Методическая разработка путешествие по природным зонам. Урок – соревнование «Путешествие по природным зонам России

Путешествие по природным зонам России


Арктика - северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан с морями и островами, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и заполярные окраины Евразии и Северной Америки. Границы Арктики обычно проводят по северному полярному кругу, площадь Арктики- 21 млн.км 2. Арктика-край удивительной природы, край контрастов.


Арктика Климатические условия Характерные черты природы Арктики - круглосуточный полярный день сменяется полярной ночью, на полюсе продолжающимися по полгода; отрицательная средне- годовая и близкая к нулю средняя летняя температура; атмосферные осадки в виде снега большую часть года; ледовый покров на море; отсутствие древесных растений на суше, кроме карликовых форм. Основная масса снега в Арктике выпадает на побережье, и до внутренних районов снежные облака не доходят. Уровень осадков может сильно колебаться, и иногда за один снегопад может выпасть большая часть годового количества снега.


Растительныйй мир В Арктике холодные, суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами. Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники, кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. Камнеломка Полярный мак


Из трав на крайнем Се- вере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищенных от холодных ветров местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить от земли, при ее обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом. Есть ивняк высотой по пояс взрослому человеку, даже кустики можжевельника. Ветреница Морошка


Заросли карликовой березки, луговины вороники, морошки, дерена и разнотравья перемежаются здесь серебристо-серыми пятнами лишайников. К середине лета острова раскрашиваются цветами купальниц и иван-чая, лютиков и колокольчиков, выцветающими за короткое лето колокольчиков. Сырые низины покрывает желтый ковер калужницы. Лишайники и мхи Мхи и лишайники Калужница




На арктических остро- вах летом скапливаются большие массы птиц (чайки, чистики, кайры, гагары, люрики); их гнездовья на уступах отвесных скал образуют огромные колонии - птичьи базары, шум которых слышен на многие километры Розовая чайка Белая сова Тупик Кайры


Главная достопримечательность здешнего мира пернатых - белая чайка. Всю зиму она проводит среди арктических льдов гнездится же на самых северных участках суши. Птицам и зверям присуща белая окрас- ка оперения или ме- ха, компактное тело- сложение, неприхотлив ость в выборе местообитания и корма




В мире около 20 видов, принадлежащих к семейству настоящих тюленей.Тюлень в отличие от нерп, никогда не выходит на берег. Он живёт только во льдах. Самая страшная угроза для тюленей - ледоколы. Прохождение кораблей через залёжки самок с бельками,ещё не умеющим и плавать, не раз приводило к массовой гибели животных.


Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. Она занимает около 14% территории России. Южная граница тундровой зоны в европейской части страны (кроме Кольского полуострова) и в За- падной Сибири почти совпадает с полярным кругом. В Восточной Сибири она резко отодвинута к северу, а на крайнем востоке страны, напротив, спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря.


Климат Тундра – это царство холода, снега, пронизы- воющего ветра, много- летней мерзлоты, мете- лей и буранов. Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, будто навеки уснувшую во тьме полярной ночи, она кажется без- жизненной голой пусты- ней.


Осадков в тундре выпадает немного, как правило, не более 250 мм в год. Однако в условиях холодного климата и этого сравнительно небольшого количества более чем достаточно. Зима продолжается 7 8 месяцев, а лето короткое и прохладное. Средняя температура самого теплого летнего месяца (июля) обычно не превышает + 10 °С.


Основная масса осадков приходится на лето, зимой их выпадает очень мало (около 10% годового количества). Сильных ливней не бывает, дожди обыкновенно лишь моросят. Особенно много дождливых дней в осеннее время. Снеговой покров в тундре очень неглубокий на ровных местах обыкновенно не более см.



Здесь и желтые полярные маки, и синие крупные цветки синюхи, голубые незабудки, белые звездочки дриад и ясколок, малиновые, желтые, белые, коричнево-красные камнеломки. Ромашки достигают 8 см в поперечнике, а на одном экземпляре цветков иногда насчитывается до нескольких десятков.


