скрутки в форме глаза (то есть тот же круг-скрутку сначала ослабили-раскрутили, а потом пальцами сдавили с двух сторон, придавая форму глаза).

Дети младшего школьного возраста уже имеют достаточно ловкие и крепкие пальцы, чтобы самим скручивать и сплющивать квиллинг-модули. Поэтому для них тоже будут по силам простые поделки на тему осень в технике квиллинг.

Например несложно сделать вот такого ежика и круглый расслабленный жгут-яблочко.

Еще много идей и способов сделать осеннюю поделку ежика и в технике квиллинг и из природного материала и из бумаги вы найдете в нашей статье .

А когда ребенок наловчится можно давать ему задачи-поделки с уже БОЛЬШИМ количеством квиллинг-модулей (как на фото с осенними поделками ниже).

Для изготовления таких детских поделок лучше пользоваться трафаретами. Много квиллинг трафаретов на тему осень можно найти в интернете. Я планирую написать отдельную статью по осеннему квиллингу и в ней опубликую готовые трафареты в полный размер. А пока для зачина вот вам идея осеннего дерева из бумажных скруток.

Поделки на тему осень

Из гофрированной бумаги.

Тонкая креповая бумага (мятая или гофрированная) подходит для очень красивых поделок на тематику осени для детей. Можно сделать поделку дерево из рулона туалетной бумаги. Или поделку осенний цветок на ножке-палочке от мороженого.

Самое главное это научится делать многослойные пышные цветы-помпоны. В статье « » я даю подробные объяснения как делать такие пышные цветы быстро и просто детскими руками в детском саду.

А здесь выкладывают вот такой схематичный фото-инструктаж. И даю пошаговое описание ваших действий.

Шаг 1 – кладем друг на дружку цветные листы бумаги (креповой или салфетки цветные столовые бумажные)

Шаг 2 – эту стопку цветных буажных слоев складываем в виде обычной гармошки (как при изготовлении веера из бумаги)

Шаг 3 – с двух концов сложенного веера делаем закругление ножницами (это чтобы края цветов были овальными)

Шаг 4 – середину веера перетягиваем проволокой или веревочкой, завязываем на узел.

Шаг 5 – раздвигаем лопасти нашего веера с обоих концов и в обе стороны – и раздвигаем цветные бумажные слои, разлепливаем их друг от друга. Получаем пышное радужное облако.

И теперь это облако либо частично засовываем в ствол дерева (рулон от туалетной бумаги) либо крепим на ножку цветка (палочку от мороженого или длинную шпажку). И в итоге получаем поделку дерево. Либо поделку осенний цветок.

Поделка на осень.

Венок из газеты.

Обычная газета может стать красивым осенним подарком или поделкой на школьный конкурс по теме осень.

Газетные листы красим гуашью в разные цвета осени. Далее каждый лист складываем пополам несколько раз и на нем обводим силуэт заготовки для будущего лепестка. Силуэт может иметь форму треугольника (или сердечка). Вырезаем такие цветные силуэты. И теперь каждый из них скручиваем так, чтобы острие треугольника (или сердечка) смотрело вверх.

Из газеты сворачиваем тонкие трубочки-жгуты . Из них скручиваем тело-основу для венка. Фиксируем проволокой или веревкой.

Поделки на тему осень

Из обычных шишек.

Сосновые шишки – очень многосторонний материал для поделок. Из них можно делать животных и птичек и много другие поделки на тему осень для детей. У меня есть отдельная статья Поделки из шишек и вот там целый зверинец на эту тему. А в этой статье я хочу показать другую сторону шишки. Ее прекрасный внутренний мир.

А именно мир шишки в разрезе.

Если шишку разрезать ножом пополам. То мы видим плоскую серединку с чешуйками, похожими на лепестки деревянного цветка . Вы можете щипцами выдернуть лишние чешуки-лепестки. Или наоборот подклеить клеем добавить лепестки-чешуйки в этот распил шишки.

