Международное право понятие предмет принципы. Понятие, особенности, функции международного права

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Понятие международного публичного права

Источники международного права

Правотворчество в международном праве

Кодификация и прогрессивное развитие международного публичного права

Внешняя политика Российской Федерации и международное право

Литература

Понятие международного публичного права

В эпоху Римской империи международное право называлось «правом народов» (jus gentium). Как отмечал Эмер дс Ваттель (Швейцария), римляне часто смешивали право народов с правом природы, называя право народов естественным правом, поскольку оно признано и применяется вообще всеми цивилизованными нациями, объединениями в государстве Ваттель Э. Право народом или принципы естественного права, применяе-мые к поведению и делам наций и суверенов. М.. 1960 . Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода. Дела людей и их потребности вынудили все нации создать для себя некоторые нормы права, ибо вспыхивали войны, которые приводили к пленению и к порабощению, что является противным естественному праву, так как в силу естественного права все люди рождаются свободными. Таким образом, римляне считали право народов частью естественного права Цит. по: Ваттель Э. Указ. соч. С. 1 . Но так как под термином «gentes» понимались только народы, И. Кант предложил переводить этот термин как «право государств» (jus publicum civitatum). Однако еще до И. Канта межгосударственное право называли международным правом (international law, droit international, diritto internationale).

Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Международного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11 декабря 1946 г. В преамбуле этой резолюции указывается на необходимость тщательного и всестороннего изучения всего, что было уже достигнуто в области развития международного права и его кодификации, а равно «изучения проектов и деятельности официальных и неофициальных учреждений, направляющих свои усилия для содействия прогрессивному развитию и формулировке публичного и частного между-народного права». Однако и самом Уставе ООН применяется термин «международное право» (ст. 13).

В Положении о Комиссии международного права (КМП), утвержденном на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 ноября 1947 г., указано, что КМП занимается преимущественно вопросами международного публичного права.

Термин «международное публичное право» нередко встречается в российской учебной и монографической литературе См., например: Международное право / отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1982. С. 3; Международное право / отв. ред. Г. И. Тункин. 1994. С. 3. . Гораздо чаще этот термин используется зарубежными авторами См., например: Manual of Public International Law/ Ed. by M. Sorensen. Lond-on, 1978; Klajkowski A. Prawo miedzynarodwe publiczne. Warczawa, 1970; Agnie! G. Droit international public. Paris, 1998. .

Данный учебник называется «Международное публичное право». Однако в нем нередко используется более распространенный в договорной практике термин «международное право». При этом следует иметь в виду, что речь идет о нормах и принципах международного публичного права. Этот термин впервые предложил английский философ И. Бентам в конце XVIII в.

Некоторые зарубежные авторы (например, Ф. Джессеп) предлагают заменить понятие «международное право» на «транснациональное право». Последнее должно регламентировать также взаимоотношения между государствами и транснациональными компаниями.

Исторической вехой в процессе становления международного права как самостоятельной отрасли явился выход в свет книги голландского юриста Гуго Гроция «О праве войны и мира» (1625). В ней впервые систематизированы нормы о праве войны, делении войны на публичную и частную, морском праве, семейном праве, о приобретениях, обычно выводимых из права народов. Гуго Гроций приводит убедительные доказательства существования права народов. Ссылаясь на Диона Хризостома, он отмечал, что это право есть «приобретение времени и обыкновения» Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естест-венное право и право народов, а также принципы публичного права / пер. с лат. М., 1956. С. 75. .

Заметный вклад в развитие международного права внесли труды зарубежных ученых С. Пуффендорфа (1632-1694), К. Бенкерсгука (1673-1743), Э. Ваттеля (1714-1767), Г. Гегеля (1770-1831), И. Канта (1724-1804), а также российских юристов-международников: Ф. Ф. Мартенса (1845-1909), Л. А. Шалланда (1870-1919), В. Э. Грабаря (1865-1956), В. А. Незабитовского (1824-1883) и др.

Разработка любого определения является делом трудоемким и ответственным. Во многих учебниках, изданных за рубежом, не дается четкого определения международного права См., например: Manual of Public International Law/ Ed. by M. Sorensen. Lond-on, 1978. . Нет определения международного права и в трудах известных зарубежных специалистов по международному публичному праву, переведенных на русский язык Броунли Я. Международное право / пер. с англ. М., 1977. Кн. 1; Аречата Э. X. Современное международное право / пер. с исп. М., 1983. .

Тем не менее, по данным известного кубинского юриста Бустаманте, к началу XX в. зарубежные ученые предложили более ста определений международного публичного права. Как справедливо отмечает французский профессор Ги Аньель, каждый автор волен предложить такое определение международного права, которое ему кажется наиболее соответствующим действительности Agniel G. Droit International Public Pans, 1998. P. 8. .

В конце XIX в. профессор Харьковского университета А. Н. Стоянов написал, что «международное право есть совокупность общих начал и правил, которыми определяются взаимные отношения самостоятельных государств и разрешаются столкновения в законах и обычаях отдельных народов, для упрочения и развития всемирного гражданского оборота». Данное определение является наиболее полным. В нем, однако, не признается международное право в качестве совокупности юридических норм. При этом А. Н. Стоянов отмечал, что цель международного права сводится к упрочению и развитию всемирного гражданского оборота. Можно предположить, что, по мнению этого автора, международное право должно регламентировать также и частноправовые отношения с иностранным элементом.

По определению профессора Санкт-Петербургского университета Ф. Ф. Мартенса, международное право - это совокупность юридических норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере взаимных отношений Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных наро-дов. СПб., 1882. Т. 1. С. 16. . Можно предположить, что в этом определении народы признаются субъектом международного права. Позитивным же является вывод Ф. Ф. Мартенса о том, что международное право управляет международными отношениями в определенной сфере.

Более сжатое определение предложил Н. М. Коркунов. По его мнению, международное право - это «совокупность юридических норм, определяющих международную охрану прав» Коркунов Н. М. Международное право и его система // Юридическая лето-пись, октябрь 1891. С. 243. . Из этого определения трудно установить, кто является субъектом международного права и о каких правах идет речь.

Профессор Одесского университета П. Казанский полагал, что международное право является совокупностью правовых начал, определяющих взаимные отношения государств и международных сообществ и гражданские права иностранцев Казанский П. Е. Учебник международного права, публичного и гражданского. Одесса, 1902. С. 6. . В данном определении обращают на себя внимание несколько новелл. Во-первых, по мнению П. Казанского, международное право должно регламентировать отношения не только государств, но и международных сообществ (под этим термином понимаются международные организации). Во-вторых, нормы этого права должны определять объем гражданских прав иностранцев, что является объектом регулирования международного частного права.

