Бунт интеллигенции на «Нике»: резьба сорвалась. На вручении кинопремии большинство лауреатов — от Сокурова до Захарова - выступили с политическими заявлениями

читати українською

Премия Ника 2017: Сокуров, Захаров, Коренева и Красовский произнесли скандальные речи со сцены

Церемония награждения российской кинематографической премии Ника 2017 прошла 28 марта в Государственном академическом театре имени Моссовета. Интересно, что впервые за всю историю не было прямой трансляции церемонии по федеральным телеканалам.

В итоге, тридцатая юбилейная церемонии Ники получилась несколько скандальной: практически каждый лауреат сказал со сцены речь, пронизанную разной степенью несогласия с действиями российского правительства. Началось все с чтения со сцены стихов фрондерского поэта Дмитрия Быкова Леонидом Ярмольником и песни в исполнении Василия Обломова о том, как плохо все в Москве. Виталий Манский, получая награду за документальный фильм "В лучах солнца" о жизни в Северной Корее, публично сравнил Россию и Корею. И сравнение было не в пользу России. Атмосфера сгустилась, когда за наградой вышел Антон Красовский, отмеченный за режиссуру фильма "Коллектор". Он с призом в руках призвал всех присутствующих в зале поддержать задержанных в минувшие выходные протестантов. А Александр Сокуров, премированный в номинации "Честь и достоинство", высказался еще более определенно, однозначно осудив правительство: "Государство совершает большую ошибку".

И Александр Сокуров, и Елена Коренева, получившая Нику в номинации "Лучшая женская роль второго плана", высказались о политзаключенных и призвали обратить внимание на судьбу Олега Сенцова, акцентировав внимание на чудовищной несправедливости его похищения и осуждения.

По результатам награждения церемонии "Ника": лучшим фильмом был признан "Рай" режиссера Андрона Кончаловского, Кончаловский был также признан как лучший режиссер.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net

и Коренева внезапно заговорили со сцены о том, что волнует не только кинематографистов о праве на свободное высказывание, об отсутствие диалога с властью, о задержанных в воскресенье женщинах и детях, о драме Олега Сенцова и о политических заключенных в целом. Как сказал лауреату «Ники» в номинации «Открытие года» Алексею Красовскому режиссер трансляции, которую завтра покажут на НТВ: «Ну это, конечно, мы вырежем».

Любопытно, что и президент кинопремии «Ника» и по совместительству ее лауреат этого года за фильм «Рай» Андрей Кончаловский добавил в интервью агентству РИА: «Я не считаю, что это правильное место для политических высказываний. Когда Сокуров сидел на президентском совете и была возможность высказаться, это я понимаю. Но здесь это немножко идет мимо кассы».

Актриса Елена Коренева , которая выступила со сцены «Ники» в защиту политзаключенных, рассказала в эфире Дождя, что толкнуло ее на эту политическую речь.

Я хотела бы вас спросить, Елена Алексеевна, как так получилось, что вчерашняя «Ника», традиционная регулярная ежегодная кинематографическая премия неожиданно превратилась в такую площадку для свободного, даже провокационного политического высказывания?

Вот как-то так получилось. Дело в том, что я лично, когда я посмотрела программку, и знала, что Александр Сокуров будет, что он получит приз «За честь и достоинство», что будут чествовать Юрия Арабова, персональный приз получит Паша Бардин, который снял сериал «Салам Масква», который я еще не видела, который пять лет лежал на полке и его не показывали, это довольно острая тема, я уже поняла, также чествовали Александра Наумовича Митту, я поняла, что будет говорить Сокуров, о злободневном, актуальном, важном, о гражданском обществе и его проблемах.

Тем более, что эта «Ника» происходила 28 марта, после событий 26 марта, с выходом в разных городах на антикоррупционное шествие или митинг очень большой массы людей, в частности, в Москве и в Санкт-Петербурге. И то, какое количество людей попали в автозаки, как с ними обращался ОМОН, просто выхватывая из толпы, что, собственно, типично, это происходит на всех больших, на многих шествиях и митингах. Просто мирно стоящие или идущие люди, в определенный момент врезается отряд ОМОНа, рассекает толпу и выхватывает абсолютно произвольно людей, тащит кого-то по земле, пожилых людей, не обращая внимания на возраст. То есть это закономерно было, я думаю, это подогрело вот это настроение со стороны определенных выступающих.