А потом разукрасить все гуашью. Нарисовать цветные края лепестков, нарисовать серединку, и даже пушистые тычинки тоже нарисовать тонкими мазками кисточки (как на фото ниже). Получаются красивые цветы из шишек.

Поделки по раскрашиванию шишек очень нравятся детям. Можно делать целые настенные панно из шишек-клумб на тему осень.

А вот ниже мы видим заготовки для крутой поделки – ОСЕННЯЯ КЛУМБА. Видите оранжевые цветы так похожие на бархатцы. Тут в серединку спила от крупной шишки вставлена маленькая шишечка с пышными раскрытыми чешуйками. Все это красив в желтый цвет. Края чешуек красим в красный. И получается вылитый цветок бархатцев. Можно собрать реалистичный букет. Откройте интернет посмотрите, – какая у них форма и раскраска, и гуашью повторите эти же оттенки, тычинки, полоски, крапинки – и вы получите осеннюю клумбу, похожую на настоящую.

Это очень шикарная поделка, которая делается довольно таки просто. С такой клумбой вы выиграете любой школьный конкурс поделок на тему осень. Будьте уверены. Тем более я вам сейчас раскрою три маленьких секрета, как добиться совершенства в этой поделке…

Маленький секрет . Как красиво раскрыть чешуйки шишки. Замачиваем шишки в горячей воде. Они закрылись от воды. Выкладываем из воды и кладем на противень в духовку. Жарим их на маленькой температуре и они раскрываются красиво – равномерно во все стороны растопыриваются.

И еще маленькая хитрость . Чтобы ваша клумба из шишек благоухала можно использовать ароматические масла (продаются в аптеке). Раскрывшиеся шишики, еще до покарски их гуашью, кладем в целофаноый плотный пакет – туда капаем несколько капель ароматического масло – можно смешать, капнуть по капле разного (это не испортит). И закрыть пакет плотно, потрясти чтобы капельки распределились по пакету. И пусть шишка там сутки полежит, пропитается как следует.

И еще маленький нюанс . Как заставить засверкать вашу клумбу. После того как вы гуашью нанесли основной цвет и рисунки, обводки, крапинки и т.п. Нужно сверху побрызгать лаком для волос. Это закрепит краску, она не станет пачкать ваши руки и сам цвет станет на два тона сочнее и ярче.

Серединку каждого шишечного цветка можно украсить круглой шляпкой от желудя – тоже покрасив ее цветной гуашью (как на фото ниже). Из таких шикарных шишек-цветов можно делать целые венки-поделки на тему осень.

Можно разукрашенные шишки не оформлять в виде цветов а просто наклеить на картонное кольцо-бублик, вырезанной от большой коробки из-под пиццы.

Поделки на тему осень

Из природного материала

В технике мозаика.

Насыпные аппликации из круп любят все дети. И это хорошо. Потому что полезно. Осенние аппликации-мозаики из круп и семян очень успокаивает психику и развивает мелку моторику рук.

К крупам можно добавлять фигурные макароны. Материал крепим на пластилин или клей из горячего пистолета.

Маленьким детям можно давать простые поделки мозики на тему осень. Например вот такая поделка в виде осеннего дерева очень нравится всем малышам младшей группы детского сада.

Заранее красим арбузные косточки (или тыквенный семочки) в разные цвета гуаши. И дети на клей пва выкладывают целые панно из этих цветных косточек.

А еще быстрее сделать мозаичный материал на тему осень из цветных листьев клена . Их просто нарезаем на кубики и насыпаем в мисочки. Дети сами выбирают элементы и наклеивают их на крону нарисованного дерева.

Вот еще простые идеи поделок на тему осень для детей в школе и детском саду. Осенний лист поделенный на секторе и каждый сектор можно заполнить разным по фактуре материалом. Елси нет семян и круп можно каждый сектор наполнить нарезанной мозаикой и кленового листа, но разного цвета – сектор из желтых, сектор из зеленых, бордовых, оранжевых, красных и т.д.