Удивительно, как приспособились эти растения к существованию в суровых условиях Севера?! Как правило, все они многолетники и в большинстве вечнозеленые растения. Очень характерны стелющи-еся формы, у которых стебли ползут по земле и, уко-реняясь, прикрепляются к ней придаточными кор-нями. Именно такая форма преобладает у древесных растений: елей, берез, лиственниц. Карликовая берёза Арктическая ива


Вместе с ивами и березами растут много- численные кустарнички кассиопея, фил- лодоце, подбел, арктоус, брусника, черни- ка, голубика, клюква, багульник, водяника (шишка), рододендрон, а также многолетние травы морошка, княженика и другие. Кассиопея четырёхгранная Дриада Шамиссо Астрагал зонтичный







Водяника (шишка) маленький стелющийся кустарничек с неопадающими узкими листочками и шаровидным и черными ягода- ми, вполне съедобными в сыром виде. Жители арктического побережья ис- пользуют шишку как лекарственное растение, снимающее головные боли, поднимающее жизненный тонус при переутомлении. Рекомендуется употреблять ее в небольшом количестве. Голубика Водяника (шишка) Водиника (шишка)




Биологическая продуктивность растений на Таймыре - одна из самых высоких в Арктике. Озера и реки изобилуют рыбой, а мышевидные грызуны, основа пищевой цепи хищных млекопитающих и многих птиц, размножаются иногда в такой массе, что могут "прокормить" и песцов, и белых сов, и соколов. Лемминг Копытный лемминг


Одними из самых маленьких, но очень важных зверей являются лемминги - сибирский и копытный. Это грызуны, длина их тела доходит до 15 см, хвоста – до 2 см. Колебаниям их численности подчиняется вся жизнь в тундре, так как они - основная пища хищников. Лемминг сибирский


Северный олень Длина его тела 2,2 метра, высота – 1,4 метра, весит он до 220 кг. Рога большие, есть у самок и у самцов. Зимой олени питаются лишайниками. Вместо воды едят снег. Но лишайники мало пита- тельный, в снегу нет минеральных добавок, поэтому олени охотно поедают леммингов, по- левок, птичьи яйца, г лижут друг у друга рога. Птицы












Охрана лесов Баргузинский заповедник: - около озера Байкал:славится кедровыми лесами, горячими источниками, прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, кабарга, росомахи, белки- летяги, рябчики, нерпа и многие другие животные. Баргузинский заповедник: - около озера Байкал:славится кедровыми лесами, горячими источниками, прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, кабарга, росомахи, белки- летяги, рябчики, нерпа и многие другие животные. БАРГУЗИНСКИЙ биосферный заповедник



Кедровая Падь – на Дальнем Востоке. Здесь богатейшие смешанные леса, богатые ценнейшим лекарст- венным растением жень-шень, удивительныйе животные, среди которых под охраной находятся тигр уссурийский, олень-цветок (пятнистый олень), изюбр (круп- ный олень),. Здесь богатейшие смешанные леса, богатые ценнейшим лекарст- венным растением жень-шень, удивительныйе животные, среди которых под охраной находятся тигр уссурийский, олень-цветок (пятнистый олень), изюбр (круп- ный олень),.













Животный мир Животные степей - обитатели открытых пространств. Они хорошо обеспечены кор- мами, но вынуждены приспосабливаться к недостатку естественных укрытий. Жизнь их часто зависит от того, как скоро они успели заметить опасность. Одни животные спаса- ются от врагов с помощью быстрых ног, дру- гие роют норы.






Саранча - опасный вредитель растений. За лето потомство только одной саранчи съедает столько корма, сколько хватило бы для двух овец. Это насекомое живет стаями, которые мо- гут быть многочисленными. Двигающаяся стая съедает на своем пути все растения полнос- тью, оставляя голую землю.



В степях живет дрофа. Это доволь- но крупная птица, высотой около мет- ра. У нее длинные и сильные ноги, а на нижней стороне пальцев есть жест- кие "подушечки". Благодаря таким особенностям ног, дрофа может долго ходить, а при необ- ходимости и быстро бегать.


