Природа родного края Конспект занятия в старшей группе план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект занятия "мой край родной" старшая группа Моя любимая Иловля, мой любимый поселок


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 107»
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Природа родного края"
Воспитатель: Берестова А.Н.
Рязань 2016 г.
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.
Материалы и оборудование: аудиозапись «С чего начинается Родина», набор картинок «Природа, не природа»,листы с изображением предметов природы и не природы, игрушки.

Ход занятия:
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
(Ответы детей)
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.
Воспитатель: Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?
Ребята: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Ребята: То, что сделано руками человека.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». (Предлагаю ребятам подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.)
Набор картинок:
Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол, стул, компьютер, планшет, телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т.д.Воспитатель: Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека.
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Давайте с вами пройдем на коврик. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа». Живая природа – поднять руки вверх и помахать, а неживая – замереть.
(воспитатель называет слова)
Воспитатель: Чем отличается неживая природа от живой природы?
Ребята: предметы не живой природы не питаются, не дышат, не растут, не размножаются, не умирают.
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем определить предметы созданные природой и предметы созданные человеком. У каждого из вас картинка, на ней изображен предмет. Около каждой картинки есть квадратик. Возле предметов «не природа» закрашиваем красным цветом, а если «природа»- зеленым.
Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом -
А дунул ветерок
Остался стебелек. (Одуванчик).
На зелёном шнурочкеБелые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. .. (Ландыши).
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы …(Сирень).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. .. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Животные нашего края.
Ребята, а сейчас отгадайте загадки:
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.
(Лиса)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Пусть я птичка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода -
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Дидактическая игра с игрушками.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Рязанской области.
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, и ее надо беречь.
Воспитатель: Природа - это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля, это и мы с вами.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №9 "Ласточка" г. Ртищево Саратовской области"

Исследовательско - творческий проект

в старшей группе

« Природа родного края »

Воспитатель: Линник О.В .

г.Ртищево

2016-2017 уч.г.

Проект «Природа родного края»

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Тип проекта : творческий

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность: Тема проекта «Природа родного края» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Сформировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

    Проанализировать имеющиеся программы и методические разработки по данной проблеме.

    Разработать и внедрить методику ознакомления детей с природой родного края.

    Познакомить детей с Красной книгой Саратовской области.

    Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Мир животных и растений Саратовской области».

    Вовлечь семьи воспитанников в процесс реализации проекта.

    Углубить знания детей о разнообразии животного и растительного мира Саратовской области.

    Систематизировать знания об окружающем мире.

    Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

    Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

    Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

    Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

    Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

    Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

    Сформировать знания у детей о проблемах животных и растений, занесенных в Красную книгу, способов их сохранения.

    Формировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.

    Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты:

    Обогащены и систематизированы знания о представителях животного и растительного мира Саратовской области.

    Приобретены знания детей о представителях Красной книги Саратовской области, способов их сохранения.

    В результате проведенной работы у дошкольников четко сформировалось представление о том, что сохранность мира природы - обязанность человека.

    Дети научились работать в коллективе, самостоятельно находить ответы на вопросы, делать выводы.

Свою работу мы начали со сбора необходимого материала, способствующему реализовать цели проекта. Составили годовой план. Осуществили подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, наборы игрушек животных, птиц, насекомых).

Проект является интегрированным. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительную деятельность, игровую, музыкальную, ручной труд. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. В ходе проекта заранее моделировали проблемную мотивацию, дети самостоятельно предлагали различные пути решения проблем, действуя не по инструкции, данной педагогом, а на основе самостоятельно принятого мышления. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы, стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Реализация проекта

1 этап – подготовительный.

Участники

Сроки реализации

Выступление на родительском собрании

Воспитатель

Сентябрь.

Анализ имеющейся программы и методических разработок по данной теме

Воспитатель

Сентябрь

Подбор материала для проекта

Воспитатель

Сентябрь

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей

Воспитатель

Сентябрь

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта

Воспитатель

Сентябрь

Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта

Воспитатель

В течение года

Оформление родительского стенда: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме.

Воспитатель

III неделя сентября

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, наборы игрушек животных, птиц, насекомых).

Воспитатель, старший воспитатель, родители.

IV неделя сентября

2 этап – основной.

Участники

Сроки реализации

Беседа «Ты-часть природы»

Цель:

Воспитывать чувство бережного отношения к природе

Воспитатель, дети

Цели:

Воспитатель, дети

Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ» Цель:

Уважаемые родители!

