Почему истребитель «Леопардов» и «Абрамсов» «Спрут-СДМ1» станет лучшим в мире? Истребитель танков «Спрут-СДМ1» значительно превосходит все машины подобного класса Противотанковая пушка амфибия спрут сдм 1.

Самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ1», впервые продемонстрированная на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015».

Но уже сейчас военные эксперты считают, что данная самоходка, которую с полным правом можно отнести к легким танкам, является лучшей в мире и значительно превосходит имеющиеся в зарубежных арсеналах машины подобного класса.В мире нет больше машин, обладающих таким мощным вооружением — на 2С25М установлена 125-мм пушка 2А75М, способная вести огонь современными бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также боеприпасами с дистанционным подрывом на траектории. Такие средства поражения особенно эффективны против живой силы противника, расчетов противотанковых управляемых ракет.


Это значительно повышает шансы «Спрут-СДМ1» выжить в бою. Специалисты «Волгоградской машиностроительной компании «ВгТЗ» подчеркивают, что по огневой мощи обновленный «Спрут» соответствует уровню другой российской новинки — основному боевому танку Т-90МС. Необходимо также упомянуть, что 2С25М может применять противотанковое вооружение, благодаря чему технику противника можно поразить на максимальной дальности до 5 км. Всего в боекомплекте СПТП 40 снарядов, в том числе 22 — в механизированной боеукладке.
Если на старой, имеющейся в войсках самоходке был один спаренный с пушкой пулемет ПКТМ, то на модернизированной машине, на башне установлен дистанционно-управляемый пулемет калибром 7,62 мм. В результате командир машины получил возможность самостоятельно поражать выявленные цели в тот момент, когда основное вооружение уже используется наводчиком-оператором. Общий боекомплект пулеметов - 2000 патронов.
Кроме огневой мощи как у Т-90МС, аналогичного уровня и система управления огнем, проще говоря, на 2С25М такие же, как и у нижнетагильского танка, прицелы и система управления огнем. Это считающийся одним из лучшим в мире прицел наводчика-оператора «Сосна-У», с телевизионными и тепловизионными каналами. А также панорамный прицел командира ПКП с аналогичными каналами. Оба прицела имеют возможность автоматического сопровождения цели. В случае повреждения основных прицелов имеется прицел-дублер, он оптико-электронный со стабилизированной в вертикальной плоскости линией прицеливания и автономным питанием.
Боевая машина имеет информационно-управляющую систему шасси, которая значительно облегчает эксплуатацию, выявление возникающих неисправностей. Новейший комплекс связи обладает частотной модуляцией и техническим маскированием.

По узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению она унифицирована с боевой машиной десанта БМД-4М. 500-сильный многотопливный дизель УТД-29 развивает мощность в 500 л.с. ,благодаря чему 18-тонная боевая машина с экипажем в три человека способна передвигаться со скоростью до 70 км/ч по суше и не менее 7 км/ч по воде. Причем, машина может преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов.
Истребитель танков также обладает высокоэффективной независимой изменяемой гидропневматической подвеской. Учитывая специфику применения данной машины, как правило, они будут действовать из укрытий и засад, возможность «ложиться» днищем на грунт трудно переоценить.


По мнению военных экспертов, «Спрут -СДМ1», кроме частей ВДВ, может найти применение в частях морской пехоты, в противотанковых подразделениях сухопутных войск, имеющих устаревшие противотанковые пушки МТ-12 «Рапира». Наверняка «Спрут -СДМ1» будет закуплен и представителями иностранных вооруженных сил, которые нуждаются в технике подобного типа.

Государственные испытания модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», предназначенной для Воздушно-десантных войск, начнутся в ближайшее время . Об этом сообщил «Интерфаксу» генеральный директор концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков. Уже и утверждена программа испытаний, и техника подготовлена к их началу. А серийное производство новой машины предполагается развернуть в 2018 году . «Спрут-СДМ1» пойдет на замену базовой модификации «Спрут-СД», разработанной ЦНИИ точного машиностроения и Волгоградским тракторным заводом. «Спрут-СД» был принят на вооружение в 2005 году.

