Точка у ракетный комплекс применение. Ракетный комплекс «Точка У» — первое советское высокоточное оружие

Воткинский машиностроительный завод
СПУ: ПО «Баррикады»

Годы производства 1973-? Годы эксплуатации 1975 - н. в. Основные эксплуатанты армия СССР
армия РФ Другие эксплуатанты Модификации Точка-Р
Точка-У ↓Все технические характеристики Изображения на Викискладе

История

Разработка была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года .

Государственные испытания дивизионного ракетного комплекса 9К79 «Точка» проведены с 1970 по 1975 годы. Официально принят на вооружение Советской Армии в 1975 году , хотя серийное производство ракет началось в 1973 году .

«Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения принята на вооружение в 1983 году.

РК 9К79-1 «Точка-У» (обозначение НАТО - Scarab B ) с увеличенной до 120 км дальностью стрельбы проходила государственные испытания с 1986 по 1988 год В войска стал поступать в 1989 году .

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным - на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения, г. Петропавловск , Казахстан) , производство специальных шасси для пусковых установок БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады» . В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза .

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 12 до 18 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету, состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются 6-ю откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет диапазон решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали имеющую 3 шпангоута - передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковых бугели . На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные ребра жесткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания и исполнительные органы системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода . На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла . Материалы использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит -кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох . Срабатывая, пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовленный из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония , связующее - каучук , горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой . Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

  • Пусковые установки РСЗО - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Вертолеты на посадочных площадках - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов - 1 9М79К , или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолеты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га - 3 9М79К , или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га - 4 9М79К , или 8 9М79Ф

Боевое применение

Чеченские войны

Комплекс «Точка-У» использовался 58-й общевойсковой армией для уничтожения военных объектов в Чечне в первую и вторую чеченские кампании . Цели предварительно выявлялись средствами космической разведки. В частности, комплекс применялся для нанесения ударов по крупному складу вооружения и укреплённому лагерю террористов в районе Бамута , в битве за село Комсомольское в марте 2000 года:

Ещё одна попытка уйти из села - на стыке позиций 503-го полка и подразделения МВД - была сорвана благодаря применению оперативно-тактической ракеты «Точка-У». Зона сплошного поражения заняла площадь порядка 300 на 150 метров. Ракетчики сработали филигранно - удар пришёлся точно по бандитам, не затронув своих.

Г. Н. Трошев, «Чеченский излом: Дневники и воспоминания»

20 апреля 2000 года с полигона «Гончаровский», расположенного в 130 км к северу от Киева, была запущена ракета, которая после пуска отклонилась от курса и в 15:07 попала в жилой дом в г. Бровары , пробив здание с девятого по второй этаж. Погибли 3 и были ранены 5 человек (по другим данным раненых было тоже трое). К счастью, ракета была оснащена инертной головной частью, иначе жертв было бы значительно больше. Причиной трагического инцидента Министерством обороны Украины назван отказ системы управления ракеты .

Комплексы применялись Российской Армией во время боевых действий в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года. .

Операторы

  • - 10 ракетных бригад по 18 ПУ в бригаде, всего - 200 единиц (ПУ) по состоянию на 2010 год. . РК были модернизированы с 2004 года (замена БАСУ), на 2011 год насчитывалось 40 небоеспособных РК, в 2012 число небоеспособных РК может увеличиться до 80, от дальнейшей модернизации РК Точка, МО отказалось.
  • Украина - 90 единиц по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 18 единиц по состоянию на 2010 год (на 1997 год, то же количество )
  • Йемен - 10 единиц по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 12 единиц по состоянию на 2010 год
  • Армения - от 6 единиц по состоянию на 2011 год
  • Азербайджан - 4 единицы по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - до 36 единиц по состоянию на 2010 год

Снято с вооружения

Примечания

Источники

  1. Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. - Волгоград: Станица-2, 2000. - С. 53-56. - 1000 экз. - ISBN 5-93567-014-3
  2. http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
  3. В. Шестериков Розы и ракеты // Нива . - Астана: Нива, 2007. - В. 4. - С. 155-161. Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI 9К79 Точка - SS-21 SCARAB . Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 14 июня 2010.
  5. Высокоточный тактический ракетный комплекс «Точка-У» КБМ
  6. 011 Ударная сила - Комплекс Непобедимого (Искандер) - на Яндекс. Видео
  7. Двигательная установка ракеты 9М79 | Ракетная техника
  8. "Точка-У" (9К79, SS-21 "Scarab"), тактический ракетный комплекс - ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
  9. Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | 9К79 Точка - SS-21 SCARAB
  10. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка», Точка-У 9К79 SS-21 «Scarab». Сайт kapyar.ru
  11. Трошев Г. Н. Чеченский излом: Дневники и воспоминания. - 2-е изд. - М .: Время, 2009. - С. 357. - (Диалог). - ISBN 978-5-9691-0471-6

История

Разработка была начата по постановлению Совета Министров № 148-56 от 4 марта 1968 года .

Государственные испытания дивизионного ракетного комплекса 9К79 «Точка» проведены с 1970 по 1975 годы. Официально принят на вооружение Советской Армии в 1975 году , хотя серийное производство ракет началось в 1973 году .

«Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения принята на вооружение в 1983 году .

РК 9К79-1 «Точка-У» (обозначение НАТО - Scarab B ) с увеличенной до 120 км дальностью стрельбы проходила государственные испытания с 1986 по 1988 год . В войска стал поступать в 1989 году .

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным - на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения , г. Петропавловск , Казахстан) , производство специальных шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады» . В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза .

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 8 до 27 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную (не является баллистической так как управляется на всём протяжении полёта), состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются шестью откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет круг решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также из двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали, имеющую 3 шпангоута: передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковые бугели . На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания вместе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода . На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла ; до момента старта сопло ДУ закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит -кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда, установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох . При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовлен из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония , связующее - каучук , горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой . Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

  • Пусковые установки РСЗО - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Вертолёты на посадочных площадках - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов - 1 9М79К , или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолёты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га - 3 9М79К , или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га - 4 9М79К , или 8 9М79Ф

Операторы

  • Азербайджан Азербайджан - 4 единицы 9М79 по состоянию на 2018 год
  • Армения Армения - 4 единицы по состоянию на 2018 год
  • Белоруссия Белоруссия - 36 единиц по состоянию на 2018 год
  • Йемен Йемен - некоторое количество, по состоянию на 2018 год
  • Казахстан Казахстан - 12 единиц по состоянию на 2018 год
  • КНДР КНДР - некоторое количество KN-02 Toksa, по состоянию на 2018 год

Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Ракетный комплекс «Точка-У» - видео боевых стрельб

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.
На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab".

Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):

  • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
  • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
  • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
  • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
  • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
  • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)

Пусковые установки:

  • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
  • 9П129М (9П129-1М)
  • 9П129М-1

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).

Специальные транспортные средства:

  • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
  • Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)

Контейнеры:

  • 9Я234 для ракетной части и ракет
  • 9Я236 для боевой части

Аэродромно-складские тележки:

  • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
  • 9Т114 для боевой части

Средства технического обслуживания и регламентных работ:

  • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
  • регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
  • машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  • машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.

Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).

Учебно-тренировочные средства:

  • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
  • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
  • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
  • разрезной макет ракетной части 9М79.
  • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
  • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ.

Тренажеры:

  • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
  • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
  • 2У420 - тренажер оператора.
  • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
  • 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1) комплекса «Точка-У»

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части.

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

1.Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.

Внутри КПО находится:

  • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
  • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
  • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
  • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
  • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В..

Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута – передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части – 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

  • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
  • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
  • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
  • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
  • 4 рулевые машины: 9Б69 – верхние – 2шт, 9Б68 – нижние– 2шт (9Б89 – 4 шт.)

Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности – 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке.

Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

Двигательную установку.

Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

  • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
  • АА-86 - ядерная особой важности,
  • АА-92 - ядерная
  • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия,
  • 9Н123К - кассетная,
  • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

Пусковая установка 9П129М-1 комплекса "Точка-У"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса "Точка-У"

Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»

Дальность стрельбы..............минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) км
Скорость ракеты..................300-500 м/с
Стартовая масса..................2010 кг
Тяга двигателя..................9788 кгс
Время работы..................18-28 с
Подлётное время на максимальную дальность............136 с
Боевые части (БЧ).........массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуре
Время подготовки к пуску........из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)...............18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ с ракетой.......по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/ч
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)............650 км
Технический ресурс боевых машин..................15000 км
Экипаж..................4 чел.

…В последние десятилетия основной акцент в ведении боевых действий резко сместился в сторону нанесения точных и мощных ударов в глубине обороны и глубоком тылу противника. Эти удары способна наносить авиация и ракетные комплексы (РК). Ко вторым относятся тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы. От последних, в отличие от авиации, нет спасения в любое время суток, при любой погоде.

При создании современных РК во главу угла была поставлена задача значительного повышения эффективности обычных боевых частей различного оснащения. Ее предполагалось решить достижением очень высокой точности стрельбы при заметном повышении вероятности преодоления ПРО. Второй целью при разработке новых РК стало создание пусковых установок (ПУ), обеспечивающих более высокую скрытность подготовки пуска ракеты при высокой проходимости и автономности действий. Минимальное время развертывания комплекса и последующего пуска ракеты с заранее неподготовленных позиций также были немаловажными. В значительной степени выполнение указанных задач должно было достигаться высокой степенью автоматизации.

Первым комплексом такого рода, созданным в Советском Союзе и принятым на вооружение в 1976 году, стал тактический ракетный комплекс «Точка».

В районном центре Коломна, недалеко от Москвы, расположены здания Конструкторского бюро машиностроения. Именно здесь под руководством Сергея Непобедимого велась работа над «Точкой».

Создание тактического ракетного комплекса «Точка» началось с постановления Совета Министров СССР от 4 марта 1968 года. Кроме головного исполнителя – коломенского КБМ – к работе было привлечено множество предприятий, среди которых Волгоградское ПО «Баррикады», проектировавшее пусковую установку, и Брянский автомобильный завод, создававший шасси для ПУ и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ). Серийное производство ракет было развернуто на Воткинском машиностроительном заводе.

Комплекс, получивший наименование 9К79 «Точка» (по западной классификации SS-21 «Scarab»), имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и круговое вероятное отклонение (КВО) всего 160 м.

Уже в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний были произведены два первых пуска новых управляемых ракет 9М79. Их серийное производство было начато в 1973 году. Но только через три года «Точка» была официально принята на вооружение.

Основными задачами для РК стали: уничтожение пунктов управления родов войск (в том числе высокоукрепленных), мест базирования боевой авиации, хранилищ топлива и боеприпасов, различных разведывательно-ударных комплексов. Новый дивизионный комплекс (предназначенный для действий в звене «дивизия – армия») был первым в Советском Союзе образцом эффективного высокоточного оружия наземного базирования.

Одноступенчатая твердотопливная ракета 9М79 имела неотделяемую фугасную боевую часть, снаряженную 120 кг взрывчатого вещества. Этого было более чем достаточно для уничтожения большинства возможных целей. При этом ракета могла управляться на всей траектории полета.

Пусковая установка 9П129 получила отличное плавающее шасси повышенной проходимости – трехосный БАЗ-5921, а ТЗМ 9Т218 – БАЗ-5922.

В апреле 1971 года КБМ приступило к разработке модификации «Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения, но без изменения остальной конструкции ракеты. Она предназначалась для поражения различных радиоизлучающих целей. Радиолокационная система самонаведения обеспечивала захват цели на дальности не менее 15 км. При наведении на непрерывно работающую на излучение цель КВО варьировалось в пределах 45 метров.

Новая ракета была готова в 1983 году. Работы по совершенствованию комплекса продолжались, и в 1989 году на вооружение приняли модифицированный РК 9К79-1 «Точка-У». У нового комплекса дальность стрельбы выросла до 120 км при КВО 170 м (реально – менее 50 м). Комплекс «Точка-У» обеспечивает эксплуатацию и боевое применение ракет более ранней разработки, первоначально предназначавшихся для комплекса «Точка».

Ракета 9М721 обновленного комплекса получила целый ряд головных частей для расширения боевых возможностей. Она оснащалась фугасной головной частью 9Н123Ф и кассетной головной частью 9Н123К, содержащей «начинку» из 50 суббоеприпасов осколочного действия. Полную гарантию уничтожения цели давала головная часть АА-60 в ядерном снаряжении.

Входящая в состав комплекса «Точка-У» пусковая установка 9П129М-1 смонтирована, как и ПУ «Точка», на колесном шасси БАЗ-5921. Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 – на БАЗ-5922. Обе они имеют шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Для движения по воде используются водометные движители пропеллерного типа, при этом управление осуществляется с помощью встроенных каналов и заслонок водометов.

У шасси все шесть колес – ведущие, шины имеют регулирование давления воздуха. Клиренс достигает 400 мм. Все это позволяет передвигаться как по дорогам всех категорий, так и по пересеченной местности.

При проведении пуска ракет автономная аппаратура пусковой установки позволяет привязать точку старта и рассчитать полетное задание с последующим прицеливанием и пуском. Поэтому никаких специальных топогеодезических и метеорологических измерений, а также инженерной подготовки стартовых позиций не требуется. Благодаря этому уже через 16–20 минут после прибытия на позицию может быть произведен пуск ракеты. Затем, всего через 1,5 минуты, ПУ способна свернуться и покинуть позицию. Начало подъема ПУ и старт ракеты разделяют всего 15 секунд.

Израсходованный боезапас стартовых батарей пополняется с помощью транспортно-заряжающих машин. В герметичном отсеке ТЗМ хранятся две готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Наличие стрелового крана и гидропривода позволяет в течение 19 минут осуществить заряжание ПУ. Для этого требуется наличие площадки, позволяющей поставить рядом ТЗМ и ПУ. Также ракеты могут перевозиться в металлических контейнерах и на транспортных машинах 2Т238, вмещающих две ракеты или четыре головные части.

В состав высокоточного тактического РК 9К79 входят: самоходная пусковая установка с ракетой, транспортно-заряжающая машина, автоматизированная контрольно-испытательная машина, машина технического обслуживания, комплект арсенального оборудования, учебные средства. Боевая работа проводится расчетом из трех человек.

«Точка-У» впервые продемонстрировала свои уникальные возможности военным специалистам мира, собравшимся на международной оружейной выставке IDEX’93. При демонстрации возможностей комплекса было выполнено пять пусков ракет. При этом максимальное отклонение от цели составило менее 50 м, а минимальное и вовсе было равно нескольким метрам.

Боевое крещение ракетного комплекса «Точка» состоялось в Афганистане. Тогда ракеты запускались с окраины Кабула. Комплекс «Точка-У» также активно использовался федеральными силами России во время боевых действий в Чечне.

Ракетные комплексы «Точка» и «Точка-У» находятся на вооружении российской армии и армий некоторых зарубежных стран. В 1983 году в Сирию из Советского Союза поступили первые тактические ракетные комплексы «Точка» (шесть ПУ и 18 ракет 9М79). В настоящее время на вооружении сухопутных войск Сирии имеется 18 ПУ тактических ракет «Точка». В 1988 году Северный Йемен (Йеменская Арабская Республика) также закупил в СССР ракетный комплекс «Точка». В настоящее время на вооружении сухопутных войск Йемена имеется 10 пусковых установок.

К 1988 году только на территории СССР было развернуто около 140 ПУ РК «Точка». Кроме того, они были размещены и на территории ГДР (в составе Западной группы войск). Комплекс стоял также на вооружении соцстран: Болгарии, Польши и Чехословакии.

Из стран СНГ до последнего времени «Точкой» были вооружены армии Украины, Казахстана, Белоруссии, Армении, Азербайджана. В Сухопутных войсках Украины имелась ракетная дивизия, состоящая из трех бригад, вооруженных РК «Точка» и «Точка-У» (около 90). В составе Вооруженных Сил Республики Беларусь имеется 465-я ракетная бригада, вооруженная РК «Точка» и «Точка-У» (до 36). В Казахстане стоят на вооружении модернизированные комплексы «Точка» – 45 единиц.

Характеристики головных частей комплекса «Точка»

– специальная ядерная ГЧ в составе ракеты 9М79Б (9М79-1Б), ядерный заряд типа АА-60, мощностью от 10 до 100 кт

– специальная ядерная ГЧ в составе ракеты 9М79Б1, ядерный заряд типа АА-86, мощностью до 200 кт (по другим данным – 100)

Специальная ядерная ГЧ в составе ракеты 9М79Б2

– ядерный заряд типа АА-92, мощностью до 200 кт (по другим данным – 100 кт)

9Н123Ф

– осколочно-фугасная ГЧ сосредоточенного действия, в составе ракет 9М79Ф (9М79-1Ф). Масса ГЧ 482 кг, масса взрывчатого вещества ТГ-20 – 162,5 кг, количество осколков – 14,5 тыс. Площадь поражения – 2-3 га. При подлёте к цели ракета совершает доворот чтобы обеспечить угол встречи заряда с целью близкий к 90° для наиболее эффективного использования энергии взрыва БЧ. Воздушный подрыв ГЧ производится на высоте 20 метров над поверхностью для достижения максимальной площади поражения

9Н123К

– кассетная ГЧ в составе ракет 9М79К (9М79-1К), содержащая 50 осколочных боевых элементов 9Н24 (массой по 7,45 кг, масса ВВ типа А-IX-20 – 1,45 кг, 316 осколков). Масса ГЧ 482 кг, количество осколков – 15,8 тыс. Подрыв центрального заряда и вскрытие БЧ инициируется радиодатчиком типа 9Э326 на высоте в 2250 м. Площадь поражения – 3,5-7 га. ГЧ предназначена для поражения живой силы и небронированной техники, расположенной на открытой местности

9Н123Ф-Р (9Н123Ф-Р2, 9Н123Ф-Р3)

– осколочно-фугасная ГЧ с пассивной радиолокационной ГСН 9Н215 в составе противорадиолокационных ракет 9М79Р (9М79ФР, 9М79-1ФР), с РЧ типа 9М79М или 9М79-1, при подготовке к пуску устанавливалась частота излучения цели, площадь поражения до 2 га

9Н123Г

– специальная химическая кассетная ГЧ, содержавшая 65 субэлементов снаряжённых 930 г отравляющего вещества Р-33, каждый (всего 60,5 кг ОВ)

9Н123Г2-1

– специальная химическая кассетная ГЧ, содержавшая 65 субэлементов снаряжённых отравляющим веществом Р-55 «Зоман» (всего 50,5 кг ОВ)


Ракета «Точка-У», по словам вице-президента коллегии военных экспертов Александра Владимирова, — оружие разрушительное, но устаревшее.

— Она использовалась в штате мотострелковых, танковых дивизий в СССР в конце 1980-х годов и предназначалась для уничтожения массового скопления войск. Данная ракета обладает крайне невысокой точностью, — отмечает Владимиров. — Сам факт применения украинскими военными «Точки-У» по повстанцам говорит только об их безысходности. Украинские военные били не глядя: этой ракетой можно промахнуться не только по точке, но даже по стране. Ударили по Донбассу, а могли попасть и по России.

— Это отнюдь не точечная ракета, а тактическое оружие, предназначенное для поражения тылов армейских корпусных группировок. Для работы по глубоким тылам, узлам коммуникаций, штабам. То что ее применили показывает, что это не контртеррористическая операция. Против террористов такое мощное оружие не применяют, — говорит Борис Юлин, военный эксперт.