Экологические конвенции и соглашения, подписанные россией. Международное экологическое право: понятие, источники

Международное экологическое право (МЭП) - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. В отечественной литературе более распространено название «международное право окружающей среды». Термин «экологическое право» представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферного воздуха. - М.: Наука, 2007. - 174 с..

Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своем развитии прошел несколько этапов. Выделяют три этапа становления и развития МЭП: 1839-1948 гг.; 1948-1972 гг.; 1972-по настоящее время.

Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап - с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу Балашенко С. А., Макарова Т. И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: учеб. пособие. - Минск: World Wide Printing, 2006. - 99 с..

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

В современных условиях защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой. Загрязнение вод наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Деградация сельхозугодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет «парниковый эффект», т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, испытания ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, в Персидском заливе, в Югославии и др. Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право / М.Н. Копылов. - Москва: РУДН, 2007. - 167 с.

Положение государств в отношении защиты окружающей среды различно. Государствам, образовавшимся в результате ликвидации СССР, досталось тяжелое наследие в результате длительного пренебрежения к интересам защиты природы. Обширные районы оказались отравленными и неспособными обеспечить нормальные условия жизни. Между тем ресурсы на исправление положения предельно ограниченны.

В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость - сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов Международное право: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. - М. : НОРМА, 2010. - 133 с.. охрана природный ресурс международный

Все ранее сказанное стимулирует динамичное развитие международного экологического права. Заслуживает внимания особенность этого развития, состоящая в большой роли общественности и средств массовой информации. Многие акты и решения принимаются правительствами под их воздействием. Массовые движения в защиту природы, различные партии «зеленых» становятся все более влиятельными.

Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права - принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:

  • - основные принципы международного права;
  • - специфические принципы МЭП.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это, прежде всего, основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств Международное право: учебник / отв. ред. Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкая. - М.: Юристъ, 2005. - 120 с..

Специфические принципы международного экологического права - категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП.

Специфические принципы международного экологического права:

  • 1. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного экологического права. Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.
  • 2. Недопустимость нанесения трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.
  • 3. Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами и т. д.
  • 4. Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.
  • 5. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т.д.
  • 6. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.
  • 7. Обеспечение экологической безопасности: обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.
  • 8. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.
  • 9. Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля Трусов А. Г. Международное экологическое право (международное право окружающей среды) : учеб. пособие. - М.: Академия, 2009. - 67 с..

Таким образом, международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды - составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов.

Следует заметить, что решение (которые обычно квалифицируются как резолюции) международных организаций не имеют законодательного значение, хотя и влияют на создание норм международного права. Следовательно, влияние на их бы стороны имеет не директивный, а рекомендательный характер, реализуется только после принятия той или иной рекомендации международной организации определенной государством. В этом заключается одна из специфических причин ст адности управления международным сотрудничествоом.

время понятно, что решение всех экологических проблем в пределах одной страны только национальными усилиями уже невозможно. Необходимо чтобы аналогичные меры предпринимались и другими странами. Следует также ко онтролюваты экологическое воздействие каждой из стран далеко за ее пределами. Речь идет о трансграничном переход загрязненной воды и воздуха, об импорте товаров, содержащих опасные токсичные компоненты и и ін.

Самостоятельное решение экологических проблем отдельными странами становится невозможным также из-за необходимости привлечения больших материальных, научных, интеллектуальных и других ресурсов. А это не всегда наслаждаться жна сделать одна страна. Например, в мире сейчас широко используется около 60 тыс. химических веществ и несколько сотен из них оказались опасными (токсичными, легковоспламеняющимися, взрывчатыми и т.д.). Эти вещества попадают в окружающую среду, загрязняют его и часто неблагоприятно влияют на здоровье человека (например, отравление веществами, захороненных в"канале любви"у. Ниагарского водос распада в. США, ликвидация последствий которых стоила 30 млн долларов). Ежегодно на мировом рынке появляется почти 1 тыс. новых химических веществ, каждая с объемом реализации не менее 1 тонны. Это побуждает к при принятию обще-региональных и общемировых решений высшего политического уровня. Пришло время сказать веское слово и так называемой экологической дипломатии. Именно она призвана обеспечить надлежащие условия пос тупального и беспрепятственного развития международного природоохранного сотрудничества для объединения усилий стран и народов в интересах сохранения окружающей среды подразумевает принятие конкр етних меры для исправления неблагоприятной экологической ситуации на планете, в отдельных странах, в том или ином регионе. От деклараций к практическим действиям на глобальном, региональном и национальном уровнях природоохранной работы - так можно сформулировать кредо экологической дипломатии сегодняої дипломатії сьогодні.