Надо сказать, что возможности «Спрута» существенно шире, чем у самоходного орудия. Он способен не только обстреливать танки противника, находясь в укрытии, но и вести бой как с бронетехникой, так и с живой силой, поддерживая наступление сухопутных войск. В данном случае - десантную операцию. То есть обладает точно такими же возможностями, как и танк. И основное орудие у него абсолютно танковое - гладкоствольная пушка калибра 125 мм с полным набором танковых боеприпасов. Подвижность и проходимость достаточные для активного маневрирования на поле боя, а скоростные качества позволят совершать прорывы и рейды для фланговых обходов. И десантники могут перемещаться на броне «Спрута», что невозможно при использовании самоходных орудий.

Однако легким танком, каковым он является в действительности, его назвать не могли по бюрократическим причинам. Дело в том, что заказчиком этой разработки от Министерства обороны было не ГБТУ (Главное бронетанковое управление), а ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление), не имеющее полномочий присваивать создаваемой технике танковые индексы.

На фото боевая машина десант БМД-4 «Бахча-У» с противотанковой пушкой «Спрут-СД»

«Спрут», смело можно сказать, революционное оружие. До него никто не делал легкий танк, способный десантироваться и обладающий огневой мощью, равной мощи основного боевого танка. Класс ОБТ начинается от 40 тонн и до 70 тонн, а «Спрут» весит всего лишь 18 тонн.

Работа по его созданию заняла еще больше времени, чем уходит на разработку и доведения до эксплуатации истребителей. НИР, а затем и ОКР начались в 70-е годы. К началу 80-х к испытаниям был подготовлен «Объект-934». Однако командование ВДВ забраковало его, поскольку пушка калибра 100 мм была способна пробивать лишь 280-мм броню. Для ОБТ стран НАТО это все равно, что слону дробина.

Для того, чтобы разместить на легком гусеничном шасси пушку калибра 125 мм, имеющую значительную отдачу, конструкторам пришлось проявить максимум изобретательности. К тому же у «Спрута» есть возможность запускать через ствол пушки противотанковые управляемые ракеты, что привнесло дополнительные сложности при разработке.

Для уменьшения отдачи попробовали установить на ствол дульный тормоз. Однако от такого решения пришлось отказаться: при стрельбе управляемыми ракетами выброс из дульного тормоза раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой, то есть к ее «ослеплению». Также возникала направленная в стороны и назад дульная волна, которая могла быть опасной для десанта, расположившегося на броне.

Поэтому было решено увеличить откат орудия до 740 мм и ввести в конструкцию механизмы гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый «двойной откат» - орудийного ствола и самой самоходки после выстрела.

В середине 80-х годов «Спрут-СД» успешно прошел государственные испытания. И в 1986 году Волгоградскому тракторному заводу выдали задание на подготовку серийного производства самоходной противотанковой пушки, которая получила индекс 2С25. Однако на этом все и остановилось в связи с довольно странными обстоятельствами.

Принятие «Спрута» на вооружение затормозилось на 20 лет. В 1986 году на московском заводе «Универсал» началась разработка парашютно-реактивной системы десантирования самоходки. В 1991 году система не прошла испытания. Но забраковали ее лишь в 1994 году. Началась разработка новой системы. Ее испытания начались в 2001 году. Заодно решили еще раз испытать и «Спрут-СД». И лишь в 2005 году этот нелепый марафон завершился.

Главное достоинство «Спрута-СД», благодаря которому его называют «истребителем танков», огневая мощь. Она практически такая же, как и у ОБТ Т-72 и Т-90, благодаря пушке калибра 125 мм. И при этом используются те же самые боеприпасы - осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и тандемные кумулятивные. Бронепробиваемость снарядов достигает 770 мм брони под динамической защитой. В боекомплект также входят управляемые противотанковые ракеты.

«Спрут» роднит с ОБТ и то, что у него есть автомат заряжания пушки, благодаря чему повышена скорострельность, а также исключены ошибки заряжающего члена экипажа. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм. Есть мортиры, которые устанавливают дымовые завесы. Правда, в новой модификации завесы аэрозольные, отсекающие тепловое и радиоэлектронное излучение.