Воспитатель, родители

Цели:

Воспитатель, родители

«Подсолнух» Аппликация из крупы. Цель: Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. Закреплять знания о подсолнухе

Кружок «Юные волшебники»

«Сделаем сами своими руками» создание поделок из природного материала

Родители, дети

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ» Цель:

Воспитатель, дети

НОД по

«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ» Задачи:

Воспитатель, дети

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» Цель игры:

Воспитатель, дети

Цель:

Воспитатель, дети

Цель:

Воспитатель, дети

Музыкальные этюды

Воспитатель, дети

Цель:

Задачи:

Воспитатель, дети

«Птичья столовая» Из спичечных коробков, пластилина, крупы Цель:Развивать желание помочь птицам. Закреплять умение работать с пластилином, лепить птицу. Развивать фантазию.

Кружок «Юные волшебники»

Подбор и выставка художественной литературы о птицах в книжном уголке.

Д/игры «Четвертый лишний», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».

Игра «Знатоки»

Закрепить знание о многообразии птиц. Формировать умение обосновывать свой ответ.

Наблюдение за синичками

Познакомить с синичками, различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Воспитатели, дети, родители

«Зверюшки из пластиковых стаканчиков» Поделка из бросового материала

Кружок «Юные волшебники»

ОД «Как звери живут»

Воспитатель, дети

Беседа «Как вести себя на природе»

Воспитатель, дети

Игра «Звонок в лесничество»

Воспитатель, дети

Рисование «Птицы прилетели»

Воспитатель по ИЗО, дети

Музыкальный руководитель, дети

Конкурс плакатов «Сохраним окружающий мир»

Родители, дети

Экологическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель, дети

Рисование «Цветы из Красной книги» (ландыш, тюльпан)

Воспитатель, дети

«Распустились первые листочки» поделка из веточек и бумаги

Воспитатель по ИЗО, дети

«Насекомые» Цель: Познакомить детей в названиями насекомых, их строением.

Воспитатель, дети

ОД «Жалобная книга природы»

Воспитатель, дети

Цели:

.

«О елях, березах, дубах и осинках - короткий рассказ в разноцветных картинках»

Воспитатель, дети

«Водоемы Саратовской области и их обитатели»

Воспитатель, дети

«Расти цветок». Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного мира, развитие экологического и эстетического воспитания детей, их творческих способностей. Высадка цветов на участке детского сада

Воспитатель, дети, родители

Апрель - май

Рисование «Не обижайте муравья»

Воспитатель по ИЗО, дети

«Экологическая азбука» просмотр слайдов о животных Саратовской области

Воспитатель, дети

3 этап – заключительный.

Участники

Сроки реализации

Тематическое развлечение «Природа родного края».

Воспитатель, дети

Презентация проекта

Воспитатель

Список используемой литературы:

1. «Души учительской прекрасные порывы»: Издательство Саратов 2009г.

2. «Хрестоматия для начальной и средней школ: Издательство «Саратовские писатели детям».

3. «Дошкольное воспитание» №2, 2010г.

4. Рыжова Л.В. «Экология души»/ «Дополнительное образование и воспитание» № 6,2009г.

Приложение:

Беседа на тему: «Ты – часть природы»

Цель:

Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:

Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Беседа с детьми.

Ноябрь – последний месяц осени.

Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.

Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)

А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)

По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

А теперь я прошу вас отгадать загадку :

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

Трудовая деятельность.

Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.

Подвижная игра: «Листопад».

Консультация для родителей

«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

Надо охранять и беречь природу.

Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

НОД

по экологии в старшей группе на тему

«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:

Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.

Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Оборудование:

Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).

Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).

В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.

Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.

Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (лису)

(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож

Что не зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы наподаем только на слабых и больных животных.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается.

(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.

Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается,

В клубок свивается.

(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Физкультминутка

Игра «Лиса и зайцы»

Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло? (белка)

Кто спрятался в нору? (лиса)

Кто забрался под листья? (ёж)

Кто укрылся под кустом? (заяц)

Кто залёг в берлогу? (медведь)

Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?

(ответы детей)

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом пт

Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Беседа на тему «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ»

Цели:

Закреплять названия деревьев, которые растут на территории Саратовской области.

Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.

Воспитывать чувство любви к природе родного края.

