Денис симачев секретный материальчик. Денис Симачев, «бомжевавший» в Таганроге в рамках программы «Секретный миллионер», оказался банкротом

В начале 2000-х Москва уже прекрасно знала бренд Denis Simachev, но никто не видел дизайнера. Такова была задумка автора - сохранять интригу как можно дольше.

Студент Московской текстильной академии, Симачев выиграл несколько конкурсов, включая международный Smirnoff International Fashion Awards в Гонконге. Денис раздумывал, не уехать ли за границу («Bikkembergs на тот момент был бог дизайна всех видов, и я хотел у него работать»), но вовремя ввязался в суровую кухонную дискуссию с другом, который был убежден, что сделать русский бренд, равный по уровню, скажем, Armani, невозможно. Идеальная мотивация для любой амбициозной персоны. Так в 1999-м Симачев основал бренд имени себя с командой из трех человек и по бизнес-плану намеревался в первую же пятилетку построить luxury-линию одежды, а в следующие три года - запустить вторую линию, более доступную, которая и обеспечила бы серьезную прибыль.

Пятилетку он выполнил в три года, но перевыполнение плана дало сбой в системе. Бум в лакшери-сегменте породил дешевые подделки, а собственной доступной коллекции так и не было. «На войну с китайскими подделками было впустую потрачено несколько лет. Выяснялось, например, что у нас в Шанхае якобы открыт двухэтажный шоу-рум». Если убытки составляли €40–45 млн в год, то прибыль - всего €10–15 млн. «Со временем мы все становимся очень умные. Если бы я смог оказаться в 2000 году, я бы себе, конечно, подсказал, что нужно не полагаться на план, а сразу выстраивать вторую линию одежды».

В баре Hooligan на Трехгорной мануфактуре Forbes Life обсудил с Симачевым его веселые старты, внимательно записал формулу бешеного успеха бренда в нулевых и расспросил, чем Симачев живет сейчас и куда катится весь этот модный мир.

Русский Versace

Итак, вы на спор начали гнуть свою линию одежды. На каких китах строился бренд?

Главный принцип «нет пророка в своем отечестве»: ни в коем случае здесь себя не показывать, делать бренд на Западе.

Второе - оставаться в тени до определенного времени, сохранять интригу. Все отечественные дизайнеры стремились к известности, всячески доказывали, что лучше остальных: фотографировались, давали интервью, знакомились... тогда появлялись клиенты, они начинали их обслуживать, а значит, скатывались в ателье. Ателье как развитие бренда я сразу вычеркнул - ни в коем случае и ни за какие деньги. Только массовое производство, только готовые размеры.

Следующий важный пункт - команда. Потому что дизайнер - я до сих пор в этом убежден - практически ничего не делает, он только ходит, раздувает щеки и всегда всем недоволен. Количество людей значения не имеет, может быть всего один человек в твоей команде, но он сделает все. У меня начиналось с трех. Женщин.

И последний пункт - взять за основу чей-то успех.

Я выбрал концепцию Джанни Версаче для построения своего бренда. Он его построил на визуальных достижениях Римской империи, практически присвоив все орнаменты и изображения. Они сейчас четко ассоциируются с Версаче, но ни в коем случае не с Древним миром. Я сделал то же самое: взял советскую и российскую символику, хохлому, гжель - все, что сейчас ассоциируется с Россией, что в то время было жутким лубком.

Меня все отговаривали: только не это, все что угодно, мы это все ненавидим, это все кошмар из прошлого. Я говорил: «Пройдет время, все будет по-другому, это единственное, что у нас осталось, и оно будет ассоциироваться с моим именем». И мы долго долбили в эту точку, но заявляя это всем, опять же, через Запад. Если бы я это делал в России, меня бы здесь и похоронили на старом Арбате - сидел бы я шапки продавал.

Вы говорили, что не собирались долго заниматься модой. Или когда в нулевых бизнес пошел, мысль уходить пропала?

Когда все стало развиваться, я начал понимать, что строить только бренд одежды - это утопия. Велик риск, что все провалится.

