Какое значение имеют млекопитающие для человека. Какую роль играют млекопитающие? Класс Млекопитающие

Значение млекопитающих в природе и жизни человека и получил лучший ответ

Ответ от Olga_ glam_[новичек]
В жизни человека
там на еду, на шкуру,
в природе например
волк является санитаром природы
Значение млекопитающих для человека
Для человека звери имеют большое значение с тех времен, когда наш
обезьяноподобный предок впервые пошел на охоту. Можно с уверенностью
сказать, что мелкие млекопитающие и детеныши крупных животных стали пер-
вой его добычей. Переход на мясную пищу - важнейших фактор в эволюции
человека. Из шкур животных стали делать одежду, жир использовать для ос-
вещения жилища, кости для изготовления наконечников для дротиков и
стрел. У некоторых народов Севера и в настоящее время охота остается ос-
новным занятием. Каждому известно выражение "мягкое золото". Тысячи, де-
сятки тысяч охотников-промысловиков трудятся на просторах России, добы-
вая белку и ондатру, соболя и куницу, хомяка и горностая и т. д. Они
сдают государству, увеличивая его богатство, миллионы шкурок - "мягкое
золото". Разводят пушных зверей и на зверофермах.
Но не только ценную шкурку дают человеку звери. Мясо диких животных -
лося, сайги, косули и других - используется в пищу. А для жителей отда-
ленных районов, куда завоз продуктов затруднен и где природные условия
мало пригодны для развития животноводства, оно является основным в раци-
оне.
От контакта с животными, например, во время встречи в лесу с ежом,
зайцем или белкой, человек получает эстетическое удовольствие. У него
поднимается настроение. Что очень важно для психического и эмоционально-
го состояния. Многие для постоянного общения с животными поселяют их в
своем доме. Это помогает понять-сущность природы, полюбить все живое.
Такой человек будет относиться к природе бережнее, со знанием дела. Он
никогда не уничтожит сухое дерево, в дупле которого живет белка или со-
боль, без особой нужды не осушит болото, заросшую старицу, где гнездятся
птицы или обитают выдры, бобры и другие животные.
Большая роль в деле охраны природы принадлежит государству. Ряд ви-
дов, численность которых в последние десятилетия резко сократилась, в
настоящее время находится под его охраной. К. ним относятся: кабан,
бобр, выхухоль, тигр и др. Созданы специальные заповедники и питомники,
где ведутся работы по восстановлению и сохранению отдельных видов живот-
ных. В результате удалось не только спасти многих редких зверей, но и
увеличить их численность.
В домашних условиях содержатся самые различные виды млекопитающих: от
мыши-малютки и золотистого хомячка до собак и кошек.
Их можно купить на рынке, в зоологических магазинах, научно-исследо-
вательских лабораториях или отловить в естественных условиях, что, бе-
зусловно, требует особого подхода, умения и мер предосторожности.
Известно, что отдельные виды диких млекопитающих создают человеку не-
мало проблем и даже приносят вред. В некоторые годы их численность воз-
растает настолько, что они представляют большую угрозу урожаю и могут
принести значительные убытки сельскому хозяйству.
Дикие млекопитающие - источник опасных для человека болезней. Так,
сурки, малый суслик и большая песчанка - основные переносчики чумы, во-
дяная полевка может стать виновницей вспышки туляремии; волки и бродячие
собаки передают человеку бешенство, лептоспироз, гельминтозы и т. д. Из-
вестна также роль млекопитающих в формировании и поддержании природных
очагов клещевого энцефалита, клещевого сыпного тифа, лихорадки Ку и мно-
гих других болезней.
Кроме того, их жизнедеятельность отрицательно отражается на процессах
лесовозобновления, формирования травяного покрова, структуре почвы.
Миллионы грызунов и насекомоядных изо дня в день роются в поверхност-
ных слоях почвы, прокладывая длинные ходы, перебрасывают и измельчают
огромные массы земли. В лесной полосе большую "работу" землекопов проде-
лывают кроты и полевки, на болотистых берегах - ондатры и водяные крысы,
в тундрах - лемминги, на альпийских лугах Кавказа - прометеевы полевки,
на Тянь-Шанс - сурки и стадные полевки. При этом зверьки нередко повреж-
д

Ответ от 2 ответа [гуру]


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Млекопитающие - высшие гомойотермные позвоночные животные. Ихтело покрыто волосяным покровом. Кожа эластичная, богата сальными и потовыми железами.

Характерно наличие млечных желез, секретом которых выкармливается детеныш. Для осевого скелета характерно наличие семи шейных позвонков. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные, укреплены корнями в альвеолах.

Полость тела вторичная, разделена диафрагмой на грудной и брюшной отделы. Пищеварительная система дифференцирована, хорошо развита слепая кишка. Органы выделения - вторичные почки. Клоака отсутствует. Органы дыхания - лёгкие, имеющие альвеолярное строение. Кровеносная система замкнутая. Сердце четырёхкамерное, два круга кровообращения. Сохраняется только левая дуга аорты. Эритроциты безъядерные.

Головной мозг имеет большие размеры, его полушария покрыты серым веществом - корой. Средний мозг образован четверохолмием. Органы чувств развиты хорошо. Орган слуха образован внутренним, средним и наружным ухом. В среднем ухе имеется три слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремечко.

Млекопитающие раздельнополы. Самцы имеют парные семенники, самки - парные яичники. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое. Зародыш развивается (за исключением яйцекладущих) в специальном органе - матке. Распространены повсеместно. Имеют большое экономическое значение.

Млекопитающие распространены по всему земному шару. Входя в состав самых различных биогеоценозов суши и морей, они в большей или меньшей степени оказывают влияние на их животный и растительный мир. В цепях питания они являются либо потребителями первичной биомассы (травоядные), или консументами второго порядка (плотоядные). Деятельность млекопитающих играет большое значение в устойчивости биогеоценозов. Травоядные млекопитающие могут оказывать существенное влияние на видовой состав растительности лугов, пастбищу.

Некоторые млекопитающие (ежи, летучие мыши) могут выступать в качестве регуляторов численности насекомых, мышевидных грызунов.

Млекопитающие в природе способствуют распространению семян, спор различных растений, обогащают почву органическими веществами.

Важную роль играют млекопитающие как резервуар возбудителей различных заболеваний человека и животных.

Млекопитающие имеют и большое экономическое значение. Многие виды из них имеют ценный мех и являются объектами промысла (соболь, белка, бобер, куница, котик, лиса, заяц и т.д.), или разводятся в звероводческих хозяйствах (норка, песец, чернобурая лиса т.п.)

Некоторые виды млекопитающих (мыши, крысы, суслики, хомяки) питаются хлебными злаками и при большой численности их популяций могут наносить значительный материальный ущерб.

Млекопитающие имеют большое значение как источник продуктов питания для человека(мяса,молока),технического сырья(шкур, шерсти). Из органов млекопитающих получают биологически активные вещества: гормоны, ферменты. Широко используют млекопитающих в качестве лабораторных животных.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ КЛАССА МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Наибольшее значение из сельскохозяйственных животных в жизни человека имеют: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, свиньи, лошади.

Коровы происходят от южнорусского (европейского) и индо-туркестанского (азиатского) туров. Одомашнивание тура произошло 8 тыс. лет до н.э. Селекция крупного рогатого скота шла в 3-х направлениях: для получения молочного, мясного и рабочего скота.

Молочные породы - холмогорская, ярославская, красная степная дают до 5000 кг молока с содержанием жира 3,7-3,8%.

Из мясных пород известны астраханская, шортгорская, калмыцкая. К коровам молочно-мясных пород относятся симментальская,

костромская. Они имеют массу до 800 кг, удои достигают 4,7 тыс литров.

МЕЛКИЙ РОГАТЫЙ СКОТ

К мелкому рогатому скоту относятся овцы и козы. Породы домашних овец ведут свое происхождение от дикого европейского барана. Одомашнивание произошло около 9 тыс лет до н.э. В настоящее время известно более 150 пород домашних овец. Их разводят с целью получения шерсти, шкур, мяса, молока.

Грубошерстные породы овец (романовская, каракульская) имеют шерсть состоящую из ости и пуха. Из шкур этих овец шьют шубы, дубленные полушубки. Из шкурок каракульские ягнят шьют шубы, головные уборы. Из шкур полутонкорунных овец шьют меховые пальто, изготавливают воротники.

Тонкорунные овцы имеют длинную тонкую пуховую шерсть. Академиком Н.Ф.Ивановым была выведена одна из лучших тонкорунных пород - асканийская, дающая в год до 30 кг. шерсти.

СВИНОВОДСТВО - важная отрасль сельского хозяйства. Свиньи ведут свое начало от дикого кабана, широко распространенного в Европе, Северной Америке, умеренных широтах Азии. В Европе они были одомашнены в конце неолита. Одной из лучших пород является английская крупная белая, украинская степная белая. Последняя была выведена акад. М.Ф.Ивановым от скрещивания белой английской и "беспородной" украинской. Порода отличается высокой скороспелостью, хорошей плодовитостью. Масса свиней этой породы достигает 300 кг. Высокими качествами обладают также ливенская и брейтовская породы.

Домашние лошади - ведут свое происхождение от дикой лошади Пржевальского. Лошадей используют для выполнения различных работ, верховой езды; мясо - в пищу, а молоко кобылиц - для изготовления кумыса. В настоящее время насчитывается более 100 пород лошадей. Все породы можно разделить на 2 типа - северный, более тяжелый и южный- легкий.

В нашей стране были выведены и разводились владимирские тяжеловозы, способные везти груз более 10 т. В России выведены такие скаковые породы: донская, терская, буденовская, а из легкоупряжных - орловский рысак.

Южные породы лошадей в основном верховые. Это арабские, ахалтекинские, кабардинские рысаки.



Полезные млекопитающие многочисленны и разнообразны. Среди давно прирученных домашних животных они занимают более 60% (15 видов). К их числу надо прибавить разводимых в клетках пушных зверей, находящихся на разной стадии доместикации (примерно 20 видов), а также многочисленных лабораторных животных (крысы, мыши, морские свинки и многие другие). Разведение в неволе сопровождается, выведением новых пород этих животных. Число пород собак достигает примерно 200 и продолжает увеличиваться; у кроликов известны более сотни пород; среди лабораторных животных множится число генетически чистых линий мышей и крыс. Продолжается одомашнивание новых видов: лося как транспортного животного, оленя-марала для получения пантов; новых пушных зверей и лабораторных животных. Для улучшения имеющихся и получения новых пород используется гибридизация домашних животных с дикими видами.

Охотничье-промысловые животные приносят немалый доход во многих районах. Успешная охрана их запасов и восстановление численности почти уничтоженных хищнической эксплуатацией в дореволюционной России соболя, бобра, калана, котиков и других животных увеличило охотничьи богатства нашей страны; успешная акклиматизация американских грызунов - ондатры и нутрии - также расширило их. Добыча соболя, куниц, белки, песца, лисицы и других пушных зверей вместе с развивающимся разведением наиболее ценных пушных видов в неволе обеспечивают потребности страны в пушнине. Основными промысловыми видами лесной зоны остаются белка, соболь, куница, горностай, лисицы и зайцы. В связи с ростом численности ценных куньнх белка уступила им первое место (по стоимости добываемых шкурок). В тундровой зоне основное значение сохраняют песец и заяц-беляк, в степях и пустынях - лисицы, зайцы, мелкие куньи, суслики; в долинах рек - ондатра, водяная крыса, выдра, а на юге - нутрия; в горных районах важное значение имеют сурки. Другие виды (медведи, кошки и др.) составляют лишь малую долю добываемой пушнины. Дикие копытные, численность которых во многих местах заметно увеличилась, служат важным источником мяса и шкур: северные олени в тундре, лоси и олени в лесной зоне, сайга в степях и полупустынях. Особое место занимает морской зверобойный промысел, производимый либо на лежбищах (котики), куда звери приходят для размножения, либо с морских судов (китобойный и тюлений промысел). В первом случае ведется правильное хозяйство с регулируемым отловом животных (преимущественно молодых самцов). Морской китобойный промысел регулируется международными соглашениями, пока не всегда гарантирующими сохранение основного поголовья животных, численность которых заметно убывает. Продуктами морского промысла служат не только шкуры (мех) животных, но и их жир и некоторые другие ценные продукты (например, спермацет кашалотов).

В список вредных животных включают хищников, нападающих на домашних животных и человека, вредителей леса и сельскохозяйственных растений, хранителей и распространителей болезней человека и домашних животных. Нападения крупных хищников (тигр, лев, леопард, волки, гиены, медведи и др.) па человека достаточно редки и обычно производятся особями, потерявшими способность добывать естественную добычу. Такие -людоеды-, безусловно, подлежат истреблению. Нападение волков на человека почти всегда связано с их заболеванием бешенством. Необходимо ограничивать численность волков и других хищников в местах, где они нападают на сельскохозяйственных животных; однако не следует преувеличивать их вредность. Резкое сокращение численности крупных хищников вынуждает принять меры к их охране: в нашей стране запрещен отстрел белого медведя, тигра, снежного барса.

Посевам, посадкам и пастбищам вредят грызуны и зайцеобразные. Их вредность увеличивается тем, что многие полевки и мыши способны к массовым размножениям, когда вред от них резко возрастает. В садах существен вред от сонь и мышей. Истребление вредителей сельского и лесного хозяйства ведется преимущественно ядохимикатами, что позволяет уменьшить их численность, по нередко отравляет окружающую среду и не устраняет опасности повторных массовых размножений. Разработка новой стратегии борьбы с вредителями этой группы должна быть первоочередной задачей зоологов. Многие млекопитающие служат хранителями и распространителями опасных природно-очаговых заболеваний человека и домашних животных, а также прокормнтелями переносчиков этих заболеваний: клещей , блох , вшей , москитов . Сурки, суслики, песчанки, некоторые полевки, мыши и другие грызуны (всего около 200 видов) хранят и распространяют чумного микроба. Водяные крысы и другие гигрофильные полевки, зайцы (всего более 60 видов) распространяют туляремию . Передаваемые клещами вирусные инфекции, особенно энцефалиты, связаны с прокормлением этих переносчиков мелкими млекопитающими (личнночно-нимфальные фазы) и крупными млекопитающими - хищниками, копытными (взрослые клещи).

Близкий круг носителей существует у геморрагических лихорадок , клещевого сыпного и возвратного тифов . Пустынные грызуны (песчанки) оказываются хозяевами кожного лейшманиоза , а собачьи - висцерального лейшманиоза . Без участия переносчиков млекопитающие хранят и передают инфекцию бешенства (хищные, некоторые летучие мыши), эризипилоида , лептоспирозов и листериоза (полевки, крысы, мыши, насекомоядные, хищные и копытные). Многие из этих инфекций имеют природные очаги, т. е. постоянно существуют в природе. Человек может заболеть, попав на территорию очага и вступив в контакт с больным зверьком или зараженным переносчиком (блохой, клещом и т. п.). Теория природной очаговости болезней, разработанная акад. Павловским Е.Н. и его учениками, стала научной основой борьбы с этими болезнями, в результате которой многие очаги были ликвидированы или подавлены. Использование полезных диких животных и борьба с вредителями сельского хозяйства и здоровья человека требуют глубокого изучения структуры их популяции и динамики численности. В обоих случаях это одна и та же задача управления изменениями численности экономически важных видов, но с обратными целями. Она сводится к выработке стратегии и определению средств и способов воздействия на популяции. Все чаще при этом начинает использоваться сложная вычислительная" техника, позволяющая уточнить и детализировать прогноз событий в популяциях экономически важных видов млекопитающих.

