Не нажимается педаль тормоза. Основы торможения

Торможение применяется при различных дорожных обстоятельствах, например, во время пропуска пешеходов, зеленого светофора или пробки. Перед началом езды убедитесь, что тормозная система находится в полной исправности.

Обязательно задействуйте тормоз при включении стоп-сигналов автомобиля, который идет впереди. Всегда старайтесь предвидеть торможение других машин. Учитесь оценивать состояние дороги и просчитывать свои действия. Таким образом вы обезопасите себя от непредвиденного дорожного происшествия. Всегда старайтесь тормозить раньше машины, идущей впереди. Старайтесь тормозить только при прямой езде. Не нажимайте рычаг сцепления одновременно с рычагом тормоза. Так эффективность торможения значительно улучшится. К тому же давление на тормозную систему снизится и она не перегреется, а колеса не заблокируются. Данный способ торможения является правильным. Старайтесь использовать его всегда.


Применяйте импульсное торможение. Сначала нажмите на педаль коротко и слабо, при этом тормозите плавно. Каждое следующее нажатие должно быть сильнее и длиннее. Если во время торможения заблокируются колеса, снизьте давление на педаль. Если на машине установлена антиблокировочная система, при первом торможении всегда будет раздаваться щелчок.


Если скорость ряда является слишком большой, включите несколько раз стоп-сигнал, чтобы предупредить автомобили, идущие сзади. Возьмите себе за правило всегда ставить ногу на тормоз в то время, когда вы убираете ее с педали газа.


Если дорога неровная, по возможности тормозите на более ровных местах. Если вы будете пытаться одновременно преодолеть неровность и затормозить, автомобиль раскачается, а это может привести к повреждению подвески. Тренируйтесь осуществлять разные тормозные усилия по силе и длительности, чтобы в будущем не допустить раскачки автомобиля.


Если во время торможения вы резко нажмете и отпустите педаль, автомобиль подпрыгнет передними колесами. Задействуйте данный прием для проезда над различными препятствиями, например, рельсами или искусственными элементами, для принудительного снижения скорости. Когда вы отпустите рычаг тормоза, резко нажмите на педаль газа. Тормозите левой ногой, чтобы нажимать на педаль газа без остановки. Таким образом вы снизите давление на переднюю подвеску и с комфортом преодолеете препятствие.


Во время торможения уберите ногу с педали за секунду до полной остановки. Благодаря этому приему вы устраните обратный импульс. Если вы собираетесь тормозить на повышении или снижении дороги, все функции по торможению выполняйте более сильно и резко. После окончательной остановки снова нажмите на рычаг тормоза, чтобы удержать и зафиксировать автомобиль.


После преодоления больших луж просушите тормоз. Для этого легко нажмите на педаль. Помните, что тормоз нельзя задействовать слишком часто. Новички имеют привычку использовать его для замедления скорости, в то время как необходимо просто сбавить обороты.

Большинство водителей чувствительно реагируют на различные звуки, которыми сопровождается работа механизмов автомобиля. Исключением не является и тот случай, когда при нажатии на педаль тормоза слышно шипение.
Но далеко не всегда стоит впадать в панику – особенно в тех случаях, когда шипение педали тормоза при её нажатии никак не сказывается на .
Для того, чтобы уяснить природу этого звука, рассмотрим подробнее работу вакуумного усилителя тормозов.

Устройство и принцип действия «вакуумника»


Схема вакуумного усилителя автомобиля

Рисунок показывает лишь упрощенную схему усилителя – подробности устройства, что называется, «опущены» — для облегчения восприятия.
Что происходит при нажатии на педаль тормоза, если двигатель запущен?
Толкатель педали тормоза одновременно оказывает воздействие на шток усилителя и на так называемый следящий (на схеме – «воздушный» клапан).
Следящий клапан открывается, и в полость усилителя, разделенную диафрагмой, со стороны педали начинает поступать воздух. А так как в полости со стороны главного тормозного цилиндра создано разрежение (обратный клапан не даёт воздуху проникнуть в неё), то поступающий через воздушный клапан воздух начинает давить на диафрагму. Последняя, жёстко соединённая со штоком, усиливает давление на поршень главного тормозного цилиндра, создаваемое ногой водителя через толкатель.

Когда происходит рабочий ход педали при нажатии на тормоз часто слышно незначительное шипение, издаваемое поступающим воздухом.

В тот момент, когда происходит рабочий ход педали, при нажатии на тормоз, часто слышно шипение, издаваемое поступающим в корпус усилителя воздухом.
Когда водитель снимает ногу с педали тормоза, поршень главного цилиндра и шток диафрагмы возвращаются на исходную позицию под воздействием обратных пружин (на схеме обратная пружина вакуумного усилителя не показана). При этом, так как следящий клапан открывается только для выпуска воздуха (благодаря тому, что водитель перестаёт воздействовать на педаль), тот выдавливается из полости той же возвратной пружиной – она давит и на диафрагму.
В то время, когда водитель не нажимает на педаль, а двигатель работает, со стороны главного тормозного цилиндра в полости усилителя всё время поддерживается разрежение. Следящий же клапан при этом закрыт, поэтому диафрагма находится в состоянии «равновесия», т.е. не оказывает никакого воздействия на шток главного тормозного цилиндра.
Разумеется, это лишь общая, характерная для всех авто, схема работы вакуумного усилителя тормозов. На современных машинах он может оборудован соленоидами, увеличивающих силу воздействия на поршень главного цилиндра, а для отбора разрежения могут быть применены электрические насосы. Тем не менее, принцип работы усилителя остаётся тем же.
Рассмотрим теперь, как можно проверить – всё ли в порядке, если, нажимая на педаль тормоза, вам слышно шипение с её стороны.


