Ходовая часть брдм 2. Бронированная разведывательно-дозорная машина

Более полувека назад на вооружение Советской армии поступила БРДМ-2. Россия продолжила создание военной техники. Данную машину можно встретить на военных полигонах до сих пор. Причем не только в России, но и в других странах. Имеется даже возможность приобрести БРДМ-2 с консервации в личное пользование. Правда, в такой ситуации неизвестно, как будет вести себя машина после спячки продолжительностью несколько десятков лет. Такая машина прекрасно справляется с возложенными на нее задачами. Ее можно считать лучшим вариантом транспортного средства, которое "может все".

Бронированная машина обладает высокой проходимостью по суше, водным преградам, в условиях бездорожья, по оврагам и траншеям. Выехать из любого места помогут дополнительные колеса, которые можно подключить при необходимости. Если они не справятся, поможет лебедка. Автомобиль обладает высокой степенью вооружения и защиты от внешних повреждений. Боевой модуль включает пулеметы, гранатометы и другое оружие разного калибра.

Производитель

Бронированная разведывательно-дозорная машина-2 (БРДМ-2) производилась на Горьковском автомобильном заводе в период с 1963 по 1982 г. После этого еще 7 лет машина выпускалась на Арзамасском машиностроительном заводе. Одновременно с этим производство было налажено и в других странах. Среди них были Польша, Чехословакия, Югославия.

История создания

В 1962 году существующие бронеавтомобили России дополнились новой моделью, которая получила название БРДМ-2. Она была разработана конструкторами Специального бюро Горьковского автомобильного завода под руководством В. А. Дедкова. Данная боевая машина должна была стать заменой устаревшей к тому времени БРДМ-1.

Первая модель характеризовалась наличием существенных недостатков. Среди них были расположенный спереди мотор с мощностью всего 90 л. с., слабая огневая мощь, большой вес, не позволяющий укомплектовать машину дополнительным вооружением. Поэтому в начале 1959 года бронетанковое управление страны выдало техническое задание машиностроительному заводу на создание машины с улучшенными показателями.

Военные автомобили БРДМ-2 должны были преодолевать водные преграды и широкие траншеи. С этой целью машина оснащалась водометным движителем на корпусе, выдвижными катками, которые приводились в действие основным двигателем.

В это время на предприятии началось производство грузовика ГАЗ-66 (известного больше под названием «Шишига»). Благодаря этому конструкторы могли взять более усовершенствованные элементы для создания БРДМ-2. Тюнинг базовой модели производился с использованием многих деталей от «Шишиги». Это были мосты, трансмиссия, силовой агрегат и другие узлы.

Отличие новой модели от базовой версии

Колесные вездеходы двух поколений отличались между собой техническими характеристиками. БРДМ-2 обладала рядом преимуществ перед своим предшественником:

  • Улучшенные ходовые качества.
  • Усиленные боевые возможности.
  • Высокая степень безопасности.
  • Имелась противоатомная защита.
  • Двигатель установили сзади, благодаря чему улучшилась проходимость по водным преградам.
  • Для работы с информацией (ее получением, передачей) использовалась система радиосвязи.

Такими характеристиками отличалась новая модель БРДМ-2. Фото подскажет изменения, которые затронули внешний облик автомобиля. Бронезащитные корпуса были готовы к середине 1960 года. Но новые элементы ходовой части и трансмиссии были еще не изготовлены. Поэтому их пришлось брать те же, что и в предыдущей версии. В такой комплектации военные вездеходы поступили на испытания. Но привело это к массе отрицательных отзывов.

Недостатки модели и их устранение

Военные автомобили в ходе испытаний получили следующие отзывы:

  • Крутящий момент, который вырабатывался более мощным мотором, передавался трансмиссией не в полном объеме.
  • Машина оказалась неустойчивой на поворотах. Этому способствовала узкая автомобильная колея, которая образовывалась за счет установленных мостов от «шишиги». По этой же причине автомобиль не мог двигаться по танковой колее.
  • Открытая турель, на которой размещалось вооружение, не защищало стрелка. Кроме этого, открытый участок сводил на нет противоатомную защиту.
  • Внутри машины было очень мало места, которого было недостаточно для работы экипажа.
  • Плохой обзор, который закрывался корпусом машины (вид сзади) и водителем (вид справа).

Опытные образцы БРДМ-2, тюнинг которых продолжился далее, были приняты на вооружение армии. Но что удивительно, серийное производство так и не началось. Этому мешали споры по поводу открытой турели, которая не устраивала военных. Поэтому конструкторам пришлось внести изменения в свой проект. Они установили спарку и КПВТ прямо посередине корпуса машины. Такое расположение не оказывало влияния на проходимость (в том числе и по водным преградам). Но при этом стрелок был спрятан внутри машины, мог вести круговой обстрел. Работа системы противоатомной защиты не нарушалась. Недостатком стало уменьшение количества экипажа на 1 человека. Внутренне пространство стало еще меньше.

Серийное производство шло очень медленно. За 25 лет было выпущено всего 9,5 тысячи машин.

БРДМ-2: тюнинг на заводе

За время своего производства машина несколько раз была усовершенствована. Даже при внешнем осмотре можно отличить модели первых и последних лет.

Так, ранние военные вездеходы имели два лючка, по которым поступал воздух. Имея трапециевидную форму, они закрывались крышками, которые открывались назад. В середине производства два люка имели прямоугольную форму и закрывались жалюзи. В моделях, выпущенных в семидесятых, над люками размещались 6 колпаков, внешне напоминающих гриб. Подобная конструкция позволяла защитить двигатель.

Экипаж

Бронеавтомобили России укомплектовывались экипажем из 4 человек:

  • Командир.
  • Водитель-механик.
  • Разведчик.
  • Разведчик, который одновременно является стрелком пулемета.

Командир вместе с водителем в походных условиях проводит наблюдение через смотровые окна, которые при необходимости могут закрываться бронированными крышками. Во время боевых действий для наблюдения командир пользуется перископом. В дополнение имеются призменные приборы. Их 4 единицы для командира, и еще 6 - для механика. Для осмотра местности в ночное время командир и водитель-механик пользуются ТВН-2Б и ТКН-1С соответственно. Проникнуть в салон можно через люки, расположенные сверху кузова.

Разведчики размещаются у бортов боевого отделения. Для каждого из них предусмотрено полужесткое сиденье. Наблюдение за горизонтом осуществляется сквозь ниши с расположенными внутри них тремя призменными приборами. Рядом расположены лючки с крышками, которые используются для ведения огня из личного оружия.

Особенности конструкции

Компоновка БРДМ-2 выглядит следующим образом:

  • Спереди - отделение управления. Здесь находятся органы управления, радиостанция, приборы для навигации, места для расположения водителя и командира, приборы для наблюдения за местностью.
  • В середине - боевое отделение. Центром его является башня, на которой установлен пулемет. Там же расположены боекомплект, гидроподъемники дополнительных колес, два сиденья для разведчиков.
  • В корме - моторный отсек. Он изолирован от остальной части машины герметичной перегородкой с фильтровентиляционной установкой. Попасть к силовому агрегату можно через откидные дверцы.

Сам корпус изготавливается из катаных стальных листов, покрытых слоем брони (6-10 мм). Это защищает машину от осколков, стрелкового оружия и разрыва мин малого калибра.

Технические характеристики БРДМ-2

Двигатель для машины используется карбюраторный V-образный с 8 цилиндрами. Мощность мотора составляет 140 л. с. Без дозаправки машина может проехать 750 км по суше или 15 часов при движении по воде. Объем топливного бака 280 л. Имеется привод ручного пуска двигателя.

Охлаждение жидкостное, закрытого типа. Хладагент циркулирует по системе принудительно.

Ходовую часть БРДМ-2 тюнинг мало затронул. В целом она очень похожа на части БРДМ. Машина работает на двух ведущих мостах. При движении по бездорожью имеется возможность подключить еще два моста. Сделать это можно с помощью гидропривода.