Оборудование:

Предметные картинки, листья деревьев.

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут на территории нашего края.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву. Деревья, у которых вместо листьев «иголки», иначе их именуют хвоинками, называют хвойными. Осенью лиственные деревья сбрасывают листочки, а хвойные сохраняют свои хвоинки целый год. Поэтому про них говорят: зимой и летом одним цветом.

Ребята, назовите лиственные деревья, которые растут в нашей республике?

Назовите хвойные деревья?

Скажите, а где растут деревья, где вы их встречали? (ответы детей)

(В лесу, в саду, в парке, во дворах домов, вдоль дорог и т.д.)

Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку дерева.

Посмотрите внимательно на это дерево. У него есть ветки, листья.

А что ещё есть у дерева? (ответы детей)

Дидактические игры.

Игра «От какого дерева лист?»

Игра «Чьи плоды?»

Жёлуди растут на … дубе;

гроздья рябины растут на … рябине;

яблоки растут на … яблоне;

круглая шишка на … сосне;

длинная шишка на … ели.

Игра «Назови ласково»

Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка - шишечка, ветка – веточка.

Ребята, а надо ли беречь и охранять деревья, ведь их так много?

(рассуждения детей)

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ»

Цель:

Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (рябина)

Ребята, посмотрите на это дерево.

Где его можно встретить?

Ответы детей (Оно растёт в садах, парках, около домов, в лесу.)

Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев?

Ответы детей.

Вы обратили внимание на яркие красные ягоды рябины. В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».

Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?

Ответы детей.

Потрогайте ягоды рябины. Какие они?

Ответы детей.

Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, сейчас, в ноябре, когда уже были морозы они стали мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.

Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?

Ответы детей.

Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?

Ответы детей.

Настольная игра

«КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.

Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

НОД «Хвойные деревья наших лесов»

Тема: «Хвойные деревья наших лесов»

Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Саратовской области.

Задачи:

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев.

Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Развивать воображение при перевоплощении в деревья, по возможности передавая их характерные особенности.

Развивать умение путём логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные; активизировать их в речи.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев.

Передавать свои тактильные ощущения.

Предметно-развивающая среда:

Аудиозапись «Шум леса».

Схема «Строение дерева».

Разрезные схемы-картинки.

Картинки-иллюстрации ели и сосны.

Веточки, шишки и семена ели и сосны на каждого ребёнка.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, социализация.

1.Организационныймомент.

Ребята, у нас сегодня необычный день. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)

А у вас хорошее настроение? (ответы детей)

Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.

Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!

Пальчики сердитые, здравствуйте!

И ладошки наши крошки, здравствуйте!

И улыбки, и улыбки, здравствуйте!

Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!

Поцелуй волшебный всем пошлите, здравствуйте!

Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунуться в мир детства.

2.Основная часть.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Я предлагаю вам отгадать загадку.

Включается аудиозапись «Шум леса».

Загадка:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зелёный и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

(ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, где растут деревья?

(ответы детей)

А где растёт деревьев больше всего?

Дети: в лесу.

Давайте представим, что мы оказались в лесу, и… превратились в деревья.

Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

Наше тело – прочный ствол.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой

В небо упирается

Наши руки – ветви

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

Итак, дети, что общего в строении всех деревьев?

(Предполагаемый ответ детей: корень, ствол, ветви,листья.)

Работа со схемой «Строение дерева».

У вас на столах разрезные картинки, отражающие строение дерева. Соберите их так, чтобы все части дерева были расположены правильно.

Сегодня, мы будем говорить о деревьях, которые вы много раз видели. А чтобы узнать, что это за деревья, давайте поиграем.

Игра «Отгадай загадку – покажу отгадку».

Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки

Очень прямо я расту, в высоту,

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна)

Мне понравилось,как вы все вместе и дружно отгадывали мои загадки.

Эти два дерева очень похожи друг на друга. Чем они похожи?

Предполагаемый ответ детей: у них есть иголочки.

Педагог: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки-иголочки иначе называют хвоя. А деревья с хвоёй называют … (хвойные).

(Предполагаемый ответ детей.)

Познакомимся с этими деревьями поближе. Вы узнаете о них что-то новое и интересное.

Я принесла веточки хвойных деревьев. Осторожно сорвала нижние веточки на дереве. Погибнут теперь деревья? Нет, это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности, конечно, нельзя рвать ветки.