Скажите, а вы заранее решили, что вы скажете? Или вы уже на месте, поддавшись общей какой-то волне, решили говорить именно об этом?

Нет, когда мне позвонили и сказали, что я прошла в номинации, как одна из трех актрис в номинации «Роль второго плана», то я, естественно, во-первых, я совершенно не ожидала, говорю абсолютно искренне, потому что картина Володи Мерзоева, Кати Мерзоевой, которая была продюсером, Насти Мерзоевой, их дочки, которая работала над фильмом, он был снят, они говорят, за две недели, ну скажем, за три недели, в одной декорации, на мизерные деньги, и вся истории сочинена была по следам тоже известной истории с Катей Муму.

На такую историю денег государственных было не получить, конечно, 100%, я думаю.

Вообще, то, что фильм однажды показали по Первому, по-моему, как-то ночью — это уже было что-то совершенно невероятное. То есть для меня было неожиданностью, тем более у меня ну такое микроскопическое, по моему опыту больших, более объемных ролей, но это такой, острохарактерный эпизод, по сути. И я посмотрела, с кем я рядом, с Юлей Ауг за фильм «Ученик» и Светланой Брагарник — это две мощные драматические актрисы.

Я посмотрела фильм «Ученик», у них очень сильная работа. Я так прикинула свои шансы, на всякий случай в голове прокрутила, чтобы меня не застали врасплох. И скажу вам откровенно, у меня была такая уловка, когда я вышла на сцену и надо было что-то сказать, то я начала говорить о том, что я в конце концов сыграла мать оппозиционера. Я действительно играла мать оппозиционера, ее звали Муму, то есть я как бы говорила от образа. Я подумала о том, что я могу это сказать, а больше меня волновало то, что я чувствовала, что от нас ждут. И от меня ждут мои единомышленники и знакомые, может быть, тот же Володя Мирзоев и Катя. И от нас, от актеров, режиссеров, от творческих союзов ждут какого-то большего откровения…

Позиции.

Речь не о том, оппозиция ты, не оппозиция, назови себя никак, просто человек, ни к чему не призывай, но просто формулируй то, на что невозможно закрывать глаза, потому что, как сказал Александр Николаевич Сокуров, что давайте добьемся закона, запрещающего сажать в автозаки женщин и детей, которые вышли на площадь, на митинги и марши, право на которые имеют все наши граждане по закону. На мирные, они всегда мирные, все, что не мирное, то провокация. Но дело не только в детях и женщинах, а вообще в каждом человеке. Мирное шествие, вообще человека нельзя…

Вид человека, которого волокут по земле в автозак, и вид того, как расправляются дубинками над людьми, которые что-то выкрикивают, если даже, это не может не волновать просто человека, у которого на месте сердце, душа, глаза и уши. И об этом обязаны говорить мы.

Получается, что это было первое публичное высказывание людей с репутацией, узнаваемых, на широкую аудиторию. То есть в принципе никто ничего не говорил, пока не появились все вы вчера на сцене «Ники». Вы понимаете, что, скорее всего, в федеральном эфире трансляции вашего высказывания не будет?

Не скорее всего, я знала, что это вырежут, и все, по-моему, кто говорил подобное на эти темы, знали, что вырежут. Но дело в том, что нас всех режут, всегда, любое интервью, телевизионное или печатное, перекраивают, иногда аккуратно и по объективным причинам формата, — это естественная вещь. И тем более, я была спокойна, я могу сказать конкретной аудитории, просто к ней. Я и сказала, что я говорю это больше себе, потому что, по большому счету, желания учить или озвучивать какую-то истину, которую якобы другие люди не знают, а я ее знаю, — это высокомерно и как-то уже тоже набило оскомину. Я действительно чувствовала, что вот я должна об этом сказать.

Как отреагировал зал? Были ли какие-то негативные отклики, возможно после? Что не стоило, надо быть аккуратнее, сдержаннее и так далее…

Я убеждена, что целый ряд людей, потому что это тоже существует, и мы все с этим уже сталкивались, они считают, действительно, что фестиваль — это праздник, что это даже неприлично, существуют некоторые табу — за столом в светском обществе не говорят о деньгах, о политике и о здоровье.

То есть не стоило омрачать, да?

Не стоит портить праздник. Но кто-то так думает, окей, но кто-то думает по-другому. И потом, как вам сказать, художник, высокопарно называя нас всех, но тем не менее, у нас труд такой, для человека, связанного со словом, образом, эмоцией, психологией людей и так далее, условно говоря, художники, они правозащитники по своей сути. Что бы они не снимали — триллеры, комедии, мультфильмы, но дух гуманистический в самой этой профессии этого дела, он подразумевает, что правозащиту, то есть защиту человека от того, сего, пятого, десятого.

А потом, если говорить обо мне, не обязательно иметь в роду какую-то историю, но я людям, которых арестовывают, а особенно политзаключенным, по навету, по дезинформации намеренной и так далее, сопереживаю особенно, потому что у меня были репрессированы бабушка с дедушкой в тридцатых годах. Потом реабилитированы, но дедушка был расстрелян к тому моменту. И я чувствую это, свою причастность, я не могу их предать. Такое у меня ощущение.

Спасибо большое.

В Москве на вручении кинопремии "Ника" российские режиссеры и актеры высказались об антикоррупционных протестах, которые 26 марта прошли во многих крупных городах России. Режиссер Алексей Красовский призвал киносообщество использовать свою власть, чтобы что-то изменить в судьбе задержанных. Его поддержали Виталий Манский, Александр Сокуров и актриса Елена Коренева. В интервью DW лауреатка премии "Ника", актриса Елена Коренева (известна по ролям в фильмах: "Большая перемена", 1973; "Ася", 1977; "Сибириада", 1978; "Ярославна, королева Франции", 1978; "Экипаж", 1979; "Тот самый Мюнхгаузен", 1979 и др.) рассказала о протестных акциях, насилии в отношении общества и уроках патриотизма в российских школах.

DW: Актриса Юлия Ауг сказала, "что такого очень давно не было, чтобы "Ника" была акцией протеста, и этот факт значит, что нарыв созрел". Про какой нарыв она говорила?

Елена Коренева: Я не назвала бы это акцией протеста. Акция протеста - это неожиданная для всех по многочисленности демонстрация 26 марта, где, как пишут независимые источники, было задержано около тысячи людей. Но все-таки церемония вручения премии "Ника" отличалась от предыдущих, может быть, именно потому, что нарыв действительно созрел. С другой стороны, говорить о наболевшем и несправедливом должно быть естественным и обыденным делом, а не акцией. Публичные люди и СМИ должны поднимать эти вопросы. Это не должно превращаться в кульминационный момент по какому-то поводу, тем более для людей, занимающихся творчеством, кинематографом, театром, правозащитная деятельность - в каком-то смысле суть искусства. Я согласна, что нарыв созрел. Времена сегодня очень тяжелые с точки зрения насилия над человеком: когда избивают дубинками мирно шествующих людей, которые вышли на площадь. Право на мирное шествие у нас прописано в конституции. Когда ОМОН избивает людей, когда старых и молодых людей волокут по асфальту, засовывают в автозак и обращаются с ними как с нелюдями - это как будто война, где есть враг, которого нужно унизить и уничтожить. Шокирует то, что это стало нормой во взаимоотношениях с ОМОНом, который представляет власть.

На церемонии награждения были подняты вопросы о взаимоотношении общества и власти, насколько важно говорить о той части общества, которая не реагирует на насилие, применяемое к ее согражданам?

Это сложный вопрос. У каждого человека есть друзья, близкие, коллеги, которые придерживаются прямо противоположных точек зрения по целому ряду вопросов. Это привносит очень много конфликтов, и каждый отстаивает свою позицию страстно. Меня иногда спрашивают, как я могу общаться с человеком, который занимает позицию власти, предположим? Я говорю, что отношусь к людям, которые не проявляют активности в защите своих или чужих прав, терпимо и с долей понимания. У них причины самые разные - страх, изоляция в творчестве и работе. У людей жизнь трудная, и они дистанцируются от политики. Меня такие настроения тоже иногда посещают, так как вариться во всем этом очень тяжело. Сегодня картина настолько неприглядная. Осознание того, что все до такой степени цинично, травмирует человека. Это психологическая защита.

Но есть люди, которые зомбированы. У них нет опыта сбора информации в разных источниках, нет опыта политической дискуссии. Мы знаем заранее, какие выступления из премии "Ника" на федеральных каналах вырежут, а какие оставят. В итоге зритель видит подправленную картинку, не говоря уже о навете, пропаганде, дезинформации по поводу всех, кто критикует власть. По конституции все марши должны носить не согласовательный характер, а осведомительный: сколько человек должно выйти, по какому маршруту и в какой интервал времени. Административные аресты могут применяться, если это будет нарушено. Само право выхода на протест прописано у нас в законе. И я, как участник подобных маршей и митингов, считаю, что они абсолютно мирные. Если кто-то зажигает файеры, то это очевидная провокация.

