Сводные брат и сестра муслима магомаева. Муслим магомаев в неожиданном ракурсе

Тамара Синявская возмущалась, что Юрий выступает под фамилией её покойного мужа

Тамара Синявская возмущалась, что Юрий выступает под фамилией ее покойного мужа

Помимо жен, детей и внуков, которых тащат на сцену ныне здравствующие знаменитости, в шоу-бизнесе периодически объявляются родственники знаменитостей, давно ушедших в мир иной – то правнук младшего брата Федора Шаляпина, то внебрачный внук Леонида Утесова, то внучатый племянник Валерия Ободзинского. Обычно это «дети лейтенанта Шмидта», не имеющие к своим прославленным «предкам» никакого отношения. Одно из немногих исключений – певец из Мурманска Юрий Магомаев, который действительно приходится племянником покойному Муслиму Магомаеву. О том, откуда у легендарного азербайджанца взялись родственники в далеком северном городе и помогла ли им в жизни громкая фамилия, у Юрия выяснил музыкальный обозреватель «Экспресс газеты».

Мой папа – сын от второго брака мамы Муслима Айшет Ахмедовны Магомаевой, - поведал Юрий Магомаев. – Она была театральной актрисой. Ее девичья фамилия – Кинжалова. Везде пишут, что это сценический псевдоним. Но именно эта фамилия значилась у нее в свидетельстве о рождении. Перед войной бабушка вышла замуж за театрального художника Магомета Магомаева и перебралась из своего родного Майкопа к нему в Баку. 17 августа 1942 года у них родился сын Муслим. А в 1945 году буквально за несколько дней до Победы Магомет погиб на фронте. Бабушке нужно было продолжать обучение в театральном институте и одновременно зарабатывать на жизнь. Она оставила маленького Муслима в Баку в семье его дяди Джамала. А сама уехала в Вышний Волочек, где ей предложили работу в местном театре. Потом актерская судьба забрасывала ее в самые разные города Советского Союза - Тверь, Архангельск, Улан-Удэ, Барнаул, Усть-Каменогорск, Чимкент. В Улан-Удэ она сблизилась с актером Леонтием Брониславовичем Кавкой. Он стал ее вторым мужем. Но официально они не были расписаны. И по паспорту бабушка оставалась Магомаевой. В 1956 году у них родилась дочь Таня. А в 1958 году – сын Юра, мой папа. Так как гражданские браки тогда не признавались, в графе «отец» у них стоял прочерк. А фамилию Айшет Ахмедовна дала им свою.

Не секрет, что Муслим долгое время обижался на маму и считал, что она его бросила. У нас сохранились его детские письма к ней, где он писал: «Я очень по тебе скучаю. Забери меня к себе!». Когда Муслиму исполнилось 9 лет, Айшет Ахмедовна забрала его в Вышний Волочек. И они целый год прожили вместе. Но потом она вернула Муслима в Баку к дяде для получения музыкального образования. Может быть, если бы она так не сделала, мы бы никогда не увидели и не услышали того Муслима, которого все знают. С ее стороны, это был продуманный поступок. Она побеспокоилась не только о себе, но и о будущем своего первенца. Что могла дать ребенку вдова, которая кочевала по провинциальным театрам? А дядя Джамал был далеко не последним человеком в Баку. Он жил в одном доме с певцом Бюль-Бюлем, отцом Полада Бюль-Бюль Оглы, и другими известными людьми. У него стол всегда ломился от черной икры. «Айшет, не будь дурой! – сказал дядя Джамал. - Оставь ребенка нам! Мы обеспечим его всем необходимым». В дальнейшем Муслим сам признал, что мама правильно поступила. Отношения у них наладились. Мой папа и тетя Таня стали для Муслима родными братом и сестрой. Еще маленькими детьми они ездили с Айшет Ахмедовной на его первую свадьбу и на его первый сольный концерт в Кремле. И потом постоянно бывали у него в гостях.

В 1971 году бабушка получила выгодное предложение от Мурманского областного драмтеатра и вместе с семьей переехала в Мурманск, где осела уже до конца своих дней. Там в 1979 году и появился на свет я. Мои родители познакомились в ресторане. Мама работала официанткой. А папа играл на клавишах и пел в ресторанном ансамбле. Его ансамбль пользовался большим успехом. Все прочили ему карьеру на профессиональной эстраде. В 1981 году папа пытался со своими песнями попасть в телепередачу «Шире круг». Ездил специально в Москву. Все ждали, когда его покажут. Но его так и не показали. Как он всем объяснял, его якобы вырезали. Лишь недавно выяснилось, что на самом деле никаких съемок не было. Создательница «Шире круг» Ольга Молчанова рассказала, что папа действительно ей звонил и передавал свои записи, но они ее не заинтересовали. Почему папа не воспользовался помощью своего знаменитого брата – я не знаю. В свое время Муслим приглашал его в Москву. Предлагал работать с ним. Но папа отказался. Видимо, хотел всего добиться сам. Отказался он и от предложений войти в состав белорусского ансамбля «Песняры» и казахской группы «Арай», переименованной потом в «А-Студио». Так и проработал 35 лет в мурманских ресторанах.

Меня тоже с детства приобщали к музыке. Заставляли ходить в музыкальную школу. Но за семь лет она настолько мне обрыдла, что после ее окончания я долгое время вообще не подходил к пианино. Меня больше увлекали только появившиеся у нас компьютерные игры. Я продавал игровые приставки. Работал охранником детских игровых автоматов. И не думал становиться музыкантом. Но в 17 лет меня вдруг снова потянуло к инструменту. Некоторое время я играл с папой в ресторанах. А с 2001 года начал ездить на заработки в Сочи. У нас в Мурманске были ребята-музыканты, которые каждое лето там работали и возвращались очень довольные. «Дай-ка я тоже попробую!» - подумал я. Первый раз мне повезло. Я приехал в Сочи, погулял по набережной и сразу устроился в ресторан «Флибустьер» у гостиницы «Жемчужина». А на следующий год я целый месяц не мог найти работу и сидел голодный и без денег. К счастью, я встретил знакомого музыканта, у которого годом раньше покупал фирменные «минуса». И он сосватал меня музыкальной руководительнице ресторана «Розарий». Там была очень хорошая работа. К концу сезона я заработал себе на «Мерседес». В принципе, за эти деньги я мог купить квартиру в Сочи. Но мне хотелось покрасоваться и вернуться в Мурманск на хорошей машине. После этого я четыре сезона пел в «Розарии». Потом знакомый из «Флибустьера» позвал меня «раскачать» новое заведение – тогда еще «Золотая бочка», а ныне «Каравелла». Там я уже был соучредителем. Привез туда свой звук и свет. И отработал пять сезонов, пока не познакомился с москвичкой и не перебрался к ней в Москву.