Посмотрите на вашем столе лежат эти веточки. Посмотрите на них.

Рассматривание веток ели и сосны.

А теперь, возьмите в руки и потрогайте их хвоинки. Какие они?

(Предполагаемые ответы детей: зелёные, колючие, острые.)

Одинаковы ли они по размерам?

(Предполагаемые ответы детей: нет, одни длинные, другие – короткие.)

Верно. Как вы думаете, веточки с короткими хвоинками принадлежат какому дереву?

(Ответы детей.)

Правильно эта веточка с ёлочки. Как называют веточку, если она с ели?

Дети: Еловая.

Игровое упражнение «Поздороваемся!»

Ёлочка хочет с вами поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а ёлочка пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребёнка и здоровается «Здравствуй, Петя!» , а дети «Здравствуй, ёлочка!»

Педагог выдвигает картинку ели на первый план.

Посмотрите на картинку. Какие веточки по размеру растут на самом верху ели? А внизу?

(Ответы детей.)

Теперь, ребята, возьмите еловую ветку в руки. Внимательно рассмотрите её хвоинки. Посмотрите, хвоинки у неё колючие, а ещё и не дружные. Растут на ветках по одной друг за другом.

Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши)

Ели-ёлки-ёлочки.

(руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса,

(руки вверх, встать на носочки)

(руки в стороны, махи руками)

Внизу на ёлочках роса.

(руки вниз, присели)

Давайте познакомимся с другим деревом.

Педагог выставляет картинку сосны.

Как называется это дерево?

Дети: Сосна.

В какой части дерева располагаются ветки сосны?

(Ответы детей.)

Педагог показывает ветку с сосны.

Вот ветка с сосны, если с сосны, то она какая?

Дети: Сосновая.

Возьмите сосновую веточку в руки. Рассмотрите её хвоинки. Чем они отличаются от еловых хвоинок?

Дети: Они длиннее еловых хвоинок.

Правильно. А теперь посмотрите дружные ли они? Сколько хвоинок растёт вместе у сосны?

Дети: По две.

Разломите хвоинки от сосны и ели. Они чем-то пахнут?

Дети: Ёлкой, хвоёй.

Вам нравится этот запах?

(Ответы детей.)

Запах этот приятен, убивает многие бактерии и уберегает нас от простуды. Поэтому так полезно гулять среди этих деревьев.

А что растёт на хвойных деревьях?

Дети: Шишки.

Рассматривание шишек с хвойных деревьев.

У вас на столах лежат шишки ели и сосны. Рассмотрите их. Они во многом отличаются друг от друга. Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них продолговатая – это шика ели, другая округлая – сосны.

Эксперимент с семенами.

Между чешуек шишек созревают семена. Они тоже перед вами. Возьмите их в руку и подуйте. Что произошло?

(Ответы детей.)

Они полетели. А на что они похожи?

(Высказывания детей: на стрекозу, на вертолёт и т.п.)

Вот так их от дерева-мамы разносит ветер. Они падают на землю, и вырастает из них маленькая ёлочка или сосна. Много лет растёт она чтобы стать могучим деревом.

Игра «С чьей ветки детки?»

Перед вами лежат веточки хвойных деревьев и шишки. Надо к каждой ветке положить соответствующую шишку. Назвать с какого дерева шишки.

Итак, ребята, лес, в котором растут только ели, называется … (еловый);

лес, в котором растут только сосны, называется … (сосновый) .

Сосновые и еловые леса, называют … (хвойными лесами).

3.Заключение.

Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Высказывания детей.

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали.

Раз растут иголочки,

Значит это ёлочки,

А, когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

Творческая деятельность.

Я предлагаю вам расположить ваши веточки вот на этой поляне (заранее подготовлена поляна из плотного картона), и превратить её в хвойный лес.

Сегодня вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам по шишке. Наш детский сад похож на большую шишку, в которой находится много маленьких семян, также, как в нашем саду много вас, ребят. Когда семена упадут на землю, они прорастут и превратятся в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже,

когда подрастёте, можете украсить землю добрыми делами и поступками.

Чтение стиха А.Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель:

Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

Почему надо подкармливать птиц зимой?

От чего птицам так тяжело приходится зимой?

Чем бы вы стали подкармливать птиц?

Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
«КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ»

Цель: учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.

Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, коробки из-под соков; ножницы.

