Примеры внутренней политики рф. Внутренняя политика России в начале XXI века

Российской Федерации (2000-2005 гг.)

Приход В.В. Путина к власти ознаменовал новый этап в развитии российской государственности. Главными целями своей политики он провозгласил демократическое развитие России, становление правового государства, социально-ориентированного рынка, повышение уровня жизни народа, обеспечение прав и свобод граждан.

За первые четыре года своего президентского правления В.В. Пути-ну удалось добиться ряда положительных результатов. На первом этапе президентства произошло укрепление правительства и государства. Главное, что сделал В.В. Путин, - остановил развал страны, вернул ей управляемость, восстановил единство закона на всей территории. Когда В.В. Путин пришёл к власти, Конституция страны и федеральные законы утратили во многих регионах качество актов высшей юридической силы. Региональные парламенты принимали законы вразрез с конституционными принципами и федеральными нормами. Дело дошло до того, что отдельные регионы требовали создания собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем и т.п.

Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно поддержаны международными экстремистскими организациями и в конечном итоге выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму - терроризм. Под ударами всех вышеперечисленных негативных факторов к концу 90-х годов Россия стала утрачивать основные признаки единого государства. В.В. Путину удалось поставить решительный заслон на пути попыток оторвать от страны те или иные регионы.

В 2000 г. начался новый этап федеральной реформы. 15 мая 2000 г. президентом подписан Указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». В целях укрепления роли центра было образовано промежуточное звено в системе регионального управления - семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), возглавили которые полномочные представители президента. Во многом благодаря деятельности полномочных представителей в стране началось формирование «единого правового поля», что выразилось в приведении в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. В случае принятия региональными органами власти нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции страны и федеральным законам, грубо нарушающих права человека и ставящих под угрозу территориальную целостность РФ, президент РФ может распустить законодательный (представительный) орган субъекта РФ и снять с занимаемой должности руководителя исполнительной власти.

Создание округов способствовало также экономической интеграции, так как границы большинства федеральных округов совпадали с границами экономических районов и межрегиональных ассоциаций. Например, в состав Сибирского округа входят регионы Западно- и Восточно-Сибирс-кого районов и ассоциации «Сибирское соглашение».

Были внесены дополнения в федеральные законы, определяющие, что главы исполнительной власти субъектов РФ не могут занимать свои посты более двух раз с момента принятия закона (2001 г.). Устранено противоречие, когда в Совет Федерации, который является законодательным органом, входили руководители исполнительной власти субъектов РФ (2001 г.).

Вместе с тем с целью повышения степени взаимодействия федерального центра и органов региональной власти президентом РФ был образован Государственный Совет - консультативный и совещательный орган, действующий при главе государства.

Важнейший этап деятельности президента, президентской администрации, правительства и Федерального собрания - это принятие жизненно важных документов - Земельного, Трудового, Гражданского, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, пакетов по пенсионной и судебной реформам, попытки дебюрократизации экономики, совершенствование налоговой системы.

Одним из главных условий достижения тех целей, которые реализует президент, являлась консолидация общественных сил. Это было возможно только при мощной политической поддержке правительственных мероприятий. Поэтому 1 декабря 2001 г. была образована политическая партия «Единая Россия», отстаивавшая внутренний и внешнеполитический курс президента. Поддерживая президента и его действия, «Единая Россия» смогла добиться и значительного политического веса, что подтвердили результаты выборов в IV Государственную Думу, состоявшихся 7 декабря 2003 г., где партия «Единая Россия» получила наибольшее количество голосов избирателей - 37,57 %. Другие партии, преодолевшие 5 %-й барьер, набрали существенно меньше: КПРФ - 12,61 %, ЛДПР - 11,43 %, «Родина» (народно-патриотический союз) - 9,02 %. Таким образом, президент В. Путин получил прочную опору для дальнейшего реформирования.

В итоге к новым президентским выборам в 2004 г. в стране был восстановлен конституционный правопорядок, укреплена, а по сути, отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны. Пресечены опасные процессы деградации государственной власти, ослабления армии, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. Ослаблено влияние олигархов на власть. Произошли кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия.

В лучшую сторону изменилась и экономическая ситуация: рост ВВП с 1999 г. составил почти 30 %. Темпы роста выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики составили 5-7 % в год, производительность труда только за 2000-2002 гг. выросла на 14 %. Особенно увеличились инвестиции в основной капитал, возрос транспортный грузооборот. Его динамику определил рост услуг железнодорожного транспорта. На динамике последнего благоприятно сказался рост промышленного производства. Эффективно работающих предприятий в стране появилось многие тысячи. На рынке начали побеждать те, кто работал более эффективно, а не те, кто наживался на экономически неоправданных льготах и преференциях. Это свидетельствовало о том, что в экономике начались структурные преобразования. Они проявлялись в развитии внутреннего рынка, в росте внутреннего потребления. Продолжалось наращивание оборота розничной торговли - в 2001-2003 гг. он увеличился на 8-9 %.

Увеличились объёмы экспорта и импорта товаров, что способствовало наполнению бюджета страны. Одним из фундаментальных достижений этого периода явилось обретение Россией финансовой независимости и стабильности курса национальной валюты - рубля. К 2004 г. проблема выплаты внешнего долга была практически решена. Только в 2003 г. Россия выплатила 17 млрд. долл., что не сказалось кардинальным образом на экономике государства. Всего же за 2000-2003 гг. Россия по внешним долгам вместе с процентами выплатила 50 млрд. долл. И в то же время золотовалютные резервы Центробанка за 4 года увеличились более чем в 6 раз и достигли к 1 февраля 2004 г. 85 млрд. долл. - рекордного уровня за всю историю страны, включая и её советский период. Стал укрепляться рубль по отношению к доллару, увеличилось доверие к рублю со стороны большинства населения страны. Реальным результатом политики, проводимой президентом и правительством РФ в экономической области, явилось сокращение оттока российских капиталов за рубеж, с 25 млрд. долл. в 2000 г. до 6-7 млрд. долл. в 2003 г.

Главным фактором роста экономики были высокие цены на российский экспорт сырья, в основном нефти и газа. Увеличение ВВП в 2003 г. в России произошло также за счёт увеличения объёмов добычи сырья. В 2003 г. было добыто 420 млн. тонн нефти, против 220 млн. тонн - в 1990-е годы. И дело даже не в том, что рост экономики носил конъюнктурный характер и его обеспечивали высокие цены, в частности, на нефть. Подниматься России пришлось с впечатляющей глубины провала, отсюда и столь эффективные показатели. Однако они недостаточны для качественного скачка, настоящего экономического прорыва. Поэтому президент поставил задачу сменить сырьевой имидж страны на инновационный.

Положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем и укреплению жизненного уровня россиян. Инфляция сократилась в 3 раза, бюджет верстался с профицитом. Средняя месячная начисленная зарплата в стране выросла в 4 раза - с 1523 руб. в 1999 г. до 5868 руб. на начало 2003 г. В ряде отраслей экономики (горнодобывающая, нефтяная, газовая, энергетика, транспорт, связь и др.) этот показатель был значительно выше - от 10 до 20 тыс. руб. Суммарный объём вкладов населения на счетах российских банков, которые являлись важнейшим показателем роста доходов россиян и инвестиционным ресурсом отечественной экономики, составил 1,5 трлн. руб.

Росту денежных доходов способствовало повышение оплаты труда бюджетникам. С 1 октября 2003 г. их зарплата увеличилась в 1,33 раза. В 2 раза повышены стипендии студентам. Более чем в 7 раз вырос минимальный размер оплаты труда - с 83,5 руб. в 1997-1999 гг. до 600 руб. в конце 2003 г. В 2003 г. пенсии выросли на 19,7 %, средняя пенсия составляла 1749 руб. Значительно, почти на треть, сократилась безработица. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума также сократилось на одну треть. Более чем в 3 раза увеличились размеры пособий семьям по рождению ребенка (с 1252 руб. в 1999 г. до 4500 руб. в 2003 г.). В какой-то мере это способствовало повышению рождаемости в 2003-2004 гг. В 2003 г. в 82 регионах из 89 отмечался рост рождаемости, в 17 регионах она превысила смертность. В целом по стране уменьшилась детская и материнская смертность. Это важнейшие показатели качества жизни в целом.

Такие позитивные изменения обеспечили успех В.В. Путину на выборах 2004 г. Новый президентский срок В. Путин начал со смены правительства, которое возглавил М. Фрадков. В правительстве были сохранены позиции либеральных реформаторов в лице Г. Грефа, М. Зурабова, А. Кудрина и др. Одной из заслуг правительства было создание стабилизационного фонда из профицитной части бюджета. Это позволило более уверено преступить к следующему этапу реформ. Были продолжены реформы в области ЖКХ (в 2005 г. утвержден жилищный кодекс), проведена монетизация льгот, которая, правда, вызвала выступления населения в связи с неготовностью многих регионов финансово обеспечить данную реформу. Однако в целом рожденная еще в Советском Союзе система льгот стала меняться. Многочисленные льготы, появившиеся в 90-х годах, не могли быть обеспечены финансами, проведя монетизацию и законодательно оговорив, какие льготы будут оплачиваться, правительство поступило честно, хотя эта мера и не была популярной. Существенно увеличены расходы на содержание армии, закупку новой техники и др. Дальнейшей централизации управления страной способствовало назначение губернаторов (вместо их выборов) президентом с последующим утверждением местными представительными органами.

Высокая оценка деятельности президента В. Путина и российского правительства не означает, что России удалось решить все основные проблемы. По-прежнему основная часть населения остается бедной, особенно в сравнении с жителями других стран. Так, по данным ООН, Россия занимает лишь 97 % по объему ВВП на душу населения (2610 долл.), соседствуя при этом с Сальвадором и Бразилией. Для сравнения: в Норвегии этот показатель составляет 43 400 долл. Особенно низкими остаются доходы людей, работающих в бюджетной сфере (образование, культура, здравоохранение), в торговле и легкой промышленности. Доходы бюджета, так же как и в 1990-е годы, во многом обеспечивались высокими мировыми ценами на энергоносители (нефть и газ).

Сложной остается демографическая ситуация в России. Ежегодно на 700-800 тыс. человек сокращается российское население. Несмотря на повышение рождаемости, показатели смертности в России все еще очень высокие. Население России стареет, но Россия занимает только 142 (!!!) место в мире по продолжительности жизни (средняя продолжительность составляет 67,7 лет). Причем особенно мало живут мужчины, чья средняя продолжительность жизни меньше на 14 лет продолжительности жизни женщин. Поэтому мужчин и меньше почти на 10 млн. человек. В России уже ощущается нехватка рабочих рук разной квалификации, их востребованные вакансии сейчас во многом занимаются мигрантами из соседних стран.

Тем не менее положительные показатели развития страны в 1999-2005 гг. позволяют более твердо стоять на ногах и надеяться на улучшение жизни в недалеком будущем. В своем послании к Федеральному собранию в 2005 г. президент В. Путин сформулировал несколько приоритетных задач в экономической и социальной сферах на ближайшие годы. Среди них повышение эффективности государственного управления, либерализация предпринимательского пространства и амнистия капиталов, создание условий для внутренних и внешних инвестиций, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, повышение престижа материнства и отцовства, повышение доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, повышение доступности и качества социальных услуг и др.

Первый срок президентства В.В. Путина был направлен на укрепление федеральной власти и продолжение социально-экономических преобразований в стране. Первой реформой нового президента после вступления в должность стали меры по укреплению вертикали государственной власти и усилению ее централизации в стране, а именно:

Политико-государственная сфера.

Укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе:

  • · Создание 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ;
  • · Изменение принципа формирования верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - и превращение его в постоянно действующий законодательный орган;
  • · Создание Государственного Совета РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ.

Социально-экономическая сфера.

Продолжение курса на либерализацию экономики:

  • · Ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью;
  • · Принятие мер, направленных на поддержку малого бизнеса;
  • · Сокращение налогообложения и введение 13%-го подоходного налога;
  • · Монетизация социальных льгот;
  • · Начало реализации национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

С 2000 года началась новая образовательная реформа, официально названная модернизацией системы образования.

В 2001 году были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и третья часть Гражданского кодекса РФ. В 2003 году был принят Таможенный кодекс РФ. В 2004 году с принятием Жилищного кодекса РФ кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

Самой острой проблемой в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с Чеченской Республикой. В период с 1999-2004 года на территории России боевики организовали целую серию террористических актов, жертвами которых стали сотни людей. Сама Чечня сложно и трудно движется к миру. В марте 2003 года прошел референдум по принятию новой Конституции республики, в которой Чечня зафиксирована как составная часть Российской Федерации.

В феврале 2004 года, за три недели до президентских выборов, В.В. Путин отправил в отставку правительство во главе с М.М. Касьяновым, объяснив это двумя причинами: политической и административно-организационной. Первая - стремление познакомить общественность с человеком, который будет представлен в качестве председателя Правительства РФ. Вторая - необходимость повышения эффективности работы правительства в рамках административной реформы и доведение ее до логического завершения.

Убедительную победу на президентских выборах в марте 2004 года вновь одержал В.В. Путин, за которого проголосовало более 70% избирателей.

Второй президентский срок В.В. Путина характеризовался продолжением экономического роста, укреплением стабильности в обществе, повышением авторитета России на международной арене.

Внутренняя политика Николя 1 началась с жесткого курса. Виной тому восстание декабристов в день присяги. Каковы были действия нового правителя? Что дали его реформы стране? Сейчас узнаем.

Внутренняя политика Николая 1: направления Главной задачей нового императора было усиление личной власти и подавление всякого инакомыслия. Именно поэтому он начинает активную борьбу с революционными настроениями, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. В это время Россию будут называть жандармом Европы. Основные направления внутренней политики Николая 1 следующие: усиление централизации; борьба с идеями революционного характера; возрастание роли канцелярии императора; решение крестьянского вопроса; финансовая реформа; социальная реформа. Устранение этих проблем можно разделить на две группы: первая – это решение первых трех задач, вторая – последних трех.

Внутренняя политика Николая 1: усиление личной власти Первая группа задач стала основной для императора, что и определило жесткий характер действий. Для того чтобы усилить свое значение как правителя, Николай 1 поручает Уварову создать своего рода официальную теорию, которой будут все подчиняться. Ее лозунгом стали известные три слова: православие, народность и самодержавие. Эти три кита должны были сплотить русский народ. Также Николай принимает серьезные меры в связи с распространением революционных изданий среди дворянского населения – так называемый Чугунный цензурный устав. Такой ход власти заставляет тайные общества еще больше настроиться против правительства государства. Еще одним решительным действием считается создание Третьего отдела канцелярии, которая называлась Тайной политической полицией. Политический сыск в стране набирал обороты, но в большинстве своих случаев он не был эффективен.

Внутренняя политика Николая 1: реформы в экономике и социальной сфере Политика императора была удачна в других сферах жизни общества. Например, денежная реформа Канкрина привела страну к финансовой стабильности, а введение серебряного рубля – к устойчивости валюты. Не забывал Николай и о крестьянах: реформа Киселева была начата для того, чтобы поднять уровень жизни этого слоя населения. В ее рамках было создано самоуправление, увеличилось число наделов и школ для крестьян. Завершил реформу новый Указ об обязанных крестьянах. В социальной же сфере учредилось новое сословие – потомственные и почтенные граждане, также было возобновлено единонаследие. Стоит отметить и еще некоторые реформы, например, Университетский указ, который ограничивал автономию высших учебных заведений.



Заключение Внешняя и внутренняя политика Николая 1 показали, что для царя важны стабильность и устойчивость общества внутри страны, что ему небезразлично благополучие граждан, но недопустимо инакомыслие. Как он будет с этим бороться, Николай показал в самом начале своего правления с помощью расправы над декабристами. Это и определило его курс, который можно описать в двух словах: жесткость и рациональность

Характерные черты общественно политического и общественно экономического развития в СССР 1960-1980 годы

Развитой социализм

Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годов определяли две политические концепции – развитого социализма и советского народа как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитие советского общества, внутреннюю и внешнюю политику страны стало оказывать и диссидентское движение.

На рубеже 60-х – 70-х годов произошла смена программных вех: заложенную в третью программу партии концепцию развернутого строительства коммунизма заменила концепция развитого социализма. Тем самым КПСС фактически отказалась от данного на XXII съезде партии торжественного обещания, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Главными ревизионистами прежнего генерального курса стали руководители партии - Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, Ю. В. Андропов. В своей политике они руководствовались принципом: "движение – все, конечная цель – ничто". Новая политическая концепция была ближе к жизни, она создавалась с учетом растущих военных расходов для достижения, а затем удержания военно-стратегического паритета с США и укрепления границ с Китаем.

Впервые концепция была обнародована в докладе "Пятьдесят лет великих побед социализма", с которым Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев выступил на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3 ноября 1967 г. В 1971 г., на XXIV съезде КПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма. Последний раз к ней обратился Ю. В. Андропов, в статье, посвященной учению К. Маркса и проблемам строительства социализма в СССР, вышедшей в 1983 г. к 165-й годовщине со дня рождения основоположника марксизма. Во второй половине 80-х годов период господства данной концепции был назван М. С. Горбачевым "периодом застоя".

Суть концепции заключалась в том, что на пути к коммунизму неизбежен этап развитого социализма, на котором он достирает своей целостности, т.е. гармоничного сочетания всех сфер и отношений – производственных, социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических. Андропов уточнил, что этот этап будет продолжительным, а СССР находится лишь в его начале. Целостность социализма предполагалось достигнуть путем его совершенствования.

Конституция СССР 1977 г.

К 60-й годовщине Октябрьской революции концепция была закреплена в новой Конституции СССР, которая была названа "конституцией развитого социализма". Работа над новым Основным Законом страны была начата еще при Н. С. Хрущеве, после принятия новой партийной программы. В конце 1964 г. она была прервана и возобновилась лишь в 1976 г. по решению XXV съезда КПСС. Проект Конституции был разработан к маю 1977 г. под руководством председателя Конституционной комиссии Л. И. Брежнева и после всенародного обсуждения утвержден Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К тому времени Брежнев уже совмещал два поста – Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР. Н. В. Подгорный, глава государства с 1965 г., летом 1977 г. был отправлен на пенсию.

В своей основе Конституция СССР 1977 г. повторяла положения Конституции СССР 1936 г., однако они были более развернутыми и учитывали изменения, произошедшие в стране за 40 лет. Прежде всего, была изъята характеристика классового характера государства и партии. СССР из государства диктатуры пролетариата превратился в общенародное государство, Советы депутатов трудящихся – в Советы народных депутатов, КПСС из партии рабочего класса – в партию всего народа.

Первая глава Конституции впервые подробно излагала политическую систему СССР. Согласно ей, вся власть в государстве принадлежала народу. Он осуществлял государственную власть через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража.

Статья 6 Конституции в прямой форме юридически закрепила господствующую роль коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая, и направляющая сила советского общества, ядро Политической системы. К звеньям политической системы относились также профсоюзы, комсомол, кооперативные и другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция провозгласила трудовые коллективы. Они же являлись первичным звеном и экономической системы СССР.

Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социально-экономических прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, пенсионное обеспечение, жилище.

Конституция закрепила резко усилившиеся политические и экономические права союзного государства ("центра") за счет соответствующих прав союзных республик. Их осуществляли союзные министерства и ведомства, количество которых превысило 150, в то время как в 1924 г. их было 10, в 1936 г. – 20.

Конституция запрещала частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком. В социальной сфере определяющим стал курс на достижение социальной однородности общества.

Важнейшими задачами союзного государства Конституция провозгласила укрепление "новой социальной и интернациональной общности" – советского народа – и единого народнохозяйственного комплекса как материальной базы этой общности.

В течение пяти лет после принятия Конституции были разработаны и введены в действие все законы, которые прямо упоминались в ее тексте. В 1978 г. в соответствие с новой союзной Конституцией были приведены конституции пятнадцати союзных республик, в т.ч. РСФСР. Все они приняли новые основные законы.

Новая Конституция СССР не преодолела недостатков Конституции 1936 г. Они были присущи прежде всего политической системе. Это, во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и отдельных звеньев в частности; во-вторых, смешение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций). Все это способствовало отчуждению народа от власти, подрыву авторитета государства и партии, несмотря на численный рост последней. К 1985 г. в составе КПСС насчитывалось 18 млн. коммунистов. Примерно столько же составлял и управленческий аппарат.

В ноябре 1982 г. после смерти Л. И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. В. Андропов. В 1983 г. он также был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Новый советский лидер предостерег "от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма", признал наличие противоречий развитого социализма и заявил, что "мы не знаем общества, в котором живем".

В феврале 1984 г, умер Андропов, и на высшие посты в партии и государстве пришел кадровый партаппаратчик К. У. Черненко. Он поставил вопрос о новой редакции программы КПСС, в которой предполагалось дать анализ "стадии развития общества", степень решения национального вопроса. Под его руководством была создана программная комиссия, которую в марте 1985 г., после смерти Черненко, возглавил новый Генеральный секретарь – М. С. Горбачев.

IV. Основные направления внешней политики РФ.

Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются: недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия); создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве; интеграция в международные экономические и политические структуры; участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединœения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в т.ч. Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половинœе 90-х гᴦ. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апрелœе 1997 ᴦ. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целœенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всœей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С.Ниязова; тяготение Украины к НАТО).

Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всœего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апрелœе 1997 ᴦ. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 ᴦ. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 ᴦ. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.

На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всœего, потому что немногим менее половины жителœей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.

Оценивать внешнюю политику РФ за 1997 – 2000 гᴦ. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

1997 ᴦ. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

2 сентября 1998 ᴦ. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 ᴦ. Обвинив Югославию в притеснении албанского населœения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.

IV. Основные направления внешней политики РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "IV. Основные направления внешней политики РФ." 2017, 2018.

  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - ТЕМА ЛЕКЦИИ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ИТАЛИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, АНГЛИИ В X – XIV ВВ.

    Новые города в период раннего средневековья практически не строились. Постоянные войны вызывали необходимость сооружать укрепленные поселения, особенно в пограничных районах. Центром раннесредневековой материальной и духовной культуры были монастыри. Они строились... .


  • - Одежда в готический период XII-XIV

    ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ Общее решение зданий и комплексов В состав высшего учебного заведения в соответствии с ихархитектурно-планировочной структурой входят следующие подразделения: общеинститутские и факультетские кафедры с кабинетами и лабораториями; ... .


  • - Немецкая готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Монументальная готическая скульптура в Германии пережила расцвет во второй трети XIII в. Своеобразие ее образного строя было обусловлено не только традициями немецкой пластики, но и ситуацией в политической и духовной жизни страны, где в этот период затухала...

  • 2.1 Характеристика первого этапа правления Александра. Этот период, оставшийся в памяти у современников как дней Александровых прекрасное начало, был очень многообещающим и по своей сути означал не только возвращение к политике просвещенного абсолютизма, но и придание ей нового качества.

    2.2. Первые шаги. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. новый император отменяет те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян:

    2.2.1 . Полностью восстановлены все статьи разжалованной Павлом Жалованной грамоты дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия.

    2.2.2 . Подтверждена Жалованная грамота городам.

    2.2.3. Проведена амнистия 12 тысяч заключенных.

    2.2.4. Прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны.

    2.2.5 . Александр, не доверяя ни бывшему окружению Екатерины II, ни высшим сановникам, дискредитировавшим себя участием в подготовке дворцового переворота, попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А.А. Чарторыйского . Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета , выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ.

    2.3. Мероприятия в отношении крестьянства. Именно Александрупринадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян.

    2.3.1 . Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам. В итоге, это привело к росту удельного веса относительно свободных государственных и удельных крестьян, которые перед отменой крепостного права составляли не менее 50% от всего крестьянского населения страны.

    2.3.2. Ограничения помещичьего произвола . Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809 г.), публиковать объявления о продаже крестьян. Александр добивался большего - запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших сановников. Да и опубликованный указ нарушался, т.к. помещики стали печатать объявления о "сдаче в аренду" крестьян, что в действительности означало ту же продажу.

    2.3.3 . В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах , позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться доброй волей своих помещиков. (За время царствования Александра I - 47 тыс. душ мужского пола).