Со своим знаменитым дядей я встречался всего один раз в жизни, когда в 1995 году он приезжал к нам в Мурманск. Для нашего города это было большое событие. Оно освещалось всеми местными СМИ. Даже у меня брали какое-то интервью. Но меня тогда это мало интересовало. Мне было 15 лет. И для меня было главным пройти новую компьютерную игру, которую я только что купил. Какие там знаменитые дяди?! А когда с возрастом у меня изменились жизненные приоритеты, и мне самому захотелось встретиться с Муслимом, этому всячески препятствовали мои родственники с папиной стороны. Хотя мои родители давно развелись, до определенного времени мы все нормально общались. Помню, как бабушка приходила с папой на мой день рождения и под его аккомпанемент пела «Соловей мой, соловей». И я постоянно тусовался у них дома. Но с каждым годом отношения становились все хуже и хуже. У папы появилась молодая жена – на год младше меня. Мне могли уже сказать: «Юра, почему ты пришел без звонка?». Когда 21 августа 2003 года от инсульта умерла бабушка, я узнал об этом от чужих людей. Папа и тетя Таня даже не сочли нужным меня известить. А когда я приезжал в Москву и порывался зайти в гости к Муслиму, они все время говорили: «Не вздумай! Не ходи! Тебя туда не пустят. Вот мы приедем в Москву и вместе к нему сходим». К сожалению, такой случай так и не представился.

Только не подумайте, что я рассчитывал на какую-то помощь со стороны дяди. К тому времени Муслим уже был на пенсии и сам нуждался в помощи. Насколько я знаю, он фактически жил за счет консульства Азербайджана, откуда ему каждый день привозили продукты. Но больше всего дяде не хватало чисто человеческого общения. По рассказам тети Тани, в последнее время он часто расспрашивал ее о нашей семье и хотел дружить со всеми родственниками. «Приезжайте ко мне! - говорил ей Муслим. – Мне так одиноко. Дочка ко мне не приезжает». Кстати, с его дочкой Мариной я сейчас общаюсь в «Одноклассниках». Она живет в Цинциннатти, в Америке. Приглашает меня к себе в гости. А вот с вдовой Муслима Тамарой Синявской у меня отношения не сложились. Меня представили ей в 2008 году на прощании с Муслимом в зале Чайковского. «Юрочка тоже Магомаев? – удивилась она. - И тоже поет? Ах, как приятно!». Потом Тамара Ильинична спросила у тети Тани, есть ли у нас с собой загранпаспорта. «Полетели со мной в Баку на похороны!» - предложила она. У меня был загранпаспорт. И я был готов полететь с ней. Но папа и тетя, у которых паспортов не было, стали возражать. «Что в этом такого? – недоумевал я. – Я хотя бы поддержу человека». В итоге из-за них мне пришлось отказаться. А когда Синявская пришла в себя после похорон Муслима, она позвонила тете Тане и начала разбираться, каким образом я тоже стал Магомаевым и почему я выступаю под этой фамилией. Честно говоря, мне это было очень неприятно.

Не менее неприятные для меня слова прозвучали на концерте памяти Муслима, который в первую годовщину его смерти устраивал в своем «Крокус Сити Холле» имени Магомаева азербайджанский миллионер Арас Агаларов. «Для нас Магомаев всегда будет один-единственный, - сказала тогда Лариса Долина. - Другим Магомаевым мы дороги не дадим». И все начали ей поддакивать: «Не дадим! Не дадим!». Год назад на открытии памятника Муслиму в Вознесенском переулке мне удалось встретиться с Арасом Агаларовым и его сыном Эмином. Мы с моим директором Юрием Вахрушевым, который, кстати, раньше работал в программе «Шире круг», пытались поговорить с ними о возможном сотрудничестве. Но там так много амбиций, что нас даже не стали слушать. Видимо, Эмин, который тоже поет, считает самого себя наследником Магомаева. И тут внезапно появляется какой-то родственник. Зачем ему это надо? Он и без меня в полном шоколаде. А я тоже напрашиваться не хочу. Папа с детства мне говорил: «Юра, смени фамилию! Возьми псевдоним!». По его словам, единственное, о чем он всю жизнь жалел, - что при получении паспорта не взял девичью фамилию мамы – Кинжалов. «Певцов Магомаевых не может быть двое», - всегда повторял он. Я считаю, что это бред. Я получил эту фамилию при рождении. И имею полное право ее носить. Особенно меня обижает, когда меня спрашивают: «Юра, тебе не стыдно пользоваться фамилией Магомаева?». Я на это отвечаю: «Спросите лучше Ивана Урганта или Стаса Пьеху – не стыдно ли им! А я еще никакой выгоды от своей фамилии не получил».

Если кто и пытался поживиться за счет фамилии Магомаева, то некоторые не очень порядочные люди, которые набивались мне в друзья и предлагали заняться моими делами. Одним из таких людей был папа покойной «королевы шансона» Кати Огонек Евгений Семенович Пенхасов. В 2010 году весьма авторитетные люди меня с ним свели. И одно время он выполнял роль моего директора. Внешне он выглядел как божий одуванчик. Но был момент, когда я вывел его на чистую воду. Он меня просто конкретно обворовал. Я поручил ему заплатить людям, которые оказывали мне определенные услуги. Но деньги ушли ему в карман. Я потом спрашивал этих людей. И они с широко открытыми глазами мне говорили: «Мы никаких денег не видели». Столь же некрасиво повел себя Пенхасов, когда ему позвонили насчет меня от Стаса Михайлова. Некоторое время назад Стас открыл свой продюсерский центр и искал артиста, который мог бы стать его первым проектом. Видимо, промониторил Интернет, наткнулся на меня и захотел со мной встретиться. Но Пенхасов долго укрывал меня от Михайлова. «Юра, тебе это не нужно, - говорил он. – Или пусть Михайлов даст мне денег! Тогда я тебя отпущу». «Ни хрена себе! – удивился я. – За что тебе давать денег? И что значит – ты меня отпустишь? Ты что, мой продюсер?». Продюсер – это человек, который деньги вкладывает. А Пенхасов был никто. Он выполнял мои поручения и кормился, благодаря моим финансам.

Несмотря на происки Пенхасова, встреча со Стасом Михайловым у меня все-таки состоялась. Мы очень душевно поговорили. При нашем разговоре присутствовали его супруга Инна, его директор Сергей Кононов и программный директор одной из ведущих российских радиостанций. Стас предложил мне продюсирование. «Дальше телеканала «Ля Минор» ты сам не продвинешься», - сказал он. Но ничего конкретного, кроме красивых шмоток и призрачного признания, Стас не обещал. А зачем мне нужны эти шмотки?! Его супруга показывала мне какой-то журнал и говорила: «Вот так примерно ты будешь выглядеть!». А там был изображен какой-то педрила. Я представил себя в роли этого педрилы и подумал: «Матерь Божья! Мне только до кучи не хватало подобным видом опозорить фамилию Магомаева». И я вежливо отказался от его предложения. С творческими вопросами я и сам успешно справляюсь. А с финансами мне помогают мои друзья, один из которых, например, глава строительной компании, занимающейся возведением олимпийских объектов в Сочи. Как потом выяснилось, своим отказом я страшно обидел Стаса Михайлова. «Зря ты так плохо с ним поговорил», - отчитывали меня. А что Михайлов хотел? Чтобы артист от счастья забыл обо всем на свете? В итоге он получил такого артиста в лице соавтора моих песен Максима Олейникова.

С Олейниковым, как и со многими другими ребятами, я познакомился в Сочи. Он приехал туда на заработки из Волгограда. На протяжении десяти лет у нас была самая дружная компания среди сочинских ресторанных музыкантов. В 2008 году у Максима возникли проблемы с квартирой в Волгограде. Он приобрел ее в кредит в кооперативе. А кооператив развалился. У тех, кто не успел расплатиться, стали через суд отбирать квартиры. И ему нужно было срочно погасить задолженность. С половиной суммы ему помогли друзья из Волгограда. А оставшуюся половину ему одолжил я. Хотя у меня вот-вот должен был родиться ребенок, и впереди была голодная зима, требовать свои деньги назад я не стал. В тот момент Максим открыл классную студию звукозаписи, и мы договорились, что он будет их отрабатывать написанием для меня песен. В Волгограде стоимость его работы составляла 3-5 тысяч. А я ему списывал за каждую песню по 15-20 тысяч, чтобы он быстрее закрыл долг. Но до конца мы с ним так и не рассчитались. После моего отказа Михайлов обратился к Олейникову. И в отличие от меня он согласился работать со Стасом. С Максимом заключили продюсерский договор на стандартных условиях: 10% доходов артисту, 90% продюсеру. Денег, которые, по имеющимся у меня сведениям, ему сейчас платят в месяц, мне бы не хватило и на неделю. А Максим за эти деньги ездит с Михайловым по всем городам и весям и выступает у него на разогреве.

И все бы ничего, но, поскольку своего репертуара у Максима не было, Михайлов решил, что он должен исполнять мой. «На каком основании песни Олейникова принадлежат тебе? - начали предъявлять претензии мне. – Ты не имел к их созданию никакого отношения. Максим сам их писал. А ты приезжал к нему на студию и только мешался». Я объяснил, что я эти песни купил у него с потрохами. Неважно – кто их написал. Максим получил деньги и передал мне исключительные права на музыку и на текст. Хотя на самом деле у него не было готовой музыки и готового текста. Были только наброски. Мне приходилось доделывать их самому. Ни одной аранжировки и ни одного текста без моего участия написано не было. На свою беду, я как порядочный человек регистрировал эти песни в РАО на нас двоих – по 50 процентов. А, по российскому законодательству, Олейников как соавтор имел право на их переработку. Воспользовавшись этим правом, он немножко переделал мои лучшие песни «Улетай» и «Там высоко». В частности, «Улетай» заменил на «Прилетай» и переставил пару нот в аранжировке. И начал исполнять эти песни в концертах Стаса как свои. «Я ничего не решаю, - оправдывался потом Макс. – Все решают продюсеры. Я не хотел эти песни петь. Целый год не хотел. Но они меня заставили». Я не в обиде на Олейникова. Он теперь человек подневольный. А вот его продюсер, по моему мнению, повел себя некрасиво. Мне ничего в жизни не доставалось даром. Почему же я должен кому-то дарить песни, за которые я честно заплатил?

Муслим Магометович (Магомет оглы) Магомаев (азерб. Müslüm Məhəmməd oğlu Maqomayev). Родился 17 августа 1942 года в Баку - умер 25 октября 2008 года в Москве. Советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР (1973).

Отец - Магомет Магомаев, художник, сыном знаменитого азербайджанского композитора, основоположника азербайджанской классической музыки Муслима Магомаева (его имя теперь носит музыкальная филармония в Баку). Мать отца (Багдагуль-Джамал) была татаркой.

Мать - Айшет Ахмедовна (сценический псевдоним - Кинжалова), драматическая актриса. Ее отец был турком, а мать имела адыгейские и русские корни.

Муслим Магомаев считал себя азербайджанцем. Он говорил: «Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать».

Своего отца Муслим Магомаев почти не помнил - тот погиб на фронте под Берлином, за три дня до окончания войны.

Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру и уехала в Вышний Волочёк, затем - в Мурманск, где работала в мурманском областном драмтеатре и снова вышла замуж. По матери у Муслима брат Юрий и сестра Татьяна.

Муслим рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева.

О своем детстве певец рассказывал: "Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре.

Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями. Это были люди умные и поразительно много читавшие. Порядки у нас в семье соблюдались строгие. Дядя был убежденным коммунистом, честным и неподкупным. В то время, когда мой воспитатель занимал высокие государственные должности, недостойного племянника в школе время от времени просили не носить пионерский галстук. Меня это не расстраивало: галстук казался мне вещью прежде всего неудобной, душил меня и все время норовил влезть концами в чернильницу.

Несмотря на то, что дядя был человеком высокопоставленным, меня не баловали. У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но - никаких излишеств. Помню, когда начинал клянчить у тети деньги, она отказывала: "Вот вырастешь, будешь сам зарабатывать, тогда поймешь, как деньги достаются".

Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции.

Талантливого ученика приметил профессор консерватории виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».

Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген, которое закончил в 1959 году.

Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит.

В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. Чайковского.

В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.

В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).

В 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров - Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.

Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР.

Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.

Муслим Магомаев - Свадьба

В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) - «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.

В 1973 году, в возрасте 31 года, Магомаев получает звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР, которое он получил в 1971-м.

С 1975 по 1989 год Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-е и 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.

Много гастролировал за рубежом: Франция, Болгария, Восточная Германия, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Муслим Магомаев - автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе - американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.

Снялся в нескольких кинофильмах.

Муслим Магомаев в фильме "Низами"

В 1997 году в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт.

По поводу прекращения выступлений Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Много лет тесно дружил с Гейдаром Алиевым, смерть которого в 2003 году тяжело переживал, сильно замкнулся и стал ещё реже петь. Последние годы жизни страдал от болезни сердца, ещё с юности его беспокоили лёгкие, несмотря на это, по свидетельству Тамары Синявской, певец иногда выкуривал по три пачки сигарет в день.

При жизни Гейдара Алиева Магомаев говорил, что благодаря ему (Алиеву) искусство в Азербайджане расцветает. Однако после кончины бывшего президента отношения Магомаева с тогдашним министром культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы (был на этом посту до 2006 года), с которым Магомаев некогда дружил, окончательно испортились. Магомаев стал резко критиковать проводимую министром политику в культурной сфере страны, а в 2005 году в связи с этим отказался от гражданства Азербайджана, получив гражданство России, но несмотря на это по-прежнему считал себя азербайджанцем. В 2007 году Магомаев, напомнив, что Гейдар Алиев назначил ему и его супруге Тамаре Синявской пенсию, большую чем у солистов Большого театра, заявил, что Гейдар Алиев позаботился об особо талантливых людях Азербайджана, и его сын Ильхам Алиев, президент страны, продолжает эту традицию.

Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса.

Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.

Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца , на руках у своей супруги Тамары Синявской. Прощание с певцом состоялось 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского.

В тот же день гроб с телом певца был доставлен спецавиарейсом на его родину, в Азербайджан, и 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку прошли церемонии прощания с певцом. Магомаев был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника - народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

25 октября 2009 года был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева на территории Крокус Сити в Красногорске. В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.

6 июля 2011 года в Баку на доме, где проживал певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа именем Муслима Магомаева.