ТРУД В ПРИРОДЕ: УСТАНОВКА КОРМУШЕК ДЛЯ ПОДКОРМКИ ПТИЦ.

Цель: Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.

Учить проявлять заботу о птицах.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

на тему: «Лесная прогулка»

ЗАДАЧИ:

Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.

Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.

Максимально реализовать свои двигательные возможности на положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Заучивание стихов, названия и девиз команд;

Проведение беседы о правилах поведения в лесу;

Повторить правила эстафет.

Звучит запись звуков леса. Дети садятся на стульчики.

В.: Ребята, сегодня мы будем говорить о земной красоте, о природе.

А как вы думаете, что такое природа?

Высказывания детей.

Ребёнок: Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив.

В.: Скажите, что является домом для человека? (дом в котором каждый из нас живёт)

Что является домом для зверей? (лес, поле, горы)

Что является домом для рыб? (река, озеро, море)

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый ребята.

Солнышко рано встаёт,

Лучиком день начинает.

Весело птица поёт,

Песнею день начинает.

В.: Ребята, а надо ли беречь и охранять природу?

В.: А вы знаете эти правила?

В.: Сейчас мы проверим.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй,

Только,чур, не забывай …

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

В.: Молодцы ребята, с вами можно ходить в лес гулять.

Давайте представим, что мы с вами станем деревьями.

Проводится разминка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело – прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается

(Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

В.: Ребята, а знаете ли вы, что за порядком в лесу следит человек. Ещё он проявляет заботу о больных зверях, подкармливает зимой птиц.

Как называется профессия этого человека?

Дети: Лесник.

Сценка «На лесной опушке».

Девочка:

Лапы ёлок прикрыли избушку, где живёт дядя Вася – лесник. Приходите к нему на опушку – всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет, вспомнит, как подстерёг он лису, самый лучший малинник покажет и грибные местечки в лесу.

Дядя Вася:

(Выходит из избушки и садится на пенёк. Дети подходят к нему, и присев на корточки, слушают его.)

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство России.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Вырастет дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.

Хорошо здесь в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

В.: Мы готовились заранее.

И начнём соревнование.

Две команды есть у нас.

Они просто суперкласс.

Одна команда «Светлячки», а вторая «Лесовички».

Представление команд.

Первая команда:

Наша команда – «Светлячки».

Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».

Вторая команда:

Наша команда – «Лесовички».

Наш девиз: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».

В.: Ну, а теперь, задание командам.

Команда «Светлячки» отгадайте загадку:

Все обходят это место

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи –

Нет опоры для ноги.

Команда «Лесовички» отгадайте загадку:

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк?

В.: Правильно, а сейчас задание. Вы превращаетесь в белок, которые должны перенести шишку к себе в дупло через болото.

Эстафета «Белка».

На линии старт финиш стоит корзина с шишками. Первый ребёнок по команде «на старт, внимание, марш!» начинает выполнять задание. Добегает до обручей, прыгает из обруча в обруч на двух ногах. Берёт шишку из корзины и возвращается с ней обратно бегом. Кладёт шишку в пустую корзину, стоящую перед командой. Передаёт эстафету следующему и встаёт в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.

В.: Эстафета «Кто больше соберёт грибов».

Раз, два, три грибочки собери!

На полу разбросаны грибы (съедобные и несъедобные). По команде дети разбегаются и начинают собирать съедобные грибы. Один гриб взял, принёс, положил в корзину. Когда соберут все грибы, подсчитывается количество собранных. Кто больше соберёт, тот победил. Если в корзине обнаружится ядовитый гриб – штраф.

В.: Помните ребята, мы с вами ходили в лес и собирали там мусор, который оставляют после себя нехорошие люди.

Сейчас мы посмотрим, как вы быстро и чисто убираете мусор.

Эстафета «Собери мусор».

На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

В.: Ребята, сегодня вы были и ловкими, и смелыми, быстрыми и умелыми, дружными и задорными. А главное мы поговорили о том, как важно беречь природу. И хочется думать, что никто из вас не сорвёт цветок, не сломает ветки, не разорит птичьего гнезда, не оставит за собой мусор, не разведёт костёр. Так ли это?

В.: Ребята! Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

Лес нам надо охранять

В нём костров не разжигать,

Надо лесу помогать,

И деревья сохранять.

Охранять мы вместе будем

Этот сказочный народ:

Зайцы, лисы,

Волки, птицы,

Ели, клёны и дубы.

