Антидопинговый кодекс международной легкоатлетической федерации. Общие вопросы допинга

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ВСЕМИРНОЙ АНТИДОПИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ И КОДЕКС А

Задачи Всемирной антидопинговой программы и Кодекс а состоят в следующем:

    Защищать фундаментальное право спортсменов участвовать в соревнованиях, свободных от допинга, и с этой целью пропагандировать здоровье, справедливость и равенство для всех спортсменов , а также
    Создавать согласованные, скоординированные и эффективные антидопинговые программы, как на международном, так и на национальных уровнях, чтобы раскрывать, сдерживать и предотвращать случаи применения допинга.

Всемирная антидопинговая программа

Всемирная антидопинговая программа включает в себя все компоненты, необходимые для обеспечения гармонизации и внедрения лучших методов организации в международных и национальных антидопинговых программах. Основными ее компонентами являются:

Уровень 1: Кодекс.

Уровень 2: Международные стандарты.

Уровень 3: Модели лучших методов организации работы.

Кодекс

Кодекс является фундаментальным и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа. Целью его создания было объединение всеобщих усилий для борьбы с допингом. Он достаточно конкретен в тех местах, где требуется согласованность для достижения гармонизации в борьбе против допинга, и в то же время универсален, когда требуется определенная гибкость в тех или иных случаях.

Международные стандарты

Международные стандарты для различных технических и процедурных компонентов антидопинговой программы будут разработаны после консультаций с подписавшими сторонами и правительствами, и утверждены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА ). Они будут созданы с целью гармонизации отношений между антидопинговыми организациями, ответственными за технические и процедурные моменты антидопинговых программ. Строгое соблюдение Международных стандартов обязательно. Они могут время от времени пересматриваться Исполнительным комитетом ВАДА после консультаций с подписавшими сторонами и правительствами. Если Кодекс ом не предусмотрено иначе, Международные стандарты и все изменения в них вступают в силу в срок, указанный в Международных стандартах или изменениях.

(Примечание. Международные стандарты будут включать в себя множество технических деталей, необходимых для соблюдения Кодекса. В частности в них будут изложены подробные требования к взятию проб, лабораторным анализам и аккредитации лабораторий, содержащиеся сейчас в Олимпийском антидопинговом кодексе (ОАК). Международные стандарты, включенные в Кодекс в виде ссылок, после консультаций с подписавшими сторонами и правительствами будут перепроверены экспертами и изданы как отдельные технические документы. Важно сделать так, чтобы эксперты могли бы вносить со временем изменения в Международные стандарты без пересмотра самого Кодекса или отдельных общих норм и правил.

Модели лучших методов организации работы

Модели лучших методов организации работы на основе Кодекс а будут разрабатываться с целью внедрения в практику борьбы с допингом современных оптимальных решений.

Эти модели будут рекомендованы Всемирным антидопинговым агентством и будут доступны для подписавших сторон по запросу, однако они не будут внедряться в принудительном порядке. Кроме обеспечения документацией по таким моделям, ВАДА будет организовывать тренинги для заинтересованных сторон.

(Примечание. ВАДА подготовит образцы антидопинговых норм и правил отдельно для всех основных групп подписавших сторон (международных федераций по индивидуальным и командным видам спорта, национальных антидопинговых организаций и т. д.). Эти нормы и правила будут разработаны на основе Кодекса, в них будут включены новейшие модели лучших методов организации работы и все необходимые детали (включая ссылки на Международные стандарты) необходимые для эффективного осуществления антидопинговой программы.

Данные образцы норм и правил будут содержать альтернативы, из которых можно будет выбирать. То есть кто-то сможет принять эти нормы в том виде, в котором они будут изначально, другие же по желанию смогут несколько их модифицировать. В то же время заинтересованным сторонам будет дана возможность самим разрабатывать нормы и правила в соответствиями с общими принципами и требованиями Кодекса.

Другие типовые документы для специфических областей антидопинговой работы могут разрабатываться в соответствии с пожеланиями и нуждами конкретных заинтересованных сторон. Это могут быть модели для национальных антидопинговых программ, обработки результатов тестирования, проведения анализов (выходящие за рамки тех, которые будут опубликованы в Международных стандартах), образовательных программ и т. д. Все модели лучших методов организации работы будут рассматриваться и утверждаться ВАДА, прежде чем будут включены во Всемирную антидопинговую программу).

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕМИРНОГО АНТИДОПИНГОВОГО КОДЕКС А

Антидопинговые программы призваны сохранить то, что действительно важно и ценно для спорта, что часто называют «духом спорта» и что является сущностью олимпийского движения. Дух спорта – это прославление человеческого духа, тела и разума, он характеризуется следующими ценностями:

    Этика, справедливость и честность Здоровье Непревзойденное мастерство Репутация Культура Радость и удовольствие Коллективизм Преданность Уважение к правилам и законам Уважение к себе и соперникам Мужество Общность и солидарность

Допинг в корне противоречит духу спорта.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ

Введение

В первой части Кодекс а излагаются специфические антидопинговые правила и принципы, которым должны следовать организации, ответственные за принятие и выполнение антидопинговых правил в силу своих полномочий – например, Международный Олимпийский комитет, Международный Паралимпийский комитет, международные федерации, организационные комитеты крупнейших международных соревнований и национальные антидопинговые организации. Все вместе эти организации будут в дальнейшем именоваться антидопинговыми организациями.

Первая часть Кодекс а не заменяет и не отменяет антидопинговые правила, принятые каждой их этих антидопинговых организаций. Некоторые положения из первой части Кодекс а должны без изменений быть включены в антидопинговые правила каждой их антидопинговых организаций, другие условия оттуда же устанавливают обязательные к принятию принципы, которые позволяют проявлять известную гибкость при утверждении собственных правил антидопинговых организаций, или же содержат требования, которым обязаны следовать антидопинговые организации , но которые необязательно включать в свод своих правил. Вот перечень статей, которые должны стать составными частями правил антидопинговых организаций без значимых изменений (допустимые изменения касаются названий организаций, названий видов спорта и т. п.): Статьи 1 (Определение допинга); 2 (Нарушения антидопинговых правил); 3 (Доказательства применения допинга); 9 (Автоматическая дисквалификация индивидуальных результатов); 10 (Санкции к спортсменам в индивидуальных видах спорта); 11 (Последствия для команд); 13 (Апелляции), за исключением пункта 13.2.2, 17 (Срок давности) и Определения.

(Примечание: Например, для достижения гармонизации очень важно, чтобы подписавшие стороны принимали свои решению исходя из одного и того же списка нарушений антидопинговых правил, бремени доказательства и принимали одни и те же меры по отношению к одинаковым нарушениям антидопинговых правил. Такие основные правила должны быть одинаковыми на всех уровнях – и на международном, и на национальных. С другой стороны, необходимо добиться того, чтобы все подписавшие стороны использовали одинаковые методы при обработке результатов и слушании дел. В настоящее время существует множество различных эффективных методов, применяемых различными международными федерациями и другими организациями. Кодекс не требует полной унификации всех методов и процедур, однако необходимо добиться того, чтобы различные подходы, применяемые в той или иной сфере антидопинга заинтересованными сторонами, соответствовали принципам, изложенным в Кодексе.

Что касается Статьи 13, пункт 13.2.2. не включен в перечень обязательных для включения во все антидопинговые правила пунктов потому, что допускает некоторую гибкость в формулировке конкретных правил антидопинговых организаций, при обязательном следовании общим принципам.)

Антидопинговые правила, так же, как и правила соревнований, являются спортивными правилами, которые должны неукоснительно соблюдаться. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях. Антидопинговые правила не являются предметом правовых стандартов, касающихся уголовных дел. Политика и минимальные стандарты, установленные в Кодексе , представляют собой соглашение многочисленных заинтересованных сторон, стремящихся к честной спортивной борьбе.

Участники должны соблюдать все антидопинговые правила, принятые в Кодексе заинтересованными антидопинговыми организациями. Каждая сторона, подписавшая Кодекс , должна установить правила и процедуры с целью доведения до сведения участников , находящихся под юрисдикцией данной стороны, этих правил, а также обязать участников выполнять их.

(Примечание: В соответствии со своим статусом, спортсмены обязаны соблюдать правила, принятые для их вида спорта. Точно также спортсмены, а также весь их персонал обязаны соблюдать и антидопинговые правила, основанные на Статье 2 Кодекса, в силу их соглашений о членстве, аккредитации или участии в спортивных организациях или спортивных мероприятиях. Каждая сторона, подписавшая Кодекс, должна предпринять все необходимые шаги для того, чтобы все спортсмены, находящиеся в сфере ее влияния, а также весь их персонал были ознакомлены с текущими антидопинговыми правилами данной антидопинговой организации).