Диагностика вакуумного усилителя автомобиля

Если усилитель тормозов не работает, то это становится заметным - .
Но косвенным признаком неисправности могут стать и изменившиеся обороты холостого хода при нажатой педали. Связано это с обеднением топливной смеси, вызванным попаданием «излишнего» воздуха в цилиндры двигателя, который может даже заглохнуть, если «подсос» слишком сильный.

Если усилитель тормозов не работает, то это становится заметным при возрастании усилия, необходимого для нажатия на педаль при торможении.

Чаще всего это связано с повреждением диафрагмы усилителя тормозов. Причём совсем необязательно от старости – иногда уплотнительные кольца главного тормозного цилиндра пропускают тормозную жидкость, и она попадает в корпус усилителя.
Некоторые автовладельцы ухитряются самостоятельно перебрать усилитель тормозов – на отечественные авто продаются даже ремкомплекты. Но, в целом, это неблагодарное занятие – корпус «вакуумника» неразборный, а аккуратно и плотно соединить его части под силу не всем. К тому же на работу тормозной системы влияет и регулировка выступания штока «вакуумника» из корпуса – неправильная настройка может снизить эффективность работы усилителя или стать причиной неполного «растормаживания» рабочих тормозных цилиндров.
Среди автолюбителей распространён такой способ проверки усилителя – запускаете двигатель, предварительно выжав тормоз. При запуске мотора педаль должна «уйти в пол». Если усилитель неисправен, то педаль тормоза останется по-прежнему «тугой».
Вообще, шипение, связанное с работой вакуумного усилителя тормозов – нормальное явление. Но в том случае, когда его громкость без видимых причин увеличилась, приготовьтесь к замене вакуумного усилителя, пока он совсем не отказал.

Освойте их, чтобы остаться в живых, хотя учиться правильно поворачивать и тормозить придется всю жизнь.

Грамотное вождение основано на двух главных навыках - умении тормозить и умении поворачивать. Вы должны постоянно их тренировать. Если кто-то внезапно начнет поворачивать налево через вашу полосу, опытный водитель сможет избежать аварии, а неопытный попадет в нее при прочих равных условиях. Тренируйте правильное прохождение поворотов, грамотное торможение в каждой поездке.

Горную дорогу или гоночный трек успешнее пройдет тот, кто умеет правильно тормозить и правильно поворачивать. Тормоза - самая главная часть автомобиля. Эффективное владение ими определяет вашу безопасность. Грамотное торможение позволяет контролировать скорость подхода к повороту, справиться с паникой в аварийной ситуации. Подружитесь с тормозами - и вы почувствуете, как растет ваша уверенность в себе.

На тормозах.

Насколько быстро вы ездите? Представьте, что вы катитесь воскресным утром среди полей на скорости 90 километров в час, временами разгоняясь до 100. А вы знаете, сколько времени займет остановка со 100 километров в час? А какое расстояние пройдет за это время автомобиль? Вы когда-нибудь тренировали остановку с такой скорости? Не мешало бы вам потренироваться - приго¬дится. Однако большинство водителей смело нажимают на педаль газа и совсем не умеют правильно нажимать на педаль тормоза. Все потому, что эффективное торможение требует тренировок. Много тренировок.

Если вы ездите на скорости 100 километров в час, тренируйтесь останавливаться с этой скоростью. Делайте это безопасно и в каждой поездке, превра¬тите тренировку в привычку. Найдите пустую парковку или тихую дорогу и выясните, что могут ваши тормоза. Я тренирую торможение каждый день, потому что часто катаюсь на разных автомобилях. Выбираю время, когда за мной на дороге никого нет, и начинаю тормозить - сначала несильно, пробуя тормоза, а потом по-настоящему, с высокой скорости. Готов поспорить: как только вы узнаете, каков тормозной путь вашего автомобиля, вы будете обдуманнее нажимать на педаль газа.

Со временем вы поймете, как быстро может замедлиться автомобиль. Это важное знание, оно пригодится вам, когда потребуется предельно точная работа тормозами, например для входа в поворот. Вы поймете, как важно уметь достичь максимального замедления и той точки, после которой шины автомобиля уже начинают визжать или скользить, но колеса еще не блокируются. Вы поймете и значимость тонкой работы с тормозами, когда ниже речь пойдет о торможении на дуге поворота и других сложных приемах. Вы должны привыкнуть к своим тормозам.

Тренируйте торможение.

Для начала выберите прямой и ровный участок дороги. Цель - добиться устойчивого навыка остановки на грани блокировки передних и задних колес. Обратите внимание, что при торможении вес перемещается вперед, задние колеса разгружаются, поэтому передние колеса выполняют основную часть работы. Но чем длиннее база автомобиля, тем меньше разгружается зад, и тем больше работы могут выполнять задние покрышки.

1. Сделайте несколько простых остановок с низкой скорости.
2. Исследования показали, что правильное распределение усилий между передними и задними колесами повышает эффективность торможения. Большинство современных автомобилей, оборудованных всевозможными электронными системами, способны помочь водителю избежать неприятностей и ошибок при торможении.
3. Учитесь пользоваться левой ногой при торможении: время, когда нажимали на тормоз только правой, - давно прошло.
4. Научитесь нажимать на тормозную педаль так же, как на спусковой крючок винтовки - плавно, а не рывком. Резкое нажатие перегружает пружины подвески, уменьшает дорожный просвет, блокирует колеса. Вы должны учиться удерживать колеса на грани блокировки, когда резина попискивает, но колесо еще крутится. Если вы научились легко это делать, можно поиграть и с блокировкой. Быстро надавите на педаль тормоза до начала блокировки колес и немедленно немного отпустите педаль, чтобы колеса снова раскрутились. Не переусердствуйте: заблокированные колеса удлиняют тормозной путь.
5. Привыкайте размещать левую ногу на опоре или на полу (сбоку от педали сцепления) и плотнее прижимайтесь к спинке сиденья. Делайте это чаще, даже если вы катитесь по городу или замедляетесь перед поворотом. Тем самым вы получите больше информации от автомобиля, что уменьшит ваше время реакции.
6. Поэкспериментируйте с тормозами. Не топчите педаль, давите на нее плавно, пока не услышите писк резины или не почувствуете, как блокируются колеса. (Некоторые производители делают такие тихие шины, что их не слышно.)