Эти дивные поляны нам природою даны.

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.

Любить свой край, любить природу!



Тема: «Водоемы Саратовской области и их обитатели»

* знакомство детей с водоемами Саратовской области и их обитателями;

*обучение детей умению узнавать рыб по внешнему виду с помощью экспонатов выставки, рисунков и фото;

* Развитие у воспитанников мышления и памяти с помощью загадок, стихотворений, поговорок и логических игр;

*обогащение словарного запаса и развитие речи, закрепление правильного названия рыб;

* воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

Предварительная работа:

беседы об обитателях водоемов, чтение Н.А.Рыжова «Жила – была река», «Как обидели речку», «Очистим воду от грязи»

Оборудование:

Глобус, карта Саратовской области, фото и рисунки разных рыб, вывески названия станций, выставка экспонатов обитателей водоемов.

Ход деятельности

Предлагаю отправиться в путешествие по родному краю, познакомиться с его водоемами их значением, первая станция «Историческая»

Педагог: Дети, попробуйте отгадать загадку:

На одной ноге стою,

Головой вечу, кручу,

Всем показываю страны, реки, горы, океаны

Дети: Это глобус.

Педагог: Правильно. Наша планета – Земля, страна Россия, родной город Энгельс. (отмечаем флажком) А что означает синий цвет на глобусе?

Дети: Синий цвет означает воду.

Педагог: Какая река протекает в нашем городе?

Дети: Волга.

Педагог: Правильно (рассматриваем на карте Саратовской области Волгу с ее островами, малыми реками и озерами).

Волга самая длинная река в Европе, это национальная гордость России. Только эту реку называют самым дорогим словом на Земле – «матушка». О ней слагают легенды, сказания, поют песни. Свою любовь к Волге воспевал Н.Некрасов (читает ребенок)

О, Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.

Педагог: назовите малые реки нашего края (ответы детей)

Физкультминутка «Рыбка»

Выбирается ведущий - «рыбка»

Дети читают стихотворение, после чего разбегаются, а ведущий пытается их догнать.

Дети: Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело гулять.

Рыбка, рыбка -озорница,

Мы хотим с тобой играть.

Следующая станция «Исследовательская»

Рассматриваем выставку экспонатов обитателей водоемов.

Викторина «Обитатели наших рек: хищники и травоядные». Дети отгадывают названия рыб по описанию, отвечают на вопрос: «Хищная эта рыба или травоядная?»

Педагог: А теперь попробуйте отгадать рыбу по стихотворению или описанию.

Шепчутся речные струйки, лист кувшинки шевеля.

В серебристые чешуйки нарядилась вся семья!

В глубине мелькая зыбкой, весело танцуют…

Дети: Рыбки.

Педагог: Бабушка Ненила рыбу ловила.

Сказка кончилась вся, когда поймала…

Дети: Карася.

Педагог: Толстый, жирный, неленивый

И по – своему красивый, живет он в Волге и речке Бузан, а зовут его

Дети: Сазан.

Педагог: Ах ты, модница-красавица, твой наряд нам очень нравится.

За красивые плавники тебе «пятерка».

Яркую рыбку зовут…

Дети: Красноперка.

Педагог: Никогда я не дремлю, в речке карасей ловлю.

Карасям – наука, кто не дремлет?

Дети: Щука.

Педагог: Проглотил наживку – маленькую рыбку,

И попался на крючок серебристый…

Дети: Судачок.

Педагог: На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно.

Дети: Сом.

Педагог: Если пляшет поплавок, значит клюнул…

Дети: Окунек.

Педагог: То ныряет он в волну, то уходит в глубину.

Голубой водою плещет, молодой веселый …

Дети: Лещик.

Педагог: Какие вы молодцы! Всех рыб угадали, а сейчас игра: «Назови рыбу по фото или рисунку»

Детям демонстрируются фотографии и рисунки разнообразных рыб, они отгадывают, что это за рыба.

Игра «Распредели рыб по группам»

Детям предлагаются картинки, на которых изображены хищные и травоядные рыбы. Дети раскладывают картинки с рыбами по соответствующим группам. Например, хищные: сом, щука, вобла, судак; травоядные: сазан, красноперка, карп, карась.