СТАТЬЯ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПИНГА

Допинг определяется как одно или более невыполнение требований, установленных в Статьях 2.1-2.8 настоящего Кодекса .

СТАТЬЯ 2. НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

(Примечание. Целью данной статьи является спецификация обстоятельств и событий, приводящих к невыполнению требований Протоколы допинговых дел будут вестись на основании установленного факта (фактов) невыполнения тех или иных требований. Большинство перечисленных ниже обстоятельств и событий можно найти в своде антидопинговых правил ОАК и др.)

Невыполнением требований является:

2.1 Присутствие запрещенных субстанций или их метаболитов или маркеров в пробе , взятой у спортсмена .

2.1.1 Персональной обязанность каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенных субстанций в его/ее организм. Спортсмены несут ответственность за любую запрещенную субстанцию , или ее метаболит , или маркер , обнаруженный во взятых из их организмов пробах . Соответственно, нет необходимости доказывать факт намерения, ошибки, халатности или осознания спортсменом того, что он использовал допинг при установлении случаев невыполнения требований по Статье 2.1.

(Примечание. Настоящий Кодекс принимает принцип объективной ответственности, принятый в ОАК и в подавляющем большинстве других антидопинговых правил. В соответствии с этим принципом невыполнением требований считается любое обнаружение запрещенных субстанций (или их метаболитов или маркеров) в пробе, взятой у спортсмена. Имеется в виду, что нарушение фиксируется независимо от того, намеренно или нет спортсмен применял запрещенную субстанцию, по небрежности ли он это сделал или по ошибке. Если в соревновательный период у спортсмена берут пробу, и она оказывается положительной, результаты данного соревнования автоматически аннулируются (Статья 9 (Автоматическая дисквалификация индивидуальных результатов)). Однако после этого санкции по отношению к спортсмену могут быть смягчены или отменены, если спортсмен докажет, что его/ее вины в этом нет, или эта вина незначительна. (Статья 10.5 (Отмена или уменьшение срока дисквалификации в виду исключительных обстоятельств)).

Правило объективной ответственности при обнаружении запрещенных субстанций в Пробе, взятой у Спортсмена, с одной стороны, и возможность смягчения применяемых к Спортсмену санкций с другой – обеспечивает разумный баланс между эффективным антидопинговым принуждением ради пользы всех «чистых» спортсменов и справедливостью в тех случаях, когда запрещенные субстанции попадают в организм спортсмена без его вины или по небрежности. Важно подчеркнуть, что поскольку определение того, произошло ли нарушение антидопинговых правил, проходит по принципу объективной ответственности, назначение фиксированного срока дисквалификации происходит не автоматически.

Обоснование правила объективной ответственности хорошо было сформулировано в Суде спортивного арбитража во время разбора случая Quigley v. UIT.

Это правда, что в некоторых случаях принцип объективной ответственности может быть в каком-то смысле несправедливым, как и произошло с Q., когда спортсмен принимает лекарство с “неродной” этикеткой, или по неправильной рекомендации, за которую он или она не ответственны, – например, такое может случиться при неожиданной болезни заграницей. Однако со стороны спортсмена также неправильно, если он питается неизвестно чем перед важными соревнованиями. В любом случае правила соревнований не будут изменены, чтобы предотвратить такого рода «несправедливости». Соревнования же не переносятся на более поздний срок в случае болезни кого-либо из участников, точно также запрещение применения каких-либо субстанций не может быть отменено из-за того, что кто-то случайно съел что-то такое, чего есть не следовало. Различные превратности, часто возникающие во время соревнований, порождают обилие таких вот «несправедливостей», случающихся случайно, или же по недосмотру бесчисленных участников, и закон не может исправить такое положение дел.

Более того, представляется целесообразным не исправлять отдельные «несправедливости» по отношению к одному человеку, чтобы не создавать тем самым «несправедливости» ко всем остальным участникам соревнований. А такое может случиться, если закрывать глаза на непреднамеренное употребление запрещенных субстанций. Кроме того, вполне вероятно, что даже в случаях намеренного употребления запрещенных препаратов, многие спортсмены избегут санкций, поскольку доказать то, что употребление было намеренным, не так-то просто. Так же понятно, что если необходимо будет доказывать намеренность употребления допинга, начнется бесконечная череда дорогостоящих судебных тяжб, что, безусловно, негативно отразиться на бюджетах спортивных федераций).

2.1.2 За исключением специально оговоренных в Запрещенном списке случаев, обнаружение любого количества запрещенной субстанции или ее метаболита или маркера в пробе , взятой у спортсмена , будет считаться невыполнением требований.

2.1.3 В качестве исключений из общего правила в Статье 2.1 в Запрещенном списке могут быть установлены специальные критерии для обнаружения запрещенных субстанций которые могут появляться в организме эндогенно.

(Примечание. Например, в Запрещенном списке может быть сказано, что соотношение Т/Е больше, чем 6:1 будет считаться свидетельством применения допинга, кроме тех случаев, когда анализ, проведенный антидопинговой организацией, перед или после соревнований покажет устойчивое и естественное повышение этого соотношения, или данное превышение соотношения будет результатов психологического или патологического состояния спортсмена).

2.2 Использование, или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода

2.2.1 Не имеет значения принесло ли какие-либо результаты использование запрещенной субстанции или запрещенного метода . Важен сам факт использования , или попытки использования запрещенной субстанции или запрещенного метода , что уже само по себе является невыполнением требований.

(Примечание. Значение термина «использование» в данном Кодексе несколько более расширено, чем в тексте ОАК. Теперь нет необходимости выделять «признание использования» как отдельное невыполнение требований. «использование» теперь может считаться доказанным, например, через признание, или через свидетельство третьей стороны или каким-либо другим образом.

Обвинение в «попытке использования», безусловно, требует доказательства присутствия намерения у спортсмена. Тот факт, что наличие намерения использовать запрещенные субстанции или запрещенные методы требует доказательств, не отменяет принцип объективной ответственности, принятый в Статье 2.1.

Использование спортсменом во внесоревновательный период запрещенных субстанций, которые не запрещены к применению во внесоревновательный период, не может рассматриваться как невыполнение требований).

2.3 Отказ, или непредоставление проб после того, как спортсмен был проинформирован о необходимости их сдачи, если не будут представлены уважительные причины их непредоставления, а также уклонение от сдачи проб.

(Примечание. Отказ, или непредоставление проб после того, как спортсмен был проинформирован о необходимости их сдачи, считается нарушением почти во всех существующих антидопинговых правилах. Так, если спортсмен, например, будет скрываться от официальных лиц, намеренных провести с ним процедуру допинг-контроля, это будет расценено как невыполнение требований. Непредоставление проб после того, как спортсмен был проинформирован о необходимости их сдачи, может быть как намеренным, так и непреднамеренным. Уклонение же от сдачи проб всегда будет считаться преднамеренным поведением спортсмена).

2.4 Нарушения существующих требований относительно доступности спортсмена для взятия у него проб во время вне-соревновательного периода , включая непредоставление информации о местонахождении спортсмена и пропуски очередных тестирований (проверок).

(Примечание. Неанонсируемые проверки во вне-соревновательный период являются неотъемлемой частью эффективного допинг-контроля. Без точной информации относительно местонахождения спортсмена проведение таких проверок становится попросту невозможным. Данная статья, обычно не встречавшаяся ранее в антидопинговых правилах, требует от спортсменов постоянное предоставление информации об их местонахождении для проведения тестирований во вне-соревновательный период для упредительного контроля. Соответствующие требования устанавливаются международной федерацией по данному виду спорта и Национальной антидопинговой организацией, чтобы они могли быть подстроены под различные обстоятельства, свойственные данному виду спорта и конкретной стране. Нарушение данной Статьи может быть как намеренным, так и непреднамеренным.

2.5 Фальсификация , или попытка фальсификации в любой сфере допинг-контроля .

(Примечание. Данная статья запрещает проведение каких-либо действий, препятствующих выполнению процедур допинг-контроля, но которые не попадают под стандартные определения запрещенных методов. Например, под эту Статью попадает изменение идентификационных номеров во время допинг-контроля, или разбивание бутылки содержащую пробу Б во время ее взятия).

2.6 Обладание запрещенными субстанциями и методами

2.6.1 Обладание спортсменом или запрещенным методом спортсмену для терапевтического использования, и у него есть на это разрешение, выданное в соответствии со Статьей 4.4. (Терапевтическое использование) или другая уважительная причина.