В блокировании колес на короткое время нет ничего страшного. С ним можно бороться двумя способами. Во-первых, можно рулем удерживать автомобиль прямо, а во-вторых, можно просто чуть отпустить педаль, чтобы колеса раскрутились. В экстремальной ситуации, скорее всего, вы не сможете себя заставить отпустить тормоз, поэтому лучше потренироваться заранее в безопасном месте.

Тормоза.

Их мощь нужна не только для остановки.

Если вы решили освоить только один прием управления автомобилем, выберите торможение. Правильное использование тормозов делает каждую поездку не только более комфортной, но и более безопасной. И снова в центре внимания - ваша правая нога, если вы не используете для торможения левую ногу.

От того, как вы грамотно и правильно используете тормозные возможности вашего автомобиля, зависит ваша судьба и судьба окружающих вас людей. Научиться грамотно разгоняться несложно, гораздо труднее научиться правильно тормозить. Вам подтвердят это тысячи водителей, которые, как следует ускорившись на прямой, не смогли погасить скорость перед слегующим за ней поворотом. Правильное использование тормозов - самая важная часть управления автомобилем.

Твой друг тормоз.

Сколько бы книг вы ни прочли, тормозить не научитесь. Вам придется выбрать время и потренироваться на вашем личном автомобиле. Да, конечно, говорите вы себе изо дня в день, надо бы как-то выкроить часок на это дело. В лучшем случае в один из дней вы приезжаете на пустую парковку и несколько раз тренируете торможение. Беда в том, что аварии не случаются в соответствии с вашими планами. Чем скорее вы научитесь тормозить, тем раньше вы будете готовы к аварийным ситуациям. Возможно, неприятность случится завтра. Вы готовы к ней?

Я видел множество водителей, не способных останавливаться. Нет, разгонялись они прекрасно, но как только дело доходило до остановки, их результаты были крайне нестабильными. И дело тут не в конструкции автомобиля. Гораздо важнее руки и ноги, а еще мозг, который ими управляет. И снова ключевым понятием является «плавность». Начинайте тормозить постепенно, почувствуйте, как вес перемещается вперед, и только потом давите на педаль тормоза. Все должно выполняться быстро и под вашим контролем. Множество аварий происходят в первые два месяца эксплуатации нового автомобиля. Каждый автомобиль индивидуален, требует особого подхода к нему, и вы обязаны этот подход найти, в противном случае вас ждут большие неприятности.

Проверка навыка.

Все советы, подсказки и методы, которые вы найдете в этой главе, основаны на огромном количестве проведенных тренировок и тестов на торможение. Главным условием правильного торможения является не модель автомобиля, марка шин или материал тормозных колодок. Самое главное - навык водителя. Именно владение навыком отличает того, кто способен стабильно останавливаться с минимальным тормозным путем при любой погоде, от того, кто зажмуривается и жмет на тормоз. Я видел водителей, которые боялись тормозов, или не принимали в расчет их мощь, или слишком полагались на них. Все они умели разгоняться, а потом не знали, что делать со скоростью.

Работая с водителями, имеющими разный уровень подготовки, на различных площадках (автодромах), сталкиваешься с одной и той же проблемой: 99% из них не способны экстренно и в нужном месте остановить свой автомобиль, элементарное незнание возможностей своего автомобиля. Обычно мы просим их разогнать свой автомобиль до 40 километров в час, и начать экстренную остановку, рассчитав свои силы и возможности автомобиля, и точно зафиксировать автомобиль на линии, обозначенной большими оранжевыми конусами. Большинство учащихся перестраховываются и начинают торможение значительно раньше, некоторые переключают все свое внимание на торможение и забывают отпустить педаль газа.

Большинство после блокировки колес с испугу отпускают педаль тормоза на очень большой промежуток времени, увеличивая тормозной путь. Педагогический процесс обучения правильному и грамотному торможению должен быть первостепенным.

Что тренировать?

Любой профессиональный стрелок скажет, что спусковой крючок не надо дергать, на него надо плавно давить. Тормозить желательно также: сначала несильно, чтобы переместить вес вперед, сжать переднюю подвеску и загрузить передние колеса. После этого можно тормозить решительнее. Без начального подтормаживания перемещение веса будет слишком резким. А если нажать на педаль тормоза резко и агрессивно, колеса заблокируются. Старайтесь первым нажатием на педаль тормоза почувствовать, каков коэффициент сцепления ваших шин с дорогой на данный момент, потом тормозите.

Потратьте время на отработку навыка прогрессивного торможения. Тренируйте его в каждой поездке, при каждом замедлении и остановке. Асфальт всегда разный, а дорога не всегда прямая.

Прогрессивное торможение поможет замедлиться на мокрой дороге или на льду.

На грани скольжения.