И любимые всеми детьми поделки-ежики из природного материала. Колючки ежу можно выложить из арбузных косточек, их крылатых семян клена. А яблоко на бочине ежа можно сделать из скорлупы грецкого ореха.

Поделка на тему осень может быть неврзачного цвета – но разная фактура насыпного мозаичного материала сделает ее шикарной. Сочетание рис, гречка и ячневая крупа – даст нам красивый гриб-боровик.

Светлая овсяная крупа и семена клена помогут вам сделать своими руками чудесную белочку.

А вот еще мое любимое сочетание мозаики из сухих листеьв и шляпок желудей.

Вы можете своими руками сделать вот такую красивую поделку на тему осень — силуэт белочки из желудиных шляпок. Распечатываем силуэт на принтере. Покрываем его черной гуашью. И на клей из горячего пистолета крепим шляпки от желудей. Красивая поделка в подарок друзьям и близки.

МОЗАИЧНЫЕ техники

для поделок на осень.

Мозаика из комочков . Комочки могут быть бумажные (смятые шарики их креповой или гофрированной бумаги).

Или комочки могут быть из цветного пластилина (как на фото поделки ниже).

Мозаика для взрослых арт-поделок на тему осень может состоять из более дорогого по деньгам материала – пуговиц и бисера. Осень богата на идей поделок из пуговиц. Это могут быть деревья, тыквы, и рыжая как осень лиса – королева осеннего леса.

Но и ребенок тоже любит работать с пуговками. Наклеивать пуговки можно на клей пистолет или пластилин. Вы можете своей рукой выложить длинную липкую дорожку из клеевого пистолета, а ребенок быстро заполнить ее яркими пуговками и пайетками (как на фото осенней поделки ниже)

Осенняя мозаика из бумаги. Это детская поделка. Когда лист цветной бумаги нарезается на квадратики. Каждый цвет насыпается в отдельную мисочки и ребенок начинает выкладывать картинку. Красиво смотрится когда все выложено на черном фоне, то есть подойдет черный картон.

Чем меньше ребенок тем проще должна стоять перед ним мозаичная задача. Контуры будущего рисунка должны быть заранее нарисованы на фоне и служить для ребенка ориентирами границ выкладки элементов.

Вы можете нарезать мозаичный материал разного размера . Чтобы в каждом секторе картины делать наполнение разной фактуры – мелкой или крупной, кубической или треугольной.

Можно из плотного картона вырезать неровные кусочки будущей мозаики . Сначала нарезать картон на неровные полоски с извилистыми краями. А потом эти длинны полоски нарезать на короткие отрезки тоже сильно наискосок и неровно двигая ножницами.

Собрать из таких кривых картонных элементов поделку. А потом замазать щели. На промежутки между картоном нанести клей ПВА и засыпать эти места мелким просеянным речным песочком или просеянной ячневой крупой. Высушить и сверху покрыть лаком для волос , чтобы все заблестело глянцем. Получится эффект настоящей керамической мозаики. Отличная довольно простая и шикарная по результату поделка на тему осень. Подходит и для детей и родителей – каждому найдется своя порция труда и в нарезке и в выкладке.

Поделки из осенних листьев

в технике отпечатка.

Уже не в первой статье на тему осень мы говорим про технику отпечатка кленовых листьев. Потому что правильно сделанный отпечаток очень красив. Детям очень нравятся такие занятия по изо-деятельности где можно делать штампы и отпечатки. На фоне такого заштампованного листьями бумажного листа можно делать осенние аппликации с белочкой или ежиком.

Детские поделки из листьев

На тему осень.

Дети любят делать нарядные поделки из осенних листьев. На нашем сайте есть большая статья по самым разным техникам такого детского творчества Поделки из листьев

В этой статье я покаже еще несколько идей для детей. Вот такие милые цветы с глазками подойдут для школьного и детсадовского возраста.