Примечательно, что вопросы охраны окружающей среды на глобальном уровне начали рассматриваться в. ООН почти с момента ее основания в 1962 году. Генеральной. Ассамблеей. ООН была принята резолюция"экономических ческий развитие и охрана природы", в 1971 году - программу"Человек и биосфера", к работе в которой вовлечена и Украина. Программой предусмотрен соответствующий комплекс природоохранных исследований и мероприятий -. ВВИ йснюеться, в частности, защита от загрязнений вод бассейна. Днепра, защита от загрязнения. Донецкого региона; рациональное использование, восстановление и усиление защитных функций экосистем. Карпат; рационального не использование и охрана природных ресурсов. Полесья (в связи с осуществлением крупномасштабной осушительной мелиорации), разработка и совершенствование технологических процессов с уменьшенным количеством газовых выбросов в атмосфервих викидів в атмосферу.

Центральным звеном и координатором международной природоохранной взаимодействия является. ЮНЕП. Программа. ООН по окружающей среде (ЮНЕП) основана 27-й сессией. Генеральной. Ассамблеи в 1972 году на основе рекомендаций ндаций. Конференции. ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм, 5-16 июня 1972) для обеспечения скорейшего и эффективного осуществления правительствами и международными сообществами мероприятий, сп рямованих на защиту и улучшение окружающей среды. Эта организация со штаб-квартирой в. Найроби (Кения) сегодня имеет отделения во всех частях земного шалі.

Стокгольмской конференцией были определены три основные функциональные задачи международного природоохранного сотрудничества под эгидой. ЮНЕП: оценка окружающей среды (мониторинг, обмен информа ациею) природоохранное управление (определение целей и планирование, международные консультации и соглашения). Прочие мероприятия (образование, общественная информация, техническое сотрудничество.

Нельзя не признать, что до практического международного сотрудничества в экологической сфере значительная часть стран подключилась с заметным опозданием. Декларируя на словах приверженность делу защиты окружающей шнього среды, часто оставались вне важнейшими международными мероприятиями в экологической сфере, по сути - игнорировали опыт, накопленный многосторонней дипломатией в этой сфере. Да, советская и. Союз, из чисто политических соображений, не участвовал в работе. Стокгольмской конференции. ООН по проблемам окружающей среды. По этим были и финансовые сложности, ведомственные проблемы, а главное наверное, страх раскрыть"тайную"информацию о себе и неоправданный расчет только на собственные силы. Именно на упомянутом форуме родилась декларация, которая заложила идеологические основы международной деятельности по з исту окружающей средыого середовища.

Сейчас. ЮНЕП осуществляет около тысячи проектов и программ, касающихся всех уголков планеты. В ее рамках действуют следующие природоохранные программы, как. Глобальная система мониторинга окружающей среды,. Гл лобальна база данных о природных ресурсах,. Международный реестр потенциальных токсических веществ,. План действий. ООН по борьбе с опустынивание,. Глобальный план действий по охране морских млекопитающих,. План действий по троп ичних лесов,. Программа экологически рационального использования внутренних вод,. Всемирная политика в отношении почв. Совместно с другими организациями. ООН. ЮНЕП участвует в выполнении. Всемирной климатической программы,. Международной геосферно-биосферной программы"Глобальные изменения",. Международной программы образования в области окружающей среды,. Программы помощи развивающимся странам, в решении проблем в избавь окружающей средыо середовища.

последние годы. ЮНЕП выступила инициатором принятия таких важных природоохранных документов, как. Венская конвенция по охране озонового слоя, Базельская конвенция о контроле за трансграничной п передвижением опасных отходов и их уничтожением. Под эгидой этой организации ведется разработка глобальной конвенции по сохранению биологического разнообразия планеты. Такие широкие возможности. ЮНЕП, нак опичений ней ценный научный и практический опыт природоохранной работы заслуживают пристального внимания в Украину для решения собственных неотложных экологических проблеем.

В таком авторитетном документе, как"Заключительный акт"Совещания по безопасности и сотрудничеству в. Европе (1975 год), отмечалось, что защита и улучшение окружающей среды, охраны природы и рациона ального использования ее ресурсов в интересах нынешних и будущих ее поколений является одной из задач, которые имеют наибольшее значение для благосостояния народов и экономического развития всех стран. Многие проблемы на окружающей природы, в частности в. Европе, могут быть эффективно решены только путем тесного международного сотрудничествробітництва.

В 1982 году сессия. ООН приняла документ исторической важности -"Всемирную хартию природы"Под эгидой. ООН в 1983 году была создана. Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которая подготовила важную доклад"Наше общее будущеепільне майбутнє".

Проблемы экологии в масштабе нашей планеты были рассмотрены и на. Международном форуме"За безъядерный мир, за выживание человечества", который состоялся в. Москве в феврале 1987 года. К сожалению, тогда в. СССР вплоть до его в распада не было единой государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. А жизнь показывало, что без сильной внутренней экологической политики внешнего ния экологическая политика немыслима, невозможна и надежная международная экологическая опасностейічна безпека.