Необходимо сказать, что при создании «Спрута-СДМ1» было решено пойти на некоторое снижение не главных характеристик. Это относится к ходовой части. Вместо 510-сильного дизельного двигателя используется двигатель, имеющий мощность в 500 л.с. На шоссе самоходка развивает те же самые 70 км/ч, то же самое и на пересеченной местности - 45−50 км/ч у обеих машин. Но на плаву - 7 км/ч вместо 9/км/ч. Однако такое решение привело к существенному экономическому выигрышу. Волгоградский завод, выпускавший «Спрут-СД», закрыт. И концерну «Тракторные заводы» пришлось бы с нуля осваивать производство оригинального шасси. Вместо этого было решено воспользоваться шасси от БМД-4М, серийно выпускающимся на Курганском машиностроительном заводе.

Новая модификация получила дополнительный пулемет калибра 7,62 мм с дистанционным управлением, который интегрирован в боевой модуль, аналогичный модулю танка Т-90М.

Но основное усиление получили приборы и системы «истребителя танков», поскольку созданные, по сути, в 80-е годы, они явно устарели. В первую очередь это относится к системе управления огнем, которая доведена до уровня танка Т-90М. Она включает в себя панорамный круглосуточный прицел командира «Соколиный глаз» и прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Прицелы оснащены автоматом сопровождения цели. Бортовой компьютер с высокой точностью вычисляет траекторию полета снаряда с учетом целого ряда факторов - как внешних, так и внутренних, зависящих от состояния систем самоходки. При запуске противотанковых ракет их наведение производится по лазерному лучу.

В соответствии с современными требованиями к вооружению «Спрут-СДМ1» интегрируется в единую систему управления тактического звена. Это позволяет, с одной стороны, экипажу передавать другим машинам данные о целях, которые необходимо атаковать. То есть выступать в роли командной машины. А с другой стороны, получать целеуказание от командных пунктов, а также от беспилотников и РЛС.

Жесткие ограничения на вес машины, поскольку она должна десантироваться, неизбежно привели к низкой защищенности. Поскольку конструкторы были вынуждены бронировать «Спрут» по минимуму, он имеет лишь противопульную и противоосколочную защиту. Однако в этом отношении не в лучшем положении оказываются БТР и БМП.

В заключение необходимо сказать, что российский «истребитель танков» - уникальное в мировой практике оружие. Ни одна легкая бронемашина на гусеничном или колесном шасси не имеет пушки такого калибра. Нечто подобное, десантный танк, в США сделали к середине 80-х годов. Он получил индекс М8. Однако Пентагон отказался от его закупки, поскольку тот обладал невысокой огневой мощью. 105 мм нарезная пушка с расстояния в 2 км была способна пробить лишь 340 мм брони. Он весил на 500 кг меньше «Спрута» и имел точно такое же противопульное бронирование. Попытки наладить экспорт М8 завершились безрезультатно.

В рамках создания и развития техники для воздушно-десантных войск была разработана новая модификация самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД». К настоящему времени обновленная машина под названием «Спрут-СДМ1» вышла на испытания и проходит все необходимые проверки. В обозримом будущем эта самоходка может быть принята на вооружение с последующим серийным строительством и поставками техники войсками.

Существующая бронемашина 2С25 «Спрут-СД» разрабатывалась с середины восьмидесятых годов, однако в силу различных причин была принята на вооружение только в 2006-м. Проект подразумевал использование существовавшего гусеничного шасси «Объект 934», на котором следовало монтировать новое боевое отделение. САУ/СПТП «Спрут-СД» оснащается гладкоствольным орудием 2А75 калибра 125 мм, что позволяет использовать те же боеприпасы, что и в случае с имеющимися на вооружении танками. Сравнительно малые габариты и вес позволяют осуществлять парашютное десантирование техники.