В начале XX в. Л. Камаровский сформулировал понятие международного права следующим образом: «Международное право обозначает совокупность юридических норм, которыми определяются отношения государств друг к другу, к их подданным и ко всем остальным людям вообще, в качестве их - пока членов Международного Союза, но, в сущности, всего человечества» Камаровский Л. Международное право. М., 1905. С. 3. . Отметим три позитивных качества данного определения. Во-первых, в нем обозначены субъекты международного права - государства; во-вторых, обозначен объект правоотношения -человечество в целом; в-третьих, указывается, что международное право регламентирует отношения государств не только друг с другом, но и с подданными, а также с индивидами вообще.

Приват-доцент Санкт-Петербургского университета А. М. Горовцев предлагал определить международное право как «круг норм взаимоограничения государств в их государственном властвовании» Горовцев А. М. Некоторые основные спорные вопросы учения о праве в связи с международным правом. СПб., 1917. С. 122. . По мнению данного автора, субъектами международного права являются государства. Однако он сводил действие норм международного права только к сфере государственного властвования.

После Второй мировой войны в СССР, а затем в Российской Федерации издано более 30 учебников по международному праву. Каждый из них содержит краткое или развернутое определение международного права.

А. Я. Вышинский определял международное право как «совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества, выражающих волю господствующих классов этих государств и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым государствами индивидуально или коллективно» Вышинский А. Я. Вопросы международного права и международной полити-ки. М., 1949. С. 480. . Положительным в этом определении является указание на то, что выполнение международно-правовых норм обеспечивается мерами принуждения, осуществляемыми государствами индивидуально или коллективно. До Второй мировой войны и сразу же после нее единственным субъектом международного права признавались государства, и этот факт отражен в определении А. Я. Вышинского. В настоящее время данное определение устарело и не отражает сложившихся реалий.

Международное право, отмечается в учебнике Института государства и права АН СССР, может быть определено как совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества, направленных на обеспечение их мирного сосуществования, выражающих волю господствующих классов этих государств и защищаемых в случае необходимости принуждением, осуществляемым государствами индивидуально или коллективно Международное право. М., 1957. . Аналогичное определение содержится в учебном пособии ВЮЗИ Международное право. М., 1960 С. 12-13 , и оно во многом совпадает с определением, содержащимся в ранее изданном Институтом государства и права АН СССР учебнике Международное право / отв. ред. Е. А. Коровин. М., 1951. С. 5. .

По мнению авторов учебного пособия Дипломатической академии, международное право можно определить как совокупность норм (правил поведения), договорных и обычных, регулирующих межгосударственные отношения, выработанных в результате борьбы и сотрудничества государств, осуществляющих в отношении нарушителей принуждение, характер и пределы которого являются также результатом соглашения Современное международное право. М.. 1976 С. 2. . В данном определении авторы справедливо акцентируют внимание на том, что формы и объемы принуждения определяются субъектами международного права путем заключения соглашения.

Весьма лаконичное определение международного права дано в учебнике ВЮЗИ: международное право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами Международное право / отв. ред. Л. А. Моджорян и Н. Т. Блатова. М., 1970. С. 3. . В более позднем издании учебника ВЮЗИ дано развернутое определение международного права. Международное право, говорится в нем. - это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права, направлены на поддержание мира, безопасности и сотрудничества и обеспечиваются в случае необходимости принуждением, осуществляемым его субъектами индивидуально или коллективно Международное право / отв. ред. Н. Т. Блатова. М., 1987. С. 7. . Данное определение особых возражений не вызывает, оно отражает сущность и социальное назначение международного права. Однако в нем не отражена прогрессивная роль международного права.

В курсе международного права (3-е изд.), подготовленном в МГИМО, международное право определено следующим образом: современное международное право имеет своим главным содержанием общепризнанные принципы и нормы, призванные регулировать отношения между субъектами международного общения в целях действенного обеспечения международного мира и развития международного сотрудничества на основе мирного существования в одних случаях и социалистического интернационализма - в других Курс международного права. М.. 1972. С. 16 -17. .

В определении, данном в учебнике МГИМО (5-е изд.), конкретизировано понятие «субъект международного права»: упомянуты «государства и иные субъекты международного права» Международное право. М., 1987. С. 26. .

Развернутое определение современного международного права приводится в семитомном «Курсе международного права». Современное международное право, указывается в этом коллективном труде, можно определить как систему юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется государствами, а также международными организациями Курс международного права. М„ 1989. Т. I. С. 29. . Данное определение является общепризнанным. Отметим вместе с тем, что правом на принудительное обеспечение выполнения норм международного права обладают практически все субъекты международного права.

По мнению авторов учебника МГУ, современное международное право можно определить как совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между субъектами международного права (прежде всего и главным образом между государствами), выражают согласованные воли участников этих отношений и обеспечиваются, в случае необходимости, принуждением, осуществляемым самими субъектами индивидуально или коллективно Международное право / отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1974. С. 46-47. . В более позднем издании учебника МГУ дается несколько иное определение международного права: последнее представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами, в том числе разнородными по своей классовой природе, а также другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется самими государствами индивидуально или коллективно, а также межгосударственными организациями Международное право / отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1982. С. 44-45. . Несколько позже в очередном издании учебника предлагается такое определение международного права: система юридических норм, создаваемых государствами (и частично другими субъектами международного права) путем согласования их воль, регулирующих определенные общественные отношения. Соблюдение этих норм обеспечивается в случае необходимости принуждением, осуществляемым государствами, а также межгосударственными организациями Международное право / пред. редкол. Г. И. Тункин. М., 1999. С. 10. . В данном определении необоснованно принижается роль иных (помимо государств) субъектов международного права. Кроме того, не ясно, о каких «определенных» общественных отношениях говорится в приведенном выше определении международного права.

В учебнике, подготовленном в основном преподавателями Уральской государственной юридической академии, международное право определяется как «сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения» Международное право / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. М., 1998. С 6. . В данном определении справедливо указывается на то, что нормы международного права создаются государствами и межгосударственными организациями, т. е. ведущими субъектами этого права. Однако не вполне ясно, каким образом нормы международного права непосредственно могут регламентировать внутригосударственные отношения и что входит в понятие «определенные внутригосударственные отношения».

Международное право, указывается в новейшем учебнике ИГП РАН, - это система договорных и обычно-правовых норм, выражающих согласованную волю его субъектов и направленных на регулирование межгосударственных отношений в целях развития международного сотрудничества и укрепления мира и международной безопасности Международное право / отв. ред. Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкая. М., 2003. С. 17. . В целом это наиболее удачное определение международного права. Однако следует иметь в виду, что нормы международного права управляют не только межгосударственными отношениями, а международными отношениями в целом. В противном случае этот процесс носил бы бессистемный, хаотичный характер.