Вырезаем кругляш из картона – на нем клеим белые глазки рисуем маркером улыбку и реснички. Переворачиваем картонный диск и на обратную сторону на клей или пластилин крепим листья так, чтобы они выглядывали половинкой листа за край картонного кругляша. С обратной стороны цветка на пластилин или скотч крепим трубочку-ножку и ставим цветок в вазочку из втулки от туалетной бумаги.

Вот красивая аппликация из круглых листьев осины. Или вырезанных ножницами в форме круга кленовых листьев. Наклеиваем их на лист бумаги, добавляем вверху палочки, а вниз наклеиваем силуэт миски, в которой они лежат. Простая поделка для маленьких детей по теме осень.

Можно взять лист бумаги наклеить на него осенние листья в хаотичном порядке. И сверху это листяное полотно накрыть листом картона с вырезанным в нем силуэтом-отверстием в форме кленового листа.

Можно из лиственного полотна сделать тоже ковер. Вырезать из него ровный круг. И заламинировать кругляш на машинке для ламинирования получим полезную поделку подставку для сервировки стола.

Еще больше интересных техник по работе с осенней листвой вы найдете в статье .

Поделки на осень

из листьев и красок.

Листья можно красить красками. И у них появятся новые поделочные возможности. Разукрашенный лист приобретает новую творческую жизнь. Вот как это происходит.

Мы взяли длинный ивовый листок и покрыли его узором. Мы смотрим на него и понимаем что он напоминает длинное перо дивной птицы.

Тогда мы рисуем новое перо-лист и еще одно, Каждый раз меняя узор. Потом раскладываем листья-перья на столе и вот мы видим уже силуэт будущей поделки. Прекрасной жар-птицы.

Детям не просто нарисовать аккуратные узоры тонкой кисточкой. И не надо. Пусть детские разукрашенные листья будут яркими пятнистыми не обязательно с ровным симметричным рисунком. Все равно эти работы будут прекрасны.

В более взрослом возрасте на крупных листьях можно рисовать целые мини-картины. Не буду подробно рассказывать о технике такой живописи на осенних листьях я об этом уже рассказывала в статье

Поделки светильники

В тематике осень.

Эта поделка требует работы с острым ножом для резки бумаги или лезвием, поэтому детям самостоятельно за нее браться не стоит. Пусть внутренние части листа вырежет взрослый. Понятный мастер-класс ниже покажет все шаги. Они простые и понятные.

Из картона вырезаем длинную полосу – складываем ее на 4 части-створки, плюс с одной стороны должен быть маленький нахлест-запас для склейки. В одной из половинок сторон прорезаем ножом отверстие в виде листа. На внутреннюю сторону наклеиваем пергамент. Склеиваем створок, чтобы получился пустотелый куб. И внутрь ставим стеклянную баночку со свечой таблеткой внизу.

По такому же принципу можно сделать подсвечники из плотной упаковочной бумаг и, свернутой в трубочку. На ней вырезаем силуэт кленового листа, на обратную сторону клеим пергаментную прозрачную бумагу, окрашенную акварелью в нежный цвет. Сворачиваем этот двухслойный лист в рулон, крепим степлером. Внутрь помещаем свечку или гирлянду из светодиодов.

А вот еще баночки-подсвечники, Самые простые поделки на тему осень. Банки обмазываются кляксами гуаши, или обклеиваются кусками цветных салфеток и на этот кляксовый фон наклеиваем силуэт ствола дерева с ветками. И готово.

Можно закрасить баночки вот так с дыркой в виде осеннего листа . Из бумаги вырезаем лист. Клеим его на обычное мыло на бок банки. Покрываем банку акриловой красой. Смачиваем бумажную наклейку водой – мыло размокает и лист отклеивается. Получается подсвечник. Внутрь насыпаем зерно и ставим свечу.