18 декабря 2014 года в Баку состоялась церемония сдачи в эксплуатацию корабля, носящего имя Муслима Магомаева. В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, его супруга Мехрибан Алиева и супруга Муслима Магомаева, Тамара Синявская.

В августе 2017-го к 75-летию певца Первый канал показал .

Муслим Магомаев (документальный фильм)

Рост Муслима Магомаева: 186 сантиметров.

Личная жизнь Муслима Магомаева:

Первая жена - Офелия, армянка, его однокурсница. Поженились в 1960 году. В браке родилась дочь Марина. Но семейная жизнь продолжалась всего год.

"Что тут сказать? Мальчик 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Я благодарен тем временам - что наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу", - говорил впоследствии Магомаев.

Дочь Марина живёт в США, замужем за Александром Козловским, имеет сына Аллена.

У певца было множество романов.

Большой любовью Магомаева в 1960-1970-е годы была музыкальный редактор Всесоюзного радио Людмила Карева (Фиготина). Их совместная жизнь продолжалась 15 лет. По сути они жили в гражданском браке.

Мила Карева (Фиготина)

"Мы жили в Баку в двух комнатах коммуналки, а в Москве в основном по гостиницам, иногда снимали квартиру. Муслим был человеком прекрасным во всех отношениях: фантастический певец, талантливый артист, добрый друг, роскошный любовник, каких больше не было, и гениальный мужчина", - вспоминала Карева.

О регистрации брака они даже не думали. Карева рассказывала: "На гастролях нас отказывались селить в одном номере. Как-то Магомаев на банкете рассказал о своей проблеме министру внутренних дел Щелокову. Тот выдал справку следующего содержания: "Брак между гражданином Магомаевым Муслимом Магомедовичем и Каревой Людмилой Борисовной прошу считать фактическим и разрешить им совместное проживание в гостинице. Министр внутренних дел Щелоков".

Муслим Магомаев и Людмила Карева (Фиготина)

Еще одна любовь певца - юная (в то время) певица Тата Шейхова (впоследствии народная артистка Азербайджана Натаван Шейхова).

Тата Шейхова - любовница Муслима Магомаева

Магомаеву приписывали романы с актрисами Натальей Кустинской и . Также, по слухам, он сватался к , причем, когда она была замужем за Александром Броневицким. Рассказывали, что муж Пьехи из ревности якобы приезжал к ней на гастроли в Париж и искал Магомаева под кроватью. "В принципе, можно было бы "заБРАКоваться" с Эдитой. Но я очень уважал Сашу Броню и знал, что Пьеха - его создание", - говорил сам Магомаев.

Был у него роман с популярной в 1970-е годы певицей Светланой Резановой (исполнительница хита «Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас!»). "Как в него не влюбиться? Как можно устоять перед таким человеком? Красивый, талантливый, щедрый", – . По ее словам, их роману не помешал и тот факт, что она была знакома с гражданской женой артиста Людмилой Каревой (Фиготиной).

Кроме того, Светлана Резанова высказала уверенность, что ребёнок, которого родила Людмила Карева (Фиготина), - это сын Муслима Магомаева. "После того как Мила забеременела, Муслим расстался с ней и отказался признавать сына. Я не хотела вмешиваться в их отношения, но постоянно слышала какие-то истории. Знаю, что ребенок, которого родила Людмила, действительно похож на Муслима. Но тогда этот малыш был ему просто не нужен, он счастливо жил с Тамарой Синявской и не хотел лишних проблем, а Мила очень часто звонила ему домой", - рассказывала Резанова.

Фильмография Муслима Магомаева:

1962 - «Осенний концерт» (фильм-концерт)
1963 - «Голубой огонёк-1963» (фильм-концерт) (исполняет «Песню о любви»)
1963 - «До новых встреч, Муслим!» (музыкальный фильм)
1963 - «Любит - не любит?» (исполняет песню «Гюльнара»)
1964 - «Голубой огонёк-1964» (музыкальный фильм)
1964 - «Когда песня не кончается» - певец (исполняет песню «Наша песня не кончается»)
1965 - «В первый час» (исполняет песни «Будь со мной» и «Солнцем опьяненный»)
1966 - «Сказки русского леса» (исполняет песни «Stasera pago io», а также «Песня птиц» с Л. Мондрус)
1967 - «Я люблю тебя, жизнь!..» (короткометражный) - певец
1968 - «Белый рояль» (исполняет песню «Пусть она светит всем, как волшебная лампа в ночи...»)
1968 - «Улыбнись соседу» (исполняет песни «Лариса», «Любовный треугольник»)
1969 - «Москва в нотах» (исполняет песни «Вдоль по Питерской», «Чёртово колесо»)
1969 - «Похищение» - артист Муслим Магомаев, камео
1970 - «Бушует "Маргарита"» (исполняет песню)
1970 - «Ритмы Апшерона» (фильм-концерт)
1971 - «Концертная программа» (фильм-концерт)
1971 - «Поет Муслим Магомаев» (фильм-концерт)
1971 - «По следам бременских музыкантов» (Трубадур, Атаманша, Сыщик)
1972 - «Руслан и Людмила» (вокал)
1973 - «Невероятные приключения итальянцев в России» (вокал)
1976 - «Мелодия. Песни Александры Пахмутовой» (короткометражный) (исполняет песню «Мелодия»)
1977 - «Композитор Муслим Магомаев» (документальный)
1979 - «Прерванная серенада» - артист
1979 - «Баллада о спорте» (документальный)
1981 - «О спорт, ты - мир!» (вокал)
1981 - «Поющая земля» (документальный)
1982 - «Низами» - Низами
1984 - «Страницы жизни Александры Пахмутовой» (документальный)
1985 - «Битва за Москву» (песня «Передний край», композитор Александра Пахмутова, стихи Николая Добронравова)
1988 - «Игла» (в фильме использована песня «Улыбнись»)
1989 - «Песня сердца» (документальный)
1996 - «Рашид Бейбутов, 20 лет назад» (документальный)
1999 - «Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов» («Королева красоты», 7-я серия)
2000 - «Два товарища» (вокал)
2002 - «Муслим Магомаев»

Музыка Муслима Магомаева к фильмам:

1979 - «Прерванная серенада»
1984 - «Легенда Серебряного озера»
1986 - «Водоворот» («Загородная прогулка»)
1989 - «Диверсия»
1999 - «Как прекрасен этот мир»
2010 - «Стамбульский рейс»

Дискография Муслима Магомаева:

1995 - Благодарю тебя
1996 - Арии из опер, мюзиклов (Неаполитанские песни)
2001 - Любовь - моя песня (Страна грёз)
2002 - Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском
2002 - Муслим Магомаев (Избранное)
2002 - Арии из опер
2002 - Песни Италии
2002 - Концерт в зале Чайковского, 1963 г
2002 - Великие исполнители России XX века (Муслим Магомаев)
2003 - С любовью к женщине
2003 - Спектакли, Мюзиклы, Кинофильмы
2004 - Рапсодия любви
2004 - Муслим Магомаев. Импровизации
2005 - Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты
2006 - Муслим Магомаев. Арии П. И. Чайковского и С. Рахманинова

Песни Муслима Магомаева:

«Азербайджан» (М. Магомаев - Н. Хазри)
«Атомный век» (А. Островский - И. Кашежева)
«Бэлла Чао» (итальянская народная песня - русский текст А. Горохова)
«Берегите друзей» (А. Экимян - Р. Гамзатов)
«Благодарю тебя» ((А. Бабаджанян - Р. Рождественский))
«Будь со мной» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Бухенвальдский набат» (В. Мурадели - А. Соболев)
«Вечер на рейде» (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин)
«Вечерний эскиз» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Верни мне музыку» (А. Бабаджанян - А. Вознесенский)
«Возвращение романса» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Восковая кукла» (С. Генсбур - русский текст Л. Дербенёва)
«В путь» («Э-ге-гей-хали-гали»)
«Время» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Герои спорта» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Голос Земли» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Голубая тайга» (А. Бабаджанян - Г. Регистан)
«Давным-давно» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Далеко-далеко» (Г. Носов - А. Чуркин)
«Двенадцать месяцев надежды» (С. Алиев - И. Резник)
«Девушку чайкой зовут» (А. Долуханян - М. Лисянский)
«Долалай» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Донбасский вальс» (А. Холминов - И. Кобзев) (в дуэте с Э. Андреевой)
«Есть глаза у цветов» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Н. Гребнева)
«Загадай желание» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Звезда искусственного льда» (А. Ойт - Н. Добронравов)
«Звезда рыбака» (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов)
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Кони-звери» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Королева красоты» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Королева» (Г. Подэльский - С. Есенин)
«Кто отзовётся» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Лунная серенада» (А. Зацепин - О. Гаджикасимов)
«Лучший город земли» (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв)
«Любви негромкие слова» (В. Шаинский - Б. Дубровин)
«Любимая женщина» (И. Крутой - Л. Фадеев)
«Любимый город» (Н. Богословский - Е. Долматовский)
«Малая земля» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Маритана» (Г. Свиридов - Е. Аскинази)
«Марш нефтяников Каспия» (К. Караев - М. Светлов)
«Маскарад» (М. Магомаев - И. Шаферан)
«Мелодия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мир дому твоему» (О. Фельцман - И. Кохановский)
«Мне тебя не понять» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Мой дом» (Ю. Якушев - А. Ольгин)
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Надежда» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Начало начал» (А. Островский - Л. Ошанин)
«Наша судьба» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Не спеши» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Нет, так не бывает» (А. Островский - И. Кашежева)
«Нет худа без добра» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Новый день» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Ноктюрн» (А.Бабаджанян - Р.Рождественский)
«Огонь» (О. Фельцман - Н. Олев)
«Огромное небо» (О. Фельцман - Р. Рождественский)
«Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв - И. Макаров) - дуэт с Тамарой Синявской
«От села до села» (А. Быканов - А. Горохов)
«Падает снег» (С. Адамо - Л. Дербенёв)
«Передний край» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Песенка Гениального сыщика» (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Песенка Лепелетье» (Т. Хренников - А. Гладков)
«Песенка Паганеля» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Песне моей поверь» (П. Бюль-Бюль оглы - М. Щербаченко)
«Песня о дружбе» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Песня прощения» (А. Попп - Р. Рождественский)
«Подмосковные вечера» (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский)
«Позднее счастье» (Ю. Якушев - А. Домоховский)
«Позови меня» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Пой, гитара» («От зари до зари, от темна до темна» из к/ф «Песни моря»)
«Пойми меня» (Н. Богословский - И. Кохановский)
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Потому, что ты любишь меня» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Добронравов)
«Прекрасная, как молодость, страна» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) - дуэт с Тамарой Синявской
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Прощай, Баку!» (М. Магомаев - С. Есенин)
«Прощай любовь» (А. Мажуков - О. Шахмалов)
«Разве тот мужчина» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Раздумье» (П. Бюль-Бюль оглы - Н. Хазри)
«Романс Лапина» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«С любовью к женщине» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского)
«Свадьба» (А. Бабаджанян - Р. Рождественский)
«Сердце на снегу» (А. Бабаджанян - А. Дмоховский)
«Серенада Дон Кихота» (Д. Кабалевский - С. Богомазов)
«Серенада Трубадура» ("Луч солнца золотого...") (Г. Гладков - Ю. Энтин)
«Синяя вечность» (М. Магомаев - Г. Козловский)
«Скажи глазам твоим» (П. Бюль-Бюль оглы - Р. Рза, пер. М. Павловой)
«Слушай, сердце» (А. Островский - И. Шаферан)
«Солнцем опьянёный» (А. Бабаджанян - А. Горохов)
«Стадион моей мечты» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Сумерки зелёные» (А. Мажуков - Е. Митасов)
«Сыновья Революции» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Торжественная песня» (М. Магомаев - Р. Рождественский)
«Ты ко мне не вернёшься» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Улыбнись» (А. Бабаджанян - А. Вердян)
«Цветные сны» (В. Шаинский - М. Танич)
«Чёртово колесо» (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко)
«Что взгрустнулось тебе» (М. Блантер - И. Сельвинский)
«Что так сердце растревожено» (Т. Хренников - М. Матусовский)
«Шаланды, полные кефали» (Н. Богословский - Н. Агатов)
«Широка страна моя родная» (И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
«Шло письмо» (В. Шаинский - С. Островой)
«Элегия» (М. Магомаев - Н. Добронравов)
«Я о Родине пою» (С. Туликов - Н. Доризо)
«Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (А. Островский)

Роли Муслима Магомаева в оперных театрах СССР:

«Свадьба Фигаро» В. Моцарта
«Волшебная флейта» В. Моцарта
«Риголетто» Дж. Верди
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Отелло» Дж. Верди
«Тоска» Дж. Пуччини
«Паяцы» Р. Леонкавалло
«Фауст» Ш. Гуно
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского
«Князь Игорь» А. П. Бородина
«Алеко» С. В. Рахманинова
«Кёроглы» У. Гаджибекова
«Шах Исмаил» А. М. М. Магомаева
«Вэтэн» К. Караева и Д. Гаджиева

Песни на музыку Муслима Магомаева:

«Баллада о маленьком человеке» (Р. Рождественский)
«Вечный огонь» (А. Дмоховский)
«Грусть» (В. Авдеев)
«Далёкая-близкая» (А. Горохов)
«Дорога разлуки» (А.Дмоховский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский)
«Если в мире есть любовь» (Р. Рождественский) с В. Толкуновой
«Жизнь моя - моя Отчизна» (Р. Рождественский)
«Жила-была» (Э.Пашнев)
«Земля - родина любви» (Н. Добронравов)
«Колокола рассвета» (Р. Рождественский)
«Колыбельная падающих звёзд» (А. Дмоховский)
«Маскарад» (И. Шаферан)
«Мы для песни рождены» (Р. Рождественский)
«Песня джигита» (А. Дмоховский)
«Последний аккорд» (Г. Козловский)
«Приснившаяся песенка» (Р. Рождественский)
«Приходят рассветы» (Р. Рождественский)
«Принцесса снежная» (Г. Козловский)
«Прощай, Баку» (С. Есенин)
«Рапсодия любви» (А. Горохов)
«Ревнивый Кавказ» (А. Горохов)
«Синяя вечность» (Г. Козловский)
«Соловьиный час» (А. Горохов)
«Старый мотив» (А. Дмоховский)
«Торжественная песня» (Р. Рождественский)
«Тревога рыбачки» (А. Горохов)
«У того окна» (Р. Гамзатов)
«Хиросима» (Р. Рождественский)
«Шахерезада» (А. Горохов)
«Элегия» (Н. Добронравов)


// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru

В субботу, 3 марта, эфир программы «Сегодня вечером» с Юлией Меньшовой посвятили памяти легендарного исполнителя и композитора Муслима Магомаева. В студии передачи собрались родные и близкие артиста, которые поделились воспоминаниями о нем. Почетной гостьей стала вдова звезды Тамара Синявская. Роман между ней и Магомаевым начался в Баку осенью 1972 года. Спустя пару лет влюбленные зарегистрировали отношения.