Серийное производство машин «Спрут-СД» велось с 2005 по 2010 год. После этого было решено приостановить сборку новой техники до появления нового проекта модернизированной самоходки. Новый проект обновленной самоходной пушки получил условное обозначение 2С25М «Спрут-СДМ1». Его разработкой занимались специалисты нескольких предприятий из состава концерна «Тракторные заводы». Задачей этого проекта было повышение основных боевых характеристик за счет применения ряда нового оборудования, в первую очередь, иных прицельных устройств и средств управления огнем. Кроме того, была предложена доработка имеющегося шасси с широким применением существующих узлов и агрегатов, направленная на максимальную унификацию с другой техникой воздушно-десантных войск.

СПТП "Спрут-СДМ1" на выставке "Армия-2015". Фото Bmpd.livejournal.com

В рамках модернизации самоходки было решено сохранить имеющиеся броневые агрегаты. Корпус и башня исходной и модернизированной машиной почти не имеют отличий. Примененные доработки коснулись лишь некоторых деталей и связаны только с необходимостью применения новых узлов. Общая архитектура, компоновка и другие особенности машины, тем не менее, не изменялись.

Наиболее заметным внешним отличием СПТП «Спрут-СДМ1» от базового «Спрута-СД» является применение новой ходовой части. С целью упрощения и удешевления одновременного производства нескольких образцов техники для ВДВ было решено оснастить самоходку ходовой частью, основанной на агрегатах боевой машины десанта БМД-4М. Примечательно, что подобная унификация не оказывает значительного влияния на общие параметры ходовой новой машины. После обновления самоходка получает по семь опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской и гидроамортизаторами на каждом борту. Сохранена возможность изменения клиренса за счет регулировки параметров подвески.

Также в составе ходовой части имеются кормовые ведущие колеса цевочного зацепления, передние направляющие с механизмом натяжения и несколько поддерживающих роликов малого диаметра, предназначенные для удержания верхней ветви гусеницы в правильном положении.

Унификация новейшей техники для воздушно-десантных войск также сказалась на силовой установке и трансмиссии новой самоходной противотанковой пушки. Машина «Спрут-СДМ1» получает новый дизельный двигатель типа УТД-29 мощностью 500 л.с. вместо исходного 450-сильного 2В-06-2. Также самоходка получает трансмиссию, заимствованную у существующей боевой машины десанта. Подобные доработки в некоторой мере повышают удельную мощность самоходки и, как следствие, должны положительно сказываться на ее подвижности.

Заметным доработкам в рамках проекта модернизации подверглось боевое отделение. По имеющимся данным, САУ/СПТП «Спрут-СДМ1» получает обновленную систему управления огнем с рядом новых систем и прицельным оборудованием с повышенными характеристиками. Теперь машина имеет комбинированные прицелы с телевизионным и тепловизионным каналами, позволяющими применять вооружение в любое время суток. Также предусматривается автомат сопровождения целей, повышающий общие боевые характеристики.

Новое радиоэлектронное оборудование обновленной машины включает средства связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена, что позволяет экипажу передавать данные о различных целях другим машинам, а также получать целеуказание и другую информацию. Подобное оснащение призвано повысить эффективность совместной боевой работы нескольких самоходок.

За счет обновленной системы управления огнем «Спрут-СДМ1» сохраняет возможность применения уже существующей номенклатуры боеприпасов. Кроме того, обеспечивается совместимость с программируемыми взрывателями дистанционного подрыва на указанном участке траектории. Также самоходка может использовать управляемые ракеты нескольких типов, запускаемые из ствола основного орудия.

«Главный калибр» машины остался прежним – 125-мм орудие 2А75, представляющее собой развитие танковой системы 2А46. Пушка с длиной ствола 48 калибров устанавливается на стабилизированной системе и может наводиться в горизонтальной плоскости в любом направлении. Углы возвышения меняются в пределах от -5° до +15°. Орудие оснащается автоматом заряжания, самостоятельно подающим в камору боеприпасы раздельного заряжания требуемого типа. Боекомплект «Спрута-СДМ1», как и у предшественника, состоит из 40 снарядов различных типов.


