Корея атомное оружие. Какое ядерное оружие есть у Северной Кореи? Правда ли, что у кндр есть техническая возможность нанести ядерный удар по россии и другим странам

Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Взрыв к празднику

9 сентября 2017 года Северная Корея отметила 69-ю годовщину создания Корейской Народно-Демократической Республики очередным испытанием ядерного оружия.

Сначала сразу несколько стран зафиксировали повышенную сейсмическую активность на территории Северной Кореи, которая могла означать взрыв ядерного заряда.

Затем факт проведения ядерных испытаний официально подтвердил Пхеньян. «КНДР будет и дальше принимать меры по укреплению национальных ядерных сил в количественном и качественном отношении, чтобы обеспечить достоинство и право на существование страны в условиях возрастающей ядерной угрозы со стороны США», - говорится в сообщении, распространённом официальным северокорейским информагентством ЦТАК.

Южная Корея, США и Япония инициировали проведения экстренного заседания Совета Безопасности ООН, на котором, как ожидается, будет поднят вопрос об ужесточении санкций в отношении Пхеньяна.

Проблема, однако, в том, что санкции на КНДР практически не действуют. Больше того, в ракетно-ядерной программе Северной Кореи отмечается существенный прогресс.

Как всё начиналось

Ещё в годы Корейской войны командование США рассматривало возможность нанесения ядерных ударов по Северу. Хотя эти планы и не были реализованы, руководство Северной Кореи было заинтересовано в получении доступа к технологиям, позволяющим создавать оружие подобного типа.

СССР и Китай, выступавшие в качестве союзников КНДР, к этим планам относились прохладно.

Тем не менее в 1965 году при помощи советских и китайских специалистов был основан ядерный научно-исследовательский центр в Йонбёне, где был установлен советский ядерный реактор ИРТ-2000. Изначально предполагалось, что реактор будет использоваться для работ исключительно по мирным программам.

В 1970-х годах Пхеньян, опираясь на поддержку Китая, начинает первые работы по созданию ядерного оружия.

В 1985 году Советский Союз добился от КНДР подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В обмен на этот СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Также было подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440.

Несостоявшаяся война президента Клинтона

Распад Советского Союза изменил ситуацию в мире. На Западе и в Южной Корее ожидали скорого падения северокорейского режима, одновременно ведя с ним мирные переговоры в расчёте на либерализацию политической системы и её демонтаж по варианту Восточной Европы.

Соединённые Штаты в обмен на отказ от ядерной программы обещали Пхеньяну оказание экономической и технической помощи в освоении мирного атома. Северная Корея в ответ согласилась допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.




Отношения стали резко портиться после того, как инспекторы МАГАТЭ заподозрили в сокрытии некоторого количества плутония. На основании этого МАГАТЭ потребовало провести специальную инспекцию двух объектов по хранению отработанного ядерного топлива, которые не были задекларированы, однако получило отказ, мотивированный тем, что объекты никак не связаны с ядерной программой и носят военный характер.

В итоге в марте 1993 года КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. Переговоры с США позволили затормозить этот процесс, но 13 июня 1994 Северная Корея не только отказалась от договора, но и вышла из МАГАТЭ.

В этот период, как утверждал в 2006 году журнал «Ньюсуик», администрация президента США Билла Клинтона отдала распоряжение об изучении вопроса о проведении военной операции против Северной Кореи. Отчёт военных гласил - операция потребует расходов в размере 100 миллиардов долларов, а силы Южной Кореи и США потеряют около миллиона человек, причём потери армии США составят не менее 100 000 человек убитыми.

В результате Соединённые Штаты вновь вернулись к тактике переговоров.

Угрозы и обещания

В конце 1994 года при содействии экс-главы США Джимми Картера было достигнуто «рамочное соглашение», согласно которому Северная Корея обязалась отказаться от программы создания ядерного оружия в обмен на поставки топливного мазута и создание двух новых ядерных реакторов на лёгкой воде, которые не могут быть использованы для работ по ядерному оружию.

На несколько лет установилась стабильность. Обе стороны, правда, выполняли свои обязательства лишь частично, но внутренние трудности в КНДР и отвлечённость США на другие проблемы обеспечивали устойчивую ситуацию.

Новая эскалация началась в 2002 году, когда в США к власти пришёл президент Джордж Буш-младший.

В январе 2002 года в своём выступлении Буш включил КНДР в так называемую «ось зла». Вкупе с намерением создать глобальную систему ПРО это вызвало серьёзную тревогу в Пхеньяне. Северокорейское руководство не хотело разделить судьбу Ирака.

В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии.

Никакого реального прогресса на них добиться не удалось. Агрессивная политика США порождала в КНДР уверенность в том, что обеспечить собственную безопасность можно только при наличии собственной атомной бомбы.

В Северной Корее особенно не скрывали, что исследовательские работы по ядерной тематике продолжаются.

Бомба: рождение

Ровно 12 лет тому назад, 9 сентября 2004 года, южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо), неподалёку от границы с Китаем. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырёх километров.

13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС Самсу.

Ни южнокорейские, ни американские специалисты не подтвердили, что речь действительно шла о ядерном взрыве.

Западные эксперты считали, что для создания полноценной атомной бомбы у КНДР нет нужных ресурсов и технологий, и речь идёт о потенциальной, а не о непосредственной опасности.

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной ассамблеи ООН, что Северная Корея уже превратила в ядерное оружие обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами.

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые официально заявил о создании в стране атомного оружия. К этому заявлению в мире отнеслись как к очередному блефу Пхеньяна.

Полтора года спустя, 9 октября 2006 года, КНДР впервые объявила о проведении успешного испытания ядерного заряда, причём о его подготовке заявлялось перед этим публично. Малая мощность заряда (0,5 килотонны) вызвала сомнения в том, что речь шла об атомном устройстве, а не об обыкновенном тротиле.

Ускорение по-северокорейски

25 мая 2009 года КНДР провела очередные ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва, по оценке российских военных, составила от 10 до 20 килотонн.