Нужно выстраивать не бренд, а стиль жизни. Как только ты выстраиваешь лайфстайл, клиенты начинают прощать тебе ошибки. А ошибки неизбежны в любом случае, даже если ты гений и все просчитал. Я всем своим видом и своим окружением показывал, что это не одежда - мы просто так живем. Хочешь так жить - будь с нами. Это рестораны, машины, музыка, места отдыха, спорт, развлечения, гаджеты, все, что тебя окружает. Это все фирменный стиль жизни «Дениса Симачева», жизни бренда, который больше чем бренд.

Тогда ты становишься непотопляем.

А бар на Столешке (Клуб Shop & Bar Denis Simachev в Столешниковом переулке в Москве. - Forbes Life ) появился только из-за того, что нужно было как-то хулиганить, придумывать что-то, чтобы притянуть к себе внимание. И хохлома появилась на Столешке тоже случайно, потому что Лужков категорически запретил свою любимую улицу портить черным фасадом. И мы закрыли его хохломой. И она настолько прижилась, что сейчас хохлому снимать нельзя - люди не поймут. Но если при открытии магазина мы бар воспринимали как некую дотационную организацию, которая позволяет затащить туда людей, то сейчас он приносит равную сумму с магазином, как это ни странно.

От хохломы до Путина в розочках

Как поменялся модный бизнес за последние годы?

Раньше дизайнер и конечный клиент находились на огромном расстоянии друг от друга - для подтверждения клиенту цены, а дизайнеру для возможности творчески самореализоваться. Между ними была прослойка профессионалов, что вело к огромным затратам. Сейчас все схлопнулось. Дизайнер и клиент хотят быть напрямую связаны, и это такими темпами развивается, что скоро дизайнер и клиент будет один и тот же человек.

Но где же тогда дизайн, мода, волшебство? Появится высокая мода, это будет действительно искусство в единичном экземпляре, сделанное для одного клиента за безумные деньги. И если в 2000-х мне было четко понятно, как строится luxury-бренд и как он потом зарабатывает, то сейчас все переходит в производство и в гонку за самой низкой ценой.

Все стало проще?

Стало выглядеть проще, а на самом деле сложнее. Идет битва производителей: кто даст лучшую цену на один и тот же товар. Из-за этого мода сильно упростилась, она стала одно­образной, разница только в цене.

Но тогда речь не о моде, а просто об одежде?

Это тоже мода. Что такое мода? Это то, что потребляют, то, что люди хотят. Но сейчас это не то, что хотели 10 лет назад. Подростка не заставить надеть брендованные дорогие вещи, он просто не понимает зачем. Ему нужно как у всех, мы приходим к униформе. А как у всех - это одно большое производство, кроссовки однообразные за $7,60.

Что нужно делать для сохранения бренда, если у всех все одинаковое?

Два пути. Если очень далеко смотреть, то это либо построение гигантского полугосударственного производства с огромным штатом стилистов, с фактически состоявшимися дизайнерами, владеющими своими брендами. То есть ты становишься таким большим, что поглощаешь бренды в свой дизайнерский отдел. Очень скоро это все произойдет, не будет конкретного имени дизайнера на одном производстве, вот и все. Второй путь - сопротивляться, играть по старым правилам. Придумывать, делать свои коллекции, как правило, не справляться с необходимостью понижения цены производства и не получать того роста, который должен быть.

Вы за первый вариант? Расширение производства, масштабность?

Да, у меня есть проработки этой схемы. Опять же, взаимоотношения с инвесторами изменились. Это не так, что «я придумал, как сделать, а у тебя есть деньги». То, о чем я говорю, глобально, с этим проектом нельзя прийти в какую-то банковскую структуру или договориться с богатым человеком. Это государственная машина, и тогда можно выиграть. И в принципе у меня сейчас в эту сторону движение.

Но футболки-то будут?