Обновленная башня самоходки. Фото Bastion-karpenko.ru

Новый проект подразумевает усиление дополнительного пулеметного вооружения. К спаренному с пушкой ПКТ калибра 7,62 мм добавляется еще одно подобное , смонтированное на дистанционно управляемом боевом модуле. Модуль предлагается монтировать в кормовой части башни, управление им должно осуществляться с пультов боевого отделения. В коробах для боекомплекта боевого модуля помещается 1000 патронов. Наличие дополнительного пулемета позволяет улучшить возможности техники в деле самообороны от пехоты и незащищенных машин противника, а размещение такого оружия на дистанционно управляемом боевом модуле, в свою очередь, резко снижает риски для экипажа.

Модернизированная самоходка «Спрут-СДМ1» имеет боевую массу на уровне 18 т. Габариты машины в сравнении с базовой версией не изменились. Подвижность также осталась на имеющемся уровне. Максимальная скорость по шоссе составляет 70 км/ч. При помощи кормовых водометов самоходка может пересекать водные преграды вплавь со скоростью до 7 км/ч. Управлять машиной должен экипаж из трех человек: механика-водителя, командира и наводчика-оператора.

Первый опытный образец новой САУ/СПТП 2С25М «Спрут-СДМ1» был построен в прошлом году. Концерн «Тракторные заводы» впервые представил эту машину широкой публике в рамках выставки «Армия-2015». Тогда же были оглашены основные особенности нового проекта и названы некоторые характеристики обновленной машины. На тот момент модернизированные бронемашины рассматривались в качестве замены для существующей техники.

Несколько дней назад на полигоне Струги Красные (Псковская область) состоялся сбор руководящего состава артиллерии воздушно-десантных войск. Военачальники ВДВ смогли обменяться опытом и узнать последние в области артиллерии. Кроме того, в ходе сбора состоялся демонстрационный показ новой СПТП «Спрут-СДМ1» с проведением стрельб. Пресс-служба министерства сообщает, что в ходе показательных стрельб использовалась не только новая самоходка, но и некоторые вспомогательные средства. Так, в обеспечении стрельб при помощи целеуказания и корректировки огня участвовали беспилотные летательные аппараты «Орлан», а также радиолокационные станции «Аистенок» и «Соболятник».

По имеющимся данным, самоходная противотанковая пушка нового типа пока проходит испытания и еще не готова к началу серийного производства в интересах воздушно-десантных войск. Тем не менее, авторы проекта уже строят соответствующие планы. Как сообщает отечественная пресса, машины «Спрут-СДМ1» должны пойти в серию в 2018 году. Вскоре после этого войска смогут получить новые бронемашины с повышенными боевыми характеристиками. Согласно последним сообщениям, с новой самоходкой уже ознакомились представители ВДВ. Это событие, а также продолжение работ по новому проекту в той или иной мере ускоряют принятие новой техники на вооружение.

По материалам сайтов:
https://rg.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://bastion-karpenko.ru/

Самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска. Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.


К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части. С1982 г. в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения. Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой. Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 - будущего БТР-90.

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.

Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств Т-72, Т-80, Т-90. Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси. Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты. Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот. Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета. Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД»

Полная масса, т..................................................18
Экипаж, чел..........................................................3

Авиатранспортирование.............самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм..................................................2720 (сдатчиком ветра - 2980)
Длина с пушкой вперед, мм............................9771
Длина по корпусу, мм......................................7070
Ширина, мм....................................................3152
Клиренс, мм............................................. 100-500 (рабочий - 420)

Вооружение пушка:
- марка........................................................2А75
- калибр (мм), тип..............125, гладкоствольная
- заряжание......................................раздельное, автоматическое
- скорострельность, выстр./мин.......................7

пулемет:
-марка..............................................ПКТ(ПКТМ)
- калибр, мм.................................................7,62

Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360"
- по вертикали вперед.....................От -5"до +15"
- по вертикали назад (на корму)......От-3"до+17"

Боекомплект:
- выстрелов к пушке.....................40 (из них 22 - в автомате заряжания)
- типы выстрелов................осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУРЗУБК14 (запуск через ствол пушки)
- патронов.....................................................2000

Броневая защита:
- лобовая....................от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40")
- круговая........................от огня 7,62-мм оружия

Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка..................................................2В-06-2С
- мощность, л.с. (кВт) .............................510(375)

Трансмиссия..........................гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота

Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая

Гусеница........................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака основной
гусеницы, мм...................................................380

Водоходный движитель, тип......гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.................................................70-71
- наплаву..........................................................10

Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................47-49

Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- наплаву, ч.......................................................10

Удельное давление на грунт, кг/см2.................0,53

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.