В светских кругах часто обсуждали отношения Синявской и Магомаева. Поговаривали, что иногда в их доме кипели нешуточные страсти. Временами певец даже уезжал в Баку, чтобы прийти в себя. Известно, что в жизни артиста был такой момент, когда он серьезно поссорился с женой, но брак Магомаева спасла песня «Прощай, любимый».

«Мы все переживали. И не только мы, очень много людей, в том числе редакция Всесоюзного радио. И тогда мы написали такую песню для Тамары. Так случилось, что когда прозвучала эта песня, они помирились», - поделились авторы композиции Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

Ведущая Юлия Меньшова попросила Тамару Синявскую рассказать о том, что предшествовало написанию этой песни. Отвечая на этот вопрос, артистка раскрыла причины, по которым ссорилась с супругом.

«Ну как всегда бывает, а как? Темпераменты, характеры, уже взрослые люди, у каждого за спиной, если можно так сказать... Мы встретились, когда ему было 30 лет, а сколько мне, не скажу. У меня уже висел Большой театр - не шлейфом или грузом, а царской мантией. Конечно, все это было не просто так. Но когда он появлялся рядом, ничего этого не было - никаких мантий и царских корон», - рассказала певица.

В первом браке у Магомаева родилась дочь Марина. В настоящий момент она живет в Америке вместе с близкими - мужем Александром Козловским (сыном автора слов песни «Синяя вечность») и наследником Алленом. В эфире передачи показали интервью с родственниками знаменитого артиста. «Помню дачу, помню Муслима, хотя мне было всего четыре года. Помню, как я купался в бассейне, а Муслим ходил рядом и дирижировал», - вспоминает внук Магомаева.

Тамара Синявская считает дочь мужа от первого брака очень талантливой. После того, как Магомаев развелся с ее матерью Офелией, он продолжил общаться с наследницей.

«Это не то слово. Но это уже было общение взрослого человека с подрастающей дочерью, которая уже стала соображать, что такое музыка. Она очень музыкальная, но закончила почему-то географический институт... А Алекс [Александр Козловский], между прочим, певец. У него в молодости был звонкий, красивый голос. Но потом он вырос и решил стать мужем дочери Муслима, - сказала Синявская, смеясь. - Алекс уехал в Америку и увез туда Марину. Сейчас она работает мамой».

Для малышни привез польскую диковинку — жвачку

Мать Магомаева была актрисой и потому много путешествовала. Так и заполярной театральной сцене она отдала с десяток лет. Младшие дети: Юрий и Татьяна (разница в возрасте с Муслимом у них составляла 16 и 14 лет соответственно), будучи еще маленькими ездили с мамой. Муслим же в ту пору уже жил один, и постигал музыкальный Олимп, где добивался определенных успехов. Первая памятная встреча с ним у брата с сестрой состоялась на родине певца в Баку.

Мы тогда жили в Чимкенте, в Казахстане, — вспоминает собеседница. — Шел 1961 год. 19-летний Муслим уже был знаменит в Азербайджане. Он позвонил маме и пригласил на свадьбу в Баку. Его невестой была девушка Офелия.

Первая супруга певца до сих пор живет в Баку. А вот его единственная дочь сейчас с Штатах. Марина поселилась в Сан-Франциско и поддерживает связь с родственниками, в том числе и с тетей Таней из Мурманска.

Мама взяла нас маленьких и поехала на свадьбу, — продолжает Татьяна Леонтьевна. — Вот с этого момента я его помню. Он, тогда как раз приехала из-за границы, с песенного фестиваля в Польше и привез нам жвачку. В прозрачной упаковке лежали жевательные подушечки: желтые, белые, красные, — такого сладковатого вкуса. В Советском союзе тогда их вообще мало кто не видел. 61-й год, какие там жвачки, вы что! Тогда вообще ничего не было. Он нам маленьким дал горсть, а мы и не поняли, что с этим делать. Тогда Муслим, объяснил: это жевательная резинка, ее надо жевать. Мы удивились конечно. Ведь дети в ту пору что жевали: смолу да клей древесный. А тут такая импортная штучка. Саму же свадьбу почти не помню. Мне пять лет всего было все-таки. Но гуляния шли в большом красивом бакинском дворе. Было весело, тепло, собралось много народу.

Путевка в лагерь «Гайдар»

Всесоюзная слава пришла к Магомаеву буквально год спустя. А в 1963-м он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета. Однако в Москву Муслим переехал лишь ближе к тридцати годам.

У мамы каждое лето были гастроли по стране, которые заканчивались примерно в конце августа, — продолжает сестра артиста. – И мы почти всегда проезжали Москву. Когда Муслим перебрался в столицу стали обязательно заглядывать и к нему. Правда, бывало, мы едем, а он на гастролях, едем обратно – он снова за пределами столицы. Бывало, что из-за этого по несколько лет не виделись, но встречи всегда были теплыми. Помню, как он шутил. У меня в молодости была коса до колен. Муслим меня дергал за косу и приговаривал: «Танька, не вздумай только стричь косу». Я чаще чем брат Юрий была в Москве. Ездила туда в балетное училище, например, поступать. Как-то в одну из таких поездок Муслим мне вручил путевку в пионерлагерь «Гайдар» в Подмосковье. Очень интересно. Там я познакомилась с девочкой, с которой дружу до сих пор.

В Москве первое время Магомаев жил в гостинице «Россия». Когда родные к нему приезжали, то вынуждены были выходить с артистом из здания только через черный ход. Популярность у Муслима Магометовича была дикой. Чуть-чуть зазеваешься, налетают толпы поклонников.

Один раз мы уже вышли из гостиницы и сидели в машине, а Муслим стоял рядом в белом костюме. Вдруг кто-то из фанатов увидел его и сразу набежал народ. Через минуту на костюме не было ни одной пуговицы, оторваны карманы. Поотдирали на память. Ему пришлось идти переодеваться и выходить через другую дверь потом, — вспоминает Татьяна. — Были и вредители конечно. Как-то на концерте в Кремлевском дворце съездов сидела толпа молодежи и топала все выступление Муслима. Настроение ему тогда сильно испортили. Еле закончил концерт.

Тем временем Магомаев обретал популярность. Обзавелся жильем, женился на певице Тамаре Синявской, а его семья перебралась в Мурманск.

Понравилось? Это змея!

К моменту первого визита в Заполярье родственники Магомаева прожили здесь уже 23 года. Артист очень часто звонил, присылал поздравительные открытки со всеми праздниками, но приехать все не получалось. И вот в 1995-ом состоялось. Магомаев в Мурманске.

В тот приезд он дал много интервью на радио и на телевидении, — рассказывает сестра артиста. — А потом был замечательный концерт. По его ходу Муслим обратился к зрителям со сцены и сказал, что в зале сидит моя мама, Айшет Ахмедовна Магомаева. Люди аплодировали. Когда он заехал к нам домой, я думала чем угостить брата. Не удивишь ведь. «Муслим, будешь борщ?» Он мне: «Буду еще и как! Наконец-то нормальная русская кухня, а то меня кормят в ресторанах всякими изысками. Балуют. А так хочется простой домашней пищи».

Обычно, как любой выходец с Кавказа любил отмечать праздники в большой компании. Так свои юбилеи, он как артист проводил на сцене, а на второй день устраивал прием для друзей и близких. Часто в ресторане «Баку».

Там я в первый раз в жизни змею попробовала, — смеется Татьяна Леонтьевна. – Сидим за столом, отмечаем, кушаем. Вижу, лежат такие черные ромбики с зелеными прожилками. Думала это что-то из мяса с добавлением зелени. Попробовала: мягко, вкусно, но что это конкретно разобрать не могу. Что-то такое нежное, прямо тает во рту и на мясо похоже. Я еще взяла – понравилось! Муслим рядом сидит и хохочет: «Что нравится Таня?». «Ага, говорю, вкусно очень». «А знаешь, что ты ешь? Это змея!» Удивилась сильно, но противно не стало. Вкуснятина ведь! Это было 17 лет тому назад. Муслим отмечал 50-летие. Вел юбилейный вечер великий конферансье Борис Брунов. В один из моментов он обратился к собравшимся за столами: «Прошу весь зал встать, здесь присутствует мама Муслима Магомаева! А я с вашего позволения подойду и поцелую ручку».

Любил анекдоты и учил Баскова

Магомаев слыл большим шутником и очень любил анекдоты. Выдумывать каких-то смешных историй не приходилось. Когда часто общаешься со звездами первой величины, как-то Пугачева или Кобзон веселые истории появляются сами собой. Активно помогал молодым артистам.

Обучал Николая Баскова, например. Но при этом Магомаев любил уединяться. Закрывался в отдельном кабинете – рисовал, писал музыку. Ведь у многих песен, что исполнял артист, написанными «со стороны» были лишь стихи.

Сказывался наследственный талант видимо:

Мама замечательно пела, — продолжает сестра Магомаева. – Тамара с Муслимом переглядывались, дай бог нам так замечательно петь в этом возрасте. В 70 лет иметь такой чистый звонкий голосочек. Она всегда пела и на праздники и вообще. У нее даже первая роль была — Сюзанна в «Свадьбе Фигаро».

Вино, по воспоминаниям сестры, Магомаев, несмотря на кавказскую кровь не жаловал. А вот хороший, дорогой коньяк любил. В меру, конечно. Зато курил много и до последних дней. Удивительно или нет, но проблем с голосом от этого у него никогда не было.

Последние два года очень сдал, — завершает Татьяна. – Не хотел, чтобы его видели больным. Собирался обязательно поправиться и собрать друзей отметить день рождения, как прежде. Сильно подкосил его 2003 год. Тогда умер его любимый дядя, и тут же мама заболела сильно. После ее смерти матери он сник.

От концертных выступлений в последние годы он отказывался. А песня «Прощай, Баку», записанная в 2007-ом стала финальной в его долгой карьере.

Думали, что Муслим будет жить долго. У нас в семье все так. Все долгожители. У мамы до 80 лет даже карточки в поликлинике не было… А Муслим ушел слишком рано.

Руслан ВАРЕНИК


25 октября в возрасте 66 лет из-за ишемической болезни сердца в Москве умер Муслим Магомаев — знаменитый советский певец, в творчестве которого парадоксально соединялись классика, советский патриотизм и любовь к западной музыке.


С момента первого сольного концерта Муслима Магомаева в Концертном зале имени Чайковского 45 лет назад страна считала его эталоном эстрадного артиста. 28 октября с Муслимом Магомаевым простились в этом же зале. "Муслим, ты наше потерянное чудо",— сказала Александра Пахмутова. Конечно, слова о потере относились не только о смерти певца, но и о долгих годах его жизни, проведенных им вдали от места на Олимпе, которое он заслуживал. Не зря журналисты отмечали, что к панихиде в Москве многие отнеслись не только как к прощанию, но и как к поводу встретиться с артистом, который в последний период жизни молчал. "Мы знали, что он болен и страдает от одиночества, но ничего не сделали, чтобы помочь ему",— сказал Иосиф Кобзон. Похоронили Муслима Магомаева в Баку, рядом со знаменитыми дедом и дядей.

Стремительный успех Муслима Магомаева проще всего объяснить его происхождением. Легко делать карьеру, когда филармония в твоем городе фактически носит твое имя. Муслим Магомаев был полным тезкой деда, именем которого названа Бакинская филармония.

Муслим Магомаев-старший считается основоположником азербайджанской классической музыки. Окончив Закавказскую учительскую семинарию в Гори, в которой игра на скрипке была обязательным предметом обучения, он стал дирижером и оперным композитором еще до революции. При новой власти Магомаев стал писать музыку по народным азербайджанским мотивам с советским уклоном: ему принадлежат "Танец освобожденной азербайджанки", рапсодия "На полях Азербайджана" и считающаяся вершиной его творчества опера "Наргиз", главной героиней которой стала девушка-крестьянка. В 1935 году Магомаев-старший был удостоен звания заслуженного артиста Азербайджанской ССР. Но 28 июля 1937 года умер в Нальчике, по официальной версии — от скоротечной чахотки. Некоторые СМИ уже в наше время высказывали предположение, что он был репрессирован и расстрелян, однако маловероятно, чтобы имя репрессированного в том же 1937 году присвоили Бакинской филармонии. Так что в данном случае официальная версия, скорее всего, соответствует действительности.

Родители Муслима Магомаева тоже были творческими людьми. Отец Магомет Магомаев — театральный художник и музыкант-любитель. Ушел на фронт добровольцем, а в 1945 году за девять дней до окончания войны погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина. Мать — театральная актриса.

Но воспитывался Муслим в семье дяди, младшего брата отца. Джамал-Эддин Магомаев был крупным партийно-хозяйственным деятелем. После войны — заместитель секретаря ЦК КП Азербайджана, позже — член ЦК республики, постпред совета министров Азербайджана в Москве.

Казалось бы, наличие таких родственников и должно объяснять стремительный успех юного Муслима. Но все не так просто.

Когда у внука великого азербайджанского композитора обнаружился слух, его отдали в музыкальную школу при консерватории. Ему прочили карьеру пианиста, но сидеть часами перед инструментом было не в характере Муслима. Очень скоро юный музыкант всерьез занялся пением. В 15 лет он дал свой первый концерт в Доме моряка. Пел вопреки возражениям родственников, считавших, что ранняя концертная деятельность повредит развитию голоса.