Значение млекопитающих в жизни человеческого общества весьма разнообразно. Это определяется, с одной стороны, обилием и разнообразием видов зверей, с другой - разнообразием хозяйственной деятельности человека.

В целом класс млекопитающих представляет огромное природное богатство, заслуживающее бережного отношения.

В настоящее время это весьма актуально, так как за предшествующие столетия уже полностью истреблено более 100 видов. Среди истребленных животных такие уникальные, как морская корова, бык тур, дикая лошадь тарпан и др.

Сейчас во многих странах ученые заняты важной проблемой - сохранением и увеличением численности редких животных, из млекопитающих - в первую очередь некоторых видов китов и тюленей, белого медведя, азиатского льва, азиатского носорога, лошади Пржевальского, кулана, горала, дикого пятнистого оленя и других. Опыт показывает, что при надлежащей постановке дела восстановление численности видов вполне реально. Достаточно вспомнить замечательные результаты, которых удалось добиться при восстановлении поголовья сайгака, лося, соболя.

Итоговая оценка значения ряда видов иногда встречает затруднения, связанные с тем, что один и тот же вид в разной природной и хозяйственной обстановке играет разную роль. Многие виды мелких грызунов вредны для полевых культур. Местами они мешают лесонасаждению.

Вместе с тем ими питаются пушные хищники, мех которых представляет большую товарную ценность. Лесные мышевидные грызуны составляют основу кормового благополучия для таких ценных зверей, как, например, соболь, куница, норка, колонок. Но в известной ситуации они представляют опасность для здоровья человека как хранители инфекций и прокормители клещей - передатчиков болезней.

Лисица нежелательна близ птицеферм и на территории охотничьих хозяйств, где разводят фазанов или других птиц - объектов охоты. Этот же вид в таежной полосе никакого реального вреда не приносит и представляет большую ценность как пушной зверь. Вблизи посевов, несомненно, вредны суслики и полевки. Они вредят посевам на разных стадиях произрастания их: поедают высеянные семена, портят всходы, уничтожают семена созревших растений.

Местами грызуны вредят травяному покрову на пастбищах. Бывают случаи уничтожения в травостое более 50 % самых ценных растений, например злаков и бобовых. Некоторые грызуны (большая песчанка и др.) мешают пескоукрепительным работам, так как растаскивают заделанные в землю семена кустарников и древесных растений. Слепыши, цокоры, местами водяные полевки и кроты, выбрасывая при сооружении нор землю на поверхность, затрудняют сенокошение.

Некоторые млекопитающие, в основном грызуны, имеют существенное эпидемическое значение, так как являются хранителями и передатчиками опасных для человека болезней. Кроме того, они служат прокормителями клещей и некоторых насекомых, распространяющих эти заболевания, называемые антропозоонозными. Сурки, суслики, песчанки, крысы - бациллоносители и распространители страшного заболевания людей - чумы. Чумные палочки передаются человеку при непосредственном контакте или через питающихся на больных зверьках блох.

Микробоносителями туляремии среди млекопитающих служат преимущественно грызуны, в первую очередь водяная полевка, обыкновенная полевка, домовая мышь, суслики, зайцы. Возбудитель передается человеку через кровососущих насекомых, клещей, через воду или при непосредственном контакте с больным зверьком, например при снятии с него шкурки.

При эпизоотиях пастбищных сыпнотифозных лихорадок возбудители (риккетсии) передаются от больных грызунов клещами. При вирусных энцефалитах (тяжелое поражение центральной нервной системы) возбудителей от больных зверьков также передают клещи. С грызунами - вредителями сельского хозяйства или опасными в эпидемическом отношении - ведется планомерная борьба. Диких млекопитающих добывают для получения разнообразных продуктов, а также ведут на них спортивную охоту, которая до настоящего времени не потеряла значения.

Технологическая карта урока

Предмет: биология 7 класс В.М. Константинов

Тема урока: «Млекопитающие. Значение в природе и в жизни человека».

Тип урока: урок обобщения и «открытия» новых знаний .

Ц ель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных отрядах Млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека.

Задачи урока:

    Образовательные – обобщить и расширить знания учащихся о роли млекопитающих в природе и жизни человека, выяснить влияние человека на видовой состав и численность млекопитающих.

    Воспитательные – сформировать экологическую культуру с элементами краеведения, бережное отношение к природе.

    Развивающие – развить логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развить познавательный интерес к предмету.

Оборудование и материалы Таблицы по охране животных, рисунки по нервной и кровеносной системе хордовых, карточки с разноуровневыми заданиями, материал кабинета, ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска

I . Повторение и обобщение изученного

- Ребята, мы познакомились с вами с представителями класса млекопитающие. Изучили их строение, познакомились с физиологическими особенностями, образом жизни и сегодня на уроке мы с вами выясним роль млекопитающих в природе и жизни человека . Мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их.(запись числа, темы урока в тетрадь)

При изучение представителей каждого класса, мы говорили о характерных особенностях. А какими характерными особенностями обладают млекопитающие,

что их отличает от других классов царства животные.

Перечислите черты строения, которые характерны для млекопитающих животных.

На доске записаны группы животных найдите среди них представителей класса млекопитающие

Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку Вы его выбрали:

а) тюлени, кошки, морские львы, моржи

б) лошади, зебры, олени, носороги;

в) олень, белый медведь, куропатка, верблюд

Дети настраиваются на урок, слушают, записывают число, тему урока.

- Работа с учебником: характеристика класса млекопитающие.

Работа в группах

- тюлени, морские львы, моржи – отряд Ластоногие, а кошки – отряд Хищные;

- олени – отряд Парнокопытные, а остальные – отряд Непарнокопытные;

Осетр – рыба

Лангуст и речной рак - ракообразные,

а остальные-звери.

Слайд № 1

Многообразие млекопитающих

II . Постановка учебной задачи

Ребята, давайте представим на минуту, что млекопитающих не стало. Смогли бы мы обойтись без млекопитающих?

А какова роль их в природе? Чтобы ответить на вопрос необходимо выполнить задание. Выберите правильные утверждения. Номера правильных утверждений записать в тетрадях.

1. Млекопитающие регулируют рост и развитие растений.

2. Регулируют численность других животных.

3. Выполняют роль санитаров.

4. Служат основным источником пищи для других животных.

5. Образуют пищевые связи.

6. Поедают множество насекомых.

7. Служат добычей птиц и пресмыкающихся.

8. Служат пищей для человека.

Ответы с места

Самостоятельная работа в тетрадях

- Беседа

- Просмотр видеоматериала.

Слайд № 2

Учебные задачи:

(на доске)

III . Включение в систему знаний и повторения

Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих?

Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу

Давайте познакомимся более подробно с образом жизни некоторых животных России занесенных в Красную книгу. Для этого просмотрим видеоматериал об этих удивительных животных.

- Ребята, как вы думаете, что стало причиной их истребления

- Каким животным поставлены памятники?

Беседа

Просмотр видеоматериалов

Ответы

Дети приводят примеры из жизни

- В Риме – ослу труженику, в Париже – сербернару, спасшему в Альпах 41 человека; в Берго Сан-Лоренцо (Италия) псу Верному, в течение 14 лет ходившему на остановку встречать хозяина, погибшего на войне; в Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке.

Слайд № 3

Виды

Млекопитающих, занесенных в красную книгу

IV . Итог урока.

Подведем итог

Млекопитающие – высокоорганизованные животные, многие обладают сложным поведением. Имеют ряд приспособлений для жизни в определенных условиях и средах.

Редкие и исчезающие млекопитающие нуждаются в охране и бережном отношении со стороны человека

Слайд № 4

На доске эпиграф И. Гете: «Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей».

V . Домашнее задание.

Параграф 58

Запись на доске