Турция завершила испытания основного боевого танка Altay. Турция построит первый собственный танк Тактико-технические свойства танка "Алтай"

Турецкое Управление оборонной промышленности (Savunma Sanayii Müsteşarlığı - SSM; сейчас находится в прямом подчинении президента Турции) 24 апреля 2018 года через свою страницу в Twitter.com (!), наконец, объявило о выборе серийного производителя для перспективного турецкого танка Altay, а также производителя двигателя для этого танка. Как и следовало ожидать, им оказалась турецкая компания BMC Otomotiv Sanayi ve Ticaret A.Ş. В сообщении говорится, что Исполнительный комитет SSM принял решение начать переговоры с ВМС о заключении контрактов на производство первых 250 серийных танков Altay и на создание "национального" двигателя для этого танка.

Модернизированный прототип танка Altay в исполнении AHT в экспозиции турецкой компании Otokar на оборонной выставке IDEF-2017. Cтамбул (Турция), 10.05.2017. ЯВляясь головным разработчиком танка Altay, компания Otokar теперь проиграла тендер на его серийное производство компании ВМС (с) bmpd

Таким образом, как и давно предсказывалось турецкими наблюдателями, "за бортом" остался головной разработчик танка Altay - турецкая компания Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi, контролируемая стамбульским холдингом Koç. Хотя по логике, Otokar должна была выступать и головным серийным производителем танка на своем заводе в районе Арифие-Адапазары в окрестностях Анкары, однако этому воспрепятствовали известные давние враждебные отношениям между владельцами холдинга Koç, в состав которого входит Otokar, и президентом Турции Р.Т. Эрдогана. Поэтому взамен SSM объявило тендер на серйиное производство Altay, в котором, помимо компаний Otokar и FNSS, приняла участие и сразу же стала восприниматься в качестве фаворита компания ВМС, контролируемая близким к президенту Эрдогану влиятельным турецким олигархом Эдхемом Санджаком.

ВМС, изначально возникшая в 1964 году как турецкий филиал British Motor Corporation, а с 1989 года длительное время контролировавшаяся частным холдингом Çukurova, после кризиса и банкротства начала десятилетия пережила возрождение, перейдя в 2013 году под контроль группы ES Mali Yatirim ve Danismanlik A.S. Эдхема Санджака. В 2015 году Э. Санджак продал 49% акций ВМС за примерно 300 млн долл катарскому государственному инвестиционному фонду QAFIC (в свою очередь, приход катарских инвесторов в ВМС был явно связан с близостью этой компании к власти).

В результате ВМС, ранее не справлявшаяся с производством для турецкой армии своей первой бронированной машины класса MRAP Kirpi, в последние несколько лет получила новые государственные и экспортные заказы, включая огромное 2017 года на поставку Катару 1500 новых бронированных машин Amazon класса MRAP. Апофеозом успеха компании Санджака стал нынешний выигрыш тендера на производство танка Altay. Для реализации всех этих заключенных контрактов и для производства танков Altay создается новая крупная производственная площадка ВМС по выпуску бронетехники в Сакарья-Карасу в рамках совместного предприятия RBSS, образованного BMC (сейчас 51% участия), германской группой Rheinmetall (39%) и малайзийской компанией Etika Strategi (10%) (cейчас главный завод ВМС находится в Пинарбаси в Измире, и после переноса производства бронетехники в Сакарья-Карасу, в Измире планируется оставить только выпуск коммерческого транспорта). Катарское участие и альянс с немецкой Rheinmetall резко усилили позиции ВМС в качестве военно-промышленной компании на турецком индустриальном ландшафте.

Головной разработчик танка Altay компания Otokar заявляла о завершении испытаний танка сперва в конце осени 2016 года, а затем, после того, как военные потребовали дополнительных испытаний - в конце февраля 2017 года (всего были построены два демонстратора - для ходовых испытаний MTR и для испытаний вооружения FTR - и два комплектных прототипа - PV1 и PV2 - танка Altay). Однако объявленный SSM тендер по выбору серийного производителя Altay затянулся более чем на год.

Первая партия серийных Altay должна включать 250 танков примерной контрактной стоимостью 3,5 млрд долл. В 2016 году Otokar заявляла о готовности начать серийное производство в течении 18-22 месяцев после получения твердого контракта. В феврале 2017 года генеральный директор Otokar Али Коч заявлял, что компания потратила на создание и испытания танка 1 млрд долл собственных средств. Считается, что еще столько же инвестировало в программу министерство обороны Турции.

