Путешествие по природным зонам России
Арктика - северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан с морями и островами, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и заполярные окраины Евразии и Северной Америки. Границы Арктики обычно проводят по северному полярному кругу, площадь Арктики- 21 млн.км 2. Арктика-край удивительной природы, край контрастов.
Арктика Климатические условия Характерные черты природы Арктики - круглосуточный полярный день сменяется полярной ночью, на полюсе продолжающимися по полгода; отрицательная средне- годовая и близкая к нулю средняя летняя температура; атмосферные осадки в виде снега большую часть года; ледовый покров на море; отсутствие древесных растений на суше, кроме карликовых форм. Основная масса снега в Арктике выпадает на побережье, и до внутренних районов снежные облака не доходят. Уровень осадков может сильно колебаться, и иногда за один снегопад может выпасть большая часть годового количества снега.
Растительныйй мир В Арктике холодные, суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами. Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники, кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. Камнеломка Полярный мак
Из трав на крайнем Се- вере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищенных от холодных ветров местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить от земли, при ее обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом. Есть ивняк высотой по пояс взрослому человеку, даже кустики можжевельника. Ветреница Морошка
Заросли карликовой березки, луговины вороники, морошки, дерена и разнотравья перемежаются здесь серебристо-серыми пятнами лишайников. К середине лета острова раскрашиваются цветами купальниц и иван-чая, лютиков и колокольчиков, выцветающими за короткое лето колокольчиков. Сырые низины покрывает желтый ковер калужницы. Лишайники и мхи Мхи и лишайники Калужница
На арктических остро- вах летом скапливаются большие массы птиц (чайки, чистики, кайры, гагары, люрики); их гнездовья на уступах отвесных скал образуют огромные колонии - птичьи базары, шум которых слышен на многие километры Розовая чайка Белая сова Тупик Кайры
Главная достопримечательность здешнего мира пернатых - белая чайка. Всю зиму она проводит среди арктических льдов гнездится же на самых северных участках суши. Птицам и зверям присуща белая окрас- ка оперения или ме- ха, компактное тело- сложение, неприхотлив ость в выборе местообитания и корма
В мире около 20 видов, принадлежащих к семейству настоящих тюленей.Тюлень в отличие от нерп, никогда не выходит на берег. Он живёт только во льдах. Самая страшная угроза для тюленей - ледоколы. Прохождение кораблей через залёжки самок с бельками,ещё не умеющим и плавать, не раз приводило к массовой гибели животных.
Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. Она занимает около 14% территории России. Южная граница тундровой зоны в европейской части страны (кроме Кольского полуострова) и в За- падной Сибири почти совпадает с полярным кругом. В Восточной Сибири она резко отодвинута к северу, а на крайнем востоке страны, напротив, спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря.
Климат Тундра – это царство холода, снега, пронизы- воющего ветра, много- летней мерзлоты, мете- лей и буранов. Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, будто навеки уснувшую во тьме полярной ночи, она кажется без- жизненной голой пусты- ней.
Осадков в тундре выпадает немного, как правило, не более 250 мм в год. Однако в условиях холодного климата и этого сравнительно небольшого количества более чем достаточно. Зима продолжается 7 8 месяцев, а лето короткое и прохладное. Средняя температура самого теплого летнего месяца (июля) обычно не превышает + 10 °С.
Основная масса осадков приходится на лето, зимой их выпадает очень мало (около 10% годового количества). Сильных ливней не бывает, дожди обыкновенно лишь моросят. Особенно много дождливых дней в осеннее время. Снеговой покров в тундре очень неглубокий на ровных местах обыкновенно не более см.
Здесь и желтые полярные маки, и синие крупные цветки синюхи, голубые незабудки, белые звездочки дриад и ясколок, малиновые, желтые, белые, коричнево-красные камнеломки. Ромашки достигают 8 см в поперечнике, а на одном экземпляре цветков иногда насчитывается до нескольких десятков.