Спустя четыре года, 12 февраля 2013 года, Северная Корея провела очередное испытание атомной бомбы.

Несмотря на принятие новых санкций в отношении КНДР, сохранялось мнение - Пхеньян далёк от создания мощных устройств, которые могут использоваться в качестве реального оружия.

10 декабря 2015 года лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о наличии у его страны водородной бомбы, что означало новый шаг в создании ядерного оружия. 6 января 2016 года был произведён очередной испытательный взрыв, который КНДР объявила испытанием водородной бомбы.

Нынешнее испытание южнокорейские источники называют самым мощным за всю ядерную программу КНДР. Обращает на себя внимание и то, что промежуток между испытаниями получился самым коротким за все годы, что свидетельствует о том, что Пхеньян серьёзно продвинулся вперёд по части совершенствования технологий.

А главное, Северная Корея заявила, что данное испытание было проведено в рамках разработки ядерных боеголовок, которые могут размещаться на баллистических ракетах.

Если это действительно так, то официальный Пхеньян вплотную подошёл к созданию реального боевого ядерного оружия, что в корне меняет ситуацию в регионе.

Ракеты летят всё дальше

Сообщения в СМИ о ситуации в КНДР, часто появляющиеся благодаря южнокорейским источникам, создают превратное впечатление о Северной Корее. Несмотря на бедность населения и прочие проблемы, эта страна не является отсталой. Там вполне достаточно специалистов в передовых отраслях, в том числе в ядерных и ракетных технологиях.

Об испытаниях северокорейских ракет обыватели говорят со смешком - снова взорвалась, снова не долетела, опять упала.

Военные же эксперты, следящие за ситуацией, утверждают - специалисты КНДР за последние годы сделали мощный технологический рывок.

К 2016 году в КНДР создана мобильная одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета «Хвасон-10» с дальностью стрельбы около трёх тысяч километров.

Летом же текущего года была успешно испытана ракета «Пуккыксон-1». Эта твердотопливная ракета предназначена для вооружения подводных лодок. Её успешный запуск был произведён именно с подводной лодки ВМС КНДР.

Это совершенно не вяжется с представлениями о Северной Корее как о стране со ржавыми старыми советскими самолётами и китайскими танками.

Эксперты обращают внимание - количество испытаний в КНДР в последние годы стремительно возрастает, а техника становится всё сложнее.

В течение нескольких лет Северная Корея способна создать ракету с дальностью полёта до 5000 км, а затем и полноценную межконтинентальную баллистическую ракету. Причём она будет оснащена самой настоящей ядерной боеголовкой.

Что делать с Северной Кореей?

Почти нет сомнений в том, что санкции в отношении КНДР будут ужесточены. Но прежний опыт говорит - на Пхеньян это никоим образом не влияет.

Более того, товарищ Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Причём его не останавливает даже откровенное раздражение главного союзника - Пекина, не заинтересованного в нагнетании обстановки в регионе.

Возникает вопрос: а что вообще можно сделать с Северной Кореей? Даже те, кто крайне негативно воспринимает режим товарища Кима, убеждены, что раскачать ситуацию изнутри не получится. Убедить Пхеньян «вести себя хорошо» не удаётся ни друзьям, ни врагам.

Военная операция против Северной Кореи сегодня обойдётся США значительно дороже, чем в начале 1990-х, когда администрация Клинтона строила подобные планы. К тому же ни Россия, ни Китай не допустят у своих границ войны, которая имеет все перспективы превратиться в Третью мировую.

Теоретически, Пхеньян могли бы удовлетворить гарантии, обеспечивающие сохранение режима и отсутствие попыток его демонтажа.

Вот только новейшая история учит, что единственной подобной гарантией в современном мире является «ядерная дубинка», над созданием которой и трудится Северная Корея.





Метки:

10 января 2003 года КНДР, которая сегодня является хотя никем и не признанной, но по факту ядерной державой, заявила о выходе страны из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), громко хлопнув дверью. Власти страны (тогда ей управлял Ким Чен Ир, отец нынешнего руководителя Ким Чен Ына) заявили, что делают это в знак протеста против нарушения суверенитета страны.

США в то время действительно довольно жетско взялись за режим в КНДР — Северная Корея вместе с Ираном и Ираком была причислена тогдашним президентом США к «оси зла», а американские военные всерьез рассматривали решение проблемы КНДР военным путем.

Правда, Пхеньян утверждал в тот период, что не собирается разрабатывать ядерное оружие, а сосредоточится лишь на мирном атоме. Однако этим заявлениям не очень поверили, но убедиться в том, что КНДР не занимается разработкой ядерного оружия, было тяжело.

Выход из ДНЯО был для КНДР не первым. Она присоединилась к договору в 1985 году, однако вышла из него уже через 8 лет. Играя в кошки-мышки с международным сообществом, КНДР в лице ее амбициозного руководства давно мечтала обзавестись ядерным оружием, правда, во времена холодной войны это было невозможно. Союзники — СССР и Китай — хотя и находились во враждебных отношениях друг с другом, не желали появления еще одной ядерной державы.

К началу 1994 года на Корейском полуострове назрел первый ядерный кризис. провело несколько инспекций ядерных объектов КНДР, результаты которых дали основания подозревать страну в сокрытии некоторого количества плутония.

МАГАТЭ потребовало от КНДР предоставить доступ для инспекции двух специальных объектов по хранению ядерного топлива, на что Пхеньян ответил отказом. Тогда организация пригрозила постановкой этого вопроса в , но это не изменило позицию КНДР, которая продолжала уклоняться от инспекций, мотивируя свой отказ возобновлением американо-южнокорейских военных учений в регионе и началом полувоенного положения в этой стране.

Однако администрация тогдашнего президента США после длительных переговоров сумела убедить КНДР отказаться от немирного атома.

Сказалась мудрая позиция главы Уильяма , который смог уговорить президента использовать не только кнут, но и «пряник».