А еще можно белую новогоднюю светодиодную гирлянду украсить осенними листьями – привязать к каждому диодику скотчем лис и получим светящуюся осеннюю гирлянду. Красивая поделка на тему осень, для украшения вашего осеннего праздника.

Поделки-вышивки

на тему осень.

Если вы любили в детстве вышивать, то этой осенью вы можете сделать поделку-вышиванку на осеннюю тему. Это может быть красивый желто-зелено-красный лист, выполненный в разных техниках вышивального шва (как на фото ниже).

Это может быть картина-пейзаж на тему осень, выполненная в технике гладь.

Вы можете замахнуться на большое полотно с множеством элементов. А можете сделатьпростое осеннее дерево.

Вы можете украсить вышивкой полезную вещь – например подушку. Отличный подарок поделка своими руками на тему осень. Схему к такому вышиванию можно нарисовать самому акварельными красками на бумаге в мелкую клеточку – в отделе для черчения продается такая бумага.

Поделки из бисера

на тему осень.

А еще осенние листья красиво смотрятся если сделаны из яркого бисера. Техник бисероплетения великое множество, поэтому и способов сделать из бисера осенний лист много. Здесь я предлагаю самую простую – доступную для детей, ту которую преподают в детских кружках творчества. Делаем из толстой проволоки внешний каркас листа с центральной прожилкой. И уже тонкой проволокой оплетаем этот каркас, нанизывая на нее, по ходу плетения, ряды бусин.

Существительные:

осень,туча,дождь,лужа,погода,непогода,листопад, сырость,зонт,сентябрь,октябрь,

ноябрь,листья,деревья, берёза,дуб,осина,рябина,ясень,липа,тополь,клён, лиственница,

ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.

Глаголы:

наступать,желтеть,краснеть,опадать,дуть,лить,вянуть, моросить,срывать(листья),

пожухнуть,расписать,хмуриться

(небо), облетать, накрапывать.

Прилагательные:

жёлтый,красный,оранжевый,разноцветный,дождливая (погода,осень),сухой,холодный,

мокрый,хмурый,осенний,

унылый,пасмурный,золотая(осень),серые(дни),проливной, моросящий.

Наречия:

мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

Пальчиковая гимнастика

Разбросалаосеньлистья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

Лист кленовый,лист с осинки,

Лист дубовый,лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

И. Михеева

(Делаютволнообразные движенияладонями.)

(Делаютплавныевзмахи ладонями вверх-вниз.)

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещиваютладонис растопыриванием пальцев.)

(Поочерёднозагибают пальцы,начинаяс большого,

наобеихруках

одновременнонакаждый

лист.)

(Звонкохлопаютв ладони.)

Пальчиковая гимнастика

Координацияречисдвижением « Леса- чудеса»

Цели:учить координировать речь с движением,развивать мелкую моторику, творческое воображение,

Закреплять в речи названия деревьев.

В леса-чудеса

Мы поедем,

Там встретимся

С умным медведем.

Рассядемся

Я, и ты, и медведь

И будем песню

Лесную петь:

Про ель, про берёзу,

Про дуб, про сосну,

Про солнце и звёзды

И про луну.

Про дуб, про сосну,

Про берёзу и ель,

Про солнце и дождик

И про метель.

Г.Сати

(Идут по кругу, держась за

руки.)

(Усаживаются на колени

на ковёр.)

(Ритмично соединяют

дый палец с большим

пальцем

на правой руке.)

(То же на левой руке.)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной

выразительностью речи.

Солнце, солнце, Ты откуда?

Я из тучки золотой.

Дождик, дождик, Ты откуда?

Я из тучи грозовой.

Ветер, ветер,

Ты откуда?

Я из дальней стороны.

Из пособия Г.

Быстровой, Э.

Сизовой, Т. Шуйской

Закличка

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

ОСЕННЯЯ

Осень, осень,

В гости просим.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Игра «Какие листья спрятались на картинке?»