Отсутствие в большинстве стран существенных достижений в деле охраны окружающей среды негативно сказалась и на учете фактора экологии во внешней политике. Решения и резолюции в сфере окружающей олишнього среды, принятых на международном уровне, мало влияли на улучшение экологического состояния. Например, резолюция 35-й сессии. Генеральной. Ассамблеи. ООН"Об исторической ответственности к. РАМН за сохранение природы. Земли для нынешнего и будущих поколений"(1981 год) для многих стран так и осталась лишь хорошим призывом к действию. Безусловно, и сейчас разные страны имеют неодинаковые мате ные возможности для выполнения международных соглашений частности, если интеллектуальный потенциал Украины кажется достаточным для этого, то материальные возможности довольно ограничены. И это нельзя не учитывать план уючы и осуществляя екополитични западеолітичні заходи.

Подать пример организации международного экологического сотрудничества на региональном и межрегиональном уровнях могла бы, как уже отмечалось,. Европа. Именно к ней и обращено предложение о формировании си истема экологической безопасности и осуществления долгосрочной континентальной экологической программы. Для этого есть надежная организационная структура -. Европейская экономическая комиссия. ООН с ее богатым опытом испы иджень и проектов по вопросам охраны окружающей среды. Положительно воспринимается общественностью и готовность к конструктивному континентального сотрудничества по вопросам окружающей среды, декларируется. Европейским. Сообществом и. Советом. Европыопи.

Охрана окружающей среды международно-правовыми средствами является сравнительно молодой отраслью международного права. Фактически, сегодня можно говорить лишь о становлении и формировании соответствующей системы норм и принципов. Вместе с тем, огромная значимость предмета регулирования этой отрасли для всего человечества позволяет прогнозировать интенсивное развитие международного экологического права в самом обозримом будущем. Стоящие на повестке дня глобальные экологические проблемы в той или иной мере затрагивают интересы всех государств и объективно требуют координации усилий мирового сообщества по их разрешению. Некоторые цифры, характеризующие современное состояние окружающей среды, выглядят весьма угрожающими. Так, в настоящее время около трети всей сухопутной территории земного шара находится под угрозой превращения в пустыню. За последние 50 лет лесной фонд планеты сократился почти в два раза. Более тысячи видов животных находятся под угрозой вымирания. около половины населения планеты страдает от нехватки водных ресурсов. Почти все перечисленные проблемы носят антропогенный характер, то есть в той или иной степени связаны с деятельностью человека. Общепризнанно, что экологическая безопасность является неотъемлемой частью глобальной международной безопасности в широком смысле этого понятия. В связи с этим уже к настоящему времени в международном праве сформировалась определенная нормативная база, посвященная охране окружающей среды.

Международное экологическое право (международно-правовая охрана окружающей природной среды) – это система принципов и норм, регулирующих деятельность субъектов международного права по рациональному и экологически обоснованному использованию и охране природных ресурсов, а также сохранению благоприятных условий жизни на Земле .

Научно-технический прогресс и связанный с ним рост производительных сил человека как биологического вида приводит к целому комплексу проблем, решение которых не под силу сегодня отдельно взятым государствам. К таким проблемам, в частности, относятся:

Истощение природных ресурсов;

Загрязнение природной среды;

Необратимая деградация экосистем;

Исчезновение отдельных биологических видов;

Ухудшение экологической обстановки и т.д.

Принципиальной особенностью экологических проблем является их глобальный характер, что обусловлено органическим единством среды обитания человека на Земле. Масштабы хозяйственной деятельности человека и антропогенное воздействие на природную среду в настоящее время таковы, что изолировать вредные последствия от них практически невозможно. Особенно это касается глобальных экосистем: атмосферы, Мирового океана, космоса. Следовательно, государства как субъекты международного права объективно вынуждены сотрудничать для решения стоящих перед ними задач. Данная необходимость отчетливо осознается мировым сообществом, что находит свое отражение в создании соответствующим образом ориентированных принципов, норм и механизмов.


Экологическое право включает в себя, главным образом, охрану окружающей среды как сферы физического существования человека. Под окружающей средой следует понимать совокупность, как минимум, трёх элементов: объектов живой среды, объектов неживой среды и объектов искусственной среды .

Объекты живой среды – это флора и фауна, растительный и животный мир планеты. В данный элемент окружающей среды входят как те растения и животные, которые имеют хозяйственное значение для человека, так и те, которые опосредованно влияют на условия его существования (через поддержание баланса своих экосистем).

Объекты неживой среды, в свою очередь, делятся на гидросферу, атмосферу, литосферу и космическое пространство. Сюда относятся морские и пресноводные бассейны, воздушный бассейн, почва, космос и небесные тела.

Объекты искусственной среды – это сооружения, созданные человеком и оказывающие существенное влияние на условия его существования и природную среду: плотины, дамбы, каналы, хозяйственные комплексы, полигоны, мегаполисы, заповедники и т.д.

Необходимо отметить, что все элементы окружающей среды связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Поэтому международно-правовая охрана окружающей среды требует комплексного подхода. Именно такой подход является основой концепции устойчивого развития и концепции экологической безопасности.

Анализ действующих международно-правовых документов позволяет выделить несколько основных направлений международного сотрудничества в области охраны окружающей среды . Во-первых, это установление экологически обоснованного, рационального режима эксплуатации природных ресурсов. Во-вторых, предотвращение и сокращение ущерба окружающей среде от загрязнения. В-третьих, установление международной ответственности за нарушение соответствующих норм. В-четвертых, охрана природных памятников и резерватов. В-пятых, регулирование научно-технического сотрудничества государств по охране окружающей среды. В-шестых, создание комплексных программ природоохранных мероприятий. Согласно регистру ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), в мире действуют более тысячи международных договоров, совокупность которых и образует международное право окружающей среды, или международное экологическое право. Наиболее известными среди них являются следующие.

В области защиты флоры и фауны действуют Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 года, Конвенция об охране природы и сохранении животного мира в Западном полушарии 1940 года, Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 года, Международная конвенция об охране птиц 1950 года, Международная конвенция по защите растений 1951 года, Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 года, Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке 1968 года, Вашингтонская конвенция 1973 года о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, Боннская конвенция 1979 года об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе, Конвенция 1979 года о мигрирующих видах диких животных, Соглашение об охране полярных медведей в Европе 1973 года, Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, Международное соглашение по тропической древесине 1983 года, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года, Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1986 года и другие.

Международно-правовой защите атмосферы посвящена Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года. В настоящее время в рамках Конвенции действует целый ряд документов, более подробно регламентирующих обязанности ее участников: Хельсинский протокол 1985 года о сокращении выбросов серы на 30 %, Софийский протокол 1988 года о борьбе с летучими выбросами оксидов азота, Женевский протокол 1991 года о летучих органических соединениях, а также принятый в 1994 году в Осло Протокол о дальнейшем сокращении выбросов серы. В 1985 году была принята Венская конвенция об охране озонового слоя (действует с Монреальским протоколом к ней 1987 года), а в 1992 году – Рамочная конвенция ООН об изменении климата.

В области охраныморской среды наибольшее значение имеют Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года, Лондонская конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года и Протокол 1978 года к ней, система Договора об Антарктике 1959 года, Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение 1971 года, Конвенция по охране и использованию трансграничных водных путей и международных озер 1992 года. Кроме того, действует большое количество региональных договоров об охране морской среды: Барселонская конвенция 1976 года о защите Средиземного моря от загрязнения, Конвенция по предотвращению загрязнения Рейна химическими веществами 1976 года, Кувейтская региональная конвенция по охране морской среды от загрязнения 1978 года, Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 года, Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря 1992 года, Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года, Конвенция по охране морской среды северо-восточной части Атлантического океана 1992 года, Киевский протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды 2003 года и другие.

Ряд экологических норм закреплен в соглашениях, регулирующих сотрудничество государств в области освоения космоса , который также оказывает большое влияние на состояние окружающей природной среды. Подробнее об этих соглашениях в главе 22.

Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения предусматривается, в частности, Конвенцией 1980 года о физической защите ядерного материала. Кроме того, в 1986 году была принята Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, а также Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации. Еще ранее, в 1960 году в Париже была принята Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, а в 1962 году в Брюсселе - Конвенция об ответственности операторов ядерных судов. Следует также упомянуть о Конвенции о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 года. Наконец, в 1997 году была принята Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами (пока не вступила в силу).

Отдельно следует указать на международные соглашения, которые призваны защитить окружающую среду от ущерба, связанного с военной деятельностью государств. К ним, в частности, относятся Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 года, Московский договор 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и Конвенция 1977 года о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Запрет на военную деятельность, наносящую ущерб природе, содержится также во Всемирной хартии природы 1982 года и в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года.

Некоторые международные соглашения в области охраны окружающей среды не касаются каких-либо отдельных природных объектов, так как регулируют общие вопросы экологической безопасности . К таким соглашениям можно отнести, в частности, Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и Протокол 1976 года к ней, Международную конвенцию о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года и Протокол 1976 года к ней, Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, Европейскую конвенцию 1991 года об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Рамочную конвенцию об изменении климата 1992 года, Конвенцию о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 года, Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 года, Конвенцию о трансграничном воздействии промышленных аварий 1998 года, Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях 2001 года, а также ряд документов в области защиты прав человека, закрепляющих право каждого на благоприятную окружающую среду.

Что касается двусторонних и региональных договоров , то они в большинстве случаев регулируют совместное использование международных и трансграничных рек и бассейнов, защиту местной флоры и фауны, карантинные мероприятия и т.д. Например, в 1992 году Казахстан и Россия подписали договор о совместном использовании водных объектов. Аналогичные соглашения у Казахстана есть с государствами средней Азии. 27 марта 1995 года в Вашингтоне было подписано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством США о сотрудничестве в области защиты окружающей среды и природных ресурсов. В рамках СНГ в 1992 были приняты Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды и Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения. Подобные соглашения действуют и в других регионах, например - Африканская конвенция по сохранению природы и природных ресурсов 1968 года.

Важной особенностью международного права окружающей среды является наличие большого количества рекомендательных актов : деклараций, резолюций и решений международных организаций (так называемое “мягкое право”). Не имея обязательной юридической силы, эти международные документы формулируют общие принципы и стратегию развития данной отрасли международного права. Позитивное значение рекомендательных актов заключается в том, что они отражают наиболее желаемую модель поведения государств в области охраны окружающей среды и указывают стандарты, которым в перспективе должно соответствовать мировое сообщество. В известном смысле, “мягкое право” объективно опережает сегодняшние возможности государств в данной сфере.