2.6.2 Обладание персоналом спортсмена субстанцией, в любое время, в любом месте, запрещенной во вне-соревновательных тестированиях или запрещенным методом , за исключением тех случаев, когда данные субстанции необходимы персоналу спортсмена для терапевтического использования, и у него есть на это разрешение, выданное в соответствии со Статьей 4.4 (Терапевтическое использование) или другая уважительная причина.

2.7 Распространение любой запрещенной субстанции или запрещенного метода .

2.8 Назначение или попытка назначения спортсмену любой запрещенной субстанции или запрещенного метода , или содействие, подстрекательство, помощь, потворство, укрывательство и любой другой вид соучастия в невыполнении требований или в попытке невыполнения.

СТАТЬЯ 3. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ДОПИНГА

3.1 Бремя и критерии доказательства

На антидопинговую организацию возлагается бремя предоставления и обоснования доказательств того, что имело место невыполнение требований. Критерием доказательства есть выявление антидопинговой организацией невыполнения требований на приемлемом для запрашивающего органа уровне, принимая во внимание серьезность сделанных обвинений. Этот критерий доказательства во всех случаях является более сильным, чем простой баланс вероятностей, но менее сильным, чем доказательство "вне всякого сомнения". Когда Кодекс возлагает на спортсмена или другое лицо, обвиненное в невыполнении требований, обязательство опровергнуть предположения, определенные факты или слухи, критерий доказательства есть простой баланс вероятностей.

(Примечание. Данный критерий доказательства, принимаемый антидопинговой организацией, соответствует критерию, принятому в большинстве стран мира, при рассмотрении случаев, связанных с профессиональными нарушениями. Он также широко применялся на слушаниях допинговых дел, например при вынесении решения CAS N., J., Y., W. v. FINA. CAS 98/208, 22 December 1998).

3.2 Методы установления фактов и презумпции

Факты, относящиеся к невыполнению требований, могут быть установлены любыми надежными способами, включая признание. В допинговых делах будут применяться следующие правила предоставления доказательств.

3.2.1 Лабораториям, аккредитованным ВАДА , будут даны полномочия проводить анализы проб в соответствии с Международным стандартом для лабораторных анализов. Спортсмен может отказаться от признания данных полномочий, если будет выявлено какое-либо отклонение от Международного стандарта .

Если спортсмен отказывается признать вышеупомянутые полномочия, показывая, что Международный стандарт не соблюдается, на антидопинговую организацию .

(Примечание. На спортсмена возлагается бремя предоставления обоснования того, что произошло несоблюдение международных стандартов. Если спортсмен предоставляет такое обоснование, на антидопинговую организацию возлагается бремя предоставления обоснования того, что данное несоблюдение не изменило результаты тестирования).

3.2.2 Несоблюдение Международных стандартов во время тестирования , не приведшее к неблагоприятному результату анализа или другому невыполнению требований, не аннулирует данные результаты. Если спортсмен выявляет несоблюдение Международных стандартов во время тестирования , на антидопинговую организацию возлагается бремя предоставления обоснования того, что данное несоблюдение не привело к неблагоприятному результату анализа или фактическому основанию невыполнения требований.

СТАТЬЯ 4. ЗАПРЕЩЕННЫЙ СПИСОК

4.1 Публикация и пересмотр Запрещенного списка

ВАДА обязуется опубликовывать так часто, как будет возникать необходимость, но не реже, чем раз год, Запрещенный список в качестве Международного стандарта . Предлагаемое содержание Запрещенного списка и все его изменения будут предоставляться подписавшим сторонам и правительствам для комментариев и консультаций в письменной форме. Каждая ежегодная версия Запрещенного списка и все его изменения будут своевременно предоставляться ВАДА каждой из подписавших сторон и каждому правительству, и будет публиковаться на web-сайте ВАДА , и каждая из подписавших сторон обязана предпринимать соответствующие шаги для предоставления Запрещенного списка всем своим членам и доверителям. В правилах каждой антидопинговой организации должен содержаться пункт о том, что если в Запрещенном списке или изменениях к нему не оговорено иначе, Запрещенный список или изменения вступают в силу под юрисдикцией антидопинговой организации через три месяца после публикации Запрещенного списка ВАДА , без каких-либо дальнейших требований к антидопинговой организации .

(Примечание. Изменения в Запрещенный список будут вноситься по мере возникновения необходимости. Однако независимо от того, были ли внесены изменения в список, каждый год будет публиковаться новый список. В практику МОК вошло опубликование каждого нового списка в январе, чтобы не возникало разногласий по поводу того, какая из версий списка самая последняя. На web -сайте ВАДА всегда можно будет найти текущую версию Запрещенного списка.

Ожидается, что пересмотренные антидопинговые правила, принятые антидопинговыми организациями, принявшими Кодекс, вступят в силу не ранее, чем с января 2004 года, когда будет опубликован первый Запрещенный список, утвержденный ВАДА. ОАК будет действовать до тех пор, пока настоящий Кодекс не будет принят Международным Олимпийским комитетом).

4.2 Запрещенные субстанции и запрещенные методы , попадающие в Запрещенный список

Запрещенный список будет включать в себя такие запрещенные субстанции и запрещенные методы , которые запрещены к использованию все время (как в соревновательный , так и во вне-соревновательный периоды ), поскольку они способны улучшать физическую форму на предстоящих соревнованиях , или способны маскировать применение тех субстанций и методов, которые запрещены только в соревновательный период . По рекомендации международной федерации Запрещенный список может быть расширен ВАДА для данного конкретного вида спорта. Запрещенные субстанции и запрещенные методы могут быть включены либо в общую категорию Запрещенного списка (например, анаболические агенты), либо в какую-либо специальную.

(Примечание. Всего будет только один Запрещенный список. Субстанции, которые будут запрещены к использованию все время, будут включать в себя маскирующие агенты, а также субстанции, обладающие долгосрочным действием, такие как анаболики. Все субстанции и методы, указанные в Запрещенном списке, запрещены к применению в соревновательный период. Различие между тем, что будут проверять в соревновательный период, а что – во вне-соревновательный, переносится сюда из ОАК.

Будет существовать единственный документ под названием «Запрещенный список». ВАДА может добавлять в этот список какие-либо субстанции или методы, запрещенные в каких-либо отдельных видах спорта (напр. бета-блокаторы в стрельбе), но это также будет отражено в единственном Запрещенном списке. Существование единственного Запрещенного списка поможет избежать путаницы по поводу того, какие субстанции в каких видах спорта запрещены. Для индивидуальных видов спорта не будет никаких исключений из основного списка Запрещенных субстанций (таких, как, например «исключить из Запрещенного списка для «умственных» видов спорта анаболики»). Предпосылкой для принятия такого решения послужило то, что существуют такие основные допинговые агенты, которые человек, называющий себя спортсменом, принимать не должен).

4.3 Критерии включения субстанций и методов в Запрещенный список

ВАДА будет следовать следующим критериям, принимая решение о включении субстанции или метода в Запрещенный список .

4.3.1 Субстанция или метод должны быть рассмотрены на предмет их включения в Запрещенный список , если ВАДА определяет, что субстанция или метод отвечают любым двум из трех следующих критериев:

4.3.1.1 Медицинские или другие научные данные, фармакологический эффект или опыт, свидетельствующие о том, что данная субстанция или метод способны улучшать или улучшают спортивные результаты.

4.3.1.2 Медицинские или другие научные данные, фармакологический эффект или опыт, свидетельствующие о том, что данная субстанция или метод представляют риск, в том числе потенциальный, для здоровья спортсмен а.

4.3.1.3 ВАДА принимает решение о том, что использование данной субстанции или метода противоречит духу спорта, о чем было сказано во введении.

4.3.2 Субстанция или метод также должны вноситься в Запрещенный список , если ВАДА определяет, что существуют медицинские или другие научные данные, фармакологический эффект или опыт, свидетельствующие о том, что данная субстанция или метод способны маскировать использование других запрещенных субстанций и запрещенных методов .

(Примечание. Субстанция рассматривается на предмет включения ее в Запрещенный список, если она является маскирующим агентом, или если она отвечает двум из трех следующих критериев: (1) она способна улучшать или улучшает спортивные результаты; (2) она представляет потенциальную или реальную угрозу для здоровья; (3) ее применение противоречит духу спорта. Ни одного из этих трех критериев по одиночке не достаточно для включения какой-либо субстанции в Запрещенный список. Например, употребление в пищу мяса или углеводов, физический и ментальный тренинг, или тренировки в условиях среднегорья полностью удовлетворяют первому критерию. Второму критерию соответствует, например, курение. Неправильно также было бы требовать удовлетворения сразу всем трем критериям. К примеру, использование технологий по пересадке генов для существенного улучшения спортивных показателей должно быть запрещено как противоречащее духу спорта, даже если оно не будет нести угрозы для здоровья. Подобным образом использование потенциально вредных для здоровья субстанций, которые не прошли должных испытаний, но считается, возможно, ошибочно, что они способны улучшать спортивные результаты, также противоречите духу спорта, вне зависимости от того, улучшают они показатели, или нет).

