Конспект НОД по экологическому воспитанию «Природа родного края» (подготовительная группа). Конспект занятия для детей старшей группы

Бабанакова Татьяна
Конспект занятия в старшей группе «Природа родного края»

Конспект занятия в старшей группе : «Природа родного края »

Цель :

Закрепить знания детей о растительном мире родного края .

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Учить использовать растительный мир с умом.

Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы .

Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к родной природе .

Материал : Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа :

Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход занятия:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек.

Сегодня мы поговорим с вами о родном крае . Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?

Дети : Тополь, осина, пихта, сосна, лиственница, берёза, ель. Воспитатель : Назовите хвойные деревья,лиственные. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.

Дети : У хвойных деревьев-хвоя, у лиственных-листья.

Воспитатель : Какие части дерева вы знаете?

Дети : Ствол,ветви, листья, корни.

Воспитатель : Для чего нужны дереву корни (корни-это опора дерева, чем старше дерево , тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья» .

Воспитатель : Давайте поиграем. Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения. Ствол-опустили вниз руки, листья-шевелим пальчиками, корни-топаем ногами, ветви-поднимаем руки вверх.

Игра с мячом «Назови дерево»

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза

Люблю берёзку русскую

Под моим окном

То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом,

В зелёном сарафанчике

Точно серебром

С платочками в карманчиках

И стоит берёза

С красивыми застёжками,

В сонной тишине

С зелёными серёжками.

И горят снежинки

Люблю её, нарядную,

В золотом огне.

Родную , ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение : «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

Почему берёзу называют «Доктор» ?

Дети; потому что из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.

Воспитатель : Давайте рассмотрим с вами изделий из дерева.

А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека» ?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков

Вкусные салаты.

Только к ним прибавить надо

Лук, чеснок, томаты.

А в салате из крапивы

Много витамина «С»

Те, кого мы угощаем

Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся» , то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто – то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки

Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек

В полутьме лесной

Маленький разведчик

Посланный весной

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижный лёд,-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов

Красивых. Осторожных

Но мне приятней всех

Обычный подорожник

Ему, быть может

И трудней расти,

И всё же он с людьми

Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)

Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.

Итог : Что нового и интересного вы узнали? С какими растениями мы с вами познакомились? Какие моменты вам больше понравились и почему?

Публикации по теме:

Коллективная работа из природного материала: Тема «Природа родного края» Зоркова Сайда Цель:Создать для детей условия для наиболее полного.

Конспект по образовательной деятельности познание «Природа родного края. Башкортостан» Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Задачи: 1. Формировать осознанное действенное отношение к природе.

Мастер-класс для педагогов ДОУ Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Природа родного края» Педагог дополнительного образования.

Подготовила воспитатель Южанина Л.И.

Природа родного края
Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Природа родного края»
Цель:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход занятия:

Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)


- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.

Светлана Одинцова
Беседа в подготовительной группе «Природа родного края»

Беседа в подготовительной группе «Природа родного края »

Цель : Познакомить детей с природой родного края . Дать детям знания о лесах нашего края . Показать роль природы в жизни человека ; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Ход беседы : Воспитатель читает стихотворение поэта Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты.

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Ребята, о чём говориться в этом стихотворении?

А вы знаете, что такое природа ?

Сегодня мы поговорим с вами о природе родного края . Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас (ответы детей)

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза

Люблю берёзку русскую

Под моим окном

То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом,

В зелёном сарафанчике

Точно серебром

С платочками в карманчиках

И стоит берёза

С красивыми застёжками,

В сонной тишине

С зелёными серёжками.

И горят снежинки

Люблю её, нарядную,

В золотом огне.

Родную , ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Если сверху с самолета посмотреть на нашу землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?

Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется … (березняк) . Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) Как вы думаете : что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины ит. д.).

Лес выделяет кислород, нужный для дыхания. Он защищает почву от размыва. Из древесины можно изготовить более 20 тысяч изделий и продуктов. В лесу растет много полезных лекарственных растений. Лес – это дом животных, птиц. Лес – это место отдыха для человека. Вот почему лес называют зеленым другом.

Как вы понимаете словосочетание «охрана природы » ?

Это хозяйское использование ее богатств, бережное отношение к природе .

Для восстановления лесов ежегодно высаживаются деревья. Большую роль в охране природы играет современная техника. С космических аппаратов ведутся съемки земной поверхности, которые помогают предотвратить лесные пожары, стихийные бедствия, например : наводнения.

Ребята, в нашей крае очень много разных растений и животных. Какие животные обитают в нашем Ивановском крае? Птицы? Насекомые? (Ответы детей) .

Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди : как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России (Показ) .

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует,как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.

На красных листах помещены сведенияо видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможноспасти без введения специальных мер охраны.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все : травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу ? (Ответы детей) . Правильно, охранять природу нужно в любом месте . Давайте вспомним правила охраны природы .

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не лезть в птичьи гнезда.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не оставлять не затушенных костров.

10. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей) . Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда природа в нашем Ивановском крае будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Мой родной край»

Воспитатель: Балахтина Любовь Юрьевна.

Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Волгоградской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувство гордости, любви и ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Словарь; заповедники, природные ресурсы.

Оборудование: технические средства обучения для прослушивания песни М. Бернесса « С чего начинается родина» и просмотра иллюстрации редких видов животных и растений Волгоградской области; картинки с животных и цветами; папка с заповедниками и природными ресурсами Волгоградской области.

Ход занятия.

Ребята, я предлагаю вам сесть в круг и закрыть глаза и представить: ярко светит солнце, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый и свежий воздух, нам хорошо и приятно.

Получилось у вас представить? Для чего нам нужна природа?

Давайте с вами послушаем песню одного композитора М. Бернесса « С чего начинается родина»

О чем поется в этой песне? Как вы думаете что такое Родина?

Правильно, ребята, Родина-это то место, где человек родился, где живет, создает семью. У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша Родина?

Верно, мы живем с вами в Волгоградской области, поселок городского типа Иловля

Послушайте отрывок из стихотворение о нашем крае:

Есть много поселков красивых, есть много поселков больших и малых.

Но для меня, моя Россия, берет начало не от них.

Ты маленький, провинциальный, а мне ты стал дороже всех.

И улицы твои, и переулки, и чудный, звонкий, детский смех.

Моя любимая Иловля, мой любимый поселок.

Ласкает слух название твое.

Ложиться песнею, негромкой песнею

К тебе в любви признание мое…

А теперь, ребята, я предлагаю отправиться вам в путешествие по нашей Родине. Как называется наша страна? Правильно-Россия. У нашей страны есть флаг, герб, гимн. Президента России зовут В.В Путин. У нашего поселка тоже есть свой символ, свой герб.

А теперь мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратными и внимательными. Давайте поприветствуем все живое:

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка-Земля,

Здравствуйте мои друзья!

Познакомимся с растениями нашего края, я вам загадаю загадки, а вы найдете ответы на картинках.

Под забором, у калитки,

Посмотри на них скорей.

Колокольчики на нитке,

Нет на свете их белей… (ландыши)

Словно синий огонек

Кто-то вдруг во ржи зажег.

Яркий полевой цветок.

Что же это?-(Василек)

Стоишь на белой ножке

На веточках сережки

Нас соком угощаешь

Тебя всегда узнаешь.(Береза)

Наша белоствольная красавица –березка нравится всем. Это дерево-символ нашей Родины!

Стихотворение:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы… С. Есенин.

А теперь давайте рассмотрим некоторые заповедники и природные ресурсы нашей Волгоградской области. Заповедник -это охраняемая территория. А природные ресурсы - это богатства природы, которые человек использует в жизни и хозяйственной деятельности. Посмотрите, как богата наша Родина лесами, реками, озерами. Как красив наш край!

А теперь на последок я хочу вас познакомить с Красной книгой Волгоградской области и ее содержанием, с редкими видами птиц, животных и растений.

Вам понравилось наше путешествие? Что мы должны запомнить с вами, что природу нашего края надо беречь, не засорять.

Цели:

  • Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.
  • Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.
  • Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны).
  • Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, дубрава, осинник.

Ход занятия

1. Вступительная беседа о Родине.

Что такое Родина?(Родная земля, дом, цветы, мама..) как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами:(россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы:(сибиряки). Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Конечно, Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок):

Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!

2. Сибирь - край богатый. В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку (читает ребенок):

"Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем." (Лес)

Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В Сибири лесов очень много. Если сверху с самолета посмотреть на нашу сибирскую землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?

Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется:(березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) А дубы в Сибири растут? Почему? Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, пихты ит.д.) как вы думаете, где труднее спрятаться зайцу: в ельнике или сосняке? Почему?

3. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.

Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таяться.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.

Послушайте еще одну загадку (читает ребенок):

"Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?" (Елка)

Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.

Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.

Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

Физкультминутка "Добрый лес":

Добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!

А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.

Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)

О лесе люди придумали пословицы (читают дети):

  1. "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
  2. "Враг природы тот, кто леса не бережет".
  3. Дидактическая игра "Найди половину".

Ребята, вам из леса лесной житель Лесовичок прислал сундучок с разрезными картинками, но они все перепутались. Вам нужно соединить две половинки, чтобы получилось дерево (соединяют у доски обе половинки). Какое у тебя дерево? А если их много, как мы скажем? (Образование множественного числа существительного.) А как назовем лес из этих деревьев?

4. Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса":

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса, рубку и палубу, ребра и киль -
Странствовать по морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень -
Вот что сажаем в сегодняшний день!"
Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса?

5. Итог: что нового узнали?