Болгарский профессор М. Геновски предложил следующее весьма подробное определение международного права: «...Это совокупность правил поведения, установленных или санкционированных в международных обычаях, соглашениях между государствами, соглашениях и актах международных организаций, которые вырабатываются в процессе борьбы и сотрудничества между государствами и выражают согласованную волю господствующих в этих странах классов на основе взаимной выгоды». «Соблюдение этих норм, - продолжает М. Геновски, - обеспечивается силой общественного мнения, а при необходимости - принуждением ООН по отношению к государствам или отдельному государству. Эти нормы направлены на регулирование международных отношений, развитие прогресса, мира и солидарности, общения между государствами, нациями и народами и обеспечение мирного сосуществования государств независимо от их исторических типов» Геновски М. Основи на международного право. София, 1974. С. 14. .

Данное определение излишне пространное и содержит ряд спорных положений. Во-первых, крайне сомнительно, что нормы международного права выражают согласованную волю господствующих в соответствующей стране классов. Во-вторых, неверным является утверждение о том, что соблюдение норм международного права обеспечивается силой общественного мнения. В-третьих, правом на принудительное обеспечение норм международного права обладает не только ООН, но также и сами государства. В-четвертых, функции современного международного права сводятся не только и не столько к регулированию международных отношений, но и управлению ими.

В учебной литературе также отмечается, что международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию Международное право / отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994. С. 11. .

По мнению Д. Н. Бахраха, социальное управление всегда есть упорядочение совместной деятельности людей Бахрах Д. Н. Особенности социального управления // Правоведение. 1974. № 2. С. 19. . Международное право как социальное образование именно упорядочивает совместную и индивидуальную деятельность своих субъектов. Международное право представляет собой необходимый элемент организации международных отношений и управления ими. Как справедливо отметил Ф. Ф. Мартене еще в 1871 г., «международная жизнь существует и не нуждается в оправдании своего существования; международное право определяет ее, под его защитой происходит обмен всех человеческих отношений» Мартене Ф. Ф. О задачах современного международного права. Вступитель-ная лекция, читанная 28 января 1871 г. в С.-Петербургском университете. С. 14.

Таким образом, международное публичное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Международное публичное право наиболее тесно соприкасается с международным частным правом. Выражение «международное частное право» (Private international law) впервые применил американский судья Дж. Сторн в 1834 г. Субъектами обеих отраслей являются государства, международные межправительственные организации и в отдельных случаях транснациональные корпорации и даже индивиды. Источниками международного публичного и частного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Основные принципы международного публичного права являются таковыми и для частного права.

Предметом международного частного права (МЧП) являются гражданские, семейные и трудовые правоотношения, выходящие за пределы одного государства. «Гражданские отношения с иностранным (международным) элементом, - справедливо отмечает В. А. Канашевский, - можно определить как разновидность отношений, регулируемых гражданским законодательством, а также нормами международного права, сторонами в которых являются иностранные физические и юридические лица, иностранные государства, международные организации, а также иные гражданские отношения, регулирование которых связано с обращением к иностранным правовым системам» Канашевскш В. А. К вопросу о содержании категорий «отношение», ослож-ненное иностранным элементом, и «применимое право» в международном част-ном праве // Журнал международного частного права. 2002. № 2-3. С. 3. В учебнике «Международное частное право» (отв. ред. Г. К. Дмитриева. М., 2003) также подчеркивается, что международное частное право тесно связано с международным публичным правом (с. 5). .

Подавляющее большинство норм МЧП создается государствами или межправительственными организациями и закрепляется в договорах или унифицированных кодексах, правилах, руководствах, постановлениях и т. д. Эти нормы имплементируются, как правило, посредством применения основных положений соответствующих отраслей национального права (гражданского, семейного, трудового, предпринимательского, процессуального и др.). Отождествление же МЧП с гражданским или коллизионным правом (а такие мнения высказываются в зарубежной и российской литературе) лишает МЧП качества международного права и сводит его к конгломерату учебной дисциплины «Гражданское и торговое право зарубежных стран».

Правовая природа МЧП убедительно определена в п. 1 ст. 7 Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., где сказано, что «при толковании Конвенции надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении и соблюдению добросовестности в международной торговле» Международное частное право: сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, А Г. Ходаков. М., 1997. С. 201-220. . Тем самым Конвенция однозначно провозглашает международный характер содержащихся в ней норм, выступая одним из основных источников современного МЧП. Лишь при невозможности решить вопрос на основе содержащихся в самой Конвенции предписаний и принципов следует руководствоваться «правом, применимым в силу норм международного частного права». По мнению специалистов, под такими нормами понимаются соответствующие коллизионные нормы, отсылающие к применимому материальному праву Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. М., 1994. С. 29. .

Дискуссионными являются не только название и сущность МЧП, но и его структура. Традиционно в МЧП включаются нормы, регламентирующие гражданско-правовые, трудовые, предпринимательские, семейные, транспортные и иные правоотношения с иностранным элементом. На наш взгляд, предметом правового регулирования МЧП являются также отношения в валютной, финансовой, налоговой и таможенной сферах, причем на данном этапе развития российского государства эти вопросы наиболее значимы для самого государства и его субъектов. Таким образом, МЧП можно определить как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения частноправового характера между физическими и юридическими лицами и (или) государствами, а также международными организациями, в которых присутствует международный или иностранный элемент. Подчеркиваем еще раз, что по своему содержанию и юридической сущности вопросы, решаемые МЧП, таковы, что их регулирование выходит за рамки компетенции одного государства. Как правильно отмечает В. Г. Храбсков, ни одно государство «не может самостоятельно решать их в полном объеме» Храбсков В. Г. Международное частное право в системе общего международ-ного права // Правоведение. 1982. № 6. С. 37. .

Признание МЧП совокупностью только лишь коллизионных норм неизбежно предполагает отрицание единого для всех стран (по аналогии с международным публичным правом) международного частного права, что противоречит очевидному факту. Сторонники концепции коллизионного характера МЧП отождествляют его с внутригосударственным международным частным правом, наличие которого признается во многих странах, в том числе в России Международное частное право. Современные проблемы. М., 1993. Кн. 1. С. 221. .

Международное право состоит из отраслей. Отрасль права - это совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определенная область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием. Как отмечает Д. И. Фельдман, отраслью международного права можно было бы считать совокупность согласованных юридических норм, регулирующих более или менее автономно международные отношения определенного вида, совокупность, характеризуемую соответствующим предметом правового регулирования, качественным своеобразием, существование которой вызывается интересами международного общения Фельдман Д. И. Система международного права. Казань: Изд-во Казанского университета, 1983. С. 47. .

Хотя международное право - одна из древнейших отраслей права, тем не менее нет общепризнанных четких параметров разделения его на отрасли. Например, Д. Б. Левин выделял следующие отрасли современного международного права: 1) правовое положение государств как субъектов международного права; 2) взаимоотношения государств по вопросам населения; 3) взаимоотношения государств по поводу государственной территории и пространств, не находящихся под суверенитетом государств; 4) международное морское право; 5) международное воздушное право; 6) международное космическое право; 7) право международных договоров; 8) дипломатическое и консульское право; 9) право международных организаций; 10) право международного сотрудничества по специальным вопросам; 11) право мирного разрешения споров; 12) право международной безопасности; 13) право вооруженного конфликта; 14) право международной ответственности Левин Д. Б. Основные проблемы современного международного права. М„ 1958. С. 74. .