4.3.3 Решение ВАДА о включении той или иной субстанции или метода в Запрещенный список окончательно, и не может быть предметом обсуждения со стороны спортсмена или другой персоны на основании того, что данная субстанция или метод якобы не является маскирующим агентом, не может улучшать результаты, не несет риска для здоровья или не противоречит духу спорта.

(Примечание. Вопрос о том, отвечает ли какая-либо субстанция критериям, приведенным в Статье 4.3, не может обсуждаться в случае невыполнения требований. Например, аргумент о том, что обнаруженная в организме субстанция не улучшает никаких показателей в данном конкретном виде спорта, не может быть принят во внимание. Если субстанция, входящая в Запрещенный список обнаружена в пробе, взятой у спортсмена, значит имело место использование допинга. Такой же принцип принят и в ОАК).

4.4 Терапевтическое использование

ВАДА обязуется принять Международный стандарт исключений, предоставляемых для терапевтического использования субстанций.

Каждая международная федерация должна обеспечить возможность спортсменам международного уровня или спортсменам , выступающим на международных спортивных событиях , у которых есть документированные медицинские показания к использованию запрещенных субстанций или запрещенных методов , подать запрос на разрешение на терапевтическое использование субстанций или методов. Каждая Национальная антидопинговая организация должна обеспечить для всех спортсменов под своей юрисдикцией, которые не являются спортсменами международного уровня , возможность подать запрос на терапевтическое использование запрещенных субстанций или запрещенных методов по документированным медицинским показаниям. Такие запросы должны соответствовать требованиям Международного стандарта для терапевтического использования. Международные федерации и Национальные антидопинговые организации должны немедленно информировать ВАДА об удовлетворении запросов на терапевтическое использование спортсменов международного уровня или спортсменов национального уровня, включенных в регистрируемый пул тестирования Национальной антидопинговой организации.

ВАДА по собственной инициативе может пересматривать выдачу разрешения на терапевтическое использование любому спортсмену национального или международного уровня , включенного в регистрируемый пул тестирования Национальной антидопинговой организации . Также по запросу любого спортсмен а, которому было отказано в выдаче разрешения на терапевтическое использование, ВАДА может пересмотреть такой отказ. Если ВАДА установит, что такая выдача или отказ не согласуются с Международным стандартом для терапевтического использования, ВАДА может изменить такое решение.

(Примечание. Важно сделать так, чтобы процесс выдачи разрешений на терапевтическое использование стал более гармонизированным. Спортсмены, использующие запрещенные субстанции по медицинскому предписанию, могут быть подвергнуты санкциям, если они до этого не получили разрешение на терапевтическое использование. Однако в настоящее время многие спортивные структуры не имеют правил, позволяющих выдавать разрешения на терапевтическое использование; другие используют неписаные правила; и только немногие имеют в своих антидопинговых правилах четкий свод инструкций на этот счет. Данная статья призвана гармонизировать базис, на основании которого будут выдаваться разрешения или отказы на терапевтическое применение, и распределяет ответственность по принятию таких решений между международными федерациями (для спортсменов международного уровня) и Национальными антидопинговыми организациями (для остальных спортсменов, обязанных проходить процедуры допинг-контроля).

Примерами запрещенных субстанций, которые могут вноситься в Международные стандарты для терапевтического использования, могут служить медицинские препараты, назначаемые при тяжелых острых формах астмы и кишечных воспалениях. Если спортсмену было отказано в выдаче разрешения на терапевтическое использование, или же разрешение было выдано в обход Международных стандартов, такое решение может быть принятым на пересмотр в ВАДА в соответствии с Международными стандартами, после чего вердикт ВАДА может быть обжалован в соответствии со Статьей 14 (Апелляции). Если ранее выданное разрешение на терапевтическое использование было отменено, такое решение не имеет обратной силы, и результаты спортсмена, которые он показывал в то время, когда разрешение на терапевтическое использование было в силе, не будут аннулированы).

ȼɋȿɆɂɊɇɕɃ

ȺɇɌɂȾɈɉɂɇȽɈȼɕɃ

Всемирное Антидопинговое Агентство (ВАДА) благодарит РУСАДА

з а ее ценный вклад в создание русской версии Всемирного Антидопингового Кодекса. Это способствует распространению Кодекса по всему миру и позволяет ВАДА, официальным властям и представителям спортивного движения работать вместе с целью искоренения допинга в спорте.

Неофициальный перевод.

Официальный текст Всемирного Антидопингового Кодекса существует в английской и французской версии и опубликован на сайте Всемирного Антидопингового Агентства в установленном порядке. В случае любых расхождений в чтении Кодекса английская версия является превалирующей.

ȼ ɏɏ ȼɫɟɦɢɪɧɵɣ ɚɧɬɢɞɨɩɢɧɝɨɜɵɣ ɤɨɞɟɤɫ 2009:ȼɫɟɦɢɪɧɨɟ ɚɧ-

ɬɢɞɨɩɢɧɝɨɜɨɟ ɚɝɟɧɫɬɜɨ. ɉɟɪ. ɫ ɚɧɝɥ. ɂ.ȿ. Ƚɭɫɟɜɚ, Ⱥ.Ⱥ. Ⱦɟɪɟɜɨɟɞɨɜ, Ƚ.Ɇ. Ɋɨɞɱɟɧɤɨɜ / Ɋɟɞ. Ⱥ.Ⱥ. Ⱦɟɪɟɜɨɟɞɨɜ, Ɇ.: ɌɪɚɧɫɅɢɬ 2009, 128 ɫ.

Всемирный антидопинговый кодекс был впервые принят в 2003 году и начал действовать в 2004 году. Измененный Всемирный антидопинговый кодекс был утвержден Советом учредителей Всемирного антидопингового агентства 17 ноября 2007 года. Пересмотренный Всемирный антидопинговый кодекс вступит в силу с 1 января 2009 года.

Настоящая книга представляет собой перевод английской версии Всемирного антидопингового кодекса 2009 года. Русский перевод Всемирного антидопингового кодекса является рабочим правовым документом, который может применяться в практике спортивных организаций.

Издание предназначено для тренеров, спортсменов, спортивных педагогов, деятелей физкультуры и спорта, врачей, юристов, социальных работников и представителей смежных специальностей.

Цели, область применения и структура Всемирной

антидопинговой программы и Кодекса............................

Кодекс.................................................................................

Всемирная антидопинговая программа............................

Международные стандарты...............................................

Модели лучших методов организации работы и

Фундаментальное обоснование необходимости

Всемирного антидопингового Кодекса............................

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ

Введение..............................................................................

Статья 1. Определение допинга ..........................................

Статья 2. Нарушение антидопинговых правил...................

2.1. Наличие запрещенной субстанции или ее мета-

болитов, или маркеров в пробе, взятой у спорт-

2.3. Отказ или непредоставление проб без уважительной причины после получения официального уведомления в соответствии с действующими антидопинговыми правилами или любое иное

2.4. Нарушение существующих требований относительно доступности спортсмена для взятия у него

проб во время внесоревновательного периода... 21

2.5. Фальсификация или попытка фальсификации в

2.6. Обладание запрещенными субстанциями и

2.8. Назначение или попытка назначения спортсмену в соревновательном периоде запрещенного

3.2. Способы установления фактов и

4.2. Запрещенные субстанции и запрещенные мето-

ды, перечисленные в Запрещенном списке.... 27

4.3. Критерии включения субстанций и методов в

Запрещенный список.......................................

Терапевтическое использование.......................

Программа мониторинга...................................

Статья 5. Тестирование .......................................................

Планирование тестирования............................

Стандарты для тестирования............................

5.3. Возвращение к соревнованиям спортсменов

6.1. Использование аккредитованных

6.3. Научные исследования, проводимые

7.1. Первоначальное рассмотрение неблагоприятно-

7.2. Уведомление после первоначального рассмотре-

7.4. Рассмотрение других нарушений антидопинго-

7.5. Принципы, применяемые при назначении вре-

8.2. Слушание в связи с конкретным спортивным

Статья 9. Автоматическое аннулирование индивидуальных

Статья 10. Санкции к спортсменам в индивидуальных видах

10.2. Дисквалификация за наличие, использование или попытку использования, или обладание запрещенными субстанциями и запрещенными

10.4. Отмена или сокращение срока дисквалификации при обнаружении особых субстанций при

10.5. Отмена или сокращение дисквалификации вви-

10.6. Отягчающие обстоятельства, которые могут по-

10.8. Аннулирование результатов соревнований, следующих за сбором проб или решением о нару-

шении антидопинговых правил........................