Наиболее авторитетными актами рекомендательного характера в области международно-правовой охраны окружающей среды являются Всемирная хартия природы 1982 года (одобрена 37-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН), Стокгольмская декларация ООН по проблемам окружающей среды 1972 года и ряд документов, принятых в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.

Декларация 1972 года впервые закрепила систему принципов международного сотрудничества по охране окружающей среды, на универсальном уровне определила подходы к решению субъектами международного права экологических проблем. Впоследствии положения Декларации нашли подтверждение в международных соглашениях и в практике международного сотрудничества. Например, преамбула Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года прямо упоминает один из принципов Декларации 1972 года.

Важным результатом Стокгольмской конференции 1972 года (СССР не принимал в ней участия) стало создание более чем в ста государствах специальных правительственных структур - министерств по охране окружающей среды. Эти органы должны были контролировать выполнение принятых на Конференции решений.

Необходимость решения проблем окружающей среды и важность усилий в этой области подтверждены и в таком авторитетном акте, как Парижская хартия для новой Европы 1990 года . В хартии подчеркивается первостепенное значение внедрения чистых и малоотходных технологий, важная роль широкой осведомленности общественности по вопросам окружающей среды, а также необходимость соответствующих законодательных и административных мер.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года , которая проходила в Рио-де-Жанейро ("Саммит Земли"), знаменовала собой качественно новый этап в развитии международного экологического права. Впервые на глобальном уровне была сформулирована идея единства устойчивого экономического роста и охраны окружающей среды. Иными словами, на Конференции решительно отвергалась возможность социального и экономического прогресса без решения основных экологических систем современности. При этом международное сотрудничество в области охраны окружающей среды должно осуществляться с учётом дифференцированного подхода к потребностям отдельных категорий стран.

На Конференции была принята Декларация принципов , направленных на достижение устойчивого развития. Из 27 принципов, сформулированных в Декларации, ряд имеют непосредственное отношение к охране окружающей среды: принцип дифференцированной ответственности, принцип осторожности, принцип оценки воздействия на окружающую среду, принцип “платит загрязнитель” и другие. Из других положений, закрепленных в Декларации, можно выделить следующие:

Право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды;

Потенциально опасные виды деятельности подлежат предварительной оценке экологических последствий и должны утверждаться компетентными национальными органами соответствующего государства;

Следует обеспечивать защиту среды обитания и природных ресурсов народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации;

При возникновении вооруженного конфликта государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды;

Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

Участники Конференции приняли Заявление по принципам для глобального консенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов, а также две конвенции: Рамочную конвенцию об изменении климата и Конвенцию о биологическом разнообразии.

В главном итоговом документе Конференции – Повестке дня на ХХI век указывается на необходимость глобального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды для достижения устойчивого развития. Из четырех разделов повестки второй полностью посвящен экологическим проблемам – сохранению и рациональному использованию ресурсов в целях развития, включая защиту атмосферы, лесов, редких видов флоры и фауны, борьбу с засухой и опустыниванием.

Генеральная Ассамблея ООН в сентябре 2000 года одобрила Декларацию тысячелетия ООН , раздел IV которой называется "Охрана нашей общей окружающей среды". В Декларации отмечается необходимостьконецформыначалоформы не жалеть усилий в деле избавления всего человечества от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей. Генеральная Ассамблея вновь заявила о поддержке принципов устойчивого развития, в том числе тех, которые были изложены в Повестке дня на XXI век, согласованной на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 года. Основная идея данного раздела Декларации - осуществление экологической деятельности на основе новой этики бережного и ответственного отношения к природе. Первоочередными задачами ООН объявила следующие:

Приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить вступление в силу Киотского протокола и приступить к предусмотренному им сокращению выбросов парниковых газов;

Активизировать коллективные усилия по лесоустройству, сохранению всех типов лесов и устойчивому развитию лесного хозяйства;

Добиваться полного осуществления Конвенции о биологическом разнообразии и Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху или опустынивание, особенно в Африке;

Остановить нерациональную эксплуатацию водных ресурсов, разрабатывая стратегии водохозяйственной деятельности на региональном, национальном и местном уровнях, способствующие справедливому доступу к воде и ее достаточному предложению;

Активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф;

Обеспечить свободный доступ к информации о геноме человека.

В мае 2001 года министры по вопросам охраны окружающей среды государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняли "Природоохранную стратегию ОЭСР на вторую декаду ХХI века". Значимость данного документа определяется тем, что в ОЭСР входят наиболее развитые государства планеты, деятельность которых в значительной степени определяет экологическую ситуацию на планете. Стратегия определяет 17 наиболее важных экологических проблем современности и содержит перечень из 71 (!) обязательства государств-членов, которые будут выполнять их на национальном уровне.

