Как выжить в океане во время экстренной ситуации? Реальные истории людей, которые смогли выжить в открытом океане.

Неприятности могут подстерегать нас где угодно. Разумеется, любители экстрима подвергают себя большему риску, но у них и больше шансов с успехом выйти из противостояния с природой за счёт личных навыков и подготовки. Но иногда этого недостаточно. Иногда случайности просто случаются, а ты, если жив останешься, из них выпутываешься. Именно это и произошло в 1983 году с парой яхтсменов.

Преамбула

Американка Тами Эшкрафт с детства парусным спортом увлекалась. И именно на этой почве и познакомилась с британцем Ричардом Шарпом. Любовь, морковь, все дела. Но жить на что-то надо было, так что молодые яхтсмены нанялись перегонять яхты через тихий океан новым владельцам. И в 1983 году им выпал заказ на перегонку яхты «Хазана» из Таити до Сан-Диего. Путешествие должно было занять 30 дней. Ничего сложного и особенного — пара уже неоднократно такие рейсы проделывала. Но увы, планы были нарушены самым трагичным образом.

Где-то на середине пути их настиг ураган четвёртой категории. Нужно ли уточнять, что у небольшой яхты в таких условиях шансов не слишком много? Тем не менее, Ричард остался у штурвала и пытался максимально долго удерживать яхту в стабильном положении. Тами он отослал в трюм — проверить показания каких-то приборов. Как мне кажется — просто поводу нашел, чтобы ещё и её жизнь риску не подвергать. Но увы, не получилось. Яхта перевернулась, Ричарда буквально вырвало из спасательного жилета, а Тами Эшкрафт сильно ударилась обо что-то головой.

Суть

Тами Эшкрафт пришла в себя через сутки после катастрофы. Темно, страшно, голова болит, на лице — запёкшаяся кровь. И чёткое понимание, что будущий муж, с которым ещё не так давно обсуждали планы на совместную жизнь, погиб. Так что ничего удивительного в том, что на даму накатила тяжелейшая депрессия, нет. К счастью, двух дней вполне хватило, чтобы осознать себя ещё живой, голодной и явно не собирающейся умирать вот так просто.

Тем не менее, проблем меньше не стало. Яхта была перевёрнутой, двигатель вышел из строя, радио — тоже (чёрт побери, во всех историях выживания у них всегда выходит из строя радио — может надо совет какой дать радиоконструкторам, типа «Сделайте ваши штуки более надёжными, чтобы людям не приходилось бороться за свою жизнь в одиночку и без связи!»). Из навигационных приборов оставался только обычный секстант. Запасов пищи и воды тоже было не слишком много. Ещё и мачта сломалась. Короче, как выживать — непонятно.

Решения

Если человек хочет жить, то его мало что способно остановить. Тами Эшкрафт уже хотела, так что . Сначала нужно было перевернуть обратно яхту. Этого получилось добиться используя сильные волны и перемещая весь груз на одну сторону яхты. Потом пришла очередь мачты и паруса. Из подручных материалов получилось соорудить «времянку», которая позволяла остаткам яхты плыть со скоростью 2 узла в час. Не много, но уже кое что. Особенно если знать, куда плыть. К счастью, Тами Эшкрафт знала как пользоваться секстантом, так что проложить и корректировать курс могла.

С припасами всё тоже оказалось не так уж плохо, благо рассчитаны они были на двух человек, а питаться теперь приходилось одному. Тем не менее, соорудить тент для сбора росы и дождевой воды было хорошей идеей. Не знаю, был ли на борту опреснитель воды и не вышел ли он из строя при катастрофе — об этом нигде не упоминалось, но если бы был — всё было бы немного легче. Кроме того, успешная рыбалка помогала немного разнообразить рацион. Но этого всё равно не хватало, так что к концу плаванья Тами Эшкрафт похудела на 40 фунтов (18 кг).

Корпус яхты уцелел, поэтому девушке не пришлось постоянно контактировать с солёной водой, да и укрываться от жары в трюме было довольно удобно. Так что по сравнению с кораблекрушение, ей ещё повезло.

Сложнее всего было с психологической стороной вопроса. Да, основной кризис прошел, но боль утраты, а также осознание того, что любая ошибка может повторно поставить всё под смертельную угрозу, уж никак не способствовали . Женщины, однако. Тем не менее, Тами Эшкрафт смогла взять себя в руки и довести дело до конца.