Следующая станция «Экологическая»

Педагог: Каких еще представителей животного мира водоемов вы знаете? (раки, бобры, лягушки, утки, гуси)

Педагог: Какие растения растут в водоемах? (водоросли, рогоз, ряска, стрелолист, кубышка желтая, кувшинка белая).

Педагог: Как вы думаете, в какой воде лучше жить обитателям водоемов?

Дети: В чистой.

Педагог: Как происходит загрязнение воды? (ответы детей) Чем это грозит обитателям водоемов?(ответы детей)

Педагог: От нас с вами многое зависит на нашей планете Земля.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки.

Студеная и вкусная вода!

Что нужно делать, чтобы так было?

Дети: Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, не сбрасывать в них промышленные отходы, ставить на предприятиях очистительные фильтры.

Наше путешествие подошло к концу. Что вам сегодня запомнилось больше всего? (ответы детей)

Организация: МБДОУ «ДС№6»

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Староминская

Цель : Формировать представления о растительном и животном мире родного края, о неповторимой красоте Кубани.

Задачи:

Образовательные: продолжать расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира Кубани. Познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края, некоторыми животными, внесенными в нее. Закрепить знания о правилах поведения в природе;

Развивающие: развивать речь, внимание, мышление детей, активизировать познавательную деятельность,расширять кругозор.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

Предварительная работа : Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассматривание карточек «Правила поведения в природе», беседа о нашем крае, рассматривание энциклопедий «Растения», «Животные», «Птицы», наблюдения на прогулке, экскурсия к экологической тропе детского сада.

Материалы и оборудование : мультимедийная презентация, ноутбук, экран, магнитофон, фонограмма песни «Мы едим, едим, едим в далекие края», схемы со знаками «Правила поведения в природе», цветы, бабочки, Красная книга Краснодарского края, руль.

Используемые технологии : здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, технология проблемного обучения.

Ход образовательной деятельности:

Дети здороваются с гостями.

В: Ребята, давайте станем рядком, да поговорим ладком о нашем крае.

(Слайд№1-Казак и казачка)

В: Посмотрите вокруг, зачарует краса,

Нет края прекраснее нашего!

Зацветают луга, зеленеют поля!

Даль морская лазурью окрашена.

Р : Веселые песни летят в поднебесье

Открытая ввысь глубина

И нету красивее края в России

Чем наша родная Кубань.

В : Как называется наш край?

Д: Краснодарский.

В: А как еще можно назвать одним словом нашу малую Родину?

Д: Кубань.

В: А как называют жителей нашего края?

Д: Казаки

В : Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по Краснодарскому краю, узнать много нового и интересного о своей малой Родине.

В : Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие

Д: Самолет, поезд, машина, велосипед, воздушный шар и т.д.

В :Ребята, какие вы молодцы! На чем мы сегодня отправимся в путешествие, попробуйте отгадать?

Это вид транспорта. У него есть колеса, но нет крыльев и хвоста.

Его колеса одеты в резину, в нем помещается много пассажиров.

Он ездит на бензине.

Д: Автобус

В: Занимайте места в автобусе, Степа буде у нас водителем. И мы отправимся в наше путешествие с веселой песней.

(Дети садятся в автобус звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь»).

(Слайд№2 «Растительный мир»)

В :Первая остановка «Растения нашего края» (дети подходят к экрану становятся полукругом лицом к нему)

В : Земля- это богатство нашего края. Давайте посмотрим, что выращивают на наших полях.

(Показываю картинки на экране и спрашиваю детей что это? Если дети затрудняются помогаю им.)

Слайд№3-пшеница; Слайд№4- кукуруза; Слайд№5-рис,Слайд№6- подсолнечник Слайд№7- чай.

В: Молодцы ребята! (Слайд №8 «Сады Кубани»)

В : А еще на Кубани много садов.

Ребята, давайте поиграем и узнаем какие фрукты и ягоды растут у нас на Кубани

Игра» Что растет на Кубани»

(дети стоят в кругу, воспитатель бросает поочередно детям мяч. Ребенок бросает мяч воспитателю и называет только те фрукты и ягоды которые растут в наше крае.)

В: Ребята, помогите мне узнать какой фрукт на картинке лишний и почему?

Слайд№9 (яблоко, груша, слива, банан)

Слайд№10 (вишня, груша, абрикос, ананас)

Слайд№11 (малина, клубника, черная смородина, брусника

(Дети называют что лишнее и почему?)