Согласно "Стратегическому плану развития оборонной промышленности Турции на период с 2017 по 2021 годы", опубликованному в марте 2017 года, освоение серийного производства танка Altay должны быть осуществлено к концу 2020 года. В конце 2020 года предполагается передать в войска первые 15 серийных экземпляров танков, в 2021 году планируется передать еще 20 экземпляров, и с 2022 года начать масштабные поставки. Общие планы производства Altay для турецкой армии сейчас составляют 1000 единиц.

Решение SSM, объяленное 24 апреля 2018 года, разрешило и другую интригу вокруг танка Altay - проблему выбора двигателя для этого танка. Напомним, что опытные образцы Altay оснащаются германскими дизельными двигателями MTU MT 883 Ka 501 , однако ухудшившиеся в последние годы отношения Турциии с ФРГ способствовали стремлению SSM и турецких военных к отказу от немецких двигателей и к развитию амбициозной программы освоения производства танкового двигателя в Турции с максимальной локализацией, включая полные права интеллектуальной собственности и экспортные права на двигатель. В марте 2015 года турецкая компания Tümosan получила от SSM контракт стоимостью 190 млн евро на создание для Altay с иностранной технической помощью дизельного двигателя мощностью от 1500 до 1800 л.с. В качестве партнера по созданию двигателя и получению технологий Tümosan выбрала известную австрийскую компанию AVL List GmbH. Однако в конце 2016 года австрийское правительство отказало AVL List в лицензии на передачу технологий в Турцию, после того, как австрийский парламент единогласно принял резолюцию, требующую введения эмбарго на поставки оружия и военных технологий Турции ввиду массовых нарушений прав человека, совершенных турецким правительством вслед за неудачной попыткой военного переворота 15 июля 2016 года. В результате в январе 2017 года Tümosan была вынуждена расторгнуть соглашение о сотрудничестве с AVL List, и SSM затем контракт с Tümosan на создание двигателя.

После этого в течении более года турецкие подрядчики пытались пыталась найти нового партнера по разработке танкового дизеля среди различных мировых производителей. При этом ВМС совместно с SSM летом 2017 года достигла соглашения с британской компанией Perkins, контролируемой американской корпорацией Caterpillar, на освоение производства обновленного варианта известного танкового дизельного двигателя Perkins CV12, использовавшегося ранее в различных версиях на британских танках Challenger 1 и 2, машинах на их базе, а также на модернизированном в Чехии танке Т-72М4CZ. Для танка Altay планируется организовать выпуск модернизированных двигателей CV12 мощностью 1500 л.с, с полным получением турецкой стороной прав на этот мотор. Следует отметить, что на самой Perkins выпуск двигателей CV12 был прекращен около 2005 года.

Теперь ВМС с предложением CV12 выиграла и конкурс SSM на двигатель для танка Altay. С учетом того, что SSM с самого начала принимала участие в переговорах с Perkins/Caterpillar, данный тендер был явно формальным. Тем не менее номинально конкурентами BMC в данном тендере со своими предложениями (иностранных партнеров) выступали турецкие компании Tümosan, Figes Fizik, Istanbul Denizcilik и Tusas Motor, причем Tümosan, в этот раз выступала с украинского двигателя 6ТД-3 разработки и производства харьковского ГП "Завод имени В.А. Малышева". Следует отметить, что, по ряду сообщений, первые 250 серийных танков Altay турецкая сторона намерена все-таки оснащать импортными двигателями MTU, а локализованные двигатели CV12 пойдут уже на следующие серии танков.


Оба прототипа (PV1 и PV2) турецкого танка Altay в базовой комплектации (с) Otokar

Сначала 90-х турецкое управление приняло решение оснастить свою армию танками последнего поколения. Был объявлен тендер на закупку нового основного танка. В нём приняли роль танкостроители из Германии, США и Украины, был проведён ряд сравнительных испытаний боевых машин на местности Турции.

Турецкий танк "Алтай" видео

Русские машины роли не воспринимали, так как одним из требований турецкой стороны было предоставление до начала испытаний полного комплекта конструкторской документации на участвующий в тендере танк. Разъяснялось это типо планами закупки лицензии на создание 1-го из забугорных танков. Управление Рф на этот шаг не пошло и от роли в тендере отказалось, как потом оказалось, это было верно. Ни один из участвующих в тендере танков Турция не купила и по лицензии не производила. Но документация осталась у турецких конструкторов.

Танк "Алтай" 1-ый комплектный PV1

Практически 10 лет спустя (!), в две тыщи четыре г., турецкие военные объявили, что они сделали вывод: разработка собственного собственного танка обойдется стране намного дешевле, чем лицензионное создание. В две тыщи 5 г. был объявлен тендер на создание нового, турецкого, танка, а в две тыщи семь г. был объявлен фаворит - турецкая компания Otokar.