К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.

В Псковской области на полигоне Струги Красные во время сбора руководства артиллерии Воздушно-десантных войск были продемонстрированы возможности новейшей самоходной противотанковой пушки (СПТП) "Спрут-СДМ-1" .

Показ возможностей перспективного боевого комплекса проводился при участии специальных и разведывательных подразделений артиллерии псковской дивизии ВДВ, которые давали целеуказание и корректировали огонь противотанковых средств, используя БЛА типа «Орлан», радиолокационные комплексы «Аистенок»* и «Соболятник»**.

Самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ-1» планируется на замену прежней СПТП модификации 2С25, стоящей на вооружении ВДВ более 10 лет. «Спрут-СДМ1» был впервые продемонстрирован на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Самоходка является развитием предыдущей модели 2С25 и после испытаний должна поступить на вооружение ВДВ. По словам военных экспертов, эта самоходная установка является лучшей в мире и значительно превосходит все имеющиеся зарубежные аналоги подобного класса.

«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» >>

Основное вооружение - 125-мм пушка 2А75М, способная вести огонь бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и боеприпасами с дистанционным подрывом на траектории. В целом по огневой мощи «Спрут-СДМ1» соответствует уровню основного российского танка Т-90МС и способен применять противотанковое управляемое вооружение на дальности до 5 000 м. Всего в боекомплекте 2С25М имеется 40 выстрелов, в том числе 22 - в механизированной боеукладке.

Кроме спаренного с пушкой пулемета ПКТМ на модернизированной машине на башне имеется еще один такой пулемет в дистанционно управляемой установке. Таким образом командир машины получил возможность поражать выявленные цели в тот момент, когда основное вооружение уже используется наводчиком-оператором. Общий боекомплект пулеметов - 2 тысячи патронов.

Система управления огнем 2С25М также имеет танковый уровень. В нее входит лучший в мире прицел наводчика-оператора «Сосна-У» с телевизионными и тепловизионными каналами, а также панорамный прицел командира ПКП с аналогичными каналами. Оба прицела имеют возможность автоматического сопровождения цели. В случае повреждения основных прицелов используется оптико-электронный прицел-дублер со стабилизированной в вертикальной плоскости линией прицеливания и автономным питанием.

Одно из главных отличий новой машины - это комплекс управляемого вооружения (КУВ) с новейшей ракетой, способной на расстоянии до 6 км уничтожить танк с динамической защитой.

Новейшее изделие полностью интегрировано с цифровой системой управления огнем (СУО), благодаря чему не только повысилась точность стрельбы «Спрут-СДМ1», но и стала возможной стрельба по низколетящим и малоскоростным целям, например вертолетам противника и беспилотным летательным аппаратам.

Новая самоходка получила модернизированную ракету, выстреливаемую через ствол пушки и созданную на базе выстрела «Инвар-М». Кумулятивный заряд расположен в носовой части ракеты и обеспечивает преодоление динамической защиты, в том числе выполненной во встроенном варианте. Основной кумулятивный заряд поражает непосредственно цель. Для поражения укрепленных инженерных сооружений разработан вариант ракеты с фугасной боевой частью термобарического действия.

При модернизации на 125-миллиметровой самоходной противотанковой пушке для «Спрут-СДМ1» была установлена более совершенная цифровая СУО с комбинированным прицелом наводчика с тепловизионным каналом ночного видения и автоматом сопровождения целей. Кроме того, у командира «Спрута-СДМ1» появилась возможность вести огонь из дополнительной пулеметной установки , в том числе по верхним этажам зданий, господствующим высотам в горной местности и вертолетам.