Начало срока дисквалификации......................

Статус в период дисквалификации..................

Тестирование перед снятием запрета..............

Наложение финансовых санкций....................

Статья 11. Последствия для команд .................................

Тестирование в командных видах спорта........

Последствия для командных видов спорта.....

11.3. Организатор спортивного события может ужесточить последствия для командных видов

13.1. Решения, на которые могут подаваться апелля-

13.3. Невынесение своевременного решения антидо-

13.5. Апелляции на решения по части 3 и части 4

Статья 14. Конфиденциальность и предоставление

информации .........................................................

14.1. Уведомление о неблагоприятных результатах анализа, атипичных результатах и других

возможных нарушениях антидопинговых

правил..................................................................

Публичное обнародование................................

Информация о местонахождении

спортсмена..........................................................

Статистические отчеты......................................

14.5. Информационный центр по допинг-контролю

Статья 15. Разъяснения относительно ответственности при

проведении допинг-контроля ...............................................

Тестирование

спортивных

событий...............................................................

Тестирование

внесоревновательном

периоде...............................................................

Обработка

результатов,

слушания

санкции...............................................................

Взаимное признание.........................................

Статья 16. Допинг-контроль у животных, участвующих в

спортивных соревнованиях ..................................................

Статья 17. Срок давности ...................................................

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

19.1. Цель и задачи научных антидопинговых иссле-

19.3. Координация научных исследований и исполь-

19.4. Порядок проведения научных

19.5. Исследования с использованием запрещенных

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: РОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Статья 20. Дополнительные роли и ответственность подпи-

20.2. Роль и ответственность Международного пара-

20.3. Роль и ответственность международных федера-

20.5. Роль и ответственность национальных антидо-

Статья 21. Дополнительные роли и ответственность

21.2. Роль и ответственность персонала

22.1. Каждое правительство будет осуществлять все действия и мероприятия, необходимые для вы-

полнения правил Конвенции ЮНЕСКО...... 106

22.2. Каждое правительство будет стимулировать свои службы и агентства для передачи информации

22.4. Все другие способы участия правительств в антидопинговой деятельности будут находиться в

22.6. Отказ Правительства от ратификации принятия, утверждения или присоединения к Конвенции

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ПРИНЯТИЕ, СООТВЕТСТВИЕ, ИЗМЕНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

23.3. Соответствие Кодексу...........................................

23.4. Мониторинг соответствия Кодексу и Конвен-

ции ЮНЕСКО.................................................

23.5. Дополнительные последствия несоответствия

Кодексу для подписавшейся стороны...........

Изменение Кодекса.........................................

23.7. Отзыв согласия принять Кодекс....................

Статья 24.

Интерпретация Кодекса ..................................

Цели, область применения и структура Всемирной антидопинговой программы и Кодекса

Цели Всемирного антидопингового кодекса и Всемирной антидопинговой программы состоят в следующем:

Защищать фундаментальное право спортсменов участвовать в соревнованиях, свободных от допинга, и таким образом пропагандировать здоровье, справедливость и равенство для всех спортсменов мира, а также

Обеспечивать создание согласованных, скоординированных и эффективных антидопинговых программ, как на международном, так и на национальном уровнях, чтобы раскрывать, сдерживать и предотвращать случаи применения допинга.

Кодекс является основополагающим и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Цель Кодекса заключается в повышении эффективности борьбы с допингом в мире путем объединения основных элементов этой борьбы. Для достижения эффективного взаимодействия в тех вопросах, по которым требуется единообразие, Кодекс содержит достаточно конкретные положения; в то же время он достаточно универсален в тех случаях, когда требуется гибкий подход к вопросам применения на практике принципов борьбы с допингом.

Примечание: Олимпийская хартия, действующая с 7 июля 2007 года, и Конвенция ЮНЕСКО, принятая в Париже 19 октября 2005 года, признают предотвращение применения допинга и борьбу с допингом в спорте важнейшей составляющей в работе Международного олимпийского комитета и ЮНЕСКО, а также основополагающую роль Кодекса.

Данный Всемирный Антидопинговый кодекс вступил в силу 1 января 2012 года. В соответствии со статьей 4.2.2 Всемирного антидопингового кодекса все Запрещенные Субстанции должны рассматриваться в качестве «Особых Субстанций» за исключением субстанций, относящихся к классам S1, S2, S4.4, S4.5, S6.a, а также Запрещенных Методов М1, М2 и М3. СУБСТАНЦИИ И МЕТОДЫ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВСЕ ВРЕМЯ (как в соревновательный, так и во внесоревновательный период).


Скачать документ


Субстанцию или метод включают в Запрещенный список если они соответствуют двум из трех следующих критериев:

  • субстанция или метод сами по себе или в комбинации с другими субстанциями или методами способны улучшать или улучшают спортивные результаты;
  • использование субстанции или метода представляет риск для здоровья спортсмена;
  • использование субстанции или метода противоречит духу спорта.

Дух спорта – это прославление человеческого духа, тела и разума! Субстанция или метод также вносятся в Запрещенный список, если они способны маскировать использование других субстанций или методов.

Список запрещенных препаратов 2012 (Count: 837)

Всемирный антидопинговый кодекс был впервые принят в 2003 году и начал действовать в 2004 году. Измененный Всемирный антидопинговый кодекс был утвержден Советом учредителей Всемирного антидопингового агентства 17 ноября 2007 года. Пересмотренный Всемирный антидопинговый кодекс вступил в силу с 1 января 2009 года.
Настоящая книга представляет собой перевод английской версии Всемирного антидопингового кодекса 2009 года. Русский перевод Всемирного антидопингового кодекса является рабочим правовым документом, который может применяться в практике спортивных организаций.
Официальный текст Всемирного Антидопингового Кодекса существует в английской и французской версии и опубликован на сайте Всемирного Антидопингового Агентства в установленном порядке. В случае любых расхождений в чтении Кодекса английская версия является превалирующей.

Содержание Кодекса
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ
Статья 1. Определение допинга
Статья 2. Нарушение антидопинговых правил
Статья 3. Доказательства применения допинга
Статья 4. Запрещенный список
Статья 5. Тестирование
Статья 6. Анализ проб
Статья 7. Обработка результатов
Статья 8. Право на беспристрастное слушание
Статья 9. Автоматическое аннулирование индивидуальных результатов
Статья 10. Санкции к спортсменам в индивидуальных видах спорта
Статья 11. Последствия для команд
Статья 12. Санкции к спортивным организациям
Статья 13. Апелляции
Статья 14. Конфиденциальность и предоставление информации
Статья 15. Разъяснения относительно ответственности при проведении допинг-контроля
Статья 16. Допинг-контроль у животных, участвующих в спортивных соревнованиях
Статья 17. Срок давности
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья 18. Образовательные программы
Статья 19. Научные исследования
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: РОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 20. Дополнительные роли и ответственность подписавшихся
сторон
Статья 21. Дополнительные роли и ответственность спортсменов и иных лиц
Статья 22. Участие правительств
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ПРИНЯТИЕ, СООТВЕТСТВИЕ, ИЗМЕНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Статья 23. Принятие, соответствие и изменения
Статья 24. Интерпретация Кодекса
Статья 25. Переходные положения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Цели, область применения и структура Всемирной антидопинговой программы и Кодекса
Цели Всемирного антидопингового кодекса и Всемирной антидопинговой программы состоят в следующем:
- Защищать фундаментальное право спортсменов участвовать в соревнованиях, свободных от допинга, и таким образом пропагандировать здоровье, справедливость и равенство для всех спортсменов мира, а также
- Обеспечивать создание согласованных, скоординированных и эффективных антидопинговых программ, как на международном, так и на национальном уровнях, чтобы раскрывать, сдерживать и предотвращать случаи применения допинга.

Кодекс является основополагающим и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Цель Кодекса заключается в повышении эффективности борьбы с допингом в мире путем объединения основных элементов этой борьбы. Для достижения эффективного взаимодействия в тех вопросах, по которым требуется единообразие, Кодекс содержит достаточно конкретные положения; в то же время он достаточно универсален в тех случаях, когда требуется гибкий подход к вопросам применения на практике принципов борьбы с допингом.

Примечание: Олимпийская хартия, действующая с 7 июля 2007 года, и Конвенция ЮНЕСКО, принятая в Париже 19 октября 2005 года, признают предотвращение применения допинга и борьбу с допингом в спорте важнейшей составляющей в работе Международного олимпийского комитета и ЮНЕСКО, а также основополагающую роль Кодекса.

Всемирная антидопинговая программа
Всемирная антидопинговая программа включает в себя все компоненты, необходимые для обеспечения оптимальной гармонизации и внедрения лучших методов организации в международных и национальных антидопинговых программах. Основными ее компонентами являются:
Уровень 1. Кодекс.
Уровень 2. Международные стандарты.
Уровень 3. Модели лучших методов и принципов организации работы.

Международные стандарты
Международные стандарты для различных технических и процедурных компонентов антидопинговой программы будут разработаны после консультаций с подписавшимися сторонами и правительствами и утверждены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА). Они будут созданы с целью гармонизации отношений между антидопинговыми организациями, ответственными за определенные технические и процедурные составляющие антидопинговых программ. Строгое соблюдение Международных стандартов обязательно для определения соответствия Кодексу проводимой в стране работы. Стандарты могут время от времени пересматриваться Исполнительным комитетом ВАДА после необходимых консультаций с подписавшимися сторонами и правительствами. Если Кодексом не предусмотрено иначе, Международные стандарты и все изменения в них вступают в силу в срок, указанный в Международных стандартах или изменениях.
Примечание: Международные стандарты включают в себя множество технических деталей, необходимых для реализации положений Кодекса. Международные стандарты, включенные в Кодекс в виде ссылок, после консультаций с подписавшимися сторонами и правительствами будут перепроверены экспертами и изданы как отдельные технические документы. Важно, чтобы Исполнительный комитет ВАДА мог вносить своевременно изменения в Международные стандарты без требования внесения каких-либо поправок в Кодекс или в правила и законодательные нормы отдельного учредителя.

Модели лучших методов организации работы и рекомендации
Модели лучших методов организации работы и руководства разработаны и будут разрабатываться на основе Кодекса для обеспечения принятия решений в различных сферах борьбы с допингом. Эти модели будут рекомендованы Всемирным антидопинговым агентством и будут доступны для подписавшихся сторон по запросу, однако они не будут являться обязательными для сторон. Кроме предоставления документации, описывающей модели, ВАДА будет организовывать тренинги для подписавшихся сторон.
Примечание: В соответствии с принятыми в 2007 году поправками к Кодексу, ВАДА подготовит дополнительные модели антидопинговых норм и правил для всех основных групп подписавшихся сторон (например, международных федераций, национальных антидопинговых организаций и т.д.). Эти нормы и правила будут разработаны на основе Кодекса, в них будут включены новейшие модели лучших методов организации работы и все необходимые детали (включая ссылки на Международные стандарты), необходимые для эффективного осуществления антидопинговой программы.
Данные модели норм и правил будут содержать альтернативы, из которых стороны могут выбирать. Некоторые могут предпочесть принять эти правила и нормы в изначальном варианте. Другие могут принять решение их модифицировать. В то же время учредители могут разработать свои правила и нормы в соответствии с общими принципами и определенными требованиями Кодекса.
Другие модельные документы или руководства для специфических областей антидопинговой работы могут разрабатываться в соответствии с пожеланиями и нуждами заинтересованных сторон. Это могут быть модели национальных антидопинговых программ, обработки результатов, тестирования, (выходящие за рамки особых требований, опубликованных в Международном стандарте для тестирований), образовательных программ и т.д. Все модели лучших методов организации работы будут рассматриваться и утверждаться ВАДА, прежде чем они будут включены во Всемирную антидопинговую программу.

Фундаментальное обоснование необходимости Всемирного антидопингового Кодекса
Антидопинговые программы призваны сохранить то, что действительно важно и ценно для спорта, что часто называют «духом спорта» и что является сущностью олимпийского движения. Это то, что определяет наше стремление к честной игре. Дух спорта – это прославление человеческого духа, тела и разума; он характеризуется следующими ценностями.

  • Этика, справедливость и честность.
  • Здоровье.
  • Высочайший уровень выступления.
  • Характер и образование.
  • Удовольствие и радость.
  • Коллективизм.
  • Преданность и верность обязательствам.
  • Уважение к правилам и законам.
  • Уважение к себе и к другим участникам соревнований.
  • Мужество.
  • Общность и солидарность.
Допинг в корне противоречит духу спорта.
Во славу спорта и способствуя борьбе с допингом, Кодекс требует от каждой антидопинговой организации способствовать развитию и проведению в жизнь образовательных программ для спортсменов, включая молодежь, и персонала спортсменов.

С 1 января 2015-го года вступила в силу новая редакция Кодекса ВАДА (WADA - World Anti-Doping Agenсy (Всемирное антидопинговое агентство). Перемены назрели. Старая редакция Кодекса ВАДА 2009 была значительно переработана в направлении повышения эффективности как материальных, так и процессуальных правил, заложенных в мировую антидопинговую политику. До 2009-го года действовал Кодекс ВАДА 2003. Как видим, документ пересматривают редко, примерно раз в пятилетку.

В свете недавних скандалов с допингом и мельдонием в российском спорте стоит более детально присмотреться к тому, а что собственно поменяли в самом Кодексе WADA в 2015-м? Что принципиально нового появилось в мире антидопинга помимо очевидной тенденции расширения перечня препаратов, признаваемых допингом?

С принятием нового кодекса ВАДА ставила перед собой 3 конкретные задачи:

– сделать систему обнаружения допинга и последующего наложения санкций более эффективной,

– решать реальные проблемы современности,

– внести процессуальные усовершенствования.

Более того, документ прошел дополнительную аналитическую проверку на предмет соответствия международным концепциям прав человека и пропорциональности наложения санкций. В Кодексе ВАДА 2015 есть несколько прямых упоминаний прав человека (human rights): два упоминания во вступлении (’…эти специальные спортивные правила и процедуры сконструированы и применяются с учетом принципов пропорциональности и соблюдения прав человека’…) и одно упоминание в ст. 10.10 (финансовые последствия должны быть ‘пропорциональными’). Документ состоит из 4-х частей и 25 статей. Часть 1 посвящена общим вопросам управления допингом и налагаемым санкциям (состоит из 17 статей). Часть 2 посвящена образованию и исследованиям в области допинга (статьи 18-19). Часть 3 посвящена роли разных сторон и вопросам ответственности (статьи 20-22). Часть 4 посвящена принятию положений ВАДА, соответствию закрепленным в кодексе требованиям, вопросам изменений, дополнений и толкования положений Кодекса (статьи 23-25). Также в документе есть Приложение №1 (дефиниции) и Приложение №2 (примеры применения статьи 10 Кодекса, посвященной наложению индивидуальных санкций). И хотя статей в Кодексе всего 25, в совокупности с комментариями и обоснованием закрепления конкретных положений документ в целом довольно объемный – более 150 страниц.

Задача 1

Ранее в приоритете были точечные выборочные тесты спортсменов. Отныне акцент сделан на системной работе и добыче развединформации, направленные на выявление нарушений антидопинговых правил. Последние громкие дела, например, крушение легенды Лэнса Армстронга, были построены именно по этой схеме, что неоднократно доказало ее высокую эффективность по сравнению с силовым методом взятия выборочных проб. Конкретно в ст. 5 Кодекса в довесок к ‘тестированию’ вводится понятие ‘расследование". Расширена компетенция различных антидопинговых организаций (см ст. 11 и cт. 5.8 Кодекса) за счёт внедрения специального международного стандарта расследования, так называемого ISTI (International Standard for Testing and Investigations). Расписаны конкретные шаги по сбору, анализу, хранению и распоряжению информацией. Введен специальный стратегический ‘параметр риска", разработан технический документ, помогающий оценить различные степени риска (специальное дифференцированное меню, по которому данные спортсменов оцениваются в привязке к конкретным видам спорта, см ст. 6.4 Кодекса). Например, был значительно увеличен допустимый лимит содержания каннабиноидов (субстанция, довольно часто встречающаяся в анализах спортсменов, о которой в последние годы идет много споров). Какой уровень концентрации каннабиноидов признать недопустимой и приравнять к употреблению допинга? Содержащие каннабиноиды препараты часто используются в качестве приемлемого ‘бытового наркотика" вне соревновательной деятельности. В ст. 6.5 Кодекса был закреплен определенный порог, когда результаты теста сообщаются спортсмену и являются окончательными - уже не подлежат дальнейшему анализу и обсуждению. Также крайне важным нововведением стала презумпция научной доказанности используемых методов и принимаемых Агентством решений (ст. 3.2.1 Кодекса).

