Природные зоны материка евразия. Природные зоны евразии Саванны и субэкваториальные леса

Поскольку Евразия лежит во всех климатических поясах северного полушария, здесь представлены все природные зоны земного шара.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра

Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры тянутся узкой сплошной полосой через весь материк. Климат арктических пустынь очень строгий. Растительность очень бедная. Большие участки не имеют растительного покрова.

Здесь встречаются песец, белый медведь, северный олень. Летом прилетает много водоплавающих птиц, они селятся на высоких скалистых берегах, образуя птичьи базары.

В тундре осадков выпадает мало, температуры низкие, характерна многолетняя мерзлота, что способствует формированию болот.

Тайга

Много здесь торфяных и осоковых болот. В европейской тайге преобладают сосна и ель. К ним примешиваются мелколиственные породы — береза, осина, рябина. Южнее 60 ° с. ш. в лесах появляются широколиственные породы — клен, ясень, дуб. В азиатской тайге растут пихта, сибирская сосна или кедр, а также лиственница — единственное хвойное дерево, сбрасывает свою хвою на зиму.

Животный мир хвойных лесов очень богат. Здесь обитают лось, белка, заяц-беляк и лесной лемминг. Из хищников широко распространены волк, лисица, рысь, лесная куница, хорек, ласка и бурый медведь. В водоемах водится выдра. Среди птиц наиболее многочисленны клесты, дятлы, белая куропатка, глухари, тетерева, рябчики и совы.

Смешанные леса

Основная часть смешанных лесов в Европе находится на Восточноевропейской равнине и постепенно исчезает в западном направлении. В этих лесах рядом с хвойными и мелколиственные породами растут широколиственные. Здесь уже обильный травяной покров на дерново-подзолистых почвах, меньше распространены болота. В Азии также зона смешанных лесов, но она появляется только в Притихоокеанска секторе умеренного пояса, где леса растут в условиях муссонного климата, а их состав разнообразнее.

Для западных, приатлантических широколиственных лесов характерны бук и дуб. С продвижением на восток и уменьшением количества осадков буковые леса сменяются более светлыми дубовыми.

В широколиственных лесах растут граб, липа, клен. Кроме животных, живущих в тайге, здесь кабан, косуля, олень. В Карпатах и Альпах встречается бурый медведь.

Лесостепь и степь

В лесостепи островки лесов на серых лесных почвах чередуются со степными участками. В степях преобладает травянистая растительность. В травянистом покрове наиболее распространены различные злаки.

Среди животных преобладают грызуны — суслики, сурки, полевые мыши. Естественная растительность сохранилась только в заповедниках.

В восточной части плоскогорья Гоби находятся сухие степи: травы низкие или поверхность почвы вообще лишена травяного покрова, встречаются засоленные участки.

Полупустыни и пустыни умеренного пояса

Эти зоны простираются от Прикаспийской низменности по равнинам Средней и Центральной Азии. Здесь развиты бурые почвы полупустынь и бурые и серо-бурые почвы пустынь.

В пустынях условия неблагоприятны для развития растений: незначительное количество осадков и сухой воздух. В глинистых и каменистых пустынях почвенного покрова растительности нет. В песчаных пустынях умеренного пояса растут саксаул, полынь, солянки, астрагал.

Фауна этих зон также бедна. В полупустынях и пустынях еще сохранились лошадь Пржевальского, дикие ослы куланы, верблюды, разнообразны и многочисленны грызуны.

Субтропические леса и кустарники

Побережью Средиземного моря протянулась зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. Климатические условия зоны характеризуются сухим и жарким летом, дождливой, теплой зимой.

На каштановых почвах растут каменный и пробковый дубы, дикая маслина, средиземноморская сосна пиния, кипарис. Леса в настоящее время на берегах Средиземного моря почти полностью вырублены. Теперь здесь растут заросли вечнозеленых кустарников и невысоких деревьев.