Модернизированный «Спрут-СДМ1» унифицирован по узлам и агрегатам с недавно принятой на вооружение боевой машиной десанта БМД-4М. Из этого можно сделать вывод, что, как и у новейшей БМД-4М, у «Спрут-СДМ1» серьезно увеличена мощность двигателя, что существенно повышает мобильность самоходной пушки как на плаву, так и при передвижении по пересеченной местности.

С использованием модернизированных выстрелов типа «Инвар-М» в составе вооружения «Спрут-СДМ1» получает принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ракеты в 2,5 раза превышает дальность ответного огня любых современных танков, так как снаряд летит на 2000 м, а противотанковая управляемая ракета на 5 000 м. Это позволяет выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.

Боевая машина имеет информационно-управляющую систему шасси, которая значительно облегчает эксплуатацию, выявление возникающих неисправностей. Новейший комплекс связи обладает частотной модуляцией и техническим маскированием. По узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению «Спрут-СДМ1» унифицирован с боевой машиной десанта БМД-4М.

Тактико-технические характеристики

Тип машины

гусеничная, бронированная, плавающая, десантируемая парашютным способом с экипажем внутри машины

Полная боевая масса, тонн

Экипаж, чел.

3 (командир, наводчик-оператор, механик-водитель)

Двигатель

УТД-29, четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, без наддува

Максимальная мощность (стендовая) при 2600 об./мин, кВт (л.с.)

368 (500)

Скорость движения, км/ч:

По шоссе, не менее

На плаву, не менее

Вооружение:

125-мм гладкоствольная пушка 2А75М

Тип боеприпасов: ОФС, БПС, КС и ПТУР

Система заряжания пушки автоматическое из механизированной укладки

Управляемое оружие полуавтоматический ракетный комплекс с запуском из ствола пушки и управлением лазером

Углы обстрела:

По горизонту 360°

По вертикали -5 …+15°

На корму -3…+17°

Боекомплект выстрелов - 40 штук (22 в меанизированной укладке и 18 штук в допукладке)

7,62-мм пулемет ПКТМ, спаренный с пушкой

7,62-мм пулемет ПКТМ в дистанционной установке

Боезапас патронов к пулеметам - 2000 шт

* Портативная контрбатарейная РЛС «Аистёнок» способна обеспечивать разведку огневых точек противника, расчёт траекторий снарядов или ракет и корректировку огня. Также комплекс позволяет контролировать воздушное пространство и наблюдать за БЛА.

АВАКС обманут шепотом >>

На небольших расстояниях «Аистёнок» способен отслеживать миномётные выстрелы калибром от 81 до 120 мм во время полёта мины, определяя траекторию полёта и рассчитывая точку выстрела и падения снаряда. Максимальная дальность обнаружения миномётов ограничена 5 тысячами метров. На таких расстояниях «Аистёнок» способен очень точно определить восходящую и нисходящую траектории полёта мины и рассчитать координаты вражеского миномёта.

Минимальное расстояние для определения миномётов противника составляет 750 метров. При этом точность обнаружения цели составляет несколько десятков метров и зависит от типа цели. Расчёт координаты, откуда произведён выстрел позволяет точно наносить контрудары по вражеским миномётам и корректировать собственный огонь.

Вес комплекса разведки «Аистёнок», разработанного ОАО «Концерном «Алмаз-Антей» составляет 135 кг. Это немного для систем такого типа и позволяет разведподразделениям без особых усилий перемещать его как на боевой машине, так и вручную с помощью трех человек. В комплект модульной системы входит семь элементов:

Опорно-поворотным устройством с треногой,

приёмопередатчик с антенной,

Блок питания,

Блок первичной обработки информации,

Электроагрегат,

Радиостанция и пульт управления.

Для полной сборки модулей «Аистёнка» и подготовке его к работе требуется всего пять минут. Пульт управления, выполненный в форме ноутбука, отображает цветную информацию о функционировании устройства. Данные об обнаруженных целях передаются через установленную радиостанцию сантиметрового диапазона. « Аистёнок » н е имеет собственного поворотного механизма, но этот недостаток компенсируется 60-ти градусным сектором наблюдения по азимуту ширины луча . Определение расчётов противника осуществляется с помощью обнаружения места выстрела и расчёта траектории снаряда. Дальность обнаружения цели составляет от 2-ух сотен метров до 20 000.