Задача 2

Необходимо решать реальные проблемы современности. Вопрос компетенции антидопинговых организаций и применяемых санкций к нарушителям. Наказанию может быть подвергнут не только спортсмен, но и профессиональная команда поддержки (например, врач, тренер, агент, помощники и тд). Ведь зачастую именно ‘люди вокруг спортсмена" с умыслом или без склоняют (рекомендуют, заставляют) его/ее употреблять допинг либо "сомнительные" препараты. Главное нововведение – увеличение срока максимально допустимой дисквалификации с 2-х до 4-х лет за умышленные нарушения антидопинговых правил. Стояла задача ужесточить наказание для (используя компьютерный язык) ‘настоящих читеров". Закреплено единое и универсальное толкования понятия "intentional" (умышленное). В законодательстве разных стран как только не толковали это понятие, что приводило к огромному количеству правоприменительных и доказательных проблем. См ст. 10.2.3 – ‘Нарушение должно быть совершено осознанно либо c грубой неосторожностью’ (with knowledge or reckless). При этом нарушения касаются только тех субстанций, которые запрещены именно в рамках соревнования (In-Competition). Например, спортсмен может доказать отсутствие умысла, что использовал(а) запрещенный препарат/субстанцию вне соревновательной деятельности.

«..Спортсмен либо иной человек, вовлеченный в деятельность, о которой он или она знали как нарушающей антидопинговые правила, либо знали, что существует значительный риск того, что подобная деятельность может стать нарушением или повлечь нарушение антидопинговых правил, и явно проигнорировали такой риск».

В случае небрежности при отсутствии умысла (no significant fault or negligence), повлекшей, тем не менее, нарушение антидопинговых правил, стояла задача внедрить более гибкую систему наказаний.

Например, как быть с продуктами и препаратами, как оказалось впоследствии, загрязненными опасными веществами? Если конкретный продукт/препарат нельзя причислить к конкретной субстанции, содержащейся в ‘черном списке"? Кодекс ВАДА 2015 в этом отношении стал куда более гибким по сравнению со старой редакцией Кодекса ВАДА 2009. Если спортсмен докажет, что с его стороны отсутствовал злой умысел, что имела место простая невнимательность (no significant fault or negligence), то наказание в зависимости от совокупности обстоятельстве и степени вины спортсмена может быть от 0 до 2-х лет дисквалификации. Российская теннисистка Мария Шарапова, скорее всего, попадет именно в эту категорию. Не больше 2-х лет дисквалификации при доказанности отсутствия умысла. Может быть и меньше с учетом всех обстоятельств ее дела. Хотя в контексте ужесточения борьбы с нарушителями и "показательной порки" (чтобы другим топовым спортсменам было неповадно, чтобы внимательно читали письма WADA и были максимально начеку) Шараповой могут дать "по полной" - все 2 года дисквалификации. В старой редакции Кодекса ВАДА 2009 "невнимательный" спортсмен минимально получал 1 год дисквалификации. Однако раньше, если спортсмены могли доказать отсутствие намерения улучшить качество своего выступления за счёт применения запрещенного препарата, то они могли рассчитывать и на сокращенный срок дисквалификации. В новом Кодексе ВАДА 2015 заложен посыл, что спортсмены могут рассчитывать на сокращение срока дисквалификации только в ситуации с 2-х летней дисквалификацией, если могут доказать конкретное соответствие правовой конструкции "No significant Fault or Negligence". Если был умысел – дисквалификация сразу на 4 года без смягчающих обстоятельств.

Также в список ответственных лиц отныне занесена и профессиональная команда поддержки спортсмена (врач, тренер, помощники и др. лица). Однако не в том смысле, что они несут полную ответственность за или вместе со спортсменом. Нет. На них ложится дополнительная дисциплинарная ответственность. Например, антидопинговая организация на национальном уровне уполномочена наложить на них конкретные дисциплинарные санкции (запретить использовать конкретные препараты в своей профессиональной практике). Иные лица-нарушители, которые входят/входили в команду того или иного спортсмена, в рамках отдельного административного/дисциплинарного/криминального разбирательства могут получить длительную профессиональную дисквалификацию. В Кодексе ВАДА 2015 появилась новая статья нарушения для спортсмена – запрет профессионально связываться с подобными людьми, то есть людьми, имеющими историю нарушений, так или иначе завязанных на допинге (будь то административный, дисциплинарный или криминальный процесс). См ст. 2.10 Кодекса.

Задача 3

Внести процессуальные усовершенствования. Стояла задача защитить интересы спортсмена и его(ее) права на надлежащий ход разбирательств (due process rights). Подобно существующему в классической судебной системе fair trial (общепризнанный принцип справедливости судебного разбирательства, соблюдение всех правил и процедур с учетом прав и обязанностей всех его участников). В Кодексе ВАДА 2015 более четко и широко раскрыто понятие fair hearing. Хотя в целом нельзя сказать на 100%, что все антидопинговые организации по всему миру сошлись (как и раньше не всегда сходились) в едином понимании заложенного ВАДА подхода fair hearing. Но это скорее отдельная тема для горячих споров и "потрошения смысла" для профессиональных правоприменителей, а также для философов и теоретиков права. В комментарии к ст. 8.1 Кодекса содержится ссылка на трактовку этого понятия в ЕКПЧ (статья 6.1 Европейской конвенции по правам человека) – ‘Timely, fair and impartial hearing’ (своевременное, справедливое и независимое слушание дела).

Процессуальные поправки в новой редакции Кодекса ВАДА в том числе учитывали и процедуры международного спортивного суда в Лозанне (CAS). В самом начале уже было отмечено о закреплении новой презумпции в ст. 3.2.1 Кодекса: ‘аналитические методы либо ограничительные решения, одобренные ВАДА после консультаций с соответствующим научным сообществом, ставшие предметом независимой экспертизы’ признаются научно доказанными. Любая попытка их оспорить должна быть сообщена в ВАДА, которая отныне имеет право в любой момент подключиться к разбирательству в CAS и потребовать у судебной коллегии назначить независимого эксперта необходимой квалификации для подтверждения соответствующего научно доказанного факта. Другое нововведение заключается в том, что стороны спора по обоюдному согласию могут не прибегать к предварительным слушаниям, а сразу перейти к полноценному разбирательству по антидопинговому делу в CAS (на практике зачастую эта предварительная стадия означает для сторон лишь дополнительные финансовые затраты, чтобы просто-напросто согласовать все нюансы, подтвердить готовность и серьезность намерений сторон переводить спор в юрисдикцию окончательного решения CAS). См ст. 8.5 Кодекса. Также был введен новый для ВАДА элемент - перекрестные и сопутствующие апелляции сторон на разного рода решения (на решения, которые влекут наложение санкций, так и на решения, которые не влекут наложение санкций).

Подведем короткий итог. Что нового привнес Кодекс ВАДА 2015 в мировую антидопинговую политику? Был сделан акцент на новых информационных инструментах и методах выявления случаев употребления допинга, было начато выстраивание новой информационной системы. Было введено более жесткое наказание для спортсменов, злонамеренно принимающих допинг. Была внедрена более гибкая система наказаний для спортсменов, уличенных в применении допинга по неосторожности или невнимательности. Были созданы дополнительные механизмы для привлечения к ответственности членов профессиональной команды поддержки спортсмена (врачи, тренеры и др). А также были усовершенствованы и конкретизированы некоторые процессуальные правила в рамках антидопинговых разбирательств. Крайне важную роль играет работа CAS и его правоприменительная практика с 2015-го года уже в свете новых правил ВАДА. Но это уже отдельная тема для анализа.

Департамент образования города Москвы

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Контрольная работа

по правовым основам ФК

Всемирный антидопинговый кодекс и его роль

Выполнил студент 4 курса

группы ИЗДО Иванов И.И.

Москва 2011 г.

Введение

1.Допинговый контроль и его организационно-правовые основы

2.Ответственность за применение допинга

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема допинга - одна из центральных в международном спортивном движении.

Допинг в спорте - это запрещенные фармакологические препараты, методы и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения, благодаря этому, высокого спортивного результата.

Вначале слово «допинг» использовалось для обозначения напитка, который употребляли племена в Южной Африке во время религиозных церемоний. В 1865 году во время соревнований по плаванию в Амстердаме впервые было употреблено слово «допинг» по отношению к спортсменам, пользовавшимся стимуляторами. Первая смерть от допинга была зафиксирована в 1886 году на соревнованиях по велоспорту. Уже в начале ХХ века применение различных стимуляторов получило широкое распространение.

Впервые вопрос, связанный с применением допинга в спорте, был поднят в 1960 году на Международном конгрессе по психофизиологии. Первой спортивной организацией, которая начала борьбу против применения допинга, был Международный олимпийский комитет. В 1967 году им было принято решение о запрете допинга в спорте. Начиная ч Игр XIX Олимпиады (1968г., Мехико) специально созданной при МОК медицинской комиссией стал проводиться допинг-контроль.

Основополагающими документами, на которых строится борьба с допингом, являются Медицинский кодекс Международного олимпийского комитета и Всемирный антидопинговый кодекс

1. Допинговый контроль и его организационно-правовые основы

Всемирный антидопинговый кодекс является фундаментальным и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа. Целью его создания было объединение всеобщих усилий для борьбы с допингом. Он достаточно конкретен в тех случаях, когда требуется согласованность для достижения гармонизации в борьбе против допинга» и в то же время универсален, когда нужна определенная гибкость. Антидопинговые правила, так же как и правила соревнований, являются спортивными правилами, которые должны неукоснительно соблюдаться. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях. Антидопинговые правила не являются правовыми основаниями уголовных дел. Политика и минимальные стандарты, установленные в Кодексе представляют собой соглашение многочисленных заинтересованных сторон, стремящихся к честной спортивной борьбе.

Участники должны соблюдать вес антидопинговые правила, закрепленные в Кодексе. Каждая сторона, подписавшая Кодекс, должна установить правила и процедуры с целью доведения до сведения представителей спорта, находящихся под юрисдикцией данной стороны, этих правил, а также обязать представителей спорта выполнять их.

Всемирный антидопинговый кодекс определяет запрещенные категории веществ и запрещенные методы для применения спортсменами. Список запрещенных классов фармакологических средств и запрещенных методов (Запрещенный список) время от времени изменяется. ВАДА обязано опубликовывать Запрещенный список не реже, чем раз год в качестве Международного стандарта.

Запрещенный список включает такие субстанции и методы, которые запрещены к использованию только в соревновательный период или все время (как в соревновательный, так и во внесоревновательный периоды). Последние способны улучшать физическую форму на предстоящих соревнованиях или маскировать применение субстанций и методов, которые запрещены только в соревновательный период. По рекомендации международной федерации Запрещенный список может быть расширен ВАДА для конкретного вида, спорта (например, бета-блокаторы в стрельбе).

Субстанции, которые запрещены к использованию все время, включают в себя маскирующие агенты, а также субстанции, обладающие долгосрочным действием, такие как анаболические средства. Все субстанции и методы, указанные в Запрещенном списке, запрещены к применению в соревновательный период. Различие между тем, что будут проверять в соревновательный период, а что во внесоревновательный, определяются Всемирным антидопинговый кодексом.

Кодексом предусмотрено существование единственного Запрещенного списка. Это помогает избежать путаницы по поводу того, какие субстанции в каких видах спорта запрещены. Для индивидуальных видов спорта нет никаких исключений из основного списка запрещенных субстанций (таких, как, например, «исключить из Запрещенного списка для «умственных» видов спорта анаболические средства»). Предпосылкой для принятия такого решения послужило то, что существуют основные допинговые агенты, которые человек, называющий себя спортсменом, принимать не должен.

Антидопинговый кодекс должен применяться ко всем спортсменам, тренерам, инструкторам, официальным липам и ко всему медицинскому персоналу, работающему со спортсменами, участвующими в соревнованиях или в тренировках перед соревнованиями, организованными в рамках олимпийского движения. Каждая сторона, подписавшая Кодекс, должна предпринять необходимые шаги для того, чтобы все указанные лица, находящиеся в сфере ее влияния, были ознакомлены с текущими допинговыми правилами соответствующей антидопинговой организацией.

Так же все, подписавшие Кодекс стороны и участники должны сотрудничать друг с другом, включая правительства, с целью координации общих усилий по разработке и осуществлению антидопинговых программ.

Обязанность каждого спортсмена - недопущение попадания в его организм запрещенных субстанций. В данном случае применяется принцип объективной ответственности, принятый во Всемирном антидопинговом кодексе, Медицинском кодексе МОК и в подавляющем большинстве других антидопинговых правил. В соответствии с этим принципом невыполнением антидопинговых требований считается любое обнаружение запрещенных субстанций (или их метаболитов, или маркеров) в пробе, взятой у спортсмена. Имеется в виду, что нарушение фиксируется независимо от того, намеренно или нет спортсмен применял запрещенную субстанцию, по небрежности ли он это сделал или по ошибке. Если в соревновательный период у спортсмена берут пробу, и она оказывается положительной, результаты данного соревнования автоматически аннулируются. Однако после этого санкции по отношению к спортсмену могут быть смягчены или отменены, если спортсмен докажет, что его вины в этом нет или эта вина незначительна.допинг спортивный фармакологический контроль

В качестве исключения из общего правила в Запрещенном списке могут быть установлены специальные критерии для обнаружения запрещенных субстанций, которые могут появляться в организме эндогенно.

Не имеет значения, принесло ли какие-либо результаты использование запрещенной субстанции или запрещенного метода. Важен сам факт их использования или же попыткииспользования, что уже само по себе является невыполнениемантидопинговых требований.

Однако, использование спортсменом во внесоревновательный период запрещенных субстанций, которые не запрещены к применению в такой период (а запрещены только в соревновательный период), не может рассматриваться как невыполнение требований.

Недопустимо уклонение спортсмена от сдачи допинг-проб. Это расценивается как невыполнение антидопинговых требований.

Запрещается проведение каких-либо действий, которые препятствуют выполнению процедур допинг-контроля, но не попадают под стандартные определения запрещенных методов. Например, изменение идентификационных номеров во время допинг-контроля и т.д.

Допинговыйконтроль представляет собой систему специальных мероприятий, включающих взятие и исследование биопроб спортсменов с целью выявления наличия в их организме запрещенных к применению веществ, либо установления использования ими запрещенных методов подготовки к соревнованиям и наказание виновных. Список допингов должен быть доведен до сведения спортсменов, тренеров и руководителей команд заранее.

Согласно правилам в обязательном порядке допинг-контроль проходят победители и призёры всех видов соревнований, а так же по решению медицинской комиссии один из нескольких спортсменов, не занявших призовых мест, кандидатуры которых определяются посредством жеребьёвки.

Бремя доказывания невыполнения антидопинговых требований возлагается на антидопинговую организацию.

. Ответственность за использование допинга в спорте

Обращают на себя внимание особенности положений об ответственности за использование допинга в командных видах спорта. Так, если более одного члена команды во время спортивного события попали в круг подозреваемых и проинформированы о возможном нарушении антидопинговых правил, вся команда должна быть подвергнута целевому тестированию. Если выявлено более одного нарушения антидопинговых правил, команда может быть дисквалифицирована.

На решения, принимаемые в соответствии с нормами Всемирного антидопингового кодекса, могут подаваться апелляции.

Всемирный антидопинговый кодекс провозглашает принципы прозрачности и подотчетности подписавших его сторон в своей работе, а так же принцип уважительного отношения к частным интересам тех, кто обвиняется в нарушении антидопинговых требований.

Против спортсмена и любой другой персоны не может применяться никаких действий в связи с нарушением антидопинговых правил, если с момента нарушения прошло более восьми лет. Таков срок давности привлечения к ответственности.

Всемирный антидопинговый кодекс должен применяться ко всем спортсменам, тренерам, инструкторам, официальным лицам и ко всему медицинскому персоналу, работающему со спортсменами, участвующими а соревнованиях или в тренировках к соревнованиям, организованным в рамках олимпийского движения.

Заключение

В спорте ведется поиск решения проблемы употребления допинга преимущественно в сфере своей внутренней самоорганизации. Хотя употребление допинга находится в той области, которая связана с соблюдением или несоблюдением правил международных спортивных объединений. Употребление запрещенных препаратов - это не только нарушение правил игры, но и способ присвоения обманным путём чужой собственности, а именно собственности, принадлежащей или предназначенной истинному победителю. А если исходить из буквы уголовных кодексов многих стран, то мошенничество - это уже уголовное преступление.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время санкции за употребление допинга резко ужесточены. Запрещаются так же провоз, продажа и распространение допинговых средств. Официальные списки не содержат полного перечня всех относящихся к той или иной группе препаратов, поскольку это практически невозможно (разные названия одних и тех же препаратов, постоянное пополнение списка известных веществ новыми, комбинированные препараты и т.д.), а приводят лишь типичные примеры, что требует досконального знания данного вопроса спортсменами, тренерами и особенно врачами команд.

Список литературы:

1.Алексеев С.В. Международное спортивное право. / Под ред. проф. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

.Всемирный антидопинговый кодекс. Версия 3.0/ Пер. с англ. Н.Д. Дурманова, В.Л. Нечипуренко.- М.: Советский спорт, 2004.

3.Национальное законодательство о физической культуре и спорте: Хрестоматия: В 2-х томах. - Том 1: Законодательные акты о физической культуре и спорте / Авторы-составители В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

.Национальное законодательство о физической культуре и спорте. Хрестоматия / Авторы-составители В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2006.