Другая не менее интересная птица - орел. В открытой степи мало деревьев, поэтому сте- пной орел устраивает гнездо прямо на земле. Эта редкая птица - заядлый охотник на мелких грызунов: хомяков, сусликов, сурков. Орел об- рушивается на жертву с воздуха, хватает ее сильными острыми когтями и клювом – крюч- ком рвет на части.



Урок №2.

Обобщающий урок-игра.

Тема: « Путешествие по природным зонам России».

Цель: Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России».

Задачи:

1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Природа России».

2. Развивать познавательный интерес и творческую активность, речь, память, внимание, восприятие. Совершенствовать умение работы с географической картой.

3. Воспитывать бережное отношение к природе родной страны и чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

    Географическая карта и таблички с названиями природных зон; Рисунок самолёта; Карточки с изображением деревьев и животных. Кроссворд « Обитатели Арктики» Учебник 4 класса , часть №1. Разрезанные картинки для игры «Мозаика».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Снова пришёл долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

II. Введение в тему урока .

У : Я приглашаю вас, друзья отправиться в путешествие на самолёте. Мы с вами будем путешествовать по всем природным зонам нашей страны и вспомним материал прошлых уроков.

III. Упражнения по кинезиологии.

    «Крюки» (1 мин ) Для выполнения этого упражнения вначале следует скрестить лодыжки. Как это удобно, затем скрестить руки, соединить пальцы рук в «замок» и вывернуть их. Для этого необходимо вытянуть руки вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу, а большими пальцами вниз, перенести одну руку через другую, соединить ладони и взять пальцы в «замок». Затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, следует прижать язык к твердому небу за верхними зубами. «Перекрестные шаги» (10 раз ) Это перекрёстно - латеральная ходьба на месте. Когда человек касается правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена.

IV. Актуализация знаний.

1.Индивидуальная работа по карточкам.

Учитель: (Прикрепляет на доску рисунок самолёта).

А в самолёт посадка только по билетам. Берите билет, отвечайте на вопрос и садитесь в самолёт.

Эта птица известна всем.

Её оперение чёрно-белое, живёт она по соседству с человеком.

За свои действия получила прозвище «воровка».

Посмотрите-ка какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Ты увидел гнездо птицы. Как ты

поступишь?

Лось, заяц, волк, лиса, белка, ёж, медведь, соболь – это животные … (какой зоны?)

Хвойное дерево, около него встречают Новый год?

Лиственное дерево с белой корой?

В Тундре. Что лишнее, почему?

Карликовая берёза, тополь, полярная ива, мох, ягель, морошка.

2 . Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва (тушканчик).

3 . Я – пища « корабля пустынь» (верблюжья колючка).

4. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок

(ящерица).

5 . Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху – блюдо, снизу – блюдо.

Ходит чудо по дороге –

Голова торчит, да ноги (черепаха).

У : Молодцы, ребята. Наш самолёт снова набирает высоту, и мы летим дальше. Но в полёте надо отдохнуть.

4. Физкультминутка.

Ветер дует ледяной (Дети машут руками )

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий. (Дети крутят руками )

Зайцы прячутся в кустах.

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит, (Сидят на корточках несколько секунд, а потом встают )

Ну, а снег летит, летит. (Машут руками )

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания – руки в стороны .)

Солнце светит в небесах. (Потягивания – руки вверх )

Скачет по полю лиса. (Прыжки )

Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты )

5.Зона тундры.

а). Описание зоны.

У : Мы с вами пролетаем над следующей зоной.

Суров климат этой зоны: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют холодные ветры, а зимой свирепствует пурга. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Большие растения здесь расти не могут, все они низкорослые. Они стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

У : Ребята, в какой зоне приземлится наш самолёт?

Д : В тундре.

У : Покажите на карте, где находится зона тундры. На карту прикрепляется карточка «Тундра».

б). Игра « Найди лишнее».

На доске записаны столбики слов с названиями животных и растений. В каждом столбике нужно найти животное или растение, которое не подходит для тундры.

морошка белая куропатка

На следующих уроках мы будем изучать природу нашего края.

Спасибо за урок.

  1. Название, изображение на карте.
  2. Особенности природы:
  • климат
  • растительный мир
  • животный мир

3. Тундра и человек.