Удивительно, как приспособились эти растения к существованию в суровых условиях Севера?! Как правило, все они многолетники и в большинстве вечнозеленые растения. Очень характерны стелющи-еся формы, у которых стебли ползут по земле и, уко-реняясь, прикрепляются к ней придаточными кор-нями. Именно такая форма преобладает у древесных растений: елей, берез, лиственниц. Карликовая берёза Арктическая ива
Вместе с ивами и березами растут много- численные кустарнички кассиопея, фил- лодоце, подбел, арктоус, брусника, черни- ка, голубика, клюква, багульник, водяника (шишка), рододендрон, а также многолетние травы морошка, княженика и другие. Кассиопея четырёхгранная Дриада Шамиссо Астрагал зонтичный
Водяника (шишка) маленький стелющийся кустарничек с неопадающими узкими листочками и шаровидным и черными ягода- ми, вполне съедобными в сыром виде. Жители арктического побережья ис- пользуют шишку как лекарственное растение, снимающее головные боли, поднимающее жизненный тонус при переутомлении. Рекомендуется употреблять ее в небольшом количестве. Голубика Водяника (шишка) Водиника (шишка)
Биологическая продуктивность растений на Таймыре - одна из самых высоких в Арктике. Озера и реки изобилуют рыбой, а мышевидные грызуны, основа пищевой цепи хищных млекопитающих и многих птиц, размножаются иногда в такой массе, что могут "прокормить" и песцов, и белых сов, и соколов. Лемминг Копытный лемминг
Одними из самых маленьких, но очень важных зверей являются лемминги - сибирский и копытный. Это грызуны, длина их тела доходит до 15 см, хвоста – до 2 см. Колебаниям их численности подчиняется вся жизнь в тундре, так как они - основная пища хищников. Лемминг сибирский
Северный олень Длина его тела 2,2 метра, высота – 1,4 метра, весит он до 220 кг. Рога большие, есть у самок и у самцов. Зимой олени питаются лишайниками. Вместо воды едят снег. Но лишайники мало пита- тельный, в снегу нет минеральных добавок, поэтому олени охотно поедают леммингов, по- левок, птичьи яйца, г лижут друг у друга рога. Птицы
Охрана лесов Баргузинский заповедник: - около озера Байкал:славится кедровыми лесами, горячими источниками, прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, кабарга, росомахи, белки- летяги, рябчики, нерпа и многие другие животные. Баргузинский заповедник: - около озера Байкал:славится кедровыми лесами, горячими источниками, прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, кабарга, росомахи, белки- летяги, рябчики, нерпа и многие другие животные. БАРГУЗИНСКИЙ биосферный заповедник
Кедровая Падь – на Дальнем Востоке. Здесь богатейшие смешанные леса, богатые ценнейшим лекарст- венным растением жень-шень, удивительныйе животные, среди которых под охраной находятся тигр уссурийский, олень-цветок (пятнистый олень), изюбр (круп- ный олень),. Здесь богатейшие смешанные леса, богатые ценнейшим лекарст- венным растением жень-шень, удивительныйе животные, среди которых под охраной находятся тигр уссурийский, олень-цветок (пятнистый олень), изюбр (круп- ный олень),.
Животный мир Животные степей - обитатели открытых пространств. Они хорошо обеспечены кор- мами, но вынуждены приспосабливаться к недостатку естественных укрытий. Жизнь их часто зависит от того, как скоро они успели заметить опасность. Одни животные спаса- ются от врагов с помощью быстрых ног, дру- гие роют норы.
Саранча - опасный вредитель растений. За лето потомство только одной саранчи съедает столько корма, сколько хватило бы для двух овец. Это насекомое живет стаями, которые мо- гут быть многочисленными. Двигающаяся стая съедает на своем пути все растения полнос- тью, оставляя голую землю.