Там будет все, что нужно человеку на потребу. Я же раньше тоже делал вещи, которые нужны были людям, а не то, что хотел внедрить искусственно. Я слышу: вот ты сделал какую-то надпись или Путина в розочках. Что ты имел в виду?

Ребята, я ничего не имел в виду, я сделал только то, о чем вы все вместе коллективно думали. Я как зеркало отразил, перенес в вещь, и вы хотите ее купить именно потому, что это ваша мысль, а не моя. Я как художник не имею права иметь своего политического взгляда на что-либо.

Я больше аккумулирую в себе ваши переживания, пытаюсь их прочувствовать и собрать, чтобы выдать тот товар, который вам нужен.

Симачев и его команда

По сути дела, у вас сейчас такое затишье перед бизнес-бурей.

Наверное. Обо мне говорят, что я делаю какие-­то рестораны, что Симачев занимается интерьерами. Всех интерьеров в моем списке дел 3%, сами делайте выводы.

Вы сказали, что успех дизайнера - его команда. Сколько сейчас у вас человек?

Да. Если раньше у меня были только бренд «Денис Симачев» и команда, которая его делала, то сейчас у меня проекты в семи совершенно разных областях. Не могу сказать каких, но это скоро станет известным. Я уже три года занимаюсь построением системы градообразующих предприятий. Защитил кандидатскую и сейчас буду писать докторскую на эту тему. Это будущее - производство в глобальных масштабах.

Вы считаете себя олицетворением российского дизайна или мирового?

Трудный вопрос. Корни того, что я делаю, отечественные, а выстроено все по международному формату. Мой бренд с хорошими русскими корнями, но скорее западный.

Где та точка, в которой дизайн как творчество переходит в бизнес?

А дизайн - это творчество вообще? Например, живопись для меня творчество. Но если говорить про современную живопись - это дизайн. Творчество - это когда художник сидит в подвале, допивает последнюю бутылку портвейна, работы нет, ушла девушка... И он последними красками, которые почти засохли, что-то творит, потому что у него в душе что-то происходит. И он уверен, что завтра умрет. И уж точно не думает, как эту картину подороже продать. Художник в этом состоянии находится на лодочке в открытом океане, доплывет он или нет, неизвестно. А дизайн ведь что такое? Это математика, архитектура во всем. Чертеж, построение, бизнес-план. Ты отсекаешь лишнее. Там мало творчества.

Путин - это провокация? Это часть того самого бизнес-плана, чтобы как-то зацепить публику?

Провокация. Зачем нужны провокации? Если глобально про бренд, то за короткий срок нужно было о себе заявить, нужно было создавать информационный повод, чтобы обсуждали, печатали и говорили.

Но у меня не было расчета. Я скорее поймал в обществе это настроение вокруг человека, этого образа, придал ему некую загадочность в виде розочек в обрамлении, чтобы все-таки фига в кармане присутствовала и каждый смог найти свою идею в изображении, мысль, которая зреет, но вслух ее не говорят. То же было и с моими коллекциями. Они не соответствовали году выпуска, не были в тренде сезона среди дизайнеров. Поэтому коллекции, созданные 10 лет назад, до сих пор актуальны. И по-прежнему продаются в Столешниковом.

О вашем градообразующем проекте. Есть же примеры марок одежды, которые попытались стать тем самым российским производством, но у них как-то не получается. Это служит вам примером?

Да. Лучше учиться на ошибках других.

Например, чего не стоит делать?

Не не-сотрудничать с государством, например. То есть не вычеркивать государство из своих планов. Только так. Ни в коем случае не частными методами. Делать все самому, но с поддержкой государства.

Мы оставим это в интервью.

Правильно.

Кто не рискует, не пьет в Denis Simachev

Вот это пространство, «Хулиган», где мы сейчас находимся, это в первую очередь бар?

Это скорее дизайн-студия, которая закамуфлирована под клубное пространство.

Планировалось, что «Хулиган» станет сетью, но пока он выглядит как единственный в своем роде проект. Как это может быть тиражировано?