4. Экологические проблемы.

5. Охрана природы.

Путешествие по природным зонам России.

Слайд 2

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров с запада на восток тянется безлесная полоса тундры. Тундра расположена на материке Евразия. Название происходит из саамского языка и означает «безлесная равнина». В переводе с финского – «бесплодная, враждебная».

Название и изображение на карте

Слайд 3

Климат

  • Зима долгая, продолжается 7-8 месяцев, температура достигает -50° С. Большую часть года тундра покрыта снегом глубиной не более 15-30 см, а под ним- вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м.
  • Лето короткое и прохладное. Средняя температура самого тёплого месяца (июля) не превышает +10° С. Даже в самый разгар лета бывают заморозки и выпадает снег.
  • Слайд 4

    Растительный мир тундры

    • Карликовая берёза
    • Карликовая ива
    • Ягель и брусника
    • Морошка
  • Слайд 5

    Почему растения тундры низкорослые?

    • Растения тундры имеют высоту 15-20 см, у большинства стебель стелющийся.
    • Короткое, прохладное лето замедляет рост растений. Зимой сильные ветры срезают надземные части.
  • Слайд 7

    Животный мир тундры

  • Слайд 8

    Песец

    Обитатель тундры - песец. Отряд: хищные. Масса тела не более 10 кг, длина тела около 100 см, из них 30 см приходится на хвост. В меню песца на территории России ученые насчитали 125 животных, 25 растений. В среднем у песцов рождается до 9 детенышей. Обитает в тундре, на берегах Ледовитого океана, однако зимой он часто кочует на юг Финляндии. Встречается разновидность с голубоватым мехом.

    Слайд 9

    Лемминг

    Лемминги - трогательные мохнатые зверьки, высотой около 13 см. Они, в основном, коричневого цвета. Некоторые виды леммингов меняют зимой шкурку с коричневой на белую, что делает их незаметным на снегу. О леммингах рассказывают всякие небылицы, например, что они совершают массовые самоубийства, бросаясь в воду. На самом деле это вполне процветающий зверек, хотя численность его колеблется год от года. Когда леммингов становится слишком много, им не хватает мха, их становится меньше Зимой они не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство.

    Слайд 10

    СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

    Длина тела до 2 метров, высота до 150 см, масса до 200 кг. Рога очень большие, они есть как у самцов, так и у самок, этим северный олень отличается от других оленей. Копыта очень широкие и изогнуты, как подкова. это позволяет оленям легко раскапывать снег. Они очень точно находят под снегом не только ягель, но и ягодные кустарники и грибы. В день проходят до ста километров.

    Слайд 11

    Птицы тундры

  • Слайд 12

    Как приспособились животные к условиям жизни?

    Какая «одежда» у животных?

    2. Какая окраска?

    Меняющаяся, зимой- белая, летом- светлая.

    3.Какие размеры?

    Формы тела разные. Шерсть густая и длинная, много пуха и перьев.

    4. Какова форма тела?

    Различные, но не крупные.

    Галина Бабикова
    НОД по окружающему миру на тему «Путешествие по природным зонам»

    НОД по окружающему миру на тему «»

    Подготовила и провела воспитатель I кв. категории Бабикова Г. А.

    Тип занятия : актуализация ранее полученных знаний.

    Вид занятия : занятие-викторина.

    Цель : формирование целостного представления о природных зонах . Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон : Арктика, Жаркие страны, Смешанный лес.

    Методические приемы : беседа, игра.

    Предварительная работа : Рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме, беседа, дидактические игры.

    Задачи :

    Образовательные : обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных; закреплять ранее полученные знания. Развивать логическое мышление, память, внимание.

    Развивающие : развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. Развивать фонематический слух

    Воспитательные : воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, формировать навык работы в команде. Воспитывать любовь к природе .

    Средства : презентация «Путешествие по природным зонам » , для показа, разрезные картинки (Арктика, буквы, предметы для сборки макетов природных зон (Арктика, смешанный лес, изображения животных Африки и Антарктиды, жарких стран, смешанного леса, клей, салфетки, музыка для входа. Конверты для вкладывания заданий, эмблемы, табло для начисления баллов.