- Поможет ли тогда просвещение? Об этом на выступлении говорил Александр Сокуров…

Да, просвещать нужно. Но я вспоминаю два скандальных ролика. Школьники в Брянской школе записали видео, как кого-то из их одноклассников забрала полиция, потому что он собирался идти на марш Навального. Директор и учительница устроили им лекцию-обструкцию: они говорили казенным языком и были настолько перепуганы, что общались с ними, как с маленькими недоразвитыми детьми, которым можно солгать во имя воображаемого блага. Второй случай - консерватория, где читали список пятой колонны. Это не частный случай, не импровизация одного человека. Этим занимаются СМИ. В список попали Дмитрий Быков, Михаил Горбачев, Лия Ахеджакова, Николай Сванидзе и другие. Это дикость, разжигание ненависти. К вопросу о просвещении - нужен противовес. Те, кто может, должны использовать трибуну или даже в своих работах говорить об этом. Но пока силы неравные.

То, что случилось на церемонии вручения национальной премии «Ника» - это очень серьезно. Кино, вино, домино хорошо, конечно, но недостаточно. На этот раз творческая интеллигенция запомнилась не своими фильмами-высказываниями, но высказываниями напрямую, со сцены, брошенное в медийное пространство, в публику. В Россию. И это не птичка, вылетевшая из фотообъектива папарацци. Это слово «пастыри», которое уже ушло в народ. Вылетит - не поймаешь.

Отметим себе этот день, когда и произошел бунт интеллигенции на корабле современности. Очень часто молчащей интеллигенции, спрятавшей еще не так давно свое бессмертное «я» куда подальше. Смотревшей в рот власти, объяснявшейся в любви к Путину. Ждущей государственных подачек и не брезгующей ими. Никак и ни за что.

Спала пелена с глаз, повязка со рта? Интеллигенция решила больше не молчать. Откуда такая смелость?

Александр Сокуров, получивший премию за «Честь и достоинство»: «Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов… Надо услышать их». После чего призвал депутатов не поощрять насилие по отношению к женщинам, участницам массовых акций.

Алексей Красовский, лауреат «Ники» в номинации «Открытие года»: «Я хочу попросить вас использовать свою власть, чтобы что-то изменить в их судьбе». Их - это участников воскресных митингов.

Александр Митта, спецприз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф»: «Я разделяю тревоги и отчаянье, мы все озабочены тем, как растет наше поколение, чтобы оно выросло под нашими заботами, а не пугалками».

Елена Коренева, «Лучшая актриса второго плана» за роль в фильме «Муму», заступилась за «узников совести» - Олега Сенцова, Сергея Мохнаткина и Олега Навального, брата Алексея.

Марк Захаров также поддержал коллегу Сокурова.

Виталий Манский, «Ника» за документальный фильм «В лучах солнца»: «У нас пока не Северная Корея… но страну мы просрали, поэтому мы хуже Северной Кореи».

Это еще не полный список кинематографических оппозиционеров.

Отношения интеллигенции и власти имеет очень давнюю историю. Хотя некоторые скажут: какая интеллигенция, ее, истинную, Ленин выслал на философском пароходе в 1922 году. А кого не выслали, тех тогда же расстреляли (тут вспоминают Николая Гумилева).

Дальнейшие отношения двух, казалось бы, взаимоисключающих сторон ждут своего Шекспира. Вспоминается Борис Пастернак, который вместе с Корнеем Чуковским с необычайным восторгом приветствовал товарища Сталина, на съезде хлопал в ладоши и не мог остановиться. Тот же Пастернак после телефонного звонка ему вождя, так до конца и не заступившийся за Мандельштама.

Сам Мандельштам, сочинивший просталинские стихи (и это после «…что ни казнь у него - то малина/И широкая грудь осетина»).

Ахматова, которая писала оды Сталину. А потом стыдилась их.

Булгаков с его «Батумом», прославившим Усатого, и тут же умершего после этого.

Это я говорю о лучших людях, самых стойких, не сломавшихся в конце концов, поднявших честь и достоинство русской интеллигенции на небывалую высоту.

При Хрущеве стало легче. Но как забыть тот крик «кукурузника» на Андрея Вознесенского. Он сам никогда не мог этого забыть. «П… сы» в адрес художников, спор с Эрнстом Неизвестным. Как забыть Солженицына, Виктора Некрасова, Трифонова, Дудинцева… Аксенова, Галича, Войновича - уже при Брежневе.

Очень многие приспособились. Да, продались за посты, за дачи, за тиражи. Но единицы, совсем отдельные люди не позволяли себе такого. Соблазнялись, конечно, но в итоге выпрямляли спину, поднимали голову и не уступали власти. Ни на йоту.

Если говорить о кинодеятелях, пострадавших от тех, «кто сильнее тебя», имя им легион. Аскольдов, Герман, Тарковский… Вам мало? Нет, их не может быть мало, каждый - личность, каждый - судьба…

Но вот к власти пришел Михаил Горбачев. Интеллигенция тут же очаровалась им, влюбилась в него. Ей, интеллигенции, обычно очень хочется в кого-нибудь влюбиться из высшей власти. А потом быть рядом по мере возможности. Советовать, шептать на ушко. Это льстит.

Однако Горбачев был непоследователен - и вашим, и нашим. И тогда интеллигенция полюбила Бориса Ельцина. Покинув, само собой, Горбачева. Он остался один, без их мощной поддержки, прямо как король Лир. И рухнуло государство.

Власть тоже любит интеллигенцию. Тоже порой заискивает перед ней, тоже хочет понравиться. «Других писателей у меня для вас нет», да. Но все-таки власть любит лояльную интеллигенцию, прикормленную. Каковой она и была последние 17 лет при Путине. Даже Александр Сокуров, еще недавно заступавшийся за Олега Сенцова на известном совещании, очень, очень, очень долго извинялся. Мягко стелил, но все-таки стоял на своем.

И вот, кажется, прорвало. «Не могу молчать!» - говорил по такому случаю Лев Николаевич Толстой, считавший «интеллигенцию» ругательным словом. Гиря до полу дошла, и они возопили.

Интеллигенция - это страшная сила. Это вам не какие-то безусые юнцы, школьники, студенты, непоротое поколение. Это люди слова. Которые штык могут приравнять к перу, не меньше. Это люди, которых слушают, по крайней мере, прислушиваются. Люди, не утратившие еще до конца репутацию и уважение.

Что делать теперь власти? Срочно зарядить свою интеллигенцию из «Золотого орла»? Натравить на отказников штатных бульдогов и шавок из телевизора? Перестать финансировать, оставить на голодном пайке? Опять задобрить званиями, орденами и медалями, расцеловать в засос, задушить в объятиях? Или поручить думцам издать новейший закон о том, что подобные выступления со сцены приравниваются к несанкционированным митингам?

Трудно сказать… Резьба сорвалась, крышка слетела, пар уже пошел. С кем вы, мастера культуры? Неужели готовы идти до конца? Если да, то Кремль останется голым, как тот король. Да, с Хирургом, с Кургиняном, с Соловьевым… Но это совсем не те атланты, которые держат небо.

Лауреат премии «Ника» Елена Коренева прокомментировала критику за поддержку участников несогласованных протестов. Об этом сообщает радиостанция «Говорит Москва» .

Ранее депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Евгений Федоров заявил , что у кинематографистов, которые на церемонии вручения «Ники» говорили о необходимости диалога с участниками несогласованных митингов 26 марта, отсутствует понятие патриотизма и понятие любви к Отечеству.

Со своей стороны, Коренева сказала, что претензии Федорова вызывают лишь «гомерический хохот» или «тяжелое молчание».

«У нас так заездили слово «патриотизм», что просто не хочется эту тему сейчас обсуждать», – отметила актриса.

Она призвала говорить о совести, свободе, морали, достоинстве, порядочности, силе духа, а также о насилии, которое наблюдается как в бытовых ситуациях, так и в самых глобальных.

По словам Кореневой, фильм «Ее звали Муму», который она представляла, снимался принципиально не на государственные деньги.

«Но даже тот, кто получает деньги от государства, не должен бить челом и сгибаться в позе вечной благодарности, потому что государство должно поддерживать культуру, это его обязанность», – добавила актриса.

На прошедшей церемонии вручения премии «Ника» многие из награжденных использовали сцену Театра имени Моссовета для выражения своей гражданской позиции по вопросу отношения к политзаключенным, а также к массовым задержаниям молодых людей, прошедших 26 марта на несогласованном митинге в городах России.