В: Ребята вы мне очень помогли. Но нам пора продолжить наше путешествие. Занимайте места в автобусе. (Дети садятся в автобус, поют песню)

Слайд№12 «Река Кубань»

(Дети подходят к экрану стоят полукругом лицом к экрану)

В : Ребята, как называется самая большая река нашего края?

Д: Кубань.

В: А какая река протекает в нашей станице?

Д: Сосыка.

В :У нас в Краснодарском крае два моря.. Какие?

Д: Черное море и Азовское Море.

В : Многие из вас были на море. Кто на каком море был? Какое оно?

Д: Соленое, чистое, большое, глубокое, теплое и т.д.

В : А вы знаете чем отличается Черное море от Азовского?

Д: Черное море больше и глубже чем Азовское. Но из-за маленькой глубины Азовское море прогревается быстрее

В Черном море вода соление чем в Азовском. Черное море зимой не замерзает, Азовское море - замерзает.

Ребята давайте с вами немного поплаваем

Физминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся на корточки)

В : Как мы с вами хорошо поплавали, но нам пора в путь

(Дети занимаю места в автобусе, едим поем песню).

Слайд№13 «Животный мир»

(Дети подходят к экрану стоят полукругом.)

В: В лесах Краснодарского края очень много разных животных. Какие животные обитают в нашем крае? (дети называют: белка, волк, лиса, олень, кабан, заяц, медведь, енот, суслик)

В: Ребята, а вы можете узнать животных по тени?

Интерактивная игра «Узнай животное по тени»

Слайд№14-лиса, Слайд№15-медведь, Слайд №16-заяц, Слайд№17-белка, Слайд№18- волк

В: Ребята вы молодцы, помогли мне узнать животное по его тени.

В: Многие животные которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Что же привело к исчезновению животных?

Д : ответы детей.

В: Правильно.Это Вырубка леса (Слайд№19); Загрязнение лесов (Слайд№20); Лесные пожары(Слайд№21)

В: Редкие животные охраняются законом. Очень часто люди не жалеют животных, уничтожают их. И вот ученые создали Красную книгу. В которую занесли все редкие растения, животных, птиц, рыб и насекомых. (Показываю детям Красную книгу Краснодарского края) (Слайд №22)

В: Почему книга красная?

Д: Красный цвет сигнал опасности.

В: Ребята давайте посмотрим какие животные и птицы занесены в Красную книгу.

(показ слайдов)

Слайд№23- беркут, слайд№24-рысь кавказская, слайд№25-переднеазиатский леопард, слайд№26-афалина, слайд№ 27 тритон.

В: Ребята мы с вами тоже должны беречь и охранять нашу природу. Давайте вспомним правила поведения в природе

Игра «Как вести себя в природе»

(дети берут поочередно карточки с схемами «Правила поведения в природе» называют их и выставляют на мольберт).

Закрепляю с детьми «Правила поведения на природе»

В : Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы много где побывали, многое узнали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети садятся в автобус, поем песню)

В: Ну вот ребята мы с вами в детском саду.

Где мы с вами были?

Что видели?

Какие животные у нас на Кубани живут?

Какие растения растут?

Что было самым интересным в нашем путешествии?

Что вам больше всего понравилось?

Какие затруднения испытывали?

Что сегодня вы узнали?

Что бы вы хотели еще узнать?

В: Посмотрите на столе лежат три цветка, у вас в руках бабочки.

Если вам понравилось и вы узнали много нового посадите свою бабочку на розу.

Если вы узнали что - то новое, но испытали небольшие затруднения (на василек)

Если вам было трудно (на ромашку)

В :Ребята сегодня вы все были молодцы. Меня сегодня порадовали Маша, Соня, Кирилл они были самыми внимательными. Руслан знает много животных, Настя лучше всех знает как вести себя на природе. Степа, Вероника, Настя были самыми активными. Кирилл сегодня стеснялся, Ариша была немного неуверенна.

Дети прощаются с гостями.

Управление образования администрации Южноуральского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Дельфин» Южноуральского городского округа


Конспект беседы в старшей группе

«Природа родного края»

Подготовила: Кучерова Т.И.

Задачи:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход занятия:

Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)


- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.) Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева».

А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

в старшей группе

«Природа родного края»

Подготовила: Горбачева Г.В.

Задачи:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход занятия:

Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза

Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)


- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.) Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева».

А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.