    Ход викторины:

    Дети под музыку входят в зал, берут из коробочки эмблемы и делятся на команды. (на экране слайд №1)

    - Воспитатель : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я рада, что мы снова вместе и не стоим на одном месте. Нам с вами некогда скучать, ну что пора игру начать. Но прежде чем начать игру я вам про правила скажу. Итак :

    1. Чтоб команда победила, работать дружно, сообща и не ссориться сгоряча;

    2. Вместе хором на вопросы не отвечать, не кричать, только по одному отвечать;

    3. Друг друга слушать, не перебивать, уметь подождать, а потом дополнять;

    4. За игрой следит жюри, ох и строгие они, если команда правильно отвечает, ей баллы начисляют, если плохо себя ведет, баллы отчисляют, а за неправильный ответ баллов нет.

    Представление команд «Снежинка» и «Солнышко»

    Разминка.

    Воспитатель : Ребята, что такое природная зона ? Какие природные зоны вы знаете ?

    Ответы детей : Часть земли с определенным климатом, растениями и животными; Пустыня, тропики, Арктика, Антарктида, смешанный лес, тундра, …

    Воспитатель : Молодцы! А наша викторина начинается, в Путешествие по природным зонам отправляемся .

    1. ЗАДАНИЕ : Перед вами две природных зоны Африка и Антарктида сейчас вам, придется заселить эти природные зоны животными , Команда снежинка будет заселять Антарктиду, а команда солнышко будет заселять Африку. Будьте внимательны, у вас в конвертах находятся животные, которые живут в других природных зонах , их надо оставить на столе и сказать, почему они лишние.

    Дети под музыку наклеивают животных на мольберты с природными зонами .

    Объясняют, каких животных они не наклеили, обосновывают ответ.

    Воспитатель : Молодцы с заданием справились, двигаемся дальше.

    2. Задание. Прятки.

    Воспитатель : -А теперь животные решили с вами поиграть в прятки сейчас на экране будут появляться спрятанные животные, а вы должны отгадать кто же изображен на экране. (Слайды с замаскированными животными)

    3. Загадки

    Воспитатель : Третий конкурс мозговой, нужно думать головой, кто загадки отгадает тот и баллы получает.

    Вот лошадки, все в полосках,

    Может быть, они в матросках

    Нет, они такого цвета.

    Угадайте, кто же это? (Зебры)

    В зоопарке я найду

    Зверя этого в пруду.

    Если выйдет он на сушу,

    Станет очень неуклюжим. (Бегемот)

    Вылупился из скорлупки,

    У него большие зубки,

    Нравом он не очень мил,

    Любит погружаться в Нил. (Крокодил)

    Полюбуйтесь поскорей!

    Перед вами - царь зверей,

    Всколыхнулась чудо-грива,

    Шелковиста и красива. (Лев)

    Панцирь - это не рубашка,

    Это домик, в нем не страшно.

    И хозяйка смотрит гордо -

    Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха)

    Вот живой подъемный кран,

    Обитатель жарких стран.

    Со стволов многоэтажных

    Рвет и листья, и банан. (Жираф)

    Носом-шлангом великан

    Моется, как в душе.

    Этот житель жарких стран

    Всех крупней на суше. (Слон)

    Прибыла из жарких стран,

    Там жила среди лиан

    И, за хвост на них повиснув,

    Уплетала я банан. (Обезьяна)

    4. Подвижный.

    Воспитатель : А теперь давайте немного подвигаемся наши животные

    проголодались и просили их покормить. Для этого, вам нужно быстро собрать

    для них фрукты. Каждому участнику команды, брать только по одному фрукту,

    положить его в корзину, победит та команда, которая соберёт фрукты быстрее.

    Воспитатель : -Хорошо, молодцы, все животные остались сытыми и довольными.

    А теперь настало время подумать головой и ответить на мои вопросы : Вопрос первой команде : Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате?

    Ответы детей - могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т. д.

    Воспитатель : Вопрос второй команде Смогли бы эти животные жить на севере?

    Ответы детей нет

    Воспитатель Почему?