В сентябре 2002 года в Йоханнесбурге состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию , на которой было констатировано, что экологические проблемы не только не уменьшаются, но и напротив, становятся все более актуальными. Фактически, для сотен миллионов людей проблемы окружающей среды и необходимость их решения уже сейчас являются фактором физического выживания. О представительности саммита можно судить по тому факту, что в его работе приняли участие лидеры более 100 государств (в том числе Президент Казахстана Н. Назарбаев), а общее число участников форума превысило 10000 человек.

В целом можно констатировать, что в наши дни международно-правовая защита окружающей среды развивается в русле идей и принципов, закреплённых в итоговых документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года. Вместе с тем, в доктрине международного права справедливо подчеркивается необходимость кодификации действующих в данной области документов 1 . Создание соответствующей единой конвенции послужило бы прогрессивному развитию международного права окружающей среды. Первым шагом в данном направлении можно считать проект Международной хартии по окружающей среде и развитию, одобренный в 1995 году Конгрессом ООН по международному публичному праву.

Определенное значение для регулирования международных отношений имеет природоохранное законодательство отдельных государств. В частности, экологические нормативы, регулирующие деятельность различных субъектов международного права на территориях со смешанным и другим режимом (в исключительной экономической зоне, территориальном море, воздушном пространстве, на континентальном шельфе, международных каналах и др.) устанавливаются национальными законодательными актами. Все государства обязаны уважать соответствующие правила, а издавшее их государство после должного опубликования имеет право требовать их соблюдения и привлечения виновных к ответственности.

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право - это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные - в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние - регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные - характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.

Понятие международного экологического права

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. В отечественной литературе более распространено название "международное право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления. Исследованиями в этой области известны С. В. Виноградов, О. С. Колбасов, А. С. Тимошенко, В. А. Чичварин.

В наше время защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой.

Загрязнение вод наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Деградация сельхозугодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", т. е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Достаточно вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС и на американском химическом заводе в Индии. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, в Персидском заливе, в Югославии и др.

Положение государств в отношении защиты окружающей среды различно. Государствам, образовавшимся в результате ликвидации СССР, досталось тяжелое наследие в результате длительного пренебрежения к интересам защиты природы. Обширные районы оказались отравленными и неспособными обеспечить нормальные условия жизни. Между тем ресурсы на исправление положения предельно ограниченны.

В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость - сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.

Все ранее сказанное стимулирует динамичное развитие международного экологического права. Заслуживает внимания особенность этого развития, состоящая в большой роли общественности и средств массовой информации. Многие акты и решения принимаются правительствами под их воздействием. Массовые движения в защиту природы, различные партии "зеленых" становятся все более влиятельными.

Позиция правительств объясняется различиями в интересах. Защита окружающей среды весьма дорогостояща. Она отрицательно сказывается на конкурентоспособности товаров. Мероприятия на своей территории не препятствуют трансграничному загрязнению. Заводы на Кольском полуострове наносят ущерб окружающей среде Норвегии. В 1996 г. Россия заключила соглашение о финансировании Норвегией установления фильтров на металлургическом комбинате на Кольском полуострове. В общем проблема решаема лишь в глобальном масштабе, а это требует колоссальных средств.

Международное экологическое право начало складываться как обычное право, прежде всего, это касается его принципов. Именно так утвердился основной принцип международного экологического права - принцип ненанесения вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной территории. Сложился наиболее общий принцип - принцип защиты окружающей среды. Идет становление принципа ответственности за нанесение вреда природе другого государства. Особо отмечу кардинальный принцип, который был сформулирован в Декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. следующим образом: "Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно".

Международное экологическое право тесно связано не только с правами человека, но и с другими отраслями международного права. Как мы видели, защита окружающей среды является принципом также морского и космического права. Значительное внимание защите рабочих от загрязненной среды уделяет Международная организация труда; например, в 1977 г. ею принята Конвенция о защите рабочих от производственных опасностей, связанных с загрязнением воздуха, шумом и вибрацией.

В общем процессе формирования обычных норм международного экологического права важная роль принадлежит резолюциям международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера укажу на такие акты Генеральной Ассамблеи ООН, как резолюция 1980 г. "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений" и Всемирная хартия природы 1982 г.

Важным источником международного экологического права являются договоры. За последние годы принят целый комплекс универсальных конвенций в этой области, которые дают представление и о предмете данной отрасли международного права. Прежде всего, это Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., а также Конвенция о защите озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Среди этих конвенций нет главной, основополагающей, которая бы содержала положения, отраженные в упомянутых резолюциях ООН. Нет даже конвенции, посвященной такой актуальной проблеме, как защита воздуха. Более продвинулись в этом направлении региональные организации.