Габаритные размеры машины:

  • Высота - 2395 мм.
  • Ширина - 2350 мм.
  • Длина - 5750 мм.
  • Колесная база - 3100 мм.
  • Клиренс - 330 м.
  • Передняя колея - 1840 мм.
  • Колея задних колес - 1790 мм.

Весит машина порядка 7 тонн. При этом давление на грунт составляет 0,5-2,7 кг/см 2 .

Подвеска рессорная. Рессоры имеют полуэллиптическую форму. Колесная формула - 4х4, при подключении дополнительных двух мостов - 8х8.

Давление в колесах можно проверить централизованно. Останавливаться для этого вовсе не обязательно, выполнить регулировку можно даже на ходу. При движении по снегу, слой которого не превышает 30 см, давление в шинах уменьшать не нужно. Машина проваливается сквозь снег, и колеса сцепляются с грунтом.

Спереди корпуса установлена лебедка. Она позволяет машине самовытаскиваться. Лебедка обладает тяговым усилием 3,9 т. Длина ее троса составляет 50 м.

Скорость движения, которую развивают колесные вездеходы при движении по дороге, составляет 95-100 км/час. При движении по воде данный параметр снижается до 8-10 км/час.

Машина способна преодолевать преграды, высота которых достигает Глубина рва, который может преодолеть машина, достигает 1,22 м. Преодолимый подъем равен 30 градусам.

Модификации

Выпускаются колесные вездеходы БРДМ-2 в нескольких модификациях. Они производились в различных странах.

На кроме базовой версии выпускалась также версия БРДМ-2М(А). В данной модели колесные бортовые механизмы заменены на трапециевидные двери. Это позволило снизить массу машины. Подвеска позаимствована от БТР-80. В качестве силового агрегата установлен дизельный двигатель с турбонаддувом. Его мощность составляет 136 л. с. Версия БРДМ-2А дополнена радиостанциями двух видов на выбор. Вооружение представлено пулеметом (7,62 и 14,5 мм).

На территории Украины было выпущено сразу несколько модификаций. В 1999 году в Николаеве собрана версия БРДМ-2ЛД с новым двигателем. Эта модель была использована во время военного конфликта в Косово. Спустя 6 лет в Николаеве выпустили еще одну модификацию - БРДМ-2ДИ «Хазар». Установлен дизельный двигатель «Ивеко» с предпусковым подогревом, тепловизор и новое вооружение.

Еще две модификации были собраны в Киеве. Первая получила название БРДМ-2ДП. Она отличалась меньшим весом, для чего были сняты боковые механизмы повышения проходимости. Вместо этого были установлены новый двигатель, конструкция для преодоления окопов (траншей), дверь сбоку кузова для десантников. Изменился комплект вооружения. Вторая киевская модификация появилась в 2013 году. Дополнительные колеса сняты. Добавились радиостанция, дизельный мотор с мощностью 155 л. с., габаритные фонари сзади и спереди, люки для десантников. Изменены боевые модули.

Несколько модификаций предложила Польша. Первая БРДМ-2М-96И появилась в 1997 году. Она отличалась новой тормозной системой и дизельным двигателем «Ивеко» с 6 цилиндрами. Вторая модификация появилась в 2003 году. Она получила название БРДМ-2М-96ИК «Шакал». Установлен новый улучшенный дизельный двигатель «Ивеко» с 6 цилиндрами. Дополнилась машина радиостанцией, кондиционером, противокуммулятивными решетчатыми экранами. Изменен калибр установленного пулемета. Последняя модификация, произведенная на территории Польши - БРДМ-2М-97 «Збик Б». На данную модель кроме нового шестицилиндрового дизельного мотора «Ивеко» установили новую трансмиссию и другое дополнительное оборудование.

Еще одна модификация была собрана в Беларуси. Она получила название БРДМ-2МБ1. На ней сняли дополнительные колеса и движители, позволяющие ездить по воде. Оснащалась модель 155-сильным дизельным мотором, радиостанцией, видеонаблюдением, люками для десантников по бокам кузова. Изменено вооружение. Экипаж увеличен до 7 человек.