Однако в последние годы сложился ряд отраслей, которые не вошли в этот перечень, например: международное экономическое право, международное трудовое право, международное экологическое право, международно-правовая борьба с терроризмом, международное процессуальное право и др.

По мнению Дж. О"Брайена (Англия), основными отраслями современного международного права являются: I) источники международного права; 2) субъекты международного права; 3) признание государств и правительств; 4) территория; 5) юрисдикция; 6) суверенный иммунитет; 7) дипломатические и консульские отношения; 8) право договоров; 9) право международной ответственности; 10) морское право; 11) воздушное и космическое право; 12) международное гуманитарное право; 13) международное экологическое право; 14) правопреемство государств; 15) международное экономическое право; 16) мирное разрешение споров между государствами; 17) международное право и использование силы государствами; 18) международные организации; 19) право вооруженных конфликтов.

Источники международного права

Этот перечень также не является полным, да и сам порядок расположения упомянутых выше отраслей не основан на каком-то четком критерии.

Ряд западных авторов предлагают отождествлять отрасли международного права с отраслями внутригосударственного права, включив, например, в него международное конституционное право, международное административное право, международное коммерческое право, международное корпоративное право, международное антитрастовое право, международное налоговое право и т. д.

Международное публичное право, как было уже отмечено, не имеет какой-либо общепризнанной, официальной системы его отраслей и институтов.

Принимая во внимание общие критерии построения системы права и учитывая появление новых норм и институтов международного права, кафедра международного права МГЮА считает, что современное международное право состоит из следующих основных отраслей: 1) субъекты международного права; 2) основные принципы международного права; 3) право международных договоров; 4) право международных организаций; 5) международно-правовые средства разрешения споров; 6) ответственность в международном праве; 7) право внешних сношений; 8) право международной безопасности; 9) международно-правовая защита прав человека; 10) международное уголовное право; 11) международное экономическое право; 12) территория в международном праве; 13) международное морское право; 14) международное воздушное право; 15) международное космическое право; 16) международное экологическое право; 17) международное гуманитарное право; 18) международное сотрудничество в научно-технической области; 19) международно-правовая борьба с терроризмом; 20) международное процессуальное право Программа по учебному курсу «Международное публичное право» / сост. К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев. М., 2002. .

Ряд отраслей международного права находится в процессе активного становления, например: международное трудовое право, международное аграрное право, международное энергетическое право, международное транспортное право, международное интеллектуальное право, международное атомное право и др.

Общие положения. Согласно общей теории права под источниками права понимается способ закрепления правовых велений или способ выражения «возведенной в закон воли господствующего класса». Следовательно, источником международного права является способ выражения воли субъектов международного права. В источниках отражаются результаты процесса создания норм международного права. Как образно отмечает С. С. Алексеев, источники права представляют собой единственное «место пребывания» юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их «черпаем» Алексеев С. С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного иссле-дования. М., 1999. С. 60-61. .

Официальный характер источникам международного права придается, как правило, двумя путями: а) путем правотворчества, когда субъекты международного права одобряют договоры, содержание нормы права или рекомендации межправительственных организаций opinio juris; б) путем санкционирования, когда субъекты международного права одобряют обычные нормы, придают им юридическую силу.

Источники международного права можно объединить в три группы: основные, производные (вторичные) и вспомогательные.

Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН в первую группу входят договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права.

К вторичным источникам относятся резолюции и решения межправительственных организаций.

Вспомогательными источниками являются судебные решения, доктрина и односторонние заявления государств, принятые в соответствии с международным правом.

1. Основные источники международного права

Международные договоры. В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 38 Статута Международный суд при решении переданных ему споров применяет «международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами».

Российская доктрина международного права, отнюдь не отрицая важной роли обычая, считает основным средством создания норм современного международного права международный договор. Происходит определенный поворот и в западной доктрине международного права (Ш. Вишер, В. Фридман, А. Фердросс, П, Фишер и др.) Курс международного права. М„ 1989. Т. 1. С. 200. .

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Источником международного публичного права являются только правообразующие договоры. Как отмечает Л. Опгтснгейм, «обычно рассматриваются как источник международного права только договоры, предусматривающие новые общие нормы будущего международного поведения или же подтверждающие, определяющие или отменяющие существующие обычные или конвенционные нормы общего характера» Оппенгейм Л. Международное право / пер. с англ. М., 1948. Т. I (полутом 1). С. 47. .

Согласие государства на обязательность для него договора выражается путем подписания договора представителем государства, если: а) договор предусматривает, что подписание имеет такую силу; б) иным образом установлена договоренность участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу; или в) намерение государств придать подписанию такую силу вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

В настоящее время по своему удельному весу договорные нормы занимают в международном праве основное место.

Международный обычай. Согласно ст. 38 Статута Международный суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права и при этом применяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

По мнению Ф. Ф. Мартенса, международными обычаями являются те правила и порядки, которые устанавливаются в международных отношениях на основании постоянного и однообразного применения их к одинаковым по существу своему случаям. Как нормы международных отношений обычные начала имеют огромное практическое и юридическое значение Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных наро-дов. М., 1996. Т. 1. С. 147. . Признаками международного обычая являются: продолжительное существование практики; единообразие, постоянность практики; всеобщий характер практики; убежденность в правомерности и необходимости соответствующего действия.

Доказательством существования обычая, например, являются дипломатическая переписка, политические заявления, сообщения для прессы, заключения официальных юридических советников, правительственные комментарии, международные и национальные судебные решения, декларативные положения договоров и других международных документов, резолюции Генеральной Ассамблеи и других главных органов ООН. Единообразие законодательства отдельных государств является существенным доказательством наличия международного обычая.

Л. Оппенгейм отмечал, что «обычай является первоначальным источником международного права, договоры являются источником, сила которого проистекает из обычая» Оппенгейм Л. Указ. соч. С. 51 .

Обычай нельзя смешивать с обыкновением. Нормы обычая являются «обязательными или правильными». Обыкновение также является результатом практики, но оно не является обязательным. Таковыми, например, являются морские церемониалы или правила по обработке судов в морских портах.

Общие принципы права. В подп. «с» п. 1 ст. 38 Статута указано следующее: Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

Как отмечает Л. Оппенгейм, «государства, принявшие Статут, прямо признали существование третьего источника международного права, хотя и чисто дополнительного, но независимого от обычая и договора».

Общие принципы права составляют основу любой отрасли права. Они являются идейной основой для объективного права. «Юридические правила, - отмечает Жан-Луи Бержель, - могут быть сформулированы и могут развиваться только с оглядкой на общие принципы права и при их участии; правила должны согласовываться с общими принципами, хотя иногда могут от них отступать» Бержель Жан-Луи. Общая теория права /пер. с фр. М., 2000. С. 178. 3 Там же. С. 192. .