Блистательный математик и в прошлом университетский профессор, Перри убедил президента, что в случае нанесения ударов по КНДР последствия могут быть непредсказуемыми для всего Корейского полуострова. В октябре 1994 года между США и КНДР было подписано соглашение, сводящееся к тому, что в обмен на сворачивание ядерной программы Пхеньян получит от Вашингтона масштабную помощь, а Южная Корея обязалась построить на территории этой страны два реактора на легкой воде. США также смогли убедить КНДР вновь присоединиться к ДНЯО.

Однако все эти инициативы были впоследствии свернуты, когда к власти пришел республиканец Джордж Буш-мл. Его министр обороны не отличался рассудительностью Перри и был сторонником жестких решений.

Правда, КНДР тоже не сидела сложа руки и проводила испытания ракет, работая над программами военного атома.

Посетив Пхеньян осенью 2002 года заместитель Госсекретаря США по восточноазиатским делам объявил, что у Белого дома имеется информация об осуществлении Северной Кореей программы по обогащению урана для создания ядерного оружия, на что в Пхеньяне ответили утвердительно. Северная Корея объявила о своем окончательном выходе из ДНЯО.

С тех пор загнать джинна обратно в бутылку больше не удавалось, несмотря на многочисленные попытки повлиять на КНДР со стороны США, а также других игроков — таких как Россия и Китай. А достаточно интенсивные испытания ядерного оружия, которые начались еще при , продолжились и при его сыне — .

Именно при его правлении КНДР провела серию испытаний баллистических ракет с подводной лодки, а в декабре 2015 года глава страны заявил, что КНДР теперь располагает водородным оружием. Он отметил, что «могущественная ядерная держава готова взорвать атомную и водородную бомбы, чтобы надежно защитить свою независимость».

При этом, несмотря на карикатурный образ типичного диктатора из американского боевика, Ким Чен Ын — вполне прагматичный политик.

По мнению эксперта Международного фонда Карнеги Джеймса Эктона, «ничто не указывает на то, что Ким Чен Ын безумен» и главным мотиватором его поведения является сохранение власти. «В случае ядерной атаки на США последует ответный удар, нацеленный на смену политического режима КНДР — то, чего не хочет Ким Чен Ын», — отметил эксперт в интервью журналу New Scientist.

Схожей точки зрения придерживается профессор Munk School of Global Affairs в Канаде Тина Парк. «Cохранение режима является основной движущей силой. Этот жестокий диктаторский режим, который делает все, чтобы устоять, несмотря на серьезные экономические трудности. КНДР хочет быть уверенной, что на нее не нападут США, Япония и Южная Корея. Южная Корея и США поддерживают крепкий союз, и на Корейском полуострове сосредоточено много военных сил», — сказала Парк в интервью изданию Global News.

Эксперты считают, что Северная Корея вряд ли в ближайшее время вернется в ДНЯО и будет лишь развивать ядерную программу. При этом Ким Чен Ын предлагает и собственные «пряники» Южной Корее. Во время переговоров на этой неделе стороны договорились, что КНДР будет участвовать в Олимпийских играх в Пхеньчхане. Похоже, Ким Чен Ын усвоил принцип, который некогда высказал знаменитый создатель оружия Сэмюэл Кольт: «Доброе слово и пистолет делают гораздо больше, чем только доброе слово».

И его окрестности семь ядерных зарядов. После этого в 1956 году КНДР и СССР подписали договор о подготовке специалистов-ядерщиков. Нередко исследователи называют началом ядерной деятельности Северной Кореи 1952 год, когда было принято решение о создании Исследовательского института атомной энергии. Реальное создание ядерной инфраструктуры началось в середине 1960-х гг.

В 1959 году КНДР заключила договоры о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии с СССР КНР и начала строительство исследовательского центра в Нёнбёне , где в 1965 году был установлен советский реактор ИРТ-2000 мощностью 2 МВт. Реактор ИРТ-2000 - это исследовательский легководный реактор бассейнового типа с водно-бериллиевым отражателем нейтронов . В качестве топлива в этом реакторе применяется сравнительно сильно обогащённый уран . По-видимому, такой реактор нельзя использовать для наработки материалов для ядерного оружия - например, для производства плутония .

Работы по созданию ядерного оружия были начаты в 1970-е годы. В 1974 году КНДР вступила в МАГАТЭ . В том же году Пхеньян обратился за помощью в создании ядерного оружия к Китаю ; северокорейские специалисты были допущены на китайские полигоны .

КНДР и МАГАТЭ

В апреле 1985 года под давлением СССР и в расчёте на строительство с его помощью атомной электростанции КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия . В награду за это в 1986 году СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт (с некоторой вероятностью - на нём и был наработан весь имеющийся в распоряжении КНДР плутоний). Было также подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440 .

В 1990 году это соглашение было уточнено, и вместо четырёх легководных реакторов было принято решение поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640. Также был подписан контракт о поставке Советским Союзом топливных сборок на сумму около 185 тыс. долларов. С июня того же года на атомных объектах страны начались инспекции МАГАТЭ , после того как США заявили о выводе своего тактического ядерного оружия с территории Южной Кореи. В период с 1992-1994 гг. было проведено шесть инспекций, результаты которых вызвали некоторые сомнения со стороны МАГАТЭ.

«Северокорейский ядерный кризис»

11 февраля 1993 года генеральный директор МАГАТЭ Х. Бликс выступил с инициативой о проведении в КНДР «специальной инспекции». Десять дней спустя министр по атомной энергии КНДР проинформировал МАГАТЭ об отказе его страны разрешить эту инспекцию, а 12 марта - о решении отказаться от ДНЯО . В июне этого же года КНДР в обмен на обещание США не вмешиваться в её дела приостановила свой выход из договора, но через год, 13 июня 1994 года, вышла из МАГАТЭ.

Согласно рассекреченным данным, в 1994 году президент США Клинтон совместно с министром обороны Уильямом Перри рассматривал возможность нанесения ракетного удара по ядерному реактору в Йонбёне , однако, после того как были запрошены аналитические данные у председателя объединённого комитета начальников штабов ВС США генерала Джона Шаликашвили , стало ясно что подобный удар может привести к полномасштабной войне с большим количеством американских и южнокорейских потерь, а также огромными потерями среди гражданского населения, в результате чего администрация Клинтона была вынуждена пойти на невыгодные, с её точки зрения, "Рамочные соглашения " с Северной Кореей .

США и КНДР

Процессы подготовки Соединённых Штатов к военной акции против КНДР были «спущены на тормозах» визитом бывшего президента США Джимми Картера к лидеру КНДР Ким Ир Сену в Пхеньяне в 1994 году , на котором было достигнуто соглашение о замораживании северокорейской ядерной программы . Это событие стало переломным моментом, переведшим кризис в переговорную плоскость и обеспечившим его дипломатическое разрешение. В октябре 1994 года , после длительных консультаций, КНДР подписала с Соединёнными Штатами «Рамочное соглашение», по которому Северная Корея взяла на себя некоторые обязательства, например:

  • прекращение строительства и использования реакторов и предприятий по обогащению урана ;
  • отказ от извлечения плутония из топливных сборок реакторов;
  • вывод ОЯТ за пределы страны;
  • принятие мер к демонтажу всех объектов, чье назначение тем или иным способом говорит о распространении ядерного оружия.

В свою очередь, власти США взяли на себя обязательство:

Приход к власти 43-го президента США Буша (младшего) привёл к обострению отношений между двумя странами. Реакторы на лёгкой воде так и не были построены, что не мешало США выдвигать в адрес КНДР всё новые и новые требования . Буш включил Северную Корею в «страны-изгои », а в октябре 2002 года заместитель госсекретаря США Джеймс Келли заявил, что КНДР ведёт обогащение урана. Через какое-то время США приостановили поставки топлива для северокорейских электростанций , а КНДР 12 декабря официально объявила о возобновлении ядерной программы и выдворении инспекторов МАГАТЭ. К концу 2002 года в КНДР, по данным ЦРУ , было накоплено от 7 до 24 кг оружейного плутония . 10 января 2003 года КНДР официально вышла из ДНЯО.

Шестисторонние переговоры

В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России , Южной Кореи и Японии . Первые три раунда (август 2003 года, февраль и июнь 2004 года) не принесли особых результатов. А от участия в четвёртом, намеченном на сентябрь, Пхеньян уклонился в связи с очередным обострением американо-корейских и японо-корейских отношений .

На первом раунде переговоров (август 2003 года) США стали добиваться не только свёртывания северокорейской ядерной программы, но и ликвидации уже созданной в КНДР ядерной инфраструктуры. В обмен США соглашались дать гарантии безопасности КНДР и оказать экономическую помощь Пхеньяну, поставив ему, в частности, два легководных реактора. Однако США и Япония требовали свёртывания ядерной программы КНДР под контролем МАГАТЭ или комиссии пяти держав. КНДР на такие условия не согласилась .

На втором раунде (февраль 2004 года) КНДР согласилась заморозить свою ядерную программу под контролем МАГАТЭ и в обмен на поставки мазута. Однако теперь США при поддержке Японии требовали не замораживания, а полной ликвидации ядерных объектов КНДР под контролем МАГАТЭ. КНДР отвергла подобные предложения .

Надежда на успешное разрешение ядерного кризиса на Корейском полуострове впервые появились на третьем раунде шестисторонних переговоров,которые проходили в период с 23 по 26 июня 2004 года, когда США согласились на «вознаграждение за замораживание». В ответ на это, Северная Корея заявила, что готова воздержаться от производства, испытаний и передачи ядерного оружия и заморозить все объекты, имеющие отношение к ОМУ. США выдвинули проект передачи ядерных объектов КНДР под временное международное управление комиссии пяти держав или МАГАТЭ. В дальнейшем предлагалась ликвидация северокорейских ядерных объектов под международным контролем. Но Северная Корея не согласилась и с этим вариантом. МИД КНДР выразил неудовлетворение результатами переговоров .

Взрыв

9 сентября 2004 года южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо) неподалеку от границы с Китаем . На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырёх километров.

13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб , взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС Самсу (в Янгандо берут начало две крупнейшие реки этого региона Амноккан и Туманган).

Южнокорейские эксперты сомневаются в том, что это был ядерный взрыв. По их мнению, взрыва могло не быть вообще, а выброс дыма в атмосферу - следствие крупного пожара. По некоторым сообщениям, в районе может находиться завод по производству компонентов ракет, и причиной взрыва могло стать воспламенение ракетного топлива или детонация боеголовок.
По другой информации, в этом районе сосредоточены военно-стратегические объекты, в частности недавно построенная ракетная база Йонджори, представляющая собой подземный ракетный полигон, где в глубоких тоннелях хранятся и испытываются баллистические ракеты , способные долететь до территории Японии.

Официальные американские источники полагают, что ядерного взрыва не было. В то же время американские разведслужбы отмечали странную активность в районе ядерных объектов страны.

Отказ от переговоров

16 сентября 2004 года КНДР заявила, что не будет участвовать в шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме до прояснения ситуации с секретными урановыми и плутониевыми разработками в Южной Корее. В начале сентября Южная Корея признала, что в 2000 году ею было получено небольшое количество обогащённого урана. По утверждению официальных лиц, все эксперименты носили сугубо научный характер и вскоре были полностью свёрнуты.

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН , что Северная Корея уже превратила в ядерное оружие обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами.

При этом дипломат отверг сообщения о приготовлениях КНДР к возобновлению ракетных испытаний как «непроверенные слухи». Односторонний мораторий КНДР на испытания баллистических ракет был введён в 1999 году, в 2001-м его продлили до 2003 года. В 1998 году КНДР провела испытание баллистической ракеты, которая перелетела через Японию и упала в Тихий океан .

21 октября 2004 года тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что «разведка не может сказать, располагает ли КНДР ядерным оружием».

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые открыто заявил о создании в стране ядерного оружия : «Мы - за шестисторонние переговоры, однако вынуждены прервать своё участие в них на неопределённый срок - до тех пор, пока не убедимся, что созданы достаточные условия и атмосфера, позволяющие надеяться на результаты диалога. Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма».

Международная реакция

Реальных доказательств того, что КНДР действительно осуществляет военную ядерную программу и, тем более, уже создала ядерную бомбу, на тот момент не было. Поэтому высказывались предположения, что руководство КНДР таким заявлением просто намеревалось продемонстрировать, что оно никого не боится и готово противостоять потенциальной угрозе со стороны США - в том числе ядерным оружием. Но поскольку северные корейцы не представили доказательств его существования, то российские эксперты сочли это заявление очередным проявлением политики «шантажа с элементами блефа» . Что касается МИД РФ, то его представители назвали отказ КНДР от участия в шестисторонних переговорах и намерение наращивать ядерный арсенал «не соответствующими выражаемому Пхеньяном стремлению к безъядерному статусу Корейского полуострова».

В Южной Корее в связи с заявлением КНДР было созвано срочное заседание Совета безопасности страны. Южнокорейский МИД призвал КНДР «возобновить участие в переговорах без каких-либо условий».

Государственный секретарь США Кондолиза Райс в марте 2005 года предложила КНР оказать экономический нажим на Пхеньян путём прекращения поставок нефти и угля, что было бы равносильно торгово-экономической блокаде . По оценкам экспертов, доля КНР в оказании Северной Корее экономической помощи составляет, по разным данным, от 30 до 70 %.

Южная Корея была против того, чтобы прибегать к санкциям и отказываться от оказания КНДР гуманитарной помощи или от совместных экономических проектов. Официальный представитель правящей партии «Уридан » даже потребовал от США предоставить доказательства своих обвинений в том, что КНДР экспортирует ядерные материалы, либо прекратить «заниматься пропагандой», поскольку такая политика может вызвать серьёзные проблемы между Южной Кореей и США.

Впоследствии выяснилось, что США исказили данные, которые они ранее предоставляли другим странам в отношении северокорейской ядерной программы. В частности, в начале 2005 года США проинформировали Японию, Южную Корею и Китай о том, что КНДР поставила в Ливию гексафторид урана - исходный материал в процессе обогащения урана, который может быть использован и для создания боевого ядерного заряда. Однако, как сообщила газета «Вашингтон пост », КНДР на самом деле поставляла гексафторид урана в Пакистан - не зная о его дальнейшей переправке в Ливию .

Главное, что смогла сделать Япония, - перекрыть поток валютных поступлений в КНДР от живущих в Японии корейцев, путём создания ряда бюрократических барьеров. 22 марта 2005 года Пхеньян потребовал исключить Японию из участия в шестисторонних переговорах, поскольку Япония «полностью следует американской политике и не вносит какого-либо своего вклада в переговоры».

Одновременно КНДР поспешила выразить свою солидарность с Сеулом, отношения которого с Японией резко испортились из-за территориальных претензий Японии на южнокорейский остров Токто , подчеркнув даже возможность военной поддержки Сеула .

Возобновление переговоров

В июле 2005 года после длительных неофициальных консультаций КНДР согласилась вернуться за стол шестисторонних переговоров по ядерной программе в Пекине. В качестве условия КНДР выдвинула одно требование - чтобы США «признали Северную Корею в качестве партнёра и относились к ней с уважением».

Четвёртый раунд переговоров прошёл в июле-августе 2005 года, когда участникам впервые удалось договориться о принятии совместного документа. 19 сентября 2005 года было принято Совместное Заявление о принципах денуклеаризации. За Северной Кореей признавалось право на мирное использование ядерной энергии, а все участники переговоров соглашались обсудить вопрос о поставке КНДР легководного ядерного реактора. Помимо подтверждения КНДР обязательств свернуть ядерную программу, вернуться в ДНЯО и под инспекции МАГАТЭ, в документе содержались заявления о намерении нормализации отношений между КНДР и США, и между Северной Кореей и Японией .

В ходе пятого раунда переговоров (9-11 ноября 2005 года) Северная Корея заявила о готовности приостановить испытания ядерного оружия. Пхеньян пообещал отложить испытания ядерного оружия в качестве первого шага в рамках программы постепенного превращения Корейского полуострова в безъядерную зону.

Однако после того, как 10 декабря 2005 года посол США в Сеуле Александр Вершбоу сказал, что коммунистический строй в Северной Корее можно назвать «криминальным режимом», КНДР заявила, что рассматривает слова американского посла как «объявление войны», и призвала Южную Корею выслать Вершбоу из страны. Пхеньян также заявил, что высказывание посла способно свести на нет все достигнутые ранее договорённости относительно ядерной программы КНДР.

Уже 20 декабря 2005 года Центральное телеграфное агентство Кореи сообщило, что Северная Корея намерена активизировать ядерные разработки на основе графитовых реакторов, с помощью которых можно получать оружейный плутоний. Власти Пхеньяна объяснили свои действия прекращением в 2003 году программы строительства АЭС на двух легководных реакторах в Синпхо (восточное побережье КНДР) международным консорциумом «Организация содействия развитию ядерной энергетики Корейского полуострова» (КЕДО) под эгидой США: «В условиях, когда администрация Буша прекратила поставку легководных реакторов, мы будем активно развивать самостоятельную ядерную энергетику на основе графитовых реакторов мощностью 50 и 200 мегаватт».
Одновременно Северная Корея планировала построить собственный ядерный реактор на лёгкой воде и реконструировать два завода, которые смогут производить большое количество ядерного топлива.

Этим заявлением КНДР фактически денонсировала свои прежние обещания отказаться от всех ядерных программ в обмен на гарантии безопасности и экономическую помощь.

Заявление явилось реакцией на введение США санкций против северокорейских компаний, которые были обвинены в поставках ракет и изготовлении фальшивых долларов, а также на принятие ООН резолюции по правам человека в КНДР.

В начале 2006 года официальный представитель МИД КНР Кун Цюань подтвердил позицию китайской стороны: нельзя отказаться от дальнейшего продвижения переговорного процесса, от коренной цели - осуществления денуклеаризации Корейского полуострова, от принципов достижения этой цели путём мирных переговоров .

19‑22 марта 2007 года в Пекине прошёл первый этап шестого раунда переговоров, а С 27 по 30 сентября 2007 года в Пекине прошли заседания второго этапа шестого раунда .

Ядерные испытания

В конце сентября 2006 года на подпись президенту США Джорджу Бушу был направлен законопроект, одобренный обеими палатами американского конгресса . Законопроект вводил санкции против Северной Кореи и сотрудничающих с ней компаний, которые, по мнению США, оказывают содействие КНДР в распространении оружия массового уничтожения (ОМУ), ракет и иных технологий доставки ОМУ. Санкциями также предусматривался запрет на финансовые операции и отказ в выдаче экспортных лицензий.

3 октября 2006 года МИД КНДР распространил заявление, в котором говорилось о намерении Северной Кореи «провести ядерное испытание при условии, что безопасность его будет надёжно гарантирована» . В качестве обоснования такого решения было заявлено об угрозе ядерной войны со стороны США и экономических санкциях, имеющих целью удушение КНДР - в этих условиях Пхеньян не видит иного выхода, кроме проведения ядерного испытания. При этом, как отмечалось в заявлении, «КНДР не собирается использовать ядерное оружие первой», а наоборот, «продолжит прилагать усилия по обеспечению безъядерного статуса Корейского полуострова и предпринимать всесторонние усилия в направлении ядерного разоружения и полного запрета ядерного оружия».

В точке с координатами 41°18′ с. ш. 129°08′ в. д. H G Я O L был зарегистрирован подземный толчок c магнитудой 4,2 . Землетрясение было зафиксировано в Южной Корее, Японии, США, Австралии и России.

Как сообщила на следующий день российская газета «Коммерсант», «о планируемом времени проведения испытаний Пхеньян проинформировал Москву по дипломатическим каналам за два часа до взрыва». КНР, которую Пхеньян предупредил об испытании лишь за 20 минут до взрыва, практически сразу поставила об этом в известность партнёров по шестисторонним переговорам - США, Японию и Южную Корею.

Согласно заявлению властей КНДР и мониторингу соответствующих служб окружающих стран, утечки радиации не зафиксировано.

Все ведущие мировые державы, включая Россию и (впервые) Китай, а также руководство НАТО и Евросоюза осудили проведение ядерного испытания в КНДР. Российский президент Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил: «Россия, безусловно, осуждает испытания, проведённые КНДР, и дело не только в самой Корее - дело в огромном ущербе, который нанесён процессу нераспространения оружия массового уничтожения в мире».

Южная Корея отменила отправку в КНДР очередной партии гуманитарной помощи и привела свои вооружённые силы в состояние повышенной боевой готовности.

Как считают американские эксперты, КНДР располагает количеством плутония, достаточным для производства 12 ядерных боеприпасов. При этом эксперты полагают, что КНДР не обладает технологиями, позволяющими создать боеприпас, который можно было бы разместить в головной части ракеты.

Второе испытание

25 мая 2009 года КНДР вновь провела ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва, по оценке российских военных, составила от 10 до 20 килотонн . 27 мая северокорейская радиостанция для заграницы «Голос Кореи» на всех 9 языках своего иновещания (включая русский) сообщила о прошедшем за день до того в Пхеньяне «массовом митинге общественности», на котором секретарём ЦК ТПК Че Те Боком было приведено официальное обоснование проведения ядерного испытания: «Проведенные ядерные испытания являются решительной мерой для защиты высших интересов республики для защиты суверенитета страны и нации в условиях, когда усиливается угроза со стороны Соединённых Штатов Америки ядерного превентивного удара, их происки по применению санкций». Затем в передаче приводилось заявление «представительства Корейской Народной Армии в Панмунчжоне», в котором заявлялось, что, «несмотря на соглашение о перемирии в Корее, по которому запрещено любое блокирование воюющих сторон, Южная Корея присоединилась к инициативе об ограничении ядерных вооружений, а США ввели санкции против КНДР. В заявлении указывалось, что если будут попытки силового распространения инициативы по ограничению ядерного оружия на КНДР, как, например, попытки досмотра морского транспорта страны, то КНДР будет считать это объявлением войны».

