Валерий тодоровский и евгения брик история любви. Почему актрисы выходят замуж за режиссеров

Валерий Тодоровский родился в кинематографической семье: его отец - - классик советского и российского кино, мама - известный продюсер.

С раннего детства отец брал сына на съемки. Не удивительно, что в итоге Тодоровский-младший выбрал киношную судьбу. "Мой папа не имеет никаких принципов воспитания. Он мне давал большое количество свободы, и я провел замечательное детство в прекрасном городе Одесса. А потом мы переехали в столицу. Папа всегда был очень занят, снимал кино, был постоянно в отъездах, и я жил сам по себе.… И все же, наверное, отец сумел донести мне какие-то важные вещи про эту жизнь, но сделал это очень ненавязчиво. Я захотел стать таким же, как папа. Узнав об этом, отец сказал, что на его помощь я могу не рассчитывать", - вспоминает о своем детстве Валерий Тодоровский.

Первая попытка поступить во ВГИК на факультет режиссуры провалилась. Тогда он пошел учиться на сценарное отделение, на курс талантливого преподавателя и сценариста Киры Парамоновой.

Сценарист

Творческая биография Валерия началась в 1986-ом: в соавторстве с латышским коллегой Андрисом Колбергсом он написал сценарий к ленте "Двойник". Потом работал с режиссером К его картинам "Гамбринус" и Тодоровский создал оригинальные сценарии, которые принесли автору известность.

Продюсер

В перестроечные 90-ые, когда начали появляться независимые коммерческие студии, Тодоровский вместе с двумя единомышленниками и друзьями организовали свой продюсерский центр "ТТЛ" (Тодоровский, Толстунов, Ливнев). Дебютной продюсерской работой стала картина . Режиссером фильма был Сергей Ливнев.

В 2005 году Тодоровский вместе с Леонидом Лебедевым и Вадимом Горяниновым основал собственную кинокомпанию "Красная стрела". В этом же году он стал сопродюсером сериала "Мастер и Маргарита" . Лента сразу же стала популярной, своим выходом рассеяв мрачный миф о невозможности экранизации самого загадочного произведения Булгакова.

Продюсерская работа Валерия Петровича заслуживает особого внимания. В его послужном списке такие шедевры, как сериалы , "Женщины в игре без правил", экранизация романа Достоевского и многие другие.

Среди полнометражных фильмов продюсера Тодоровского стоит выделить картины , …

В 2016 году Валерий Тодоровский выступил в качестве продюсера сериала . "Антон Златопольский, который возглавляет телеканал , обратился ко мне и рассказал, что у него есть некий сценарий, они бы хотели его разработать и впоследствии снять. Он дал мне его почитать, тогда проект назывался "Московское время", и предложил подумать о том, кто бы мог его снять и в каком виде. Дальше мне пришла в голову идея показать это режиссеру , и он заинтересовался. Потом мы начали доводить до ума сценарий, просидели год - Михаил Идов, Елена Ванина, Саша Васнецова, мой редактор и сам Попогребский. Так этот проект и возник", - рассказывает Валерий.

Режиссер

В 1990 году вышел первый фильм режиссера Валерия Тодоровского "Катафалк". Это был его дебют, и весьма удачный. В его следующей картине 1991 года под названием снялся до того неизвестный молодой актер . В 1994-ом режиссер в своем фильме заново открыл зрителю , позвав ее сниматься, когда актриса жила в Лондоне. С его легкой руки, после фильма "Страна глухих" (1998), получили счастливый билет в кино , . "Мне все время кажется, что помимо раскрученных, есть еще масса неизвестных, но очень талантливых актеров, и не только в Москве. Я хочу попробовать всех. Конечно, это невозможно, но я абсолютно уверен, что на любую роль обязательно где-то есть идеально подходящий исполнитель. Ошибка может стоить провала картины", - утверждает режиссер.

В 2004 году выходит на экраны фильм . Герой картины Павлик Захаров, роль которого блистательно сыграл , вернулся из горячей точки, где потерял глаз и рассудок. Он приезжает в Москву на операцию и приходит в дом к своему отцу, который и не догадывался о существовании взрослого сына. Павел не может избавиться от войны, выбить ее из головы. В какой-то момент он становится опасен для окружающих. По сути, этот фильм - современный вариант романа о чудовище доктора Франкенштейна. Правда Валерий Тодоровский уверяет, что не гнался за конъюнктурой, просто так совпало: картина оказалась созвучна реальным событиям из жизни.

В 2008 году телеканал "Россия" представил фильм Главный герой - комсомолец Мэлс живет как все и думает, что счастлив. Пока однажды не сталкивается с миром стиляг - непонятным, опасным и манящим. Здесь носят одежду сногсшибательных расцветок. Танцуют под неположенную музыку. В этом мире самые красивые девушки! И среди них - королева тусовки, ослепительная, недоступная, дерзкая Полли-Польза. Та самая, ради которой Мэлс решится стать другим.

Интересной работой Валерия Тодоровского стал телесериал "Оттепель", который впервые показали в декабре 2013 года. Герои двенадцатисерийной ленты - советские кинематографисты, жившие в 1960-х годах. Сериал мгновенно стал популярным и получил множество наград, среди которых специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств "Ника" за 2013 год.

В 2016 году режиссер Тодоровский закончил съемки нового фильма под рабочим названием "Большой". Известно, что это лента о балете, о жизни труппы Большого театра и о трех девушках-балеринах и их судьбе в период с 10 до 25 лет. Поклонники таланта Тодоровского с нетерпением ждут выхода этого фильма. В интервью "МК " Валерий сказал: "В Большом театре многое происходило за последнее время. Балетные сами говорят, что это такое место, которое притягивает к себе. Большой театр нужен всем, а ему не нужен никто. Это вечная история. Люди приходят и уходят, а страсти как кипели, так и будут кипеть. Все сиюминутное рассосется, забудется через год. А театр будет стоять, и все будет продолжаться. Меня интересует история о том, как сохраняются фундаментальные вещи в этом мире".

Монтаж

Валерий как-то признался, что кроме работы сценариста, режиссера, продюсера, ему очень нравится заниматься монтажом. Так Валерий Петрович заново перемонтировал сериал "Королева Марго", сделав его таким, каким он полюбился зрителям. Также поработал над фильмом Дмитрия Месхиева "Женская собственность", где в главных ролях сыграли и .

Телевидение

С мая 2000 года Валерий Тодоровский стал продюсером по кинопроизводству телеканала "Россия". С августа 2003 года он занимает место советника генерального директора телеканала по кинотелепроектам.

Личная жизнь

Семья и личная жизнь Валерия Тодоровского всегда закрыты для посторонних глаз. Режиссер не говорит на эту тему почти ничего. Известно лишь, что Валерий женат во второй раз. Со своей первой женой Натальей Токаревой, дочерью писательницы Виктории Токаревой, он прожил почти 20 лет. От этого брака есть двое детей - сын Петр и дочь Екатерина. Тодоровский всегда считался примерным семьянином. Именно поэтому новость, что он бросает семью и уходит к другой, шокировала многих.

В нынешнюю супругу актрису Валерий влюбился на кастинге одного из своих сериалов. Позже она снялась в ленте мужа . В 2009 году у Валерия и Евгении родилась дочь Зоя.

Премии и награды

"Катафалк" (1990)

  • Гран-при "Золотой дукат" Московского кинофестиваля в Мангейме, Германия (1991)
  • Приз кинофестиваля "Дебют-90" (Москва)
  • Спецприз прессы

"Любовь" (1991)

  • Приз Европейской ассоциации художественного кино (1991)
  • "Приз Мира" - Московского кинофестиваля в Чикаго, США (1992)

"Подмосковные вечера" (1994)

"Страна глухих" (1997)

  • Гран-при VI кинофестиваля "Виват, кино России!" (Санкт-Петербург) (1998)
  • Главный приз IV кинофорума "Серебряный гвоздь" (Сочи) (1998)

"Мой сводный брат Франкенштейн" (2004)

  • Гран-При XV Открытого Российского кинофестиваля "Кинотавр" (2004)
  • Приз гильдии киноведов и кинокритиков кинофестиваля "Кинотавр" (2004)
  • Приз за лучший фильм российской программы XXVI Московского Международного кинофестиваля (2004)
  • Приз Жюри Международной кинокритики ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (2004)

"Стиляги" (2008)

  • Премия "Золотой орел" за лучший игровой фильм кино (2009)

По материалам сайтов: kino-teatr.ru, Tele. ru, kinopoisk.ru, vokrug.tv, 7 Дней, Uznayvse.ru, Собеседник.ru, Ok-magazine.ru, РИА Новости.

Фильмография: Режиссер

  • Большой (2016)
  • Веселые ребята;) (2014)
  • Оттепель (2013)
  • Стиляги (2008)
  • Тиски (2007)
  • Мой сводный брат Франкенштейн (2004)
  • Любовник (2002)
  • Страна глухих (1998)
  • Подмосковные вечера (1994)
  • Любовь (1991)
  • Катафалк (1990)

Фильмография: Сценарист

  • Охотники за головами (2014)
  • Оттепель (2013)
  • Географ глобус пропил (2013)
  • Тиски (2007)
  • Последний забой (2006)
  • Вместо меня (2000)
  • Над темной водой (1993)
  • Отдушина (1991)
  • Любовь (1991)
  • Циники (1991)
  • Гамбринус (1990)
  • Морской волк (1990)
  • Бич божий (1988)
  • Человек свиты (1987)
  • Двойник (1986)

Фильмография: Продюсер

  • Оптимисты (2017), сериал
  • Веселые ребята;) (2014)
  • Поддубный (2014)
  • Географ глобус пропил (2013)
  • Любви целительная сила (2012)
  • Расплата за любовь (2011)
  • Детям до 16... (2010)
  • Детективное агентство Иван да Марья (2010), сериал
  • Кандагар (2009)
  • Пикап: Съем без правил (2009)
  • Кислород (2009)
  • Жизнь взаймы (2009)
  • Дорога, ведущая к счастью (2008)
  • Реальный папа (2008)
  • Каменская-5 (2008), сериал
  • Сумасшедшая любовь (2008)
  • Комната с видом на огни (2007)
  • ССД (2007)
  • Качели (2007)
  • Стикс (2007)
  • Девять дней до весны (2007)
  • Ваша честь (2007), сериал
  • Последний забой (2006)
  • Поцелуй бабочки (2006)
  • Охота на пиранью (2006)
  • Вакцина (2006)
  • Счастливый (2005), сериал
  • Мастер и Маргарита (2005), сериал
  • Каменская-4 (2005), сериал
  • Бухта Филиппа (2004), сериал
  • Человек-амфибия (2004), сериал
  • Мужчины не плачут (2004), сериал
  • Охотники за иконами (2004), сериал
  • Курсанты (2004), сериал
  • Сестры (2004), мини-сериал
  • Красная капелла (2004), сериал
  • Команда (2004), сериал
  • Женщины в игре без правил (2004), сериал
  • Небо и земля (2003), сериал
  • Вокзал (2003), сериал
  • Линии судьбы (2003), сериал
  • Каменская-3 (2003), сериал
  • Лучший город Земли (2003), сериал
  • Идиот (2003), сериал
  • Каменская-2 (2002),сериал
  • Прощальное эхо (2002), сериал
  • Закон (2002), сериал
  • Бригада (2002), сериал
  • Тайга (2002), сериал
  • Леди на день (2001)
  • Московские окна (2001), сериал
  • Семейные тайны (2001), сериал
  • Каменская (1999), сериал
  • Поклонник (1999)
  • Любовь (1991)
  • Кикс (1991)

27-летняя звезда фильма «Стиляги» Евгения Брик беременна от режиссера фильма и по совместительству мужа актрисы Валерия Тодоровского .

Комсомолка Катя в строгом бушлате с ледяным взглядом - такой запомнили красавицу Женю после выхода на широкий экран мюзикла о стилягах 50-ых. В жизни Евгения оказалась куда более романтичной барышней.

Любовь

Ее пылкий роман с 46-летним режиссером Валерием Тодоровским начался около трех лет назад и плавно завершился походом в загс. Мэтр считает темпераментную брюнетку, ради которой бросил бывшую жену, музой и с удовольствием снимает ее в своих картинах. Кроме «Стиляг», Женя сыграла в предыдущей громкой работе Тодоровского - скандальном фильме «Тиски». Третьим совместным проектом Евгении и Валерия станет общий ребенок. Как стало известно, малыш появится на свет через полгода.

От первого брака с Натальей Токаревой у Валеры уже есть двое детей, - говорят коллеги влюбленной пары по «Стилягам». - А о том, чтобы появился ребенок от Жени, он мечтает уже не первый год. Сейчас, когда мечта, наконец, скоро осуществится, он стал самым счастливым человеком на свете.

Пока срок маленький и говорить об этом рано, - говорит Брик.

Женя

Кстати, такая амбициозная фамилия у жены Тодоровского не потому, то она мечтает о громких сравнениях с музой Маяковского . Путаница с фамилией тогда, когда Евгения, тогда еще Хиривская, начала работать на радио.

Однажды, в гостях у одной из передач на «Маяке» она призналась, что всегда мечтала вести эфиры. Мечты сбылись - через некоторое время ей предложили стать ведущей ночной программы в паре с Олегом Битовым . Женя согласилась, и чтобы лучше запомниться слушателям, решила сменить фамилию Хиривская на более запоминающуюся и броскую - Брик. Не как Лиля Брик , а как бабушка актрисы.

Валерий Тодоровский - сегодня, биография режиссёра

Валерий Тодоровский стал достойным наследником отца - режиссера Петра Тодоровского и с самых первых своих работ заявил о своем несомненном таланте. Биография режиссера началась в Одессе, где он родился 9 мая 1962 года , а в кинематографе он дебютировал в каечстве сценариста, и только позже он заявил о своих режиссерских способностях. Личная жизнь Валерия Тодоровского тоже делится на два этапа. Со своей первой женой он познакомился во ВГИКе - Наташа училась, как и он, на сценарном факультете, только на курс моложе. Они быстро нашли общий язык, начали встречаться и через какое-то время поженились.

На фото - Валерий Тодоровский и Евгения Брик

Их брак продержался около двадцати лет, во многом, по словам Валерия, благодаря невероятной терпимости Натальи. Она была прекрасной хозяйкой, заботливой женой и мамой, взявшей на себя все бытовые проблемы, ведь Валерию всегда было не до этого - он был полностью погружен в свою работу. Они вырастили двоих детей - сына Петра и дочь Екатерину, однако, встретив новую любовь, Тодоровский решил уйти из семьи. На такие перемены в личной жизни Валерий Тодоровский решился из-за актрисы Евгении Хиривской, взявшей позднее в качестве псевдонима фамилию Брик.

Он познакомился с ней на кастинге к своему фильму «Закон», и, хотя роли в этом фильме актрисе не досталось, она получила значительно больше - руку и сердце известного режиссера. После того, как вторая жена Валерия Тодоровского родила ему дочку Зою, она перебралась в Лос-Анджелес, поэтому режиссеру приходится жить на две страны, как и его супруге, которой приходится ездить в Россию на съемки. Младшая дочка режиссера, родившаяся в 2009 году, как и он когда-то, растет в кинематографической семье, и это, возможно, повлияет на ее дальнейшую биографию.

Сам Валерий с детских лет часто ездил на съемки вместе со своим отцом и съемочные павильоны всегда были для него родным домом. Глядя, как работает отец, он тоже захотел быть похожим на него. С тех пор кино стало главным, что есть в жизни Валерия Тодоровского. Кино для него и работа, и увлечение, и, вообще, главное, что есть в жизни.

Жену Евгению Валерий Тодоровский снял в своей картине «Географ глобус пропил» , и эта роль подняла рейтинг популярности актрисы, сыгравшей до этого в его фильме «Стиляги» в роли комсомолки Кати. Евгения Брик снималась и в других фильмах мужа, таких, как «Оттепель», «Граф Монтенегро», «Тиски».

Художественные Фильмы Валерия Тодоровского - Википедия
Фильмография

В качестве продюсера
На съёмочной площадке фильма «Стиляги», июнь 2007
1991 — Кикс
1997 — Змеиный источник
1999—2000 — Каменская
1999 — Поклонник
2001 — Семейные тайны
2001 — Московские окна
2002 — Закон
2002 — Каменская 2
2002 — Тартарен из Тараскона
2002 — Бригада
2002 — Тайга. Курс выживания
2003 — Каменская 3
2003 — Вокзал
2003 — Идиот
2003 — Лучший город Земли
2003 — Линии судьбы
2004 — Курсанты
2004 — Человек-амфибия
2004 — Женщины в игре без правил
2004 — Небо и земля
2004 — Красная капелла
2005 — Мастер и Маргарита
2006 — Охота на пиранью
2006 — Поцелуй бабочки
2006 — Обратный отсчёт
2006 — Граф Монтенегро
2007 — 7 кабинок
2007 — Тиски
2008 — Качели
2008 — С. С. Д.
2008 — Стиляги
2010 — Кандагар
2010 — Детям до 16…
2013 — Шагал — Малевич
2013 — Географ глобус пропил
2013 — Оттепель
2014 — Поддубный
2014 — Ладога
2014 — Весёлые ребята;)

В качестве сценариста
1986 — Двойник
1987 — Человек свиты
1988 — Бич божий
1990 — Гамбринус
1990 — Морской волк
1991 — Отдушина
1991 — Любовь
1993 — Над тёмной водой
1998 — Страна глухих
2007 — Тиски
2013 — Оттепель

В качестве режиссёра
1990 — Катафалк
1991 — Любовь
1994 — Подмосковные вечера
1998 — Страна глухих
2002 — Любовник
2004 — Мой сводный брат Франкенштейн
2007 — Тиски
2008 — Стиляги
2013 — Оттепель
Валерий Тодоровский из Википедии — свободной энциклопедии

Актриса и супруга режиссера Валерия Тодоровского запомнилась зрителям по ролям в «Стилягах» и «Оттепели». Сейчас на экране – сериал ТНТ «Адаптация» с ее участием. Но как только заканчиваются съемки, Женя спешит в Лос-Анджелес, где уже снимается в кино 7-летняя дочь Зоя.

В «Адаптации» события разворачиваются в северном холодном городе Ноябрьск. Снимали тоже где-то в снегах?

У нас была увлекательная экспедиция в Мурманск. Да, там было жутко холодно. Но какой драйв мы ощущали от того, что действительно снимаем кино на севере, а не в Подмосковье.

Ваша героиня Марина там такая взрывная, эмоциональная…

Режиссер Федор Стуков говорил, что я могу позволить себе в той или иной сцене любую необычную реакцию. И это было здорово, актерский вызов для меня. Кажется, такого я еще точно не играла. Мою героиню я называю Дженнифер Лопес Ноябрьского уезда, потому что меня всю жизнь сравнивали с этой актрисой. Марина постоянно в макияже, яркие ногти, яркие губы. Она ведь парикмахер салона «Силуэт» и должна выглядеть соответственно для клиенток, которым делает невероятные прически в стиле «а-ля болонка» фиолетового цвета. В каких-то моментах она казалось нелогичной, но в этом и есть ее обаяние. Благодаря ее наивности и вере в настоящую любовь прощаешь ей все. Работает вместе с подругой Светой, их жизнь проходит в крошечной парикмахерской, расположенной в подвале жилого дома. Там они сидят и ждут своих принцев… За время съемок «Адаптации» вся киногруппа стала родной – это был тот проект, когда в последний день я заплакала. Теперь с нетерпением жду начала работы над вторым сезоном. Ведь первый заканчивается большой интригой.

Маленькая актриса

А в каких еще проектах вас можно будет увидеть?

В сериале Алексея Смирнова «Садовое кольцо». Мы с Машей Мироновой играем двух сестер, а Ирина Розанова – нашу маму. Это драматический триллер. Еще в сериале «Оптимисты» Алексея Попогребского исполняю роль диктора телевидения. Я давно мечтала поработать с этим режиссером (снимал фильмы «Коктебель», «Как я провел этим летом». - Прим. «Антенны»). Действие происходит в 60-х годах. Чтобы подготовиться к роли, много читала о людях этой профессии. Встречалась даже с легендарным диктором Игорем Кирилловым. Но моя самая большая радость – семилетняя дочь Зоя сыграла в сериале «The OA» американского канала Netflix главную героиню в детстве. По сюжету она сирота из России, незаурядная девочка – видит будущее. Режиссер искал маленькую актрису, которая говорила бы и на русском, и на английском.

Зоя родилась в Америке, там учится. Английский у нее, наверное, в совершенстве?

Наша цель с Валерой, чтобы у дочери с детства родным языком считался русский. Не могу представить себе, что Зоя обращается ко мне на английском. Дома мы общаемся только на русском, и она читает нашу классику в оригинале. А вот американских писателей – пожалуйста, на английском. Зоя уже третий год учится в Америке – тут школа начинается с пяти лет. Когда впервые пришла в класс, то плохо говорила на английском. Ей было тяжело, одноклассники не особо общались, потому что не понимали ее, но Зоя все преодолела. Мне потом учительница сказала: «У вас очень сильная дочь». Теперь она обожает учиться. Иногда мне жалко ее, вижу – устала, мало поспала, говорю: «Давай, завтра не пойдем в школу». «Нет, ты что!» – возражает она.

А как Зоя попала на кастинг в сериал?

Когда я снималась у ирландского режиссера Джонни О’Райли в фильме «Москва никогда не спит», познакомилась с актерским агентом Ричардом Куком, и с тех пор он стал моим западным представителем. Благодаря ему я встречалась с Сэмом Мендесом, который рассматривал меня на роль в новом «Джеймсе Бонде». И именно Ричард, увидев фотографию Зои, предложил попробовать ее на роль в сериал «The OA», прислал текст. Мы сняли дочь на айфон и отправили видео без всякой надежды, но Зою утвердили. Хотя на эту роль рассматривали 400 девочек.

Неужели до этого у вас или Валерия не возникало мысли, чтобы снять дочь в российском кино?

Зная нашу работу изнутри, понимая, что такое быть на съемочной площадке по 12 часов, мы с Валерой такого счастья своему ребенку никогда не желали. Правда, когда я пробовалась в сериал «Оптимисты», на одну из ролей искали девочку. И я заикнулась мужу: «Может, приведем Зою на пробы?» А Валера ответил: «Ты что? Кто сказал, что она сможет сыграть такую большую роль? Хочешь, чтобы наша дочь вместо того, чтобы заниматься музыкой, пропадала целыми днями на съемках?!» Я согласилась с мужем. А потом, когда уже нашли девочку, наблюдала за ней, видела, что она работает как профессиональная актриса, и думала: «Нет, конечно же, наша Зоя не справилась бы с этой ролью. Она у нас избалована, начнет ныть, жаловаться на усталость после десятка дублей». К слову, Зоя и Марта Тимофеева (исполнительница той роли) подружились. На самом деле, когда узнала, что Зоя делала в Нью-Йорке на съемочной площадке, поняла, что недооценивала дочь. Она ходила босиком по искусственному (но все равно холодному) снегу, прыгала в прорубь на озере, выстроенном в павильоне. Оказывается, когда надо – может собраться. И ее с площадки приходилось гнать. По закону ребенок в Голливуде не может сниматься больше шести часов. Главное – Зоя получала от всего дикое удовольствие, она светилась от счастья, была любимицей всей киногруппы. Пять месяцев съемок – запоминающийся яркий отрезок ее жизни.

Премьера уже была?

Да, в конце прошлого года. Пошли с Зоей в кинотеатр. Незабываемое ощущение, не сравнимое ни с одной моей премьерой. Игра дочери понравилась всем. Зоя ведь полная противоположность ее героини: светящийся, жизнерадостный ребенок, который постоянно шутит. А ее персонаж – депрессивная девочка с глазами, полными грусти. Но на экране все органично – она просто живет ролью. Может, это режиссер так сумел настроить Зою или моя мама, которая все время была с ней рядом на площадке. Валера, к сожалению, на премьеру не смог приехать, он работал, но сериал уже видел по интернету. Сразу позвонил: «Не представляешь, как у меня сердце колотилось, пока смотрел». Мы с Валерой сумасшедшие родители, боялись, переживали. Зоя для нас ведь лучшая на свете.

Жизнь в Лос-Анжелесе, работа в Москве

Считаете, профессия дочери уже предрешена?

Часто думаю об этом. Дочь хотя не кричит, что хочет сниматься, но сразу после премьеры сказала: «Я у Санты попрошу возможность попробоваться на новую роль». Она ведь с детства на площадке то со мной, то с Валерой. И ей, конечно, это интересно. Но надеемся, что в дальнейшем она свяжет жизнь с музыкой, которой серьезно занимается. От дедушки – Петра Ефимовича Тодоровского ей передался идеальный слух, и голос у нее замечательный. Петр Ефимович не имел музыкального образования, но мог прийти к нам и играть на фортепиано классические произведения, к примеру, Шопена. Я удивлялась: «Ну как же так, вы же без нот играете!» А он: «Я просто подбираю на слух».

Но и вы тоже поете отлично. В «Стилягах» это доказали.

У меня есть слух, я могу повторить мелодию, но голос я не развиваю. В «Стилягах» было две песни: «Скованные одной цепью» и «Будь со мной» Жанны Агузаровой. Помню, в студии записывала, казалось, что ничего не получится. Но Константин Меладзе подбадривал: «Петь тебе надо!» Потом во время съемок в сериале «Долгий путь домой» я позанималась несколько раз со своим другом из Большого театра. Мы распевались, и я поняла: если бы занималась голосом, то развила бы его. Вот и в «Оптимистах» моя героиня поет своему возлюбленному, сидя за роялем. Потрясающая старая советская песня «Звезды в кондукторской сумке». Ее пела замечательная Лидия Клемент, которой не стало очень рано, в 26 лет. Песня сложная, исполнять ее надо высоко, но я справилась. Зоя услышала ее несколько раз, и теперь исполняет лучше меня.

Женя, но вы же живете в Америке, где актеры зациклены на совершенствовании – берут постоянно различные мастер-классы. Почему вы этого не делаете?

Мне все об этом говорят. Но я тут ощущаю себя мамой, которая полностью занимается своим ребенком, а работа моя дома – в Москве. Хотя, конечно, причина – в моей лени и неуверенности в себе.

А вас родители тоже с детства готовили к творческой профессии?

Это все происходило на бессознательном уровне. Мама поступила в ГИТИС, а потом встретила моего папу – они оба обожали кино. И познакомились на премьере фильма Тарковского в Доме кино. У них красивая история большой любви. И мы с сестрой – дети, рожденные в этой любви. У нас было счастливое детство, и я мечтала бы еще раз окунуться в него. Мама с папой были неразделимы. Но при этом мама делала все для семьи. Она пожертвовала карьерой актрисы, папа не хотел, чтобы она была актрисой, и мама выбрала его спокойствие – ушла из театрального. Но подсознательно хотела, чтобы актрисой стала я. Я с пяти лет работала манекенщицей в Доме моделей – выходила на подиум. Папа же, когда я решила поступать в театральный, гибко, но трезво объяснил мне, что это тяжелая профессия. Так что параллельно я сдавала экзамены в институт приборостроения и информатики, где преподавал папа. Хотя, конечно, понимала, что этот институт, мягко говоря, не то, о чем я мечтаю.

Появился фильм, а потом дочь

Героини у вас в основном решительные, в жизни вы такая же?

Нет, я полная противоположность. Если мне надо на что-то решиться, то я переговорю с Валерой раз сто, потом раз двести с сестрой Лерой и мамой. И когда они одобрят мой план, приступлю к его осуществлению. Я большая паникерша и мне кажется, что ничего у меня не получится. В музыкальной школе боялась учителей и во время экзамена у меня всегда были холодные от страха руки. До сих пор боюсь полицейских… У Зои, слава богу, характер Валеры.

Вы с Валерой вместе уже более 10 лет вместе. Когда почувствовали, что две половинки?

Мы познакомились давно, но потом жизнь разбросала нас. Наверное, почувствовали что-то друг к другу при первой встрече… Я пробовалась в сериал «Закон» режиссера Александра Велединского – это был первый кастинг в моей жизни. Хорошо все помню. К нам в институт пришла ассистент по актерам, снимала нас, тогда еще существовала бумажная картотека. Мне было 19 лет, я подготовилась, пришла, все сделала, как нужно. И Велединскому я понравилась, но вышло так, что не подошла по возрасту, и режиссер сказал, что посоветуется с продюсером Валерием Тодоровским. На следующий день меня вызвал Валера: «Поймите, я с вами говорю, чтобы вы не подумали, что плохо сделали пробы. Все хорошо, просто не подошли по возрасту. Наша компания будет выпускать еще другие проекты, и мы обязательно пригласим вас». После этого разговора я посмотрела «Страну глухих», «Подмосковные вечера»… Осознала, какого масштаба профессионал меня успокаивал. Он для меня был каким-то небожителем. И с первой встречи почувствовала, что это мой человек. В итоге мы вместе уже много-много лет. А Зоя – подтверждение наших чувств. До ее рождения мы успели пожить для себя, попутешествовать, поработать вместе. И родилась она после того, как вышли «Стиляги». Появился фильм, а потом Зоя – самая большая любовь нашей жизни.

Ваш муж режиссер. А у вас из около 40 сыгранных ролей всего три в его фильмах. Почему?

И это хорошо. Мне бы не хотелось, чтобы Валера в каждом своем проекте снимал бы свою жену! Не дай бог ему такой судьбы! Валера меня брал, когда видел, что я подхожу на роль, или я достойно проходила пробы. Даже на роль Ларисы в «Оттепели» я участвовала в кастинге, хотя там у меня была всего одна сцена. Но она была очень важна для начала фильма, и для меня большая честь, что я сыграла в этом великом сериале.

А пробы у мужа и у другого режиссера чем-то отличаются?

Конечно, у Валеры все слишком волнующе для меня. Я досконально помню день, когда пришла на пробы «Стиляг». Ведь кроме того, что для меня, как для любой женщины, важно быть просто привлекательной для мужа, чтобы он не разочаровывался. А тут еще и в профессиональном плане показываешься ему как актриса. В киностудии на стене висели фото десятка девушек, пробующихся на мою роль, и это на меня тоже давило. Страх был безумный. В итоге Валера сказал: «Да, это твоя роль, она будто на бессознательном уровне написана для тебя – по характеру, по всему». И это счастье – ощущать, что ты оправдала его ожидания.

Валерий Петрович Тодоровский родился 9 мая 1962 года в Одессе. В 1984 году он окончил сценарное отделение Всесоюзного государственного института кинематографии. Творческую деятельность в кино Валерий Тодоровский начинал как сценарист, первой его работой стал сценарий, написанный совместно с А.Колбергсом к фильму "Двойник" (1986). Известность получили такие картины, поставленные по сценариям Тодоровского, как "Человек свиты" (1987), "Гамбринус" (1990), "Над темной водой" (1993). В 1991 году на экраны вышел фильм Дмитрия Месхиева "Циники", сценарий которого - плод сотрудничества Валерия Тодоровского и постановщика картины. Как режиссер Валерий Тодоровский дебютировал в 1991 году фильмом "Любовь", поставленным по собственному сценарию. Эта работа была отмечена на многих кинофестивалях, кроме того, именно с нее начался звездный путь актера Евгения Миронова. В 1998 году Валерий Тодоровский снял незаурядный фильм "Страна глухих", с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун в главных ролях. В настоящее время Валерий Тодоровский - член правления киностудии Горького.

Валерий, не так давно вас назначили главным продюсером по кино показу телеканала РТР. Чем вы планируете заниматься?

Производством фильмов и сериалов для РТР. Меня пригласил Александр Окопов, лично. Конечно, я долго раздумывал, как такое решение принимать спонтанно, это ново для меня, но, с другой стороны, у меня есть ряд идей, проектов, мне предложили хорошие условия для их реализации. На РТР сейчас пора реформ, а это довольно интересно - начинать все с начала.

Что изменится на канале с вашим приходом?

Я надеюсь, что я смогу привнести какие-то фильмы, сериалы, чем-то украсить канал. Если с моим появлением на канале ничего не изменится, для меня это будет означать некий творческий крах. К таким поражениям я не готов, не привык:

Как коллеги по творческому цеху отнеслись к этому?

По разному. Многие решили, что я ушел в чиновники. Но я не считаю продюсерство чиновничеством.

Лучшие дня

Но продюсер во-первых, находит деньги, во-вторых, вкладывает их в какой-то творческий процесс, и в-третьих, готовый творческий продукт размещает, то есть продает. Это уже не творчество, а скорее, бизнес.

Поспорю с вами. Да, продюсер не снимает кино, но он знает, какие фильмы снимать. В этом смысле это абсолютно творческая профессия.

Вы планируете снимать телесериалы. Вас не смущает, что сериал считается продуктом низшего качества, особенно отечественный?

Сериал- это демократичное кино, оно не может быть элитарным, фестивальным: сериал должен нравиться всем, а не только нескольким критикам, назвавшим его гениальным. Поэтому наши сериалы - это именно то, что хочет смотреть наш народ. Если народу нравятся "Менты", то почему бы их не показывать. Кстати, этот сериал ничуть не хуже многих европейских или американских. Народ меняется и запросы растут. Я уверен, что уже в этом году появится спрос на мелодрамы, комедии, фильмы других жанров.

Что из перечисленного вы готовите для РТР?

Будем снимать все. Мечтаю сделать комедию, но это самый сложный жанр. Способность смешить - это редкий дар. В хорошей комедии шутка должна быть каждые пять минут, а лучше, каждые две минуты. Кто придумает шуток на целый сериал? Скорее всего к осени начнем съемки, но что-то конкретное пока говорить рано.

Почему все киношники так суеверны, никто не рассказывает о своих работах, пока они не закончены?

Потому что, пока фильм снимается, его производство могут несколько раз "заморозить". Нехорошо получается, вроде как пообещал, а не выполнил:

Ваши фильмы для многих актеров стали стартом в звездное будущее. Ингеборга Дапкунайте, Владимир Машков, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова: Вы сознательно выбираете именно неизвестных актеров?

Мне кажется, когда на экране новое лицо, зритель ему больше верит. Нет стереотипов, ореола сыгранных ролей. Мне легче просто показать, что вот идет глухонемая девочка, у нее своя жизнь, свои проблемы: Чем доказывать, что какая-нибудь звездная актриса вдруг стала глухонемой. Можно делать хорошие фильмы и без громких имен.

Как же вы находите эти "самородки"?

Я стараюсь посмотреть как можно больше претендентов. Мне все время кажется, что помимо раскрученных, есть еще масса неизвестных, но очень талантливых актеров, и не только в Москве. Я хочу попробовать всех. Конечно, это невозможно, но я абсолютно уверен, что на любую роль обязательно где-то есть идеально подходящий исполнитель. Ошибка может стоить провала картины.

Были подобные ошибки?

Увы, но, к сожалению, когда ты это понимаешь, исправлять что-либо уже поздно.

Вы говорили, что кино для вас - это праздник, сказка, почему же тогда все ваши фильмы с налетом грусти?

Сказка тоже может быть и страшной, и философской. Кино как бы предлагает нам свои условия погружения в предполагаемые проблемы или ощущения других людей. Если это нас не захватывает, не волнует, то значит, мало чем отличается от реальности.

Мы слышали, что фильм "Любовь" в чем-то автобиографичен.

Он о той атмосфере, в которой я жил в конце 80-х. Люди уезжали из страны, друзья, подруги - какое-то состояние массовой катастрофы: Молодые люди пытались влюбляться, жить, а время проходило мимо них:

Валерий, насколько нам известно, ваши родители были против того, чтобы вы учились на кинорежиссера. Как получилось, что вы не послушались их?

Я вырос и воспитывался в кинематографической семье. Мой отец - известный режиссер Петр Тодоровский - меня, маленького мальчика, всегда брал на съемки. Для меня павильоны стали родным домом: я знал, как крепятся декорации, где устанавливают камеры, куда подвешивают софиты. На меня даже боялись прикрикнуть, вдруг я нажалуюсь папе, а это отразится на зарплате обидчика. Мне это нравилось. Нравилось, что в огромном павильоне киностудии мой отец во время съемок - самый главный. Он может и покричать, и помолчать, и все всегда будут слушаться его. Я захотел стать таким же, как папа. Отец, когда об этом узнал, сказал, что на его помощь я могу не рассчитывать. Он почувствовал во мне будущего конкурента. Шутка.

Возможно, он и прав. Может быть тогда вы расскажете о тех, кто создает вам атмосферу для творчества - о вашей семье?

О, нет, ни о семье, ни о личной жизни я говорить не буду:

Ну, что ж, 38-летний талантливый режиссер признался, что в его жизни существует только кино. У него нет хобби, для него не существует семейных традиций, даже место за столом он занимает каждый раз другое - в зависимости от настроения. Он не любит отдыхать, избегает светских тусовок, а свои сценарные опыты прекратил лишь потому, что для этого нужно на некоторое время "уходить из активной жизни". В той самой, личной жизни, о которой Валерий не захотел говорить, есть несколько интересных моментов.

Родился будущий режиссер практически благодаря фильму Хичкока "Психоз". На Одесскую киностудию, где работал папа будущего гения каким-то чудом привезли эту ленту, а через час после ее просмотра мама нашего героя родила. В настоящий момент мама Валерия работает кинопродюсером.

Со своей будущей женой Валера познакомился в буфете ВГИКа. Наташа училась тоже на сценарном факультете, но на курс моложе. О том, что она дочь писателя Виктории Токаревой, узнал не сразу. Устойчивость своего брака объясняет невероятной терпимостью жены, которая подходит философски к его невыносимому характеру.