В 2013 году свою версию «Зубастик» предложил Азербайджан. и дополнительные колеса сняты. Установлен силовой агрегат мощностью 150 л. с. Улучшена противоминная защита. Установлены люки для десантников, пулемета, башни для военных модулей (гранатометов разного калибра, двуствольной пушки).

Казахстан предложил свою модификацию в том же году. Силовой агрегат заменен на дизельную установку «Ивеко». Заменены мосты. Их взяли от БТР-80. За счет этого увеличилась колея. Подвеска рессорная осталась от базовой версии. Модификация получила название БРДМ-КЗ.

Своя модификация была в Чехии (LOT-B, LOT-V), Сербии (Курјак).

БРДМ-2 как основа для создания автомобилей

На базе БРДМ-2 (фото которой можно было увидеть в данной статье) начали разрабатываться машины специального назначения. Началось это практически сразу после начала производства БРДМ-2.

Уже в 1964 году конструкторы начали разработку модели для химической разведки. Она получила название БРДМ-2РХ или «Дельфин». Данная машина разрабатывалась с целью ведения разведки химической, бактериологической, радиационной направленности. Особенностями комплектности данной версии являлись:

  • Прибор для измерения степени заражения воздуха радиацией (радиометр).
  • Анализатор газа, работающий в автоматическом режиме.
  • Рентгенометр.
  • Устройство для обнаружения химических загрязнений, работающее в полуавтоматическом режиме.
  • Автоматический сигнализатор, который определял в воздухе наличие примесей бактериального характера.

Воздух для проведения анализа поступал к приборам по воздухопроводу. После испытания воздух выводился наружу. Процесс подачи и выброса анализируемого воздуха контролируется водителем. Для этого перед ним находятся два рычага. После себя машина оставляла след из ограждающих знаков. Они представляли собой надпись «Заражено» на флаге желтого цвета. Это делалось с целью определения безопасного маршрута. Флажки устанавливались специальным механизмом машины, управлять которым можно было из кабины.

Кроме описанных выше отличий «Дельфин» отличался пулеметом другого калибра. Количество человек экипажа сокращено до трех: командира, водителя (который дополнительно выполнял работу механика), разведчика (по сути являлся химиком).

В 1967 году на основе БРДМ-2 была разработана машина для командного состава. На ней не было башни. Вместо нее установили люк, открывающийся вперед. Внутреннее пространство вмещало командира, радиста.

В восьмидесятых появилась версия БРДМ-2У. Она интересна тем, что вместо электронного оборудования (которое было сокращено) установили башню для оружия.

Разрабатывались также звуковещательные машины, которые обладали средней мощностью передачи звуков. Это были модели:

  • 3С-72Б, на которой не устанавливали вооруженные модули. Башня в ней заменена на штангу с громкоговорителем. Производитель предусмотрел дальность вещания 7,5 км. Передавать сообщения можно было даже дистанционно. Только при этом диктор должен был находиться на расстоянии не более полукилометра от машины.
  • 3С-82, на которой были установлены боевые модули. Правда, сохранили на башне только один пулемет. Рядом с ним на башне был закреплен громкоговоритель, который было слышно на расстоянии до 6 км.

Были разработаны также машины для транспортировки ракетных комплексов («Малютка-М», «Конкурс», «Глаз», «Фаланга-П» и других), аварийно-транспортные, транспортные с возможностью преодоления водных преград, инкассаторская модель. Обучаться экипаж мог на специально разработанном учебном стенде.

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

БРДМ или бронированная разведывательно-дозорная машина – это продукт советской промышленности. В западных странах его назвали бронеавтомобилем, а впервые он вышел с конвейера в 50-е годы 20 века.

БРДМ продемонстрировал свои достоинства во многих горячих точках. Он был на вооружении в Афганистане и Вьетнаме, Гвинее и Замбии, Конго и Кубе, Мозамбике и Судане. Отличительными чертами транспортного средства называют его повышенную проходимость, способность пересекать водные рубежи и большой запас хода.

История разработки БРДМ

Впервые бронированная разведывательно-дозорная машина была создана конструкторами при опытно-конструкторском бюро в 1954-1956 годах, а в 1957 году разработку начали выпускать серийно. В 1958 году транспорт уже был принят на вооружение, о чем свидетельствует приказ главы оборонного ведомства СССР.

Ставя перед инженерами задачу по созданию новой боевой машины, оборонное ведомство рассчитывало заменить ею легкий бронетранспортер БТР-40. Использовать ее предполагалось в качестве легкого связного, разведывательного и штабного транспорта. В реальности же машина нашла применение как в СССР, так и за пределами союза. Ее использовали морские пехотинцы, десантники, сухопутные войска.

Серийное производство БРДМ не прекращалось вплоть до 1966 года. При этом в последние годы выпуска автомобиль выходил вместе с усовершенствованной моделью БРДМ-2. Также многие инженеры отталкивались в своей работе над новыми специализированными транспортными средствами именно от боевой разведывательно-дозорной машины. Всего же было произведено около десяти тысяч единиц БРДМ всех типов. Около 1,5 тысяч из этого количества выпущены на экспорт.

Конструкционные особенности

Принципиальное устройство машины позаимствовано от бронетранспортера БТР-40. Но конструкция ее усовершенствована, так что транспортное средство с обеими ведущими осями отлично преодолевает водные преграды, как и траншеи либо окопы.

Согласно конструкторскому решению, в передней части БРДМ расположена силовая установка, а через стенку от этого отделения находятся водитель и прочие члены экипажа. Всего в машине должны поместиться 2 члена команды управления плюс дополнительно 3 десантника.

Корпус БРДМ является бронированным, при этом он сконструирован таким образом, чтобы обеспечить минимальное сопротивление при движении транспорта по воде. Для производства использовался металл толщиной 6, 8 и 12 миллиметров.

На транспортном средстве предусмотрены пневматические колеса, которые помогают при перемещении через окопы. Благодаря им боевая машина способна преодолеть препятствие шириной около 1,2 м.

Движению по воде способствует водомет. Он работает следующим образом: четырехлопастный винт засасывает воду через приемное отверстие, а выбрасывает через сливное. Если же БРДМ перемещается по суше, то последнее отверстие закрыто бронированной заслонкой.

Технические характеристики БРДМ

Конструкторы решили поставить на специализированный транспорт карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. Он комплектуется 4-ступенчатой механической коробкой передач. Мотор БРДМ имеет объем 5,5 л, а мощность его 90 л. с. С таким движком транспортное средство способно разогнаться до 80 км/час. Это весьма впечатляющая скорость для махины подобного класса. Ведь полная ее масса составляет 5600 кг при размерах 5,75 м на 2,35 м.

Когда в 1965 году было налажено производство БРДМ-2, то в ней предусмотрели усовершенствованный двигатель. Он уже выдавал 140 л. с., что позволяло водителю набирать около 95 км/час. При этом масса усовершенствованной модели составила уже 7000 кг.

Является дальнейшим развитием БРДМ-1 . Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательных подразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище Бардак. В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

История создания и производства

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

Состоит на вооружении

Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Белоруссия - некоторое количество БРДМ-2
-Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Египет - 300 БРДМ-2 (в египетской армии называлась Леопард, по состоянию на 2010 год
-Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
-Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
-Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
-Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Палестинская национальная администрация - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году
-Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Приднестровье - некоторое количество в т.ч. в приданные МВД
-Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
-Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-США - 7 единиц БРДМ-2 поставлены из ФРГ в 1991 году
-Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Хорватия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2011 год
-ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении.

Боевое применение

Операция «Дунай»
-Война Судного дня Одно из крупнейших сражений с участием БРДМ-2, вооружённых ПТУР «Малютка», произошло 6 октября 1973 года, когда египетская армия форсировала Суэцкий канал. Перешедшие канал египетские войска были атакованы израильскими танками M48 Patton и M60 Patton 252-й бронетанковой дивизии. Танки шли без предварительной разведки и без пехоты, что привело к их разгрому. Египетские БРДМ и пехота подбили и сожгли 165 израильских танков M48 и M60. Сожжённые танки усеяли пустыню перед египетскими позициями. Десантные машины применялись также и на сирийском фронте. В частности, 12 октября сирийские БРДМ-2 и пехота остановили наступление израильских танков 188-й резервной бригады вдоль шоссе Эль-Кунейтра-Дамаск, при этом израильтяне понесли тяжёлые потери.
-Китайско-вьетнамская война
-Афганская война (1979-1989)
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии - по данным независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, российские войска потеряли 3 БРДМ. Один из механиков-водителей российских БРДМ-2, Олег Рудель был награждён медалью «За отвагу».
-Вооружённый конфликт на востоке Украины.

Характеристики

Классификация: боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль
-Боевая масса, т: 7,0
-Экипаж, чел.: 4
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 5750
-Ширина корпуса, мм: 2350
-Высота, мм: 2395
-База, мм: 3100
-Колея, мм: 1840 спереди 1790 сзади
-Клиренс, мм: 330
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 5
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 14
-Борт корпуса, мм/град.: 7
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Днище, мм: 2..3
-Крыша корпуса, мм: 7
-Лоб башни, мм/град.: 10
-Борт башни, мм/град.: 7
-Корма башни, мм/град.: 7
-Крыша башни, мм: 7
-Вооружение:
-Углы ВН, град.: -5..+30
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ) 1,5 (ПКТ)
-Прицелы: ПП-61АМ
-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ 1 х 7,62-мм ПКТ
-Подвижность:
-Двигатель: Производитель: Горьковский автомобильный завод Марка: ГАЗ-41 Тип: карбюраторный бензиновый Объём: 5530 куб.см. Максимальная мощность: 103 кВт (140 л.с.), при 3400 об/мин Максимальный крутящий момент: 350 Н·м, при 2500 об/мин Конфигурация: V8 Цилиндров: 8 Диаметр цилиндра: 100 мм Ход поршня: 88 мм Степень сжатия: 6,7 Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8 Максимальные обороты: 3650 Рекомендованное топливо: А-76
-Скорость по шоссе, км/ч: 95..100
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 8..10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: до 750
-Удельная мощность, л. с./т: 20,0
-Колёсная формула: 4х4 (8х8)
-Тип подвески: на полуэллиптических рессорах
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,5..2,7
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,4
-Преодолеваемый ров, м: 1,22
-Преодолеваемый брод, м: плавает


БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ-2 (ГАЗ-41)
ARMORED RECONNAISSANCE AND PATROL VEHICLE BRDM-2 (GAZ-41)

06.01.2016


3 января руководство Николаевского бронетанкового завода с помпой заявило о том, что к новогодним и рождественским праздникам предприятие дарит бойцам «АТО» 50 боевых разведывательно-дозорных машин.
Заказ украинского Минобороны был выполнен с опережением в месяц.
Техника не новая - она много лет простояла в хранилищах Минобороны, поэтому почти все механизмы вышли из строя. Сотрудники завода установили на машины новые двигатели, полностью переделали корпус, добавили кондиционеры и навигаторы.
Однако депутат Николаевского областного совета Олег Мудрак выяснил, что 35 БРДМ предназначены для продажи в ОАЭ. Об этом Мудрак написал на своей странице в Facebook.
«За 2 месяца никаких 50 БРДМ для ВСУ отремонтировано не было. Информированные люди говорили, о том, что: 1) 12 штук БРДМ-2 должны были передать ВСУ к 1 декабря, да так и не «разродились», поэтому, может быть, днями и, как обычно, с приличным отставанием и штрафными санкциями; 2) 35 штук БРДМ-2 ремонтируют для заказчика из ОАЭ - по всей видимости, посредник, который работает на неспокойных рынках ближнего Востока. Вот на эти БРДМки и ставятся навигаторы и кондиционеры, как Вы сами понимаете, наше МО такие «навороты» не заказывает. Плюс к этому резина «Мишелин», а не обычная «Россава», которая для ВСУ и устанавливается. 20 из 35 штук, назовем это так - «для арабов» - сделали, но никто и никуда их еще не отправил. Еще раз повторюсь - заказчик из ОАЭ, и вовсе не из ВСУ, которое, как мне кажется, скоро «мастерские» десятой дорогой станет обходить», - сообщает депутат Олег Мудрак.
ПолитНавигатор