    Ответы детей на севере холодно, а у этих животных нет теплого меха, им нечего будет есть.

    5. Молодцы, а теперь внимание на экран игра кто лишний и почему?

    6. Собери слово Африка и Север.

    7. Блиц опрос для капитанов команд каждому капитану будут задаваться вопросы отвечать надо быстро, не задумываясь ответ должен быть ДА или НЕТ за каждый правильный ответ 1 балл

    Блиц вопросы

    1. Лев хищное животное? (ДА)

    2. Белый медведь живёт в Африке?

    3. В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)

    4. Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах? (ДА)

    5. Верблюд может долго находиться без воды? (ДА)

    6. В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)

    7. Дом волка - это дупло? (НЕТ)

    8. Белый медведь ест малину? (НЕТ)

    9. Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)

    10. Тигр большая кошка? (ДА)

    11. Крокодил живет в воде? (ДА)

    12. Обезьяны питаются бананами? (ДА)

    Вы отлично справились с заданием

    8. Домашнее задание Мини-рассказ о животном.

    Молодцы, а сейчас послушаем членов жюри, они скажут, сколько баллов набрала каждая команда.

    Отчет жюри

    Воспитатель :

    Ой, какие молодцы,

    Все трудились от души,

    А теперь черед настал,

    Наградить всех кто играл!

    Награждение победителей.

    Публикации по теме:

    Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости страницы! За окнами уже весна, но мне хотелось бы вспомнить уходящую зиму, ведь она принесла.

    Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных.

    Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие Лунтика в Хвалынский заповедник» Цель: познакомить детей с Хвалынским заповедникам; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей.

    Тема: «Овощи». Цели: - закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду; - расширять.

    МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 188»

    КОНСПЕКТ

    Непосредственной образовательной деятельности

    по познавательному развитию.

    Тема: «Путешествие по природным зонам»

    (для детей старшего дошкольного возраста)

    Конспект разработала:

    Кузнецова М. В.

    Воспитатель 1 квалификационной категории

    Приоритетная область познавательное развитие .

    Формировать целостное представление о природных зонах;

    Обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных;

    Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

    Интеграция образовательных областей .

    Речевое развитие :

    Обогащать словарный запас детей.

    Физическое развитие :

    Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.

    Социально-коммуникативное развитие :

    Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

    Художественно-эстетическое развитие :

    Развивать чувство прекрасного через музыкальное произведение «Мы вокруг березки…».

    Предпосылки УУД:

      развитие умения осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

      воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

      развитие умения сохранять заданную цель;

      развитие умения удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

      развитие умения (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

      развитие умения узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

      умение выделять существенные признаки объектов;

      воспитание эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества;

      Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

    Оборудование и материалы : 3 игровых поля, дидактический материал по каждому игровому полю, наборы игрушек животных, растений, бросовый материал, глобус, иллюстрации и картины природных зон, магнитофон.

    Предварительная работа :

      Беседы о климатических условиях, животном и растительном мире природных зон Арктики, зоны лесов и пустыни.

      Чтение художественной литературы: Жидков, Чарушин, Бианки, Пришвин, Сладков, Пермяк; детских энциклопедий.

      Просмотр презентаций: «Леса России», «Арктика – царство снега и льда», «Жаркая пустыня».

      Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.

      Разгадывание загадок.

      Просмотр мультфильмов: «Корабль пустыни», «Умка», «Снежная королева», «Царевна-лягушка», «Лесная братва».

      Пополнение полей новым игровым материалом.

    Ход НОД

      Вводная часть.

    Воспитатель: Дети, здравствуйте! Отгадайте загадку:

    На столе передо мной

    Закрутился шар земной

    Арктика, экватор, полюс,

    Уместил всю землю … (глобус).

    В: Ребята, какое у вас настроение? А вы любите путешествовать? Сегодня, в очередной раз, мы отправимся с вами в очень увлекательное путешествие! А отправляемся мы в путешествие по природным зонам на самолете. Давайте встанем в круг и полетим (включается музыка, дети бегут по кругу, изображая самолеты).

      Основная часть.