Цели: развиватьзрительноевнимание,учитьузнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать

грамматический

стройречи(образованиеотносительныхприлагательныхот существительных).

Игра « Четвёртыйлишний»

Цели: учитьотличатьпризнакиосениотпризнаковдругих времёнгода,развиватьсвязнуюречь(употребление

сложноподчинённыхпредложений),развиватьзрительное внимание.

Ходигры. Воспитательпомещаетнанаборноеполотно четырекартинки,натрёхиз

которых изображено одновремя года,а на четвёртой -другое.Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесьлишняявтораякартинка,потомучтонаней нарисованолето,анаостальныхкартинках

изображена осень. И т. п.

Игра «Три листа»

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формироватьграмматическийстройречи(образование

относительных прилагательных,согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки сизображениемтрёхразныхлистьев.

Ребёнокдолжених назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист - между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист - справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Повторение названий осенних месяцев

Цели: закрепитьвречиназванияосеннихмесяцев,учить связному монологическому высказыванию.

Воспитательпредлагаетдетямпрослушатьстихотворение «Двенадцатьмесяцев».

Проводитбеседупостихотворению,

разучивает его с детьми.

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

Перечислите осенние месяцы по порядку.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развиватьречевойслух,слуховуюпамять, грамматическийстройречи(умениеподбиратьоднокоренные

слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.

После этого дети должны назвать,

какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов - названий деревьев.

Ходигры. Детивстаютвкруг,воспитательбросаетмяч одномуиздетей,произнося

название дерева.Ребёнокловит мячи,бросаяеговоспитателю,произноситэтожеслово

по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развиватьфонематическийслух,учитьопределять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ

выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова: осень,погода,дождь,ива, тополь,сосна,дуб,клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

Игра «Сколько звуков?»

Цели: развиватьфонематическийслух,совершенствовать навыкизвуковогоанализаисинтеза,

учитьопределять количество и последовательность звуков в слове.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямсосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

Назвать звук перед или после заданного;

Назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

Игра «О чём плачет тучка?»

Цели: развиватьзрительноевнимание,совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

Ходигры. Воспитательпомещаетнафланелеграфе изображения тучки и капелек,

на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.

Например: дуб.

Материалы для чтенияизаучиваниянаизусть

* * *

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите - роща золотом одета».

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Наша осень правда золотая,

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет жёлтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки, скуластые, крутые,

То и дело шлёпаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхоза морем разлились.

Е. Благинина

КЛЁН

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, весёлый -

Чудесно, что клёны растут возле школы!

Осенние клёны - цветов хороводы,

И жёлтый, и красный среди непогоды.

Найду я зелёного капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

С. Васильева

Загадки

Цели: развиватьслуховоевнимание,учитьсвязному монологическомувысказыванию

(толкованиезагадки).

Ходигры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Тексты для пересказа

* * *

Лето кончилось.Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липадрожала под его порывами.

Издупла липы

Пришла осень.Всё перелётное населениеулетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.

Дождь

хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.

По В. Бианки

Вопросы:

Какое время года наступило после лета?

Какиеприметыосениописываютсяврассказе?

Почему кукушонок остался один?

Как жилось кукушонку в дупле?

ОСЕНЬ

Пришёлсентябрь.Послезнойноголета,после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут подосиновики,сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях

жмутся друг к

дружке тонконогие опёнки...

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетелиласточки,быстрокрылыестрижи...

Вшумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы...

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года говорится в рассказе?

Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

Какие птицы улетели первыми?

Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

Текст для пересказа

ЛИСТОПАД

Вот изгустых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти

на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

Вот он остановился, прислушался... Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле

это листья с деревьев падают, шелестят. Можно,конечно,набратьсязайцухрабростиине

оглядываться.Номожетслучитьсятак:неподдастсязаяц обману падающих листьев,

а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

По М. Пришвину

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Кто вышел из густых ёлок?

Почему заяц прислушался?