В степях живет дрофа. Это доволь- но крупная птица, высотой около мет- ра. У нее длинные и сильные ноги, а на нижней стороне пальцев есть жест- кие "подушечки". Благодаря таким особенностям ног, дрофа может долго ходить, а при необ- ходимости и быстро бегать.
Другая не менее интересная птица - орел. В открытой степи мало деревьев, поэтому сте- пной орел устраивает гнездо прямо на земле. Эта редкая птица - заядлый охотник на мелких грызунов: хомяков, сусликов, сурков. Орел об- рушивается на жертву с воздуха, хватает ее сильными острыми когтями и клювом – крюч- ком рвет на части.
Урок №2.
Обобщающий урок-игра.
Тема: « Путешествие по природным зонам России».
Цель: Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России».
Задачи:
1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Природа России».
2. Развивать познавательный интерес и творческую активность, речь, память, внимание, восприятие. Совершенствовать умение работы с географической картой.
3. Воспитывать бережное отношение к природе родной страны и чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
- Географическая карта и таблички с названиями природных зон; Рисунок самолёта; Карточки с изображением деревьев и животных. Кроссворд « Обитатели Арктики» Учебник 4 класса , часть №1. Разрезанные картинки для игры «Мозаика».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Снова пришёл долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
II. Введение в тему урока .
У : Я приглашаю вас, друзья отправиться в путешествие на самолёте. Мы с вами будем путешествовать по всем природным зонам нашей страны и вспомним материал прошлых уроков.
III. Упражнения по кинезиологии.
- «Крюки»
(1 мин
) Для выполнения этого упражнения вначале следует скрестить лодыжки. Как это удобно, затем скрестить руки, соединить пальцы рук в «замок» и вывернуть их. Для этого необходимо вытянуть руки вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу, а большими пальцами вниз, перенести одну руку через другую, соединить ладони и взять пальцы в «замок». Затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, следует прижать язык к твердому небу за верхними зубами. «Перекрестные шаги»
(10 раз
) Это перекрёстно - латеральная ходьба на месте. Когда человек касается правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена.
IV. Актуализация знаний.
1.Индивидуальная работа по карточкам.
Учитель: (Прикрепляет на доску рисунок самолёта).
А в самолёт посадка только по билетам. Берите билет, отвечайте на вопрос и садитесь в самолёт.
Эта птица известна всем. Её оперение чёрно-белое, живёт она по соседству с человеком. За свои действия получила прозвище «воровка». |
Посмотрите-ка какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. |
Ты увидел гнездо птицы. Как ты поступишь? |
Лось, заяц, волк, лиса, белка, ёж, медведь, соболь – это животные … (какой зоны?) |
Хвойное дерево, около него встречают Новый год? |
Лиственное дерево с белой корой? В Тундре. Что лишнее, почему? Карликовая берёза, тополь, полярная ива, мох, ягель, морошка. |
2 . Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва (тушканчик). 3 . Я – пища « корабля пустынь» (верблюжья колючка). 4. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок (ящерица). 5 . Что за чудо! Вот так чудо! Сверху – блюдо, снизу – блюдо. Ходит чудо по дороге – Голова торчит, да ноги (черепаха). У : Молодцы, ребята. Наш самолёт снова набирает высоту, и мы летим дальше. Но в полёте надо отдохнуть. 4. Физкультминутка. Ветер дует ледяной (Дети машут руками ) И вздымает снега тучу. Он суровый и могучий. (Дети крутят руками ) Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса Притаилась и сидит, (Сидят на корточках несколько секунд, а потом встают ) Ну, а снег летит, летит. (Машут руками ) Но утихла злая вьюга, Белой стала вся округа. (Потягивания – руки в стороны .) Солнце светит в небесах. (Потягивания – руки вверх ) Скачет по полю лиса. (Прыжки ) Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба) И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты ) 5.Зона тундры. а). Описание зоны. У : Мы с вами пролетаем над следующей зоной. Суров климат этой зоны: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют холодные ветры, а зимой свирепствует пурга. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Большие растения здесь расти не могут, все они низкорослые. Они стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. У : Ребята, в какой зоне приземлится наш самолёт? Д : В тундре. У : Покажите на карте, где находится зона тундры. На карту прикрепляется карточка «Тундра». б). Игра « Найди лишнее». На доске записаны столбики слов с названиями животных и растений. В каждом столбике нужно найти животное или растение, которое не подходит для тундры. морошка белая куропатка На следующих уроках мы будем изучать природу нашего края. Спасибо за урок. |
- Название, изображение на карте.