После начального подтормаживания нажмите педаль тормоза по-настоящему и почувствуйте, как хорошо останавливается ваш автомобиль. Прислушайтесь к передним колесам: при максимальном замедлении они начинают слегка повизгивать. Сосредоточьтесь на усилии, прикладываемом к педали тормоза. Со временем вы сможете осознать, на какое время блокировались колеса вашего автомобиля. Потренируйтесь отпускать не полностью, а ровно настолько, чтобы колеса разблокировались. Если вы с испугу совсем отпустите педаль тормоза, ваш тормозной путь увеличится.

Этот прием называется «торможение на грани скольжения». Грань, за которой колесо блокируется, является пределом тормозных свойств автомобиля при прямолинейном движении. Вы должны в совершенстве овладеть этим приемом.

Помните, что ручной тормоз при движении автомобиля использовать можно, но очень осторожно. Заблокированное, особенно в повороте, заднее колесо как минимум напугает вас, а в худшем случае послужит причиной заноса задней оси.

Передние шины и 100 единиц сцепления.

Помните про 100 единиц сцепления? При прямолинейном движении передняя шина может обеспечивать колоссальные тормозные силы. Но как только автомобиль направляется в поворот, часть единиц придется отдать на сопротивление центробежной силе. В начале поворота таких единиц будет немного, но по мере роста угла поворота рулевого колеса их количество возрастает. Поэтому вам придется постепенно отпускать педаль тормоза, чтобы отдать единицы, расходуемые на торможение.

Этот прием называется «подгрузка колес за счет педали тормоза». Если же не отпускать педаль тормоза, то количество запрашиваемых единиц станет слишком большим и шины соскользнут.

Что именно произойдет потом - снос или занос - зависит от многих факторов. Если водитель добирает 100 единиц постепенно, прогрессивными контролируемыми усилиями, то получится вполне контролируемый снос. При резком торможении критическая ситуация неизбежна. Каждый, кто пытался повернуть при жестком торможении, заметил, что сделать это совсем не просто. Если же чуть приотпустить педаль тормоза, давая подвеске возможность немного распрямиться, то повернуть будет легче. Подумайте об этом, когда будете делить единицы на «угловые» и «тормозные».

Современные конструкции автомобилей позволяют полностью не отпускать тормозную педаль в повороте. Когда нам это может пригодиться? Во-первых, скорость все еще может быть слишком большой для этого поворота. Во-вторых, передняя пружина может распрямиться полностью, тем самым уменьшая поворачиваемость автомобиля, что в повороте совсем не желательно. Водитель должен плавно ослаблять давление на педали тормоза, по мере роста угла поворота, чтобы обеспечивать переднюю шину достаточным количеством «угловых» единиц. Тут-то как раз и пригодится «чувство педали», позволяющее точно дозировать усилие и не перейти предела. Водитель меняет «тормозные» единицы на «угловые», и те и другие сжимают пружины подвески, и если все сделано правильно, автомобиль вознаградит вас плавностью, управляемостью и устойчивостью.

Для торможения на дуге поворота нужны нежные руки.

Автомобиль может одновременно поворачивать и замедляться. Это называется trail-braking (торможение на дуге). Однажды этот прием вам пригодится, например, когда в середине поворота вы окажетесь в аварийной ситуации. Если в повороте вы используете 84 единицы на борьбу с центробежной силой, у вас есть еще 16 единиц на торможение. И если вы умеете пользоваться педалью тормоза и плавно загружать наружное упорное колесо, вы сможете воспользоваться этими 16 единицами, не переступив за 100 единиц.

По мере замедления угол наклона автомобиля при заданном радиусе прохождения поворота будет уменьшаться, что даст вам возможность отдать еще больше единиц на торможение. Используйте простое уравнение: радиус = скорости. Снижение скорости уменьшает радиус или позволяет вам остаться на траектории. Но чтобы применить это уравнение на практике, вам нужно научиться тормозить мягко и контролируемо. Trail-braking является ответом на во¬прос «что делать, если я вошел в поворот слишком быстро?». Смотрите туда, куда хотите попасть, и притормаживайте. По мере снижения скорости автомобиль будет переносить вес с опорного колеса на остальные, позволяя нажимать на педаль тормоза с большим усилием.

Тормоза и перегазовка.

В разделе «Основы торможения и руления» мы рассмотрели основные приемы управления автомобилем, с помощью которых вполне можно передвигаться. Но есть более «продвинутые» приемы, именно они делают наш спорт таким захватывающим. Многие умеют тормозить, почти все умеют переключать передачи вниз, но чтобы объединить эти два навыка, придется потренироваться. В конце концов, почему нужно жертвовать торможением ради снижения передачи или, напротив, ждать с переключением до конца торможения?

Цель переключения на пониженную передачу - увеличение оборотов двигателя. Причиной может быть приближающийся поворот или холм, или обгон. Если вы тормозите перед поворотом, вам придется одновременно переключаться вниз. В «продвинутой» автошколе вас обязательно научат приему, который называется "пятка-носок", когда вы давите носком ноги на тормоз и одновременно пяткой или краем стопы на газ. Целью как раз и является увеличение оборотов, чтобы они соответствовали пониженной передаче. Этот прием делает переключение вниз более плавным и бережет сцепление.

«Перегазовкой» нельзя пренебрегать, потому что при переключении вниз могут заблокироваться ведущие колеса, а этого вам в повороте, даже при небольшом повороте рулевого колеса, будет достаточно, чтобы потерять устойчивость или управляемость. Всякий раз, когда вы слышите визг покрышки после переключения вниз, знайте, что обороты не соответствуют новой передаче. Не проще ли газануть при выжатом сцеплении? Это пойдет на пользу и вам, и двигателю, и трансмиссии.

Переключение вниз с одновременным торможением довольно нетрудно освоить с точки зрения координации движений. Трудности начнутся, когда речь пойдет о времени, нужном для выполнения приема. Газовать нужно, когда сцепление разделяет двигатель и трансмиссию. Не надо выжимать педаль сцепления до упора. Не бросайте сцепление, отпускайте педаль плавно и контролируемо - это может спасти вам жизнь в тех случаях, когда ошибетесь с оборотами или случайно переключитесь не на ту передачу, какую запланировали.

Задние тормоза.

Как правило, в автомобиле имеется двухконтурная система тормозов: задний контур и передний контур. Обсудим проблему, связанную с работой заднего тормозного контура. Очевидной проблемой его использования является перемещение веса автомобиля по осям. При торможении вес смещается вперед, загружая передние колеса и разгружая задние. А разгруженное колесо легко заблокировать даже небольшим усилием. Для решения этой проблемы на автомобилях устанавливают делитель тормозных усилий.

Пользуйтесь тормозной педалью на дуге поворота, только осторожно.

Ни в коем случае не относитесь к тормозной педали автомобиля так же, как к тормозной педали мотоцикла. Обычно, когда водителю кажется, что он подходит к повороту слишком быстро, он давит на педаль со всей силы, прямо-таки топчет ее. Результат известен - черный след, ведущий к обочине, и рассказы типа «нет, этот поворот надо проходить помедленнее». Легкое касание педали является хорошим способом погасить скорость перед поворотом и прямо-таки отличным способом регулировать скорость непосредственно в повороте. Почему? Да потому, что плавное нажатие на педаль тормоза не так сильно загружает ведущие колеса. Конечно, передняя ось автомобиля загрузится, но это происходит гораздо безопаснее.

Кроме того, подгрузка передней оси позволяет осуществлять поворот рулевого колеса быстрее и на больший угол, она необходима также в том случае, если вы превысили скорость и осознали ошибку, двигаясь по дуге поворота.

Скользко или нет?

Педаль тормоза еше и отличный прибор для измерения сцепления дорожного полотна. Нажмите на педаль до юза при прямолинейном движении - требуемое усилие подскажет вам, насколько сейчас скользко. Кроме того, так можно оценить свойства новой резины.

Нужно только привыкнуть к поведению шин при торможении, а также к звуку, который они издают. Такой тест можно проводить только при прямолинейном движении с разумной скоростью, при условии, что сзади вашего автомобиля никого нет и блокировать колеса только на мгновение, чтобы они не соскользнули вбок. И еще: чем мягче вы давите на педаль, тем больше информации о свойствах шин вы получите. Если же вы случайно заблокируете колеса, то бороться с этим можно двумя способами. Во-первых, можно отпустить педаль тормоза до того, как задняя часть начнет обгонять переднюю. Второй способ – руление.

Вы оставляете колеса заблокированными и гасите колебания зада вашего автомобиля рулем. Какой способ лучше? В аварийной ситуации вы вряд ли будете думать об усилии на педали, в то время как тренированная нога реально сокращает тормозной путь. Поэтому тренируйте оба способа.

Антиблокировочные и комбинированные системы.

Антиблокировочные системы, или АБС, появились на автомобилях в 80-х годах. Они реально снижают вероятность блокировки колес при торможении на сложных покрытиях. Стоит ли покупать автомобиль с такой системой? Конечно, стоит. Даже на сухом асфальте и прогретых шинах нужно быть настоящим мастером, чтобы победить электронику.

Некоторые автомобили оснащены комбинированными системами. Комбинированная система позволяет вам использовать тормоз и пользоваться ста¬билизирующим эффектом. Автомобиль лучше входит в поворот, а вы можете лучше контролировать торможение. В случае экстренного торможения вы имеете возможность вдавить педаль тормоза в пол, особенно не задумываясь о последствиях, но в большинстве случаев усилия в 15-40 килограммов вам будет достаточно; это зависит от конструкции системы.

Снижение усилия.

Прежде всего, изучите конструкцию и возможности вашего автомобиля. Средний автомобиль сконструирован по эргономике примерно так: рост человека - 1 метр 70 сантиметров и размер обуви - 42. Современные автомобили позволяют подобрать правильную посадку благодаря большому количеству регулировок водительского сиденья, рулевой колонки и педального моста. Если вы не уверены, что справитесь с этим сами, обратитесь к специалистам. Бывают автомобили, в которых есть только одна функция, позволяющая регулировать только сиденье. Владельцам таких машин не стоит отчаиваться, так как существует множество тюнинговых ателье, где при наличии финансов можно решить свои проблемы. Никогда не забывайте, что правильная посадка - это основа вашей безопасности. А также учтите тот факт, что некоторые водители проводят за рулем автомобиля достаточно продолжительное время.

Уроки гоночной трассы.

Придавите, потом надавите.

Лучшие гонщики стараются максимально замедлиться перед поворотом в самом начале зоны торможения. Как только передние колеса загрузятся, они давят на педаль тормоза одним мощным усилием. На оставшиеся части зоны торможения они точно подбирают скорость с помощью trail-braking, постепенно ослабляя усилие на тормозах, по мере того как автомобиль поворачивает.

Точно подбирайте скорость.

Гонщики используют тормоз в повороте вплоть до апекса, чтобы как можно точнее подобрать скорость прохождения поворота. Trail-braking помогает гонщику справиться с ошибочной скоростью входа в поворот, или с неправильно выбранной передачей, или с аварийной ситуацией в повороте. Способность контролировать скорость даст возможность стабильно проходить через апекс.

Чистота - залог здоровья.

Механики часто чистят диски с помощью механических или электрических приспособлений. Это следует делать по мере необходимости.

Не спешите с новыми колодками.

Новые колодки при агрессивном использовании портят тормозные диски, поэтому опытные механики закрепляют на видном месте стикер «новые колодки», чтобы гонщики в первое время не тормозили слишком сильно.

Чем меньше, тем лучше.

Некоторые механики высверливают в задних дисках огромные отверстия, чтобы облегчить автомобиль и снизить эффективность заднего тормоза. И гон¬щикам, и обычным водителям мощный задний тормоз совсем не нужен.

Позднее торможение? 3-а-б-у-д-ъ!

Экстренное торможение на улицах уместно только в аварийной ситуации. Даже в гонках позднее торможение применяется только для смены позиции, когда гонщик опережает соперника перед входом в поворот и блокирует ему траекторию. Такой стиль ухудшает время на круге, потому что автомобилю приходится ехать внутри идеальной траектории, а это приводит к потере апекса, снижению скорости прохождения поворота и неидеальному выходу на прямую.

Врезка 1.

Trail-braking: точный подбор скорости

Trail-braking повышает безопасность, потому что владение этим приемом позволяет изменять скорость в повороте. Если вы оттормаживаетесь до поворота, то вам приходится слишком рано решать, с какой скоростью проходить по¬ворот. На знакомом маршруте это не проблема, если, конечно, вам не попадется какой-нибудь неприятный сюрприз в середине поворота. Но если попадется, тут без умения притормаживать на дуге поворота не обойтись. Помните: чем быстрее вы ездите, тем больше используете тормоза, потому что начинаете тормозить раньше и тормозите дольше.

Врезка 2. Главный закон тренировок.

Если вы разгоняетесь до 120 километров в час, тренируйте торможение со 120 километров в час. Вы поймете, что останавливаться с такой скорости очень непросто. Заодно обратите внимание на длину тормозного пути, возможно, это заставит вас пересмотреть свой скоростной режим.

Тормози грамотно!

Сегодня мы поговорим о том, как правильно тормозить. Скорее даже о том, для чего надо уметь правильно тормозить. Это знание на практике не раз спасет и вас, и ваш автомобиль. Итак, поехали...

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ПРАВИЛ.

Перед тем как тормозить, посмотрите в зеркало заднего вида, иначе можно посадить на свою корму нарушителя правил соблюдения дистанции. Не стоит тормозить резко, срывая автомобиль в скольжение. Смысла в этом нет, поскольку тормозной путь значительно увеличивается.

Если автомобиль не оборудован АВС, избегайте интенсивного торможения на поворотах. Иначе тормозной путь может закончиться под откосом. На дороге с ямами и буграми для торможения используйте ровные участки. Иначе возникает «резонансный эффект» - колесо прыгает, как мяч, и большую часть находится в воздухе, что торможению не способствует.

Вообще, необходимо четко усвоить: не надо тормозить на неровностях – эффективнее тормозить до препятствия и сразу, после того, как вы его проедете. В противном случае весьма вероятны повреждения подвески и тормозов. Эти узлы и так нагружены силой инерции и тормозным усилием, а вдобавок получают еще и удар о препятствие.

Существует много различных способов торможения. Однако для ежедневной езды вполне достаточно знать и пользоваться самыми простыми и надежными способами.

Интенсивное торможение.

Этот способ наиболее распространен. Принцип очень прост: педаль тормоза нажимают один раз и до упора. Это происходит на грани сцепления шин с дорогой, поскольку самая высокая точка замедления скорости автомобиля находится в пределах очень близких к «юзу».

Отработать этот способ лучше всего на прямом участке дороги, на которой нет интенсивного движения. Разгоните автомобиль до скорости 60 км/ч, и сильно нажмите на педаль тормоза. Как только почувствуете, что колеса начали скользить, слегка приотпустите тормоза до восстановления сцепного контакта колес с дорогой. Как только автомобиль прекратит скольжение, снова сильно нажмите на педаль тормоза до полной остановки.

Этим способом рекомендуется пользоваться при остановке на высоких – более 100 км/ч - скоростях. И, разумеется, только на прямых отрезках дороги. Кстати, при таком способе, вы научитесь тормозить без скольжения. Но для этого необходимо научиться чувствовать «предюзовый» момент.

Комбинированное торможение.

Это один из наиболее эффективных способов торможения. А его суть состоит в том, что в процессе задействованы не только тормозная система автомобиля, но и двигатель – через включение пониженных передач. Автомобиль в этом случае быстрее теряет скорость, а инерция вращения узлов на пониженных передачах не позволяет блокировать ведущие колеса и уйти им в скольжение.

Отработать этот способ очень легко. На участке дороги, который позволяет разогнаться до 80 км/ч, при движении на 4-й передаче начните тормозить. Потом, не отпуская тормозов, быстро переключитесь на 3-ю передачу, погасите скорость, затем включите - 2-ю, потом - 1-ю передачу до полной остановки автомобиля.

Тренируясь, вы убедитесь в высокой эффективности этого способа, которым рекомендуется пользоваться при экстренном торможении.

Ступенчатое торможение.

Этот способ считается одним из самых комфортных. Он легко усваивается и состоит в многоступенчатом использовании педали тормоза.

Для тренировки нужно разогнать автомобиль до 30 - 35 км/ч и начать торможение с четко выраженными отрезками. Желательно равномерными по времени, но различными по усилию ноги на педаль. Первое усилие должно быть самым интенсивным, оно помогает чувствовать тормозную педаль. Второй нажим, третий и так далее вплоть до остановки, должны обеспечивать плавное торможение без дерганья и «клевков» машины носом.

Этот момент является очень важным, так как именно в завершающей стадии, отпуская педаль тормоза перед остановкой, вы снимаете «клевок» машины вперед. Задание считается выполненным, если плавность замедления сохраняется в каждой стадии от начала торможения до полной остановки. Этот способ необходим для тех водителей, которые сели за руль автомобиля впервые. Им нужно научиться чувствовать работу педали и тормозного привода для комфортного и безопасного торможения.

Прерывистое торможение.

Этот способ используется на скользкой дороге (в режиме «дождь, грязь, снег»). Заключается он в многократной, равномерной и быстрой работе с педалью тормоза. По сути, такой способ имитирует работу АВС и предотвращает скольжение колес.

Для отработки приема (на безопасной широкой площадке с влажным покрытием или в гололед), нужно разогнаться до 30 км/ч и затормозить резко «в пол». Дистанция торможения станет тем инструментом, который покажет рост ваших результатов. Каждое следующее упражнение стройте с таким расчетом, чтобы уменьшить длину тормозного пути, стараясь успеть нажать на педаль два, три, четыре и более раз - совершенству нет предела. Скоро вы сами сможете убедиться, что при этом способе можно достичь неплохих результатов при торможении на скользком покрытии.

И напоследок короткое, но очень важное правило: тренироваться следует на пустынных участках дороги, пристегнувшись ремнем безопасности и соблюдая правила безопасности. А самый лучший вариант - тренироваться под наблюдением опытного водителя. Или инструктора.

Непонятный стук и вибрация при торможении могут быть вызваны рядом причин, которые указаны чуть ниже. Все они в какой-то степени могут повлиять на правильную работу тормозной системы. Откладывать устранение данной проблемы ни в коем случае не стоит! Неисправные тормоза могут нанести непоправимый вред не только водителю, но и его пассажирам, окружающим пешеходам, автомобилям.

Популярные фразы владельцев автомобилей, сталкивающихся с данной проблемой: "бьет в педаль", "при торможении с n-ой скорости начинается сильная вибрация", "чем выше скорость, тем сильнее вибрация", "биение на руле, когда нажимаешь на тормоз" и так далее...

На автомобилях, оснащенных системой ABS, стук в педаль при торможении на скользком участке дороги считается нормальным явлением. Так работает эта система, сбрасывая и восстанавливая давление с помощью специального насоса. Частое срабатывание запорного клапана (современные АБС могут за 1 секунду поднять и сбросить давление до 15 раз) и вызывает пульсирующую высокочастотную вибрацию. К сожалению, на автомобили ВАЗ "классика", такие системы не устанавливали.

На заметку: Антиблокировочная система торможения на скользкой дороге "умным" образом притормаживает колеса, предотвращая их блокировку и проскальзывание. Тем самым, при работе АБС остановка происходит быстрее, а водитель сохраняет управление автомобилем во время нажатия на педаль тормоза.

Но не стоит путать работу ABS с возможными неисправностями тормозной системы, о которых пойдет речь далее.

Причины возникновения вибрации при торможении и методы устранения

  • Деформация тормозного диска.

    Замените или проточите диск (лучше парой).

  • Овальность тормозного барабана.

    Проточите или замените барабан.

  • Повышенный осевой люфт колеса (сильный износ подшипников передних колес или ослабление гайки ступицы).

    Подтяните гайку ступицы колеса, при необходимости замените подшипник.

  • Заклинен поршень в заднем колесном цилиндре.

    Замените тормозной цилиндр.

  • Ослабла или сломана стяжная пружина задних тормозных колодок.

    Замените пружину.

  • Накладка тормозной колодки отслоилась от основания.

В совершенно любом автомобиле, независимо от марки и года выпуска, ключевым элементом, отвечающим за безопасность, являются тормоза. Если при торможении бьет педаль тормоза, это нехороший знак. При появлении таких эффектов может потребоваться полная диагностика автомобиля. Давайте рассмотрим типовые причины такого явления.

Прямые причины

Когда при нажатии на педаль тормоза ощущаются биения, тогда необходимо провести срочную и полную диагностику. Для этого следует обратиться в качественный автосервис, где работают квалифицированные специалисты. Однако выявить причины, почему бьет педаль при торможении, можно и самостоятельно. Этот способ подходит для опытных автолюбителей.

Как проявляется эффект?

Зачастую биения проявляются на высоких скоростях. Так, есть закономерность - выше скорость - значительней вибрации. Часто они ощущаются не только на тормозной педали, но и на кузове автомобиля, а также на руле. Эти биение очень сложно не заметить. Если вибрации ощущаются больше по кузову, чем на элементах системы, то тормоза в этом случае не являются причиной. Но тщательно проверить их все-таки рекомендуется.

Тормозные диски

Среди самых распространенных и популярных причин можно выделить сломанные и поврежденные диски. Они, в свою очередь, могут выходить из строя вследствие различных повреждений или же деформаций.

Диски ломаются из-за критических перепадов температур. При торможении элемент мгновенно разогревается, а затем так же резко остывает. Именно из-за этих температурных скачков и случаются различные искривления. Если при торможении бьет педаль тормоза, тогда следует тщательно проверить элементы на предмет поломок, трещин, деформаций. При выявлении хоть малейших дефектов, поврежденную деталь следует срочно заменить. Чтобы проверить где конкретно установлен дефектный диск, используют ручник. Если в этом случае вибрации нет, тогда виновник спереди.

Также иногда вибрации могут появляться вследствие коррозии, но износ рабочей поверхности при этом может быть в норме. В этом случае рекомендуется проточить диски. Это следует делать у опытного токаря. Однако есть технологии проточки прямо на машине, не снимая дисков. Данная процедура гораздо дешевле. Также необходимо убедится в правильности монтажа дисков. При плохой установке на привалочную поверхность торможение будет сопровождаться эффектом биения.

Новые диски и общие неисправности системы

Но даже после установки самых качественных дисков проблемы все еще могут ощущаться. Часто бьет педаль тормоза при торможении на первых сотнях пробега автомобиля. Причина - резкое снижение либо ухудшение эксплуатационных характеристик всей системы в целом.

Для решения этой неприятности используют обкатку дисков. Однако даже если и это не принесло своего эффекта, рекомендуется тщательная диагностика. Специальное оборудование поможет точно определить причины биений.

Колодки

Среди неисправностей в автомобиле могут быть и колодки.

Эту проблему "вылечить" очень легко. Достаточно простой замены и биения прекратятся. Часто бьет педаль из-за так называемых "залипаний" задних колодок. Если слишком часто и резко давить на педаль при движении на высокой скорости, то недорогие элементы могут раскрашиваться. В таком режиме они быстро изнашиваются. Выход простой - замена.

Задний барабан

Эта четвертая причина, из-за которой педаль не может работать в нормальном режиме.

Это чаще случается на «ГАЗелях». Там деформируется задний и поэтому бьет педаль тормоза при торможении. «ГАЗель» сзади укомплектована барабанным тормозом. Если он в запущенном состоянии, то естественно, что появляются вибрации.

Тормозные цилиндры

Это последняя из самых распространенных причин появления биений и вибраций на педали. Нередки случаи, когда и передние, и системы закисают. Это способствует различным неисправностям.

Чтобы победить эту неполадку, можно обойтись без замены - проблема решается с помощью WD-40. Достаточно побрызгать этим чудо-средством, и возможно, тормоза начнут работать так, как необходимо и задумано инженерами.

Непрямые неисправности

Если после проверки типовых и популярных неисправностей все еще бьет педаль тормоза при торможении, тогда проблемы следует искать в других самых неожиданных местах. К прочим неполадкам, которые могут вызывать эффект вибраций либо биений, можно отнести сильно изношенные в процессе эксплуатации ступичные подшипники. Ситуацию может исправить их замена. Кроме этого, вследствие эксплуатации изнашиваются рычаги на передних колесах.

Также вибрации могут появиться в результате разбалансированных колес.

В этом случае педаль сильно бьет, но основные стуки отдаются все-таки на кузов. Решить этот вопрос несложно - в самом простом случае поможет балансировка. В худшем же случае колеса придется заменить.

Если вы проверили все, но так и не смогли выяснить, почему бьет педаль при торможении, то следует проверить затяжку гаек, болтов и другого крепежа. Не до конца затянутый крепеж может быть виновником появления люфта. На больших скоростях это может вызывать существенные биение, а проверяют при таких случаях обычно тормоза.

При торможении бьет педаль тормоза и руль

Иногда к биениям на педали тормоза добавляются и вибрации на рулевом колесе. Причин для этого эффекта много. Это и разбалансировка, изношенные тормозные колодки, рулевые тяги, карданная передача.

Если даже кажется, что колеса отлично сбалансированы, это еще не гарантия того, что все действительно хорошо. Чтобы выяснить, так ли это, необходим специальный рекомендуют проводить для всех колес сразу.

Частая проблема отечественных автомобилей и иномарок - износ передних колодок. Из-за этого и бьет руль. Чтобы провести диагностику, машину устанавливают на яму и осматривают диски и колодки. Если наблюдается серьезный износ, тогда только замена, если износ небольшой, тогда нужно искать настоящую причину. Нередко при торможении бьет педаль тормоза (ВАЗ-2110 - не исключение), а также руль. Опытные автовладельцы рекомендуют проверять задние колодки и всю систему, если вибрации ощущаются на педали, а если на руле - тогда смотреть тормоза спереди.

Рулевые тяги

В руль бьет из-за износа наконечников на рулевых тягах. Необходимо искать возможный шат в этих механизмах. Если во время дерганья не наблюдается никакого свободного хода, тогда с тягами все в порядке. Если же тяга болтается, следует ее заменить, однако эта операция подразумевает последующую процедуру развал-схождения.

Карданная передача

Казалось бы, причем тут она, однако опытные автомеханики утверждают, что причины вибраций на педале и руле могут скрываться в этой самой передаче. При изношенных крестовинах может ощущаться и вибрация, и биение. Следует проверить состояние крестовин и при необходимости заменить изношенный узел. Такие проблемы часто наблюдаются на «ГАЗелях».

Шаровые опоры

Опытные автолюбители рекомендуют тщательно проверить всю ходовую часть.

Причина может скрываться где угодно. Так, нередкие случаи, когда бьет педаль тормоза при торможении (ВАЗ-2114 не является исключением) из-за неисправной или изношенной шаровой опоры. Это первое, что стоит проверять.

Для обследования машину поднимают домкратом, а шаровую опору устанавливают таким образом, чтобы колесо висело в воздухе. Затем ладонью одной руки берут колесо за верхнюю часть, а второй рукой за нижнюю. Руками необходимо шатать колесо. Если шатание есть и ощущается, то шаровую опору необходимо менять. Это должно устранить вибрации и стуки.

Человеческий фактор

Этот момент также нельзя исключать. Иногда это случается, а ситуации бывают очень разные.

Если при замене колеса вы (или мастера) сильно спешили закончить работу, то могли не до конца затянуть крепежные болты. Такая невнимательность может приводить не только к вибрациям и биению на педали. Так можно потерять колесо. Как видно, причин много. Все они разные. Все они вызывают один и тот же эффект. Следует внимательно следить за состоянием автомобиля, при необходимости вовремя заменять изношенные детали и узлы. Также стоит прислушаться к рекомендациям производителей автомобиля.

Итак, мы выяснили, почему бьет педаль тормоза при торможении.