Это так же, как «Симачев-бар»: хотели растиражировать, даже бренд-бук сделали. Потом стало понятно, что это не «Макдоналдс», трудно уникальные творческие вещи перевести в серию.

Вы везде предпочитаете быть главным, все контролировать?

Я везде хочу быть на своем месте, так скажем. В любом партнерстве важен результат. Как он юридически выглядит, неважно. Если это работает на результат, тогда это можно назвать бизнесом. Когда начинается выяснение, кто больше, кто меньше, то будущее пропадает. Поэтому я стараюсь всегда договариваться со всеми моими партнерами так, чтобы был и контроль, и рост. Для меня вообще смысл скорее в росте, потому что деньги, если ты все правильно построил, тебя догонят, даже если ты бежать будешь. Если ты все правильно просчитал, то к тебе они сами придут, я думаю. Нельзя какую-то формулу своего процента высчитать. Все проекты разные, доля участия, интереса, перспектив. Как предугадывать риски? Скорее, надо доверять своей чуйке и рисковать. Потому что если не рисковать, то будешь всегда недоволен происходящим.

Сколько человек работает сейчас в «Симачев продакшн»?

Человек сорок, наверное. «Продакшн» - это то, что на свету. Разработка дизайн-концепций. Сейчас много обращений от государственных компаний, хотят просто подчистить то, что у них есть: все, что связано с визуализацией, концепцией, пиаром - то, что осталось со времен 1990-х.

Есть уже реализованные проекты?

Есть. И в последнее время предложений прибавилось. Я это делаю без упоминания бренда «Симачев». Так как имя дезориентирует общество.

Но вы для этих структур придумываете их бренд.

И бренд, и концепцию развития - на чем они могут заработать деньги.

А дизайн, например, дачи или дома?

За это не берусь. Это уже «ателье».

Если к вам придет человек из списка российского Forbes и скажет: я ресторан купил, хочу, чтобы ты мне его оформил. Сделаете?

Очень абстрактное предложение - человек из Forbes, ресторан. Я представляю этих людей, многих знаю. Очень странно, если бы я от них услышал что-то подобное. У меня были предложения - сделай дизайн, допустим, частных владений. Я отказывался. Я потрачу на это столько же времени, сколько на большой проект. Микроскопом гвозди заколачивать неправильно, он для другого придуман. Я порекомендую кого-то, кто это сделает хорошо.

Почему вы, зарабатывая сейчас на концепциях для больших структур, которые в 1990-е начинали и хотят сейчас себя обновить, не рассказываете про это сотрудничество?

Не рассказываю, потому что не хочу ассоциаций. Соглашаюсь - потому что это большие структуры, которые останутся в истории, и мне это интересно. Мне это интересно с исторической точки зрения, так скажем. Но в то же время не хочу, чтобы говорили, что Симачев - это тот, кто делает ребрендинги. Зачем мне это? У меня свои проекты.

«Секретный миллионер» Денис Симачёв не выполнил ни одного обещания, данного таганрожцам.

Съёмки очередного выпуска программы «Секретный миллионер» проходили в Таганроге. Её главным героем стал российский модельер Денис Симачёв. По условиям программы, миллионер должен провести в незнакомом городе без денег и без связей четыре дня. Ему необходимо найти работу и жильё на это время. Участник получает «сумку челнока» и 1000 рублей. С этим багажом он отправляется в место, выбранное организаторами, где и начинается приключение. Главное условие проекта – участник не должен раскрывать себя. Второе правило: за четыре дня герой должен найти людей, которым требуется реальная помощь и оказать её.

Когда дизайнер модной и креативной одежды прибыл в Таганрог, первым делам стал искать ночлег. Местные жители посоветовал переночевать в общежитии. Однако там ему не удалось найти приюта. В первую же ночь Симачёву пришлось воспользоваться конвертом, предназначенным на крайний случай. В нём лежал адрес хостела, где заранее был оплачен номер. В гостевом доме за кружкой чая Денис рассказал хозяйке о своём непростом положении. Утром девушка дала ему номер мужчины, готового помочь с работой. Так «секретный миллионер» отправился на рыбалку с местным жителем Владимиром.

Таганрожец, взявший Дениса с собой на рыбалку, заплатил ему за работу 300 руб. Он же посоветовал обратиться за помощью в приют. Но, когда бизнесмен приехал по адресу, оказалось, что приют помогает не взрослым, а детям и оставить ночевать там мужчину, было попросту негде.

Оттуда он отправился в бар, где о работе за него договорился всё тот же рыбак Владимир. В пабе Денису пришлось наливать пиво, разносить напитки гостям, убирать в туалете. Владелец заведения предложил переночевать в заведение и заодно подработать сторожем. В общей сложности за вечер миллионеру под видом бездомного удалось заработать 600 рублей.

На следующий день богача вновь выручил сердобольный Владимир. Гостя города он отправил на работу в боксёрский клуб. Там, за участие в тренировке он получил 300 рублей. Оказавшись на ночь глядя, опять без крыши над головой, Денис Симачёв позвонил сотруднице детского приюта. Она посоветовала обратиться к известному в Таганроге изобретателю подводных колясок для людей с ограниченными возможностями Игорю Скикевичу. Но предложением остаться у гостеприимного таганрожца Денис почему-то не воспользовался, а отправился на такси в ближайший отель. За ночёвку ему пришлось отдать все свои деньги. Поэтому последнюю ночь ему пришлось провести в посёлке Богудония в жилище местных выпивох.

На пятый финальный день герой должен был определиться с теми людьми, которым он окажет помощь по-миллионерски. В отличие от предыдущих своих коллег по шоу, Симачёв был щедр только на обещания. Маленькой девочке с умственной отсталостью, которая произвела не него впечатление в приюте, он пообещал оплатить посещение развивающих кружков. Ребятам из паба модельер подарил майку и перстень из своей последней коллекции и предложил устроить вечеринку «Симачёв-бара» в Таганроге. Игоря Скикевича уверил, что поможет запатентовать его изобретение, возьмёт на себя документационную и финансовую часть.

Только ни одному человеку он в итоге не помог. В эфире шоу организаторы сообщили, что все обещания знаменитого дизайнера пришлось взять на себя телеканалу «Пятница». Возможно, причиной тому стали финансовые трудности предпринимателя, ведь шикарные квартира и офис в центре Москвы, которые он выдавал за свои, на деле не принадлежат. Апартаменты арендуются посуточно. Но зачем он тогда соглашался сниматься в шоу?

К слову, предыдущие участники проекта не скупились на подарки. Людям, оказавшим помощь бездомному незнакомому человеку, под видом которого скрывался миллионер, они оплачивали дорогостоящее лечение, давали деньги на приюты для животных, дарили путёвки за сотни тысяч рублей. Например, бизнесмен Дмитрий Волков в общей сложности раздарил в Нижнем Новогороде 12 млн руб.

Еще по теме:


  1. Юлия Безуглова

    За такие поступки должно быть стыдно! Просто разочарование... Жаль ещё, что по городу будут судить глядя на эти кадры с Бугудонии.

  2. Гость Оксана

    Просто позор!богатый-от слова Бог,что же в душе у Дениса?неужели ему совсем не стыдно?может все таки приедет ещё раз и исправить свою ошибку...

  3. Николас

    Надо было этого "миллионера" оставить с местными бомжами)))

  4. Зинедин Зидан

  5. Зинедин Зидан

    Ну, что-то тут сказать в начале передачи так расхваливал себя пафос, гламур своих дизайнерский (моделей) … целые коллекций дорогой одежды для VIP персон и прочего бомонда,…а на деле 2 дня катался на такси (потратил более 500 руб) те задания, которые он выполнял, были не такими уж и сложными в сравнении с другими участниками этой ТВ передачи ранее!! Ну а концовка была очень необычной накормил всем обещаниями сполна. Ладно, владельцам ресторана на обещал гор, но девочке больной не помочь это уже совсем не по человечески аморальный ты человек оказывается Денис Симачёв грош цена тебе как человеку после этого…После такого нужно в глянцевых журналах так и написать какой на самом деле…в жизни он фикция эти всем самая настоящая эти дорогие иностранные машины, дорогие квартиры и прочее…Посуточная аренда вот и всё !!!

Одежда в магазине Дениса Симачева стоит недешево

В Таганрог успешный дизайнер приехал под видом бомжа. Напомним, таковы условия шоу «Секретный миллионер» – состоятельные люди пять дней выживают в российской глубинке без денег и знакомых.

По ходу шоу участникам помогают простые люди: принимают на работу, чему-то учат, дают кров. В конце миллионер рассекречивает себя и одаривает помогших ему людей благами.

Денис Симачев пообещал воспитаннице детдома оплатить занятия с педагогами, хозяину бара, который принял его на работу, – закатить шикарную вечеринку. А еще он заручился помочь инвалиду Игорю Скикевичу запатентовать свое уникальное изобретение. Пообещал и своих обещаний не выполнил. В результате каналу «Пятница! » пришлось оплатить простым таганрожцам все то, что должен был обеспечить Симачев. Сам дизайнер на связь не вышел, а телевизионщики заподозрили его в банкротстве.

Поведение дизайнера вызвало настоящий народный гнев. Зрители не смогли простить Симачеву хамское поведение. Кто-то уличил героя шоу в черном пиаре. Но если у него нет денег, зачем приходить на шоу?

«Его теперь никто не будет воспринимать всерьез, да и дело с таким иметь мало кто захочет. Слово свое не держит. Приперся на программу только что бы хайп словить, а вот и не получилось, не фортануло. Опозорился на всю страну. Слабак! В первый же день воспользовался конвертом. Хоть он и не отрицает что слабак. Пытался выпендриться, а ничего не получилось. Все хуже и хуже выпуски» *, – негодует зритель Егор Белушков .

«У человека никакой порядочности, обманул незаслуженно людей. Как его судьба сложится после этой серии? Уж точно не так как он хотел. Серьезные люди теперь с ним дела не захотят иметь» *, – уверена Галя Агеева .

Сказать, что дела у Симачева из рук вон плохо тоже нельзя. Пять дней назад он отпраздновал 10-летие своего заведения Shop & Bar , закатив вечеринку. Осенью прошлого года запустил линейку молодежной одежды Hooligan , в начале 2017 года открыл интернет-магазин. К слову, обычная хлопчатая футболка с несложным принтом у Симачева стоит около 5000 рублей. Впрочем, «Пятница!» сообщила, что магазин в центре Москвы у Симачева закрылся.

«Он мог хотя бы звонить, интересоваться и по-другому помогать: привлечь спонсоров для детдома, провести день сбора средств в своей тусовке, да много что мог сделать! Но звонить и интересоваться проблемами мог даже, если сам на мели!» * – пишет Наталья Качаева .

Зрители остались недовольны и тем, как в шоу показали Таганрог. Трущобы, по которым мотался Симачев, не единственное, что можно увидеть в городе.

«Не был в Таганроге ни разу, но после просмотра сложилось плохое впечатление о городе. Судя по отзывам жителей, это далеко не так. Присоединись к ним и скажу что в этом плане "Пятница" поступила некрасиво. Об этом (Симачеве – прим. Ред) даже говорить нечего, много раз думал зайти в его заведение, но многие друзья отговаривали, сказав что там только понты, видимо действительно, такие же как и у его владельца. Совершенно точно ни одной шмотки с псевдо его принтом не появится в моем гардеробе после этой программы» *, - пишет Денис Доступин .

«Вы лучше город с другой стороны покажите. Думаю такие трущобы в каждом городе найти можно. Но у нас и хороших мест достаточно» ,* – солидарна Тусечка Юрпольская .

Бар дизайнера Дениса Симачева, который когда-то первым додумался облачать модников в майки с президентом Путиным, отмечает день рождения - по словам юбиляра, дойдя до него практически в неизменно приподнятом состоянии.


«Лет пятнадцать назад в городе было мало заведений, где бы люди чувствовали себя комфортно,- Денис Симачев в голубой водолазке ковыряет вилкой в тарелке с помидорами.- Люди уже много попутешествовали, повидали, но у нас никто на такие проекты не решался. Им это дело казалось убыточным, говорили, в них никто не пойдет. Мы попробовали. К нам сразу пошли». Так модельер описывает лофт на заводе газгольдеров «Арма» - место с закрытыми светскими вечеринками и прародитель бара имени себя. Тогда в моде, напомним, были слухи о Романе Абрамовиче и Михаиле Прохорове как титульных спонсорах модельера, смс-приглашения в его лофт выглядели откровенной диковинкой, как и сам Симачев при входе, да еще под руку с расписанным под хохлому спортбайком. В 2007 году площадка фактически переместилась в Столешников переулок, в помещение кафе «Москва-Берлин», по дороге заметно омолодившись и приоткрывшись публике. Модельер признавался, что новый бар с «наивным интерьером будто с помойки» был поначалу рекламным приложением к магазину, но со временем торговля слегка ушла на второй план - точнее, скукожилась до уголка на третьем этаже, а все остальное пространство заняли тусовщики. Населился бар, правда, не сразу: первые месяцы посетителям даже доплачивали - по 50 руб. за каждую потраченную сотню. Схему оценили сотрудницы глянцевого издательского дома Conde Nast по соседству, пошел пересказ, дотации отменили. И понеслось.

На открытии площадки выступала Яна Жукова по кличке DJ Vobla, которая вспоминала, что именно Симачев «разнес по Москве» стиль алкогольного мэш-апа - «дискотеку пионерлагеря, весь этот алкотрэш». Титульным ди-джеем бара стал Федор Фомин, сводивший Ветлицкую с Земфирой, но способный врубать и беспримесный «Владимирский централ». Публика, уже привыкшая к хаусу и коктейльной электронике, первые вечера в оцепенении мялась по стенкам, но затем вошла во вкус, а после и вовсе переключилась в режим угара. Фомин вспоминал, что тут сработала общая усталость от «клубов, хауса, ненастоящих телок и олигархов в ложах». Денис Симачев счел, что публику привлекла подчеркнуто некоммерческая музыка - например, фанк. «Хотя я сам до сих пор не представляю, как под него танцевать»,- замечает он. К слову, маэстро и сам приложил руку к музыкальной начинке, возглавив под вывеской DJ Loser внутреннюю группировку своего бара Low Budget Family. Причем Симачев признается, что музицировать они поначалу планировали исключительно «дома», для чего была выставлена заградительная гастрольная цена в €10 тыс. и безумный райдер с лимузинами, полотенцами определенной ворсистости и шоколадным драже исключительно желтого цвета. Что, впрочем, не помогло.

Раскрепощению граждан в баре поспособствовала ориентация на замысловатые коктейли. «В 2000-х пили в основном чистое,- вспоминает модельер.- Непочатая бутылка виски на столе была крутизной. А коктейли считалось невнятной мурой - непонятно что туда нальют, еще отравят». Ажитации добавил и своеобразный для гламурной Москвы фейс-контроль: не пускали порой даже всероссийских селебритис вроде Филиппа Киркорова (не узнали) и Димы Билана (узнали) - что уж говорить о рядовых тусовщиках. На деле фейс-контролеру сверху была спущена особая инструкция, предписывающая пускать строго определенный процент фриков, богемы, иностранцев и бизнесменов - скажем, 5% и 20% в двух последних случаях. «Это чтобы никто из них не считал тусовку своей», - поясняет Денис Симачев, вспоминая, что формулу он выдумал случайно, но инструкция «прижилась», а наибольший процент в ней всегда занимали «перспективные студенты».


Вся эта смесь сформировала действительно чудный климат площадки. За ночь через бар запросто проходило тысячи по четыре гостей. Некоторые из них, вспоминает директор заведения Михаил Гречанников, потом путались и пытались «вернуться» в соседний магазин Hermes, по полчаса стучась в окна и двери. Ранее директор признавался, что вынужден менять двери в туалетах и трубы, в которые можно упереться, чуть не каждые выходные из-за страстных посетителей. Симачев более деликатен: по его словам, количество знакомств в баре с последующим построением полноценных семей плохо поддается учету. «Чтобы люди пришли и познакомились - по мне это и есть мировая культура вечеринок,- рассуждает модельер.- Мне нравилось смешивать людей разных социальных структур, которые иначе, может, и не встретились бы. Для этого место встреч должно быть демократичным и практически без правил». О градусе веселья всю прошедшую декаду и степени преданности гостей можно судить по двум показательным случаям. Во-первых, однажды у самого модельера умыкнули стоявший под окнами бара спортбайк: просмотр записей с камер показал, что прямо посреди вечеринки его незамеченным погрузили в подогнанный пикап. Во-вторых, временное закрытие площадки несколько лет назад (из-за трений с лендлордом, даже выставлявшего особняк на торги за 3 млн. руб. в месяц) вызвало столь массовый всплеск активности затосковавших в соцсетях клаберов, что впору было сколачивать партию «За Симачева». «Самое большое наше достижение - мы за десять лет не изменились совсем. И этот нонсенс для города»,- добавляет виновник торжества.

Гулянка по случаю юбилея площадки продлится три дня. Четверг отдадут проверенным резидентам вроде Марка Щедрина и DJ Orange, но самых звездных - Фомина и мастера оживления диско Виталия Козака - приберегут для субботы. Пятница же предназначается иностранцам, в том числе французу Бенжамину Боге, обычно подписывающему пластинки, как гангстер из фильма Джона Кассаветеса - Cosmo Vitelli. Музыкант долгое время упражнялся с хаусом в духе Air и Cassius, потом увлекся компотом из электро и диско, а сейчас порой склоняется к ископаемому эйсид-хаусу, разогнанному до приличных скоростей. Впрочем, в выходные тут будет не протолкнуться, даже если играть за пульты «поставят» диск или файл. Ведь и сам Симачев вспоминает дни рождения бара как самые запоминающиеся вечеринки в этих стенах. Кстати, о стенах: под хохломой они черные, но столь мрачный декор в историческом переулке не одобрил Юрий Лужков. Так что модельер смастерил эти расписные временные леса, ставший со временем визиткой бара, попросту назло бывшему столичному мэру.

Александр Воронов


Модельер испытывает финансовые трудности и, возможно, участие в этом шоу было просто попыткой пиара.

В Таганроге в качестве участника программы «Секретный миллионер» побывал российский модельер Денис Симачев. Напомним, по условиям программы ему нужно было на несколько дней превратиться в бомжа. Он получил клетчатую сумку с вещами из секонд-хэнда, тысячу рублей на расходы и старый телефон. С этим багажом он отправляется в место, выбранное организаторами, где дается старт программы.

Первое правило - участник не должен рассказывать никому кто он. Второе правило - за эти дни герой должен найти людей, которым он может помочь материально.

За время отведенное на съемки дизайнер не раз встретил людей, которым нужна была его помощь. Он был в приюте, где пообещал одной из воспитанниц оплатить занятие с педагогами. Дал слово хозяину бара, который принял его на работу, что позже в благодарность устроит шикарную вечеринку. И самое серьезное, это обещание помочь инвалиду Игорю Скикевичу запатентовать свое изобретение для инвалидов. Взяв на себя оформление документации и финансовую часть. Игорь совсем недавно прославился созданием коляски для дайвинга.

Только ни одному человеку Денис Симачев в итоге не помог. В эфире шоу организаторы сообщили, что все за все обещания знаменитого дизайнера заплатил телеканал «Пятница». Именно ему пришлось отдать деньги людям, которым Денис обещал помочь. Как стало известно, мужчина испытывает финансовые трудности и, возможно, участие в этом шоу было просто попыткой пиара.