Муслиму Магомаеву действительно повезло c семьей, но доказательства собственной состоятельности как музыканта он предъявил уже в самом раннем возрасте. Обучаясь на вокальном отделении музучилища, он брал уроки у знаменитой в Баку преподавательницы консерватории Сусанны Микаэлян. И когда он пел, под дверью кабинета Микаэлян собирались учащиеся и преподаватели — слушать каватину Фигаро из "Севильского цирюльника" и алябьевского "Соловья", которые Муслим исполнял звенящим юношеским сопрано. Уже тогда было ясно, что этот мальчик — не только внук своего деда и племянник своего дяди.

В возрасте 20 лет Муслим Магомаев опроверг еще один стереотип — о том, что "звезды" из национальных республик СССР появляются в основном по разнарядке сверху и могут лишь украшать собой правительственные концерты, исполняя в основном фольклорный репертуар. В 1962 году Магомаев выступил на фестивале азербайджанского искусства в Кремле. Исполнил "Бухенвальдский набат" Вано Мурадели и арию Фигаро. "Этот парень совсем себя не бережет, если такую трудную арию повторяет на бис",— говорил Иван Козловский вслед за бакинскими родственниками певца. Екатерина Фурцева отметила: "Наконец-то у нас появился настоящий баритон". Это "у нас" стало пропуском в лигу "советских артистов": отныне голос Магомаева был не только достоянием его республики, но ценностью союзного значения, в том числе — статьей экспорта. По линии ВЛКСМ Муслим Магомаев выехал на гастроли в Финляндию. Журнал "Огонек" вышел со статьей "Юноша из Баку покоряет мир". В 1963 году певца приняли в Азербайджанский театр оперы и балета имени Ахундова, но он был уже безвозвратно "наш", "общий": никто больше не задумывался о его азербайджанских корнях.

В 1964-1965 годах советский певец прошел стажировку в миланском театре "Ла Скала". Больше никто из отечественных эстрадных исполнителей не может похвастаться такой строчкой в curriculum vitae. После гастролей по СССР c материалом "Тоски" и "Севильского цирюльника" Муслиму Магомаеву было сделано предложение поступить на работу в Большой театр, но при всех восторгах оперной публики молодой артист ясно понимал, что его место — эстрада. Приглашение главного театра страны было отклонено.

Неизвестно, что было для него труднее — сказать "нет" Большому или устоять перед соблазном остаться в Париже, где ему предлагали контракт в театре "Олимпия". В этом зале у Магомаева оглушительно успешные гастроли в 1966 и 1969 годах, ангажемент на год был предложен директором зала Брюно Кокатрисом, но Минкульт СССР был против. Певца хотели регулярно видеть на кремлевских правительственных концертах. Муслим Магомаев позже писал в своих воспоминаниях: "Оставаться было можно, но нельзя. И это был один из немногих случаев в жизни, когда ненавистное для меня слово "нельзя" победило мое любимое слово "можно"".

Родина не хотела отпускать "настоящего баритона", но позволялось ему многое из того, о чем не могли и помыслить другие. Отчасти по праву народного артиста СССР, которым он стал в беспрецедентном возрасте — в 31 год. Отчасти из-за симпатий к нему в самых высоких властных кабинетах. Среди его поклонников были Леонид Брежнев и Юрий Андропов, и их вполне устраивал подход музыканта к репертуару.

Основу его программ формально составляли оперные арии, романсы и песни патриотического содержания. Но до сих пор поражает то, что совершенно официозный репертуар сосуществовал в его выступлениях с песнями, которые по сути были символами тлетворного влияния Запада. Муслим Магомаев стер границу между "серьезной" и "легкой" музыкой, существовавшую как в своде чиновничьих правил, так и в сознании слушателей. Когда в дело вступает такой голос, жанр отходит на второй план. Магомаев был своего рода громкоговорителем, посредством которого советские люди знакомились с музыкой остального мира, и довольно оперативно. И в выборе песен певец не ошибался никогда.

Еще на том самом триумфальном концерте в Зале Чайковского в 1963 году, уже после официальной части программы с произведениями Баха, Моцарта, Россини, Чайковского, Рахманинова и Гаджибекова, Муслим Магомаев сел за рояль и спел твист "24 000 Baci". Это произошло спустя всего два года после того, как Адриано Челентано исполнил этот хит, первый в своей карьере, на фестивале в Сан-Ремо. Муслим Магомаев легко справлялся с "Love Me Tender" Элвиса Пресли и "My Way" Фрэнка Синатры. И именно выступлению Муслима Магомаева предшествовали впервые произнесенные ведущей концерта со сцены Колонного зала Дома Союзов имена "Леннон" и "Маккартни". Песню, объявленную ведущей как "Вчера", Магомаев пел на английском.

Муслим Магомаев спел первые советские твисты "Королева красоты" и "Лучший город Земли" — и твисты перестали считать капиталистической заразой. Муслим Магомаев спел самый ресторанный советский шлягер "Свадьба" — и ресторанные шлягеры прописались на эстраде. Муслим Магомаев записал все мужские вокальные партии для "По следам бременских музыкантов", сиквела первого советского мультмюзикла "Бременские музыканты", и жанр мюзикла был окончательно признан в театрах страны. Магомаевский Трубадур — самый веский аргумент в спорах о том, была ли у нас рок-музыка, способная встать в один ряд с западной, а "Солнце взойдет" в его исполнении — абсолютно гениальная вещь, не уступающая никаким Ллойдам Уэбберам.

Муслим Магомаев никогда не жил от альбома к альбому, от шлягера к шлягеру. К 1974 году, к моменту брака со второй женой певицей Тамарой Синявской, самое главное он уже сделал. Он доказал, что и в самой строгой политической системе талант может быть близок к полной свободе, оставаясь при этом всенародно любимым. Он точно почувствовал, когда нужно уйти. В одном интервью он признавался: "Каждому голосу, каждому таланту, Бог определил определенное время, и перешагивать его не нужно". Он снова сказал "нет" — как когда-то Большому и "Олимпии". На этот раз — старению на глазах публики, неизбежным разговорам за спиной: "зажился", "испелся", "выдохся". Путь допевшего до седин Синатры был не для Магомаева, но ему, в отличие от американского крунера, было изначально отпущено больше. Мы никогда не узнаем, скучал ли Магомаев по сцене в последние годы жизни, жалел ли о своем почти затворничестве. Комментарии в таком духе были не в его правилах.

В отличие от коллег-эстрадников, которые, как в анекдоте, прощались, но не уходили, Муслим Магомаев никогда официально не заявлял о завершении карьеры и не устраивал прощальных концертов. Он просто с каждым годом сокращал число выступлений, отдавая время графике, скульптуре, съемкам в кино, литературной работе, созданию музыки для театральных постановок. В последние годы освоил интернет и активно руководил собственным сайтом. Мало показывался на телевидении в качестве свадебного генерала, но с охотой рассказывал зрителям о жизни оперных и эстрадных звезд. В больницах старался не задерживаться. Умер, ни разу не пожаловавшись на судьбу.

В целом она была к нему благосклонна.

Борис Барабанов