Правильно ли заяц осторожничает?

Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о времени года – осени.
Задачи: Развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитывать любознательность.
Описание:
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Хорошее владение родным языком, речью – это искусство, которому надо учиться.
Для чего необходимо развивать устную речь?
- Уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях
- Выражать свои мысли и чувства
- Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.
Речь служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. И, конечно, детям хочется, чтобы их понимали. Дети часто испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас, большинство детей не умеют правильно говорить, им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе, вести диалог.
Формирование связной речи является главной задачей речевого воспитания. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Предлагаемые задания направлены на закрепление материала по лексической теме: «Осень». Это своеобразное домашнее задание, которое интересно выполнять с детьми после логопедического занятия дома, на прогулке.
Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, родителям, логопедам.

Задание:

«Читай, добавляй, предложения составляй».



Задание:

«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».

Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)


Задание:

"Любимые стихи"

Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)


Задание:
Прочитай стихотворение. Придумай название.



Задание:

«Уточним признаки»

Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?


Согласование прилагательного с существительными:
Задание: Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, день, погода, деревья, трава, животные, птицы, насекомые.



Задание:
Подобрать антонимы к словам: тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, сухой – мокрый, длинный – короткий.

Задание:

«Проговори скороговорку».

Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.

«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»


Задание:

«Учимся отвечать на вопросы»

В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.
Послушай рассказ. Расскажи, о каком времени года идет речь?
Рассмотри картинки, какая из них соответствует рассказу?
Важно, чтобы текст, читаемый взрослым, был образцом правильного литературного построения предложения, был ярким, выразительным. Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.




Поделитесь своими впечатлениями об осени. Спросите, а как вы относитесь к осени? Рассказ начните с таких слов:
Я люблю осень потому что…
Мне не нравится осень, потому что…



Составь по плану рассказ: "День знаний!"


Задание: «Что нам осень подарила».
Слова – помощники: сад, фрукты, овощи, огород, уборка, урожай, грибы, корзины, лес, собирать, созрели, заготавливать.



Игра: «Что растет в огороде?»
Вспомни, что растет в огороде. А что растет в саду? Посмотри на рисунки, сначала назови все овощи, потом все ягоды и наконец все фрукты.
Ответь на вопросы и объясни, почему на один и тот- же вопрос можно дать несколько правильных ответов.



Игра: «Я готовлю сам»
Покажи и назови овощи, из которых варят суп борщ, и фрукты для компота.
Мы сварим борщ из…
Мы сварим компот из…



Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

Какое сейчас время года?
- Сейчас осень.
- Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
- На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы - организуйте беседу.

Какое сегодня небо?
- Небо чистое и голубое.
- А каким чаще бывает небо поздней осенью?
- Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
- Какие листья ты видишь на деревьях?
- Листья красные, желтые, оранжевые.
- А какими бывают деревья поздней осенью?
- Поздней осенью деревья голые.
- Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
- Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
- Что произойдет с травой поздней осенью?
- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
- Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.
- Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
- Что происходит с насекомыми поздней осенью?
- Поздней осенью насекомые исчезают.
- Посмотри на небо. Кого ты видишь?
- Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например:

Береза. - Желтые березовые листья.
- Клен. - Алые кленовые листья.
- Осина. - Пунцовые осиновые листья.
- Рябина. - Оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами… (осень).

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень».

Тема: «Осень»

Цель:

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Осень».

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «Осень».
  • Развитие словесно-логического мышления.

Коррекционные:

  • Развитие связной речи.
  • Развитие навыков словообразования и словоизменения.
  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Воспитательные:

Оборудование :

  • мяч, картинки с изображением осени и со звуковым сопровождением (звук ветра, дождя), тематические картинки времен года и природных явлений, символы времен года (снежинка, бабочка, ландыш, желтый лист).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

  • Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
  • Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
  • Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

II. Основной этап.

2. «Что каким может быть?»

Логопед: Вот мы с вами теперь все признаки осени. И сегодня мы с вами пойдем в осенний лес

Что мы в нем увидим? Я буду говорить слово, а вы придумайте, что таким бывает. Кому останется мяч, тот называет первым, другие после него говорят, как они думают.

Итак, что каким может быть?

  • ОСЕННИЙ – ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛЕС…
  • ОСЕННЯЯ – ПОГОДА, НОЧЬ, НЕПОГОДА, ОДЕЖДА, СЫРОСТЬ…
  • ОСЕННЕЕ – НЕБО, ПАЛЬТО, ДЕРЕВО, НЕНАСТЬЕ…
  • ОСЕННИЕ – КАНИКУЛЫ, ЛИСТЬЯ, ПЕРЧАТКИ, ЗАМОРОЗКИ…

Золотая- осень, цепочка, голова, мама.

Физкультминутка «Дождик».

Дети разделяются на тех, кто щелкает пальцами, бьет кистью о ладонь, об стол рукой. Создается эффект дождя. Тише (слабый дождь) – громче (сильный).

3. Описание примет осени.

Логопед: Давайте теперь расскажем все вместе какая такая наша осень. (по схеме Ткаченко)

4. Отгадайте загадки!

Тучи нагоняет,
Воет, завывает.
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
(Ветер)

Висят на ветках
Золотые монетки.
(Осенние листья)

6. Игра «Время года, найдись!»

Четыре ребенка получают символы времен года. Называют свое время года. Другие дети получают картинки с природными явлениями или тематическими картинками каждого времени года, они должны подойти к соответствующему ребенку и объяснить почему было выбрано именно это время года. Анализ, обсуждение.

7. Работа с текстом.

Ребята, послушайте внимательно текст. О чем он? Какое время года описывает автор? Что произошло?

«Кленушка»

Однажды, гуляя по лесу, мне на плечо опустился листочек клена. От неожиданности я вздрогнула, и он медленно полетел мне прямо под ноги. Листочек был ярко красного цвета, а капельки дождя на нем переливались всеми цветами радуги. Чтобы капельки дождя не соскользнули с листочка, я аккуратно подняла его с земли. Листочек задрожал в моих ладошках, но капельки все остались на месте. А в капельках дождя, как в зеркальном отражении, я увидела осенний лес. Да, да осенний лес. Лето пролетело как всегда очень быстро, оставив мне на память: теплое море, шоколадный загар и сладкий вкус клубники. Впереди меня ждет длительная осень… Прекрасная осень. Осень — это радость для моих глаз. Просыпаясь в осеннее утро, я распахиваю окно, и теплый влажный воздух после ночного дождя врывается в мою комнату. Вместе со свежестью нового дня, комната наполняется и птичьими голосами. Они поют, о том, что природа еще не спит. Что есть время еще насладиться всеми прелестями осени, всеми красками этого прекрасного времени года. Желтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый – как хороший художник, пишет осень свою историю… И восхищаясь мастерством художника, я понимаю, что осень не только радость моих глаз, но и услада моей души. А листочек клена я взяла домой, высушила и в рамку под стекло. И теперь, когда за окном крепчают морозы, мне греет душу маленький красный огонек…мой листочек клена… мой Кленушка.

В. Н. Савкина

8. Чего не бывает осенью?

Выполняется на индивидуальных листах. «Нелепицы» обводим красным цветом.

III. Итог занятия.

Ребята, вы сегодня замечательно занимались! И у меня есть для вас сюрприз — переверните лист с «нелепицей» — там для каждого своя раскраска припрятана. До новых встреч!

Раздаточный материал

(Я печатала на 20 детей первый лист 10 раз, а на другой стороне оставшиеся листы, получилось, что у каждого ребенка лист с заданием и раскраска на оборотной стороне фактически без повторов, если в каждой группе по 10 человек.)

Использованные источники:

  1. Чохонелидзе Т.А. Осень. Задания по развитию речи детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.