Новая немецкая ветка тяжелых танков. Изменения в Немецкой ветки исследования WoT

В 2017 году будет введена новая система баланса, после ввода которой значительно изменится расстановка сил на поле боя. Некоторые танки станут лучше, а некоторые понерфят. Всё как обычно. Напомним, что ответственным за балансировку в World of Tanks был .

Арту пофиксят. Для этого проводится полномасштабное исследование в песочнице WOT, по результатам которого будет нерф САУ. А всё потому, что , считают разработчики на рубеже начала 2017 года.

В разработке World of Tanks

Также в 2017 году Wargaming планирует постоянно вводить в игру элементы нового игрового движка, доступные и сейчас, но не используемые в связи с тем, что движок был запущен недавно. Главная цель этого направления работы команды разработчиков заключается в переработке всех карт World of Tanks в HD-качество. На них появится динамическая дистилляция, новые параметры отображения воды. В планах разработчиков закончить перевод карт в HD в 2017-2018 года. Работы будут вестись постепенно. Как вы уже знаете, двигаться в сторону качества игру заставляют конкуренты, такие как Warthunder, где изначально качество графики задавало высокую планку и в котором высококачественный дизайн принят по-умолчанию. World of Tanks же вынужден переделывать то, что создавалась разрабами годами с ноля.

Что же в разработке на 2017 год ? Кроме того, добавить в строй новые легкие танки высоких уровней. Это будут . Абсолютно все ветки легких танков будут удлинены посредством ввода новых машин.

Топовые тяжелые танки в немецком дереве развития ждут значительные изменения: перед танком Маус будут добавлены две новые машины. После "тапка" и "альфа тапка" появится новый танк, который будет одним из вариантов более тяжёлой версии

была представлена информация по добавлению новой ветки Мауса (MAUS) Немецкой нации. Будет добавлена следующая техника, представленная на таблице ниже:

Новая ветка мауса (MAUS)

Уровень
7 Tiger (P) Tiger (P)
8 VK 45.02 (P) Ausf. A
9
10 MAUS

Изменения вносятся для более логической ветки исследования мауса, медленные но весьма бронированные таки ВК 100.01 и Маушен будут отличной заменой ВК 45.02 ауф А и ВК 45.02 ауф Б (альфа тапок и просто тапок в простонародье). Ну а если менять тапки, и чтобы не выводить их из игры, к ним в ветку добавляется техника 10 уровня именно аналог VK 72.01 (K), сам ВК 72.02 К никуда не денется и останется всё той же премиум машиной, добавиться только уникальный камуфляж и обвес на танк. Так же, дополнительные изменения по АП немецких танков World of Tanks. Основные изменения коснутся добавление подвижности и комфортности орудия.

Если в ангаре уже есть MAUS , то новый ТТ десятого уровня нужно заново открывать.
Если в ангаре уже есть MAUS , то 8 уровень и 9 уровень уже будут исследованы и доступны для покупке в игре.

Изменения ТТХ VK 72.01

VK 72.01 в World of Tanks – немецкий танк сверхтяжелого класса, преемник VK 70.01 с улучшенной броней, был разработан концерном Kruppe получил также улучшенное вооружение, его еще сравнивают с советскими ИС-7 и ИС-4, шар брони составляет 160 мм, однако сама башня, в отличии от ИС-7, имеет изгибы под нерациональными углами. От своего младшего брата отличается также большей скоростью сведения башни и перезаряда 18.5 с, в полной комплектации. Несмотря на свои большие габариты в 120 тонн, танк относительно маневренный и набирает 40 км\ч, боекомплект у него поменьше чем у 70-ой версии (24 снаряда). Минусами танка являются высокий профиль, из-за чего он будет легкой мишенью для артиллерии, например, на картах «Песчаная река». Танк получил звание «элитного» из-за возможности пересадить на него экипаж с любого немецкого ТТ-танка.

Данный танк получит усиленную огневую мощь (например, увеличенные уроны в минуту) показатель сравним с Е100. Еще одним важным обновлением для владельцев VK 72.01 K является усовершенствование брони с 235 до 246 мм. Некоторые показатели до выхода обновления еще не последние, например, такие как усиление брони на лобовой проекции.

Изменения ТТХ E100

Танки класса Е начали разрабатываться с начала 40-х годов Министерством вооружения Рейха. Инженер г.Книпкамп дал задание нескольким фирмам, ранее не имевшим дело с танками разработать новый концепт сверхтяжелого танка, получили они название Panzerkampfwagen E-100. Основным упором было создать танк, который будет незаметен в тяжелых боях, но при этом в нем можно было перевозить большой боекомплект, из-за этого по сравнению с предшественниками модельный ряд танков перетерпел изменения в конструктивном плане, было принято решение отказаться от торсионной подвески. Ведущие колеса располагались сзади машины, для увеличения пространства внутри кабины. Также инженеры хотели создать новый тип прицелов, однако в ходе исследований от разработок пришлось отказаться.

В игре доступна модель Pz.Kpfw.E-100, Great 383) 383-модель танка 10 уровня премиум, массой 140 тонн.

Изменения ТТХ MAUS

История Маусов берет своё начало в 1942 году. Гитлер потребовал создать машину с очень мощной бронёй. Было вовлечено несколько концернов по разработке отдельных частей танка, среди которых, и известная фирма Siemens, которая разработала трансмиссию. Основной разработчик Фердинард Порше показал пару прототипов в 1944 году, однако по указанию Гитлера, серийное производство танков было остановлено, потому что у Германии не хватало ресурсов на разработку других видов вооружения.

В игре танк доступен после достижения десятого уровня. Обладает самой лучшей броней в своем классе. Орудие у него имеет очень высокий разовый урон, неплохая точность и устойчивость к пробитию. Единственный минус это, пожалуй, долгая перезарядка и малая подвижность, из-за чего становится легкой мишенью для САУ и Арты.

Изменения ТТХ Panther II

В 1942 г. Немецкими инженерами было принято решение разработать улучшенную модель востребованного танка Пантера, прежде всего изменения касались броневой мощности. Разработка велась параллельно со второй версией Тигра и было принято решение что Пантера это будет тот же Тигр только более габаритный. Вторая версия получила улучшенное шасси, приборы наблюдения, двигательная установка. Толщина брони также выросла из 60 до 100 мм. Башня Шмалтурм обладала внутренними телескопическими дальномерами и инфракрасными устройствами. Увеличение оборудования повлекло за собой увеличение габаритов машины до 47 тонн. Выпуск был начат в 1945 с некоторыми изменениями ПВО башни.
В игре танк получил 8 уровень, может быть использован как дополнительная поддержка союзникам по второй линии. У него хорошая скорострельность, и неплохие маневры, однако слабая броня и высокий силуэт, поэтому он тоже может быть мишенью для САУ.

Поделись и выиграй от 100 золота

22 февраля 2017 года сервера World of Tanks "впали в сон"; на некоторое время, знаменуя таким образом выход очередного обновления по серийным номером 9.17.1. Обновления, которое принесло с собой множество нововведений и балансных правок техники, в том числе и таких долгожданных для многих игроков.

При этом если заглянуть в патчноут, то можно с легкостью обнаружить, что особняком среди всего стоят изменения в немецкой ветке, а именно добавление новых "топовых" машин и улучшения имеющихся танков. Именно о том, как воплотились желания одного бородатого разработчика и пойдет речь в данном материале.

Итак, в первую очередь в глаза бросается видоизменение в дереве развития тяжелых танков: немцам добавили целых три агрегата с 8 по 10й уровни, добавив еще одно ответвление от Tiger (P) .

Теперь с творения доктора Порше, накопив чуть больше 100 тысяч опыта, можно открыть VK 100.01 (P) , который знаменует собой новый путь к "Маусу", через его "младшенький вариант" - Mäuschen . Таким образом разработчики решили подчеркнуть "тяжесть" данного ответвления, попытавшись "уравнять" его геймплей бронированными неповоротливыми мастодонтами с практически одинаковым орудием.

Место "мыши" на десятом уровне после VK 45.02 (P) Ausf. B занял "старый знакомый" Pz.Kpfw. VII , который представляет собой слегка измененного VK 72.01 (K) , выдававшегося за достижения на глобальной карте. Тут тоже все выглядит логично - "альфатапок" с задним расположением башни получает такого же последователя.

VK 100.01 P , ранее рассматривавшийся в качестве новой премиумной машины, получил от разработчиков внушительную как для 8-го уровня броню: 200мм стали в верхней лобовой детали корпуса под хорошим углом заставят противников чаще заряжать "золотые" снаряды. Башня танка, в свою очередь, получила 230мм в самом толстом месте вкупе со сложной формой. Минусом танка должна стать огромная командирская башенка, но и ее, как показал опыт тестовых баталий, тоже нужно постараться пробить.

Вооружена новая "сотка" урезанным "маусганом" - 128мм орудием со знакомым альфастрайком в 490 единиц, но "всего лишь" 220мм бронепробития и около 15 секунд перезарядки. При этом огромный и медленный (20 км/ч максимальной скорости) танк получил незаурядные 400 метров базового обзора.

Mäuschen , для которого это уже фактически второе пришествие в игру после неудачного появления на общем тесте патча 0.9.9, является слегка уменьшенной копией "большого Мауса". По сравнению с первоначальным вариантом, танчик получил небольшой нерф брони, другое орудие и стал более "глазастым" (400м базового обзора). При этом он остался таким же огромным и медлительным (20 км/ч "максималка").

Если первая версия "мышонка" была неубиваемой, если попадала в топ, и оказывалась беспомощной в низу списка, то нынешний вариант вполне себе удобоваримый. Полноценный 128мм "маусган" (246мм бронепробития, около 14 секунд перезарядки) сменил непонятное 150мм орудие, которое было бесполезным со своими 225мм пробития против "старшеклассников". 200/155/135мм брони во лбу/бортах/корме корпуса позволят Mäuschen"у танковать на своем уровне не хуже "старшего брата". Не должны разочаровать и 240мм во лбу башни, даже несмотря на наличие традиционной командирской "шишки".

Pz.Kpfw. VII , новая немецкая тяжелая "десятка", как уже упоминалось, тоже является "старым знакомым". От своего брата-близнеца VK 72.01 (K) его отличают лишь характеристики орудия. К слову на первой итерации общего теста коллижн-модели танков были абсолютно одинаковы - даже пушки были идентичны (152мм ствол у прокачиваемого "тапкольва" исправили на его 128мм пушку лишь перед релизом патча).

Вооружая седьмого "пазика" разработчики проявили находчивость, наградив его "обрезанным" стволом от Jagdtiger , сохранив средний урон в 560 единиц, немного отобрав показатель бронепробиваемости - 258мм против 276мм у "Яги". Таким образом "немцы", по задумке создателей игры, получили новый топовый тяж, с отличным от своих предшественников (Maus и E 100) геймплеем.

При этом стоит упомянуть, что 9.17.1 "исходный" тапколев получил ряд балансных правок, которые отразились и нашем новичке: максимальная скорость была уменьшена с 43 до 33 км/ч, бронирование ВЛД увеличено с 200 до 240 мм; бронирование планки между ВЛД и НЛД увеличено с 200 до 300 мм. Также разработчики утолщили танку НЛД с 200 до 230 мм.


Бесспорно, самыми долгожданными и самыми "вкусными" для большинства поклонников немецкой техники в актуальном патче стали улучшения Maus"а . Многострадальная легендарная машина получила наконец "лечение" всех своих проблемных мест.

Итак, сухой язык чисел скажет нам следующее:


На практике же это выливается в то, что "Мышь" прекратит поглощать снаряды щеками башни, получать урон через сбитый каток и станет "живучее" на 200 единиц прочности. Также владельцы венца танкостроения Третьего Рейха смогут, танкуя, вертеть башней и корпусом не сильно страдая от разброса точности орудия. Более того - комфортность стрельбы из "маусгана" повысили за счет увеличения точности и скорострельности. Кроме "Мауса" изменения затронули также целый ряд других немецких тяжелых танков.

Так, оба "Тигра " получили усиление бронирования башен, которое они потеряли при переводе в HD - танкам "залатали" маски. Детищу Фердинанда Порше, кроме того, накинули дополнительные 30мм в командирской башенке топовой башни. В результате Tiger (P) должен стать более комфортным и начать поприличнее танковать, с чем у него после получения новой коллижн-модели были проблемы.

Новые возможности, новые танки WoT в 2017…

Поскольку в игре Wot новая ветка танков существенно отличается от уже существующих, следует более подробно рассмотреть их достоинства и недостатки.

1. Новые прем танки в Wot – немецкая ветка.

– Усовершенствование Pz.Kpfw. VII .
Этот ранее знаменитый «тапок-лев», который давался за деятельность в поединках на Глобальной карте. Сегодня он значительно совершенствует собственные свойства.
– Более результативная атака.
– Более крепкая и монолитная лобовая броня.
То что относится к ветке Mаus, сейчас она станет такой: Tigеr (Р) – новейший танк VК 100.01 (P)

Новые прем танки в Wot 2017 отличаются более эффективными техническими характеристиками. Программистами не случайно разработаны новые ветки танков в Wot 2017, так как они предоставляют большие возможности для битвы. Им даны и громкие запоминающиеся имена, максимально приближающие игрока к реальности происходящего сражения. Это: непобедимый бунтарь; отважный ветеран; закаленный боем.
Например Mаuschеn MАUS – этот двухсот тонный монстр еще получит свой ап, который дозволит ему не только наиболее прицельно вести огонь, но и довольно эффективно сражаться.

2. Новые особенности машины ТТХ VК 72.01 – Pz.Kpfw. VII.
Сегодня этот супер тяжелый танк, высокого 10-го уровня. По своим характеристикам он идентичен с Е-100, но обладает задним размещением башни. Также скорость танка существенно превосходит Е-100, достигая до 40 км/ч. Из недочетов данный механизм обладает достаточно слабеньким бронированием борта и маленьким боекомплектом, всего 24 сн.
В обновлениях 0.9.17.1 танк полностью сменит имя. Он будет венцом среди новейших немцев. Ныне он уже Pz.Кpfw. Он получит также небольшой ап.
Характеристики:
– базовый уровень пробивания брони вырастет – 246 мм,
– чуть-чуть вырастет ДMП?
– возрастет точность,
– боекомплект возрастет до уровня 35 сн.
– усилится лобовая броня, что позволит ему отражать в бою все имеющиеся калибры.

3. Особенности TTХ E-100
Расположен на 10 уровне, в обновлениях 0.9.17.1 ему следует ожидать небольшой ап. В общем особо нового с машиной ничего не произойдет.
– повысится показатель базисного уровня бронебойности орудия 15-см, достигая уровня 246 мм.
– станет возможно более редкое использование дорогих кумулятивных боеприпасов.

4. Новые изменения TTХ MАUS
Теперь линия танков Maus поделится, у германцев возникнет новый TT-10 – Pz.Kpfw. VII, какой будет продолжать направления Tiger (P) – VK 45.02 (P) Ausf. A – VK 45.02 (P) Ausf. B.
Подобным способом, тапки никак не покинут поле, а будут независимой веткой с механизмами, что идентично концепции предшествующих машин.
Maus расположен на 10-уровне, он владеет довольно сильным уровнем брони. Из плюсов можно сказать о хорошем вооружении и большом запасе прочности. Минусом является слабенькая маневренность, это делает машину соблазнительной и легкой добычей.

В патче 0.9.17.1 машине предоставится такой желанный ап:
– возрастет ДПМ;
Базисная перезарядка станет меньше чем 12 сек.
– точность орудия, время его сведения будут наилучшими;
– повысится стабилизация орудия;
– усилится толщина фронтальной брони на 20 мм.
Теперь танк сможет удерживать удар гораздо лучше. Лишь «Голда» сумеет пробить ее броню в лобовой атаке.

Кроме тяжелых боевых машин, обновления затронули и новые легкие танки Wot. Они тоже целиком касаются маневренности боевых механизмов и улучшения точности прицела.

Следует отметить, что игра Wot новый аккаунт с прем танком предоставляет всем вновь зарегистрированным пользователям, давая возможность попробовать свои силы и испытать вкус настоящего военного сражения.