Шойгу проверил «Щегловский вал» >>

** , артиллерии, реактивных систем залпового огня и стартовых позиций тактических ракет противника по выстрелу. Кроме этого, для контроля точности стрельбы ударных установок. До недавнего времени в российской армии самым современным комплексом наземной электронной разведки были устройства «ПСНР-8» и «ПСНР-8М», которые готовятся уступить место новейшему электронному разведчику - изделию «1-Л277». Его второе название - «Соболятник». Он используется при исправлении направления стрельбы из миномета, и еще для нахождения беспилотников, летающих на низких расстояниях от земли . Отличительной особенностью изделия «1-Л277» является применение фазированной антенной решетки, широкополосного импульсного ЛЧМ сигнала для обнаружения движущихся целей и разрывов снарядов (мин), а также для обнаружения неподвижных объектов.

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 >>

Военные конструкторы добавили к станции «ПСНР-8М» автоматизированный блок первичной обработки данных, освободив оператора станции-разведчика от процесса обнаружения военных объектов и живой силы противника. Вместе с этим значительно увеличилась дальность действия электронного разведчика - его «дальнозоркость» увеличилась до 30 км.

У «ПСНР-8М» всего 500 часов непрерывной работы, «1-Л277» может работать без поломок от 1500 до 2000 часов. То есть надежность нового разведчика выросла в 4 раза. У станций «ПСНР-8» и «ПСНР-8М» были 3 крупных недостатка: мощность их импульсного излучения составляла 1 КВ, проще говоря, противнику было не так трудно их «засечь». Вторым недостатком было, так называемое, механическое сканирование местности, т.е. антенна во время работы вращалась вокруг своей оси. Двигатель, который ее приводил в движение, быстро выходил из строя, и его приходилось менять. Поэтому военные выдали техзадание, в котором говорилось о том, что данные приемы работы надо усовершенствовать. Не устраивал военных и вес станции-разведчика. Он составлял 62 кг, поэтому его боевой расчет составлял 3 человека.

В парке «Патриот» впервые покажут ракеты «Гранит» >>

«Соболятник» осуществляет электронное сканирование, за счет чего антенну больше не надо вращать вокруг своей оси и время от времени менять ее двигатель. Вес станции снизился до 36 кг, и теперь ее расчет состоит всего из 2-ух человек. Но самое главное – станция практически превратилась в «невидимку», так как ее импульсное излучение теперь меньше, чем у мобильного телефона.

Разрешающая способность новой станции-разведчика увеличилась в пять раз - с 50-ти до 10-ти метров. Это позволило поднять информативность, и оператор получил возможность считывать цели в колонне, т.е. различать отдельные цели. «ПСНР-8М» выдавала на экран длинную полоску, а «Соболятник» - отдельные предметы. Кроме того, новое изделие получило алгоритмы автоматизированного распознавания цели по критерию : человек – машина . За счет усовершенствования нового электронного разведчика мы можем обнаруживать движущиеся цели на фоне мощных отражений от поверхности земли. Таким образом, теперь оператор получил возможность видеть на экране своего монитора движение техники и людей. Безопасность самого оператора тоже увеличили за счет длины кабеля, соединяющего монитор с антенной, до 30 метров. То есть в случае попытки противника уничтожить станцию, у оператора появилось больше шансов остаться невредимым.

Системы видеонаблюдения, применяемые в Сирии >>

Новое изделие в состоянии обнаружить живую силу противника на расстоянии 6 км. У «Соболятника» применен более сложный сигнал с внутриимпульсной линейной частотой модуляции, что позволило снизить пиковую мощность излучения до 8 Ватт. Это резко повысило скрытность работы этого электронного разведчика. Некоторые виды оружия легко сопрягаются с этой станцией в особенности это пулеметы, такие как « ПЕЧЕНЕГ » и « КОРД ». Это позволяет ей присутствовать при военных действиях и при этом быть не заметной, если, конечно, нет оптического наблюдения.

Статьи, которые Вам могут быть интересны: