Анализ аналитической статьи. Как написать грамотный аналитический материал

1 Вопросы и ответы

Вопрос по поводу сложности или лёгкости написания аналитических текстовых материалов вынесен нами в заголовок не случайно: в общем и целом, именно его решению посвящено данное исследование. Однако мы не ставим перед собой цели склонить читателя к тому или иному решению этой дилеммы: мы только раскроем перед ним особенности данного публицистического направления, произведём подробный анализ совокупности его элементов и свойств, дадим практические рекомендации по написанию подобных текстов; а уж делать выводы и решать для себя вопрос о простоте или сложности работы в данном сегменте публицистики мы предоставим читателю самому.

2 Цели и задачи статьи

Главная цель, преследуемая нами в данной работе, - помочь читателю решить для себя вопрос о том, насколько близка ему рассматриваемая область публицистики и стоит ли пробовать реализовать свой творческий потенциал в данном направлении. Вторая цель: тем, кто уже работает в этой области, предоставить структурированный материал по теме, а также практические рекомендации.

Исходя из поставленных целей, мы стремимся решить следующие задачи: предоставить читателю максимум информации об особенностях аналитических текстов, методологии работы над ними, их логической структуре, и на примере наиболее распространённого жанра подобных текстов - аналитической статьи - произвести анализ процесса работы над ними.

3 Целевая аудитория

Мы адресуем нашу статью широкой аудитории, однако, в первую очередь она может представлять интерес для публицистов, журналистов и копирайтеров, вернее, для тех, кто стремится испытать свои силы на поприще этих профессий. Кроме того, мы выражаем надежду, что и профессионалы, имеющие многолетний опыт работы в вышеупомянутых сферах, смогут почерпнуть из нашей работы нечто полезное.

4 Актуальность рассматриваемой темы

Словосочетание «аналитический текст» или «аналитическая статья» для некоторых из нас довольно расплывчатое понятие, ассоциирующееся с чем-то заумным, неудобоваримым, сложным и, как правило, малоинтересным. Однако аналитический жанр - одна из самых распространённых форм подачи различного рода информации. Уметь писать аналитические тексты должен любой специалист, позиционирующий себя как исследователь в той или иной сфере; любой журналист, желающий донести до своей аудитории не просто какие-то факты, а показать тенденции и закономерности, имеющие место в той или иной области; любой копирайтер, ввиду того, что очень часто заказчик текста желает, чтобы информация, поданная в нём, была интересной для широкого круга читателей, многие из которых обладают развитым аналитическим мышлением.

Как видим, умение создавать аналитические тексты очень востребовано в наше время и будет востребовано до тех пор, пока человек способен логически мыслить и аналитически подходить к восприятию окружающего мира.

Мы утверждаем, что без понимания принципиальных особенностей аналитических текстов, технологии работы над ними, глубокого знания принципов анализа и логической обработки информации невозможно написать качественный материал, способный заинтересовать читателя и дать ему новые полезные сведения, которые могли бы представлять для него определённую ценность.

5 Определение понятия «анализ»

Так как предметом нашего рассмотрения являются аналитические тексты, для лучшего понимания их принципиальных особенностей необходимо максимально чётко определить понятие «анализ».

В Большом Энциклопедическом словаре читаем:

«АНАЛИЗ - (от греч. analysis - разложение). 1) Расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). 2) Синоним научного исследования вообще».

Оба определения довольно чёткие, но они мало что дают нам для осмысления рассматриваемой нами области публицистики. Более близкое к нашей теме определение мы можем найти в Толковом словаре русского языка Кузнецова:

«АНАЛИЗ - (от греч. analysis - разложение, расчленение). 1) Метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы (противоп.: синтез). 2) Детальное изучение, рассмотрение, разбор каких-л. фактов, явлений».

Оба приведённых определения очень полезны нам для понимания того, что представляет собой аналитический текст. Прежде всего, это всегда исследование того или иного рода (необязательно научного), при котором используется метод расчленения целого на составные элементы . Как правило, это исследование носит детальный характер (за исключением тех случаев, когда производится беглый анализ) и связано с разбором каких-либо фактов или явлений .

Однако в этих словарных определениях опущен очень важный момент: здесь нет упоминания о том, для чего, собственно, производится это самое расчленение или разделение . Ниже мы постараемся раскрыть перед читателем цели и задачи такого метода как анализ.

5.1 Цели и задачи анализа

Если излагать кратко, главной целью анализа того или иного явления, либо объекта, является не просто разложение целого на отдельные элементы, но составление наиболее полного и точного представления о предмете исследования путём выявления физических, логических, структурных, иерархических и прочих отношений и связей между ними. Иными словами, исследуемый предмет разлагается на элементы для того, чтобы, исходя из свойств, характеристик и взаимоотношений этих элементов, понять структуру, свойства и характеристики состоящего из них целого.

В задачи анализа входит выявление структурных элементов целого, удобных для всестороннего рассмотрения, либо не нуждающихся в таковом по причине своей аксиоматичности или эмпирической очевидности; рассмотрение свойств и характеристик данных элементов; выявление связей и отношений между ними; определение механизма их взаимодействия между собой.

Как мы уже знаем благодаря первому из приведённых выше словарных определений, анализ неразрывно связан с противоположным ему процессом - синтезом. Исследование объекта посредством аналитического метода не может быть завершено без мысленного (а в некоторых случаях и реального) соединения уже изученных элементов во единое целое с учётом выявленных механизмов их взаимодействия.