- Особенности природы:
- климат
- растительный мир
- животный мир
3. Тундра и человек.
4. Экологические проблемы.
5. Охрана природы.
Путешествие по природным зонам России.
Слайд 2
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров с запада на восток тянется безлесная полоса тундры. Тундра расположена на материке Евразия. Название происходит из саамского языка и означает «безлесная равнина». В переводе с финского – «бесплодная, враждебная».
Название и изображение на карте
Слайд 3
Климат
- Зима долгая, продолжается 7-8 месяцев, температура достигает -50° С. Большую часть года тундра покрыта снегом глубиной не более 15-30 см, а под ним- вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м.
- Лето короткое и прохладное. Средняя температура самого тёплого месяца (июля) не превышает +10° С. Даже в самый разгар лета бывают заморозки и выпадает снег.
Слайд 4
Растительный мир тундры
- Карликовая берёза
- Карликовая ива
- Ягель и брусника
- Морошка
Слайд 5
Почему растения тундры низкорослые?
- Растения тундры имеют высоту 15-20 см, у большинства стебель стелющийся.
- Короткое, прохладное лето замедляет рост растений. Зимой сильные ветры срезают надземные части.
Слайд 7
Животный мир тундры
Слайд 8
Песец
Обитатель тундры - песец. Отряд: хищные. Масса тела не более 10 кг, длина тела около 100 см, из них 30 см приходится на хвост. В меню песца на территории России ученые насчитали 125 животных, 25 растений. В среднем у песцов рождается до 9 детенышей. Обитает в тундре, на берегах Ледовитого океана, однако зимой он часто кочует на юг Финляндии. Встречается разновидность с голубоватым мехом.
Слайд 9
Лемминг
Лемминги - трогательные мохнатые зверьки, высотой около 13 см. Они, в основном, коричневого цвета. Некоторые виды леммингов меняют зимой шкурку с коричневой на белую, что делает их незаметным на снегу. О леммингах рассказывают всякие небылицы, например, что они совершают массовые самоубийства, бросаясь в воду. На самом деле это вполне процветающий зверек, хотя численность его колеблется год от года. Когда леммингов становится слишком много, им не хватает мха, их становится меньше Зимой они не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство.
Слайд 10
СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
Длина тела до 2 метров, высота до 150 см, масса до 200 кг. Рога очень большие, они есть как у самцов, так и у самок, этим северный олень отличается от других оленей. Копыта очень широкие и изогнуты, как подкова. это позволяет оленям легко раскапывать снег. Они очень точно находят под снегом не только ягель, но и ягодные кустарники и грибы. В день проходят до ста километров.
Слайд 11
Птицы тундры
Слайд 12
Как приспособились животные к условиям жизни?
Какая «одежда» у животных?
2. Какая окраска?
Меняющаяся, зимой- белая, летом- светлая.
3.Какие размеры?
Формы тела разные. Шерсть густая и длинная, много пуха и перьев.
4. Какова форма тела?
Различные, но не крупные.
Галина Бабикова
НОД по окружающему миру на тему «Путешествие по природным зонам»
НОД по окружающему миру на тему «»
Подготовила и провела воспитатель I кв. категории Бабикова Г. А.
Тип занятия : актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия : занятие-викторина.
Цель : формирование целостного представления о природных зонах . Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон : Арктика, Жаркие страны, Смешанный лес.
Методические приемы : беседа, игра.
Предварительная работа : Рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме, беседа, дидактические игры.
Задачи :
Образовательные : обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных; закреплять ранее полученные знания. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Развивающие : развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. Развивать фонематический слух
Воспитательные : воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, формировать навык работы в команде. Воспитывать любовь к природе .
Средства : презентация «Путешествие по природным зонам » , для показа, разрезные картинки (Арктика, буквы, предметы для сборки макетов природных зон (Арктика, смешанный лес, изображения животных Африки и Антарктиды, жарких стран, смешанного леса, клей, салфетки, музыка для входа. Конверты для вкладывания заданий, эмблемы, табло для начисления баллов.
Ход викторины:
Дети под музыку входят в зал, берут из коробочки эмблемы и делятся на команды. (на экране слайд №1)
- Воспитатель : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я рада, что мы снова вместе и не стоим на одном месте. Нам с вами некогда скучать, ну что пора игру начать. Но прежде чем начать игру я вам про правила скажу. Итак :
1. Чтоб команда победила, работать дружно, сообща и не ссориться сгоряча;
2. Вместе хором на вопросы не отвечать, не кричать, только по одному отвечать;
3. Друг друга слушать, не перебивать, уметь подождать, а потом дополнять;
4. За игрой следит жюри, ох и строгие они, если команда правильно отвечает, ей баллы начисляют, если плохо себя ведет, баллы отчисляют, а за неправильный ответ баллов нет.
Представление команд «Снежинка» и «Солнышко»
Разминка.
Воспитатель : Ребята, что такое природная зона ? Какие природные зоны вы знаете ?
Ответы детей : Часть земли с определенным климатом, растениями и животными; Пустыня, тропики, Арктика, Антарктида, смешанный лес, тундра, …
Воспитатель : Молодцы! А наша викторина начинается, в Путешествие по природным зонам отправляемся .
1. ЗАДАНИЕ : Перед вами две природных зоны Африка и Антарктида сейчас вам, придется заселить эти природные зоны животными , Команда снежинка будет заселять Антарктиду, а команда солнышко будет заселять Африку. Будьте внимательны, у вас в конвертах находятся животные, которые живут в других природных зонах , их надо оставить на столе и сказать, почему они лишние.
Дети под музыку наклеивают животных на мольберты с природными зонами .
Объясняют, каких животных они не наклеили, обосновывают ответ.
Воспитатель : Молодцы с заданием справились, двигаемся дальше.
2. Задание. Прятки.
Воспитатель : -А теперь животные решили с вами поиграть в прятки сейчас на экране будут появляться спрятанные животные, а вы должны отгадать кто же изображен на экране. (Слайды с замаскированными животными)
3. Загадки
Воспитатель : Третий конкурс мозговой, нужно думать головой, кто загадки отгадает тот и баллы получает.
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть, они в матросках
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (Зебры)
В зоопарке я найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень неуклюжим. (Бегемот)
Вылупился из скорлупки,
У него большие зубки,
Нравом он не очень мил,
Любит погружаться в Нил. (Крокодил)
Полюбуйтесь поскорей!
Перед вами - царь зверей,
Всколыхнулась чудо-грива,
Шелковиста и красива. (Лев)
Панцирь - это не рубашка,
Это домик, в нем не страшно.
И хозяйка смотрит гордо -
Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха)
Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан. (Жираф)
Носом-шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот житель жарких стран
Всех крупней на суше. (Слон)
Прибыла из жарких стран,
Там жила среди лиан
И, за хвост на них повиснув,
Уплетала я банан. (Обезьяна)
4. Подвижный.
Воспитатель : А теперь давайте немного подвигаемся наши животные
проголодались и просили их покормить. Для этого, вам нужно быстро собрать
для них фрукты. Каждому участнику команды, брать только по одному фрукту,
положить его в корзину, победит та команда, которая соберёт фрукты быстрее.
Воспитатель : -Хорошо, молодцы, все животные остались сытыми и довольными.
А теперь настало время подумать головой и ответить на мои вопросы : Вопрос первой команде : Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате?
Ответы детей - могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т. д.
Воспитатель : Вопрос второй команде Смогли бы эти животные жить на севере?
Ответы детей нет
Воспитатель Почему?
Ответы детей на севере холодно, а у этих животных нет теплого меха, им нечего будет есть.
5. Молодцы, а теперь внимание на экран игра кто лишний и почему?
6. Собери слово Африка и Север.
7. Блиц опрос для капитанов команд каждому капитану будут задаваться вопросы отвечать надо быстро, не задумываясь ответ должен быть ДА или НЕТ за каждый правильный ответ 1 балл
Блиц вопросы
1. Лев хищное животное? (ДА)
2. Белый медведь живёт в Африке?
3. В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)
4. Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах? (ДА)
5. Верблюд может долго находиться без воды? (ДА)
6. В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)
7. Дом волка - это дупло? (НЕТ)
8. Белый медведь ест малину? (НЕТ)
9. Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)
10. Тигр большая кошка? (ДА)
11. Крокодил живет в воде? (ДА)
12. Обезьяны питаются бананами? (ДА)
Вы отлично справились с заданием
8. Домашнее задание Мини-рассказ о животном.
Молодцы, а сейчас послушаем членов жюри, они скажут, сколько баллов набрала каждая команда.
Отчет жюри
Воспитатель :
Ой, какие молодцы,
Все трудились от души,
А теперь черед настал,
Наградить всех кто играл!
Награждение победителей.
Публикации по теме:
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости страницы! За окнами уже весна, но мне хотелось бы вспомнить уходящую зиму, ведь она принесла.
Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных.
Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие Лунтика в Хвалынский заповедник» Цель: познакомить детей с Хвалынским заповедникам; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей.
Тема: «Овощи». Цели: - закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду; - расширять.
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 188»
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию.
Тема: «Путешествие по природным зонам»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект разработала:
Кузнецова М. В.
Воспитатель 1 квалификационной категории
Приоритетная область – познавательное развитие .
Формировать целостное представление о природных зонах;
Обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Интеграция образовательных областей .
Обогащать словарный запас детей.
Физическое развитие :
Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.
Социально-коммуникативное развитие :
Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Художественно-эстетическое развитие :
Развивать чувство прекрасного через музыкальное произведение «Мы вокруг березки…».
Предпосылки УУД:
развитие умения осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
развитие умения сохранять заданную цель;
развитие умения удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
развитие умения (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
развитие умения узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
умение выделять существенные признаки объектов;
воспитание эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества;
Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование и материалы : 3 игровых поля, дидактический материал по каждому игровому полю, наборы игрушек животных, растений, бросовый материал, глобус, иллюстрации и картины природных зон, магнитофон.
Предварительная работа :
Беседы о климатических условиях, животном и растительном мире природных зон Арктики, зоны лесов и пустыни.
Чтение художественной литературы: Жидков, Чарушин, Бианки, Пришвин, Сладков, Пермяк; детских энциклопедий.
Просмотр презентаций: «Леса России», «Арктика – царство снега и льда», «Жаркая пустыня».
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.
Разгадывание загадок.
Просмотр мультфильмов: «Корабль пустыни», «Умка», «Снежная королева», «Царевна-лягушка», «Лесная братва».
Пополнение полей новым игровым материалом.
Ход НОД
Вводная часть.
Воспитатель: Дети, здравствуйте! Отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю … (глобус).
В: Ребята, какое у вас настроение? А вы любите путешествовать? Сегодня, в очередной раз, мы отправимся с вами в очень увлекательное путешествие! А отправляемся мы в путешествие по природным зонам на самолете. Давайте встанем в круг и полетим (включается музыка, дети бегут по кругу, изображая самолеты).
Основная часть.
В: А сейчас выберите каждый для себя кружок (круги 3 цветов - перевернутые). Как вы думаете, какую природную зону обозначает каждый круг.
Д: Белый – Арктика, зеленый – зона лесов, желтый – пустыня.
В: А сейчас давайте объединимся в подгруппы по цветам (дети расходятся к игровым полям своего цвета).
Д: Белый – Арктика.
В: Как вы думаете, почему Арктика обозначена белым цветом?
Д: Там много снега и льда.
В: Кто там живет?
Д: Белый медведь, тюлень, морж, полярная сова, северный олень, белый песец.
В: Какие растения там растут? Почему?
Д: Никаких. Потому что там вечная зима.
В: Какую зону обозначает ваш круг?
Д: Зеленый – зона лесов.
В: Как вы думаете, почему зона лесов обозначена зеленым цветом?
Д: Там много лесов.
В: Кто там живет?
Д: медведь, белка, еж, лиса, волк, заяц, кабан, лось, рысь, бобер.
В: Какие растения там растут?
Д: клен, рябина, ель, липа и др. деревья; сирень, шиповник и др. кустарники; ромашка, незабудка, колокольчик и др. цветы; различные травы.
В: Какую зону обозначает ваш круг?
Д: Желтый - пустыня.
В: Как вы думаете, почему пустыня обозначена желтым цветом?
Д: Там много песка, много солнца, мало воды.
В: Кто там живет?
Д: Ящерица, верблюд, змеи, тушканчик, черепаха, пауки, суслик, скорпион, ушастый еж.
В: Какие растения там растут?
Д: Кактусы, верблюжья колючка, саксаул.
В: Ребята, а вы знаете, какое дерево является символом России?
Д: Береза.
В: Предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка
А ну, честной народ,
Становись – кА в хоровод!
(Раздаем платочки)
Хоровод «Мы вокруг березки»
Посмотри березка,
Мы к тебе идем,
Яркие платочки
Мы к тебе несем.
(Дети ходят по кругу)
Золотые листочки золотом горят.
Кружатся с платочками
Хоровод ребят.
(Кружатся на месте).
Девочки к березке
Ближе подойдут.
Яркими платочками
Весело взмахнут.
(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая)
Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про березку песню
Нежно напивать.
(Идут в разных направлениях, гуляя).
В: Ну вот и повеселились.
В: А сейчас, каждая подгруппа, подойдите к своему игровому полю (Дети подходят к столу с игровым материалом для наполнения игровых полей (природных зон)). Давайте мы их заполним животными и растениями. (Открываем коробку с игровым материалом для разных природных зон.)
В: Что же случилось с животными и растениями? (Ответы детей)
В: А теперь, каждая подгруппа, выберите себе животных, растения и нужный материал для своей природной зоны.
(Работа детей по заполнению игровых полей)
В: Давайте посмотрим, правильно ли заполнены игровые поля? (взаимопроверка)
В: Как вы думаете, почему надо охранять животных? (ответы детей)
В: Как же решается вопрос об охране животных и растений?
Д: Создаются заповедники.
В: Что такое заповедники? (вместе с воспитателем дети формулируют понятие «заповедник»)
Д: Заповедник – большая территория, где охраняются редкие растения и животные.
В: Наиболее охраняемых растений и животных, которые могут исчезнуть, заносят в специальную книгу. Кто-нибудь знает, как называется она?
Д: В Красную Книгу.
В: А может вы догадаетесь, почему она красного цвета?
Д: Красный цвет – знак тревоги и опасности.
В: Каких животных, занесенных в Красную Книгу, вы можете назвать?
Д: Тигр, зубр, белый медведь, рысь, морж, тюлень, синий кит, антилопа, ушастый еж, корсак, выхухоль, бобр.
Заключительная часть.
В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Какое у вас настроение после нашего путешествия? Что было для вас самым сложным?
В: Ребята, мы с вами – жители планеты Земля, которая является нашим общим домом. Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!