Итог

Через 40 дней после катастрофы яхта «Хазана», которую официально признали погибшей, своим ходом зашла в гавайский порт. Тами Эшкрафт смогла выжить, несмотря на истощение, хроническую депрессию и некоторые проблемы со здоровьем. Что самое интересное — она не бросила парусный спорт, а продолжила им заниматься. Даже лицензию капитан малого парусного судна получила. Но к каждому новому плаванью она готовилась намного тщательнее, чем раньше.

Чтобы справиться с психологическими проблемами, ей посоветовали книгу написать, что и было сделано. «Red sky in morning» — прекрасный образец творчества выживших в катастрофе, правда, в женской стилистике. То есть много про переживания и терзания, мало про конкретные действия и решения. Но самой Тами Эшкрафт это помогло — она смогла выйти замуж и довольно счастливо живёт с семьёй на острове Сан Хуан.

Что тут можно добавить. А ничего. Была непредсказуемая проблема, было её эффективное решение. А всё остальное — дело психологов. Как видите, даже хрупкая барышня может выжить в открытом океане, если, конечно, у неё есть нужные навыки и воля к жизни. Именно поэтому подготовка крайне важна, если вы увлекаетесь чем-то, что можно назвать «экстримом». Все эти EDC, комплекты выживания, НАЗы и прочее ничем вам не помогут, если вы не умеете ими пользоваться и не готовы выживать морально. Тами Эшкрафт была готова, поэтому и выжила.

Несмотря на то, в результате чего вы оказались посреди открытого океана, будь то крушение самолёта, корабля или течение, унёсшее вас, как щепку, в водное пространство, такая изоляция от цивилизации запомнится на всю жизнь. Но, следуя нескольким советам по выживанию , вы научитесь стратегиям, которые помогут вам продержаться до прибытия помощи.

Вы в открытом океане. Единственное, что вы сейчас осознаёте – жуткий страх за свою жизнь. В такой момент особенно важно внутренне успокоиться и перейти к плану действий по выживанию :

1. Оставаться на плаву.

2. Найти питьевую воду.

3. Найти источник пищи.

4. Передвигаться в одном направлении.

5. Обеспечить собственную безопасность.

Давайте подробнее рассмотрим каждый из пунктов.

1. Оставаться на плаву:

Первостепенным для человека, затерявшегося в водном пространстве, будет оставаться на плаву. Следовательно, вам необходимо найти предмет, который не даст вам утонуть и до которого вы в силах доплыть. Прекрасно, если таким предметом окажется спасательная шлюпка или что-то напоминающее плот, одним словом, сгодится всё, что только сможет держать ваше тело на поверхности воды, тем самым экономя вашу энергию.

Если же и тут удача обошла вас стороной, и поблизости нет какого-либо плавающего предмета, тогда на помощь придёт следующая техника выживания на воде .

Штиль – плавание на спине:

Шаг 1: Если в океане штиль, лягте на спину.

Шаг 2: Пусть ваше тело само держится на поверхности, голова должна находиться выше уровня воды.

Шаг 3: Продолжайте плыть на спине, пока не появится какого-либо спасительного знака – дрейфующий объект, земля, группа спасения.
Волны – плавание на животе:

Шаг 1: Если поверхность океана неспокойна, и повсюду вздымаются волны, стоит лечь на живот и предать своё тело течению.

Шаг 2: Продолжайте плыть таким образом так долго, как сможете задержать дыхание.

Шаг 3: Приподнимите голову, сделайте глоток воздуха и выдохните его под воду.

Следующие этапы ваших действий предполагают наличие лодки или другого держащегося на воде объекта, который обеспечит вам относительно облегчённое передвижение.

2. Найти питьевую воду:

Без воды ваш организм не сможет продержаться дольше 3-4 дней, значит, следующим важным моментом станет нахождение источника питьевой воды, которыми могут быть:

Переработанная жидкость (моча):

Существует множество историй, в которых люди в попытке выжить и утолить свою жажду использовали собственную мочу. Но во многих гидах по выживанию такой способ не приветствуется, поскольку соли, входящие в состав мочи, только усугубят процесс обезвоживания организма, и вам ещё больше захочется пить.