5.2 Психологическая оценка анализа

Анализ - это процесс, органически характерный для человеческого мышления. Мало того, можно с уверенностью утверждать, что познание окружающей действительности без его участия не представляется возможным. Если бы человек постигал мир без использования аналитических методов, в его сознании в принципе никогда не смогли бы сформироваться абстрактные понятия. К примеру, без участия анализа в понятийном аппарате человека невозможно было бы возникновение такого понятия как свет: ведь свет всегда излучается каким-либо объектом, будь это солнце, луна, небо, свеча, лампочка и т. п. Только благодаря аналитическому процессу в нашем сознании стало возможным выделение абстрактного понятия «свет» без привязки к какому-либо из конкретных объектов, его излучающих. В свете этого простого примера утверждение о том, что любой мыслительный процесс включает в себя элементы анализа, становится очевидным и не требующим доказательств.

Аналитический способ познания мира настолько естественен для нас, что мы начинаем применять его уже с младенчества. Почему дети ломают игрушки, такие красивые, хорошие, такие желанные, иногда выпрошенные у папы или мамы с горючими безутешными слезами? Всё просто! Они не задаются целью их сломать, они просто не знают другого способа разъединить их на элементы, чтобы понять «что там внутри, и как оно работает».

Некоторые из нас, вероятно, помнят отечественный «воспитательный» мультфильм, в котором мальчику, любившему анализировать устройство своих игрушек, приснился кошмар с участием плюшевых мишек. В жутком сновидении они надвигались на него со словами «Заводной, заводной… Разобрать, разобрать…» и с вполне недвусмысленными аналитическими намерениями. Как мораль, подразумевалось, что мальчик осознал своё «неправильное поведение» и перевоспитался… и в нём умер будущий Туполев или Королёв…

6 Аналитические тексты

Теперь, кратко определив основные моменты такого понятия как анализ, мы можем перейти к рассмотрению главного предмета нашего исследования - аналитических текстов.

6.1 Аналитический текст: что это такое?

На основании приведённых выше данных, можно сформулировать следующее утверждение: аналитический текст представляет собой литературно оформленный результат исследования определённых фактов (будь то факты объективной реальности или некие умозрительные утверждения, суждения, философские категории и т. д.), основным методом которого (исследования) является анализ. Такое исследование имеет своей целью донести до читателя не просто некую информацию, а призывает его, проследив цепочку авторских рассуждений по поводу взаимодействия элементов изучаемого объекта или явления, сделать тот или иной вывод, который, как правило, автор формулирует в итоговой части своей работы.

Принципиальное отличие аналитических текстов от информационных заключается в глубоком проникновении в предмет, о котором идёт речь: о нём не просто сообщаются какие-то сведения, которые могут так и не задержаться в сознании читателя, а на основании анализа приводимых фактов, выявляются новые существенные качества объекта исследования, которые до этого не были очевидными. Иными словами, аналитический текст даёт читателю новую информацию не столько путём её сообщения, сколько путём логических умозаключений.

Типичным представителем текстов подобного рода является аналитическая статья. На её примере мы и рассмотрим основные характеристики данного сегмента публицистики.

6.2 Характеристики аналитической статьи

Прежде чем приступить к анализу основных принципов написания аналитических статей, рассмотрим особенности данного публицистического жанра и его характеристики. Итак, качественная аналитическая статья должна отличаться следующими качествами:

    актуальность описываемой темы;

    четкое обозначение решаемого вопроса, грамотная формулировка тезиса;

    основательный подбор фактологического материала, необходимого для подробного анализа и раскрытия темы;

    грамотный, глубокий и логически безупречный анализ материала;

    логически обоснованная последовательность подачи материала;

    чёткая структура изложения, без излишних необоснованных повторов;

    теоретические обобщения на основе произведённого анализа;

    логические выводы, обоснованные данным аналитическим материалом;

    достижение поставленной цели и решение обозначенных задач;

    грамотное исполнение, отсутствие логических и грамматических ошибок;

    правильно подобранный стиль изложения;

    новизна поданного материала, наличие свежей мысли в тезисе или выводах статьи;

    интересная, доступная для целевой аудитории форма изложения.

Обращаем внимание читателя на то, что здесь перечислены качества статьи, а не порядок работы над ней или её структура: эти элементы мы рассмотрим ниже.

Совокупность вышеперечисленных качеств статьи обеспечивает интерес к ней той аудитории, на которую ориентирован материал.

6.3 Этапы работы над аналитической статьёй

Теперь мы приступаем к анализу главного предмета нашего исследования - этапов работы над аналитическим текстом. Для удобства восприятия, каждый этап мы выделили в отдельный подзаголовок.

6.3.1 Этап первый: изучение темы

На начальном этапе подготовки к написанию аналитического текста автор должен погрузиться в тему, которую ему придётся анализировать. Главное в этом процессе - потребление и усвоение информации. Необходимо найти как можно больше источников, тем или иным образом соприкасающихся с областью предстоящего исследования; и желательно, чтобы они соприкасались с ней с разных сторон, рассматривали её в различных аспектах. Такой подход к изучению материала придаст работе многогранность, интерес и глубину.

При написании серьёзного аналитического материала данный этап может продолжаться не один день. Но даже при работе над небольшой статьёй мы посоветовали бы не сразу переходить к следующим этапам, а сделать небольшую паузу, чтобы дать своему уму время «переварить» полученную информацию. Поверьте, это себя оправдает! Ваш мозг через некоторое время сам продолжит работу в заданном направлении, анализируя и обобщая полученный материал. На поверхность сознания, подобно некиим воздушным пузырям, начнут всплывать интересные и нестандартные идеи. Это знак того, что пришло время переходить к следующему этапу.

6.3.2 Этап второй: предварительный анализ, систематизация и структурирование материала

После того как основательно «окунётесь» в тему, вы должны систематизировать полученные данные. Для этого необходимо проанализировать ту или иную информацию на предмет её ценности, а также роли, которую она может сыграть при раскрытии и анализе главной темы статьи. Иными словами, нужно всё разложить по полочкам: определить ценность и качество информации, её потенциал в раскрытии темы; оценить её место в общей структуре массива данных и роль, которую она способная сыграть при дальнейшем аналитическом разборе темы; упорядочить в голове, на бумаге или в электронном виде (кому как удобнее) все собранные данные согласно некоторой структуре, которую автор сам определяет для себя. Если не будет создано структурной тематической информационной базы, в голове получится полная каша, способная любого довести до отчаяния.

6.3.3 Этап третий: определение структуры статьи

Систематизировав и структурировав базовую информацию, мы можем перейти к следующему этапу - определению структуры статьи. На этом ключевом моменте необходимо остановиться подробнее.

Структура статьи зависит от многих факторов: от способа доказательства, избранного автором; от выбранного стиля написания статьи; от анализируемой темы; даже от авторских особенностей построения умозаключений и доказательств. Но всё же есть определённая типическая структура аналитических статей, которую можно принять за основу, за некий «скелет», на котором позже нарастёт структурное «мясо» данной конкретной статьи.

Вот эта базовая усреднённая структура.

6.3.3.1 Вводная часть

Вводная часть включает в себя следующие элементы:

    обоснование актуальности темы статьи;

    формулировка научной (или иной) проблемы;

    рассмотрение исторических аспектов вопроса;

    анализ степени разработанности темы;

    демонстрация проведённой подготовительной работы и компетентности автора в рассматриваемом вопросе.

6.3.3.2 Основная часть

Основная часть включает в себя основной аналитический материал и может состоять из следующих элементов:

    формулирование целей и задач аналитического исследования;

    постановка тезисов, которые будут доказываться в ходе исследования;

    описание методов, которые будут использоваться при анализе материала;

    обсуждение различных точек зрения на рассматриваемый вопрос;

    анализ материала, включающий в себя построение логических суждений, доказательств, умозаключений - это сердцевина всей аналитической статьи;

    выдвижение гипотез, систематизация данных, полученных в результате анализа;

    изложение результатов исследования и их обоснование.

Данные элементы не обязательно следуют друг за другом в приведённом порядке; помимо этого, некоторые из них могут быть опущены или изменены. Также, в основную часть могут быть введены и принципиально иные элементы на усмотрение автора.

6.3.3.3 Заключительная часть

Заключительная часть подытоживает всё исследование и может содержать следующие элементы:

    выводы, рассмотрение тезисов, сформулированных в начале основной части, с приложением к ним результатов исследования;

    оценка значения результатов исследования, их актуальности, способности ответить на обозначенные в статье вопросы и проблемы;

    максимально сжатый повтор основных моментов статьи.

Заключительная часть должна писаться ёмко, иногда хлёстко, она должна сочетать в себе лаконичность и информативность одновременно. Никакой «воды» в заключительной части допускать нельзя категорически.

6.3.4 Этап четвёртый: определение последовательности написания структурных частей статьи

Кому-то из читателей этот этап работы над созданием аналитического текста может показаться маловажным, однако мы не стали бы выделять его в отдельный подзаголовок, если бы не были уверены в его принципиальном значении в деле качественной и логически грамотной подачи материала.

Мы обоснуем своё заявление. Дело в том, что как бы тщательно ни был изучен базовый материал, в процессе работы над статьёй знания автора и степень его проникновения в тему обязательно увеличатся. Никто не станет спорить с этим очевидным утверждением. Поэтому от того, в какой последовательности автор будет писать различные части своей работы, будет в большой степени зависеть как её характер, так и общее качество исполнения.

С нашей точки зрения наиболее продуктивным является следующий порядок написания материала:

    основная часть;

    заключительная часть;

    вводная часть.

Продуктивность такого подхода очевидна. Работая над основной частью, автор максимально разрабатывает тему, глубоко проникает в суть вопроса, делает некоторые неожиданные для себя самого открытия (при серьёзном подходе к материалу такое очень часто случается): иными словами, он максимально усваивает материал.

После этого он может сделать выводы, подвести итоги, определить вектор приложения полученной информации к практическим сторонам жизни - всё это он делает при работе над заключительной частью.

И наконец, зная выводы, к которым он пришёл в результате своего исследования, он может наилучшим образом написать вводную часть, подводя читателя к рассматриваемой проблеме, ставя вопросы, на которые он уже знает ответы, благодаря завершённости своего труда.

Для людей с линейным мышлением проще писать статью в том порядке, в котором она восприниматься читателем:

    вводная часть;

    основная часть;

    заключительная часть.

В такой последовательности написания статьи есть, конечно, свои преимущества, но есть и недостатки.

Главное преимущество состоит в том, что изложение материала и мысль автора развивается поступательно, то есть наиболее органично, так же как она будет восприниматься и читателем.

К недостаткам такого подхода можно отнести то, что после того как основная часть будет написана и проработана, наверняка придётся вносить коррективы в часть вводную: откроются новые интересные грани основного вопроса, возникнут любопытные нюансы, возможно будут добавлены к теме дополнительные базовые материалы, факты, появятся дополнительные вопросы, которые было бы неплохо осветить в материале и т. д.

Кроме этих двух возможны и другие последовательности написания текста, однако их полезность и практичность в большинстве случаев довольно сомнительны.

6.3.5 Этап пятый: написание текста

Вот мы и подошли к самой главной части нашего исследования. Здесь мы рассмотрим непосредственно сам процесс создания текста как такового.

6.3.5.1 Постановка тезиса

У любой аналитической статьи должен быть чётко определён главный тезис, доказательству и обоснованию которого будет посвящена вся статья. Проясним для себя, что такое тезис.

В Словаре иностранных слов под редакцией Комлева Н.Г., выпущенном в 2006 году, читаем такое определение термина «тезис»:

ТЕЗИС - (гр. thesis) 1) краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли лекции, доклада, сочинения; 2) положение, истинность которого должна быть доказана.

То есть тезис - это некая кратко и чётко сформулированная мысль, идея, утверждение, чья истинность будет доказываться на протяжении всего исследования.

В нашей статье тезис сформулирован в параграфе 4 («Актуальность рассматриваемой темы») в предпоследнем абзаце.

Если тезис аналитической статьи будет сформулирован нечётко, расплывчато, у читателя возникнет ощущение, что статья написана «ни о чём», и он потеряет к ней интерес. Согласитесь, трудно следить за доказательством чего-то расплывчатого и неконкретного…

Кроме тезиса в статье может быть использован так называемый антитезис - утверждение, прямо противоположное тезису. Антитезис используется при доказательстве от противного: допускается утверждение, противоположное заявленному, а затем идёт построение умозаключений, приводящих к его очевидной абсурдности.

Кроме основного тезиса статьи, в ней может содержаться некоторое количество и дополнительных тезисов, доказательство которых служит вспомогательным инструментом при доказательстве главного.

6.3.5.2 Анализ фактов, построение логических умозаключений и иных суждений

После постановки тезиса происходит его доказательство путём анализа представленных фактов и построения логических умозаключений. При этом задействуются основные принципы логики, а также и иные способы обработки информации, позволяющие получать на основе изначальных данных некую принципиально новую информацию.

К логическим умозаключениям можно отнести следующие методы:

    Дедуктивное умозаключение - метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Пример: 1) все кошки мяукают; 2) Муська является кошкой; 3) следовательно, Муська мяукает.

    Индуктивное умозаключение - метод мышления, при котором общее положение логическим путём выводится из ряда частных. Пример: 1) наша семья состоит из трёх человек - папы, мамы и меня; 2) мой папа не курит; 3) моя мама не курит; 4) я не курю; 5) следовательно, вся наша семья не курит.

    Трансдуктивное умозаключение - метод мышления, в котором посылки и заключение являются суждениями одинаковой степени общности. Пример: 1) Ниф-Ниф и Наф-Наф живут в одном домике; 2) Наф-Наф и Нуф-Нуф живут в одном домике; 3) следовательно, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф живут в одном домике.

Вышеуказанные методы умозаключений называются достоверными и отличаются, так сказать, стопроцентной «гарантией» верности. Но очень часто при анализе различных фактов используются и такие умозаключения или суждения, для которых характерна высокая вероятность их истинности, но она не гарантируется на сто процентов, поэтому они называются правдоподобными.

    Умозаключение по аналогии - логический вывод, в результате которого достигается знание о признаках одного предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другими предметами. Пример: 1) Коля имеет двойки за год по пяти предметам, в новом году он - второгодник; 2) Саша имеет двойки за год по четырём предметам, в новом году он не второгодник; 3) Вася имеет двойки за год по пяти предметам, следовательно, можно с большой долей вероятности утверждать, что он, так же как и Коля, второгодник.

    Абдукция - познавательная процедура принятия гипотез, при которой из посылки и вывода, выводится вторая посылка. Пример: 1) все коты - животные; 2) Васька - животное; 3) с некоторой долей вероятности мы можем предположить, что Васька - это кот.

Мы не будем перечислять здесь все виды логических умозаключений, потому что это приведёт к слишком большому объёму данной работы. Наша цель здесь - только дать представление о некоторых из них, часто употребляющихся при построении рассуждений.

6.3.5.3 Завершение работы над статьёй

На финальном этапе написания статьи необходимо: оценить, насколько удалось доказать основной тезис; сделать краткий обзор материала статьи с приложением полученных выводов; проверить статью на логичность хода изложения и анализа, на четкость её структуры, отсутствие непроработанных частей, белых пятен; проверить, не опущены ли какие-то важные моменты при рассмотрении основного вопроса; несколько раз сделать вычитку статьи, для того чтобы проверить её цельность; оценить стилистические качества, грамотность написания.

7 Подведение итогов

В данной работе мы ставили перед собой задачу донести до нашего читателя мысль о том, что написание аналитических текстов требует определенной подготовки, знания основных принципов и специфики этого сегмента публицистики. Мы постарались посредством подробного анализа всех этапов работы над подобными текстами дать нашему читателю наиболее полное представление о рассматриваемой области, надеясь, что это поможет ему согласиться с вышеупомянутым утверждением.

Данная работа может быть полезна людям, для которых написание аналитических текстов является необходимой частью их деятельности, но которые ещё не в полной мере представляют себе, что это такое и как добиться того, чтобы на выходе получались тексты достаточно высокого уровня.

Ещё раз перечислим условия, при наличии которых можно создать качественный материал:

    компетенция в рассматриваемой области;

    тщательное и подробное изучение источников;

    умение анализировать и строить умозаключения;

    четкая постановка тезиса;

    грамотное доказательство тезиса;

    глубокий анализ материала;

    создание логически обоснованной структуры статьи;

    грамотное подведение итогов;

    безупречная грамотность текста, отсутствие грамматических, стилистических и смысловых ошибок.

Вот, собственно, и всё. А теперь, читатель, пришло время тебе решить, сложно это или легко - писать аналитические тексты.


Текст

Андрей Кузнецов. Война без запаха (отрывок). 2010 г.

Окончание Второй чеченской не принесло мир на Кавказ

Никакой кавказской войной там не пахнет. (В.В.Путин)

Федеральному центру позарез нужно спокойствие на Северном Кавказе. И потому, что сколько же можно. И потому, что надо готовиться к Олимпиаде, до которой остается четыре года. И потому, что с экономикой не все гладко и растет социальная напряженность. Никто не скрывает, что незамиренные боевики продолжают бегать по горам. Но вроде как это уже не война. Вторая чеченская длилась почти десять лет и была официально завершена в апреле 2009 года.

В конце марта президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что через несколько дней будет объявлено о завершении контртеррористической операции в Чечне, которая длилась с 1999 года. Это означало и прирост его политического капитала, и вывод значительной части федеральных войск из республики, и уменьшение контроля Москвы над денежными потоками. Однако старшие товарищи поправили Кадырова, пояснив, что не все так просто. После раздумий и согласований было принято политическое решение считать Вторую чеченскую оконченной.

Количество боевиков на Северном Кавказе с тех пор не сильно изменилось. Силовые структуры оценивают их число в несколько сотен. В то же время Кадыров придерживается цифры в 70 человек. Но это касается только подвластной ему территории. При этом по итогам 2009 года директор ФСБ и руководитель Национального антитеррористического комитета Александр Бортников отчитался о поимке 782 боевиков. Похоже, самовоспроизводство членов НВФ сохраняется на стабильном уровне.

Главным жупелом остается самопровозглашенный эмир Кавказа Доку Умаров, которого по доброй традиции в этом году уничтожили несколько раз. А количество сообщений о его тяжелых ранениях достигает, по-видимому, десятка. Даже для читателей сводок информационных агентств не составляет труда локализовать его местоположение: это горно-лесная местность, или лесной массив, в районе административной границы Чечни и Ингушетии - район этот примерно равен по площади Москве.

Создается впечатление, что кроме Умарова на Кавказе и не осталось влиятельных полевых командиров. Во всяком случае, чуть ли не каждого уничтоженного боевика силовики именуют главарем вооруженных бандформирований. Казалось бы, при таком прессинге со стороны правоохранительных органов об осмысленной, пусть даже и партизанской войне не может быть и речи. Видимо, это понимают и сами боевики, поскольку главный их козырь теперь - это террор. Прежде всего в отношении представителей силовых структур и чиновников.

Боестолкновения на Северном Кавказе происходят в любое время года, но активнее всего боевики ведут себя летом. В этом году традиция не изменилась, и самым кровавым месяцем оказался август.

Немаловажным фактором является не только военное, но и юридическое и экономическое сопровождение мер по поддержанию стабильности в регионе. Очевидно, что для спокойствия на Кавказе нужны не столько штыки (их количество, как показали прошедшие годы, совершенно не коррелирует с активностью боевиков), сколько деньги, желательно много денег. Однако в посткризисных условиях, когда правительство направляет все усилия на сохранение жизненного уровня и работоспособности электората, было бы неразумно на глазах у всех кидать деньги в Северный Кавказ, который в этом смысле та еще черная дыра - похлеще чем сельское хозяйство и автомобилестроение.

Образец анализа газетной статьи

В статье «Война без запаха» так ясно и просто сформулирована проблема и описана ситуация на Северном Кавказе, что материал стал одним из самых обсуждаемых и цитируемых в СМИ и Интернете.

Автор доказывает очевидную для него, но кажущуюся спорной для политиков мысль – война в Чечне не закончилась, и отмена режима КТО (контр-террористической операции) преждевременна. Главная мысль выражена компактно в первом абзаце. Тип речи – рассуждение. Текст написан в публицистическом стиле. Прежде всего, я определяю это по информативной и социально-оценочной функциям материала. Автор описывает ситуацию в Чеченской республике и негативно оценивает результаты деятельности правительства, выступая с позиций рядовых граждан России, также в тексте можно увидеть попытку анализа ситуации. Цель выступления автора - пропагандистская. Поскольку текст распространялся через информационный сайт Lenta.ru, текст общедоступен. Это является еще одним признаком публицистического стиля.

Принадлежность текста к публицистическому стилю также подчеркивается следующими его особенностями: наличие подзаголовка, эпиграфа, наличие средств, выражающих социальную оценку (ирония, прямая оценка), наличие стандартных элементов (аббревиатур, штампов, терминов) и наличие экспрессивных средств (создание комического эффекта, создание сниженной и книжной лексики, использование лексических средств выразительности и средств ораторского синтаксиса), приведение дат, цифр, точных имен, географических названий, упоминание конкретных событий реальной действительности. Рассмотрим эти средства подробнее.

В эпиграф статьи автор берет высказывание Владимира Путина «Никакой кавказской войной там не пахнет» и строит материал на опровержении этого высказывания. Войной, по мнению, премьер-министра, не пахнет, но на самом деле она есть. Поэтому материал назван «Война без запаха». В заголовке просматривается явная ирония и даже сарказм. Далее журналист начинает размышлять в той же ироничной манере («Однако старшие товарищи поправили Кадырова, пояснив, что не все так просто. После раздумий и согласований было принято политическое решение считать Вторую чеченскую оконченной». «Главным жупелом остается самопровозглашенный эмир Кавказа Доку Умаров, которого по доброй традиции в этом году уничтожили несколько раз». «Самовоспроизводство членов НВФ сохраняется на стабильном уровне»). Несмотря на всю сложность темы, автор до конца выдерживает легкий, ироничный, полуразговорный стиль. Вот пример: «Федеральному центру позарез нужно спокойствие на Северном Кавказе. И потому, что сколько же можно . И потому, что надо готовиться к Олимпиаде, до которой остается четыре года. И потому, что с экономикой не все гладко и растет социальная напряженность. Никто не скрывает, что незамиренные боевики продолжают бегать по горам . Но вроде как это уже не война.». Одна из особенностей статьи – использование разговорной лексики. Благодаря этому автор повышает степень доверия читателя, автор опознается как «свой», один из читателей, только обладающий чуть большей информацией. Кроме того, использование разговорной лексики помогает очень доходчиво, что называется «на пальцах» разъяснить читателям позицию автора. А ее сочетание с элементами, публицистического и научного стилей еще и дает комический эффект. Элементами публицистического стиля на лексическом уровне являются газетные штампы («спокойствие на Северном Кавказе», «боестолкновения на Северном Кавказе», «растет социальная напряженность», «уменьшение контроля Москвы», «сохраняется на стабильном уровне», «в районе административной границы», «представителей силовых структур и чиновников», «немаловажным фактором является», «меры по поддержанию стабильности в регионе», «сохранение жизненного уровня электората»), аббревиатуры (КТО, ФСБ, НВФ). Элементами научного стиля являются термины («горно-лесная местность, или лесной массив», «их количество не коррелирует с активностью», «в посткризисных условиях», «локализовать его местоположение», «автомобилестроение»), употребление большого количества абстрактных существительных, особенно использование существительных, обозначающих процессы, и кратких причастий, вместо глаголов («вывод войск», «контроль над потоками», «раздумия и согласования», «сопровождение мер по поддержанию стабильности», «была завершена», «было принято» и т.д.).

Таким образом, главным средством выразительности на лексическом уровне является смешение стилей, дающее комический эффект. Также широко используются ирония, встречаются метафоры («кровавый месяц», «черная дыра»), трансформация фразеологизма («кидать деньги в Северный Кавказ» - ср. «кидать деньги на ветер»).

На синтаксическом уровне языка используются следующие средства выразительности: анафора («И потому, что сколько же можно. И потому, что надо готовиться к Олимпиаде, до которой остается четыре года. И потому, что с экономикой не все гладко и растет социальная напряженность»), градация («деньги, желательно много денег»), многосоюзие («Это означало и прирост его политического капитала, и вывод значительной части федеральных войск из республики, и уменьшение контроля Москвы над денежными потоками»). Выразительность на синтаксическом уровне придает использование односоставных предложений, вводных слов, обозначающих отношение автора к предмету речи. Автор не использует длинных предложений, старается передать мысль дробно, часто членит предложения на отдельные простые, сложные предложения состоят не более чем из 3 простых, неоднократно использует двойные союзы.


Теги: стилистика, анализ текста, публицистический стиль, функциональные стили языка, СМИ
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 890396 от 18 Ноя 2016

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Жанрообразующие признаки:

    анализ какого-либо объекта мысли, а не личности автора.

    особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом.

    наличие образности, экспрессивности.

    диалогичность.

    логическая выдержанность рассуждения: 1) закон тождества (мысль о предмете рассуждения должна сохранять однозначность), 2) закон противоречия (не могут быть истинными два противоположных высказывания), 3) закон исключения третьего (два потиворечивых высказывания об одном предмете не могут быть вместе истинными или ложными), 4) закон достаточного основания (всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями – истинными или доказанными).

    ясность структуры текста.

Виды эссе:

    публицистическое (описание актуальных вопросов)

    литературно-критическое (рассуждения о литературном произведении)

    искусствоведческое(рассуждения об искусстве, о роли искусства в жизни)

    научно-популярное (описание общенаучных проблем)

    философское (общие вопросы бытия)

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и художественное.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются

В исследовательских трудах по очеркистике в общей сложности насчитывается более пятидесяти жанровых разновидностей очерка, но единой универсальной типологии так и не было выявлено.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

    По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

    По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

    По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

2. Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей.

Повествователь – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.

3. Повествование от первого лица множественного числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.

В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д.

Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы, передаваемая по телевидению, радио или напечатанная в газете, журнале.

1) Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

2) Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

3) Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

4) Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

5) Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.

6) Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

7) Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

Структура:

    стадия подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы),

    собственно разговор

    написание текста или подготовка сюжета.

Проблемная статья – разновидность публицистической статьи.

Проблемная статья в большей мере, чем другие прикладные статьи, опирается на теорию. В ней излагаются и защищаются с использованием теоретических доказательств различные точки зрения на проблему, подходы к ней и методы ее решения, обосновываются концепции. Такая статья создается учеными и специалистами и, хотя она публикуется в периодических изданиях, обеспечивающих воздействие на массового читателя, главными ее потребителями являются также специалисты. В ее структуре находят отражение логические аспекты содержания, и строится она по правилам логики научного исследования.

Особенности:

    дискуссионный характер. Статья строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения.

    логизированность текста.

    рассуждение может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

    широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

Аналитическая статья – это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного метода.

Ее целевая направленность – всесторонний анализ фактов, выводящий на решение научной задачи.

Особенности:

    обстоятельность разработки темы;

    оценки взаимосвязей, взаимозависимости и значимости фактов, аргументированные доказательства и обоснования, теоретические обобщения, логические выводы и практические рекомендации.

    строится на основе широкого применения рассуждений и умозаключений, опирающихся на фактический материал.

    могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.)

Разновидности аналитической статьи: установочные, или программные, научные (теоретические и/или специальные) и обзорные статьи.

Установочные, программные статьи обычно содержат анализ и оценку развития и состояния сферы деятельности, которую представляет журнал. Этот вид статей требует особого внимания к фактическому материалу. В них требуется обеспечить доказательность, обоснованность выдвигаемых положений, что весьма важно, поскольку статьи содержат своего рода программы для определенных направлений научных исследований.

Научные статьи отличают четкая тематическая направленность, глубокий анализ и основательная научная проработка материала; широта теоретических и практических обобщений значительных явлений, событий; аргументированность выводов и предложений, а также оперативность, актуальность, информационная новизна.

Заметка – жанр публицистического стиля, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления.

Цель – описание факта, случая.

Особенности:

    актуальность

    небольшой объем

    краткое упоминание о том, откуда взята информация, не рассказывается о глубине и методах изучения

    точность и лаконичность

Языковое воплощение:

    экспрессивные варианты номинаций, перифразы

    необходимы точность и красочность за счет имен собственных, цифр и терминов, не требующих разъяснения

Жанровые виды:

    событийная заметка – итоговая, комплексная инф-я о событии

    анонс – сообщение о будущих мероприятиях

    аннотация – состоявшееся событие

    мини-рецензия – оценочная заметка об информационном явлении

    блиц-портрет – краткие сведения о человеке

    мини-обозрение – совокупность событий, явлений

    мини-история – история для развлечения читателей

    мини-совет

Репортаж жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным.

Основные признаки жанра:

1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа).

Виды репортажа:

Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности.

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д.

Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы.

Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения.

Привет, друзья и коллеги. На связи Павел Ямб.

Когда студента-филолога спросили, за сколько дней он сможет выучить китайский язык, он задал вопрос: «Когда сдавать?». Так и нашему брату – копирайтеру часто важнее срок сдачи, а не вид работы. На мой взгляд это правильно, профессиональный копирайтер напишет хороший текст практически на любую тему. На то он и профессионал. Но один из видов статей требует более тщательного подхода и особого внимания. Это аналитическая статья. Практика показывает, что не каждый копирайтер знает, как написать аналитическую статью.

Немного теории

Начнем, пожалуй, с теоретических знаний из журналистской практики. Аналитическая статья относится к публицистическому жанру. Ее цель – проанализировать факты на заданную тему, сделать выводы, дать рекомендации. Отсюда особые требования к подбору материала и стилю изложения . Пользоваться непроверенными данными, излагать их бытовым языком недопустимо. Наиболее востребован этот вид публицистики на специализированных интернет-ресурсах, в газетах, журналах. Политика, экономика, социальная сфера – самые популярные темы для аналитических статей.

Зачем нам это знать? Например, на бирже Advego вы найдете большое количество заявок с техническим заданием по аналитике. Цена за такие тексты обычно очень привлекательная. Но прежде чем, соблазняться ими, узнайте все тонкости работы над такой статьей.

Три принципа сбора материала:

  • Достоверность

Подбирая факты для анализа, не стоит ограничиваться обзором пары сайтов на сходную тематику. Нужны достоверные данные, брать которые нужно из первоисточников. К примеру, если вы будете оперировать данными Федеральной службы государственной статистики, которая на своем официальном сайте публикует различные отчеты, то это придаст солидности всей вашей статье и вызовет доверие у читателей.

  • Экспертное мнение

Старайтесь находить экспертов по вашей теме и брать у них интервью. Это привлечет внимание читателей. Особенно если имена, которые вы упоминаете, у всех на слуху. Используя в статье материалы из профессиональной литературы, не полагайтесь на рецензии других авторов, даже если они кажутся вам объективными. Стоит изучить все самостоятельно, а не пользоваться мнением других людей.

  • Собственный опыт

Беритесь только за те темы , в которых вы действительно можете считаться экспертом. Не важно, будет ли это профильное образование или жизненный опыт, главное, что вы владеете терминологией, разбираетесь в деталях. Незнание специфики невозможно скрыть. Если профессионалы обнаружат в вашем тексте искаженную информацию, пострадает не только ваша репутация, как автора. В конце концов, это ваше личное дело. Но пропадет доверие к тому ресурсу, на котором будет размещен текст. А это может привести к серьезным финансовым потерям для заказчика.

Приступим к написанию

Структура аналитической статьи сходна со структурой обычной информационной. Освежить ее в памяти можно, заглянув сюда (ссылка). Тут все, что полагается иметь солидному тексту:

  • Заголовок
  • Изложение фактов
  • Выводы

Ну, а если подробнее, то вы уже понимаете, что заголовки здесь тоже должны привлекать внимание, но при этом соответствовать стилю изложения. Не годятся заголовки из бульварных газет и журналов типа: «Страна в шоке…», «Куда смотрел водитель автобуса…» .

А вот пример хорошего заголовка для нашего случая: «Что ждет российский франчайзинг в ближайшем будущем » . Слишком креативные заголовки скорее отпугнут читателей профессиональной литературы. Поэтому не стоит увлекаться, придумывая заголовок. Помните, что он должен быть информативным.

Обязательная вступительная часть — лид – несет здесь дополнительную функцию. Суть проблемы и краткое перечисление фактов, на которые вы будете опираться при анализе – вот основное содержание лида. Этот блок текста помогает настроить читателя на серьезное восприятие и показывает важность проблемы. Если проводить аналогию с научной работой, то лид раскрывает актуальность темы.

Анализируя факты нужно помнить, что основная цель – не новизна или интерес, а выводы, которые вы делаете при этом. Чем яснее вы выстроите логическую цепочку, связывающую все факты в единое целое, тем проще будет убедить читателей в правильности этих выводов.

Заключительная часть статьи несет основную нагрузку. Все прогнозы, рекомендации, выводы, которые получились с помощью анализа фактов, раскрываются именно здесь.

Стиль

Говорить о стиле здесь долго не будем. Долго об этом я говорю в другой статье . Понятно, что деловая статья должна быть написана четким языком, без лирических описаний. Разговаривая с целевой аудиторией на понятном ей языке легче вызвать доверие к выводам и суждениям. Однако перегибать палку с терминологией тоже не стоит. Все же мы не научный доклад пишем. Помните о том, что и аналитика должна быть интересной.

Мне, например, очень помогал один прием. Прежде, чем браться за труды, я некоторое время общался на специальных форумах, «впитывал» манеру общения, изучал интересы, читал работы профессионалов. То есть, изучал целевую аудиторию. Да-да. Вся наша копирайтерская работа строится вокруг интересов конкретной группы людей. Действует этот способ в любой ситуации, когда нужно собрать информацию.

Немного отвлечемся

Часто к аналитическим статьям относят пресс-релизы крупных компаний. Такие тексты тоже основаны на изложении фактов. Только факты эти касаются исключительно деятельности одной конкретной фирмы, компании, корпорации. Особенно часто пресс-релизы заказывают крупные корпорации. С их помощью они хотят оповестить журналистов о новостях компаний, а журналисты уже сами потом делают из этого новости или пишут аналитические обзоры.

Как вы уже догадались, работа над аналитической статьей очень сходна с написанием курсовой или реферата. Так же нужно изучить источники, представить мнение экспертов по освещаемому вопросу, проанализировать их точки зрения, аргументировано высказать собственную позицию. Но вот чтобы эта позиция действительно оказалась ценной для читателей, стоит вспомнить напоследок слова батюшки Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…» По-настоящему ценную работу сможет написать только тот, кто досконально разбирается в теме и обладает аналитическим складом ума.

Узнав специфику написания таких текстов, беритесь за дело уверенно, профессионально. Если вам есть что добавить, то комментарии приветствуются. До скорых встреч. С вами общался Павел Ямб.

Бешеные потоки информации, циркулирующие в различных источниках информации, запутают любого, даже самого начитанного человека. Именно поэтому, как один из вариантов заработка для авторов, аналитические статьи являются одними из лучших. Разберем подробнее, как пишутся тексты данного направления.

Уникальное искусство анализа

Копирайтер, взявшись за написание текста аналитического характера, должен уметь изучать информацию об объекте всесторонне. В процессе выявляются факты, расчленяемые на отдельные смысловые части. Согласно данным подготавливаются выводы, относительно которых, автором делаются личные отчеты и высказывается отношение.

Все когда-то были аналитиками, сами того не подозревая. Вы стоите на троллейбусной остановке и не можете предугадать приближение транспорта. Сегодня «глонас» задает интервалы движения, но вспомните как это было раньше?

Еще в детстве, многие научились анализировать приближение троллейбуса по амплитуде колебания проводов. Это и есть анализ ситуации. Направлен он на выявление действий, следующих, в нашем случае за колебанием проводов. То есть, приближением транспорта. Об этом и должна «говорить» аналитическая статья. Она должна наталкивать читателя на размышления и выводы.

Как правильно пишется аналитический текст для сайта?

Цель.

Прежде чем начать писать аналитическую статью по определенному направлению, копирайтер должен сам сделать анализ и решить, к какому факту он будет «подводить» читателей? Ну или если вы работаете на заказ, клиент сам определяет направление. Для этого понадобится много материала по теме, на основе достоверных фактов.

Структура.

В этом плане никаких особых советов нет. Все стандартно, в плане оформления статей на продажу или заказ. Вначале пишется краткое вступление, в которой озвучивается проблема. После перечисляются факты их определяющие. В этой части приводятся доказательства, гипотезы и делаются по ним выводы.

Сам текст пишется в публицистическом характере без сложной терминологии. Читают аналитические статьи простые люди и статья пишется максимально просто и понятно, без «гламура» и пафоса.

Логика.

Все аргументы, собранные для написания статей, должны подчиняться логике. Все просто и последовательно. Не нужно перескакивать с одного факта к другому, не доказав состоятельность последнего.

Начав отплясывать от калитки и резко перейдя в избу, вы пропустите много фактов, отчего читатель не поймет, о чем идет речь. Аналитика – выстраивается в логическом ключе: подошли на остановку, посмотрели на провода, увидели троллейбус. Логическая цепочка четко прослеживается при написании аналитических статей.

Эмоции

Свое мнение о продукте можно выражать только в конце статьи. Писать текст нужно аккуратно апеллируя фактами. Читатель должен сам определить для себя направление и важность описываемого продукта и только в конце, ему можно «подать» мнение автора.

Наглядность.

Любая статья проще читается если она выложена не сплошной портянкой. Должна присутствовать и структура. Различные перечисления списки, картинки и таблицы, делают текст интереснее. Тем более, если фотографии подобраны по теме.

Аудитория.

Писать любой текст необходимо основываясь на анализе аудитории, которая будет читать его. Где-то можно апеллировать умными фактами, в некоторых статьях, приходится обходиться простыми словами. При этом, вы сами должны разбираться в том, о чем пишите, чтобы читатели не усомнились в компетенции копирайтера и не закрыли статью.

Хороший аналитический текст всегда интересен. И создается внимание именно благодаря грамотной компоновке все вышеперечисленных правил. Это как бы небольшое расследование или эксперимент, в котором копирайтер предлагает поучаствовать читателю. Прочитав текст, вы как бы даете повод поразмыслить читателю, а после выдвигаете свою версию.

Аналитические тексты – идеальный вариант для наполнения сайта!

Часто на известных сайтах встречаются статьи необычного направления. Вроде бы и текст ни о чем, но он интересен. Читатели называют подобные тексты, просто интересными и делятся впечатлениями со знакомыми. Профессионалы выделяют их как аналитические статьи.

Для наполнения сайта – это идеальный вариант, хотя многие заказчики не понимают разницы, покупая в магазинах или заказывая у авторов обычный копирайт или рерайт. Причина в стоимости или в нежелании заморачиваться на составлении ТЗ.

На самом деле аналитические статьи делают сайт живее и интереснее. Читатель не поверхностно пробегает глазами по тексту, а читает его и выражает свои эмоции со знакомыми. Подробный план и структура более упрощают чтение, что не может не заставить читателя снова посетить сайт для поиска другой информации.

Но увы, рынок копирайтинга больше наполнен простыми текстами, не несущими особого смысла. Все привыкли покупать «сырые» написанные буквально на коленке статьи и выкладывать их на сайт. Дешево и сердито.

Может когда и произойдет тенденция перераспределения спроса и предложений. Заказчики согласятся платить больше за хорошие статьи, а копирайтеры переключатся на написание аналитических текстов? Время покажет.