В марте такого же года Секретариат оборонной индустрии Турции (SSM) подписал с компанией Otokar договор на четыреста млн долл. США на разработку проекта первого государственного турецкого основного танка «Алтай». Церемония подписания договора проходила в присутствии премьерминистра Эрдогана, президента компании Кос Holding Defence Industry and Other Automotive Group Кудрете Онена, представителей турецких компаний-субподрядчиков по главным фронтам: Aselsan, МКЕК, Roketsan, а также… министра государственной обороны Республики Корея. Эта страна в лице компании Hyundai-Rotem производит техно поддержку проекта.

Танк "Алтай" 2-ой комплектный PV2

По плану управления, компания Otokar должна была вести все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, также отвечать за изготовка, тесты опытнейшего эталона, за предстоящее серийное создание и сопровождение. Эта компания уже более 40 5 лет занимается выпуском автомобилей, в том числе и для армии. В протяжении последних 20 5 лет Otokar также достаточно удачно работает в области лёгкой бронетехники, довольно вспомнить бронеавтомобиль Cobra. Машина как две капли воды похожа на французскую Рено VBL, но делается в Турции.

Воплощение технической поддержки турецкого проекта корейской компанией Hyundai-Rotem растолковали тем, что базисной основой при разработке «Алтая» стал южнокорейский танк последнего поколения Black Panther. Соглашение о совместной разработке с южнокорейской компанией Хэндэ Rotem заключала компания Otokar, как позднее сообщалось типо по итогам тендера, в каком также участвовала германская KMW - разработчик и производитель танков Leopard. Договором предусмотрена полная передача технологии на К-2 Black Panther.

Навязывается вопрос, почему турецкое управление начало работу по созданию собственного танка спустя более 10 лет после решения о перевооружении? Может быть корейские конструкторы делали свою «Чёрную пантеру» с внедрением всей технической документации, приобретенной Турцией в процессе тендера, после которого не был приобретён ни один из участвовавших в нём танков? Можно сказать, что турки дали документацию в Корею, для апробации, с учётом следующей помощи в «национальном» проекте. Что было по сути, мы, вероятнее всего, никогда не узнаем, но запрос полного комплекта технической документации на тендер проводился непопросту.

Вроде бы там ни было, управление компании Otokar особо подчеркивает, что основной танк «Алтай» является только турецким проектом. Для него было создано огромное количество новых систем, узлов и агрегатов, также новенькая конструкция «танка третьего поколения». Проект дозволит ослабить зависимость страны от наружных поставок военной техники, также обеспечит развитие новых технологий.

Заглавие «Алтай» (Altay) танк получил в честь генерала Фахреттина Алтая, командовавшего V кавалерийским корпусом, части которого во время турецкой войны за независимость в 1919-1923 гг. освободили город Измир от греческих войск (3-ий по численности населения город Турции и 2-ой по величине порт страны).

На первом шаге проекта было запланировано в течение 7 лет выстроить и испытать четыре опытнейших эталона. После окончания испытаний и доводки машины ожидается получение заказа на серийное создание первой партии в количестве двести 50 ед. В предстоящем их число планируется довести до тыщи, заменив ими устаревшие южноамериканские и германские машины.

В сентябре две тыщи 10 г. был завершен шаг концептуального проектирования «Алтая», хотя 3D модель машины была представлена общественности уже в августе. На Интернациональной выставке IDEF-2011 в г. Стамбуле в мае две тыщи одиннадцать г. компанией Otokar был представлен полноразмерный макет. После окончания работ по проектированию концепции новейшей машины, турецкие конструкторы приступили к шагу детализированного проектирования, который, как планировалось сначало, займет более 30 мес. Но к чести турецких инженеров, они совладали со собственной задачей намного ранее.

5 ноября две тыщи двенадцать г. на военной базе «Адапазары» (провинция Сакарья) турецкая компания Otokar провела церемонию презентации первых 2-ух опытнейших образцов основного танка «Алтай». На церемонии присутствовали премьерминистр страны Эрдоган и министр обороны Йылмаз. Один из, представленных опытнейших образцов, получивший обозначение MTR, предназначен для проведения ходовых испытаний, 2-ой, с обозначением FTR - для тесты характеристик огневой мощи машины.