Дождевая вода:

Замечательно, если вдруг полил дождь. У вас есть прекрасная возможность собрать драгоценную влагу и выжить . Поэтому нужно успеть выставить всю находящуюся в наличие ёмкость. Следите за тем, чтобы дождевая вода не смешалась с морской, которая может с брызгами попасть в вашу лодку/плот.

Жидкость из рыбы:

Рыба – это не только еда, в её мякоти, глазах и позвоночнике содержится жидкость. Чтобы извлечь её оттуда, разорвите плоть рыбы, сломайте позвонок и высосите жидкость.

Солёная вода:

Единственное, чего будет вдоволь, если вы окажетесь в открытом океане, это солёная вода. Но её употребление может спровоцировать почечную недостаточность. Хотя некоторые, в качестве примера приводя эксперимент доктора Алена Бомбар, с этим мнением не согласятся.

В 1952 году доктор Бомбар преднамеренно вышел в Атлантический океан в полном одиночестве и самостоятельно пересёк его за 65 дней. Он не прихватил с собой никакой провизии и в течение всего путешествия питался планктоном, сырой рыбой и пил солёную воду. Неизвестно, сколько солёной воды он выпил в соотношении с дождевой водой и жидкостью, добытой из рыбы.

Несмотря на то, что он серьёзно подорвал своё здоровье, экспериментом он доказал тот факт, что, вооружившись необходимыми знаниями и имея плот, выжить в открытом океане вполне возможно.

3. Найти источник пищи:

Поскольку в процессе пищеварения, ваш организм потребует достаточного количества воды, вполне логично ограничить себя в еде для того чтобы выжить, если у вас нет соответствующего запаса жидкости для выживания. Бесспорно, единственным источником пищи для вас будет океан и все его богатства – рыба, планктон.

Для того чтобы поймать рыбу, вам понадобятся несколько нехитрых приспособлений: из верёвки (шнурков, например) можно соорудить леса удочки; из алюминиевой банки при помощи ножа вырезать сияющие крючки, которые также привлекут рыбу.

Кроме этого, можно вытащить проплывающие мимо морские водоросли и внимательно осмотреть их на наличие съедобной рыбёшки, крабов или креветок.

4. Передвижение/Отдых:

В открытом океане не так много объектов, которые неподвижно находятся на своём месте и относительно которых можно судить, передвигаетесь ли вы или просто дрейфуете в пределах одного участка. В этом случае стоит возложить свои надежды в выживании на течение, которое принесёт вас к берегу или цивилизации.

Заметив землю, немедля постарайтесь грести в сторону спасительного маячка. А если в пределах вашей видимости появился корабль, легче дать ему сигнал при помощи сигнальной ракеты, зеркала или любой отражающей поверхности, чем пытаться нагнать его.

5. Обеспечить собственную безопасность в выживании :

Наибольшая опасность в открытом океане будет исходить от акул. Поэтому избегайте тех ситуаций, которые выдадут ваше присутствие. Например, погружение в воду участков тела с кровоточащими ранами.

17 января 1960 года ураганным ветром была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36, стоявшая на разгрузке на Курильских островах. На ее борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской армии: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский. Эти люди 49 суток провели в открытом море без воды и еды. Последняя полученная радиограмма с баржи была следующей: «Терпим бедствие, к берегу подойти не можем». Мы решили вспомнить и другие удивительные истории о выживании в океане.

Баржа Т-36

Около 22:00 17 января 1960 года баржу, уже успевшую получить пробоину, вынесло в открытый океан. Судно не было предназначено для плавания в открытом море, его использовали для перевозки грузов, ему даже не было присвоено название. Волны достигали высоты пятиэтажного дома, одна из них вывела из строя радиостанцию. В районе бедствия не было предпринято интенсивных поисков, солдат посчитали пропавшими без вести. Кроме того, поисковые работы были остановлены из-за проводившихся в те дни ракетных стрельб: спасательным и другим судам было запрещено выходить в море. Тем временем баржа была подхвачена теплым течением Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки. Японские рыбаки не без основания прозвали его «течением смерти». Запасов продовольствия на барже практически не было, и вскоре в пищу пошло все, что хотя бы отдаленно напоминало съестное: кожаные ремни, кирзовые сапоги, мыло, зубная паста. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи, когда она закончилась, солдаты стали собирать дождевую.

7 марта баржа была обнаружена американским авианосцем «Кирсердж», который доставил военнослужащих в Сан-Франциско. Корабельные медики установили, что, если бы спасение пришло на сутки позже, живыми моряков уже бы не нашли: каждый из них похудел в среднем на 30 килограммов. В Америке, когда солдаты уже достаточно окрепли, была организована пресс-конференция, во время которой моряки рассказали о подробностях дрейфа. О нем написали все американские газеты. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, там они встретились с представителями советского посольства, а после были отправлены на родину, где были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность. Например, именем Асхата Зиганшина была названа улица в Сызрани. Сплоченность, скромность и отвага, с какой эти люди пережили тяжкое испытание, вызвали по всему миру настоящий восторг. Моряки, оказавшиеся в столь экстремальных условиях, не только выжили, но и смогли не потерять человеческое лицо. Спасшие их американские солдаты удивлялись той поддержке, что моряки оказывали друг другу. Известен и тот факт, что во время дрейфа 27 января Анатолию Крючковскому исполнился 21 год, виновнику торжества была предложена двойная порция воды, от которой тот отказался. Эта история нашла свое отражение и в культуре: о ней снимали фильмы, а Владимир Высоцкий посвятил морякам песню «Сорок девять дней».

Линь Пэн

Китайский моряк, известный тем, что выжил спустя 133 дня пребывания в Атлантическом океане. В 1942 году британское торговое судно, на котором служил Линь Пэн, направлялось из Кейптауна в Голландскую Гвиану и было подорвано немецкой подлодкой. Линь Пэну удалось спастись: он прыгнул за борт до взрыва судна, а через несколько часов обнаружил спасательный плот с припасами: печеньем, питьевой водой, шоколадом, сахаром, парой дымовых шашек и электрическим фонариком. Когда запасы продовольствия иссякли, моряк ловил рыбу, для этих целей провода из фонарика он превратил в рыболовный крючок, волокна веревки — в леску, собирал дождевую воду. Линь Пэн несколько раз видел корабли: мимо прошло не оказавшее помощь грузовое судно, несколько немецких подводных лодок. Затем китайский моряк был обнаружен патрульной эскадрильей самолетов ВМФ США, которые сбросили сигнальный буй, но из-за разыгравшегося вскоре шторма не смогли помочь. 5 апреля 1943 года его спасли три бразильских рыбака. К этому моменту Линь Пэн потерял в весе всего 9 килограммов и был способен передвигаться самостоятельно. Он провел четыре недели в бразильской больнице, после чего уехал в Великобританию, где Георг VI наградил Линь Пэна медалью Британской империи. Позже в руководства Королевского флота Великобритании по технике выживания вошли его рекомендации. В 1952 году Линь Пэн получил гражданство США. Всего Линь Пэн провел на плоту 133 дня, это рекорд по времени пребывания на плоту и в одиночестве, который пока не побит.

Тами Олдхэм Эшкрафт

В 1983 году американка Тами Эшкрафт и ее молодой человек из Британии Ричард Шарп планировали совершить приятную прогулку по маршруту Таити — Сан-Диего, однако планам помешал шторм силой 4 балла и ветер, дувший со скоростью 100 км/ч. Их лодка перевернулась, а Тами оказалась под палубой и потеряла сознание. Когда спустя 27 часов она пришла в себя, то обнаружила, что Ричард пропал, его спасательный пояс был разорван, грот-мачта сломана. Когда парусник вернулся в нормальное положение, девушке удалось соорудить временную мачту и проплыть на расстояние 1,5 тыс. миль, прокладывая маршрут к Гавайям по звездам. Экономно используя запасы еды и воды, Тами 40 дней спустя вошла в гавань Хило. О своей истории в 2000 году она рассказала в книге «Небо, багровое от печали».

Мексиканские рыбаки

Трое мексиканских рыбаков попали в 2006 году в Книгу рекордов Гиннесса, проведя более девяти месяцев в Тихом океане без припасов и питьевой воды. 28 октября 2005 года ловцы акул из города Сан-Блас отправились на промысел. Неожиданно у их двухмоторной лодки остановились оба двигателя, и сильный ветер отнес рыбаков в открытый океан. 9 августа 2006 года спящих в лодке мексиканцев заметил тайваньский рыболовецкий траулер к северо-востоку от Австралии, то есть в 8 тыс. километров от родных берегов. Все это время рыбаки питались от случая к случаю рыбой, чайками, собирали дождевую воду. Иногда оставались без пищи на две недели. Во времени ориентировались по часам одного из них. Несколько раз они видели суда, кричали им, но оставались незамеченными. С собой у рыбаков была Библия, которую они регулярно читали, утверждая, что только вера помогла им сохранить надежду на спасение.

Видео


Стивен Каллахэн

Стивен Каллахэн — американский яхтсмен, известный тем, что в 1982 году, потерпев кораблекрушение, за 76 дней пересек Атлантический океан на надувном спасательном плоту. Он отправился от Канарских островов в сторону Антигуа на небольшой лодке, которую сам же и построил, будучи судостроителем по образованию. Шесть дней спустя лодка затонула из-за того, что в ночное время в 450 милях от островов Зеленого Мыса столкнулась с чем-то неизвестным, возможно китом. Стивен перебрался с лодки на двухметровый спасательный плот диаметром около 6 футов (1,8 метра), который не позволял выпрямиться в полный рост. У Каллахэна с собой были навигационные карты, гарпунное ружье, три солнечных опреснителя воды и спальный мешок, а также книга о выживании в открытом море. Кроме того, Стивен читал об опыте выживания Линь Пэна. В море Каллахэн провел 76 дней, пережил встречу с акулами, многочисленные солнечные ожоги, пробоины в плоту, физические и душевные страдания. За время дрейфа он потерял около трети своего веса. Так как припасы быстро закончились, ему пришлось охотиться с копьем на рыб, ловить птиц и моллюсков. Поскольку плот был невелик, а радиомаяк оказался неэффективен, Каллахэна не заметили девять судов, мимо которых он проплывал. На 75-й день, 20 апреля 1982 года, течение принесло плот к острову Мари Галант в Карибском море, а на следующий день Каллахэна обнаружили рыбаки. За это время американец пересек Атлантический океан на дистанцию примерно 1,8 тыс. морских миль (3300 километров). После спасения Каллахэн выпустил книгу «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря» и справочник для выживания в море. В 2012 году он был приглашен в качестве консультанта на съемки фильма «Жизнь Пи».

сайт

4.3

90% жертв, попавших в кораблекрушение или затерявшихся в океане, погибает в течение первых трех дней. Но чтобы умереть от голода или жажды, потребовалось бы гораздо больше времени! Как выжить в море или океане, когда остальные отправиться к своим предкам?

14 апреля 1912 года трансатлантический пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом. Первые суда уже прибыли к месту крушения через 3 часа, но в спасательных шлюпках уже было достаточно мертвецов и сошедших с ума пассажиров. Статистика утверждает, что 90% жертв погибает в первые 3 дня. Многие попавшие в кораблекрушение или затерявшиеся в океане погибают от незнания элементарных правил выживания, а не от объективных причин.

В современное время происходит множество мелких катастроф и потери курса на водной стихии. Люди оказываются за много километров от земли в море, океане или другой водной стихии. Одни погибают почти сразу, а другие выживают дрейфуя достаточно долгое время. Как выжить в море или океане, когда остальные отправятся к своим предкам?

Французский врач и биолог Ален Бомбар поставил рискованный эксперимент по выживанию в океане. Он в одиночку пересек Атлантику на резиновой лодке. Ален Бомбар доказал, что можно выжить в море достаточно долгое время, питаясь только дарами моря. Он потерял 25 килограммов, получил расстройство зрения, утратил ногти на ногах, истощил свой организм, а кожа покрылась сыпью. Но Ален Бомбар доказал, что можно выжить в океане в течение шестидесяти пять дней. Хочешь знать, как выжить в данных экстремальных условиях? Мы прочитали книгу Алена Бомбара «За бортом по своей воле» издательства «Альпина Паблишер» и составили рекомендации, чтобы ты не умер, как остальные.

1. Не паниковать

Когда происходят неприятности на водной стихии, человек падает духом. Он замирает в своем маленьком судне/шлюпке/плоту и угасает за несколько дней. Жертвы легендарных кораблекрушений погибают не от моря, жажды или голода. Они умирают от жалости и страха. Задолго до того, как физические или физиологические условия становятся по-настоящему смертельными.

2. Добывать воду

Самая важная проблема, с которой придется столкнуться человеку в океане - это отсутствие воды. Смерть неизбежна на 10 день существования. Причем даже если начнешь добывать и пить воду на 10 день, будет недостаточно. Организм не сможет восстановить силы. В течение первых трех-четырех дней после происшествия надо пить воду. А где ее взять? Ален Бомбар в течение четырнадцати дней утолял жажду морской водой (не подряд, а в сумме) и в течение сорока трех дней - соком (выжатым из рыбы).

Морская вода. Морская вода очень опасна, в отличии от пресной, в ней много хлористого натрия (поваренная соль). Если ее много пить, то человека ждет смерть от нефрита. Согласно наблюдениям Алена Бомбара соленую воду можно пить от 800 до 900 грамм в день. Но лишь в течение пяти дней. Дальнейшее употребление ее грозит привести к нефриту. От морской воды у человека иногда наступает расстройство желудка и рвота. Можно немного пить морскую воду периодически, когда нет пресной, но очень осторожно.

Дождь. Иногда случаются дожди, а это настоящая пресная вода! Необходимо в этот период набрать максимальное количество воды в имеющиеся емкости.

Конденсат. К утру, в результате конденсации, на дне лодки может образоваться конденсат из пресной воды. Это как роса на крыше хорошо закрытой палатки. Ее можно собирать губкой или куском тряпки в хороших количествах! Ее может быть недостаточно, но она будет служить существенной поддержкой при выживании.

Рыба. Пресную воду можно брать из рыбы. От 50 до 80% веса рыбы приходится на воду. На крупной рыбе можно делать насечки на спине, как при сборе сосновой смолы. Так можно быстро напиться пресной водой. Саму рыбу тоже можно есть. В ней достаточно воды.


3. Добывать еду

Рыба. При выживании в море или океане основной едой и «питьем» будет рыба. Для ловли необходимы некоторые снасти. Хорошо, если есть сетка, удочки, леска, острога, гарпун, шнуры, проволока. Наличие некоторых снастей поможет заняться рыбной ловлей. Но если их нет, то можно изготовить самому. Как сделать импровизированный острог? Ловить рыбу не очень сложно, если привязать к веслу или обломку палки что-нибудь острое. Это может быть гвоздем из корпуса судна, куском железа, ножом или другим острым предметом. Как сделать удочку? К шнуру можно привязать что-нибудь на подобии крючка или блестящее. Некоторые виды рыбы ловятся без всякой наживки. Частенько ночью в лодку сама запрыгивает рыба, спасаясь от своих более хищных собратьев. Чтобы она не выскочила обратно, на дно судна положи сетку или другой материал.

Водоросли. В качестве еды и витаминов можно использовать водоросли.

Планктон. Когда совсем нет еды, придется довольствоваться планктоном. Если еды более-менее хватает, то потреблять немного планктона необходимо из-за наличия в нем нужных для существования человека веществ. В планктоне содержится витамин C и другие полезные вещества. Планктон способствуют предотвращению цинги, страшной болезни моряков. Планктон - это мутная жижица, которую можно насобирать на обшивке судна или в рыболовной сетке. В качестве сетки может выступить кусок редкой ткани, привязанный позади лодки.

4. Уход за судном

Лодка, судно или плот, на котором ты оказался в море, нуждается в уходе. Ежедневно следи за ее состоянием. Осматривай поверхность судна и не позволяй морским жителям ее портить.

5. Общие советы

Голод. В первые дни голод дает о себе знать периодическими болями. На третий день боли исчезают, но появляется сонливость, слабость и усталость. При удачном улове не набрасывайся на еду. Потребляй понемногу, а иначе станет плохо.

Глаза. Следует опасаться воспаления глаз в связи с сильным солнечным отражением от блестящей поверхности моря.

Жажда. Для того чтобы уменьшить жажду, можно иногда закрывать лицо, смоченной в морской воде, тряпкой. Подставляй его солнцу и станет немного легче.

Борьба с крупными морскими жителями. Когда акула подходит к судну и кружит вокруг ее, можно спугнуть ее ударом весла.

Плавучие якоря. Когда дует сильный ветер, привяжи к корме судна плавучий якорь или два. Это позволит встречать волны носом судна, а не боком.

Сон. Во время сна, если необходимо, лучше привязывать себя к мачте или другой части судна. Особенно актуально в плохую погоду.

6. Образ жизни

Делай зарядку даже в таких сложных условиях. Это поможет сохранить более хорошее самочувствие, разум, гибкость движений и силу мышц.

Наблюдай за здоровьем. Количество мочи, стул, общее физическое состояние, ощущения голода и жажды.

Часы в море тянутся бесконечно. В эти сложные времена занимайся умственной работой. Думай об отвлеченных вещах, читай книги (если есть), вспоминай прошлую жизнь. В конце вечера подводи итоги: выпитая вода, пойманная рыба, самочувствие, погода, температура воздуха, увиденные птицы и рыбы.

7. Высадка на берег

Иногда плавучее средство прибивает к берегу. Помни, что 90% несчастных случаев происходит в момент высадки на землю. Обрати внимание на цвет моря: белые барашки и признаки сильного прибоя. Это индикатор, что под водой скрывается смертельный риф. Выбирай песчаный берег для высадки, а не каменистый.

8. Подача сигналов

Если есть фонарик, то зажигай его при появлении судна или самолета. Ночью может быть опасно использовать фонарик. Он может привлечь больших хищников, которые могут навредить тебе или лодке. Используй блестящие поверхности в качестве зеркала и подавай ими сигнал проходящим судам.

Как выжить в море или океане? Согласно мнению Алена Бомбара, в течение 3 недель человек точно сможет выжить. А дальше как повезет. Главное не падать духом и бороться за свою жизнь.

Мало. Надо родиться в рубашке и не терять надежды. man.tochka.net предлагает твоему вниманию 5 удивительных историй выживания в океане.

1.19 ноября 1942 года судно, которое плыло из Южной Африки в Бразилию, было торпедировано немецкой субмариной. Парень по имени Пун Лим оказался единственным человеком, которому удалось выжить в океане.

2-дневный запас пищи и воды он смог растянуть на 55 дней, после чего начал питаться пойманной рыбой и птицами. Пил он морскую воду. Спустя 117 дней его нашли бразильские рыбаки.

2. 10-метровое тайское рыболовецкое судно с 20 членами экипажа потерпело крушение 23 августа. Большая часть экипажа погибла во время бури и только двум членам команды посчастливилось выжить в океане. Они попали в большой холодильник для хранения рыбы, на котором и плавали по океану почти полгода. Их обнаружили лишь 17 января. Все это время они питались остатками рыбы и пили дождевую воду, и смогли выжить в океане.

3. Трое парней с Фиджи решили отправиться домой с атолла Атафу на маленькой железной лодке. У них не было навигационного оборудования, и ребята быстро сбились с курса. После того, как спасатели прочесали 1 тыс. кв. км океана, их сочли погибшими.

А нашли лишь через 50 дней недалеко от пункта назначения. Как оказалось, все это время они питались пойманной рыбой и чайками, которые садились на них, думая, что те мертвы. За время "плавания" они преодолели 1600 миль.

4. В 1982 году пять человек плыли на небольшой лодке вдали от западного побережья США, по направлению к Флориде. Поднялся сильный шторм, и лодка пошла ко дну, в результате чего им пришлось эвакуироваться на надувную лодку, чтобы постараться выжить в океане.

После этого буря не утихала еще 18 часов, а после того, как установился штиль, вокруг лодки начали собираться стаи акул. К концу путешествия в живых остались только двое (одна женщина умерла от заражения крови, а двое мужчины решили добраться до берега вплавь, и встретили смерть в пасти акул).

Счастливчиков подобрал проходящий мимо танкер спустя несколько недель.

5. 25 октября 2005 года пятеро мексиканцев отправились ловить акул на небольшой лодке из стекловолокна. Они расставили ловушки и поплыли домой, чтобы отдохнуть.

Когда утром рыбаки вернулись, то не нашли свои снасти. Они отправились на их поиски, однако израсходовали за этим занятием все топливо, а сильное течение вынесло лодку в океан.

Через 4 дня у рыбаков закончилась вода и еда, еще три дня они голодали. Вскоре пошел сильный дождь и заполнил 200-литровый контейнер, дав им пресную воду.

Их заметили лишь 6 октября 2006 года. Почти год пятеро мужчин считались погибшими и питались акулами. Они проплыли 5500 миль, но все же смогли выжить в океане.