На юге Китая и Японских островов лежит зона переменно-влажных (муссонных) лесов. Лето здесь влажное, зима сравнительно сухая и прохладная. В лесах на красноземах и желтоземах растут магнолии, пальмы, фикусы, камелия, камфорный лавр, встречается бамбук.

Субтропические и тропические полупустыни и пустыни

Внутриматериковые пустыни отличаются жарким и сухим климатом по всей Евразии. Средняя температура июля может достигать +30 °С. Дожди выпадают крайне редко.

Растения в этих зонах такие же, как в пустынях умеренного пояса. По сухих руслах растут акации, а в оазисах выращивают финиковую пальму.

Животный мир пустынь сравнительно беден. В Аравии встречаются дикая лошадь Пржевальского, кулан, быстроногие антилопы, дикие ослы онагры. Есть и хищники — полосатая гиена, шакал. Много грызунов — тушканчиков, песчанок.

Саванны и субэкваториальные леса

В саваннах Евразии среди высоких злаков растут пальмы, акации, тиковое и саловое дерево. Встречаются участки редкостойные лесов. Субэкваториальные влажные переменно-влажные леса покрывают западное побережье Индостана, область нижнего течения Ганга и Брахмапутры, побережье полуострова Индокитай и северную часть Филиппинских островов. Растительность зоны напоминает южные влажные экваториальные леса, но некоторые деревья в сухой период сбрасывают листья.

Животный мир саванн и субэкваториальных лесов разнообразен. Многие копытных, особенно антилоп, много обезьян. Вдоль рек Индостана охотятся тигры и леопарды. На Индостане и на острове Шри-Ланка до сих пор живут дикие слоны.

Влажные экваториальные леса

В Евразии они занимают достаточно большие территории и разнообразны. Одних только пальм насчитывается более 300 видов. На побережье Филиппинских островов и Малайского архипелага растет кокосовая пальма. В экваториальных лесах растут многочисленные виды бамбуков.

Высотная поясность

Ярче высотная поясность обнаружена в Альпах и Гималаях — высочайших горных системах Европы и Азии. Высокие горы Европы — Альпы. Их высшая точка — г. Монблан — достигает высоты 4807 м. Кроме того, эта горная система является важным климатом Европы. Ледники и вечные снега снижаются в Альпах до 2500-3200 м.

Высочайшая горная система Азии и всего земного шара — Гималаи. Их высшая точка — г. Джомолунгма. Гималаи являются естественной границей между горными пустынями Центральной Азии и тропическими ландшафтами Южной Азии.

У подножия Восточных Гималаев находятся тераи. В них растут высокий бамбук, различные пальмы, саловое дерево. Здесь обитают слоны, носороги, буйволы, из хищников — тигры, пятнистые и черные леопарды, много обезьян, змей. Выше 1500 м и до 2000 м лежит пояс вечнозеленых субтропических лесов. На высоте 2000 м эти леса сменяются лесами из листопадных пород с примесью хвойных. Выше 3500 м начинается пояс кустарников и высокогорных лугов.

На южных склонах Альп ландшафты нижнего высотного пояса до высоты 800 м имеют средиземноморские черты. В северных районах Западных Альп в нижнем поясе преобладают буковые и смешанные леса, в более сухих восточных Альпах — дубовые и сосновые леса чередуются со степными лугами. До высоты 1800 м распространен второй пояс с дубовыми и буковыми лесами с участием хвойных пород деревьев.

Субальпийской пояс простирается до высоты 2300 м — преобладает кустарниковая и высокотравная луговая растительность. В альпийском поясе большая часть поверхности гор лишена растительности или покрыта накипными лишайниками. Верхний пояс — пояс высокогорных каменистых и ледниковых пустынь, в котором высшие растения и животные практически отсутствуют. Альпы являются одним из важнейших рекреационных районов Европы.

Изменение природы человеком

На протяжении исторического времени природные условия материка были изменены человеком. Во многих районах естественная растительность почти полностью уничтожена и замещена культурной. Особенно пострадали зоны степи и лесостепи.

Во многих случаях в природе произошли необратимые изменения, уничтожено много видов растений и животных, истощенные почвы. Для сохранения природы были созданы национальные парки, заповедники и другие охранные территории.

Практическая работа №1. «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка»

Цель: определить черты сходства и отличия в расположении природных зон по 40-й параллели материков Евразия и Северная Америка

Задачи:

Обучающие: закрепить понятие «природные зоны», разнообразие природных зон по 40параллели материков Евразия и Северная Америка и факторы, влияющие на их географическое положение

Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, развития умение сравнивать полученные данные и делать соответствующие выводы

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность при работе с картами

1.Актуализация знаний:

Дайте определение понятию «природная зона». Как чаще всего они расположены? Что такое «широтная зональность»? Каковы главные причины ее возникновения? В чем проявляется закон «высотной поясности»? Почему на материке Евразия природные зоны располагаются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

2.Работа по атласу и демонстрационной карте «Природные зоны мира»

Покажите на карте 40-ю параллель северного полушария. Какие материки она пересекает? Назовите и покажите природные зоны, расположенные на этой параллели на материке Северная Америка? Покажите и назовите природные зоны, расположенные на 40-й параллели на материке Евразия? Что интересного заметили в расположении природных зон на этих материках? Какие природные зоны повторяются на двух материках? Почему? В чем отличие?

3. Выполнение практической части:

1заполните таблицу, пользуясь атласом:

2.Запишите вывод, указав причины, влияющие на различие природных зон двух материков по 40-й параллели.

4. Планируемый результат выполнения работы учащимися:

Учащиесязаполняют таблицу. Затем пишут вывод с указанием факторов. влияющих на различия в расположении природных зон по 40- параллели.

Описание практической работы

на материках Евразия и Северная Америка»

Согласно составленной рабочей программыпрактическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка» проводится на уроке при изучении темы «Природные зоны Евразии».

Цель урока: формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.

Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи междуразличными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.

Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты» и почему

Оборудование: Физическая карта мира, карта « Природные зоны», атласы, учебник географии 7 класс.

Способы познавательной деятельности учащихся: сравнительный, анализ, обобщение.

В ходе выполнения практической работы учитель проводит актуализацию знаний, где закрепляет понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».

Расширяет знания учащихся по теме «Природные зоны», устанавливая причинно-следственные связи расположения природных зон на материке.

На следующем этапе педагог объясняет этапы выполнения практической работы, обращая внимание на использование детьми различных источников дополнительной информации: тематические атласы, справочники.

Затем учащиеся переходят к выполнению практической части, заполняя предложенную учителем таблицу, и записывают выводы.

При проведении всех описанных этапов работы учащиеся без затруднений ее выполняют. Эта практическая работа нравится учащимся тем. что проводя сравнение по карте, сразу видны отличия в расположении природных зон. Предложенная учителем таблица заполняется быстро и без ошибок. В выводе отражается умение семиклассников проводить анализ и синтез полученных результатов.

Анализ

практической работы

«Сравнение природных зон по 40-й параллели

на материках Евразия и Северная Америка».

Цели урока:

Дидактический аспект: сформировать знания о причинах, влияющих на чередование природных зон в Евразии на репродуктивном и частично-поисковом уровнях.

Развивающий аспект: развивать умение сравнивать через с равнение расположения природных зон в Евразии и Северной Америке по 40-й параллели.

Воспитательный аспект: воспитывать коммуникативные способности через работу в группах.

Методы обучения: словесный, фронтальный, графических упражнений; по характеру познавательной деятельности – объяснительно–иллюстративный, репродуктивный, частично– поисковый.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта географических поясов и природных зон мира; план проведения практической работы; карточки – инструкции; лист – схема для отчёта по практической работе для каждого обучающегося; макеты условных знаков для обозначения природных зон при демонстрации на доске; атласы для 7 класса.

ПЛАН УРОКА

№ п/п Структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание

Организационный момент

Приветствует обучающихся, предлагает школьникам занять своё место в группе, проверить готовность к работе в группе. Приветствует учителя.

Рассаживаются по творческим группам (8-9 человек), проверяют готовность к уроку.

Затраченное время – 1?.

Целеполагание и мотивация

Поясняет, что в ходе работы необходимо ответить на вопросы, записанные на доске:

природные зоны Евразии на 40-й параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке и наоборот?

2. В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках?

Определяют для себя объём работы, прогнозируют возможный результат своей деятельности.

Затраченное время –

Актуализация знаний Задаёт вопросы, помогающие включиться в работу:

1. В чём заключаются особенности географического положения Евразии?

2. Какие факторы влияют на формирование природной зоны?

Отвечают на вопросы учителя. Затраченное время – 2?.
Ход урока 1. Организует самостоятельную работу.

2. Выдаёт пакеты с заданиями для групп (смотри приложение № 1).

3. Напоминает, что школьники имеют право обратиться к учителю с вопросами по содержанию работы или по её организации.

Уточняет время самостоятельной работы 7 – 10 минут.

4. Через отведённое на самостоятельную работу время учащимися предлагается отчитаться о работе в группах, оформляя на доске результаты своей работы, используя макеты условных знаков и магниты.

5. Уточняет время для отчёта каждой группы – не более 5 минут.

1. Получают задание на группу.

2. Читают задание, формулируют цель своей работы: выписать и сравнить природные зоны Евразии и Северной Америки.

3. Задают учителю вопросы уточняющего характера, выполняют работу в группах, оформляя её на листах – схемах практической работы (смотри приложение №2) и готовят отчёты.

4. Формируют группу для отчёта и защищают проделанную работу у доски.

5. Заполняют ЛОС на рабочих листах (для учащихся других групп) по образцу на доске.

Затраченное время – 7-10?.

Затраченное время – 12-15?.

Заключение урока 1. Возвращает учащихся к началу урока, когда были поставлены вопросы ко всему уроку.

2. Просит записать ответ на вопрос, заданный в начале урока: “В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках?”

Предлагают свои варианты ответов и записывают их в листах – отчётах:

1.В Евразии на широте 40?с.ш. нет природных зон смешанных и широколиственных лесов и зоны тайги. В Северной Америке нет природной зоны переменно – влажных муссонных лесов.

2. Сравнив чередование природных зон вдоль 40 –ой параллели можем сказать, что на размещение природных зон в Евразии и Северной Америке наиболее влияет постоянный ветер - западный перенос, в Евразии дополнительно на востоке – муссон.

В Евразии больше зона пустынь в центре материка из – за большой протяжённости с запада на восток, с уменьшением влияния Атлантического океана; на востоке материка под влиянием Муссонного типа климата формируется переменно – влажные леса.

Затраченное время – 8?.
Домашнее задание Задаёт задание на дом: § 73 учебник Крыловой О.В. “Материки и океаны”, нанести на контурную карту Евразии границы природных зон Евразии. Записывают в дневнике домашнее задание, задают вопросы по нему. Затраченное время – 2?.
Итог урока Подводит итог урока, комментирует оценки за урок, благодарит за работу. Затраченное время – 2?.

Расположение природных зон. В расположении природных зон Евразии, как и на других материках, проявляется закон широтной зональности.

  1. В чем состоит эта закономерность?
  2. Используя карту, перечислите природные зоны Евразии с севера на юг по 80° в. д. и подтвердите названную закономерность.

На севере материка природные зоны тянутся сплошной полосой, а южнее тайги они сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток. Чтобы убедиться в этом, продолжим анализ карты. На ней видно, что на западе и востоке материка расположены зоны широколиственных лесов, а внутри материка появляются зоны лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Такое расположение объясняется уменьшением количества осадков от окраин материка к внутренним частям.

В целом природные зоны Евразии более разнообразны, чем на других материках земного шара.

Природные зоны арктического и субарктического поясов. Арктические пустыни, тундры и лесотундры в Евразии не заходят так далеко на юг, как в Северной Америке. В природе этих зон на обоих материках много общего. И это не случайно. Ведь зоны расположены на северной окраине материков, где продолжителен период низких температур, многолетняя мерзлота, обширные болота. К тому же в прошлом эти материки были единым целым.

Природа арктических пустынь и тундры пока еще мало изменена хозяйственной деятельностью человека. Однако заметно сократилась численность некоторых животных, например белого медведя. Запрет на отстрел позволил сохранить этого уникального зверя.

Рис. 98. Тундра

Природные зоны умеренного пояса

  1. Пользуясь картой, назовите природные зоны, расположенные в умеренном климатическом поясе.
  2. Покажите на карте лесные зоны. Сравните их по площади и расположению с лесными зонами Северной Америки. Какой вывод можно сделать?

Лесные зоны. В Евразии они занимают обширные территории. Наибольшая по площади - тайга. В умеренном климатическом поясе лето гораздо теплее и продолжительнее, чем в тундре и лесотундре, благодаря чему появляется древесная растительность.

Почвы в зоне тайги подзолистые. (Как они образуются?) На них растут устойчивые к холоду хвойные деревья - сосна и ель, а к востоку от Уральских гор - пихта, сибирская сосна, а также лиственница - единственное хвойное дерево, сбрасывающее свою хвою на зиму.

Зона смешанных и широколиственных лесов расположена лишь на западе и востоке материка. (Чем это объяснить?) Широколиственные деревья более теплолюбивы, в тайге их нет. Почвы по сравнению с подзолами более плодородны.

Наиболее типичны для европейских широколиственных лесов дуб и бук. Буковые леса растут во влажном и теплом климате. На Восточно-Европейской равнине осадков становится меньше, разница между летними и зимними температурами заметнее, поэтому буковые леса уступают место дубовым. Смешанные и особенно широколиственные леса сильно вырублены. Первичные, не измененные человеком леса сохранились лишь в тайге на востоке нашей страны и в горах.

Рис.99. Смешанный лес

Животный мир лучше сохранился в тайге. Здесь живут волки, медведи, лоси, белки, приспособленные к жизни в лесу. В смешанных и широколиственных лесах многие животные стали редкими и находятся под охраной человека. Занесены в Красную книгу зубр, уссурийский тигр.

Лесостепи и степи. (Найдите на карте зоны лесостепи и степи.) Черноземные почвы степей знамениты своим плодородием. Поэтому лесостепи и степи почти полностью распаханы. Естественная растительность осталась только в заповедниках и местах, неудобных для распашки. Соотношение тепла и влаги в них благоприятно для возделывания различных культурных растений - зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника. В степях, а иногда и в лесостепях бывают засухи, следовательно, необходимо орошение.

Степные животные, главным образом грызуны, питаются травами. Многие обитатели степей из-за отсутствия природных укрытий живут в норах - степной хорек, суслики, различные мыши. Полупустыни и пустыни умеренного пояса. (Сравните по площади эти зоны в Евразии и в Северной Америке.) Сухое и жаркое лето в зоне полупустынь и пустынь сказывается на почвах, растительности и животном мире. Условия для жизни растений очень суровы: сухость воздуха, сильная жара, холодные, порой со снежными метелями зимы. Лишь весной пустыня оживает. Особенно беден растительный покров в жарких и сухих пустынях. Поражают своей безжизненностью голые сыпучие пески пустыни Такла-Макан. В почвах полупустынь и пустынь много солей, и в этих условиях могут расти лишь некоторые растения, например солянки.

В полупустынях и пустынях преобладают грызуны и копытные. В Центральной Азии встречаются двугорбый верблюд, дикие ослы - куланы. Эти редкие животные занесены в Красную книгу и охраняются законом.

  1. В чем проявляется закон природной зональности на территории Евразии?
  2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако черноземные почвы гораздо плодороднее подзолистых. Чем это объяснить?
  3. Какие природные зоны умеренного пояса наиболее освоены человеком? Что способствовало их освоению?