    В: А сейчас выберите каждый для себя кружок (круги 3 цветов - перевернутые). Как вы думаете, какую природную зону обозначает каждый круг.

    Д: Белый – Арктика, зеленый – зона лесов, желтый – пустыня.

    В: А сейчас давайте объединимся в подгруппы по цветам (дети расходятся к игровым полям своего цвета).

    Д: Белый – Арктика.

    В: Как вы думаете, почему Арктика обозначена белым цветом?

    Д: Там много снега и льда.

    В: Кто там живет?

    Д: Белый медведь, тюлень, морж, полярная сова, северный олень, белый песец.

    В: Какие растения там растут? Почему?

    Д: Никаких. Потому что там вечная зима.

    В: Какую зону обозначает ваш круг?

    Д: Зеленый – зона лесов.

    В: Как вы думаете, почему зона лесов обозначена зеленым цветом?

    Д: Там много лесов.

    В: Кто там живет?

    Д: медведь, белка, еж, лиса, волк, заяц, кабан, лось, рысь, бобер.

    В: Какие растения там растут?

    Д: клен, рябина, ель, липа и др. деревья; сирень, шиповник и др. кустарники; ромашка, незабудка, колокольчик и др. цветы; различные травы.

    В: Какую зону обозначает ваш круг?

    Д: Желтый - пустыня.

    В: Как вы думаете, почему пустыня обозначена желтым цветом?

    Д: Там много песка, много солнца, мало воды.

    В: Кто там живет?

    Д: Ящерица, верблюд, змеи, тушканчик, черепаха, пауки, суслик, скорпион, ушастый еж.

    В: Какие растения там растут?

    Д: Кактусы, верблюжья колючка, саксаул.

    В: Ребята, а вы знаете, какое дерево является символом России?

    Д: Береза.

    В: Предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

    Физкультминутка

    А ну, честной народ,

    Становись – кА в хоровод!

    (Раздаем платочки)

    Хоровод «Мы вокруг березки»

    Посмотри березка,

    Мы к тебе идем,

    Яркие платочки

    Мы к тебе несем.

    (Дети ходят по кругу)

    Золотые листочки золотом горят.

    Кружатся с платочками

    Хоровод ребят.

    (Кружатся на месте).

    Девочки к березке

    Ближе подойдут.

    Яркими платочками

    Весело взмахнут.

    (Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая)

    Разошлись ребятки

    И пошли гулять.

    Про березку песню

    Нежно напивать.

    (Идут в разных направлениях, гуляя).

    В: Ну вот и повеселились.

    В: А сейчас, каждая подгруппа, подойдите к своему игровому полю (Дети подходят к столу с игровым материалом для наполнения игровых полей (природных зон)). Давайте мы их заполним животными и растениями. (Открываем коробку с игровым материалом для разных природных зон.)

    В: Что же случилось с животными и растениями? (Ответы детей)

    В: А теперь, каждая подгруппа, выберите себе животных, растения и нужный материал для своей природной зоны.

    (Работа детей по заполнению игровых полей)

    В: Давайте посмотрим, правильно ли заполнены игровые поля? (взаимопроверка)

    В: Как вы думаете, почему надо охранять животных? (ответы детей)

    В: Как же решается вопрос об охране животных и растений?

    Д: Создаются заповедники.

    В: Что такое заповедники? (вместе с воспитателем дети формулируют понятие «заповедник»)

    Д: Заповедник – большая территория, где охраняются редкие растения и животные.

    В: Наиболее охраняемых растений и животных, которые могут исчезнуть, заносят в специальную книгу. Кто-нибудь знает, как называется она?

    Д: В Красную Книгу.

    В: А может вы догадаетесь, почему она красного цвета?

    Д: Красный цвет – знак тревоги и опасности.

    В: Каких животных, занесенных в Красную Книгу, вы можете назвать?

    Д: Тигр, зубр, белый медведь, рысь, морж, тюлень, синий кит, антилопа, ушастый еж, корсак, выхухоль, бобр.

      Заключительная часть.

    В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Какое у вас настроение после нашего путешествия? Что было для вас самым сложным?

    В: Ребята, мы с вами – жители планеты Земля, которая является нашим общим домом. Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!