Общие принципы права являются разнообразными по форме и содержанию, и в этой связи не представляется возможным составить их исчерпывающий список. По мнению Жан-Луи Бержеля (Франция), «общие принципы, в зависимости от конкретного случая, могут быть направляющими или корректирующими» 3 .

Источником международного права являются лишь такие общие принципы права, которые являются общими как для национальных правовых систем, так и для системы международного права. Наличие общих принципов, свойственных только национальным правовым системам, не означает, что они тем самым становятся общими принципами права в международном праве. «Для того чтобы получить "права гражданства" в международном праве, - справедливо отмечается в "Курсе международного права", - такие принципы должны войти в международное право. Каким образом? Очевидно, путем согласования воль государств, т. е. через международный договор или международный обычай». Иного мнения придерживается Дж. О"Брайен. По его мнению, подп. «с» п. 1 ст. 38 Статута «разрешает Международному суду применять принципы, вытекающие из внутригосударственного права или международного права, где эти принципы закреплены».

Общими принципами права, в частности, являются принцип справедливости, принцип законности, принцип «договоры должны соблюдаться», принцип доверия, принцип защиты прав человека, принцип суверенитета над природными ресурсами и т. д, Эти принципы закреплены в международных договорах, в законодательстве государств, и прежде всего в высших законах (конституциях) государств.

В заключение отметим, что в литературе нередко общие принципы права смешиваются с основными принципами международного права и между ними ставится знак равенства Международное право / под ред. Д. Б. Левина и Г. П. Калюжной. М., 1960. С. 31-32. . Конечно, некоторые принципы могут внешне совпасть (например, принцип защиты прав человека). Однако общие принципы права имеют универсальное применение.

2. Производные источники международного права

Резолюции международных организаций. Международное право не

содержит положений, препятствующих государствам предоставлять международным организациям право издавать обязательные для них постановления. Например, такой компетенцией обладает Совет Безопасности ООН. Согласно ст. 25 Устава члены ООН соглашаются в соответствии с ее Уставом подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Резолюции международных организаций являются новым источником международного права. Практически во всех межправительственных организациях имеются органы, которые принимают обязательные для государств-членов резолюции. Эти резолюции касаются внутренней жизни организации. Однако имеется немалое число организаций, одобряющих технические правила и стандарты, которые при определенных условиях становятся обязательными для государств-членов. К таковым, например, относятся Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др. В этих организациях действует принцип молчаливого принятия резолюций, особенно тех, которые содержат технические регламенты Моравецкий В. Функции международной организации / пер. с польск. М, 1976. С. 147-172. .

Многие ученые и юристы-международники считают, что некоторые резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются юридически обязательными. Однако они не перечислены в ст. 38 Статута Международного суда ООН. Согласно Уставу ООН решения Генеральной Ассамблеи носят рекомендательный характер (ст. 11). Вместе с тем ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН конкретизируют нормы международного права и даже содержат новые нормы. Например, Генеральная Ассамблея ООН на своей XXV сессии 17 декабря 1970 г. одобрила Декларацию принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции. В ней впервые в международной практике ресурсы морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции провозглашались «общим наследием человечества» и устанавливалось, что «никакое государство или лицо, физическое или юридическое, не будет претендовать на права, осуществлять или приобретать права в отношении этого района или его ресурсов, несовместимые с международным режимом, который должен быть установлен, и принципами настоящей Декларации». Впоследствии эта норма была развита и конкретизирована в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XV сессии в 1960 г. приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, которая содержит нормообразуюшие элементы. Декларация была квалифицирована Международным судом в Консультативном заключении о Намибии 1971 г. как важная часть обычного права.

При принятии Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 г. Декларации о правовых принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, представители СССР и США заявили, что они будут следовать положениям этой Декларации. По их мнению, она отражает международное право, как оно признано членами Объединенных Наций-. Впоследствии на основе этой Декларации был разработан Договор по космосу 1967 г.

3. Вспомогательные источники международного права

Судебные решения. В подп. «d» п. I ст. 38 Статута указывается, что

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет «оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». Из текста этого подпункта вытекает, что, во-первых, речь идет о судебных решениях самого Международного суда ООН, поскольку в соответствии со ст. 59 Статута решения Суда обязательны лишь для участвующих в деле сторон, во-вторых, решение Суда не должно изменять или дополнять действующее международное право, оно является лишь в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Ф. Ф. Мартене еще в конце XIX в. позитивно оценивал значение судебной практики для международного публичного права. Правда, он имел в виду не международные суды, а «гражданские и уголовные суды цивилизованных государств». Далее он отмечал, что «некоторые специальные суды, учреждаемые в государстве, имеют прямо международный характер. Таковы призовые суды, которые учреждаются воюющим государством для разбора дел о захватах собственности подданных неприятельских и нейтральных государств (о призах) и которые руководствуются не местными отечественными законами, а международным правом. Сборники решений подобных судов дают богатый материал по всем вопросам международного права, как войны, так и мира» Мартене Ф. Ф. Указ. соч. 1996. С. 150-151. . Р. Хиггинс безоговорочно считает решения судов (как международных, так и внутригосударственных) источником международного права. По мнению И. П. Блищенко, «решения внутригосударственных судов также можно отнести к косвенным источникам международного права» Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984. С. 81. .

Следует отметить, что источником международного права являются не только решения Международного суда ООН, но и решения иных международных и региональных судов (например, Международного уголовного суда ООН, Европейского суда по правам человека), а также в известном смысле решения и национальных судов. Например, Европейский суд по правам человека в июне 2003 г. обязал Правительство РФ выплатить Тамаре Ракевич 3 тыс. евро в качестве компенсации морального ущерба, так как по отношению к ней были нарушены положения ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Ее принудительно доставили в психиатрическую больницу и начали лечить. Эта статья Конвенции устанавливает, что для ограничения свободы лица необходимы предусмотренные законом или Конвенцией основания и что вопрос о лишении или ограничении свободы лица должен незамедлительно решаться судом. Поскольку Российская Федерация является участницей Конвенции 1950 г., то исполнение вынесенного решения в Страсбурге повлекло за собой внесение изменений в Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 1992 г. Он должен быть приведен в соответствие с требованием Конвенции 1950 г. Поправка к Закону 1992 г. должна обеспечить гражданам право на самостоятельное обжалование незаконности госпитализации Порошина Т. Россия проиграла Тамаре Николаевне: Страсбургский суд обя-зал РФ поправить законодательство в пользу человека // Российская газета. 2003. 4 нояб. . Приведем еще один пример.