Ведущая роль в развитии международного экологического права принадлежит международным организациям. Особое место занимает ООН. Ранее уже отмечались принципиальные резолюции Генеральной Ассамблеи. Постоянно занимается вопросами экологии Экономический и Социальный Совет, важная роль принадлежит другим организациям системы ООН, а также ее региональным комиссиям. В своей области занимаются разработкой правил защиты окружающей среды Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ЮНЕСКО, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). Существует специальная Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая практиччски представляет собой международную организацию, хотя юридически это вспомогательный орган, созданный резолюцией Генеральной Ассамблеи. ЮНЕП принадлежит первостепенная роль в содействии развитию международного экологического права. В ее рамках разрабатываются основы этого права, инициируется подготовка конвенций.

Немалую роль играют региональные организации. Защита окружающей среды - одна из главных задач ОВСЕ. В ее рамках принят ряд конвенционных актов и целый ряд решений в этой области.

Существенную роль в защите окружающей среды призвано сыграть сотрудничество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом СНГ и подтверждена многими другими актами. Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией 1996 г. обязывает наращивать "сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности". Стороны "предпринимают совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, ядерных и экологических катастроф" (ст. 9). Приведенные положения дают представление о том, как понимается принцип охраны окружающей среды во взаимоотношениях стран СНГ.

В осуществление принципа в 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. На основании Соглашения учреждены Межгосударственный экологический совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд. Задача Совета - координировать сотрудничество государств в области охраны природы, готовить соответствующие нормативные акты. Фонд призван финансировать межгосударственные программы, помощь в ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций, а также проектную и исследовательскую работу в области охраны окружающей среды.

Охрана различных видов окружающей среды

Морская среда одной из первых стала объектом охраны. Соответствующие положения содержатся в общих конвенциях по морскому праву. Особое внимание уделяется борьбе с загрязнением нефтью. Этой проблеме посвящена первая экологическая универсальная конвенция - Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. Она запретила слив нефти и нефтеводяной смеси с судов: После ряда аварий с танкерами принимаются новые конвенции. Брюссельская конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., предоставила прибрежным государствам весьма широкие полномочия, вплоть до права уничтожать судно и груз в случае угрозы серьезного загрязнения побережья и прибрежных вод. Конвенция проложила путь к борьбе с загрязнением моря и другими веществами в аналогичных случаях (Протокол 1973 г.).

Естественно возник вопрос о компенсации ущерба, причиняемого загрязнением нефтью. Ему уже в 1969 г. была посвящена Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Она установила абсолютную, т. е. не зависящую от вины, ответственность судовладельцев, вместе с тем ограничила ее размеры, правда, довольно высоким потолком. Борьба с последствиями загрязнения нефтью требует совместных действий государств. Организации таких действий посвящена Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.

Запрет всех эксплуатационных сбросов с судов содержится в Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Захоронению в море экологически вредных веществ посвящена Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.

Заключены соглашения и на региональном уровне. Так, Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г. касается вопросов о наземных источниках загрязнения, о захоронении, о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью и иными вредными веществами в чрезвычайных условиях.

Особое положение занимает и Балтийское море. Оно было отнесено к категории "особых районов" Конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. К таким районам применяются повышенные требования в отношении предотвращения загрязнения. В 1974 г. прибалтийские страны заключили Хельсинкскую конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря. Ее особенность состоит в запрещении загрязнения моря с суши. На базе Конвенции создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря. Однако вскоре стало ясно, что положения Конвенции оказались недостаточными, ив 1992 г. была принята новая Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, установившая более строгие требования. Особо отмечу, что ее действие распространяется и на определенную часть внутренних вод, пределы такого распространения определяются каждым государством.

Воды рек и озер обладают настолько существенными различиями, что разработка общей конвенции оказалась невозможной. Даже подготовленная Советом Европы в 1974 г. региональная конвенция не собрала необходимого числа ратификаций. Отдельные положения о предотвращении загрязнения рек содержатся в соглашениях, посвященных иным вопросам. Упомянутая Конвенция о Балтийском море затрагивает и впадающие в него реки. Но в большинстве случаев вопросы охраны решаются соглашениями прибрежных государств, правда, пока неудовлетворительно. В качестве позитивного примера можно сослаться на нормы и организационные формы охраны вод Рейна. В 1963 г. была подписана Бернская конвенция о защите Рейна от загрязнений. Для ее реализации учреждена Комиссия, которая подготовила в 1976 г. Конвенцию о защите Рейна от загрязнения химикалиями и другую - о защите от хлоридов.

В связи с ростом потребления пресной воды и ограниченности ее ресурсов вопрос об охране пресноводных бассейнов приобретает исключительное значение. В результате появляются новые аспекты международного экологического права. Откликаясь на требования жизни, Комиссия международного права ООН подготовила и передала Генеральной Ассамблее проект статей о праве несудоходного использования международных водотоков.

Под водотоком понимается система не только поверхностных, но и подземных вод, образующих единое целое и обычно текущих к одному выходу. Международными являются водотоки, части которых расположены в разных государствах. Режим таких водотоков определяется соглашением государств, с территорией которых они связаны. Каждое такое государство обладает правом на участие в соглашении.

Государства обязаны использовать водотоки таким образом, чтобы обеспечить им необходимую охрану. Они обязаны участвовать в охране водотоков на справедливой основе, сотрудничать для достижения этой цели.

Воздушная среда, как уже отмечалось, является общим достоянием человечества. Несмотря на это, ее охрана никак не отражена в международном экологическом праве. Вопрос решается на двустороннем и региональном уровнях. Пожалуй, единственным значительным шагом в этой области является подготовленная в рамках ОВСЕ Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии 1979 г., впоследствии дополненная рядом протоколов. Особое внимание уделено сокращению выбросов серы в атмосферу, порождающих кислотные дожди, которые переносятся на большие расстояния и причиняют вред всему живому.

Важным направлением в защите природы является сотрудничество в противодействии нарастанию парникового эффекта, т. е. глобального потепления в результате насыщения атмосферы двуокисью углерода, основным источником которой является автотранспорт. Последствия этого эффекта могут оказаться катастрофическими уже в ближайшие десятилетия. С одной стороны, появятся новые обширные пустыни, а с другой, подъем уровня моря приведет к затоплению больших освоенных человеком пространств. В 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Она определила общие положения и основные направления сотрудничества. Установлена общая ответственность государств, но при этом должны учитываться различия в экономическом потенциале. Особое внимание надлежит проявлять к интересам развивающихся стран, которые наиболее уязвимы в отношении отрицательных изменений климата, а с другой стороны, располагают наименьшими возможностями противодействия этому.

Озоновый слой предохраняет Землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека он существенно истощился, над некоторыми районами появились "озоновые дыры". В 1985 г. была принята Конвенция по защите озонового слоя. В ней речь идет о контроле за его состоянием и о сотрудничестве в целях его защиты. В 1987 г. появился Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя. Установлены ограничения на производство веществ, отрицательно влияющих на этот слой.

Радиоактивность в результате мирного и военного использования ядерной энергии стала серьезной опасностью для жизни на Земле. Важным шагом в ее уменьшении явился Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. МАГАТЭ устанавливает стандарты безопасности при использовании ядерной энергии в народном хозяйстве, включая безопасность рабочих, с нею связанных. Была подготовлена Конвенция о физической защите ядерных материалов 1980 г. Конвенция содержит положения, позволяющие любому государству привлечь к.уголовной ответственности иностранцев, за соответствующие преступления, независимо от места его совершения.

В Европе функционирует Европейское агентство по атомной энергии. Основные стандарты в рассматриваемой области установлены Договором об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии (ЕВРОАТОМ).

Охрана фауны и флоры

Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. одобрила принцип, согласно которому природные ресурсы Земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления, где это необходимо.

Общая стратегия была разработана неправительственной организацией - Международным союзом сохранения, природы и природных ресурсов - и опубликована в 1982 г. в виде Программы действий "Всемирная природоохранительная стратегия". В процессе подготовки документа были проведены многочисленные консультации с правительствами и международными организациями. Цель стратегии - содействовать достижению устойчивого развития в результате сохранения живых ресурсов путем предложения правительствам эффективных методов регулирования этих ресурсов. Стратегия направлена на поддержку важных экологических процессов и самосохранение систем, таких как восстановление и защита почвы, переработка питательных веществ, очистка воды, сохранение биологического разнообразия. От всего этого зависит множество жизненно важных процессов. Ставится задача обеспечения поддерживающего использования определенных видов животных и растительности, а также экосистем.

Достижение этих целей должно быть как можно более скорым. Возможности Земли обеспечивать свое население все время сокращаются. Многие миллионы тонн почвы ежегодно утрачиваются в результате уничтожения лесов и неправильного ее использования. В год по крайней мере 3 тыс. кв. км сельскохозяйственных земель выходят из оборота только в промышленно развитых странах в результате строительства зданий и дорог.

В качестве одного из важных средств реализации своих целей стратегия указывает на коренное совершенствование законодательства о природных ресурсах. Необходимо создание более эффективного и широкоохватывающего национального экологического права, наряду с активизацией развития международного экологического права. Выживание всего разнообразия природы, включая человека, может быть обеспечено только при том условии, что политика государств будет строиться с пониманием факта, что все элементы природы взаимосвязаны, взаимозависимы, что окружающая среда представляет собой единую глобальную систему.

Тот же Союз подготовил Всемирную хартию природы, которая была одобрена и торжественно провозглашена Генеральной Ассамблеей в 1982 г. Согласно Хартии живые ресурсы не должны использоваться с превышением возможностей их восстановления; продуктивность почвы следует поддерживать и наращивать; ресурсы, включая воду, должны по мере возможности перерабатываться и использоваться вновь; невосстановимые ресурсы должны использоваться с максимальным ограничением.

Среди конвенций, посвященных флоре и фауне, назову в первую очередь Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Основная масса конвенций нацелена на охрану различных представителей животного мира - китов, тюленей, белых медведей. Особо отмечу Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., название которой дает представление о ее содержании. Важное значение имеет также Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Все ранее сказанное дает представление о колоссальном значении защиты окружающей среды и неотложности решительных мер на основе широкого сотрудничества государств. Этим определяется и роль международного экологического права, которое пока отстает от потребностей жизни.