Третье испытание

Что готовит миру это противостояние? Для кого северокорейская угроза является наибольшей? Как на сегодня выглядит ядерный арсенал КНДР? Об этом рассказал экс-начальник управления военной безопасности аппарата Совета безопасности, начальник Главного штаба РВСН (1994-1996 годы) генерал-полковник Виктор Есин.
Ядерная программа КНДР все более и более тревожит мир, так как с каждым днем придвигает его все ближе к грани войны. Интенсивность ядерных испытаний КНДР возрастает. 3 сентября 2017 года на северокорейском испытательном полигоне Пхунге, в непосредственной близости от китайской границы, Пхеньян провел уже шестые по счету ядерные испытания.
Этот взрыв одни американские специалисты оценили в 140 килотонн, другие — в 200-300 килотонн, что является существенным увеличением мощности, так как проводимые ранее взрывы ни разу не превышали 25 килотонн. Причем на сей раз КНДР официально заявила, что во время проходивших в сентябре испытаний была взорвана водородная бомба. Особое беспокойство вызывает и тот факт, что Северная Корея активно работает над созданием носителей для своих ядерных боезарядов, и в последнее время немало в этом продвинулась.В июле состоялись два удачных испытательных запуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР), которые, как было заявлено Пхеньяном, смогли бы достигнуть Чикаго или Нью-Йорка. Хотя ряд экспертов все же считают такое заявление явным преувеличением. Пока. Но для серьезных волнений на этот счет есть все основания. В августе во время очередного испытания МБР северокорейская ракета впервые пролетела над японским островом Хоккайдо и в тысяче километров от мыса Эримо упала в Тихий океан.
По утверждению специалистов, она вполне могла бы достичь авиабазы США на острове Гуам. Ответом на этот пуск стали крупные маневры японских сил самообороны, поддержанные США, после чего северокорейский лидер Ким Чен Ын, недолго думая, тут же заявил, что продолжит ядерные испытания и даже активизирует их. А Япония, США и Южная Корея запросили проведение экстренного заседания Совета Безопасности ООН для осуждения действий КНДР. Налицо явная эскалация напряженности, требующая немедленной разрядки. Однако, кроме осуждения, которое Северная Корея легко переносит, никаких серьезных мер против Пхеньяна ни у США, ни у их союзников в арсенале нет. Санкции, принимаемые против КНДР, оказались малоэффективны. Экономика этой страны в последние годы только растет. В 2016 году, по разным оценкам, этот рост составил до 5%. Жизненный уровень северокорейских жителей так- же улучшается. В основном, конечно, благодаря Китаю, на долю которого приходится почти 90% всей внешней торговли Северной Кореи. И хотя Пекин сам недоволен быстрыми темпами роста северокорейской ядерной программы — иметь у себя под боком страну с ядерным арсеналом не хочется никому, — принимать кардинальные меры, типа торгового эмбарго, которое могло бы привести к коллапсу северокорейской экономики, Пекин все же не спешит.
Это способно стать толчком к развязыванию гражданской войны в соседнем государстве, которое обладает ядерным и химическим оружием. И еще не факт, что в такой войне южане не победят северян, после чего победитель распространит влияние своего главного союзника — США — уже на всю территорию страны. А получить американские военные базы непосредственно вблизи своих границ Китай явно не желал бы. Именно поэтому Пекин, испытывая мощное давление со стороны США, все же ограничивается общими фразами осуждения, а также санкциями, которые затрудняют развитие военных программ КНДР, но никоим образом не затрагивают ее экономику. США на протяжении десятков лет предпочитали действовать так же.Не обостряя ситуацию, они постоянно с трибуны ООН лишь выдвигали требования к Пхеньяну остановить разработку и испытания ядерного оружия и его носителей. Однако с приходом в Белый дом Дональда Трампа в Вашингтоне стали поговаривать о возможности силового решения северокорейской проблемы. Правда, там, видимо, все же нашлись те, кто сумел объяснить новому президенту, не отличающемуся хладнокровием в принятии решений, что Северная Корея — это та страна, которая без боя, а теперь еще и ядерного, сдаваться не собирается.
Драться она будет до последнего солдата и, не задумываясь, применит против США ядерное оружие, которое нанесет Штатам неприемлемый ущерб, унеся сотни тысяч жизней американцев. Для Трампа это сразу станет концом его политической карьеры, а мир окажется на грани третьей мировой войны, ответственность за которую целиком ляжет на США.Возможность подобного развития событий «Армейскому стандарту» прокомментировал генерал-полковник Виктор Есин.
— Еще не так давно многим казалось, что особо беспокоиться по поводу северокорейской ракетно-ядерной программы не следует — экономика КНДР находится в столь плачевном состоянии, что не способна обеспечить создание такого высокотехнологичного оружия, как МБР или ядерная бомба. И вот теперь мы видим, что ситуация кардинально поменялась?
— Конечно, прогресс у северокорейцев произошел значительный. И в ракетостроении, и в ядерной области — в смысле увеличения мощности ядерных зарядов и наращивания их количества. — Вам не кажется странным, что они долго работали-работали, но явного прогресса все не было. И вдруг за очень короткий период времени — очевидный скачок. — Да нет, это не за короткий период. Они много неудач терпели. Из них извлекали уроки. Но плюс, надо полагать, что все-таки получили некоторую иностранную помощь в разработке двигателей для баллистических ракет. Такую помощь могла оказать Украина, но не официально, а через так называемый черный рынок.
— Вы считаете, что это все же была Украина? Не Китай, к примеру, или еще кто-то. — Нет, не Китай — точно. Если бы Китай хотел, давно бы это сделал. Но Китай сам очень настороженно относится к их ракетно-ядерной программе. И не зря он сейчас осуждает то, что делает Пхеньян. Ядерная Северная Корея — это то, что под боком Китаю совсем не нужно.
— Какой, на ваш взгляд, ракетно-ядерный арсенал сегодня имеется у Северной Кореи?
— Можно предполагать, что сегодня Ракетные войска КНДР располагают десятком баллистических ракет с дальностью до 1300 км, которые могут быть оснащены ядерной головной частью. Другие ракеты с большей дальностью пока на вооружение не приняты. В том числе и тот пуск, когда северокорейская ракета «Хвасон-12» перелетела остров Хоккайдо, пролетев порядка 2700 км, — это еще не свидетельство того, что Пхеньян уже создал такую ракету. Это всего лишь испытательный пуск. То есть прием на вооружение ракет с дальностью до 4000-5000 км и чуть выше — перспектива еще двух-трех лет. А создание межконтинентальных баллистических ракет — еще более дальняя перспектива. Это где-то не ранее 2022-2023 годов. Тогда может появиться первая МБР, которую они примут на вооружение.
— А как относиться к тому, что они, как говорят, испытали водородную бомбу?
— С этим пока не все однозначно. Картина может проясниться, когда исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) Лассина Зербо на основе данных, полученных от станций наблюдения Международной системы мониторинга ядерных взрывов, опубликует сообщение о результатах измерения магнитуды и других параметров проведенного северокорейцами 3 сентября ядерного испытания. Кстати, в этой системе мониторинга задействованы и наши сейсмостанции. Вот тогда и можно будет сказать что-то определенное. Ведь в КНДР после предыдущего, пятого по счету ядерного испытания, которое было проведено в конце прошлого года, тоже объявляли, что взорвали водородную бомбу. Но это не подтвердилось.
— Как это определяется? В чем отличия термоядерного взрыва?
— Сейсмохарактеристики взрыва термоядерного боезаряда отличаются от характеристик взрыва плутониевой или урановой бомбы. Если не углубляться в технические сложности, то схематично это выглядит примерно так. Плутониевая, или урановая, бомба — одностадийная, то есть имеет одну стадию взрыва. А у водородной бомбы сначала подрывается запал — так называемый сердечник из оружейного плутония или урана. При его взрыве в боеприпасе образуется среда с температурой в несколько миллионов градусов, при которой начинается реакция синтеза дейтерия с тритием, после чего происходит второй взрыв. Самый мощный. То есть сейсмика этого взрыва будет отличаться. Поэтому можно различить: была ли взорвана водородная бомба либо бомба на основе оружейных плутония или урана.

— Однако можно ли уже сегодня назвать Северную Корею ядерной державой?
— Поскольку у КНДР имеется порядка 30 ядерных боеприпасов, то ее, конечно же, можно назвать непризнанной ядерной державой. Из этих ядерных боеприпасов две трети, как считается, — это авиационные ядерные бомбы и, наверное, одна треть — ядерные головные части к ракетам. Главный носитель, который у них уже отработан, — это ракета «Надон-1» («Хвасон-7»). У него максимальная дальность — 1000-1300 км. Близок к отработке еще один носитель — ракета «Хвасон-12», которую северокорейцы 29 августа запустили. Но это именно — близок. До принятия его на вооружение, как я уже отмечал, потребуется как минимум еще 2-3 года. Его предполагаемая расчетная дальность, хотя точно говорить пока трудно, — порядка 4000 км. То есть до острова Гуам он достает. До Гуама от Северной Кореи — 3700 км с небольшим.
— То есть реальная ядерная угроза для США уже существует?
— Ну, как сказать, существует… Ведь пока еще только идут испытания. Когда примут ракету на вооружение, когда смогут пускать ее с уверенностью, что она способна достигнуть расчетной дальности, вот тогда да, о ядерной угрозе можно говорить. Дело в том, что северо- корейцы всегда отличались тем, что преувеличивали свои возможности. Шантажировали. Вот они сегодня всерьез говорят уже о межконтинентальных ракетах. Дескать, нанесем удар по Лос-Анджелесу и прочее. Но это все пока их фантазии. Южнокорейские информагентства тоже стараются преувеличить угрозу с Севера, чтобы международное сообщество, прежде всего США, сильнее давили на КНДР.
— Бывает, чем сильнее давишь, тем сильнее получаешь отдачу.
— Ну, конечно. Хотя отдача там пока голословная. В основном только пугают. Ким Чен Ын, каким бы он ни был, все же не самоубийца. Первым на США он не нападет.

— Зато Трамп может, его амбиции захлестывают.
— Там все может быть… За Трампа никто не поручится. Я с самого начала, как только его избрали, выражал сомнения в его способности принимать адекватные решения. Я и раньше, и сейчас продолжаю общаться с некоторыми из своих коллег в США, которые более здраво рассуждают. Они говорят: это непредсказуемый президент. И если все будет продолжаться так же и дальше, когда Трамп грозит КНДР «огнем и яростью», то может быть все что угодно. Что он может сделать — сказать трудно.
— Чем это угрожает нашей стране?
— Для нас основная неприятность — близость возможного ядерного конфликта. Когда ядерная война под боком, всякая гадость, конечно, будет лететь к нам. Там роза ветров непредсказуема. Если будет применено что-то из оружия массового поражения, то боком и нам может достаться.
— Могут ли объекты ПРО, которые американцы размещают в Южной Корее, защитить от северокорейских ракет? Или они, как утверждают, направлены против Китая и нас?
— Это не совсем корректно, когда начинают говорить: против Китая или против нас… ПРО решает задачу уничтожения ракет. Откуда бы они ни летели. Естественно, если зона поражения развертываемой в Южной Корее батареи THAAD выходит за пределы Север- ной Кореи, то, значит, ее противоракеты могут сбивать и китайские ракеты. Наших ракет, которые могли бы быть нацелены на США, в зоне поражения этой батареи THAAD нет. Ближайшая ракетная дивизия — в Иркутске. А до Иркутска данной батарее не достать.

— Выходит, нам особо беспокоиться не стоит? Скорее, может нервничать Китай?
— Да. Он и нервничает. Сильно. Дальность обнаружения радиолокатора, который имеется в составе батареи THAAD, составляет 2000 км. И в зону видимости этого локатора как раз попадает одна из китайских ракетных баз (всего их у Китая семь, каждая — аналог нашей ракетной армии). Эта база находится на восточном побережье Желтого моря.
— И каков ваш прогноз на дальнейшее развитие этой ситуации?
— Я все же думаю, что военных действий не будет. Иначе Южная Корея подвергнется массированному разгрому со стороны Северной. Я имею ввиду не то, что Северная победит Южную, а то, что в случае начала войны потери у южан будут огромными. Сеул всего в 35-40 км от линии разграничения. По нему из КНДР могут воздействовать даже реактивные системы залпового огня, которые имеются у северян. Так что другого выхода, кроме как договариваться, нет. И в данном случае Президент России Владимир Путин абсолютно прав, когда на этом настаивает. Китайское руководство считает так же. Да и американцы вроде не против договариваться, но при этом ставят различные условия, которые не всегда приемлемы для Пхеньяна. Однако главное сейчас — остановить эскалацию напряженности.
Дорожная карта уже предложена Россией и Китаем. Первый шаг — Северная Корея приостанавливает испытания ракет большой дальности и ядерные испытания, а США вместе с Южной Кореей отказывают- ся от проведения крупномасштабных учений, на которых отрабатываются вопросы, прямо скажем, нападения на Северную Корею. Естествен- но, в КНДР беспокоятся о своей безопасности и в ответ оскаливают зубы. И никто не хочет уступить. Американцы заявляют, что Совет Безопасности ООН наложил санкции на Северную Корею за то, что она проводит ядерные и ракетные испытания, а запрета на проведение учений у ее берегов не существует, поэтому, дескать, как мы их проводили, так и будем проводить. В этой ситуации остается надеяться, что разум все же возобладает.— Как сказал Сергей Лавров, первый шаг должен сделать тот, кто умней.
— Да. Всегда так и было. И не только умней, но и сильней. А США сильней многократно. Так что разумных действий и шагов следует ждать именно от Вашингтона. Очень хотелось бы на это надеяться.