В своем решении по делу «Права граждан США в Марокко» 1952 г. Международный суд установил, что консульская юрисдикция США в Марокко была ограничена спорами между американскими гражданами и что, соответственно, юрисдикция марокканских судов ограничивалась только в этих пределах. В дальнейшем суды Марокко при определении своей юрисдикции ссылались на решение Международного суда и отклоняли возражения против их компетенции, не соответствующие решению Международного суда.

Доктрина наиболее квалифицированных специалистов. В соответствии с подп. «d» п. 1 ст. 38 Статута Международный суд при решении переданных ему споров применяет «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

По справедливому мнению Ф. Ф. Мартенса, «история и наука международного права служат средством выяснения истинного смысла существующих трактатов и международных обычаев; они дают возможность представить в чистом виде правосознание народов, выражающееся в трактатах и обычных нормах, и потому бесспорно принадлежат к числу источников международного права» Лукашук И. И. Международное право в судах государств. СПб., 1993. С. 208. . Однако доктрину Статут Международного суда классифицирует в качестве вспомогательного источника международного права.

В судебных решениях, полагал Л. Оппенгейм, использование доктрины допускается только в качестве доказательства наличия права, а не как правотворческий фактор. Он полагал, что труды ученых будут продолжать играть некоторую роль в принятии судами решений, в том числе и в области международного права Оппенгейм Л. Указ. соч. С. 52. .

Международную репутацию завоевали труды многих российских ученых-международников XX и начала XXI в.: И. П. Блищенко, Р. Л. Боброва, В. Н. Дурденевского, Г. В. Игнатенко, С. Б. Крылова,

A.Л. Колодкина, Ю.М.Колосова, М.И.Лазарева, Д.Б.Левина,
И. И. Лукашука, С. А. Малинина, С. В. Молодцова, Л. А. Моджорян,
Г. И. Тункина, Е. Т. Усенко, Н. А. Ушакова, Д. И. Фельдмана,

Односторонние акты государств. Этот вид источника международно-го права не предусмотрен в ст. 38 Статута Международного суда ООН. Как отмечает английский профессор А. Кассис, не все односторонние акты содержат обязательные правила поведения. Таковыми, например, являются односторонние декларации, содержащие протест по поводу действий какого-либо государства. К источникам международного права можно отнести заявление о признании государств или правительств, информацию (нотификацию) соответствующих государств в случае военной блокады во время войны и т. д.

Правотворчество в международном праве

Понятие международно-правовой нормы. Общая теория права определяет формально-юридические признаки правовой нормы. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2004. С. 569-570. . Эти признаки mutatis mutandis присущи также и нормам международного права.

Любая международно-правовая норма юридически обязательна, нарушение ее влечет различного рода санкции. Норма международного права выступает в качестве своеобразной меры равного масштаба, применяемого при оценке поведения субъектов этого права. Она является критерием определения правильности или неправильности действий различных субъектов международного права.

Степень обобщенности норм международного права различна. Наиболее общий характер имеют нормы, содержащиеся в Уставе ООН. В нем закреплены семь общепризнанных принципов международного права (например, принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства государств, мирного разрешения споров). Если какая-либо норма международного права противоречит Уставу ООН, то она объявляется ничтожной, а субъекты международного права не могут руководствоваться ею.

Подобные документы

    Система международного права. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. Анализ кодификационного процесса, осуществляемого Комиссией международного права ООН. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

    реферат , добавлен 20.02.2011

    Понятие, сущность и основные особенности международного права, международное публичное и частное право, их соотношение. Источники, понятие, структура и реализация, субъекты и принципы, кодификация и прогрессивное развитие, отрасли международного права.

    лекция , добавлен 21.05.2010

    Понятие международного публичного права и его субъекты. Общепризнанные принципы и нормы как основная часть международного права. Государственное принуждение в международном праве. Устав ООН как основной документ современного международного права.

    реферат , добавлен 29.12.2016

    Ближний восток как родина международного права, этапы формирования первых межгосударственны правовых норм. Система юридических принципов и норм в эпоху Средних веков. Зарождение и развитие классического международного права, его основные источники.

    презентация , добавлен 25.07.2016

    Ознакомление с историей зарождения и развития международного права как отрасли права и науки. Исследование роли, места и задач международного права в развитии многофункциональных отношений Российской Федерации с Содружеством Независимых Государств.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2015

    Понятие международного морского права, классификация морских пространств, урегулирование споров. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права, международные морские организации.

    реферат , добавлен 01.04.2003

    Установление взаимосвязей между правовыми категориями международного и международного частного права. Действие общих принципов международного права в сфере правоотношений с иностранным элементом. Значение международных договоров в их регулировании.

    реферат , добавлен 09.10.2014

    Понятие, принципы и функции Конституции Российской Федерации. Нормативная деятельность, осуществляемая Конституцией, ее юридические свойства. Понятие и виды источников международного права. Договор, обычай и другие источники международного права.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    История развития международного публичного права, его понятия и функции. Классификация норм, их имплементация и субъекты международного права. Институт правопреемства в МП. Особенности и основные принципы, механизм мирного разрешения международных споров.

    лекция , добавлен 15.11.2013

    Приоритет и верховенство норм современного международного права в международном сообществе и в национальных правовых системах государств. Нормы обычного права и международного договора. Статут Международного суда ООН. Односторонние акты государств.

При ознакомлении с международным правом и его особенностями существенное значение имеет уяснение предмета правового регулирования. У внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права - преимущественно межгосударственные и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

В современных условиях международное право имеет многослойный предмет регулирования , т. е. различные по характеру виды отношений.

Традиционная сфера - это отношения между государствами как самостоятельными, суверенными политическими образованиями (межгосударственные отношения). Имеются в виду прежде всего двусторонние контакты (Российская Федерация - Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки - Французская Республика, Япония - Австралия и многие другие варианты), а также многосторонние связи (группа стран, участвующих в исследовании Антарктики на основе Договора 1959 г., так называемая Группа восьми, представляющая наиболее экономически развитые государства, и др.).

Особо значимыми являются отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом.

Широкое распространение получили отношения с участием ММ ПО как между государствами и организациями, прежде всего в связи с членством государств в организациях, так и между самими международными организациями. В рамках таких взаимосвязей функционируют всемирные универсальные организации (ООН, ВОЗ, МАГАТЭ и т. д.), региональные (СЕ, ШОС, АСЕАН, ЕС и т. п.), а также иные организации, выходящие за пределы отдельных регионов (например, ОИК). Статус организаций имеют и некоторые самостоятельные межгосударственные органы (например, Международный орган по морскому дну, созданный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.). Автономную категорию органов составляют международные суды (МС ООН, ЕСПЧ, МУС и др.).

В предшествующие десятилетия заметную роль играли контакты между государствами и национальными политическими организациями , возглавлявшими борьбу народов (наций) за освобождение от колониальной зависимости, а также взаимосвязи таких национальных политических организаций с международными организациями. В частности, активно развивала отношения с государствами и участие в межгосударственном общении Организация освобождения Палестины. Она была, например, одной из сторон среди государств, подписавших Заключительный акт Третьей конференции по морскому праву, завершившей 14-летнюю работу над созданием текста Конвенции ООН по морскому праву, открытой для подписания 10 декабря 1982 г.

В сферу международных связей включены и так называемые государствоподобные образования, имевшие на основе международного акта (признания) относительно самостоятельный статус (города Ганзейского союза в эпоху Средневековья, Краков в первой половине XIX в., Данциг в период между Первой и Второй мировыми войнами в первой половине XX в., Западный Берлин после окончания Второй мировой войны до 1990 г.). В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом признаются государство-город Ватикан (Святейший престол) и Мальтийский орден.

Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая ММПО - это форма объединения государств; политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

Наряду с межгосударственными международно-правовому регулированию могут подлежать и международные отношения негосударственного характера - с участием МНПО, применительно к которым государства признают в установленном объеме их юридически значимые функции и компоненты официального статуса (среди них особо значимым является МККК), а также международных хозяйственных объединений (ТНК). В эту же группу входят отношения с иностранным элементом или с международным элементом, находящиеся за пределами юрисдикции отдельных государств, участниками которых являются юридические лица и индивиды (физические лица). Это гражданские, семейные, торговые, иные отношения, регулируемые международными договорами (конвенциями).

Следует отметить и такую специфическую форму общения, выходящего за рамки юрисдикции отдельных государств, как официальные связи с участием субъектов (частей) федеративных государств и даже административно-территориальных образований унитарных государств, если это предусмотрено соответствующими конституциями и допускается международно-правовыми нормами, признанными государствами. Такие связи не относятся к категории межгосударственных отношений, поскольку стороны (или одна из сторон) не обладают государственным статусом, но бесспорны их ограниченные международные признаки (к ним следует отнести и получившие широкое распространение международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ на основе Конституции РФ и Федерального закона от 4 января 1994 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»).

Особую категорию составляют отношения государственно-негосударственного характера , сторонами которых являются государства, создаваемые ими международные организации и органы (например, международные суды и трибуналы), и обозначенные выше субъекты, не обладающие суверенным статусом и властными полномочиями (дела, рассматриваемые ЕСПЧ на основе индивидуальных обращений, международными уголовными трибуналами по обвинению лиц за преступления против человечности, геноцида и т. д.).

Завершая обзор, отметим, что международное право применимо и к регулированию определенных сфер внутригосударственных отношений, прежде всего невластного характера, касающихся прав граждан, юридических лиц, общественных объединений. При рассмотрении таких дел, например, российские суды всех видов и уровней ссылаются на соответствующие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Понимание предмета международного права связано с ответом на вопрос: к кому обращены нормы международного права? Ранее в доктрине проводилось четкое разграничение: нормы международного права обязывают государство в целом, а не отдельные его органы и должностных лиц, в то время как компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются внутригосударственным правом. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. В реальной же международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, на которых непосредственно возлагается ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Такие договоры соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции РФ, с федеральными законами. Часть 1 ст. 17 Конституции РФ гласит: права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (в этой формулировке следует также иметь в виду международные договоры РФ). В соответствии со ст. 2 Закона о гражданстве РФ вопросы гражданства регулируются не только Конституцией РФ, названным Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и международными договорами. Гражданский кодекс РФ предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7).

Следовательно, одним из существенных условий познания международного права является изучение во взаимосвязи международных и внутригосударственных правовых актов, предназначенных для согласованной регламентации однородных отношений и имеющих, таким образом, совмещенный предмет регулирования.

Многие международные договоры имеют ярко выраженную адре- сованность физическим и юридическим лицам, тем или иным видам органов государств. Таковы международные пакты о правах человека и другие универсальные конвенции относительно определенных прав (имеются в виду и отраслевые аспекты в сфере гражданских, семейных, трудовых, процессуальных правоотношений), а также региональные конвенции, прежде всего ЕКГТЧ. Таковы Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. и двусторонние консульские конвенции, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, универсальные и региональные конвенции по проблемам борьбы с преступностью и т. д.

Совершенно определенно воспринимаются формулировки двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. В каждом таком соглашении ст. 1 имеет название: «Лица, к которым применяется Соглашение». Имеются в виду лица (физическое, юридическое, в том числе предприятие или любое объединение лиц), являющиеся резидентами одного или обоих договаривающихся государств. Можно сослаться и на российско-французское межправительственное соглашение по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан РФ и граждан Французской Республики от 15 июня 2004 г., в ст. 1 которого сказано: «Настоящее Соглашение применяется к физическим лицам - гражданам государств сторон».

Авторитетным аргументом служит заключение МС ООН в его постановлении по делу «Лагранд» (Германия против США) от 27 июня 2001 г. (аналогичный тезис содержится в постановлении по делу «Авена и другие мексиканские граждане» (Мексика против США) от 31 марта 2004 г.). В связи с нарушениями властями США норм ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях и их утверждением, что эти нормы применяются только к правам аккредитующего государства, но не к правам задержанного лица, Суд установил: ст. 36 Конвенции создает личные права лица в дополнение к соответствующим правам государства ".

Как отметил В. С. Верещетин, в то время судья МС ООН, «Суд, проанализировав Венскую конвенцию о консульских сношениях, пришел к выводу, что она не только регулирует отношения между государствами, но и непосредственно устанавливает определенные права физических лиц (иностранных граждан на территории государства - участника Конвенции)»

МП возникло с появлен. гос-в. Цель: сотрудничество м/у гос-ми.

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений существующих в опред. государствах. Элементы прав.сист. : система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология, правоотношения.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

· между государствами и международными межправительственными организациями;

· между государствами и государствоподобными образованиями;

· между международными межправительственными организациями.

Особенности:

1. МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.

1) Нормы МП создаются в основном государствами и международными организациями на основе соглашения.

2) Международные отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции государства – предмет МП.

2. Правоотношения:

Субъекты МП: гос-во; межд. межправит. организации (ООН); нации, борящиеся за независ-ть (Орг-я освобожден. Палестины); гос-ва-подобные образования (Ватикан).

Объекты международных отношений:

1) Вопросы, которые по своей сути являются международными и не могут относиться к внутренней компетенции государства: вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)

2) Другие вопросы, которые могут быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)

3) Вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).

3. Правотворчество: в МП нет спец. законодат. органов; мп создается субъектами МП, преимущ. гос-вами. Нормы созд. по средствам межд. дог., либо формирован. межд. обычаев.

4. Правоприменение: В МП нет эффективного механизма принуждения. В МП действует принцип: добросовест выполнен. своих межд. обязанностей. В МП сущ. межд. суд. учреждения, кот привлекают субъектов МП (межд. Суд ООН, Европ. Суд по правам чел.)

Реторсии – ответственные действия (меры)

Репресари – то, что вытекает из заключ. межд. дог-ра (при нарушении дог-ра) Пр. – эконом. санкции.

Международное право

Международное право одна из

Источники международного права

Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

Основные (первичные):

· международный договор

· международно-правовой обычай (см. статью обычное международное право)

· Акты международных организаций (пример: резолюция ООН)

· общие принципы права

Вспомогательные (вторичные):

· судебные решения

· правовая доктрина

Международный договор

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Для квалификации соглашения в качестве международного договора не имеет значения, заключено ли оно в устной или письменной форме, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах. Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенция, устав международной организации, протокол. Для определения того, является ли документ договором, необходимо проанализировать его содержание, то есть выяснить, имели ли стороны намерение взять на себя международно-правовые обязательства. Бывают случаи, когда договоры именуются даже декларациями или меморандумами, хотя традиционно документы с такими названиями договорами не являются.

Объект и цель международного договора

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.

Классификация международных договоров

· двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько);

· многосторонние

o с неограниченным числом участников (универсальные, общие).

o с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).

· закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников);

· открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).

· договоры по политическим вопросам

· договоры по правовым вопросам

· договоры по экономическим вопросам

· договоры по гуманитарным вопросам

· договоры в области безопасности и т. д.

· письменные

· бессрочные

· срочные

· краткосрочные

· региональные

· универсальные

Субьекты международного права

Субъекты международного права - участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Субъектами международного права принято считать:

· основные субъекты:

· государства - основные субъекты

· Субьекты, являющиеся таковыми в силу своего происхождения:

· Святой Престол

· Мальтийский орден

· Международный комитет Красного Креста

· Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

· международные межправительственные организации, например ООН

· также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

· государствоподобные образования

· народы борющиеся за независимость

· национально-освободительные движения

· правительства в изгнании

· организации, признанные как законные представители какого-либо народа

Формы и структуры международного договора

Форма и структура международных договоров

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Заключение международных договоров Стадии заключения международных договоров

· выдвижение договорной инициативы,

· подготовка текста договора,

· принятие текста договора,

· установление аутентичности текстов договора на разных языках,

· подписание договора

· выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия

· подписание

· обмен документами (нотами либо письмами)

· ратификация

· утверждение

· принятие

· одобрение

· присоединение

Органы внешних сношений

Дипломатическая деятельность государств реализуется через сис­тему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.

К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство ино­странных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федераль­ным законодательством определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики РФ, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отноше­ниях. Президент РФ, в частности˸ осуществляет руководство внеш­ней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем диплома­тических представителœей; назначает и отзывает дипломатических представителœей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.

Государственная Дума принимает законы, в т.ч. о ратифи­кации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др.
Размещено на реф.рф
Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за предела­ми ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонса­ции международных договоров РФ.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики нашего государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомствен­ных договоров.

Министерство иностранных дел РФ в соответствии с Положением о МИД РФ 1995 ᴦ.˸ разрабатывает общую стратегию внешней поли­тики РФ и представляет предложения Президенту РФ; обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными госу­дарствами, международными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских фи­зических и юридических лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов международных договоров РФ, наблюдение за выполнением договоров РФ и др.

Помимо вышеназванных, к органам внешних сношений РФ отно­сятся˸ Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная по­граничная служба и др.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломати­ческие и консульские представительства, торговые представительст­ва, представительства государств при международных организациях, делœегации на международных совещаниях и конференциях, специ­альные миссии.

Понятие, предмет международного права.

Международное право - это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства.

Международное право одна из наиболее сложных отраслей права . Ряд проблем международного права получают неоднозначную трактовку. Кроме того, международное право тесно связано с международной политикой, что существенно осложняет его применение. Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права. В отличие от любой отрасли внутригосударственного международное право в первую очередь направлено на урегулирование межгосударственных отношений нескольких суверенных государств.

Как любая отрасль права, международное право имеет свой предмет и метод.

Предмет правового регулирования - это то, на что направлено правовое регулирование отрасли. Предметом международного права выступают международные отношения, складывающиеся между субъектами международного права (государствами, международными организациями, псевдо-государственными образованиями, народами). Метод правового регулирования - это способ воздействия отрасли на предмет ее регулирования. В международном праве применяются как императивные, так и диспозитивные методы. Международное право является публичной отраслью права. Понятия «международное право» и «международное публичное право» синонимичны. Международное право представляет собой самостоятельную и цельную правовую систему. В то же время согласно ст. 15 ч. 3 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ служат частью правовой системы РФ. Это положение порождает дискуссии в науке международного права.

    Понятие международного права. Предмет регулирования международного права.

    Основные черты современного международного права.

    Система международного права. Международное публичное право и международное частное право.

1. Понятие международного права

Международное право - это комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем заключения соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

Прообразом международного права является сложившийся в римском праве термин jus gentium («право народов»). Но реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

Монистическая теория, дуалистическая теория.

Международное право как особая правовая система

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит, прежде всего, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право - в процессе согласования интересов различных государств.

Существенное значение имеет и предмет правового регулирования : у внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

Итак, в принятом понимании международное право - это самостоятельная правовая система. Согласно же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы - это составная часть правовой системы государства.

Как разрешить это разноречие? Дело в том, очевидно, что формулировка Конституции исходит из широкой трактовки правовой системы, не ограничивая ее совокупностью юридических норм, т. е. правом, если иметь в виду сложившуюся терминологию.

В юридической литературе есть попытки усеченного восприятия и ограничительного толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» применительно; к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено тем, что Уголовный кодекс РФ, как сказано в ч. 2 ст. 1, лишь «основывается» на нормах международного; права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК РФ, регулирования.

Не согласуется такой подход с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В этом документе, одобренном Комиссией международного права ООН и ожидающем конвенционного воплощения, принцип уголовной ответственности выражен достаточно четко: «Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказываются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву» (п. 2 ст. 1).

Такое положения исходит из того, что Комиссия по международному праву ООН признала общий принцип прямой применимости международного права в отношении личной ответственности и наказания за преступления по международному праву.

В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством права, т.е. внутригосударственного, национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом государства он охватывает те находящиеся за рамками национального права нормы, которые подлежат применению или же могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

Предмет регулирования международного права

Отношения, регулируемые международным правом, определяют международные правоотношения, которые включают отношения :

а) между государствами - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

г) между международными межправительственными организациями.

Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма объединения государств. Политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения «с иностранным элементом» или «с международным элементом»), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

При рассмотрении международных межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

Утверждается, что нормы международного права обязывают государство в целом, а не отдельные его органы и должностные лица, а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. Что же касается существа проблемы, то в реальной международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, именно на них непосредственно возлагая ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры, отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах .(1) Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, внешнеполитических действий государств как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе и только в ней.

(2) Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

Исторически сложилось разграничение двух категорий - международного публичного права и международного частного права. Международное публичное право – это регулятор межгосударственных отношений. К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях.