Русский язык и культура речи. Орфоэпические и акцентологические нормы: Орфоэпические нормы

VI. НОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ
РУССКОЙ РЕЧИ

VI.1. ОСНОВЫ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ

Слово орфоэпия - интернациональное: оно существует во многих языках и обозначает одно и то же - систему правил произношения. В переводе с греческого orthos - "прямой, правильный", a epos - "речь"; "орфоэпия" буквально - "правильная речь".

Как известно, главным отличительным качеством литературного языка является его нормативность. Каждая сфера литературного языка имеет свою систему норм, обязательную для всех его носителей (например, лексические, морфологические нормы). Если система орфографических норм обеспечивает единое написание, то орфоэпические (произносительные) нормы призваны унифицировать произношение.

Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Норм, которые представляют собой единственную произносительную возможность, в языке много. Большинство явлений звуковой структуры языка реализуется на уровне нормы единообразно. Так, например, на месте орфографического о всегда произносится гласный, близкий к [а]: в[а]да′ (вода′), /о/кно′ (окно′), а на месте орфографических а, я, е - гласный, близкий к [и]: [ч"и]сы′ (часы′), [п"и]ти′ (пяти′), [в"и]ду′ (веду′). Обязательно в произношении оглушаются звонкие парные согласные на конце слова: го′ро[т] (го′род), ду[п] (дуб); местоимение что произносится как [што].

Однако многие орфоэпические нормы воплощаются одновременно в нескольких вариантах: бу′ло[шн]ая и бу′ло[ч "н]ая (бу′лочная); ви[ж"ж"]а′ть и ви[жж]а′тъ (визжа′ть); до[ш"ш"] и до[шт"] (дождь); [сэ′]ссия и [с"е′]ссия, творо′г и тво′рог, о′тдал и отда′л и т.д.

Как же возникают варианты произношения?

Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII века, но первоначально - как нормы московского говора, которые лишь постепенно стали приобретать характер национальных норм.

Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX века. Но уже во второй половине XIX века у московской нормы появился конкурент - петербургское произношение, которое постепенно усиливало свои притязания на роль общелитературного образца. Петербургское произношение не стало орфоэпической нормой, оно не было признано сценой, именно московской норме следовали артисты петербургских императорских театров. Некоторые особенности петербургского произношения оказали впоследствии существенное влияние на развитие системы русского литературного произношения.

Однако и московское произношение, сохранив свои главные черты (например, аканье), во многих случаях утратило былую роль произносительного канона.

Действительно, многие черты "образцового" московского произношения теперь практически утрачены литературным языком. Например, согласно старой московской орфоэпической норме большинство глаголов II спряжения в 3-м лице мн. числа произносились с окончанием -ут, -ют (т.е. так же, как и глаголы I спряжения): слы′[шу]т, хо′[д"у]т, хва′[л"у]т. Изменение произношения пошло здесь по пути сближения с орфографией. Теперь говорят: слы′[шъ]т, хо′[д"ъ]т, хва′[л"ъ]т, т.е. ближе к написанию -am, -ят.

По старой московской норме после согласных к, г, х в прилагательных "одинокий", "строгий", "тихий" и глаголах типа "постукивать", "отпугивать", "размахивать" произносится звук, близкий в произношении к очень краткому [а] (в транскрипции обычно передаётся как [ъ]). Говорили: одино′[къ]й, стро′[гъ]й, ти′[хъ]й; посту′[къ]ватъ, отпу′[гъ]-ватъ, разма′[хъ]вать.

В поэзии прошлого века эта особенность произношения широко использовалась в точных рифмах. Эти окончания часто писались через о. Поэтому в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус" следует читать:

Белеет парус одиноко й
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Сейчас у подобных прилагательных и глаголов распространяется орфографическое произношение: одино′[к′и]й, стро′[г′и]й, ти′[х′и]й; посту [к′и]ватъ, отпу′[г′и]вать, разма′[х′и]ватъ.

Конкуренция твёрдого (старомосковского) и мягкого (старопетербургского) произношения возвратных частиц (в личных формах глагола и в формах прошедшего времени) сейчас практически закрепилась победой мягкого варианта. Общепринятым стало мягкое произношение возвратных частиц: бою′[с′], собра′л[с′а], а не бою′[с], собра′л[са], как это было свойственно старомосковской норме.

Таким образом, былое противопоставление московского произношения петербургскому потеряло прежний смысл и можно утверждать, что в современном русском языке сформировалась единая произносительная норма.

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С орфоэпической точки зрения произношение ударных гласных не вызывает никаких трудностей, так как гласные в этом положении произносятся в соответствии с написанием: д[а]л, с[а]м, д[о]м, ст[о]л, [л′ее], [м′от] (мёд), [п′ат′] (пять), [ч′ас]; в безударном положении после твёрдых согласных гласные [а], [о] совпадают в звуке, близком к [а], который в транскрипции обозначается как [∧]: д[∧]ла′ (дала′), с[∧]ма′ (сама′), д[∧]ма′ (дома′), ст[∧]лы′ (столы"). Такое произношение называется акающим.

После мягких согласных безударные [а], [о], [е] совпадают в звуке, близком к [и]: в [л′и]су′ (в лесу′), в [м′и]ду′ (в меду′),

к [п′и]ти′ (к пяти′), [ч′и]сы (часы′). Такое произношение называется икающим. Акание и икание составляют норму русского литературного произношения.

На месте букв а и о в безударных слогах после твёрдых шипящих звуков [ш], [ж] и [ц] в современном литературном языке по общему правилу произносится звук, близкий к [а], который в транскрипции обозначается [∧]: ж[∧]ра′ (жара′), ж[∧]бо′ (жабо′), ш[∧]ги(шаги′), ш[∧]фёр (шофёр), ш[∧]лаш (шала′ш), ц[∧]ри′ (цари′), ц[∧]ра′пать (цара′пать).

На отдельные слова норма произношения с [∧] не распространяется. По отношению к таким словам орфоэпическим следует считать произношение не с [∧], а с [ы]. Сюда относится прежде всего слово ж[ы]ле′тъ (жалеть) и производные от него: к сож[ы]ле′нию, пож[ы]ле′й, а также в словах рж[ы]но′й (ржаной), ж[ы]ке′т (жакет), ж[ы]сми′н (жасмин) и в формах мн. числа слова "лошадь": лош[ы]де′й, лош[ы]дя′м, в косвенных падежах числительных "двадцать" и "тридцать": двадц[ы]ти; тридц[ы]ти′. Произношение ж[∧]ле′ть, ж[∧]ке′т, лош[∧]де′й, двадц[∧]ти; тридц[∧]ти′ хотя и распространено, однако не может считаться литературной нормой и в ряде случаев носит даже диалектную окраску.

ПРОИЗНОШЕНИЕ [О] в БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ

В ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы о в первом предударном слоге в книжном стиле предпочтительно произношение гласного [о]: б[о]рдо; д[о]сье; п[о]э′зия, п[о]э′т, р[о]к[о]ко; ф[о]йе; ф[о]рпо′ст, ш[о]ссе′ (при допустимом произношении с [∧]). Только [о] произносится в словах б [о] а; б[о]мо′нд, кака′[о], ра′ди[о], ада′жи[о], три′[о], капри′ччи[о].

Безударный гласный [о] нередко сохраняется в иноязычных собственных именах: [О]н[о]ре′ де Бальзак, Фл[о]бе′р, М[о] пасса′н, 3[о]ля; Р[о]де′н, Ш[о]пе′н. [О] произносится в заударных слогах: ее′т [о], кре′д[о], маэ′стр[о], Кару′з[о], Джорда′н[о] Бру′н[о].

Произносительные варианты п[о]э′т и п[∧]э′т, с [о] не′т и с[∧]не′т, н[о]ктю′рн и н[∧]ктю′рн стилистически нетождественны: произношение с безударным гласным [о] характеризует

высокий, специфически книжный стиль, в то время как звук [∧] в безударных словах свойствен обычному нейтральному стилю.

Следует помнить, что различение звуков [а] и [о] в безударных слогах касается весьма ограниченного слоя лексики. В огромном же большинстве слов иноязычного происхождения, прочно освоенных нашим литературным языком и вошедших в общенародный язык, о и ав безударных слогах произносятся по общим правилам: б[∧]ка′л (бокал), к[∧]нспе′кт (конспект), р[∧]ма′н (роман), пр[∧]гре′сс (прогресс), к[∧]стю′м (костюм), р[∧]я′лъ (рояль), пр[∧]фе′ссор (профессор) и многие другие.

ПРОИЗНОШЕНИЕ [ы ] в БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ

На месте буквы е после твёрдых шипящих [ш], [ж] и [ц] в предударных слогах произносится гласный, близкий к [ы]: ж [ы] на′(жена?), ж[ы]лте′тъ (желте′ть), ш[ы]пта′тъ (шеп-та′ть), ц[ы]на′ (цена′). Такое произношение называется ыкающим и вместе с аканием и иканием определяет орфоэпические нормы литературного языка.

Определённого рода исключением оказывается во многих иноязычных словах звук [э], который может сохраняться в большинстве безударных позиций: [э]поле′ты, бруд[э]рша′фт, д[э]′кольте′.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УДАРНОГО Е в О В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Употребление [е] или [о] после мягких согласных под ударением вызывает затруднения у носителей русского языка. В современной речи нередко можно услышать неправильное произношение слов современный, пе′кло, опе′ка, афе′ра, атле′т, бытие; бытие′м (философский термин) с гласным [о] вместо правильного произношения с гласным [е]: современный, пекло, опека, афера, атлет, бытиё, бытиём (вместо правильного совре[м"е′]нный, [п"е′]кло, o[п"е′]ка, а[ф"е′]ра, am [л"е′]т, быти[е"], быти[е′]м ).

В других случаях имеют место произносительные варианты: жёлчь и желчь, белёсый и белесый, головешка и головешка, поблёкнуть и поблекнуть, манёвры и маневры. Хотя некоторые словари и признают подобные варианты если не равноправными, то допустимыми, естественно стремление говорящих выбрать наиболее правильную форму произношения.

Старая книжная традиция предполагала произнесение слов с е под ударением после мягких согласных (утомле′нный, сле′зный, коленопреклоненный ). Так, например, у Пушкина находим расколе′нный, а не раскалённый:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Однако с течением времени возобладала общая тенденция произнесения о и в этих словах. В нормализаторской практике наших дней возникла парадоксальная ситуация: словарям приходится теперь оберегать не только традиционное произношение с е от вторжения варианта с о (ле′ска, опе′ка\ ненормативно: леска, опека), но и защищать уже также ставшее традицией произношение с о (жёлчъ, белёсый ). Это как бы обратное направление в развитии произношения обусловлено, по-видимому, в первую очередь графическим восприятием напечатанного слова с буквой е.

Правила употребления букв е - ё сводятся прежде всего к предупреждению от неверного опознавания слова: все и всё, узнает и узнаёт, небо и нёбо, железка и желёзка, крестный (ход) и крёстный (отец), истекший (год) и истёкший (кровью), но не служит для указания на правильное произношение читаемого слова.

Как уже отмечалось, следует предпочесть, например: манёвры, манёвренный, блёклый, блёкнуть, поблёкший, белёсый, а также твёрже (тверже - неправильно).

Причастия ушедший, приведший, забредший произносятся с гласным [е] (после твёрдых шипящих - [э]), а причастия плётший, заплётший, а также принёсший, привёзший - с гласным [о].

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД УДАРНЫМ Е
В ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ

В соответствии с законом русского произношения перед гласным [е] произносится мягкий согласный. Это правило распространяется и на заимствованные слова, прочно вошедшие в русский язык, например: аква[р"е′ль, ака[д"е′]мик, ба[р"е′]лъе′ф, [д"е]к[р"е′]т, [д"е]фици′т, [т"е′]ма, [т"е]традь, с[п"е]кта′клъ, [л"е′]кция, ли′[д"е]р, пио[н"е′]р, му[з"е′]й, га[з"е′]та, фа[н"е′]ра, п[р"е]зи[д"е′]нт, [д"е]са′нт, [р"е]ф[р"е′]н, эф[ф"е′]кт и т.д.

Однако в речевой практике мы встречаемся с фактами, противоречащими этому правилу. Даже давно освоенные русским языком иноязычные слова, вошедшие в широкий речевой обиход, произносятся некоторыми с твёрдым согласным. Нередко можно слышать: [тэ′]рмин вместо [т"е′]рмин, брю[нэ′]т вместо брю[н"е′]т, му[зэ′]й вместо му[з"е′]й, фа[нэ′]ра вместо фа[н"е′]ра, ко′[фэ] вместо ко′[ф"е].

Дело осложняется ещё и тем, что многие слова (обычно это книжные слова и специальные термины) в соответствии с литературной нормой продолжают произноситься с твердым согласным: алъ[тэ]рнати′ва, ас[тэ]ро′ид, апар[тэ]и′д, а[тэ]и′зм, ге[нэ′]тика, ге′[нэ]зис, гео[дэ′]зия, [дэ]ма′рш, [дэ′]мпинг, [дэ]ко′р, [дэ]номина′ция, [дэ][тэ′]ктор, дис-пан[сэ′]р, ин[тэ]рвью′ ин[тэ]гра′л, ка[пэ′]лла, кибер[нэ′]тика, компью′[тэ]р, кон[дэ]нса′тор, ла[тэ′]нтный, [мэ′][нэ]джер, метрополи [тэ′]н, мо[дэ′]рн, морали[тэ′], [нэ]ореали′зм, пан[тэ]о′н, па[э′]тика, по[тэ]нциа′л, про[тэ]и′н, [рэ]ле′, [рэ′]квием, резю[мэ′], [сэ′]псис, [сэ′]рвис, со[нэ′]т, си′н[тэ]з, супер[мэ′]н, [тэ′]зис, [тэ′]мбр, [тэ′]рмос, [тэ′]ст, ти[рэ′], тон[нэ′]ль, фила[тэ]ли′я, фо[нэ′]тика, ше[дэ′]вр, экзис[тэ′]нция, экс[тэ′]рн, эс, эс[тэ′]тика, э[нэ′]ргия.

Некоторые иностранные имена и фамилии произносятся с твёрдым согласным: [Дэ]ка′рт, Ква[рэ′]нги, Лафон[тэ′]н, Воль[тэ′]р, Гё[тэ], Шо[пэ′]Н и др.

С твёрдым согласным произносится немало "бытовых" слов, хорошо освоенных русским языком: а[тэ]лъе′ бижу[тэ′]рия, бифш[тэ′]кс, бу[тэ]рброд, [дэ]коль[тэ′], каба[рэ′], кок[тэ′]йлъ, ма[дэ′]ра, майо[нэ′]з, [нэсэсэ′]р, орхи[дэ′]я,

па[нэ′]ль, пар[тэ′]р, портмо[нэ′], про[тэ′]з, пю[рэ′], [рэ′]гби, сар[дэ′]лъка, [сэ′][тэ]р, стюар[дэ′]сса, [тэ′]ннис, [тэ′]нт, тур[нэ′], хризан[тэ′]ма, шос[сэ′].

Всё же основная тенденция движения нормы у этого типа слов заключается в переходе от твёрдого произношения согласного к мягкому. Многие слова, которые прежде произносились только твёрдо, теперь допускают и мягкое произношение, например: артерия [тэ] и доп. [т"е], велотрек [рэ] и доп. [р"е], водевиль [дэ] и доп. [д"е], девальвация [дэ] и доп. [д"е], дедукция [дэ] и доп. [д"е], дезодорант [дэ] и доп. [д"е], демонтаж [дэ] и доп. [д"е], кратер [тэ] и доп. [т"е], критерий [тэ] и доп. [т"е], пантера [тэ] и доп. [т"е].

В большинстве слов основным вариантом становится мягкое произношение согласного, а вариант с твёрдым согласным является дополнительным, например:

агрессия [р"е] и доп. [рэ], аллитерация [т"е] и доп. [тэ], артезианский [т"е] и доп. [тэ], бактерии [т"е] и доп. [тэ], глинтвейн [в"е] и доп. [вэ], дебет [д"е] и доп. [дэ], декан [д"е] и доп. [дэ], демобилизация [д"е] и доп. [дэ], депрессия [д"е, р"е] и доп. [дэ, рэ], дефис [д"е] и доп. [дэ], дефицит [д"е] и доп. [дэ], конгресс [р"е] и доп. [рэ], конфедерация [д"е] и доп. [дэ], корнет [н"е] и доп. [нэ], крейсер [р"е] и доп. [рэ], креп [р"е] и доп. [рэ], либретто [р"е] и доп. [рэ], прогресс [р"е] и доп. [рэ], протекторат [т"е] и доп. [тэ], регресс [р"е, гр"е] и доп. [рэ, грэ], рейс [р"е] и доп. [рэ], ренессанс [р"е, н"е] и доп. [рэ, нэ], сентенция [т"е] и доп. [тэ], стратегия [т"е] и доп. [тэ], термоядерный [т"е] и доп. [тэ], федерация [д"е] и доп. [дэ], фланель [н"е] и доп. [нэ], экспресс [р"е] и доп. [рэ].

Однако у отдельных слов - артерия, инертный, тенденция, темп, согласно словарям последних лет, наблюдается укрепление твёрдого произношения: ар[тэ]рия, и[нэ]ртный, [тэ]нденция, [тэ]мп.

В "Орфоэпическом словаре русского языка" (М., 1989) варианты с твёрдым и мягким согласным перед е представлены как равноправные, например, в следующих словах:

аксессуары [сэ] и [с"е], бассейн [сэ] и [с"е], дегустатор [дэ] и [д"е], дезодорант [дэ] и [д"е], дефиниция [дэ] и [д"е], демонтаж: [дэ] и [д"е], демография [дэ] и [д"е], деморализация [дэ] и [д"е], деформация [дэ] и [д"е], гейзер [гэ] и [г"е], иглотерапия [тэ] и [т"е], игрек [рэ] и [р"е], кредо [рэ] и

, маузер [зэ] и [з"e], нейлон [нэ] и [н"е], одесский [дэ] и [д"е], ретро [рэ] и р"е], сессия [сэ] и [с"е], сейм [сэ] и [с"е], терапевт[тэ] и [т"е], террорист [тэ] и [т"е], трек [рэ] и [р"е], хорей [рэ] и [р"е].

В связи с отсутствием твёрдых правил в отношении подобных слов, их произношение следует выяснять из новейших орфоэпических справочников.

Следует обратить внимание на то, что сложносокращённые слова (аббревиатуры) произносятся так, как произносятся названия букв, их составляющих:

СНГ [эс эн гэ], ФРГ [эф эр гэ], ФСБ [эф эс бэ].

ТВЁРДОСТЬ - МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО
В ПОЛОЖЕНИИ ПЕРЕД МЯГКИЬ СОГЛАСНЫМ

Согласные звуки в положении перед следующим мягким в соответствии с современной нормой могут произноситься как мягко, так и твёрдо. Раньше в языке действовала закономерность, в соответствии с которой многие согласные в позиции перед следующим мягким согласным могли произноситься только мягко: ла[п"к"]и (лапки), пе[т"л"]и (петли), [з"в"]еръ (зверь), че[т"в"]ерг (четверг) и т.д. На протяжении XX века происходило постепенное сокращение позиций мягкости первого звука в подобных сочетаниях.

Большинство сочетаний согласных могут произноситься вариантно - с мягким или твёрдым звуком перед мягким согласным, что представляет определённую трудность для говорящего.

В настоящее время мягкость или твёрдость согласного перед следующим мягким зависит от следующих факторов:

1. От положения сочетающихся согласных в слове. Наиболее последовательно смягчение осуществляется внутри корня: ле[з"в"]ие, ве[з"д"]е, о[д"н"]и, пе[н"с"]ия; менее интенсивно - на стыке приставки и корня: [з"д"в"]инуть и [здв"]инутъ (сдвинуть), [с"н"]ять и [сн"]ять (снять), но по[тп"]исатъ (подписать), о[тв"]ести (отвести), на[дв"]язатъ (надвязать).

Ещё реже наблюдается смягчение на стыке предлога и слова. Произносят: по[д з"]емлёй, на[д в"]ершиной, [в н"]изине, о[д б"]ерега;

2. От стилистической окраски. Так, согласный дольше сохраняет мягкость в положении перед следующим мягким в исконно русских, часто употребляемых и стилистически нейтральных словах: пу[с"т"], е[з"д"]ить, [в"м"]есте, ба[н"т"]ик, мо[с"т"]ик, ка[з"н"]итъ, ле[с"н"]ик. В заимствованных словах, реже употребляющихся в речи, согласно современной норме произносится только твёрдый согласный: ка[дм]ий, пер[сп"]ектива, да [рв"] инист, [сп"]ич, ко[нв"]енция, [сф"]инкс, [те"]ид, [тм"]ин и т.д.;

3. От качества первого и второго звука в сочетании. Более последовательно осуществляется смягчение согласных [с], [з], [т], [д], [н] в позиции перед [с"], [з"], [т"], [д"], [н"], [л"], а также [ч"], [щ"] не в начале слова:

в ма[с"с"]е, у[с"н"]и, пе[с"н"]я, ве[с"т"]и, го[с"т"]итъ, кла[с"т"], мы[с"л"]и, по[с"л"]е, не[с"л"]и, ра[з"д"]ел, ка[з"н"]итъ, ку[з"н]ец, ве[з"д"]е, жи[з"н"], во[з"л"]е, ис-че[з"л"]и, пя[т"н"]ща, ле[т"н"]ий, пу[т "" "]ик, вса[д"н"]ик, пере[д"н"]ий, нового[д"н"]ий, в ва[н"н"]е, ви[н"т"]ик, а[н"т"]ичный, стипе[н"д"]ия, ка[н"д"]идат, вака[н"с"]ия, реце[н"з"]ия, ко[н"ч"]итъ, одува[н"ч"]ик, каме[н"щ"]ик, же[н"щ"]ина.

В начале слова эти же согласные в данной позиции могут произноситься и мягко, и твёрдо: [з"д"]есъ и [зд"]есь, [с"н"]ег и [сн"]ег, [с"т"]ена и ена.

Все согласные перед [п"], [б"], [в"], [ф"], [м"] могут произноситься и мягко, и твёрдо, при этом мягкие варианты постепенно утрачиваются: и[м"п"]ерия и и[мп"]ерия, ари[ф"м"]е-тика и ари[фм"]етика, [з"в"]ерь и [зв"]ерь, че[т "]ерг и че[тв"]ерг, [с"п"]елый и [сп"]елый, зате[м"н"]ение и зате[мн"]ение, клю[к"в"]енный и клю[кв"]енный.

Перед [и] согласные [п], [в], [м], [ф], как правило, произносятся твердо: [п]ъют, о[б]ъём, се[м]ъя, [в]ью, тря[п]ьё, вер[ф]ью, а согласные [с], [з], [т], [д], [∧], [н] внутри корня, на стыке корня и суффикса произносятся мягко: обе[з"]ьяна, [д"]ьяк, па[с"]ьянс, [л"]ьёт, ко[н"]ёк, ко[з"]ья, су[д"]ья, жи[л"]ъю, жи[т"]ъю\ на стыке приставки и корня - твёрдо: о[т]ъезд, [с]ъезд, по[д]ъехатъ.

Описанные закономерности затрагивают большинство слов. Но имеются слова, в которых эти закономерности могут нарушаться. В подобных случаях указания о произношении конкретных слов следует искать в помете, сопровождающей слово в словаре.

ПРОИЗНОШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ

На месте букв чн в одних словах произносится [ч"н] или [ч"н"]: то[ч"н]ый, ве[ч"н]ый, пе[ч"н"]ик; в других словах произносится [шн] или [шн"]: коне[шн]о (конечно), ску[шн]о (скучно), праче[шн]ая (прачечная), двое[шн"]ик (двоечник); в третьей группе допустимо употребление обоих вариантов: бу-ло[шн]ая и було[ч"н]ая (булочная), порядо[шн]ый и поря-до[ч"н]ый (порядочный). В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному, в зависимости от сочетания, в котором оно находится: серде[ч"н]ое заболевание, но друг серде[шн]ый (сердечный); копее[ч"н]ая монета и ко-пее[шн]ая душа (копеечная).

Существует это различие с давних пор, и вот как оно отражено в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина:

  • (1) Сперва взаимной разнотой
    Они друг другу были скучны;
    Потом понравились; потом
    Съезжались каждый день верхом
    И скоро стали неразлучны.
  • (2) - Не спится, няня: здесь так душно!
    Открой окно да сядь ко мне.
    - Что, Таня, что с тобой? - Мне скучно.
    Поговорим о старине.

В конце XIX - начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [ч"н]. Произношение [шн] стало одним из признаков старой московской произносительной нормы. В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова, отразившем в основном московское произношение, рекомендуется говорить було[шн]ая, будни[шн]ый, брусни[шн]ый, моло[шн]ый, взято[шн]ик и т.п.

В современной лингвистической литературе такое произношение характеризуется как уже устаревшее. Нормой теперь стало орфографическое произношение [ч"н]. Однако в некоторых случаях (конечно, скучно, нарочно, яичница, скворечник, прачечная, очечник, двоечник, пустячный) на месте орфографического чн должно произноситься [шн]. Это традиционное отступление от общей нормы произношения принято и узаконено словарями и справочниками. Кроме указанных слов произношение

[шн] сохраняется и в некоторых женских отчествах: Ильини[шн]а (Ильинична), Никити[шн]а (Никитична).

На месте букв чт обычно произносятся в соответствии с написанием звуки [ч"т]: по [ч"т] а (почта), ма[ч"т]а (мачта). Но в слове "что" и производных от него произносится [шт]: [шт]о (что), [шт]обы (чтобы), кое-[шт]о (кое-что), но не [ч"т] о (нечто).

Сочетание щи во всех словах произносится, как написано: изящный, насущный, будущность, сообщник, произношение изя[шн]ый, насу[шн]ый, буду [шн] ость, сооб[шн]ик является отклонением от нормы под влиянием просторечия.

Единственное слово, в котором произношение [шн] на месте щн является нормой, - помо[шн]ик (помощник).

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Группа из нескольких согласных в положении между гласными может упрощаться, при этом один из согласных не произносится.

  1. В сочетании стн не произносится звук [т]: ме[сн]ый (местный), уча[сн]ик (участник). Если сочетание стн попадает в положение после согласного, возможно двоякое произношение: грубошёр[сн]ый и грубошёр[стн]ый, многовёр[сн]ый и многовёр[стн]ый.
  2. В сочетании здн в одних словах не произносится звук [д]: пра[з"н"]ик (праздник), по[зн]о (поздно); в других словах допускается произношение как со звуком [д], так и без него: бе[зд]на и бе[зн]а, безвозме[здн]ый и безвозме[зн]ый.
  3. В сочетании стл в большинстве слов не произносится звук [т]: сча[сл"]ивый (счастливый), жапо[сл"]ивый (жалостливый); но в некоторых словах в этом сочетании произносятся все три звука: по[стл]ать (постлать), ко[стл"]явый (костлявый).
  4. На месте ндк и нтк произносится [нтк]: ирла[нтк]а, флама[нтк]а, аспира[нтк]а, студе[нтк]а, но в некоторых случаях выбор вариантов зависит от значения слова: голландка "печь" - голла[нк]а, голландка "жительница Голландии" - голла[нтк]а, шотландка "ткань" - шотла[нк]а, шотландка "жительница Шотландии" - шотла[нтк]а.
  5. В сочетаниях стк, здк обычно произносятся все три звука: боро[стк]а (бороздка), пое[стк]а (поездка). Произношение боро[ск]а, пое[ск]а в соответствии со старыми нормами встречается только в разговорной речи.
  1. В сочетаниях ркс, ргс петербу[ркс]ий и петербу[рс]кий.
  2. В сочетаниях нгт допустимо двоякое произношение: ваши[нкт]онский иваши[нт]онский (вашингтонский).

ДИАЛЕКТНЫЕ И ПРОСТОРЕЧНЫЕ ЧЕРТЫ В ПРОИЗНОШЕНИИ

В нелитературном произношении (в речи малообразованных людей) часто встречаются ошибки, многие из которых связаны с влиянием народных говоров. Наиболее типичные из них следующие:

1. Произношение южнорусского диалектного [γ] (напоминающего звук, который произносится на месте г в слове бухгалтер) на месте [г]. Например: [γ]ород вместо [г]ород, [γ]ерой вместо [г]ерой, ко[γ]да вместо ко[г]да, все[γ]да вместо все[г]да.

2. Диалектным влиянием следует объяснить и ошибочное произношение ко[∧]идор (коридор), [∧]егулярный (регулярный), тра[н]вай (трамвай), ко[н]форт (комфорт), бо[н]ба (бомба), о[м]ман (обман), ме[н]ный (медный), ради[в]о (радио), кака[в]о (какао).

3. В большинстве русских говоров наблюдается отвердение конечных губных согласных се[м], се[м]десят, голу[п], пригото[ф] и т.д. Такое произношение широко проникло в речь городского населения. Эти слова следует произносить с мягким губным согласным: се[м"], се[м′]десят, голу[п"], пригото[ф"]. Нелитературным является и произношение насы[п]те, пригото[ф]те вместо правильного насы[п"]те, пригото[ф"]те.

4. Особенно распространённым является южнорусское произношение ударного гласного [о] вместо [а] в глагольных формах т[о′]тит, запл[о′]чено, недопл[о′]тит, од[о′]лживать. Правильно: пла′тит, зата′чено, недоплатит, ода′лживать. Наблюдается и обратное явление: произношение ударного гласного [а] вместо [о]: приур[а′]чиватъ (при-уро′чивать), отср[а′]чивать (отсрочивать).

Но больше всего отклонений от литературной нормы наблюдается под влиянием просторечия. Эти отклонения могут

иметь разные причины, но главным образом определяются недостаточным владением литературным языком. Даже в парламентской речи можно услышать ошибки, вызванные вставкой лишних звуков: инци[н]дент, преце[н]дент, конста[н]тировать, компроме[н]тировать, компе[н]тентный, интриган[т], буду[ю]щий, заклеим [л] ённый, юрис[т]консульт вместо инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, компетентный, интриган, будущий, заклеймённый, юрисконсульт.

Многие отклонения обусловлены взаимодействием соседних звуков, например: кружовник (вместо крыжовник), мукулатура (вместо макулатура), полувер, полу "вер (вместо пуло′вер), тубаретка (вместо табуретка).

В словах, часто употребляющихся в повседневной речи, наблюдаются, с одной стороны, незакономерные вставки гласных и согласных, например: пирож[е]ное (вместо пирожное), пел[е]мени (вместо пельмени), руб[е]ль (вместо рубль), пер[е]спектива (вместо перспектива), дико[о]браз (вместо дикобраз), по[д]скользнутъся (вместо поскользнуться), по[д]черк (вместо почерк), про[д]чий (вместо прочий), дерма[н]тит (вместо дерматит), а с другой - пропуск звуков: тролебус (вместо троллейбус), флюрография (вместо флюорография), индивидум (вместо индивидуум), протьвень, протвенъ (вместо противень).

Распространены и явления опрощения, когда слово звучит не так, как правильно, а как проще его выговорить: друшлаг (дуршлаг), грейфрукт (грейпфрут), скурпулёзный (скрупулёзный), Азебаржан (Азербайджан) и многие другие.

Типичным отклонением от нормы следует признать и незакономерное смягчение согласного [з] в позиции перед [м] в заимствованных словах типа антагони[з"м], капитали[з"м], патриоти[з"м], карьери[з"м] и. д.

1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия,

отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, легато, адажио, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, анданте, деградация.

2. Определите, один и тот же или разные звуки произносятся в первом предударном слоге в словах:

живи-ка - ежевика, ожирение - ожерелье, оживать - а жевать, пожилая - пожелание, шитьё - шестёрка, широкий - шестьсот, шиповник - шептать, циничный - ценить, циновка - цена.

3. Прочитайте предложенные стихотворные отрывки. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому - [о]? Обратите внимание, что книжной системе произношения во многих случаях было чуждо произношение [о] после мягких согласных.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

(Ф. Тютчев)

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?

(Н. Некрасов)

Зачем чудовище над бездною,
И зверь в лесу, и дикий вой?
Зачем миры, с их славой звездною,
Несутся в пляске гробовой?

(К. Бальмонт)

4. Какой звук: [е] или [о] - произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по "Орфоэпическому словарю русского языка" (М.,1989).

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка,

планер, старьевщик, смета, тверже, острие, бытие и сознание, бытие (жизнь, существование), падеж (скота), падеж (в грамматике).

5. Пользуясь орфоэпическим словарём, разделите данные слова на две группы, в зависимости от произношения мягкого или твёрдого согласного в позиции перед [е]:

интервидение, интервью, интервокальный, интермедия, интерн, интернат, интернировать, интернационал, интерпретация, интерполяция, интерьер, интерферон, реглан, резерв, резидент, резолюция, резервуар, резус, резонатор, резюмировать, рейс, рейд, рейтинг, реквием.

6. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

7. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры:

СНГ, ФРГ, ВПК, ЛДПР, НТВ, КПРФ, РСФСР, ЗАГС, РТР, ОРТ.

8. Произнесите данные слова. Каковы нормы произношения согласных перед мягкими губными в современном литературном языке?

Вместе, вбежать, амбиция, обмяк, обвить, бомбить, к рампе, ветви, дверь, затмить, Людмила, звезда, разве, змей, извините, свет, свеча, косвенный, сфера, спеть, смесь, косметика, известие, развитие, воспитать, отвести, подвал, отметил.

9. Какой характер согласных [с], [т] в словах свете, ветви обусловливает рифма?

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

(С. Есенин)

10. Произнесите выделенные сочетания согласных в данных словах. Есть ли в современном литературном языке варианты произношения этих согласных?

Ст их, ст епь, гост ить, вест ибюль, шест ь, сд елать, с д елом, везд е, к звезд е, из д ерева, в касс е, сн имок, с н им, сн ег, во сн е, сл ед, гусл и, сл ить, зл ить, разн ять, разл ичие, с д ядей, с н им, без д ела, всадн ик, путн ик, от н его, под н ебом.

11. Найдите в стихотворном отрывке пример на смягчение твёрдого согласного.

Царь затрясся весь от дикой злости,
Приказал своей покорной свите:
"Нуте-ко, в тюрьму девчонку бросьте,
Или лучше - сразу удавите!"

(М. Горький)

12. Произнесите правильно, обращая внимание на качество [н].

Пенсия, вакансия, консерватория, консилиум, рецензия, претензия, транзит, бензин, блондин, кандидат, Индия, командир, мундир, чванливый, посланник, сторонник, сарафанчик, обманчивый, бревенчатый, студенческий, анчар, анчоус, банщик, гонщик, военщина.

13. Вставьте пропущенные гласные:

пл...тишь, уплачено, заплачено, недопл...тит, переплаченный, припл...ченный, од...лживать, отсрочивать, приев...ивать, приур...чивать, обусл... вливать.

14. Произнесите следующие слова. Какие ошибки в произношении следующих слов встречаются в речи малообразованных людей?

Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, компостировать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатировать,

бадминтон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, журавль, эскалатор, военачальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства.

15. Распределите слова по двум группам:

а) слова, в которых произношение совпадает с написанием;

б) слова, в которых произношение отличается от написания.

Асфальт, астматик, прачечная, бадминтон, яичница, грести, конечно, дикобраз, дуршлаг, инцидент, квартплата, противень, коридор, крыжовник, почерк, праздничный, макулатура, лаборатория, пельмени, почтамт, пуловер, пиджак, сандалии, туристский, троллейбус, уплачено.

16. В каких словах мягкость согласного перед следующим мягким является нормой, а в каких - отклонением?

Бюрократизм, гость, жизнь, индивидуализм, казнь, карьеризм, совесть, колониализм, либерализм, национализм, патриотизм, плюрализм, трость, сепаратизм, фанатизм, эгоизм.

17. Опираясь на рифмы стихотворных отрывков, определите произносительные варианты сочетания чн.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

В глуши, в деревне, всё нам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно

(А. Пушкин)

Я ль нёсся к бездне полуночной
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани
мощной Над этой бездной я повис.

(А. Фет)

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?

(Н. Некрасов)

18. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн:

а) слова, где произносится [чн];

б) слова, где произносится [шн];

в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

19. Прочитайте правильно слова с сочетанием щн. В каких словах произношение [шн] является нормой, в каких - отклонением?

Скворечник, полуночный, пустячный, прачечная, овощной, будущность, изящный, маломощный, насущный, помощник, немощный, сообщник.

VI. НОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ

Слово орфоэпия – интернациональное: оно существует во многих языках и обозначает одно и то же – систему правил произношения. В переводе с греческого orthos – «прямой, правильный», a epos – «речь»; «орфоэпия» буквально – «правильная речь».

Как известно, главным отличительным качеством литературного языка является его нормативность. Каждая сфера литературного языка имеет свою систему норм, обязательную для всех его носителей (например, лексические, морфологические нормы). Если система орфографических норм обеспечивает единое написание, то орфоэпические (произносительные) нормы призваны унифицировать произношение.

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Норм, которые представляют собой единственную произносительную возможность, в языке много. Большинство явлений звуковой структуры языка реализуется на уровне нормы единообразно. Так, например, на месте орфографического о всегда произносится гласный, близкий к [а]: в[а]д a" (вода"), [а]кно" (окно"), а на месте орфографических а, я, е – гласный, близкий к [и]: [ч"и]сы" (часы"), [п"и]ти" (пяти"), [в"и]дy" (веду"). Обязательно в произношении оглушаются звонкие парные согласные на конце слова: го"ро[т] (го"род), ду[п] (дуб); местоимение что произносится как [што].

Однако многие орфоэпические нормы воплощаются одновременно в нескольких вариантах: бу"ло[шн]ая и бу"ло[ч"н]ая (бу"лочная); ви[ж"ж"]а"тъ и ви[жж]а"тъ (визжа"ть); до[ш "ш"] и до[шт"] (дождь); [сэ"]ссия и [с "е"]ссия, творо"г и тво"рог, о"тдал и отда "л и т. д.

Как же возникают варианты произношения?

Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII века, но первоначально – как нормы московского говора, которые лишь постепенно стали приобретать характер национальных норм.

Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX века. Но уже во второй половине XIX века у московской нормы появился конкурент – петербургское произношение, которое постепенно усиливало свои притязания на роль общелитературного образца. Петербургское произношение не стало орфоэпической нормой, оно не было признано сценой, именно московской норме следовали артисты петербургских императорских театров. Некоторые особенности петербургского произношения оказали впоследствии существенное влияние на развитие системы русского литературного произношения.



Однако и московское произношение, сохранив свои главные черты (например, аканье), во многих случаях утратило былую роль произносительного канона.

Действительно, многие черты «образцового» московского произношения теперь практически утрачены литературным языком. Например, согласно старой московской орфоэпической норме большинство глаголов II спряжения в 3-м лице мн. числа произносились с окончанием -ут, -ют (т. е. так же, как и глаголы I спряжения): слы"[шу]т, хо"[д"у]т, хва"[л"у]т. Изменение произношения пошло здесь по пути сближения с орфографией. Теперь говорят: слы"[шъ]т, хо"[д"ъ]т, хва"[л "ъ]т, т. е. ближе к написанию -am, -ят.

По старой московской норме после согласных к, г, х в прилагательных «одинокий», «строгий», «тихий» и глаголах типа «постукивать», «отпугивать», «размахивать» произносится звук, близкий в произношении к очень краткому [а] (в транскрипции обычно передаётся как [ъ]). Говорили: одино"[къ]й, стро"[гъ]й, ти"[хъ]й; посту"[къ]ватъ, отпу"[гъ]-ватъ, разма"[хъ]ватъ. В поэзии прошлого века эта особенность произношения широко использовалась в точных рифмах. Эти окончания часто писались через о. Поэтому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» следует читать:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой? ..

Что кинул он в краю родном?..

Сейчас у подобных прилагательных и глаголов распространяется орфографическое произношение: одино"[к"и]й, стро"[г"и]й, ти"[х"и]й; посту [к"и]ватъ, отпу"[г"и]вать, разма[х"и]вать.

Конкуренция твёрдого (старомосковского) и мягкого (старопетербургского) произношения возвратных частиц (в личных формах глагола и в формах прошедшего времени) сейчас практически закрепилась победой мягкого варианта. Общепринятым стало мягкое произношение возвратных частиц: бою"[с"], собра"л[с"а], а не бою"[с], собра"л[са], как это было свойственно старомосковской норме.

Таким образом, былое противопоставление московского произношения петербургскому потеряло прежний смысл и можно утверждать, что в современном русском языке сформировалась единая произносительная норма.

Орфоэпические нормы русского литературного языка регулируют правильное произношение звуков в различных фонетических позициях, с другими звуками, в определенных грамматических формах и отдельно стоящих словах. Отличительная черта произношения – единообразие. Ошибки орфоэпического характера могут негативно сказаться на восприятии речи слушателями. Они могут отвлекать внимание собеседника от сути разговора, вызвать непонимание и раздражение. Соответствующее орфоэпическим нормам произношение облегчает процесс общения и делает его более эффективным.

Орфоэпические нормы определяет фонетическая система языка. Каждый язык характеризуется своими фонетическими законами, регулирующими произношение звуков и слов, которые они создают.

Основой русского литературного языка является московское наречие, однако, в русской орфоэпии разграничивают так называемую «младшую» и «старшую» нормы. Первая отображает отличительные черты современного произношения, вторая обращает внимание на старомосковские орфоэпические нормы.

Основные правила произношения

В русском языке четко произносятся только те гласные, которые находятся под ударением: сад, кот, дочь. Те гласные, которые находятся в безударной позиции, могут утрачивать четкость и ясность. Это – закон редукции. Так, гласная «о» в начале слова без ударения или в предударных слогах может произноситься, как «а»: с(а)рока, в(а)рона. В безударных слогах на месте буквы «о» может произноситься неясный звук, например, как первый слог в слове «голова».

Гласный звук «и» произносится как «ы» после предлога, твердого согласного или при слитном произношении двух слов. Например, «пединститут», «смех и слезы».

Что касается произношения согласных, оно руководствуется законами оглушения и уподобления. Стоящие перед глухим звуком звонкие согласные оглушаются, что является характерной чертой русской речи. В качестве примера можно привести слово «столб», последняя буква в котором оглушается и произносится, как «п». Таких слов очень и очень много.

Во многих словах вместо звука «ч» следует произносить «ш» (слово «что»), а буква «г» в окончаниях читается как «в» (слова «моего», «никого» и другие).

Как уже говорилось выше, орфоэпические нормы имеют дело с произношением заимствованных слов. Обычно такие слова подчиняются имеющимся в языке нормам, и только иногда могут обладать своими особенностями. Одно из самых распространенных правил – смягчение согласных перед «е». Это видно в таких словах, как «факультет», «крем», «шинель» и прочих. При этом в некоторых словах произношение может варьироваться («декан», «террор», «терапия»).

Орфоэпические нормы – это еще и нормы постановки ударения, которое в русском языке не фиксировано. Это значит, что в разных грамматических формах слова ударение может отличаться («рука» - «руку _

9. Нормы ударения в современном русском языке

Ударение – это обязательный признак слова. Это выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью, длительностью, движением тона. Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова). Ударение служит для различения грамматических форм слова. Иногда ударение служит признаком, по которому различаются значения слова (омографы). В акцентологической норме существуют такие понятия как проклитика и энклитика. Проклитика – это безударное слово, примыкающее к ударному слову спереди. Энклитика – это безударное слово, примыкающее к слову сзади. Кроме того, в языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, часто один может быть предпочтительным.

Слово орфоэпия – интернациональное: оно существует во многих языках и обозначает одно и то же – систему правил произношения. В переводе с греческого orthos – «прямой, правильный», a epos – «речь»; «орфоэпия» буквально – «правильная речь».

Как известно, главным отличительным качеством литературного языка является его нормативность. Каждая сфера литературного языка имеет свою систему норм, обязательную для всех его носителей (например, лексические, морфологические нормы). Если система орфографических норм обеспечивает единое написание, то орфоэпические (произносительные) нормы призваны унифицировать произношение.

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Норм, которые представляют собой единственную произносительную возможность, в языке много. Большинство явлений звуковой структуры языка реализуется на уровне нормы единообразно. Так, например, на месте орфографического о всегда произносится гласный, близкий к [а]: в[а]д a" (вода"), [а]кно" (окно"), а на месте орфографических а, я, е – гласный, близкий к [и]: [ч"и]сы" (часы"), [п"и]ти" (пяти"), [в"и]дy" (веду"). Обязательно в произношении оглушаются звонкие парные согласные на конце слова: го"ро[т] (го"род), ду[п] (дуб); местоимение что произносится как [што].

Однако многие орфоэпические нормы воплощаются одновременно в нескольких вариантах: бу"ло[шн]ая и бу"ло[ч"н]ая (бу"лочная); ви[ж"ж"]а"тъ и ви[жж]а"тъ (визжа"ть); до[ш "ш"] и до[шт"] (дождь); [сэ"]ссия и [с "е"]ссия, творо"г и тво"рог, о"тдал и отда "л и т. д.

Как же возникают варианты произношения?

Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII века, но первоначально – как нормы московского говора, которые лишь постепенно стали приобретать характер национальных норм.

Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX века. Но уже во второй половине XIX века у московской нормы появился конкурент – петербургское произношение, которое постепенно усиливало свои притязания на роль общелитературного образца. Петербургское произношение не стало орфоэпической нормой, оно не было признано сценой, именно московской норме следовали артисты петербургских императорских театров. Некоторые особенности петербургского произношения оказали впоследствии существенное влияние на развитие системы русского литературного произношения.

Однако и московское произношение, сохранив свои главные черты (например, аканье), во многих случаях утратило былую роль произносительного канона.


Действительно, многие черты «образцового» московского произношения теперь практически утрачены литературным языком. Например, согласно старой московской орфоэпической норме большинство глаголов II спряжения в 3-м лице мн. числа произносились с окончанием -ут, -ют (т. е. так же, как и глаголы I спряжения): слы"[шу]т, хо"[д"у]т, хва"[л"у]т. Изменение произношения пошло здесь по пути сближения с орфографией. Теперь говорят: слы"[шъ]т, хо"[д"ъ]т, хва"[л "ъ]т, т. е. ближе к написанию -am, -ят.

По старой московской норме после согласных к, г, х в прилагательных «одинокий», «строгий», «тихий» и глаголах типа «постукивать», «отпугивать», «размахивать» произносится звук, близкий в произношении к очень краткому [а] (в транскрипции обычно передаётся как [ъ]). Говорили: одино"[къ]й, стро"[гъ]й, ти"[хъ]й; посту"[къ]ватъ, отпу"[гъ]-ватъ, разма"[хъ]ватъ. В поэзии прошлого века эта особенность произношения широко использовалась в точных рифмах. Эти окончания часто писались через о. Поэтому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» следует читать:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой? ..

Что кинул он в краю родном?..

Сейчас у подобных прилагательных и глаголов распространяется орфографическое произношение: одино"[к"и]й, стро"[г"и]й, ти"[х"и]й; посту [к"и]ватъ, отпу"[г"и]вать, разма[х"и]вать.

Конкуренция твёрдого (старомосковского) и мягкого (старопетербургского) произношения возвратных частиц (в личных формах глагола и в формах прошедшего времени) сейчас практически закрепилась победой мягкого варианта. Общепринятым стало мягкое произношение возвратных частиц: бою"[с"], собра"л[с"а], а не бою"[с], собра"л[са], как это было свойственно старомосковской норме.

Таким образом, былое противопоставление московского произношения петербургскому потеряло прежний смысл и можно утверждать, что в современном русском языке сформировалась единая произносительная норма.

Лекция 4 Орфоэпические нормы

В лекции рассматриваются особенности русского литературного произ-ношения

Орфоэпические нормы

В лекции рассматриваются особенности русского литературного произношения.

План лекции

4.1. Особенности русского ударения.

4.2. Нормы ударения.

4.3. Нормы произношения.

4.1. Особенности русского ударения

Слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением. Слог, на который падает ударение, называется ударяемым или ударным. Ударение обозначается знаком « ?» над буквой, соответствующей гласному звуку.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога. Ударение в русском языке является силовым и количественным одновременно. Ударный слог отличается от безударных и своей длительностью, и своей силой (громкостью).

Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом, например: [гълавá] голова, [нá(гълъву] на голову . В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов.

Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сáдъ] до сада (ср.: [дасáдъ] досада); [л’ э´j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´jкъ] лейка) . Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нáм] что нам (ср.: [штанáм] штанам); [т’э(л’исá] - те леса (ср.: [т’ьл’исá] телеса) .

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение. Оно является более слабым, падает чаще всего на начальные слоги и фиксируется в словах со сложной словообразовательной структурой: стро`йматериáлы, во`донепроницáемый, а`эрофо`тосъёмка .

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным. Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском - на предпоследний, во французском - на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зóлото, водá, молокó, позолотúть, необыкновéнный . Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение которых связано с местом ударения: зáмок - замóк, нóшу - ношý, нóги - ногú и т. д.

Русское ударение имеет и другую особенность - подвижность. Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:

1) с основы на окончание и наоборот: стран-á - стрáн-ы, голов-á - гóлов-у ;

2) с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дéрев-о - дерéвь-я, óзер-о - озёр-а .

Подвижность ударения при словообразовании определяется возможностью перемещения ударения на другую морфему в производном слове по сравнению с производящим: крáсн-ый / красн-от-á. Неподвижное словообразовательное ударение приходится на ту же самую морфему: берёз-а / берёз-ов-ый .

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки русского ударения:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по характеру расположения в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

4.2. Нормы ударения

В рамках одной лекции невозможно рассмотреть все нормы русского ударения. мы ограничимся только основными.

1) Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании , например:

- бинт - бинтá, блин - блинá, боб - бобá, винт - винтá, горб - горбá, жгут - жгутá, зонт - зонтá, кит - китá, клок - клокá, клык - клыкá, ковш - ковшá, крюк - крюкá, куль - куля?, линь - линя?, плод - плодá, серп - серпá, скирд - скирдá, хорь - хоря?, цеп - цепá, шест - шестá, штрих - штрихá.

2) В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне . Ср.:

- ботвá - ботвý, веснá - веснý, деснá - деснý, золá - золý, киркá - киркý, норá - норý, овцá - овцý, росá - росý, сохá - сохý, стопá - стопý;

- горá - гóру, доскá - дóску, зимá - зúму, стенá - стéну, сторонá - стóрону, ценá - цéну, щекá - щёку.

3) С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: в горстú, на грудú, на дверú, в кровú, в ночú, на печú, в связú, в сетú, в степú, в тенú, на цепú, в честú .

4) В родительном падеже множественного числа произносятся:

С ударением на основе : мéстностей, пóчестей, прúбылей ;

С ударением на окончании : ведомостéй, крепостéй, новостéй, повестéй, податéй, скатертéй, стерлядéй, четвертéй .

Различается произношение ступéней (в лестнице) и ступенéй (ступень развития чего-либо).

5) Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без. Например:

- НА : нá воду, нá гору, нá руку, нá спину, нá зиму, нá душу, нá стену, нá голову, нá сторону, нá берег, нá год, нá дом, нá нос, нá пол, зуб нá зуб, нá день, нá ночь, нá ухо, нá два, нá три, нá пять, нá шесть, нá семь, нá сто;

- ЗА : зá ногу, зá голову, зá волосы, зá руку, зá спину, зá зиму, зá душу, зá нос, зá год, зá город, зá ворот, зá ухо, зá уши;

- ПOД : пóд ноги, пóд руки, пóд гору, пóд нос, пóд вечер;

- ПО : пó лесу, пó полу, пó носу, пó морю, пó полю, пó уху;

- ИЗ : úз лесу, úз дому, úз носу, úз виду;

- БЕЗ : бéз вести, бéз году неделя, бéз толку;

- ОТ : час óт часу, óт роду.

6) Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании , реже на основе. Ср.:

- бралá, былá, взялá, вилá, внялá, вралá, гналá, далá, донялá, дралá, жилá, задалá, занялá, звалá, лилá, нажилá, нанялá, началá, пилá, плылá, понялá, прибылá, принялá, рвалá, раздалá, слылá, снялá, спалá и др.;

- бúла, брúла, дýла, жáла, клáла, крáла, кры?ла, мы?ла, мя?ла, пáла, рожáла, шúла.

7) У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе , кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание , например:

- взят - взятá - взя?то - взя?ты; нáчат - начатá - начáто - нáчаты; прúдан - приданá - прúдано - прúданы; прúнят - принятá - прúнято - прúняты; прóдан - проданá - прóдано - прóданы; прóжит - прожитá - прóжито - прóжиты и т.д.

Но от причастий на -бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе . Ср.:

- зáбрана, нáбрана, перéбрана, úздана, прúбрана, вóбрана, дóбрана, подóбрана, разóбрана, сóбрана, отóбрана, ýбрана и т.д.;

- зáдрана, нáдрана, обóдрана, разóдрана, изóдрана, прóдрана, сóдрана, отóдрана и т.д.;

- зáзвана, обóзвана, подóзвана, отóзвана и т.д.

4.3. Нормы произношения

Орфоэпия - совокупность правил, которые определяют произносительные нормы устной (звучащей) речи и обеспечивают единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное (либо в виде жестко регламентируемых вариантов) произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения для литературного языка.

Правила (нормы) произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения). Таким образом, основные орфоэпические правила русского языка можно разделить на те, которые определяют:

Произношение гласных звуков (в разных позициях в слове, а также при определении места ударения);

Произношение согласных звуков (также в разных позициях в слове, в сочетаниях согласных, в сочетаниях с некоторыми гласными звуками, в разных грамматических формах).

Произношение гласных

В области гласных современное произношение связано с аканьем и иканьем.

При аканье безударные гласные, чередующиеся с ударными [ó] и [á], совпадают в первом предударном слоге после парных твердых в звуке [а]: н[а]чнóй = н[а]с ы´пать (ср. проверочные ночь и насыпь).

При иканье безударные гласные, чередующиеся с ударными [и?], [э?], [ó], [á], совпадают в первом предударном слоге после мягких в звуке [и]: ч[и]тáть = ч[и]рв я´к = ч[и]рнéть = ч[и]с ы´ (ср. проверочные прочитан, червь, черный, час).

Иной способ произношения безударных гласных, характеризующийся противопоставлением и-образного и э-образного звуков, называется эканьем: ч[и]тáть / ч[иэ]рв я´к = ч[иэ]рнéть = ч[иэ]с ы´ (в транскрипции использован значок «и, склонный к э»). Экающая норма является устаревшей и в настоящее время не используется.

В позиции первого предударного слога после твердых шипящих на месте буквы а произносится гласный [а]: ж[а]рá жара, ш[а]гáть шагать, ш[а]мпáнское шампанское. Однако есть несколько слов-исключений, в которых звучит [ы]: лош[ы]дéй лошадей, ж[ы]лéть жалеть, к сож[ы]лéнию к сожалению, двадц[ы]ти двадцати. Слова жакет и жасмин допускают двоякое произношение.

Кроме того, необходимо обратить внимание еще на некоторые нормы произношения в области гласных:

  • В некоторых словах как русского, так и иноязычного происхождения наблюдаются колебания в выборе [е] или [о] после мягких согласных и шипящих: манéвры - манёвры, желчь - жёлчь, блёклый, но блéклее .
  • Некоторые слова допускают вариантность звукового оформления корня: ноль - нуль, строгать - стругать, тоннель - туннель, обусловливать - обуславливать .
  • В некоторых случаях в словах иноязычного происхождения могут нарушаться соответствующие законы фонетической реализации гласных, при этом в безударных слогах возможно появление звуков [о], [е], [а]: б[о]á (боа), б[о]лерó (болеро), р[о]к[о]кó (рококо).
  • В некоторых случаях в первых основах сложных и сложносокращенных слов могут нарушаться законы поведения гласных, при этом в безударных положениях возможно появление звуков [о], [е], [а]: г[о]сзакáз (госзаказ), [о]ргтéхника (оргтехника).
  • В некоторых безударных приставках как иноязычного, так и русского происхождения могут нарушаться соответствующие законы фонетической реализации гласных, при этом в безударном положении могут произноситься звуки [о], [е], [а]: п[о]стмодернúзм (постмодернизм), пр[о]ислáмский (происламский).
  • В некоторых безударных предлогах, местоимениях, союзах и частицах, примыкающих к ударному слову, могут нарушаться соответствующие фонетические законы реализации гласных: н[о] я (но я), н[а]ш учáсток (наш участок) .

Произношение согласных

Необходимо разграничивать орфоэпические нормы в сфере согласных относительно их звонкости/глухости и твердости/мягкости.

1. По звонкости/глухости.

1) В русском литературном произношении звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими озвончаются. Не происходит позиционного изменения согласных по глухости- звонкости перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’]: [зу?п], [п’ьр’иэво?скъ], , [во?ды], [сл’о?т], [сва?т].

2) Перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’] произносится звонкий взрывной согласный [г]. При оглушении на конце слова и перед глухими согласными на месте звонкого [г] произносится глухой [к]: [п’ирLга?], [гра?т], [гро’с’т’], [п’иро?к]. Только в междометии господи, в слове бог сохраняются фрикативные [γ] и [х]:

2. По твердости/мягкости.

1) В современном языке перед [э] возможно появление как твердых, так и мягких согласных: мо[д]ель, ти[р]е, ан[т]енна, но [д’]еспот, [р’]ельс, [т’]енор. В ряде слов допускается вариативное произношение, например: прог[р]есс / прог[р’]есс, к[р]едо / к[р’]едо и т.д.

2) Сочетанию букв чн в одних случаях соответствует последовательность [шн], в других - [ч’н]. Так, например, конечно, скучный, яичница произносятся с [шн], а точный, отличник, вечный - с [ч’н]. В некоторых словах правильными оказываются оба варианта: порядочный, булочная, молочник. Есть и такие примеры, в которых выбор между [шн] и [ч’н] зависит от смысла: друг серде[шн]ый, но серде[ч’н]ый приступ; шапо[шн]ое знакомство, но шапо[ч’н]ая мастерская.

3) Согласный [ж:’] является очень редким звуком. Он произносится на месте букв жж, зж в таких словах, как дрожжи, вожжи, езжу, брызжет, дребезжать, позже и некоторые другие. Однако и в этих словах мягкий [ж:’] постепенно утрачивается, заменяясь твердым [ж: ]. В случае с дожди, дождик согласный [ж:’] вытесняется звуковым сочетанием [жд’].

4) В современном языке правила позиционного смягчения согласных перед мягкими характеризуются особой вариативностью и неустойчивостью. Последовательно происходит лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш¯’]: дива[н’ч’]ик диванчик, обма[н’ ш:’]ик обманщик. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (ла[фк’]и лавки, тря[пк’]и тряпки), или оно связано с выбором позиций, с представленностью в речи не всех носителей языка. Так, большинство людей смягчает зубные перед зубными не только в середине слова (ко[с’т’] кость, пе[с’н’]я песня), но также в начале слова и на стыке приставки с корнем, т.е. в «неустойчивых» позициях: [с’т’]ена стена, ра[з’н’]ести разнести. Смягчение же согласного в других сочетаниях скорее исключение, чем правило: [дв’]ерь дверь (реже [д’в’]ерь), [сj]ем съем (реже [с’j]ем), е[сл’]и если (реже е[с’л’]и).

5) Прилагательные на -кий, -гий, -хий произносятся с мягкими заднеязычными согласными: русс[к’]ий русский, стро[г’]ий строгий, ти[х’]ий тихий.

6) В подавляющем большинстве случаев мягким оказывается согласный и в постфиксах -ся / -сь глаголов: учу учусь, поднимал[с’]я поднимался.

Дата: 2010-05-18 00:49:35 Просмотров: 12260