Так как танк «Алтай» создаётся на базе корейского К-2 Black Panther, он унаследовал все технические новинки собственного корейского «папаши» кроме автомата заряжания. Решения, применяемые в южно-корейском К-2, в турецком танке «Алтай» составляют около шестьдесят процентов. По всей видимости, турецкая машина унаследует от корейского танка и высшую цена. По подготовительным оценкам на две тыщи двенадцать г. стоимость «Алтая» в серии составила более 5,5 млн USD.

Сборка танка "Алтай"

Сборка танка «Алтай» традиционная, с расположением моторнотрансмиссионного отделения (МТО) в кормовой части машины, отделения управления в носовой части и боевого отделения - в центре. Экипаж - четыре человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.

Место механика-водителя размещено в отделении управления по центру на продольной оси машины, что существенно упрощает управление. Для посадки и посадки употребляется лючок, закрывающийся бронированной крышкой, которая при открывании двигается на право. В крышке лючка механика-водителя установлены три призменных устройства наблюдения.

Место заряжающего размещено в боевом отделении в башне, слева от пушки. Над ним имеется лючок для посадки и посадки, также для загрузки боеприпасов. Бронированная крышка лючка раскрывается вспять.

Рабочее место командира размещено в боевом отделении, справа от пушки. Рабочее место наводчика также находится справа от пушки, только незначительно впереди и ниже командира танка, как это есть на Т-55, Leopard один и 2. Командир и наводчик производят посадку и посадку через один лючок по очереди. Бронированная крышка лючка раскрывается вспять.

Как сообщается, разработчиками на «Алтай» устанавливается более мощная, по сопоставлению корейским танком К-2 Black Panther защита корпуса и башни. Башня разрабатывалась турецкими инженерами и отличается от башни корейского танка, так как в состав комплекса вооружения не заходит автомат заряжания и в ней располагаются три члена экипажа, а не два, как в «Чёрной пантере».

Корпус «Алтая» длиннее, и в ходовой части употребляется по семь опорных катков на борт, другими словами на один больше, чем на К-2. Борта корпуса меньше чем наполовину прикрыты противокумулятивным экраном, оставляя неприкрытым, в том числе и опорными катками, достаточно значительную проекцию борта. На корме корпуса размещена широкая бронированная решётка для выхода воздуха остывания мотора. Это, позволяет понизить термический фон танка.

На представленных 2-ух опытнейших образчиках подвеска ходовой части - гидропневматическая. Вобщем, как сообщается, окончательное решение, касающееся системы подвески и ряда других систем, до сего времени ещё не принято. Всё будет зависеть от того, как эти системы поведут себя во время испытаний. Башня танка сварная с развитым заманом в кормовой части, в каком хранится часть боекомплекта к пушке, также располагаются элементы системы кондиционирования воздуха и вспомогательная силовая установка. Снаружи на башне оборудованы ящики для хранения ЗИП и личных вещей экипажа, как это изготовлено на французских танках «Леклерк».

Вооружение танка "Алтай"

Высочайшие характеристики обеспечиваются внедрением в качестве основного орудия 120-мм гладкоствольной германской пушки Rheinmetall Rh 120L/55 с длиной ствола 50 5 калибров. Пушка вооружена системой контроля извива ствола, термозащитным кожухом и эжекционной системой удаления газов. Боекомплект укладывается в кормовом замане башни, оборудованном вышибными панелями на крыше. Состав боекомплекта, по всей видимости, будет стандартным - оперённые бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном, кумулятивноосколочные и, может быть, осколочные шрапнельные. Всего в танке будет транспортироваться 50 семь выстрелов, что показывает на то, что большая часть боекомплекта с огнеопасными сгорающими гильзами унитарных 120-мм выстрелов будут располагаться вкупе с экипажем в корпусе машины.

Разработкой танковой пушки местного производства МКЕК 100 20 и боеприпасов к ней занимается муниципальная компания Makine ve Kimya Endustrisi Kurumu (MKE), являющаяся главным разработчиком и производителем орудия и боеприпасов в Турции. В качестве дополнительного орудия установлен 7,62-мм спаренный с пушкой пулемёт (установлен слева от пушки на рабочем месте заряжающего) и 12,7-мм пулемёт, который будет размещаться на дистанционно-управляемом модуле на крыше башни сзади люков командира и заряжающего на продольной оси башни. Управление им осуществляется дистанционно с места командира танка.

В танке «Алтай» употребляется современная модульная автоматическая система управления огнём (СУО) Volkan-lll либо National Cannon, сначало разработанная для военно-морских платформ TAKS.

Наводчик и командир танка располагают комбинированными (дневно-ночными) прицельно-наблюдательными комплексами (ПНК) со стабилизированной в 2-ух плоскостях линией визирования. Оба комплекса в своём составе имеют оптические, тепловизионные и лазерные дальномерные каналы. Командирский ПНК панорамический, он имеет возможность, независящего от положения башни, наблюдения на триста шестьдесят градусов. Благодаря этому, реализована концепция «hunter - killer» (охотник - убийца). Все системы и подсистемы СУО в текущее время разрабатываются компанией Aselsan, которая имеет партнёрские дела с турецкой компанией STM, занимающейся разработкой программного обеспечения для автоматических систем боевого управления.

Главные элементы комплекса вооружения основного танка «Алтай» разрабатываются и выполняются корейской компанией Хэндэ Rotem, также турецкими Организацией машиностроительной и хим индустрии (МКЕ) и Roketsan.

Тактико-технические свойства танка "Алтай"

Боевая масса, т........................60,0
Экипаж, чел........................4

Годы разработки две тыщи семь - 2012
Годы эксплуатации........................с две тыщи пятнадцать (план)

Габаритные размеры
Длина корпуса, мм........................7735
Длина с пушкой вперёд, мм........................10 307
Ширина корпуса, мм........................3972
Высота, мм........................2640

Бронирование
Тип брони........................комбинированная противоснарядная

Вооружение
Калибр и марка пушки........................120-мм MKEK120 гладкоствольная
Длина ствола, калибров........................55
Боекомплект пушки........................57
Пулемёты........................1 х 7,62-мм, один х 12,7-мм

Подвижность
Мощность мотора, л. с.........................1500
Скорость по шоссе, км/ч........................70
Припас хода по шоссе, км........................500
Преодолеваемая стена, м........................1,0
Преодолеваемый ров, м........................2,8
Преодолеваемый брод, м........................1,2 (4,1 с ОПВТ)

Фото танка "Алтай"

Весь XX век Турция закупала танки за рубежом: в СССР (Т-26 в 1935 году), во Франции (Renault FT-17 и R35) в Великобритании (Vickers Garden Loyd и Garden Loyd M1931, Vickers 6ton Mk E и 13 Vickers Mk VIb), в фашистской Германии (PzKpfw III и IVG), в ФРГ (Leopard I и II), в Израиле (М60Т Sabra) и в США (M60). Со временем турецкое машиностроение сумело даже освоить азы модернизации танков – так были доведены до удовлетворительного состояния Леопарды и М60. К началу XXI века в турецком истеблишменте пришли к выводу о необходимости создания собственного танка, тем более что плюсов от такого шага немало. Во-первых, собственный танк оказывается дешевле, чем организация лицензионного производства предлагаемых Leopard, Leclerc, Т-84-120 «Ятаган» и другой подобной техники. Во-вторых, самостоятельная политика Турции могла закономерно вызвать неудовольствие части стран НАТО, поставляющих бронетехнику и комплектующие с последующим эмбарго. Что и случилось после подавления неудачной попытки свержения власти в Турции. В-третьих, страна, претендующая на ведущие роли в регионе, должна обладать собственными компетенциями в области разработки оборонной техники. И, наконец, в-четвертых, будущий танк может вполне стать доходным экспортным товаром, ведь Турция давно и успешно торгует .

В соответствии с западной модой будущий ОБТ назвали в честь героя Турции генерала Фахреттина Алтая, который освободил третий по численности город Измир от греческих войск в 1919-1923 годах. В августе 2010 года общественности была представлена 3D модель будущей машины, а на IDEF-2011 в Стамбуле красовался полноразмерный макет танка. Инженеры турецко-корейской команды работали в форсированном режиме, и уже 5 ноября 2012 года на военной базе Адапазары показали два опытных Altay в металле. Образец MTR был для ходовых испытаний, а на образце FTR исследовали огневую мощь танка. Фактически турецкая машина представляет собой глубоко модернизированный (и упрощенный) корейский К2 – до 60% технологий были напрямую позаимствованы у «Чёрной пантеры». В том числе и стоимость, превышающую 5,5 млн. долларов.

Как и корейцы, ничего принципиального нового турецкие инженеры не придумали: компоновка классическая, с моторно-трансмиссионным отделением в корме, управлением в носовой части и боевым отделением по центру. Подвеска предполагается гидропневматическая, которая позволит танку демонстративно на показах переваливаться на гусеницах, как умеет его коллега К2. Механик-водитель сидит ровно по центру и ведет наблюдение через три призменных прибора в сдвигающемся люке. От автомата заряжания, реализованного в К2, решено было отказаться, поэтому в башне Altay пришлось искать место для заряжающего, которого разместили слева от пушки. Справа от орудия впереди командира посадили наводчика – два этих члена экипажа делят один люк, открывающийся назад. Башня танка, пожалуй, одна из немногих полностью самостоятельных разработок турецких инженеров, отличающаяся от корейского прообраза более серьезным бронированием. Конструкция её сварная, с развитым заманом в кормовой части, в котором расположили часть боекомплекта (с вышибными панелями), кондиционер и вспомогательную силовую установку.

Первые опытные образцы Altay на военной базе Адапазары. 5 ноября 2012 года. Источник: andrei-bt.livejournal.com

Пушку взяли у собратьев по НАТО немцев – это Rheinmetall Rh 120L/55 со всеми «примочками»: контроль изгиба ствола, термозащитный кожух и эжекционная система. Планируют снарядить Altay 57 унитарными выстрелами – кумулятивно-осколочными, подкалиберными оперенными и осколочно-шрапнельными. Зависимость от немецкой промышленности не совсем устраивает турецкое военное командование, и уже несколько лет компания Makin eve Kimya Endustrisi Kurumu работает над пушкой MKEK 120. Пулеметное вооружение традиционное – 7,62-мм спарен с пушкой, а 12,7-мм на башенном дистанционно-управляемом модуле. Систему управления огнем Volkan III или National Canon разработки фирмы Aselsan взяли у военно-морского флота (платформа TASK), она включает в себя прицельно-наблюдательный комплекс для командира и наводчика с двумя стабилизированными каналами – дневным и ночным. И, конечно, джентльменский набор современного танка - лазерный дальномер и тепловизор. У командира, как и положено, самый впечатляющий обзор в 360 0 с возможностью наблюдения вне зависимости от положения башни. Танк умеет регистрировать лазерное облучение, защищаться от ОМП, ставить дымовые помехи (семь дымовых гранатометов в корме башни) и самостоятельно тушить возгорания. На бронирование турки денег не пожалели – применяется композитная броня, возможно, будет динамическая защита, а также бортовые экраны с недешевыми керамическими пластинами. Курирует заработку бронезащиты турецкая фирма Roketsan. На данный момент остается открытым вопрос об оснащении Altay комплексов активной защиты.

Сложности у турецкой оборонной промышленности начинаются при упоминании о силовой установке танка – собственной разработки у инженеров нет. Предполагалось установить немецкий турбодизель MTU Friedrichshafen мощностью 1500 л.с., но ФРГ уже в 2016 году обозначила, что, после подавления революции в Турции, с поставками могут быть проблемы. И трансмиссия у танка также импортная – немецкая Renk. Австрийский вариант силовой установки от AVL List GmbH и её лицензионное производство на территории Турции также приказали долго жить после санкций Евросоюза. Курировала совместную австрийско-турецкую разработку компания Tumosan, которая с 1975 года специализируется на производстве тракторных 3- и 4-цилиндровых дизелей мощностью не более 115 л. с. Были попытки переговоров с японцами, но Mitsubishi Heavy Industries отказалась принимать участие в проектировании турецкого танкового двигателя. В итоге контракт на разработку силовой установки и трансмиссии в феврале 2018 году отдали турецко-катарской ВМС. Компания близка ко двору Эрдогана, так как находится под контролем Эдхема Санджака, близкого друга правителя Турции. Мотор планируют создать мощностью 1800 л. с. с минимальным привлечением импортных комплектующих. Это должно придать 60-тонной машине приемлемую динамику в пределах максимальных 70 км/ч. Именно вопрос силовой установки и трансмиссии является главным, из-за чего с таким опозданием к середине 2018 года Altay встаёт на стапеля предприятий BMC. Очевидно, оснащать машины будут силовыми установками, поставленными в Турцию до введения санкций Евросоюза. Примечательно, что правительство Турции отказало компании-разработчику Otokar в контракте на производство Altay. Это, пожалуй, впервые в танкостроения, когда одна компания ведет разработку машины, а совсем другая занимается производством. Видимо, Otokar совсем в плохих отношениях с турецким руководством. ВМС планируют собрать в первой очереди 250 машин, а общее количество танков в армии Турции к середине 2020-х должно составить не более 1000.

Altay AHT (Asimetrik Harp Tanki - танк асимметричной войны) на IDEF-2017.

Новости из Исламских стран

02.08.2014

В Турции в настоящее время эксплуатируются немецкие танки Леопард (1А и 2А), а также американские танки M60 и M48. Еще в 1996 году турецкое руководство решило принять на вооружение танки нового поколения. До этого же у турков были: и французские легкие танки "Рено FT" (с 1928 года); танкетки Vickers Carden Loyd и британские танки Vickers; с 1935 года танки СССР Т-26; с 1943 года - танки вермахта Pz. III и Pz. IV. Сейчас же Турция делает решительные шаги - это и модернизация немецких танков "Леопард-1" и американских М60, и утилизация устаревших моделей. Турками были испытаны машины, среди которых украинский танк "Ятаган", который показал себя неплохо, но руководство Турции предпочло немецкий танк "Леопард-2".

Модернизация танка Leopard

Турецкая компания Aselsan разработала собственную версию модернизации основного боевого танка Leopard 2A4. На модернизированном танке, который получил обозначение Leopard 2NG (Next Generation), компания будет отрабатывать и ряд технологий, которые впоследствии будут использованы на турецком основном боевом танке Altay.

анк Leopard 2A4 получил новые электронные, механические и гидравлические системы. В числе нововведений - дублированная система управления огнем, система инерциальной навигации, дублированная система перископов, внешний дистанционно управляемый боевой модуль, система стабилизации, а также дополнительное противоминное и баллистическое бронирование.

Прототип турецкого танка

Турецкая компания Otokar на выставке вооружений IDEF-2011 в Стамбуле показала прототип национального основного боевого танка Altay. Танк Алтай, создаваемый совместно с южнокорейской компанией Hyundai Rotem, будет выпускаться исключительно из турецких комплектующих. Танк будет полностью готов к поставке в войска в 2016 году (хотя порой в некоторых источниках фигурирует и 2015 год). Соглашение на создание танка Алтай было подписано между Секретариатом оборонной промышленности (SSM) Турции и турецкой компанией Otokar в марте 2007 года. В 2008 году Otokar заключила с южнокорейской компанией Hyundai Rotem соглашение о совместной разработке нового танка. В рамках контракта Hyundai Rotem передала турецкой стороне все технологии, использованные в корейском танке K-2 Black Panther.

По данным министерства обороны Турции, танк Алтай на 60 процентов заимствовал технологии, использованные в танке K-2. Остальные решения в настоящее время отрабатываются турецкой компанией Aselsan в собственной модернизации немецкого танка Leopard 2A4, также показанной на выставке вооружений. Aselsan будет производить большинство систем для Altay, включая систему распознавания "свой-чужой".

Масса Altay 60 тонн. Танк вооружен 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, дистанционно управляемым модулем вооружения со стабилизацией и пулеметом калибра 12,7 миллиметра. Танк Алтай сможет развивает скорость до 70 километров в час. По предварительной оценке, стоимость нового турецкого танка составит около 5,5 миллиона долларов.

Турецкий танк Altay опережает российский Т-90С и украинский Оплот-М.

В конце ноября 2012 года Otokar - компания Турции, которая занимается разработкой нового ОБТ Altay, раскрыла некоторые характеристики этого перспективного танка. Турецкий танк назван в честь генерала армии Фахреттина Алтая, который командовал 5-м кавалерийским корпусом во время войны за независимость Турции 1919-1923 годов. Компания Otokar должна передать SSM (Секретариат военной промышленности) четыре прототипа танка "Алтай", в то время как серийное производство, по всей видимости, начнется в 2015 году. По словам премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Otokar опережает график создания Altay на два года; испытания танка начнутся уже в 2013 году.

Смотрите на видео: турецкий "Алтай"

Помимо Otokar в проекте принимают участие компании Aselsan, Roketsan и MKEK, создающие соответственно электронные бортовые системы, броню и основное орудие. Вначале планировалось , что испытания танка начнутся в 2015 году, а серийные поставки - в 2016-м. Турция заинтересована в привлечении партнеров по серийному производству танка. Министерством обороны уже были проведены предварительные консультации с Азербайджаном и Украиной о создании совместных предприятий по производству "Алтая".

Танк "Алтай"
Нажмите на изображение для увеличения

Часть из оглашенных компанией Otokar характеристик танка Altay была известна и ранее . По сведениям Otokar, танк Altay массой 60 тонн получит двигатель мощностью полторы тысячи лошадиных сил и гидропневматическую подвеску. Экипаж основного боевого танка будет состоять из четырех человек. "Алтай" будет оснащен орудием калибра 120 миллиметров с длиной ствола равной 55 калибрам. На танке устанавят дистанционно управляемый модуль со стабилизацией и пулеметами калибра 12,7 и 7,62 миллиметра.

На видео - турецкие танки Altay:

Танк "Алтай" будет комплектоваться вспомогательной силовой установкой, ответственной за выработку энергии для бортовых систем, включая систему управления огнем и поиска и распознавания целей, информационную систему управления и связи, систему жизнеобеспечения и кругового обзора (экипажу будет доступна обзорность на 360 градусов в горизонтальной плоскости).

На фото - танк "Алтай" (испытания прототипа)
Нажмите на фотграфию, чтобы увеличить

Altay будет оснащаться модульной композиционной противоснарядной броней, а также химической, биологической, радиологической и атомной защитой. Кроме того, он получит систему предупреждения о лазерном облучении.

Сообщается о следующих характеристиках ОБТ "Алтай":

  • Four men crew
  • New generation 1500 HP powerpack
  • 120 mm, 55-calibre main armament
  • Remote control weapon system (12.7 and 7.62 mm)
  • Coaxial machine gun
  • Modular composite armour
  • New generation fire control system
  • Electrical gun turret drive system
  • C3I system
  • Battlefield target identification system
  • Laser warning system
  • Life support system
  • CBRN protection
  • Auxiliary power unit
  • Fire-extinguishing and explosion suppression system
  • 360 degrees situational awareness system

Видео: "Алтай" 15.11.2012


Спойлер: История проекта АЛТАЙ по сообщению Defense Aerospace

BACKGROUND: History of the Altay Project

  • 2005: The Undersecretariat of Defence Industries assigned a consortium consisting of three companies to realize the feasibility study in order to determine the production model of the Battle Tank Project. As of April 27th 2005 the feasibility study was finalized, and the model of the project was determined as "the main battle tank to be designed and developed within the country and with technical support from abroad in required areas".
  • On February 8th 2005, the Request for Proposal prepared according to the model determined due to the feasibility was delivered to the companies, including Otokar that participated in the feasibility study.
  • 2007: Due to the decision taken at the meeting of the Defence Industry Executive Committee realized on March 30th 2007, for the Modern Tank Manufacturing with National Facilities Project initiated in order to meet the Modern Main Battle Tank requirement of the Land Forces Command, it was decided to start contract negotiations with Otokar as the prime contractor candidate.
  • July 29th 2008: Following the finalization of the contract negotiations about the design of Turkey"s first National Tank, development of prototypes, testing and qualification of prototypes, the contract was signed with the participation of Prime Minister Recep Tayyip Erdoğan. It was aimed to use domestic sub-systems to maximum extend for the project except the areas determined due to the model.
    In addition to Otokar being assigned as the prime contractor for the Project, Aselsan was assigned to design and manufacture the prototypes of electronic sub-systems like Tank Fire Control System and Tank C3I System; MKE was assigned to manufacture the 120 mm 55 calibre Main Armament by technology transfer from Hyundai Rotem of South Korea; and Roketsan was assigned to develop the Modular Armour Package by technology transfer also through Hyundai Rotem.
  • January 2009: After signing contracts with the main sub-system suppliers, Project kick-off was made for the "design, development, manufacturing, testing and qualification of ALTAY prototypes". The Project duration for the "Design and Prototype Production" of ALTAY was determined as 78.5 months. This part of the Project was arranged in three stages consisting of Conceptual Design, Detailed Design, and Prototype Production and Qualification.
  • May 2011: Otokar finalized the Conceptual Design Stage, as the first stage of the Project by using its engineering and design capabilities in line with the requirements, and exhibited a full-scale model of ALTAY that reflected the results of this stage at the IDEF Defence Industry Fair with the participation of President Abdullah GUL.
  • March 29th 2012: While detailed design activities proceeded, Otokar continued investing in the required production facilities for the testing of prototypes and in the Tank Test Center. Otokar Tank Test Center was taken into service on March 29th with the participation of İsmet YILMAZ, Minister of Defence. Consisting of an EMC Test Chamber, Tank Test Range and Climatic Chamber with Dynamometer, Otokar Tank Test Center is among the world"s most modern and advanced test centers.
  • October 2012: The first prototype to test the mobility was manufactured in Otokar facilities in Sakarya, and testing started.
  • November 15th 2012: ALTAY"s first two prototypes exhibited their mobility for the first time to public with the participation of Prime Minister Recep Tayyip ERDOGAN. Following the two prototypes that are tested for development/verification, the ultimate configuration prototypes will be manufactured and after finalizing their qualification by tests they will be delivered to the Undersecretariat of Defence Industries.
  • Mass production:
    Following the design and prototype production phase of ALTAY conducted by Otokar as the prime contractor, mass production activities will be initiated in scope of a new contract.